Толстой «какая бывает роса на траве» распечатать текст

Всё самое лучшее для детей (сборник)

Рейтинг: (4.17)

Толстой «Какая бывает роса на траве» распечатать текст

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Вредный воздух Быль

Толстой «Какая бывает роса на траве» распечатать текст

В селе Никольском, в праздник, народ пошёл к обедне. На барском дворе остались скотница, староста и конюх. Скотница пошла к колодцу за водой. Колодезь был на самом дворе. Она вытащила бадью, да не удержала. Бадья сорвалась, ударилась о стенку колодца и оторвала верёвку. Скотница вернулась в избу и говорит старосте:

— Александр! Слазяй, батюшка, в колодезь, — я бадью упустила.

  • Александр сказал:
  • — Ты упустила, ты и доставай.
  • Скотница сказала, что она, пожалуй, сама полезет, только чтобы он спускал её.
  • Староста посмеялся ей и сказал:

— Ну, пойдём. Ты теперь натощак, так я удержу; а после обеда и не удержать.

Староста привязал палку к верёвке, и баба верхом села на неё, взялась за верёвку и стала слезать в колодец, а староста за колесо стал спускать её. В колодце было всего шесть аршин глубины, и только на аршин стояла вода. Староста спускал за колесо потихоньку и всё спрашивал:

  1. — Ещё, что ли?
  2. Скотница кричала оттуда:
  3. — Ещё немного!

Вдруг староста почувствовал, что верёвка ослабла; он окликнул скотницу, но она не отвечала. Староста поглядел в колодец и увидел, что баба лежит в воде головой и кверху ногами. Староста стал кричать и звать народ; но никого не было. Пришёл только один конюх. Староста велел ему держать колесо, а сам вытянул верёвку, сел на палку и полез в колодец.

Только что конюх спустил старосту до воды, с старостой сделалось то же самое. Он бросил верёвку и упал головой вниз на бабу. Конюх стал кричать, потом побежал в церковь за народом. Обедня отошла, и народ шёл из церкви. Все мужики и бабы побежали к колодцу.

Все столпились у колодца, и всякий кричал своё, но никто не знал, что делать. Молодой плотник Иван пробился сквозь толпу к колодцу, схватил верёвку, сел на палку и велел себя спускать. Иван только привязал себя к верёвке кушаком. Двое спускали его, а другие все смотрели в колодец, что будет с Иваном.

Как только он стал доходить до воды, он бросил верёвку руками и упал бы головой, но кушак держал его.

Все закричали:

— Тащи его назад! — И Ивана вытащили.

Толстой «Какая бывает роса на траве» распечатать текст

Он как мёртвый висел на кушаке, голова его тоже висела и билась о края колодца. Лицо было сине-багровое. Его вынули, сняли с верёвки и положили на землю. Думали, что он мёртвый; но он вдруг тяжело дохнул, стал перхать и ожил.

Тогда хотели лезть ещё, но один старый мужик сказал, что лазить нельзя, потому что в колодце дурной воздух и что этот дурной воздух убивает людей. Тогда мужики побежали за баграми и стали вытаскивать старосту и бабу.

Старостина жена и мать голосили у колодца, другие их унимали, а мужики цепляли в колодце баграми и старались вытащить мёртвых. Раза два они дотаскивали старосту до половины колодца за его платье; но он был тяжёл, платье прорывалось, и он срывался.

Наконец, зацепили его за два багра и вытащили. Потом вытащили и скотницу. Оба уже были совсем мёртвые и не ожили.

Потом, когда стали осматривать колодец, то узнали, что точно, — внизу колодца был дурной воздух.

Кристаллы Рассуждение

Толстой «Какая бывает роса на траве» распечатать текст

Если сыпать в воду соль и мешать, то соль станет расходиться и так разойдётся в воде, что не видать будет соли; но если сыпать ещё и ещё соли, то под конец соль уж перестанет распускаться, а сколько ты её ни мешай, так и останется белым порошком в воде. Вода насытилась солью и больше уж принять не может. Но если разогреть воду, она примет ещё; и соль, та, которая не распускалась в холодной воде, распустится в горячей. Но если ещё насыпать соли, тогда уж и горячая вода не примет больше соли. А если больше станешь греть воду, то сама вода уйдёт паром, и соли ещё больше останется. Так на каждую вещь, какую вода распускает, у воды есть мера, дальше чего ей нельзя распустить. Каждой вещи вода распускает больше, когда горяча, чем когда холодна, но всё же — как насытится горячая вода, так дальше уж не принимает. Вещь останется сама по себе, а вода уйдёт паром.

Если насытить воду селитряным порошком, а потом подсыпать ещё селитры лишней, всё согреть и, не мешавши, дать остынуть, то селитра лишняя не ляжет порошком на дне воды, а соберётся вся шестигранными столбиками и сядет на дне и по бокам, столбик подле столбика. Если насытить воду селитряным порошком и поставить в тёплом месте, то вода уйдёт паром, а селитра лишняя также сложится столбиками шестигранными.

Если насытить воду простою солью, согреть и также дать уйти воде паром, то лишняя соль сложится тоже не порошком, а кубиками. Если насытить воду селитрой с солью вместе, лишняя селитра и соль не смешаются, сложатся каждая по-своему — селитра столбиками, а соль кубиками.

Если насытить воду извёсткой, или другою солью, или ещё чем-нибудь, то каждая вещь, когда вода выйдет паром, сложится по-своему: какая в трехгранные столбики, какая в восьмигранные, какая кирпичиками, какая звёздочками, — каждая по-своему. Эти-то фигуры разные бывают во всех крепких вещах. Иногда фигуры эти большие, в руку; такие находят камни в земле. Иногда фигуры эти так малы, что простым глазом не разберёшь их; но в каждой вещи есть свои фигуры.

Если, когда вода насыщена селитрой и в ней начинают складываться фигуры, отломить иголочкой край фигуры, то опять на то же место придут новые кусочки селитры и опять заделают отломанный край точно так, как ему надо быть, — шестигранными столбиками. То же самое и с солью и со всякой другой вещью. Все маленькие порошинки сами ворочаются и приставляются той стороной, какой надо.

45

Загрузка…

Источник: https://bookocean.net/read/b/880/p/45

Какая бывает роса на траве рассказ Льва Толстого читайте короткие детские сказки онлайн | Русская сказка

Как часто человеку некогда посмотреть на то, что делается вокруг него. У него не хватает времени на то, чтобы полюбоваться закатом, посмотреть на красоту и изящество лёгких облаков. Некогда взглянуть на яркие цветы и разнообразный мир насекомых, вьющихся возле. Каждый занят только собой.

А небольшое повествование, похожее на сказку, возвращает нас в действительность, учит быть внимательными, заставляет посмотреть на окружающую природу другими глазами. А когда мы научимся видеть всё, что нас окружает, мы научимся любить этот мир.

Это чувство Лев Толстой всегда пытался воспитать в маленьких читателях своими талантливо созданными произведениями.

Пересказ сказки

Выходя ранним утром в лес, в поле, любуясь травой, невольно нельзя не заметить сверкающие алмазы. Они показывают разнообразие цветов, переливаясь на солнце. Каких только оттенков и сочных красок нет! Тут и жёлтый, и красный, и синий цвета. Многие могут сказать, что такого не может быть.

Если есть сомнение, стоит подойти ближе и понять, что заставляет так сверкать и радовать человеческий глаз. Оказывается, это капли росы так сверкают на солнце, они расположились на листиках и лепестках цветов.

Внутри на листочке капельки росы катаются от ветра, а сам листик остаётся сухим, потому что ворсинки и пушинки, растущие на нём, отталкивают воду.

Если человек нечаянно сорвёт листочек, в котором спокойно спит росинка, то эта собравшаяся внутри капелька, похожая на шарик, скатится вниз по стебельку совсем незаметно. А если удастся не пролить, поднести и отправить в рот этот шарик с живительной влагой, то это будет иногда спасением от жажды. Это так вкусно!

Суть повествования

Чувствуется, что Лев Николаевич сам восхищён утренней росой и хочет передать это чувство детям, которые возьмут в руки его книгу и прочитают коротенький текст сказки о том, какой бывает роса на траве. Его содержание настроит малышей на лирический лад.

Работа с детьми

При чтении этого произведения, можно предложить малышам подобрать свои сравнения для капельки росы, сверкающей на фоне восходящего солнца.

Они могут выполнить практическое задание: понаблюдать за росой на траве, сравнить свои ощущения с теми, которые испытал автор. Такая вдумчивая работа поможет лучше понять, как прекрасна и богата наша природа.

Дети смогут понять, почему природу иногда ласково величают «матушкой».

Читайте полный текст рассказа русского писателя Льва Николаевича Толстого «Какая бывает роса на траве» онлайн бесплатно и без регистрации.

Источник: https://russkaja-skazka.ru/kakaya-byivaet-rosa-na-trave/

Рассказы для детей — Лев Николаевич Толстой

Лгун

(Басня)

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Пожарные собаки

(Быль)

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне[1] приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку.

Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах.

Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить

Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить. Она сказала: «Ты еще мала, ты только пальцы наколешь»; а я все приставала. Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать.

Читайте также:  Хмельницкий «паучок» читать онлайн

Я стала шить, но не могла делать ровных стежков; один стежок выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня: «Что ты?» — я не удержалась и заплакала.

Тогда мать велела мне идти играть.

Когда я легла спать, мне все мерещились стежки: я все думала о том, как бы мне скорее выучиться шить, и мне казалось так трудно, что я никогда не выучусь. А теперь я выросла большая и не помню, как выучилась шить; и когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, как она не может держать иголку.

Муравей и голубка

(Басня)

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Куда девается вода из моря?

(Рассуждение)

Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет с моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…

Косточка

(Быль)

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Какая бывает роса на траве

(Описание)

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Курица и ласточка

(Басня)

Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала и говорит:
«То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят».

Лисица и виноград

(Басня)

Лисица увидала — висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть.
Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелены еще».

Осязание и зрение

(Рассуждение)

Заплети указательный палец с средним и заплетенными пальцами потрогивай маленький шарик так, чтобы он катался промеж обоих пальцев, а сам закрой глаза. Тебе покажется, что два шарика. Открой глаза, — увидишь, что один шарик. Пальцы обманули, а глаза поправили.

Погляди (всего лучше сбоку) на хорошее чистое зеркало: тебе покажется, что это окно или дверь и что там сзади что-то есть. Ощупай пальцем, — увидишь, что это зеркало. Глаза обманули, а пальцы поправили.

Источник: https://stranakids.ru/rasskazy-dlya-malenkix-l-n-tolstoj/2/

Какая бывает роса на траве

Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат.

И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Следующая глава

Мужества не бывает без страха
Для меня (как, наверное, и для подавляющего большинства читателей) Эрих Мария Ремарк начался с романа «Три товарища». Признаться, мне трудно припомнить книгу, которая оказала бы на меня столь же мощное эмоциональное воздействие. Даже сейчас, за

ЧТО БЫВАЕТ, КОГДА АВТОР БОЛЕЕ ПРАВ, ЧЕМ ЕГО УТВЕРЖДЕНИЕ
Особого обсуждения заслуживает одна из ключевых «евразийских» работ Н.С. Трубецкого – «Наследие Чингисхана: взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока». То, что патриотически настроенного автора интересует

Трилогия «Мальчик со шпагой» («Всадники со станции Роса»-«Звёздный час Серёжи Каховского» — «Флаг-капитаны»
Не сразу, едва выявив некое несоответствие в реальной жизни супротив привычных формул, начинает писатель новую книгу. Так и между «Валькиными друзьями и

Роса на рівнині Адасі
Негода, і нікуди не хочеться йти. Сиджу за письмовим столом, дивлюсь на хуртовину цвіту, гортаю «Записки від нудьги» Кенко-хосі. Кенко-хосі жив у цьому безмежному і скороминущому світі якихось сім століть тому. Сьогодні я не відчуваю велетенської

51. «В траве высокой странная покорность…» В траве высокой странная покорность…
Ты здесь усни, воспоминание мое!
Где ночь была, — восходит час дозорный,
Занесено и бдит и ждет Его копье, Под юным небом юные скитанья…
Ты здесь усни, воспоминание мое!
И если вновь к устам

167. «Письмо ее… Какая в нем тревога!..» Письмо ее… Какая в нем тревога!
В дыханьи частом строки до конца.
И точно крылья, крылья у порога —
Загар колосьев и загар лица. Как пальцы в дым… как спутанные травы,
Огромных слов порыв и немота.
И чем же боль, чем скорбь свою

Источник: https://lit.wikireading.ru/8112

Какая бывает роса на траве. (Описание) Л.Н.Толстой Помазан И.П., методист МОУ «ИМЦ «Развитие» — презентация

1 Какая бывает роса на траве. (Описание) Л.Н.Толстой Помазан И.П., методист МОУ «ИМЦ «Развитие»

2 Научно-познавательный рассказ — описание природного явления даётся с учебно- познавательными целями и в тоже время художественно, учит всматриваться в природные явления, изображает природу (явление) поэтически, используя меткие сравнения. «Работа над языком ужасная – надо чтобы всё было красиво, коротко, просто, и, главное, ясно». Л.Н. Толстой

3 Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) Русский писатель _____________ веков Просветитель, философ, ________________________ _______________________. Жанры: ________________________ ______________________. Общие цели его жизни творчества: ________________________ _______________________. Интересные факты жизни _______________________ _______________________.

4 Какая бывает роса на траве (Описание) Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его. Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется. (Л.Н.

Толстой)

5

6 ? Случалось ли вам делать такие открытия? В разгаре лето В средней полосе… Блестит укроп, Весь в утренней росе… Сегодня будет точно Жаркий день – К обеду Все стремиться будут в тень… А к вечеру, Уставши от жары…, Ругаться, Что зажрали комары. А.Болутенко

7 Мне нравится сияние росы, Коровки божьей чудо на травинке, Душа всегда добреет от красы, Люблю смотреть волшебные картинки.

Как зеркало, раскинулась река, И незаметно мощное теченье, По ней бегут, как в сказке, облака, Глядишь и ощущаешь вдохновенье.

Не нужен мне искусственный кумир, В природе есть их чрезвычайно много, Смотрю я с удивлением на мир И в нём всегда незримо вижу Бога. Анатолий Болутенко

8 Плачет утро весной и росой. Ветер плачет осенними травами.

9 Роса, остатком от тумана, Покроет бархатом дома. И утром солнечным соткана, Повсюду будет бахрома. И снова лес восторжествует, В своем парадном украшенье. И каждый шорох повествует, И шепчет каждое движенье. Ах, наконец-то загорится Гирлянда листьев и цветов. И можно ль в это не влюбиться Под терпко-легкий дым костров…

10 О, царица светлых фей, Ты летаешь без усилий Над кустами орхидей, Над цветами белых лилий! Пролетаешь над водой, Распускаются купавы, И росою, как звездой, Блещут ласковые травы.

Ты везде роняешь след, И следы твои блистают, И тюльпан, и златоцвет За тобою расцветают. Пролети в душе людской, О, властительная фея. Пусть гвоздика и левкой В ней вздыхают пламенея.

О, царица светлых фей, Мы невольники усилий, Мы не видим орхидей, Мы не знаем белых лилий. К.Бальмонт

11 Капля росы. На тонкой травинке росинка спала, Кристально-прозрачна, овально-мила. Скатилась росинка на алый цветок. И вниз оборвался один лепесток. Он, каплю целуя, алел на земле. Роса для него была жизни милей. Её лишь в мечтах он доселе ловил. И плакал теперь от внезапной любви.

Рассветное солнце сквозь кроны берёз. Его пробудило от сладостных грёз. Любимую выкрал лучей летних жар. Она превратилась в чуть видимый пар… Свернулся от горя, засох лепесток… Под ним зародился травинки росток. Он вырастет. И повторится всё вновь: Росинка, цветок, лепесток…

Читайте также:  Сказка про деревья для детей дошкольников

И любовь… Екатерина Шемякина

12 Искусней лучшей кружевницы, Сплел паутинку паучок. И светомузыка струится, Лишь дрогнет веточка-смычок. Сквозь паутинное оконце, Узри в рассветные часы, И радость утреннего солнца, И слезы утренней росы.

13 МАЙ. Бледный вечер весны и задумчив и тих, Зарумянен вечерней зарею, Грустно в окна глядит; и слагается стих, И теснится мечта за мечтою. Что-то грустно душе, что-то сердцу больней, Иль взгрустнулося мне о бывалом? Это май-баловник, это май-чародей Веет свежим своим опахалом.

Там, за душной чертою столичных громад, На степях светозарной природы, Звонко птицы поют, и плывет аромат, И журчат сладкоструйные воды. И дрожит под росою душистых полей Бледный ландыш склоненным бокалом,- Это май-баловник, это май-чародей Веет свежим своим опахалом.

Дорогая моя! Если б встретиться нам… В звучном празднике юного мая — И сиренью дышать, и внимать соловьям, Мир любви и страстей обнимая! О, как счастлив бы стал я любовью твоей, Сколько грез в моем сердце усталом Этот май-баловник, этот май-чародей Разбудил бы своим опахалом!.. (К.

Фофанов, 1 мая 1885 год)

14 Ласковое солнце… Небо голубое… Травы беззаботно росами блестят… Радость расточая, дышит мир любовью!!! Брызгами искрится счастья аромат!!!…В капельках прозрачных солнца отраженье Радугой сияет, испуская свет…

И дарует зорьке ясной ожерелье!!! Красоты небесной драгоценный блеск!!! Ветреную душу зорьки синеглазой Кутает вуалью из звенящих струй Капелек дрожащих… С чистотой алмазов… Любящих игрою веселить зарю… В кружево сплетая нити паутинок, Платье украшает стразами из рос… Крохотных…

Блестящих… С небом ярко-синим В каждой бисеринке серебристых слёз… Ангельские крылья дарит сердцу зорьки… Жемчуга вплетая… Самоцветы грёз… С радужным отливом солнечных узоров… И мерцаньем мягким полусонных звёзд……Скромно улыбаясь, зорька принимает Солнца золотого светлые дары…

Чудотворной силой душу наполняя, Синей Птицей Счастья в небесах парит!!!

15 Капля росы. На листочке заметила каплю росы Словно шок испытала от дивной красы. Диво-дивное видела в первый раз, Вся сияла на солнце она, как алмаз.

Зачарованная, любовалась ею- Солнце с радугой породнились с нею, А всего-то лишь малая капля воды, Но такая, что глаз хоть не отводи! Посмотри –ка сынок,полюбуйся! Засмотрелся мой сын, улыбнулся.

Потихоньку листочек с росою сорвал, Преподнёс мне к губам и сказал: Если капелька эта к тебе попадёт, Тебе счастье, мамуля, она принесёт! Пока с нежностью каплю к губам моим нёс, Не заметил, как счастье уже мне принёс… (Павлова Любовь)

16 В осеннем поле выпала роса, И словно жемчугом украшена равнина. Куда ни глянь — Сверкает все вокруг, И словно нити ожерелий — паутина! (Фудзивара Садайэ, японская поэзия) Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и жёлтым, и красным, и синим. Л.Толстой Какие явления природы тоже окрашены разными цветами?

17

18 Простучала капель горсть По стеклу окошка. Он ко мне сегодня, гость — Дождь на длинных ножках. Знать не зря ко мне пришел, Вот уже я слышу — Он танцует рок-н-ролл Босиком по крыше.

Смело прыгнул на карниз, Выбил там чечетку И позвал с собою вниз Дробною походкой. Подожди, уже иду, Без плаща я выйду, Лишь разлей мою беду, Смой мою обиду. Дождик, добрый мой герой, Озорной мальчишка, Ты возьми меня с собой. Побежим вприпрыжку В детство.

Ты ее сберег — Ту страну цветную, — Где на небе ты разжег Радугу двойную.

19 Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

20 Девушка как семь стихий. Я — дождь… Меня не сделаешь своим… Но свежести моей вкусив однажды, Не утолишь иною влагой жажды. Я — солнце…

Не желай меня! Не тронь! Я светом взгляд померкнувший утешу, Осыплю лаской и теплом изнежу, А прикоснешься — обожгу ладонь… Я — радуга… Не схватишь гибкий стан. Хоть кажется, что тело рядом, Меня коснуться можно только взглядом.

А вот рукой — попробуй-ка достань… Я — воздух… Не пытайся удержать. Дыши, пока даю собой дышать!!! Любовь Павлова

21 Дисперсия света зависимость показателя преломления n вещества от частоты n (длины волны) света или зависимость фазовой скорости световых волн от частоты. Следствие дисперсии света разложение в спектр пучка белого света при прохождении сквозь призму. Изучение этого спектра привело И. Ньютона (1672) к открытию дисперсии света.

22

23 Толстой никогда не состарится. Он из тех гениев искусства, слова которых – живая вода. Источник бьёт неиссякаемо. Мы снова и снова припадаем к нему, и нам кажется – что мы никогда не пили такой прозрачной, чистой, свежей воды. К.Федин

24 В произведении Л.Н. Толстого мы видим изумление человека перед миром, окружающим его. Водяные капли, увиденные глазами художника.

Толстой призывает нас вглядеться в росу, рассмотреть, попробовать на вкус, давая пищу воображению, возбуждая зрительные образы, вкусовые и осязательные ощущения, замешанные на влюблённости в родную природу, закрепляет её как художник слова в образной памяти человека. И.Тихомирова

  • 25
  • 26
  • 27 Какие виды технологий были использованы?

Источник: http://www.myshared.ru/slide/361108/

Урок 22. л.н. толстой «какая бывает роса на траве», «куда девается вода из моря?» — Литературное чтение — 3 класс — Российская электронная школа

Литературное чтение, 3 класс

Урок 22. Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»,

«Куда девается вода из моря?»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1.Анализ произведений Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».

2.Сопостовление научного и художественного стиля текста, текста рассуждения и описания.

Глоссарий по теме

Научный стиль – стиль научных сообщений. Его функция – сообщение информации и доказательство ее истинности. Чертами этого стиля являются логичность, доказательность, точность, чёткость, обобщённость.

Художественный стиль – это стиль художественной литературы. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

  • Описание – это текст, который описывает признаки чего-либо.
  • Рассуждение — это текст, который объясняет причину какого-то явления или события.
  • Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам
  • Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать
  • Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту
  • Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
  • Ключевые слова
  • Типы текстов; описание; рассуждение; средства художественной выразительности; метафора; сравнение; эпитет; научно-познавательный текст; художественный текст.
  • Основная и дополнительная литература по теме урока:
  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.162 — 163
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 42-43
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
  4. Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://ypmuseum.ru/ru/muzey/virtualnye-ekskursii.html свободный. – Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем о научном и художественном стилях текста.

Научимся различать описание и рассуждение. Сможем сами сочинить тексты разных типов.

Основное содержание урока

1.Знакомство с произведениями Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Ани и Володи и учителя.

У: Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями описания и рассуждения, больше узнаем о научном и художественном стилях текста. Сейчас мы с вами прочитаем текст, который называется «Какая бывает роса на траве».

У: Обратите внимание на заголовок.

В: В заголовке звучит вопрос: «какая?», это вопрос имени прилагательного, которое обозначает признаки предмета. Видимо в тексте будет рассказываться о том, какая роса.

  1. У: Прочитайте подзаголовок.
  2. А: Описание.
  3. В: Что такое описание?
  4. У: Описание – это тип текста, в котором описываются какие-либо предметы, явления.
  5. У: Прочитайте текст «Какая бывает роса на траве» и подумайте, почему этот рассказ назван описанием. (Выразительное чтение текста)
  6. У: Все ли слова вам понятны.

А: Слово «алмазы» выделено – значит его значение можно посмотреть в словарике учебника.«Алмаз – блестящий, прозрачный драгоценный камень».

У: Алмаз – это метафора. Что называет автор алмазами?

В: Капли росы. Лев Николаевич Толстой описывает росу, стараясь передать нам свои впечатления от этого необыкновенно красивого явления природы.

У: Какие средства выразительности он для этого использует.

А: Кроме метафоры, есть ещё сравнения. Росинка «как шарик светлый», «вкуснее напитка», поверхность листа «как бархат».

  • Что такое бархат?
  • У: Бархат — плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.
  • Какие ещё средства выразительности вы нашли?

В: Много эпитетов. Листок «мохнат и пушист», росинки алмазы переливаются «и желтым, и красным, и синим».

А: Олицетворения. Капли росы «собрались», «катаются по листку и не мочат его», капля «проскользнёт мимо стебля».

У: Давайте подведем итог. Почему этот текст является описанием?

А: В этом тексте описываются капельки росы Л.Н. Толстой передает восхищение, которое он испытывает при виде этой красоты.

В: Для этого он использует средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Перед нами встает яркая картина, которую можно нарисовать в своём воображении или на бумаге.

А: Этот текст напоминает стихотворение – описание природы. Это художественный стиль текста.

У: Молодцы, вы всё правильно поняли.

У: Теперь познакомимся с другим текстом. Он называется «Куда девается вода из моря?» Что вы можете сказать о заголовке.

  1. А: Заголовок в виде вопроса, подзаголовок – «рассуждение».
  2. В: Видимо в этом тексте автор даст ответ на вопрос, прозвучавший в заголовке.
  3. У: Давайте прочитаем. (Выразительное чтение текста)
  4. У: Что вы можете сказать об этом тексте?

В: Этот рассказ напоминает текст статьи из энциклопедии. Мне кажется, это научный стиль текста.

У: Какое явление природы в нём описывается?

А: Круговорот воды в природе. Только он написан более понятным языком, чем научная статья.

В: Я понял, почему этот текст называется рассуждением. Автор рассуждая, объясняет читателям как происходит это явление в природе.

У: Верно. Рассуждение – это тип текста, в котором содержится объяснение чего-либо.

У:В этом тексте обычно 3 части: мысль, требующая доказательства;

доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев); вывод.

А: Я заметила, что этот текст содержит все эти части, но композиция текста необычна. У него похожи начало и концовка. Как будто сам текст можно читать по кругу, как круговорот.

В: В этом тексте также используются средства художественной выразительности, но их не так много и они не такие яркие. В основном это олицетворения, которые описывают действия: туман «поднимается», ветер «гонит» и «разносит» по земле тучи, вода «падает». Для писателя главное – объяснить суть природного явления, а не нарисовать яркую картину. Думаю, текст можно назвать научно-познавательным.

Читайте также:  Что подарить на день рождения ребенку 6 лет

У: Вы молодцы. Теперь вы можете попробовать создать свои тексты разных типов.

2. У: Мы прочитали два текста Льва Николаевича Толстого. Текст – описание «Какая бывает роса на траве» и текст-рассуждение «Куда девается вода из моря?». Оба рассказа писатель сочинил для учеников яснополянской школы.

Что вы можете сказать о стиле этих текстов?

А: Стиль текста «Какая бывает роса на траве» — художественный. В тексте преобладают образные слова и выражения.

В: Стиль рассказа «Куда девается вода из моря – научный. Автор стремится сообщить информацию о том, куда девается вода из моря и что с ней происходит на разных этапах процесса круговорота воды в природе. Чувства и эмоции не передаются, приводятся только факты.

У: Верно, молодцы. Как вы поняли, чем описание отличается от рассуждения?

А: У каждого из этих типов текста свои задачи. В описании автор передает свои чувства, эмоции, старается наиболее точно нарисовать картину, которую должен «увидеть» читатель.

  • В: Задача рассуждения – что-то объяснить читателю или доказать свою точку зрения.
  • У: Есть ли различия в языковых средствах?
  • А: В описании автор использует множество средств художественной выразительности, эмоционально окрашенные слова.

В: В рассуждении минимум средств выразительности. Главное – четкость, ясность, точность подбора слов.

У: Что вы можете сказать о структуре текстов?

А: Мне кажется, в описании нет, и не может быть чёткой структуры. Иначе сложно передать эмоциональное состояние человека, его отношение к тому, что он описывает.

В тексте «Какая бывает роса на траве» Толстой не рассказывает о том, что такое роса с научной точки зрения. Он рассказывает о своих впечатлениях, любуется красотой росы — это художественный текст.

В нем представлена личная оценка автора и нет научных фактов.

В: В рассуждении присутствует четкая структура: в нём выделяются 3 части: мысль, требующая доказательства; доказательство; вывод. В рассказе «Куда девается вода из моря?» Толстой объясняет суть круговорота воды, он не дает своих личных оценок данному явлению, просто знакомит с ним читателя.

А: Ещё можно сказать, что оба текста, которые мы прочитали, построены в форме монолога, написаны ясным, понятным языком. Видно, что Лев Николаевич Толстой старался сделать их как можно более доступными для читателей «Азбуки» — детей.

У: Кстати, рассказы Льва Николаевича Толстого из «Азбуки» можно встретить и в современных учебниках, и в сборниках рассказов этого великого писателя. Очень советую вам почитать его произведения.

  1. Разбор типового тренировочного задания
  2. Выберите правильный ответ.
  3. Текст вопроса: Как называется текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

1. Повествование.

2. Рассуждение

3. Описание.

  • Правильный ответ: 2. Рассуждение
  • Разбор типового контрольного задания
  • Восстановите план рассказа.
  • Текст вопроса: Восстановите последовательность по рассказу Толстого
  • 1 вариант
  • «Какая бывает роса на траве»
  • Вкусная росинка
  • Бархатный листок
  • Алмазы в траве
  • 2 вариант
  • «Куда девается вода из моря?»
  • Вода испаряется, совершая круговорот
  • Отчего море не переполняется водой?
  • Вся вода с поверхности земли попадает в море
  • Ответ:
  • 1 вариант
  • 1. Алмазы в траве
  • 2. Бархатный листок
  • 3. Вкусная росинка
  • 2 вариант
  • 1. Вся вода с поверхности земли попадает в море

2. Отчего море не переполняется водой?

3. Вода испаряется, совершая круговорот.

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5163/conspect/

Вестник Педагога | Публикация Бондаренко Светлана Николаевна

Бондаренко Светлана НиколаевнаДолжность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ — СОШ №7 г.Клинцы, Брянская область Населённый пункт: Брянская область Наименование материала: урок литературного чтения

Тема: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве».

18.01.2016

Вернуться назад       Перейти в раздел

Урок литературного чтения в 3а классе

Тема «Какая бывает роса на траве? Сравнение текстов».

  • Цель урока:
  • Задачи:
  • Формирование УУД
  • 2)
  • Введение в новую тему.
  • Словарь:
  • 1. Роса — атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими
  • водяными каплями.
  • 2.
  • Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при

знакомство с новыми рассказами Л. Н. Толстого, развитие умения различать типы текстов. 1. Расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научном и художественном стиле текста. 2. Развивать умение видеть изобразительные средства языка (сравнения, эпитеты), учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности. 3. Развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать вдумчиво. 4. Развивать эмоциональную сферу (умение чувствовать красоту слова), воображение, произвольное внимание, учить детей видеть красоту природы. 5. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, наслаждение от произведений искусства. Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из символов, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы таблицы 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Огрмомент. Оргмомент. Вхождение в урок. На уроке разговор свой поведем О прекрасном человеке. Жил он в 19 веке. Знают это имя в мире, Не молчала его лира. Он писал, мечтал, учил. В крымский он поход ходил. Был учёный он и пахарь. За работу брался смело, Создавал, творил умело. Очень Родину любил, И о детях не забыл. Школы он в селе открыл. Детей грамоте учил И велик он, и простой, Имя его… Посмотрите на тему, записанную на доске. Попытайтесь поставить цель урока. (выслушиваются ответы учащихся, ставится цель урока). Систематизация изученного материала. — А сейчас я предлагаю вам рассказать биографию писателя, используя числа: 1828, полтора года, 5, 13, 22, 1859, 26, 1870, 1910, 82. (ответы учащихся) — Как Лев Толстой в детстве называл свою семью? Почему? — С какими литературными жанрами писателя мы познакомились? Приведите пример. — Какой вид этих текстов? Что характерно для текста повествование? — Что такое быль? — С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Лев и собачка»). — С какой целью написал автор для нас эту быль? — Кто главные герои? — Зачитайте, как появилась собачка. — Как отреагировал лев. — Расскажите как разворачиваются события в тексте. — Какова главная мысль? -С какой целью написал автор эту быль? -Какой вид текста? Докажите? — А сейчас я предлагаю вам тоже побыть в роли писателей. — У вас на парте лежат листы, в которых написано слово роса. Рядом в колонке, запишите что такое роса, какой вы её представляете. Составьте небольшой текст о росе. Самостоятельная работа. -Выслушиваются ответы детей. — Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью. — Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться. Что объединяет все изображения? ( Капля воды или роса) — Наблюдали ли вы это явление природы? ( Выслушиваются ответы детей) — Прочитайте, как об этом явлении написал C. И. Ожегов в » Словаре русского языка». (Дети читают текст из словаря)

наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)

Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ? «Какая бывает роса на траве».

Постановка проблемы.

-Подумайте, с какой целью Толстой написал этот текст? — Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного.

5. Первичное чтение учителем по презентации.

— Что вы представляли себе, когда читали этот текст? (яркое солнечное утро.) — С какой целью Толстой написал этот текст? — Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного. — Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру . — Чтобы мы с вами заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА? — Сможете теперь ответить на вопрос автора, какая бывает роса на траве? (как алмаз, желтого, красного, синего цвета, как шарик светлый) 6.

  1. Повторное чтение текста по «цепочке».
  2. Словарная работа.
  3. (Слайд 7) Алмазы (словарь в учебнике с.220)
  4. Бархат (словарь Ожегова)
  5. (Слайд 8)

— С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (С алмазами) — прозрачные драгоценные камни. — А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом) — плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом. — Какие еще сравнения вы нашли в тексте? -Определите тип этого текста. (описание) — Вывешиваю таблицу:

« Текст — описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой?

Какая? Какое? Какие?»

Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты, найдите и зачитайте.

  • (Слайд 9)
  • ( Сравнения, эпитеты)
  • Чтение текста из энциклопедии о росе про себя.
  • ИД
  • «Текст-повествование — сообщение о том, что произошло, случилось,

(Алмазы блестят, переливаются разными цветами; Листок внутри мохнат и пушист, как бархат…- это метафоры) — Какие изобразительные средства использует автор? — Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению, подтвердите словами из текста. ( Да. Автор любуется росой, он восхищается ею, хочет поделиться своими чувствами с читателями: «росинка эта вкуснее всякого напитка кажется») 7. — Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине. — Можем ли перечитать текст из энциклопедии так же передавая чувства, попробуйте это сделать. ( Дети читают и приходят к выводу, что чувства передать трудно, так как нет отношения автора.) — Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора. — Какие названия вы бы могли дать этим текстам — описаниям, к каким стилям они относятся? (текст, написанный Л. Н. Толстым художественный, а статья в энциклопедии это научный текст.) — Какой ещё тип текста нам знаком? (Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.) На доске вывешена таблица:

как развивались события. Вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как?»

5.

Обобщение. Сходство и различие текстов (3-5 мин.).

6. Рефлексия Составление синквейна со словами текст, роса. 1. Существительное – роса 2. 2 прилагательных – утренняя, алмазная 3. 3 глагола – блестит, сверкает, перекатывается, переливается 4. Предложение из 4 слов – Роса блестит крупными алмазами 5. 6.

Домашнее задание (1-2 мин.).

Стр. 162  «5» — наизусть стихотворение о росе, чтение и пересказ текста.  «4» — чтение и пересказ близко к тексту.

Источник: http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=3207

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector