Игры на развитие мышления у младших школьников

Владимир Кузьмич 15 Октябрь, 2019

Сегодня я обращаюсь к тем родителям, чьи дети недавно пошли в школу. После этого и в жизни родителей, и в жизни ребенка происходят значительные перемены. Конечно, в детском саду присутствует элемент образования, но именно в школе ему предстоит научиться концентрировать внимание и всецело углубляться в учебный процесс. Не у всех он проходит гладко.

Родители нередко сталкиваются с тем, что их ребенок отвлекается, плохо усваивает материал и вообще, кажется, не готов к учебе. Даже самым прилежным детям в первое время тяжело перестраиваться и менять игры на сидение за партой в течение нескольких часов.

Это не беда, потому что если немного постараться, можно изменить ситуацию к лучшему. В столь милой ребенку игровой форме можно научить его усидчивости, развить внимание и повысить интерес к процессу обучения. Итак, сегодня я хочу обсудить игры на развитие внимания у младших школьников.

Занятия и внимание

Внимание школьника

Несмотря на относительное однообразие, школьникам в стенах учебных заведений предлагается разная активность. В первые дни первоклассники знакомятся с самыми основными предметами – с обучением основам чтения, письма, математики. В то же время, для удовлетворения природной потребности в движении у них есть уроки физкультуры и небольшие переменки.

Игры на развитие мышления у младших школьников

И с самого начала, в зависимости от типа мышления что-то дается им легче, а что-то сложнее. На чем-то дети сами концентрируются с удовольствием, а то, что им не интересно и не понятно. В итоге, проходит мимо них.

Разновидности игр

Поэтому и игры на развитие внимания у младших школьников можно условно поделить на несколько групп. Это игры с использованием слов и цифр, игры с применением логики, игры на развитие зрительной и слуховой памяти, подвижные игры.

Вообще, в настоящее время активно продвигаются идеи по преобразованию всего учебного процесса.

Многие педагоги не без основания считают, что для лучшей успеваемости ученик не должен воспринимать уроки, как тяжкую повинность, а получать от них удовольствие. И это не лишено смысла.

Ниже я предлагаю рассмотреть несколько игр. В них детям даются упражнения на развитие внимания, мышления и концентрации. Их можно выполнять коллективно, в классе, в компании других детей, а можно и дома с родителями.

На концентрацию и зрительную память

Игры с картинками

В играх для тренировки зрительной памяти детей активно применяются карточки с разнообразными рисунками. Суть их заключается в том, что ребенок запоминает изображенные предметы – их форму, цвет, количество и т.п.

Для этого ему необходимо концентрировать на них свое внимание некоторое время и быть достаточно усердным, чтобы запомнить мелкие детали.

Игра проходит следующим образом. Ребенку показывают картинку и дают внимательно рассмотреть ее в течение тридцати секунд. После этого картинку убирают из поля зрения и просят назвать предметы, которые он запомнил или рассказать в целом, что он там увидел.

Сначала лучше начать с общего впечатления. По мере того, как ребенок научится сосредотачиваться на целом изображении, постепенно можно переходить к деталям.

Например,  найти 6 медведей на картинке

Игры на развитие мышления у младших школьников

К тому же, можно предложить игры — лабиринты, для формирования сосредоточенности и концентрации внимания ребенка. По принципу от простого к сложному.

В качестве иллюстрации, задание 1: для того чтобы полетела ракета, какой шнур требуется поджечь.

Игры на развитие мышления у младших школьников

По аналогии,задание 2 (второй уровень): если козлы разбегутся, в каких частях веревки появятся узлы

Игры на развитие мышления у младших школьников

И наконец, третий уровень — задание 5: определить какая часть марионетки, какой веревкой управляется.

Игры на развитие мышления у младших школьников

Как правило, такие игры -лабиринты часто можно найти в различных детских журналах. Оказывается это не только развлечение. Но их можно использовать  с целью формирования устойчивого внимания вашего ребенка!

Так же можно предложить вашему школьнику  игру с числами. Например,  «Найди числа в домике».

Игры на развитие мышления у младших школьников

  1. найти все цифры жирным шрифтом, затем тонким.
  2. назвать все цифры по порядку, при этом одна должна быть тонкая, другая жирная.
  3. найти все цифры по порядку, но тонкие от по возрастанию, а жирные по убыванию, причем перечисли нужно сначала одни потом другие. Например: 1, 50, 2, 49, 3, 48…

Следующая разновидность игры на развитие внимания у младших школьников  – найти различия в двух почти одинаковых картинках. Ребенку дают внимательно рассмотреть два рисунка, которые почти ничем не отличаются друг от друга. Ему нужно обратить внимание на все – на мелкие детали, их цвет и размер. А задача – найти ту деталь, которая является лишней, недостающей или видоизмененной.

Аналогичным образом игра усложняется если для анализа представлено несколько картинок. Например, упражнение: где одинаковые слоны.

Игры на развитие мышления у младших школьников

Игры с предметами

Следующая игра  на внимание называется «Что пропало?».

Играть в нее можно и с одним ребенком и в компании. Для этого, на столе раскладывают несколько небольших предметов (штук 20 -25). Это может быть все что угодно: монеты, катушки ниток, украшения, пуговицы, канцелярские товары и проч. Ребенок должен посмотреть, сконцентрироваться и постараться запомнить. Потом выйти из комнаты.

  1.  что-то убрать, ребенок должен угадать что.
  2.  что-то перекладывают, меняют местами, ребенок должен угадать что.
  3.  добавить другие предметы.
  4.  убрать одни предметы, но на это место положить что-то другое. Ребенок должен определить, что конкретно убрано, а что добавлено.

Моей младшей дочке особенно нравиться играть в эту простую и забавную игру.

Цель таких игр – развить внимание к деталям и навык их запоминания.

Для развития слуховой памяти и внимания

Слуховое внимание очень важно для ребенка, потому что именно от него зависит, как он воспринимает человеческую речь.

А а в условиях школы – речь преподающего учителя. И чем оно выше, тем больше он запомнит и усвоит.

Для этой цели вполне подойдут игры с картинками, описанные выше. Но есть и другие. Например, те же самые картинки можно показать в определенном порядке, а потом попросить ребенка повторить маневр взрослого, не нарушая его.

Еще одна разновидность таких игр – игры в слова. Взрослый называет несколько слов, а ребенок старается запомнить их и произнести в той же последовательности. Количество слов – от 5 до 10.

Например, игра «Гений памяти».  Но для нее игроков должно быть много. Задание: один ребенок называет слово (заяц), другой добавляет к нему свое и называет 2 слова (заяц-тумба), третий добавляет еще одно слово (заяц-тумба-окно), следующий еще одно и т. д. по кругу. Каждый участник произносит всю предыдущую цепочку и добавляет свое слово. Тот, кто не сможет повторить – выбывает.

Игры на развитие мышления у младших школьников

Другими словами, используя элементарное упражнение – пересказ.

Зачитывается интересный рассказ, потом дети его пересказывают.

Задание 1: дети разделяются на две команды, пересказ осуществляется в соревновательной форме. Убирать предложения нельзя, добавлять тоже. Побеждают те, кто составил пересказ ближе всего к тексту, без поправок ведущего.

Задание 2: пересказ происходит по кругу – сначала один ребенок, запнулся/забыл, продолжает другой и т. д. Подсказывать можно.

Моторные игры на внимание

Игры на развитие мышления у младших школьников

Например, «Зеркало» — развивает не только внимание, но и координацию.

Задание 1: играть можно вдвоем или компанией. Выбирается ведущий. Он показывает разные гримасы и движения, второй игрок (команда) как в зеркале все за ним повторяют. Точными должны быть не только движения, но и темп, скорость и ритм. Ошибся – проиграл и становишься ведущим.

Задание 2: расклад такой же – игроки и ведущий, он показывает простые движения – игроки все делают наоборот. Например, поворачивается вправо – игроки влево, приседает – игроки подпрыгивают, наклоняется в одну сторону – игроки в другую и т. д.

Задание 3: ведущий производит действия, имитирующие что-то определенное, например, копает, моет окна, вкручивает лампу и т. д. Группа через несколько секунд отзеркаливает его движения, а потом угадывает, что это было.

Еще подвижная игра на внимание -«Темный лабиринт». Необходимо выбрать ведущего, все остальные выстраиваются в одну линию и закрывают глаза. Далее ведущий начинает командовать: шаг вправо – 3 шага влево – 5 шагов вперед – 2 назад – повернуться вправо – повернуться на 180° и т. д. По команде ведущего «стоп», все открывают глаза и если кто-то находится не там, где все, он выходит из игры.

Развитие мелкой моторики и внимания на видео:

В простом варианте игры на развитие логического мышления тоже представляют собой игры с картинками. Только они уже несколько сложнее. Такие упражнения нередко предлагают выполнять на уроках математики.

Ребенку предлагается картинка, состоящая из нескольких клеточек. Как правило, не больше 9. В каждой строчке есть по три разные геометрические фигуры. В одной строчке их только две, и ребенку предлагается найти недостающую фигуру.

Например: в одной строчке есть ромб, треугольник и круг. Во второй – треугольник, ромб и круг. В третьей – только треугольник и круг. Ребенок должен сообразить, что недостающая фигура – ромб.

В других вариантах фигуры предлагается раскрасить. Причем в последовательности цветов тоже есть своя логика – или фигуры есть только одного цвета, предназначенного им, или  нужно раскрасить фигуру недостающим цветом.

Игры на развитие мышления у младших школьников

Внимание, слова и понятия

Если ребенок не очень увлекается математикой, то играть можно просто при помощи слов. Нужно назвать несколько объединенных чем-то общим слов – например: воробей, ворона, синица – птицы. Яблоко, груша, персик – фрукты. К ним нужно прибавить слово, которое выбивается из общей группы. Например, к птицам прибавить мяч, а к фруктам – хлеб. И попросить ребенка найти лишнее.

Таким же образом, из нескольких известных и очевидных для ребенка вещей попросить найти странное и необычное. Например: котенок мяукает, утенок крякает, ворона лает. Что не так? Это же упражнение можно отнести к развивающим слуховое внимание.

Онлайн игры на внимание и сосредоточенность

  • Наконец,  существуют  и полезные онлайн игры на развитие внимания у младших школьников. Например, «Смотри на дорогу»
  • Более того, можно пройти  онлайн тест  на внимательность

На самом деле, таких упражнений очень много. Если вы зададитесь целью, то найдете подходящие игры на развитие внимания у младших школьников.  Которые  придутся  по вкусу вашему ребенку.

Они научат его концентрации внимания и усидчивости, повысят устойчивость слухового и зрительного восприятия информации.

Но помните, что процесс в этом деле – так же важен, как результат. Ребенок не должен заниматься через силу, а все происходящее должно приносить ему удовольствие.

На этом у меня все! Я желаю вам хорошего дня и успехов в воспитании ваших школьников. Надеюсь, что в этой статье вы нашли для себя что-то полезное. Делитесь ей в соцсетях, делитесь с друзьями и заходите еще! Вам будут рады.

Источник: https://familystr.com/deti/deti-ot-7-do-12-let/igry-na-razvitie-vnimaniya-u-mladshih-shkolnikov/

Игры на развитие логического мышления – как помочь ребенку стать сообразительным

Все родители хотят вырастить детей умными, сообразительными, поэтому часто интересуются, с какого возраста можно предлагать ребенку игры на развитие мышления.

В поисках ответа они обращаются к различным источникам и иногда закрывают хорошую страницу только потому, что споткнулись о непонятное слово. Не уходите с сайта, если что-то покажется вам трудным для понимания.

В этой статье все сложные термины будут объяснены доступным языком.

Игры на развитие мышления у младших школьников

Что такое мышление?

Не нужно считать, что если ребенок читает наизусть длинные стихи или в полтора года знает почти все буквы, то у него прекрасно развито мышление. Эти действия говорят только о хорошей памяти.

Мыслительная деятельность должна отражаться в правильном понимании окружающей действительности, способности уловить связи между различными явлениями.

Человек со сформированным мышлением при решении различных жизненных задач использует смекалку, находит нестандартные ходы.

Несведущему человеку кажется, что разобраться в процессах формирования мышления очень сложно и эти знания доступны только специалистам. Конечно, наука о мозговой деятельности требует долгого освоения, но в основных понятиях и способах их применения при воспитании дошкольника сможет разобраться каждая мама.

В мыслительных процессах выделяют 5 основных операций.

  1. Анализ – умение разобрать предмет или явление «по косточкам», выделить составляющие части и признаки. Например, услышав слово «арбуз», человек сразу представляет себе большой круглый плод с зеленой корочкой и вкусной красной мякотью.
  2. Синтез – операция, противоположная анализу, позволяющая по отдельным определениям понять, о чем идет речь. Например, животное, которое мяукает, любит молоко и ловит мышей – кошка.
  3. Сравнение – умение найти сходство и различие между предметами или явлениями. Зима и лето – времена года, но летом тепло, а зимой холодно.
  4. Обобщение – умение понять связь между несколькими терминами и назвать их одним словом: тарелка, чашка, блюдце – посуда.
  5. Классификация – умение группировать предметы по одному признаку: материалу, цвету, форме.
Читайте также:  Деловая игра с родителями на родительском собрании в детском саду

Все эти стадии идут одна за другой, но чтобы мыслительные процессы развивались правильно, с ребенком нужно заниматься. Желательно заранее подбирать задания, постепенно усложняя их. Иногда малыш «застревает» на каком-то этапе развития.

Не впадайте в панику – скорее всего, через несколько дней он усвоит непонятный урок и сможет двигаться дальше. Волноваться нужно, если прошло около месяца, но никаких достижений нет.

В этом случае следует обязательно проконсультироваться с детским психологом.

Игры на развитие мышления у младших школьников

Как связано мышление с другими когнитивными процессами?

В любом человеке с рождения заложена тяга к познанию окружающего мира. Процессами изучения и исследования действительности занимается когнитивная психология. Эта отрасль изучает внимание, память, эмоции, мышление – то есть внутреннюю психическую деятельность человека.

Представьте ситуацию: дипломат выслушал неприятные высказывания, которые сильно затронули его чувства. В силу своей профессии он обязан быть вежливым, изображать дружелюбие и не показывать негативной реакции на выпады противников. Внешние проявления – это поведенческие реакции.

Внутри у человека все кипит, он почти готов броситься на обидчика с кулаками, но разум подсказывает, что нужно сдержаться, мозг ищет приемлемые ответы, вспоминает опыт подобных ситуаций и анализирует последствия каждого слова.

Эти невидимые глазу процессы и относятся к когнитивной сфере.

Мышление – один из видов когнитивной деятельности. Оно неразрывно связано с другими составляющими внутренней психической сферы. Если убрать остальные процессы, человек уподобится совершенному компьютеру, который может решать сложные задачи: новейшие приборы умеют обучаться и строить многоходовые логические связи, но назвать их разумными существами нельзя.

Человеку доступен целый комплекс когнитивных процессов, которые и делают его личностью:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление;
  • эмоции;
  • способность общаться;
  • внимание.

При занятиях по развитию мышления нужно задействовать все эти процессы, иначе желаемого результата получить не удастся. Если ребенок станет решать задачи равнодушно, без эмоций, этот процесс ему сразу наскучит, и малыш побежит искать более интересное дело.

Отсутствие внимания приведет к тому, что ученик пропустит важные данные в условии задачи и решение окажется неправильным. Умение общаться необходимо для обмена информацией и взаимодействия при совместной работе над решением вопроса.

Отключите остальные составляющие – и мозг окажется в вакууме, мыслительная деятельность станет невозможной.

Игры на развитие мышления у младших школьников

Этапы развития мышления

Как только малыш родился, в его мозг начала поступать масса новой информации. Сначала в маленькой головке царит полный хаос, но постепенно все, что кроха видит, слышит и чувствует, приходит в определенную систему, между различными сведениями возникают связи. Мама берет на руки, расстегивает халат, грудничок чувствует знакомый запах – значит, можно пососать вкусного молочка.

Развитие мышления можно начинать уже сейчас. Возьмите ручку младенца, нажмите на кнопочку – и в комнате зажжется свет. Не молчите при этом действии, объясните: нужно нажать на выключатель, чтобы стало светло.

Когнитивная система отправит эти сведения в долговременную память, образуется причинно-следственная связь.

Не нужно рассказывать крохе теорию электромеханики, он все равно ничего не поймет, а взаимодействие «выключатель – лампочка» запомнит.

Примерно до школы мыслительные процессы будут развиваться только на основе тех знаний, которые поступают через органы чувств. Сейчас малышу бесполезно объяснять, что такое космос, электромагнитные волны, бесконечность – он не может это увидеть, потрогать, передвинуть. Абстрактные понятия станут доступны не раньше 5 лет.

Различается несколько этапов развития мышления:

  1. наглядно-действенный – от года до 3 лет;
  2. наглядно-образный – от 3 до 7 лет;
  3. абстрактно-логический – начинается в школьном возрасте.

Считается, что наглядно-действенное мышление развивается после года, но уже грудничку можно показать, что действия человека приводят к какому-то результату. Стакан был пустой, вы вдвоем налили в него воду из бутылочки – сосуд наполнился, можно попить.

Для взрослого человека исход таких действий понятен, а для малыша это настоящее открытие. Учите его наполнять игрушечные емкости песком, жидкостями, крупой.

А что произойдет, если положить в ведерко снег и принести его в теплую квартиру? Вы знаете, а для малыша это – настоящее волшебство.

После 3 лет ребенка уже не удивить включающимся светом или тающим снегом, у него начинает формироваться наглядно-образное мышление. Дети считают Деда Мороза или Зубную фею реальными существами, которые участвуют в жизни людей.

Малыш с удовольствием рассматривает картинки в книжках, фотографии, узнает на них родных людей и знакомые предметы.

Постепенно он начинает понимать, что собака – это не только Рыжик, живущий в его квартире, но и множество других животных, встречающихся на улице и на картинках.

Около 5-7 лет ребенок начинает разбираться в символах, значках, цифрах. Понятия отрываются от образов – он знает, что такое «воздух», хотя не может его ни увидеть, ни потрогать.

На основе 2-3 фактов дошкольник может сделать вывод, прогнозировать дальнейшие события. Ребенок дошкольного возраста знает, что в ненастную погоду мама заставляет его надевать сапоги.

Сегодня идет дождь – значит, выбежать на улицу в кроссовках не получится. Формируется новый этап – абстрактно-логическое мышление.

Игры на развитие мышления у младших школьников

Занятия с детьми младшего возраста

У годовалого малыша полным ходом идет развитие мозговой деятельности. Он познает окружающий мир через действия: если предмет невозможно схватить, сломать, засунуть в рот, вещь редко становится интересной ребенку.

Дети стремятся попасть в любой уголок квартиры, открыть любую дверь. Они вытаскивают вещи из шкафов, пробуют на вкус мамину губную помаду.

Не мешайте детским исследованиям, просто уберите в недоступное место все опасные предметы.

Научите ребенка не только ломать, но и создавать. Многочисленные игры для дошкольников на развитие мышления дают огромный простор для творческого процесса. Можно обойтись и без дорогого дидактического материала.

Стройте башни из кубиков, лепите снеговиков. Летом возьмите на прогулку ведерко, совок и набор формочек. Даже самого непоседливого малыша можно некоторое время удержать на одном месте, если он займется игрой с песком.

Совет

Не гуляйте все время на одной и той же детской площадке, ходите по разным местам. Одинаковая обстановка не дает новых впечатлений, которые являются важной пищей для развития мышления.

В этом возрасте формированию детского мозга очень помогут развивающие центры, мобили, всевозможные шкатулки и коробочки, куда можно положить небольшой предмет.

Купите ребенку пирамидки, конструкторы для самых маленьких, кубики, игрушки, которые можно собирать и разбирать.

Мелкая моторика, необходимая для этих действий, стимулирует развитие мозга и хорошо подготовит малыша к переходу на формирование следующего, наглядно-образного типа мышления.

Совет

Игры на развитие мышления у младших школьников

Игры на развитие наглядно-образного мышления

Когда малышу исполнится 3 года, нужно развивать его наглядно-образное мышление. Родителям ни в коем случае нельзя мешать этому процессу. На прогулке малыш тянет папу к дереву показать, что у того есть глазки и ротик.

Стремящийся вложить в голову ребенка как можно больше научных знаний мужчина говорит, что большое отверстие – это дупло, а круглые точки – следы от отвалившихся веток. Волшебство пропало, сказочный дуб с добрым лицом превратился в обычное растение – и стремление находить в привычных предметах что-то новое начинает угасать.

Общаясь с ребенком, забудьте о своем возрасте, посмотрите на окружающие предметы глазами маленького человечка и вместе с малышом придумайте, на что они похожи.

Около трех лет дети иногда отвергают дорогих нарядно одетых кукол и играют со щепочкой, деревянной ложкой или старым пупсом, на котором уже не видно лица.

Такому явлению можно только порадоваться: юному фантазеру неинтересны игрушки, где все понятно и придумать уже ничего нельзя. Зато в сухой ветке он увидел такую куклу или зверюшку, которая ему нужна.

Не ругайтесь, что малыш несет домой с улицы то камень, то обломок доски, – вместе подумайте, что это такое и как этот предмет можно применить.

Некоторые дети с пеленок начинают замечать похожие признаки в совершенно разных предметах, у других такую способность нужно развивать.

Существует несколько игр, которые помогут ребенку научиться строить образные ассоциации. В магазинах можно приобрести головоломки, где из нескольких элементов нужно сложить различные фигуры.

В домашних условиях можно использовать все, что попадется под руку, и придумать множество игр и соревнований.

  1. Возьмите картинку, кубик или другой предмет и предложите придумать как можно больше образов, на что это похоже.
  2. Нарисуйте половину бабочки, снежинки или другого симметричного изображения. Малыш должен закончить картинку.
  3. Составьте из спичек геометрическую фигуру и попросите переложить 2-3 палочки, чтобы получилось другое изображение (флажок из домика, танк из корабля).
  4. В сетке 3х3 квадрата нарисуйте 3 разных мячика или домика. 2 клеточки оставьте пустыми и попросите их заполнить, чтобы в каждом ряду и столбце оказались разные предметы.

Игры на развитие мышления у младших школьников

Развитие абстрактно-логического мышления

Без развитого абстрактно-логического мышления невозможно получать новые знания, решать задачи, проводить исследования. Даже животное можно научить нажимать на ручку, чтобы открыть дверь.

Но что делать, если она не открывается? Именно этот тип мозговой деятельности заставит мыслящего человека обследовать весь проем, повертеть рукоятки на замках, проверить шпингалеты и разобраться в причине возникшей проблемы.

Дошкольники могут решать простые математические задачки: к 3 яблокам прибавить 2 и сосчитать, сколько получилось.

В школе детям придется делать сложные расчеты, где без формул, уравнений, а позже и интегралов уже не обойтись. Если у ребенка не развито абстрактно-логическое мышление, учеба превратится для него в пытку.

Не нужно сваливать вину на наследственное отсутствие способностей – мозг, как и мышцы, следует тренировать.

Чтобы заложить основы логического мышления, занимайтесь с ребенком играми, в которых нужно выделять сходные и различающие признаки предметов. Рассыпьте перед ним пуговицы и попросите разложить их на несколько кучек, в каждой из которых предметы будут чем-то похожи.

Если малыш затрудняется, дайте ему задание сами, например: красные отдельно, черные отдельно, зеленые отдельно. Возможно, он сам разделит пуговицы на группы, но вы не сможете понять, по какой системе это сделано. Не говорите сразу, что так неправильно, разберитесь, что ребенок увидел в этих предметах.

Он мог отделить красивые от некрасивых или те, которые он уже видел, от незнакомых. Такая классификация тоже допустима.

В ожидании автобуса или в очереди ребенку становится скучно, он начинает ныть или баловаться. Не раздражайтесь – сейчас самый удобный момент заняться развивающими играми. Вариантов существует очень много.

  1. Съедобное – несъедобное. Вы называете любой предмет, а ребенок должен определить, годится ли он в пищу. Со временем игру можно усложнить, например, назвать сырое мясо или куклу из пряника.
  2. Найти лишнее. Вы называете 5 слов, к примеру: кошка, собака, стул, корова, коза. Ребенок должен сказать, что здесь лишнее и почему.
  3. Закончи фразу. Начните предложение, а ребенок пусть его закончит, назвав причину: мы вышли из дома в плащах, потому что… (идет дождь).
  4. Назови одним словом. Вы называете несколько предметов, а малыш должен назвать их одним словом: стол, стул, диван – мебель; суп, каша, хлеб – еда.

Игр, развивающих абстрактно-логическое мышление, существует множество. Начните играть с дошкольником в шашки, потом можно освоить шахматы и нарды.

Вы не просто двигаете фигуры – мозг в это время анализирует ситуацию, предвидит возможные ходы противника и ищет лучший ответ на них. Не ругайтесь, если ребенок увлекся пасьянсами, пазлами, сборкой кубика Рубика.

Читайте также:  Беседа с родителями 5 класса о периоде адаптации ребёнка в среднем звене

Он не попусту теряет время, а учится просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед, искать верное решение среди множества комбинаций, развивает разум и логику.

В мыслительных способностях человека не все зависит от наследственности.

Ученые наблюдали близнецов, воспитывающихся в разных семьях, и определили, что дети, развитием которых серьезно занимаются, становятся смышленее и сообразительнее братьев и сестер, на которых обращали мало внимания.

Не нужно заваливать малыша головоломками и развивающими играми, чтобы он не мешал взрослым заниматься своими делами. Совместные занятия, развивающие мышление и речь, принесут намного больше пользы.

Источник: https://Razvivashka.online/razvitie-myshleniya/igry-na-razvitie-myshleniya

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

В условиях открытого демократического общества социальная ситуация отличается обилием информации, зачастую противоречивой, и личность постоянно стоит перед выбором альтернатив, перед необходимостью самостоятельной оценки значимости тех или иных сведений. Чтобы выработать такую позицию, молодежь должна уметь отбирать информацию, взвешивать суждения, обладать навыками критического мышления как свойством ума и свойством личности, способностью осуществить сознательный выбор.

Мышление как высшая форма интеллектуальной деятельности определяет решение практических и теоретических задач.

Ещё древних мыслителей интересовала проблема развития мышления как необходимое условие воспитания детей (Сократ, Аристотель, Евпирид, Эпикур). Исследуя проблему мышления, Л. С. Выготский выдвигает положение о двухуровневой диагностике, т. е.

определения уровня “зоны актуального развития” и уровня “зоны ближайшего развития”. По мнению автора в развитии самостоятельности мышления важную роль играют упражнения по укреплению и развитию мышления.

Им было омечено, что для развития мышления надо постепенно усложнять задания, потому что ребенок, часто сначала с трудом решающий задачу, постепенно преодолевает эту трудность и начинает решать её самостоятельно. Д. Б.

 Эльконин подчеркивает влияние обучения на развитие мышления, по его мнению, правильно употребляя задания в работе с учащимися, можно добиться улучшения мышления.

Значение игровой деятельности и игровых ситуаций в умственном развитии детей, в частности развитии мышления у детей младшего школьного возраста очень велико, т. к. у ребенка формирование учебных навыков строиться через призму игровых элементов.

По мнению психологов (К.Ушинский, Л.Выготский, А.Леотьев, А.Запорожец, Д.Эльконин) ребенок в игре и свободен, и подчинен правилам.Он знакомиться с жизнью в доступной и увлекательной для него форме.

Психологами отмечается, что игровая деятельность имеет тесную связь с эмоциями, а также психическими процессами, в том числе и с критичностью мышления, при этом индивид не только познает окружающую действительность, но и развивается как личность.

В игре, даже при решении сложных задач, ребенок легче находит пути и способы решения (С.Рубинштейн, Р.Немов).

О.Дьяченко, Е.Агаева предлагая дидактические игры для детей дошкольного возраста, подчеркнули, что ребенка можно учить логически мыслить и оценивать свои ответы. При этом важно обучение детей классификации как познавательному действию, которое предполагает последовательное формирование у них умений совершать операции отнесения, обобщения и обозначения.

Для того чтобы отнести единичное к общему (лошадь- к животным, тарелку — к посуде, помидор — к овощам…) ребенок должен проделать сложную мыслительную операцию. Вначале, ребенок анализирует единичный предмет и выделяет в нем свойсва, по которым он может быть отнесен в группу однородных с ним предметов.

При этом ребенку необходимо знать обобщающее, родовое название, только при этом условии возможно дальнейшее осуществление и совершенствование процесса классификации.

Для этого необходимо показать ребенку сам факт объединения однородных предметов в группы, сам процесс их группировик, связанный с употреблением обобщенного названия, дать детям образец действия по созданию группы. Большие возможности в этом отношении содержат в себе занятия и различные дидактические игры.

Так, организуя игру в “Чудесный мешочек”, педагог подбирает различное содержание мешочка, во время игры, так и в заключение педагог употребляет родовое название. Таким образом, педагог присоединяя один предмет к другому, образует иные группы однородных предметов, используя различные обобщающие слова.

Во всех этих случаях дети воспринимают процесс создания совокупности однородных предметов и знакомятся с обобщенным названием группы. Усвоение общего понятия, включающее как обобщение и абстракцию, так и конкретизацию, расрытие его содержания требуют осознания детьми самого процесса образования группы.

А для этого важно, чтобы младший школьник не только воспринимал и произносил обобщающие слова, не только наблюдал процесс создания группы, но и сам принимал непосредственное практическое участие в образовании совокупности однородных предметов или же действий. Например в игре “Что вы задумали?” дети могут загадывать предметы из разных групп.

Отгадывающему, сообщается что задумано, и затем дается описание. В играх “Назови правильно” или “Не ошибись” ученики сидят или стоят в кругу ведущий бросает мяч и называет соответсвующее слово. Ребенок поймавший мяч, называет соответствующий единичный предмет, например: животное-собака, игрушка-кукла и т. д.

Подвижная игра “Бегите ко мне” в различных её вариантах заключается в том, что ведещий делит детей на зверей и птиц, Затем дает команду “птицы — ко мне”, более сложным является такой вариант, когда детей делят на несколько групп (насекомые, рыбы, звери, овощи, фрукты, деревья и. т.д).

В развитии мышления у детей младшего школьного возраста необходимо учитывать операции обобщения и обозначения. Дидактические игры “Найди, что подходит”, “Дай, что подходит”, “Четвертый лишний”, “Назови одним словом” полезны в упражнении развития мышления, используя при этом картинки, предметы педагог помогает развивать навыки, а также расширяет словарный запас ученика. Известно, что пассивный словарь ребенка шире его активного словаря, ребенок может понимать слова обувь, насекомые, мебель и др., но не употреблять их в своей речи. Практика показывает, что наиболее трудными оказываются для детей такие обобщающие слова, как насекомые, обувь, мебель, инструменты, транспорт, фрукты, деревья.

С целью обучения детей классификации как речевому и умственному действиям можно организовывать различные дидактические игры, используя народные пословицы и поговорки, логические задачи, наводящие вопросы. Пословицы, загадки считаются формами фольклора, которыми интерсовались многие ученые разных наук. В них можно увидеть не только внешнее содержание, но и внутреннее,т. к.

они чаще даются в метафоре (Аристотель, Ш.Усупбеков, В.Даль, В.Аникин). С. Л. Рубинштейн показал, что метафора не только украшает речь, но и является стимулятором мыслительных процессов. Следующим проявлением мыслительных процессов является понимание.

Понимание помогает не просто представить содержание пословиц и загадок, а осознать их переносный смысл, раскрыть смысловое содержание.

На развитие мышления учащихся младшего школьного возраста серьезное влияние оказывают содержание и характер материала познания, его необычность, проблемность, когда выдвигается задача сопоставить воспринимаемое с опытом, решить тот или иной вопрос, высказать мнение, мысль, дать оценку. Одним из таких материалов являются пословицы и загадки, которые требуют решения проблемных ситуаций, нахождения переносного смысла слов в зависимости от содержания. Они являются средством, активизирующим мыслительные процессы. Для выявления влияния пословиц и загадок на развитие мыслительных процессов, нами был проведен эксперимент с учащимися начальных классов. Специфика экпримента состояла в том, что пословицы и загадки в игровых ситуациях предлагались на уроках родного языка и занимали 5–10 минут урока, не уходя от темы учебной программы.

Пословицы были разделены на три группы по уровню их сложности: 1.Описательные пословицы; 2. Пословицы описательные с элементами переносных значений; 3.Пословицы с метафорическим содержанием. Обучение начинали с описательных пословиц, затем на эту же тему давались иносказательные и метафорические пословицы.

В первые моменты учащиеся, особенно первоклассники второклассники, просто пересказывали содержание пословиц.

В понимании смысла пословиц и загадок, с учетом меры помощи, мы пользовались наводящими вопросами в соответствии проявлениям критичности мышления младших школьников по трем уровням, а также в зависимости от уровней знаний, умений и навыков.

При помощи подбора пословиц нарастающей сложности, их учили сопоставлять смысловые части пословиц и загадок со своим опытом, проводить аналогии, высказывать гипотезы, отмечать ошибки товарищей, пользоваться анализам, синтезом, сравнением, обобщением, оценкой.

Прежде, чем дать пословицу или загадку метафорического характера, детям предлагали аналогичную, но описательного или частично переносного значения. Тем самым подготавливался опыт на ближайших стадиях обобщения, и дети более успешно справлялись с заданиями. Примером могут служить такие пословицы, как:

1.                  Описательные пословицы: а) Больше дела, меньше слов. б) Конь в езде узнается, друг в беде познается. в) Даже если говоришь ты в шутку, все равно подумай хоть минутку.

2.                  Пословицы описательные с элементами переносного значения: а)Кто жать не умеет, тот долго серп выбирает. б) Собака лает-караван идет. в) Дорогу одолеет тот, кто хоть не торопливо, но идет.

3.                  Половицы с метафорическим содержанием: а) Глаз-трус, рука-храбрец. б) На своей голове верблюда не видит, на чужой голове былинки видит. в) Пока есть зубы-камни жуй.

При анализе половиц на основе изученных текстов, мы опирались на учебную программу младших школьников. В зависимости от содержания учебного текста подбирали пословицу. Например, к тексту «Медведь» была предложена пословица «Труд кормит, а лень портит», где обсуждается содержание текста и пословицы.

Наводящие вопросы помогают направлять ход рассуждений учащихся, сопоставляя информации с накопленным опытом, логически связывать факты. Для глубокого понимания смысла пословиц и загадок мы пользовались методом Г. Г.

 Граник, где чтение и анализ по частям стимулирует критическую оценку информации, сопоставляя и связывая части текста.

В методических приемах особо важны были игровые ситуации, которые не только сопровождались положительными эмоциями, но помогали учащимся чувствовать себя свободно и в то же время подчиняться правилам в активной деятельности.

При игровых ситуациях в виде групповых дискуссий, с элементом состязательности, с карточками учащиеся свободно высказывали свои мысли и гипотезы, с помощью которых могли подойти к правильному пониманию содержания пословиц и загадок, особенно метафорических. При игровых ситуациях создаются поощрительные ситуации, что необходимы пассивным учащимся.

Игры-дискуссии дают возможность высказаться и скорректировать свои суждения. В играх с элементом состязательности при свободном толковании дети учатся логическому рассуждению, в поиске скрытого смысла половиц и загадок.

Игры с карточками, типа: «Найди пары половиц, соответствующих по содержанию», «Подбери пословицы противоположного смысла», «Подбери пословицу, соответствующую данному тексту», и особенно с карточками по аналогиям, являются методическими приемами, где учитываются индивидуальные особенности учащегося и создаются условия для самостоятельной работы над пословицами и загадками. В играх с карточками по аналогиям предлагались одинаковые по смыслу, разные по сложности пословицы. Работа над загадками проводились так же, как и с пословицами. В начале эксперимента учащиеся по загадкам наугад предлагали ответы. Под влиянием заданий они научились учитывать значение каждого слова.

Стимулируя развитие мышления игровыми ситуациями, анализом пословиц и загадок, мы усилили проявления критичности мышления как качества ума. Учащиеся стали пользоваться критическими суждениями не только во время урока с пословицами и загадками, но и вне урока, т. е. в общении с товарищами, в поведении, во взаимодействии с окружающими.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, пословица, развитие мышления, загадка, игра, предмет, младший школьный возраст, ситуация, слово, учащийся.

Источник: https://moluch.ru/th/2/archive/8/215/

Игры на развитие мышления на уроках, 25 игр. Игры на развитие математического мышления. Игры для развития логического мышления детей, образного мышления. Игра как средство развития мышления детей

Чтобы развиваться, ребенку необходимо получать новые знания, опыт, практику. От рождения у людей присутствует потребность в получении знаний. Дети получают свой первый опыт через практическое освоение окружающего мира.

Чтобы развивать те способности, которые заложены в ребенке природой, необходимо привлекать его к деятельности. А больше всего малышам нравится играть.

Поэтому процесс обучения станет для ребят более интересным, если организовать процесс обучения с помощью игровых методов.

Игры на развитие математического мышления

Детский организм постоянно чувствует потребность в новых знаниях. Ему нужна пища для развития. Поэтому необходимо использовать различные варианты для того, чтобы развивать способности маленьких граждан.

Ученые говорят о том, что развивать математическое мышление следует с ранних лет. Приступать к несложным занятиям можно, начиная с первого дня рождения малыша, постепенно усложняя задания. В дошкольном возрасте уже стоит работать над формированием математического склада ума ребенка, используя ту базу знаний, которые уже есть у ребенка.

Занятия стоит формировать так, чтобы не просто учить с ребенком цифры, а использовать игру для развития. Тогда ребенок сам процесс обучения будет воспринимать позитивно. Например, помочь ребенку запомнить последовательность цифр можно с помощью несложных стихов или песенок.

В школе с детьми веселые игры можно проводить на переменках или во время уроков.

Игра «Не собьюсь или мимо»

Игра рассчитана на тех ребят, которые умеют хорошо считать. Смысл игры: перед началом ученики договариваются, что какое-то число (например, пять) и кратные ему числа они не называют, а просто говорят «Мимо».

Начинать лучше с простых чисел, умножать и делить на которые легко.
Дети становятся в круг, а тогда по очереди начинают считать. Тот, кому попадает называть число «пять» или кратное ему (десять, пятнадцать и т.д.

), просто говорит «Мимо».

Если ученики правильно поняли задание, то счет должен выглядеть так:

Читайте также:  Вытынанка. мастер- класс

Игра «Найти неизвестное число»

Условие игры: слово «КРОНА» можно записать как число 51639. Тогда с помощью какого числа можно записать слово «КРАН»?
Решение:

Игра «Логические концовки»

Такое упражнение можно проводить отдельно с одним ребенком или по очереди с группой школьников.

В веселой форме ученики получают опыт построения логических заключений, исходя из заданной ситуации
Чтобы провести эту игру, ведущему необходимо подготовить набор заданий, который состоит из незаконченных утверждений. После этого учитель называет школьнику начало предложения, а игрок должен его правильно закончить.

Примеры заданий:

Игра «Номера по порядку»

Данное задание можно выполнять только в группе. Игра способствует выработке командной игры, умения сопоставлять факты, выстраивать заданные числа по порядку.

Ведущий на карточках подготавливает для игроков карточки с числами. Каждому из игроков на спину прицепляют карточку с числом, поэтому другие игроки могут его видеть, а сам игрок – нет.

Команда получает задание – необходимо выстроиться в шеренгу так, чтобы числа шли в порядке увеличения.

Игра на развитие образного мышления

Игры-упражнения, которые способствуют развитию образного мышления, станут веселыми и интересными заданиями для детей. С помощью таких упражнений можно развивать не только творческие способности, но и память, речь.

Упражнение «Запомни, придумай, воспроизведи»

В данном упражнении взрослый называет ребенку 10-12 слов, которые необходимо запомнить. Чтобы запоминать было весело, их необходимо объединить в один рассказ, пусть смешной, необычный. Главное, чтобы все слова, которые вы называли, шли по порядку в придуманном рассказе.

  И чем более абсурдней могут звучать сочетания слов в истории, тем больше вероятность, что ребенок их запомнит и сможет воспроизвести в том же самом порядке.
Ребенок озвучивает свой рассказ, при этом развивается речь.

Творческое произведение, которое самостоятельно придумывает малыш, положительно отобразится и развитии образного мышления.

К тому же такой прием запоминания имеет высокие результаты воспроизведения запоминаемой информации.

Игра «Придумываем образные синонимы»

Смысл такого задания в том, чтобы найти образные синонимы к конкретному предмету или его части. Например, скрипка-талия.

При этом можно строить образную цепочку несколькими способами:

  • центрированная. В этом случае все образные синонимы придумываются к первоначальному, главному слову.
  • последовательная. В этом варианте цепочка выстраивается из синонимов, которые придумываются не к главному слову, а к синонимам центрального слова. Например: скрипка-талия-гитара.
  • хаотичная. В этом случае синонимы придумывают без последовательности, а просто набрасывают все варианты, которые ассоциируются с понятиями центральным и последующими.

Упражнение «Превращение кляксы»

Задание этого упражнения — помочь ребенку найти нестандартные решения. В качестве основного исходного материала ребенок получает лист бумаги, на котором изображено пятно. Причем это пятно может иметь неровные края, быть похожим на кляксу, облако, быть разноцветным или монохромным. Задача ребенка — дополнить пятно так, чтобы получился новый рисунок.

Игра «Бином фантазии»

Иногда этот метод называют приемом Джанни Родари. Суть этого упражнения в том, что школьнику называют два совсем несвязанных между собой слова (например, «пес» и «шкаф»).

Выбирать эти слова можно любым вариантом: просто попросить двух разных детей назвать по одному слову или взять словарь и наугад выбрать два слова. Задание ребенка — сложить рассказ из этих двух слов, то есть связать их в один сюжет.

Как правило, сначала слова соединяют с помощью предлогов (в данном случае: пес в шкафу, пес со шкафом, шкаф на псе). а потом уже выбирается один вариант и продумывается сюжетная линия, чтобы получился необычный рассказ.

Игра «Совместный рисунок»

Такая игра подходит одновременно для нескольких участников. Берется листок бумаги. Ведущий вызывает первого школьника, дает ему задание, которое остальные не слышат. На протяжении двух минут ребенок выполняет задание.

Потом он садится, а ведущий вызывает второго участника, который получает свое задание и продолжает рисовать на том же листке бумаги.
Это веселая игра, в результате которой получается смешной рисунок.

Ведущий специально задает различные задания: первому — нарисовать голову волка, второму — нарисовать туловище зебры, третьему — нарисовать лапы утки.

После окончания рисунка участники игры придумывают совместное название того, кто вышел на общем рисунке.

Математические игры на развитие логического мышления

В школе такие игры имеют конкретную цель — развитие математических способностей детей. Развивать математические способности можно, используя поисковую деятельность, умение самостоятельно искать ответы на задания.

Игра «Самолет»

Учитель описывает своим ученикам задание: «Перед вами лежит карта, с помощью которой необходимо проложить курс для летчика самолета. На этой карте зашифрованы города с помощью математических примеров. Ваше задание — продолжить маршрут самолета таким образом, чтобы летчик двигался над городами в порядке возрастания чисел. Вам необходимо нарисовать линиями маршрут самолета».

Чтобы решить такое задание, школьникам необходимо пройти несколько этапов работы:

  • решить пример под каждым городом,
  • выстроить в порядке возрастания чисел города, то есть назвать, в каком порядке должен пролетать самолет над городами,
  • прорисовать линиями маршрут самолета,
  • проверить правильность выполнения задачи.

Игра «Числа-перебежчики»

С помощью такой игры ученики осуществляют преобразующую деятельность. проводить это упражнение можно, если приобщить к игре несколько человек.

Учитель готовит на отдельных карточках математические примеры для школьников, Каждый участник получает конкретный пример, который он записывает на доске и правильно решает.

После этого учитель ставит новое задание: участники должны поменяться местами и записать пример своего соседа по-другому, но так, чтобы основные составляющие примера остались неизменными. Варианты преобразования:

Игра «Математические ребусы»

Такие математические ребусы — одновременно увлекательные, но совсем непростые задания. Суть этих заданий — разгадать, какие числа прячутся за каждый изображением. Чтобы решить правильно такой ребус, необходимо быть внимательным к деталям.
Варианты ребусов

Игра «Математический мячик»

Такая игра используется для запоминания чисел-соседей в легкой форме. Играть можно на переменках, физкультминутках на уроках. Все игроки становятся в круг.

Ведущий берет мяч и бросает его одному из участников игры, называя какое-то число (например, 22).

Школьник ловит мяч, бросает его обратно, при этом указывает соседей данного числа, обязательно от меньшего к большему (в данном примере 21 и 23). После этого ведущий бросает мяч другому участнику игры.

Игра «Математические головоломки»

Такая игра способствует выработке навыков нестандартного мышления, уметь находить оригинальные решения. Учителю необходимо придумать интересные математические головоломки.

Примеры головоломок:

  1. Используя арифметические действия, правильно расставьте арифметические знаки, чтобы получить из пяти единиц число 100. Решение: 111 – 11 = 100
  2. Напишите число 2, используя три пятерки. Решение: (5+5):5 = 2
  3. Получите число 0, используя три пятерки. Решение: (5-5)/5=0

Словесные игры на развитие мышления

Играя в словесные игры, школьник не только развивает свои ораторские способности, он пополняет словарный запас, учится правильно составлять предложения, развивает память, воображение, внимание.

Игра «Восстанови отрывок»

Ребенок прослушивает рассказ, в котором пропущена какая-то его часть — начало, середина или концовка. Перед ребенком стоит задача — придумать и воспроизвести недостающий отрывок рассказа, чтобы не потерять сюжет. В процессе такой игры школьник открывает свои творческие способности, активизирует работу мыслительных операций, развивает произвольное внимание, память.

Игра «Необычное использование»

Веселое упражнение, которое не требует никакой предварительной подготовки. Играть могут дети различного возраста.

Ребенку называется какой-то хорошо известный ему предмет (например, «стол», «книга», «ложка») Задача: придумать как можно больше вариантов, как можно использовать этот предмет. Чтобы усложнить задачу, можно попросить придумать такое применение, которое не придумают другие участники.

Такая игра развивает мышление ребенка, расширяет кругозор, учить выделять в предмете основные детали и концентрировать свое внимание на этих деталях, видеть необычные связи.

Игра «Отгадай слово»

Один из участников игры загадывает слово. Остальные ребята должны угадать, какое слово он загадал. Для этого участники задают ведущему игры вопросы, на которые он может отвечать только «Да» или «Нет».

Играть можно и в больших компаниях, тогда вопросы задают по очереди и в небольших группках.
Такая игра способствует развитию мышления благодаря умению построить образ предмета после получения ответов.

Игра «Запоминаем, воспроизводим, дополняем»

Эту игру можно использовать для небольшого перерыва во время урока. С помощью такой игры можно не только повторить термины конкретной темы, но и работать над развитием памяти школьников.

Этапы игры:

  • все участники игры становятся в круг,
  • первый участник игры называет конкретный термин по заданной теме,
  • второй участник повторяет слово, которое произнес первый и называет свой термин по этой теме,
  • третий участник повторяет слова в том порядке, в котором он услышал от участников игры и называет свое слово,
  • так упражнение выполняют последовательно по кругу.

Тяжелее всего тем участникам, которые замыкают круг. Поэтому в процессе игры, чтобы никто не чувствовал себя неловко, потому что забыл термин,  участники игры активно помогают другим.

Игра «Скажи наоборот»

Такую игру можно проводить на переменках. Игра способствует развитию словарного запаса слов, умению принимать решения, быстро реагировать на ситуацию.

Этапы игры:

  • школьники становятся в круг,
  • ведущий берет в руки небольшой мячик, озвучивает правила игры,
  • ведущий бросает любому участнику мяч и называет какое-то слово, участник ловит мяч, отбрасывает назад и должен назвать слово-антоним, противоположное по смыслу к тому, что он услышал,
  • далее ведущий бросает мяч другому участнику игры,
  • отвечать нужно быстро.

Игры на развитие мышления у младших школьников

Чтобы процесс обучение был веселым, не вызывал у ребенка негативных ассоциаций, стоит подходить к обучению нестандартно. Лучше всего младшие школьники воспринимают материал, который подается в необычной форме.

Сегодня есть много вариантов различных игр, которые можно использовать для развития способностей школьников. Многие из таких заданий не требуют дополнительных затрат, их легко проводить как и для маленьких групп, так и с целым классом.

К тому же такие игры можно использовать для отдыха, чтобы школьники отвлекались от процесса учебы, но при этом не переставали развиваться.

Игра «Ищем аналоги»

Игра заключается в том, что школьники получают задание: найти как можно больше аналогов к конкретному предмету (например, перед школьником ставится задача найти аналоги к слову «самолет»).

В процессе обдумывания ребенок учится анализировать предмет, выделять в нем существенные признаки, искать предметы с такими же признаками. Суть задания в том, чтобы не только назвать предмет-аналог, но и объяснить свой выбор.

Например, «самолет» и «птица» (у обоих предметов есть крылья, летают).

Игра «Исключаем лишнее»

Упрощенный вариант такого упражнения выглядит так:

  • ребенок получает набор слов,
  • школьник объединяет слова по определенному признаку, выделяя то слово, которое не попадает в данную категорию.

Еще один вариант такой игры:

  • ребенок получает три слова (например: «помидор», «солнце», «собака»),
  • школьник должен найти как можно больше вариантов для объединения двух слов и выбрать лишнюю категорию (например: солнце, помидор — круглые, собака — нет, поэтому в данном списке лишнее слово — это «собака»),
  • при этом можно искать различные варианты сходства между предметами.

Игра «Найди ошибки»

Такие задания можно выполнять в группе или отдельно каждому школьнику. Благодаря таким играм, школьники учатся аргументировать свой ответ, у них развивается внимание к деталям, умение искать несоответствия. Ведущему необходимо подготовить несколько картинок, на которых в общий сюжет вкрадываются ошибки. Смысл этой игры в том, чтобы ученик нашел те ошибки, которые есть на рисунке.

Игра «Угадай по описанию»

Такая игра влияет на развитие логического мышления, умения анализировать, выделять в предмете его отдельные элементы.
Суть игры: ведущий загадывает какой-то предмет, который есть в комнате. Он не называет сам предмет, а описывает его. Задание участников: используя меньшее количество подсказок, угадать загаданный предмет.

Примеры игры:

Основной смысл таких игр – это в легкой, игровой форме помочь школьникам овладеть математическими знаниями, развивать логическое мышление, умение сопоставлять известные факты и выстраивать логический ряд.

Источник: https://luckclub.ru/igry-na-razvitie-myshleniya-na-urokah-igry-na-razvitie-matematicheskogo-myshleniya-logicheskogo-obraznogo-25-igr-igra-kak-sredstvo-razvitiya-myshleniya-detej

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector