Конспект урока письма в 5 классе по теме «имя существительное»

  • КОНСПЕКТ УРОКА ПИСЬМА В 51 КЛАССЕ
  • (программа VIII вида)
  • «Обобщениепотеме: Имясуществительное».
  • Цель: Повторить и систематизировать полученные знания, умения и навыки по теме «Имя существительное» (с учетом индивидуальных способностей каждого учащегося).
  • Задачи:
  • 1.Уметь обозначать имя существительное как самостоятельную часть речи, находить существительные в тексте, знать основные грамматические категории имен существительных:
  • — род, число, склонение, одуш/неодуш, нариц/собст, падеж – уч-ся I, II уровня;

— правильно задавать вопрос к имени существительному в н.ф. (кто? что? – живые/неживые), род, число – уч-ся III уровня.

  1. 2. Корригировать и развивать:
  2. — память (через запоминание правил, кратких обозначений грамматических категорий);
  3. — внимание (через смену различных видов деятельности, упражнений на нахождение того или иного грамматического признака);
  4. — мышление (через построение логических рассуждений, объяснение по кратким опорным схемам и таблицам);
  5. — речь (через запоминание новых слов, правил, понятий, построение развернутых высказываний, речевые разминки);
  6. — орфографическую зоркость и фонематический слух (через орфографические минутки, минутки чистописания, речевые разминки).

3. Воспитывать интерес к предмету, чувство ответственности, самостоятельность.

Уровни обученности учащихся

I уровень – Дворецкая К., Жуков Р., основнаяпрограмма

II уровень – Мазитов А., Батанов М., Прилуков К., VIII вида

III уровень (индивидуальный подход) – Бабаева Н., Федосеев И. (дисграфия в тяжелой степени), Васильева Ж.

Основная коррекционная задача любого занятия — организовать работу на уроке таким образом, чтобы все дети в классе имели возможность, независимо от их уровня развития или обученности, совместно изучать одну тему, одни правила, все вместе играть, выполнять сходные по тематике задания. Но в то же время, задания для детей 3 уровня по своей сложности должны значительно отличаться от заданий для детей 1и 2 уровней. Кроме того, задания для детей 3 уровня должны нести дополнительную коррекционную нагрузку, рассчитанную на индивидуальные способности и возможности каждого ребенка.

Ход урока:

Этапы урока Содержание Категория учащихся
I. Организационный момент.Сообщение темы, целей задач урока.Речевая разминка (задание на карточке).
  • 1. Автоматизация звука в словах:
  • ША-ША-ША АШ-АШ-АШ
  • ШО-ШО-ШО ОШ-ОШ-ОШ
  • ШУ-ШУ-ШУ УШ-УШ-УШ
  • ШИ-ШИ-ШИ ЫШ-ЫШ-ЫШ
  • ШТУ-ШТУ-ШТУ УШУ-УШУ-УШУ
  • ШТО-ШТО-ШТО ОШО-ОШО-ОШО
  • ШТА-ШТА-ШТА АША-АША-АША
  • ШТЫ-ШТЫ-ШТЫ ЫШИ-ЫШИ-ЫШИ
  • 2. Ушки на макушке
  • У кошки и у мышки,
  • Но у кошки ушки
  • Больше, чем у мышки.
  • Вопрос:
  1. Какой звук чаще всего встречается в нашей разминке? (Ш ш).

Следовательно, Ш ш будет сегодня «дежурной буквой» (будем выделять ее цветным карандашом в течение всего урока).

Все дети
II. Минутка чистописания (задания на карточках)
  1. — Пропись буквы Ш ш (на доске вывешен пример правописания)

-У маленькой мышки большие штанишки (выделение буквы цветом)2. Пропись отдельных значков (на узкой линейке)

1,2,3 ур.Илья Федосеев
III. Запись числа в тетрадях (комментированное письмо) Дв .на .цатое .преля. Кла .ная р.бота.(орфографическая минутка) 3 ур.. (называют пропущенные буквы)1,2 ур. – орфограммы
IV. Повторение пройденного материала об имени существительном:- общая характеристика существительного, — грамматич. категории (одуш/неодуш). Вопросы:

  1. С какими словами мы работали последнее время? (которые отвечают на вопросы: кто?что?)
  2. О какой части речи мы говорим? (об им.сущ)
  3. Что такое имя существительное? (правило)
  4. Имя существительное обозначает предмет. Какие бывают предметы? (почему одни отвечают на вопрос кто?, а другие что?) (живые/неживые)
  5. Как называются живые/неживые предметы? (одуш/неодуш)
  6. а) Опиши предметы на картинке («Рыбалка»):

Выписать (по вариантам) одуш/неодуш имена существительныеКонспект урока письма в 5 классе по теме «Имя существительное»Рыбак, р.машка, мяч, лягушка, з.мл.ника, лошадь, шляпа, к.мар, ракета, к.рова, ло.ка, гусеница, тракт.р, со.нце, бабочка.

  1. Проверка: ответы написаны на доске учителем, дети меняются тетрадями, ставят друг другу оценки.
  2. б) Найди слово, которого нет на картинке (ракета).
  3. Слово «ракета» просто потерялось, но появилось оно не случайно.
  1. Рассказ о знаменательной дате: 12 апреля – День Космонавтики. 12 апреля 1961 г. впервые наш космонавт Юрий Гагарин совершил полет в космос (иллюстрирование рассказа).
  • 3 ур.
  • 1,2 ур.
  • 1,2 ур.(по цепочке)

3 ур..

  1. 1,2 ур.
  2. Всем (3 ур. – живые/неживые)
  3. Для каждого уровня отдельная карточка со своим объемом задания
  4. Все дети
V. Физминутка
  • Физминутка будет у нас необычная, сегодня мы представим себя летчиками — космонавтами и полетим на ракете:
  • Наливаю в бак бензин,
  • Завожу пропеллер.
  • В небеса, мотор, вези,
  • Чтобы птицы пели…
  • Облетаю тучку,
  • Тучку-летучку…
  • Вези, мотор, чтоб нас довез
  • До звезд и до луны,
  • Хотя луна и масса звезд
  • От нас отдалены.
Все дети
VI. Повторение пройденного материала об имени существительном:- род, число, склонение, нариц/собст., падеж.
  1. Игра «Ракеты на старт!» (Наши две ракеты готовы к полету, необходимо распределить слова по двум

— ракетам-склонениям (1, 2 скл.) ;- ракетам-родам (ж.р., м.р., с.р. )Слова: космос, космонавт, ракета, солнце, луна, звезда, небо, корабль, земля, месяц.

1,2 ур.3 ур.
VII. Обобщение по теме: «Имя существительное». 4. Юрий Гагарин – первый человек, полетевший в космос. (Записать предложение, найти имена существительные, сделать разбор как части речи). 1,2 ур. -(подчеркнутые)3 ур. – человек, космос (по своему плану)
VIII. Подведение итогов урока. — Вам понравился сегодняшний урок?- Чем мы занимались сегодня на уроке? (играли, рисовали, писали, читали стихи)- С какими словами мы все это делали? (отвечают на вопросы кто? что?)

  1. — Как называется эта часть речи? (имя существительное)
  2. — Какие бывают существительные?
  3. (живые/неживые)
  4. (одуш/неодуш, нариц/собст)
  5. — Что можно определить у существительных?
  6. (род, число, склонение, падеж).
  • все
  • 3 ур.
  • 1,2 ур.
  • 3 ур.
  • 1,2 ур.
  • 1,2 ур.
IX. Домашнее задание. Задания нет (можно дать из X.) все
X. (Если осталось свободное время) «Веселая раскраска» (раскрась картинку «Рыбалка»). Все
  1. Учебно-тематическое планирование

    … 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию … письмо), использовать обращение, учиты­вая адресат и цель делового письма … тестирования 1 Урокобобщения 89 Повторение изученного в 5 классепотеме «Имя прилагательное» 1 …

  2. Основная образовательная программа

    … разбор имени существительного. Урок-игра «Его Величество ИмяСуществительное» Контрольная работа потеме «Имясуществительное» Глагол как часть …

  3. Основная образовательная программа

    … разбор имени существительного. Урок-игра «Его Величество ИмяСуществительное» Контрольная работа потеме «Имясуществительное» Глагол как часть …

  4. Программа

    тему и целиурока; … видеть в слове его части, разби- рать по составу именасуществительные, имена прилагательные, глаголы. Образование имён существительныхпрограммы 4-го класса. Обобщениекласса, учитель начинает выби- рать и включать в конспектурока

  5. Документ

    … употребление имён существительных. Правильное употребление имен существительных. Контрольный диктант потеме «Имясуществительное»Имя прилагательное (14ч) Имя прилагательное …

Другие похожие документы..

Источник: http://textarchive.ru/c-1010215.html

Урок в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме "Имя существительное"

  • 5 класс.
  • Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков
  • Форма урока: урок-экскурсия
  • Цели урока:
  • 1) обобщить и систематизировать знаний учащихся по теме «Имя существительное»; 2) закрепить умения находить имя существительное в тексте; 3) совершенствовать речевые и орфографические навыки; 4) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 5) способствовать развитию творческих способностей учащихся; 6) воспитывать чувство коллективизма и любовь к русскому языку.

Оборудование: компьютер, презентация №11, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).

  1. Ход урока
  2. Организационный момент
  3. Актуализация знаний

Ребята, у нас сегодня важный день – мы с вами отправимся на экскурсию по огромной стране «Имя существительное» (слайд 1). Перед нами карта-путеводитель (слайд 2), на ней указан наш маршрут.

Но прежде чем вы займете места в наших воображаемых автобусах, я познакомлю вас с некоторыми правилами, которые надо выполнять. Вы должны быть дружными, сообразительными, наблюдательными и быстро выполнять все задания.

Итак, поехали!

Систематизация и обобщение материала

Посмотрите внимательно, как называется деревня, в которую мы приехали? (слайд 3). Правильно, перед нами деревня Собственников.

— Как вы думаете, какие существительные здесь живут? (собственные и нарицательные)

— Верно. Какие слова будем относить к собственным?

  • — У собственных существительных кто по соседству живет?
  • — Что они обозначают?
  • — Ребята, жители деревни Собственников просят вас выполнить тренировочное упражнение: распределить данные слова в два столбика (слайд 4):
Нарицательные имена существительные Собственные имена существительные
  1. Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В,в)олк, (И,и)лья, (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген.
  2. Взаимопроверка.
  3. — Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных?

— Кто был внимателен, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой буквы, во втором – с маленькой.

Почему? Выполним небольшое задание по вариантам: Iвариант записывают имена собственные и через тире их лексическое значение, II вариант записывают нарицательные   и через тире их лексическое значение: Рентген (немецкий ученый), рентген (просвечивание рентгеновскими лучами); орёл (птица), Орёл (город); земля (суша), Земля (планета Солнечной системы).

— Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданиями. Теперь мы продолжим свой путь. Посмотрите, какая красота – река Олицетворяемая (слайд 5). Если искупаться в этой речке, то, как вы думаете, какое чудо может произойти? (неживой предмет может стать живым…)

— Верно. О каком постоянном признаке имени существительного мы здесь должны вспомнить? (признак одушевленности и неодушевленности)

— Что нам будет помогать определять, какое перед нами существительное? (вопросы Кто? Что?, смысл, форма множественно числа винительного падежа…).

  • Прежде чем отправится дальше, необходимо выполнить упражнение: Найдите «пятое лишнее» в следующих рядах слов (слайд 5):
  • Мастер, лошадь, бабочка, толпа, сверстница.
  • Реклама кукла, рябина, пейзаж, земляника.
  • Объясните, почему такое «несовпадение»?

— Отправляемся дальше! Ребята, наш автобус въезжает в село Родное!    (слайд 6). Давным-давно все существительные были очень похожи. Да так похожи, что сама королева Грамматика их путала.

И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет вознагражден».

Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы? По какому признаку можно отличать друг от друга существительные? Название села вам служит подсказкой.

— Молодцы! Но в селе живут некоторые слова, которые не могут определиться с родом. Поможем им (слайд 6).

Упражнение: Неряха, адвокат, визажист, злюка, молодчина, работяга, директор.

— Здесь есть слова общего рода. Но и есть существительные, называющие профессия, род занятий, общественное положение, употребляемые для обозначения лиц как мужского, так и женского родов. Придумайте предложения с такими словами, из которых было бы ясно, о мужчине или о женщине идет речь.

— Молодцы! Следуем дальше по стране «Имя существительное». Ребята, мы приехали на хутор Численный (слайд 7).

Кто по названию хутора догадался, о каком непостоянном признаке жителей идет речь? Они непостоянны: то о них можно сказать один, то несколько, много. Это единственное и множественное число.

Но мы не должны забывать и об особой группе имен существительных. Давайте наведем порядок в следующей неразберихе     (слайд 7):

Существительные, которые имеют форму только единственного числа Существительные, которые имеют форму только множественного числа
  1. — молодежь, студенчество, человечество
  2. — часы, грабли, брюки
  3. — шахматы, будни, каникулы
  4. — молотьба, удивление, косьба
  5. — Карпаты, Афины, Сокольники

— Какой фонетический закон наблюдается в четвертой группе? (озвончение).

Физкультурная минутка

Систематизация и обобщение материала (продолжение)

— Наш автобус двигается дальше. На нашем пути усадьба Мастеров      (слайд 8). У здешних мастеров материалом для строительства служат приставки, суффиксы, основы. Давайте на 2 минуты тоже станем мастерами и «построим» новые имена существительные. В скобках указан способ образования. Кто быстрее? (слайд 8).

  • Футбол (суффиксальный) —
  • Храбрый (суффиксальный) —
  • Погода (приставочный) —
  • Город (приставочный) —
  • Стакан (прис.-суф.) —
  • Служить (прис.-суф.) —
  • Луна, ходить (сложение основ) —
  • Железо, бетон (сложение основ) —

—  А какой способ словообразования вы знаете еще? (сложение сложносокращенных слов).

— Очень хорошо! Ребята, наш автобус въезжает в поселок Склоняемый (слайд 9). А что такое склонение?

— На сколько групп поделены жители данного поселка? (на три).

В поселке Склоняемый вам предстоит выполнить следующее задание: распределите слова по склонениям, выделите окончание (слайд 9).

(Один человек, комментируя, работает у интерактивной доски, остальные в тетрадях).

1 склонения 2 склонение 3 склонение

Страна, инженер, собрание, лекция, площадь, земля, завод, печ…, дело, конь, ноч…, село, площадь.

— Молодцы! Двигаемся дальше! Перед нами город Орфографический!      (слайд 10).

— Как вы думаете, кто правит в этом городе? (орфограммы). Жители города – орфограммы предлагают проверить ваши знания, выполнив упражнение.

Задание: спишите, вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте условия выбора правильного написания (слайд 10).

Посадить р..стение, написать изл..жение, повесить об..явление, сидеть на лекц.., кричать от бол.., работать стор..ж..м, салат с огурц..м, составить ра..писание, низкое со..нце, опасный хищ(?)ник, вкусный крыж..вник, сложный м..ршрут, тяжелый рю..зак.

— А теперь, в заключении нашей экскурсии, жители города Орфографического предлагают выполнить задание с сайта «Грамота.Ру» (http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_101)  (слайд 11).

Все учащиеся по очереди выходят к интерактивной доске, разбирая вслух по два предложения.

Подведение итогов урока

Вот и закончилась наша экскурсия. Сегодня все молодцы! Но наше путешествие в страну «Имени существительного» еще не закончено. Впереди еще много интересного. Мне хочется дать вам один совет:

  • Не привыкайте к чудесам!
  • Дивитесь им, дивитесь.
  • Не привыкайте к небесам,
  • Глазами к ним тянитесь.
  • За годом год, за шагом шаг
  • Впадайте в изумленье!
  • Все будет так или не так
  • Через одно мгновенье!
  • Выставление оценок
  • Домашнее задание (слайд 12)
  • Хочется верить, что и домашнее задание вы выполните с не меньшим интересом.   
  • Задание для всех: повторить все орфограммы имени существительного (по учебнику).
  • Задание по выбору:
  • — Сочинить грамматическую сказку про любой признак имени существительного.
  • — Составить карточки-задания по любой изученной орфограмме.
  • — Составить кроссворд по теме «Имя существительное».

Источник: http://rusteacher.ru/uroki-russkogo-yazyka/84-obobshhenie-i-sistematizacija-po-teme-imja-sushhestvitel-noe

Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Имя существительное» — PDF Скачать Бесплатно

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФГОС ФИО педагога: Маркина И.И. Предмет/ класс: русский язык, 5 а Дата: 2014г. Тема: «Обстоятельство» Общая информация о занятии Цель: создать условия для формирования лингвистической

Подробнее

Фонетика Звук как единица языка. Правила произношения. Гласные и согласные звуки. Классификация гласных и согласных звуков. Соотношение звуков и букв. Обозначение звуков на письме. Слог. Ударение и ритмика.

Подробнее

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс (Базовый учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» для 4-го класса 2 часть) I-е полугодие Тема урока Всего Сроки изучения Проработанный материал

Подробнее

ОГЛАВЛЕНИЕ О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ…………………………………………. 3 1. Зачем человеку нужен язык……………………………. 3 2. Что мы знаем о русском языке………………………….

Подробнее

1 Календарно-тематическое планирование/5 класс/ Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др./170 ч. Часы учебного времени Тема урока Язык и общение (2+1р.р.) 1 1. Язык и человек. Общение устное и письменное.

Подробнее

дата КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ( 04 Колич. Практическая Примечание часов часть Содержание. четверть. 48. Язык и общение. +. Язык и человек. Общение устное и

Подробнее

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности п/п Тема урока Вид деятельности учащихся на уроке. Вид контроля Примерное домашнее задание 1 2 3 4 5 Роль языка в обществе.

Подробнее

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс Тема урока Контроль 1 О функции русского языка в современном мире 2 3 4 Комплексное повторение (анализ текста, части речи. Члены предложения,

Подробнее

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 9» Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме «Главные члены предложения. Подлежащее»

Подробнее

Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний у существительных единственного числа Цель урока: отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных. Задачи:

Подробнее

1 Указания по работе с заданиями по Русскому языку для 4 класса Курс «Русский язык» е-умк «Уроки Кирилла и Мефодия» для 4 класса состоит из 14 медиауроков. Каждый медиаурок в свою очередь делится на несколько

Подробнее

П РА В О П И С А Н И Е К О Р Н Е Й С Ч Е Р Е Д У Ю Щ И М И С Я ГЛ А С Н Ы М И О — А Т е х н о л о г и ч е с к а я к а р т а у р о к а 1 Предмет Русский язык 2 Класс 5 3 Базовый учебник Русский язык. 5

Подробнее

Муниципальное казенное образовательное учреждение Королевская средняя общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края ПРИНЯТО протокол педагогического совета от 28 августа 2015 1 УТВЕРЖДАЮ

Подробнее

Урок русского языка в 3 «в» классе Тема урока: «Склонение имен существительных». Цели урока: Познакомить с понятием склонение имен существительных, научить детей определять склонение. Задачи урока: С помощью

Подробнее

Требования к результатам освоения учебного предмета. Учащиеся должны уметь: — писать под диктовку текст, применяя правила написания слов; — разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью суффиксов

Подробнее

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа 75 имени И.А. Красюка» Принята на педагогическом совете Протокол 12 от 28.06.2017 УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУ «Школа

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/56522891-Otkrytyy-urok-po-russkomu-yazyku-v-5-klasse-na-temu-imya-sushchestvitelnoe.html

Урок по теме «Имя существительное» в 5 классе | Открытый класс

  • Урок по теме«Имя существительное» в 5 классе
  • Цели:
  • — обобщить и закрепить знания учащихся об имени существительном;
  • — развивать литературную речь;
  • — закрепить навыки правильного употребления слов:
  •  бюллетень, вестибюль, тюль, рояль, шампунь, оттепель, чувство, участие;
  • — развивать коллективные формы работы, умение видеть свои и чужие ошибки
  • Форма урока: обобщающий урок
  • Оформление доски
  1. Вестибюль, бюллетень, тюль, оттепель, чувство, участие, шампунь.
  2. Магазин, стакан, свёкла, портфель.
  3. Жизнь дана на добрые дела. Языком не спеши, а делами не смеши. Умён на словах, да глуп на делах, Дела как сажа бела. Всех дел не переделаешь. По твоим делам о тебе судят.

                                          Ход урока

  1. Ученик исполняет стихотворение «Весёлая грамматика»
  1. Существительное – школа,
  2. Просыпается– глагол.
  3. С прилагательным весёлый
  4. Новый школьный день пришёл,
  5. Встали мы – местоименье,
  6. Бьёт числительное семь.
  7. За учение, без сомнения,
  8. Приниматься надо всем.
  9. Мы наречием отлично
  10. На уроках дорожим.
  11. Соблюдаем мы привычно
  12. Дисциплину и режим.
  13. Не и ни у нас частицы.
  14. Нам их надо повторять.
  15. И при этом не лениться
  16. И ни часу не терять!
  17. После школы, как известно,
  18. Мы катаемся в санях.
  19. Здесь особенно уместны
  20. Междометья ох и ах
  21. А потом
  22. У тёплой печи
  23. Повторяем
  24. Части речи!
  25.         Учитель:

        Сегодня у нас урок повторения. Мы вспомним всё, что узнали об имени   существительном в 5 классе.

        К какой части речи вы отнесёте слова: существительное, глагол, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, частица, междометие?

         Можно ли у этих слов определить род?

  1. Проверка домашнего задания

  Чтение сказок о существительном как части речи, составленных  учащимися   дома, и их анализ (2-3 сказок)

  1. Класс делится на три команды, можно дать названия командам
  •                  Задания командам
  •                 Выборочный диктант:
  •     1 команда записывает слова мужского рода,
  •     2 команда – существительные женского рода,
  •     3 команда – существительные среднего рода.
  • (В тексте есть существительные и общего рода, и не имеющие формы рода.)
  • Бюллетень, герань, мозоль, искусство, вестибюль, молодёжь, торжество, тюль, повидло, радость, кофе, терраса, время, путь, непоседа, темя, шампунь, невежа, семя, Севастополь, ущелье, рояль, молодчина, шоссе, счёты, щипцы, очки, аллея, оттепель, бюро.
  • Среди данных существительных назовите существительное собственное.

А остальные как называются? Почему?

Слова написаны. Командам даётся 2 – 3 минуты, чтобы проверить свои диктанты, исправить ошибки друг у друга. Один из команды отвечает. Остальные оценивают работу.

 Объясните значения слов, написанных на доске. Составьте с ними    словосочетания, определить род существительных и их склонение. Какая команда справится лучше? 

  1. Вестибюль, бюллетень, тюль, оттепель, чувство, участие, шампунь.
  2.  Из букв слова современник составить имена существительные в  форме единственного числа именительного падежа. (Кто больше составит слов за 1 минуту)
  3.     Вручение призов победителям.
  4. Учитель:
  5. Имена существительные не только имеют род, склонение и изменяются по числам, ещё, как известно, они склоняются по падежам.

— Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

  • (Затем ученики по ролям читают шуточное стихотворение «Ленительный падеж»)              
  •                           Спросили Лежебокина:
  • — А ну-ка расскажи,
  • За что так ненавидишь ты,
  • Не любишь падежи?
  • Давным-давно все школьники
  • Их знают назубок.
  • Их за три года выучить
  • Лишь ты один не смог.
  • Ответил он рассеяно:
  • — В том не моя вина.
  • Пусть им сперва учёные
  • Изменят имена.
  • Ведь я падеж Творительный
  • Нарочно не учу:
  • Трудиться,
  • А тем более
  • Творить
  • Я не хочу.
  • Такой падеж, как Дательный
  • Я с детства не терплю:
  • Давать, делиться чем-нибудь
  • С другими не люблю.
  • Предложный ненавижу я:
  • Чтоб не учить урок,
  • Приходится придумывать
  • Какой-нибудь предлог.
  • А на падеж Винительный
  • И вовсе я сердит:
  • Отец во всякой шалости
  • Всегда меня винит.
  • — Да, переделка, кажется,
  • Серьёзная нужна.
  • А сам ты смог бы новые
  • Придумать имена?
  • — Давно придумал:
  • Взятельный,
  • Лежательный,
  • Грубительный,
  • Ленительный
  • И, наконец, простительный!
  •                                  (Г. Граубин)

                    Понравился ли вам Лежебокин? Почему?

  1. Назовите одушевлённые и неодушевлённые существительные из стихотворения
  1. Роль существительных в предложениях

  Определите падеж существительного дела в составе пословиц. Какими членами предложения могут быть существительные   различных падежей?

Жизнь дана на добрые дела. Языком не спеши, а делами не смеши. Умён на словах, да глуп на делах. Дела как сажа бела. Всех дел не переделаешь. По твоим делам о тебе судят.

(Предложения заранее написаны на доске)

Объясните смысл пословиц.

  1. Задание: от имён существительных единственного числа образуйте имена существительные множественного числа.
  1. Ученики отвечают хором.
  2. Ядро – … (ядра);
  3. Ведро — … (вёдра);
  4. Бедро — … (бёдра);
  5. Метро – нет формы множественного числа (записать словосочетания с этим словом, чтобы был ясен род: московское метро, красивое метро, просторное метро)
  6. — Назовите слова – соответствия в единственном числе.
  7. Хором:
  8.    Пловцы — … (пловец);
  9.   Певцы — … (певец);
  10.    Гонцы — … (гонец);
  11.    Венцы — … (венец);
  12.     Доспехи – нет формы единственного числа, а следовательно, род                       определить нельзя.
  1. Работа над произношением слов

Ученик выразительно читает стихотворение «Рассказ школьного портфеля» (из книги Л. Т. Григорян «Язык мой – друг мой»):

                        Знакомьтесь. Петя. Мой сосед.

  • Ему уже двенадцать лет.
  • Но говорит он до сих пор
  • Не «коридор», а «колидор».
  • «Дилектор входит в кабинет…»
  • «Закрой магазин на обед…»
  • «Хозяйка моет стаканы…»
  • «Секёт свёклу…»
  • «Пекёт блины…»
  • И до меня дошёл черёд:
  • Портфель он «портфелем» зовёт.
  • Но мне не зря «родную речь»
  • Судьбой заверено беречь.
  • И я придумал не шутя:
  • Пусть и его зовут Петя.
  •                         — Петя! – несётся со двора, —
  •                        — Тебе домой идти пора!
  •                        — Не трогай малыша, Петя,
  •                         Ведь ты большой, а он дитя!
  •                        «Петя» обижен на ребят:
  •                        — Скажите, в чём я виноват?
  •                         Я не ругался, не грубил
  •                         И никого не оскорбил.
  •                        За что же среди бела дня
  •                        Отняли имя у меня?
  •                             (Ю. Тимянский)
  • Расставить ударенияв словах, заранее написанных на доске
  • Магазин, стаканы, свёкла, портфель.
  • X.Прослушайте  аудиозапись «Уроки радионяни»
  •                                       «Собственные имена существительные».
  •  Спишите, раскрывая скобки

Мы читали про (Шевченко). Родители (Шевченко) рано умерли. Я не был в (Сочи). Я часто вспоминаю о (Сочи).

Домашнее задание :разобрать три существительных как часть речи  

Источник: http://www.openclass.ru/node/280273

Ссылка на основную публикацию