Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 лет

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 лет

Мы живем в звучащем мире и полную тишину можем ощутить (слово услышать, согласитесь, здесь неуместно) только в специальном помещении. С самого рождения ребенок слышит множество звуков: шелест листьев, шум автомобилей, музыку, речь людей… Но эти слуховые впечатления у малыша сливаются, поэтому способность слушать и слышать нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. И помогут в этом игры для развития слухового восприятия.

Именно игра поможет малышу открыть особый мир звуков, сделать их важными и значимыми.

Слуховое восприятие начинается со слухового внимания. Это умение сосредотачивать внимание на звуке, определять его источник. Без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь. Даже если у ребенка от природы острый слух, такая способность не возникнет сама собой.

Цель описанных ниже игр — помочь детям научиться сознательно пользоваться слухом. Играть в эти игры можно с малышами начиная с 1 года.

ЗВУЧАЩИЕ КОРОБОЧКИ

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 летВ одинаковые коробочки или баночки (небольшие, чтобы ребенку было удобно и безопасно брать их в руки и играть) насыпаем разные наполнители. Это может быть горох, песок, ракушки, рис, соль, бусинки… Нужно сделать несколько пар одинаковых коробочек, в каждой паре будет наполнитель одного вида и одинакового количества.

С малышами до года сначала просто гремим ими, обращая внимание на то, как по-разному они звучат. Затем просим ребенка найти среди баночек ту, которая издает такой же звук. Потом предлагаем из четырех коробочек найти две, которые звучат одинаково. И так постепенно усложняем, увеличивая количество коробочек.

ГРОМКО-ТИХО

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 летДля этой игры нам понадобятся погремушка и две игрушечные зверюшки (большая и маленькая: мишка и зайчик, бегемот и птичка). Когда погремушка играет громко, танцует большая игрушка (мишка, бегемот), а когда тихо — маленькая (зайчик, птичка). Сначала только взрослый звенит погремушкой, играет игрушками и поясняет свои действия, но постепенно он подключает к игре малыша.

С детками постарше игру усложняем. Например, под громкие звуки маршируем, под тихие — ходим на носочках.

  • Или используем два инструмента: моим дочкам очень нравились громкий бубен и тихий колокольчик, под которые они выполняли разные движения.
  • ЖМУРКИ
  • Не только интересная игра, но и отличная тренировка слухового восприятия и внимания!
  • УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ
  • Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 летМама или другой взрослый издает звуки на детских музыкальных инструментах (дудочка, колокольчик, барабан, погремушка), а ребенок угадывает, какой инструмент сейчас звучал.

Кстати, британские исследователи говорят, что музыкальные игрушки: маракасы, ксилофон, барабан, бубен, – помогают развивать слуховое восприятие ребенка. Поэтому поощряйте музыкальные игры и помогайте ребенку играть хотя бы простейшие мелодии.

  1. Кроме работы с неречевыми звуками, обязательно развивайте способность ребенка к восприятию речевых звуков, учите вслушиваться в слова.
  2. ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ?
  3. Эта игра не только развивает остроту слуха и умение сосредотачивать внимание, но и обучает правильно воспринимать словесную инструкцию.

С расстояния в полтора-два метра шепотом позовите ребенка. А затем так же шепотом давайте ему короткие и простые задания: «Принеси мне, пожалуйста, зайку. Положи кубик на полку…» Говорить надо тихо, но четко.

Эту игру тоже очень удобно трансформировать. Мы играли в маминых помощников и в роботов, которым дают инструкции и задания. Кстати, это прекрасное упражнение при подготовке ребенка к детскому саду, где ребенку придется выполнять указания и задания воспитателей.

ДЕТСКИЕ ПЕСЕНКИ И ПОТЕШКИ

Наши неизменные помощники для развития слухового восприятия детей. Пойте ребенку как можно чаще! О той пользе, которую песенки и потешки принесут ребенку, можно рассказывать очень долго.

ДА ИЛИ НЕТ

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 летВ эту игру мы играли, когда хотелось поднять настроение и похохотать. Я задавала вопросы, на которые дочка могла ответить только «да» или «нет». Вопросы примерно такие: «У куклы есть платье? А у машинки есть платье? Мячик умеет прыгать? Мы спим на мячике? А шкаф умеет ходить?..»

ОБЩИЙ ЗВУК

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 летСледующая игра для детей постарше, примерно четырех-шести лет. Играть в нее можно в дороге или в очереди. Взрослый называет три слова, а ребенок отгадывает, какой общий звук объединяет все эти слова. Например, «лыжи, жук, жизнь — ж», «лиса, соль, любовь — ль» и т.п.

СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 летДумаю, все знают эту замечательную игру с мячом. Взрослый бросает ребенку мяч (если ребенок мал и ему трудно ловить, можно мяч катить), называя какой-нибудь предмет. И если назван съедобный предмет, ребенок ловит мяч, а если несъедобный — не ловит.

Конечно, малыш будет ошибаться, особенно первое время. И если ребенок ловит несъедобный предмет, иногда можно попросить изобразить, как он этот мяч ест. Так к игре добавляется артикуляционная гимнастика.

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 летЕще одна хорошая игра с мячом. Взрослый кидает мяч и произносит первую часть слова, а ребенок ловит и договаривает окончание. Например, вы говорите: «Мо», – а ребенок подхватывает: «Ре» или «Да». Моя младшая дочка часто просила: «Мама, повтори еще раз, я другое слово назову». С помощью этой игры хорошо развивается не только фонематический слух, но и активный словарный запас.

Итак, развивать слуховое восприятие можно с первых лет жизни малыша, и каждая мама может научить этому своего ребенка. Умение слушать и слышать помогает возникновению верного звукопроизношения, формирует правильную речь ребенка.

Каждая мама способна стать лучшим учителем для своего ребенка. Научите ребенка слышать звуки и вслушиваться в слова. А я буду очень рада, если игры, описанные в этой статье, помогут вам!

Источник: https://rechrebenka.ru/10-igr-na-razvitie-sluhovogo-vospriyatiya-u-doshkolnikov/

Игры на развитие слухового восприятия у дошкольников от 1,5 до 2 лет Игра «А можешь ли ты?»

  • Играем дома.
  • Игра «Флажок».
  • Цель: развивать мелкую моторику.

Описание: взрослый делает «флажок»: прижимает друг к другу указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец. Большой палец опускает вниз.

  1. Можно прочитать стихотворение.
  2. Горит на солнышке флажок,
  3. Как будто я огонь зажег.
  4. А. Барто

Предложить сделать такой же «флажок». Показать, как колышется флажок, когда на него дует ветер.

Народная игра «Дружные пальчики».

Цель: развивать мелкую моторику.

Описание: сжать в кулак пальцы рук. Взрослый читает текст и выполняет движения: медленно, по одному, разгибает пальцы, начиная с мизинца. В конце игры снова поочередно сжимает пальцы в кулак, большой палец — сверху.

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 лет

  • Мизинчик удаленький.
  • Безымянный — кольцо носит,
  • Никогда его не бросит.
  • Ну а этот — средний, длинный,
  • Он как раз посередине.
  • Этот — указательный,
  • Пальчик замечательный.
  • Большой палец, хоть не длинный,
  • Среди братьев самый сильный.
  • Пальчики не ссорятся,
  • Вместе дело спорится.
  • Предложить детям выполнить движения.
  • Игра «Подарок для куклы».
  • Цели: развивать мелкую моторику; закреплять знание названий цветов.
  • Игровой материал и наглядные пособия: бусины с крупными отверстиями, леска.

Описание: взрослый рассказывает ребенку, что у куклы Маши — день рождения, ей надо подарить подарок. Маше очень нравятся красивые разноцветные бусы. Показать ребенку бусины, научить нанизывать их на леску, называя цвет каждой бусины. Следить за тем, чтобы ребенок не брал их в рот. После завершения работы похвалить ребенка и вместе с ним подарить кукле бусы.

  1. Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 лет Игра «Помоги ежику».
  2. Цель: развивать мелкую моторику.
  3. Игровой материал и наглядные пособия: еж, грибы (вырезанные из картона).

Описание: взрослый демонстрирует ежа, вырезанного из картона. На спинке ежа сделать прорези для крепления грибов, вырезанных из цветной бумаги.

Объяснить ребенку, что ёж, набирая грибы, так увлекся, что не заметил наступления вечера. А когда понял, что время уже позднее, заспешил домой. Он бежал очень быстро и растерял все грибы.

Предложить: «Давай поможем ежу подобрать все грибы и как следует закрепить их у него на спинке». Собирая грибы, вставить их в прорези.

  • Игра «Лабиринт для пальчика».
  • Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.
  • Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги.

Описание: нарисовать на листе бумаги дорожку-лабиринт. Предложить ребенку добраться пальчику до «домика», проведя им по дорожке. Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или обклеить ее бумагой различной фактуры.

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 лет

Игра «Лабиринт для карандаша».

Цель: развивать мелкую моторику.

См. игру «Лабиринт для пальчика». (Вместо пальчика по лабиринту добирается до «домика» карандаш, оставляя за собой «след».)

  1. Игра «С кольцами».
  2. Цели: формировать глазомер; развивать мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.
  3. Игровой материал и наглядные пособия: детские столики, цветные кольца (диаметром 5-8 см), палочки.

Описание: детей рассаживают по 6-8 человек за один общий стол, высыпают на середину стола цветные кольца диаметром 5-8 см. Взрослый берет палочку и со словами: «Рукой трудно достать колечко, будем доставать палочкой» — придвигает палочкой к каждому ребенку по кольцу. Предлагает детям выполнить движения.

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 лет

Игры на развитие слухового восприятия у дошкольников от 1,5 до 2 лет Игра «А можешь ли ты?».

Цель: развивать навыки аудирования.

Описание: Взрослый дает ребенку различные словесные задания — указания, начиная свою фразу словами: «А можешь ли ты… (два раза прыгнуть, подойти к столу, изобразить зайку и т. п.)».

Предложить ребенку поменяться ролями со взрослым: теперь пусть ребенок предлагает воспитателю выполнить какое-либо задание в такой же форме.

Игра «Внимание!».

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: мяч.

Описание: Взрослый предлагает ребенку поиграть в мяч. Ребенок совершает то или иное действие с мячом, после того как педагог скажет: «Внимание!». Например: «Внимание! Кати мяч!», «Внимание! Кидай мяч!», «Внимание! Подбрось мяч вверх» и т. д.

Игра «Молоточек».

Цель: развивать слух, освоить категорию «громко — тихо».

Игровой материал и наглядные пособия: детский молоток.

Описание: Взрослый предлагает ребенку поиграть в «плотника». Дать ребенку молоток, объяснить, что сейчас он будет забивать маленькие гвозди, поэтому стучать надо тихо. Продемонстрировать. «А сейчас надо забить большой гвоздь — стучать надо сильно и громко». Отдать ребенку молоток, руководя игрой, повторять: «Маленькие гвозди, большой гвоздь».

  • Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 лет Игра «Громко — тихо».
  • Цель: развивать слуховое восприятие, воображение.
  • Игровой материал и наглядные пособия: бубен.
Читайте также:  Внеклассное мероприятие в начальной школе «пусть всегда будет солнце!»

Описание: Взрослый стучит в бубен, задавая различный темп и громкость звучания. Если взрослый стучит в бубен тихо, ребенок изображает «мышку», идущую мимо «кота» (взрослый) на цыпочках. А если стучит громко, ребенок превращается в «слона» и идет, громко топая. Стучит быстро — ребенок бежит, стучит медленно — идет.

Спасибо за внимание.

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 лет

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s21091t16.html

Развиваем слуховую память и внимание в играх и упражнениях

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 летСреди других видов слуховая память занимает особое место, ведь с самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки. Первую информацию об окружающем мире он получает через слух, поэтому хорошее слуховое восприятие дает детям правильное представление о предметах и явлениях. Однако, хотя родители знают об этом, порой они не обращают внимания на появляющиеся у ребятишек проблемы со слуховой памятью. Главная из них заключается в том, что дети, казалось бы, слушают, но не слышат слов взрослого (инструкций, указаний, пояснений). Часто дошкольники не могут сосредоточиться на звуковом материале, например, при выполнении заданий в детском саду, а школьники при написании диктантов, чтении учебных текстов, решении устных задач. Порой им сложно запоминать и воспроизводить информацию, которую они услышали. Все это создает определенные трудности в дошкольном развитии и в школьном обучении. Чтобы вовремя устранять такие недостатки, родителям нужно серьезно относиться к развитию слуховой памяти у детишек в домашних условиях.

Как правильно развивать слуховую память у малышей?

Несмотря на то, что в домашних занятиях родители могут использовать более простые и доступные упражнения на развитие слухового внимания и памяти в отличие от развивающих занятий со специалистами, они непременно должны учитывать особенности слухового развития детей на разных возрастных этапах. На что обращается внимание родителей при организации занятий дома?

  1. Слуховая память при ее формировании опирается на развитие слухового внимания. Поэтому нужно организовывать занятия с ребенком в виде комплексной тренировки, когда одновременно упражняются и слуховая память, и слуховое внимание.
  2. Первым делом нужно обращать внимание на то, как развито у детей фонематическое восприятие, то есть способность различать и узнавать слова. Если ребенок не различает фонемы (единицы слова), то это мешает ему овладеть словарным запасом, тормозит развитие речи и слуховой памяти.
  3. Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 летНеобходимо также учитывать, что развитие слуха на разных возрастных этапах имеет свои определенные особенности. Например, на первом году жизни идет активное становление слухового внимания. В этот период ребенок прислушивается к источнику звука, реагирует на него движениями тела, узнает по голосу родных людей и чужих, эмоционально отвечает на разную интонацию голоса. Если взрослые помогают малышу развивать такие реакции, то уже во второй половине года он учится сам имитировать звуки, которые слышит, пытается их воспроизводить с определенной интонацией и ритмом. В раннем возрасте (2-3 года) малыш повторяет услышанные звуки в словах и активно пользуется ими. Все это родителям нужно знать, чтобы правильно подобрать игры и упражнения для развития слуховой памяти и внимания. Средние и старшие дошкольники слышат, затем повторяют звуковые ритмы по образцу или по устной инструкции.
  4. Специалисты отмечают, что в раннем детстве прослеживается тесная взаимосвязь слуховой и зрительной памяти. Они объясняют это тем, что для лучшего усвоения информации ребенок использует не только слух, но и зрение. Например, запоминание слов, обозначающих какие-либо предметы, пойдет быстрее, если малыш будет их видеть. Таким же образом слуховое восприятие названий предметов идет легче, когда у дошкольника задействованы моторно-двигательные навыки. Взрослый называет предмет и дает возможность малышу с ним действовать: катать, бросать, играть.
  5. Для развития слуховой памяти у детей необходимо использовать разнообразные средства. В методике разработано много приемов, но самым главным продолжает оставаться игра, как ведущая деятельность дошкольников. Да и младшим школьникам игровые приемы также помогают овладеть многими знаниями, умениями, навыками.

Увлекательные игры и упражнения для развития слуховой памяти и внимания

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 лет

Классические игры хорошо зарекомендовали себя в развивающих занятиях, однако можно разнообразить их с помощью различных вариаций. Многое зависит от творчества, заинтересованности родителей, возраста и психологических особенностей малышей.

Какие игры и упражнения нужны малышам?

Детей раннего возраста взрослые должны активно привлекать к играм на слуховое восприятие и последующее воспроизведение полученной информации. Учитывая возрастные особенности малышей, необходимо организовать опору на их моторно-двигательные навыки и зрительное восприятие.

Поэтому все игры и упражнения должны проводиться комплексно, решать задачи слуховой, зрительной, моторной памяти. Для того чтобы заинтересовать детей, можно использовать потешки, стишки, песенки.

После проведения занятия необходимо поощрять ребенка, побуждать его к самостоятельной игре.

«Угадай, что играет?»

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 летВ игре активно развивается слуховая память и внимание при помощи опоры на зрительные образы. Взрослый рассматривает вместе с ребенком музыкальные игрушки. Для этой забавы можно взять все игрушки, какие только найдутся в доме: барабан, колокольчик, ксилофон, дудочка, бубен, неваляшка, погремушка. Хорошо, если все игровые действия будут сопровождаться веселыми стишками и потешками:

  • Веселее всех игрушка, Расписная погремушка
  • Дзынь, дзынь…
  • Трам-там-там, трам-там-там, Барабаню в барабан.

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 лет

Как пошел медведь плясать, Петь и в бубен ударять: Бум! Бум! Трам — та — ры!

  1. Улетайте, комары!
  2. Дин-дон – ксилофон, Слышен нежный перезвон. По брусочкам бью, дин-дон,
  3. Создаю мелодий звон…

«Музыкальное эхо»

Упражнение на развитие слуховой памяти для дошколят, развивает умение понимать и повторять ритм. Может использоваться для детей разного дошкольного возраста, различаться будет только усложнением ритмических действий.

Взрослый отстукивает ритм для младших дошкольников самый простой, например, два коротких удара, один длинный, для старших дошколят можно предложить ритм какой-либо мелодии. Ребенок должен внимательно слушать и повторить.

Для поддержания интереса хорошо предложить двум или нескольким детям соревнование, кто быстрее и правильнее выполнит задание.

«Нарисуй, что услышал?»

Упражнение направлено на формирование слухового внимания и восприятия, умения запоминать, воспроизводить услышанное. В комплексе развиваются моторно-двигательные ощущения.

Взрослый предлагает дошколенку послушать стихотворные строки, запомнить все образы и по памяти зарисовать их. Для малышей все предметы, изображенные в стихах, должны быть знакомы и несложны для изображения.

Поддержать интерес к заданию можно, если развешивать рисунки ребенка на стене или вместе с ним создать альбом.

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 лет

Шар воздушный, шар воздушный Вырывается из рук. Непослушный, непослушный – К потолку взлетает вдруг. Надо мне его поймать

  • И за хвостик привязать.
  • Или стихотворение С. Маршака:
  • Мой веселый, звонкий мяч Ты куда пустился вскачь, Желтый, красный, голубой,
  • Не угнаться за тобой.

«Мышка»

Забава помогает развивать слуховое восприятие, внимание, учит распознавать на слух темп, тембр, ритм звуков. Взрослый предлагает малышу стать «мышкой», которая гуляет по комнате под определенный ритм.

Когда бубен звучит тихо и не спеша – мышка выходит погулять, как только бубен зазвучит громко и быстро – мышка прячется, потому что приближается кошка.

В этой забаве взрослый может проявить творчество и предложить малышу поиграть в разные сюжеты: солнышко – дождик, грибок – мальчик с корзинкой, бабочка – сачок.

«Раз словечко, два словечко – будет песенка»

Источник: https://myintelligentkids.com/razvivaem-sluxovuyu-pamyat-i-vnimanie-v-igrax-i-uprazhneniyax

Развитие слухового восприятия в дошкольном возрасте

Слушая различные звуки, мелодии и человеческую речь, вряд ли кто-либо задумывается, какой сложный процесс позволяет нам воспринимать и понимать все звучащее в окружающем мире.

Способность воспринимать на слух и различать особенности звуков заложена в здоровом организме ребенка от природы, но развивается постепенно. Слуховое восприятие у детей дошкольного возраста функционирует уже многогранно.

Однако в большой степени характеризуется низкой организованностью.

Слуховое восприятие как канал получения сенсорной информации

Восприятие ребенка с первых месяцев его жизни становится главным инструментом познания действительности. Слуховые, зрительные и тактильные рецепторы обеспечивают передачу на первых порах самой доступной детскому мозгу информации, которая по крупицам собирается и постепенно формирует картину окружающего мира.

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 лет

Ведущую роль в овладении перцептивными действиями играет зрительное восприятие, поскольку зрение наиболее полно позволяет обследовать предметы и явления и выявить их внешние свойства. Но слуховой канал, как и тактильный, выполняет свои незаменимые функции и дает возможность познавать другие сенсорные качества объектов, которые не доступны зрительным рецепторам.

Развитие слухового восприятия у дошкольников определяется тем, как они продвигаются в практической деятельности и осваивают конкретные действия.

Ребенок не всегда обратит внимание на звук упавшего предмета где-то в стороне, но заметит, какой звон раздается, когда падает погремушка или посуда. Ни один малыш не будет молча катать машинку.

Он изобразит многообразный рокот машины, от буксующей до мчащейся на скорости.

Благодаря слуховому каналу в процесс познания предмета или явления добавляются такие единицы восприятия, которые позволяют открыть звуковые стороны объекта. Это значит, что ребенок открывает новое в уже знакомых объектах, а знания об окружающем мире обогащаются и структурируются.

Особенности формирования слухового восприятия

Если рассматривать слуховое восприятие как биологическую функцию психики, обеспечивающую прием и передачу информации при помощи органов слуха, то этот вид восприятия начинает развиваться с первых дней жизни. Но в данном случае нас больше интересует слуховое восприятие как познавательный процесс, и как продвигается ребенок в освоении мира с помощью слуха.

Самой природой детям поставлена задача научиться слушать и слышать обычные звуки, человеческую речь, звуки музыки.

Первые годы своей жизни ребенок учится слышать, то есть, приобретает слуховой опыт. Он накапливает сенсорные эталоны.

Еще не понимая, что ему говорят, малыш сосредоточенно прислушивается и улавливает тональные оттенки речи. Ребенок реагирует на музыку, замечает ее ритмичность. Вслушиваясь в интонацию и мелодичность обращенной к нему речи, малыш начинает лепетать в ответ, и это заслуга слухового восприятия.

Читайте также:  Развитие правильной речи ребёнка 3, 4 лет

На втором году жизни активно развиваются способы воспроизведения звука. Причем, дети пытаются воспроизвести как слова, так и окружающие звуки. Не зря первыми в «словарь» ребенка попадают междометия из мира животных: «ав», «мяу», «му-у».

Особо важным достижением является то, что детское ухо начинает улавливать смыслоразличительные единицы родного языка — фонемы. К концу второго года жизни у детей завершает формироваться фонематических слух. То есть, при правильном развитии ребенок уже различает все звуки родного языка.

Научившись слышать звук, а именно воспринимать звучание слуховыми анализаторами и соотносить или встраивать в свой эталонный ряд, ребенок приучается слушать.

Он сосредотачивается на заинтересовавших его звуках, реагирует на интонации, прислушивается. Чувствительность к восприятию звучащей информации необходима ребенку для речевой активности.

Также это важное условие для развития музыкальных способностей.

Развитие фонематического слуха

Отдельной и особенно сложной функцией слухового восприятия является фонематический слух. Слушая речь, ребенок автоматически выделяет такие параметры звуков, как тихий-громкий, высокий-низкий, мягкий-грубый, мелодичный-отрывистый…

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 лет

На втором году жизни дети научаются отличать все речевые звуки, а в период от 2-х до 4-лет происходит постепенное уточнение звукового состава родного языка.

Нормой является овладение фонематической структурой слова и ритмико-мелодическим произношением фраз к 5-6 годам.

Развитие речи в большой степени зависит от развития фонематического слуха. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет то, как они разговаривают со своим малышом. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, и четко проговаривать слова.

Ведь у ребенка еще только формируется решетка фонем родного языка. И формируется фонематическая система на основе тех звуков, которые слышит ребенок. Если взрослые не следят за своей речью, то детское ухо воспринимает искаженное звучание как эталон, что затрудняет формирование фонематического слуха и звуковой культуры.

Игры на развитие слухового восприятия

Игры на слуховое восприятие для дошкольников оказывают помощь и в развитии слухового внимания, и в формировании правильного произношения.

Названные процессы должны максимально сформироваться в дошкольном детстве, иначе в более позднем возрасте придется не столько развивать, сколько корректировать рассеянное внимание и речевые нарушения.

Поэтому так важно научить ребенка хорошо слушать и слышать.

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 лет

Развитию слухового восприятия способствуют такие популярные игры, как «Испорченный телефон» или «Глухой телефон». Разумеется, дети дошкольного возраста проговаривают на ушко не текст, а одно-два предложения.

Несколько раз переданная фраза от одного игрока к другому по цепочке неизменно искажается. Только в данной игре следует нацеливать ребятишек на то, чтобы они старались донести содержание фразы конечному игроку как можно полнее.

Детям такая игра нравится, и они могут переключиться на шутливую сторону искажения информации.

Для развития слухового восприятия у дошкольников полезно выполнять специальные упражнения в игровой форме.

  1. Подготовить несколько подручных материалов: положить в стеклянную банку шарик, в пенал – несколько болтов или гвоздиков, в спичечный коробок – семечки и т.п. Разглядывая и слушая вместе с ребенком, обсудить, что и как звучит в подобных самодельных конструкциях. После чего ребенок отворачивается и на слух пытается определить, какой «набор» звучит в конкретном случае. Можно потряхивать с разной интенсивностью, что меняет силу и характер звука.
  2. Предложить детям закрыть глаза и сосредоточиться на звуках, которые доносятся из окружающей среды. Желательно, чтобы упражнение выполняли одновременно 2-3 человека. В этом случае подключается эффект соревновательности. Дети по очереди называют, какой звук они выделили из множества воспринимаемых. Если первыми ребенок улавливает голоса, звуки машин, бытовые шумы, то уже через несколько минут слуховое восприятие обостряется, и детское ухо начинает различать тиканье часов, чириканье птиц под окном и пр.
  3. Рассказать сказку, предусматривающую много ролей, где каждый персонаж говорит ярко выраженным тембром («Три медведя», «Теремок»). Предложить дошкольникам определить, голос какого персонажа звучит, характерно проговаривая отстраненную фразу. Например: «Лето заканчивается, и скоро наступит осень».
  4. Подготовить красный и зеленый кружочки, а также несколько карточек, на которых написаны буквы, для игры на восприятие речевых звуков. Задача ребенка заключается в том, чтобы слушать слово, которое произносит ведущий, и определять, есть ли в этом слове звук, изображенный на карточке в руке ведущего. Если звук присутствует в слове, нужно поднять зеленый кружок, если нет – красный.

Слуховое восприятие является фундаментальной стороной развития человека. Благодаря этому виду восприятия человек владеет речью, лучше ориентируется в пространстве, воспринимает музыку и звуковое богатство окружающего мира. Своевременное развитие слухового восприятия поможет ребенку лучше понимать происходящее и полноценно адаптироваться к жизни.

Источник: https://alldoshkol.ru/process/razvitie-sluhovogo-vospriyatiya-v-doshkolnom-vozraste

Игры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста

   Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 летИгры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста — методические рекомендации для родителей и воспитателей.Настоящее пособие предназначено для занятий по развитию неречевого слуха у детей раннего дошкольного возраста.

Ребенок должен научиться слышать звуки окружающей среды, в том числе голоса животных, звучание музыкальных инструментов и т.п. Происходит накопление новых слуховых образов неречевых звуков, что позволяет впоследствии быстрее дифференцировать звуки на две важнейшие категории: «речь» и «не речь».

Рекомендуемые в пособии игры и упражнения способствуют развитию слухового восприятия, слуховой памяти. Способность узнавать звуки окружающей среды позволит ребенку в дальнейшем быстрее овладеть речью.

Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой – восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух).

Неречевой (физический) слух – это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка и другие). Различение их по громкости, длительности, высоте, количеству, определение источника и направления звука.

Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

  • Настоящее пособие предназначено для занятий по развитию неречевого слуха у детей 2-3 лет.
  • Цель – развитие способности ребенка узнавать окружающие звуки.
  • Задачи:
  • научить ребенка находить соответствие между слуховыми образами неречевых звуков и предметами, их издающими;
  • научить различать неречевые звуки между собой по акустическим признакам;
  • накопить в памяти ребенка новые слуховые образы различных звучаний.

Организуя работу с детьми младшего возраста, необходимо учитывать следующее:

  • занятия должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам), а не на объяснении;
  • необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;
  • в совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;
  • следует многократно повторять материал, чтобы закрепить умения, знания, навыки;
  • содержание материала должно соответствовать опыту детей;
  • уровень сложности материала должен быть адекватен возрасту, задания следует усложнять постепенно;
  • длительность занятия должна составлять от 5 до 15 минут;
  • необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Упражнение 1. Что звучит?

Источник: https://mokroe-school.pruzhany.by/?p=11433

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух.

Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность.

Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Для чего нужен  ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.

 Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

  1. Игра «Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове —  хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

  • То же с любыми другими звуками:
  • Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…
  • Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…
  1. Игра «Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

  1. Игра «Определить место звука в слове».

 Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.

  1. Повторение цепочек слогов.
Читайте также:  Коробка из картона своими руками. мастер-класс с пошаговыми фото

Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА).  Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,

са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.

  1. Примеры слоговых цепочек:
  2. Са-за-за,  за-за-са, са-за-са, за-са-за
  3. Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша
  4. Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла
  5. Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща
  6. За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа       (Аналогично с другими парами звуков)
  1. Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
  1. Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка.  Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.

Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

  • Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.
  • Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.
  • Например:
  • с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с
  • р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы

п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.

  1. Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна — не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли.

Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами.

Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

  1. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.

Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

  1. Пример:
  2. -Как тебя зовут?
  3. -Ира.
  4. -А фамилия?
  5. -Иванова.
  6. -Откуда ты приехала?
  7. -Из Иркутска
  8. -Что там растёт?
  9. -Инжир.

Эта игра — аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист — тарелка — арбуз. Вспомнили?

  1. Игра «Починим испорченный телефон»

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается.

Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона.

Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

 Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши».

Затем произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагом». Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». Игра очень нравится детям и проходит весело.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

  1. Игра «Будь внимателен» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик — по вашей инструкции).
  1. Игра «Подбери по звучанию» Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок: ком бак сук ветка каток горка дом рак лук клетка платок корка сом мак жук пятка листок норка лом лак бук плетка моток марка
  2. Игра «МАГАЗИН»

Игры на выделение звука на фоне слова.

Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв.

По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек.

Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.   

Источник: https://ratuschnyak-berezka.educrimea.ru/dom/post/1186253

Игры для развития и коррекции слухового восприятия

4   0   2147

Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (Материал: колокольчик (у взрослого и у ребенка), две коробочки.

Ход игры

Взрослый показывает коробочку: «Здесь ничего нет, пусто. А тут? (Показывает другую коробочку.) Здесь что-то лежит. Что это? Давай возьмем. Да, это — колокольчики. Давай позвеним».

Взрослый показывает способ действия, просит ребенка взять себе колокольчик и, подражая его действиям, позвенеть. Периодически взрослый кладет колокольчик на ладошку, фиксируя действие: «Так не звенит».

Предлагает малышу попеременно вызывать звук колокольчика (звенит — не звенит).

Игра Беги в свой домик

  • Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные).
  • Материал: бубен, детский стульчик.
  • Ход игры

Взрослый показывает бубен, как он звучит, и говорит: «Будем играть. Как бубен заиграет, ты можешь бегать, плясать. Если бубен замолчит, ты беги к стульчику, в свой домик».

Игра проводится несколько раз и обращается внимание на звучание бубна и отсутствие звука.

Игра Поиграем на дудочке

  1. Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные), учить детей вызывать звук из музыкального инструмента — свирель, дудочка.
  2. Материал: свирель (дудочка).

  3. Ход игры

Взрослый показывает ребенку музыкальный инструмент и говорит: «Я дую, получается музыка». Показывает действие и предлагает малышу подуть в свою свирель (дудочку).

«Получилось, играет дудочка!».

  • Игра Спой песенку
  • Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные).
  • Материал: металлофон, две палочки.
  • Ход игры

Взрослый показывает ребенку музыкальный инструмент и ударяет палочкой по металлофону, извлекая звук. «Слышишь, какая музыка получилась? А теперь ты попробуй».

  1. Игра Поймай меня
  2. Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные).
  3. Материал: платок, колокольчик.
  4. Ход игры

Взрослый показывает ребенку колокольчик и как он звенит. Затем завязывает себе глаза, предлагает ему звенеть колокольчиком и убегать от взрослого, который будет ловить малыша. Поймав, говорит: «Вот ты. Я услышала колокольчик и поймала тебя». Можно провести игру наоборот: ребенок ловит взрослого.

  • Игра Кто играет?
  • Цель: учить дифференцировать звуки музыкальных инструментов.
  • Материал: игрушки (заяц, лиса, барабан, металлофон).
  • Ход игры

Взрослый показывает зайца и демонстрирует звук барабана: «К нам пришел зайчик, он любит играть на барабане (демонстрирует звук барабана). А это — лисичка. Она любит играть на металлофоне (играет). Угадай, кто сейчас будет играть: лисичка или зайка». Педагог закрывает экраном игрушки, извлекая звук: «Угадай, кто играет?» Игра повторяется несколько раз.

  1. Игра Угадай, кто в домике живет?
  2. Цель: учить дифференцировать звукоподражания.
  3. Материал: два домика, собачка и кошечка.
  4. Ход игры

Взрослый показывает ребенку собачку и говорит: «У меня собачка, она умеет лаять, вот так — «гав-гав». Она живет в этом домике — сажает собачку в один из домиков. А это — кошечка.

Она умеет мяукать — «мяу-мяу». Она живет в другом домике. Теперь угадай, кто живет в этом домике?» Взрослый произносит одно из звукоподражаний, после ответа показывает игрушку: «Правильно, ты угадал.

Это собачка так лает».

Игра Кто как кричит?

Цель: учить дифференцировать звукоподражания.

Материал: картинки с изображением животных (петуха, лягушки, коровы и т.д.).

Ход игры

Взрослый раскладывает поочередно перед ребенком картинки и демонстрирует соответствующее звукоподражание. Затем говорит: «Будем играть». Педагог произносит звукоподражание, а ребенок находит соответствующую картинку.

Источник: https://vscolu.ru/articles/igry-dlya-razvitiya-i-korrekcii-sluxovogo-vospriyatiya.html

Ссылка на основную публикацию