Автор занятия: Давыдова светлана Алексеевна.
Цели занятия:
Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья. Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека. Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов. Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр.
Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов. Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику. Познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде. Формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Совершенствовать умение равномерно закрашивать изображение кисточкой.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.
Оборудование:
Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками. Глобус. Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи. Ведро. Кувшин. Ножницы. Термос с кипятком. Зеркальца.
Аудиозаписи и картинки: «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь», музыка-фон для рисования и динамической паузы. Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно». Водяная мельница. Емкости с водой, пипетки, камни, пластмассовые кубики, емкости с песком и почвой.
Водные раскраски, кисти, неразливайки с водой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, вместо крышки.
Предварительная работа:
Экскурсия на пищеблок, наблюдение за фильтрами. Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде». Чтение сказки «Два ручья». Рисование в технике «по-мокрому», рисование пипеткой «Роса». Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море).
Рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе»
Ход занятия:
— Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Мы снова поработаем в «Лаборатории Почемучек». Нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки Будут думать много, ловко. Ушки будут слушать, Ротик четко говорить. Ручки поработают, Ножки потопают. Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Сюрпризный момент «Тучка с капельками»
— Закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным героем нашего занятия в «Лаборатории почемучек». (Звучит тихая музыка, вносится облако с капельками).
С горы сбегая без труда, Она гремит, как гром. В морозный день она тверда — Руби хоть топором! Нагрей ее — и к небесам Она взлетит тогда. Теперь любой ответит нам:
Зовут ее — … (вода).
— Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному. А те дети, которые будут особенно старательны и активны, смогут срезать чудесные капельки и складывать в этот кувшин.
Далее по ходу занятия каждую капельку срезает один из детей и кладет в пустой графин.
1. Капелька бережливая
— Капелька первая — капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус — так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.
— Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.
— Не соленой — пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь. Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».
Эксперимент «Берегите воду»
Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.
— Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.
2. Капелька ученая
Капелька вторая — ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.
Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»
— Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду? Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.
Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку.
— Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается. Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.
Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.
— Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.
Термос закрывается.
— Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.
— На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.
— Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду. Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой.
А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю.
Переместите капельку на землю.
— Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».
3. Капелька звучащая
Дидактическая игра и гимнастика для глаз «Песни воды»
На офтальмотренажерах под потолком в углах комнаты висят картинки «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам.
- Водопад
- С высоты большой срываясь, Грозно водопад ревёт И, о камни разбиваясь,
- Белой пеною встаёт.
- Море
- Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь
- О берег бьётся.
- Ручей
- Ручей бежит по горным склонам, Тараторя сам с собой, И в густой траве зелёной
- Прячет хвостик голубой.
Дождь
Мочит рощу, лес и луг, Город, дом и все вокруг! Облаков и туч — он вождь!
Поливает землю дождь.
4. Капелька труженица
— Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу. Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки).
Наблюдение за водяной мельницей
Дети льют воду на водяную мельницу и рассматривают принцип ее работы.
— Вот так вода работает на гидроэлектростанциях – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы. (Показ картинки).
5. Капелька любопытная
— А эта капелька очень любопытная. Она хочет узнать, что вам известно про воду. — Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какая вода?».
(Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная). — В каком виде бывает вода? Жидкая, твердая (снег, лед, град), газообразная (пар). — Какой вкус у воды? У воды нет вкуса.
— Какой у воды запах? У воды нет запаха. — Какого цвета вода? Бесцветная, прозрачная.
— Какой формы вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее налили.
6. Капелька игривая
Динамическая пауза «Тучка и капельки»
Я ваша мама-тучка, А вы мои – капельки-детки, Пусть облако вас подружит, А ветер веселый закружит. В хоровод скорей вставайте, И со мною повторяйте: Мы будем весело шагать и улыбаться! Руками солнышку махать и наклоняться, Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.
7. Капелька живительная
— Есть такая поговорка: «Где вода — там жизнь». Вода нужна для жизни всем. Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья — деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.
— Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить,то не сможет прожить без воды больше трех дней.
Ни умыться, ни напиться без воды. Листику не распуститься без воды. Без воды прожить не могут птица, зверь и человек. И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода — там жизнь!»
8. Капелька исследовательница
— А эта капелька предлагает вам исследовать, как вода впитывается разными веществами.
Детям предлагается с помощью пипетки капнуть водой на камень, на емкости с песком и почвой, пластмассовый кубик, затем исследовать полученные результаты и сделать вывод, какие вещества впитывают воду, а какие не впитывают.
9. Капелька чистюля
Наблюдение за фильтрами
— К сожалению в трубах, которые несут нам воду, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. Вспомните нашу экскурсию на кухню, как там очищают воду? С помощью больших фильтров.
Сколько фильтров вы видели на кухне? Три фильтра — сначала вода попадает в первый фильтр и там очищается, затем очищается еще раз во втором фильтре, еще раз очищается в третьем фильтре и только после этого попадает в кастрюли. Много в нашем детском саду детей и взрослых? Много. А сколько воды нужно для всех? Нужно много воды.
Поэтому фильтры на кухне какого размера? В нашем детском саду много детей, воды для них нужно много, вот и фильтры на кухне стоят большие.
А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра). В семье людей намного меньше, чем в садике. Вот и фильтры поменьше. Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.
Опыт «Фильтрование воды»
— Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.
— В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра — тряпочки из ткани.
Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная. Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода.
Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.
10. Капелька художница
— Вы уже рисовали акварелью — водяной краской, рисовали в технике «по мокрому». А сегодня вы порисуете вообще без краски — обычной водой закрасите волшебные картинки. А волшебные они потому, что от обычной воды станут цветными.
Рисование водой
Дети закрашивают мокрой кистью водную раскраску.
— А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.
— Конечно, эта вода в ведре не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте. Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования.
Капельки-волшебницы в реки собираются, Напоить всю Землю-Матушку стараются. Всем нужна водица – и птицам, и травинкам, Ходят к водопою звери по тропинкам. А детишкам малым водичка всех нужнее – С нею мы растем, с нею здоровеем. Знаем мы теперь, как воду поберечь – Просто так из крана она не будет течь! Есть у нас сантехник, он следит всегда, Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, воду берегите!
Дегустация чистой воды
Пока дети разглядывали ведро с набежавшей водой, графин с капельками меняют на графин с чистой питьевой водой. Детям предлагается попить воды.
Скачать конспект интегрированного занятия в средней группе, тема: «Чудесные капельки»
В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …
Читать дальше…
Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/nejivaya-priroda/chudesnye-kapelki.html
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада на тему — Портрет воды. – Ребенок в детском саду
- Автор — Жолобова Валентина Сергеевна, воспитатель.
- Конспект занятия в подготовительной группе на тему воды — «Портрет воды».
- Цель:
Расширять представления детей о неживой природе в интересной для них деятельности. Формировать у детей познавательную потребность, интерес к окружающему миру.
- Задачи:
- -В ходе проведения опытов, закрепить основные свойства воды, получить новые интересные сведения о ней
- -Развивать воображение, критичность мышления: умение видеть положительные и отрицательные стороны объектов неживой природы
- -Не боясь высказывать собственные суждения, обосновывать их, устанавливать причинно-следственные связи.
- -Воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, развивать наблюдательность.
- -Получать эмоциональное удовлетворение, испытывать радость от своих маленьких открытий.
- Оборудование:
- • Картонная коробочка для ледяного цветка.
- • Фишки «капельки»,
- • Материал для опытов с водой – прозрачные пластиковые стаканчики разного размера (по одному на каждого), различные ёмкости с водой
- • «Коробочка предметов-помощников» — трубочки для коктейлей, ложечки, камешки, сухие краски и др.
- Ход занятия:
Ребята, я сегодня хочу вас познакомить с моим другом – профессором Почемучкиным.
Недавно он побывал в гостях у самой Снежной королевы! Он с таким восторгом рассказывал о ледяных цветах в её замке, и даже взял один цветок на память, конечно же, с разрешения Снежной королевы и прислал к нам, чтобы не повредить цветок, он положил его вот в эту коробочку. Как вы представляете себе этот цветок, какой он?
Дети:
Он прозрачный, сверкающий, блестящий, холодный, хрупкий. (Воспитатель открывает коробочку, но там ничего нет, только мокрое дно).
Воспитатель: — Ой, а где же цветок? Куда он мог исчезнуть?
Дети: Наверно он растаял. Он же был ледяной!
Воспитатель: -А почему же у Снежной королевы цветы не тают, а у нас растаял?
Дети: В замке Снежной королевы холодно, а у нас тепло. Вот он и растаял!
Воспитатель: Что же такое лед? (вода в твердом состоянии). Где вы можете наблюдать воду в твердом состоянии? (снег, лед, сосулька).
Воспитатель: Согласна с вами. А хотите узнать какие еще свойства имеет вода? Тогда предлагаю открыть опытные лаборатории. Каждая лаборатория будет раскрывать один секрет воды, а помогут вам вот эти подсказки. Вам нужно провести опыт с водой по этой подсказке. И сказать что же у вас получилось и какой секрет воды вы раскрыли.
Эксперименты с водой по подгруппам (вода не имеет вкуса, принимает вкус растворенных в ней веществ; вода прозрачная; вода не имеет цвета; вода не имеет формы).
Дети делают выводы и составляется «портрет» воды, отражающий в мнемосимволах ее основные свойства. Вода встречается везде, в любое время года, вода бывает разная. Вода дом для животных и растений. Давайте вспомним какая бывает вода, а поможет нам в этом игра «Четвертый лишний»
Игра на ИД.
Какие буквы мы открыли, кто вспомнит? Попробуйте сложить слово из этих букв. Что у нас получилось? (вода) Вода играет важную роль на планете Земля. Без нее не может прожить ни одно живое существо. Но бывает, что вода может принести вред. Давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо»
Воспитатель предлагает провести игру-соревнование двух команд. Одна команда говорит, чем полезна вода, другая – какой вред приносит.
Итак, начинаем игру. Слово первой команде. Вода – это польза. Почему?
Дети первой команды:Вода нужна всем и людям, животным, растениям. Без неё всё живое погибнет.
Воспитатель:
Согласна. Получаете «капельку» (обращается ко второй команде).
Дети второй команды: Вода может принести вред: попьёшь холодной, ледяной воды – заболеешь. А от горячей воды можно обжечься.
Ответы детей:
Вода – это дом для рыб, водорослей, медуз и других водных жителей. Плохо когда реки наполняются водой и бывают наводнения. Вода нужна для того, чтоб стирать, готовить еду, мыться. Когда много дождей или снег тает, на улице большие лужи, это плохо. По воде можно плыть на корабле, на лодке, на надувном круге. Сильные волны, цунами, приносят разрушения и гибель людям т.д.
В конце игры проверить, в какой команде было больше правильных ответов.
Вы, ребята, много узнали сегодня о воде. Я думаю у нас с вами получился хороший портрет воды. — Что нам помогло составить портрет воды? — Что больше всего вам понравилось? — Что нового вы узнали? — Что было трудно?
- — Что бы вы еще хотели повторить?
- А нашу сегодняшнюю работу в лаборатории профессора Почемучкина я предлагаю закончить игрой, а играть мы будем с водой.
- Игра «Удержи воду в ладошках».
- Дети набирают немного воды в ладошки и пытаются как можно дольше её удержать.
Источник: http://deti-club.ru/konspekt-zanyatiya-v-podgotovitelnoj-gruppe-detskogo-sada-na-temu-portret-vody
Проект по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Вода вокруг нас»
Проект по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Вода вокруг нас»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» р.п. Вознесенское Нижегородская область
Руководитель: воспитатель I квалификационной категории Гуськова Екатерина Николаевна р.п. Вознесенское, 2017 год
- Пояснительная записка
- Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.
- Тип проекта: краткосрочный (1 неделя)
- Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
- Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, воспитатель.
Актуальность темы проекта. Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, а и ухудшению здоровья каждого человека в частности.
Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей.
Скачать конспект
Сегодня особенно необходимо формировать у детей навыки бережного отношения к природе, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
По результатам бесед с детьми выяснила, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется вода в кране, почему идет дождь, как превращается в снег, лед, снежинки; есть ли вода в организме человека. Как вода помогает всему живому жить и расти, кто живет в воде.
- Задача взрослых – научить детей самостоятельно добывать знания исходя из опытно-экспериментальной работы, делать элементарные выводы и умозаключения в ходе знакомства с водой, бережно относиться к природным ресурсам Родины
- Цель: расширять кругозор дошкольников, формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, расширять представления детей об обитателях морей и океанов, воспитывать бережное отношение к воде, как к источнику жизни на земле.
- Задачи:
- Закреплять и систематизировать знания детей о воде и ее свойствах;
- Развивать познавательные способности детей, формировать умение проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов и экспериментов;
- Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений и животных;
- Уточнить представления о том, как вода влияет на жизнь и здоровье человека;
- Воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь ее;
- Продолжать знакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой.
У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получать ответы на вопросы экспериментальным путем).
У детей будет сформированы знания о простейших свойствах воды и о том, как их можно применить в повседневной жизни, углубятся знания о морских обитателях. Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Взаимодействие с родителями:
- Анкетирование для родителей
- Папка-передвижка для родителей «Как научить детей охранять природные ресурсы»
- Консультация для родителей «Полезные свойства воды для человеческого организма»;
- Электронная консультация для родителей «Закаливание водой»;
- Участие в фотовыставке “Вода вокруг нас»;
- Совместное создание мини-музея в группе «По морям по волнам».
План реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
Цель:
- Создание предметно-развивающей среды в группе согласно теме проекта;
- Подбор детской и методической литературы, иллюстраций для реализации проекта;
- Подбор информации для оформления родительского уголка;
- Пополнение «Центра экспериментирования» необходимыми материалами;
- Обсуждение на родительском собрании о начале проекта, о целях и задачах проекта.
- Консультация «Полезные свойства воды для человеческого организма»;
- Анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания детей 6-7 лет;
- Совместное создание воспитателем и родителями мини-музея в группе «По морям по волнам»;
- Участие в фотовыставке «Вода вокруг нас».
2 этап. Основной.
1 день:
Социально-коммуникативное развитие Беседа «Мир воды», просмотр и обсуждение мультфильмов «Секреты воды», «Ручеек и заяц Коська»
Речевое развитие Чтение художественной литературы Л.Муур «Крошка Енот и Тот, кто живет в воде», Н.А. Рыжова «Волшебница вода» (экологическая сказка), С. Сахаров «Кто в море живет?
- Физическое развитие П/и «Караси и щуки»; п/и «Рыбки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», дыхательная гимнастика «Снежинки»
- Познавательное развитие НОД по экологическому воспитанию «Берегите воду» (Приложение 1), опыт-эксперимент «Свойства воды» (Приложение 4), ди «Как мы используем воду»
- Художественно-эстетическое развитие Конструирование из бумаги «Кораблик», свободное рисование на тему «Берегите воду»
- 2 день:
- Социально-коммуникативное развитие Просмотр и обсуждение мультфильмов из цикла «Смешарики» «Капля», «Круговорот воды в природе», просмотр энциклопедии «Морские обитатели»
Речевое развитие Чтение и обсуждение произведений: «Живая вода». Польская сказка, Г. Люшина «Капелька», Н. А. Рыжова «Жила-была река» (экологическая сказка)
Физическое развитие П/и «Рыбки», п/и «Море и берег», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек»
Познавательное развитие Опыт-эксперимент «Испарение», «Тонет не тонет» (Приложение 4), ди «Круговорот воды в природе»
Художественно-эстетическое развитие НОД лепка сюжетная по представлению «На дне морском» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г. стр 130)
3 день:
Социально-коммуникативное развитие Просмотр и обсуждение мультфильмов из серии «Лунтик и его друзья» «Капельки дождя», «Растения пью воду», беседа «Мир воды»
Речевое развитие Чтение и обсуждение произведений: Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели» (экологические сказки)
Физическое развитие П/и «Караси и щуки», п/и «Ходят капельки по кругу», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», дыхательная гимнастика «Снежинки»
Познавательное развитие Опыт-эксперимент «Вода ползет вверх», опыт-эксперимент «Очищение воды: как воду сделать чистой» (Приложение 4), познавательная викторина «Вода» (Приложение 2)
Художественно-эстетическое развитие НОД рисование декоративное с элементами аппликации и письма «Рыбки играют, рыбки сверкают» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г. стр 134)
- 4 день:
- Социально-коммуникативное развитие Беседа «Кому в природе нужна вода», сюжетно-ролевая игра «Рыбки в пруду»
- Речевое развитие Отгадывание загадок про воду, природные явления, связанные с водой; заучивание пословиц о воде
- Физическое развитие П/и «Мы водные животные», п/и «Море и берег», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек»
- Познавательное развитие Опыт-эксперимент «Цветной лед», опыт-эксперимент «Поднимающаяся вода», рассматривание и обсуждение детской энциклопедии «Вода вокруг нас», д/и «Аквариум»
- Художественно-эстетическое развитие Свободное рисование на тему «Обитатели дна морского», конструирование из бумаги «Лягушка»
- 5 день:
Социально-коммуникативное развитие Беседа «Зачем вода нужна человеку?», просмотр и обсуждение видеоурока «Как нужно беречь воду?», мультфильма «В порту»
Речевое развитие Чтение и обсуждение произведений Н.А. Рыжова «Чей дом лучше», «Травинка путешественница»
- Физическое развитие П/и «Ходят капельки по кругу», п/и «Рыбки», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», заучивание поговорок о воде
- Познавательное развитие Итоговое мероприятие: НОД по экологическому воспитанию «Вода вокруг нас» (Приложение 3)
- Художественно-эстетическое развитие Оригами «Рыбки в аквариуме», раскрашивание картинок «Правила поведения на воде»
III этап. Заключительный.
- Подведение итогов проектной деятельности;
- Проведение итогового мероприятия – открытая непосредственно-образовательная деятельность по экологическому воспитанию «Вода вокруг нас»
- Создание альбома «Вода»;
- Фотовыставка «Вода вокруг нас»;
- Создание мини-музея «По морям по волнам»;
- Составление рекомендаций для родителей экологическому воспитанию детей 6-7 лет.
- Фотоотчет о проведении экологического проекта «Вода вокруг нас»
Список использованной литературы
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Авторы-сост. Е.А. Мартынова, И.Н. Сучова, Волгоград: — Учитель, 2011 г.
- Тугушева Г.А., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-пресс», 2007 г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г.
Источник: http://doshkolnik.ru/ecologia/18134-proekt-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-dlya-podgotovitelnoiy-gruppy-voda-vokrug-nas.html
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Живая вода»
- Цель: формирование основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде.
- Задачи:
- -образовательные:
- уточнить знания детей о роли воды в жизни человека.
- дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле.
- познакомить детей с традиционно добрым отношением людей к родникам.
- научить понимать, что чистая вода– это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.
- вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе
- учить детей при помощи художественного творчества (плакат)доносить проблему охраны источников чистой воды до других людей
- способствовать всестороннему развитию ребёнка.
-развивающие:
- развивать логическое мышление, связную речь, творческие способности детей.
-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде.
Интеграция образовательных областей: музыка, развитие речи, художественная литература, физическое развитие (здоровье, художественное творчество.
Методы и приёмы: рассказ о родниках и чистой воде, охране воды в природе; слушание стихотворения «Земля — наш дом родной», «Родники» Бунин; п/и «Ручейки – озеро»; приход сказочного персонажа Лунтика; эксперименты, д/и «Четвёртый лишний», развитие творчества детей –коллективная аппликация.
Предварительная работа: Знакомство с глобусом, рассматривание иллюстраций. Беседы: «Как уберечь воду?», «Кому нужна вода?». Наблюдения в природе: снегопад, таяние снега, дождь, лужи, роса, туман. Чтение художественной литературы: Марта Гумилевская «Следом за каплей» (рассказы).
Материал к занятию: Глобус. Картинка с изображением завода, сливающего грязную воду. Картинка мусора в воде и на берегу водоёма.
Картинки с изображением озёр, рек и родников, карточки с загадками, плакат с контуром планеты Земля, цветная бумага (голубая, клей-карандаш, салфетки, клеёнки для аппликации. Стакан с водой, пустой стакан, чашка с сахаром, ложка, кусочек льда, свеча.
Картинки для игры: река, озеро, море, песок. Лёд, снег, сосульки, леденец. Пар, горячая вода, облако, дым из трубы.
- Ход занятия:
- Звучит музыка.
- Воспитатель показывает глобус.
- — Кто знает, как называется этот предмет? (глобус)
-Что такое – глобус? (это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз, так наша планета Земля выглядит из космоса).
-Посмотрите на глобус. Какого цвета больше всего на глобусе (голубого). Почему (ответы детей? Это океаны и моря. В них очень много воды, но она солёная и не годится для питья. Ребята, а есть ещё реки и озёра.
Многие озёра настолько чистые, в них бьют подземные родники, что из них можно пить воду. Например: в нашей стране есть такое заповедное озеро Иткуль. А также есть озеро Байкал.
Это озеро с самым большим запасом пресной воды в мире.
— Ребята, как вы думаете, зачем нужна вода? (Чтобы жить, купаться, умываться, пить, готовить еду, стирать и т. д.)
— Ребята, а вы знаете, откуда берётся вода в реках и озёрах? (Ответы детей)
— Многие реки и озёра, даже очень большие, в начале своего пути образуются слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников.
Любит и бережёт родники наш народ: обкладывает их камнями, ограждает, делает над ними навесы. На ухоженном роднике всегда есть кружка, которую оставила чья-то бескорыстная рука для всех и каждого. Пейте, люди добрые, кристально чистую воду, пейте на здоровье.
— Ребята, а кто из вас пил воду из родника?
— А как говорят о чистой воде из родника? (родниковая, холодная, прозрачная, хрустальная, студёная, струящаяся.)
— У И. А Бунина есть стихотворение «Родник».
- Послушайте его:
- В глуши лесной, в глуши зелёной,
- Всегда тенистой и сырой,
- В крутом овраге под горой
- Бьёт из камней родник студёный:
- Кипит, играет и спешит,
- Крутясь хрустальными клубами,
- И под ветвистыми дубами
- Стеклом расплавленным бежит.
- — А вы знаете, что без воды не может жить ни что живое: ни человек, ни животные, ни растения.
Воспитатель: Родник — бесценный дар. Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы.
— А теперь я предлагаю поиграть в подвижную игру.
Подвижная игра «Ручейки-озеро».
Ребята строятся друг за другом по 5-6 человек, руки кладут на пояс впереди стоящему — это «ручейки». По сигналу «ручейки бегут» дети произвольно бегут каждый в своей колонне друг за другом. Все колонны бегают, не мешая одна другой. По сигналу: «Озеро!» каждая команда, взявшись за руки, образует круг — «озеро».
Беседа о загрязнении окружающей среды. Использование иллюстраций по теме.
- — Что необходимо сделать, чтобы наши водоёмы были чистыми? (ответы)
- Физминутка-Скороговорка:
- «Ехал Грека через реку,
- (дети изображают, как гребут вёслами на лодке)
- Видит Грека, в реке рак.
- (Повороты туловища и головы вправо- влево)
- Сунул Грека руку в реку,
- (Наклоны туловища вперёд)
- Рак за руку Греку цап!
- (Воспитатель ловит детей за руку)
- Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам стать ненадолго волшебниками, и провести эксперименты с водой.
- Два стакана. Один пустой второй с чистой водой и чашка с сахаром. Переливаем из одного стакана воду в другой. Вода льётся, значит, она какая? (Жидкая). Добавляем сахар в стакан и перемешиваем. Что видим? Сахар исчез. Проведя, этот опыт мы с вами рассмотрели такое свойство, как растворимость. В жидком состоянии водарастворяет некоторые вещества.
- Дети закрывают глаза, по их ладошкам я провожу кусочком льда. Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашим рукам? Лёд. Что такое лёд? Лёд – это вода, только в твердом состоянии. Если его долго п0одержать в тёплых ладошках, то он превратиться в воду. Значит, водабывает жидкая и твёрдая.
- А теперь мы наберём немного воды в ложку и подержим над свечой. При высокой температуре водазакипает и превращается в пар. Это третье состояние воды — газообразное.
Загадки
— Молодцы ребята, у вас так хорошо получается. А вы умеете отгадывать загадки? Тогда слушайте:
- В морях и реках обитает,
- И часто по небу летает.
- А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода.)
- Чуть дрожит на ветерке
- Лента на просторе,
- Узкий кончик в роднике,
- А широкий в море. (Река)
- Он без рук, он без ног
- Из земли пробиться смог
- Нас он летом, в самый зной,
- Ледяной поит водой. (Родник)
- Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, а рама зелёная. (Озеро.)
- Не море, не земля, корабли не плавают
- Только лягушки квакают.
- Ходить нельзя, можно увязнуть. (Болото)
- Художественное творчество( аппликация):
(Воспитатель предлагает детям пройти к столам. Напоминает им о госте, как ему было плохо от грязной воды).
— Ребята, как вы думаете, что нужно делать, чтобы наша Земля оставалась такой же цветущей и голубой. (Ответы детей).
Правильно, надо охранять чистоту водоёмов и их берегов, не загрязнять их: не бросать мусор, не мыть машины и велосипеды в них. После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой. Ведь вода — это богатство нашей планеты залог жизни и здоровья людей, животных и растений.
Источник: https://knyazeva-luberdou95.edumsko.ru/folders/post/1794983
Конспект занятия в средней группе на тему "Берегите воду"
- Тема занятия « Берегите воду!» (средняя группа)
- Образовательная область: ребенок и природа; интеграция: ребенок и общество, ЭМП, музыкальная деятельность, развитие речи.
- Программные задачи:
- уточнить знания детей о необходимости воды в жизни человека, животных, растений;
- закрепить знания о состояниях воды;
- познакомить с глобусом, понятием «пресная вода» и ее запасами;
- рассмотреть экологические проблемы и способы охраны воды;
- развивать речь, память, координацию движений;
- воспитывать бережное отношение к воде.
- Предварительная работа: заучивание стихотворений; отгадывание загадок; разучивание танцевальных движений; наблюдение на прогулке за различными состояниями воды, за растениями до и после дождя; наблюдения в уголке природы: за рыбками в аквариуме (замена воды), за цветами (полив); наблюдение за работой помощника воспитателя: мытье посуды, пола, протирание пыли; труд в уголке игрушек (мытье игрушек, стирка кукольной одежды).
- Материал:
- капли воды (большие и маленькие);
- загадки, глобус, карта Беларуси;
- стаканчики с водой и емкость для воды;
- рисунки «Источники загрязнения воды»;
- сказка « Жила-была река»;
- стихотворение А. Ерошина «Про рыбалку» с атрибутами для обыгрывания;
- стихотворения «Глобус», «Берегите, люди, воду!»;
- музыкальная запись потешки «Водичка-водичка», песни «С голубого ручейка», песни «Живи, родник, живи!»;
- раскраски «Капелька».
- Ход занятия:
- Дети заходят в группу и приветствуют гостей:
- Все мы дружные ребята,
- Мы ребята-дошколята.
- Вас мы в гости пригласили,
- Чтобы нас вы похвалили.
- Пусть всем будет интересно,
- Увлекательно, полезно!
- В:
Поудобней становитесь,Не вертитесь, не крутитесь.Дети, ой, что утром было,Я же вам сказать забыла —Только в садик я зашла,Ко мне Капелька пришла (показывает грустную Капельку),Плачет бедная, грустит,А потом мне говорит:«Дети кран закрыть забыли,И все капельки уплыли!»И сказала я в ответ:«Нет, таких детей здесь нет!Воду попусту не льем,Мы водичку бережем!»Капелька заулыбалась (воспитатель показывает веселую капельку),
И у нас в саду осталась.
Ребята, давайте покажем нашей гостье-капельке, где живут в нашей группе ее сестрички, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек — капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.
- Становитесь друг за дружкой, превращаясь в ручеек, и потечем.
- Путешествие-поиск капелек по группе
- (Дети идут по группе делают остановки)
-
У стола, на котором стоит графин с водой:
- — вода нужна, чтобы мы могли её попить (приклеивают капельку).
- 2. Около моечной:
- — помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе (приклеивают капельку).
- 3. В туалетной комнате:
- — вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования (приклеивают капельку).
В: А что произойдет, если мы не будем мыться? (станем грязными, от нас будет плохо пахнуть, заболеть можем).
- Музыкальная пауза « Водичка-водичка»
- 4. В игровом уголке:
- — вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду (приклеивают капельку).
- 5. В уголке природы:
- возле растений.
- — цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода (приклеивают капельку).
- у аквариума:
- — рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать (приклеивают капельку).
- В: Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в группе (все вместе пересчитывают капельки).
— Вот Капелька, сколько в нашей группе твоих сестричек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.
В: Дети, а вы любите играть в прятки? Наша водичка в природе тоже любит спрятаться. Давайте попробуем ее отыскать.
- Игра-загадка « Где спряталась вода?»
- А теперь давайте потанцуем и отыщем, где спряталась вода в песенке.
- Физкультурная минутка « С голубого ручейка …»
В: Посмотрите, что я вам сегодня принесла. Это глобус. Так выглядит наша планета Земля из космоса. Голубым цветом на нем обозначены океаны, моря, реки и озера. Видите, как их много? Может не стоит беречь воду? (ответы детей). Дело в том, что не всю воду животные и человек могут использовать.
Ведь в океанах и морях вода на вкус соленая, в ней могут жить только морские животные и растения. А люди и животные суши нуждаются в пресной воде, которая, как говорят, не имеет вкуса, но на самом деле, когда вам хочется пить, она покажется вам самым вкусным напитком на Земле.
Пресная вода находится в реках, озерах, ледниках.
Давайте представим, что всю воду с нашей планеты мы вылили в стаканчики. Видите, как их много. А теперь мы с вами возьмем и вернем всю соленую воду назад на нашу планету, оставим только пресную. Ее осталось очень мало.
Но нам повезло. Наша Беларусь богата пресной водой, посмотрите на карту: как много у нас рек и озер, поэтому иногда нашу республику называют синеокой.
Иметь много пресной воды – это, конечно, хорошо. Но мы должны ее еще не загрязнять. Иначе у нас могут быть неприятности.(дети садятся на стульчики)
Вот что однажды случилось:
Обыгрывание стихотворения А. Ерошина
« Про рыбалку »Мы ходили на рыбалку, Рыбок удили в пруду. Витя выловил мочалку, А Егор – сковороду. Коля – корку мандаринки, Саша – старые ботинки, А Сабина и Сосо – От машины колесо.
Мне попались две подмётки, Боре – банка от селёдки, А Серёжка на крючок Пакли выудил клочок. Целый день в пруду упрямо Рыбу мы удили зря. Много выудили хлама, И ни разу – пескаря.
Должен знать и помнить каждый: Если мусор сыпать в пруд, То в таком пруду однажды
Рыбы попросту помрут.
В: Но это еще не все неприятности, которые могут случиться. Послушайте сказку, которую рассказала мне капелька.
Чтение сказки « Жила-была река»
Жила-была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье.
Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но была вкусной и прозрачной. Однажды река очутилась в городе. Люди обрадовались ей и попросили остаться в городе.
Река согласилась.
Её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки. Люди привыкли к реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах они построили завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки. Шли годы.
Потемнела река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, какая красивая река!», никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. Однажды по реке прошёл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха.
Совсем заболела река.
«Нет, — думает, — не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой».
Позвала она на помощь своих жителей.
«Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, и я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём в другие края, подальше от неблагодарных людей».
Собрались речные жители, очистили свой дом от грязи, вылечили речку.
И побежала она в край своего детства, туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались они одни, без реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Остановилась жизнь в городе.
Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал:
«Я знаю, почему от нас ушла речка. Когда я был маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого. Мы обидели речку и должны попросить у неё прощения».
И пошли люди поклонились реке, попросили ее поскорее вернуться в город; рассказали, как им плохо без неё, пообещали заботиться о ней. Речка была добрая и не помнила зла. Вернулась она в город и стала помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки заводов, и даже вызвали специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием реки.
В: Вам понравилась сказка? Наша капелька тоже рада, что побывала у нас в гостях. Давайте пообещаем ей, что будем беречь каждую ее сестричку, не будем загрязнять воду.
Чтение детьми стихотворений « Берегите, люди, воду!», « Глобус».
Берегите, люди, воду! Ведь вода так всем нужна! Вдруг погибнет вся природа? Жизнь несет с собой вода! Мусор в речку не бросайте, Рыбки в речке там живут! Нефть-заводы не сливайте, Чайки песен не споют! Зря не лейте с крана воду, Думайте о всем живом, Без питья воды немного Мы на свете проживем!
- Глобус
- Я обнял глобус – шар земной.
- Один над сушей и водой.
- В руках моих материки
- Мне тихо шепчут: «Береги».
- В зеленой краске лес и дол.
- Мне говорят: «Будь с нами добр».
- Не растопчи ты нас, не жги,
- Зимой и летом береги».
- Журчит глубокая река,
- Свои лаская берега,
- И слышу голос я реки:
- «Ты береги нас, береги».
- И птиц, и рыб я слышу всех:
- «Тебя мы просим, человек.
- Ты обещай нам и не лги.
- Как старший брат нас береги».
- Я обнял глобус – шар земной,
- И что-то сделалось со мной.
- И вдруг шепнул я:
- «Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»
На память о нашей встрече капелька вам дарит раскраску своих сестричек. Повесьте их дома и берегите воду!
Звучит песня « Живи, родник, живи!»
Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-zaniatiia-v-sriedniei-ghruppie-na-tiemu.html