19 0 618
Перспективное планирование включает два игровых сюжетно-тематических занятия в месяц, краткий план проведения занятия, где представлен игровой сюжет, дидактические игры и упражнения. Наряду с дидактическими играми…
— Читать далее — 37 0 1440
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу — задача и долг взрослых: родителей и…
— Читать далее — 44 0 6284
СЕНТЯБРЬ 1-я неделя
«НА МАШИНЕ»
Программные задачи: формировать умения взаимодействовать со взрослым, выполнять его просьбы, включаться в совместную деятельность; воспитывать доброжелательное отношение друг к…
— Читать далее — 59 0 9076
Все представленные ниже дидактические игры распределены по разделам: игры по обучению грамоте и развитию речи, по математике, ознакомлении с окружающим, музыке и пению, игры с элементами изобразительного…
— Читать далее — 36 0 3942
Дидактическая игра «Да—нет» Цель: закрепить знаний детей о действиях, которые могут привести к пожару. Воспитатель перечисляет действия. В случаях, если они могут привести к возникновению пожара, воспитанники…
— Читать далее — 46 0 3319
Выявление и формирование знаний и умений по декоративно-прикладному искусству и декоративно-прикладной деятельности при помощи дидактических игр Дидактические игры и упражнения, являясь одновременно и методом, и…
— Читать далее — 22 0 3107
Что в теории дошкольной педагогики выделяют четыре основных вида игрушек: сюжетно-образные, дидактические, моторно-спортивные, игрушки-забавы. Деление это весьма условно, т.к. одни и те же игрушки можно отнести к…
— Читать далее — 9 0 2149
Игра «Мне доверяют»
Цель: уточнить понятие слова «доверие», воспитывать желание самому быть верным своему слову, не обманывать, не подводить других.
Материал: круг, разделённый на сектора, где вписаны начала…
— Читать далее — 9 0 2955
Игры детей тройками Дидактическая игра «Числовое лото»
Цель: уточнение и обобщение представлений о количестве и пространственном расположении предметов; закрепление умения сравнивать группы разнородных предметов…
— Читать далее — 10 0 1859
Игры детей тройками Дидактическая игра «Почтальоны»
Цель дидактической игры: обобщение представлений о цвете и форме предметов; развитие умения соотносить и называть предметы по форме; формирование навыков…
— Читать далее — 7 0 2040
Игры детей парами Дидактическая игра «Раздай шарики»
Цель: уточнение и обобщение знаний о цвете предметов; обогащение словарного запаса детей; формирование навыков игрового взаимодействия, диалогического…
— Читать далее — 6 0 2234
Дидактическая игра «На какой предмет похоже»
Цель: обобщение представлений о форме предметов; развитие умения соотносить предметы по форме; обогащение словарного запаса; развитие диалогического общения.
Материал:…
— Читать далее — 7 0 1402
Организация игрового взаимодействия детей пятого и шестого годов жизни в условиях разновозрастной группы предполагает ряд взаимосвязанных этапов. Первый этап. Учитывая симпатии детей, взрослый объединяет их…
— Читать далее — 7 0 2048
Дидактическая игра может быть эффективной формой организации межвозрастного взаимодействия только при условии превращения её в самостоятельную деятельность детей. Для этого важно научить дошкольников игровым…
— Читать далее — 7 0 1390
Цель дидактической игры: диагностировать уровень осведомлённости детей в области своей осанки. Ход дидактической игры
Дети стоят в круге, рядом из цветной самоклеющейся ленты длиной 3—4 м оформлены дорожки…
Источник: https://vscolu.ru/didakticheskie-igry
Дидактические игры и авторские пособия
- Дидактические игры и авторские пособия
- Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
- Дидактические игры способствуют:
— развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.— развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
— социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
- Игры, которые представлены на моей страничке создавались творческой группой:
- Голюдова Татьяна Николаевна – идейный вдохновитель, мастер – золотые руки, благодаря ей в нашей группе появились замечательные игры.
- Галина Аурова – художник, создающий иллюстрации, для изготовления сказок из фетра.
- Я составляю методические рекомендации, пополняю игры различными вариантами.
- Игры пользуются большой популярностью у ребят, они яркие, красочные, приятные в использовании.
— формировать умение правильно употреблять предложно – падежные конструкции. (т.е. правильное употребление некоторых предлогов с именами существительными косвенных падежей) -формировать умение составлять предложения с предлогами по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога и предложенным словам. |
![]() |
![]() |
Пищевая цепочка — определенная цепочка питания. Начинается с одного организма, заканчивается другим, каждый организм служит питанием для другого. Солнце — основной источник энергии для всех пищевых цепей. |
Дидактическая игра «Забавная арифметика» Цель: формировать умения детей в игровой форме составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, на наглядной основе. Сравнивать группы предметов по количеству, используя знаки «больше», «меньше», «равно». Игру можно использовать как настольную, так и на магнитной доске. | ![]() |
Познавательная игра «Планеты солнечной системы» Цель: формировать, развивать, а в дальнейшем систематизировать знания детей о планетах солнечной системы. Развивать пространственные представления, развивать речь, мелкую моторику. | ![]() |
![]() |
Математический планшет — способствует формированию навыков счета, закреплению знаний о геометрических формах. |
Пособие на ознакомление дошкольников с народами Поволжья. С геральдикой (флаг, герб) | ![]() |
![]() |
«Пальчиковые шаги» — пособие на развитие мелкой моторики. |
«Собери гусеницу» Цель: развитие навыка звукового анализа слова. Развитие мелкой моторики, навыков чтения. | ![]() |
![]() |
«Собери цветок» Цель: закреплять умения обобщать понятия «Домашние животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Профессии», «Одежда». Формировать умение делить слова на слоги |
«Помоги Кузе» Цель: формировать умение детей анализировать поступки персонажей сказок, различать положительные и отрицательные поступки, на основе поступков персонажей, анализировать собственное поведение, задумываться о последствиях собственного поведения. | ![]() |
Игра «Солнышко и дождик» — развитие мелкой моторики, отслеживание эмоционального фона в группе на протяжении дня. | |
Дидактический тренажер «Светофор» для детей старшего дошкольного возраста. Формировать, развивать и закреплять знания детей о правилах дорожного движения. | |
Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности. |
Источник: http://chgard120.tgl.net.ru/d_igry_ponom
дидактическая игра
- Формирование представлений о времени у дошкольников в детском саду начинается со второй младшей группы (от 3 до 4 лет).
- В этом возрасте формируют представление о времени суток: утро, день, вечер, ночь.
- Формирование временных представлений основано на наглядности, поэтому педагогами в работе используется большое количество картин, дидактических игр, направленных на развитие чувства времени, формирование представлений о временах года, времени суток, дней недели.
Данная дидактическая игра может быть использована при работе с дошкольниками на формирование элементарных математических представлений как при работе в детском саду, так и при использовании родителями.
Познавательный интерес у ребенка значительно активнее и быстрее развивается посредством игры потому, что человеку по своей природе нравится играть, а мотивов в любой игре достаточно много.
Сама по себе игра достаточно эмоциональное действие, и она способна оживить даже самую сухую информацию. А вовлечение всех участников игры в активный процесс, делает информацию, получаемую дошкольником в игровом процессе более запоминающейся и восприимчивой.
- Данная дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Четвертый лишний»представляет собой набор дидактических карточек для использования дома и в детском саду.
- Цель игры:
- Развитие мышления и внимания дошкольников.
- Развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку
- Дидактические игры на развитие мелкой моторики рукдля детей 2-4 лет
- «Дождик, дождик кап – кап – кап»
- — Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действовать подражая взрослому;
Педагог предлагает детям посмотреть в окно (на улице идет дождик) и предлагает на коврике сделать веселые капельки дождя. Воспитатель показывает, как крепятся капельки с помощью липкой ленты, обращает внимание детей на то, что дождик идет сверху вниз.
Пожалуй, проблема сохранения здоровья у дошкольников является одной из проблемных при недостаточном обращении к ней взрослых. А воспитание бережного отношения к своему здоровью у детей, можно проводить используя такой способ, который очень нравится детям-это игра. Итак, посмотрите интересные дидактические игры для дошкольников для использования как в условиях детского сада, так и дома.
- Учебные цели:
- -учить различать живые и неживые объекты природы;
- -формировать представление об особенностях этих объектов в разные времена года;
- -закрепить отличные особенности живых и неживых объектов природы;
- Развивающие цели:
- -развивать связную речь, внимание, слуховую, зрительную память, мышление, познавательную активность.
- Воспитательные цели:
- -любознательность;
- -оценочно-контрольные действия (самоконтроль);
- -любовь к природе.
Источник: https://mirdoshkolnikov.ru/taxonomy/term/59
Дидактические карточки и игры
Сюрпризы — настольная игра из жанра мемори для детей. Мы подготовили простой вариант игры — для самых маленьких.
Отгадывание загадок – это не только интересное, но и полезное занятие для детей. Тематика загадок может быть самой разнообразной. Но … Далее →
Сегодня я хочу предложить не совсем обычную игру — лото со звуками.
Начинать знакомство малыша с математикой лучше с раннего возраста. В этом вам помогут специально разработанные математические пособия
Игралочка — пособие для изучения математики с детьми 5 — 6 лет. Пособие разработано на основе Федерального стандарта образования
Учебная тетрадь «Игралочка» — учебно-методический комплект, ориентирован на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике.
Прописи с повторением орнаментов и узоров. Далее →
Лото «Угадай овощ» развивает наглядно-образное мышление, внимание, активный словарь, учит игре в коллективе.
123›»
Источник: https://obuchalka-dlya-detey.ru/category/kartinki-dlya-tematicheskih-zanyatiy/
Дидактические игры для дошкольников
3501 (17 за неделю) / 15.08.16 09:00 /
Дидактическими называются игры, проходящие в форме учебных занятий. В них присутствует система оценки и правила при одновременной структуре игровой деятельности. В подобные игры со своим ребёнком вполне может сыграть любая мама. В помощь ей есть много информации для ознакомления с процессом проведения игры. Могут помочь картотеки с разнообразными дидактическими играми, которые можно купить или изготовить самостоятельно. Развивающие дидактические игры для детей-дошкольников расширяют их кругозор, учат их вначале наблюдать, а после выделять признаки, характерные для того или иного предмета (форму, цвет, величину). Кроме того, занимаясь такими дидактическими играми, дети учатся применять на практике полученные знания. Подобные навыки позже станут основой для успешного обучения. Ниже предложены несколько дидактических игр, которые наверняка понравятся любому малышу.
«Я тебе пример, ты мне ответ»
В этой дидактической игре присутствует интересная для дошкольников математика. Мама должна встать напротив малыша и кидать ему мяч. Удобнее этим заниматься в самой просторной комнате, а ещё лучше – на улице. При каждом броске мяча мама произносит математическую задачку, например «1+2», а малыш, возвращая ей мяч, должен произнести ответ.
«Геометрия из палочек»
Для старших дошкольников нужны, конечно, дидактические игры посложнее. Мама предварительно должна рассказать ребёнку о том, какие геометрические фигуры бывают. В игре используются простые спички или счётные палочки.
Ребёнку нужно предложить составить два одинаковых квадрата, манипулируя семью палочками. Из пяти палочек собрать один квадрат и два равных треугольника. Затем увеличить число палочек до девяти и предложить собрать из них 4 одинаковых треугольника и 2 квадрата.
Вариаций этой дидактической игры можно придумать очень много.
«Моё расписание»
Эта дидактическая игра также подходит для старших дошкольников. Она призвана научить детей объяснять и доказывать свою точку зрения.
Для этого потребуется несколько комплектов карточек, где изображены определённые моменты детского режима (сон, прогулка, обед и т. д.). Их следует расположить в последовательности реального режима и рассказать малышу, почему важен именно такой порядок.
В качестве задания можно попросить его исправить ошибку в ряду или продолжить его. При этом ребёнок должен объяснить каждое своё действие.
«Музыкальный кубик»
13 1 Занимательная математика для дошкольников
Любопытно, что занимательная математика для дошкольников интересует не только малышей, но порой увлекает и взрослых. Познавательные и одновременно инт …
«Музыкальные цветы»
Это ещё одна музыкально-дидактическая игра, предназначенная для дошкольников. Из картона нужно вырезать три цветка и нарисовать в центре каждого весёлую, плачущую, спящую (можно и другие) рожицу. Для каждой рожицы нужно подобрать соответствующую её «состоянию» музыку, а задачей ребёнка будет отгадать при прослушивании фрагмента, к какой рожице он относится.
«Опасные загадки»
Это одна из наиболее познавательных для младших дошкольников дидактических игр. Она может быть направлена на то, чтобы указать детям на опасные предметы. Маме нужно выбрать загадки и соответствующие им изображения предметов. После того как ребёнок отгадает загадку, его нужно попросить рассказать, чем же опасна данная вещь.
«Собери цветок»
Целью этой игры является обобщение у детей знаний о частях растений, упражнение их в употреблении имён существительных в единственном и множественном числе, родительном падеже, а также развитие памяти и зрительного внимания. В качестве материала для игры потребуются карточки с изображениями головок цветов и стеблей с листьями.
- В первом варианте игры педагог раздаёт малышам карточки, на которых присутствуют изображения стеблей и листьев, после чего показывает им карточку, где изображена головка одного из цветов и приговаривает: «Зелень, листья оживут и цветочек свой найдут». Малыш, у которого оказался рисунок стебля и листьев от того же цветка должен ответить, например, так: «Я узнала тебя, фиалка, я твой стебелёк», после чего он получает карточку с цветком и соединяет её со своей.
- В другом варианте стебли и листья остаются у педагога, а детям раздаются цветы. Воспитатель приговаривает: «Цветок каждый оживёт и листочек свой найдёт», дети же вторят ему: «Я тебя узнал, ты стебелёк моего колокольчика». В ходе игры воспитатель спрашивает у детей, что они знают, например, о колокольчике, где он любит расти, когда цветёт, имеет ли особые приметы, просит детей найти сходные признаки у фиалки и колокольчика и различия между ними.
«Посадим на клумбу цветы»
Он раскладывает перед детьми карты с изображениями различных цветов (садовых, полевых, первоцветов) и просит найти на маленьких карточках предложенные виды цветов и «посадить» их на клумбу. После работы детей воспитатель благодарит их за получившиеся красивые «клумбы» и просит, не называя самого цветка, всё о нём рассказать: какого он цвета, где любит расти, когда расцветает и т. д.
2 Простые игры для развития памяти маленьких детей
Память является важнейшим свойством личности и проходящим в мозгу процессом. Без неё невозможно было бы развитие интеллекта в принципе. К счастью, &nb …
«В гости к цветам»
Игра развивает воображение, слуховое внимание, выразительность мимики и движений, воспитывает интерес к флоре. Нужно сделать шапочки фиалки, колокольчика, мака и ромашки, также потребуется музыка «Вальса цветов» Чайковского.
Перед игрой нужно изучить цветы на клумбах, их названия, почитать стихи о цветах, спеть песни, загадать загадки.
В начале игры тихо звучит «Вальс цветов», а воспитатель предлагает детям выбрать себе шапочки любимых цветов и присесть на коврике на корточки.
Когда во время чтения воспитателем рассказа о цветах кто-то из детей услышит, что речь зашла о его цветке, то он должен подняться и повторить описанные в тексте движения.
Во время рассказа взрослого детям-цветам приходится расти, распускать бутоны, увядать под жаркими солнечными лучами и радостно ловить руками-лепестками капли дождя. Затем рассказ переносится с луга в сад, где царствуют садовые цветы.
В конце игры у педагога собирается целый «букет» цветов – дети берутся за руки и весело пляшут под музыку.
Источник: http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/didakticheskie-igry-dlya-doshkolnikov/
Дидактические игры для дошкольников
В статье описана методика проведения различных видов дидактических игр. Рассматриваются настольные и развивающие дидактические игры с примерами.
Игра для дошкольников является ведущей формой деятельности, благодаря игре дети полноценно развиваются.
Дидактические игры — это метод работы с малышами в форме специальных развивающих занятий, являющихся способом активного обучения. Основу таких игр составляет развитие познавательной сферы ребенка.
Системы дидактических игр впервые были разработаны известными педагогами в сфере дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори.
Дидактические игры — это одновременно и игра и обучение. У ребенка в процессе такой деятельности развиваются психические процессы и формируются личностные особенности. Дидактические игры воспитывают в дошкольниках нравственные качества, чувство справедливости, способствуют развитию речи детей, усвоению знаний, развивают познавательные умения.
Значение дидактических игр для развития дошкольников
Дидактическая или обучающая игра имеет особенно важное значение для получения дошкольником новых знаний и совершенствования навыков, полученных ранее. Инициатором игры чаще всего становится педагог или родитель. Ему следует заранее подготовиться, чтобы грамотно организовать игровой процесс.
Впервые полноценно применить дидактическую игру возможно именно в дошкольном возрасте. Это связано с особенностям развития детей от 4 до 6 лет.
Малыши данной возрастной группы обладают устойчивым вниманием. Средняя продолжительность игрового процесса — 20 минут, а в случае повышенной заинтересованности ребенка может длится дольше.
- В возрасте до шести лет у дошкольника совершенствуется образное мышление, сенсорное восприятие, он полностью готов обучаться.
- Дошкольники имеют достаточно большой словарный запас, без проблем изъясняются.
- У детей уже можно определить способности к тем или иным видам деятельности, и развивать их с помощью обучающей игры.
- Дошкольники 4-6 лет уже могут выполнять действия последовательно, что необходимо для соблюдения правил и успешной реализации дидактической игры.
- Используя дидактические игры, взрослые развивают у дошкольников моторику, речь, сенсорное, временное и пространственное восприятие, логическое и образное мышление, воображение, память, усидчивость, любознательность.
Развивающая дидактическая игра преследует множество целей, и одна из них — это расширение круга знаний ребенка о природе, свойствах и предназначении предметов, явлениях окружающего мира, правилах поведения и т.д.
Скачать дидактические игры (примеры) Скачать бесплатно в .docx
Структура дидактической игры
Дидактические игры подразделяются на сюжетно-ролевые и игры-упражнения. Последние включают в себя лишь отдельные элементы игры.
Дидактические игры довольно сложны для реализации внутри дошкольного учреждения. Для того, чтобы такие игры не превратились в учебные занятия, в них должны присутствовать следующие структурные элементы: обучающая задача, игровое действие (или элемент) и правила. В отдельных случаях выделяют также содержание игры и ее окончание.
Рассмотрим структурные элементы дидактической игры более подробно.
Обучающая задача — основной элемент дидактической игры, которому подчиняются все остальные. Обучающая задача для дошкольников формулируется как игровая. Так, в описании задачи раскрывается программа “игровых” действий. Кроме того, обучающая задача стимулирует желание выполнить действия игры. Часто цель заложена в название игры: “Скажи наоборот”, “Угадай по описанию” и т.д.
Игровые действия означают способы участия ребенка в игре. Его активность может проявляться, например, в следующих игровых целях: нащупать игрушку и описать ее; опустить руку в “сказочный” мешочек; подобрать кукле одежду и предметы быта, декорированные геометрическим узором; увидеть и рассказать об изменениях, которые произошли с игрушками, расставленными на столе.
В зависимости от возраста и уровня развития детей игровые действия могут меняться. Однако, есть правило, которого педагог должен придерживаться при организации дидактической игры с дошкольниками.
Это правило разнообразия и содержательности детской деятельности, от которого напрямую зависит развивающий эффект.
Если педагог при проведении занятия действует сам, а дети лишь наблюдают и изредка что-то комментируют, воспитательно-образовательная ценность такой деятельности снижается.
Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Правила зависят от целеполагания, и могут различаться даже внутри одной дидактической игры.
Одни направлены на поведение и познавательную деятельность дошкольников, определяют условия выполнения игровых действий, их характер, устанавливают последовательность и очередность, координируют отношения между участниками.
Другие правила могут усложнять решение обучающей задачи. В отдельных играх есть правила, запрещающие какие-либо действия и предусматривающие “наказание”.
Структурные элементы развивающей дидактической игры тесно связаны между собой. Обучающая задача определяет игровые правила, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Виды дидактических игр
Так как дидактическая игра — это сложное педагогическое явление, то и классифицируют ее по большому количеству критериев. Например, по количеству участников она может быть индивидуальной или коллективной. По цели проведения дидактические игры для дошкольников бывают:
- направленными на развитие речи;
- творческими;
- воспитательными;
- логическими;
- математическими;
- прочими.
Общепринятой классификацией в педагогике является следующая.
- Дидактические предметные игры. Отличаются большим разнообразием игровых материалов, содержанием, организацией проведения. В качестве дидактических материалов педагоги используют игрушки, природные материалы (листья, цветы, камушки, ракушки, семена растений), реальные предметы.
- Сюжетные дидактические игры, в которых дети выполняют определенные роли, например, продавца магазина или покупателя, пекаря и т.д.
- Игры-инсценировки помогают уточнить представления детей о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях (“Путешествие в страну сказок”), о нормах поведения (“Что такое хорошо и что такое плохо?”
- Настольные дидактические игры основаны на принципе наглядности, когда детям дается не сам предмет, а его изображение.
- Словесные обучающие игры направлены на развитие внимания, памяти, припоминания. В таких играх малыши совершенствуют родную речь, учатся связно изъясняться. Например, “Придумай загадку”, “Ассоциации” и т.д.
Скачать набор дидактических игр для детей своими рукам Скачать архив бесплатно .zip
Настольные дидактические игры для дошкольников
Все настольные дидактические игры для дошкольников условно можно подразделить на три типа:
- лото;
- парные картинки;
- домино.
Дидактические игры в картинках способствуют развитию речи, поскольку во время занятия малыши узнают новые слова и понятия, учатся правильно применять их.
Настольные игры учат внимательности и сосредоточенности, содействуют развитию мышления, так как дети учатся делать выбор и вслух обосновывать свое решение.
В процессе занятия дошкольник учится контролировать свои действия и нести за них ответственность.
Скачать картинки для дидактических игр Скачать архив бесплатно .zip
Примеры настольных дидактических игр
“Деревья”
Для этой настольной игры используются два вида рисунков: на одном — листья разных пород деревьев, на втором — сами деревья с написанным сверху названием.
Необходимо выделить некоторое время для ознакомления ребенка с парными листиками (деревьями и их листьями). Далее нужно разделить листы. Задача дошкольника — вспомнить при демонстрации любого из деревьев какие у этого дерева листья.
После того, как прозвучит правильный ответ, листья надо найти на картинке.
- “Где, чья мама”
- Эта печатная дидактическая игра схожа с предыдущей, но на картинках выступают звери и их детки. Педагог помогает ребенку запомнить изображения, чтобы в дальнейшем он сам мог по картинке вспомнить название взрослого и молодого животного
- “Собираемся в школу, на море, на рыбалку”
Для проведения этой настольной дидактической игры следует подготовить портфель или любую другую сумку; различные предметы для разной деятельность (для моря, школы, рыбалки). Например, для школы такими предметами могут быть карандаши, ручки, линейка.
Для моря: надувной круг, сланцы, кепка, крем для загара, солнечные очки. Для рыбалк: удочка, ведерко, сачок. Надо разложить предметы в соответствии с их назначением, объясняя при этом ребенку свои действия. Пусть малыш поймет логику и идею данной настольной игры.
Когда ребенок все запомнит, стоит предложить ему “собраться” самостоятельно.
Развивающие дидактические игры для дошкольников
Приводим пример развивающих дидактических игр, цель которых — развитие таких важных качеств для будущего школьника, как память и внимание.
Дидактическая игра “Исчезнувший предмет”.
В игре участвуют не менее двух человек. На стол ставятся несколько небольших игрушек. Детям предлагается запомнить их. Далее участники отворачиваются, а ведущий прячет одну из игрушек и предлагает ребятам отгадать, какой предмет исчез. За каждый правильный ответ ведущий дает фишку. Победителем становится тот, кто соберет больше всех фишек.
Дидактическая игра на внимание “Что изменилось?”
В игре участвуют дети от пяти лет, не менее двух человек. На стол ставятся несколько небольших игрушек, хорошо узнаваемых детьми.
Ведущий предлагает участникам запомнить что и в каком порядке расположено, после чего дети отворачиваются.
В это время ведущий меняет местами несколько игрушек, а затем предлагает ребятам угадать, что изменилось. Как и в предыдущей игре, за каждый правильный ответ дети получают фишки.
Дидактическая игра на внимание “Съедобное — несъедобное”
В данной игре используется мяч. Дети садятся в круг. Ведущий говорит задуманное слово и бросает мячик своему соседу. Если слово обозначает любую еду, то ребенок, которому бросили мячик, должен поймать его, то есть “съесть”. Если же слово обозначает несъедобные предметы, мяч ловить нельзя.
Методика проведения дидактической игры
Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, сама игровая деятельность и ее анализ.
При подготовке к проведению дидактической игры необходимо реализовать следующие элементы:
- отбор игры в соответствии с задачами обучения и воспитания;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям обучения и воспитания детей определенной возрастной группы;
- выявление наиболее удобного времени для проведения дидактической игры;
- выбор места, где участники смогут играть, не мешая остальным детям;
- определение количества участников;
- подготовка необходимого дидактического материала.
- Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление дошкольников с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован;
- объяснение детям хода и правил игры;
- показ и разъяснение малышам игровых действий;
- определение роли воспитателя (болельщик, играющий или арбитр);
- подведение итогов.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилось ли им занятие, и обещает, что в следующий раз они будут играть в другую, не менее интересную игру.
Анализ проведенной дидактической игры позволяет выявить, какие приемы оказались неэффективными, а какие, наоборот, способствовали достижению цели, что сработало, а что нет.
В дальнейшем это поможет избежать ошибок, совершенствовать подготовку и сам процесс проведения игры.
Также анализ позволит выявить индивидуальные особенности дошкольников, выражающиеся в их поведении или характере, а значит, грамотно организовать индивидуальную работу с воспитанниками группы в будущем.
Источник: https://www.resobr.ru/article/63258-qqq-18-m2-didakticheskie-igry
Дидактические игры для дошкольников
Дидактические игры для дошкольников
Дидактическими называются игры, которые проходят в виде учебных занятий. Они отличаются наличием правил, системы оценки, а также структуры игровой деятельности.
Каждая мама вполне сможет играть в такие игры с ребенком самостоятельно. Благо, количество имеющейся информации поможет ей ознакомиться с процессом проведения игры.
В качестве помощи могут служить картотеки с разного рода дидактическими играми для дошкольников, которые можно приобрести в магазинах или сделать самостоятельно.
Предлагаем вам несколько игр, такого рода, которые обязательно понравятся вашему малышу.
«Цепочка примеров»
К числу дидактических игр по математике, которая будет интересна дошкольнику, можно отнести «Цепочку примеров». Маме понадобится встать напротив ребенка и бросать ему мяч.
Для удобства лучше выбрать самую большую комнату в доме или играть на улице. Каждый рз, бросая мяч, нужно называть простую арифметическую задачку, например «2+3».
Когда ребенок передает мяч обратно, он должен сказать ответ.
Дидактические игры с палочками
Конечно, для старших дошкольников нужно подбирать более сложные дидактические игры. Предварительно мама должна рассказать ему о том, какие бывают геометрические фигуры. Для игры понадобятся счетные палочки или простые спички. Попросите ребенка составить два квадрата, равного размера, используя семь палочек.
Или посредством пяти палочек составить два равных треугольника и один квадрат. Увеличивая количество палочек до девяти, предложите ему составить два квадрата и четыре одинаковых треугольника. Подобных вариаций дидактических игр для детей-дошкольников очень много. Важно лишь подобрать соответствующий материал.
Дидактическая игра «Мой день»
Также для старших дошкольников подойдет дидактическая игра «Мой день». Цель игры – обучить детей объяснять, а также доказывать свою точку зрения.
Маме понадобится несколько комплектов карточек, на которых изображены разные моменты режима (например, сон, обед, прогулка и т.д.). Расположите их последовательно в соответствии с режимом и объясните ребенку, почему они выложены таким образом.
В виде задания можно попросить его продолжить ряд или исправить ошибку. Важно, чтобы каждое свое действие ребенок мог объяснить.
«Веселый кубик»
Для того чтобы ребенок получил знания в области музыки, можно также использовать игры. Музыкально-дидактическая игра «Веселый кубик» предназначена, как для дошкольников младшего, так и старшего возраста.
Для начала маме необходимо подготовить кубики с изображениями музыкальных инструментов. Ребенок, кидая кубик, должен сказать его название. Также можно попросить его показать, как бы он играл на нем. Помимо этого кубики можно обклеить изображениями животных.
Допустим, если ему попалась кошка, можно спросить его, как она мяукает.
«Три цветка»
Еще одной музыкально-дидактической игрой для дошкольников является «Три цветка». Вырежьте три цветочка из картона, в центре которых нарисуйте лицо: плачущее, веселое или спящее (возможны и другие варианты). Для каждого из них мама должна подобрать соответствующую музыку, а ребенок впоследствии отгадать, к какому цветку она подходит.
«Отгадай загадку»
Среди дидактических игр, которые очень познавательны для младших дошкольников, можно выделить «Отгадай загадку». Ее целью является, показать детям опасные предметы. Мама подбирает соответствующие загадки и изображения предметов. После того, как загадка была отгадана, ребенку нужно предложить рассказать, почему же эта вещь является опасной.
Дидактические развивающие игры для дошкольников помогают расширить их представление об окружающем мире. Они обучают ребенка наблюдать, а затем выделять характерные признаки каждого предмета.
Например, их величину, цвет или форму. Помимо этого обучающие дидактические игры-занятия для дошкольников способствуют применению полученных знаний на практике.
А в последующем такие навыки будут выступать в качестве основы успешного обучения.
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/didakticheskie-igry-dlya-doshkolnikov.html
"Дидактические игры для дошкольников"
- консультация для педагогов, тема раскрыта ясным и понятным языком
- Консультация для воспитателей
- Дидактические игры для дошкольников.
Подготовила воспитатель старшей группы 1 квалификационной категории МБДОУ детского сада №10 В.А.Коваленко
Дидактические игры для дошкольников – это по сути игры обучающие. Это такая детская деятельность, при которой ребёнок получает или закрепляет информацию, полученную из повседневной жизни или на специальных занятиях, осуществляя игровые действия. Дидактические игры созданы для дошкольников и младших школьников специально в целях их воспитания и обучения.
Главная особенность дидактических игр в том, что в этой игре две задачи.
Одна задача – обучающая, которая скрыта от ребёнка и ребёнок не подозревает о её существовании (например, развивать у ребёнка память, или внимание, или мышление и т.д.).
Вторая задача дидактической игры – собственно игровая, которая излагается ребёнку вправилах, т.е. взрослый, который предлагает ребёнку игру рассказывает, что конкретно нужно сделать.
История дидактических игр началась много веков назад. Создавались они первоначально народом. Люди заметили, что ребёнок обучается всему лучше, когда он играет с различными предметами. Поэтому большинство дидактических игр и по сей день отражают особенности национального характера: быт, природу, особенности труда и т.д.
Дидактическая игра должна быть динамичной. Для того, чтобы дидактические игры несли в себе воспитательное и обучающее значение, обогащали социальный опыт ребёнка игра должна отражать какой-либо случай из жизни, происшествие, которое, в свою очередь, вызывает у ребёнка яркий эмоциональный отклик.
Самые распространённые народные дидактические игры, которые дошли до нашего времени и применяются с самых первых дней жизни – «Ладушки», «Сорока – сорока», «Гули – гули», «Прыгунки» и т.д. С течением времени народные игры подвергается изменениям, которые вносят сами дети.
Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. В 1763 г., в Англии была разработана очень интересная дидактическая игра, которая заинтересовала как детей, так и взрослых – «Пазлы» (от англ. puzzle – игра на выдержку).
Первые пазлы были сделаны из красного дерева и представляли из себя географическую карту, разрезанную по границам стран. Во второй половине XIXв. пазлы появились в Европе и Америке. Их начали делать из картона и тематика пазлов расширилась. Дидактические игры, также как и игрушки отражают изменения в обществе.
Например, первоначально материал к дидактическим играм делался из доступного материала, современные же игры чаще встречаются в электронном виде, в виде компьютерных игр.
Очень важно, чтобы дидактические игры для дошкольников содержали наборы игрушек, картинок, предметов или просто набора слов, которые позволяют ребёнку действовать. Именно в зависимости от этого выделяются виды дидактических игр.
Первый вид дидактических игр – игры с предметами. Эти игры обязательно содержат дидактический материал: игрушки, природные объекты (макеты овощей, фруктов или настоящие жёлуди, шишки, семена, листья и т.д.); реальные предметы (предметы быта, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.).
Применяя одни и те же предметы для разных возрастов можно решать разные обучающие задачи. Например, игра «Чудесный мешочек» — дети младшего дошкольного возраста учатся просто называть слова, расширяя свой словарный запас, а дети старшего дошкольного возраста учатся составлять связный рассказ по предметам, развивая свою связную речь.
Дидактические игры с предметами можно разделить на некоторые подвиды:
— сюжетно-дидактические игры, в которых дети выполняют определённые роли. Например, роли продавца и покупателя в игре «Магазин игрушек».
— игры-инсценировки, которые помогают детям уточнить представления детей о различных бытовых жизненных ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения. Например, «Кукла обедает», «Путешествие в страну сказок», «Медвежонок – невежа».
— собственно игры с дидактическими игрушками.
Второй вид дидактических игр – настольно-печатные игры. Тематика, содержание, оформление настольно-печатных игр настолько велико, что иногда в магазине не знаешь, чему больше отдать предпочтение.
Настольно-печатные дидактические игры идеальны для умственного воспитания детей, они расширяют и систематизируют представления дошкольников об окружающем, способствуют развитию памяти, внимания, воображения, мышления ребёнка.
К настольно-печатным дидактическим играм относятся: лото, домино, вкладыши, пазлы, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики.
И третий вид дидактических игр – словесные игры. Они отличаются от всех остальных игр тем, что в них нет опоры на наглядность, все игровые и обучающие задачи осуществляются в мыслительном пане. Именно поэтому эти игры больше подходят для детей, начиная с 4–х лет. Среди словесных игр много народных, в которых используются потешки, прибаутки, загадки и др.
произведения устного народного творчества. Но многие ошибаются, предполагая, что словесные игры применяются с целью только развития речи. Это далеко не так.
Словесные игры решают такие задачи: формирование слухового внимания и развитие фонематического слуха, активмзация словарного запаса развитие и совершенствование мыслительных операций ребёнка, выработка быстроты реакции, воспитание чувства юмора.
Для того чтобы руководить детской дидактической игрой, правильно познакомить ребёнка с этой игрой и самому ориентироваться в обучающих играх, необходимо знать структуру дидактической игры.
Из чего состоят дидактические игры для дошкольников?(структура дидактической игры).
1. Обучающая задача (дидактическая задача) – это основной компонент дидактической игры и именно ему подчинены все остальные компоненты. Обучающая задача для детей проговаривается как игровая.
Например, в игре «Сложи картинку», обучающая задача – развивать мышление, внимание, усидчивость, а игровая задача (для ребёнка) – соединить части картинки, чтобы получилась целая, чтобы было красиво или, ещё лучше – собрать по частям коврик для куклы и т.д.
2. Игровые действия – методы проявления активности ребёнка. Другими словами – это то, что необходимо сделать для того, чтобы достигнуть результата, чтобы выполнить игровую задачу. Существуют возрастные различия игровых действий детей. Для детей младшего дошкольного возраста результат не важен, их увлекает сам процесс игры.
Поэтому игровые действия достаточно просты и однотипны, например, собирают и разбирают пирамидку, перекладывают картинки, узнают и называют предметы, подражают звукам животных и т.д.
А вот для детей среднего и старшего дошкольного возраста (примерно с четырёх лет) результат игры очень важен и им нравятся игры сложные, которые состоят из нескольких игровых действий.
Например, в играх типа «лото» дети не просто перечисляют предметы на карточках или на фишках, они узнают предметы, соотносят их с предметами на карточке и стараются выиграть, закрыв игровое поле. После четырёх лет дети также любят игры-инсценировки и сюжетно-дидактические игры, в которых нужно выполнять роли и соответственно осуществлять цепочку действий следуя выполняемой роли.
3. Правила игры. Они обеспечивают реализацию игрового содержания. Правила должны выполнять все участники игры. В одой и той же игре могут быть разные правила. Если правил не будет, то игры не получится.
Игровые правила направляют дидактическую игру в нужное русло, устанавливают и регулируют отношения между играющими, ограничивают двигательную активность детей.
Благодаря правилам в игре решается дидактическая задача, а значит, ребёнок достигает нужной цели, поставленной в игре.
Все компоненты дидактической игры связаны между собой. Дидактическая задача определяет игровые действия, а правила помогают выполнять игровые действия и решить поставленную задачу.
Самое главное, к чему следует Вам стремиться, предлагая ребёнку дидактическую игру, чтобы он в дальнейшем играл самостоятельно и самостоятельно мог организовать игру со своими друзьями.
Источник: https://multiurok.ru/blog/didaktichieskiie-ighry-dlia-doshkol-nikov.html