Внеклассное занятие на тему: вежливость, 3 — 4 класс

Внеклассное занятие на тему: Вежливость, 3 - 4 класс

Цели:

  • закреплять навыки правильной речи, соблюдая речевые правила;
  • упражнять в спонтанной речи с соблюдением логических пауз, ритма, интонации;
  • продолжить работу по развитию общих речевых навыков;
  • продолжить работу по развитию лексико-грамматического строя речи;
  • коррекция познавательной деятельности;
  • продолжить обучение релаксации.     

                                              Ход занятия.   

1. Организационный момент.

— Вспомните, какие вежливые слова вы знаете, назовите их.  (Ответы детей.)

2. Сообщение темы занятия.

— Ребята, сегодня на занятии мы поговорим  о вежливости, о том, какие слова вы говорите друг другу при встрече, расставании, игре и совместных делах, когда бываете в гостях.

3. Основная часть.

А) Чтение правил вежливости.  (Работа с карточками.)

  • Вежливость проявляется в отношениях с людьми.
  • Вежливый человек не причинит другому человеку неприятностей, не обидит.
  • Не спорь с товарищами по пустякам.
  • Не придумывай прозвищ.
  • Не отвечай на грубость грубостью.

— Давайте дополним эти правила. Что бы вы ещё могли добавить к этим правилам? (Ответы детей.)

Б) Игра «Похвали друга».

— А сейчас мы будем хвалить друг друга. Послушайте, как это сделаю я.

  1. — Оля, ты такая умница, ты очень послушная девочка, я очень, что стала красиво говорить.
  2. (Дети хвалят друг друга.)
  3. В) Игра «Вежливые слова».

Детям предлагаются карточки со стихотворениями и полоски бумаги с написанными словами: спасибо, пожалуйста, простите, добрый день, доброго пути, здравствуйте. Задание: подобрать к слову стихотворение, выразительно прочитать его.

               Спасибо.                                                            Пожалуйста.

За что мы говорим «спасибо»?                      Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?

За, всё, что делают для нас.                             Повторяем его поминутно.

И мы припомнить не смогли бы,                    Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Кому сказали сколько раз.                                Нам становится неуютно.

                 Простите.                                                               Добрый день!

Простите, я больше не буду                             — Добрый день! – тебе сказали.

Нечаянно бить посуду                                        — Добрый день! – ответил ты.

И взрослых перебивать,                                     Как две ниточки связали

И что обещал – забывать.                                  Теплоты и доброты.

А если я всё же забуду, —

Простите, я больше не буду.

            Доброго пути.                                                          Здравствуйте.

Нам желают: «Доброго пути!» —                     — Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

Будет легче ехать и идти.                                   – Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,

Приведёт, конечно, добрый путь                      И, наверно, не пойдёт в аптеку,

Тоже к доброму чему-нибудь.                           И здоровым будет много лет.

— Вежливый  человек всегда внимателен к окружающим. Он старается не причинять неприятностей, не обижать слабых, не оскорблять одноклассников.

Г) Беседа «Почему нельзя придумывать прозвища?».

— Ребята, у вас в классе у детей есть прозвища? Это очень плохо. Особенно, если прозвища связаны с внешним видом или болезнями. Над физическими недостатками людей смеются только глупые и невоспитанные люди.

Вспомните, на какое желание потратила последний лепесток девочка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»?  (Ответы детей.

) Правильно она поступила? А как вы должны себя вести, если рядом с вами человек, у которого плохое зрении, если ваш одноклассник очень полный, если у вашего одноклассника слабое здоровье? (Ответы детей.)

Д) Игра «Волшебное слово».

— Есть волшебное слово «пожалуйста». Выполняйте приказы, только если  я его  добавлю к приказу. Например, встань, пожалуйста. (выполняется) Подойди к доске. (не выполняется)

4. Развитие общих речевых навыков.

  • Развитие мимических и артикуляторных мышц.
  • Комплекс №1 – упражнения № 2, 3, 6, 16.
  • Развитие диафрагмального выдоха.
  • Комплекс №2 – упражнения № 2, 6, 8.
  • Развитие голоса.
  • Комплекс № 3 – упражнения № 8, 12, 13.
  • Е) Беседа «Уважайте желания других».

— Иногда случается так, что кто-то пристаёт к другим, навязывая им свои желания, заставляя заниматься тем, чем они заниматься не хотят. Бывали у вас такие ситуации? Как вы выходили из создавшейся ситуации? Расскажите об этом.  (Ответы детей.) Как вы думаете, стоит ли так делать? (Ответы детей.)

Ё) Чтение сказки С.Михалкова по ролям «Хочу бодаться».

  Это был ужасно приставучий Козлёнок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:

 — Хочу бодаться! Давай бодаться!..

 — Отстань от меня! – сказал Индюк и важно отошел в сторону.

— Давай бодаться! – пристал Козленок к Поросенку.

 — Отвяжись! – ответил поросенок и зарылся пятачком в землю.

 Подбежал Козленок к старой Овце:

 — Давай бодаться!

 — Отойди от меня! – попросила Овца. – Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!

 — А я хочу бодаться! Давай пободаемся!

 Промолчала Овца и сама отошла в сторону.

 Увидел Козленок Щенка.

 — А ну! Давай бодаться!

 — Давай! – обрадовался Щенок и больно укусил Козленка за ногу.

 — Постой! – заплакал Козленок. – Я хочу бодаться, а ты что делаешь?

 — А я хочу кусаться! – ответил Щенок и еще раз укусил Козленка.

  1. — Есть стихотворение «Ворона», прослушайте его.
  2. Ворона с балкона стащила горбушку.
  3. И клюнула кошку нахально в макушку.
  4. Теперь за воробышком гонится…
  5. Ворона, да ты же разбойница!

— Не напоминает ли вам поведение вороны выходки козлёнка? Как можно охарактеризовать ворону и козлёнка?(невоспитанные, грубые, приставучие, нахальные …)

5. Физминутка.

  • Сколько ёлочек зелёных,
  • Столько сделаем поклонов.
  • Сколько здесь у нас кружков,
  • Столько сделаем прыжков.
  • Сколько точек будет в круге,
  •  Столько раз поднимем руки.
  • Сколько палочек до точки,
  • Столько встанем на носочки.
  • Ж) Игра «Назови ласково».

— Ребята, вспомните, пожалуйста, как вас ласково называет мама? (Ответы детей.)

— Давайте придумаем ласковые имена для мамы. (Мамочка, мамуля , мамка, мамулечка.)

  1. — Давайте скажем ласково: брат — … (братик)
  2.                                                   сестра — … (сестричка)
  3.                                                   папа — … (папочка, папуля)
  4. З) Игра «Подскажи словечко».

— Однажды Вова ехал в автобусе. Он сидел и смотрел в окно. В автобус вошла женщина с малышом. Вова встал и сказал: «Садитесь, …!» Женщина поблагодарила его: «…!» Неожиданно автобус резко затормозил. Вова чуть не упал и сильно толкнул стоящего рядом мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал: «…».

— Можно ли назвать Вову воспитанным мальчиком? Почему вы так думаете? (Ответы детей.)  — Прослушайте другой рассказ.

 Таня сидела в марщрутке. Она всё время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась, боясь испачкаться. Старушка напротив сказала: «Девочка, сиди спокойно, перестань вертеться! Так вести себя нельзя».

Таня ответила: «А что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно».

— Ребята, как вы думаете, можно ли назвать Таню вежливой, несмотря на то, что она в речи употребляет вежливые слова? (Ответы детей.)

  • — Правильно, ребята, важно не только, что вы говорите, но и как вы это делаете.
  • И) Беседа по содержанию стихотворения «Невежливая вежливость».
  • Чтение стихотворения логопедом.
  • Обещал отцу Петрусь:
  • — Я за вежливость возьмусь,
  • Буду всех благодарить,
  • Первым «здравствуй» говорить!
  • Вот мальчишка со стараньем
  • Выполняет обещанье:
  • Видит утром у сторожки
  • Дремлет сторож на порожке.
  • На посту он ночь не спал,
  • Еле-еле задремал.
  • А Петрусь как заорет:
  • — С добрым утром, дед Федот!
  • Дед ругнул его спросонок:
  • — Убирайся, постреленок!
  • Вот Петрусь догнал Иринку,
  • Да как дернет за косынку.
  • — Ты куда, Иринка, стой!
  • Я здороваюсь с тобой!
  • Та отпрянула в сторонку…
  • Как невежлива девчонка!
  • Нес парнишка гору книг,
  • А Петрусь с ограды – прыг!
  • Чуть не сел ему на плечи.

— Извините! Добрый вечер!

  1. — Ты, — парнишка, — закричал,
  2. И невежа, и нахал!
  3. Петя очень удивлен:
  4. Разве был невежлив он?

— Чтобы вы посоветовали Петрусе? Почему его посчитали невежливым мальчиком?

6.Релаксация.

  • Комплекс № 4 – упражнения № 16, 17.
  • К) Образование прилагательных.
  • Плохо – плохой                                хорошо – хороший
  • Добро – добрый                              зло – злой

Правда – правдивый                      вежливость – вежливый и т.д.

7. Подведение итогов занятия.  

  1. Составить пословицы из их частей.
  2. Плохо жить без забот,                                             хуже без ласкового слова.
  3. Доброе слово человеку,                                         что дождь в засуху.
  4. Ласковое слово                                                         и кошке приятно.
  5. Чужого не ругай,                                                       своего не хвали.
  6. От вежливых слов                                                     язык не отсохнет.       
  7. Приложение  65
  8. Вежливость проявляется в отношениях с людьми.
  9. Вежливый человек не причинит другому человеку неприятностей, не обидит.
  10. Не спорь с товарищами по пустякам.
  11. Не придумывай прозвищ.
  12. Не отвечай на грубость грубостью.
  13.    Спасибо                                             Пожалуйста
  14.                 Простите                                           Добрый день!
  15.             Доброго пути!                                    Здравствуйте

За что мы говорим «спасибо»?                     Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?

За всё, что делают для нас.                            Повторяем его поминутно.

И мы припомнить не смогли бы,                     Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Кому сказали сколько раз.                                Нам становится неуютно.

Простите, я больше не буду                                         — Добрый день! – тебе сказали.

Нечаянно бить посуду                                                    — Добрый день! – ответил ты.

И взрослых перебивать,                                                 Как две ниточки связали

И что обещал – забывать.                                              Теплоты и доброты.

А если я всё же забуду, —

Простите, я больше не буду.

Нам желают: «Доброго пути!» —                   — Здравствуйте! – ты скажешь  человеку.

Будет легче ехать и идти.                             – Здравствуй! Улыбнулся он в ответ,

Приведёт, конечно, добрый путь                           И, наверно, не пойдёт в аптеку,

Тоже к доброму чему-нибудь.                                И здоровым будет много лет.

                                                 «Хочу бодаться».

Это был ужасно приставучий Козлёнок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:

-Хочу бодаться! Давай бодаться!

-Отстань от меня! Сказал Индюк и важно отошёл в сторону.

-Давай бодаться! – пристал Козлёнок к Поросёнку.

Читайте также:  Толстой «какая бывает роса на траве» распечатать текст

-Отвяжись! Ответил Поросёнок и зарылся пятачком в землю.

Подбежал Козлёнок к старой Овце:

-Давай бодаться!

-Отойди от меня! – попросила Овца. Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!

-А я хочу бодаться! Давай пободаемся!

Промолчала Овца и сама отошла в сторону.

Увидел Козлёнок Щенка.

-А ну! Давай бодаться!

-Давай! – обрадовался Щенок и больно укусил Козлёнка за ногу.

-Постой! – заплакал Козлёнок. – Я хочу бодаться, а ты что делаешь?

-А я хочу кусаться! – ответил Щенок и ещё раз укусил Козлёнка.      

  • Плохо жить без забот,                                  хуже без ласковых слов.
  • Доброе слово человеку,                              что дождь в засуху.
  • Ласковое слово                                              и кошке приятно.
  • Чужого не ругай,                                            своего не хвали.
  • От вежливых слов                                          язык не отсохнет.

Авторы: Творческая группа учителей-дефектологов школьных ПКПП г. Полоцка 2007-2008 уч.г.

Ещё по данной теме:

Источник: https://logopeddoma.ru/news/zanjatie_65_tema_obshhenie_s_odnoklassnikami_uroki_vezhlivosti/2014-06-06-578

Внеклассное занятие «Да здравствует вежливость и доброта!» | Открытый класс

Данные об авторе Турцева Раиса Ивановна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Губкин Белгородская область

Белгородская область

Характеристики урока (занятия) начальное общее образование

Классный руководитель

  •  Развивающие: 
  • — развивать познавательный интерес учащихся;
  • — развивать личностные качества;
  • Воспитательные:
  •             — воспитывать стремление учащихся к позитивному общению в школе       
  •                и за её пределами;
  •    — формировать социально — одобряемые нормы поведения;
  • Образовательные:
  •               — ознакомить с базовыми нравственными категориями «добро», «вежливость»;                                
  •               — учить детей умению проявлять инициативу, самостоятельность,                        
  •     — обсудить вопрос, какие дела можно назвать добрыми.

Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории):  3

Используемая методическая литература:  Список использованной литературы:
1.        Дик Н. Ф. Классные часы в 3-4 классах. – методическое пособие/ Под ред. М. И. Ростов н/Д: Феникс, 2007
2.        Классному руководителю: Учебно- Рожковой. – М:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
3.        Методический журнал «Практические советы учителю», №6, — Ростов н/Д: Изд-во ИПК и ПРО, 2011 год.
4. Васильев В. Диалог о школьном деле. – Воронеж, 1999

Используемое оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, пословицы и поговорки о добре и вежливости, конверт, «лучики», стихи А. Барто,             С. Погореловского, А. Антонова, фрагмент музыки П. И. Чайковского «Времена года», запись песни  Б. Савельева «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда».

Внеклассное занятие для учащихся 3-4 классов на формирование нравственных качеств — доброты, вежливости, отзывчивости

Подготовительный этап: подобрать пословицы и поговорки о вежливости и доброте, разучить стихи А. Барто «Признание», Любочка», С. Погореловского «Стать добрым волшебником…», А. Антонова «Вежлив Витя или нет». Ход классного часа 1 этап. Формулировка цели. Открыт слайд с изображением солнца . Учитель: Ребята, улыбнитесь солнышку, друг другу. Вижу, теперь у вас прекрасное настроение. Попробуем пронести его через всё занятие, постараемся быть внимательнее и добрее друг к другу. Звучит тихая музыка из произведения «Времена года» П.И. Чайковского. Учитель: Вы живёте на свете не одни, а среди других людей. Вырастите, окончите школу и станете строить дома, водить по морям и океанам могучие корабли, выращивать новые сорта растений, побеждать болезни. Но, прежде всего, вы должны вырастить настоящими, смелыми, отзывчивыми и вежливыми гражданами своей Родины.

  1. Тему нашего занятия мы сформулируем вместе.
  2. Учитель обращает внимание детей на доску. На доске запись:  В5ЕЖ70Л1И9ВО32СТ4Ь и  Д1ОБ6Р7ОТ3А
  3. Учитель: Зачеркните все цифры в этих словах, и вы назовёте тему нашего занятия.

Учитель: Кто сформулирует тему?  Какого человека мы назовём вежливым? А добрым? Ответы детей. Молодцы! Учитель: Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. 2 этап. Актуализация имеющихся знаний.

  • Чтение стихотворения «Вежливый слон» учеником:
  • Вышел слон на лесную дорожку,
  • Наступил муравью на ножку.
  • И вежливо
  • Очень
  • Сказал муравью:
  • — Можешь и ты наступить на мою!
  • Учитель:
  • — Почему стихотворение так названо?
  • — Помогла ли вежливость слона муравью?
  • — Какого человека вы считаете вежливым?
  • — Всегда ли человека, который знает «волшебные» слова, можно назвать воспитанным?

Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова «Вежлив ли Витя или нет».

  1. Малыша обидел Витя,
  2. Но пред школою в строю
  3. Витя спросит:
  4. «Извините, я ошибку признаю».
  5. На урок пришел учитель,
  6. Положил на стол журнал.
  7. Следом Витя:
  8. «Извините, я немного опоздал».
  9. Спор давно ведется в классе:
  10. Вежлив Витя или нет?
  11. Разберитесь в споре нашем
  12. И скажите нам ответ.
  13. Учитель: Ну, а как вы считаете, вежлив ли Витя или нет?
  14. Ответы детей.
  15. Учитель: Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди.

Несколько человек инсценируют стихотворение А. Барто «Признание».

  • Поди узнай, поди пойми,
  • Что стало с парнем лет восьми?
  • Он всех в один несчастный день
  • Чуть не довёл до слёз,
  • Его зовут — стоит как пень,
  • Как будто в землю врос.
  • -Смотри не пей воды сырой!-
  • Советует сосед.
  • Один стакан, потом второй
  • Андрюша пьёт в ответ.
  • Поди узнай, поди пойми,
  • Что стало с парнем лет восьми?
  • — Придёшь обедать к трём часам,-
  • Ему сказала мать.
  • Он пробурчал:
  • -Я знаю сам……
  • А сам явился в пять.
  • — Ну что с тобой, Андрюшенька?
  • И сын признался ей:
  • — Когда я вас не слушаюсь,
  • Я выгляжу взрослей.

Учитель: Правильно ли поступает мальчик? Можно ли его назвать вежливым и добрым по отношению к своим близким?  Почему? Докажите. В вашей жизни такое случалось?  С утверждением мальчика вы согласны? Ответы детей. Учитель: Грубость, неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания. Невоспитанными, злыми, грубыми с родителями, со своими друзьями и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки. Два мальчика и девочка инсценируют стихотворение «Любочка» А. Барто.

  1. Синенькая юбочка
  2. Ленточка в косе.
  3. Кто не знает Любочку?
  4. Любу знают все.
  5. Девочки на празднике
  6. Соберутся в круг.
  7. Как танцует Любочка!
  8. Лучше всех подруг.
  9. Кружится и юбочка,
  10. И ленточка в косе.
  11. Все глядят на Любочку
  12. Радуются все.
  13. Но если к этой Любочке
  14. Вы придёте в дом,
  15. Там вы эту девочку
  16. Узнаете с трудом.
  17. Она кричит  порога,
  18. Объявляет на ходу:
  19. -У меня уроков много,
  20. Я за хлебом не пойду!
  21. Едет Любочка в трамвае —
  22. Она билета не берёт.
  23. Всех локтями раздвигая,
  24. Продвигается вперёд.
  25. Говорит она, толкаясь:
  26. — Фу, какая теснота!-
  27. Говорит она старушке:
  28. -Это детские места!
  29. -Ну садись,-вздыхает та.
  30. Синенькая юбочка,
  31. Ленточка в косе
  32. Вот какая Любочка
  33. Во всей её красе.
  • Случается, что девочки
  • Порой бывают грубыми,
  • Хотя не обязательно
  • Они зовутся Любами.
  • Учитель:
  • — Что  вы скажите о « героине» этого стихотворения?
  • — Как называется это стихотворение?

— Как вы думаете, почему А.Барто назвала своё стихотворение «Любочка»? — Что она хотела этим сказать? — Какой оказалась девочка на самом деле? Почему? — А вы встречали таких Люб? Где? Учитель: Вежливость и умение вести себя зависит от общего развития человека. На слайде дети читают высказывание великого педагога                           В.А. Сухомлинского. Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно.

  1. Учитель: В народе всегда относились к доброте и вежливости по — особому
  2. и тому немало поговорок и пословиц:
  3. Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
  4. Доброе слово и кошке приятно.
  5. В чём смысл этих пословиц?

Ответы детей. Молодцы! 3этап.Частично — поисковая деятельность.  Учитель читает небольшой отрывок.  «Друзья, вот вам на всякий случай… Слова о школьнике одном, его зовут…….,а впрочем, мы лучше здесь его не назовём.. Всего 5 предметов, По улице шли двое прохожих. Одному- 62 года, другому- 8 лет. У первого в руках было 5 предметов:1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг у него упала. — У вас упала книга! — закричал мальчик, догоняя прохожего. -Разве? — удивился тот. -Конечно, — объяснил мальчик. У вас было 3 книжки, 1 портфель и пакет. а теперь осталось 4. -Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий с трудом поднимая упавшую книгу. Однако, есть правило, которое ты ещё не усвоил.

  • Работа в парах.
  • Учитель:
  • — Как должен поступить мальчик?
  • — Какое правило он не усвоил?
  • — Как бы вы поступили?
  • — Как вы думаете, каковы причины такого поступка?
  • Дети спорят, доказывают, выражают свои мнения.

4 этап. Игровая деятельность. Учитель: К классному часу вы подготовили пословицы и поговорки о вежливости и доброте. Познакомьте нас с ними. Работа в группах. Учитель: У вас  на партах лежат конверты с заданиями. Посмотрите их. У одних групп начало пословиц, у других групп – концовка. Начинаем игру «Собери пословицу!».

  1. -Жизнь дана             (добрые дела).
  2. -Ласковое слово              (лучше мягкого пирога).
  3. -Учись доброму, дурное         (на ум не пойдёт).
  4. -Как проживёшь,          (так и прослывёшь).
  5. -Про доброе дело,            (говори смело).
  6. -Доброта без разума         (пуста).
  7. Учитель: Молодцы!

5 этап. Физминутка. Учитель: Предлагаю отдохнуть и отгадать весёлые загадки. Эти загадки особенные. Если учат добру и вежливости, то в ответ надо хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!» Будьте внимательны, слушайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произносите, а на вредную загадку – молчите. •Кто из вас, проснувшись бодро, «С добрым утром!» скажет твёрдо?

  • •У кого у вас в порядке
  • Сумка, книжки и тетрадки?
  • •Кто из вас молчит как рыба
  • Вместо доброго «спасибо»?
  • •Кто из вас, скажите, братцы,
  • Забывает умываться?
  • •Кто из вас в трамвае тесном
  • Уступает старшим место?
  • •Кто быть вежливым желает,
  • Малышей не обижает?

6 этап. Театрализация.  Чтение детьми стихотворения С. Погореловского «Стать добрым волшебником..»

  1. Стать добрым волшебником
  2. Ну-ка попробуй!
  3. Тут хитрости
  4. Вовсе не нужно особой.
  5. Понять и исполнить
  6. Желание другого-
  7. Одно удовольствие,
  8. Честное слово!
  9. На клумбе –цветок,
  10. Его листья повисли.

Грустит он….О чём?

  • Угадал его мысли?
  • Он хочет напиться
  • Эй, дождик, полей!
  • И дождик струится
  • Из лейки твоей.
  • А что же сестрёнка
  • Скучает в сторонке?
  • Волшебное что-нибудь
  • Сделай сестрёнке!
  • И ты обернулся
  • Ретивым конём-
  • Галопом сестрёнка
  • Помчалась на нём!
  • Хоть мама
  • Ещё не вернулась с работы,
  • Нетрудно узнать её думы, заботы.
  • «Вернусь,

Хорошо бы пошить, почитать…..

  1. Да надо
  2. С уборкой возиться опять».
  3. И ты совершаешь великое чудо-
  4. Пол засверкал,
  5. Засияла посуда!
  6. И ахнула мама,
  7. Вернувшись домой:
  8. -Да это, как в сказке,
  9. Волшебник ты мой!

Учитель: Кого называют добрым волшебником? Почему? 7этап. Закрепление знаний вежливости и доброте.
Подведение итогов внеклассного занятия. Учитель:
— Какие слова приветствия и прощания вы употребляете? Кого можно приветствовать словом «Здорово!», «Привет!»? Кому можете при прощании сказать «Пока»?

  • — Насколько вы вежливы и воспитаны, узнаем, поиграв в игру «Доскажи словечко»:
  • •Растает даже ледяная глыба от слова теплого … «спасибо»
  • •Зазеленеет старый пень, когда услышит …      «добрый день»
  • •Когда вас бранят за шалости, говорите …   «простите, пожалуйста»
  • •И во Франции, и в Дании на прощанье говорят … «до свидания!»

— Вы показали себя воспитанными детьми. Теперь вы знаете, в каких случаях и как надо употреблять «волшебные» слова.

  1. Дети вместе с учителем обсуждают предложения и делают вывод о том, что такое доброта и вежливость.
  2. Учитель обращает внимание детей на запись на доске:
  3. .
  4. — Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.
  5. — Вежливость-это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
  6. — Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
  7. — Не отвечай на грубость грубостью.
  8. — Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
  9. — Добро, сделанное втайне, платится вдвойне.

Учитель: Дети, представьте, что на вас солнышко льёт тёплые лучики. Под его лучами вы становитесь добрее, умнее, внимательнее друг к  другу.        А теперь пошлите солнечные лучики маме, папе и всем близким людям.
 Дети под музыку прикрепляют к диску солнца лучики с пожеланиями добра, любви, счастья и здоровья. Под песню Б. Савельева «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда» дети выходят из класса.  

Источник: http://www.openclass.ru/node/416376

Внеклассное мероприятие для 3-4 классов «Путешествие по морю вежливости»

  • Смирнова Галина Дмитриевна
  • МБОУ Успенская СОШ
  • Вяземского района, Смоленской области
  • Учитель начальных классов
  • Внеклассное мероприятие для 3-4 классов
  • «Путешествие по морю вежливости»
  • Цели: формировать навыки вежливого общения,
  •           учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;
  • Задачи :воспитывать доброжелательность,
  •              умение видеть красоту вокруг себя,
  •              развивать эстетические и духовно-нравственные способности,
  •              воспитывать чувство вежливости, толерантности.
  • Ход мероприятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о вежливости. А что же такое вежливость?

Вежливость-это умение вести себя так, чтобы другим было приятно общаться с тобой. Вежливым надо быть в словах, жестах, поступках.

Чтобы выяснить, вежливые мы люди или нет, отправимся в путешествие по морю «вежливости». Путешествовать мы будем на корабле. Давайте придумаем ему подходящее название.

  1. Корабль готов, занимаем каюты (рассаживаемся по местам).
  2. -Поднять паруса!
  3. — Есть, поднять паруса!
  4. — Полный вперед!
  5. — Есть, полный вперед!
  6. Звучит песня Ю.Антонова «Море»

Каждый человек, независимо от его возраста знаком и успешно пользуется вежливыми словами. А вы их, ребята, знаете? Сейчас проверим.

Ребята работают по группам. Кто больше запишет слов за 5 минут, а потом по очереди называют их.

Молодцы! Вы их назвали много, а почему их называют «волшебными»?

От них становится теплее и радостнее. Они могут подбодрить человека в трудную минуту, помогут рассеять плохое настроение.

  • А сейчас проведем игру «Доскажи волшебное слово».
  • Растает ледяная глыба
  • От слова теплого…(спасибо).
  • Зазеленеет старый пень,
  • Когда услышит…(добрый день).
  • Если больше есть не в силах,
  • Скажем маме мы …(спасибо).
  • Мальчик вежливый и развитый
  • Говорит, встречаясь …(здравствуйте).
  • Когда нас бранят за шалости,
  • Мы говорим …(простите пожалуйста).
  • И во Франции, и в Дании
  • На прощанье говорят …(до свидания).
  • Послушайте стихотворение о мальчике Петрусе.
  • Обещал отцу Петрусь:
  • «Я за вежливость возьмусь.
  • Буду всех благодарить,
  • Первым «здравствуй» говорить».
  • Вот мальчишка со стараньем
  • Выполняет обещанье.
  • Видит, утром у сторожки
  • Дремлет сторож на порожке
  • На посту он ночь не спал,
  • Только-только задремал.
  • А Петрусь как заорет:
  • «С добрым утром, дед Федот!»
  • Дед ругнул его спросонок:
  • «Убирайся, постреленок!»
  • Вот Петрусь догнал Иринку
  • Да как дернет за косынку:
  • «Ты куда, Иринка, стой,
  • Я здороваюсь с тобой!»
  • Та отпрянула в сторонку-
  • Как невежлива девчонка!
  • Нес вожатый стопку книг,
  • А Петрусь с ограды- прыг!
  • Чуть не сел ему на плечи:
  • «Извините, добрый вечер!»
  • «Ты- вожатый закричал,-
  • И невежа, и нахал!»
  • Петя очень удивлен-
  • Разве был невежлив он?
  • А вы, ребята, как думаете?
  • Мало знать вежливые слова, надо их употреблять своевременно.
  • 2.Бухта «Вредных советов»

Каждая команда получает по одному вредному совету. Переделать вредный совет на полезный.

  1. 1)Если друг твой самый лучший
  2. Поскользнулся и упал,
  3. Покажи на друга пальцем
  4. И хватайся за живот.
  5. 2)Девчонок надо никогда нигде не замечать
  6. И не давать проходу им нигде и никогда,
  7. Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.
  8. 3)Если к папе или к маме тетя взрослая пришла,
  9. И ведут какой-то важный и серьезный разговор,
  10. Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом
  11. Громко крикнуть прямо в ухо:

«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

  • 4) Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,
  • Ты оставь подарок дома- пригодится самому:
  • Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:
  • Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.
  • 3.Остров «Ошибок»
  • Сценка «Подарок»

— Здравствуй, Лена! Поздравляю тебя с Днем рождения! Прими от меня подарок.

-Спасибо.(откладывает в сторону)

-Ты посмотри, разверни. Тебе что, неинтересно?

-Ну, я-то думала, что путное! Подумаешь, набор! У меня таких уже полно.

— Да ты что! Он, знаешь, какой дорогой? Ты на цену посмотри, я специально этикетку оставила.

— Ну,уж и дорогой! Я тебе Юлечка на 3 рубля дороже купила.

— Эх, ты все-таки невоспитанная! Мне когда этот набор Танька в прошлом году подарила, я ей ничего не сказала. Ладно думаю, передарю кому-нибудь.

Да ладно тебе сердиться. Я тебе еще коробку конфет подарила. Только давай ее вместе съедим, а то мой подарок на 2 рубля дороже получится, чем твой.

Какие ошибки допустили девочки?

Сценка «Дедушка»

По улице шел дедушка. А сзади шел мальчик 8 лет. У дедушки в руках был портфель, 3книжки и большой сверток. Одна из книг упала.

-У вас упала книга — закричал мальчик, догоняя прохожего.

-Разве? — удивился тот.

-Конечно,- объяснил мальчик, — у вас было 3книги, 1портфель и пакет- итого 5вещей, а теперь осталось 4.

-Я вижу, ты хорошо знаешь сложение и вычитание,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, однако есть правила, которые ты еще не усвоил.

Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?

Часто мы тоже совершаем такие же ошибки. Оказывается есть не только волшебные слова, но и волшебные поступки. Смело их совершайте каждый день.

  1. 4.Порт «Веселая переменка»
  2. Дети исполняют частушки.
  3. Заиграй-ка балалайка
  4. Балалайка, три струны.
  5. Запевайте, не зевайте,
  6. Выходите, плясуны.
  7. Лида в круг вбежала смело,
  8. Завертелась, как юла,
  9. И под музыку запела
  10. Про знакомые дела.
  11. Тетя Сима попросила
  12. Слазить Витю на чердак.
  13. Извините, тетя Сима,
  14. Я вам вовсе не батрак.
  15. В поезд входят три юнната:
  16. «Ух, народу сколько тут!
  17. Занимай места, ребята,
  18. А то бабушки займут».
  19. Говорит лентяйке мать:
  20. -Убери свою кровать.
  21. -Я бы, мама, убрала,
  22. Только я еще мала.
  23. А наш Гриша ходит гордо,
  24. В ход пускает кулаки.
  25. У задиры под глазами
  26. Не проходят синяки.
  27. Витя очень умный парень,
  28. Может все он смастерить,
  29. Только «здравствуй» и «спасибо»
  30. Не умеет говорить.
  31. 5. «Шторм»

Вот мы немного отдохнули и пора отправляться в обратный путь. Но что такое?! Поднялся ветер, набежала черная туча, громадные волны с силой ударяют о борт корабля. Начался шторм! Путь домой нам укажут правила вежливого поведения, которые вы составите сами.

  • Одна группа составляет «Правила поведения в школе»
  • Вторая группа составляет «Правила поведения в гостях»
  • Третья группа составляет «Правила поведения в общественных местах»
  • Четвертая группа составляет «Правила поведения за столом»
  • 6.Мыс «Добрых надежд»
  • Каждый класс награждается медалью «За отвагу» во время шторма.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце- доброта. Стремление человека дать полное счастье окружающим людям. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им, бережет и охраняет природу.

  1. Добрым быть совсем, совсем не просто,
  2. Не зависит доброта от роста,
  3. Не зависит доброта от цвета,
  4. Доброта — не пряник, не конфета.
  5. Добрым быть совсем, совсем не просто,
  6. Не зависит доброта от роста
  7. Доброта приносит людям радость
  8. И взамен не требует награды.

Но не только слова должны быть добрыми, но и дела. Чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни нашим друзьям.

  • Надо, очень надо добрым быть
  • И в беде друг друга не забыть
  • И завертится земля быстрей,
  • Если будем мы хоть чуточку добрей.
  • Звучит песня «Если добрый ты»

Источник: https://globuss24.ru/doc/vneklassnoe-meropriyatie-dlya-3-4-klassov-puteshestvie-po-moryu-vezhlivosti

Конспект классного часа 3-4 класс. Будем вежливыми!

Конспект классного часа «Будем вежливыми! «, 3-4 класс Лаврух Наталья Александровна, ОГКОУ «Шуйская школа-интернат VIII вида», г. Шуя Ивановской области, учитель начальных классов.

Данный материал можно применять для классных часов, внеклассных мероприятий в коррекционных и общеобразовательных школах в 3-4 классах. Конспект классного часа «Будем вежливыми! «Цель: Расширить и обогатить знания учащихся о правилах вежливости.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать представления о нравственных нормах общения.

2. Закреплять знания о вежливых словах.

3. Познакомить с особенностями приветствия в разных странах.

Воспитательные:

1. Формировать культуру и навыки речевого общения.

2. Способствовать формированию доброго и уважительного отношения к людям.

3. Учить уважать личность каждого.

Развивающие:

1. Развивать коммуникативные качества.

2. Развивать память и мышления учащихся.

3. Тренировать в употреблении вежливых слов.

Коррекционные:

1. Способствовать коррекции психических функций детей.

2. Формировать навыки поведения, соответствующие принятым в обществе нормам поведения.

Материал для занятия: Надписи со словами «Вежливый человек», «Здравствуйте», «Спасибо», «Благодарю», «Вежливость», цветные буквы «Будем вежливыми», два мешочка с мягким и острым содержимым, два листа бумаги, два конверта со словами.

Оформление доски: цветными буквами выложена надпись «Будем вежливыми», надпись «Вежливый человек».

Ход классного часа «Будем вежливыми!»Педагог: Дорогие дети, у нас сегодня необычное занятие, сегодня к нам пришло много гостей.

Мы должны вести себя на занятии хорошо, показать себя воспитанными и вежливыми. А кто же это такой – вежливый человек? (На доске написано «Вежливый человек»)

Как вы думаете, какой он – вежливый человек? (Ответы детей)

Сегодня мы еще больше узнаем о вежливости, о вежливых словах и поучимся быть вежливыми. Тема нашего классного часа: «Будем вежливыми!»

Пройдёт время, вы окончите школу, станете взрослыми людьми, будете работать. Но кем бы вы не стали, прежде всего, вы должны вырасти по настоящему хорошими, культурными людьми, добрыми, отзывчивыми, смелыми и, конечно, вежливыми.

Как вы думаете, вежливыми рождаются или становятся? (Дети отвечают)

Этому надо учиться с детства.

Я вам предлагаю вспомнить некоторые правила вежливости, которые помогут вам быть вежливыми и внимательными и помогут в жизни. Вежливый человек приятен для окружающих. Вежливый и умеющий общаться человек может в жизни многого достичь.

Для того чтобы стать вежливым, вы, ребята, как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

(Достаю два мешочка).

— Давайте потрогаем оба эти мешочка.

— Что вы почувствовали, расскажите свои ощущения. (Один мешочек мягкий, тёплый.)

-Мягкий, как что? (Как мягкая игрушка, шарик.)

— Вам было приятно трогать этот мешочек? (да)

— А теперь потрогаем другой мешочек?

— Что же вы почувствовали? (В мешочке что-то острое, его неприятно трогать).

— Ребята, вот так и слова бывают добрые и злые, их можно не только услышать, но и почувствовать. Добрые, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

Среди вежливых слов есть Слова-приветствия. Отгадайте загадки.

  • Встретив зайку, ёж-сосед
  • Говорит ему: «…» (Привет!)
  • А его сосед ушастый
  • Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
  • (Олеся Емельянова)
  • Каким из этих слов вы можете поздороваться с другом, а со взрослым человеком?
  • (Вешаю на доску надпись «Здравствуйте»)
  • Здороваться – желать здоровья, проявлять доброжелательность, уважение к людям.

Улыбка очень украшает это слово. Если ты здороваешься с взрослым человеком, то нужно назвать его по имени-отчеству. С учителями и воспитателями здоровайся первым.

  1. Давайте попробуем поздороваться с нашим воспитателем, психологом, учителем физкультуры.
  2. (Дети называют слова-приветствия).
  3. Если вы встретились с кем-то утром, можно сказать «Доброе утро».

А если днем? (Добрый день).

А если вечером? (Добрый вечер).

  • Ученик:
  • Добрые слова не лень
  • Повторять мне трижды в день.
  • Только выйду за ворота,
  • Всем идущим на работу,
  • Кузнецу, ткачу, врачу,

С добрым утром!- я кричу.

  1. Добрый день! –кричу я вслед
  2. Всем идущим на обед!
  3. «Добрый вечер!” — так встречаю
  4. Всех, домой спешащих к чаю.
  5. (О. Дриз)
  6. Люди в разных странах по-разному приветствуют друг друга.
  7. — Полинезийцы здороваются очень ласково: обнюхиваются, трутся носами и поглаживают друг друга по спине.
  8. — Лапландцы тоже трутся носами.
  9. — Иранцы, пожав друг другу руки, прижимают собственную правую к сердцу.

-Китайцы слегка наклоняются и пожимают руку, как вы думаете, кому? (себе).

  • — Американцы хлопают друг друга по спине.
  • -Французы целуют в щёку.
  • -Русские пожимают друг другу руку.
  • Давайте еще раз повторим слова-приветствия: здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

ИГРА «Вежливые прятки».Выбирается водящий. Его задача — узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово приветствия: «Здравствуй», «Добрый вечер», «Добрый день» и т. д. Задача водящего — узнать ученика по голосу.

Теперь вспомним Слова-благодарности. Отгадайте загадки.

  1. Трясогузка с бережка
  2. Уронила червяка,
  3. И за угощенье рыба
  4. Ей пробулькала: «…»(Спасибо!)
  5. (Олеся Емельянова)
  6. (Вешаю табличку «Спасибо»).

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: Спаси вас Бог! Так говорили человеку в знак уважения и благодарности, чтобы у него все было хорошо. Позже эти слова для краткости слились в одно и приобрели современное звучание. Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».

  • Ученик:
  • Спасибо маме за заботу
  • И папе за его работу,
  • Сестре и брату за компанию
  • И бабушке за понимание.
  • Спасибо всем учителям,
  • И воспитателям и няням,
  • Спасибо, что гордятся нами
  • И добрым учат нас делам.

Есть еще одно слово, которым можно поблагодарить человека. Отгадайте загадку.

  1. Дал Ивану царь Гундей
  2. За спасенье пять гвоздей,
  3. А Иванушка царю
  4. Говорит: «…» (Благодарю!)
  5. (Олеся Емельянова)
  6. (Вешаю табличку «Благодарю»)

Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».

Оно состоит из двух частей — благо и дарю. Благо означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, человека за его доброе отношение. Благодарю – это подарок, дар, т. е. дарю тебе благо. Вот и получилось всем нам знакомое слово — благодарю. Это слово, к сожалению, сейчас мало употребляют.

Давайте повторим слова благодарности: спасибо, благодарю.

Теперь вспомним Слова-извинения. Отгадайте загадку.

  • Неуклюжий песик Костик
  • Мышке наступил на хвостик.
  • Поругались бы они,
  • Но сказал он «…» (Извини!)
  • (Олеся Емельянова)

А еще как можно сказать? (Прости, я виноват, мне стыдно, не сердитесь, пожалуйста).Игра «Кто больше?»Давайте разделимся на две команды, каждая из которых получит лист бумаги. На листе участники команды должны написать как можно больше различных слов-извинений. Выигрывает та команда, которая придумает больше слов.

  1. Давайте запомним эти слова-извинения и будем говорить их, когда мы кому-то специально или нечаянно причинили боль или неприятность.
  2. Теперь поговорим о Словах прощания
  3. К Осьминожке Камбала
  4. В понедельник заплыла,
  5. А во вторник на прощанье
  6. Ей сказала: «…» (До свиданья!)
  7. (Олеся Емельянова)

При прощании еще можно еще сказать «пока». Что можно сказать другу, а что взрослому человеку?

Все эти слова Вежливые.

Табличка «Вежливость».

До ХVI века «вежа» означало «знаток», ведает, значит знает. Вежливым считался тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Игра «Вежливо — невежливо». Если то, что я говорю, вежливо — хлопайте ладошами два раза, невежливо – топайте ногами 2 раза.

  • Поздороваться при встрече с директором —
  • Не поздороваться с воспитателем —
  • Толкнуть друга и не извиниться —
  • Тебе помогли и ты сказал спасибо —
  • Сказать «пока» учителю —
  • При уходе из школы сказать «до свидания» –
  • После обеда сказать спасибо –

Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее настроение.

  1. А теперь поговорим о том, как мы относимся друг к другу в повседневной жизни.
  2. Давайте посмотрим две сценки и определим, в какой сценке ученики обращаются друг к другу вежливо.
  3. Сценки детей.

1. — Эй, Илья.

— Чего тебе, Никита.

— Я сегодня ручку забыл. У тебя есть запасная?

  • — Есть.
  • — Дай мне.
  • — На бери.

2.- Здравствуй, Илья.

— Здравствуй, Никита.

— Я сегодня ручку забыл. Скажи, пожалуйста, у тебя есть запасная?

  1. — Есть.
  2. — Дай мне, пожалуйста, ручку.
  3. — Возьми.
  4. — Спасибо!
  5. Какие вежливые слова назвали ребята? (Ответы детей)

Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, каждому человеку. Есть солнце большое, оно на небе.

А есть маленькое солнце. Оно светит в каждом из нас. Это доброта. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им. Надо пользоваться словами, от которых у всех становится теплее, радостнее на душе.

Оно может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору.

А сейчас давайте вспомним некоторые правила поведения. Игра «Собери предложение».Класс делится на 4 команды, каждой из которой выдаются слова в конвертах. Из слов нужно составить предложения, которые являются правилами поведения. Каждая команда зачитывает получившееся у них предложение.

  • С друзьями разговаривай вежливо, приветливо.
  • Помогай другу, не забывай делиться.
  • Останови товарища, если он поступает плохо.
  • Не дерись и не обижай других
  • Эти правила нам также следует запомнить.

Игра «Кулачки».Представьте, что вас обидели и вам хочется подраться — вы сильно напрягаете кулачки.

Но тут вспоминаете, что нужно быть добрым человеком и уметь прощать – расслабляете кулачки.

(повторяем 3-4 раза).

Добро и вежливость обязательны в нашей жизни. Доброта и вежливость служат для выражения уважения людей друг к другу. Вежливость должна стать тем, без чего не обойтись.

Тогда не только всем окружающим будет легко и просто с вами, но и вы будете чувствовать себя легко в любой ситуации. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают принятые правила поведения.

Вежливый человек – очень внимательный, воспитанный, с ним приятно общаться.

Я думаю, то, о чём мы говорили сегодня, надолго запомнится вам, и вы, в какой бы ситуации ни оказались, будете вести себя согласно правилам вежливости.

Кто же он такой – вежливый человек? Работа в парах. Учащиеся должны выбрать на своих карточках, которые находятся на партах, слова про вежливого человека и привесить их на доску под словом «Вежливый человек»:

  1. Грубый
  2. приветливый
  3. умеет извиняться
  4. говорит добрые слова
  5. обижает других
  6. дерется
  7. помогает людям
  8. добрый
  9. воспитанный
  10. умеет здороваться
  11. умеет благодарить
  12. ленивый
  13. жадный
  14. Учащиеся еще раз читают, кто такой вежливый человек.

Большое спасибо всем, кто подготовил и разыграл сценки, выучил стихи, точно и правильно отвечал на все вопросы. Рефлексия. Что узнали нового?

Что было интересно?

Что понравилось?

Кому было интересно, повесьте на доску зеленые листочки, а кому неинтересно, трудно – желтые. Дети под музыку «Если добрый ты» вешают листочки.

Источник: https://www.slavkrug.org/konspekt-klassnogo-chasa-3-4-klass-budem-vezhlivymi/

Ссылка на основную публикацию