Виды физкультурных занятий для учащихся начальных классов

  • Содержание
  • Что такое физическая культура
  • Средства физической культуры
  • Цели и задачи уроков физкультуры
  • Как проходит физкультура в школе
  • Чем же занимаются дети на уроках физкультуры?

Для оздоровления и укрепления иммунитета детей в школе, как в старшей, так и в начальной, предусмотрены занятия физкультурой. В настоящее время образовательной программой в школе предусмотрено три урока физкультуры в неделю. Отсюда не сложно сделать вывод, что физическая культура в школе – предмет нужный и важный, а не банальная физра, как все мы с давних пор привыкли думать. Во многих школах один из этих уроков заменяется уроком ритмики или хореографии.

Виды физкультурных занятий для учащихся начальных классов

Что такое физическая культура

Физическая культура – это социальная деятельность, имеющая цель с помощью осознанной двигательной активности сохранить и укрепить здоровье, развить психофизические способности человека.

Средства физической культуры

К средствам физической культуры относят:

  • физические упражнения,
  • естественные силы природы (закаливающие процедуры с помощью солнца, воздуха и воды),
  • гигиенические факторы (личная гигиена, режим дня, здоровый сон и питание, отказ от вредных привычек).

Конечно же, физические упражнения – это основные средства физкультуры.

К ним следует относить все двигательные действия, созданные и применяемые с целью совершенствовать физическое состояние, физические способности и возможности человека.

В комплексе средства физической культуры способны оказать максимальное оздоровительное и развивающее воздействие.

Физкультура в школе

Цели и задачи уроков физкультуры

Уроки физкультуры в школе преследуют следующие основные цели: 

  • физическое развитие и общее оздоровление учащихся,
  • развитие у них самостоятельности,
  • развитие творческих способностей и мышления.

Каждый учитель физкультуры ставит перед собой общеобразовательные задачи:

  • обучить занимающихся доступным их возрасту физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;
  • обучить способам физической деятельности и умению применять полученные знания в повседневной жизни.

На уроках физкультуры школьникам стараются привить любовь к спорту и физическим нагрузкам, необходимым для общего укрепления здоровья и поддержания себя в хорошей физической форме.

Учат бережно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Безусловно, уроки физкультуры носят еще и воспитательный характер. Ребенок становится сильнее, мужественнее, развивается уважение к коллективу и восприятие команды как единого целого. Физкультурные занятия воспитывают у школьников такие черты характера, как ответственность, смелость, целеустремленность, упорство, коллективизм, исполнительность и взаимовыручка.

Кроме того, на уроках физкультуры решаются следующие оздоровительные задачи:

Виды физкультурных занятий для учащихся начальных классов

Как проходит физкультура в школе

Учителям физкультуры в начальных классах ребят нужно, прежде всего, организовать. Далее они обучают их основным навыкам, доступным им по возрасту и особенностям физического развития. Каждый ребенок должен понимать, что физическая активность не только улучшает состояние здоровья, но и поднимает настроение, что уделять внимание упражнениям можно и нужно еще и дома с родителями.

Урок включает в себя и теоретическую, и практическую части. Учителем разъясняются особенности выполнения упражнений, определяется их цель, разучиваются правила проведения спортивных игр.

Можно сказать, что урок физкультуры – сезонный урок. Зимой – это лыжи и коньки. Весной и осенью – бег, прыжки, спортивная ходьба на улице и многое другое. Занятия в закрытом бассейне проводятся круглогодично.

Как и любые другие занятия – урок физкультуры предполагает различные этапы. Новый материал, его закрепление и контроль. Контролироваться умения могут как сдачей нормативов, так и проведением различного рода эстафет и праздников здоровья.

Чем же занимаются дети на уроках физкультуры?

Первый класс – это время, когда дети только знакомятся со школьной жизнью. Физкультура в 1 классе также предполагает лишь ознакомление с основными понятиями этого предмета.

На уроках физкультуры первоклассники в основном обучаются различным подвижным играм и эстафетам.

Теоретическому компоненту на занятиях физкультурой в начальной школе отводится не более 3 – 5 минут, в рамках тематики текущего занятия.

Для развития начальных умений и навыков на уроках физкультуры проводятся строевые и физические упражнения, направленные на развития простых движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, простых акробатических и танцевальных движений. Также дети получают первоначальные знания по баскетболу, волейболу, лыжной подготовке и плаванию.

При проведении эстафет, подвижных и спортивных игр преследуются следующие цели:

  • закрепить сформированные двигательные умения,
  • развить координацию движений,
  • развить общую выносливость и гибкость.

В средних классах урок физической культуры более спортизирован. Дети совершенствуют свои физические качества в процессе легкоатлетической, лыжной, гимнастической подготовки.

Детально изучают правила некоторых спортивных игр, их технические и тактические особенности.

При этом важно знать, что к урокам физкультуры могут быть допущены учащиеся, по состоянию здоровья отнесенные к основной или дополнительной группам. Остальные дети освобождаются от физкультуры в школе и должны заниматься лечебной физкультурой по назначению врача.

Открытый урок по физкультуре

Источник: https://www.rastut-goda.ru/junior-student/5388-fizicheskaja-kultura-v-nachalnoj-shkole-zachem-ona-nuzhna.html

Спортивные игры

Виды физкультурных занятий для учащихся начальных классовОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Игры, приведенные на этой странице, рекомендуется применять на уроках физкультуры в начальных классах. Расположены игры в порядке возрастания сложности. Предназначены на 6—8-летних детей.

«БЕГ СОРОКОНОЖЕК»
Играют 2—3 команды по 10 человек. Ведущий обвязывает каждую команду веревкой, или игроки «надевают» гимнастический обруч. По сигналу группы «сороконожек» начинают движение к финишу.

Выигрывает команда, пришедшая первой и не упавшая по пути.

«ВОРОБЬИ И ВОРОНЫ»
Играют две команды по 10 человек. Игроки одной — вороны, другой — воробьи. Группы выстраиваются в шеренгу, спиной друг к другу. Определяется, где у команды домик, куда можно спрятаться, чтобы не быть запятнанным.

Ведущий выкрикивает название одной из команд, например: «Во-ро-ны!». Воробьи убегают в свой домик, а вороны их ловят. Если подан сигнал «Во-ро-бьи!», тогда вороны убегают, а воробьи их ловят. Число пойманных игроков подсчитывается.

Побеждает команда, поймавшая наибольшее количество соперников.

«НЕ РАСПЛЕСКАЙ ВОДУ»
На теннисные ракетки ставится по стакану с водой. Участники по сигналу ведущего бегут к финишу и возвращаются обратно на линию старта.

Побеждает игрок, пришедший первым и не расплескавший воду.

«ПАРОВОЗ И ВАГОНЫ»
Играют 2—3 команды по 10 человек. Каждая выстраивается на старте колонной, в затылок друг другу. Впереди команды, на расстоянии 15м, ставится какой-либо предмет — камень, палка, кегля, флажок, воткнутая в землю ветка дерева.

По сигналу ведущего первые номера бегут вперед к контрольному ориентиру, огибают его и снова бегут к своей команде. К первому номеру присоединяется второй, обхватив его за пояс, и теперь они бегут вперед вдвоем, потом к ним присоединяются третьи номера, четвертые и т. д.

Выигрывает команда, закончившая соревнование первой.

«НЕ БОИМСЯ МЫ КОТА»
Играть могут 10—15 человек. Выбирается водящий — кот, все остальные — мыши. Кот садится на землю и спит. Мыши окружают его и поют песенку:
Тра-та-та, тра-та-та. Не боимся мы коз а!
По сигналу ведущего: «Проснулся кож!» — мыши убегают в свой домик, а кот пытается их поймать.

Те, кого кот запятнает (коснется рукой), становятся его добычей.
По второму сигналу ведущего: «Уснул кот!» — играющие вновь подходят к водящему, который вернулся на свое место и спит, и снова поют песенку мышей. После трех выходов кота на охоту выбирается новый водящий.
«ШАХМАТЫ»
Играют две команды по 5—’ о человек.

Посередине игровой площадки ставится раскрытая шахматная доска.
Команды выстраиваются в колонны друг за другом на противоположных сторонах. Возле одной группы лежат черные шахматные фигурки, возле другой — белые.

По сигналу ведущего первые номера обеих команд берут по одной фигурке и бегут к шахматной доске, ставят фигурку на положенное ей место, возвращаются обратно, дотрагиваются рукой до следующего игрока, который

берет фигурку, бежит к доске и т. д. Первые номера занимают место в конце колонны. Побеждает та из команд, игроки которой быстро и правильно расставят шахматные фигурки.

«НЕВОД»
Два игрока берутся за руки и ловят других играющих, Догнав кого-нибудь, они должны соединить руки так, чтобы пойманный оказался в круге. Теперь уже втроем они ловят остальных. Каждый пойманный становится частью невода. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все участники.

«БЕГ С ЯЙЦОМ В ЛОЖКЕ»
Ведущий дает каждому из игроков ложку, в которой лежит яйцо, картошка или теннисный мяч. По сигналу ведущего участники бегут, держа ложки перед собой и стараясь не уронить находящиеся в них предметы.
Побеждает тот, кто первым достигнет финиша.

Соревноваться могут и две команды. Тогда первые игроки обеих команд, добежав до финиша, делают поворот и бегут к старту — передают ложку вторым номерам и т. д. Выигрывает команда, игроки которой первые закончат перебежку.

«БЕГ С ГОРЯЩЕЙ СВЕЧОЙ»
Ведущий дает каждому из игроков тарелку, к которой приклеена горящая свеча. По сигналу ведущего, соревнующиеся бегут к финишу, следя за тем, чтобы свеча не погасла.

Если в игре участвуют команды, то первые номера, добежав до финиша, возвращаются к старту и передают тарелку с горящей свечой вторым номерам, вторые третьим и т. д.

Побеждает команда, которая первой закончила перебежку и у которой свеча во время бега не погасла.

«ЧЕМПИОНЫ БЕГОВОЙ ЭСТАФЕТЫ»
Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются на старте в колонну друг за другом.

По сигналу ведущего первые игроки обеих команд бегут к контрольному ориентиру (камень, кегля, кубик, флажок), огибают его, возвращаются обратно к линии старта и дотрагиваются до вытянутой руки следующего участника, вторые номера также бегут к финишу, возвращаются и передают эстафету третьим номерам, третьи четвертым и т. д.

Выигрывает команда, раньше другой успевшая закончить перебежку.
Далее группы соревнуются друг с другом в следующих видах эстафет:
• Бег вдвоем, надев един обруч;
• Бег с ведением мяча;
• Бег с переноской на себе партнера;
• Бег с одной лыжей на ноге.

• Бег в ластах;
• Бег задом наперед (спиной);
• Бег с прыжками через скакалку;
• Бег с яблоком на голове;
• Бег с подбиванием рукой воздушного шарика;
• Бег с преодолением несложных препятствий.
«ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ СКАКАЛКИ»
Играющие делятся на две команды, каждая из которых разбивается по парам.

Пары становятся колоннами лицом друг к другу и держат за концы скакалки на уровне колен.
По сигналу ведущего первая пара кладет скакалку на землю и оба игрока бегут (один — налево, другой — направо) в конец своей колонны, а затем перепрыгивают через скакалки остальных пар. Добежав до своего места, поднимают скакалку с земли. За ними вторая пара кладет на землю скакалку, прыгает через первую скакалку и проделывает весь путь первой пары. Затем в игру вступает третья пара, четвертая и т. д.

Побеждает команда, игроки которой раньше закончат перепрыгивание через скакалки.

«ЧЕМПИОНЫ БОЛЬШОГО МЯЧА»
Игроки соревнуются друг с другом в следующих конкурсах.
• Удары мячом в цель. На стене мелом чертят мишень. Удары выполняются правой и левой ногами с места, затем с разбега.

• На земле располагают друг за другом какие-нибудь предметы, надо обвести их, ведя мяч ногой (то правой, то левой).
• Поднять руки с мячом выше головы, выпустить его и поймать на лету.
• Опереться левой рукой о с гену, правой ударить мячом по стене из-под руки, поймать двумя руками.

• Ударить мячом о стену, хлопнуть руками по коленям и поймать мяч.
• Бросать мяч то под левой, то под правой ногой и ловить его.
• Бросить мяч вверх, присесть, дотронуться до земли руками, затем выпрямиться и поймать мяч сначала двумя руками, потом поочередно правой и левой.

• Бросать мяч друг другу с хлопками, с поворотом, с отскоком от земли.
• Метание мяча вдаль на расстояние (кто бросит дальше).
• Метание мяча в убегающего партнера.
• Забрасывание мяча в баскетбольную корзину с разного расстояния.
• На расстоянии 6 м на землю кладут мяч.

Другим мячом надо попасть в этот мяч. чтобы он закатился как можно дальше.
• На расстоянии 8 м ставят кеглю. Ударом ноги (правой, потом левой) надо сбить ее.
• Катнуть мяч с горки и догнать его.

• Стоя друг против друга, и обхватив руками мяч, стараться отнять другой мяч у соперника и не отдать свой.

«ДОГОНИ МЯЧ»
Игроки становятся спиной друг к другу на расстоянии 1 м. В руках у каждого мяч. По сигналу ведущего бросают мяч через голову назад, и каждый устремляется вперед за мячом соперника.

Побеждает тот, кто быстрее догонит мяч и вернется на исходную позицию.

«УДЕРЖИ МЯЧ»
Мяч нужно положить на книгу, осторожно поднять ее над головой, не уронив мяча, и так же осторожно опустить. Побеждает тот. кто правильно выполнил задание.

«ГОРЯЧИЙ МЯЧ»
Играющие становятся в круг. Ведущий дает мяч, и по сигналу участники передают его по часовой стрелке друг другу. Нели ведущий говорит: «Стоп!», передача мяча прекращается, а игрок, у которого он в руках, выбывает из игры.

Ведущий дает команду: «Начали!», и игра возобновляется.
Побеждает участник, оставшийся последним, когда мяч передавать уже некому.
«ПРЫЖКИ С МЯЧОМ»
Игроки выстраиваются на линии старта.

Читайте также:  Сценарий выпускного вечера 4 класс

Зажав мяч между коленями, участники прыжками двигаются к финишу.

Побеждает тот, кто прискакал первым и не потерял мяч.

«УДАРЬ НЕ ГЛЯДЯ»
Впереди игрока кладут мяч на расстоянии 5— 6 шагов. Завязывают глаза повязкой. Надо подойти к мячу и ударить по нему ногой.

Выигрывает тот, кто успешно выполнил задание.

«СУМЕЙ УДЕРЖАТЬ»
Несколько пар играющих соревнуются между собой, стараясь как можно быстрее добежать до финиша:
• положив мяч на плечи, и прижимая его головами с двух сторон;
• прижав мяч плечами;
• зажав мяч спинами;
• удерживая мяч, зажав его лбами и двигаясь боком.
Побеждает пара, пришедшая первой и не потерявшая мяч.
«СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ»

Играющие берут мяч и становятся в круг. Первый участник, бросая мяч, называет какое- нибудь существительное. Ловящий называет прилагательное и бросает мяч дальше, третий игрок называет глагол. Например: «Птица», — говорит первый; «Черная», — говорит второй; «Летает», — говорит третий и, бросая мяч следующему, называет новое имя существительное.

«РЫБЫ, ПТИЦЫ, ЗВЕРИ»
Играющие становятся по кругу. В центре — ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч одному из участников и говорит: «Зверь».

Поймавший мяч должен быстро назвать кого-нибудь из животного мира и бросить мяч обратно ведущему. Если ведущий, бросив мяч, скажет «рыба» или «птица», поймавший называет рыбу или птицу. Тот, кто не ответит ведущему или замешкается с ответом, выбывает из игры.

«ДРАКОН»
Участвуют две команды по б—8 человек. Игроки выстраиваются друг за другом в колонну. Между участниками зажимается по мячу спиной и грудью. По сигналу ведущего «драконы» бегут к финишу.

Выигрывает команда, пришедшая первой и не потерявшая ни одного мяча.

«ГОНКА МЯЧЕЙ ПО КРУГУ»
ПОДГОТОВКА
Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук и рассчитываются на первые и вторые номера. Первые номера — одна команда, вторые — другая. Двух игроков, стоящих рядом, назначают капитанами и дают им по мячу.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ
По сигналу капитаны начинают передавать (перебрасывать) мячи по кругу — один вправо, другой влево своим ближайшим игрокам, т. е. через одного. Мячи перекидывают до тех пор, пока они не возвратятся к капитанам.
Выигрывает команда, сумевшая быстрее провести мяч по всему кругу.

Получив мяч, капитаны подымают руки с мячом вверх. Игру можно проводить несколько раз подряд.
ПРАВИЛА

1. Мяч передавать или перекидывать обязательно своему ближайшему соседу. Каждый пропуск игрока засчитывается как штрафное очко. 2. Если мячи столкнулись в воздухе, то игроки, после броска которых они столкнулись, должны быстро взять свои мячи и, встав на место, продолжать игру. 3. Побеждает та команда, которая закончила передачу мяча по кругу раньше и не имеет штрафных очков.

«МЕТКО В ЦЕЛЬ»
ПОДГОТОВКА
Посредине площадки проводится черта, вдоль которой ставятся 10 городков (булав). Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами одна сзади другой на одной стороне площадки лицом к городкам. Участники впереди стоящей шеренги получают по маленькому мячу. Перед шеренгой проводится линия старта.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ
По установленному сигналу руководителя играющие первой шеренги бросают мячи в городки (булавы), стараясь их сбить. Сбитые городки подсчитываются и ставятся на место. Ребята, бросавшие мячи, бегут, подбирают их и передают участникам следующей команды, а сами становятся в шеренгу сзади них.

По команде руководителя участники второй шеренги (команды) также бросают мячи в городки. Опять подсчитываются сбитые городки. Так играют 2—4 раза. Выигрывает команда, сумевшая за несколько раз сбить большее количество городков
ПРАВИЛА
1. Бросать мячи можно только по сигналу руководителя.
2.

При броске заходить за стартовую черту нельзя — в этом случае бросок не засчитывается.

Источник: http://nachalo4ka.ru/sportivnyie-igryi/

Формы физкультурных занятий с детьми школьного возраста

  • Физическая культура детей школьного возраста осуществляется в трёх сферах:
  • — в учебных заведениях, составляющих систему среднего образования;
  • — в организациях, осуществляющих внешкольные занятия физическими упражнениями;
  • — в семье.
  • Для каждой из этих сфер характерно разнообразие конкретных форм занятий. Однако в практике физического воспитания школьников все виды занятий принято делить на две группы:
  • 1) Урочные занятия (уроки).
  • 2) Внеурочные занятия
  • а) в режиме учебного дня;
  • б) внеклассные занятия;
  • в) внешкольные занятия.

· Урочные занятия являются основной формой физического воспитания школьников.

Уроки физического воспитания обеспечивают общую физическую подготовленность ко всякой деятельности и отличаются наибольшим богатством содержания.

В ходе уроков учащиеся знакомятся с типичными видами спортивных упражнений, овладевают основами техники, достигают более высокого уровня развития физических качеств, приобретают начальные сведения о видах спорта. В процессе сдачи учебных нормативов накапливается опыт соревновательной борьбы, определяются интересы, возникает потребность в совершенствовании и намечается выбор спортивной специализации.

Уроки включены в школьное расписание наравне с другими учебными предметами и обязательны для всех учащихся. Они проводятся 2-3 раза в неделю, их содержание определяется программами.

  1. Важными факторами, определяющими специфику уроков физического воспитания в школе, являются:
  2. — основная направленность и конкретные задачи;
  3. — возрастные особенности и возможности детей;
  4. — многочисленность и неоднородность состава классов;

— предметно-пространственная среда (места занятий, оборудование, инвентарь и т.д.);

  • — продолжительность урока – максимум 45 мин;
  • — место урока в общем расписании.
  • · Назначение занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня – создание предпосылок оптимальной умственной работоспособности на других уроках (повышение или восстановление). Виды:
  • — гимнастика до учебных занятий;
  • — физкультурные минутки во время уроков;
  • — занятия физическими упражнениями на удлинённых переменах;
  • — ежедневные физкультурные занятия в группах продлённого дня.

Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня весьма ограничены по содержанию, т.к. подчинены решению узких гигиенических задач. Будучи ежедневными, они существенно дополняют уроки, внося вклад в гармоничное физическое развитие школьников.

· Внеклассные и внешкольные занятия физическими упражнениямипроводятся для организации свободного времени учащихся, заполнения его целесообразной двигательной деятельностью с целью всестороннего физического совершенствования, обеспечения активного отдыха.Выделяют два вида внеклассных и внешкольных занятий:

систематические (занятия в кружках физической культуры для младших школьников, по видам спорта в секциях, в группах с учётом интересов учащихся – разновидности аэробики, единоборств, плавания и т.д.);

  1. эпизодические (ежемесячные дни здоровья и спорта, соревнования, турпоходы, прогулки, экскурсии, спортивные праздники и развлечения).
  2. К внеклассным занятиям относятся:
  3. — занятия в секциях по видам спорта;
  4. — занятия в секциях ОФП (общей физической подготовки);
  5. — массовые физкультурные мероприятия;
  6. — туристические походы;
  7. — физкультурные праздники и вечера;
  8. — дни здоровья;
  9. — соревнования;
  10. и др.
  11. К внешкольным занятиям относятся:
  12. — занятия в ДЮСШ (детско-юношеских спортивных школах);
  13. — в спортивно-оздоровительных лагерях;
  14. — в клубах юных туристов;
  15. — в фитнес-центрах;
  16. — в домах и дворцах культуры;
  17. — на стадионах и водных станциях;
  18. — в парках культуры и отдыха;
  19. — по месту жительства;
  20. и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_18147_formi-fizkulturnih-zanyatiy-s-detmi-shkolnogo-vozrasta.html

Урок по физической культуре для учащихся начальной школы по ФГОС

Разделы: Начальная школа

Задачи:

  1. Познакомить с разными видами мячей, закрепить их названия и назначения.

  2. Обучить различным упражнениям с мячами (жонглирование).

  3. Формирование правильной осанки у детей.

  4. Закрепить навыки ловли, ведения, передачи мяча.

  5. Научить умению четко и быстро выполнять задания, развитие внимания, воспитание доброжелательного отношения между детьми. Привить любовь к предмету.

  • Инвентарь: мячи баскетбольные, резиновые, футбольные, волейбольные; кубы, обручи, флажки (красный,желтый, зеленый); математические примеры; загадки.
  • Ход урока
  • Подготовительная часть
  1. Построение в одну шеренгу.

  2. Приветствие: “Физкультура и спорт – здоровье”.

  3. Сообщение задач урока: “Путешествие в страну многоликого мяча”.

  4. Повороты: “Напра-Во”, “Нале-Во”, “Кру-Гом”.

Учитель: Мяч создан древними людьми по образу и подобию солнца, которому они преклонялись. Из чего только не делали мячи – из глины, тряпок, травы. Сейчас мячи делают из современных материалов, они разные по размеру, и по качеству. Есть мячи – лилипуты и мячи – гиганты. (Давайте вспомним).

Дети (хором). Баскетбольный, волейбольный, футбольный, теннисный шарик, резиновые для игр, для метания и другие.

Учитель: Назовите самый тяжелый мяч.

Дети: Баскетбольный.

Учитель: Вперед в страну звонкого веселого мяча. С ним повеселимся, отдохнем, потренируемся, улучшим здоровье. Ходьба в обход по залу. (Раздать мячи).

5. Ходьба:

  1. На носках, мяч вверх.

  2. На пятках, мяч за голову.

  3. В полу приседе, мяч вперед.

6. Ходьба: “Шире – шаг”, “Чаще – шаг”.

  1. 7. Бег:
  2. – мяч в правой руке;– мяч в левой руке;– мяч вперед;
  3. – по диагонали, приставными шагами, мяч перед грудью.
  4. Ходьба:
  5. 1 – мяч вперед;2 – мяч вверх;3 – мяч вперед;
  6. 4 – мяч вниз.
  7. Дети рассыпались по залу.
  8. Жонглирование мяча
  1. Мяч перебрасываем с одной руки на другую.

  2. Подбрасываем вверх правой рукой и левой рукой.

  3. Вращение вокруг туловища.

  4. Вращение вокруг ног.

Учитель: Проверим качества мяча?

Дети: Да.

  1. Упругий мяч – надавливать на мяч кистями рук, коленями; сесть на мяч и попрыгать вместе с ним.

  2. Прыгучий мяч – броски мяча вверх, ловля мяча после отскока; отбивание коленом и ловля мяча.

  3. Озорной мяч – броски мяча под ногой, из-за спины, прыжки через мяч, отскочивший от стены; прыжки с мячом.

  4. Мяч связной – перекатывать мяч в парах.

  5. Мяч – быстрый – катят мяч по полю одной рукой.

ОРУ с мячом

  1. Мяч в ладонях покатаем.

  2. Станем кверху поднимать.

  3. Снова нужно покатать (от носков до груди и обратно).

  4. Приседание с мячом (положение мяча разное).

  5. Выпадами походить (мяч перекладываем из рук в руки, под ногой).

  6. Попрыгать вместе с ним (мяч зажать коленями).

Основная часть

Правила держания мяча:

Мяч держи на уровне груди. Пальцы широко расставь. Локти отпусти. Мяч лови кистями рук, не прижимай к груди, действуй быстро. Количество повторов упражнений = ответу в математическом примере.

  1. 16 : 4Мяч подбросить вверх и поймать.

  2. 42 : 6Подбросить мяч вверх и поймать после хлопка.

  3. 4 х 2Ловля мяча после отскока от пола.

Правила ведения мяча:

Не бей по мячу, а толкай его вниз. Смотри вперед. Мяч поднимаем до уровня пояса.

  1. 7 х 1Ведение мяча правой рукой

  2. 32 : 4Ведение мяча левой рукой

  3. 2 х 2Сесть – встать.

Ведя мяч, остановится, сесть на пол, не прекращая ведения, подняться и продолжить ведение вперед. Задание выполнить через каждые 3 – 4 шага.

Игра “Светофор”

Если свет зажегся красный, значит, двигаться…(опасно). Ведение мяча на месте. Свет зеленый говорит: “Проходите, путь…” (открыт). Ведение в ходьбе и беге (произвольно по площадке). Желтый свет…(предупреждение). Хлопают в ладоши. Жди сигнала для движения.

  • Учитель показывает флажки (красный, желтый, зеленый).
  • Работа в парах
  • Правила передачи мяча:

Локти отпусти вниз. Сопровождай мяч на уровне груди партнера.

Показ (учитель).

  1. Передача из рук в руки.

  2. Передача мяча из рук в руки.

а) над головойб) под ногами

  1. Передача партнеру на расстоянии 1м. (двумя руками от груди).

  2. Передача мяча стоя на коленях.

  3. Передача мяча сидя на полу.

  4. Передача мяча с отскоком от пола.

Комплекс упражнений “Бодрость за одну минуту”

Этот блицсамомассаж поможет за 1 минуту перезарядить “аккумулятор” энергии, освободить от усталости.

  1. Быстро потереть ладони пальцами друг о друга.

  2. Разогретыми пальцами потереть щеки вверх-вниз.

  3. Барабанной дробью легко постучать пальцами по макушке.

  4. Пять раз надавить пальцами на впадину у места соединения головы с позвоночником.

  5. Раскрытой ладонью похлопать ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха.

Построение в одну шеренгу. Построение в колонну по 2 в движении (интервал 2 м.).

 Эстафета-игра: “Гонка мячей в колоннах”

  1. Объяснение: По сигналу направляющие передают мяч из рук в руки над головой в конец колонны. Последний, зажав мяч в коленях, прыгает до обруча, обратно – бегом мяч в руках, встает в начало колонны и т. д. Команда победила в том случае, если не было ошибок и первой закончила игру.

  2. Проведение игры.

  3. Подведение итога игры (1 место – похлопать, 2 место – потопать).

Игра: “Передал – садись”

  1. Объяснение: Капитаны становятся напротив своих команд. По сигналу капитаны бросают мяч первому игроку своей команды. Тот, получив мяч, бросает его обратно капитану и садится и т.д. Побеждает команда, игроки которой первыми выполнили задание.

  2. Проведение игры.

  3. Подведение итога игры.

Игра: “Мяч среднему”

  1. Объяснение: Команды образуют круги. Капитаны становятся в центре круга. По сигналу передают мяч партнеру, тот, получив мяч, передает обратно. Капитан передает следующему игроку и так последовательно каждому по кругу. Побеждает команда, игроки которой первыми выполнили задание.

  2. Проведение игры.

  3. Подведение итога игры.

Блицсамомассаж “Бодрость за одну минуту”

IV. Игра: “Охотники и утки”

Одна команда “утки” другая “охотники”. “Утки” располагаются внутри круга, а “Охотники” – за кругом. “Охотники” получают мяч, по сигналу начинают мячом выбивать “уток”. “Утки” в которых попал мяч, выбывают за пределы круга. Игра продолжается до 2 мин. Подсчитываются выбитые “утки”, команды меняются ролями. Выигрывает команда выбившая наибольшее число “уток”.

Читайте также:  Когда стоит покупать ребенку акварельные краски

V. Игра: “Наборщик”

  1. Объяснение: Команды выстраиваются у кольца. По сигналу первые бросают мяч в кольцо, затем передают следующему. Так поочередно друг за другом. Необходимо собрать слово “молодцы”. Результативный бросок открывает букву в слове. Побеждает команда набравшая слово первой.

  2. Проведение игры (бросать из обруча). 2 мяча на команду.

  3. Подведение итога игры (похлопать).

Заключительная часть

Построение в одну шеренгу.

1. Учитель загадывает загадки.

Он упрямый и пузатый,Больно бьют его ребята.Отчего беднягу бьют?От того, что он надут.Он лежать совсем не хочет,Если бросить – он подскочит.Бросишь снова – мчится вскач,

Отгадайте – это… (Мяч).

Кинешь в речку – не тонет,Бьешь о стенку – не стонет,Будешь оземь кидатьСтанет кверху летать.По пустому животу.Метко сыплют игроки

Мне ногами тумаки. (Футбольный мяч).

Подведение итога

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие в страну звонкого веселого мяча. Чему мы научились?

  1. Выслушиваются ответы детей.
  2. Домашнее задание
  3. Повторить упражнения с мячом.

Уход из зала. (Упражнение “мячик” – в приседе, руки на бедрах, прыжки.) 

Источник: https://kopilkaurokov.ru/fizkultura/uroki/urok-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly-po-fgos

Темы исследовательских проектов по физкультуре | Обучонок

В данном разделе мы предлагаем воспользоваться интересными темами проектов по физкультуре учащимся 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса и начальной школы для проведения собственной исследовательской деятельности по предмету физическая культура с учетом увлечений детей.

Предложенные актуальные темы исследовательских работ по физкультуре для учеников 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса и начальной школы сгруппированы по общим темам на физическую культуру, а также по темам: здоровье и здоровый образ жизни, олимпийские и подвижные игры, гимнастика, футбол, баскетбол, плавание, единоборства и т.д.

В разделе можно подобрать актуальную тему проекта по физкультуре, как для детей начальной школы, так и для 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса по фгос. Дополнительно, автор вместе с руководителем может выбрать тему для проекта по физической культуре в других разделах по ссылкам.

Саму же тему исследовательской проектной работы по физкультуре следует подбирать близкую к любимому виду спорта школьника, исходя из его интересов и увлечений. Таким образом, у ученика появится дополнительный стимул к изучению интересующей его темы.

Главное, чтобы выбранная тема исследовательской работы и проекта по физической культуре была по душе, а сфера исследования — возможно являлась близкой ребенку. В дальнейшем, ученик может продолжить проводить исследования по заданной тематике, дополнив работу новыми разделами и практическими заданиями.

Темы проектов по физкультуре

Темы проектов и исследовательских работ по физкультуре: Актуальная зарядка — настоящая загадка!
Виды спорта
Во славу скакалки
Восстановление школьной спортивной площадки.
Где и как растут чемпионы.

Движение, ты — жизнь!
Допинг в спорте: всегда ли все средства хороши?
Зимние виды спорта
Значение ведения самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.
Информационные технологии в спорте
Как самостоятельно построить спортивную площадку.
Комплекс упражнений «Гимнастика для мозга».
Метание на уроках в начальной школе.

Мир мячей
Мир спорта моими глазами.
Мне нужны занятия физкультурой?!
Мой дневник достижений
Мой любимый вид спорта.
Мой спортивный кумир
Москва – спортивная.
Моя жизнь в спорте
Моя спортивная семья.
Мяч: от игры до спорта.
О спорт, ты мир!
О, спорт, ты — мир!
От крепости физической к крепости духовной.

От чего зависит частота пульса?
Познай себя
Практико-ориентированный проект «Музыкальная разминка».
Практичность и экологичность спортивного инвентаря и одежды.
Путь к Олимпу. Мой дневник достижений.
Развитие гибкости
Развитие физических возможностей путем самостоятельной работы.
С детства спортом занимаюсь и на дедушку равняюсь.

Сам себе тренер
Сделай шаг навстречу спорту.
Секреты красоты
Секреты школьного успеха.
Семейное физическое воспитание как народная традиция.
Семейные традиции: папа, мама, я — спортивная семья.
Сила есть — ума не надо? Или спорт учебе не помеха.

Скорость в спорте
Современный спорт: арена для спортивных достижений или битва за призовые места?
«Со спортом не дружишь — не раз о том потужишь».
Спорт в Великобритании
Спорт в жизни А.С. Пушкина.
Спорт в жизни моей семьи
Спорт для души и тела
Спорт и американское образование.

Спорт как один из факторов формирования лидерских способностей подростков.
Спортивное генеалогическое древо моей семьи.
Спортивные праздники в сельской школе.
Спортивные семейные традиции
Спортивные суеверия.
Спортивные традиции в семье как фактор физического воспитания личности.
Спортивный досуг девятиклассников

Спортивный праздник «Нас не догонят».

Темы исследовательских работ по физкультуре (продолжение)

Темы проектов и исследовательских работ по физической культуре: Спортивный уголок – в каждый дом, каждому ребенку.
Спортом с детства занимаюсь, олимпийских вершин достичь стараюсь.
Стадион будущего.
«Супербутсы». Лучшие немецкие изобретения.

Тестирование физической подготовленности обучающихся.
Уровень физической активности населения
Утренняя гигиеническая гимнастика в моей жизни.
Утренняя гимнастика для школьников — зарядка.

Физика и спорт
Физическая культура — это урок или путевка в жизнь?
Физические качества человека
Физические упражнения для круговой тренировки.
Физическое воспитание в семье
Физкультура в школе: спорт или развлечение?
Физкультура и спорт в нашей жизни.

Физкультминутки на уроках
Формула успеха
Что должен знать юный спортсмен о допинге?
Школьная физкультура — первая ступень к спорту
Я выбираю спорт

Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам.

Темы проектов по Армспорту

Темы исследовательских работ по армспорту:
Армспорт. Армрестлинг. Армшоу. Рукоборье.
А был ли армспорт в СССР?
Влияние анаболиков, стероидов и белков на рост мышц.
Достижения российских спортсменов в армспорте.
Повышение мотивации к уроку физической культуры посредством фитнеса.

Секреты крепких мышц.

Темы проектов по Автоспорту и Мотоспорту

Гоночные автомобили — картинги.
История автогонок.
Мини-багги

Мое увлечение — мотокросс.

Темы проектов по Бадминтону

Темы исследовательских работ по бадминтону:
Бадминтон — олимпийский вид спорта.
Виды бадминтона
История бадминтона.

Так ли легко играть в бадминтон?

Темы проектов по Бейсболу

Темы исследовательских работ по бейсболу:
Бейсбол — вчера, сегодня, завтра.
История развития бейсбола
Полет бейсбольного мяча, который изменил всё.

Так ли сложны правила игры в бейсбол.

Темы проектов по Биатлону

Темы исследовательских работ по биатлону:
Биатлон и его герои
Биатлон. Олимпийский чемпион Валерий Медведцев.
История биатлона
История развития биатлона в родном городе.

Проблемы развития биатлона.

Темы проектов по Велоспорту

  • Темы исследовательских работ по велоспорту: Вся правда о велосипеде.
    История велосипеда
  • Первый велосипед.

Темы проектов по Гольфу

Гольф — игра для богатых?
Гольф в Великобритании
Гольф вчера и сегодня.
История развития гольфа.

Снаряды для игры в гольф.

Темы проектов по Конному спорту

История конного спорта.
Как из жеребенка вырастить спортивную скаковую лошадь?
Как научиться ездить верхом на лошади.
Путеводитель в мир лошадей

Язык лошадей.

Темы проектов по Конькобежному спорту

Звезды конькобежного спорта.
Лидия Скобликова — «Уральская молния».
Рекорды в конькобежном спорте

Ресурсы в шорт-треке с точки зрения физики.

Темы проектов по Легкой атлетике

Темы исследовательских работ по легкой атлетике:
«Прекрасная Елена»
Все на турник!
Герои нашего времени. Елена Исинбаева.
Елена Исинбаева — гордость нашей страны.
Моё увлечение — легкая атлетика.

Наша гордость — Лилия Нурутдинова.

Темы проектов по Лыжному спорту

Темы исследовательских работ по лыжному спорту:
Горные лыжи в России: отдых или спорт.
Детский лыжный спорт: история, современность, перспективы.
Жили-были лыжи…
Лыжи, физика и здоровье.
Лыжная биография
Лыжные гонки.

Тамара Тихонова — олимпийская чемпионка.
Лыжный спорт
Лыжный спорт как прогрессивное течение активного образа жизни.
Мчатся с горки ледяной скоростные санки!
Развитие горнолыжного спорта
Развитие лыжного спорта в России.

Размышление о лыжах

Хроника скользящего лыжника.

Темы проектов по Паркуру

История паркура.
Молодежная субкультура (паркур).

Паркур: прошлое, настоящее, будущее.

Темы проектов по Плаванию

Темы исследовательских работ по плаванию: В чем отличие синхронного плавания от спортивного плавания?
Влияние плавания на осанку.
Водные виды спорта.
Математические расчеты и водное поло.
Моё увлечение — плавание
Олимпийский чемпион Евгений Шаронов.

Плавание – эффективный способ укрепления здоровья и развития двигательной активности подростков в условиях Севера.
Плавание в жизни человека
Плавание дарит здоровье
Плавание: история, современность, влияние на здоровье человека.
Роль плавания в младшем школьном возрасте.
Синхронное плавание
Спортивное плавание.

Спортивное плавание и его влияние на организм человека.

Чем привлекало и привлекает людей подводное плавание? 

Темы проектов по Парусному спорту

  1. Звезды парусного спорта.
    История парусного спорта
  2. Как химия связана с парусным спортом.

Темы проектов по Радиоспорту

История радиоспорта.
Я — охотник на «лис». Мое увлечение радиопеленгацией и радиосвязью.

Темы проектов по Рыболовному спорту

Интересные виды соревнований в рыболовном спорте.
История рыболовного спорта в России.

Секреты начинающего рыболова.

Темы проектов по Сноуборду

История изобретения и становления сноуборда.
Мое увлечение – SnowBoard

Снег и скорость. Сноуборд как олимпийский вид спорта.

Темы проектов по Спортивному ориентированию

  • Ориентирование в окружающем мире
    Пребывание цивилизованного человека в условиях диких гор.
  • Скаутизм и скаутинг.

Темы проектов по Стрелковому спорту

Совершенствование навыков стрельбы из пистолета в упражнении МП-3.
Стрелковый спорт — старейшая Олимпийская дисциплина.
Стрелковый спорт в СССР и России.
Стрельба из арбалета

Стрельба из лука.

Темы проектов по Танцам

Темы исследовательских работ по танцам: Геометрия танца.
История танца
«Мы хотим танцевать!» Уличные танцы как средство формирования здорового образа жизни подростков.

Современные танцы
Спортивные бальные танцы – это просто прекрасно.
Танец — полет души, души творенье…
Танцетерапия
Танцы — это гармония души и тела.
Танцы в моей жизни
Чирлидинг — это…

Что влияет на качество исполнения бальных танцев?
Я и мои танцы

Я познаю себя — я познаю мир.

Темы проектов по Теннису

Темы исследовательских работ по теннису:
Большой теннис: техника подачи.
Дорога к большому теннису
Настольный теннис — спорт настоящего и будущего.
Настольный теннис в моей жизни.
Настольный теннис и я.

Теннис и здоровье.

Темы проектов по туризму и альпинизму

Непокорённые вершины.
Река Койва как объект водного туризма.
Скалолазание — лучший вид спорта
Туризм — путешествие, отдых, познание.

Туризм – это здоровый образ жизни.

Темы проектов по Тяжелой атлетике

История побед Василия Алексеева
Результаты занятий в секции «Юный атлет».
Звезды тяжелой атлетики.

Снаряды в тяжелой атлетике.

Темы исследовательских работ по Фехтованию

Темы исследовательских работ по фехтованию:
Историческое фехтование — взгляд в историю.
История фехтования
Мой любимый вид спортивного фехтования.
Увлекательное арт-фехтование.

Шахматы с мускулами.

Темы проектов по Фигурному катанию

Темы исследовательских работ по фигурному катанию:
Исследование влияния занятий фигурным катанием на физическое и умственное развитие детей.
История коньков
История развития фигурного катания.
Как фигурное катание влияет на здоровье человека.
Почему коньки скользят?
Фигурное катание — зимний олимпийский вид спорта.
Фигурное катание в моей жизни

Фигурное катание как средство формирования здорового образа жизни.

Темы проектов по Хоккею

Источник: https://obuchonok.ru/node/1192

Методические особенности проведения уроков физической культуры в 1–3 классах школы

Раджапов У. Р., Зайниддинов Т. Б. Методические особенности проведения уроков физической культуры в 1–3 классах школы // Образование и воспитание. — 2017. — №1. — С. 33-36. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1696/ (дата обращения: 22.11.2019).



Методические особенности проведения уроков физической культуры в 1–3 классах школы

Раджапов Усмонбай Рахимович, и. о. доцента;

  • Зайниддинов Тожиддин Бахриддинович, старший преподаватель
  • Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами (Узбекистан)
  • Ключевые слова: физическое воспитание, здоровья, физкультура, урок, физическое культуры и спорта, здоровья, метод, гимнастика физкультминутки
  • Чтобы уроки физкультуры проводились с максимальной эффективностью, необходимо соблюдать определенные требования:
  • ‒ урок должен строиться на принципах воспитательного обучения;
  • ‒ на каждом уроке должны решаться образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи;
  • ‒ средства и методы обучения должны соответствовать возрастным и половым особенностям занимающихся;
  • ‒ необходимо осуществлять связь раннее пройденного материала с задачами сегодняшнего урока и создавать предпосылки на будущее;
  • ‒ каждый урок должен быть интересным и вызывать положительные эмоции;
  • ‒ на каждом уроке добиваться обеспечения высокой моторной плотности занятий.

Характеризуя урок как основную форму проведения занятий, следует остановиться на его структуре. Структура определяется изменениями работоспособности занимающихся и предусматривает последовательность в решении педагогических задач.

В школе принята трехчастная структура урока (подготовительная, основная и заключительная части урока). В практической работе учителей начальных классов встречается также и четырехчастная структура урока (вводная, подготовительная, основная и заключительная).

Вводная часть, как правило, выделяется в 1–2 классах в связи с тем, что учителю необходимо определенное время уделить организации детей для начала урока, так как дети еще не умеют быстро переодеваться, чтобы войти вовремя в зал, не умеют строиться, организовываться, стоя в строю, молчать, не толкаться, слушать учителя, выполнять упражнения на внимание и т. д.

Но по мере освоения детьми этих требований, надобность в вводной части отпадает. При выделении вводной части урока подготовительная часть приобретает черты основной, т. к. в ней решаются задачи уже не только врабатывания организма и подготовки детей к работе в полную силу, но и образовательные задачи — всестороннего развития и совершенствования координации движений.

Правильная организация подготовительной части способствует увеличению плотности урока.

Читайте также:  Осенний экологический праздник в детском саду. сценарий. старшая – подготовительная группа

На уроки в школе отводится по 45 минут 2 раза в неделю. Это очень небольшое время, и поэтому главной задачей учителя является правильная организация детей, распределение учебного материала, борьба с потерей времени.

Этого можно достичь только при тщательной подготовке к уроку, продуманной методике организации проведения урока, грамотном подборе средств, совершенном владении учебным материалом программы.

Время в школьном уроке по частям распределяется примерно так: 10–15 минут — подготовительная часть урока (в 1–2 классах до 20 минут); основная часть урока — 20–25 минут и заключительная часть — 3–5 минут (в1 -2 классах до 7–10 минут).

Проведение уроков в 1–3 классах

В педагогике школьный возраст принято разделять на младший — 7–10 лет, подростковый — 11–14 лет и юношеский -15–17 лет.

К младшему школьному возрасту относят учащихся -1 -4 классов. Это период равномерного, но достаточно интенсивного развития органов и функций. Вес тела ежегодно увеличивается на 2–4 кг, рост — на 2–4 см, окружность грудной клетки — на 2–4 см.

Усиленно формируются кости и мышечная система, начинают срастаться кости таза, происходит окостенение костей кисти, предплечья. Мальчики растут за счет увеличения длины ног, девочки — туловища.

Укрепляются суставы, межпозвоночные сочленения сохраняют в своем составе хрящи, поэтому обладают большой эластичностью и подвижностью. Изгибы позвоночника, свойственные взрослым, у детей в этом возрасте только формируются.

Неправильное положение тела может привести к нарушению осанки.

Увеличивается мышечная масса. Мышцы эластичны, при сокращении сильнее укорачиваются, а при расслаблении больше удлиняются.

Следует помнить, что мышцы развиваются у детей неравномерно: быстрее формируются крупные, медленнее — малые.

Это одна из причин того, что в младшем школьном возрасте учащиеся неуверенно выполняют тонкие движения, например, кистью, плохо справляются с заданием на точность.

В этом возрасте следует ограничивать высоту прыжков, так как кости таза еще весьма подвижны; уменьшать нагрузку при выполнении упражнений в висах и упорах ввиду того, что кости грудной клетки еще не срослись и не окрепли.

Сердце ребенка невелико по объему, его мышца не обладает достаточной силой, регуляторные механизмы сердечнососудистой системы находятся в стадии становления.

Физическая нагрузка вызывает значительное повышение частоты пульса: 90–100 ударов в 1 мин. в покое, 140–170 ударов при выполнении упражнений.

Усиленный поток крови к мышцам обеспечивается увеличением частоты пульса, а не силой сокращения сердечной мышцы.

Частота дыхания повышенная — 20–22 раза в 1 мин. При физической нагрузке легочная вентиляция увеличивается в основном путем учащения дыхания. Поверхностное дыхание — одна из отличительных черт работы дыхательной системы младших школьников.

Дети этого возраста очень эмоциональны, легко возбуждаются, процессы торможения еще развиты слабо. Все это накладывает отпечаток на психику.

Они очень легко поддаются внушению, поэтому авторитет педагога, родителей и старших товарищей для них имеет большое значение, но дружба у них неустойчива.

Для младших школьников характерна большая потребность в двигательной активности. Они стремятся использовать любую возможность побегать, попрыгать. Движения доставляют детям удовольствие.

Дети 7–10 лет любят уроки физической культуры. Этот период — один из самых эффективных для формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. В младшем школьном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и кинестатический контроль за выполнением движений.

Совершенствование координации между зрительными ощущениями и выполнением движений — важнейшая задача физического воспитания детей этого возраста. Особенность восприятия младших школьников — целостность, нерасчлененность.

Дети часто по самым случайным признакам пытаются угадать, а не выяснить особенности показываемого предмета, движения, действия. В этом возрасте усиливается роль слова в восприятии элементов и деталей движений. Слова служат ориентиром, могут привлекать внимание учащихся.

Поэтому педагог может при обучении опираться на объяснения, вводить специальные термины, предлагать выполнять упражнения по слову, но не забывать пополнять знания учащихся зрительными представлениями о движениях.

Много затруднений у детей вызывает ориентировка в зале, на площадке. Дети путают правую и левую стороны. Объем внимания у них узок, они одновременно могут воспринимать одно-два движения. Их внимание часто переключается на всевозможные второстепенные объекты и элементы движений. Рассеянность детей нередко оказывается следствием утомления, отсутствия привычки внимательно смотреть и слушать.

В начале учебного года учитель должен выявить уровень навыков переодевания, учить порядку в раздевалке, организованному заходу в зал, умению строиться после звонка, сосредотачивать внимание и т. д.

В вводной части необходимо сформировать установку, настрой учащихся на предстоящую работу. Для этого перед школьниками ставится конкретная задача в форме, понятной всем и вызывающей определенный интерес.

В то же время не следует слишком детализировать задачи (они будут конкретизироваться по ходу урока, перед каждым отдельным видом заданий). Не следует терять время на объявления, пространные замечания по поводу дисциплины либо дефектов спортивной формы и т. д. (это необходимо делать в конце урока).

Содержание общеразвивающих и подготовительных упражнений в вводной части зависит от основного материала, запланированного на данный урок, от условий его проведения, состояния учащихся и направлено на привитие организационных навыков детей.

Вводная часть начинается с построения учащихся. В 1–2 классах учитель сам подает организующие команды, с 3-го класса урок начинается с построения под руководством физорга или дежурного, который затем отдает рапорт учителю по установленной форме.

Подготовительная часть урока решает задачу подготовки организма детей к работе в основной части: разогревание мышц, улучшение кровообращения, обмена веществ, поднятие эмоционального фона и т. д.

Здесь широко используются общеразвивающие упражнения — это простейшие, элементарные движения, основные положения рук, ног, туловища, комбинации на 4 счета, прыжковые и танцевальные упражнения, игры с элементами общеразвивающих упражнений — «мяч соседу», «космонавт», из узбекских народных игр, упражнения со снарядами, без снарядов, с использованием мелкого инвентаря (флажки, теннисные мячи, кружки, кубики и т. д.).

При организации класса в выполнении упражнений пользуются различными формами перестроений: в колоннах, круге, шеренгах и т. д.

Подбор средств в подготовительной части урока должен соответствовать задачам, которые предстоит решать в основной части урока.

Основная часть решает задачи формирования специальных знаний и совершенствования двигательных навыков, качеств, формирования правильной осанки и координации движений, использования приобретенных навыков в усложненной и постоянно меняющейся обстановке.

Основное содержание составляют упражнения в прыжках, метаниях, равновесии, лазании, акробатике, игры с бегом, метанием, прыжками, преодолением препятствий и т. д.

(«Волк во рву», «Лисы и куры», «Галоп-пастушка», «Кто дальше бросит», «Будь метким», «Стрельба по мишеням» и т. д.).

Неотъемлемым компонентом проведения основной части урока является повышение эмоционального тонуса.

Заключительная часть направлена на снижение возбуждения нервной системы, снижение деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, подготовку организма к предстоящей умственной работе по теоретическим дисциплинам. Здесь широко используются разнообразные виды ходьбы, задания на внимание, игры на внимание, ориентировку («Глухие жмурки», «Мышеловка», музыкальные игры, «Ок терак ва кук терак» — «Белый и зеленый тополь» и т. д.).

  1. В конце урока необходимо подвести итоги, поставить оценки либо отдельным ученикам, либо группе учащихся, при этом оценку сопровождать пояснениями (Хоть у Рустама не очень хорошо получилось упражнение, но за его старание и трудолюбие ставлю оценку 4). После проставления оценок обязательно давать задание на дом, например:
  2. ‒ перед зеркалом научиться правильно держать руки в стороны, не поднимая плеч;
  3. ‒ принести на следующий урок флажки из бумаги (объяснить и показать, как их сделать).

На следующем уроке обязательно провести игру с флажками, чтобы труд детей не был бесцельным (про запас учитель должен иметь в кабинете флажки, мячи, кубы и т. д., и, если кто-то из детей не сделал задание, то после соответствующего замечания дать ему флажок для выполнения упражнений).

Упражнения на осанку в младших классах должны иметь место в любой части урока. В 1–3 классах весь урок в целом должен носить образовательный характер. Ни одно упражнение не должно даваться бесцельно, оно всегда должно чему-то учить ребенка.

В 1-м классе строевые команды и распоряжения еще не используются, а даются, начиная со 2–3 класса.

К концу 3 класса дети должны овладеть основными строевыми упражнениями и командами, должны уметь строиться, отдавать рапорт, уметь быть групповодом.

В урок надо как можно больше вводить различные состязательные элементы на скорость, построение, на тишину, порядок, точность выполнения распоряжений.

Основным методом создания представлений об изучаемых движениях, уточнения, исправления ошибок, является наглядный, точный показ учителя, сопровождаемый образным объяснением с использованием сравнений, имитаций и т. д. (прыгать, как зайчики; топать, как медведи; махать крыльями, как птица, и т. д.).

Во время работы с детьми учителю не следует употреблять уменьшительные слова: ножки, ручки, головка и т. д. Дети любят, чтобы с ними обращались и разговаривали, как с равными, доверяли им, уважали их, оберегали их от унижений, оскорблений.

Обращение с детьми должно быть спокойным, без раздражения, не крикливым.

Учитель должен быть предельно справедлив, на каждый вопрос должен давать исчерпывающий ответ, жалоба должна быть разобрана, виновник наказан в меру вины, но приучать детей беспричинно жаловаться нельзя.

На уроке физкультуры широко используется система поощрений — оценка является стимулом в работе. Вся деятельность подростка должна быть оценена, для чего нужно широко использовать устную и пятибалльную систему оценок (так как спортивную систему оценок — секунды, метры, килограммы, очки — дети еще не понимают).

Основным методом организации учащихся при выполнении упражнений является фронтальный метод и реже используется групповой (т. к. дети организованно вести себя в группах не умеют). Учитель должен добиваться такого положения, чтобы все дети на уроке были заняты, избегать ожидания очереди.

Для этого используют поточное выполнение упражнений, прыжки со скакалкой один за другим, или групповые прыжки в яму; поточное выполнение равновесия, выполнение упражнений на нескольких снарядах, расположенных рядом (чтобы видеть весь класс).

В уроках основной гимнастики резко снижается моторная плотность при изучении новых форм движений, т. к. детей приходится часто останавливать, объяснять, показывать, исправлять ошибки. Это снижает общий уровень нагрузки.

Чтобы повысить ее, в конце основной части вводится подвижная игра с включением различных форм движений для закрепления.

В процессе урока необходимо детям прививать любовь к труду, а также инструкторские навыки, привлекать их к оказанию друг другу помощи, давать посильные поручения по подготовке занятий, уборке и т. д.

На уроке широко используется индивидуальная работа. Здесь очень ярко проявляются особенности психологического склада детей: флегматичность, робость, трусость, энергичность, смелость, дерзость, сила и т. д. Одним надо много помогать, поощрять, подбадривать, других — не мешает иногда сдерживать, ограничивать в нагрузке.

Очень внимательно надо следить за нагрузкой. Ни в коем случае не допускать перегрузки, особенно во время подвижных игр. Не допускать сильного покраснения лица, потливости, одышки. Необходимо, умело используя разнообразные методические приемы, например, прервать игру под видом замечаний, поправок, уточнения правил (в это время дети могут несколько восстановиться).

Внешний вид детей, спортивная одежда, поведение должны быть все время в поле зрения учителя. С первых уроков добиваться прихода на урок в обязательном порядке и вовремя, в соответствующей спортивной форме. Об этом необходимо провести разъяснительную беседу с родителями.

Занятия рекомендуется проводить на воздухе круглый год, за исключением холодных, дождливых дней.

Литература:

  1. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. «Просвещение», М,1978.
  2. Выдрин В. Н., Гужаловский А. А., Кряж В. Н. Основы теории и методики физической культуры. Учебник для гехн.ФК, Изд. ФиС, Москва, 1986.
  3. Керимов Ф. А. Спорт кураши назарияси ва услубияти. Тошкент, 2001,286 6.
  4. Кошбахтиев И. А. Основы оздоровительной физической культуры молодежи. Ташкент, 1994, 100 с.
  5. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Уч. для инст.физ.культуры. М, «ФиС», 1991.
  6. Матвеев Л. П. Формы построения занятий в физическом воспитании. Метод, разраб. М, 1998, 74 с.
  7. Пономарев И.И с соавт. Физическое воспитание. М, Высшая школа, 1983.
  8. Усмонов Г., Абдужаббарова Т., Мамажонов Н., ва бош-к,алар. Болалар богчаларида ва мактабда болаларни халк, уйинлари воситалари билан жисмоний тайёрлаш. Фаргона, 1995, 38 6.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, урок, выполнение упражнений, вводная часть, упражнение, заключительная часть, основная часть, основная часть урока, подготовительная часть урока, задача.

Источник: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1696/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector