Игры на развитие самоконтроля у дошкольников 4-5 лет

Умение ребёнка владеть собой, доводить начатое дело до логического завершения, делать то, что в данный момент не хочется, является одним из залогов успеха в учёбе да и в целом в жизни.

Эта способность к самоконтролю развивается при взаимодействии детей с окружающим миром и людьми.

И очень важно, чтобы родители, зная условия формирования самоконтроля, грамотно корректировали этот процесс.

Что такое самоконтроль и для чего он нужен ребёнку

Способность регулировать свои эмоции, поведение и мысли, принимать осознанные решения и реализовывать их называется самоконтролем. Его развитие начинается с первого года жизни и продолжается вплоть до 20–25 лет.

Однако именно в дошкольном возрасте самоконтроль является ключевой линией развития личности. К тому же способность контролировать себя входит в перечень требований, определяющих готовность ребёнка к школе.

Игры на развитие самоконтроля у дошкольников 4-5 лет

Самоконтроль — важное качество личности, одно из тех, что определяет готовность ребёнка к школе

Наличие самоконтроля у ребёнка предполагает:

  • контроль импульсов (к примеру, съесть конфету не сейчас, после обеда, а то на суп «не останется места») – к 3–4 годам;
  • умение ждать, сдерживая эмоции (сначала своей очереди поиграть с игрушкой, потом маму с работы, потом оценки за выполненную работу);
  • умение сравнить свою работу с образцом и делать выводы относительно их соответствия — увидеть ошибку или убедиться в правильности выполнения (например, определять совпадения или несовпадения цветов раскрашенных элементов в книжке-раскраске с объектами реальной действительности — ёлка зелёная, солнце жёлтое и т. д.);
  • навык выстраивания алгоритма своих действий в соответствии с определёнными правилами и способами их выполнения (к примеру, умение следовать правилам в играх, в том числе и делать ходы по очереди);
  • способность предвосхищать возможные трудности в той или иной деятельности за счёт оценки своих возможностей и находить пути их устранения (так, ребёнок, выбирая рисунок как способ творческого осмысления темы «Новый год», зная, что не умеет рисовать звезду, обратится за помощью к взрослому или товарищу);
  • умение регулировать свои действия в соответствии с пониманием, что «надо», «можно», «нельзя» (на занятиях нельзя кричать, дома можно громко слушать музыку, но надо спросить, не помешает ли это другим членам семьи и т. п.).

Формирование четырёх последних умений завершается к 6–7 годам.

Психологи считают, что способность противостоять минутным искушениям является гораздо более ценным приобретением ребёнка, чем высокий уровень интеллекта.

Самый известный тест на способность контролировать себя состоит в следующем: перед ребёнком кладут конфету и предлагают ему не трогать её несколько минут. В награду он получит две конфеты. Малыши 4-х лет в среднем ждут около 6 минут. Выдающимся результатом считается 15 минут.

Результаты этих исследований соотносятся с уровнем развития навыка концентрировать внимание и бороться с разочарованиями в подростковом возрасте.

Видео: как научить ребёнка самоконтролю — опыт мамы двоих детей

От чего зависит развитие самоконтроля

Развитие самоконтроля зависит от двух важных аспектов развития личности: самостоятельности и контроля. С рождения жизнь ребёнка, его поведенческие проявления контролируются взрослыми, то есть проявляется контроль внешний. Постепенно малыш становится более самостоятельным, внешний контроль заменяется внутренним, то есть самоконтролем.

Соответственно, развитие способности контролировать себя — процесс длительный, зависящий от характера малыша (кто-то более независимый уже с первых месяцев, а кто-то и в 6 лет ни на час не может остаться без мамы), а также от особенностей семейного воспитания (например, в некоторых семьях существует график дежурств, в котором у каждого есть свои обязанности по дому).

Для старшего дошкольника очень важно наличие способности к волевому усилию, то есть неуклонному следованию цели на всём (!) пути её достижения. Основным средством диагностики этого является игра. В ходе игры родителям важно учесть следующие показатели:

  • как ребёнок воспринимает инструкцию;
  • как долго удерживает внимание в процессе работы;
  • как часто отвлекается.

Если ребёнок приступил к игре, ещё не дослушав правила, часто отвлекался, допускал ошибки при выполнении условий, можно говорить о том, что самоконтроль у него развит плохо.

Если дошкольник отвлекался во время восприятия инструкции, но в целом понял её, сохранял интерес к игре примерно до половины, допуская небольшое количество нарушений условий, – уровень развития самоконтроля оценивается средними показателями.

Соответственно, если малыш внимательно слушал инструкцию, сохранял интерес до конца выполнения задания, минимально отвлекался, и это не сказывалось на выполнении условий игры, – у него высокий уровень самоконтроля.

Игры на развитие самоконтроля у дошкольников 4-5 лет

Умение контролировать себя появляется во всех видах деятельности, в том числе и в игре

Низкий уровень самоконтроля сопровождает СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Игры на развитие самоконтроля у дошкольников 4-5 лет

К сожалению, детям с СДВГ очень тяжело даётся самоконтроль и они в этом не виноваты

Ошибки родителей при воспитании самоконтроля

Развитие самоконтроля, как и любой другой способности, требует систематической работы. Зачастую родители, желая как можно раньше увидеть своего ребёнка взрослым, организованным, перегибают палку в воспитании.

  1. Запугивание. «Если ты не уберёшь в комнате, не получишь конфету/не пойдёшь в цирк/останешься без праздника на день рождения» – выбирается то, что наиболее актуально для малыша. Если добиться выполнения требований таким образом и можно, то способствовать развитию самоконтроля — точно нет. У малыша сформируется неправильная цепочка взаимосвязи: «невыполненное задание — лишение удовольствий». А нужно, чтобы связь была такой: «невыполненное задание — невозможность шагнуть на следующую ступень взрослости».Игры на развитие самоконтроля у дошкольников 4-5 лет

    Запугивание не ускоряет, а тормозит развитие самоконтроля

  2. Завышенные требования. Нельзя требовать от ребёнка занятий тем или иным видом деятельности дольше, чем предполагается возрастными рамками концентрации внимания. Так, если любящий дедушка учит 4-летнего внука играть в шахматы, не стоит ждать, что ребёнок будет обдумывать гамбиты в течение получаса. Максимум 15 минут, и то с перерывом и при условии, что малыш очень увлечён занятием.Игры на развитие самоконтроля у дошкольников 4-5 лет

    Все задания для ребёнка должны быть посильными и иметь чёткое объяснение сути выполнения

  3. Ограничение самостоятельности. Если родители держат под контролем каждую мелочь в жизни ребёнка, не дают ему проявить самостоятельность, у него не будет уверенности в собственных силах, а соответственно и способности предвосхитить возможные трудности, разработать алгоритм их преодоления.
  4. Неправильный акцент при похвале. Чтобы ребёнок понял, что для достижения цели нужно приложит усилия, нужно хвалить не результат, а приложенный труд. То есть: «Ты прекрасно нарисовал кошку» будет удачнее, чем: «Ты такой талантливый!»
  5. Непоследовательность и несправедливость. Новые правила каждый день или требование следовать им время от времени формируют безответственную личность. При этом семейные правила должны соответствовать возрасту малыша: если в 3,4 года мама помогает убирать игрушки, то в 6, 7 лет ребёнок способен обойтись без ассистента. Иначе он не научится полагаться на свои силы.
  6. Взрослость как оправдание. Чтобы требовать от малыша выполнения правил, то есть развивать его внутренний контроль посредством внешнего, нужно однозначно ответить себе на вопрос: «А всегда ли я соблюдаю эти правила?». И если ответ отрицательный, сначала нужно обратить внимание на воспитание самоконтроля у самого себя.

Развитие самоконтроля — процесс длительный. Однако к старшему дошкольному возрасту происходит формирование основных его направлений, имеющих ключевое значение для определения готовности ребёнка к школе. Поэтому родителям важно знать, что входит в понятие самоконтроля, и каких ошибок нужно избегать, занимаясь его воспитанием.

Источник: https://babyzzz.ru/parents/kids/32438.html

Развитие самоконтроля у детей происходит в игре

15 01 2016      Н.Лейкина       Пока нет комментариев Игры на развитие самоконтроля у дошкольников 4-5 лет

Недавно я наблюдала такую картину: мои сыновья Тихон (9 лет) и Макар (5 лет) играли в Железного Человека. И Макар, находясь в образе, исполнял все указания, данные ему играющим хозяина Тихоном. А хозяин приказал Железному Человеку стоять и ждать его… Макар простоял минут пять, потом сказал: «Стоп-игра! Я устал стоять, можно я сяду?». Тихон предложил лучше полежать под кроватью. И Макар, к моему удивлению, пролежал там в образе Железного Человека 20 минут! Причем чувствовал себя при этом совершенно счастливым. Сам образ и игровая ситуация помогли Макару подчинить себя правилам игры.

И сегодня мне хочется рассказать вам о том, как игра помогает нашим детям в овладении произвольностью поведения.

Игра развивает способность ребенка контролировать себя

Произвольность поведения  или самоконтроль – способность человека осознанно владеть и управлять собой. Произвольность является важнейшим качеством личности и основным диагностическим критерием готовности ребенка к обучению в школе.

Произвольность поведения дает возможность ребенку следовать своим замыслам, быть настойчивым в их реализации, уметь преодолевать сложности и достигать поставленные цели. Ребенок, развивший навыки самоконтроля, может легко управлять своими познавательными процессами: вниманием, памятью, восприятием, воображением и мышлением.

Важно, что игровая деятельность способствует развитию произвольности поведения, и способствует определенным образом.

Игры на развитие самоконтроля у дошкольников 4-5 лет

Результаты получились следующими

В возрасте трех лет время и в игре, и вне игры было небольшим, и практически не отличалось одно от другого.

В пять лет (возраст самого расцвета ролевой игры) наблюдался сильный разрыв. Игровое время неподвижности было больше почти в пять раз! То есть в игре ребенок обретал дополнительный смысл предложенного малоинтересного задания, его самоконтроль значительно увеличивался. Сама роль давала возможность ребенку удержать себя в контексте правила.

В семь лет разрыв во времени снова пропадал, но показатели времени были уже на гораздо более высоком уровне. В этом возрасте ребенок был способен долго выполнять инструкцию взрослого и вне игры. Игра и роль задала детям зону ближайшего развития, являясь внешним вспомогательным средством, а после освоения навыка произвольности необходимость в ней отпала.

Игры на развитие самоконтроля у дошкольников 4-5 лет

Время удержания ребенком позы в игре и вне игры

Развитие произвольности поведения у детей в наши дни

Это исследование проводилось около 60 лет тому назад. И недавно оно было повторено психологом Е.О.Смирновой. Результаты оказались иными.

Во-первых, ниже сам показатель произвольного поведения. Дети недостаточно принимали на себя игровую роль, несерьезно к ней относились.

Во-вторых, возрастная динамика выражена минимально. Уже нет знакового разрыва в пять лет. То есть своего развивающего вклада игра не даёт. В игре дети еще могут подчиняться правилам, но игра уже не формирует «внутреннего» качества произвольности. Неигровой произвольности не появляется.

Читайте также:  Использование дидактических игр на занятиях в детском саду

К сожалению, неразвитая игра не может быть ведущей игровой деятельностью.

Почему же сегодня игра у детей не развивается? Тому есть несколько причин.

Основные причины ослабления роли игры в развитии произвольного поведения современных детей

Исчезновение детских разновозрастных сообществ

Обучение игре никогда не было задачей педагогов. Другие, старшие дети — самые лучшие учителя игры. Но их сложно встретить в условиях малодетных семей, одновозрастных групп в детских садах, отсутствия дворовых компаний.

Программный подход к дошкольному воспитанию

Занятия по рисованию, чтению, даже по игре. У ребенка нет свободы, нет времени, в течение которого им бы не руководили. Лучший вариант – это полчаса на игру в конце детсадовского дня. Но при отсутствии умения играть вместо игры мы получаем возню, крик, хаос и безобразия. И иллюзию того, что “дети не хотят играть нормально”!

Мода на раннее развитие

У родителей сложилось впечатление, что развитие – это накопление знаний, умений и навыков. А игра – это заполнение свободного времени, пустое времяпрепровождение. Неважный досуг.

Широкое распространение видеокультуры

Телевизор, видео, мультфильмы. Все свободное время у ребенка уходит на экран. Потреблять мелькающие кадры проще, чем играть — это не требует никаких придумок. Телевизор выдавливает активные формы детской деятельности.

Отсутствие игрушек, как бы парадоксально это ни звучало

Большинство современных игрушек не пригодно для игры, губит её в зародыше. Интерактивные игрушки, умеющие сами петь-говорить-есть и многое другое, не допускают создания воображаемой ситуации. Игра с ними сводится к манипулированию, включению и наблюдению, что просто парализует детскую фантазию.

  • Вы все ещё думаете, что игра — это несерьезно? Почитайте статьи о теории игры на нашем сайте:
  • Путешествие по миру детских игр: режиссерская игра детей 3-4 года,
  • Путешествие по миру детских игр: образная игра 4 — 5 лет,
  • Как играют дети от 1 года до 9 лет
  • и другие.

Главная и трагичная особенность игры: контраст между кажущимися лёгкостью и несерьёзностью действий и важностью формируемых игрой навыков и качеств личности (фантазии, самосознания, воли, коммуникативности, адекватной самооценки).

Сюжетно-ролевая игра развивает воображение, умение владеть собой, обогащает внутренний мир ребенка, учит взаимодействовать с другими людьми.

Игра уходит, но заменить её нечем! Это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Помогите своим детям  развить игру до сюжетно-ролевой! Вы сможете!

Хотите пройти игровой тренинг в компании единомышленников? Присоединяйтесь!

Источник: http://risuem-i-igraem.ru/20-schastlivyh-minut-pod-krovatyu-ili-razvitie-samokontrolya

Игры на развитие самоконтроля у дошкольников 4-5 лет

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок.

Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных «игр с правилами».

Умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) также является важным элементом самоконтроля, которому нужно учить ребенка.

Сделай так же

Необходимый инвентарь: набор геометрических фигур из картона (треугольники, круги, квадраты, трапеции и т. д.).

  • ❀ Предложите сложить из имеющихся у ребенка геометрических фигур несложные узоры или рисунки по заданному образцу, например:
  • ♦ квадрат из треугольников;
  • ♦ елочку из треугольников;
  • ♦ узор из геометрических фигур;
  • ♦ разложить геометрические фигуры в заданном порядке.
  • ❀ Варианты заданий в этой игре могут быть различными.
  • Сохрани слово в секрете
  • Игра учит ребенка длительное время руководствоваться заданным правилом

❀ Объясните ребенку правила игры: вы произносите слова, которые ребенок должен за вами повторять, кроме названий, например, животных — их повторять нельзя. Вместо этого, услышав название животного, ребенок должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

❀ Примерный список слов: окно, стул, ромашка, медведь, ириска, просо, плечо, хомяк, шкаф, василек, книга, куница, дом, песня, суслик и т. д.

  1. ❀ Другие варианты правил в игре:
  2. ♦ Нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р].
  3. ♦ Нельзя повторять имена девочек.
  4. ❀ Когда ребенок станет без ошибок следовать правилу, переходите к игре с одновременным использованием двух правил. Например:
  5. ♦ Нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком.
  6. ♦ Нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или синий цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

❀ Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и сравнивайте с результатом предыдущей игры. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, тем лучше у него получается.

  • ❀ Не забывайте меняться с ребенком ролями.
  • Буквоежка
  • ❀ Расскажите ребенку сказку:

За несчастной буквой «а» охотится прожорливая Буквоежка. Спаси ее. Спрячь все буквы «а» в этом предложении:

«Кошка увидела мышонка».

❀ А теперь задание потруднее. Перепиши рассказ, только вставляй точки вместо буквы «ы».

«Рыжая белка спрыгнула с ветки. Ветка была рядом с крышей дома. На крыше спал рыжий кот. Рыжая белка и рыжий кот испугались друг друга и бросились в разные стороны».

❀ Примечание для родителей: условие в этом задании может быть любое. Например, вставлять точки вместо букв «о» или «е», вместо мягких знаков или шипящих. Таким образом, каждый текст можно использовать несколько раз.

  1. Ученик феи
  2. Необходимый инвентарь: карточки со слогами.
  3. ❀ Будем превращать букву «а» в букву «о».

❀ Покажите ребенку карточки со слогами. Он должен не просто читать их, но во всех случаях, когда встречается буква «а», изменять ее на «о»: ка — ко, ра — ро, ма — мо и т. д.

  • ❀ Работая с этим упражнением, можно придумать для ребенка самые разнообразные задания. Например:
  • ♦ пропускать (не читать) все слоги, начинающиеся на «п», или «к», или на гласную букву. Вместо этого надо произносить слово «лишний»;
  • ♦ менять в слогах «п» на звук «с».
  • Бабочкино письмо
  • Необходимый инвентарь: игровое поле в клетку с буквами в разном порядке, фигурка бабочки.

❀ Скажите ребенку: «Бабочка написала тебе письмо. Ты сможешь его прочитать, если будешь внимательно следить за тем, как она летает, на какие цветочки садится. На цветочках живут буковки, ты должен записать их в свою тетрадку, чтобы затем сложить из них слово. Запомни: бабочка перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет».

  1. ❀ Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте «пространственную» инструкцию.
  2. ❀ Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.
  3. ❀ Пример игры:

«Бабочка сидела на букве “у”. Запиши эту букву. Бабочка полетела дальше. Следи за направлением ее полета и остановками. Вверх, вверх, вверх, остановка. Записывай букву. Вниз, остановка. Записывай букву. Направо, вверх, остановка. Записывай букву. Влево, влево, вниз, остановка. Записывай букву. Какое слово получилось?».

  • ❀ В эту игру можно играть много раз.
  • Шумная игра
  • Эта игра помогает снять напряжение

❀ Предложите детям поиграть в шумную игру. По сигналу взрослого они могут кричать, свистеть, топать ногами, хлопать в ладоши, подпрыгивать и т. п. Можно давать задания шуметь только определенным образом, например, только хлопая в ладоши или только выкрикивая слова.

  1. ❀ Затем по сигналу взрослого нужно перестать шуметь и замолчать или замереть.
  2. ❀ Потом снова по команде «оживиться» и продолжать шуметь.
  3. Страна глухих

❀ Скажите малышу, что вы играете в шпионов и что ни ему, ни вам нельзя разговаривать вслух. Предложите ему попробовать говорить при помощи мимики и жестов.

  • ❀ Знаками задайте ему вопрос, пусть он так же ответит вам.
  • ❀ А потом — расшифруйте этот диалог.
  • Раскрась поезда
  • ❀ Предложите ребенку раскрасить поезд в оранжевый цвет, если у него меньше трех вагонов, и в красный цвет, если у него больше трех вагонов.
  • Игры на развитие самоконтроля у дошкольников 4-5 лет

Источник: https://kladraz.ru/igry-dlja-detei/razvivayuschie-igry/igry-na-razvitie-samokontrolja-u-doshkolnikov-4-5-let.html

игры на развитие саморегуляции

  • Игра «Прогулка в лес»
  • Цель: развитие произвольности, самоконтроля, согласованности движений, внимания и воображения.
  • Ход игр:

Детей приглашают прогуляться в воображаемый лес.

Дети повторяют движения воспитателя: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мо­стику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в бо­лоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.

Можно спросить детей, какие они знают грибы, цветы, деревья и т.д.

  1. Игра «Изобрази явление»
  2. Цель: развитие произвольности, самоконтроля, эмоциональной выразительности и воображения.
  3. Ход игры:
  4. Педагог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образу­ются лужи.
  5. Педагог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:
  6. «Дует ветер» — дует, вытянув губы.
  7. «Качаются деревья» — покачивает вытянутыми вверх руками.
  8. «Падают листья» — выполняет плавные движения руками сверху вниз.
  9. «Идет дождь» — выполняет мелкие движения руками сверху вниз.
  10. «Появляются лужи» — смыкает руки в кольцо перед собой.

Когда дети запомнят показанные движения, объясняют­ся правила игры: пока звучит музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление назовет воспитатель. Дети должны вы­полнить движения, которые соответствуют данному явлению.

  • Игра «Самолеты»
  • Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания
  • Ход игры:
  • Дети сидят на корточках далеко друг от друга – «самолеты на аэродроме».
  • Педагог говорит:
  • — Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели.
  • Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны.
  • — Полетели, полетели и сели.

Дети садятся на корточки, ждут команды воспитателя. Так делается несколько раз.

  1. Упражнение «Раз, два, три — говори!»
  2. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и памяти.
  3. Ход:
Читайте также:  Владимир одоевский. мороз иванович читать текст

Дети сидят на стульчиках. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги). Педагог рисует морской бе­рег, волны, чаек, пароходик.

Затем он вызывает одного из де­тей и шепотом предлагает ему внести в рисунок дополнение (изобразить облако, лодочку, камешек на берегу, еще одну птицу и т.п.). Мольберт переворачивается, вызванный ребе­нок выполняет инструкцию, и рисунок вновь демонстрирует­ся детям.

Педагог просит детей определить, какая новая де­таль появилась на картине, и назвать ее, но только после того, как прозвучит команда: «Раз, два, три — говори!».

  • Картина дополняется поочередно всеми детьми.
  • Упражнение «Раз, два, три — говори!»
  • Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и памяти.
  • Ход:

Дети сидят на стульчиках. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги). Педагог рисует морской бе­рег, волны, чаек, пароходик.

Затем он вызывает одного из де­тей и шепотом предлагает ему внести в рисунок дополнение (изобразить облако, лодочку, камешек на берегу, еще одну птицу и т.п.). Мольберт переворачивается, вызванный ребе­нок выполняет инструкцию, и рисунок вновь демонстрирует­ся детям.

Педагог просит детей определить, какая новая де­таль появилась на картине, и назвать ее, но только после того, как прозвучит команда: «Раз, два, три — говори!».

  1. Картина дополняется поочередно всеми детьми.
  2. Игра «Зоопарк»
  3. Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания и эмоционально-выразительных движений.
  4. Ход игры:
  5. Педагог говорит:
  6. А теперь попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз — прыгайте, как зайчики, хлопну два раза — ходите вразвалочку, как

медведи, хлопну три раза – «превращайтесь» в аистов, которые умеют долго стоять на одной ноге. Начинаем игру.

  • Игра «Светофор»
  • Цель: развитие произвольности и самоконтроля, согласованности движений и внимания.
  • Ход игры:

Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. педагог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. При показе крас­ного круга дети должны остановиться, желтого — «гудеть» и маршировать на месте, зеленого — продолжать движение.

По окончании упражнения педагог говорит:

— А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно следите за сигналами све­тофора и выполняйте правила дорожного  движения.

  1. Дети, изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналами «светофора».
  2. За нарушение правил дорожного движения можно          «ставить автомобиль на стоянку» — сажать ребенка на стульчик.
  3. Игра «Знаете ли вы цифры?»
  4. Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
  5. Ход игры:
  6. Педагог говорит:

— Давайте посмотрим, знаете ли вы цифры. Отвечать нужно хором, но только после моей команды.

Воспитатель рисует в воздухе какую-нибудь цифру, а через некоторое время дает команду: «Говори!». Дети хором отве­чают.

  • Игра «Знаете ли вы буквы?»
  • Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
  • Ход игры:
  • Педагог говорит:

— Давайте посмотрим, знаете ли вы буквы. Отвечать нужно хором, но только после моей команды.

Педагог рисует в воздухе какую-нибудь букву, а через некоторое время дает команду: «Говори!». Дети хором отве­чают.

  1. Игра «Летает — не летает»
  2. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и умения выделять главные признаки предметов.
  3. Ход игры:

Все встают в круг. Педагог называет разные слова. Если названное что-нибудь или кто-нибудь способно летать, то дети поднимают руки вверх, если не летает, то не совершают никаких движений. Список: орел, змея, диван, бабочка, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стул, собака, вертолет, ковер, поросенок, стрекоза.

  • Педагог может провоцировать детей, поднимая руки вверх при произнесении каждого слова.
  • Игра «Море волнуется»
  • Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и эмоциональной выразительности, снятие психоэмоционального напряжения.
  • Ход игры:
  • Дети бегают по залу, изображая руками движения волн. Педагог говорит:
  • — Море волнуется раз, море волнуется два, море волну­ется три, морская фигура — замри!
  • Дети должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда «Замри».

Педагог ходит по залу, рассматривает «морские фигу­ры», хвалит каждого ребенка за необычность или красоту фигуры, за неподвижность и т.д.

  1. Игра «Расскажем и покажем»
  2. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, слухового внимания и пространственного восприятия.
  3. Ход игры:
  4. Дети встают полукругом напротив педагога и выполняют движения, которые упоминаются в рифмовке.
  5. Руку правую — на плечо,
  6. Руку левую — на бочок.
  7. Руки в стороны, руки вниз,
  8. И направо повернись.
  9. Руку левую — на плечо,
  10. Руку правую — на бочок.
  11. Руки вверх, руки вниз,
  12. И налево повернись.
  13. Упражнение повторяется несколько раз.
  14. Игра «Съедобное – несъедобное»
  15. Цель: развитие произвольности, самоконтроля и слухового внимания.
  16. Ход игры:

Дети строятся в ряд. Педагог берет мяч и встает напротив детей. (Расстояние между воспитателем и детьми — 5 ша­гов.)

Педагог, называя какой-либо предмет, поочередно бро­сает мяч детям. Если прозвучало название съедобного пред­мета, ребенок ловит мяч, несъедобного — отталкивает. При правильном выполнении задания ребенок делает шаг вперед. Тот, кто первым дойдет до педагога, становится ведущим.

  • Игра повторяется.
  • Игра: «Да» и «нет» не говори»
  • Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и речи.
  • Ход игры:
  • Дети садятся на стульчики. Педагог говорит:

— Я задам каждому из вас вопрос. Отвечая на него, вы не должны употреблять слова «да» и «нет».

  1. Воспитатель поочередно задает детям следующие вопросы:
  2. — Ты сейчас дома?
  3. — Тебе 6 лет?
  4. — Ты учишься в школе?
  5. Ты любишь смотреть  мультфильмы?
  6. У тебя есть брат?
  7. Ты вчера ходил в детский сад?
  8. Ты умеешь кататься на велосипеде?
  9. — Кошки умеют лаять?
  10. — Яблоки растут на елке?

— Сейчас ночь? И т.п.

  • Если ре6енок употре6ляет при ответе слова «да» или «нет», педагог повторяет вопрос.
  • В ходе игры каждому ребенку можно предложить от­ветить на 1-3 вопроса.
  • Игра: «Слушай команду»
  • Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
  • Ход игры:

Дети движутся по залу под музыку. Внезапно музыка прерывается. Педагог шепотом произносит команду (поднять правую руку, присесть, подпрыгнуть, сесть на стульчик и т.п.).

  1. Дети выполняют команду, включается музыка, игра продолжается.
  2. Игра: «Прошепчи ответ»
  3. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и мышления.
  4. Ход игры:
  5. Дети садятся на стульчики. Педагог говорит:

— Я буду задавать вам вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, сжимает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх. Покажите эти движения.

Дети выполняют задание.

— Когда я увижу много поднятых вверх пальцев, то начну считать: «Раз, два, три». На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать ответ.

  • Педагог задает следующие вопросы:
  • — Какое сейчас время года?
  • — Какой сегодня день недели?
  • — Как называется город, в котором вы живете?
  • — Какое число следует за числом пять?
  • — Как называется детеныш коровы?
  • — Сколько лап у собаки?

— Сколько лап у двух собак? и  т.п.

  1. Игра: «Флажок»
  2. Цель: развитие произвольности, самоконтроля и внимания.
  3. Ход игры:

Звучит музыка. Дети маршируют по залу. По сигналу педагога (поднятый флажок) они должны прекратить движение и зафиксировать позу, в которой их застал сигнал, на 5-7 се­кунд. По повторному сигналу движение возобновляется.

  • Игра: «Сова»
  • Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания.
  • Ход игры:

С помощью считалки выбирается водящий — «сова». Остальные дети будут изображать мышек или птичек.

По команде педагога «День» «сова» садится в «гнездо» (обруч, лежащий на полу) и закрывает глаза, а дети начина­ют бегать по залу.

Когда педагог произносит: «Ночь», дети приседают и замирают, а «сова» отправляется на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и «уносит» их к себе в «гнездо».

  1. Игра: «Руки-ноги»
  2. Цель: развитие внимания и координации движений, снятие мышечного напряжения.
  3. Ход игры:
  4. Дети прыгают на месте с одновременными движениями руками и ногами.
  5. Ноги вместе – руки врозь.
  6. Ноги врозь – руки вместе.
  7. Ноги вместе – руки вместе.
  8. Ноги врозь – руки врозь.
  9. Игра: «Буратино»
  10. Цель: развитие внимания, координации движений, пространственного восприятия, снятие мышечного напряжения.
  11. Ход игры:
  12. Цикл прыжков повторить несколько раз.
  13. Правая рука вверх + прыжок на левой ноге.
  14. Левая рука вверх + прыжок на правой ноге.
  15. Правая рука вверх + прыжок на правой ноге.
  16. Левая рука вверх + прыжок на левой ноге.
  17. Игра: «Клубочек»
  18. Цель: развитие самоконтроля, снятие психоэмоционального напряжения.
  19. Ход игры:

Детям предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Педагог сообщает, что это клубочек волшебный. Как только дети начинают его сматывать, так сразу же успокаиваются.

  • Игра: «Послушай тишину»
  • Цель: формирование произвольной регуляции собственной деятельности, развитие слухового внимания.
  • Ход игры:

Дети садятся на пол и закрывают глаза. Им предлагается последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

  1. Игра: «Карлики и великаны»
  2. Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания.
  3. Ход игры:

По команде «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» встают. Команды даются в быстром темпе, в произвольном порядке.

  • Игра: «Минута тишины»
  • Цель: развитие самоконтроля, временного восприятия.
  • Ход игры:

Детям предлагается точно одну минуту посидеть в тишине, при этом никто не должен разговаривать, ходить по группе тоже запрещается. Секундомер можно дать одному ребенку и показать, когда он должен будет сказать, что минута прошла.

  1. Игра: «Кричалки – шепталки – молчалки»
  2. Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилам волевой регуляции.
  3. Ход игры:

Необходимы три силуэта ладони, сделанные из разноцветного картона: красный, желтый, зеленый. Это – сигналы. Когда педагог поднимает зеленую ладонь – «кричалку» — можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую – «шепталку» — можно тихо передвигаться и шептаться; красную – «молчалку» — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».

  • Игра: «Важные хлопки»
  • Цель: тренировка внимания и обучение контролю двигательной активности и тренировка внимания.
  • Ход игры:
Читайте также:  Турслёт. сценарий турслёта

Дети идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении.

Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз – дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); если ведущий хлопнет два раза – дети должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу); если ведущий хлопнет три раза – дети возобновляют ходьбу.

  1. Игра: «Необычное приветствие»
  2. Цель: развитие самоконтроля, переключения внимания, снятие мышечного напряжения.
  3. Ход игры:
  4. Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-то из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
  5. 1 хлопок – здороваемся за руку;
  6. 2 хлопка – здороваемся плечиками;
  7. 3 хлопка – здороваемся спинками.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению игры, даст ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.

  • Игра: «Пчелки»
  • Цель: развитие двигательного контроля и элиминация импульсивности.
  • Ход игры:

Все участники превращаются в пчелок, которые «летают»№ и громко жужжат. По сигналу педагога: «ночь» — пчелки садятся и замирают. По сигналу педагога: «день» — «пчелки» снова летают и громко «жужжат».

  1. Игра: «Костер»
  2. Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.
  3. Ход игры:

Дети садятся на ковер вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду педагога. По команде «жарко» дети должны отодвинуться от костра, по команде «руки замерзли» — протянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой костер» — встать и махать руками, по команде «искры полетели» — хлопать в ладоши.

Читать далее…

Источник: http://zubareva.ucoz.ru/publ/pedagogam/igry_dlja_doshkoljat/igry_na_razvitie_samoreguljacii/10-1-0-133

Развитие произвольности у детей 4-5 лет с ОНР. Игры и упражнения

  • Развитие произвольного поведения и самоконтроля у дошкольников с ОНР.
  • Игры и упражнения
  • Я кубик несу и не уроню
  • Цель: развитие произвольности и самоконтроля движений.

Ребенок должен перенести кубик от одной стены до другой, маршируя. Кубик лежит на открытой ладони вытянутой руки.

Если ребенок легко справляется с заданием, то кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Тогда ребенок не марширует, а двигается плавно.

  1. Шаловливая минутка
  2. Цель: снятие психофизического напряжения, развитие произвольности
  3. Детям объясняют:

— Сейчас наступает «шаловливая минутка». В течение этой минутки вы можете делать все, что хочется: прыгать, бегать, кричать. Но помните, что есть правило: «шаловливая минутка» начинается со звучания музыки, а заканчивается, когда музыка выключается.

  • Упражнение повторяется 2 – 3 раза
  • Рисование ладонями
  • Цель: снижение мышечного напряжения, развитие умения контролировать силу прикосновений.

Взрослый предлагает детям рисовать ладошками картины на спине друг друга. Дети разбиваются по парам. Ребенок, на спине которого рисуют, закрывает глаза.

  1. Взрослый медленно читает текст и демонстрирует движения, как надо рисовать на спине.
  2. Море, море, море…
  3. (медленно поглаживаем верхнюю часть спины партнера от позвоночника в стороны одновременно двумя руками)
  4. Рыбы, рыбы, рыбы…
  5. (быстрые и легкие прикосновения пальцами в том же направлении)
  6. Горы, горы, горы…
  7. (медленные прикосновения всей ладонью)
  8. Небо, небо, небо…
  9. (снова поглаживания)
  10. Затем дети меняются ролями.
  11. Час тишины и час «можно
  12. Цель: ослабление негативных эмоций, формирование произвольности поведения

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать.

Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т. д.

 «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

Стойкий оловянный солдатик

Цель: развитие произвольности поведения, общей координации

Правила игры: нужно встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить по швам. Вы — стойкие оловянные солдатики на посту, несете свою службу и можете усмирить не только противника, но и самих себя.

Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг происходит, кто, чем занят. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее.

Вы настоящие «стойкие солдатики», и самое главное — вы смогли справиться со своим поведением.

  • Время нахождения в статичной позе постепенно увеличивается.
  • Запрещенное движение
  • Цель: развитие произвольности и внимания.

Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше. Запрещенных движений может быть около 7.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/razvitie-proizvolnosti-u-detej-4-5-let-s-onr-igry-i-uprazhneniya.html

Навык самоконтроля: формируем и развиваем самоконтроль у детей

Самоконтроль является одним из самых важных навыков для детей как для их успеваемости, так и для социального благополучия в целом. Дети, у которых проблемы с самоконтролем, как правило, не умеют управлять своими эмоциями и принимать мудрые решения, и не всегда понимают, как их действия влияют на окружающих людей.

Задача каждого родителя – сформировать и развить самоконтроль у детей, помочь им научиться контролировать свои чувства, справляться с разочарованиями и не расстраиваться из-за неудач.

Ниже вы найдете некоторые советы и стратегии развития навыка самоконтроля у вашего ребенка.

1. Примите гнев

Объясните ребенку (а иногда и себе, если это необходимо), что порой испытывать злость – нормальная реакция любого человека. Мы часто злимся на себя или кого-то, когда что-то не получается или нас что-то разочаровывает.

Не говорите ребенку «не злись», а сделайте шаг назад, пусть он вспомнит, что его расстроило, обсудите, стоит ли ситуация того, чтобы так реагировать, подумайте, можно ли что-то в ней изменить.

Такими беседами вы научите ребенка двум важным вещам: во-первых, справляться с гневом посредством высказывания, озвучивания эмоций, а во-вторых, однажды ребенок, испытав разочарование, не будет злиться, а станет сразу искать выход из ситуации.

2. Учимся останавливаться и задумываться

Поиграйте с ребенком в такую игру – каждый должен задать друг другу вопросы, но нельзя отвечать на них в течение 10 секунд. Считая вслух до 10, ребенок делает над собой усилие и явно лучше думает об ответе на вопрос, прежде чем отвечать.

Поговорите с ребенком о том, что это может стать полезным инструментом при общении с людьми или неплохим помощников в учебе. Обратите внимание, что необязательно всегда считать до 10, и досчитать до 3 иногда может быть достаточно.

Это особенно полезное упражнение, если ваш ребенок склонен поднимать руку, не зная ответ на уроке, или выпалить что-то, прежде чем спрашивают.

3. Учимся терпению и концентрации

Играйте в любые настольные игры, где необходимо ждать своей очереди. Запишитесь в спортивную секцию – хоккей, баскетбол, регби, футбол и т.п.

– в этих играх дети должны научиться терпеливо ждать, исправлять ошибки и адекватно реагировать на события во время игры. Также спортивные развивают самодисциплину, требуя регулярной отработки навыков.

Шахматы и шашки тоже могут быть полезны для улучшения концентрации внимания и терпения, потому что эти игры требуют от нас постоянного обдумывания следующего шага.

4. Разрешите ошибаться

Но порой само по себе обучение игре может принести массу проблем – ребенок нетерпелив, что-то не получилось, и он сразу начинает злиться. Сами относитесь легко к ошибкам, объясняйте ему, что это нормально, шутите, рассказывайте о ваших неудачах на первых порах, не позволяйте ему считать ошибку провалом – ведь это только путь к победе.

5. Думаем, что говорим

Поиграйте в игру «да-нет не говори, черное и белое не носи».

Это популярная игра (многим известная под названием «Вы поедите на бал?»), суть ее в том, что ведущий задает провокационные вопросы, на которые запрещено отвечать, используя слова «да», «нет», «черный» и «белый».

Эта веселая игра наверняка понравится вашему ребенку, и вы отлично проведете время. Не забудьте после подвести ребенка к выводу, что он неплохо умеет контролировать то, что произносит.

6. Контролируем эмоции

Еще одна всем с детства известная игра – «Море волнуется раз».

Классический ее вариант: ведущий произносит «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри»; как только звучит слово «замри», игрок застывает, а ведущий (то есть мама или папа), пытается его рассмешить, разозлить – что угодно, лишь бы ребенок двинулся. Если такое случается – он становится ведущим. Игру можно как угодно видоизменять, добавлять музыку, любимых персонажей и т.д. Главное, что в ней ребенок учится владеть своим телом и своими эмоциями.

7. Предложите способы самоутверждения

Зачастую капризное «нет, не хочу и не буду» – лишь способ самоутверждения. Дайте детям возможность проявлять свою волю там, где это уместно. Пусть ребенок сам решает, что ему надеть, предоставьте ему выбор того, что есть, куда идти, что читать и смотреть – так он будет чувствовать, что он контролирует свою жизнь, а значит, будет учиться контролю.

8. Доверьте ответственность

Иногда, чтобы научиться отвечать за себя, ребенку надо научиться отвечать за кого-то другого. Позвольте ему домашнего питомца, пусть даже это будет хомячок или черепашка. Наделите его небольшими обязанностями по дому и по уходу за домочадцами. Это может быть мытье посуды, или вечерний чай для бабушки – что бы это ни было, оно научит ребенка организовывать себя, свой труд и свое время.

Читать Также:

Источник: https://myunikum.ru/razvitie/formiruem-i-razvivaem-samokontrol-u-detej/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector