2016-01-18
Давненько я не пополняла свою любимую серию статей про сенсорные игры. Пора исправляться. В этой серии я собираю самые интересные и полезные игры для развития мелкой моторики ребенка и на основании наших с дочкой занятий, разбиваю их по возрастам, чтобы вам удобнее было ориентироваться.
На данный момент на сайте вы можете найти подборки занятий для следующих возрастов: от 9 месяцев (ч.1, ч.2), от 1 года (ч.1, ч.2, ч.3, ч.4), от 1 года 3 месяцев, от 1,5 лет, от 1 года 9 месяцев. Теперь, получается, на очереди возраст от 2 лет, поэтому о нем и пойдет речь в этой статье.
На мой взгляд, этот возраст очень интересный, игры с ребенком выходят на принципиально новый уровень.
Если говорить о Таисии, то у нее в 2 года как-то резко повысилась усидчивость, стали под силу более кропотливые занятия, а еще возникла огромная страсть к строительству и созиданию (конструкторы, кубики стали любимой игрушкой).
Поэтому в это время в нашем «игровом репертуаре» появилось много новых занятий, о которых и пойдет речь в этой статье. Вернее, здесь представлена только первая половина игр, а вот тут вторая:
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 ЛЕТ. ЧАСТЬ 2
Итак, во что можно поиграть с ребенком 2 лет (большинство из этих игр можно сделать дома своими руками):
1. Игры-моталочки
Полезно постоянно учить малыша новым навыкам, новым движениям ручек и пальчиков. Это благотворно влияет на формирование речи ребенка, да и на развитие в целом. Так, например, раньше в своих играх мы обращали особое внимание на развитие щипкового захвата, проталкивание предметов в отверстия и др. Сейчас самое время освоить еще одно новое действие – наматывание ниточки. Игры-моталочки призваны научить малыша еще лучше координировать движения обеих рук.
Во время такой игры ребенок учится обматывать веревку или ленту вокруг палки или клубка. Вообще говоря, наматывать на палочку существенно легче, поэтому начинать лучше именно с нее. Подойдет барабанная палочка, карандаш или даже палка с улицы. К ней нужно привязать небольшой кусок веревочки, толстой пряжи или ленты.
Для повышения интереса ребенка к игре на конце ленты можно закрепить небольшую мягкую игрушку. При каждом новом витке игрушка будет подползать все ближе и ближе к малышу. Это очень увлекательно!
Это занятие Таисия очень любила, она могла подолгу мотать и мотать, и это при том, что мне сначала даже не пришла в голову идея привязать игрушку на конце Такую увлеченность я замечаю у дочери каждый раз, когда она осваивает какое-то новое практическое умение. Как будто чувствует, что в жизни пригодится
2. Делаем мыльную пену
Наигравшись с венчиком, мы с дочкой, как правило, приступаем к надуванию мыльных пузырей через трубочку.
Обычно в первый раз малышам тяжеловато уловить, что воду через трубочку нужно не пить, а наоборот выдувать, поэтому если раньше вы никогда не пробовали устраивать бурю в стакане, для начала поэкспериментируйте на обычной воде и убедитесь, что малыш не пьет воду. И лишь потом переходите к играм с мыльной водой. Пузыри в этом случае получаются еще эффектнее, чем с венчиком.
3. Играем с сенсорными коробками
На эту тему у меня есть целая статья — «Тематические сенсорные коробки для детей от 2 лет»
4. Учимся упорядочивать предметы, ориентируясь одновременно на цвет и размер
Должно быть, вы уже не раз собирали с малышом обычную пирамидку. Попробуйте теперь игрушку чуть посложнее (My-shop, KoroBoom). Ее принципиальное отличие от обычной пирамидки – она учит малыша ориентироваться в двух свойствах одновременно – размер и цвет. В продаже встречаются различные модификации этой развивающей игрушки. Как правило, она состоит из 2-4 пирамидок, на каждой из которых по 3-4 кольца.
Очень похожая по своей сути игра с цилиндриками (Лабиринт, My-shop, KoroBoom), здесь от малыша также требуется упорядочить цилиндры сразу по двум свойствам.
5. Перекладываем кусочки поролона с помощью прищепок
Про различные занятия с прищепками я уже писала ранее. Сейчас хочу предложить игру немного посложнее, к которой можно переходить, когда ребенок уже хорошо освоиться с прищепками.
Заранее нарежьте небольшими кусочками поролоновую губку. Вместе с малышом представьте, что это пирожки, печеньки или картошка – в общем, что-то съестное. У Машеньки скоро обед, поэтому нужно переложить всю еду в ее тарелку. Правда, еда горячая, поэтому чтобы не обжечься, нужно воспользоваться прищепкой.
6. Играем с пинцетом
Игра аналогична предыдущей, только здесь вместо прищепки мы будем использовать пинцет. Сначала попробуйте поупражняться с кусочками губки. Когда это будет хорошо получаться, можно точно также перекладывать пинцетом маленькие бусины. Это задание, конечно, посложнее, но оно уже под силу 2-хлетнему ребенку!
Чтобы разнообразить игру, можно не просто перекладывать бусины из одной миски в другую, а еще и сортировать их по цвету, как в этой игре.
Игры с прищепками и пинцетом мы с дочкой частой включали в наши сюжетно-ролевые игры.
Так, например, во время наших чаепитий с игрушками наряду с прочей пластмассовой пищей – тортами и овощами – мы использовали в качестве печенья кусочки поролона, а в качестве конфет – бусины.
Естественно, мы раскладывали всем еду в зависимости от цветовых предпочтений каждого (Мишка любит только красные конфеты, а зайка – только синие и т.д.).
Пинцет можно использовать как обычный, так и специальный детский. Он побольше, бусины им перекладывать не получится, зато к нему хорошо подойдут фрукты этой же фирмы. У Learning Resources есть и другие интересные инструменты для совершенствования мелкой моторики, например.
Стоит ли говорить о том, что игры с прищепками и пинцетом замечательно развивают мелкую моторику, координацию движений, оттачивают орудийные навыки.
7. Отыскиваем предметы в мешке на ощупь
Возьмите несколько небольших предметов, отличающихся по форме и текстуре. Например, можно взять шишку, мячик для пинг-понга, игрушки из «Киндера-сюрприза», жесткую металлическую губку, катушку ниток и т.д.
Можно даже использовать настоящие фрукты и овощи! (Но не стоит брать сразу слишком много предметов! Для первого раза достаточно 5-6 штук) Вместе с малышом сложите все предметы в непрозрачный мешок, хорошенько все осматривая и ощупывая.
Затем договоритесь о том, что вы будете угадывать предметы в мешке, не заглядывая в него. Возможны следующие варианты игры (в порядке возрастающей трудности):
- берем в руки первый попавшийся предмет и, не доставая из мешка, угадываем, что это такое;
- показываем малышу аналогичный предмет и просим «Найди в мешке такой же»;
- не глядя, отыскиваем в мешке конкретный предмет (например, шишку);
- даем задания вроде таких «Найди в мешке что-нибудь круглое / шершавое / маленькое».
Для усложнения игры можно добавить в мешок геометрические формы, например, блоки Дьенеша (Ozon, KoroBoom), и пытаться угадать их на ощупь.
Ну и, пожалуй, самый продвинутый вариант — это сыграть в сенсорное лото на ощупь.
8. Играем с орехами
Для разнообразия тактильных ощущений, а также для обогащения знаний об окружающем мире интересно поиграть с орехами. Для этого купите 4-5 видов орехов в скорлупе (штук по 5 каждого вида). Мы играли с грецкими, кедровыми, фундуком, миндалем, арахисом.
Что с ними можно делать? Во-первых, орехи можно также использовать в сюжетно-ролевых играх, раздавая игрушкам орехи, одновременно проговаривая и запоминая их названия.
Во-вторых, можно сортировать орехи по видам, опять же повторяя названия (Кукла Катя любит грецкие орехи, а Оля – арахис).
В-третьих, можно сложить орехи в небольшой непрозрачный мешок и на ощупь доставь их из мешка, как в предыдущей игре.
9. Играем со стучалкой
В продаже встречаются стучалки двух видов. Стучалки с шариками (KoroBoom, My-shop), как правило, не требуют от ребенка существенного приложения усилий, достаточно ударить по шарику один раз, чтобы он провалился. С такой развивающей игрушкой можно знакомить малыша уже в год.
Стучалки с гвоздиками (Ozon, My-shop) требуют от ребенка гораздо больше четкости движений, выдержки, концентрации внимания, ведь чтобы забить гвоздик, нужно неоднократно попасть по нему. Да и гвоздики уже не так легко сдвигаются с места, как шары. Поэтому, если вы еще не пробовали играть с такой стучалкой, то обязательно попробуйте, ребенку будет интересно.
Нам с Таисией нравилось забивать гвоздики по очереди: один – она, один – я и т.д.
10. Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях.
Полезность этой проверенной временем игрушки трудно переоценить, она совмещает в себе целый комплекс логических и моторных игр: ребенок учится определять подходящие по размеру детали, ранжировать их по размеру, учится открывать и закрывать матрешку (Лабиринт, My-shop, Дочки & сыночки).
Если малыш уже хорошо освоился с подбором половинок по размеру, то пора обратить его внимание на рисунок на наряде матрешки и объяснить, что узор на двух половинках не всегда совпадает. Научите малыша совмещать рисунок на матрешке, вращая половинки.
Естественно, в зависимости от рисунка на матрешке, эта задача может отличаться по сложности. Некоторые рисунки не слишком понятны для ребенка. К тому же многие матрешки очень туго проворачиваются, и в этом случае задача подбора рисунка становится непосильной для малыша. Поэтому если у вас еще нет матрешки, учтите эти факторы при покупке.
11. Собираем пазлы из 4-20 частей
Ну и, конечно, не забывайте про пазлы (Ozon, Лабиринт, My-shop). Все дети развиваются по-разному, кто-то проявляет к пазлам большой интерес и может подолгу складывать картинки из немалого количества деталей, кому-то и из 4 деталей собирать не слишком хочется. Ориентируйтесь по ребенку, и давайте посильную задачу, не стоит переусердствовать.
Что касается Таисии, то она в этом возрасте собирала пазлы из 4-12 частей (с моей помощью). Надо сказать, что к 2 годам интерес к пазлам у нее существенно поугас по сравнению с той страстью, которая была в 1,5 года.
- На этом пока все. Обязательно читайте продолжение:
- РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 ЛЕТ. ЧАСТЬ 2
- КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ. ЛУЧШИЕ СТИХИ И СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ
- НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ (ОТ 2 ЛЕТ)
- ПРОСТЫЕ ПОДЕЛКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ. ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2
- Искренне ваша, Яна Разначенко
Источник: https://jili-blog.ru/razvivayushhie-igry-dlya-detej-2-let-sovershenstvuem-melkuyu-motoriku-i-ne-tolko-chast-1.html
Развитие интеллекта у детей от 1 до 3-х лет
Как говорится, всё познаётся в сравнении, и если одного отдельного взятого ребенка вы считаете интеллектуально развитым, то по сравнению с другими его интеллект может быть на порядок ниже. Почему так происходит? Качественное развитие интеллекта у детей зависит от многих факторов: наследственность, правильное питание, и самое главное — помощь родителей в развитии ребенка, их заинтересованность в хорошем будущем своего чада, их любовь, нежность и поддержка. Дети, с которыми сызмальства родители играют, развивают их, постоянно находятся рядом с ними, рассказывают обо всём, в будущем будут более успешными, чем те дети, развитие которых пускали на самотёк. Интеллект ребенка, то есть его способность приобретать знания и навыки, и использовать их для успешной адаптации к окружающему миру, зарождается в первые годы его жизни, и потом его можно лишь откорректировать, но «построить» заново уже не получится. Так что родителям по мере того, как ребенок взрослеет, нужно всесторонне раскрывать возможности ребенка в зависимости от его возраста.
Интеллектуальное развитие детей от 1 до 1,5 лет
Маленький человечек уже умеет бегать, всё ломать, разбирать, различать цвета и отдельные предметы, он очень интересен в этом возрасте, такой потешный, и такой непредсказуемый. У ребенка можно заметить быстро формирующуюся логику, которую нужно развивать, тренировать, позволяя ребенку делать как можно больше вещей самостоятельно, особенно если это касается игрушек. В этом возрасте ребенок способен понимать причинно-следственные связи, например, ориентироваться в событиях.
Ребенок не перестает познавать мир и быть маленьким исследователем. Если что-то попадает ему в руки, это будет тут же брошено на пол, и малыш с интересом будет наблюдать за тем, что с этим предметом случится.
Поэтому, давайте ребенку в руки самые разные предметы, но не те, за целостность которых вы боитесь (никаких фарфоровых чашек, ваз, стеклянных и прочих хрупких предметов).
Также будет исследовано содержимое всех ящиков и шкафчиков, и в этом случае если вы не успели вовремя купить защитные замочки, то никто не виноват в том, что малыш уже успел порыться во всех ваших вещах, ведь он познает мир.
Ребенок все больше склоняется к определенному виду активности, он может постоянно рисовать или просит у вас включить музыку, чтобы потанцевать под неё (если выбирает краски, то отдайте предпочтение пищевым красителям, потому что привычку тянуть всё в рот ребенок еще не перерос, и постепенно вводите по 1 новому цвету в день).
Возможно, именно в этом возрасте вы заметите у малыша способность быстро собирать головоломки, а новые развивающие игрушки для него быстро становятся неинтересными — в этом случае у вас растет поистине интеллектуально развитый малыш.
Не стоит замыкать ребенка в пространстве кроватки или манежа — постарайтесь дать ему как можно больше свободы, чтобы он с самого детства получил массу новых впечатлений, ведь чем больше он узнает, тем более интеллектуально развитым он вырастет. И не забывайте о том, что ребенок должен чувствовать себя в безопасности рядом с вами.
Если же малыш постоянно напряжен, плачет, ему не уделяют положенного количества внимания, то и стимула к изучению окружающего мира у него не будет, а это замедлит не только интеллектуальное, но и развитие организма в целом.
Пока малыш еще совсем мал, желательно не переезжать часто из дома на дачу или из своей квартиры к бабушкам, потому что чем чаще вы переезжаете в новые места, тем сложнее ребенку адаптироваться к нему.
Первое, что ребенок должен увидеть, проснувшись — это знакомый интерьер и маму рядом, потому что после пробуждения малыш ориентируется очень быстро.
В этом возрасте дети избалованны вниманием не будут, ведь присутствие мамы — это их защита, а не каприз.
Интеллектуальное развитие детей от 1,5 до 2 лет
В 1,5 года малыш уже способен различать цвет, форму, размер предметов, ему как нельзя кстати подойдут те игрушки, в которых нужно предметы различной геометрической формы и цветов положить в соответствующие отверстия. У ребенка развивается абстрактное мышление, память и воображение, то есть он уже на примере личного опыта может моделировать ситуации с друзьями в песочнице, с куклами, усаживать их за стол, кормить, мыть им ручки. Детки очень любят подражать своим родителям, особенно, в том, что касается хозяйственных дел, поэтому уже к 2-м годам вы можете увидеть в своей дочурке свою копию — она собирает в свою сумочку самые нужные по её мнению вещи (вашу помаду, зеркальце, куколку) и собирается идти с вами в магазин или в гости. Поощряйте работу обеих рук ребенка, и старайтесь не выделять у него только правую рабочую. Чем больше дел ребенок умеет делать обеими руками, тем более развиты оба полушария его мозга, соответственно, он будет всесторонне развит и открыт новым впечатлениям.
Если раньше малыш показывал на картинке не того персонажа, который ему назвали, а который ему больше нравится, то ближе к 2-м годам ребенок с удовольствием покажет вам коровку или собачку в книжке и будет безмерно рад, когда его за это похвалят.
Теперь ребенку можно не только рассказывать, но и поручать мелкие дела, которые он с удовольствием выполнит. В данный период уже ни одна беседа не пройдет без ребенка, он должен участвовать во всех обсуждениях, и не нужно отгораживать его от этого, ведь малыш взрослеет, набирается опыта, растет интеллектуально.
Серьезных разговоров ребенок, конечно, слышать не должен, но в повседневной беседе разрешайте ему принимать непосредственное участие.
Ребенка наконец-то начинают понимать окружающие, потому что он старается говорить не только отдельные слова, характеризующие предмет или действие, но и соединять их в словосочетание, описывая ситуацию (например, ребенок может соединить предмет и его действие или предмет с его месторасположением). Еще немного, и малыш начнет разговаривать целыми предложениями. Круг общения ребенка должен расширяться с каждым днем, и он не должен ограничиваться роднёй, бабушками и дедушками, в него должны входить и малыши на детской площадке, и даже ваши друзья. Чем больше людей вокруг ребенка, тем шире его кругозор, тем больше нового опыта он получает, и тем больше навыков он приобретает. У каждого человека есть чему научиться, так что развитие интеллекта у дететй зависит и от количества окружающих его людей.
Интеллектуальное развитие детей от 2 до 2,5 лет
С 2-х летним малышом просто невозможно ехать или идти куда-то молча, потому что ребенок уже сформировал свою картину мира с вашей помощью и теперь он абсолютно всё комментирует, пытается добиться от вас либо подтверждения его слов и похвалы, либо послушать ваши опровержения и запомнить интересную новую информацию.
В этот период жизни малыша чрезвычайно важно выслушать, не игнорировать его, не обрывать на полуслове, вам следует идти на контакт и объяснять малышу всё, чего он не понимает.
Если вы будете пропускать слова ребенка мимо своих ушей и относиться к ним, как к жужжанию надоедливой мухи, то он вскоре замкнется в себе, не чувствуя вашей отдачи, и в итоге его интеллектуальное развитие замедлится.
В первые годы жизни ребенок познает мир через вас, и его интеллект зависит от того, насколько открыты вы были с ним, и сколько информации смогли до него донести. Поощряйте любопытство вашего ребенка, и рассказывайте всё доступными простыми словами.
Сейчас ребенку будет чрезвычайно интересно сходить в зоопарк, в музей, потому что он всё понимает, он со всей жадностью поглощает всё увиденное вокруг и ему намного интереснее сейчас увидеть жирафа, слона или бегемота воочию, нежели на картинках в книжке.
Когда ребенок осмысленно начинает говорить и всем интересоваться, его легче будет учить логике. В каждой ситуации спрашивайте мнение малыша, что он думает о случившемся, какие у него эмоции, какова его точка зрения.
Таким образом, давая ребенку шанс самому все обдумать и высказать свое мнение, вы развиваете у него логическое мышление и речь. Когда малыш что-то рассказывает, ненавязчиво поправляйте его произношение, учите правильно формулировать слова и предложения.
Обязательно тренируйте его память, спрашивая о прошедших событиях, чтобы малыш умел выудить из своих воспоминаний то или иное событие.
Интеллектуальное развитие детей от 2,5 до 3 лет
Творческая деятельность и развитие интеллекта у детей достигает своего пика к 3-м годам — у них развито полноценное наглядно-образное мышление, которое можно соединять с отработанными навыками лепки, рисования, конструирования.
Ребенку пора включать в каждодневный режим дня обучающие уроки, потому что вскоре малыш пойдет в садик, а там и до школы недалеко, так что важно формировать не только умственные способности, но и усидчивость, прививать любовь к занятиям.
Родители могут сами интеллектуально развивать ребенка, придумывая различные карточки с персонажем, который показывает те или иные эмоции, рисовать на карточках буквы в виде различных зверей.
Но зачастую на такие ухищрения просто не хватает времени, так что самое время купить различные развивающие книжки и тетради, на страницах которых расписаны элементарные познавательные игры, где психологи разработали подсказки для детей и всяческие интеллектуальные задания, до которых мама может и не додуматься.
Достаточно будет в день уделять всего 15–20 минут на выполнение написанных заданий, и вы заметите, насколько быстро ребенок начнет ориентироваться в тех вещах, о которых вы бы даже не подумали в столь раннем возрасте.
В выполнении любых заданий, будь то написанных в книге или предложенных вами, старайтесь ребенку помочь, но не задавить его инициативу, ведь пока ребенок думает сам, включается его логика (пускай и не всегда правильная), абстрактное мышление, умение ориентироваться. Ваша помощь и поддержка важна для ребенка, но будет лучше, если он догадается о разгадке сам, поэтому и торопить его не стоит.
Развивая память, покажите ребенку в книжке картинку, на которой нарисованы несколько предметов, попросите их запомнить, а затем закройте книгу и предложите ребенку вспомнить все, что он видел. Просите ребенка по одной только картинке придумывать полноценный рассказ, стимулируя его воображение и умение соединять события.
Даже на улице, стоя возле машин, попросите ребенка рассказать, чем отличаются эти 2 автомобиля и подсказывайте то, до чего ребенок сам не смог додуматься.
Всегда помогайте и обязательно хвалите малыша — тогда заинтересованность и желание узнать больше об этом мире всегда будут роиться в голове малыша, он будет открыт всему новому и интересному.
Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉
Gnomik.ru ©
Источник: https://www.gnomik.ru/articles/art-razvitie-intellekta-u-detey-ot-1-do-3-kh-let/
Увлекательные игры для детей 2–3 лет: развиваемся, играя
Активные развлечения
Чем подвижнее малыш в этом возрасте, тем лучше. Бег, прыжки не только способствуют развитию ловкости, укреплению мышц, но и стимулируют мозговое кровообращение, а значит, память и скорость мышления, реакцию.
Дорогие читатели, старайтесь, чтобы ваши детки не просто бегали, гоняясь друг за другом, а учились преодолевать препятствия, быстро реагировать на движения партнёра. Предложите малышам следующие игры:
- «Канатоходец». Игра отлично подойдёт для прогулок с ребёнком в парке, где есть детская площадка. Расскажите малышу, кто такой канатоходец, и предложите попробовать себя в его роли. Найдите дощечку или перекладину. Пусть кроха пройдёт по ней с вашей помощью. Это упражнение учит ощущать равновесие. Когда ребёнок научится передвигаться по дощечке или бревну, можно пробовать передвигаться, держа перед собой палку, игрушку или другую вещь.
«Тропинка в лесу». Идя на прогулку, захватите длинную верёвку. Разложите её между деревьями и предложите крохе пройти по самодельной лесной тропке. В руки малышу можно дать корзинку: пусть соберёт шишки или жёлуди.
- «Зима пришла!» Развлечение напоминает прятки. Его можно проводить в парке, на детской площадке. Взрослый говорит: «Зима пришла! Скорее в домик!». Вместо этой реплики можно сказать: «Дождик пошёл!» Малыш прячется в укрытие.
- «Карусель». Игра предполагает участие нескольких малышей. Сделайте карусель из лент или верёвок и прикрепите их к палке. Взрослый в середине держит палку (вместо этого карусель можно организовать вокруг столба), а малыши, держась за ленточки, бегают вокруг неё.
- «Болото». Играть можно как в спортзале в детском саду, так и на улице в тёплое время года. Если занятия проходят в помещении, на полу разложите бумагу, тряпки, а на асфальте нарисуйте мелом кружки. Представьте, что это кочки. Предложите крохе пройти по болоту, перескакивая с кочки на кочку.
- «Мишень». Это увлекательная игра с мячом, в которой могут принимать участие несколько человек. На стене или на столбе прикрепите мишень и покажите малышу, как в неё целиться. Пусть дети пробуют попасть в неё небольшим мячиком. Если будут удачные броски, отмечайте их фломастером.
«Боулинг». Расставьте на полу или на асфальте игрушечные кегли или пластиковые бутылки с наполнителем (с камешками или водой). Дайте мячик ребёнку: он должен попытаться сбить как можно больше кеглей.
- «Гольф». Для развлечения можно использовать мячик или задействовать любой предмет круглой формы, который попадётся под руку (камешек, шишку и т.д.). Дайте крохе в руку палочку, выкопайте лунку и предложите подтолкнуть палочкой мячик или шишку так, чтобы предмет скатился в лунку.
Можно придумать множество игр на улице. Подключите свою фантазию: традиционные развлечения взрослых вполне могут стать детской забавой, если правильно их организовать.
Домашние игры для развития интеллекта
Когда на улице холодно или дождливо, малышей можно занять спокойными и в то же время полезными играми дома. Вы не знаете, какими? Тогда запоминайте!
- «Поймай бабочек». С помощью этой игры можно научить малыша различать оттенки. Для изготовления пособия понадобится распечатка бабочек разных цветов или цветная бумага, из которой можно вырезать фигурки насекомых. Расположите бабочек на листе бумаги, но не приклеивайте. Попросите кроху собрать в коробку (сачок) только жёлтых или только красных бабочек. Вместо бабочек можно собирать плоды определённого оттенка, проходить по дорожке, выстланной только красными или только синими цветами.
- «Кот в мешке». Эта игра отлично развивает мыслительные способности. Положите в несколько пакетов по три игрушки. Возьмите первый пакет, предложите крохе засунуть в него руку и нащупать игрушку. Пусть ребёнок, не глядя на предмет, на ощупь попробует определить, что это. Если малыш угадал, достаньте предмет и покажите его. В случае неудачи продолжайте попытку. Затем угадываете назначение следующего предмета в мешке и т.д.
- «Одно к другому». Благодаря этой игре кроха учится находить пары предметам в зависимости от их назначения. Всё просто. Разложите перед ребёнком мыло и мочалку, шнурок и ботинок, карандаш и бумагу. Отложите какой-либо предмет в сторону и попросите найти ему пару. Если кроха не понимает, можно сначала показать на примере. Затем малыш будет сам с радостью выполнять подобные задания.
- «Что вначале?» Для игры понадобятся сюжетные картинки. Их можно скачать из интернета и распечатать или вырезать из тематических развивающих пособий. Перемешайте картинки, а потом попросите кроху расположить их в нужной последовательности. Что было вначале? А потом? Что в конце? В результате у вас должен получиться рассказ в картинках.
«Напёрстки». Эта далеко не безобидная игра из взрослого мира может стать великолепным детским развлечением. Возьмите три пластиковых непрозрачных стаканчика или три чашки. Напёрстки для игры можно изготовить своими руками из картона. Опрокиньте стаканчики и положите в один из них конфету или другое угощение так, чтобы малыш этого не увидел. Попросите отгадать, в каком стакане конфета. Если кроха угадал, можно позволить ему съесть вкусняшку.
- «Логические цепочки». Эта игра хорошо развивает логическое мышление. Для неё вы можете использовать кубики, картинки, игрушки. Для начала разгадывайте лёгкие цепочки: расставьте по очереди кубики и шарики, затем спросите малыша, какой предмет должен стоять следующим. Ребёнок должен сам продолжить ряд.
Вам понравилось? Думаем, и вашим деткам развлечения придутся по душе, поэтому долгими дождливыми вечерами вам будет нескучно!
Немного о компьютерах
Родители и дети сегодня чересчур увлечены компьютерными технологиями, гаджетами, которые становятся помощниками взрослых в развитии детей. В 2–3 года кроха уже может осваивать простые игры онлайн. Однако, предлагая малышу развлечения на компьютере, помните:
- Игра не должна продолжаться дольше получаса в день. Долгое сидение перед компьютером наносит вред психике и зрению ребёнка.
- Подбирайте развивающие игры, которые будут приносить пользу вашему малышу.
- С помощью компьютера обучайте чтению, счёту, но не превращайте электронные технологии в средство «лишь бы чем-нибудь занять ребёнка».
И не стремитесь к тому, чтобы все выбранные вами игры были исключительно обучающими и познавательными. Помните и о «бесполезных». Давайте малышу отдохнуть. Обычные догонялки помогают крохе получить разрядку, выплеснуть эмоции.
Сыграйте в прятки: пусть ребёнок вас поищет! Ему нравится собирать конструктор? Не отвлекайте малыша ради другого, может быть, более полезного действия.
Дети должны играть, познавая мир, а мы, взрослые, лишь помогаем им в этом!
Итак, в развитии ребёнка сочетаем несколько подходов к играм:
- Двигаемся везде, где позволяет место и время.
- Следим за тем, чтобы ребёнок мог отдохнуть.
- На онлайн-развлечения отводим не более получаса в сутки.
Разумный подход к развитию ребёнка позволит вам добиться оптимальных результатов.
Может быть, вы, дорогие читатели, знаете другие игры для малышей 2–3 лет? Тогда поделитесь своим опытом в х!
Понравился материал?
Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:
Источник: http://nii-evrika.ru/uvlekatelnye-igry-dlya-detej-2-3-let/
Развивающие игры для детей от 1 до 2 лет: рекомендации для родителей
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 1-3 года
- игры для детей
Ваш малыш уже сделал первые шажки, и оказывается, за порогом изученного вдоль и поперек родного дома скрывается целый непознанный мир. В период от одного года до двух лет ребенок начинает его познавать, хоть и под пристальным взором родителя, но уже более самостоятельно.
Какие навыки развиваются у ребенка от года до двух?
Физическое развитие
В период между годом и двумя физические возможности ребенка претерпевают колоссальные изменения. Оттачивается навык прямохождения.
Постепенно, становясь более уверенным в своих движениях, малыш учится преодолевать преграды: перешагивать через ямки, ходить по траве и камешкам, не падая – ножки у него заплетаются все меньше и меньше.
Вскоре, наряду с умением ходить, появляются умения бегать, прыгать, залезать на различные поверхности. Юный альпинист с легкостью забирается на спинку дивана, на горку, шведскую стенку, а потом уверенно сползает обратно.
Развитие речи
Речевое развитие становится уже более осознанным: от слогов ребенок переходит к словам и словосочетаниям, а затем и формированию своих первых предложений.
Накопив достаточный словарный запас за первые год-полтора, ближе к двум годам ребенок уже может объяснить, что он хочет, называя действие, обозначая его субъект и объект. Часто в этот период малыш сопровождает свои фразы жестикуляцией.
Развитие сенсорного восприятия, игровой и предметной деятельности
В этот период, наряду с продолжением изучения свойств предметов, через непосредственное взаимодействие с ними, активизируется навык манипуляции предметами.
Ближе к двум годам дети уже способны наделять предметы ролями и разыгрывать сценки из жизни, подражая близким людям или героям любимых мультфильмов и сказок.
7 игр с детьми в возрасте от 1 до 2 лет
Игра для физического и умственного развития малыша
«Мяч – многоборец»
Одной из любимых игрушек ребенка в возрасте от одного до двух лет остается мяч, но спектр игр с участием этой незатейливой игрушки расширяется. Один ребенок будет часами гонять мяч по площадке, изучая взаимосвязь силы удара и скорости движения мяча, а другой станет наблюдать за силой притяжения в действии, бесконечно кидая мяч с горки вниз.
Ближе к двум годам можно начинать играть в «съедобное – несъедобное» в упрощенной вариации. Вы просто называете слово, перекатываете или кидаете мяч малышу и просите его повторить слово, когда он будет возвращать мяч обратно.
Игра на развитие речи
Эта ролевая игра развивает речь, фантазию, первые навыки общения у малышей.
«Крошка Енот»
Многие малыши в этом возрасте готовы играть в ролевые игры, манипулируя игрушками, а кто-то уже принимает на себя любимые роли крошки Енота, медсестры, пожарника.
Возьмите игрушки, обозначьте роли. Вы можете разыгрывать сюжет любимой сказки ребенка или ситуацию: поход в зоопарк или в гости на чай, поездку на общественном транспорте. Управляйте каждый своей игровой фигуркой. Задавайте вопросы от лица фигурки, отвечайте на вопросы ребенка, побуждайте его к действиям.
Игра на развитие крупной моторики и речи
Хороводная игра развивает крупную моторику, координацию, чувство ритма, укрепляет эмоциональную связь малыша и родителя.
«Ехал пан»
Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Если в игре участвуют несколько взрослых и детей, встаньте так, чтобы ребенок стоял между двумя взрослыми. Если компании нет, то можно играть и вдвоем.
Игра начинается с ходьбы по кругу и распевания слов:
«Ехал пан, ехал пан, ехал шагом-шагом-шагом»
После нескольких кругов «шагом» движение хоровода убыстряется. Шаг переходит в легкий бег. Слова тоже меняются:
- «Ехал пан, ехал пан, ехал рысью-рысью-рысью»
- Хоровод движется еще быстрее. Взрослые поднимают малышей за руки так, чтобы те оторвали ноги от пола:
- «Ехал пан, ехал пан, ехал махом-махом-махом»
- Наконец, участники хоровода мягко заваливаются на пол, приговаривая:
«В ямку – бух! Раздавили сорок мух!»
Повторите игру, кружась в хороводе в обратную сторону.
2 пальчиковые игры для развития мелкой моторики и речи
О том, как полезны пальчиковые игры, Я – Родитель уже рассказывал. Здесь мы приводим еще две игры для детей от года до двух.
«Сидели два медведя на тоненьком суку»
- Предложите малышу поиграть в пальчиковую игру, примерив сперва роль рассказчика на себя, а затем доверив ее ребенку.
Начинайте эмоционально и артистично рассказывать историю о медведях, активно жестикулируя:
- «Сидели два медведя на тоненьком суку»
- Далее разведите руки так, будто вы раскрываете газету в развороте:
- «Один читал газету»
- Положив один кулак поверх другого, подобно частям жернова, двигайте верхним кулаком по кругу поверх нижнего, словно мелете муку:
- «Другой молол муку»
- Затем, стуча кулаками один поверх другого по два раза и чередуя положение верхнего и нижнего кулака:
- «Раз ку-ку, два ку-ку!»
- Похлопайте себя по ногам два-три раза:
- «Оба шлепнулись в муку»
- Дотроньтесь до носа:
- «Нос в муке!»
- Потрогайте воображаемый хвост:
- «Хвост в муке!»
- Потрогайте ухо:
- «Ухо в кислом молоке!»
Проиграйте сюжет еще раз, попросив малыша повторять слова и жесты за вами. В конце игры обнимите его и похвалите за участие.
«Убегающий ежик»
Сядьте на пол или на диван. Попросите малыша повторять за вами все жесты. Сожмите руку в кулак. Вытяните указательный палец и приговаривайте:
- «Птичка водичку из лужицы пьет»
- Затем делайте круговые вращения кулаком по полу, слегка продвигаясь ладонью вперед:
- «Ежик без ножек по земле ползет»
- Более эмоциональным тоном продолжите:
- «Вдруг выросли у ежика ножки!»
- Кулак «встает» на пальцы:
- «И он побежал-побежал по дорожке!»
- Передвигая пальцами, подобно ногам, ладонь-ежик «уходит» вперед.
2 игры для развития сенсорного восприятия
Сенсорная коробочка
В возрасте от года до двух лет ребенок буквально «считывает» информацию о свойствах окружающих его предметов руками и глазами. Разнообразить домашнюю игротеку и активизировать сенсорное восприятие ребенка поможет коробочка с разнообразными наполнителями.
Возьмите пластиковую, картонную или любую другую коробку, наполните ее манкой или пшеном и более крупными, отличающимися формой, размерами, весом, составляющими.
Это могут быть бобовые, бусины, ракушки, несколько шишек и цветных камешков, скрепки, лоскуты ткани. Хорошенько закопайте бусины, камни и ракушки в сыпучей части наполнителя коробки.
Приготовьте отдельную баночку или шкатулку, куда малыш будет складывать находки.
Предложите ребенку поискать клад. Начинайте раскопки вместе с ребенком, погружая свои руки и руки ребенка в коробку.
Если малыш первым почувствовал руками интересный предмет, заинтересовано спрашивайте у малыша, называя его по имени: «Что это?», «Оно тяжелое или легкое?», «Какого цвета эта ракушка?».
Выяснив все качества предмета, закрепите их словесно: «Давай положим эту белую ракушку в шкатулку!». Соберите полную шкатулку сокровищ и отпразднуйте завершение игры.
Обратите внимание: не каждый двухлетний исследователь в силах устоять перед соблазном перевернуть коробочку вверх дном и попробовать фасоль на зуб, пока мама не видит. Поэтому, окончив игру, убедитесь, что сенсорная коробочка плотно закрыта и уберите в недоступное для малыша место до следующей совместной игры.
Интерактивная дощечка «За семью печатями»
Игра с интерактивной доской дает ребенку возможность узнать много нового о свойствах и назначении незнакомых конструкций и предметов, формирует понятие о причинно-следственных связях: потянул – открыл, задвинул – закрыл.
Сделать такую дощечку совсем несложно. Потребуется кусок фанеры, замки и щеколды, которые, как правило, пылятся в гараже запасливых пап и дедушек. А мужчины наверняка с охотой возьмутся ее смастерить, приделав замки и щеколды к фанерной или деревянной дощечке.
Дайте ребенку возможность самостоятельно выяснить, как открываются и закрываются замочки и щеколды. Не забывайте озвучивать действия, которые совершает ребенок: «Ты открываешь замок. Ты задвигаешь щеколду. Ты нажимаешь на кнопку».
Играя с ребенком от одного года до двух лет родителям важно помнить о том, что внимание малыша в этом возрасте все еще непроизвольное. Не стоит требовать от него результатов, а тем более, заставлять играть в игру, в которую малыш играть не хочет. Лучше заинтересовать его чем-то новым, импровизировать и следовать за его интересами.
Екатерина Коробкова
Какими вы представляете идеальные отношения с ребенком и что лучше, опекать и баловать, контролировать или отпускать «в свободное плавание»? Прислушайтесь к себе и ответьте на вопросы нашего теста, и вы сможете определить, какая вы мама.
Пройти тест
Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/razvivayushchie-igry-dlya-detey-ot-1-do-2-let-rekomendatsii-dlya-roditeley/
Что помогает развитию интеллекта ребенка?
Интеллектуальное развитие — способность пластичная, ее можно ускорить, а можно и притормозить. Все родители хотят, чтобы развитие интеллекта ребенка не стояло на месте, но что конкретно может подстегнуть, ускорить развитие? Давайте разбираться.
Развитие интеллекта: что это, зачем нужно, от чего зависит
Никого не нужно убеждать в том, что дети с высоким интеллектом добиваются большего в своей жизни, пользуются популярностью среди друзей, делают успехи в школе.
Хорошая способность к усвоению знаний означает определенный уровень и скорость, с которой ребенок делает обобщения, сравнения.
С помощью развитого интеллекта ребенок правильно воспринимает окружающую действительность, понимает основные процессы и явления.
Интеллект не исчерпывается только умственной сферой человека, он охватывает все стороны деятельности, с том числе эмоциональную и физическую. У маленького ребенка мышление тесно связано с физической активностью, поэтому важно ее не ограничивать. Родителям стоит помнить, что запреты в принципе тормозят мыслительные процессы.
Факторы, влияющие на интеллектуальное развитие ребенка:
- наследственность;
- образ жизни матери во время беременности;
- условия жизни ребенка (еда, общение, познавательная и двигательная активность);
- количество детей в семье (общее правило: чем больше детей, тем лучше ребенок приспосабливается к жизни в обществе);
- социальный статус родителей;
- характер и темперамент ребенка;
- личностные качества родителей.
В деле создания лучших условий для развития интеллекта ребенка нужно учитывать вышеизложенные факторы, но не только.
Важно стараться поддерживать благоприятную эмоциональную атмосферу в доме (в состоянии стресса и нервозности членов семьи никто не сможет нормально расти и развиваться), минимизировать принуждение (интеллектуальная работа должна приносить радость и быть добровольной), сделать интеллектуальную развивающую деятельность доступной малышу и соответствующей его возрасту.
Когда начинать?
Развитие ребенка в нормальных условиях начинается с первых дней жизни, в том числе интеллектуальное. Оно идет с оптимальной скоростью, если малыш находится в безопасности, накормлен, имеет тактильный и эмоциональный контакт с мамой.
Период, в который родитель может активно поучаствовать в развитии интеллекта своего ребенка с помощью игр, вспомогательных материалов — это возраст от 2 до 8 лет. В это время мозг малыша очень восприимчив к развитию.
Побуждая ребенка к интеллектуальному развитию, нужно помнить, что до двух-трех лет малыш изучает мир, трогая все подряд и пробуя на вкус. С четырех до шести лет у ребенка длится период формирования наглядно-образного мышления. А ближе к школьному возрасту начинает интенсивно развиваться словесно-логическое мышление.
Как развивать интеллект ребенка
- Играйте с ребенком в развивающие игры! Это могут быть как новые и современные разработки, так и старые добрые шахматы, шашки, различные настольные игры, развивающие интеллект и мышление.
- Занимайтесь творчеством: лепка, рисование, конструирование, аппликация из различных материалов не менее полезны, чем шахматы. Творческими занятиями вы разовьете у малыша абстрактное и логическое мышление, пространственное воображение.
- Компьютерные игры тоже могут быть полезны! Факт остается фактом: компьютер вошел в нашу повседневную жизнь, без него не обходится теперь ни школьное, ни институтское образование, ни большинство профессий. Компьютерные игры, «заточенные» под развитие мышления и интеллекта, пригодятся ребенку не только для тренировки памяти, логики, внимания, но и как обучающее пособие по пользованию компьютером.
- Игровое изучение дисциплин, которые будут сопровождать ребенка во время школы: математика и другие точные науки, чтение, иностранные языки. Что значит «игровое»? Литературное чтение может быть театрализованным, математика — входить в качестве одного из заданий в обычную «бродилку» с поиском клада, иностранные слова могут использоваться для викторин и задачек на сообразительность.
- С целью развития интеллекта можно «выходить в люди»: посещать мероприятия образовательной направленности, ходить в музеи, на научные и документальные фильмы вместе с друзьями, которые возьмут с собой своих детей. Впрочем, даже обычная прогулка может стать развивающей: называйте птиц и насекомых, которых встретите, изучайте форму опавших листьев, считайте найденные каштаны и желуди. В конце концов, вы можете даже составить карту ваших прогулок, а затем следовать ей вместе с ребенком.
- Запишите ребенка в детский развивающий центр. Опытный педагог направит познавательный интерес малыша в верное русло, поддержит мотивацию, даст рекомендации родителям. Центр «Чудо-Чадо» в Южном Бутово приглашает на бесплатный пробный урок, где родители смогут сами оценить пользу систематических занятий по развитию для своего ребенка.
- Не забудьте про детские энциклопедии. Правильные издания используют яркие и понятные иллюстрации, интересный формат подачи материала, только проверенные источники.
- Последний пункт, который должен быть первым: отвечайте на познавательные вопросы ребенка. Не отмахивайтесь от них, поиск нужной книги не отнимет у вас много времени, а поиск в интернете занимает несколько секунд. В то же время удовлетворение научного интереса малыша — едва ли ни главная ваша задача в деле развития интеллекта ребенка.
Пользуясь перечисленными способами развития интеллекта, нужно соблюдать несколько важных правил: создавайте условия для развития (покупайте пластилин, краски, выделите отдельный стол для творчества), не отталкивайте малыша от повседневных дел (пусть поможет маме на кухне), расширяйте круг общения. Иногда новый друг-шахматист мотивирует на занятие шахматами лучше мамы.
Развивайте своего малыша гармонично, занимайтесь вместе с ним!
Источник: https://umnyasha.me/the-intelligence-development-of-child.html
Как развить интеллект дошкольнику, школьнику, взрослому?
Идеальная ситуация, когда вы решили целенаправленно развивать интеллектуальные способности дошкольника, скажем, в 4-6 лет. И не просто делегировали это занятие воспитателям или репетиторам, а нашли время, чтобы заниматься вместе с ребёнком.
Прежде чем хвататься за все возможности для дошкольного развития, давайте определимся с базовыми способностями, которые нужно развивать.
Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей
Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием, над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:
- восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
- памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
- внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.
Попробуйте наши игры и упражнения на тренировку внимания и памяти.
Какой именно интеллект дошкольника будем развивать?
- Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи.
- Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).
- Интеллект, сила ума реализуются через ряд способностей, которые желательно развивать с раннего детства:
- познавать и обучаться;
- анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
- способность мыслить логически;
- находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.
Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не из тех, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал. ????
Направьте первые усилия на развитие образного мышления, логико-математических, аналитических способностей на базовом уровне.
С помощью ЛогикЛайк вы без труда сделаете занятия увлекательным совместным времяпровождением. Превратите развитие интеллектуально-творческих способностей в веселую игру, и ваш ребенок научится осваивать и усваивать тонны информации.
Задания и упражнения для развития интеллекта дошкольника
- Загадки на логику и смекалку. Отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
- Логические задачи (5-6 лет, 6-7 лет). Если загадки – это тренировка в первую очередь, скорости мысли, то задачи – это уже занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.
Пример задачи из курса ЛогикЛайк
Выбери предмет, который не подходит к остальным по материалу.
Источник: https://logiclike.com/razvitie/intellekt