Сказки для подготовительной группы детского сада. читать

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен формировать интерес к чтению художественной литературы у детей-дошкольников посредством игр, иллюстраций и разнообразием выразительных средств и литературных жанров. Помимо этого, задачей воспитателя является развитие монологической и диалогической речи дошкольников, их социализация и подготовка к школе. Для реализации данных целей и задач необходимо грамотно спланировать каждое занятие.

Перед воспитателем стоят важные задачи: воспитание, обучение и развитие детей. Художественная литература — лучший помощник в решении поставленных задач. Каждое конкретное занятие должно:

  • тренировать внимание и память;
  • развивать мышление и речь;
  • воспитывать интерес к интеллектуальным занятиям.

Помимо этого, все изучаемые художественные произведения ориентированы на разные стороны жизни ребёнка. Наиболее важными для детей подготовительной группы являются:

  • нравственное воспитание;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • развитие самостоятельности, самообслуживания.

Например, сказка «Крошечка-Хаврошечка» относится к области нравственного воспитания. Конкретная цель занятия может звучать так: «Воспитывать доброе отношение друг к другу». Русская народная сказка «По щучьему велению» относится к развитию самостоятельности.

Изучая её, воспитатель может поставить себе цель «Объяснять важность человеческого труда». Социально-коммуникативного развитие происходит при чтении произведения Д. Н.

Мамина-Сибиряка «Медведко», цель занятия по этой сказке: знакомить с окружающим миром, с планетой.

Сказки для подготовительной группы детского сада. Читать

Чтению в подготовительной к школе группе уделяют особое внимание

Чтение художественной литературы, обсуждение, ситуативный разговор, — именно так реализуются на занятиях поставленные цели. Воспитатель не объясняет смысл сказки сразу после прочтения — он даёт возможность детям самостоятельно разобраться в ней, помогает детям увидеть и понять описанную проблему, например, при помощи беседы.

Использование вопросно-ответной формы коммуникации — оптимальный способ развития у дошкольников речевого мышления.

Например, при изучении сказки «Гуси-лебеди» в беседу можно включить такие вопросы:

  1. О ком говорится в сказке?
  2. Куда собираются мать с отцом?
  3. О чём мать просит дочку?
  4. Как вела себя дочка после того, как родители ушли в город?
  5. Что случилось с братцем?
  6. Кто такие гуси-лебеди?
  7. Какое решение принимает девочка?
  8. Почему печка, яблонька и молочная речка не захотели помочь девочке?
  9. Куда прибежала девочка?
  10. Кого она увидела в избушке?
  11. Как девочке удалось спасти братца?
  12. Почему на обратном пути печка, яблонька и молочная речка помогают девочке?
  13. Может ли быть такое, чтобы печка, яблонька и молочная речка разговаривали с девочкой?
  14. Где мы можем встретить говорящих животных и говорящие предметы?

Серия вопросов для беседы должна быть выстроена логично: сначала простые вопросы (по содержанию), затем уточняющие, интерпретационные («Почему…»), оценочные и творческие.

Важно помнить, что у занятия цель одна, а задач несколько.

Воспитатель на каждом занятии решает следующие задачи:

  • воспитательные;
  • образовательные;
  • развивающие.

Например, при изучении сказки «Аленький цветочек» должны решаться следующие задачи. Воспитательные: воспитывать доброе отношение друг к другу. Образовательные: знакомить с литературой, развивать связную речь, формировать понимание текста на слух. Развивающие: развивать речевой слух, мелодико-интонационную сторону речи.

У каждого занятия должна быть уникальная тема и цель, может быть подтема, дополнительная к основной.

На примере сказки «Царевна-лягушка» можно определить цель: «Развивать познавательную активность детей, учить уважать чужие интересы», тему «Слушание сказки» и подтему «Послушание и своеволие в сказке…» (нравственное воспитание).

В ходе беседы дети должны понять, что такое послушание и своеволие, в чём выражается, что следует за ними, как нужно вести себя и проч. Мотивируя детей самостоятельно разобраться в этих вопросах, воспитатель добьётся поставленной цели.

Сказки для подготовительной группы детского сада. Читать

Детям подготовительной группы следует читать не только художественную, но и научно-познавательную литературу

Чтение в подготовительной группе должно быть познавательным. Педагог, развивая познавательный интерес, воспитывает сознательного читателя, который в школьные годы будет самостоятельно мотивировать себя и с удовольствием читать книги.

Мотивация дошкольников на занятиях

В педагогике выделяют четыре типа мотивации старших дошкольников:

  1. Игровая. Она поможет ребёнку сместить акцент с технических сложностей процесса чтения. Дидактические игры: «Чтение небылиц», «Слово заблудилось», «Узнай героя».
  2. Помощь взрослому. Она основана на желании общаться со взрослым, потому что он одобрит и проявит интерес к совместной деятельности. Например: возьмите изображения героев сказки и попросите детей помочь вам выбрать или нарисовать наряды (сарафан для лисички, рубаху для медведя).
  3. «Научи меня».В основе лежит желание каждого воспитанника чувствовать себя умным, способным. Например: если ребёнок знает сказку, скажите ему, что забыли последовательность действий или не понимаете поступки героев. Так он будет увереннее обсуждать изучаемый материал.
  4. «Своими руками». Внутренняя заинтересованность сделать что-либо в подарок себе или для родных. Рисунки, поделки, открытки, – всё это можно делать на занятиях по чтению, но дети обязательно должны озвучивать все свои действия.

В качестве мотивирующего начала занятия по чтению художественной литературы можно использовать игры, иллюстрации к произведению, загадки, проблемную ситуацию. Например, при изучении русской народной сказки «Лиса и кувшин» воспитатель может показать детям картинки с изображением лисы, кувшина, речки, использовать элементы театрализации, игры для развития интонации (восклицания лисы).

Вопросы для беседы:

  1. О чём рассказывается в этой сказке?
  2. Как лиса попала в кувшин?
  3. Как она сначала разговаривала с кувшином?
  4. Какие слова она говорила?
  5. А как лиса стала потом разговаривать?
  6. Какие слова она говорила?
  7. Чем заканчивается сказка?
  8. Какой показана лиса в этой сказке и откуда это видно?

Для расширения и обогащения словаря нужно обсудить слова: жадность, глупость, доброта.

https://www.youtube.com/watch?v=waFFgNPUIcE

Игры на развитие интонации:

  • Угадай интонацию;
  • Скажи ласково;
  • Скажи сердито.

При изучении рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» можно также использовать изображения главных героев, сливы, элементы театрализации, дидактические игры («Свари компот»). Вопросы, которые нужно обсудить с детьми: честность, борьба с искушением, любовь к семье, умение признаваться, говорить правду.

Материалы для вводного этапа могут быть разными, все зависит от заинтересованности и фантазии воспитателя.

Например, при изучении сказки Братьев Гримм «Госпожа Метелица» детей привлечёт и мотивирует музыка.

При изучении татарской народной сказки «Три дочери» можно использовать загадки (про маму, сестёр, белочку, пчёлку), чтобы познакомить с героями и включить в активную деятельность.

  • Кто милее всех на свете?Кого любят очень дети?На вопрос отвечу прямо:— Всех милее наша… (мама).
  • Кто любит и меня, и братца,Но больше любит наряжаться? —Очень модная девчонка —Моя старшая… (сестрёнка).
  • С веточки на веточкуПрыгает, резвится,Ловкая, проворная,А не птица. (Белка).
  • Полетала над цветами,Полетала над полями.Весело жужжала.Набрала нектара. И добычу понесла Прямо в дом к себе… (пчела).

Для занятия по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» педагог может взять игрушку кота и представить её детям, как гостя.

Сказки для подготовительной группы детского сада. Читать

Появление на занятии такого замечательного гостя вызовет восторг у детей

Структура занятия

Каждое занятие с детьми должно соответствовать структуре ФГОС ДО и состоять из следующих частей:

  1. Вводная часть (создание мотивации).
  2. Создание проблемной ситуации.
  3. Основная часть.
  4. Анализ деятельности (после каждого вида деятельности).
  5. Физкультминутка (одна или несколько).
  6. Заключительная часть (решение проблемной ситуации).

В работе с детьми дошкольного возраста нужно очень грамотно планировать занятие. Чтобы оно оказалось максимально продуктивным, необходимо чередовать различные виды деятельности. Помимо чтения художественной литературы, можно использовать игровую, двигательную или коммуникативную деятельность.

Сказки для подготовительной группы детского сада. Читать

Любимую сказку можно не только прочитать, но и сыграть

К примеру, одним из обязательных элементов каждого занятия является физкультминутка. Она помогает детям отдохнуть от активной деятельности, предупредить утомление, улучшить эмоциональное состояние и проч.

Формы проведения физкультминуток:

  • общеразвивающие упражнения;
  • подвижная игра;
  • дидактическая игра с движениями;
  • танцы;
  • движения под чтение стихотворения.

На занятиях по чтению художественной литературы воспитатель может использовать любую из вышеперечисленных форм, но чаще всего в качестве физкультминутки используются движения под чтение стихотворения.

Сказки для подготовительной группы детского сада. Читать

Пример физкультминутки под чтение стиха

Помимо этого, нужно составлять временной план занятия. Воспитатель должен помнить, что занятие, которые длится больше тридцати минут, неэффективно.

Структура занятия по чтению и временной план для старшей группы.

  1. Вводная часть. 1–2 минуты.
  2. Создание проблемной ситуации. 2–3 минуты.
  3. Основная часть. 23–25 минут.
  4. Заключительная часть. 2–3 минуты

Картотека тем

Картотеки художественной литературы составляют по разным критериям. Например, по лексическим темам: фрукты/овощи, деревья, хлеб, времена года, грибы/ягоды, птицы, домашние/дикие животные, земля/вода и проч.

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
  • Н. Носов «Огурцы»;
  • Г. Б. Остер «Котёнок по имени Гав».

Также картотеку можно составить по нравственно-патриотическому воспитанию: родина, общество, семья, дружба, праздники, гражданин и проч.

  • Н. Носов «Мишкина каша»,
  • Д. Габе «Моя семья»,
  • Я. Сегель «Как я был мамой».

Критерием для объединения произведений может выступать и безопасность: пожары, ПДД, правила поведения в природе и проч.

  • А. Барто «Гроза»;
  • О. Смирнов «Степной пожар»;
  • Г. Шалаева «Не ешь незнакомые ягоды в лесу».

Популярна также картотека, составленная Е.В. Щербаковой по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Критерии: образовательные области.

Из области нравственного воспитания:

  1. Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»;
  2. Русская народная сказка«Заяц-хвастун»;
  3. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»;
  4. Б. Шергин «Рифмы»;
  5. Русская народная сказка«Сивка-бурка»;
  6. Русская народная сказка«Финист — ясный сокол»;
  7. В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;
  8. С. Михалков «А что у вас?»;
  9. Ненецкая сказка «Кукушка»;
  10. «Златовласка» (пер. с чеш. К. Паустовского);
  11. К. Чуковский «Мойдодыр».

Сказки для подготовительной группы детского сада. Читать

Книга К. Чуковского «Мойдодыр» обязательна должна изучаться в ДОУ

Таблица: конспект занятия К. В. Товмасян на тему «Честность в сказке Л. Н. Толстого «Косточка»»

Качественная работа воспитателя по планированию и на занятиях по чтению художественной литературы — это залог продуктивной работы каждого ребёнка.

Читайте также:  Коллективные творческие дела. сценарии для детского лагеря

Стихи, загадки, дидактические игры — всё это необходимо на занятии вне зависимости от выбранного произведения.

Занятия в подготовительной группе должны быть позитивными и увлекательными для всех детей, поэтому задания нужно подбирать интересные и разнообразные. Только так можно привить детям любовь к чтению и литературе.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/chtenie-hudozhestvennoy-literaturyi-v-podgotovitelnoy-gruppe-kartoteka.html

Чтение сказок в подготовительных группах детских садов

Во многих детских садах, в подготовительных группах воспитатели часто обращаются к сказкам. Зачастую, у родителей это вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, это дети и они могут изучать сказки.

Но с другой стороны, это ведь подготовительная группа и ребята должны готовиться к школе. В школе сказки практически не проходятся, и такой перепад может показаться слишком резким.

Так зачем же нужно проходить сказки в подготовительной группе детского сада? Какую роль они играют в становлении ребёнка в этом возрасте?

Цели и значение сказок в подготовительной группе

Сегодня люди читают значительно меньше, чем раньше. Различные электронные носители вытесняют книги. Однако сказки до сих пор пользуются огромным успехом у детей.

Ее можно назвать одним из первых представителей устного народного творчества. Она, как человеческая мудрость, передавалась из поколения в поколение. За сказочным вымыслом всегда скрываются реальные проблемы.

Сказки для подготовительной группы очень важны.

Сказки для подготовительной группы детского сада. Читать

В подготовительной группе

В настоящее время у изучения сказки в подготовительной группе есть несколько целей.

  • Приобщение к миру литературы. Дети учатся сами читать. Уже понимают, нравится ли им или нет, могут сами выделить мораль.
  • Увеличить лексический запас ребёнка.

Список подходящих сказок

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) устанавливает определённые требования и программу, которую дети должны изучить. Существует достаточно большое количество сказок для детей 5- 6 лет. Прежде всего их стоит разделить на 2 вида: русские народные и зарубежные.

Русские народные:

  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;
  • «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой;
  • «Снегурочка» (по народным сюжетам);
  • «Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева);
  • «Семь Симеонов — семь работников»;
  • «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой;

Сказки для подготовительной группы детского сада. Читать

Дети читают

  • «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться»;
  • «Чудесное яблочко»;
  • «Волк и лиса»;
  • Сказки Маршака;
  • «Бобовое зёрнышко»;
  • «Старик-Годовик», В.Даль;4
  • «12 месяцев»;
  • «Морозко».

Сказки для подготовительной группы детского сада. Читать

Сказки и Былины

Зарубежные:

  • «Айога»;
  • «Каждый свое получил»;
  • «Голубая птица»;
  • «Джек, покоритель великанов», пер. К.Чуковского;
  • «Беляночка и Розочка»;
  • «Мальчик-с-пальчик», Ш. Перро,
  • «Кот в сапогах»;
  • «Самый красивый наряд на свете»;
  • «Гадкий утенок»;

Сказки для подготовительной группы детского сада. Читать

Сказки народов мира

  • «Дюймовочка»;
  • «Бемби»;
  • «Принцесса, не желавшая играть в куклы»;
  • «Приключения Таро в стране гор» (главы), пер. с япон. Г. Ронской;
  • «Три ржаных колоса»;
  • «Сказка про Джемайму Нырни в лужу»;
  • «Истории из Бедокурии» (глава «История про день, когда все шло шиворот-навыворот»);
  • М. Эме. «Краски».

Каждую сказку из этой картотеки нужно обсуждать. Каждая из них показывает различные фрагменты из жизни людей.

Например, чтение русской былины Алеша попович и Тугарин Змеевич в подготовительной группе не только знакомит детей с былинами, но и показывает, что нужно быть храбрым и помогать людям. «Морозко» и «Никита Кожемяка» тоже могут присутствовать в этом списке.

Просто в некоторых ДОУ они проходятся раньше. Также споры возникают насчёт сказок «Теремок» и «Петушок». Но многие её проходят с вредней группе.

Важно! Стоит помнить, что некоторые произведения рассчитаны на 1 урок, а некоторые на неделю. Поэтому, стоит заранее составить уроки.

Примеры занятий по сказкам в подготовительной группе ДОУ

Проводить занятие по сказаниям в подготовительной группе достаточно нелегко. Поэтому стоит рассмотреть пример подобных уроков.

Тема: «В гостях у сказки»

Цель: развитие речи детей.

Воспитатель:  Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вам всем наверняка интересно, куда мы отправимся. Но я никак не могу расшифровать название этого места. Оно состоит из первых букв ответов на загадки. Давайте сначала отгадаем их, а потом поймём, куда же мы переносимся!

  • Красна девица грустна, ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка? — Снегурочка.
  • На сметане мешён, на окошке стужён. Круглый бок, румяный бок, покатился? — Колобок.
  • Всех излечит, излечит, добрый доктор — Айболит.
  • Она красива и мила, а имя её от слова зола? — Золушка.
  • Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше — Карлсон.
  • В сказках он всегда простак, все зовут его дурак. Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой — Иванушка.

  Анализ занятия воспитателя в ДОУ по ФГОС

Звучит музыка.

Воспитатель: Эта музыка переносит нас в чудесный мир сказок. Мы отправляемся в путешествие.

Далее воспитатель задает вопросы:

  • Кто живёт в них?
  • Как начинается?
  • Какими словами заканчивается?
  • Что можно использовать, чтобы она была красивой (песенки, присказки, пословицы, поговорки)
  • Ребята, а какие присказки вы знаете?

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»; «Сказано-сделано».

Воспитатель: А вы много знаете сказок? Сейчас проверим.

Загадывание загадок детьми:

  • Мышка дом себе нашла, мышка добрая была. В доме том, в конце концов, стало множество жильцов.
  • Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
  • По тропе, шагая бодро, сами вёдра носят воду.
  • Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то.
  • А дорога далека, а корзина нелегка. Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.
  • Колотил, да колотил по тарелке носом. Ничего не проглотил и остался с «носом».

Воспитатель: Вы хорошо все знаете. А сейчас вы сами будете придумывать разные истории.

Выставляется иллюстрация (любая)

«Сказочная избушка»

Воспитатель: У меня в руках волшебное колечко. Мы будем произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет рассказывать сказку.

Покатилось, покатилось, светлое колечко Покатилось, покатилось, с нашего крылечка. Кто колечко возьмёт, тот и сказку начнёт.

Ребёнок по иллюстрации составляет историю.

Воспитатель: Молодец, хорошую придумал!

Физкультминутка

«В темном лесу есть избушка» В темном лесу есть избушка — дети шагают Стоит задом наперед — дети поворачиваются В этой избушке есть старушка — Грозят пальцем Бабушка Яга живет — грозят пальцем другой руки Нос крючком, — показывают пальчиком Глаза большие — показывают Словно угольки горят — покачивают головой Ух, сердитая какая! — бег на месте Дыбом волосы стоят —руки вверх

Воспитатель: Ну, а теперь продолжаем дальше своё путешествие.

Придумать сказку по игрушкам

Выставляется иллюстрация леса и набор игрушек: белка, ёжик, мишка.

Воспитатель: Надо придумать историю по игрушкам.

Покатилось, покатилось, светлое колечко Покатилось, покатилось, с нашего крылечка. Кто колечко возьмёт, тот и сказку начнёт.

Ребёнок составляет сюжет по игрушкам.

Воспитатель: Молодец. Давайте продолжим наше путешествие. Я вам предлагаю придумать сказку по теме: «Как лиса и заяц подружились».  Давайте вспомним, каким в произведениях показан заяц?

  • Дети говорят, что он трусливый, беззащитный, пугливый.
  • Воспитатель: А какая у нас лисичка?
  • Дети описывают лису, как хитрую плутовку и обманщицу.
  • Далее малыши придумывают историю, используя сказочных персонажей настольного театра.

Воспитатель: А мы продолжаем наше путешествие по сказкам. Ребята, вы знаете много пословиц. Давайте вспомним.

  • Хороша кашка, да мала чашка.
  • Жить в соседях, быть в беседах.
  • Умей в гости звать, умей и угощать.
  • Что есть в печи, всё на стол мечи.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.

  Нейродинамическая гимнастика для тренировки мозга у детей

Воспитатель: А теперь послушайте вот такую пословицу: «Как аукнется, так и откликнется». Как вы её понимаете? — ответы детей. Мы с вами читали русскую народную сказку: «Как аукнется, так и откликнется». Давайте вспомним ее.

Вопросы воспитателя: О чём говорится в этой сказке? Какой вам представляется лиса в этой сказке? Что вам понравилось в сказке? Как вы понимаете выражение: «не солоно хлебавши»; «потчует», «стряпала», что они означают? Почему так называется? Что означает выражение: «как аукнется, так и откликнется»?

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам рассказать эту сказку своему другу по телефону. Вы должны постараться правильно передать содержание сказки по телефону, чтобы ваш друг понял какая эта сказка и кто в ней главные герои.

Пересказ истории по телефону

Воспитатель: Наше путешествие в мир сказок заканчивается. Вспомните, какие истории вы сегодня придумали? Чья сказка понравилась больше всех? Назовите свои любимые сказки. Чем они вам нравятся? А чему они учат? Вот и закончилось наше путешествие. Вы сегодня все старались и были просто молодцы.

Сказки для подготовительной группы детского сада. Читать

Игры

На данном уроке у детей развивалась фантазия, творческое мышление. Дети составляли сказки по набору игрушек, картинкам. Рождение нового произведения помогает детям раскрыть свою фантазию.

Занятие прошло интересно. Дети развивались в различных направлениях. Они учились изъясняться логично. Также ребята учились описывать героев с помощью эпитетов.

Они изучили несколько наиболее известных пословиц.

Также ребята занимались рисованием. Это помогало им переключаться на разные виды деятельности и отдыхать. К тому же они продолжили учиться позитивно общаться друг с другом. Кроме того, учитель постоянно хвалит детей, а в конце происходит рефлексия. В начале урока присутствовала доля драматизации. Это всё является показателем того, что сценарий урока подготовлен вполне грамотно.

Игровая деятельность по прочитанному

Роль игры на занятиях в детских садах, безусловно, очень велика. С помощью игр дети усваивают материал, повторяют его. Игры помогают лучше ощутить сказочную атмосферу.

Важно! Ведущий вид деятельности у детей 5-6 лет — игра. Но игры бывают совершенно разными.

Многие подумают, что в данном примере нет игр совсем, но это не так. На самом деле практически весь этот урок можно назвать одной большой игрой. Почему? Дело в том, что дети играют роль путешественников. То есть урок- ролевая игра. Кроме того, в конце учительница спрашивает, чья история больше понравилась. Это показывает, что в уроке присутствовали элементы состязания.

Если же искать игры в содержании урока, то можно найти такие игры, как «Ответь на загадку» и «Угадай сказку».

Ещё одной ролевой игрой может быть «Создай свою страну». Там могут быть и Царь с Царицей, старик с бабкой, волк с лисой и другие сказочные герои.

Интересно! Новогодний утренник тоже можно сделать в виде игры. Это тоже поможет развитию фантазии и памяти детей. А взрослым будет интересно за этим наблюдать.

В целом можно сказать, что сказки в подготовительной группе детского сада очень важны. Без них ребёнок не сможет расширить свой кругозор и познать окружающий мир.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/skazki-dla-podgotovitelnoj-gruppy

Почему детей не учат читать в детском саду?

https://www.pinterest.ru/pin/659355201674629817/

Этот вопрос волнует многих родителей детей, которые выпускаются из детского садика и пойдут в школу.

Если взять обычную образовательную программу дошкольной организации в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного образования, то она точно не преследует цель научить ребёнка читать в детском саду. Чему же тогда ребёнка должны научить?

В программах дошкольного образования обозначены так называемые целевые ориентиры.

В них указано, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен овладеть основными культурными средствами, различными способами деятельности в игре, общении со сверстниками и взрослыми, обладать положительной установкой отношения к окружающему миру, способностью договариваться, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, проявлять эмпатию к людям, быть готовым придти на помощь тому, кто в ней нуждается, уметь слышать других и быть понятым другими, обладать развитым воображением, уметь распознавать различные ситуации, хорошо владеть речью, выражать свои мысли, выделять звуки в словах, обладать предпосылками грамотности, должна быть развита крупная и мелкая моторика, ребёнок должен быть подвижен, вынослив, должен уметь контролировать и управлять своими движениями, проявлять волевые усилия, следовать социальным нормам поведения, соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены, проявлять ответственность за начатое дело, проявлять любознательность, отвечать на вопросы и задавать их, проявлять стремление к получению новых знаний, положительную мотивацию к дальнейшему обучению, эмоционально отзываться на красоту окружающего мира, бережного отношения к нему, проявлять патриотические чувства, иметь первичные представления о себе, семье, традиционных семейных традициях, традиционную гендерную ориентацию, соблюдать общепринятые элементарные нормы поведения, проявлять уважение к старшим и заботу о младших, иметь начальные представления о здоровом образе жизни и воспринимать его как ценность.

Читайте также:  Бианки «чей нос лучше?» читать текст полностью

Как много всего, не правда ли?

Если ребёнок обладает такими качествами, значит он готов к обучению в школе!

https://www.pinterest.ru/pin/659355201674629923/
https://www.pinterest.ru/pin/659355201674629923/

Подробнее остановимся на развитии речи детей подготовительной группы.

В образовательной области речевого развития в подготовительной к школе группе у детей продолжается обогащаться словарный запас, продолжает формироваться звуковая культура речи (умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями).

Совершенствуется фонематический слух (воспитатель учит детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи).

Развивается грамматический строй речи (продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

Развивается связная речь (продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему).

Идёт подготовка к обучению грамоте (даётся представление о предложении (без грамматического определения)).

Дети упражняются в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

Учим детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-рё-за) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

https://www.pinterest.ru/pin/659355201674630194/

Как видите, ребёнка не учат в детском саду читать!

Но как правило очень развитые дети в подготовительной группе и даже раньше уже умеют читать.

Родители же, общаясь друг с другом, думают, что раз одни дети читают, значит их ребёнок должен читать и это должно быть обязательным условием для поступления в первый класс.

Ни одна школа не вправе потребовать от ребёнка, поступающего на обучение в первый класс, чтобы он умел читать, это нарушение. В первом классе в образовательной программе на это специально отводится время.

Часто бывает так, что дети которые уже умеют читать быстро теряют интерес к обучению. На желания родителей научить детей читать, воспитатели объясняют, что не стоит торопиться, всему своё время! Родители пытаются учить сами или отдают детей на обучение по дополнительным, платным образовательным программам.

Уважаемые родители, не ломайте ребёнка если он ещё не готов к чтению, ничего хорошего из этого не выйдет!

Лучше обратите внимание на общее развитие ребёнка, на целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования и неважно где получал его ребёнок.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c49ad48e8ec5800ad623955/5c9b865d6b73ff00b24e09ca

Подготовительная к школе группа — Сказки и стихи для детей

Работа дежурных

Возросшие силы и возможности детей, накопленный ими трудовой опыт позволяют усложнять обязанности дежурных, а вместе с тем контроль за качеством выпол­нения ими своих обязанностей.

Дежурные должны акку­ратно и быстро разложить материалы и пособия для занятий и своевременно убрать их.

Дежурные по столо­вой — накрыть на стол, разнести вторые и третьи блюда, собрать посуду со стола, подмести пол, полить комнат­ные растения; отметить в календаре состояние погоды. Нужно воспитывать у детей заботливое отношение и предупредительность к другим.

Важно приучить детей двигаться легко, ловко, умело обращаться с предмета­ми, работать в достаточно быстром темпе.

В разных ви­дах дежурств участвуют по 2—3 человека; кроме того, вводятся более длительные индивидуальные поручения (на 1—2 недели), например: ухода за каким-либо ра­стением, животным, надзор за порядком в шкафу, где находятся книги и дидактические игры. Длительные по­ручения способствуют развитию чувства ответствен­ности.

Ручной труд

Работа с деревом (сколачивание, распиливание, окраска) — изготовление предметов и игрушек. Дети приучаются пользоваться молотком, ножницами, клеща­ми, пилой-ножовкой, плоскогубцами.

Работа с деревом проводится в весенне-летний пери­од на участке, с небольшой группой детей.

Дети учатся изготовлять из бумаги, картона, ткани, дерева полезные предметы (стаканчики для выращива­ния черенков, рассады, коробочки для обрезков бумаги, закладки для книг, кормушки для птиц, полочки), несложные игрушки (самолет, мебель), шить кукольную одежду, мешочки для семян.

Работа с бумагой и картоном включает сгибание, склеивание, сшивание, резание ножницами, вырезыва­ние по выкройке. Под руководством воспитателя дети изготовляют игрушки, пособия, ремонтируют игрушки, книги; учатся вдевать нитку в иголку, завязывать узе­лок, пришивать пуговицу, вешалку.

ЗАНЯТИЯ

В подготовительной группе проводится два занятия длительностью 25 и 30 минут.

На занятиях продолжается расширение круга пред­ставлений детей об окружающем, воспитывается инте­рес и уважение к трудящимся. Детей учат наблюдать, сравнивать, делать простейшие выводы, точно и связно выражать свои мысли и делать некоторые обобщения; возрастает роль слова в обучении детей. У детей разви­вают ориентировку в пространстве, зрительный и слухо­вой анализ.

Повышаются требования к качеству выполнения детьми работ, поощряется самостоятельность и творческая инициатива.

Воспитывается способность по­править, дополнить друг друга, умение отвечать на во­просы воспитателя, заданные всей группе; пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа; точно следуя содержанию вопроса, высказываться в связи с темой беседы, самим задавать вопросы. На всех занятиях воспитатель следит за правильностью речи детей и развивает выразительную речь.

Ознакомление с окружающим

У детей воспитывается привязанность к родному краю, расширяются представления о родной стране и жизни трудящихся, развивается любознательность.

В процессе наблюдений, бесед, рассказов детей следует приучать употреблять точные наименования предметов и активизировать слова, обозначающие обобщенные поня­тия; расширять словарь детей, приучая употреблять пра­вильные и точные наименования профессий, действий людей, предметов и их качеств, животных.

I квартал

Школа. Все дети с семи лет поступают в школу учиться. Дети шести лет тоже готовятся к школе. Школь­ники старательно учатся, хорошо трудятся. Ближайшая школа находится… (знать адрес).

Родней город, поселок, деревня, село. Познакомиться с трудом людей в ближайшем окружении детского сада (строительство, фабрика, магазин, школа, библиотека и т. д.).

Дети должны усвоить правила ходьбы по улице: ходить спокойно по тротуару, не играть на мостовой, переходить улицу со взрослыми в установленных местах, знать сигналы светофора.

Москва — главный город Советского Союза.

В Москве в Кремле работает наше правительство, оно заботится, чтобы всем людям в Советском Союзе жилось хорошо. В Москве жил и работал В. И. Ленин.

Самая большая и красивая площадь в Москве — Красная площадь.

Седьмого ноября — в праздник Великой Октябрь­ской социалистической революции на Красной площади бывают парад Советской Армии, демонстрация трудя­щихся. На праздник к нам приезжают гости из наших республик и других стран.

Труд колхозников. Осенью колхозники собирают на полях урожай пшеницы, ржи, кукурузы, картофеля, свеклы, моркови; в садах снимают фрукты, срезают ви­ноград. Урожай из колхозов и совхозов возят на поез­дах железнодорожники, на пароходах— моряки, на са­молетах — летчики.

Хлеб, фрукты, овощи покупают в магазинах, в па­латках.

Природа осенью. Изменения в жизни растений и жи­вотных, связанные с наступлением холодов. Цветы увя­ли, трава пожелтела, листья на деревьях стали желты­ми, опадают.

Исчезли жуки, бабочки, лягушки. Птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи и улетают в теплые края.

Дети должны уметь выделять и описывать характер­ные особенности знакомых растений, различать по пло­дам и листьям 2—3 вида деревьев, например: дуб, ель, сосна, клен, ясень.

II квартал

Для приготовления пищи нужны продукты: мясо, рыба, крупа, овощи, молоко, сметана, масло. Продукты хранятся в холодильнике.

Различное оборудование и машины (мясорубка, ово­щерезка, картофелечистка) помогают быстро и вкусно приготавливать пищу.

На чем люди ездят. Наша страна велика. Люди ездят и перевозят грузы в города, в колхозы, на стройки на поездах, самолетах, пароходах. На самолетах рабо­тают летчики, механики, радисты; на поездах — маши­нисты, проводники; на пароходах — капитаны, матросы, радисты.

Читайте также:  Летняя аппликация для детей 4-5 лет

Библиотека. В библиотеке много книг. Библиотекарь заботится о том, чтобы читатели получили интересные книги, выдает им книги на дом. Книги хранятся на полках.

Детей приучают брать книги из библиотеки, органи­зуемой в группе, развивают интерес к книге, воспиты­вают бережное отношение к ней.

Международный женский день 8 Марта — праздник всех трудящихся женщин. Дети готовят подарки маме, воспитателям, родным и близким.

Одежду шьют портные и портнихи в мастерских, на фабриках. Одежду делают из разной ткани: шерсти, ситца, шелка. Колхозники (узбеки, казахи и другие на­роды) разводят много овец. Их стригут. Шерсть приво­зят на фабрики. Из шерсти делают нитки, из них вяжут варежки, чулки, кофты, шарфы и т. д.

Природа зимой. Зимой солнце рано заходит — день короткий, ночь длинная. На небе рано появляются звез­ды, луна. Бывают снегопады, метели, оттепели.

В мороз снег сухой, рассыпается, скрипит под ногами, в оттепель снег сырой, липкий. Птицам голодно, они прилетают к жилью человека.

Люди делают кормушки и подкармли­вают их (наблюдать повадки птиц, прилетающих к кор­мушке). Зимой на ветках деревьев нет листьев, есть почки.

  • Дети учатся узнавать и правильно называть 4—5 из наиболее распространенных в данной местности птиц (воробей, ворона, галка, грач, синица).
  • Дети должны узнавать некоторые породы деревьев по коре и веткам, по форме кроны; отмечать вид деревь­ев в разную погоду: в мороз, во время снегопада, отте­пели; знать части комнатных растений, уметь называть их цвет, форму.
  • III квартал

22 апреля — день рождения В. И. Ленина. Детям чи­тают стихи о В. И. Ленине, рассказывают отдельные события из его жизни. Дети приносят цветы к памятни­ку В. И. Ленина, составляют альбом иллюстраций о его жизни. Проводятся экскурсии по местам, связанным с жизнью Владимира Ильича.

1 Мая — праздник трудящихся всего мира. 1 Мая на Красной площади в Москве бывают демонстрация тру­дящихся и парад Советской Армии.

Народы нашей страны. В нашей стране живут рус­ские, украинцы, белорусы, узбеки и другие народы. Все дружно трудятся, помогают друг другу, любят свою Родину.

Воспитание дружеских чувств к другим националь­ностям,

Строительство. Рабочие строят жилые дома, детские сады, школы и т. п. Водопроводчики проводят в дома водопровод, отопление, монтеры — электричество. Труд рабочих облегчают подъемные краны, экскаваторы и т. д.

Природа весной. Потепление, таяние снега, протали­ны, ручейки, на реке — ледоход, половодье. На деревь­ях набухают и раскрываются почки, из них появляются клейкие листья, цветы.

Из теплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки. Птиц надо оберегать. В са­дах и на бульварах развешивают скворечники.

На улицах и в садах сажают деревья и кусты, заботятся, чтобы они хорошо росли: их поливают, окапывают, об­мазывают известью, уничтожают вредителей.

  1. Колхозники готовят поля под посевы (пашут, удоб­ряют), ухаживают за посевами (пропалывают, окучи­вают, поливают).
  2. Дети учатся сеять, высаживать рассаду в цветнике и на огороде.
  3. IV квартал

Природа летом. Солнце светит ярко. Жарко, день длинный. Бывают грозы (сверкает молния, гремит гром, идет дождь или град). После дождя, когда светит солн­це, появляется радуга (знать цвета радуги).

Дети должны различать несколько видов деревьев по плодам и листьям (желуди, шишки, летучки), напри­мер: дуб, ель, сосна, клен, ясень; различать деревья по коре, расположению веток. Деревья цветут, на месте цветков появляются плоды. Летом в лесу собирают гри­бы и ягоды.

Дети должны узнавать и называть наиболее часто встречающихся бабочек — капустница, лимонница, кра­пивница и др.; жуков — майский, навозный, жужелица и др.

Бабочки кладут яички на растения, из них выводят­ся гусеницы, которые поедают листья. Яички и гусениц надо уничтожать.

Дети должны знать ящерицу, черепаху, лягушку: каков их внешний вид, как они едят; понимать связь движений с формой тела и длиной ног; знать, что в ре­ке, озере, пруду живут рыбы.

Труд людей. Летом углубляются представления де­тей о груде колхозников, строителей. Дети знакомятся с тем, что в поле растут рожь, пшеница, овес, кукуруза, на лугу — трава. В сенокос колхозники машинами уби­рают траву на лугах: косят, сушат, сгребают в копны. Сено запасают на зиму для корма животным.

Дети узнают о зависимости урожая (овощей и пло­дов) от ухода за растениями (рыхлили землю, удобряли, выпалывали сорную траву — вырос хороший урожай).

В колхозе выращивают коров, свиней, овец, домаш­них птиц; для животных строят коровники, конюшни, свинарники. Конюхи, доярки, телятницы ухаживают за домашними животными.

В деревнях строят новые дома, клубы, детские сады.

Пионеры. Из книг и рассказов воспитателя дети узнают о жизни пионеров. Пионеры стараются хорошо учиться, работать, заботятся о маленьких детях, помо­гают старшим. Летом пионеры отдыхают и трудятся в лагере, помогают колхозникам. Пионеры — пример для младших детей.

Домашние и дикие животные. На протяжении всего года необходимо расширять и закреплять полученные ранее представления о домашних и диких животных. Дети должны знать характерные особенности внешнего вида животных, их повадки.

Дети запоминают и называют характерные внешние признаки диких зверей (белки, медведя, лисы, волка, зайца, тигра, льва, слона, обезьяны), знают, где живут эти звери, каковы их повадки.

Родной язык

На занятиях по языку пополняется и активизируется запас слов, воспитывается точность речи, чуткость к слову, к его смысловым оттенкам; детей приучают чув­ствовать и понимать смысл и красоту образных выра­жений (е загадках, стихах, сказках.

) Систематически ведется обучение связной, грамматически правильной, выразительной речи. В течение всего года развивается, звуковая сторона речи детей: внятность произношения, интонационная выразительность. Ставится новая зада­ча— развитие фонематического слуха и звукового ана­лиза речи.

Детей приучают внимательно слушать отве­ты, самим задавать вопросы, замечать ошибки, по­правлять и дополнять ответы других.

I квартал

В беседах и рассказах о виденном и слышанном (например, о труде колхозников, осенних явлениях в природе) активизируется словарь Детей; их приучают пользоваться точными наименованиями предметов, их частей, качеств, действий. В рассказах должно быть яс­но выражено, где и когда происходили описываемые действия, явления.

Дети учатся передавать литературный текст (сказки, рассказа) в последовательности, без пропусков и повто­рений, рассказывать сказки и рассказы по частям, дра­матизировать сказки.

Подготовка к грамоте. Учить детей: составлять пред­ложения из 2—3 слов и делить их на слова; указывать порядок слов в предложении, различать слоги и звуки в словах, соединять звуки в слоги, а слоги в слова; по­знакомить со звуками и буквами а, у, о, ы, учить вы­делять их в начале, в середине, в конце слова, вспоми­нать слова с этими звуками, запоминать печатное на­чертание изученных букв.

II квартал

Ребенок должен уметь последовательно рассказы­вать о себе, о своих играх, труде, наблюдениях в дет­ском саду и дома; придумывать небольшие рассказы о нарисованном на картине; рассказывать на тему, пред­ложенную воспитателем, пользоваться точными наиме­нованиями, употреблять слова в правильной граммати­ческой форме.

Примерная тематика: случай на прогулке; как мы дежурили во время обеда; как я сделал игрушечный ав­томобиль; как я купил на почте конверт и марку и т. П.

Подготовка к обучению грамоте. Детей нужно озна­комить со звуками и буквами м, ш, р, с, научить про­износить эти звуки, выделять их из слогов и слов, припоминать слова, в которых эти звуки стоят в начале, в середине и в конце слова; знать начертание этих букв.

Воспитатель знакомит детей с тетрадью для I клас­са, объясняет, что такое страница, строчка; учит пра­вильно сидеть, правильно держать карандаш, тетрадь. Дети штрихуют по готовому контуру, рисуют орнамен­ты. Воспитатель специальными упражнениями готовит ребенка к письму, учит писать карандашом элементы букв.

III квартал

Воспитатель поддерживает и развивает творческую инициативу детей в процессе рассказывания по картин­ке и ка предложенную тему.

Подготовка к обучению грамоте. Детей знакомят со звуками и буквами л, н, р, п, учат произносить эти зву­ки, выделять их из слов и слогов, припоминать слова с изучаемыми звуками.

Закрепляются уже полученные знания о буквах и звуках.

Дети составляют из букв разрезной азбуки прямые и обратные слоги и слова сна­чала с гласной а, затем с у, далее с гласными о, ы, читают слова и короткие предложения по слогам.

Продолжается упражнение в письме элементов букв.

IV квартал

Дети должны уметь последовательно описывать предметы по наблюдению и по памяти (цветы, деревья, бабочки и др.), находя точные и выразительные слова для обозначения величины, формы, цвета, расположе­ния в пространстве, использовать сложные прилагатель­ные (типа темно-синий, ярко-желтый), прилагательные сравнительной и превосходной степени.

  • В этот период закрепляются навыки пересказывания рассказов и выразительной драматизации сказок.
  • Необходимо совершенствовать произношение путем упражнений детей в произнесении скороговорок и по­тешек.
  • Художественная литература
  • Художественная литература развивает вкус детей, обогащает их нравственные чувства, формирует пра­вильное отношение к окружающей действительности.

У детей нужно воспитывать положительное эмоцио­нальное отношение к литературным произведениям, раз­вивать поэтический слух, способность улавливать звуч­ность, музыкальность, ритмичность поэтической речи; чувствовать и понимать образный язык сказок, расска­зов, стихотворений; у детей закрепляются навыки выра­зительного чтения наизусть, рассказывания, умение пра­вильно пользоваться смысловыми ударениями, пауза­ми, интонациями. При обучении детей выразительной речи в играх-драматизациях необходимо развивать инициативу, самостоятельность, творческие способности.

Источник: http://sskazki.ru/knigi-po-doshkolnomu-vospitaniyu/programma-vospitaniya-v-detskom-sadu/podgotovitelnaya-k-shkole-gruppa/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector