Классный час в начальной школе. что такое совесть и зачем она человеку?

Классный час в начальной школе. Что такое совесть и зачем она человеку?Классный час в начальной школе. Что такое совесть и зачем она человеку?Классный час в начальной школе. Что такое совесть и зачем она человеку?Классный час в начальной школе. Что такое совесть и зачем она человеку?Классный час в начальной школе. Что такое совесть и зачем она человеку?Классный час в начальной школе. Что такое совесть и зачем она человеку?Классный час в начальной школе. Что такое совесть и зачем она человеку?Классный час в начальной школе. Что такое совесть и зачем она человеку?Классный час в начальной школе. Что такое совесть и зачем она человеку?Классный час в начальной школе. Что такое совесть и зачем она человеку?

Слайды и текст этой презентации

Классный час в 3 классе
Подготовила и провела: Кордубан Е.В.,
классный руководитель
МБОУ Лицей №1
2014 г.

Что такое совесть? Подумайте: Что такое совесть? Были ли у вас такие случаи, когда вы не могли заснуть?
Совесть Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка. По ходу нашего занятия нарисуйте символ понятия «Совесть».

Я вам предлагаю заполнить таблицу. Поставьте «+» или «-« синим карандашом.

А вам не жалко?

Совесть Совесть — ёмкое слово. СО (приставка означающая совместимость чего-то: содружество, сотрудничество, согласие). ВЕСТЬ (послание, извещение), то есть сообщение.

Совесть – внутренний сторож

Как выглядит совесть?

  На доброе слово не надо скупиться.   Сказать это слово – что дать напиться.  Со словом обидным нельзя торопиться,   Чтоб завтра себя самого не стыдиться! (Н. Рыленков) А вы всегда думаете, что говорите? Кому из вас было стыдно за то, что вы сказали обидное слово? Кто из вас не обращает внимания на то, что говорит?
Чем различаются «стыд» и «совесть»? Стыд – тяжёлое переживание позора перед другими людьми за своё поведение. Совесть – это стыд перед самим собой. Сократ высказывался на этот счёт так: «Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда»

Неписаные законы совести

Особенность совести:Если искренне не покаяться, совесть не даст забыть о проступке

На весах добра и зла
  Нужно взвешивать слова,
  Чтобы совесть не смогла
 
Нам сказать: «Ты не права». Топоева Анна

Представим ситуацию Автобус подходит, вы опаздываете, на остановке много людей. Как вы поступите?
Представим ситуацию В автобусе есть места, но вам хочется самое удобное.. Как вы поступите? Представим ситуацию На остановке входят дети, старушка. Как вы поступите? Другие ситуацииРешетников Ф. П. Опять двойка.

Быть может, жить без совести спокойно: Она молчит, железом мозг не жжёт.

Но разве неразумным быть достойно, Когда всё существо тебе безмерно лжёт? «Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести» Исократ
Вы совершали поступки, за которые вам было стыдно? Вы сделали что-то осознано, но пожалели об этом и вам стало стыдно.
Поступать вопреки своим убеждениям.

Поступать против совестиЖить честно, справедливо. Жить по совестиДелать что-либо хорошо, добросовестно Делать на совесть

“Письма о добром и прекрасном ” Д.С.Лихачев Отрывок из25 письма – По велению совести- “…И вот мой совет: научитесь не задумываясь, сразу находить правильные решения. Жить будет легко…” “Друзья! Давайте жить по –совести”

Соверши доброе дело Найдите дело, противоположное совершенному поступку Украл подари Солгал верни Пожадничал попроси прощения Сказал злое слово скажи правду

А теперь возьмите таблицу и поставьте «+» или «-» красным карандашом.

Совесть нельзя в магазине купить. В лесу невозможно найти. С совестью просто нужно дружить, Верить в добро и любить!

За время проведения классного часа вы нарисовали свое понятие совести Какой Личностью каждый из вас хотел бы стать в будущем?

Источник: https://lusana.ru/presentation/5108

Классный час «Совесть»

Классный час в начальной школе. Что такое совесть и зачем она человеку?

  • Ефременко Валентина Владимировна преподаватель специальных дисциплин
  • КГУ «Агротехнический колледж № 10, г. Акколь, Аккольский район
  •       Цель: способствовать формированию таких нравственных категорий, как “совесть” и “стыд”.
  •      Задачи:
  • – развивать умение анализировать нравственные проблемы и отстаивать свою точку зрения;
  • – формировать умение критически относиться к себе, давать оценку своих поступков;
  • – умение осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; умение анализировать и делать выбор;
  • .
  •     Оборудование:  мультимедийная презентация, пословицы и высказывания о совести, мультфильм «Совесть» (из серии Лунтик), ватман, разноцветные фломастеры.
  • План.
  1. Обсуждение: Что такое Совесть?
  2. Головоломка “Радуга”
  3. Просмотр мультфильма «Совесть»
  4. Конкурс “Карусель”
  5. Подведение итогов.

Ожидаемые результаты:
• Ребята смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

• Осознавать, для чего людям нужна совесть.

Ход классного часа.

  1. I. Организационный момент

Добрый день, ребята и наши гости. Выберите себе цветную карточку. Ребята с красной карточкой сядут вместе, вы – 1 группа, с зеленой карточкой – за 2 ряд (2 группа), с голубой карточкой – за 3 ряд (3 группа). Сегодня мы с вами будем общаться группами.

Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как СОВЕСТЬ и узнаем, зачем она нам нужна.

ІІ. Актуализация знаний.
Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: – Что главное, скажите в человеке? – Конечно, разум – первый мне ответил. С ним каждый путь и правилен и светел. –Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил: – Воля на пути, Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу. Да нет, не то, заволновался третий.

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

Невелика моя об этом повесть, Но главное у человека – совесть!

  1. Все знают, что Совесть — это хорошо и что она обязательно должна быть у человека достойного и благородного! Но, что такое Совесть, где она в человеке живёт, как формируется и от чего умирает, практически, мало кто может ответить.

При всём при том, каждый родитель к своему ребёнку, или я вот даже говорю вам в воспитательных целях регулярно применяет в обращении такие фразы как — «Ты бессовестный…», «Совести у тебя нет…» и другие.

Но никто из родителей, за очень редким исключением, не прилагает осознанных усилий, чтобы эту самую Совесть в своём ребёнке реально сформировать.

И не чувство Вины, а именно Совесть, потому что это совершенно разные вещи, которые люди путают по своему невежеству!

Большинство людей не знают, что такое Совесть, и не понимают её природы. Тем более современные люди не знают, как Совесть нужно формировать! Да и сами взрослые, часто этой самой Совести, в чистом виде не имеют:)  (у себя не воспитали).

2. Головоломка «Радуга»

Так что же такое Совесть?

Можно сказать, что Совесть — это голос Души в человеке или голос Бога в Душе. Через Совесть, как через рупор Душа говорит, а иногда и кричит, в общем, подаёт сигналы человеку — где он прав, а где не прав.

Мы привыкли воспринимать Совесть, только лишь с негативной, болевой стороны, когда Совесть, так сказать «мучает».  Всё верно, когда душа в человеке жива, и имеет на него какое-то влияние, а человек совершил гадкий поступок — тогда Совесть «мучает», и это значит, что Душе больно!

А когда человек поступает достойно, «По Совести» — он в сердце испытывает приятные чувства, радость, счастье. Так работает Совесть и так говорит Душа. Жить в согласии с Совестью — это значить жить по Законам добра!

Совесть живёт в Духовном сердце человека. В самом лучше варианте, в сердце живут Идеалы Творца (Любовь, Добро, Справедливость и другие — подробнее читайте здесь). Именно благодаря этим Идеалам в сердце, человек может ощущать — то, что он делает, о чём думает, — это хорошо (соответствует Идеалам) или плохо (не соответствует им).

      Бессовестный человек — что это значит?

Изначально, каждая душа — светлая по своей природе, ни какой ребёнок не рождается сразу убийцей, насильником, наркоманом или алкоголиком. Люди такими становятся, взрослея, по мере «воспитания», так сказать.

Если человек какое-то время поступает против Совести, переступая через неё, идёт против природы души и нравственных законов — лжёт, целенаправленно причиняет вред себе или другим, совершает разного рода преступление и грехи, — его душа отягощается злом, пороками, грехами и совесть иногда очень быстро умирает (Светлые Идеалы в сердце — умирают). После этого человек больше не слышит свою Душу, он полностью оказывается во власти Зла.  Соответственно, пока человека мучает Совесть — у него есть шанс спастись и стать на светлый путь, его связь с Душой ещё не потеряна!

  1. Просмотр мультфильма «Совесть» из серии Лунтик

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

  • Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
  • Было ли стыдно за свои поступки?
  • Всегда ли вы поступали по совести?

– Представьте себе, что вдруг пропала совесть. Каковы будут последствия этой невероятной ситуации?

– Что дает человеку Совесть?

– Хочешь быть успешным и богатым, ты должен забыть, что такое совесть, так ли это?

Нужна ли совесть современному человеку? И кто же этот современный человек, который забыл что такое совесть, а присутствие: невежества, гордыни, страха и жадности вообще делает его животным (современным человеком)! Хочешь быть успешным и богатым, ты должен забыть, что такое совесть, так ли это?Или же все-таки жить по совести можно и быть успешным?

Как формируется или воспитывается чувство Совести

  1. Совесть формируется изучением духовно-нравственных законов и принципов и следованию им. Одним словом — черезДуховное Развитие.

  2. Обучением различатьДоброи Зло в себе, в своей жизни (во всем) и в мире.

  3. Освобождением от эгоизма и гордыни, а так же от других пороков и негативных качеств, таких как тщеславие, зависть, злорадство и др.

Наедине с самим собой:

  • Ты размышляешь над тем, что совершил.
  • Эта мысль тебя преследует.
  • Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.
  • Ты исправляешь положение.
  • Наступает мир с самим собой.
  1. Заключение (подведение итога)

Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в колледже, на работе, в общественных местах и наедине с собой. И мы, порой не замечая, делаем выбор.

Не замечаем тяжелую мамину сумку, позволяем себе взять с тарелки лучший кусок, подставить подножку товарищу, прочитать чужое сообщение, не вступиться за товарища.

Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, лесть, оправдывая свои плохие поступки, человек идет на сделку со своей совестью, разрушая свою личность.

– Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой. Чтобы вы научились четко оценивать свои поступки, критически относиться к себе. Пусть ваш внутренний судья – совесть, помогает вам различать добро и зло.

Читайте также:  Физкультурный досуг в подготовительной группе зимой в зале

Сегодня мы узнали о самом главном качестве человека, мы открывали истины, над которыми надо размышляют, находить ответы, не обижать своими поступками близких. Пусть ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь.

Источник: http://dar-uchitelya.ru/?p=931

Классный час Тема: «Совесть страж человеческих поступков…»

Классный час

  • Тема: «Совесть – страж человеческих поступков…»
  • Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние;
  • Подготовительная работа.
  • 1. Работа с детьми
  • ^
  • 3. Подборка пословиц и афоризмов

— формировать умение критически относиться к себе, — побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов; — формировать коммуникативные действия учета позиции собеседника.

Поручить ученикам выяснить по словарю значение слов «совесть», «стыд», подобрать словосочетания, пословицы, афоризмы с этими словами. А) СТЫД – осознание вины за свой проступок СОВЕСТЬ – наш внутренний судья Б) Пословицы

  1. Как ни мудри, а совести не перемудришь.
  2. Совесть без зубов загрызет.

  3. От человека утаишь, от совести не утаишь
  4. Жизнь дана на добрые дела.
  5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
  6. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.
  7. Правда как оса — лезет в глаза.

В) Афоризмы

  1. Правда – это значит победа совести в человеке (М.

    Пришвин)

  2. Совесть, благородство и достоинство – вот оно святое наше воинство. (Б.Окуджава)
  3. Спокойная совесть – изобретение дьявола. (А.Швейцер)
  4. Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце. (А.С. Пушкин)
  5. Часто люди гордятся чистой совестью только потому, что они обладают короткой памятью. Л.Н.

    Толстой

  6. Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды. (М.Т. Цицерон)
  7. Самое главное украшение — чистая совесть. (М.Т. Цицерон)
  8. Чистая совесть гасит жажду легкомысленных забав. (Жан-Жак Руссо)
  9. Совесть — это правильный суд доброго человека.

    (Аристотель)

  10. Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни. (М.Аврелий)
  11. Что такое совесть? Это компас среди неведомого. (В.Гюго)
  12. Высший суд — суд совести. (В.Гюго)
  13. Приятно следовать внушениям совести. (О.

    Бальзак)

  14. Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося — в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего свежую жизнь. (А.А.Блок)
  15. Совесть не может ошибаться. (А.Виньи)
  16. …Беспощаднее, чем совесть, нет инквизитора.(А. И.Герцен)
  17. Разум и совесть не могут быть лишены своих прав. Им можно налгать, но их нельзя обмануть. (И.В.Гете)

План классного часа

1. Вопрос-тест. 2. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце» 3. Интерактивная беседа. 4. Словарная работа. «Стыд» и «совесть» 5. Игра «Собери пословицу» 5. Игра «Чего нужно стыдиться?» 6. Ситуации выбора. «Голос совести» 7. Упражнение- тренинг. А) «Минута раскаяния» Б) «Минута прощения».8.Интерактивная беседа. «Что делать с нахалами?»9. Рефлексия.

Ход классного часа

1. Вопрос-тест.

Ребята, у меня к вам вопрос. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всем классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?

Примерные ответы детей:

– Страшнее родители, а учителю я потом смогу показать, что совесть у меня есть. – Лучше минута позора перед классом, чем родители. – Если вызывает родителей, значит, думает, что я не совсем пропащий человек и совесть у меня есть – Если он такое скажет, значит, махнул на меня рукой – лучше пусть вызывает родителей! – Родителей вызвать в школу не позорно, а такие слова – позор. – Только не родителей! – А мне все равно!

^

Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь она все-таки проснется, как у героя этого маленького рассказа.

Послушайте, о чем в нем говорится.

«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучала его совесть, грызла, не давала спать.

И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. — Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло — это был я.

Прости меня,– сказал человек.

  1. — Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.
  2. ^
  3. – Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет)

– Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа? – Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого? – Как вы думаете, когда у него появились муки совести? – Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа? – Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

– Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.п.)

^

Что же такое совесть, стыд. Каково значение этих слов? Я даю слово…(индивидуальное задание). Они поработали со словарями и выяснили значение этих слов.

^

Ученик 1. Советский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки:

В несметном нашем богатствеСлова драгоценные есть:Отечество,Верность,Братство.И есть еще:Совесть,Честь.

Ученик 2. Совесть – это драгоценное слово.

Ученик 1. Вот как объясняется значение этого слова в словарях Ожегова и Даля (читает свои записи):

совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Ученик 2. С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

Ученик 1. А вот как объясняется значение слова «стыд» (читает): это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Ученик 2. Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда»,«покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

Ученик 1. «В ком стыд, в том и совесть», – говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Ученик 2. Мы нашли много пословиц, афоризмов о совести и стыде. Некоторые из них мы записали их на доске.

  • Читают афоризмы, записанные на доске.
  • ^
  • ^

Учащимся раздаются слова, из которых они должны собрать пословицы. Проверяют правильность выполнения задания по доске. Объясните значение пословиц.

А теперь поговорим о противоположных понятиях.Бесстыдство, наглость, нахальство. Это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.

— Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Я – против всех. Я буду читать слова или словосочетания, а вы поднимаете руки, если считает, что этого нужно стыдиться.

(ложь, списывание урока, ,благодарность, двойка за контрольную, невыученное стихотворение, страх, ненависть, сострадание, злоба, доброта, милосердие и т.п.)

Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогала вам различать добро и зло.

^

Цель: формирование схемы ориентировочной основы действия нравственно –этического оценивания

Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

  1. ^
  2. Дети высказываются по поводу ситуации
  3. Б) Ситуация вторая.
  4. ^
  5. В) Ситуация третья.
  6. ^

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять тысяч рублей. Как вы поступите? Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия? Заболел учитель, учащиеся решили, что их отпустят с последнего урока. Они собрались уходить, были уже в раздевалке, когда кто-то принес известие, что будет замена и уходить недьзя. Большая часть класса ушла,а два ученика остались, так как им нужно было исправлять оценки по предмету. Прогулявшие ученики получили двойки. Если бы ушли все, можно было бы подумать, что класс не знал о замене, и наказания не было бы. Правильно ли поступили те ребята, которые остались в классе?

Г) Ситуация четвертая. Учителю нужно было выйти из класса на уроке во время контрольной работы, и она попросила Катю посмотреть за учениками, чтобы никто не списывал.

Некоторые ребята, конечно списывали. Когда учительница вернулась в класс, она спросила у Кати, не списывал ли кто-нибудь (известно, что за это поставят двойку). Учительница доверяет Кате.

Как должна поступить Катя и почему?

Цель: формирование коммуникативных навыков в ходе тренинга

  • ^
  • ^
  • (Если будут желающие, выслушать детей).
  • ^
  • ^
  • ^
  • Примерные ответы детей:
  • Как же пробудить совесть в бессовестном человеке?
  • Примерные ответы детей:

— Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнение совести — это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния». — Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке. — Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица. — второе полезное упражнение – просить прощение. Вы знаете, такой праздник, как МасленицаПоследний день Масленицы называется «Прощеное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощение. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит». — Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощение у тех, кого они обидели? — Советую вам провести такое упражнение дома и в Прощеное воскресение попросить прощение у всех. — Ну, а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете? – Хорошо жить, можно спать спокойно. – Нахальным все завидуют, нахалы больше добиваются в жизни. – Конечно, хорошо, нахальство – второе счастье. – Ему будет хорошо до поры до времени, пока с ним самим не поступят бессовестно. И тогда он сразу – вспомнит о своих проступках и в нем проснется совесть. – Он, может, чего-то и добьется, но люди его уважать не будут. – Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать. – Нужно объявить бойкот. – Не подавать руки, не здороваться. .Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно. Наш разговор подошел к концу.Как вы считаете, разбудит ли этот разговор вашу совесть? Заставит ли задуматься о своих поступках?Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.2. После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!».У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть — потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить. Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки. Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в школе, в общественных местах и наедине с собой. И мы, порой не замечая, делаем выбор. Не замечаем тяжелую мамину сумку, позволяем себе взять с тарелки лучший кусок, подставить подножку малышу, прочитать чужое письмо, не вступиться за товарища. Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, лесть, оправдывая свои плохие поступки, человек идет на сделку со своей совестью, разрушая свою личность. — Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой. Чтобы вы научились четко оценивать свои поступки, критически относиться к себе. Пусть ваш внутренний судья — совесть, помогает вам различать добро и зло.

Мы приходим в мир маленькими детьми для того, чтобы, став взрослыми, оставить свой след на земле, прожить жизнь настоящими людьми.

Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, думай, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека, не причиняй своими поступками, поведением боли, оскорбления, беспокойства, переживаний другим людям.Совершая поступки по велению собственной совести, а не для того, чтобы тебя за них похвалили.Ты рожден человеком, но человеком надо стать..

Закончите предложения:

— Сегодня на классном часе я понял….

— Сегодня я узнал, что…

Источник: http://tvov.ru/docs/100/index-23641.html

Классный час «Совесть – лучший советчик» ( для 3

  • Цель: развивать чувство нравственной ответственности за свои поступки перед собой и другими людьми, способность к объективной самооценке
  • Задачи:
  • — Воспитание нравственных качеств человека через осознание чувства совести
  • — Формирование интереса к активной творческой деятельности, навыков работы с литературой по подбору стихов и пословиц о совести
  • — Развитие чувства собственного достоинства, самоуважения, самоанализа.

Оборудование: плакаты с эпиграфами, отрывок из произведения В.П. Астафьева «Ода русскому огороду», статья из газеты «Муромский край» В. Мещерской «Возьми, мне не жалко», листья с определениями слов, нарисованный ствол дерева.

  1. Ничто не может нас среди
  2. Мирских печалей успокоить;
  3. Ничто, ничто… едина разве совесть.

А.С. Пушкин

  • Совесть, благородство и достоинство
  • Вот оно святое наше воинство
  • Б. Окуджава
  • Прочитайте строки двух замечательных поэтов и скажите, о каком из человеческих качеств пойдет сегодня речь на классном часе.

Давайте вспомним рассказ А. П. Гайдара «Совесть»

Ответьте на вопросы:

— Почему плакала Нина? Что значит «грызла беспощадная совесть»? Что же такое совесть?

Совесть — чувство, свойственное человеку, чувство нравственной ответственности за своё поведение, за свои поступки перед самим собой и другими людьми. (Толковый словарь)

Совесть – это хорошее или плохое качество человеческой души? А еще какое чувство похоже на совесть? (Стыд)

  1. Какие русские пословицы о совести вы знаете? (Если дети не назовут, на доске открывается запись)
  2. В ком стыд, в том и совесть
  3. Есть совесть – есть и стыд, а стыда нет и совести нет.
  4. Совесть без зубов, а грызет.

Какая из пословиц больше подходит к рассказу А. П. Гайдара?

  • Как называют человека, у которого есть совесть? Совестливый
  • В русском языке очень много устойчивых сочетаний со словом совесть:
  • 1. на совесть
  • 2 против совести
  • 3. на (его) совести
  • 4. по совести
  • 5. без зазрения совести
  • 6. со спокойной совестью
  • Соотнесите эти сочетания с теми выражениями, которые я вам зачитаю.
  • 1. Поступить вопреки убеждениям
  • 2. Жить честно, справедливо
  • 3. Делать что – либо хорошо, добросовестно
  • 4. Жить совершенно спокойно, не испытывая угрызений совести
  • 5. Поступать без стыда, без стеснения
  • 6. Когда человек не выполнил того, что обязан был сделать, или поступил не так, как следовало, то говорят, что этот поступок…
  • Еще в народе говорят:
  • Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Случалось ли вам испытывать угрызения совести? Было и стыдно за свои поступки?

  1. Какие еще качества, свойства человеческой души вы знаете? ( открывается запись)
  2. хитрость справедливость
  3. жестокость СОВЕСТЬ доброта
  4. искренность лживость
  5. честность благородство
  6. достоинство
  7. С какими из этих качеств уживется совесть? (соединить стрелками)

Сейчас я вам прочитаю отрывок из произведения В. П. Астафьева «Ода русскому огороду» (о ласточке)

  • Что случилось с веселой ласточкой?
  • Как мальчик пытался оживить птичку?
  • Можете ли вы простить герою рассказа его поступок?
  • Почему?
  • Чтение статьи из газеты «Муромский край» В. Мещерская «Возьми, мне не жалко»

Этот день как –то не задался с самого начала — утром, чуть не опоздала на работу, в обеденный перерыв напрасно простояла в очереди за продуктами, а вечером по дороге домой оборвался ремешок у туфли. Приволакивая ногу в хлябающей обуви, я тащилась по улице, мрачно размышляя о том, что теперь не миновать покупать новую пару.

В прихожей ко мне, как всегда, радостно кинулась собака. Глаза её сияли такой радостью, будто мы не виделись целый год. Но сегодня неуклюжая суета огромной овчарки только раздражала меня, я сердито откинула её, закричала: «Отстань, и так тошно, а тут ты ещё…»

Почудилось ли мне или действительно в глазах собаки мелькнул упрек? Расстроенно развесив уши, она поплелась в свой угол, но через минуту вернулась и … положила к моим ногам изрядно замусоленную кость – единственное своё богатство. Глаза старой собаки смотрели печально и виновато, будто говоря: «Прости меня за то, что я есть, за то, что ем… Вот всё, что у меня есть – возьми, мне не жаль».

Слёзы стыда и облегчения брызнули у меня из глаз. Обхватив собачью шею, я шептала в чутко вздрагивающее ухо: «Прости, прости меня, пёс, что в минуту слабости попрекнула тебя куском. Кстати, не таким уж и сытным. Мне ль не знать, что при необходимости ты отдашь свою жизнь так же, как кость, не раздумывая и не сожалея.

Не бойся, пёс, ты никогда не окажешься на улице или в чужих руках – не вам, собакам, расхлёбывать наши человеческие трудности»

Попробуйте дома написать сочинение – миниатюру «Что такое совесть?»

И в заключение нашего классного часа поговорим о других человеческих качествах и чувствах. Перед вами ствол дерева. Чего на нем не хватает?

Давайте прикрепим к нему листья. (Листья двух цветов. На них написаны определения. Синие листья – отрицательные качества, зелёные положительные качества. Дети зачитывают эти определения и прикрепляют нужные листья.)

  1. Листья : Благородство, гордость, доброта, зависть, справедливость, хитрость, обида, печаль, совесть, честность, лживость, жалость, радость, стыд, достоинство, жестокость, искренность, скромность.
  2. Желаю, чтоб дерево ваших человеческих качеств было только зелёным!
  3. Каждый ребёнок получает памятку — пожелание:
  4. «Храни совесть свою чистою и в мыслях, и в словах, и в делах, да будет она всегда безукоризненна и никогда не осуждает, и не грызёт тебя ни за что…» (из книги Христианская жизнь по Добротолюбию»)
  5. Мартель Галина Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением предметов художественно – эстетического цикла» г. Муром, Владимирская область

Источник: https://dia-creativ.ru/publ/54-1-0-1418

Классный час "Стыд и совесть"

«Стыд и совесть» Цели: 1. Уточнить значение таких нравственных категорий, как стыд, совесть, раскаяние; 2. Способствовать формированию умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

План классного часа.

1. Вопрос – тест. 2. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце». 3. Интерактивная беседа. 4. Словарная работа «Стыд и совесть». 5. Игра «Чего нужно стыдиться»? 6. Ситуации выбора «Голос совести». 7. Упражнения для совести. 8. Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?» 9. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа.

1. Вопрос – тест.

Классный руководитель. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всём классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?

Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце». Классный руководитель. Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть ещё спит глубоким сном. Но когда-нибудь она всё-таки проснётся, как у героя этого маленького рассказа. «Осколки в сердце» Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. — помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, — сказал человек. — те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 50 лет, — ответил слепой.

Интерактивная беседа. Классный руководитель.

— Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа? — Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого? — Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? — Как вы думаете, когда у него появились муки совести? — Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 50 лет) — Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа? — Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. д) Словарная работа. «Стыд и совесть» Классный руководитель. Что же такое «совесть», «стыд». Каково значение этих слов? Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки: В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. И есть ещё: Совесть, Честь.

Вот как объясняется значение слова «совесть» в словарях Ожегова и Даля: совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка

Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Такое объяснение этого понятия есть в интернете: С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызёт совесть», «мучает совесть», «совесть спать не даёт», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

А вот как объясняется значение слова «стыд»: это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Или такое объяснение: стыд – это чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности. Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть со стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

В ком стыд, в том и совесть», — говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий. Есть еще много пословиц и высказываний людей об этих понятиях. Вот некоторые из них:

1. Как не мудри, а совести не перемудришь. 2. Совесть без зубов загрызёт. 3. От человека утаишь, от совести не утаишь. 4. Жизнь дана на добрые дела. 5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом. 6. Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься. 7. Правда, как оса, — лезет в глаза. 8. Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека. 9. Без совести и при большом уме не проживёшь.

Высказывания известных людей.

1. Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. Кант Иммануил. 2. Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть. Франклин Бенджамин. 3. Мы идём в гущу шумной толпы, чтобы заглушить крик собственной совести. Рабиндранат Тагор. 4. Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. Толстой. Л. Н. 5. Самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив. Горький М. А. 6. В природе разумных существ заложена способность чувствовать свои несовершенства; поэтому-то природа и дала нам стыдливость, то есть чувство стыда перед этими несовершенствами. Монтескье

Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель: а теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство. Это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нём думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба. Чего же нужно в жизни стыдиться и почему? Поиграем в игру. Я — против всех. Я буду читать слова. А вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно» ( вариант: поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться). — физические недостатки; — некрасивые поступки; — поношенная, но аккуратная одежда; — старомодная одежда; — неряшливый вид; — непрестижная работа родителей; — твоё «простое» происхождение; — невежество, необразованность, безграмотность. — вульгарная внешность; — грубое, бездушное отношение к людям Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

Ситуации выбора. «Голос совести».

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке. Давайте рассмотрим три ситуации. Как поступить по совести?

  • Ситуация первая.
  • Ситуация вторая.
  • Ситуация третья.

Вы покупаете в магазине продукты, и продавец по ошибке даёт вам лишнюю сдачу. Как вы поступите? Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия? На весенние каникулы вы вместе с классным руководителем планируете поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этой ситуации поступить по совести?

Упражнения совести. «Минута раскаяния».

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнения совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека. А иначе – блуждание в потёмках. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним сои плохие поступки, совершённые на этой неделе, в которых мы глубоко раскаиваемся. Назовём это упражнение «минута раскаяния» (включается музыка, в течение одной минуты дети обдумывают свои выступления). Поднимите руку, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт», — гласит русская пословица. Упражнение совести. «Минута прощения». Классный руководитель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Как называется последний день Масленицы? Верно – «Прощённое воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит». Есть ли среди вас смельчаки, которые хотят попросить прощения у тех, кого они обидели? Советую вам провести такое упражнение дома. Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?» Классный руководитель. Ну, а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете? Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Примерные ответы детей: — Нужно ему прямо говорить обо всём, критиковать. — Нужно объявит бойкот. — Не подавать руки, не здороваться. — Нужно устроить общественный суд.

Классный руководитель. Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, и станет человеку стыдно.

Подведение итогов (рефлексия)

Источник: http://suhmenshkola.ucoz.ru/publ/personall_page_uchitelya/stranica_domrachevoj_i_l/klassnyj_chas_styd_i_sovest/31-1-0-82

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector