Игровая деятельность в учебной деятельности

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой игровой деятельности: К. Гросс, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин и др.
Далее рассмотрим понятие игры и игровой деятельности, этапы развития игры, а также ее структуру.

Понятие игры и игровой деятельности

  1. К. Гросс сделал первую попытку классифицировать детские игры.
  2. П. П. Блонский. По мнению П. П. Блонского, игра представляет собой особую группу, которая включает в себя несколько видов деятельности.
  3. Д. Б. Эльконин рассматривал игру как отдельную деятельность детей.

Определение 1

Игра – это ведущий тип деятельности дошкольников. Игра – это особый вид деятельности, который направлен на усвоение культурно-исторического опыта человечества.

Функции игры:

  1. Развлечение,

  2. Коммуникация,

  3. Самореализация,

  4. Терапия,

  5. Диагностика,

  6. Коррекция,

  7. Социализация.

Этапы развития игры

Д. Б. Эльконин выделял несколько постепенно усложняющихся видов игр:

  1. Предметно-манипулятивная игра. Здесь действия ребенка сводятся к подражанию.
  2. Сюжетно-ролевая игра. Данный вид игры направлен на усвоение норм межличностных взаимоотношений.
  3. Игра с правилами.

Игровая деятельность в учебной деятельности

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рассмотрим также и классификацию способов игр по Н. Я. Михайленко:

  1. Условные предметные действия.
  2. Поведение в контексте той или иной роли.
  3. Развертывание сюжета.

Далее изучим роль игры в развитии психики ребенка:

  1. Игра как способ изучения особенностей межличностного взаимодействия.
  2. Игра как способ изучения особенностей соподчинения мотивов.
  3. Развитие нравственных инстанций.
  4. Формирование качественно новых мотивов.
  5. Формирование и развитие новых продуктивных видов деятельности.

Рассмотрим также особенности игровой деятельности дошкольников.

Старших дошкольников привлекают, в основном, именно ролевые игры. Особенностью этих игр является то, что в них можно использовать одни предметы в качестве заменителей других, а также проигрывать разнообразные роли. Особенно характерно для дошкольников подражание взрослым в своих играх. Таким образом, здесь можно говорить о закладывании определенной модели поведения.

Также важно характеристикой становится то, что для детей важнее сам процесс игры, нежели ее результат. Дети играют ради самой игры, ради эмоциональных реакций, которые он в ней получает, а также ради общения с другими сверстниками.

Довольно часто в своих играх дети демонстрируют те вопросы, которые когда-либо были затронуты их родителями. Кроме того, для детей нет проблемы в том, чтобы заменить один предмет совершенно другим, наделяя его таким же значением и функциями.

Дети 5-6 лет в состоянии по несколько часов и даже дней концентрировать внимание на игровом сюжете. Также по мере взросления они отдают предпочтение тем или иным игровым ситуациям.

Тогда как в младшем дошкольном возрасте преобладают бытовые тематики, в среднем больший интерес вызывают производственные обстоятельства, а старшие дошкольники увлечены общественно-политическими сценариями, нередко переплетенными с сюжетами любимых фильмов или книг. Правила для игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Развитие игровой деятельности дошкольников демонстрирует заметный прогресс по мере перехода детей их одной возрастной группы в другую. Малыши не в состоянии планировать развитие сюжета, а чаще повторяют одни и те же поступки взрослых.

Дети постарше демонстрируют творческий подход, а наиболее важными в игре считают отношения между игроками. Старшие дети дорожат распределением ролей и соблюдением правил игры.

Структура игры

По мнению Д. Б. Эльконина, в структуру игровой деятельности входит пять элементов.

  1. Роли, которые были распределены перед началом игры.
  2. Игровые действия.
  3. Игровые предметы.
  4. Взаимоотношения детей в процессе игры.
  5. Сюжет игры.

Все многообразие детских игр можно разделить на основные группы, которые представлены на рисунке 1. На рисунке 2 отражены особенности игровой деятельности младших и старших дошкольников.

Игровая деятельность в учебной деятельности

Рисунок 1. Типы игр

Игровая деятельность в учебной деятельности

Рисунок 2. Особенности игры дошкольников

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/deyatelnost/igrovaya_deyatelnost/

Игровая учебная деятельность

Неблагодарное это дело – строить классификацию игр. Поступим просто: пусть наша классификация не отличается научной строгостью, зато будет удобна в рамках этого раздела.

  • Здесь читатель найдет: 1) игры-тренинги; 2) игры в случайность; 3) театрализацию.
  • ?& ИГРЫ ТРЕНИНГИ
  • Эти игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…
  • Схема 1. ИГРОВАЯ ЦЕЛЬ
  • Формула:если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
  • Пример: Начальная школа

Сложение с переходом через десяток. Вместе с детьми мы «покоряем вершины». Решаем примеры и перемещаем фигурки альпинистов на соответствующее количество шагов. Чтобы альпинист покорил вершину, нужно правильно решить много примеров.

Пример: Грамматика

Возможность создать ситуацию игры дает любой учебный предмет, даже такой сухой, как грамматика. Например: представь себе, что ты редактор и отвечаешь за выпуск очередного номера газеты, а в текст вкрались ошибки, — найди и исправь их.

Или: ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик, а можешь ли ты по схеме предложения воссоздать его облик (т.е.

сказать, простое оно или сложное, сложносочиненное, сложноподчиненное или сложносочиненное с подчинением, сколько в нем главных, а сколько придаточных и т.д.).

Пример: Математика

«Эстафета». На доске написаны примеры в три столбика. Ученики делятся на три команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно выходят к доске, решают первое задание из столбика, затем возвращаются на места, отдав мел другому члену команды. Он также идет к доске и передает эстафету дальше. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свое задание.

Схема 2. Логическая цепочка

Формула: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

Играют двое или больше участников, это может быть отдельный ученик или команда. Вспомните известную игру в города. Это типовой пример.

Если участник1 называет Новгород, то участник2 должен назвать город на букву Д, например Днепропетровск, следующий назовет Киев, потом Волгоград….

То есть суть игры по такой схеме заключается в том, что задается некоторый формально-логический признак, в соответствии с которым каждый последующий игрок делает свой ход. Например, в «городах» таким признаком является последняя буква предыдущего слова.

Пример: Иностранный язык

Игра проводится так же, как и описанная выше в города. Но называются не только города, но и любые слова. Цепочка может выглядеть примерно так: day – yard – desk….

Естественно, слово нужно назвать (написать) и дать его перевод.

По мере накопления словарного запаса можно вводить дополнительные ограничения, например, называть только существительные, или только слова длиной от 3 до 5 букв, или имена собственные.

Пример: Физика

Игровая деятельность в учебной деятельности

  1. То есть каждый участник должен написать формулу, выражающую одну из физических величин из правой части формулы.
  2. & ИГРЫ В СЛУЧАЙНОСТЬ
  3. Формула:учитель вводит в урок элементы случайного выбора

Там, где правит бал случай, — там азарт. Попробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Если трудно найти шикарную, как в телевизионной игре «Что? Где? Когда?», достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздику. Можно и наоборот – вращать диск относительно неподвижного указателя.

Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (как в телевизионной игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик… Кроме рулетки используем игральные кости, подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, запускают бумажный самолетик в кого попадет… А одна учительница «по секрету» призналась, что делает шуточное «гадание по журналу».

Пример: История

Если вы хотите, чтобы ваши ученики лучше повторили пройденный материал, на уроке истории полетайте с ними на «хронолете». Для его изготовления не нужны громоздкие конструкции – простой бумажный самолетик, который мои мальчишки делают за минуту, вполне пригоден для «полетов во времени».

Обычно в 5-8 классах я уделяю в конце урока несколько минут этой игру. Карандашом пишу дату, место события и запускаю «хронолет»: к кому на парту оно сядет, тот и попадает в «другое время». Ученик оказавшись в другом времени, должен рассказать нам о том, что он там видел. Ребята с удовольствием играют в эту игру.

Им разрешается фантазировать, но не отступая от исторической реальности.

¤Ë? ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ

& Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны

Формула:разыгрывается сценка на учебную тему

Пример: Иностранный язык

Александр Михайлович выбрал для своего открытого урока своеобразный сюжет, сам по себе задающий высокий темп, который является одним из признаков учительского профессионализма. На берег выбросило бутылку с посланием человека, потерпевшего крушение.

Ученики это послание читают, затем в видеозаписи слушают его жену и пишут ей письмо. Это несчастная женщина через некоторое время звонит по телефону, и ребята, как свидетели бесценной информации о ее муже рассказывают ей то, что знают о его судьбе.

Пример: Физика

Вообще-то «Аристотеля» из Тулы зовут Котов Вадим Евгеньевич. Ему 27 лет. Аристотелем он же был только на время урока…

— Представьте, пожалуйста, что я Аристотель, — обратился он к ребятам, и докажите мне, что моя теория ошибочна. Только не пользуйтесь лексикой современной физики. Иначе я вас просто не пойму.

Ребята тут же «вошли в предлагаемые обстоятельства», и разгорелся спор. А когда в их речь проникали термины из учебника, «Аристотель» только недоуменно пожимал плечами: «Что это за странное слово вы сказали? Что-то я такого не знаю».

В результате ребята очень скоро поняли, что хотел донести до них учитель: легко перевести Аристотеля на язык современных понятий и определений, но это уже будет не Аристотель.

Каждого мыслителя можно изучать по-настоящему только в контексте той эпохи, к которой он принадлежал.

Для чего это нужно? Объяснить это лучше всех сможет только сам Вадим Евгеньевич.

— Я специально отсекал все попытки сослаться на термин из учебника, необходимо было только вывести ребят на «искреннюю» работу. чаще всего ребенок работает в системе навязанных ему алгоритмов. А хотелось бы, чтобы он работал в алгоритме своего собственного мировоззрения. Это и есть «искренняя» работа.

` ДА И НЕТ ГОВОРИТЕ

& «Да-нетка», или Универсальная игра для всех

Пусть из нашей классификации эта игра выламывается – неважно. А важно то, что она способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию.

  • «Да-нетка» учит:
  • — связывать разрозненные факты в единую картину;
  • — систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • — слушать и слышать соучеников.

Учитель может использовать «Да-нетку» для создания интегрирующей ситуации (см. прием «Удивляй!» на с.6), организации отдыха на уроке, да и не только.

Формулы: учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами: «да», «нет», «и да и нет».

Бывает вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.

Проиллюстрируем игру фрагментом занятия в кружке ТРИЗ с детьми среднего возраста. Ребята должны отгадать загаданный учителем предмет быта (лампочку).

Вопросы детей Ответы

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/8053.html

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения

Игра — наиболее доступный вид деятельности для обучающихся разных возрастных групп. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения обучающегося, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность обучающегося, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра — это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами, такими как наблюдения, беседы, дискуссии и т.д.

Читайте также:  Ролевая игра для младших школьников. бытовые приборы

Играя, обучающиеся учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра — это самостоятельная деятельность, в которой обучающиеся вступают в общение со сверстниками.

Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.

Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании обучающихся и способствуют формированию у них добрых чувств, благородных стремлений и навыков коллективной жизни.

Игровая деятельность занимает большое место в системе физического и трудового обучения. Обучающимся необходима активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая интересы и социальные потребности.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями в повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом и делом.

Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса у обучающихся к общественной жизни, к героическим подвигам людей, у них появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подрожать любимым героям. Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения подрастающего поколения.

Понятие об «игре» вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так у древних греков слово «игра» означало собою действия, выражая главным образом то, что у нас называется «придаваться ребячеству». У древних израильтян слово «игра» соответствовало понятие о шутке и смехе.

Впоследствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг действий человеческих, с одной стороны не претендующих на тяжелую работу, с другой — доставляющих людям веселье и удовольствие.

Таким образом, в этот круг понятий стало входить все, начиная от детской игры в солдатики, до трагического воспроизведения героев на сцене театра.

Исследования путешественников и этнографов, содержащие материал о положении ребенка в обществе, находящемся на относительно низком уровне истории развития, дают достаточно оснований для гипотезы о возникновении и развитии детской игры.

На разных стадиях развития общества, когда основным способом добывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий, игры не существовало. Дети рано включались в жизнь взрослых.

Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, мотыжному земледелию привели к существенному изменению положения ребенка в обществе. Возникла потребность в специальной подготовке будущего охотника, скотовода, ремесленника и т.д.

В связи с этим взрослые начали изготовлять орудия, являющиеся точной копией орудий взрослых, но меньшего размера, специально приспособленных для детей. Возникли игры — упражнения. Детские орудия увеличивались вместе с ростом ребенка, постепенно приобретая все свойства орудий труда взрослых.

Общество в целом чрезвычайно заинтересовано в подготовке детей к участию в будущем в самых ответственных и важных областях труда, и взрослые всячески содействуют играм-упражнениям детей, над которыми надстраиваются игры-соревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и общественным смотром достижения детей.

В дальнейшем появляются сюжетно-ролевая (или сюжетная) игра. Игра, в которой ребенок принимает на себя роль, соответственно каким-либо действиям взрослых. Дети, предоставленные самим себе, объединяются и организуют свою особую игровую жизнь, воспроизводящую в основных чертах общественного отношения и трудовую деятельность взрослых.

Историческое развитие игры не повторяется. В онтогенезе хронологически является ролевая игра, служащая главнейшим источником формирования социального сознания ребенка в дошкольном возрасте. Таким образом, детство неотделимо от игры, чем больше детства в культуре, тем важнее игра для современного общества.

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит вглубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средство воспитания и обучения.

В различных педагогических системах игре вводилась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место в игре.

Игре приписывают самые разнообразные функции, как часто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти ее место в общей системе работы учреждений различного уровня.

Необходимо более точно определить те стороны психического развития и формирования личности обучающегося, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности.

Исследование значения игры для психического развития и формирования личности очень затруднено.

Здесь невозможен чистый эксперимент просто потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни обучающихся разных возрастных групп и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития.

В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения ребенка — оно становится произвольным. Под произвольным поведением необходимо понимать поведение, осуществляющееся в соответствии с образом и контролируемое путем сопоставления с этим образом как этапом становления личности.

Запорожец А. В. [1; с. 53] первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях прямого задания разнообразен. Он же установил, что в ходе развития меняется структура и организация движений. В них явно отсутствует фаза подготовки и фаза выполнения.

Игра представляет собой первую доступную для обучающихся форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.

Манулейко З. В. [2, с. 37] раскрывает вопрос о психолого-педагогическом механизме игры. Опираясь на ее работы, можно сказать, что большое значение в психолого-педагогическом механизме игры отводится мотивации деятельности.

Указание на мотивы является недостаточным. Необходимо найти тот психический механизм, через который мотивы могут оказывать это воздействие. При выполнении роли образец поведения, становится одновременно этапом, с которым обучающийся сравнивает свое поведение, контролирует его.

Обучающийся в игре, выполняет как бы две функции; с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой — контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и контроль за выполнением этого образца.

При выполнении роли имеется своеобразное раздвоение, то есть «рефлексия». Но это еще не сознательный контроль, так как функция контроля еще слаба и часто требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры.

В этом слабость рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь зарождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения.

Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свою основу, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие и на становление личности подрастающего поколения.

Опираясь на работу Пидкасистого П. И. [3; с. 45], можно утверждать, что все игры делятся: на естественные и искусственные. Естественная игра есть спонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественным процессам само научения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной и непривычной обстановке.

Главное отличие искусственной игры от естественной заключается в том, что человек знает, что он играет, и на основе этого очевидного знания широко использует игру в своих целях.

Можно выделить 6-ть известных организационных форм игровой деятельности:

  1. Индивидуальная форма игры. К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и знаками.

  2. Одиночная форма игры. Это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.

  3. Парная форма игры. Это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества.

  4. Групповая форма игры. Это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и туже цель.

  5. Коллективная форма игры. Это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.

  6. Массовые форма игры. Это тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.

Таким образом, технология игровых форм обучения есть конкретный способ реализации педагогической истины в каждом конкретном учебном материале, на конкретном уроке или учебном занятие. Другими словами технология обучения есть прикладная дидактика, а именно — теория использования передовых педагогических идей, принципов и правил «чистой науки».

Технологией учебных игр является практическое осуществление педагогической теории и получение в педагогическом процессе заранее намеченных результатов.

Технология игры основана и отработана на базе широкого применения педагогических идей, принципов, понятий, правил.

Специфической и непосредственной целью педагогической технологии является направленное развитие личности играющего обучающегося, это систематическое и последовательное воплощение на практике концепций инновационных процессов в образовании, заранее спроектированных на основе тех идей, признанных в мире в качестве высоко значимых ценностей личности и современного общества.

Педагогической аксиомой игровой деятельности является положение, согласно которому к развитию интеллектуальных способностей, самостоятельности и инициативности, деловитости и ответственности обучающихся разных возрастных групп может привести только представление им подлинной свободы действий в общении.

Вовлечение их в такую деятельность, в которой они не только поняли бы и проверили бы то, что им предлагают в качестве объекта усвоения, но и на деле убедились в том, что их успехи в саморазвитии, их судьба как будущего специалиста в изначальной степени зависит от их собственных усилий и решений.

Важнейшим условием реализации данной аксиомы в педагогической практике является игровая деятельность подрастающего поколения и их подготовка к реальной современной жизни.

Литература:

  1. Запорожец А. В. Развитие произвольного поведения у ребенка. – М., 2005. – 134 с.

  2. Манулейко З. В. Изменение моторики ребенка. – М., 2006. – 96 с.

  3. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии. – М., 2008. – 156 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/46/5703/

33. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Основные признаки игровой деятельности

  • Игра́
    — вид осмысленной непродуктивной
    деятельности, где мотив лежит не в
    результате её, а в самом процессе.
  • Игра,
    игровая деятельность — это вид
    деятельности в условиях ситуаций,
    направленных на воссоздание и усвоение
    общественного опыта, в котором складывается
    и совершенствуется самоуправление
    поведением.
  • Игра
    — ведущий вид деятельности ребенка
    дошкольного возраста, в связи с развитием
    которой происходят главнейшие изменения
    в психике ребенка и внутри которой
    развиваются психические процессы,
    подготавливающие переход ребенка к
    новой ступени его развития.

Игра
— основной вид деятельности ребёнка.

Это свободная и самостоятельная
деятельность, возникающая по инициативе
ребёнка. В процесс игры вовлекается вся
личность ребёнка: познавательные
процессы, воля, чувства, эмоции,
потребности, интересы. В результате
происходят удивительные изменения этой
личности.

Игра очень специфический вид
деятельности, которому присуще все
характеристики деятельности, но все
они — особенные.

А
каково содержание игровой деятельности?
Говоря о деятельности, мы говорим и о
её процессе. Если в любой другой,
неигровой, деятельности важна прежде
всего цель, результат, то в игре важен
в основном процесс, так как видимой цели
игра не имеет. Именно интерес к самому
процессу игры является той движущей
силой, которая позволяет игре длиться.

  1. Детская
    игра — исторически развивающийся вид
    деятельности, заключающийся в
    воспроизведении детьми действий взрослых
    и отношений между ними в особой условной
    форме.
  2. Детские
    игры рассматриваются форма включения
    ребенка в мир человеческих отношений,
    как стремление к гармоничному
    сосуществованию с миром взрослых, как
    формирование произвольного поведения
    ребенка, его социализация.
  3. В
    человеческой практике игровая деятельность
    выполняет такие функции:
  4. Развлекательную (это основная
    функция игры — развлечь, доставить
    удовольствие, воодушевить, пробудить
    интерес);
  5. Коммуникативную:освоение диалектики
    общения;
  6. Самореализации: вигре как полигоне
    человеческой практики;

  7. Игротерапевтическую:Преодоление
    различных трудностей, возникающих в
    других видах жизнедеятельности;
  8. Диагностическую: выявление отклонений
    от нормативного поведения, самопознание
    в процессе игры;
  9. функцию Коррекции: внесение
    позитивных изменений в структуру
    личностных показателей;
  10. Межнациональной коммуникации:
    усвоение единых для всех людей
    социально-культурных ценностей;

  11. Социализации:включение в систему
    общественных отношений, усвоение норм
    человеческого общежития.
Читайте также:  Классный час «всемирный день левшей», 8 класс

Тема
игры – это то явление жизни, которое
будет изображаться: семья, детский сад,
школа, путешествия, праздники. Одна и
та же тема включает в себя различные
эпизоды в зависимости от интересов
детей и развития фантазии. Таким образом,
по одной теме могут создаваться различные
сюжеты. 

Большинству
игр присущи четыре главные черты (по С.
А.Шмакову):

• 
СвободнаяРазвивающаяДеятельность,Предпринимаемая лишь по желанию
ребенка, ради удовольствия от самого
процесса деятельности, а не только от
результата (процедурное удовольствие);

• 
Творческий,
В значительной мере импровизационный,
очень активныйХарактер Этой
деятельности («поле творчества»);

• 
Эмоциональная
приподнятость
Деятельности,
соперничество, состязательность,
конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная
природа игры, «эмоциональное напряжение»);

  • • 
    НаличиеПрямых или косвенныхПравил,Отражающих содержание игры,
    логическую и временную последовательность
    ее развития.
  • Виды
    игр:

  • предметная,

  • сюжетно-ролевая,

  • подвижные игры с правилами,

  • игры — драматизации,
  • -результативные
    игры,

  • дидактические и развивающие игры

  • музыкальные

-спортивные
и т.д.

Источник: https://studfile.net/preview/3192462/page:30/

Игровые методы в учебном процессе

Источник: По материалам учебно-методического пособия «Методы эффективного обучения взрослых» Института повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации и интернет-сайта psymanager.km.ru

Игра — это уникальный механизм аккумуляции и передачи социального опыта, как практического — по овладению средствами решения задач, так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Появление игрового метода связано с требованиями повышения эффективности обучения за счет более активного включения слушателей в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний.

Игра — удобная основа для построения имитационной деятельности по разрешению различных (в т. ч. и практических) проблем. В ходе игры происходит ускоренное освоение предметной деятельности за счет передачи активной позиции: от роли игрока — до соавтора игры.

Исследователями установлено, что человеческая память сохраняет приблизительно 10% услышанного, 50 — увиденного, и 90 — проделанного собственноручно.

Структурные компоненты игры

Без чего не может быть игровой ситуации? Без игровых ролей и их принятия участниками, без игровых действий, подчиняющихся определенным правилам, без моделирования, без игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального напряжения.

Роль и ее принятие — важнейшие составляющие ролевой игры. Исполнение роли представляет точное, буквальное, происходящее во внешнем плане, воспроизведение деятельности другого человека. Принятие роли осуществляется на когнитивном , эмоциональном и поведенческом уровнях .

Человек может принимать роль через:

  • присвоение внешних черт поведения;
  • присвоение норм поведения;
  • присвоение социальных задач, стоящих перед ролью.

Игровые действия связаны с целевым аспектом игры. Они могут задаваться сценарием, ведущими игры или ее нормативными документами, а могут быть сформулированы (избраны) игроками в соответствии с собственным видением ситуации.

Существенной детерминантой видения ситуации являются ролевые цели и личные интересы участников. Ролевые цели предписываются участникам условиями игры.

Они могут отличаться от цели, которая является общей для всего игрового коллектива (обучение, проектирование, апробирование, досуг и т. д.).

Ролевые цели, в свою очередь, можно подразделить на функциональные и игровые. Первые обусловлены спецификой моделируемых функциональных обязанностей специалистов, деятельность которых имитируется в игре. Вторые характерны только для конкретной игровой ситуации, например, набрать большее количество баллов.

Моделирование в игре — это структурный элемент, присущий исключительно ролевым играм взрослых. Аналогом его в детской игре является игровое использование предметов. В широком смысле под моделированием понимается замена непосредственного экспериментирования созданием объектов (макетов), замещающих реальный объект изучения, и манипулирование ими.

Модель реализуется через правила. Правила игры — это те положения, в которых отражается сущность игры, соотношение всех ее компонентов. Правила могут быть перенесены в игры из культурного контекста, взяты из жизни или придуманы специально для игры. В зависимости от сферы, которая подвергается игровому моделированию, игры делятся на:

  • социально-экономические;
  • производственные;
  • социально-культурные;
  • управленческие;
  • экономические;
  • политические и другие.

С точки зрения самостоятельности действий игроков и жесткости игровых правил игры могут быть поделены на жесткие, свободные и промежуточные — своеобразный компромисс между первыми двумя.

Жесткие игры — это те, в основе которых лежит формальная модель имитируемых процессов, задающая «рисунок» игровых действий (игровой деятельности участника). Она же выступает основой для определения последствий действий игроков и обоснованности принятых ими решений.

В играх этого типа последовательность и, отчасти, содержание каждого шага игрока строго фиксируются, принятие решений сводится к выбору варианта из предложенных альтернатив и осуществляется в строго определенные промежутки времени.

Игрокам предоставляется вся полнота обязательной информации.

Свободные игры (имитация) происходят, как правило, на базе заранее написанного сценария, в котором задается лишь основное направление развития событий; участникам игры предлагается самим определить, какие шаги и в какой последовательности они будут предпринимать.

Оценка результатов осуществляется экспертами, благодаря чему повышается близость игры к реальным условиям деятельности. Та особая реальность, которая конструируется в игре, должна предоставлять возможности для самостоятельно инициируемой и самостоятельно организуемой деятельности участников.

Участники сами формулируют проблему и строго не ограничены в способах решений и действиях.

Промежуточные игры позволяют нивелировать ограничения, характерные для крайних форм. В силу этого они оказываются действенным методом исследования и обучения, поскольку создают условия для реализации возможностей участников.

Процесс игры отличает этот метод обучения от анализа ситуаций (кейсов) и тренинга. Он предполагает обязательное включение на протяжении игры дополнительных вводных, могущих существенным образом повлиять на игровые роли, цели и игровые действия участников.

Новые вводные, принятые в соответствии с ними решения, осуществление игровых действий постоянно влияют на состояние модели и провоцируют ее изменения.

Участники игры, получая информацию об изменении модели и осознавая результат своей деятельности, в дальнейшем действуют с учетом этого.

Классификация игр

По типу процессов (характеристикам времени проведения, формы и сферы моделирования, роли ведущего игры, степени заданности ролей, формам выработки решения участниками игры, системам оценивания) все игры можно разделить на три основные категории — оргдеятельностные, деловые и ролевые (сравнительный анализ представлен в табл. 1 ).

Таблица 1

Общая характеристика игр

Основные признаки игры Тип игры
Деловая игра Оргдеятельностная игра Ролевая игра
Временная характеристика проведения Дискретность Дискретность Непрерывность
Форма моделирования или степень имитации Реальное проигрывание Мыследеятельность (размышление о деятельности) Реальное проигрывание
Роль ведущего игры Активное вмешательство в ход, лидирование Организатор коллективной мыследеятельности, посредник коммуникации. Активная позиция Позиция «за кадром», контролирует опосредованно игровыми методами
Степень заданности ролей Заданность ролей, их явная представленность Условность ролей, незаданность, самоопределение, исходя из личной позиции Заданность ролей, их явная представленность
Сфера моделирования (наиболее частое применение) Управление социально-экономическими системами Социально-производственная сфера, деятельность в различных областях практики Социальная и культурная сфера, социально-экономические системы
Форма выработки решения участниками игры Коллективная Коллективная Коллективная или индивидуальная
Система оценивания по ходу игры Присутствует Часто отсутствует Отсутствует

Оргдеятельностные игры (ОДИ)

Моделирование в процессе ОДИ предполагает размышление о деятельности, однако реальное проигрывание и манипулирование моделью отсутствуют.

Существенным отличительным признаком ОДИ является то, что роли здесь условные. Решения вырабатываются вне рамок штатных оргструктур. Однако обязательно обеспечивается различие ролевых целей и взаимодействие ролей. При этом различие ролевых целей обусловлено главным образом различием личных интересов участников игры.

Ведущий игры в ситуации ОДИ является центральной фигурой, организующей коллективную мыследеятельность и выступающей посредником в процессах коммуникации и понимания.

Система оценивания по ходу игры экспертами, ведущими и взаимного оценивания участниками часто отсутствует. Решения принимаются коллективно. Цель игрового коллектива превалирует над индивидуальными.

Дискретность ОДИ осуществляется через ее прерывание на принятие общего решения, выработку общего отношения или рефлексию по поводу игры.

Организация игры строится по принципу: групповая работа — пленарное заседание — рефлексия по поводу игры.

В ходе проектировочных игр , как правило, решаются различные проблемы организации, связанные с созданием или реформированием существующих организационных структур. Для этих целей привлекаются работники организаций, имеющие соответствующий потенциал и полномочия для решения стратегических задач.

В ходе проблемно-ориентированных игр осуществляется постановка и поиск решения проблем.

Найденное решение проверяется в деятельности игроков здесь же на игре, отрабатываются и проигрываются оптимальные решения.

Иногда игра может быть использована в качестве практического руководства для решения различного типа сложных проблем, а также когда требуется объединение специалистов различных направлений.

Исследовательские игры отличаются нацеленностью на вскрытие новых закономерностей в основном в экономических, социальных, общественных науках, а также в психологии.

Через этот тип игр, как правило, осуществляется внедрение «системных новообразований» в различные сферы общественной практики, изучение функционирования различных организаций в научных целях, решение исследовательских задач, прогноз, апробирование намечаемых инноваций, а также диагностика участников игры.

Деловые игры

В общем виде определяются как метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях (путем проигрывания, разыгрывания) по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам.

Поэтому нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Основной сферой приложения деловых игр является принятие управленческого решения в социально-экономических ситуациях.

На основе модели социально-экономической системы имитируется процесс деятельности руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.

Такая характеристика как дискретность очень важна для деловых игр, так как игра строится по принципу: игровая деятельность — деятельность по поводу игры (рефлексия) — игровая деятельность.

Игровая деятельность задается через имитацию функционирования социальных институтов и поведения игроков как представителей тех или иных организаций. По ходу игры используются групповые обсуждения, фокусирующиеся как на предметной стороне решаемых проблем, так и на особенностях взаимодействия между участниками.

Это позволяет, с одной стороны, контролировать процесс игры, а с другой — дает возможность участникам внести изменения в свою деятельность на основе рефлексии, перестроить работу в соответствии с выявляющимися промежуточными результатами. Существенной особенностью деловой игры является то, что она многотактна.

Решение, принимаемое участниками игры на основе исходной информации, воздействует на модель объекта управления, вызывая изменение его исходного состояния. Сведения об изменениях состояния объекта через систему оценивания деятельности участников поступают к игрокам.

На основе полученной информации игроки вырабатывают решение на следующем такте управления, которое имеет целью новое воздействие на объект. Таким образом, в деловой игре существует цепочка решений, но она не является непрерывной.

Роли и ролевые цели участников в деловых играх часто смешаны: для части участников они строго заданы, прописаны и неизменны в течение всей игры. Другая часть игроков определяет свои роли и формулирует цели, исходя из личного опыта.

В отличие от ОДИ, в деловых играх есть роли, заданные и прописанные четко, а затем принятые в той или иной степени играющими.

Из-за несовпадения ролевых целей участников (функциональных и игровых) при их взаимодействии происходит столкновение интересов, возникает конфликтная ситуация, что способствует созданию управляемого эмоционального напряжения.

Роль ведущего деловой игры, так же как и в оргдеятельностных играх, активна. Он — организатор, следит за реализацией плана игры и ведет пленарные заседания, часто является источником конфликтной ситуации. Таким образом, ведущий игры является элементом игрового комплекса наравне с игровыми группами и экспертами.

Читайте также:  Игровая конкурсная программа для детей начальной школы

Система оценивания в деловых играх — часто разветвленная — направлена на обеспечение обратной связи, которая служит для формирования ролевых целей и активизации участников на каждом этапе игры, и применения процедурных средств воздействия на участников, если они отклоняются в своей игровой деятельности от предписанных им ролей. Под системой оценивания понимается система поощрений и наказаний, оценка в баллах на всех этапах игры. Она может быть групповой и индивидуальной.

Реальность проигрывания совместной деятельности, общения и отношений приближают метод деловых игр к условиям практической деятельности реальных работников определенной социально-экономической системы. Это одно из важных отличий деловой игры от оргдеятельностной.

Деловая игра ПОДБОР ПЕРСОНАЛА

  • Цель и задача
  • Цель: научить слушателей формулировать профессиональные требования к работнику, исходя из особенностей предприятия.
  • Задача: подобрать из нескольких кандидатур наиболее подходящую для замещения вакантной должности.
  • Порядок проведения
  1. Сформировать команды по 4–8 человек, исходя из профессиональных интересов, и раздать исходные документы. Рациональнее всего иметь не более шести команд.
  2. Определить тип предприятия и его организационно-правовую форму.

  3. Определить вакантную должность, для которой будет вестись подбор работников.
  4. Распределить роли между членами команды.
  5. Построить методом мозгового штурма профессиональную модель работника по приведенной форме.
  6. Подготовить оригинальное рекламное объявление в газету объемом не более 30 слов.

  7. Разработать модель служебной карьеры работника по приведенной форме.
  8. Подготовить вопросы для команд-конкурентов.
  9. Подготовить итоговые доклады команды по модели, рекламе и карьере продолжительностью не более 5 мин. Доклад делает «генератор идей» или «организатор».

  10. Выделить из каждой команды по одному члену жюри и дать экспертную оценку результатов работы команд конкурентов по приведенной форме.
  11. Подвести итоги игры и дать оценку работе команд.

Методика проведения

Рекомендуется сначала распределить роли внутри команды путем выделения из нее «генератора идей», «критика», «эксперта», «организатора», «делопроизводителя» и зафиксировать их в листе экспертной оценки. Команды рассаживаются за столами в разных концах аудитории.

Затем необходимо сконцентрировать работу команд на разработке профессиональной модели работника

Источник: https://hr-portal.ru/article/igrovye-metody-v-uchebnom-processe

Образовательные результаты игровой деятельности (стр. 1 из 3)

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение
  • «Шегарская средняя общеобразовательная школа № 2»
  • Реферат
  • Образовательные результаты игровой деятельности
  • Учитель биологии и химии:

Логутова А.В.

  1. II
    квалификационная
  2. категория
  3. Мельниково 2010
  4. Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3 Глава 1. Игровая деятельность в процессе. ……………………………………………4-9 Глава 2. Значение игровых форм и методов обучения…………………………..10-11 Заключение…………………………………………………………………………………12 Список используемой литературы……………………………………………………….13

Введение

Педагогический процесс это совокупность урочных занятий внеклассной и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогическим и ученическим коллективом по одному плану. В обучении применяются в основном уроки-семинары, практические и лабораторные работы, на которых используются различные методы и средства.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.

Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Надо позаботиться о том, чтобы на уроках ученик работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм.

Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитании. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребёнка, а потому с её помощью он будет учиться с удовольствием.

Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять психологический барьер.

Их использование всегда даёт хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.

При организации игры многое зависит от учителя, его эмоциональности, с одной стороны, и умение вовремя, уйти в сторону, быть незаметным, если ведущие в игре – дети. Главное при проведении игры – создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся.

Цель: Выяснить значение игровой деятельности в процессе обучения. Задачи:

1. Изучить источники литературы по данной теме. 2. Раскрыть роль игровой деятельности в процессе обучения.

Глава 1. Игровая деятельность в процессе обучения

Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии.

Но это не значит, что занятия должны проходить только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, самостоятельной работой. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Игра это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Игра имеет большое значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

Поскольку игра представляет собой «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, функциональным жизненным потребностям, а, следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности.

Существенно также то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыследеятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие и т.д.). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряжение, позволяет проверить себя в различных ситуациях.

Она учит самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.

Педагогическая игра имеет четко поставленную цель обучения и педагогический результат. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игре приписывают самые разные разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ученика и найти ее место в системе образования и воспитания.

Наиболее точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребенка, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности. Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду.

Все эти воспитательные эффекты опираются на то влияние, которое оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учится находить и принимать решения.

Развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях, учиться сознательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в имеющихся условиях, заданных игрой. Учиться умению общаться, установлению контактов, получать удовольствия от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся. Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а так же использоваться при проведении нетрадиционных уроков. Несмотря на общее признание положительного влияния игр на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, они не нашли еще достаточно глубокого и основательного решения в методиках преподавания предметов. Большинство учителей, методистов игру, которая проводится в процессе обучения, называют дидактической. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни. Формировать цели и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке, самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педаго­гических игр. В первую очередь следует разделить игры по виду де­ятельности на физические (двигательные), интеллектуаль­ные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

Можно выделить четыре организационные формы игровой деятельности: индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую. К индивидуальным формам можно отнести игру одного человека с самим собой или с различными предметами и знаками.

Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.

Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования или соперничества.

Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.

Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.

Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют много людей. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обоб­щающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применя­емых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, ими­тационные и игры-драматизации.

По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значи­тельной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Технологией учебных игр является практическое осуществление педагогической теории и получение в педагогическом процессе заранее намеченных результатов. Технология игры основана и отработана на базе широкого применения педагогических идей, принципов, понятий, правил.

Специфической и непосредственной целью игровой технологии является спонтанно направленное развитие личности играющего школьника. Это систематическое и последовательное воплощение на практике концепций инновационных процессов в образовании, заранее спроектированных процессов в образовании.

Заранее спроектированных на основе тех идей, которые признанны в мире в качестве высоко значимых ценностей личности и общества.

Необходимо отметить, что учебная игра есть творческое повторение конкретной человеческой деятельность на глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и значимости в условиях самостоятельности или соревнования с соперником.

В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Чтобы победить в игре – соревновании, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Другими словами, игра на уроке является комплексным носителем информации.

Педагогическое положение гласит, согласно которому к развитию интеллектуальных способностей, самостоятельности и инициативности, деловитости и ответственности школьников может привести только представление им подлинной свободы в общении. Вовлечение их в такую деятельность, в которой они не только поняли и проверили бы то, что им предлагают в качестве объекта усвоения, но и на деле убедились в том, что их успехи в саморазвитии, их судьба как специалиста в изначальной степени зависит от их собственных усилий и решений.

Источник: https://mirznanii.com/a/287476/obrazovatelnye-rezultaty-igrovoy-deyatelnosti

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector