Ахматова «песня последней встречи» стихотворение текст

Меню статьи:

Читатели знают Анну Ахматову как автора произведений разных жанров. В наследии писательницы есть и любовная лирика, и гражданская, и личные воспоминания, и поэтические эксперименты. «Песня последней встречи» – пример текста о душе женщины.

Это произведение принадлежит к ранним работам писательницы. Дебют стихотворения произошел в «Вечере» (это первый поэтический сборник поэтессы). Но дата рождения этого шедевра – момент появления в тетради Ахматовой.

Это случилось в 1911 году, когда писательница проживала в Царском Селе.

Из истории создания произведения

В 1911 году Ахматова была женой Николая Гумилева. Ранний период творчества писательницы ознаменовался впечатлениями от семейной жизни. Ахматова не всегда чувствовала себя счастливой в браке.

Эта элегия – пример грустных, тягостных ощущений от романтических взаимоотношений. В целом, произведения этого периода характеризуются образами тоски, расставания, безответной любви, страдания.

Исследователи этой части ахматовского наследия думали, что писательница, по-видимому, изменяла мужу. Впрочем, в богемной среде измены, любовные треугольники – дело обычное. Однако в этот раз литературоведы ошиблись: Ахматова не заводила романов на стороне.

Писательница хранила верность супругу. Кроме того, с Гумилевым у поэтессы сложился прочный творческий тандем: муж помогал жене с публикациями ее текстов.

Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» – патриотическое, отражающее отношение автора к тем, кто покидает родную страну в поисках более легкой судьбы. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Этот стих является фантазией писательницы. Ахматова любила наблюдать за окружающими: так родилось множество героев ее произведений. Любопытно, что порой из-за таких текстов Анна Андреевна ссорилась с мужем. Об этих ссорах, в частности, вспоминали современники творческой пары.

О тематике стиха

Литература знает несколько классических тем. Чаще всего художники, писатели, музыканты вдохновляются темой любви. Но любовь – это чувство с тысячей граней: счастье, радость, гнев, ревность, злость, боль. В этом произведении Ахматова пишет о боли. Разрыв отношений, разлука ранит сердце. Мужчины и женщины воспринимают расставание по-разному. Этот стих – пример женского восприятия.

Психологизм Ахматовой

Повествование сосредоточилось на центральной фигуре – лирической героине. Еще в самом начале текста читатель видит волнение героини. Это чувство образно выражается строкой «так беспомощно грудь холодела». Переживания порождают спутанность мыслей.

Блуждая мыслями в далях, героиня надевает на правую руку перчатку для левой руки. Это свидетельствует о напряженном состоянии женщины. О психологическом состоянии героини читателю говорит и другой образ: длина лестницы.

На самом деле, лестницы и нет вовсе, есть лишь подъем из трех ступенек.

Ахматова «Песня последней встречи» стихотворение текст

Героиня везде слышит голос возлюбленного. Даже природа, деревья, кленовые листья шепчут это имя. Поэтесса намекает на страдания мужчины. Герой желает умереть вместе с любимой. Эта просьба лишь усиливает эмоциональный накал произведения. Не думая слишком долго, героиня согласна на такую смерть.

Показалось, что много ступеней, А я знала – их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри! Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый –

И я тоже. Умру с тобой!»…

Что такое смерть у Ахматовой? Это не столько физический конец человека, сколько душевная пропасть. Текст производит впечатление острой драмы: мужчина и женщина ощутили глубокий раскол души. Эти детали помогает раскрыть ряд приемов, среди которых – цветовой символизм.

Цветовой символизм

И вот женщина решила посмотреть на дом – свидетель ссоры возлюбленных. Все, что видит героиня, – свет, «равнодушно-желтый». Этот свет отбрасывают свечи, горящие в комнате. Ахматова – символистка. Упоминая желтые оттенки, писательница намекает на разлуку. А расставание традиционно ассоциируется именно с этим цветом.

Желтый – очень подходящий эпитет для этого стиха. Желтый цвет сопровождается настроем равнодушия. Таким образом, писательница рисует картину остывших чувств, уходящей любви, расставания. Осень, тоже фигурирующая в произведении, – это роковой цвет «последних встреч».

Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

Какова идея стихотворения?

В центре текста – любовь. Истинная любовь – вечна, это чувство не поддается на соблазн ссор. Никакие препирательства между возлюбленными, никакие разногласия не в силах убить любовь.

Расставание для любви – тоже не преграда, потому что разлука не влияет на огонь любви. Дистанция лишь усиливает чувства, если они настоящие. С такой сильной страстью нужно быть осторожнее.

Разлука разжигает огонь, который не согревает, но сжигает влюбленных.

О композиционных особенностях текста

Итак, этот стих является монологом женщины – героини. Этот монолог условно делится на два фрагмента:

  • Первая часть описывает, как женщина выбежала из дома, поссорившись с любимым;
  • Вторая часть – это некий мысленный диалог с мужчиной-возлюбленным.

Специфика композиции ахматовского произведения – это прерывание монолога диалогом. Что касается формальной структуры текста, то в стихотворении насчитывается четыре катрена.

О жанре стиха

Одна из прекрасных ранних ахматовских элегий предстала перед глазами читателя. Героиня словно выворачивает душу наизнанку. Автор пишет о боли, разочаровании, грусти, тоске. Для достижения цели, для выражения идеи стиха писательница пользуется пятистопным ямбом. Рифмовка в стихотворении – перекрестная. Что же касается рифмы, то здесь встречается и мужская, и женская рифма.

О средствах выразительности произведения

Ахматова считается мастером изображения психологических переживаний. Для передачи внутреннего состояния влюбленной пары писательница вводит разные языковые обороты и приемы. Эти же средства – инструменты, которые выражают идею произведения. Таким образом, в тексте встречаются метафоры, а также эпитеты. Популярных в подобных стихотворениях сравнений поэтесса избегает.

Внутренний мир женщины

Ахматова – писательница, которая часто обращается к внутреннему миру женщины. Многие события и состояния, которые описывает Ахматова, поэтесса пережила сама. Анна Андреевна и популярна среди читателей – во все времена – из-за открытости, откровенности своих текстов.

Стихотворение «Сероглазый король» принадлежит к раннему творчеству Анны Ахматовой. Это одно из самых таинственных, непонятных, загадочных произведений поэтессы. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Прием психологизма позволяет раскрыть нюансы внутреннего мира женщины, переживания, состояния и настроения влюбленной героини.

У Ахматовой в литературном багаже лежит много произведений, посвященных любви. Наиболее часто писательница обращается к последнему рандеву влюбленных или же к мотиву последней ссоры.

Описание выяснения отношения между мужчиной и женщиной предполагает напряженную атмосферу.

«Песня последней встречи» – визитная карточка ранней Ахматовой. Каждая строка произведения наполняется драматизмом, в каждой строфе чувствуется горькая тоска. При этом писательница описывает вовсе не чувства. Скорее, Ахматову интересует выражение эмоций. Поэтесса детально передает возникновение душевного состояния героини.

Как Ахматова передает эмоции?

Боль, поселившаяся в душе женщины, делает незнакомыми ранее привычные вещи. В тоске, во внезапно накатившей грусти или даже шоке знакомое окружение приобретает новые смыслы. И правда, некоторые ошибки возможны только от помутнения чувств.

Прием «говорящей детали»

В этом контексте поэтесса пользуется емким и лаконичным художественным приемом. Это прием называется «говорящей деталью». Детали помогают писательнице передавать эмоциональное настроение. Картины, образы Ахматовой потрясающе убедительны с психологической точки зрения.

Читайте также:  Родительское собрание в 5 классе. адаптация пятиклассников в школе

Ахматова «Песня последней встречи» стихотворение текст

Детали западают в память, превращаясь в знаки личных драм. Эти драмы разыгрываются прямо перед глазами читателя. Знаки живут в обыденности, повседневном мире людей.

Это – неожиданный прием, который редко встречается в традиционной лирике. Детали – это перчатка, надетая не на ту руку, ступени, которые кажутся лестницей, темнота дома, равнодушие свечей.

Эти подробности создают печальный образ любви, которая уходит.

Роль противопоставлений

Противопоставления играют в хматовском тексте особую роль. Походка героини легкая, несмотря на тяжелую душевную боль. Героиня путает правую и левую перчатку, что лишь усиливает драматизм эпизода.

Знания не соответствуют ощущениям, рациональность противостоит эмоциям. Темный дом – это контраст к освещенной свечами комнате.

Но при этом темнота такая же холодная, как и скудный огонь свечей, не согревающий, не дающий теплоты.

Таким образом, Ахматова противопоставляет свое душевное состояние своей личности (конфликт с собой), разум и чувства, слова и поступки. Это придает произведению реалистичности.

Образ осени

Писательница не случайно выбрала осень, чтобы передать увядание деревьев. Этот же символизм встречается в творчестве Пушкина, которого очень любила Ахматова. Поэтесса отождествляет осень с разлукой. В этом образном ряду тоже чувствуется контрастность.

Например, метафора «кленов шепот» противопоставляется огню, пожару в душе женщины. С одной стороны, красные, золотые цвета осени прекрасны. Но с другой стороны, осень – это символ грусти и печали, завершения чувств, отношений.

Осень – это последний крик жизни перед наступающей зимой.

Особенности диалога

Диалог, как и противопоставление, усиливает ощущение подлинности событий, описанных в произведении. Как правило, диалоги чаще встречаются в прозаических произведениях, нежели в лирических. Но ахматовский шедевр – это исключение. У Ахматовой диалог является не только формой, но и содержанием. Диалог выражает первые признаки конфликта, трагизма событий.

Диалог – это также выражение надежды на счастливые перемены. Ахматова надеется, что влюбленная пара воссоединится, что ужасная боль расставания пройдет.

Может быть, злой рок еще может обойти героев стороной? Ведь любовь между мужчиной и женщиной еще жива.

Поэтесса использует обращения, а также восклицательные предложения – чтобы усилить эмоциональный накал произведения. Восклицания похожи на крик, это выражение надрыва.

Последняя строфа рушит надежды. Ахматова использует много эпитетов, которые венчаются словом «последний». Этот эпитет – точка, которая положила конец надежде на воссоединение пары. Примирение влюбленных больше невозможно.

Ахматова «Песня последней встречи» стихотворение текст

Темный дом навсегда сохранит несбывшуюся мечту, потерянные воспоминания. Писательница удивительно достоверно передает драму души женщины. Произведение отличается предельно напряженным характером. Словесное выражение любовного страдания, эмоциональных переживаний – емкое и насыщенное. Поэтому это произведение по праву считается одним из шедевров ахматовской лирики.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/anna-akhmatova/pesnya-poslednej-vstrechi.html

Анна Ахматова — Песня последней встречи: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

  • Показалось, что много ступеней, А я знала — их только три! Между кленов шепот осенний
  • Попросил: «Со мною умри!
  • Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый —

И я тоже. Умру с тобой!»

Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

Анализ стихотворения «Песня последней встречи» Ахматовой

Свое раннее творчество Ахматова считала неумелым и по-детски наивным. Она даже сожгла свою первую поэтическую тетрадь и по памяти восстанавливала некоторые стихотворения. В создаваемом поэтессой воображаемом мире она вела совершенно другую жизнь, непохожую на реальность.

Ахматова была замужем за Н. Гумилевым и утверждала, что всегда хранила безупречную верность. Тем не менее ее ранние произведения насыщены описаниями несуществующих романов. Это даже служило поводом для подозрений ее друзей и знакомых.

Ярким примером воображаемой любви стало стихотворение «Песня последней встречи» (1911 г.).

Отличительной особенностью любовной лирики Ахматовой была ее исключительная правдоподобность. Создавалось ощущение, что поэтесса описывает свои собственные чувства и переживания. Учитывая реальную жизнь, можно только поразиться, насколько удачно Ахматовой удавалось воплотиться в чужом облике.

Поэтесса описывает последнее свидание лирической героини со своим возлюбленным. Она испытывает невероятное волнение, от которого «грудь холодела». Смятение в душе даже привело к тому, что женщина перепутала перчатки. Эта незначительная деталь подчеркивает, насколько близко Ахматова представляла себе состояние созданного персонажа.

Героиня полностью утратила ощущение реальности окружающего мира. Это проявляется на ее пути по лестнице. Рассудок женщины напоминает ей о трех коротких ступенях, но ее взволнованному сердцу лестница кажется бесконечно долгой. В разгоряченном воображении героини звучат страшные слова: «со мной умри».

Ахматова не называет конкретной причины, которая приводит к разлуке возлюбленных. Мужчина лишь намекает о каких-то таинственных событиях, произошедших в его «злой судьбе». Вероятно, эти события настолько серьезны и неотвратимы, что героиня восклицает: «умру с тобой!».

Эта фраза, свидетельствующая о готовности героини к полному самопожертвованию ради любви, завершает последнюю встречу. Женщина остается в трагическом одиночестве, которое усиливается при взгляде на место свидания («темный дом» с «равнодушно-желтым огнем»). Ахматова придает большое значение этому. Переживания человека имеют очень личный характер и не могут найти отклика в окружающих.

Читать стих поэта Анна Ахматова — Песня последней встречи на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/anna-axmatova-pesnya-poslednej-vstrechi/

«Песня последней встречи» А. Ахматова

  • «Песня последней встречи» Анна Ахматова
  • Так беспомощно грудь холодела,
    Но шаги мои были легки.
    Я на правую руку надела
  • Перчатку с левой руки.
  • Показалось, что много ступеней,
    А я знала — их только три!
    Между кленов шепот осенний
  • Попросил: «Со мною умри!
  • Я обманут моей унылой
    Переменчивой, злой судьбой».
    Я ответила: «Милый, милый —

И я тоже. Умру с тобой!»

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

Не секрет, что произведения многих поэтов являются автобиографичными. В них они по новой переживают свои наиболее сильные чувства и впечатления, переосмысливают их и порой даже снабжают философскими ми.

Анна Ахматова в этом отношении является исключением. Вся ее лирика раннего периода – фикция, выдумка, полет необузданной женской фантазии.

Возможно, именно поэтому начинающая поэтесса так легко предавала бумаге сокровенные мысли и чувства женщин, потому что они не были ее собственными.

Поклонники раннего творчества Анны Ахматовой были убеждены, что она легко заводит романы с мужчинами, изменяя своему мужу, поэту Николаю Гумилеву. И именно стихи Ахматовой все чаще и чаще становились причиной семейных ссор, во время одной из которых, по воспоминаниям очевидцем, Гумилев воскликнул: «Ну зачем ты все это выдумала?».

Стихотворение «Песня последней встречи», написанное Ахматовой в 1911 году и вошедшее в ее первый поэтический сборник, также относится к разряду фантазий автора и не имеет ничего общего с ее реальной жизнью. К этому моменту Ахматова уже состоит в браке с Гумилевым, их первые годы совместной жизни протекают достаточно счастливо и безмятежно.

Читайте также:  Игры на развитие внимания детей 3 лет

Именно Николай Гумилев является одним из первых читателей и критиков стихов своей супруги, а также помогает ей их публиковать. Поэтому сложно предположить, что на фоне семейной идиллии начинающая поэтесса вдруг заводит роман на стороне, окрашенный трагизмом и безысходностью.

Тем не менее, в стихотворении «Песня последней встречи» представлены именно такие отношения. Между героиней этого произведения и ее возлюбленным происходит разрыв отношений, который явно выбивает женщину из колеи. «Я на правую руку надела перчатку с левой руки», — пишет Ахматова от первого лица, отождествляя себя с героиней стихотворения.

Спускаясь по знакомой и исхоженной лестнице, она ловит себя на мысли, что этот путь является бесконечным, хотя и знает, что там всего три ступеньки, преодолеть которые не составляет труда. Именно эти незначительные детали уверяют читателей в том, что Анна Ахматова действительно прочувствовала и пережила все то, о чем пишет в своих произведениях.

И этот уникальный дар является характерной особенностью ранней любовной лирики поэтессы, наполненной трагизма и печали.

В стихотворении «Песня последней встречи» страдания героини возведены в абсолют. Даже в шелесте кленовых листьев ей чудится шепот возлюбленного, который просит: «Со мной умри!».

И женщина, с которой отождествляет себя Ахматова, с готовностью откликается на этот призыв, подразумевая не смерть в физическом плане, а гибель души, которая испепелена страданиями и неизбежной разлукой.

Еще один очень важный штрих, которому поэтесса уделяет особое внимание в этом произведении, заключается в том, чтобы подчеркнуть равнодушие окружающего мира, которому нет никакого дела до личной драмы двух людей.

Поэтому поэтесса отмечает, что последний взгляд, брошенный героиней стихотворения на такой знакомый темный дом, открывает перед ней картину, наполненную тоской и безразличием. «Только в спальне горели свечи равнодушно-желтым огнем», — отмечает поэтесса.

Стоит сказать, что подобных по настроению и мировосприятию стихов в раннем творчестве Анны Ахматовой достаточно много, однако это – лишь незначительная часть произведений из знаменитой синей тетради, которые сама поэтесса считала глупыми, детскими и наивными.

Поэтому после того, как вышел ее первый поэтических сборник «Вечер», Ахматова сожгла тетрадь, о чем впоследствии сильно сожалела и даже пыталась по памяти восстановить некоторые произведения.

По словам поэтессы, стихотворение «Песня последней встречи» значилось в этой тетради под номером 211.

Источник: https://pishi-stihi.ru/pesnya-poslednej-vstrechi-ahmatova.html

Материал по литературе по теме: Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Песня последней встречи» | Социальная сеть работников образования

Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Песня последней встречи»

  • Так беспомощно грудь холодела,
  • Но шаги мои были легки.
  • Я на правую руку надела
  • Перчатку с левой руки.
  • Показалось, что много ступеней,
  • А я знала — их только три!
  • Между кленов шепот осенний
  • Попросил: «Со мною умри!
  • Я обманут моей унылой
  • Переменчивой, злой судьбой».
  • Я ответила: «Милый, милый —

И я тоже. Умру с тобой!»

  1. Это песня последней встречи.
  2. Я взглянула на темный дом.
  3. Только в спальне горели свечи
  4. Равнодушно-желтым огнем.

Творчество А. Ахматовой – совершенно уникальное явление в русской поэзии. Любовная лирика поэтессы отличается глубочайшим психологизмом. Визитной карточкой раннего поэтического творчества А.А.

Ахматовой стала «Песня последней встречи», проникнутая от начала до конца драматизмом, горькой тоской.

                                                                                                                                                                                                                     Стихотворение, вошедшее в ее первый поэтический сборник «Вечер», написано в 1911 году. Поэтесса сама определяет жанр своего произведения, называя стихотворение «Песней последней встречи», действительно, в рамках небольшого поэтического текста переданы все оттенки чувства лирической героини, это грустная песня об одиночестве, тоске, безысходности.

Хотя мы не знаем предысторию этой ситуации, драматизм ощущается уже в самом названии стихотворения: встреча «последняя». Сюжетом поэтического повествования служит движение мысли и чувства лирической героини, характер которой проявляется с первых строк. Используя прием контраста (антитезы), поэтесса подчеркивает горделивость её натуры:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.                                                                                                                         Тяжесть душевной боли не меняет легкости походки героини.

  • Душевное состояние Ахматова передает с помощью своего излюбленного приема «говорящей детали»:
  • Я на правую руку надела
  • Перчатку с левой руки.
  • Чувства героини обострены, она вся напряжена до предела, отрешена от реального мира, поэтому «на правую руку надела перчатку с левой руки», поэтому ей «показалось, что много ступеней», но «их только три».

 Используемые в лирическом произведении художественные детали — перчатка, ступени — играют важную идейно ­ композиционную роль: они передают переживания героини, ее волнение. Западая в память, детали становятся «знаками» разыгравшейся перед читателями личной драмы.

И даже противопоставление «темного дома» и огня свечей лишь подчеркивает настроение героев, ведь огонь «равнодушно-желтый» не способный ни осветить, ни согреть. Этот точный эпитет вдвойне убедителен: равнодушие говорит об остывших чувствах, а желтый цвет – признанный символ разлуки.

Через внутренний монолог передается неповторимость чувств лирической героини. Её душевному состоянию созвучна «одушевленная» природа.

Героине от того, что она оказывается не единственной жертвой «переменчивой, злой судьбы», на мгновение как будто становится легче, и она с нежностью произносит: «Милый, милый!» Впечатление подлинности происходящей драмы усиливает появление диалога. Диалог в лирике А.А.

Ахматовой не столько форма, сколько содержание, первый признак конфликтности, драматизма ситуации. Обращение «милый», использование восклицательных предложений, парацеллят «Умру с тобой»  говорят об эмоциональном накале. Это почти крик, надрыв. Тёмный дом видится немым свидетелем ушедшей любви.

Настроение безысходной, давящей грусти создается прежде всего на лексическом уровне: «грудь холодела», «шепот осенний», «умри», «унылой … злой судьбой», «последней встречи», «темный дом», «равнодушно-желтым огнем».

На фонетическом уровне на протяжении всего текста поэтического повествования слышится ассонирующий звук «у», усиливающий ощущения уныния, печали.

Следует отметить, что поэтическая речь Ахматовой не отличается богатством изобразительных средств. Эта простота вместе с искренностью интонации, создающейся благодаря частому использованию местоимения «я», делает стихотворение особенно близким и понятным.

Оттенок задушевности, доверительности придает интонации и выбранный поэтессой стихотворный размер анапест, известный своей певучестью. Ритмический сбой в последней строке первой строфы («Перчатку с левой руки»), инверсия («шёпот осенний») подчеркивают душевное смятение лирической героини.

Перекрёстная рифма придаёт стихотворению лёгкость.

                                                                                    Потрясающе достоверно переданная драма женской души, предельная напряженность стиха, емкость словесного выражения любовных переживаний делает это стихотворение истинным шедевром лирики А.А. Ахматовой.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/03/20/analiz-stikhotvoreniya-aa-akhmatovoy-pesnya-posledney-vstrechi

Тест по стихотворению АААхматовой Песня последней встречи

Тест  по стихотворению А.А.Ахматовой «Песня последней встречи».

  • Вариант I.
  • Так беспомощно грудь холодела,
  • Но шаги мои были легки.
  • Я на правую руку надела
  • Перчатку с левой руки.
  • Показалось, что много ступеней,
  • А я знала — их только три!
  • Между кленов шепот осенний
  • Попросил: «Со мною умри!
  • Я обманут моей унылой,
  • Переменчивой, злой судьбой».
  • Я ответила: «Милый, милый!
  • И я тоже. Умру с тобой…»
  • Это песня последней встречи.
  • Я взглянула на темный дом.
  • Только в спальне горели свечи
  • Равнодушно-желтым огнем.

В какой сборник вошло стихотворение А.А.Ахматовой «Песня последней встречи»:

  1. 1) «Вечер»,
  2. 2) «Четки»,
  3. 3) «Подорожник»,
  4. 4) «Белая стая»
  5. Ведущей темой стихотворения является тема:
  6. 1) любви,
  7. 2) родины,
  8. 3) природы,
  9. 4) свободы
  10. Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях «шёпот осенний», «равнодушно-желтым огнем»:
  11. 1) метафора,
  12. 2) метонимия,
  13. 3) сравнение,
  14. 4) эпитет
  15. Какое чувство, владеющее лирической героиней передано в строке «Я на правую руку надела Перчатку с левой руки»:
  16. 1) радость,
  17. 2) грусть,
  18. 3) переживание,
  19. 4) непонимание
  20. Лирическая героиня стихотворения:
  21. 1) верит, что возлюбленный вернётся,
  22. 3) равнодушна к жизни,
  23. 2) переживает уход возлюбленного,
  24. 4) верит в бессмертие души

В строке «Только в спальне горели свечи / Равнодушно-желтым огнем» использован синтаксический прием. Назовите этот прием. ________________

Каким словом из первой строфы характеризуется состояние лирической героини? _____________

Как называется фонетическое средство, основанное на повторении однородных согласных, использованное в строках «Это песня последней встречи. / Я взглянула на темный дом. / Только в спальне горели свечи»: _________

  • Какой вид тропа активно использует автор в предложенном фрагменте («злой судьбой», «темный дом»)? _________________
  • Определите размер, которым написано стихотворение. ___________
  • КЛЮЧ:
  • 1 1
  • 2 1
  • 3 4
  • 4 3
  • 5 2
  • 6 инверсия
  • 7 беспомощно
  • 8 аллитерация
  • 9 эпитет
  • 10 анапест

Тест  по стихотворению А.А.Ахматовой «Уединение».

  1. Вариант 2
  2. Так много камней брошено в меня,
  3. Что ни один из них уже не страшен,
  4. И стройной башней стала западня,
  5. Высокою среди высоких башен.
  6. Строителей ее благодарю,
  7. Пусть их забота и печаль минует.
  8. Отсюда раньше вижу я зарю,
  9. Здесь солнца луч последний торжествует.
  10. И часто в окна комнаты моей
  11. Влетают ветры северных морей,

И голубь ест из рук моих пшеницу…

  • А не дописанную мной страницу —
  • Божественно спокойна и легка,
  • Допишет Музы смуглая рука.

В какой сборник вошло стихотворение А.А.Ахматовой «Уединение»:

  1. 1) «Вечер»,
  2. 2) «Четки»,
  3. 3) «Подорожник»,
  4. 4) «Белая стая»
  5. Ведущей темой стихотворения является тема:

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/literatura/295394-test-po-stihotvoreniju-aaahmatovoj-pesnja-pos

Стихотворение Ахматовой “Песня последней встречи”

Поэзия А. А. Ахматовой – поэзия женской души. В ее произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Анна Андреевна пережила сама, чем она и дорога читателю.

Любовная лирика поэтессы отличается глубочайшим психологизмом. Ей, как никому, удалось раскрыть самые заветные глубины женского внутреннего мира, переживаний, состояний и настроений. Почти всегда ее стихотворения о любви – это рассказ о последней встрече или о прощальном объяснении.

Недаром визитной карточкой раннего поэтического творчества А. А. Ахматовой стала “Песня последней встречи”, проникнутая от начала до конца драматизмом, горькой тоской.

  • Здесь, как и в других ее стихотворениях, не описание чувства, а их выражение, возникновение картины, передающей душевное состояние героини. Только в полузабытьи возможны такие выразительные “ошибки”:
  • Я на правую руку надела
  • Перчатку с левой руки.
  • Из-за боли, поселившейся в сердце, привычные и знакомые предметы изменяются, приобретают новый смысл.

Говорящая деталь – это емкий и лаконичный художественный прием, используемый А. А. Ахматовой для достижения потрясающей психологической убедительности. Западая в память, детали становятся “знаками” разыгравшейся перед читателями личной драмы. Такие “знаки” поэтесса находит в неожиданном для традиционной поэзии обыденном мире.

Неправильно надетая перчатка, количество ступеней, “темный дом”, свечи – все это создает печальную картину уходящей любви.

Особая роль в этом стихотворении принадлежит противопоставлениям. Тяжесть душевной боли не меняет легкости походки героини. Трагизм ситуации усугубляется зарисовкой надетой на правую руку перчатки “с левой руки”, а также несоответствием знания и ощущения:

Показалось, что много ступеней,

А я знала, их только три!

И даже противопоставление “темного дома” и огня свечей лишь подчеркивает настроение героев, ведь огонь “равнодушно-желтый”, не способный ни осветить, ни согреть. Этот точный эпитет вдвойне убедителен: равнодушие говорит об остывших чувствах, а желтый цвет – признанный символ разлуки. Так золотой цвет осени у А. А. Ахматовой становится роковым цветом “последней встречи”.

Поэтесса не случайно выбирает осень, “великолепное природы увяданье”, как писал обожаемый ею А. С. Пушкин. Разлука отождествляется у Анны Андреевны с осенью, хотя тихое умиротворение природы, переданное с помощью метафоры, совершенно не соответствует “пожару в сердце” героини. Осень прекрасна, но печальна, как разлука.

Противопоставления передают особенности конфликта героини с самой собой, разума с чувством, слова с поступком, делают картину более реальной.

Впечатление подлинности происходящей драмы усиливает появление диалога, более характерного для прозаического произведения. Диалог в лирике А. А.

Ахматовой не столько форма, сколько содержание, первый признак конфликтности, драматизма ситуации.

И все же вместе с диалогом появляется надежда на воссоединение, на то, что эта страшная разлука не произойдет, “переменчивая, злая судьба” обойдет героев, ведь чувства еще не остыли.

Обращение “милый”, использование восклицательных предложений говорят об эмоциональном накале. Это почти крик, надрыв.

Надежда рушится в последней строфе. Особое значение здесь приобретают эпитеты: “темный”, “равнодушно-желтым” и, наконец, “последней”:

Это песня последней встречи…

Последней… Это слово сразу делает невозможным примирение героев. Прошлое и несбывшиеся мечты остаются в “темном доме”, где равнодушно горят свечи, не согревая теплом своего огня.

Потрясающе достоверно переданная драма женской души, предельная напряженность стиха, емкость словесного выражения любовных переживаний делает это стихотворение истинным шедевром лирики А. А. Ахматовой.

Источник: https://goldsoch.info/stixotvorenie-axmatovoj-pesnya-poslednej-vstrechi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector