Взаимодействие школы и семьи в период адаптации

Введение

Поступление ребенка в школу — чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Для безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен быть здоровым и всесторонне подготовленным.

  • Начало обучения в школе — один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, связанный с большим количеством разного рода нагрузок: социально-психологические перемены в жизни ребенка — новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль «ученика», со своими плюсами и минусами.
  • Должность ученика требует от ребенка осознания и его собственной роли, и позиции учителя, и установленной дистанции в отношениях, и правил, по которым строятся эти отношения.
  • И здесь очень важно, как будет происходить первый этап адаптации ребёнка к школе: какую линию поведения выберут сопровождающие его на этом этапе взрослые — учителя и родители; насколько доступной и своевременной будет возможность психологической поддержки в каких-то критических ситуациях.
  • Актуальность исследования:

Данная работа посвящена исследованию взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению.

Нас интересует насколько важным является это взаимодействие, а именно, насколько эффективнее проходит процесс адаптации младших школьников, при условии активного применения специальных адаптационных программ, и насколько необходимым условием является активное участие родителей в процессе улучшения и ускорения вхождения ребенка в учебный процесс. А именно, ставится задача дать ответ на вопрос насколько эффективным является взаимодействие школы и семьи.

  1. В рамках данной работы для нас представляет интерес именно процесс протекания адаптации среди младших школьников в первые недели обучения.
  2. Цель исследования:
  3. Выявить роль взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению.
  4. Основные используемые понятия:

«Школьная адаптация» — приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.

«Готовность к школьному обучению» — Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» [7].

«Семья» – малая группа основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Семья — это социальный институт, в котором ребенок получает основы социального развития во взаимодействии с окружающими людьми.

  • «Взаимодействие» — система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
  • Задачи исследования:
  • 1. Провести анализ литературы по вопросу адаптации ребенка к школьному обучению и характерным чертам семейного воспитания, взаимодействию школы и семьи, как фактор подготовки ребенка к школьному обучению

2. Разработать программу исследования и методический инструментарий для его проведения.

3. Выявить и проанализировать особенности адаптации ребенка к школьному обучению:

3.1. Привлечь родителей к активному участию в процессе адаптации ребенка к школьному обучению

3.2. Выявить особенности психологического состояния младших школьников в период адаптации

3.3. Выявить характер изменений физического состояния учащихся

3.4. Описать влияние деятельности учителя

3.5. Описать характер взаимодействия учащихся друг с другом

3.6. Выявить особенности процесса приспособления учащихся к новому виду деятельности

  1. 4. Сопоставить результаты исследования, полученные до и после формирующего эксперимента
  2. 5. Определить степень эффективности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптационных занятий
  3. Предмет исследования:
  4. -эффективность взаимодействия школы и семьи
  5. Гипотеза исследования:
  6. Взаимодействие школы и семьи является важным фактором адаптации ребенка к школьному обучению.
  7. Объект исследования:

В исследовании принимали участие ученики двух 1-ых классов (60 человек) школы №24 города Балашихи, Московской области. Из них 34 ученика, участвовали в исследовании совместно со своими семьями.

Методы исследования:

Исследование проводилось в форме анкетного опроса и методом наблюдений.

Глава i. Теоретическая часть.

1. Адаптация ребенка к школьному обучению, как педагогический феномен.

1.1. Готовность ребенка к школьному обучению.

Проблема готовности к школьному обучению – одна из важнейших областей изучения, интересующая как теоретиков, так и практиков педагогических и психологических наук. Это обоснованно тем, что неподготовленность ребенка к школьному обучению, вызывает множество проблем на всех его последующих этапах.

Определяя понятие «готовность ребенка к школьному обучению», Л.А. Венгер отмечает: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» [7].

Что же поможет ребенку «всему этому научиться»? Прежде всего, необходима мотивационная готовность к школе, т.е. наличие у детей желания учиться. Информацию о мотивации ребенка, можно получить в ходе наблюдений за ним в процессе сюжетно-ролевых игр.

Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки.

Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.

Но стремление ребенка идти в школу может быть обусловлено мотивами, не имеющими прямого отношения к учению.

Так интерес к школе часто стимулируется тем, что все его сверстники туда идут; потому, что он слышал дома, что попасть именно в эту гимназию очень важно и почетно; потому, что он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки – детей привлекает все новое!!! Ребенок может стремиться в школу, т.к. хочет узнавать что-то новое; иметь определенные права (на тот же ранец или тетрадки), а также закрепленные за ним обязанности (рано вставать, готовить уроки). Пусть он еще полностью не осознает, что для того, чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать игрой или прогулкой, но, в принципе, он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать – тогда мы говорим о наличии позиции школьника.

Читайте также:  Плещеев «осень наступила...» стихотворение 2 класс

Анализируя проблему готовности ребенка к школьному обучению, психологи выделяют следующие параметры готовности.

Личностная готовность ребенка к школе.

Личностная готовность ребенка к школе включает в себя формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определение уровня мотивационной сферы.

Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебник, тетрадь), а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка.

К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. [23]

Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

  • дифференцированное восприятие;
  • аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
  • рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
  • логическое запоминание;
  • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
  • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
  • развитие тонких движений руки и зрительно – двигательных координаций.[23]
  • Социально-психологическая готовность ребенка к школе.

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем.

Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.

Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении друг с другом, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Источник: https://mirznanii.com/a/207804/osobennosti-vzaimodeystviya-shkoly-i-semi-v-protsesse-adaptatsii-rebenka-k-shkolnomu-obucheniyu

Ваш психолог. Работа психолога в школе

Страница 3 из 9

Взаимодействие с родителями как фактор предупреждения и преодоления школьной дезадаптации

Невозможно разобраться в проблемах и затруднениях ребенка без понимания семейного контекста его жизни. Контекстом, определяющим возможность возникновения школьной дезадаптации ребенка, тех или иных нарушений в его личностном развитии, является семья как система внутрисемейных отношений и семейного воспитания.

Анализ результатов психодиагностики готовности детей к школьному обучению, мониторинга процесса адаптации первоклассников к школе показывает, что среди причин «трудной» адаптации, стойкой дезадаптации первоклассников на первый план выходят: социальная и педагогическая запущенность на предыдущих этапах развитии, длительная и массивная психическая депривация тех или иных потребностей ребенка в семье, эмоциональные расстройства и соматическая ослабленность вследствие конфликтных отношений в семье и неверного стиля воспитания. Основные тенденции развития образования в Республике Беларусь в настоящее время актуализируют проблему взаимодействия педагогов, психологов, родителей, повышение роли семьи как фактора социализации и педагогического субъекта в едином пространстве развития ребенка. Активно распространяется модель «открытого» образовательного учреждения (детского дошкольного учреждения, школы прежде всего), предусматривающая реализацию принципов сотрудничества, личностно-развивающего, проблемного и деятельностного подходов.

В стратегии взаимодействия с семьей ныне востребованы следующие идеи:

  • оптимистическая гипотеза, вера в силы педагогического коллектива и способности семьи и отдельной личности при помощи специалистов разрешить сложные жизненные ситуации;
  • гуманно-личностный подход к детям, защита их прав и интересов как приоритет любой деятельности взрослых;
  • партнерство, взаимное уважение и доверие всех субъектов взаимодействия;
  • системность, преемственность, дифференциация и интеграция педагогических инициатив в работе с родителями;
  • проблемно-ориентированный анализ социальной ситуации развития ребенка и свобода выбора способов решения проблемы, содержания, форм и методов работы с родителями.

На любом этапе возрастного развития детей образовательное учреждение и его психолого-педагогическая служба решают следующие задачи во взаимодействии с семьей:

  • Диагностика семьи, изучение условий и факторов развития ребенка в семье.
  • Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения, его целях, задачах, программах обучения и воспитания, ходе и результатах педагогического процесса.
  • Психолого-педагогическое просвещение, обучение и воспитание родителей, развитие их родительской компетентности.
  • Включение родителей в совместную с педагогами и детьми деятельность, создание детско-взрослых форм общности.
  • Развитие инициативы и субъектной позиции родителей, помощь в создании и организации деятельности общественных формирований родителей.
  • Психолого-педагогическая помощь в коррекции факторов семейного воспитания, неблагоприятных для развития ребенка.
Читайте также:  Математические задачи шутки для дошкольников

В начале школьного обучения, в 1-ом классе и всего периода начальной школы, у педагогов и психологической службы есть достаточно много возможностей и шансов наладить эффективное взаимодействие с семьей, привлечь родителей к психолого-педагогическому сопровождению адаптации детей к школе. Приоритетными для педагога-психолога являются следующие задачи:

  • установление доброжелательного контакта, создание доверительных отношений с родителями, которые являются залогом того, что со своими проблемами, сомнениями и вопросами родители пойдут в школу и к психологу, своими наблюдениями честно поделятся;
  • повышение психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития;
  • принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в школе.

Если этого удалось добиться, можно рассчитывать на сотрудничество с родителями в решении проблемных для ребенка ситуаций.

Что же касается форм работы, они могут быть как традиционными (родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации), так и сравнительно новыми (родительские клубы, социально-психологические тренинги, психолого-педагогический театр).

В начале школьного обучения в 1-ом классе собрания и встречи желательно проводить регулярно – примерно раз в месяц, обсуждая с родителями трудности адаптационного периода, рассказывая о формах поддержки ребенка, оптимальных домашних формах решения школьных проблем и т.д.

В содержательном отношении круг обсуждаемых вопросов во взаимодействии с родителями может быть весьма разнообразен. Приведенная в ч.

1 методического пособия тематика консультаций для родителей (или выступлений на родительских собраниях) может быть дополнена и/или изменена в соответствии с запросом родителей и/или психолого-педагогической модели взаимодействия с семьей, которой придерживается педагогический коллектив и педагог-психолог. Одним из элементов содержательного взаимодействия с родителями (в ходе собраний, консультаций, письменного общения и т.д.) является разработка рекомендаций, памяток для родителей (пример таковых см. в приложении № 4).

Ярким примером интеграции образовательного процесса, основанным на сотрудничестве педагога и психолога с родителями, является родительский клуб.

Основными целями создания и организации деятельности родительского клуба являются повышение психологической компетентности родителей, способствующей оптимизации детско-родительских отношений, создание условий для эмпатийно-личностного общения между членами семьи, формирование установки на сотрудничество со школой в целях успешного обучения, воспитания и развитие личности ребенка. Проведение заседаний родительского клуба предполагает решение сразу нескольких задач, исходящих из функций клуба: просветительской, прогностической, диагностической, консультативной, развивающей, коррекционной.

Просветительская функция заключается в знакомстве с теоретическими основами психологии и педагогики, углубление и систематизация знаний о закономерностях развития ребенка. Прогностическая функция направлена на прогнозирование детско-родительских отношений, влияющих на социализацию ребенка, его адаптацию в школьной среде, становление позиции школьника. Диагностическая функция позволяет объективно оценивать и осмыслять имеющуюся семейную ситуацию развития ребенка, условия его воспитания в семье, направлена на более глубокое понимание родителями собственного ребенка. Развивающая функция предполагает помощь в развитии разнообразных умений, важных во взаимодействии с детьми, помощь в развитии самого ребенка. Коррекционная функция направлена на изменение неэффективных родительских установок в воспитании ребенка. Консультативная функция предполагает следующее: 1) укрепление уверенности родителей в их собственных возможностях; 2) помощь в установлении теплых отношений в семье; 3) обеспечение безопасной атмосферы, в которой родители могут работать с собственными внутриличностными проблемами и проблемами, касающимися отношений с детьми и своей родительской роли.

Методы, используемые в работе клуба:

  • экспресс-диагностика эмоциональных состояний, знаний, отношений и ценностей родителей;
  • лекции и сообщения специалистов по заявленным темам (педагог-психолог, логопед, врач, музыкальный работник и др. специалисты);
  • экспрессивные методы творческого самовыражения в движениях, в рисунках, в письменных и творческих работах;
  • методы социально-психологического и педагогического тренинга: дискуссионное обсуждение различных психологических проблем и педагогических ситуаций, психогимнастика, игровое моделирование, игры и упражнения разной направленности, психологические этюды;
  • обмен опытом в воспитании детей;
  • анализ продуктов деятельности детей, результатов педагогической и психологической диагностики.

Общая структура проведения занятий в клубе:

    • Формулирование темы занятия, основных целей.
    • Психологическая и/или интеллектуальная разминка, позволяющая задать темп занятия и являющаяся прелюдией основной части.
    • Основная часть, в которой реализуется тема занятия:
      • Отработка необходимых навыков через упражнения.
      • Лекция или сообщение специалистов.
      • Активное обсуждение.
      • Система упражнений.
    • Заключительная часть. Рефлексия.
    • Домашнее задание.

Возможны варианты или другая комбинация в зависимости от темы занятия. Тематика встреч в клубе «Родительский дом – начало начал» может быть следующей:

Занятие 1. Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания. Поддержка – стратегия конструктивного взаимодействия с детьми.
Занятие 2. Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье.
Занятие 3. Как развивать ответственность в наших детях. Уровни и составляющие ответственности. Правила передачи ответственности.
Занятие 4. Помощь родителей в учении школьника – какой она должна быть. Развитие познавательной активности ребенка в семье.
Занятие 5. Бесконфликтная дисциплина. Правила о правилах.
Занятие 6. Мотивы плохого поведения детей. Причины стойкого непослушания.
Занятие 7. Чувства родителей и чувства детей. Правила выражения чувств.
Занятие 8. Итоговое. Формула семейного счастья.
Читайте также:  Интеллектуальная игра по истории, 7 класс

Второй вариант тематики клубных встреч:

  • Давайте познакомимся поближе. Семья и школа – теперь мы вместе.
  • Лики родительской любви. Как на самом деле любить ребенка.
  • Мир ребенка и взрослого (совместная встреча детей и родителей).
  • Почему ребенок бывает несчастлив?
  • Наше здоровье в наших руках (совместная встреча детей и родителей).
  • Игра – дело серьезное. Игры в школе и семье.
  • Мир наших увлечений (совместная встреча детей и родителей).
  • Итоговая встреча. В дружбе взрослых и детей сила школы и семей.

Опыт организации и осуществления деятельности родительских клубов с первых шагов поступления ребенка в школе показывает, что такая форма взаимодействия с родителями способствует гармонизации, взаимодополняемости влияний взрослых на социальную ситуацию развития школьника, позволяет установить партнерские заинтересованные друг в друге отношения педагогов и родителей, пробуждает устойчивый интерес родителей не только к вопросам воспитания и развития детей, но в целом к психолого-педагогическому знанию, стимулирует стремление к самопознанию и изменению неэффективных родительских установок.

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/92-adaptation-to-school/1187-psixologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-adaptaczii-rebyonka-k-shkole?start=2

«Взаимодействие семьи и школы в адаптации детей и подростков в современном социуме». — презентация

1 «Взаимодействие семьи и школы в адаптации детей и подростков в современном социуме».

2 Ребенок учится тому, что видит у себя в дому Ребенок учится тому, что видит у себя в дому Родители – пример тому. Кто при жене и детях груб, кому язык распутство люб, пусть помнит, что с лихвой получит Все то, чему их учат.

Теперь вести себя прилично не модно стало И обычно, женский пол, себя позоря Стал срамословить в разговоре. Мужья пример для жен своих, а дети учатся у них. Там где аббат не враг вина, вся братия пьяным пьяна.

Не волк воспитывал овец, походку раку дал отец.

3 Что говорить с покон веков полно на свете дураков. Там, где родители скромны и благодетельно верны. То благонравны и сыны. Попался как-то Диогену какой-то пьяный совершенно Впервые встреченный юнец.

Сынок, сказал ему мудрец, ты вижу весь в отца в родного, Бьюсь об заклад он раб хмельного. Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе И за слова легко толкнуть детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом, Чтобы не покаяться потом. (Себостьян Ребонте)

4 Социальная зрелость – необходимый этап развития личности, который характеризуется достижением самостоятельного социального положения человека. Социальная зрелость – необходимый этап развития личности, который характеризуется достижением самостоятельного социального положения человека.

  • 5 показатели: Ценностные ориентации в сфере образования; Ценностные ориентации в профессиональной сфере; Мотивация обучения; Мотивация профессионального выбора; Наличие представлений относительно своей жизненной перспективы; Самостоятельность жизненного выбора; Позиция по отношению к общественно- политической, социально- культурным, экономическим явлениям и процессам, происходящим в стране.
  • 6 Результаты изучения социализированности личности учащихся. (9 класс)
  • 7 Система взаимодействия школы в воспитательном пространстве Школа Педагог Дополнительного образования Медицинский работник Социальный педагог Педагог- психолог Учителя- предметники Родители, семья Классный руководитель Профильное обучение
  • 8 Медицинский работник Забота о здоровье своих воспитанников; Забота о здоровье своих воспитанников; Организация здоровьесберегающей деятельности; Организация здоровьесберегающей деятельности;

9 Педагог- психолог Изучение обучающихся, их процессов адаптации и интеграции; Изучение обучающихся, их процессов адаптации и интеграции; Координация выбора форм и методов индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности; Координация выбора форм и методов индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности; Помощь в адаптации к коллективу, содействие созданию благоприятного климата в коллективе. Помощь в адаптации к коллективу, содействие созданию благоприятного климата в коллективе.

10 Социальный педагог Оказание помощи в установлении отношений с социумом; Оказание помощи в установлении отношений с социумом; Контроль за социализацией личности; Контроль за социализацией личности; Организация социально значимой деятельности Организация социально значимой деятельности

11 Учителя- предметники Совместная разработка общих педагогических требований; Контроль за успеваемостью; Выявление причин неудач и успехов в познавательной деятельности; Включение обучающихся в систему внеклассной работы по предметам.

12 Родители, семья Контроль за сознательным включением ребенка в учебную и воспитательную деятельность Контроль за сознательным включением ребенка в учебную и воспитательную деятельность Совместное изучение личности ребенка, организация помощи в обучении и развитии; Совместное изучение личности ребенка, организация помощи в обучении и развитии; Привлечение к участию в воспитательном процессе; Привлечение к участию в воспитательном процессе; Создание психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Создание психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами.

13 Памятка: Памятка: Только в союзе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей; Только в союзе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей; Регулярно посещайте родительское собрание; Регулярно посещайте родительское собрание; Систематически интересуйтесь школьными делами ребенка; Систематически интересуйтесь школьными делами ребенка; Оказывайте ребенку разумную помощь; Оказывайте ребенку разумную помощь; Терпеливо и заинтересованно выслушивайте рассказы ребенка; Терпеливо и заинтересованно выслушивайте рассказы ребенка; Оказывайте посильную помощь в организации досуга детей; Оказывайте посильную помощь в организации досуга детей; Повышение уровня педагогической культуры семьи- регулярное педагогическое самообразование. Повышение уровня педагогической культуры семьи- регулярное педагогическое самообразование.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1145781/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector