Беседа с родителями 5 класса о периоде адаптации ребёнка в среднем звене

Беседа с родителями 5 класса о периоде адаптации ребёнка в среднем звене

Здравствуй, читатель. Сегодня я хочу поговорить о школе. На протяжении последних дней все больше вопросов поступает от родителей будущих пятиклассников. Волнуются, не будет ли связан переход в среднее звено со снижением успеваемости, как преодолеть трудности адаптационного периода, что должны уметь дети к пятому классу.

Не скрою, что обучение в средней школе потребует от учащихся большей самостоятельности. На смену привычному и размеренному  порядку в начальной школе придет более интенсивный темп и стиль жизни, что потребует времени, а здесь, возможно и снижение успеваемости, и падение интереса к учебной деятельности.

Хотя бывает и так, что ребенок, слабоуспевающий в начальных классах, вдруг становится лидером.. Но не стоит в этом видеть только проблему перехода их одной ступени образования в другую. Немаловажную роль играют и физиологические изменения, происходящие в этом возрасте в организме детей.

Важно этот момент не пропустить.

А что, если начать сначала? Я уверена, что переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Итак, все предметы ведут разные педагоги. Трудно привыкнуть? Да, но с появлением нового учителя у ребенка есть возможность построить свои взаимоотношения с изучаемым предметом по-новому, а вдруг «проснется» интерес к предмету? И здесь не обойтись без поддержки и помощи родителей. 

Уважаемые родители. Четыре года назад вы привели своих робких, несмышленых малышей в 1-й класс. Вы прилагали все усилия к тому, чтобы помочь им справиться со школьной жизнью в первые трудные дни и недели.

Дети постепенно освоились, привыкли к учебному процессу,  взрослели, переходя из класса в класс. И вот они уже на пороге следующей ступени. А любой переход труден, особенно, если он еще и сопряжен с особенностями младшего школьного возраста (формируются где-то годам к 10).

Именно в это время преобразуется личностные качества ребенка: развиваются устойчивые познавательные интересы, проявляются индивидуальные способности; формируются навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; развиваются навыки общения со сверстниками.

Именно в этот возрастной период, совпадающий  с переходом в среднюю школу,важно закрепить достижения ребёнка.

  • 1 сентября для пятиклассника все оказывается новым, а значит ему нужно справиться с рядом проблем,  возникающих в период адаптации к условиям обучения в средней школе: 
  • -дети переходят от одного основного учителя к системе “классный руководитель—учителя-предметники”, а их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого; 
  • -на каждом уроке необходимо приспосабливаться к темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя;
  • -трудна смена позиции “старшего” в начальной школе на “самого маленького” в средней;
  • -непривычное расписание уроков, много новых кабинетов; 
  • -даже вновь прибывшие дети в класс создают определенные трудности для сложившегося коллектива одноклассников;
  • -возросший темп и объем работ, изменения стиля, объема и темпа выполнения домашний заданий;

-участие в жизни школы (самоуправление, спортивный клуб и т.д.)

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, чрезмерно шумными, суетливыми, неорганизованными.

Привыкание к обучению в среднем звене может повлечь за собой снижение работоспособности, нарушение сна, аппетита (наблюдается крайне редко), дети становятся рассеянными и забывчивыми.

У большинства детей процесс адаптации происходит в течении 2-4 недель после начала учебы, у некоторых этот процесс затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

В случае незавершенности процесса адаптации говорят о дезадаптации – реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Различают следующие виды 

1. Интеллектуальная – нарушение интеллектуальной деятельности.

2. Поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3. Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4. Соматическая – отклонения в здоровье ребенка.

5. Эмоциональная – эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:

1. Снижение успеваемости.

2. Усталый, утомленный внешний вид ребенка, беспокойный сон, трудности утреннего пробуждения, постоянные жалобы на плохое самочувствие ребенка
3. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
4. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
5. Нежелание выполнять домашние задания.
6. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
7. Жалобы на те или иные события, связанные со школой
8. Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы.
9. Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.
10 Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.

Таким образом, уважаемые родители, главное – помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие. В каждой семье взрослые должны проявлять интерес к школьным делам, обсуждать вместе сложные ситуации и пытаться найти выход из них.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни:

1. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

2. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.

3. Не дерись без причины.

4. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

5. Играй честно, не подводи своих товарищей.

6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

8. Из-за отметок не плачь, будь гордым.

9. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.

10. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

11. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

12. Старайся быть аккуратным.

13. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

14. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!

15. Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

16. Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

17. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.

18. Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

19. Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.

20. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

21. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.

22. Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

P.S. Обучение в пятом классе происходит более интенсивно, но при этом, опирается на базу ключевых компетенций, сформированных в начальной школе. Среди них можно отметить следующие: — слушать учителя; — выделять главную мысль сообщения; — связно пересказывать содержание текста; — отвечать на вопросы к тексту, ставить вопросы к тексту; — делать содержательные выводы на основе полученной информации; — письменно выражать свою мысль;

— привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.); 

— адекватно оценивать результаты собственной работы. 

Уважаемые родители, у вас еще есть время, обратить на эти навыки внимание. Каникулы предназначены для отдыха, но и отдых может быть активным и познавательным.

В игровой форме можно выяснить, с чем к сентябрю придут детки в школу, что нужно повторить. Не забывайте, что дети летом должны читать, а беседа по прочитанной книге позволит проверить вышеобозначенные навыки.

Терпения и мудрости вам, уважаемые родители!

Использованы материалы сайта http://special3.shkola.hc.ru/page_pedagog_psikholog.htm

Спасибо.

Источник: http://direktor53.blogspot.com/2015/07/5.html

Ваш ребенок – пятиклассник. Трудности адаптации пятиклассников

Беседа с родителями 5 класса о периоде адаптации ребёнка в среднем звене

По мнению психологов, переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, в период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период, с педагогической точки зрения,  характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдение за детьми, общение с ними в этот период показывает, что они очень рассеяны, не могут понять, как теперь им надо общаться с педагогом, какие требования обязательны для выполнения, а какие — нет.

Давайте рассмотрим те проблемы, с которыми сталкиваются ребята при переходе в пятый класс.

  • Проблема 1: изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно.

При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы.

  Кроме этого ребенок должен привыкнуть к новой школьной обстановке, сменив уют своей родной классной комнаты на необходимость постоянно перемещаться с этажа на этаж, из кабинета в кабинет.

За первые дни, недели в школе ребенок привыкает к новой системе, постепенно адаптируется.

  • Проблема 2: изменение требований. Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. И т.д. Как быть в этом случае? Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые по началу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» — норма вещей. Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.
  • Проблема 3: отсутствие контроля. Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков. Учитель мог отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся с разных параллелей.

Вам, родители, нужно стараться быть более терпеливыми. Чаще спрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.

При возможности помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет).

Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

  • Проблема 4: пробелы в знаниях. Не усвоив тему в пятом классе, ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний.

Что же делать? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные.

Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяют при выполнении определенных задач.

Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости стоит, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания, поскольку и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали – все это поможет разбору и усвоению материала. Или обратитесь за этой помощью к школьным психологам.

Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, но и с переходом на новую ступень своего психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития. Десять лет — это и начало полового созревания.

Происходит сложнейшая физиологическая перестройка в организме, дети ее очень тяжело переживают, иногда даже происходят психологические срывы.

Изменяется тело, ребенок воспринимает себя по-новому, и может быть много проблем, если в силу каких-то причин он не принял себя и не полюбил.

В этот период дети утрачивают ту самооценку, которая была до этого. В младшей школе она складывалась из оценки взрослых и того же учителя. Баллы за ответ на уроке дети воспринимали как оценку своей личности. Младшие школьники на вопрос: «Кто у вас самый лучший в классе?» обязательно назовут отличников.

Но в пятом классе такое представление о «хорошисте» уже начинает меняться. Прибавьте к этому гормональную разбалансировку организма, которая беспощадно «бьет» по нервной системе, и вы поймете, почему ребенок неуравновешен, раздражителен, более утомляем и вообще переживает не самые счастливые дни своей жизни.

На этом фоне совсем по-другому смотрится еще одна проблема: оставаться ли в своей «простой» школе или идти за лучшими (так кажется) знаниями в более престижное учебное заведение. Как ни странно (поскольку такой переход становится тенденцией), большинство специалистов единодушны: переход из школы в школу и даже из класса в класс нежелателен.

Читайте также:  Консультация для родителей. чтение художественной литературы дома в 3-4 года

Он, утверждают они, приемлем только в том случае, если ребенок не имеет на старом месте нужного статуса. Например, в силу каких-то причин относится к отвергнутым детям: класс его не принял.

И тогда нужно помочь ему занять соответствующий статус на новом месте, потому что в этот период для подростка особенно важно иметь взаимопонимание со сверстниками.

И все же новый коллектив требует напряжения: нужно опять преподнести себя и найти свое место в нем. А если есть какие-то физические или психологические особенности у ребенка, он может получить душевную травму лишь только потому, что… рыжий или слишком худой. И даже если в предыдущем коллективе это тоже имело какой-то негативный оттенок, ребенок уже научился с этим бороться и защищаться.

Поэтому родителям, стремящимся дать детям хорошее образование, нужно в первую очередь помнить о том, что в гимназиях и лицеях — совершенно другие требования и нагрузка.

Готов ли их ребенок к ним (он не глупее, нет!)? Но позволяет ли его физическое и психическое здоровье выдержать такой темп? Насколько адекватна его самооценка? Выработаны ли у него эмоционально-волевые навыки (а у нынешних детей это самая большая проблема)? И если ребенок успешно получает знания в своей школе, не нужно мешать ему: эти знания будут совершенно достойными. К тому же нужно понимать, что нет ни одного учебного заведения, где бы абсолютно все учителя были высочайшего уровня.

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Возникает необходимость  к адаптации – привыкании к новым условиям обучения.

Ее успешность зависит не только от интеллектуальной готовности ребенка, но и от того, насколько хорошо он умеет общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях..

поэтому среди трудностей школьной жизни можно выделить следующие:

  • возросший темп работы: ученики, не умеющие быстро писать, не успевают;
  • увеличившийся объем работы как на уроке, так и дома;
  • новые требования по оформлению работ;
  • необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

Свидетельствовать о трудностях адаптации могут следующие признаки:

  • усталый внешний вид школьника;
  • нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
  • стремление избежать разговоров о школьных событиях, переключить внимание взрослого на другие темы;
  • нежелание выполнять домашние задания;
  • негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках;
  • жалобы на события, связанные со школой;
  • беспокойный сон;
  • трудности утреннего пробуждения, вялость;
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Таким образом, наша с вами единая задача – создать условия для успешной учебы детей в пятом классе. Самое главное – помочь ребенку адаптироваться к новым условиям, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.

Сколько же длится адаптация к 5 классу?

В среднем один-два месяца. Обычно к началу осенних каникул ребенок уже входит в нормальный рабочий режим: хорошо себя чувствует, достаточно легко встает утром и без проблем засыпает, активен и жизнерадостен в течение дня.

Ему хватает времени и на выполнение домашних заданий, и на увлечения, и на общение с друзьями, и на семейные дела. Ребенок делится своими переживаниями, и вам известно, какие учебные предметы ему нравятся, а какие вызывают трудности.

В начале учебного года будьте предельно внимательными к своему ребенку, замечайте малейшее изменение в его настроении, отношении к школе. Раньше он приходил и охотно рассказывал, что было в школе, а теперь молчит, не рассказывает? Это уже сигнал: ему не комфортно, он что-то пытается скрыть и боится вам рассказать, или он не понимает, что происходит.

Помогите ему, посоветуйтесь со школьным психологом, не останавливайте себя известным: «Да что я побегу с такой маленькой проблемой?». Ведь из маленькой проблемы может получиться большая, а этого допустить никак нельзя. Хотя есть дети, у которых достаточно внутренних ресурсов, чтобы справиться с возникшими трудностями, и этого даже никто не заметит.

Но и других ребят нужно постоянно поддерживать и учить, как преодолевать «подводные течения». Нужно помнить и то, что ребенок дома, на улице и в школе — это три разных человека. И это не значит, что он такой лицемер. Ведь выполняя определенную социальную роль, он научился соответствующим способам поведения.

В роли ребенка знает, как быть послушным, чтобы от мамы с папой что-то получить. Когда он выполняет роль ученика, пытается подстроиться под каждого учителя и опять же делать так, как каждому из них нравится. Поэтому на разных уроках у разных учителей он может вести себя по-разному, методом проб и ошибок выстраивая свои отношения. И «таким» мама его не видит.

Поэтому так желателен в пятом классе контакт педагогов и родителей.

К переходу в пятый класс необходимо готовиться уже в четвертом классе: учителя, которые будут преподавать в этом классе, знакомятся с детьми, присутствуют на уроках, проводят свои фрагменты уроков, получают характеристику на каждого ребенка и рекомендации классного руководителя (совместно со школьным психологом) по работе и подходам к каждому.

Литература:

  1. Андрияхина, Н. Как помочь пятикласснику?/ Н. Андрияхина // Школьный психолог. — № 30. – 2003
  2. Грубкина,Т, Родительский клуб / Т, Грубкина // Школьный психолог. — № 25 .- 2000.
  3. Коблик, Е.Г. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе / Е.Г. Коблик.- М.: Генезис, 2003
  4. Курбеко, И.В. Ваш ребенок – пятиклассник/ И.В. Курбеко// Пачатковая школа. — № 4 – 2011.
  5. Материалы сети Интернет

Источник: https://www.cheldeti.ru/health/articles/vash_rebenok__pyatiklassnik_trudnosti_adaptacii_pyatiklassnikov.html

Задачи: Ознакомить родителей с особенностями адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене. Предложить родителям практические рекомендации

скачать Задачи:

  • Ознакомить родителей с особенностями адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене.
  • Предложить родителям практические рекомендации.

Оформление: Фотовыставка « Первые дни в пятом классе Уважаемые родители, сегодня мы с вами обсудим такую важную тему, как  адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене,  обратим внимание на ее позитивные и негативные стороны, а так же на те условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода. Первая и очень важная часть школьной жизни уже позади – ребенок окончил начальную школу. Он гордится тем, что  «уже не маленький», он чувствует себя совсем взрослым и называет «малышам» тех,  кто всё ещё учится в начальной школе, от которых сам отделился всего лишь три месяца назад. Он теперь – пятиклассник! В этот период они с большим удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям и сестрам, друзьям о «доброй»  историчке или «вредной» англичанке. Кроме того, дети понимают, что это шанс начать свою школьную жизнь заново, исправить все то, что не получалось в начальной школе, это еще одна возможность проявить себя  и попытаться наладить отношения с новыми учителями. Чего же чаще всего ждут родители от своих детей в этот период? Успехов в учебе, высокой успеваемости (в любом случае не ниже той успеваемости, что была)? Но, к сожалению, чаще бывает наоборот, заметное снижение уровня успеваемости. Кроме того, Вы всё чаще замечаете, что Ваш ребенок стал более беспокойным, нервным, иногда не может сделать даже то, что всегда делал с легкостью, забывает принести нужные для урока учебные принадлежности… Причиной всего этого может быть адаптационный период, во время которого очень возрастает   нагрузка на психику ученика. Теперь давайте обсудим то, в чем же на самом деле заключается трудность этого периода и как можно помочь ребенку пройти это серьезное испытание. Резкое изменение условий обучения, многообразие и качественное усложнение требований, которые предъявляют  к школьнику разные учителя, а также смена статуса «самого старшего» в начальной школе на «самого маленького» в среднем звене – все это становится довольно серьезным испытанием для психики пятиклассника.

  • В  период адаптации дети могут стать более тревожными (они очень переживают, даже по незначительному поводу, чаще плачут, боятся отвечать у доски, постоянно волнуются из-за оценок и т.д.)  или, напротив становятся чрезмерно общительными, болтливыми, шумными («нарушителями спокойствия»). Очень часто у детей снижается  работоспособность, усидчивость, темп деятельности, они могут стать неорганизованными, забывчивыми. У некоторых даже  нарушается сон (чаще это — бессонница или беспокойный сон), аппетит (чаще это снижение аппетита, но бывает и повышение). Все эти изменения  встречаются примерно у  70-80% школьников.

Хотя у большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, чаще всего примерно через 2 – 4 недели после начала учебы. Но, к сожалению, есть дети,  которые не могут привыкнуть к новым условиям обучения   2 – 3 месяца и даже дольше. В этот период некоторые дети начинает чаще обычного болеть, подобные заболевания носят психосоматический характер.

^ В период адаптации очень важно для  ребенка, чтобы дома была спокойная, щадящая обстановка, доверительная атмосфера, кроме того, обязательно соблюдение режима дня, нужно сделать все для того, чтобы пятиклассник постоянно чувствовал поддержку и помощь со стороны родителей. Если Вы заметили проявления повышенной тревожности, вот несколько советов по взаимодействию с таким ребенком:

  • Обязательно давайте вашему ребёнку выговориться, поделиться своими школьными страхами и тревогами.
  • Попытайтесь создать ситуацию успешности (как в урочной, так и во внеурочной деятельности – вы можете помочь ему подготовить интересный доклад или найти в Интернете полезную информацию по подготовке КВН или конкурсы для классного вечера и т.д.)
  • Создавайте условия для выхода активности, накопившегося напряжения, агрессивности, помогайте расслабиться.
  • Заранее подготовьте ребёнка к грядущим переменам, расскажите, что его ожидает в пятом классе, заострите внимание на позитивных изменениях.
  • Научите его в любой ситуации видеть плюсы, пропагандируйте оптимизм, убеждайте, что всё будет хорошо. Учиться надо весело и с удовольствием

 Если вы видите, что процесс адаптации затянулся более чем на 3 месяца и замечаете ухудшение самочувствия ребенка, постоянное нежелание идти в школу на фоне пониженного настроения и снижения успеваемости, то Вам просто необходимо обратиться с данной проблемой  к школьному психологу.

  • Что же может затруднить адаптацию детей в средней школе? Прежде всего,  в 5 классе школьник сталкивается с такими проблемами: вместо одного учителя стало 12-14 учителей-предметников, после каждого урока нужно переходить из  одного кабинета в другой и кабинетов ОЧЕНЬ МНОГО. Достаточно трудно приходится детям в первые две недели: им нелегко найти нужный кабинет, запомнить, как зовут учителя, ориентироваться по расписанию, особенно если в нем произошли изменения. И ко всему этому,  именно в это время, ребенку надо завоевывать авторитет и не у одного учителя, а у многих, выработать с каждым свои отношения.

^ Никогда не ограничивайте свой интерес обычным вопросом: «Как прошел твой день в школе?». Каждый  день находите время для беседы  с ребенком. Спрашивайте о том, какие сложности или трудности возникли сегодня, чем, наоборот он доволен, что удалось сделать лучше, чем раньше? Какие предметы вызывают положительные эмоции, с какими связаны негативные переживания? Как складываются взаимоотношения с педагогами? Проконтролируйте то, заполнен ли список преподавателей в дневнике, также вы можете поиграть в игру «Как зовут ваших учителей»,которая поможет быстрее запомнить имена и отчества учителей по разным предметам. Вы называете предмет и имя учителя, а ребенок называет отчество; Вы называете предмет, а ребенок называют имя и отчество; Вы называете фамилию, а ребенок – предмет и так далее. Кроме того, вы можете добавить в игру и номер кабинета учителя-предметника. Очень хорошо играть в неё тогда, когда в гостях у вашего ребенка одноклассники, тогда игра идет на скорость и количество правильно названных Ф.И.О. учителей. Запоминайте имена, все события и детали, о которых ребенок рассказывает вам, обязательно используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Интересуйтесь делами в классе, тем, как у вашего ребенка складываются отношения с одноклассниками Регулярно беседуйте с учителями-предметниками и классным руководителем вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми, особенно если вы чувствуете, что многого не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой. Даже если нет особых поводов для беспокойства, встречайтесь с классным руководителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Обязательно расскажите об особенностях своего ребенка. Бывает так, что между вами и учителем возникают серьезные разногласия, помните, что вы  должны приложить все усилия, чтобы мирно разрешить их, иначе вы можете поставить ребенка в положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю. Не спешите жаловаться. Обратитесь к классному руководителю.

  • Очень часто усложняет период адаптации рассогласованность, даже противоречивость требований разных учителей-предметников: по математике должно быть две тетради – для классных и домашних работ и тетрадь для контрольных работ, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по – разному; учителя по природоведению и истории требуют, чтобы, пересказывая параграф, ученик придерживался данных, изложенных в учебнике, а учителя литературы и обществознания хвалят за собственное мнение и т.п
Читайте также:  Мероприятие в летнем пришкольном лагере без подготовки

 И все эти требования надо не только знать, но и четко им следовать, а ведь так легко запутаться, на каком уроке, что надо делать. Трудности у пятиклассников может вызвать и то, что на каждом уроке необходимо приспосабливаться к определенному темпу работы на уроке, особенностям речи и стилю преподавания каждого учителя.

^ Главное, вам нужно объяснить ребенку, что  есть и плюсы в этих «рассогласованностях». Ребенок старается учитывать требования, соотносить их, преодолевать трудности – а это значит, он учится взрослой жизни, где разнообразие требований – норма. Кроме того, ребенок, учась строить отношения с разными учителями, становится более гибким в общении.

Важно, чтобы вы, родители, объяснили ребенку, с чем связаны эти различия, и помогли ему справиться с возникшими трудностями.

Можно составить расписание уроков с указанием на требования учителя: например, природоведение – составить план ответа по учебнику, иностранный язык – всегда приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для переводов и т.п.

  • Часто у некоторых пятиклассников возникает чувство ненужности и одиночества, т.к. такой индивидуальный подход, который был в начальной школе, невозможен в среднем звене. Дети даже могут обижаться на учителя-предметника или на классного руководителя  за то, что он никак не может запомнить их имя, не говоря уже о том, чтобы запомнить и учитывать все их особенности. В этот период, определенная  часть детей особенно зависима от взрослых: проявляет «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и развлечениям детей младшего школьного возраста. Иногда дети группами или по одиночке приходят к своей первой учительнице, это может происходить из-за того, что им снова хочется оказаться в таком знакомом и родном классе, рядом с учителем, который о тебе все знает, любит и переживает из-за тебя. Но, может быть и другая причина – это желание показать себя как «старшего», того, кто уже может чему-то научить малышей. Бывает так, что у одного и того же ребенка причины сочетаются.

Других детей, наоборот, очень радует ощущение полной свободы – они бегают по школе, исследуя все «тайные уголки», начинают опаздывать на уроки и пропускать занятия, т.к. считают, что этого просто не заметят, иногда они даже умудряются поссориться с ребятами из старших классов. Следует отметить, что учителя, со своей стороны,  прилагают максимум усилий для того, чтобы изучить и понять особенности новых учеников. Но, как вы понимаете, быстро индивидуальный подход найти к каждому просто нереально.

^

Вам необходимо показать ребенку, что некоторое «обезличивание» подхода к ним – очень значимый момент для его развития и укрепления чувства взрослости. Можно на примере приема на работу рассказать о том, что сначала тоже никто не знает  и не понимает какой это работник и хороший ли он человек, но потом…. Очень важно помочь ему освоить эту новую позицию. Ваша помощь нередко нужна на первых порах и в подготовке домашних заданий, обязательно учитывая требования учителей (даже, несмотря на то, что в начальной школе дети делали уроки самостоятельно). Не забывайте и про помощь классному руководителю в организации досуга детей, ведь Вы хорошо знаете не только детей, но и друг друга. Чаще всего родительский комитет остается прежним, или состав его меняется незначительно, по сравнению с 4 классом, поэтому вам легко будет  взять часть забот на себя и ввести классного руководителя в курс традиционных дел и мероприятий.

  • Ещё  одна причина осложненной адаптации – это пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе, почти каждый ученик по болезни или просто не усвоив тему или   неотработав умения и навыки, имеет одну или несколько непонятых и неусвоенных тем. Часто они накапливаются, т.к., не подойдя за разъяснением к учителю или родителям, ребенок может не понять и следующий материал. А ведь материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то рано или поздно обязательно появляются двойки.… Кроме того, проблемы усвоения учебного материала могут быть из-за недостатка речевого развития, неустойчивого внимания и плохой памяти.

 ^ Перед тем как начать выполнять домашние задания попросите ребенка объяснить, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти правила применяет при выполнении определенных задач, таким образом, Вы проверите, усвоен ли учебный материал на уроке. Если ребенок всё понимает, но успеваемость всё равно снижается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания, т.к. и наблюдательность, и внимательность, и способность выделять существенное – все это поможет усвоению материала. Подводя итог, ещё раз подчеркну, что адаптация в среднем звене к новым школьным условиям требуют повышенного внимания и постоянной поддержки со стороны родителей. Спокойствие и стабильность домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе. Семья обеспечивает тот психологический фон, который необходим для нормального обучения. Если отношения в семье нарушены, то ребенок не только сам не может успешно учиться, но, и мешает другим детям. Кто поможет нашему ребёнку? В первую очередь – его родные люди! Их одобрение, поддержка, помогают ребенку искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся условиях. В конце собрания родителям раздаются распечатки практических  рекомендаций Спасибо за внимание!Разное.

  1. Характеристика педколлектива, работающего в классе
  2. Обязательное питание. Салфетки для столовой
  3. Диетическое питание- справка от врача.
  4. Бесплатное питание. Справки до 07 09
  5. Экскурсии –продолжение учебного процесса- обязательные. Линия Сталина или другая равноценная.
  6. Суббота- продолжение учебного времени.
  7. Позвонили : Боровая. Дрозд, Шкода, Ермоленко, Рудаковская.
  8. Внеклассные мероприятия.
  9. Бумага.
  10. Родительский комитет. Председатель и 2 члена
  11. Попечительский совет + 2 человека

Список используемых источников:

  1. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991.
  2. Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу // Народное образование. – 2002. №8. с. 99-105.
  3. Катаева-Венгер А. А. Трудный возраст: подростки сегодня. – М., 2002.
  4. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2002.

Матвеева О. А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет. – М., 2001.

Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-221242.html

Задачи: Ознакомить родителей с особенностями адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене. Предложить родителям практические рекомендации

Задачи:

  • Ознакомить родителей с особенностями адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене.
  • Предложить родителям практические рекомендации.

Оформление: Фотовыставка « Первые дни в пятом классе Уважаемые родители, сегодня мы с вами обсудим такую важную тему, как  адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене,  обратим внимание на ее позитивные и негативные стороны, а так же на те условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.Первая и очень важная часть школьной жизни уже позади – ребенок окончил начальную школу. Он гордится тем, что  «уже не маленький», он чувствует себя совсем взрослым и называет «малышам» тех,  кто всё ещё учится в начальной школе, от которых сам отделился всего лишь три месяца назад. Он теперь – пятиклассник! В этот период они с большим удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям и сестрам, друзьям о «доброй»  историчке или «вредной» англичанке. Кроме того, дети понимают, что это шанс начать свою школьную жизнь заново, исправить все то, что не получалось в начальной школе, это еще одна возможность проявить себя  и попытаться наладить отношения с новыми учителями. Чего же чаще всего ждут родители от своих детей в этот период? Успехов в учебе, высокой успеваемости (в любом случае не ниже той успеваемости, что была)? Но, к сожалению, чаще бывает наоборот, заметное снижение уровня успеваемости. Кроме того, Вы всё чаще замечаете, что Ваш ребенок стал более беспокойным, нервным, иногда не может сделать даже то, что всегда делал с легкостью, забывает принести нужные для урока учебные принадлежности…Причиной всего этого может быть адаптационный период, во время которого очень возрастает   нагрузка на психику ученика.Теперь давайте обсудим то, в чем же на самом деле заключается трудность этого периода и как можно помочь ребенку пройти это серьезное испытание. Резкое изменение условий обучения, многообразие и качественное усложнение требований, которые предъявляют  к школьнику разные учителя, а также смена статуса «самого старшего» в начальной школе на «самого маленького» в среднем звене – все это становится довольно серьезным испытанием для психики пятиклассника.

  • В  период адаптации дети могут стать более тревожными (они очень переживают, даже по незначительному поводу, чаще плачут, боятся отвечать у доски, постоянно волнуются из-за оценок и т.д.)  или, напротив становятся чрезмерно общительными, болтливыми, шумными («нарушителями спокойствия»). Очень часто у детей снижается  работоспособность, усидчивость, темп деятельности, они могут стать неорганизованными, забывчивыми. У некоторых даже  нарушается сон (чаще это — бессонница или беспокойный сон), аппетит (чаще это снижение аппетита, но бывает и повышение). Все эти изменения  встречаются примерно у  70-80% школьников.

Хотя у большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, чаще всего примерно через 2 – 4 недели после начала учебы. Но, к сожалению, есть дети,  которые не могут привыкнуть к новым условиям обучения   2 – 3 месяца и даже дольше. В этот период некоторые дети начинает чаще обычного болеть, подобные заболевания носят психосоматический характер.

^ В период адаптации очень важно для  ребенка, чтобы дома была спокойная, щадящая обстановка, доверительная атмосфера, кроме того, обязательно соблюдение режима дня, нужно сделать все для того, чтобы пятиклассник постоянно чувствовал поддержку и помощь со стороны родителей. Если Вы заметили проявления повышенной тревожности, вот несколько советов по взаимодействию с таким ребенком:

  • Обязательно давайте вашему ребёнку выговориться, поделиться своими школьными страхами и тревогами.
  • Попытайтесь создать ситуацию успешности (как в урочной, так и во внеурочной деятельности – вы можете помочь ему подготовить интересный доклад или найти в Интернете полезную информацию по подготовке КВН или конкурсы для классного вечера и т.д.)
  • Создавайте условия для выхода активности, накопившегося напряжения, агрессивности, помогайте расслабиться.
  • Заранее подготовьте ребёнка к грядущим переменам, расскажите, что его ожидает в пятом классе, заострите внимание на позитивных изменениях.
  • Научите его в любой ситуации видеть плюсы, пропагандируйте оптимизм, убеждайте, что всё будет хорошо. Учиться надо весело и с удовольствием

 Если вы видите, что процесс адаптации затянулся более чем на 3 месяца и замечаете ухудшение самочувствия ребенка, постоянное нежелание идти в школу на фоне пониженного настроения и снижения успеваемости, то Вам просто необходимо обратиться с данной проблемой  к школьному психологу.

  • Что же может затруднить адаптацию детей в средней школе? Прежде всего,  в 5 классе школьник сталкивается с такими проблемами: вместо одного учителя стало 12-14 учителей-предметников, после каждого урока нужно переходить из  одного кабинета в другой и кабинетов ОЧЕНЬ МНОГО. Достаточно трудно приходится детям в первые две недели: им нелегко найти нужный кабинет, запомнить, как зовут учителя, ориентироваться по расписанию, особенно если в нем произошли изменения. И ко всему этому,  именно в это время, ребенку надо завоевывать авторитет и не у одного учителя, а у многих, выработать с каждым свои отношения.

^ Никогда не ограничивайте свой интерес обычным вопросом: «Как прошел твой день в школе?». Каждый  день находите время для беседы  с ребенком. Спрашивайте о том, какие сложности или трудности возникли сегодня, чем, наоборот он доволен, что удалось сделать лучше, чем раньше? Какие предметы вызывают положительные эмоции, с какими связаны негативные переживания? Как складываются взаимоотношения с педагогами? Проконтролируйте то, заполнен ли список преподавателей в дневнике, также вы можете поиграть в игру «Как зовут ваших учителей»,которая поможет быстрее запомнить имена и отчества учителей по разным предметам. Вы называете предмет и имя учителя, а ребенок называет отчество; Вы называете предмет, а ребенок называют имя и отчество; Вы называете фамилию, а ребенок – предмет и так далее. Кроме того, вы можете добавить в игру и номер кабинета учителя-предметника. Очень хорошо играть в неё тогда, когда в гостях у вашего ребенка одноклассники, тогда игра идет на скорость и количество правильно названных Ф.И.О. учителей.Запоминайте имена, все события и детали, о которых ребенок рассказывает вам, обязательно используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Интересуйтесь делами в классе, тем, как у вашего ребенка складываются отношения с одноклассниками Регулярно беседуйте с учителями-предметниками и классным руководителем вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми, особенно если вы чувствуете, что многого не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой. Даже если нет особых поводов для беспокойства, встречайтесь с классным руководителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Обязательно расскажите об особенностях своего ребенка.Бывает так, что между вами и учителем возникают серьезные разногласия, помните, что вы  должны приложить все усилия, чтобы мирно разрешить их, иначе вы можете поставить ребенка в положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю. Не спешите жаловаться. Обратитесь к классному руководителю.

  • Очень часто усложняет период адаптации рассогласованность, даже противоречивость требований разных учителей-предметников: по математике должно быть две тетради – для классных и домашних работ и тетрадь для контрольных работ, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по – разному; учителя по природоведению и истории требуют, чтобы, пересказывая параграф, ученик придерживался данных, изложенных в учебнике, а учителя литературы и обществознания хвалят за собственное мнение и т.п
Читайте также:  Ладонщиков «скворец на чужбине» читать

 И все эти требования надо не только знать, но и четко им следовать, а ведь так легко запутаться, на каком уроке, что надо делать. Трудности у пятиклассников может вызвать и то, что на каждом уроке необходимо приспосабливаться к определенному темпу работы на уроке, особенностям речи и стилю преподавания каждого учителя.

^ Главное, вам нужно объяснить ребенку, что  есть и плюсы в этих «рассогласованностях». Ребенок старается учитывать требования, соотносить их, преодолевать трудности – а это значит, он учится взрослой жизни, где разнообразие требований – норма. Кроме того, ребенок, учась строить отношения с разными учителями, становится более гибким в общении.

Важно, чтобы вы, родители, объяснили ребенку, с чем связаны эти различия, и помогли ему справиться с возникшими трудностями.

Можно составить расписание уроков с указанием на требования учителя: например, природоведение – составить план ответа по учебнику, иностранный язык – всегда приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для переводов и т.п.

  • Часто у некоторых пятиклассников возникает чувство ненужности и одиночества, т.к. такой индивидуальный подход, который был в начальной школе, невозможен в среднем звене. Дети даже могут обижаться на учителя-предметника или на классного руководителя  за то, что он никак не может запомнить их имя, не говоря уже о том, чтобы запомнить и учитывать все их особенности. В этот период, определенная  часть детей особенно зависима от взрослых: проявляет «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и развлечениям детей младшего школьного возраста. Иногда дети группами или по одиночке приходят к своей первой учительнице, это может происходить из-за того, что им снова хочется оказаться в таком знакомом и родном классе, рядом с учителем, который о тебе все знает, любит и переживает из-за тебя. Но, может быть и другая причина – это желание показать себя как «старшего», того, кто уже может чему-то научить малышей. Бывает так, что у одного и того же ребенка причины сочетаются.

Других детей, наоборот, очень радует ощущение полной свободы – они бегают по школе, исследуя все «тайные уголки», начинают опаздывать на уроки и пропускать занятия, т.к. считают, что этого просто не заметят, иногда они даже умудряются поссориться с ребятами из старших классов. Следует отметить, что учителя, со своей стороны,  прилагают максимум усилий для того, чтобы изучить и понять особенности новых учеников. Но, как вы понимаете, быстро индивидуальный подход найти к каждому просто нереально.

^

Вам необходимо показать ребенку, что некоторое «обезличивание» подхода к ним – очень значимый момент для его развития и укрепления чувства взрослости. Можно на примере приема на работу рассказать о том, что сначала тоже никто не знает  и не понимает какой это работник и хороший ли он человек, но потом…. Очень важно помочь ему освоить эту новую позицию.

Ваша помощь нередко нужна на первых порах и в подготовке домашних заданий, обязательно учитывая требования учителей (даже, несмотря на то, что в начальной школе дети делали уроки самостоятельно).Не забывайте и про помощь классному руководителю в организации досуга детей, ведь Вы хорошо знаете не только детей, но и друг друга.

Чаще всего родительский комитет остается прежним, или состав его меняется незначительно, по сравнению с 4 классом, поэтому вам легко будет  взять часть забот на себя и ввести классного руководителя в курс традиционных дел и мероприятий.

  • Ещё  одна причина осложненной адаптации – это пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе, почти каждый ученик по болезни или просто не усвоив тему или   неотработав умения и навыки, имеет одну или несколько непонятых и неусвоенных тем. Часто они накапливаются, т.к., не подойдя за разъяснением к учителю или родителям, ребенок может не понять и следующий материал. А ведь материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то рано или поздно обязательно появляются двойки.… Кроме того, проблемы усвоения учебного материала могут быть из-за недостатка речевого развития, неустойчивого внимания и плохой памяти.

 ^ Перед тем как начать выполнять домашние задания попросите ребенка объяснить, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти правила применяет при выполнении определенных задач, таким образом, Вы проверите, усвоен ли учебный материал на уроке. Если ребенок всё понимает, но успеваемость всё равно снижается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания, т.к.

и наблюдательность, и внимательность, и способность выделять существенное – все это поможет усвоению материала. Подводя итог, ещё раз подчеркну, что адаптация в среднем звене к новым школьным условиям требуют повышенного внимания и постоянной поддержки со стороны родителей. Спокойствие и стабильность домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Семья обеспечивает тот психологический фон, который необходим для нормального обучения. Если отношения в семье нарушены, то ребенок не только сам не может успешно учиться, но, и мешает другим детям.

Кто поможет нашему ребёнку? В первую очередь – его родные люди! Их одобрение, поддержка, помогают ребенку искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся условиях. В конце собрания родителям раздаются распечатки практических  рекомендаций Спасибо за внимание!Разное.

  1. Характеристика педколлектива, работающего в классе
  2. Обязательное питание. Салфетки для столовой
  3. Диетическое питание- справка от врача.
  4. Бесплатное питание. Справки до 07 09
  5. Экскурсии –продолжение учебного процесса- обязательные. Линия Сталина или другая равноценная.
  6. Суббота- продолжение учебного времени.
  7. Позвонили : Боровая. Дрозд, Шкода, Ермоленко, Рудаковская.
  8. Внеклассные мероприятия.
  9. Бумага.
  10. Родительский комитет. Председатель и 2 члена
  11. Попечительский совет + 2 человека

Список используемых источников:

  1. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991.
  2. Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу // Народное образование. – 2002. №8. с. 99-105.
  3. Катаева-Венгер А. А. Трудный возраст: подростки сегодня. – М., 2002.
  4. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2002.

Матвеева О. А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет. – М., 2001.

Источник: https://shkolnie.ru/voennoe/14003/index.html

Конспект родительского собрания "Трудности адаптации пятиклассника к школе" 5 класс

  • Родительское собрание
  • «Трудности адаптации пятиклассника к школе»
  • Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом…
  • как если бы от этого зависела Ваша жизнь.

Л. Кьюби.

Задачи:

1.     Познакомить родителей с особенностями адаптации детей к обучению в 5 классе.

2.     Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Основные вопросы для обсуждения:

1.      Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

2.      Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

3.      Родительский практикум по проблеме.

Ход собрания.

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5 классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя – предметники, преподающие новые дисциплины.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс. А другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.

В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся.

Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Каковы же причины плохой адаптации в 5 классе?

1.      Разные требования со стороны учителей – предметников, необходимость их учитывать и выполнять.

2.      Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

3.      Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.

Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Также необходимо обратить внимание родителей на следующие моменты:

  •      изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
  •    быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
  •       изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
  1. Рекомендации для родителей.
  2. ·       Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
  3. ·       Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.
  4. ·       Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

·       Обязательное введение в рацион детей витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.

  • ·       Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка.
  • ·       Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
  • Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации ребенка к школьному обучению и условии их успешного преодоления».
  • Рекомендации для родителей.

·       Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому дню. Неформальное общение со своим ребенком после школьного дня.

·       Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

·           Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей, лишение удовольствий, психические наказания.

·       Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие сарказм и жестокость.

·       Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

·       Поощрение ребенка, и не только за учебу. Моральное стимулирование достижений ребенка.

·        Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности  ребенка.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

  • ·        Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  • ·        Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
  • ·        Не дерись без причины.
  • ·        Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  • ·        Играй честно, не подводи своих товарищей.
  • ·        Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  • ·        Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  • ·        Из-за отметок не плачь, будь гордым.
  • ·        С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут.
  • ·        Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  • ·        Старайся быть аккуратным.
  • ·        Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  • ·        Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в рабочем уголке ребенка на видном месте. Желательно обращать внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет, и почему.

Анкетирование родителей.

Уважаемые родители! Какие –то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в 5 классе.

1.      Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

2.      По каким предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

3.      С чем это, по вашему мнению, связано?

4.      Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

5.      Что бы вы хотели посоветовать учителю – предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

Источник: https://doc4web.ru/pedagogika/konspekt-roditelskogo-sobraniya-trudnosti-adaptacii-pyatiklassni.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector