Карачаевская сказка «счастье, ум и богатство» читать онлайн

Заспорили однажды между собой Счастье, Ум и Богатство.

— Я сильнее вас всех! — похвалялось Богатство.

— Без счастья и богатство ни к чему, — возражало Счастье.

— Если ума нет, не поможет ни богатство, ни счастье, — сказал Ум.

Долго они пререкались и спорили, к согласию не пришли и договорились на деле проверить: кто из них прав? Пошли по свету странствовать. Увидели бедняка, который сеял на своём маленьком поле кукурузу. Остановились Ум, Счастье и Богатство.

  • Взмахнуло Богатство рукой:
  • — А ну-ка, покройся, поле бедняка, чистым золотом!
  • Но Ум, чтобы доказать свою власть, взял да тут же лишил бедняка рассудка.
  • Посмотрел бедняк на поле, покрытое золотыми самородками, да и побежал к баю жаловаться:

— Бай, а бай! У меня на поле вместо кукурузы камни выросли!

Бай не поленился, поехал посмотреть, что там за камни такие. Увидел чистое золото и говорит бедняку:

— Давай меняться! Ты возьми у меня лучшее моё поле, а мне отдай твоё с камнями.

Очень был доволен бедняк такой меной. Бай увёз золото на арбах к себе во двор, а бедняк пошёл сеять свою кукурузу. Тогда Счастье, чтобы доказать своё могущество, глянуло на бедняка и велело:

— Будь счастливым, человек!

Тотчас, откуда ни возьмись, возник перед бедняком отряд воинов.

— Мы ищем себе начальника, — сказали они. — Просим тебя, будь нашим предводителем!

Бедняк по глупости (ума-то у него не стало!) даже не знал, что ответить, только головой покивал. Дали всадники ему серебряные доспехи, посадили на вороного скакуна, опоясали драгоценным оружием, поставили во главе отряда. Таким сделался бедняк молодцом, что и узнать нельзя!

Отряд остановился на ночь в ауле того самого бая, что променял кукурузное поле на золотое. А у этого бая была дочь красавица.

— Давайте женим нашего начальника на дочери бая! — так порешили всадники и послали к баю сватов.

Бай дал согласие, и бедняк сделался женихом его дочери; созвали народ повеселиться на пиру, будущего зятя посмотреть. А зять рта не раскрывает, слова не может вымолвить. И на пиру молчал. День молчит. Другой молчит. Родня невесты обижаться начала:

— Что это он молчит? Видно, гордый очень? А может, посмеяться над нами вздумал?

  1. На третий день уже и сам бай крепко рассердился.
  2. Видят Богатство и Счастье, что дела плохи, стали Ум просить:
  3. — Верни бедняку рассудок! Сжалился Ум, вернул бедняку рассудок, и сразу бедняк заговорил, да так разумно, складно:

— У нас, когда я ещё ребёнком был, напали на аул враги. Все — и стар и мал, и женщины и мужчины — против них оборонялись. И всех отважней дралась одна девушка, переодетая воином. Вот я и молчал два дня, всё раздумывал: можно ли эту девушку считать бойцом наравне с мужчинами?

Обрадовался бай:

— Вон оно что! — говорит. — А мы-то думали, ты над нами подшучиваешь!

  • Если у человека ума нет, не помогут ему ни богатство, ни счастье.
  • Источник: pritchi.ru

Загрузка…

  • Расскажите об этом своим друзьям!

ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ИЩЕТ ГАРМОНИИ В СЕБЕ И ВОКРУГ СЕБЯ • Публикации о психологии и стиле жизни • Живем со вкусом! • Статьи о нашем здоровье • Книги о здоровье • Гимнастика для пожилых • Мода для пожилых • Прически для дам «в возрасте» • Рукодельница • Хозяйке и рукодельнице: книги и товары • Ежедневные притчи • Видеонастроение дня ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ Next Prev Карачаевская сказка «Счастье, ум и богатство» читать онлайн Стильные прически для пожилых женщин

Каждая женщина независимо от возраста хочется оставаться привлекательной и стильной как можно дольше. И хотя возрастных изменений не избежать, модные стрижки для пожилых женщин станут прекрасным способом сохр…

В какой тон окрашивать волосы после 50 лет?

Какими бы шикарными не были волосы, с годами женщины перестают носить девичьи косы, делать игривые хвостики и вплетать дреды. Стрижки становятся более короткими, лаконичными и аккуратными, создают объем и смя…

Как общаться с теми, кто вечно всем недоволен?

Что является главным определяющим фактором счастья? Ответ на этот вопрос, как вы уже, наверное, знаете, это не богатство, слава, красота или власть. Наше ощущение счастья определяется тем, как другие люди, ос…

Старости надо бояться?

Старости боятся многие, если не все. Пугает и возраст сам по себе, и все, что ему нередко сопутствует: болезни, бедность, одиночество. Сейчас в России проживает более 33 миллионов людей старше трудоспособного…

Осеннее пальто для женщин после 50

Почти каждая женщина стремится выглядеть привлекательно в любом возрасте. Отчасти ей помогает правильный уход за собой, спорт, удачная прическа и макияж. Однако важнейшую роль занимает гардероб и грамотно под…

Чем заняться на пенсии женщине

Рано или поздно трудовая деятельность заканчивается и мы выходим на пенсию. Вот вроде бы долгожданная свобода! Но перед многими из нас встает вопрос: чем заняться на пенсии женщине, чтобы заработать? И не тол…

Карачаевская сказка «Счастье, ум и богатство» читать онлайн Как выбрать идеальное платье, когда тебе за 50

Человеку в любом возрасте, а тем более дамам за 50, хочется выглядеть привлекательно. Но угнаться за стремительно меняющейся модой не все могут. Да и стоит ли это делать, когда речь идет о платьях? Ведь найти…

Секреты долголетия: «ЗОЖ и диеты здесь ни при чем!»

Агентство «Росбалт» провело встречу с профессором, доктором психологических наук, старшим научным сотрудником отдела организации научно-исследовательской работы ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиацио…

Модная осень: что носить после 50 лет

Осенний сезон не за горами. А значит уже сегодня, когда везде стартуют распродажи, можно подобрать отличные куртки, роскошные пальто или модные тренчи на золотую осень.

ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ • Все новости про пенсии и деньги • Пенсионные новости • Военным пенсионерам • Работающим пенсионерам • Next Prev Льготы для учителей на пенсии

Не секрет, что педагогическая деятельность причислена к категории тяжёлых работ (особенно на наше время, когда систему образования постоянно лихорадит!) А значит,  учителя, вышедшие на пенсию, должны иметь пр…

Сдавать квартиры посуточно теперь нельзя. Запретили!

В России запретили посуточную сдачу квартир. Постановление, подписанное премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, размещено на портале правовой информации. (Такое решение властей понравится, конечно не всем. …

Льготы медицинским работникам, вышедшим на пенсию

Врачи, медсестры, фельдшеры и прочие медицинские работники, вышедшие на заслуженный отдых, могут рассчитывать на получение ежемесячных пенсионных выплат и на дополнительные льготы, предусмотренные как на феде…

Льготы для пенсионеров МВД: ветераны труда

Рассказ про привилегии, полагающиеся пенсионерам МВД и их семьям (в случае потери кормильца), был бы неполным без упоминания про привилегии для ветеранов труда, о которых мы расскажем ниже.

.

Источник: http://moi-goda.ru/ezhednevnie-pritchi/schaste-um-i-bogatstvo

Читать

СКАЗКИ НАРОДОВ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И КАВКАЗА

(Том 9 из серии «сказки народов мира в 10 томах»)

Редакционный совет издания «СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА»

Аникин В. П., Никулин Н. И.,

Ващенко А. В., Путилов Б. Н.,

Кор-оглы X. Г., Рифтин Б. Л.,

Михалков С. В., Налепин А. Л.,

Шатунова Т. М.

© А. И. Алиева. Составление, вступ. ст. и словарь, 1994

© Е. А. Попкова. Иллюстрации, 1994

Научный руководитель издания В. П. АНИКИН

Сказка-складка

В серии «Сказки народов мира» в 1988 году вышел в свет том «Сказки народов Европы», включающий сказки народов стран Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы.

В данный том вошли сказки народов Восточной Европы, проживающих в государствах Балтии (Литва, Латвия, Эстония), на Украине, в Беларуси, в Молдове, в Армении, Грузии, Азербайджане. Значительное место в томе занимают сказки народов Российской Федерации.

Это народы и Севера (карелы, вепсы, саамы и другие), и Поволжья (татары, башкиры, удмурты, мордва, марийцы, коми, чуваши), и Северного Кавказа, пожалуй превосходящего по числу языков и народностей любой другой регион мира, пусть даже более обширный по территории.

Многие столетия эти народы имели тесные исторические, экономические и культурные связи. А значит, всегда шел интенсивный обмен фольклорными произведениями. Каждому известно, что соседи всегда учатся друг у друга; обмениваются они и песнями, и рассказами, и сказками, в результате чего культура каждого из них становится только богаче.

Читатель, который прочитает до конца лежащую перед ним книгу, убедится в том, что, несмотря на стремление составителя отобрать самые оригинальные произведения, в сказках разных народов много общего. Конечно, это обусловлено не только и не столько взаимодействием культур этих народов, сколько сходством их исторических судеб, а следовательно, и экономического, и культурного развития.

В этом томе представлены все основные разновидности народной сказки — волшебные, авантюрные, бытовые и о животных.

Волшебные, или, как их еще называют, собственно сказки, занимают центральное место в фольклоре любого народа. Характерная черта волшебного эпоса — поразительное сходство сюжетов сказок самых разных народов.

Сюжеты таких сказок, как, например, «Золушка» или «Кот в сапогах», встречаются почти у всех народов мира, и поэтому в фольклористике они называются международными или бродячими сюжетами. Однако сказки на эти сюжеты воспринимаются нами как совершенно самостоятельные произведения.

И это потому, что в сказке каждого народа международный сюжет, оставаясь узнаваемым, получает свое, присущее только этой сказке оформление.

Так, например, сюжет о запечном дураке и о трудных задачах, которые он решает с помощью своих чудесных помощников, совершенно по-разному оформлен в украинской сказке «Летучий корабль», в белорусской «Мудрая девушка» и в грузинской «Сказке об Олененке и Елене Прекрасной».

Кроме того, так называемые международные сюжеты в ряде сказок получают своеобразное развитие.

Так, в литовской сказке «Ель — королева ужей» известный многим народам рассказ о том, как девушка становится женою человека, принимающего облик того или иного животного или чудовища (в данном случае ужа), имеет совершенно оригинальное продолжение.

В отличие от сказок других народов, где родственники героини сжигают звериную шкуру своего зятя, в литовской они коварно убивают ужа. Это приводит и к нетрадиционному финалу: с горя жена и дети превращаются в деревья — ель, ясень и осину. Иначе говоря, типично волшебная сказка соединяется с древним мифом о происхождении этих деревьев.

В марийской сказке «Дуболгó Пичáй» своеобразное оформление и развитие получил сюжет о спящей красавице, а в лакской «Зазá, красная коровушка» — сюжет «Золушки». К тому же герои каждой из этих сказок живут так, как жили их создатели, и это придает сказочному повествованию национальное своеобразие.

Калмыцкая сказка «Три брата» — пример того, как традиционные сюжеты органично соединяются с оригинальными, отражающими жизнь создавшего ее народа.

В ней необычное начало: кобылица, которую хозяева хотели зарезать (известно, что калмыки, как и многие другие народы, употребляют конину в пищу), убежала от них, нашла трех мальчиков, вырастила их и наплодила им табуны чудесных коней.

Такая поэтизация лошади, которая способна не только одарить людей несметными табунами, но и вырастить ребят — будущих хозяев этих коней, вполне понятна в фольклоре народа, в жизни которого конь всегда играл огромную роль.

Читайте также:  Физкультурный досуг в подготовительной группе зимой в зале

Это оригинальное начало естественно сочетается с широкоизвестным сюжетом о том, как младший из братьев добывает жен для своих старших братьев и для себя, как завистливые и неблагодарные братья хотят погубить его и как счастливо все кончается.

Наконец, в фольклоре каждого народа есть сказки на совершенно самобытные сюжеты: такова эстонская сказка «Златопряхи», чувашская «Как крестьянский сын за солнце работал» и многие другие, составившие этот том.

А вот кого же называет народ героем сказки, какими чертами наделяет? В центре многих сказок — герой-богатырь, отличающийся чудесным происхождением (в марийской сказке бездетная старуха вылепила себе мальчика из теста — его так и назвали Нончы́к-паты́р, т. е.

«богатырь из теста») или необыкновенным воспитанием (герой грузинской «Сказки об Олененке и Елене Прекрасной» был оставлен родителями в лесу и выкормлен оленихой, герой калмыцкой сказки «Три брата», как уже говорилось, выращен чудесной кобылицей).

Если даже рассказывается о чудесном происхождении или необыкновенном детстве героя, то во всех случаях подчеркивается, что он обладает незаурядной силой, острым умом, находчивостью. Таковы герой молдавской сказки «Фэт-Фрумо́с и Солнце», богатырь из аварской сказки «Морской конь».

Главное — то, что все свои недюжинные способности богатырь употребляет на пользу людям, даже тем, которые поступают с ним коварно. Отличительная его черта — справедливость: он справедливо делит все, добытое им, с братьями или с друзьями.

В сказках о герое-богатыре отразились древнейшие представления о сверхъестественном родстве человека и животных, вот почему звери или животные нередко бывают воспитателями (или даже родителями) сказочных богатырей.

Сказочный герой может быть и царским сыном, и сыном крестьянина, но это не имеет особого значения: он всегда отличается бесстрашием, решительностью в достижении поставленной цели, добротой и великодушием.

Герой сказки нередко обретает чудесных помощников именно потому, что оказывает бескорыстную помощь тем, кто попал в беду: герой карачаевской сказки «Приключения охотника» сохраняет жизнь орлу, козе, рыбе, кунице и обретает в них надежных друзей.

Иногда достоинства одного героя как бы разделены между несколькими персонажами. Так, в абази́нской сказке «Три брата» все братья умные и справедливые. Благодаря этому они не только возвращают похищенного у них коня, но и мудро делят наследство между княжескими сыновьями и в награду получают большой надел земли.

В сказках разных народов есть и персонаж, аналогичный русскому «Мальчику с пальчик». Герой еврейской сказки «Мальчик Бе́беле» произошел из фасолины и этим отличается от своих сказочных собратьев. В остальном это такой же озорной, веселый, но в то же время умный и добрый мальчик, как и в сказках других народов.

Герой волшебной сказки наделен лучшими человеческими качествами. Но даже он никогда бы не смог добиться поставленной цели, если бы у него не было чудесных помощников, таких, как красавица из калмыцкой сказки «Три брата».

Нередко ее красота заставляет терять разум не только обычного человека, но и чудовищного дэва: «Как взглянул дэв на красавицу, так и ослеп от ее красоты, вмиг истаял и дух испустил».

Но еще больше ценит народ в героине волшебной сказки доброту, решительность характера, готовность прийти на помощь, умение вести хозяйство, смекалку. Особенно отмечаются в сказке чудесные способности героини — такие, как понимание языка птиц и зверей.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=551540&p=109

Счастье, ум и богатство

Хранители сказок | Карачаевские народные сказки

Заспорили однажды между собой Счастье, Ум и Богатство.

– Я сильнее вас всех! – похвалялось Богатство.

– Без счастья и богатство ни к чему, –  возражало Счастье.

– Если ума нет, не поможет ни богатство, ни счастье, – сказал Ум.

Долго они пререкались и спорили, к согласию не пришли и договорились на деле проверить: кто из них прав? Пошли по свету странствовать. Увидели бедняка, который сеял на своем маленьком поле кукурузу.. Остановились Ум, Счастье и Богатство.

  • Взмахнуло Богатство рукой:
  • – А ну-ка, покройся, поле бедняка, чистым золотом!
  • Но Ум, чтобы доказать свою власть, взял да тут же лишил бедняка рассудка.
  • Посмотрел бедняк на поле, покрытое золотыми самородками, да и побежал к баю жаловаться:

– Бай, а бай! У меня на поле вместо кукурузы камни выросли!

Бай не поленился, поехал посмотреть, что там за камни такие. Увидел чистое золото и говорит бедняку:

– Давай меняться! Ты возьми у меня лучшее мое поле, а мне отдай твое с камнями.

Очень был доволен бедняк такой меной. Бай увез золото на арбах к себе во двор, а бедняк пошел сеять свою кукурузу. Тогда Счастье, чтобы доказать свое могущество, глянуло на бедняка и велело:

– Будь счастливым, человек!

Тотчас, откуда ни возьмись, возник перед бедняком отряд воинов.

– Мы ищем себе начальника, – сказали они. – Просим тебя, будь нашим предводителем!

Бедняк по глупости (ума-то у него не стало!) даже не знал, что ответить, только головой покивал. Дали всадники ему серебряные доспехи, посадили на вороного скакуна, опоясали драгоценным оружием, поставили во главе отряда. Таким сделался бедняк молодцом, что и узнать нельзя!

Отряд остановился на ночь в ауле того самого бая, что променял кукурузное поле на золотое. А у этого бая была дочь красавица.

– Давайте женим нашего начальника на дочери бая! – Так порешили всадники и послали к баю сватов.

Бай дал согласие, и бедняк сделался женихом его дочери; созвали народ повеселиться на аиру, будущего зятя посмотреть. А зять рта не раскрывает, слова не может вымолвить. И на пиру молчал. День молчит. Другой молчит. Родня невесты обижаться начала:

– Что это он молчит? Видно, гордый очень? А может, посмеяться над нами вздумал?

  1. На третий день уже и сам бай крепко рассердился.
  2. Видят Богатство и Счастье, что дела плохи, стали Ум просить:
  3. – Верни бедняку рассудок! Сжалился Ум, вернул бедняку рассудок,и сразу бедняк заговорил, да так разумно, складно:

– У нас, когда я еще ребенком был, напали на аул враги. Все – и стар и мал, и женщины и мужчины – против них оборонялись… И всех отважней дралась одна девушка, переодетая воином. Вот я и молчал два дня, все раздумывал: можно ли эту девушку считать бойцом наравне с мужчинами?..

Обрадовался бай:

– Вон оно что! – говорит. – А мы-то думали, ты над нами подшучиваешь!

  • Сыграли они тут же веселую свадьбу, и зажил тот бедняк в довольстве и радости.
  • Если у человека ума нет, не помогут ему ни богатство, ни счастье.
  • Хранители сказок | Карачаевские народные сказки

Источник: http://hobbitaniya.ru/karach/karach29.php

Счастье, ум и богатство

Заспорили однажды между собой Счастье, Ум и Богатство. — Я важнее всех, — похвалялось Богатство. — Без счастья и богатство ни к чему, — возражало Счастье. — Если ума нет, не поможет ни богатство, ни счастье, — сказал Ум.

Долго спорили они, а потом решили проверить: кто из них прав.

Отправились они странствовать по свету и вскоре повстречали бедного джигита, который сеял на своем маленьком поле кукурузу. Остановились Ум, Счастье и Богатство. — Пусть поле бедняка покроется золотом! — повелело Богатство.

И тут же покрылось все поле бедняка золотыми самородками. Но Ум, чтобы доказать свое могущество, взял и покинул бедняка. И лишился бедняк ума своего. Увидел он золотые самородки и решил, что это простые камни.

— Беда у меня: на мое поле выпал град из камней! — побежал с криком он по аулу.

Первым джигит повстречал богача бая. Что-то встревожен мой сосед. Поеду-ка я погляжу, что там стряслось? — подумал бай и скорее поехал в поле.

Приехал и увидел золотые слитки. Но не подал бай виду, позвал хозяина поля и говорит: — Так и быть, земли у меня много, выручу я тебя. Ты возьми самое лучшее мое поле, а я возьму твое, с камнями.

Обрадовался джигит, что променял свой клочок на хорошее поле. Собрал бай все золото и увез на арбах[1], а бедняк стал пахать новое поле.

Тогда Счастье, чтобы показать свое могущество, глянуло на бедняка и сказало: — Будь счастлив! Откуда ни возьмись, подъехал к джигиту отряд воинов. — Мы давно ищем себе предводителя, — сказали воины. — Просим тебя, будь нашим предводителем.

Джигит по глупости (ум-то к нему не воротился) не знал, что сказать, только головой кивнул. Тогда воины дали ему серебряную кольчугу, опоясали драгоценным оружием, посадили на вороного скакуна и увезли с собой. Таким выглядел джигит молодцом, что и узнать нельзя!

Остановился отряд на ночь в ауле того самого бая, что поменял свое поле на клочок земли бедняка. А у бая была дочь, красавица из красавиц. — Давайте женим нашего начальника на дочери бая! — порешили воины и послали к баю сватов. Бай согласился, и джигит сделался женихом его дочери.

Созвали народ повеселиться на пиру, будущего зятя посмотреть. А джигит рта не раскрывает да как-то странно по сторонам озирается.

Так он сидит день, другой, будто воды в рот набрал. Кто из байской родни ни подойдет к нему, ни заговорит, а он и слова в ответ не молвит. — Что это он все молчит? — дивится родня. — Может, он и разговаривать не умеет?

На третий день уже и сам бай рассердился. Видят Богатство и Счастье, что дела плохи, стали Ум просить: — Вернись к джигиту! Послушался Ум, вернул бедняку рассудок. Как раз в это время пришел бай и захотел поговорить. — Скажи, джигит, — попросил он, — отчего ты все молчишь? И тут, на удивление всем, джигит заговорил: — Когда я был еще ребенком, напали на наш аул враги.

Все жители поднялись в защиту — и мужчины, и женщины. Но отважнее всех сражался юный джигит — он один почти всех врагов одолел. А когда кончилась битва, оказалось, что тем юным джигитом была девушка, переодетая в мужское платье.

Вот я и молчал, два дня, все думал: можно ли считать эту девушку храбрецом наравне с мужчинами? Обрадовался бай, услыхав, что его будущий зять так складно и мудро рассуждает.

Сыграли они на радостях веселую свадьбу. Забрал джигит молодую жену и уехал в свой аул.

А вскоре опять встретились Счастье, Ум и Богатство. И решили они, что самое главное для человека — ум! Если нет у человека ума, ни богатство, ни счастье ему не помогут.

Источник: http://www.kot-bayun.ru/balkarskie_skazki/schaste_um_i_bogatstvo.html

Карачаевская сказка «Счастье, ум и богатство»

  • Заспорили однажды между собой Счастье, Ум и Богатство.
  • — Я важнее всех, — похвалялось Богатство.
  • — Без счастья и богатство ни к чему, — возражало Счастье.
  • — Если ума нет, не поможет ни богатство, ни счастье, — сказал Ум.
  • Долго спорили они, а потом решили проверить, кто из них прав.
  • Отправились они странствовать по свету и вскоре повстречали бедного джигита, который сеял на своём маленьком поле кукурузу.
  • Остановились Ум, Счастье и Богатство.

— Пусть поле бедняка покроется золотом! — повелело Богатство.

И тут же покрылось всё поле бедняка золотыми самородками.

Но Ум, чтобы доказать своё могущество, взял и покинул бедняка. И лишился бедняк ума своего. Увидел он золотые самородки и решил, что это простые камни.

— Беда у меня: на моё поле выпал град из камней! — побежал с криком он по аулу.

Первым джигит повстречал бая.

«Что-то встревожен мой сосед. Поеду-ка я погляжу, что там стряслось?» — подумал бай и скорее поехал в поле.

Приехал и увидел золотые слитки.

Но не подал бай виду, позвал хозяина поля и говорит:

— Так и быть, земли у меня много, выручу я тебя. Ты возьми самое лучшее моё поле, а я возьму твоё, с камнями.

Обрадовался джигит, что променял свой клочок на хорошее поле. Собрал бай всё золото и увез на арбах, а бедняк стал пахать новое поле.

  1. Тогда Счастье, чтобы показать своё могущество, глянуло на бедняка и сказало:
  2. — Будь счастлив!
  3. Откуда ни возьмись, подъехал к джигиту отряд воинов.
Читайте также:  Колокольчики из бумаги своими руками. мастер-класс

— Мы давно ищем себе предводителя, — сказали воины. — Просим тебя, будь нашим предводителем.

Джигит по глупости (ум-то к нему не воротился) не знал, что сказать, только головой кивнул. Тогда воины дали ему серебряную кольчугу, опоясали драгоценным оружием, посадили на вороного скакуна и увезли с собой. Таким выглядел джигит молодцом, что и узнать нельзя!

Остановился отряд на ночь в ауле того самого бая, что поменял своё поле на клочок земли бедняка. А у бая была дочь, красавица из красавиц.

— Давайте женим нашего начальника на дочери бая! — решили воины и послали к баю сватов.

Бай согласился, и джигит сделался женихом его дочери.

Созвали народ повеселиться на пиру, будущего зятя посмотреть. А джигит рта не раскрывает да как-то странно по сторонам озирается.

Так он сидит день, другой, будто воды в рот набрал. Кто из байской родни ни подойдёт к нему, ни заговорит, он и слова в ответ не молвит.

— Что это он всё молчит? — дивится родня. — Может, он и разговаривать не умеет?

На третий день уже и сам бай рассердился. Видят Богатство и Счастье, что дела плохи, стали Ум просить:

— Вернись к джигиту!

Послушался Ум, вернул бедняку рассудок. Как раз в это время пришёл бай и захотел поговорить.

— Скажи, джигит, — спросил он, — отчего ты всё молчишь?

И тут, на удивление всем, джигит заговорил:

— Когда я был ещё ребёнком, напали на наш аул враги. Все жители поднялись в защиту — и мужчины, и женщины. Но отважнее всех сражался юный джигит — он один почти всех врагов одолел. А когда кончилась битва, оказалось, что тем юным джигитом была девушка, переодетая в мужское платье. Вот я и молчал два дня, всё думал: можно ли считать эту девушку храбрецом наравне с мужчинами?

Обрадовался бай, услыхав, что его будущий зять так складно и мудро рассуждает.

Сыграли они на радостях весёлую свадьбу. Забрал джигит молодую жену и уехал в свой аул.

А вскоре опять встретились Счастье, Ум и Богатство. И решили они, что самое главное для человека — ум! Если нет у человека ума, ни богатство, ни счастье ему не помогут.

  • Перевела и обработала Алла Алиева
  • _______________________________
  • Бай — богач.
  • Арба — двухколёсная телега.

Источник: https://kladraz.ru/skazki-dlja-detei/karachaevskaja-skazka-schaste-um-i-bogatstvo.html

Читать онлайн Балкарские и карачаевские сказки страница 21. Большая и бесплатная библиотека

– Ну-ка попробуй спрятаться второй раз,– сказала жестокая княжна.– Но помни: только три раза ты можешь это сделать.

Куда деваться охотнику? Снова пошёл он в лес, развёл там костёр, достал из газыря клок козьей шерсти и погрел его возле пламени. Дикая коза тут как тут.

– Я готова помочь тебе, добрый охотник,– сказала она.

– Спрячь меня на три дня,– попросил он.– Спрячь, да так, чтобы не нашла меня коварная княжна.

– Держись, охотник, за мои рога, да покрепче!

И в одно мгновение помчала его коза через леса и горы, моря и реки, на высокую скалу и укрыла его в пещере, а сама уселась перед входом.

Встаёт утром княжна и принимается за поиски. Берёт в руки зеркало и направляет в небо – на солнце, и луну, и звёзды. Вот шарит она по лесам и рекам, направляет зеркало к горам. И на высокой скале видит княжна дикую козу, прикрывающую собой вход в пещеру. А ещё она видит полу серой черкески, которую не сумела прикрыть коза. Как же это она оплошала!

– Эй ты, парень! – крикнула княжна.– Выбирайся-ка из пещеры и торопись ко мне! Мой частокол давно дожидается тебя.

Что делать? Предстал охотник перед княжной.

– Попробуй в третий, и последний, раз спрятаться,– сказала княжна.– Может, и повезёт тебе!

Куда идти охотнику? Снова пошёл он в лес. И опять разложил костёр, достал из газыря рыбью чешую, погрел её над пламенем. И появилась перед ним рыба,

Поведал ей охотник о своём горе.

– Следуй за мной,– сказала рыба.

Привела она его к морю, а сама бултых в воду и вскоре вынырнула с огромной рыбиной. Та раскрыла свою пасть, проглотила охотника. Опустилась рыбина на самое дно и затаилась в песке.

Встаёт утром княжна, берёт в руки зеркало. Направляет его на горы, на небо – на солнце, на луну, на звёзды,– на леса и реки. Но всё напрасно. Вот шарит она в пучинах вод и в самом глубоком месте находит огромную рыбину. Странной показалась княжне эта рыбина. Задержала на ней княжна своё волшебное зеркало.

Вот зев-нула рыбина, и в чреве её увидела княжна охотника.

– Вот ты где, парень! – обрадовалась она.– Выходи-ка из своего убежища!

Что делать? Пошёл охотник к княжескому дворцу.

– Какой же тебе нравится кол? – спросила насмешливо княжна.– Может, этот? Или вон тот? – а сама не сводит с него глаз.

– Для мёртвой головы годится любой кол. Прошу тебя – разреши мне спрятаться ещё один раз,– отвечал охотник.

– Хорошо,– сказала она,– прячься.

Куда идти охотнику? Снова пошёл он в лес. Опять развёл костёр, достал из газыря куний волосок, погрел его у пламени. И появилась куница тут как тут!

– Я здесь,– пропищала она.

Поведал охотник кунице о своём горе, и куница сказала ему:

– Спрятать тебя от глаз княжны очень трудно. Но я попробую. Возьми меня за уши и с силой потяни к себе.

Охотник исполнил всё в точности. И что же? Сползла шкура с куницы, а под нею оказалась золотистая шерсть.

– А теперь,– сказала куница,– залезай в мою шкуру и притворись мёртвым. Не двигайся. Я оставлю тебя у княжеского дворца. Самое главное – не двигайся. И жди, что будет.

  • Послушался её охотник, забрался в кунью шкуру, зашила её куница так, что швов не видать, поволокла к княжескому дворцу и бросила у частокола.
  • Просыпается утром княжна, берёт в руки волшебное зеркало.
  • А в это время ей говорят:

– Княжна, у ворот мы нашли убитую куницу. Большая куница, а шерсть-то у неё какая!

Понравилась княжне кунья шерсть. Она сказала:

– Оставьте куницу у моих ног. Я оторочу её мехом своё платье,– и принялась за поиски охотника.

Направила она зеркало на небо – на солнце, луну и звёзды. Обшарила горы и реки, леса и моря. Искала в земле и под землёй, в воде и под водой. И не нашла!

К вечеру, выбившись из сил, сказала княжна:

– Выходи, парень, где бы ты ни был!

Охотник вспорол шкуру и предстал перед княжной. С досады бросила княжна зеркало на землю – разлетелось оно на мелкие кусочки.

Охотник собрал народ и сказал так:

– Зеркало не будет больше служить княжне, да и потеряло оно свою силу. Я уезжаю. А княжну оставляю на ваш справедливый суд.

  1. СЧАСТЬЕ, УМ И БОГАТСТВО
  2. Заспорили однажды между собой Счастье, Ум и Богатство.
  3. – Я важнее всех,– похвалялось Богатство.
  4. – Без счастья и богатство ни к чему,– возражало Счастье.
  5. – Если ума нет, не поможет ни богатство, ни счастье,– сказал Ум.
  6. Долго спорили они, а потом решили проверить: кто из них прав.
  7. Отправились они странствовать по свету и вскоре повстречали бедного джигита, который сеял на своём маленьком поле кукурузу.
  8. Остановились Ум, Счастье и Богатство.

– Пусть поле бедняка покроется золотом! – повелело Богатство.

И тут же покрылось всё поле бедняка золотыми самородками.

Но Ум, чтобы доказать своё могущество, взял и покинул бедняка. И лишился бедняк ума своего. Увидел он золотые самородки и решил, что это простые камни.

– Беда у меня: на моё поле выпал град из камней! – побежал с криком он по аулу.

Первым джигит повстречал богача-бая. «Что-то встревожен мой сосед. Поеду-ка я погляжу, что там стряслось?» – подумал бай и скорее поехал в поле. Приехал и увидел золотые слитки. Но не подал бай виду, позвал хозяина поля и говорит:

– Так и быть, земли у меня много, выручу я тебя. Ты возьми самое лучшее моё поле, а я возьму твоё, с камнями.

Обрадовался джигит, что променял свой клочок на хорошее поле. Собрал бай всё золото и увёз на арбах, а бедняк стал пахать новое поле.

  • Тогда Счастье, чтобы показать своё могущество, глянуло на бедняка и сказало:
  • – Будь счастлив!
  • Откуда ни возьмись, подъехал к джигиту отряд воинов.

– Мы давно ищем себе предводителя,– сказали воины.– Просим тебя, будь нашим предводителем.

Джигит по глупости (ум-то к нему не воротился) не знал, что сказать, только головой кивнул. Тогда воины дали ему серебряную кольчугу, опоясали драгоценным оружием, посадили на вороного скакуна и увезли с собой. Таким выглядел джигит молодцом, что и узнать нельзя!

Остановился отряд на ночь в ауле того самого бая, что поменял своё поле на клочок земли бедняка. А у бая была дочь, красавица из красавиц.

– Давайте женим нашего начальника на дочери бая! – порешили воины и послали к баю сватов.

Бай согласился, и джигит сделался женихом его дочери.

Созвали народ повеселиться на пиру, будущего зятя посмотреть. А джигит рта не раскрывает да как-то странно по сторонам озирается.

Так он сидит день, другой, будто воды в рот набрал. Кто из байской родни ни подойдёт к нему, ни заговорит, а он и слова в ответ не молвит.

– Что это он всё молчит? – дивится родня.– Может, он и разговаривать не умеет?

На третий день уже и сам бай рассердился. Видят Богатство и Счастье, что дела плохи, стали Ум просить:

– Вернись к джигиту!

Послушался Ум, вернул бедняку рассудок. Как раз в это время пришёл бай и захотел поговорить.

– Скажи, джигит,– попросил он,– отчего ты всё молчишь?

И тут, на удивление всем, джигит заговорил:

– Когда я был ещё ребёнком, напали на наш аул враги. Все жители поднялись в защиту – и мужчины и, женщины. Но отважнее всех сражался юный джигит – он один почти всех врагов одолел. А когда кончилась битва, оказалось, что тем юным джигитом была девушка, переодетая в мужское платье. Вот я и молчал два дня, всё думал: можно ли считать эту девушку храбрецом наравне с мужчинами?

Обрадовался бай, услыхав, что его будущий зять так складно и мудро рассуждает.

Сыграли они на радостях весёлую свадьбу. Забрал джигит молодую жену и уехал в свой аул.

А вскоре опять встретились Счастье, Ум и Богатство. И решили они, что самое главное для человека – ум! Если нет у человека ума, ни богатство, ни счастье ему не помогут.

Источник: https://dom-knig.com/read_470226-21

Балкарские и карачаевские сказки читать онлайн

В этой книге объединены сказки двух народов: балкарцев и карачаевцев. У них один язык, одни и те же сказки, песни, пословицы. Поэтому их невозможно отделить друг от друга.

Читайте также:  Стихи о школе для детей начальных классов, 1-2-3-4 класс

Эти два народа – древнейшие жители Кавказа – издавна обитают в самом его центре, у подножия Эльбруса.

Ныне балкарцы живут в Кабардино-Балкарской АССР, а карачаевцы – по соседству, в Карачаево-Черкесской автономной области.

Наши крестьяне, как и все крестьяне на свете, не только пахали землю, пасли скот, строили жилища, но и создавали сказки, песни, пословицы, загадки. Они были поэтами.

И мы обязаны им за полный ярких красок, неповторимый поэтический мир, который они оставили. Эта устная поэзия, не увядая, не старея, и поныне живёт, радуя и восхищая всё новые и новые поколения.

Она полна мудрости, веры в жизнь, как и плод фантазии и ума любого народа. Сказка остаётся нашим национальным сокровищем наравне с родным языком.

Максим Горький назвал народ величайшим поэтом. И это неоспоримая истина. Подтверждением её является и наша народная поэзия.

Человеку всегда было трудно жить и добывать свой хлеб. Ему приходилось воевать, защищать свой дом от врагов. На него обрушивались болезни, неурожай и множество других бедствий. Но всё равно народ должен был жить – и жил.

Люди строили жилища, разжигали огонь, растили, кормили своих детей, человеческая фантазия рождала вихревые пляски, удивительные песни, ум их не скудел, надежда не погибала. Люди мечтали о счастье и всегда думали, что оно впереди. И это освещало им трудные пути, помогало жить, преодолевая все злоключения.

Народ всегда был оптимистом. Он очищал землю от камней, разводил сады и верил в вечность земли. Он слышал шуршание созревших колосьев, смотрел на звёзды и не сомневался в их бессмертии.

Народ был уверен, что солнце всегда будет освещать и согревать мир, дождь – поить поля, пастбища, луга, огороды; он верил, что ребёнок будет играть и смеяться, конь – скакать, мельничные жернова – крутиться.

С этой верой народ и создавал свои сказки. Они были ему поддержкой, поэтически выражая его мечты и надежды. Он вкладывал в них свой ум и талант. И переходили сказки – эти жемчужины народной фантазии – из уст в уста, от поколения к поколению.

Я пытаюсь представить себе, как слагались сказки и легенды.

Крестьянин всегда был занят. У него было много забот и хлопот, постоянно приходилось думать о насущном хлебе, сене, дровах, соли. Но всё же он находил время слагать и рассказывать сказки. Они были необходимы. У него всегда была, есть и будет потребность в творчестве.

И горский крестьянин, мне кажется, слагал сказки, вернувшись с поля или с пастбища, сидя у очага, пока жена клала заплаты на его изношенный бешмет. А может быть, он придумывал их ночами у чабанского костра. Могло быть и так, что он ехал ночью по сухой горной дороге среди скал, смотрел на звёздное небо и в тот час творил свои легенды.

А возможно, он делал это, глядя на дождь, который поил его поле, а иногда не давал ему работать в поле, косить или убирать сено. Как бы то ни было, этот труженик каменистой горной земли был настоящий поэт.

И я, его потомок, ценитель его таланта, ума и воображения, выводя эти строки, снова восхищаюсь им, благодарю его, кланяюсь той земле, которую он пахал, где скакал на коне, плясал на свадьбах, во славу которой слагал свои легенды и в которой нашёл вечный покой.

Человек должен жить, волей и мужеством побеждая все трудности и превратности, которые встречаются на его жизненном пути. Он рождается для того, чтобы трудиться и жить.

Человек всегда должен быть добрым, благородным, умным, щедрым, верным в дружбе, в любви, быть преданным своему делу, родной земле, своему очагу. Ему необходимы стойкость, храбрость перед врагами.

Вот главное содержание и суть наших сказок, как и всех народных сказок на свете. Но при таком общечеловеческом их содержании в сказках балкарцев и карачаевцев заключены конкретные национальные черты, своеобразие быта, особенности жизни народа.

Они порождены нашей родной землёй и похожи на неё, в них мы видим её облик. Многие наши сказки родились в горах. Сказки и горы похожи. У них одна суть. Как прекрасны они – сказки и горы!

У балкарско-карачаевской сказки есть свой запев и особый конец. Начинается она часто словами «давным-давно», а кончается: «Как этого не видели мы своими глазами, пусть так же не узнаем болезней и бед!» Эти слова всегда действовали на меня чарующе, в них есть какая-то необъяснимая добрая сила, мощь поэзии.

С детства я рос в атмосфере народной сказки.

Сколько их слышал я в Чегемских горах, как они были прекрасны, увлекательны и мудры! Их мне рассказывали чабаны на пастбище летней ночью, когда одна гора белела, а другая чернела, и были горы похожи на тех великанов, которые в сказках вели жестокую схватку, пытаясь одолеть друг друга. Мне рассказывали сказки старики, которым уже трудно было пасти скот и косить сено. Какими замечательными сказочниками были все эти горцы! Как я благодарен им!

Мальчиком я слушал сказки, когда луна освещала скалы, а звёзды над вершинами горели так, будто вышли из сказки, чтобы насмотреться на великолепие вершин с яркой белизной их вечных снегов.

И голос матери до сих пор мне слышится и вспоминается, слившись со сказкой.

Вечерами, когда перед нашей саклей, стоявшей у самых скал, белел снег или зеленела трава, мать рассказывала мне, мальчику, сказку, и я, слушая её, засыпал счастливым сном. Такого сна я больше не знал никогда!

В сказке всё крупно и ярко. Она освещена светом народной души, светом её бессмертной веры в жизнь, справедливость, светом его надежды и мечты. В наших сказках часто персонажи не имеют имён. Это, должно быть, потому, что сказочные герои имеют собирательный смысл.

В народной сказке неправых всегда побеждают правые и торжествует справедливость. Я часто думал и думаю о силе оптимизма сказок моего народа, стараясь понять и постичь его жизнелюбие и веру в человека.

А ведь наши сказки создавал народ, переживший многие беды, из пепла поднимавший свои жилища. Столько раз вновь разжигал он огонь в застывших очагах. Так было.

Народ в сказках выразил свою несгибаемую, неистребимую волю к жизни, стойкость, мужество, мудрость, ясный разум. Потому и не увядают, не умирают народные сказки.

Вот это – главное в сказках. Мне кажется, что ни один человек не должен пройти мимо них, быть равнодушным к ним. В сказках заложена великая художественная сила. Она всегда останется творческой школой и для писателей. Недаром же так любил и ценил народную сказку Пушкин, один из лучших поэтов мира.

И в атомный век сказка будет жить. Мы знаем, что поэзия земли бессмертна, а сказка – мать поэзии. Настоящая поэзия выросла из сказки, как вырастают колосья из земли. Сказка кажется выдумкой. Но так только кажется.

На самом же деле в ней – величайшая правда жизни. У меня всегда вызывало восхищение то, что в сказках разговаривают горы, реки, камни, деревья, снег, дождь, животные, трава, а люди понимают их язык.

В этом заключена большая поэзия.

Благословенна сказка. Так много радости она всегда приносила людям!

Почитайте книжку, и, я надеюсь, вы убедитесь в справедливости сказанного мной об устном народном творчестве балкарцев и карачаевцев, хотя в это издание вошла только малая часть наших сказок.

КАЙСЫН КУЛИЕВ

Источник: https://knigogid.ru/books/405576-balkarskie-i-karachaevskie-skazki/toread

Счастье, ум и богатство. Карачаевская притча

Заспорили однажды между собой Счастье, Ум и Богатство.

— Я сильнее вас всех! — похвалялось Богатство.

— Без счастья и богатство ни к чему, — возражало Счастье.

— Если ума нет, не поможет ни богатство, ни счастье, — сказал Ум.

Долго они пререкались и спорили, к согласию не пришли и договорились на деле проверить: кто из них прав? Пошли по свету странствовать. Увидели бедняка, который сеял на своём маленьком поле кукурузу. Остановились Ум, Счастье и Богатство.

  • Взмахнуло Богатство рукой:
  • — А ну-ка, покройся, поле бедняка, чистым золотом!
  • Но Ум, чтобы доказать свою власть, взял да тут же лишил бедняка рассудка.
  • Посмотрел бедняк на поле, покрытое золотыми самородками, да и побежал к баю жаловаться:

— Бай, а бай! У меня на поле вместо кукурузы камни выросли!

Бай не поленился, поехал посмотреть, что там за камни такие. Увидел чистое золото и говорит бедняку:

— Давай меняться! Ты возьми у меня лучшее моё поле, а мне отдай твоё с камнями.

Очень был доволен бедняк такой меной. Бай увёз золото на арбах к себе во двор, а бедняк пошёл сеять свою кукурузу. Тогда Счастье, чтобы доказать своё могущество, глянуло на бедняка и велело:

— Будь счастливым, человек!

Тотчас, откуда ни возьмись, возник перед бедняком отряд воинов.

— Мы ищем себе начальника, — сказали они. — Просим тебя, будь нашим предводителем!

Бедняк по глупости (ума-то у него не стало!) даже не знал, что ответить, только головой покивал. Дали всадники ему серебряные доспехи, посадили на вороного скакуна, опоясали драгоценным оружием, поставили во главе отряда. Таким сделался бедняк молодцом, что и узнать нельзя!

Отряд остановился на ночь в ауле того самого бая, что променял кукурузное поле на золотое. А у этого бая была дочь красавица.

— Давайте женим нашего начальника на дочери бая! — так порешили всадники и послали к баю сватов.

Бай дал согласие, и бедняк сделался женихом его дочери; созвали народ повеселиться на пиру, будущего зятя посмотреть. А зять рта не раскрывает, слова не может вымолвить. И на пиру молчал. День молчит. Другой молчит. Родня невесты обижаться начала:

— Что это он молчит? Видно, гордый очень? А может, посмеяться над нами вздумал?

  1. На третий день уже и сам бай крепко рассердился.
  2. Видят Богатство и Счастье, что дела плохи, стали Ум просить:
  3. — Верни бедняку рассудок! Сжалился Ум, вернул бедняку рассудок, и сразу бедняк заговорил, да так разумно, складно:

— У нас, когда я ещё ребёнком был, напали на аул враги. Все — и стар и мал, и женщины и мужчины — против них оборонялись. И всех отважней дралась одна девушка, переодетая воином. Вот я и молчал два дня, всё раздумывал: можно ли эту девушку считать бойцом наравне с мужчинами?

Обрадовался бай:

— Вон оно что! — говорит. — А мы-то думали, ты над нами подшучиваешь!

Если у человека ума нет, не помогут ему ни богатство, ни счастье.

Источник: https://worldofaphorism.ru/pritchi/karachaevskie/schaste-um-i-bogatstvo

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector