Классный час «правда и ложь», 3 класс

  • Классный час по теме: «Правда и кривда».
  • Учитель Федорова Светлана Демьяновна
  • Цели: Раскрытие смысла слов «правда», «ложь».
  • Формирование умения говорить правду, слышать и слушать друг друга.
  • Воспитание честности и доброты.
  • Задачи:
  • -Уточнить понятия «правда» и «лож»;
  • -Рассмотреть причины желания лгать;
  • -Составить правила честного человека
  • Приемы: некоторые приемы взяты из Сингапурской технологии
  • Оборудование: учебник «Истоки» 3 класс, презентация, карточки с заданиями.
  • Фотография иконы «Святой пророк Исаия»
  • Ход занятия

I. Организационный момент.

— Долгожданный дан звонок – начинается урок.

— Сегодня на уроке присутствуют гости. Повернулись к ним, поздоровались. Повернулись обратно.

  1. — Вспомним нашу речевку:
  2. Все разведать, все узнать,
  3. Легких тропок не искать.

I. Введение в тему.

1. Присоединение. «Ресурсный круг»

— Предлагаю всем образовать круг, взяться за руки, посмотреть друг в друга в глаза. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, не лукавить и конечно улыбнёмся друг другу.

  • НА СВЕТЕ ТАК БЫВАЕТ,
  • ПОРОЙ НЕ РАЗБЕРЁШЬ:
  • С ТОБОЮ ПРАВДА РЯДОМ
  • ИЛЬ ВКРАДЧИВАЯ ЛОЖЬ.
  • — О чём мы будем говорить? О правде и лжи
  • — Для начала послушайте рассказ о мальчике Вите и попробуйте поразмышлять, а что же было дальше.
  • Витя часто обманывал друзей, считая, что весело шутит, то закричит, что школа горит, то изображает тонущего человека в реке.

Однажды на катке он упал и понял, что сам встать не сможет, и закричал: «Помогите. Мне плохо…» Друзья подумали, что он опять пошутил, и не спешили к нему.

— Как думаете, что было дальше?

— Дайте характеристику поступкам Вити. /По кругу каждый дает свой ответ/

— Удачно ли шутит Витя? Какую опасность таят его шутки? Какой должна быть шутка?

  1. — В чем разница между шуткой и обманом?
  2. Шутка, это когда ты придумываешь то, чего не было.
  3. Обман, это когда ты искажаешь то, что действительно было.
  4. — Сели на свои места.

2. Угадайте, о каком слове идет речь?

  • САМОЕ ДОСТОЙНОЕ СЛОВО, НА КОТОРОМ МИР СТОИТ,
  • СЛОВО, КОТОРОЕ ЯРЧЕ СОЛНЦА, В ОГНЕ НЕ ГОРИТ,
  • В ВОДЕ НЕ ТОНЕТ, СУДА НЕ БОИТСЯ,
  • ВСЕГДА ЖИВЕТ С ХОРОШИМИ ЛЮДЬМИ.
  • ЭТО — ПРАВДА.
  • — Сегодня на занятии по истокам, мы попробуем раскрыть смысл очень важного для всех людей слова, и поговорим о том, как же не нарушить одну из заповедей Божьих («Не лги»).
  • На экране появляется тема «Правда и ложь».

II. Раскрытие темы.

1) Прием «Мысли на столе»

— участники под № … берут чистый листок, складывают пополам и делят лист пополам. Передают соседу по лицу. Каждый складывает и делит еще раз пополам и передают соседу по плечу. Каждый делит листок на 4 маленькие листочки.

  1. — Запишите на 2 карточках слова-синонимы к слову правда, на 2 карточках к слову ложь.
  2. Время 3 минуты.
  3. — Проверим, что у вас получилось?
  4. — О-о-отличная работа!
  5. 2) Прием «Крестики-нолики». (С готовыми карточками)

— Следующее задание, которое я вам предлагаю, выполните в группе. Вспомним, как надо работать в группе?

  • — В конверте даны слова, распределите их в две группы?
  • истина враньё действительность фальшивка честность
  • откровенность справедливость обман кривда
  • Время выполнения 3 минуты.
  • — Какие 2 группы получились?
Правда: Ложь:
  1. истина
  2. действительность
  3. откровенность
  4. справедливость
  5. честность
  • обман
  • враньё
  • кривда
  • фальшивка

— Пронумеруйте карточки. Перемешайте их и разложите 3 на 3.

— Составьте предложения с любыми из трех слов в строчке по вертикали, диагонали или горизонтали. Время выполнения 4 минуты.

— Молодцы! О-о-отличная работа!

3) Толковый словарь Ожегова.

— Так что же такое «правда» и что такое «ложь»? Обратимся к толковому словарю Ожегова.

  1. Этим понятиям даётся такое определение:
  2. Правда – это то, что соответствует действительности, это истина.
  3. Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.

III. Закрепление изученного материала.

1) Работа по учебнику.

— Проверим, что написано о правде в учебнике «Истоки» на стр. 27.

  • /Читает хорошо читающий ученик/
  • Вывод: — Что значит, все было по ПРАВДЕ?
  • /по закону, по справедливости, по совести/
  • — Что выяснили о правде?
  • /основана на доверии, уверенности, верности по правде жить трудно, но надо стремиться/
  • Следующий рассказ «О Правде и Кривде».
  • — Чтение про себя.
  • — Чтение вслух учителем.
  • — К какому жанру творчества относится рассказ? Сказание
  • — Что такое сказание?
  • /Рассказ (преимущнародныйисторическогоилилегендарногосодержания/
  • — Что такое Кривда?
  • — Найдите строчку, где говорится о том, куда пошла Правда?
  • К Богу на Небо, к Истине, к Христу, Царю Небесному
  • — Где оказалась Кривда? На сырой Земле
  • — Так какова же цель Кривды? Погубить землю, посеять зло, перессорить людей, отучить от Правды

— Достигла ли она своей цели? Кто ей помешал?

— Почему Правда всегда следует за Ложью? Истинная правда род людской спасает

— Чему учит это сказание? Святая, истинная правда людей спасает. Правда – путь веры.

— Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Каждый из нас выбирает, как ему жить на земле по правде или по лжи. У каждого свой жизненный путь.

2) Найдите на стр.27 символ правды. Что мы видим на символе?

Льва, Крылья, священную книгу Библию,Нимб

— Подумайте и постарайтесь растолковать, что они обозначают?

Лев – царь зверей. Он справедливый.

  1. Крылья ангела – оберегают человека от ошибок, от лжи
  2. Библия учит жить веруя, учит правде
  3. Нимб Сила в святой правде.
  4. — Вот о чем говорит нам символ правды.

3) Рассмотрите икону «Святой пророк Исаия» (стр.28).

Исаия один из библейских пророков – истолкователь слова и воли Бога, предсказатель будущего. /чтение…/

Пророк Исаия предсказал рождение Иисуса Христа от Девы Марии, о распятии Иисуса Христа и многое другое. За любовь к Богу и правду он получил мучительную смерть – был перепилен деревянной пилой.

Физкультминутка. Игра « Правда или ложь»

Дети двигаются под музыку. Учитель читает высказывания. Ученики отвечают: ПРАВДА или ЛОЖЬ.

  • * На березе растут шишки.
  • * Зимой идет снег.
  • * Если у рыбы хорошее настроение, она поет.
  • * ЖИ, ШИ пишется с буквой И.
  • * Наша земля плоская.
  • * Ложь может приносить вред окружающим.
  • 4) Разбор различных ситуаций. «Сделай выбор» (методика Конэрс)
  • В углах класса висят 4 пословицы.
  • «Тайное становится явным»

(Правда вылезет наружу, и все увидят, где ложь и кто врал все это время).

  • «Правда в огне не горит и в воде не тонет».

(Правду никогда не скроешь, её не сожжёшь, не утаишь, не утопишь.)

  • «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». 

(Лучше сразу признаться, сказать правду, чем скрывать её и мучиться)

  • «Один раз соврал –  в другой раз не поверят»

(Люди не будут доверять этому человеку, считая, что он может их подвести)

— Каждая группа получает по одной истории. Прочитав, вы должны будете подтверждать её пословицей. То есть выбрать из данных пословиц подходящую по смыслу.

Время выполнения 5 минут.

Ситуация 1.

Яша поленился выучить стихотворение к празднику. Когда его попросили прочесть, то он не смог прочитать ни строчки.

Чтобы его не ругали, Яша соврал, что он потерял листочек со стихотворением на улице. Но когда дети выходили на улицу, листочек выпал из кармана курточки  Яши. Его заметила девочка Валя.

Так вот же листочек со стихом! – воскликнула она.

— Нет! Это записка бабушки, — снова соврал Яша, пряча листок в карман.

— Какая пословица подходит? «Правда в огне не горит и в воде не тонет».

Ситуация 2.

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой — боятся:

Читайте также:  Фиалки из бисера своими руками. мастер-класс

— Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

— А я правду скажу, — говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка — глядь, лесной сторож идёт.

— Нет, — говорит, — в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка, да и простила.

— Какая пословица подходит? «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

Ситуация 3.

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает,— не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо. (Л. Толстой)

— Какая пословица подходит? «Один раз солгал –  другой раз не поверят»

Ситуация 4.

 … Я не люблю кашу, я же говорю. А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно.

Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! … Я взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол.      В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась:      — Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! — И она меня поцеловала.

      В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:

      — Здравствуйте! — и подошел к окну, и поглядел вниз. — А еще интеллигентный человек. — Как не стыдно! — Милиционер даже стал по стойке «смирно». — Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!

     И, открыв дверь в коридор, он крикнул: — Пострадавший! К нам вошел какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. (В. Драгунский)

— Какая пословица подходит? «Тайное становится явным»

IV. Итог занятия.

— У одного мудреца спросили о том, как научиться говорить правду. Мудрец ответил: «Этому учиться не надо. Это каждому дано от рождения. Учить надо другому: не хитрить, не лукавить, не делать зло, не бояться правды»

Ученик читает стихотворение. На свете так бывает, порой не разберёшь: С тобою правда рядом  иль вкрадчивая ложь. Как в этом разобраться? Как научиться жить, Чтоб только с правдой рядом, а с ложью не дружить?  Бывает ложь красива, а правда так горька,  Но человеку честному та горечь не страшна!  Давайте мы, ребята, на свете честно жить, 

Не будем лгать, а только  правду говорить!

       V. Рефлексия.

— Составляют синквейн 1вариант  по теме ПРАВДА, 2 вариант по теме КРИВДА.

— На следующих уроках мы узнаем, какой бывает ложь и правда.

— Ребята, огромное вам спасибо за работу. Хотелось бы верить, что наш разговор затронул каждого из вас, оставил свой след. Желаю вам дальнейших успехов.

  1. Резерв
  2. Правила честного поведения.
  3. 1)    Сказал, обещал – сделай.
  4. 2)    Не уверен в себе – не обещай.
  5. 3)    Ошибся – сумей признаться.
  6. 4)    Говори только то, что думаешь.
  7. 5)    Лучше сказать правду, чем ложь.
  8. 6)    Поступай только честно.

Источник: https://mir-olymp.ru/publication/pravda-i-krivda.html

«Правда и ложь» (классный час)

«Правда и ложь» (классный час) — страница №1/1

«Правда и ложь»

(классный час)

Цель:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «правда» и «ложь»
  2. Совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения и пословицы.
  3. Воспитание таких нравственных качеств, как «честность», « справедливость»

Оформление:

  • Плакаты с пословицами: «Кто много читает, тот много знает»
  • « Поздно встанешь — мало сделаешь» «Кто правдой живет, тот добро наживет» «Красива ложь, да от правды не уйдешь» «Правда в огне не горит и в воде не тонет» «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»
  • Сочинения-миниатюры учащихся на тему «Случай, когда тебе помогла правда и подвела ложь»
  • Анкеты учащихся.
  • Ход занятия:

Сегодня мы поговорим с вами о правде и лжи. Послушайте сказку.

«За высокими горами, за зелеными лесами жили — были две сестры. Одну звали Правда, а другую — Ложь. Правда была красивой, сильной, а Ложь — изворотливой, хитрой.

Народ Правду любил, а Ложь стороною обходил, т.к. она мешала им жить и грудиться.

Вот, скажем народ начинал сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь гут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер сам их разнесет».

Честный человек ее не слушает, знай себе трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет себе под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнится, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для его народа.

Стал народ думать как от лжи избавиться. Уж Правда ее стыдила, а ей — хоть бы что, знай себе врет да обманывает. Решил народ прогнать ее вон.

с тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела, до сих пор живет она с нами и никто не знает, как изжить ее со света, стараются люди только с Правдой дружить.

Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться.»

-Может быть, вы, ребята, знаете, как уберечь себя от лжи?

-какой вы себе представляете Правду? Ложь? (дети рисуют словесный портрет, на доске вывешивается рисунок «Правда», и «Ложь» (работа по группам))

— Теперь я называть слова, близкие по значению словам «правда» и «ложь». Вы должны их правильно расположить (правда, ложь, истина, неправда, вранье, честность, обман)

Игра «Правда» и «Ложь».

Учащиеся делятся на две группы. Одна группа называется «Правда», а другая «ложь». По очереди каждая группа называет слова, какими бы она хотела видеть детей. Например, «Правда» — славными, веселыми… «Ложь» — злобными, жадными…

-А теперь посмотрим как вы ответили на вопросы Анкеты.

Вопросы:

Что значит быть честным?

  • Что бы ты выбрал: сладкую ложь или горькую правду?
  • Какой сказочный герой часто прибегал ко лжи?
    Читайте также:  Многослойная аппликация из бумаги. мастер-класс
  • Как бы ты повел себя в следующей ситуации: опоздал на урок, разбил окно мячом, получил двойку, разбил вазу, как сказать об этом родителям?
  • Были ли у вас ситуации, когда вы пользовались обманом?

    1. Чтение домашних сочинений-миниатюр
    2. Игра «Собери пословицу» (работа по группам)
    3. На доске плакаты с пословицами. Нужно найти начало и конец пословицы,
    4. прочитать ее и объяснить ее смысл.
    5. Чтение рассказа В. Осеевой «Что легче»

    Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики, не заметили как день прошел. Идут домой — боятся:

    • -Попадет нам дома!
    • Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду
    • сказать?
    • -Я скажу,- говорит первый,- будто волк на меня напал в лесу. Мать и отец не
    • будут меня бранить.

    -Я скажу,- говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуются они и не будут меня бранить.

    -А я правду скажу,- говорит третий,- Правду всегда легче говорить, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

    Вот разошлись они по домам. Только первый мальчик сказал про волка, глядь, лесной сторож идет.

    -Нет,- говорит в наших местах волков.

    Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвойне.

    Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — идет в гости. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь вдвойне.

    А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него тетка, но его все равно простила.

    -Какая пословица подходит к этому рассказу?

    Часто ребята, который рассказывают учителю о плохом поступке какого-то

    ученика, называют его «ябеда». И порой это несправедливо.

    1. Послушайте рассказ, который так и называется «Ябеда»
    2. Вася вбежал в класс, когда Саша собирал черепки разбитого горшка. Черепки
    3. соединились, не было видно, что горшок разбит.
    4. Начался урок. Ученики и учительница сначала не заметили, как вдруг горшок
    5. развалился.

    -Кто разбил горшок?- спросила учительница.

    Все молчали. Вася посмотрел на Сашу, тот молчал. Тогда Вася сказал:

    Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок и горшок упал. Кто-то из ребят тихо сказал: »Ябеда!»

    -А как вы считаете, ребята? Справедливо ли обозвали Васю «ябедой»? -Как вы поступили на месте Саши?

    • Какому человеку легче жить: честному или лживому? Итог:
    • -Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Пока вы еще школьники и не
    • На свете так бывает, Как в этом разобраться?
    • Порой не разберешь: Как научиться жить
    • С тобою правда рядом Чтоб только с правдой рядом

    совсем полно осмысливаете эти понятия. Радостно то, что вы это понимаете:
    говорить правду нужно не боясь, ложь обходить стороной.

    Иль вкрадчивая ложь. А с ложью не дружить?

    Давайте, мы ребята,

    На свете честно жить.

    Не будем лгать, а только Правду говорить!

  • Источник: http://polpoz.ru/umot/pravda-i-loje-klassnij-chas/

    Классный час : «Правда и ложь»

    Классный час : «Правда и ложь»Цель: знакомство с понятиями правда и ложь, совершенствовать навыки культуры общения, воспитывать такие нравственные качества личности, как честность и справедливостью.Ход классного часа:

    1слайд— Узнайте героев мультфильма!

    Знают взрослые и дети,Что упал с другой планеты –Фиолетовый зверёк,детям маленьким дружок. (Лунтик)Вот пчела, ну так пчела,Очень добрая она.И готовит, убирает,Пирожками угощает. (баба Капа)Это что за девочкаХодит в красном платье?Косы вверх как стрелочки.

    Голосок прекрасный! (божья коровка Мила)Что это за молодец,по травинкам скок да прыг?Длинноногий кузнец,Сидеть он просто не привык. (кузнечик Кузя)В прошлом был он генерал,И красавец и удал.Он спасал когда-то мир,Помнит это его мундир. (дядя Шер)Рано утром он встаёт –И кипит работа.

    Два ведра с собой берётСобирает туда мёд! (пчелёнок)— Кого ещё вы видите на экране? А какие они?

    2слайд — Сегодня мы совершим путешествие вместе с Лунтиком в страну «Познай-ка и узнаем что такое ПРАВДА и ЛОЖЬ. Шёл наш герой, шёл и дошёл до развилки, а там знак с двумя направлениями.

    Лунтик не знает значений этих слов. Как же ему выбрать правильный путь?

    — какой указатель выбрать?— что лучше: правда или ложь?

    3слайд — Как другими словами можно сказать?

    Что значит быть честным?— А какой сказочный герой часто обманывает? (лиса)Вспомните сказки где она обманывает колобка, зайца, волка,журавля…А вы в своей жизни пользовались обманно для достижения своих целей?Признаваясь, сейчас вы какими были?

    4слайд бабушка Капа приготовила для вас пословицы о правде и лжи. Прочитайте…

    Учитель читает разные истории, дети подтверждают её пословицей.

    Яша поленился выучить стихотворение к празднику. Когда его попросили прочесть, то он не смог прочитать ни строчки.

    Чтобы его не ругали ,Яша соврал, что он потерял листочек со стихотворением на улице. Но когда дети выходили на улицу, листочек выпал из кармана курточки Яши. Его заметила девочка Валя.

    Так вот же листочек со стихом! – воскликнула она.

    — Нет! Это записка бабушки, — снова соврал Яша, пряча листок в карман.

    Слушание рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»Задание 1:Ответь на вопросы1)Все ли просто и понятно в рассказе?2)Кто главный герой рассказа?3)Какой он?(главный герой)4)Как ты к нему относишься?(Выбери ответ или ответы.)Осуждаю, жалею, переживаю за него, смеюсь над ним.5)Раздели текст на две части.

    Какое действие Вани служит границей между частями?6)Какая часть главная? Можно ли обойтись без другой?7)Чему учит эта история? Только ли тому, что нельзя брать без спросу?1) да, все очень интресно рассказывается.2)Семья, которая ела сливу.3)мальчик, кушающий сливу.4)Жалею5)Одна часть.Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке.

    Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.За обедом отец и говорит:— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?Все сказали:— Нет.

    Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:— Нет, я не ел.Другая.Тогда отец сказал:— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.Ваня побледнел и сказал:— Нет, я косточку бросил за окошко.И все засмеялись, а Ваня заплакал.

    Граница, когда он сказал, что не ел, но потом сказал, что выкинул косточку через окно.6) две части главные, без одной не было бы смысла у другой.7) Тому, что нельзя врать. Все тайное становится явным. Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.

    • Идут домой — боятся:
    • — Попадёт нам дома!
    • Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

    — Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

    — Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

    — А я правду скажу, — говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

    Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

    — Нет, — говорит, — в этих местах волка.

    Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.

    Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт.

    Читайте также:  Анкеты для родителей в школе, 5 класс

    Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.

    А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

    — Какая пословица подходит?

    Слайд Каким лучше быть?

    Слайд Читаем обращение Лунтика.

    Слайд В завершении послушайте сказку притчу о правде и лжи:

    За высокими горами, за зелёными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесёт».

    Честный человек её не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст, да и заснёт.

    Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа.

    Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. Уж и правда её корила и стыдила, а ей хоть бы что, знай, себе врёт и обманывает. Решил народ прогнать её вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела.

    До сих пор живёт она с нами и не кто не знает, как её изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнёт для Лжи своё сердце, то она там и поселится и очень трудно будет от неё избавиться.

    Помните: сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.!

    Источник: http://100-bal.ru/istoriya/224676/index.html

    Классный час «Правда и ложь» знакомит учащихся с понятиями «правда»

    Вид материала Классный час

    Подобный материал:

    • Внеклассное мероприятие «Правда и ложь». 1 класс Учитель: Ткачук Г. В. Цель, 27.75kb.
    • Правда и ложь Цель, 29.16kb.
    • Сказка Ложь, да в ней Намек, Кто познает тем Урок. » Ложью, 143.56kb.
    • Пьеса «На дне» вершина драматургии Максима Горького. Центральная идея пьесы спор, 21.45kb.
    • Тесты по теме: «Раннее средневековье», 40.1kb.
    • Материалы к урокам по литературе в 11 классе Из цикла «Ф. М. Достоевский. Преступление, 74.26kb.
    • Оправдание красотой Дмитрий Салынский, 482.23kb.
    • Ревнерусского  государства  был  сборник  правовых  норм, получивший название  Русской , 229.21kb.
    • Ломаева Ольга Николаевна учитель истории моу «Бродовская средняя общеобразовательная, 92.43kb.
    • Классный час Классный час, 228.94kb.

    Классный час «Правда и ложь» знакомит учащихся с понятиями «правда» и «ложь»; совершенствует навыки культуры общения через речевые упражнения, скороговорки, пословицы. Воспитывает такие нравственные качества, как «честность», «справедливость».

    • Классный час «Правда и ложь».
    • Участники: учащиеся 4 – го класса и классный руководитель.
    • Цели:
    • Подготовительная работа.
    • Оформление:
    • Ход проведения.

    1) выявить представления детей о том, что такое «правда» и «ложь»; 2) содействовать совершенствованию навыков культуры общения через речевые упражнения, скороговорки, пословицы; 3) способствовать формированию таких нравственных качеств, как «честность», «справедливость»; 4) убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения. 1) Дети пишут сочинения – миниатюры на тему «Случай, когда тебе помогла правда и подвела ложь». 2) Заполняются анкеты для учащихся. 1) плакаты с пословицами «Красива ложь, да от правды не уйдёшь», «Правда в огне не горит и в воде не тонет», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»; 2) таблички со словами: правда, истина, честность, ложь, неправда, враньё, обман, фантазия.

    1. Организационный момент.
    2. Вступительное слово классного руководителя:

    Начинаем наш классный час. Сегодня мы поговорим о правде и лжи. Послушайте сказку. (Учитель читает сказку «Правда и Ложь»). — Какой вы представляете себе Правду и какой Ложь? (Дети рисуют словесный портрет).

    3. Обсуждение понятий «правда», «ложь».

    — Как вы понимаете значение слова «ложь»? (Намеренное искажение истины). — Когда человек прибегает ко лжи? Зачем? — На доске таблички со словами. Прочитайте. (Правда, истина, честность, ложь, неправда, враньё, обман, фантазия). -Какими близкими по значению словами можно заменить слово «правда»? (Истина, честность). — Какими близкими по значению словами можно заменить слово «ложь»? (Неправда, враньё, обман). — Можно ли заменить слово «ложь» словом «фантазия»? (Нет. Фантазия – это продукт воображения, мечта).

    Чтение стихотворения Н.В.Лободиной «Эх!»

    — Эх, вздыхали рыбаки, — Это разве судаки? Раньше вытащишь, бывало, Хвост, бывало, в полруки.- Эх, — вздыхали судаки, — Раньше были червяки… Червяком одним бывало, Наедалось полреки.- Эх, — вздыхали червяки, — Раньше врали рыбаки! Мы послушать их, бывало, Сами лезли на крючки!

    4. Анализ анкет.

    — А теперь посмотрим, как вы ответили на вопросы анкеты?

    Вопросы:

    1) Что, значит, быть честным? (Никого никогда не обманывать, говорить только правду. Значит, не лгать, не врать). 2) Что бы ты выбрал: горькую правду или сладкую ложь? (Если не сказать правду, то будет стыдно. Правду, так как ложь и бывает сладкая, но всегда наказуема. Правду, потому что она всего сильней). 3) Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? (Лиса, Баба Яга и др.). 4) Как в сказках называется ложь и какое наказание следует, если говорить неправду? (К.Коллоди «Приключения Пиноккио» — растёт нос; Н.Носов «Приключения Незнайки …»- мальчики превращались в ослов).

    5. Ситуации из школьной жизни.

    — Поговорим о ситуациях из школьной жизни. Как вы поступаете, если: — получили двойку; — потеряли сменную обувь; — опоздали на урок; — гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате? — разбили красивую вазу? — А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?

    6.Чтение домашних сочинений — миниатюр.

    Дети читают сочинения – миниатюры на тему «Случай, когда тебе помогла правда и подвела ложь».

    7. Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Правда всего дороже».

    — Почему отец сказал такие слова? — Как бы вы поступили на месте мальчика?

    8. Обсуждение, анализ пословиц.

    1.Дети читают и обсуждают пословицы о правде и лжи, которые написаны на плакатах. 2.- Но у русского народа есть ещё одна мудрость: «Ложь во спасение». Как же объяснить такую фразу? Когда человек может прибегнуть к такому?

    9. Чтение рассказа В.Осеевой «Что легче».

    — Какая пословица подходит к этому рассказу? («Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»).

    10. Чтение рассказа В.Осеевой «Ябеда».

    — Часто ребят, которые говорят учителю о плохом поступке какого – то ученика, называют «ябедой». И порой это бывает несправедливо. Послушайте рассказ, который так и называется «Ябеда». Учитель читает рассказ «Ябеда». — А вы как считаете, ребята? Справедливо ли обозвали Васю ябедой? Как вы бы поступили на месте Саши, который разбил горшок? — Какому человеку на свете легче жить: честному или лживому?

    11. Итог классного часа.

    — Наш классный час близится к концу. Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Радостно то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, ложь обходите стороной.

    Ученик читает стихотворение.

    На свете так бывает, Порой не разберёшь: С тобою правда рядом Иль вкрадчивая ложь. Как в этом разобраться? Как научиться жить, Чтоб только с правдой рядом, А с ложью не дружить? Бывает ложь красива, А правда так горька, Но человеку честному Та горечь не страшна! Давайте мы, ребята, На свете честно жить, Не будем лгать, а только Правду говорить!

    12. Рефлексия.

    Каждому ученику предлагается выразить свои чувства и мысли по поводу состоявшегося разговора, употребив только одно предложение.

    Источник: http://geum.ru/next/art-108461.php

    Ссылка на основную публикацию