- Цели и задачи классного часа:
-
Развитие интеллектуальных и коммуникативных
способностей, сплочение классного коллектива, активизация
культурного досуга школьников; -
Воспитание уважения к русским народным обычаям, традициям
и национальному фольклору -
В роли Затейников – родители, одетые в
русские народные костюмы.
Музыкальное сопровождение: аудиозаписи весёлой народной музыки, частушечной музыки. Для поощрения ребят: сладости.
Класс оформлен празднично: иллюстрациями ребят к русским народным сказкам, элементами русской горницы; накрыт стол для чаепития.
- Ход классного часа
-
Перед классным часом появляются два
Затейника -
1-й Затейник: Ах, как
весело, друзья, - С шуткой и весельем!
- Мы ребята хоть куда,
- Лишь бы не безделье.
- Я Затейник- Весельчак,
- Игр я знаю много.
- Кто отправится сейчас
- С нами в путь-дорогу?
-
2-й Затейник: Мы
затейники, вдвоём - Много сказок знаем.
- Песни вместе мы споём,
- В игры поиграем.
- Не скучайте, не ленитесь,
- В путь — дорогу соберитесь,
- Веселей, смелей, друзья!
- Нам сейчас скучать нельзя!
1-й Затейник. Мешкать
нечего; пора!
- Начинается игра.
- Конкурс первый начинаем.
-
Конкурсно — игровая
ситуация - «ЗАГАДКИ ПО СКАЗКАМ»
Учитель: Ребята, надеюсь,
что вы уже догадались: сегодняшний классный час у нас необычный. Наши
сегодняшние гости — весёлые затейники.
Они вам объяснили, что вся сегодняшняя
конкурсно – развлекательная программа будет состоять из розыгрышей и загадок,
конкурсов и игр, русских народных потешек и забав.
Ну, не будем терять время и
станем участниками первого конкурса веселых затейников – «Загадки по сказкам».
Суть нашего первого конкурса состоит в том, чтобы быстро
ответить на вопросы . Вопросы лёгкие, сказочные поэтому и отвечать надо быстро.
Кто даст больше правильных ответов, тот и победит в первом конкурсе.
Что в
сказках, всегда побеждает зло? Ответ: Добро
Какими
словами начинаются русские народные сказки? Ответ: «Жили-были…» «В некотором
царстве, в некотором государстве…
»
Как
называется струнный музыкальный инструмент, под звуки которого древнерусские
певцы-сказители исполняли песни, былины и другие произведения устного народного
творчества? Ответ: Гусли
Каким
ласковым словом очень часто называют своих отцов герои русских сказок? Ответ:
Батюшка
Что
устраивают в русских сказках знатные люди в честь свадьбы или победы над
врагом? Ответ: Пир
Какое
самое популярное число в русских народных сказках? Ответ: Три
Какое
животное имеет кличку Сивка-Бурка? Ответ: Конь
В какой
сказке от брошенной шапки избушка зашаталась? Ответ: В сказке «Иван —
крестьянский сын и Чудо-юдо»
На конце
чего находится смерть Кощея бессмертного? Ответ: на конце иглы
Какое
самое любимое место Иванушки-дурачка для сна и отдыха? Ответ: Печь
Какого
героя провели на пирожках? Ответ: Медведя из сказки «Маша и медведь»
Что в
русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк» называется «живой» и
«мертвой»? Ответ: Вода
Что
размазала по тарелке лиса и подала как угощение журавлю в русской народной
сказке «Лиса и журавль»? Ответ: Кашу
Какой
продукт питания помог курочке спасти жизнь петушку в русской народной сказке
«Петушок и бобовое зернышко»? Ответ: Масло
Какой
страшный предмет, надетый на палку, дала Василисе в качестве источника света
Баба Яга? Ответ: Череп
Без
которого основного продукта, солдату не удалось бы сварить кашу в сказке «Каша
из топора»? Ответ: Без крупы
В чем
журавль подал на стол окрошку в русской народной сказке «Лиса и журавль»?
Ответ: Кувшин
Как по — другому назвать чудо?
(Диво)
« Сказка ложь, да в ней…..»? (намёк)
-
(Учитель и затейники
подводят итоги и поощряют победителей.) -
1-й Затейник. Вот на наш
весёлый час - Наш фольклор придёт сейчас.
- В старину он вас отправит,
- Вспомнить многое заставит:
- Поговорки, прибаутки,
- Сказки русские и шутки.
-
2-й Затейник. Открывай
пошире двери, - Приглашаем на веселье!
-
Поудобнее
садитесь. -
Не спешите,
соберитесь. -
Приглашает
вас фольклор -
На старинный
русский двор! - 1-й Затейник. И гостей, и всех ребят
-
Приглашаем
на обряд. -
Как
давненько наши предки -
Собирали
посиделки. -
Так бывало
на Руси, -
С шуткой ели
калачи. - 2-й Затейник: На Руси все наши предки,
-
Чтобы вечер
скоротать, -
Собирали
посиделки, -
Поиграть и
поболтать. - 1-й Затейник: народ посмотреть
-
И себя
показать. - Хороводы водить,
-
Песни-
нескладухи петь, -
Веселы
потешки – небылицы сказывать, -
Загадки
хитроумные загадывать. - КОНКУРС «ЗАГАДКИ»
- Учитель: Наш сундучок старинный
-
Полон
загадок, - Коротких и длинных.
-
Кто проявит
ум, смекалку? -
Вот сейчас
прочитаю загадку загадку! -
По сеням
ходит, а в избу не идёт. (Дверь) -
Чёрненькая
собачка, -
Свернувшись,
лежит. -
Не лает, не
кусает, -
А в избу не
пускает. (Замок) -
На улице
столбом, а в избе — скатертью. (Дым) - И комковато,
-
И
ноздревато, И мягко, и ломко, -
А всех
милей. (Хлеб) -
В воде
родится, -
А воды
боится. (Соль) -
Бел, как
снег, -
В чести у
всех, -
В рот попал
– -
Там и
пропал. (Сахар) - (Затейники подводят итоги, награждают победителей)
Учитель: Для современных детей считалки – это
часть игры. А когда-то считалки не были игрой. Люди в древности верили в числа.
Например, число «3» было для многих народов символом полноты, счастливым
числом. Тройка стала излюбленным числом в сказках: три поросёнка, три богатыря,
три медведя.
С течением
времени серьёзный смысл у игры — пересчёта исчез, а считалки стали весёлыми
стишками. Все мы с детства помним разные считалки, с помощью которых выбирали,
кому водить, когда играли в прятки или жмурки.
А давайте, и
мы сейчас воспользуемся этой весёлой игрой и выберем с помощью считалок тех,
кто будет участвовать в следующем конкурсе!
(Затейники приглашают ребят вместе с ними прочитать считалку.)
-
Раз, два,
три, четыре- -
Жили мушки
на квартире. -
И повадился
к ним друг- -
Крестовик-
большой паук. -
Пять, шесть,
семь, восемь- -
Паука мы вон
попросим. -
К нам обжора
не ходи. -
Ну-ка,
(имя),- води! -
Охотники в
пещере -
Подсели раз
к огню -
И вспомнили,
как зверя -
Загнали в
западню. -
Хобот-раз,
бивень- два, -
Оказался он
у рва. -
Стрелы- три,
копьё — четыре. -
В
первобытном трудно мире! -
Кто охотник
— назови? -
Зверя в ров
скорей гони! - (Затейники объявляют Конкурс скороговорок.)
Учитель: Скороговорки учат нас чётко, быстро
и правильно говорить. Правильная, красивая, внятная речь нужна не только
дикторам и актерам — она помогает в работе каждому человеку любой профессии.
Я приглашаю
несколько ребят принять участие в конкурсе скороговорок.
1. Сыворотка из — под простокваши.
2. У быка губа тупа.
3. Сидели, свистели семь свиристелей.
4. В аквариуме у Харитона четыре рака
да три тритона.
- 5. Стоит поп на копне
-
Колпак на
попе, -
Копна под
полом, -
Поп под
колпаком. -
6. Пришёл
Прокоп, - Кипит укроп;
-
И при
Прокопе кипит укроп, -
И ушёл
Прокоп, кипит укроп, -
И без
прокопа кипит укроп. - (Затейники определяют победителей и поощряют их.)
- 1-й Затейник: Убедились мы вдвоём:
-
Мастаки вы,
мастерицы! -
А теперь кто
нам споёт -
Нескладухи –
небылицы. - (Выходят двое ребят – молодец и Девица.)
- Ученик: Вы послушайте, девчата,
-
Нескладуху
буду петь: -
На дубу
свинья пасётся, -
В бане
парится медведь. - Ученица: Сидит заяц на березе,
-
При калошах,
при часах. -
Я спросила: «Сколько
время?» — -
Не женатый,
холостой! - Ученик: Я с высокого забора
-
Прямо в воду
упаду, -
Ну, кому
какое дело, -
Куда брызги
полетят! - Ученица: У моего милёнка
-
Плохая
кобылёнка. -
Она стояла у
горы, -
Её заели
комары. - Ученик: Запрягу я кошку в дрожки,
-
А котёнка – в
тарантас. -
Повезу свою
хорошую -
Всем
людишкам напоказ. - Ученица: Сапоги сшил из рубашки,
-
А рубашку —
из сапог, -
Дом поставил
из опилок– -
Вышел
славненький домок. - Ученик: Вы послушайте, ребята,
-
Нескладуху
вам спою: -
У ворот
стоит телега -
И лягает
всех подряд. - Ученица: На болоте, на снегу,
-
Укусил комар
блоху. -
Сидит заяц
на берёзе, -
Умирает со
смеху! - Вместе: Нескладухи вам пропели,
-
Хорошо иль
плохо ли. -
А теперь
хотим, чтоб вы -
Дружно нам
похлопали!
Затейники приглашают гостей поучаствовать в исполнении плясовых припевок и
весёлых частушек. Все желающие становятся в круг. Под музыку исполняют
известные ребятам частушки.
- 1-й Затейник: Подошла пора прощаться.
-
Делу –
время, смеху –час! -
Хоть и
весело общаться, -
Ждут дела,
ребята, нас! - 2-й Затейник: Мы надеемся, что скоро
-
Повстречаемся
опять. -
Было б дело
к разговору, -
Чтоб
порадовать ребят! - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КЛАССНОГО ЧАСА
-
Учитель
благодарит всех участников развлекательной программы и гостей за весёлые шутки
и прибаутки.
Напоминает
ученикам,что главный вывод сегодняшней встречи: «Делу – время, потехе – час!»
Если отдыхать, то весело, дружно и с пользой для дела; а если заниматься делом,
то серьёзно, вдумчиво и сообща.
Источник: http://opaliha1b.blogspot.com/2014/01/blog-post_18.html
Тематическое планирование классных часов в 4 классе
- Статьи
- Начальное общее образование
- Психология и педагогика
Одним из основных компонентов работы классного руководителя является проведение классных часов.
Форма проведения классного часа может быть разная: урок-беседа, викторина, игра, прогулка, экскурсия и многое другое.
В зависимости от цели классного часа, возраста учащихся, особенностей класса и школьных условий руководитель самостоятельно выбирает тему и формат проведения занятия.
25 февраля 2019
В помощь классному руководителю — наша подготовка важных и интересных тем для проведения классных часов.
«Тематическое планирование классных часов» в начальной школе (отдельно для первого, второго, третьего и четвёртого классов) в удобных таблицах для наглядности.
МЕСЯЦ | ДАТА | ТЕМА | ОБСУЖДАЕМЫЕ ВОПРОСЫ |
Сентябрь | «Правила поведения в школе» и «Правила поведения в столовой» | Повторение тем, пройденных в прошлых классах: правила поведения в школе: как вести себя в школе, на уроке, на перемене, в столовой. | |
8 сентября | День памяти жертв блокады Ленинграда |
|
|
«Правила пожарной безопасности» |
|
||
«Питание и дежурство в столовой» |
|
||
«Новый учебный год. Режим дня» |
|
||
Октябрь | «День учителя» | 1) История праздника. 2) Подготовленные выступления учащихся. | |
«Урок этики» |
|
||
«Моё здоровье. Советы на каждый день» | 1) Беседа о здоровом образе жизни. 2) Советы на каждый день (гигиена, зарядка, прогулки, спорт и т.п.). | ||
«Зрение и осанка» | 1) Обсуждение: от чего наше зрение и осанка ухудшаются? 2) Сформулировать основную концепцию бережного отношения к зрению; зарядка для глаз. 3) Как следить за своей осанкой? Приёмы, помогающие держать спину прямо. 4) Иллюстрация правильной осанки:
|
||
«ОБЖ. Осенние каникулы» | Основы безопасности жизнедеятельности во время осенних каникул. 1) Повторение предыдущих тем про правила дорожного движения; правила поведения при пожаре. 2) Правила поведения в экстренной ситуации, например, что делать, если потерялся в лесу при семейной прогулке. | ||
Ноябрь | 4 ноября | День народного единства |
|
«Застенчивость и неуверенность» |
|
||
«Классный коллектив» | 1) Способствовать развитию благоприятной атмосферы в классе. 2) Игры и викторины на взаимопомощь и творчество. | ||
«Я хочу быть…» | 1) Расширить знания учащихся о труде. 2) Формировать уважительное отношение к людям разных профессий. 3) Интересные факты о необычных профессиях в разных странах. Презентация. | ||
К 25 ноября | «День матери» |
|
|
Декабрь | «Правила поведения во время зимних игр (на природе, на катке, на снежной горке и т.п.)» |
|
|
12 декабря | «День Конституции» | 1) Расширить знания учащихся о государственной символике. 2) Формировать гражданскую позицию учеников. | |
«Новый год» | 1)Расширить знания учащихся о традиции празднования Нового года. 2)Традиции празднования Нового года в разных странах. | ||
«ОБЖ. Зимние каникулы» |
|
||
«Голубой огонёк» | Праздничное мероприятие в классе. | ||
Январь | «Светлый праздник Рождества» |
|
|
«Как найти выход из ссоры» | 1) Обсуждение на тему «Что такое спор?». 2) Компромисс в ссоре. 3) Разбор различных ситуаций с примерами учащихся. | ||
«Пагубное действие алкоголя» |
4) Объяснить ученикам, с чего начинается алкоголизм: «Почему алкоголизм — это болезнь?». |
||
«Преступление и наказание» | 1) Воспитывать правовое сознание школьников. 2) Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. | ||
«Кожа — самый большой орган человека» |
|
||
Февраль | «Чувство меры в одежде» |
|
|
«Мои домашние питомцы» | 1) Рассказы учащихся о домашних питомцах. 2) Рассказ учителя о необычных домашних животных в других странах мира | ||
К 23 февраля | «День защитника Отечества» |
|
|
«Поле чудес» | Игра-викторина на расширение кругозора учащихся. | ||
«Культура речи» | 1) Вспомнить с учащимися сущность понятия «культуры речи». 2) Что такое «слова-паразиты»? Почему они так называются? 3) Способы исключения из своей речи «словарного мусора». | ||
Март | «Весна идёт! Весне дорогу!» |
|
|
К 8 марта | «Международный женский день» |
|
|
«Личная безопасность» | Повторить правила личной безопасности:
|
||
«Гигиена» | 1) Гигиена и важность её соблюдения. 2) Личная гигиена, правила гигиены в общественных местах (школа, транспорт, улица), домашняя гигиена. | ||
27 марта | Всемирный день театра |
|
|
Апрель | 1 апреля | «День юмора и смеха» | Урок может быть выражен:
|
К 12 апреля | «День космонавтики» |
|
|
«Вежливое обращение» | 1) Правила поведения в общественных местах. 2) Вежливое общение в различных ситуациях:
и т.д. |
||
«Я весь внимание» |
|
||
«Мы в ответе за тех, кого приручили» | 1) Правила поведения с бездомными животными. 2) Беседа-рассуждение на тему «Что можно сделать,чтобы бездомных животных не существовало?» | ||
Май | «Умники и умницы» | Игра-викторина на расширение кругозора учащихся, повышение интеллектуального уровня детей. | |
К 9 мая | «День Победы» | 1) Минута молчания. 2) Выступления учеников с рассказами о том, как Война затронула их семьи, личные истории | |
«Пионеры-герои» | 1) Рассказ учителя о детях, защищавших Родину. 2) Формировать у учащихся патриотические чувства и любовь к Отчизне. | ||
«Прощание с начальной школой» | Школьный праздник. | ||
«ОБЖ. Летние каникулы» |
|
#ADVERTISING_INSERT#
Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/tematicheskoe-planirovanie-klassnykh-chasov-v-4-klasse/
Веселья час (классный час для 1 – 4 классов)
Веселья час (классный час для 1 – 4 классов)
Перед входом в зал (класс) происходит жеребьёвка (жетоны трёх цветов).
Ведущий – Добрый день (вечер), дорогие друзья! Мы начинаем ЧАС ВЕСЕЛЬЯ, в котором сегодня будут участвовать команды. Ну, а в жюри мы попросим занять места ваших родителей.
Ведущий – Итак, первое задание. Вам нужно будет придумать название команды, девиз и эмблему. Приступайте!
Пока команды делятся, придумывают названия, жюри занимает места.
Ведущий – Следующий конкурс очень прост. Командам предстоит изобразить сказочного героя с друзьями.
Ребята придумывают сами или по готовым карточкам.
Ведущий – Третий конкурс – конкурс хоровых коллективов. Каждая команда должна исполнить песню «Во поле берёза стояла», но не просто исполнить, а «по-разному»:
- Хор детского сада;
- Хор бабушек и дедушек;
- Хор солдат на параде.
Жюри прослушивает песни.
Ведущий – Следующий конкурс позволит нам узнать, в какой команде лучшие художники. Вам предлагается изобразить ответ на загадку.
По жребию команды вытягивают листочки с загадками.
- Как называется самолёт Бабы Яги (ступа)
- Жертва лягушки из известной песни (кузнечик)
- Протянули струну на всю страну;
- Далеко-далеко бежит моё словечко (телефон)
- Команды отгадавшие загадку, рисуют ответ на листке ватмана.
- Ведущий – А сейчас я приглашаю сюда капитанов. Вам предстоит немного поработать головой… Угадайте, о какой сказке здесь говориться:
- Волк, дом, туба, бег, испуг, крыша, братья (три поросёнка)
- Лес, дверь, пирожки, охотники, тропинка, бабушка (красная шапочка)
- Герань, кошка, огонь, котята, петух, козёл (кошкин дом)
- Дед, внучка, мышка, овощ, работа, бабка (репка)
- Старики, слёзы, яйцо, золото, простота, курица (курочка Ряба)
- Мышка, лягушка, медведь, лес, животные, домик (теремок)
Ведущий – И ещё одно испытание для капитанов на реакцию, но главное внимание. Я сейчас буду читать стихотворение, на столе лежит приз. Он достанется тому, кто окажется более внимательным.
- Расскажу я вам рассказ
- В полтора десятка фраз.
- Лишь скажу я слово ТРИ,
- Приз немедленно бери!
- Понятно?
- Однажды щуку мы поймали,
- Распотрошили…, а внутри
- Рыбёшек мелких увидали…
- И не одну, а целых… ДВЕ…
- Мечтаем мальчик закалённый
- Стать олимпийским чемпионом.
- Смотри, на старте не хитри,
- А жди команду: раз, два…, МАРШ!
- Когда стихи запомнить хочешь,
- Их не зубри до поздней ночи,
- А про себя их повтори
- Разок, другой, а лучше…ПЯТЬ…
- Недавно поезд на вокзале
- Мне ТРИ часа пришлось прождать…
- Ну, что ж, вы приз, друзья, не взяли,
Когда была возможность взять?!
Ведущий – А для следующего конкурса вам, капитаны, потребуется помощь вашей команды. Зовите их к себе.
Ведущий – Внимание! Команды! Вы должны будете все вместе синхронно повторять движения своего капитана.
Звучит музыка, под которую капитаны «танцуют», а команда пытается синхронно повторить движения.
Ведущий – А сейчас командам надо проверить свою меткость. Командир будет держать шляпу, а вы забрасывать в неё шарики.
Проводится конкурс
Ведущий – И снова испытание для команды. Только теперь на быстроту и дружеские отношения: завязывание косынки друг другу на скорость (ребята стоят в колонну друг за другом).
Проводится конкурс
Ведущий – А сейчас я приглашаю по два человека от команды. Вам предстоит найти половинку листочка (картинки) среди всех вышедших (например, сейчас, среди 6 человек).
Ведущий – Для образовавшихся пар – конкурс «танец на газете».
Проводятся конкурсы: «две половинки» и «танец на газете»
Ведущий – А мы продолжаем танцевальный конкурс. Приглашаю по одному мальчику от каждой команды. Вы должны станцевать как:
- Игривая обезьянка;
- Ленивый пингвин;
- Добрый пёсик
А теперь вызываю по одной девочке. Вам предстоит изобразить:
- Распускающийся цветок;
- Растаявшее мороженое;
- Пчёлку на цветке.
Ведущий – Спасибо всем танцующим и изображающим, и теперь для всех – общий танец «Утята»
Ведущий – Замечательно играли и веселились. Слово жюри.
Награждение, чаепитие.
Скачать оригинальный файл
Источник: https://globuss24.ru/doc/veselyya-chas-klassniy-chas-dlya-1-4-klassov
Сайт учителя начальных классов
Классный час «Чай пить — приятно жить!», посвящен
международному дню чая- 15 декабря.
- Цели:
- — познакомить учащихся с историей возникновения русской
традиции чаепития; - — развитие внимания, культуры речи,
- — воспитание эстетического вкуса и познавательного интереса
учащихся - Фома: беседа, чаепитие
- Ход мероприятия
- 1. Организационный
момент
— Здравствуйте, ребята! Сегодня наш классный час будет
посвящён «ароматной и приятной теме».
- Давайте посмотрим на экран и отгадаем загадку:
- Заливаем кипятком,
- Пьём с лимоном, сахарком! (чай)
— Правильно, ребята! Это чай! Значит, разговор на классном
часе пойдёт именно о нём! Ведь 15 декабря — международный день чая.
- Сегодня вы узнаете о полезных и
вредных свойствах чая, о том, когда, где и при каких условиях стали впервые
употреблять чай, в каких странах к этому напитку испытывают особую любовь,
познакомимся с рецептами заваривания чая, поиграем и конечно попьём чая! - Но для начала давайте
поприветствуем команды, которые будут представлять ребят из 4-а и 4-б классов.
(дети представляют свои команды) - Победители нашей сегодняшней
встречи получат в качестве приза поездку на «Владимирский хлебокомбинат». - 2. Формирование
представлений о полезных свойствах чая
Чай – это прекрасный напиток. Он утоляет жажду, снимает
усталость. Придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также
необходим и ничем не заменим, как и хлеб.
- Чай горячий, ароматный
- И на вкус весьма приятный.
- Он недуги исцеляет
- И усталость прогоняет,
- Силы новые дает,
- И друзей за стол зовет.
- С благодарностью весь мир
- Славит чудо – эликсир!
Русская народная пословица гласит: «Чай пьёшь – до ста лет
проживёшь». Так ли это на самом деле? Давайте посмотрим, что думают китайцы по
этому поводу. Почему китайцы? Именно они знают толк в хорошем чае!
Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о
происхождении чая:
«Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать
листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и
легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу
листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими
лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив
свежих сил».
1 задание
В одной из древних китайских книг
дается описание полезных свойств чая.
А вот что это за свойства, вы попробуете догадаться сами. 1
команда — соберите из двух частей предложения и расскажите нам о полезных
свойствах чая.
Одновременно с этим китайская традиция
содержит некоторые ограничения на употребление чая, дабы избежать проявления
его вредных качеств. Об этом нам тоже предстоит узнать подробнее. Это задача
для второй команды.
- 1.
- Чай снимает головные боли и усталость.
- Чай является питательным продуктом и утоляет голод (в
особенности — с различными добавками). - Чай облегчает самочувствие во время жары.
- Чай освежает и прогоняет сонливость.
- Чай успокаивает, снимает стресс.
- Чай способствует перевариванию жирной пищи.
- Чай выводит из организма яды.
- Чай продлевает жизнь.
- 2.
- Не пить чай на пустой желудок.
- Не заваривать слишком крепко.
- Не заваривать слишком долго.
- Не заваривать более четырёх раз.
- Не пить чай непосредственно перед едой.
- Не пить чай непосредственно после еды — только после небольшого
перерыва. - Не запивать чаем лекарства.
- Не пить вчерашний чай.
- Первоначально чай использовался в качестве лекарственного
средства. Я хочу открыть секрет - И полезный дать совет:
- Если хворь с кем приключится,
- Чаем можете лечиться,
- Чай всех снадобий полезней,
- Помогает от болезней.
- Чай в жару вас освежает,
- И в морозы согревает,
- И сонливость переборет,
- И с усталостью поспорит,
- Сокрушит любой недуг,
- Чай здоровью – лучший друг!
- Действительно, ученые установили,
что в чае содержится много полезных веществ: кофеин, танин, минеральные соли,
все витамины, эфирные масла… Чай укрепляет сосуды мозга, улучшает работу
сердца, повышает умственную и физическую работоспособность.
По преданию, китайский император
Шэнь-нун путешествовал в поисках целебных трав с котлом на треножнике, в
котором кипятил воду для целебных отваров. В 2737 году до н. э.
в котел с
кипятком упали несколько листочков чайного дерева. Отвар показался вкусным и
вызвал бодрость. С тех пор Шэнь-нун не пил других напитков.
Именно в Китае
стали впервые употреблять чай в качестве лекарства, а затем и напитка.
Его выращивание и изготовление
стало таким же секретным, как производство шелка, фарфора, бумаги и других
китайских изобретений. Чайные плантации скрывали и строго охраняли от
чужеземцев.
Из Китая чай начал свое
триумфальное шествие по миру. В VIII
веке он попадает в Японию.
3. Формирование
представлений о чайных церемониях
В первые века это был напиток
буддистских монахов и дворцовой знати. В XIV—XV
веках у знати вошли в практику «чайные турниры» — своеобразное развлечение,
когда в большой компании, в богатой, роскошной обстановке дегустировался чай,
привезённый из различных мест, и от участников требовалось определить
происхождение и сорт пробуемого чая.
В Японии чайная церемония – это действо, в
котором участвуют: устроитель церемонии и приглашенные участники.
Прежде чем
приступить к чайной церемонии, все участники (не более пяти человек),
концентрируются на своих ощущениях, мыслях и чувствах, чтобы обрести
необходимый психологический настрой.
Только так можно ощутить всю духовность
чайной церемонии и ощутить – «вкус чая». Проходит чайная церемония более двух
часов и включает следующие этапы:
прием пищи, питие
«густого чая», питие «жидкого чая».
Умение в уединенном садике в
специально для этого сооруженной беседке принять гостей, удобно усадив их на
циновке с поджатыми под себя ногами, а затем приготовить ароматный чай, взбить
его специальным венчиком, разлить по крохотных чашечкам и с изящным поклоном
подать – вот высший символ эстетического воспитания, гармонии, чистоты, покоя и
почитания, привитых японцам с раннего детства. В этом глубокий смысл великого
мастерства чайной церемонии.
2 задание
Я предлагаю вам тоже
поучаствовать в «чайном турнире». На столе у каждой команды по 5 стаканов чая с
номерами и 5 названий сортов чая, вам нужно, попробовав чай, определить его
сорт.
А болельщики сейчас могут помочь
своим командам набрать дополнительных баллов. Аукцион «Сорта чая». Выигрывает
класс, ученик которого последним назовёт сорт чая.
4. Формирование
знаний о почитании чая в России.
Русские познакомились с чаем в
1638 году: первые четыре пуда чая вручил московскому послу Василию Старкову для
царя Михаила Фёдоровича Романова монгольский Алтан-хан Кучкун, в ответ на дары,
привезенные русскими послами.
Старков доносил царю: «Я не знаю,
листья ли то какого дерева или травы; варят их в воде; приливая несколько
капель молока, а потом уже пьют, называя это чаем».
Возвратившись в Москву и вручая
царю дорогие ханские дары, посол с опаской передал ему пакеты с сушеными
листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной силе. Лекарь
испробовал действие отвара из этих листьев на заболевшем придворном. Тот испил
и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали этим питьем лечить царя и его
приближенных.
В 1654 году в Китай был послан
боярский сын Федор Байков. Вернувшись назад, он поведал, что чай выращивают и
производят китайцы. Это было уже при царе Алексее Михайловиче. Он и повелел
снарядить особого гонца Ивана Перфильева в Китай за чаем. В 1665 году он достал
для своего повелителя 10 пудов чаю.
И в 1679 году Россия заключила с Китаем
договор о постоянных поставках чая. В 1696 году из Москвы в Пекин за чаем был отправлен
первый караван русских купцов. Тернистым был путь китайского чая к русскому
столу. Его везли 11 тыс. км на верблюдах, телегах, санях, переправляли на
паромах через реки.
Около года караван с чаем добирался до Москвы.
Уже через десять лет в Москве можно было
купить до десяти его сортов.
Крестьяне пили чай лишь в особых случаях:
слишком он был дорог из-за трудной доставки. Поэтому и возникло выражение
«чайком побаловаться». А многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. В
середине XIX века была
шуточная песня с такими словами:
- Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить,
- А я отроду не знаю, как же этот чай варить.
- Взял тогда налил водички, всыпал чая я весь горшок
- И приправил луку, перцу да петрушки корешок.
- Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,
- Остудил его немножко, на господский стол подал.
- Гости с барином плевались,
- Сам он ажно озверел,
- И, отправив на конюшню,
- Меня выпороть велел.
- Долго думал, удивлялся,
- Чем же мог не угодить?
- А потом – то догадался,
- Что забыл я посолить!
- В древнем Китае из чая варили
что-то вроде супа с луком и солью; в Тибете, Монголии, Бурятии до сих пор пьют
чай с мукой или крупой, солью, маслом или жиром; в Китае и Таиланде чай квасят
и едят как салат; в Японии соленые листья добавляют в рисовые пирожные с рыбой.
Употребление чая на территории
России постоянно росло. К XIX
веку его пили уже все сословия. В 1830—1840 годах российская статистика
отметила: в тех районах, где росло потребление чая, падало потребление крепких
спиртных напитков.
Но распространение чая было неравномерным: пили его в
основном в городах, на территории Европейской России и Сибири, более всего — в
Москве. В крупных городах страны открывались специализированные магазины,
торговавшие чаем.
В Москве уже в 1847 году их насчитывалось свыше ста.
Считается, что в России предпочитают некрепкий
чёрный чай (советская норма закладки чая для предприятий общественного питания
— 4 г на литр, что в несколько раз меньше английской нормы), хотя в последние
годы из-за распространения пакетированных чаёв различия в норме заварки
нивелируются. Пьют чай обычно после трапезы, а иногда — отдельно от неё, к чаю
подают выпечку или сласти — таким образом, чай заменяет десерт. В зависимости
от индивидуальных вкусов к чаю может добавляться сахар, лимон (чай с лимоном
известен на Западе как «русский чай»).
Сегодня чай в России очень популярен.
Ученые установили, что в чае
содержатся полезные, биологически активные вещества: почти все витамины,
эфирные масла, минеральные соли и т.д. они укрепляют сосуды мозга, улучшают
работу сердца, обмен веществ, повышают умственную и физическую
работоспособность человека. Чай усиливает сопротивляемость простуде,
воспалительным процессам, снимает головную боль.
Чтобы получить от чая истинное
удовольствие и максимальную пользу, нужно его правильно хранить, приготавливать
и пить.
По русским традициям чай
заваривают так: чистый заварочный чайник ополаскивают кипятком и слегка
просушивают, затем в него кладут чай из расчёта 1 чайная ложка на стакан,
заливают кипятком, накрывают салфеткой и ставят на самовар на 5 минут. В
заварочный чайник можно положить кусочек сахара, это поможет чаю лучше
завариться.
Ребята, основной рецепт заварки
чая мы с вами уже знаем, но существуют ещё необычные рецепты. Например, зеленый
чай заваривают не абсолютным кипятком, то есть где 100градусов, а при
температуре 80 градусов.
- — Ребята, а может быть, вы знаете необычные рецепты заварки
чая? - 3 задание
- У наших команд было домашнее
задание – найти интересные рецепты заваривания чая. - 5. Формирование
представлений о самоваре - Какой же предмет был самым главным при чаепитии в России?
- Сверху дыра,
- Снизу дыра,
- А посередине —
- Огонь и вода.
В ХVIII веке в России изобрели самовар. Его
изготовили на Урале.
Ребята, а вы знаете, что такое
самовар? (Самова́р — устройство для кипячения воды и приготовления чая. В
трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие
чурки, древесный уголь, поджигали лучиной, раздували огонь сапогом и вода
закипала. Позже появились другие виды самоваров
—керосиновые,электрические…(на слайдах некоторые виды самоваров)).
- Посидеть за самоваром
- Рады все наверняка
- Ярким солнечным пожаром
- У него горят бока
- Самовар поет, гудит,
- Только с виду он сердит.
- К потолку пускает пар
- Наш красавец самовар.
- Самовар пыхтит, искрится-
- Щедрый, круглый, золотой.
- Озаряет наши лица
- Он своею добротой.
- Лучше доктора любого
- Лечит скуку и тоску
- Чашка вкусного, крутого
- Самоварного чайку.
- 4 задание
Не только о самоваре придуманы
загадки, но и о других предметах, имеющих отношение к чаепитию. Попробуйте их
разгадать.
- 1. В брюхе — баня,
- В носу — решето,
- На голове — пупок.
- Всего одна рука
- И та на спине. (чайник)
- 2. Бел, как снег,
- В чести у всех.
- В рот попал —
- Там и пропал. (сахар)
- 3. В холод согреет,
- В жару освежит,
- Прогонит усталость
- И жизнь вам продлит! (чай)
- 4. Маленькое, сдобное
- Колесо съедобное.
- Я одна тебя не съем,
- Разделю ребятам всем. (баранка)
- 5. Цветом желт и ароматен,
- В чай кладут и чай приятен,
- Только очень кислый он,
- А зовут его … (лимон)
- 6. Закипит — исходит паром,
- И свистит, и пышет
жаром, - Крышкой брякает,
стучит: —
Эй! Сними меня! – кричит.
(чайник)
(Какой рукой лучше размешивать чай?
Ответ: В которой
ложка, а если ложка есть в обоих, то которой удобней.)
6. Подведение итогов.
Чаепитие
Родился добрый обычай – всей
семьей собираться за столом с кипящим самоваром.
О том, что чаепитию давно стало
уделяться большое внимание, свидетельствуют разнообразные картины отечественных
и зарубежных художников.
Кстати, недавно в Иркутске
проходила выставка чайников. Посмотрите, какие забавные они встречаются (на
слайде).
Подведём
итоги нашей встречи.
А теперь чайку!…
- Лучше доктора любого
- Лечит скуку и тоску
- Чашка вкусного, крутого,
- Самоварного
чайку!
Источник: https://kryuchkova1978.ucoz.ru/blog/klassnyj_chas_chaj_pit_prijatno_zhit_posvjashhen_mezhdunarodnomu_dnju_chaja_15_dekabrja/2014-01-12-10
Открытый классный час в 3 классе «Посиделки у самовара» — PDF
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа 1874» дошкольное отделение ( досуг для детей старшего дошкольного возраста) Составили воспитатели: Филиппова Н.В. Фокина Л.И. Москва
Подробнее
Сюжетно ролевая игра «Семья» (для детей среднего дошкольного возраста). Игровая мотивация: в гости приезжает бабушка. Цель: Развитие у детей интерес и желание участвовать в коллективных играх. Ход игры
Подробнее
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Теремок» КОНСПЕКТ НОД по познавательному речевому развитию «Путешествие в прошлое и настоящее самовара» подготовительная группа 6 Воспитатель: Горьковенко Светлана
Подробнее
День чая Цель выпуска: знакомство в игровой форме с Днем чая, историей, чайными традициями. Задачи: Воспитательные: в ходе подготовки выпуска — сплочение коллектива, раскрытие творческого потенциала каждого
Подробнее
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский (подростковый) центр» администрации мо Киреевский район СЦЕНАРИЙ «В ГОСТЯХ У РУССКОГО САМОВАРА» ИГРА «КОЛЕСО
Подробнее
У самовара я и моя семья. Цели и задачи: 1. Помочь узнать историю чая, правила его заваривания, культурного чаепития. 2. Расширять кругозор детей. 3. Вызвать у детей интерес к празднику. 4. Развивать творческие
Подробнее
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 11» ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «В гостях у самовара» Немытова Ирина Викторовна Тема. «В гостях у самовара». Цели. Познакомить
Подробнее
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр Развития Ребенка Детский сад «Орленок». Методическая разработка на тему «Праздник мам и бабушек. 8марта». Музыкальный руководитель I
Подробнее
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» с. Быков Конспект непосредственной образовательной деятельности (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: «Традиции
Подробнее
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Гимназия 4» Дошкольное отделение. КОНСПЕКТ НОД Направления: «Социально личностное развитие», «Познавательно речевое» в подготовительной группе на тему:
Подробнее
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ЧАЯ» Групповой проект воспитанников подготовительной группы. Воспитатели: Гутова
Подробнее
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа-интернат
Подробнее
Конспект занятия по гражданскопатриотическому воспитанию детей старшего возраста «Русская изба. Чайные посиделки» Открытое занятие по гражданско — патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного
Подробнее
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр Развития Ребенка Детский сад «Орленок». Методическая разработка на тему «Праздник мам и бабушек. 8марта». Музыкальный руководитель I
Подробнее
Музыкальная сказка «Муха цокотуха» на новый лад в средней группе «Одуванчик» Цель: поздравить мам и бабушек с праздником 8 Марта, создать праздничное настроение. Дети выходят в зал. Ребенок. Посмотрите,
Подробнее
Министерство образования и науки Республики Дагестан Муниципальное казѐнное общеобразовательное учреждение «ст. Карланюртовская СОШ» ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ НА НЕДЕЛЕ СКАЗОК Подготовила: Карасаева Г.А. 30.11.2016
Подробнее
Елисеева Надежда Николаевна музыкальный руководитель МАДОУ «Д/С 21 «Ивушка» г. Губкин, Белгородская область СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «В ГОСТИ К САМОВАРУ» Аннотация: в статье представлен сценарий развлечения
Подробнее
Источник: https://docplayer.ru/34821428-Otkrytyy-klassnyy-chas-v-3-klasse-posidelki-u-samovara.html