Классный час на тему: «волевое поведение», 9-10 класс

Презентация на тему: Безопасное поведение на дороге Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 класс

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 класс Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 класс

Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 класс

Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 класс

Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 класс

Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 класс

Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 класс

Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 класс

Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 класс

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Безопасное поведение на дороге В дороге порою препятствий не счесть.Как быть?В этом случае правила есть!

№ слайда 2

Описание слайда:

Правила движения должны знать все без исключения

№ слайда 3

Описание слайда:

ЗАПОМНИ: Переходи дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке; Переходи дорогу по пешеходному переходу только на зеленый сигнал светофора Внимательно следи за дорогой, начинай двигаться по пешеходному переходу убедившись, что все машины остановились.

№ слайда 4

Описание слайда:

Умейте предвидеть скрытую опасность!!! Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где ничто не помешает вам осмотреть ее.

№ слайда 5

Описание слайда:

Шагая осторожноЗа улицей следиИ только там, где можно,Ее переходи!

№ слайда 6

Описание слайда:

Чтоб ты мог дорогу эту Безопасно перейти!Есть ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД – Он тебя переведёт.Видишь — знак вон там висит? Этот знак всем говорит:»Чтоб в беду не угодить Нужно здесь переходить!»Под землёю, это ясно, Идти людям безопасно.

№ слайда 7

Описание слайда:

И у светофора можно встретить опасность!!!Если погас зеленый сигнал для пешехода – нужно остановиться.

№ слайда 8

Описание слайда:

«Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядяВсегда, перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, нужно приостановиться, оглядеться, прислушаться – и только тогда переходить улицу.

№ слайда 9

Описание слайда:

Главная опасность – стоящая машинаНельзя выходить на дорогу из-за стоящего автомобиля.

№ слайда 10

Описание слайда:

Возле перехода родители должны держать ребёнка за руку так, чтобы он не мог вырваться.На улице крепко держите за руку младших сестёр или братьев!

№ слайда 11

Описание слайда:

Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!!! Надо подождать, пока автобус отъедет, или, переходя дорогу, отойти от него как можно дальше.

№ слайда 12

Описание слайда:

Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Машина приближается медленно. И все же – надо пропустить ее!!!

№ слайда 13

Описание слайда:

Вдоль улиц глаза светофоров горят – Ты знаешь, о чём они нам говорят? О том, что всегда и повсюду в пути должны мы по их указаньям идти! Цвета их запомни, значенье их знай и строго их добрый совет выполняй!

№ слайда 14

Описание слайда:

Светофор – это устройство, которое световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов. Сигналы располагаются в нём в строгой последовательности: красный, жёлтый, зелёный. Светофоры устанавливают на самых опасных участках дороги. Если ты подходишь к дороге, а зелёный сигнал начал мигать, подожди, когда включился немигающий зелёный сигнал.

№ слайда 15

Описание слайда:

Светофор – греческое слово, оно означает «несущий свет».

№ слайда 16

Описание слайда:

Первый светофор в России был в форме круга. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет.Это современный транспортный светофорСветофор для пешеходов

№ слайда 17

Описание слайда:

КРАСНЫЙ СИГНАЛ — запрещает движение Красный мигающий сигнал запрещает движениеСочетание красного и желтого сигналов Запрещает движениеИнформирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

№ слайда 18

Описание слайда:

ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ- запрещает движение ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ Информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного переходаПредупреждает об опасностиСочетание красного и желтого сигналов Запрещает движение Информирует о скором включенииразрешающего зеленого сигнала светофора

№ слайда 19

Описание слайда:

ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ — разрешает движение ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛРазрешает движение Информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал Предупреждает о предстоящей смене сигналов

№ слайда 20

Описание слайда:

Пешеходный светофор Светофоры, предназначенные только для пешеходов , имеют только две секции – красную и зелёную, с изображением красного неподвижного человечка – запрещающий сигнал, зелёного шагающего человечка – разрешающий движение.

№ слайда 21

Описание слайда:

СИГНАЛЫ РЕГУЛИРОВЩИКА1. Рука поднята вверх — движение запрещено2.Руки вытянуты в стороны или опущены — со стороны груди и спины движение запрещено, со стороны правого и левого бока – разрешено. 3.

Правая рука вытянута вперед – пешеходам разрешено переходить дорогу ТОЛЬКО за спиной регулировщика.Для дополнительного привлечения внимания водителей и пешеходов может применяться свисток.

При регулировании движения регулировщик отменяет требование знаков приоритета и светофоров.

№ слайда 22

Описание слайда:

Назови эти дорожные знаки 1 – Подземный пешеходный переход 2 – Транспортный светофор3 – Пешеходный переход4 — Дети5 — Пешеходный светофор

№ слайда 23

Описание слайда:

Знайте правила движенья, Как таблицу умноженья. Надо их не только знать, А непременно соблюдать!

№ слайда 24

Описание слайда:

Соблюдайте правила дорожного движенья!Берегите свою жизнь!

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/bezopasnoe-povedenie-na-doroge.html

Воля

Презентацию на тему Воля можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Психология. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 16 слайдов.

Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 классСлайд 1

Выполнила студентка группы И-22 К Казарян С.Т.

Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 классСлайд 2

План работы:

1. Понятие «воля»; 2.Волевые действия и их характеристика; 3.Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий; 4.Структура волевого действия; 5.Волевые качества человека и их развитие.

Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 классСлайд 3

  • Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
  • 1
  • Воля — способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий.

Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 классСлайд 4

2

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: непроизвольные и сознательные (волевые).

Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 классСлайд 5

  1. Пример непроизвольного действия:
  2. От резкого испуга у человека может вырваться крик, сильно расширяются глаза, меняется выражение лица.
  3. Пример волевого действия:

Несмотря на погоду, тяжелую амуницию, альпинист продолжает свой тяжелый путь наверх, так как его осознанная цель – достигнуть вершины. Он шел к этой цели совершая множество других действий — тренировался, собирал снаряжение, выбирал маршрут.

Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 классСлайд 6

  • Волевые действия, как и все психические явления, связаны с деятельностью мозга и наряду с другими сторонами психики имеют материальную основу в виде нервных процессов.
  • 3
  • Материальной основой произвольных (осознанных) движений является деятельность так называемых гигантских пирамидных клеток, расположенных в одном из слоев коры мозга в области передней центральной извилины
  • В этих клетках зарождаются импульсы к движению, и отсюда берут начало волокна, образующие массивный пучок, который идет в глубину мозга, спускается вниз, проходит внутри спинного мозга и достигает в конечном итоге мышцы противоположной стороны тела (пирамидный путь).

Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 классСлайд 7

Всякое волевое действие определяется мотивами, которые должны быть удержаны на протяжении всего выполнения движения или действия. Если это условие не соблюдается, то выполняемое движение (действие) прервется или заменится другими.

Особое значение в выполнении волевого действия имеет вторая сигнальная система, осуществляющая всю сознательную регуляцию человеческого поведения.

Вторая сигнальная система активизирует не только моторную часть поведения человека, она является пусковым сигналом для мышления, воображения, памяти; она же регулирует внимание, вызывает чувства и таким образом влияет на формирование мотивов волевых действий.

Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 классСлайд 8

  1. Под мотивами волевых действий подразумеваются те причины, которые побуждают человека действовать.
  2. В основе волевых мотивов лежат:
  3. Потребности Эмоции Чувства
  4. Интересы и склонности
  5. Мировоззрение и взгляды
  6. Убеждения и идеалы

Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 классСлайд 9

4 Желание Влечение

Это стремление к цели при ясном осознании её и мотива; само по себе не сдержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т. е. «фильтруется» через систему его ценностей; обостряет осознание цели будущего дей­ствия и построение его плана.

Всегда смутно, неясно; Обычно переживается людьми как тягостное состояние в виде тоски или неопределенности; не может перерасти в целенаправленную деятельность; Представленная в нем потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.

Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 классСлайд 10

При формировании цели особую роль играет её

Содержание Характер Значение

Слайд 11

Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.

Слайд 12

Столкновение нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Борьба мотивов

Слайд 13

особое состояние внутреннего напряжения, или ак­тивности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необ­ходимую для выполнения задуманного действия.

воздержании от какого-либо внешнего действия.

Слайд 14

5

Воля человека характеризуется определенными качествами. Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели.

Проявления Силы воли: выдержка и самообладание выражаются в умении сдерживать свои чувства, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

Слайд 15

  • Воля характеристика
  • Целеустремленность.
  • Сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности.
  • Инициативность.
  • способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.
  • Самостоятельность.
  • способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели.
  • Последовательность поступков
  • Решительность

Слайд 16

Конец.

Удачи на сессии!!!

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/psihologia/67509-volja.html

Конспект урока для 4 класса "Волевое поведение"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока для 4 класса «Волевое поведение» для предмета : Начальная школа. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

  • Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 классМОУ СОШ №9
  • Урок здоровья.
  • 4 класс.
  • Тема.

Козык Н.И.

  1. Кинель, 2014
  2. Цель: учить принимать правильные волевые решения, воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
  3. Ход урока.
  1. Цель урока.

  2. Цветомидитация «Изумруд».

Читайте также:  Игры на ориентировку в пространстве для детей 5-6 лет

(На доске зелёный лист бумаги)

Зелёный цвет помогает справиться с перебоями в работе иммунной системы. Вызывает чувство гармонии, уравновешенности, обладает общим оздоравливающим действием.

Он нормализует деятельность сердечно- сосудистой системы, подавляет микроорганизмы, понижает артериальное давление, растворяет кровяные сгустки. Он также освежает и успокаивает, поднимает жизненный тонус, концентрирует внимание и мысли.

Его называют цветом отдыха для глаз, он усиливает остроту зрения. Показан при простудных заболеваниях, при головных болях.

Закройте глаза и сосредоточьтесь, мысленно сконцентрируйтесь на зелёном цвете. Представьте себе поляну молодой зелени или изумрудно- зелёный луг. Почувствуйте, как вы опускаетесь в эту зелень, почувствуйте прикосновение травы, её запах.

Энергия зелёного цвета проникает внутрь вас, в середину груди, чуть ниже сердца. Отсюда она распространяется по всему телу, наполняя его спокойной негой, миром, покоем.

Изумрудный поток очищает ваши почки, а вместе с ними и весь организм от вредных веществ.

Зелёный луч оказывает гармонизирующее воздействие на желудок и кишечник. Зелёная волна упокаивает и гармонизирует дыхание. Изумрудный цвет даёт отдых вашим глазам.

Почувствуйте глубокий покой. Мысленно поблагодарите зелёный цвет и его живительную силу. Сделайте глубокий вдох и потянитесь. Почувствуйте своё бодрое, свежее тело, проведите по нему ладонями и откройте глаза.

3.Закрепление пройденного.

— Какое решение мы с вами приняли на прошлом уроке? Повторите его сегодня хором «Мы говорим Курению – НЕТ!».

Принять решение очень важно, но не менее важно сделать всё, чтобы его выполнить. Я надеюсь, что каждому из вас это удаётся сделать. Многие считают, что для достижения цели необходима сильная воля.

Что же такое воля? Словарь русского языка С. Ожегова: «Воля – это способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели; сознательное стремление к осуществлению чего- нибудь; ваша добрая воля или воля ваша ( поступайте, как хотите).

— Что делать, если ваши желания неоднозначны (например, очень хочется доесть все конфеты в коробочке и понимание того, что это вредно для здоровья), какое желание возьмёт верх?

— Всегда ли воля направлена на достижение справедливых и полезных целей?

— Почему волевое поведение иногда может быть безнравственным, от чего это зависит? (Чаще всего от целей и желаний человека.)

  1. Оздоровительная минутка. Комплекс общеразвивающих упражнений.

  • И.п. –о.с. руки на поясе. 1 – свободный мах правой ногой вперёд. 2- мах правой ногой назад в выпад левой вперёд. 3- мах правой ногой вперёд. 4 – вернуться в и.п. 4 раза.
  • И.п. – о.с. 1-2- согнуть правую ногу в колене и притянуть её руками к груди. 3-4- вернуться в и.п. Тоже с другой ногой. Повторить 6 раз.
  • И.п. – о.с. руки на пояс. 1- подняться на носки, 2 – опускаясь на полную ступню левой ноги, мах правой в сторону. 3- полуприсед на левой ноге, правую ногу опустить скрестно за левой. 4- вернуться в и.п. Повторить 8 раз.
  1. Дыхательная гимнастика. «Кузнечный мех»

Упражнение позволяет быстро насытить организм кислородом, прекрасно очищает носовые ходы, является превосходным средством против простудных заболеваний, насморка.

Сесть, скрестив ноги, спина прямая. Спокойно сделать выдох, втянув живот. После этого сделать в быстром темпе 7 дыхательных циклов (вдох- выдох) с активной работой мышц живота: на вдохе живот выдвигается вперёд, на выдохе – втягивается. После 7 циклов вдохов- выдохов делают полный вдох с задержкой дыхания на 5-7 секунд. После этого переходят к обычному дыханию.

  1. Я считаю, что для воспитания воли, надо научиться, с удовольствием делать то, что требует усилий и делать не хочется. А как вы думаете?

  2. Витя посещал разные спортивные секции, но ни где больше месяца не задерживался. Как вы думаете почему?

7.Игра «Сокровища сердца».

Дети делятся на группы по 6-8 человек. Каждой группе даётся рисунок большого сердца, в который следует вписать все качества человека, которые делают сердце добрым, мужественным, волевым…

Побеждает та команда, которая вспомнит больше всего таких качеств.

8.Ритмическая гимнастика.

Нам с вами повезло, мы попали в зоопарковский детский сад на утренник. Зверята танцуют, скачут , прыгают, у них весело играет музыка, они приглашают нас веселиться вместе с ними.

Упражнение1.

Сначала попрыгаем вместе с непоседливыми и весёлыми мартышками. Они, сцепив ручки, прыгают с одной ножки на другую.

  • Упражнение2.
  • А теперь к нам выскочили зайчата, они ещё робкие, лапки поджали к груди, но им тоже весело, они скачут на двух ногах.
  • Упражнение 3.

А вот появились лягушата. На счёт1 они сжались в комочек, сидят на корточках, ладошки прижаты к полу; на счёт 2 высоко подпрыгнули вверх.

  1. Упражнение4.
  2. Хитрые лисята сначала не прыгают, а сложили за спиной ручки и деликатно крутят хвостиками, но и они не выдержали и стали прыгать на двух ножках влево- вправо…
  3. Упражнение5.
  4. Маленькие цапельки прыгают на одной ножке, а потом на другой.
  5. Упражнение6.
  6. Пингвинёнок пытается прыгать на одних носочках, ножки у него прямые, крылышки прижаты к туловищу, но даже на носочках он прыгает высоко- высоко.
  7. Упражнение7.
  8. Веселятся маленькие лошадки- жеребята, скачут на месте, высоко поднимают колени, скачут по кругу.
  9. Упражнение 8.

А вот и вышел мишка. Он переваливается с одного бока на другой, смешно и неуклюже пытается прыгать с одной ножки на другую, но в конце концов и у него всё получается.

9.Помог себе, помоги другим.

  • Существуют правила для поддержания хорошего самочувствия.
  1. мыть шею, уши и за ушами холодной водой по утрам.

  2. Тибетские и корейские целители предлагают после этого шею и уши растирать махровым полотенцем.

  3. Российские целители при мытье рук предлагают вытирать каждый палец отдельно.

  4. Перед сном необходимо мыть ступни ног холодной водой и втирать подсолнечное масло.

    • Истинное здоровье невозможно, если мозг и тело не отдыхают.

10. Итог урока.

Источник: https://docbase.org/19942-konspekt-uroka-dlya-4-klassa-volevoe-povedenie.html

Развитие волевой регуляции поведения и волевых свойств личности младших школьников

Воля проявляется в умении совершать необходимые действия или сдерживать их, преодолевая различные внешние или внутренние препятствия, в формировании дополнительных мотивов-стимулов для побуждения слабомотивированной деятельности.

Волевые процессы инициируют, заставляют начать то или иное действие, преодолевая объективные и субъективные препятствия, стабилизируют поддержание активности на должном уровне при возникновении различных внешних и внутренних препятствий, тормозят другие, часто сильные мотивы и желания, другие варианты поведения, несогласующиеся с главными целями деятельности в тот или иной момент времени.

Проявление волевых действий в начале младшего школьного возраста во многом зависит от инструкций и контроля взрослых, но постепенно волевое поведение начинает направляться собственными потребностями и мотивами ребенка.

Большинство младших школьников достаточно сильно внушаемы и могут совершать какие-либо действия, ориентируясь на большинство учеников или по настоянию авторитетного для них человека. Часто дети проявляют волевую активность лишь для того, чтобы исполнить волю других и заслужить одобрение и расположение к себе взрослых, в первую очередь учителя.

У многих младших школьников еще сохраняются элементы непроизвольности в поведении и бывают ситуации, в которых дети не могут противостоять удовлетворению каких-либо сиюминутных импульсов и желаний.

Однако именно в младшем школьном возрасте при правильном воспитании могут быть сформированы такие волевые свойства личности, как целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, выдержка. На их формирование особенно сильное влияние оказывает учебная деятельность, а также общение со сверстниками и взрослыми.

Учебная деятельность часто требует от младшего школьника значительного напряжения, волевых усилий, мобилизации внутренних ресурсов, что способствует интенсивному развитию выдержки, терпения, усидчивости как основы дисциплинированного поведения, которое постепенно становится привычным для ребенка.

Под влиянием учебной деятельности формируются произвольные умственные действия: произвольное запоминание и припоминание учебного материала, произвольное внимание, целенаправленное восприятие, упорство в решении мыслительных задач и др.

При необходимости воздержаться от какого-либо действия младшие школьники постепенно приобретают способность самостоятельно создавать условия, исключающие привлекательные действия, прибегать к самостимуляции (самоободрение, воспоминания о героях книг и кинофильмов и др.), которая, однако, является чаще всего диффузной, не подкрепленной нравственными принципами.

Развивается выдержка, признаками которой являются: проявление терпения в деятельности, выполняемой в сложных ситуациях; умение сдержать себя в конфликтных ситуациях; умение сдерживать проявление эмоций в состоянии сильного эмоционального возбуждения; умение контролировать свое поведение в сложных ситуациях.

Для некоторых младших школьников необходимость приложения волевых усилий представляет значительные трудности.

В основном это дети с изначально низким уровнем волевой готовности к школьному обучению, который проявляется в недостаточно развитом умении заставить себя систематически работать, доводить начатую работу до конца, сдерживать дезорганизующие деятельность эмоции, внимательно слушать учителя и выполнять его требования, в неумении произвольно регулировать свое поведение и управлять им. Это обусловлено низким уровнем развития волевых механизмов, способных побороть влияние мешающих деятельности сильных эмоций, внешних воздействий и препятствий. У таких детей отсутствуют навыки самоорганизации, недостаточно развиты умения контролировать себя, преодолевать трудности в учебной деятельности, что в дальнейшем неблагоприятно сказывается на психическом развитии младших школьников в целом. Это приводит к необходимости специальной психолого-педагогической работы по развитию волевых процессов детей.

Признаки волевых свойств были выделены А.И. Высоцким (табл. 3.3).

Признаками настойчивости и упорства являются умение доводить начатую работу до конца, способность продолжать неинтересную деятельность при наличии другой, более интересной, мобилизация своих возможностей для преодоления трудностей, продолжение деятельности, несмотря на неудачи и различные препятствия. Проявление упорства и настойчивости в младшем школьном возрасте во многом зависит от связи деятельности с потребностями и интересами школьников, ее значимостью для них. Дети с низким уровнем развития волевых свойств могут проявлять настойчивость и активность в деятельности только при наличии интереса к ней. При выполнении нелюбимой и неинтересной деятельности могут проявлять упорство и настойчивость только младшие школьники с высоким уровнем развития волевой регуляции поведения.

Признаки волевых свойств младших школьников

Дисциплинированность  

Признаки волевого качества:  сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.

); добровольное выполнение правил, установленных коллективом (классом, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.);недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т. п.

Читайте также:  Классный час в 3 классе. загадки

); соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки

Самостоятельность  

Признаки волевого качества:  выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.

); умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.

);умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав; умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности

Настойчивость  

Признаки волевого качества:  стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.)

Выдержка  

Признаки волевого качества:  проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.

); умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.

); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке

Организованность  

Признаки волевого качества:  соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.); планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки

  • Решительность  
  • Признаки волевого качества:  быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка; выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений; проявление решительных действий в непривычной обстановке
  • Инициативность  
  • Признаки волевого качества:  проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации; участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других; активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов; стремление проявить инициативу в непривычной обстановке

У младших школьников в определенной степени развита и самостоятельность, которая, однако, обусловлена импульсивностью вследствие возникающих у детей эмоций и желаний, а не критическим осмыслением ситуации и своей роли в ней.

Возрастающее стремление к самостоятельности и развитие самосознания может приводить младших школьников к намеренному неподчинению общим правилам, которое считают выражением своей взрослости и независимости.

Часто младшие школьники проявляют упрямство при отстаивании своих решений, мнений, суждений и действий, которое расценивают как проявление ими упорства и настойчивости. Причиной для проявления упрямства в учебной деятельности часто является конфликт между учеником и учителем по поводу «несправедливо выставленной отметки».

Чаще всего это происходит при отсутствии мотивирования отметки учителем, постоянном порицании ученика, невнимании к его усилиям, что способствует возникновению упрямства в виде протеста ребенка и его нежелания подчиняться требованиям взрослого.

В младшем школьном возрасте может проявляться решительность, которая предполагает быстрое и осознанное принятие решений при выполнении определенного действия; уверенное выполнение принятого решения без колебаний и сомнений, отсутствие растерянности при принятии решений в сложных ситуациях и в состоянии эмоциональной возбужденности; проявление решительных действий в непривычных ситуациях. Однако у многих младших школьников решительность часто остается связана с высокой импульсивностью. Проявление смелости в младшем школьном возрасте очень индивидуально и зависит от конкретной ситуации индивидуально-психологических особенностей ребенка. На протяжении младшего школьного возраста постепенно совершенствуется умение сдерживать свои побуждения, эмоции и чувства, подчинять свое поведение определенным требованиям и правилам. Мотивы сдержанного поведения в определенной степени становятся связанными уже с отдаленной перспективой. Компоненты сдержанного поведения могут автоматизироваться и проявляться во многих видах деятельности. Отсутствие выдержки у детей проявляется в неумении владеть собой и сдерживать резкость тона или в эмоциях, вызванных случайными факторами, в доминировании непроизвольного внимания над произвольным, что приводит к легкой отвлекаемости от учебных действий и к непреднамеренному нарушению дисциплинарных правил.

Волевые процессы в младшем школьном возрасте развиваются в тесной связи с эмоциями и чувствами: часто эмоциональные состояния доминируют над волевым поведением и сами становятся мотивом поведения. В одних случаях эмоции способствуют развитию волевых процессов, в других – оказывают тормозящее влияние на них.

Практический пример: Интерес как интеллектуальная эмоция может побудить ребенка длительное время заниматься решением учебных задач, но эта же деятельность будет затормаживаться, если ребенок переживает эмоцию страха, неуверенность в себе.

О.В. Дрокина отмечает, что в эмоциогенной ситуации при низкой сформированности эмоциональной регуляции деятельности компенсаторные возможности волевой регуляции невелики, что вызывает у школьников излишнее напряжение.

В учебной деятельности, сопряженной с часто возникающими эмоциогенными критическими ситуациями, следует особое внимание обращать на формирование эмоциональной регуляции деятельности. Эмоциональная и волевая регуляция деятельности образует единую регуляторную систему психики.

Низкая сформированность какого-либо отдельного вида (компонента) данной системы приводит к нарушению в работе целостной системы, негативно влияя на всю деятельность учащегося в целом.

Напротив, высокая степень сформированности ее отдельных видов, интегрированных в единую систему, обеспечивает оптимальное протекание и функционирование деятельности младших школьников.

Волевые действия младших школьников интенсивнее развиваются в следующих случаях:

  1. цели деятельности, необходимые для реализации младшим школьником, им понимаются и осознаются; только тогда действия становятся целенаправленными;
  2. обозримость школьником цели деятельности, которая не должна быть отсроченной слишком длительным временным интервалом, должна быть видна ребенку, видимость в плане представлений начала и конца своей деятельности;
  3. оптимальная сложность деятельности, которую ребенок должен выполнять, ее соответствие его возможностям по уровню сложности, что вызывает положительные эмоции, переживание успеха от ее выполнения уже в самом начале, предвосхищая достижение цели; поэтому как очень легкие, так и очень трудные действия не способствуют развитию волевых процессов, а наоборот, вызывают либо отрицательные эмоции, либо безразличие, так как в данной деятельности не требуется прилагать усилия;
  4. ребенок знает, понимает и осознает способ выполнения деятельности, представляет этапы реализации цели;
  5. внешний контроль за деятельностью ребенка со стороны взрослых постепенно сменяется внутренним самоконтролем.

Развитию волевых процессов способствуют наличие четких и последовательных инструкций о способах выполнения задания, демонстрация младшим школьникам их продвижения на пути к достижению цели и осознание этого продвижения как результата собственных волевых усилий. Учебная деятельность младших школьников постоянно сопровождается сознательной постановкой цели и требует волевой регуляции поведения, что совершенствует сознательный самоконтроль ребенком собственных действий на основе принятого решения и поставленной цели.

Л.Н. Габеева рассматривает развитие самоконтроля у младших школьников как динамический процесс, детерминированный внутренней активностью личности, который может осуществляться более эффективно в рамках специально разработанной модели, включающей целевой, мотивационный и оценочно-результативный компоненты.

Модель включает в себя: цель и задачи развития самоконтроля; совокупность педагогических условий формирования положительной мотивации к самоконтролю как главного условия развития самоконтроля у младших школьников; показатели развития самоконтроля; результат – новообразование младших школьников – самоконтроль, который влияет на успешность учебной деятельности младших школьников (рис. 3.3).

Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 класс

Большую роль в развитии воли у младших школьников выполняет также игровая деятельность: конструктивные, сюжетно-ролевые, подвижные, коллективные игры, игры с правилами способствуют развитию произвольной регуляции действий, саморегуляции и контроля поступков, закреплению волевых свойств личности.

Практический пример: Развитию волевых свойств способствует подвижная игра «Совушка-сова», в процессе которой дети должны в соответствии с командами взрослого или двигаться, или замирать в определенной позе. Игрока, не выполнившего вовремя команды, удаляют из игры (сова забирает в «гнездо»).

В итоге большинство детей младшего школьного возраста приобретают способность совершать волевые действия в соответствии с собственными мотивами, проявлять настойчивость в учебной деятельности. Постепенно у младших школьников формируется выдержка, снижается импульсивность поведения, все чаще проявляются волевые качества.

Источник: https://psyera.ru/razvitie-volevoy-regulyacii-povedeniya-i-volevyh-svoystv-lichnosti-mladshih-shkolnikov_9984.htm

21. Волевое поведение человека и его механизмы

Волевое поведение — это поведение,
переходное от действия по необходимости
к действию по новому сформированному
мотиву, адекватному заданному действию.
Фактически волевое поведение — это
выражение на поведенческом уровне
направленности личности.

Намеренно
огрубляя формулировку определения
волевого поведения, можно представить
его как произвольное поведение,
направленное на удовлетворение наиболее
личностно значимых желаний (устойчиво
доминирующих в мотивационной иерархии
человека).

Искусственно связывая в
сознании и воображении начало или
окончание действия с ходом параллельных,
не зависящих от него событий, человек
как бы создает дополнительное побуждение
к действию. Свобода как возможность
поиска и выбора является свойством
воли, ее природой, без свободы нельзя
говорить о регулировании поведения.

В
возможности выбора того или иного
решения, возможности направить свое
поведение в том или ином направлении
практически осуществляется, проявляется
господство человека над собой.

Волевое
поведение, как и любая целенаправленная
деятельность, использует внутренний
интеллектуальный план (ВИП),
но не всякая целенаправленная деятельность
является волевым поведением.

О волевом
поведении говорится, когда у человека
есть внутренний стержень, если человек
помнит свои планы и у него хватает сил
сохранять направленность своей
деятельности, несмотря на трудности,
помехи, отвлечения.

Если в борьбе
мотивов (борьбе
разнонаправленных мотивационных
тенденций) верх берут непосредственные
побуждения (в том числе и нравственного
порядка), это не волевое поведение.
Побеждает сознательно поставленная
цель — значит, данное поведение является
волевым. Волевое поведение может быть
как нравственным, так и безнравственным.

Все зависит от конкретного
желания,
побуждающего волевое поведение. Желание,
побуждающее поведение, может быть
названо мотивом поведения. Часто на
человека одновременно воздействуют
два разных мотива. То есть у человека
есть два желания, которые не совпадают.
Волевая регуляция не нужна там, где
имеется актуально переживаемая
потребность, обеспечивающая побуждение
к действию, где действие имеет для
человека определенный положительный
смысл. Необходимость волевой регуляции
возникает при недостатке побуждения к
действию, которое, тем не менее, должно
быть осуществлено. Наиболее важными
волевыми
свойствами
являются — целеустремленность,
настойчивость, решительность,
инициативность, смелость и др.

Целеустремленность
понимается как способность человека
подчинять свои действия поставленным
целям. Она проявляется в умении быть
толерантным, т.е. устойчивым к возможным
препятствиям, стрессам, неожиданным
поворотам событий при ориентации на
определенную цель.

  • Настойчивость
    — способность мобилизоваться для
    преодоления трудностей, умение быть
    сильным, а также разумным и творческим
    в сложных жизненных ситуациях.
  • Решительность
    — умение принимать и претворять в жизнь
    своевременные, обоснованные и твердые
    решения.
  • Инициативность
    — способность
    к принятию самостоятельных решений и
    их реализации в деятельности, спонтанное
    выражение побуждений, желаний и мотивов
    человека.
Читайте также:  Игра «детективное агентство», 3-4 класс

Основным механизмом
волевого поведения является «изменение
или создание дополнительного смысла
действия, когда действие выполняется
уже не только ради мотива, по которому
действие было принято к осуществлению,
но и ради личностных ценностей человека
или других мотивов, привлеченных к
заданному действию».

Волевая регуляция
в ее развитых формах — это подключение
непосредственно не значимого, но
обязательного для исполнения действия
к смысловой сфере личности, превращение
заданного действия в личное, соединение
требуемого поведения с нравственными
мотивами и ценностями. Этим объясняется
зафиксированный в психологии факт
взаимосвязи мотивационно-смысловой
сферы человека с его волевым поведением.

Чем более нравственно воспитан человек,
тем легче осуществляется им волевое
действие.

  1. В психологической
    литературе описаны примеры волевого
    поведения, в которых содержится описание
    способов произвольного изменения
    побуждения через изменение смысла
    действия. Изменения смысла действия
    можно достичь:
  2. — во-первых, через
    переоценку значимости мотива, при
    обесценивании предмета потребности;
  3. — во-вторых, через
    изменение роли и позиции человека в
    общности (отстающим школьникам поручали
    опекать ребят младших классов и помогать
    им в учебе; изменение позиции привело
    к тому, что учеба для отстающих школьников
    получила новый смысл и они стали более
    настойчивы в своей учебной работе);
  4. — в-третьих, через
    предвидение и эмоциональное переживание
    результатов своих действий;
  5. — в-четвертых, через
    обращение к символам, ритуалам для
    укрепления действия (вынос знамени во
    время боя относится к такого рода способу
    волевой регуляции);

— в-пятых, через
соединение заданного действия с другими,
более высокими мотивами (долга, чести,
ответственности и т.п.);

— в-шестых, через
воображение ситуации с новым мотивом
(например, представляя, что заданное
действие выполняется в условиях
соревнования) и ряд других способов.

Оценивая человека
по критерию «волевой-слабовольный»
в соответствии с описанным механизмом
волевым следует считать человека,
способного создавать дополнительное
побуждение к действию путем изменения
смысла этого действия. Волевым также
надо признать человека с глубокими
прочными убеждениями, с целостным
мировоззрением, с богатой смысловой
сферой.

Источник: https://diplomconsult.ru/preview/2918258/page:14/

Образовательный портал

Рейтинг:  5 / 5

Автор Соловьёва Л.К.

Педагог-психолог ПМС-Центра Приморского р-на

В настоящее время система образования столкнулась с проблемой неуклонного роста количества детей, испытывающих трудности школьного обучения, что проявляется не только в хроническом отставании в усвоении школьных знаний, но и в формировании произвольного поведения.

  По мнению многих психологов, именно проблема недостаточного развития произвольности  часто стоит за собственно учебными затруднениями детей в средней школе,  и за  такими явлениями, как плохая дисциплина на уроках, повышенная отвлекаемость, неумение выполнять несколько усложненные задания.   

Наряду с внешними изменениями (новые учителя, расширение изучаемых предметов, требований, обязанностей и т.д.), происходят внутренние изменения, связанные с вхождением детей в подростковый возраст.

  Именно про подростков принято говорить, что у них слабая воля, более слабая, чем у детей других школьных возрастов.

Подростки недостаточно организованны, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным, казалось бы, требованиям и правилам поведения. Безусловно, развитие воли по мере взросления ребенка не идет вспять.

И уровень развития воли у подростка сам по себе не становится ниже. Просто подростки живут и действуют в более сложной социальной ситуации, требующей от них более высоких форм саморегуляции, в том числе и более сложных проявлений волевого  поведения, к чему они не всегда готовы.

Подростки очень озабочены умением владеть собственным поведением: в их самоописаниях преобладают указания на недостаток волевых качеств. Умение владеть собой, своим поведением ценится подростком, а отсутствие необходимых качеств вызывает беспокойство.

Казалось бы, налицо условия, которые делают этот период чрезвычайно благоприятным для формирования воли, ознакомления школьников со способами организации своего поведения и т. п. Однако практика показывает, что подобная работа в этом возрасте оказывается неэффективной.

Это противоречие обусловлено, прежде всего, тем, что указанная озабоченность подростка не имеет подлинной побудительной силы. Для выполнения большинства повседневных обязанностей (в той мере, в какой подростку представляется необходимым их выполнение) ему вполне достаточно тех умений, которые у него есть.

Стремление «стать более волевым человеком» — в этом возрасте скорее «знаемый» мотив, он, не подкреплен подлинным желанием (и реальной необходимостью) измениться. На эффективность развивающей и коррекционной работы по развитию воли влияют сами особенности волевого поведения, саморегуляции в подростковом возрасте. Для подростка характерна «не слабость воли, а слабость цели».

Другими словами, подросток уже имеет возможности, обеспечивающие овладение своим поведением ради определенной цели, но еще не имеет цели такой значимости, ради которой следовало бы это осуществлять. Цели, которые он ставит перед собой, часто не имеют личностного смысла, ситуативны, заимствованы. Это обусловливает быструю и неоправданную, с точки зрения наблюдателя, смену целей.

Часто, «проиграв» в уме ситуацию выбора и создав определенное намерение, подросток мысленно, в воображении достигает желаемого и эмоционально уже переживает ее достижение. Нередки также случаи, когда школьник ставит перед собой какую-то цель и даже начинает что-либо делать по ее достижению.

Но затем, столкнувшись с трудностями или потеряв к этому интерес по другой какой-либо причине, он меняет цель или вообще отказывается от постановки каких-либо целей. На вопрос взрослого, почему он перестал делать то-то и то-то, подросток совершенно искренне отвечает, что ему теперь это не нужно. Кроме того, для подростка еще очень важна эмоциональная значимость цели.

Именно этим объясняется то, что, признавая значимость организованности, необходимость выполнять свои обязанности и даже ставя перед собой задачу, например, улучшить свою отметку по математике для чего каждый день решать несколько задач, он, как правило, очень быстро отказывается от этого намерения, особенно если для достижения цели следует пренебречь чем-то непосредственно привлекательным. У детей этого возраста очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения за счет поведения необходимого, требуемого. Развивать волевое поведение подростка нужно, используя эмоционально привлекательные цели, обогащая интересы, увлечения школьника, поддерживая и укрепляя возникающие у него намерения. Принципиально важно, чтобы эти цели были для школьника действительно важными, а не задавались искусственно. Следует отметить, что подростки склонны «укреплять», «проверять» волю в каких-то особых ситуациях, совершенно отличных от их повседневной жизни. Причем такое поведение иногда приводит к достаточно серьезным последствиям. Волевое поведение воспринимается школьниками как нечто, призванное обслуживать какую-то другую, не повседневную жизнь. В определенном смысле это похоже на то, что имело место у дошкольников и младших школьников в игре: подросток как бы играет в «волевого человека». Перенесение на обычную жизнь этого, как и всякого другого, игрового умения очень затруднено и даже вызывает протест. Поэтому, помогая школьнику добиваться определенной цели, не следует акцентировать внимание на том, что таким образом развивается воля. Гораздо более эффективно обратить внимание подростка на то, какие позитивные чувства связаны с «победой над собой», над своим нежеланием что-либо делать, собственным страхом. Школьники часто смешивают проявления таких, например, качеств, как настойчивость и упрямство, следование определенным принципам и стремление во что бы то ни стало настоять на своем, видя во всем этом равные проявления воли. Поэтому очень важны беседы с подростками, в процессе которых они научаются различать эти проявления, отделять подлинные и ложные проявления воли.  Очень важно обеспечить школьника средствами достижения желаемой цели, организации своего поведения. К таким средствам относятся умение учитывать последствия совершенных и несовершенных поступков для себя и других, способность представлять такие последствия не только интеллектуально, но и эмоционально (например, представить собственные переживания при ответе урока, который не выучил, потому что очень сильно не хотелось это делать). Отказу от волевого поведения служит также характерная для подростков этого возраста «установка на отказ от усилия», особенно от усилия длительного, и своеобразная «экономия энергии». В этом плане полезно научить подростка ставить промежуточные цели разбивать намерение на ряд конкретных, достаточно мелких этапов и вознаграждать себя за преодоление каждого из этих этапов. Начинать развивать силу воли нужно с простого. Для начала постарайтесь побудить  делать нетрудные вещи. Например, попробуйте приучить  ежедневно вести дневник. Затем, если это идет хорошо, Вы постепенно усложняете задачу и добиваетесь выполнения  следующего,  выполнения режима дня. К числу важнейших условий формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, правильного распорядка всей жизни человека. Наблюдения над слабовольными людьми показывают, что, как правило, они не умеют организовать ни свою работу, ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Волевой человек—хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью. Для того чтобы закалить свою волю, необходимо повседневно бороться с разбросанностью. Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия спортом. Преодоление трудностей при занятиях физической культурой является подлинной тренировкой не только мышц человека, но и его воли. Говоря о воспитании воли, не следует забывать, что успешное выполнение деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответствующих навыков. Недостаточно только искренне желать чего-то, но нужно уметь это делать. Таким образом, формирование полезных навыков, и прежде всего трудовых навыков, выступает как одно из важнейших условий успешного достижения поставленных целей. Наконец, следует указать, что развитие основных волевых качеств происходит при постоянном общении человека с другими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, вне коллектива воля человека нормально развиваться не может.

У каждого школьника есть все возможности для развития и самовоспитания воли. Чем раньше начинается сознательный процесс воспитания воли, тем больших успехов он может добиться.

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/site/820-2011-11-24-20-54-27.pdf

Ссылка на основную публикацию