Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

[dropcap]Р[/dropcap]ебенок вступает в дошкольный возраст в 3 года, когда начинает воспринимать мир собственными глазами. Этот период становления личности маленького человека заканчивается перед вступлением в школьный этап, обычно это 7 лет. Это достаточно долгий период для детского организма, поэтому возраст можно разделить условно на следующие этапы:

  • младший дошкольный;
  • средний дошкольный;
  • старший дошкольный.

За короткий период своей жизни ребенок совершает настоящий прорыв в своем психологическом развитии. На этом этапе взросления происходит отделение малыша от родителей, он начинает чувствовать и воспринимать мир самостоятельно.

Ребенок особенно чутко чувствует потребность не просто в родителе рядом, а в наставнике и учителе.

И чем лучше родители справятся с решением этой ответственной задачи, чем больше они будут знать о психологических потребностях своего малыша, тем комфортнее для ребенка пройдет процесс адаптации к взрослой жизни.

Содержание психологического развития дошкольников

У малышей этого возраста просыпается интерес к общению со сверстниками: ребенок перестает совершать действия исключительно совместно с родителями и стремится к самостоятельности. Можно отметить три ключевых момента в поведении детей дошкольного возраста:

  • расширение круга общения ребенка;
  • вовлечение в сюжетно-ролевые игры;
  • формирование системы ценностей и образного мышления.

Дети начинают налаживать свои первые социальные контакты, они отгораживаются от взрослого. У детей этого возраста принимают первые осознанные решения, проявляются его амбиции и желание быть первым, быть лидером в группе сверстников.

Ребенок активно подражает жизни взрослых, стараясь быть похожим на них, и перенимает модели поведения в рамках сюжетно-ролевых игр, их задачи могут быть разными: дочки-матери, игры в больницу, школу, магазин и т.

п. В процессе игры ребенок моделирует поведение в той или иной жизненной ситуации по подобию поведения родителей. Кроме этого, в игру вовлечены и другие дети, что также способствует социальной адаптации малыша.

На этом этапе взросления у ребенка начинает формироваться собственная система ценностей, содержание которой опирается на нормы морали, принятые в семье. Ребенок начинает воспринимать мир не так прямолинейно, как раньше: к старшему дошкольному возрасту он уже способен взглянуть на себя со стороны. Его речь становится опосредованной и спланированной.

Главные задачи родителей в дошкольный период развития ребенка – сопровождать его психологическое и моральное развитие, чтобы школа не стала для него стрессом. Один из ключевых аспектов успешной подготовки к школе является сенсорное воспитание.

Что такое сенсорное воспитание

Сенсорное воспитание детей дошкольного возрастаВ дошкольный период у детей активно развиваются органы чувств, малыши с помощью развившегося образно-наглядного мышления получают массу информации о том, что его окружает, познает форму предметов и их свойства. Именно для совершенствования этих навыков в процессе воспитания отдельно выделяется сенсорное развитие.

[highlight]Сенсорное воспитание ( от лат. «sensus» — «ощущение, чувство») – это развитие и совершенствование развития у дошкольников ощущений, восприятий и представлений.

[/highlight] Эти процессы – первый этап чувственного познания мира, на их базе формируется чувственное познание мира и в дальнейшем умственное воспитание, поэтому своевременное развитие сенсорных чувств у детей крайне важно.

Решение этой задачи позволит в дальнейшем ребенку совершать успешную психологическую деятельность.

В основу сенсорного воспитания входит совершенствование его знаний и навыков относительно внешних свойств и размеров предметов и явлений, пространства и времени. Ребенок начинает адекватно воспринимать формы и величины, расстояния, различать цвета, оценивать вес и температуру, развивается музыкальный слух.

Особенности развития сенсорики у детей-дошкольников

Сенсорное развитие ребенка происходит благодаря успешному усвоению им сенсорных традиционных эталонов. В качестве эталонов выступают цвета (основные цвета радуги), геометрические фигуры, метрическая система мер, ее содержание.

Как правило, к трем годам ребенок знает несколько основных цветов, может выбрать из двух предметов один, различает круг и квадрат, знает слова «больше» и «меньше», охотно называет разные виды животных и имитирует звуки, у дошкольников этого возраста решает легкие логические задачи.

[highlight]Помимо знания установленных эталонов, ребенку необходимо понимать принцип их работы.[/highlight] Дети младшего дошкольного возраста делают это, в основном, на ощупь: их действия носят ориентировочный характер, они долго исследуют предметы прежде, чем сделать тот или иной вывод.

К пяти годам эти навыки совершенствуются, развиваются процессы ощущения и восприятия окружающего мира. Познавая предметы через игру (конструирование, рисование), малыш начинает более тонко различать цвета, формы предметов, их соответствие или различие. Тактильный контакт сопровождается зрительным, слуховым, обонятельным.

Еще один показатель того, что сенсорика малыша развивается на должном уровне – речь.

К 5-7 годам у ребенка должен сложиться словарный запас, позволяющий не только называть предметы, но и давать им определения, обозначать их признаки.

Также у детей этого возраста активно развивается воображение: ребенок может создавать содержание образов предметов, которые ему еще не встречались, наделять их свойствами, додумывать скрытые детали.

Методика сенсорного воспитания

Для того, чтобы процесс сенсорного воспитания малыша был успешным, необходимо встраивать различные методы в игры и его обычную ежедневную деятельность. Методика сенсорного воспитания ребенка предполагает несколько основных методов, рассмотрим каждый из них.

Обследование

Это первоначальный уровень сенсорного воспитания, начинается он еще тогда, когда малыш берет в руки свою первую погремушку.

Детские игрушки выполнены в ярких цветах и имеют стандартные формы, чтобы ребенок мог запоминать основные сенсорные эталоны.

И если до наступления дошкольного возраста малыши просто манипулируют предметами, то уже к дошкольному начинают производить настоящее обследование предметов, внимательно изучать формы, различая размеры, цвета, геометрические фигуры, их содержание.

Обучение обследованию предметов у дошкольников необходимо для выявления свойств того или иного объекта, чтобы в дальнейшем ребенок имел личный опыт. Каждый предмет сугубо индивидуален, но правила обследования, методика, в целом, схожи:

  • изучение общего, целостного вида предмета;
  • разделение предмета на отдельные основные части и выявление основных признаков (форма, цвет, материал и т.п.);
  • изучение расположение частей в пространстве (справа или слева они находятся, сверху или снизу и т.д.);
  • изучение самых мелких деталей и их расположения в пространстве.

После этих манипуляций ребенок еще раз проводит обследование общего вида предмета, обобщая полученную информацию и закрепляя ее тактильными ощущениями.

Сенсорное воспитание детей дошкольного возрастаОтдельное внимание следует уделить обследованию природы. Природа дает колоссальный материал для изучения устройства мира и свойств тех или иных предметов. Зимой для детей особенный интерес представляет снег. Например, если младшим дошкольникам для того, чтобы сделать вывод о свойствах снега, необходимо его потрогать, то старшие дошколята могут определить, липкий снег или рыхлый, только по его внешним характеристикам.

Осень богата красками, наблюдая за тем, как опадает листва с деревьев, ребенок познает смену времен года. Рассматривая разные опавшие листья: от ясеня, дуба, березы, тополя, он начинает запоминать разновидности деревьев. Летом ярких цветов еще больше, как и запахов: нюхайте вместе с ребенком цветы, изучайте цвета.

Отличным средством для сенсорного развития малыша станет поездка на море, озеро или речку, где можно зайти в воду, походить босиком по песку. Эти тактильные ощущения ребенок сможет проанализировать, запомнить свойства явлений.

Весна – это период зарождения новой жизни, обратите внимание ребенка на то, как поют птицы, возвращаясь с теплых стран, или тает снег, снова превращаясь в воду.

Дидактические игры

Помощником в рациональном использовании игрушек станут дидактические игры. Это учебные занятия, проводимые в форме игр, позволяющие развивать логические навыки ребенка, разрабатывать моторику, аналитические способности.

Благодаря таким играм дети постепенно, в форме игр изучают сенсорные эталоны, развивается мелкая моторика, логические навыки и аналитические способности. Существует масса дидактических игр, но разделить их можно по зонам воздействия:

  • для развития речи ребенка (игры с описанием рисунков или предметов);
  • для развития слуха («угадай по голосу»);
  • для развития вкуса («угадай по вкусу»);
  • для развития мелкой моторики (пазлы, конструкторы и т.д.).

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании ребенка колоссальна. Увлеченный игрой, он с удовольствием выполняет все просьбы и условия игры, обучение происходит легко и в веселой форме.

Благодаря этим играм дети начинают грамотно выстраивать свою речь, она становится более образной.

Такая методика помогает выстроить их представление о природе разных предметов, а игры для развития моторики служат прекрасным средством для развития логических навыков и увеличения подвижности пальцев рук.

Придумать дидактическую игру для своего ребенка можно самостоятельно.

    Просто обратите внимание на то:

  1. какие аспекты сенсорного воспитания нуждаются в дополнительной отработке;
  2. какие игры наиболее привлекательны для малыша.

Творческая деятельность

Сенсорное воспитание детей дошкольного возрастаРазвитие сенсорного воспитания с помощью творчества – отличная методика для обследования предметов и привития ребенку чувства прекрасного с самого раннего возраста. Кроме того, развивается фантазия и воображение, ребенок, глядя на исходные материалы, начинает представлять итоговый вариант.

Чтобы процесс занятия творчеством проходил продуктивно, нужно постоянно разговаривать с ребенком и просить его рассказывать о том, что он делает. Если вы рисуете дом, расспросите малыша, что это за дом, кто в нем живет. Подробно обсудите сам рисунок: из каких частей он состоит, какого цвета, как они расположены по отношению друг к другу.

Развитие мелкой моторики благотворно сказывается на общем развитии ребенка и улучшении его речи. Предложите малышу слепить из пластилина несколько фигурок или целое панно. Ребенок, увлекаясь игрой, самостоятельно продумывает детали и составляет целую историю, наделяя персонажей тем или иным качеством.

В дошкольном возрасте дети очень чутко реагируют на слова взрослых, поскольку видят в них наставников и во всем следуют продемонстрированному примеру. Слова очень важны в развитии сенсорики, они производят закрепляющий эффект – ребенок получает новые знания, но только с помощью взрослого он может систематизировать их и обозначить тем или иным словом, дать им названия.

Методика сенсорного воспитания детей с нарушением интеллекта

У детей с диагностированными отклонениями в развитии наблюдается отсутствие интереса к окружающему их миру и низкий уровень развития тактильных навыков. Они плохо хаотично двигаются, их координация нарушена. С такими детьми проводится коррекционно-развивающая работа по сенсорному воспитанию, направленная на развитие восприятия разных свойств и форм предметов.

Чтобы добиться результата, необходимо, чтобы занятия были систематическими и комплексными. Во время занятий необходимо прорабатывать все виды жизнедеятельности ребенка: режим, игры, занятия, прогулки. Так детям будет легче адаптироваться и воспринимать окружающий мир.

Важно, чтобы при контакте с предметов, его обследовании и изучении, ребенок испытывал эмоции. При систематической работе у детей вырабатываются сенсорные стимулы, они начинают узнавать и положительно реагировать на изученные предметы.

Все действия необходимо сопровождать громкой, доступной и внятной речью, а все проявления самостоятельности у малыша поощрять.

Заключение

Сенсорное воспитание детей дошкольного возрастаДля нормального, адекватного возрасту, умственного развития, малышу необходимо полноценно изучить свойства и характер окружающих его предметов, уметь описать их и обозначить различия. Начинать заниматься с ребенком необходимо с самого раннего детства, но именно дошкольный возраст позволяет закрепить и систематизировать существующие у малыша навыки, развить их и усовершенствовать.

На первых этапах сенсорного воспитания дети знакомятся с сенсорными эталонами, изучают их. Затем, когда они путем обследования получают намного больше информации об устройстве мира, они начинают использовать имеющиеся знания для выявления новых качеств предметов и явлений.

Можно по праву назвать сенсорное воспитание, заложенное в дошкольном возрасте, фундаментом умственного развитии ребенка, его интеллекта и способностей к обучению. Познание мира происходит в процессе игры, ребенок с любопытством воспринимает процесс обучения, он вовлечен в процесс.

Подводя итоги, основными методами сенсорного развития можно назвать следующие способы:

  • обследование предметов;
  • дидактические игры;
  • занятия творчеством.

К нестандартным способам сенсорного воспитания можно отнести, например, поход в зоопарк. В сочетании с верными действиями родителей или руководителя экскурсии, содержание такого похода принесет не только необыкновенные впечатления, но и сможет сразу же систематизировать полученную информацию.

Узнает, что некоторые животные живут на суше, другие – под водой. Очень важно не просто рассказывать, а вести диалог с ребенком, задавать ему вопросы, заставляющие активизировать мозговую деятельность.

В помощь родителям в книжных и детских магазинах продаются наборы для дидактических игр, развивающие игры и книги. Например, одна из таких книг имеет новое покрытие на каждой странице – одна страница покрыта шерстью, другая имеет усы из лески, напоминающие усы животного, и т.д. Сделать такие пособия можно и самостоятельно.

Литература

Психологами написано и составлено огромное количество пособий по сенсорному воспитанию детей разного возраста. Одним из наиболее интересных практических пособий является книга Е.Давыдовой «Сказочный мир сенсорной комнаты».

В ней в качестве основного инструмента развития сенсорики она предлагает использовать специально оборудованную комнату, в которой одновременно присутствует содержание огромного количества звуков и образов: журчание ручья, музыка, пение птиц, снег, дождь, различное освещение и т.д.

Нахождение ребенка в комнате активизирует сразу несколько органов сенсорного развития.

В другом пособии, «Развиваем сенсорику и мелкую моторику», составленном практикующим педагогом Н.Кирпичниковой, можно найти массу полезных советов по планированию сенсорного воспитания. Мероприятия распределяются в зависимости от возраста дошкольника, в книге представлено много практических идей, которые можно использовать в работе с малышом.

Сенсорное воспитание детей дошкольного возрастаБольшое разнообразие основных дидактических игр для развития ребенка можно найти в классическом пособии для воспитателей детских садов «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

Источник: https://detki.guru/vospitanie/sensornoe-vospitanie-doshkolnikov.html

Теоретические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ — система целенаправленннх педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания я совершенствование ощущений и восприятия,

Сенсорное воспитание является центральной проблемой на протяжения целых эпох развития дошкольной педагогики. Внимание на эту проблему впервые направил Я.А.Коменский в I7 веке.

Он словесному воспитанию противопоставил воспитание деятельное. Считал необходимым организовать восприятие явлений окружающего мира детьми с помощью всех органов чувств.

Свои взгляды на эту проблему он отразил в своем труде «Мир чувственных вещей в картинках».

Большое значение накоплению чувственного опита детей уделял И.Г.Песталоцци. В своей книге «Азбука зрительного восприятия» он пробует опираться на чувственный опыт ребенка, учитывает роль этого опыта я овладении счетом.

Первую резвернутую систему сенсорного воспитания дошкольников предложил Фридрих Фребель (1-ая половина 19 в.). Он создал пособие «Дары Фребеля», которое имело 6 даров (шары, кубы, цилиндры, плитки и др.

) Использование этого пособия способствовало развитию у детей строительных навыков, формировало представления о форме, величине, пространственных отношениях, количестве.

Ценная черта «даров» -последовательность в ознакомлении детей с геометрическими формами, сама мысль о строительном материале.

К сильным сторонам этой системы следует отнести включение задач сенсорного воспитания в общие задачи умственного развития ребенка, признание роли самого ребенка в умственном и сенсорном развитии, обеспечение систематического руководства этой деятельностью со стороны педагога.

Недостатком «даров» является абстрактность, сухость, формализм материала, ограниченность всей системы сенсорного воспитания, практически несвязанной с живой действительностью, что ограничивало кругозор детей и свободу творчества.

Мария Монтессори создала четкую продуманную систему сенсорного воспитания, которая к до сих пор является основой программ в дет. саду за рубежом. Она считала, что нельзя научить ребенка правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях должна использоваться система сенсорных упражнений.

Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить его правильно сравнивать и группировать, т.е. правильно различать. Для развития чувства осязания, веса, размера, зрения, слуха, ритма и т.д. по ее методике были изготовлены предметы (дощечки, кубики, цилиндры, пластинки) из различного материала.

Ребенок должен был, например, вставлять бруски и цилиндры разных размеров в соответствующие отверстия или на ощупь, с завязанными глазами) определить свойство материала и его конфигурацию, назвать, из какого материала сделан предмет и что это за предмет. Отношение к ее педагогическим идеям и опыту не было однозначным ни в зарубежной, ни в русской педагогике. Так, Е.Н.Водовозоваи Е.И.

Тихеева, критически оценивая практику воспитания в «Доме ребенка», указывали на такие недостатки, как отсутствие живой свободной речи, свободных коллективных игр.

Овид Декроли идее тренировки органов чувств противопоставил возможность воспитания у детей «правильного отношения к впечатлениям от окружающей жизни». Он создал систему дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей. В отличие от Фребеля он использовал в играх детей не геометрические тела, а предметы окружающего мира.

Разработал обстоятельную методику проведения сенсорных игр. Например, детям предлагались предметы разной формы (ключ, волчок, ложка, чашечка, отвертка, мячик, наперсток, монетка и др.), сложенные в ящик, с тем чтобы они осмотрели и ощупали предметы (т.е. получили таким образом множество впечатлений, которые бы послужили основой для составления понятия о форме).

Затем следовало перебрать те же предметы с завязанными глазами и назвать их. Было установлено, что ребенку легче запомнить название натурального предмета, нежели назвать его изображение на картинке. Он делает вывод, что игры являются средством сенсорного и духовного развития ребенка.

Эта идея раскрыта в его сочинении «Возбуждение умственной и двигательной анергии посредством воспитательных игр».

Огромный вклад в разработку проблемы сенсорного воспитания дошкольников внесла Е.И.Тихеева.

Она считала возможным лишь в отдельных случаях применять специальные упражнения по так называемой «умственной ортопедии», которые при умелом руководстве могут содействовать развитию у детей утонченности восприятия, воспитывать выдержку, волю, наблюдательность и др.

Эти упражнения должны связываться с практическими занятиями и играми, проводимыми в детском саду; их следует постоянно разнообразить.

Она создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т.д.), игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т.д.). Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы использовались, сопровождались беседами. Руководящая роль в таких играх принадлежала воспитателю.

Над созданием современной системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста работали педагоги А.П.Усова, Н.П.Сакулика, Н.А.Ветлугина, А.М.Леушииа и др. и психологи Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Л.А. Венгер и другие.

15. Задачи, содержание и условия сенсорного воспитания в детском саду.

Сенсорное воспитание — система целенаправленннх педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания я совершенствование ощущений и восприятия.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания (память, мышление) строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны. Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма, конструкция, звучание, запах и т.п.). Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Необходимо для успешного обучения ребенке в детском саду, в школе. Большая роль сенсорных процессов в формировании индивидуальных способностей ребенка. Большинство из них имеет ярко выраженную сенсорную основу (музыкальные, изобразительные и др.).

Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста1) формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;

2) формирование у детей системы сенсорных эталонов;

3) формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорны': эталонов в практической к познавательной деятельности.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать.

Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируется само собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе.

Так, важно в предметах выделять форму, величину, цвет, материалы, части и пространственное их отношение, скорость и направление перемещения предмета относительно других, соотношение предметов по величине, удаленность предметов и др.

В программу сенсорного воспитания включены и способы обследования предметов, например: поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т.п.

В программу сенсорного воспитания включена и система сенсорных эталонов — это обобщенные представления о свойствах, качествах и отношениях предметов. Это эталоны цвета (цвета спектра), форм (геометрические плоскостные и объемные формы), пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.

), эталоны величины (метр, килограмм, литр и др.), длительность времени (минута, секунда, час, сутки и др.), эталоны звучания, звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т.п. Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Овладение системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире, помогает видеть знакомое в незнакомой, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности, поднимается нановый, более высокий уровень знаний – обобщенных и систематизированных.

Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников. Условиями сенсорного воспитания в детском саду являются: 1. содержательная, результативная деятельность детей. Продуктивная деятельность (рисование, лепки, аппликация, конструирование) к.

только создает благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками; 2. использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: занятий, дидактических игр, дидактических упражнений.

В методике сенсорного воспитания дошкольников можно выделить несколько этапов.

Целью I этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен.

Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, слепить, построить, сделать какой-то предмет, который должен быть похожим на образец или удовлетворять определенным требованиям.

Если дети не имеют достаточного сенсорного опыта, они начинают выполнять задание, не проанализировав образец, не отобрав нужный материал. В результате рисунок или постройка оказываются непохожими.

Неумение достигнуть результата в деятельности ставит ребенка перед необходимостью познания, выделения особенностей предметов, материала. Взрослый помогает детям увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов.

Цель 2 этапа- обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.

В процессе обучения воспитатель показывает и называет перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое стало результатом обследования. Затеи он предлагает детям все это повторить.

Самое главное — организовать многократные упражнения в выделении разных качеств. При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений.

Цель 3-го этапа — формирование представлений об эталонах. В раннем возрасте ребенок усваивает сенсомоторные предэталоны, когда он отображает лишь отдельные особенности предметов — некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т.д.

В возрасте до 5 лет ребенок пользуется предметными эталонами, т.е. образы свойств предметов соотносит с определенными предметами. Например: «овал похож на огурчик», «треугольник такой, как крыша у домика».

В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета.

В этот период ребенок уже соотносит качество предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная и т.д. Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов, учат сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличие.

Цель 4-го этапа -создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организация собственной деятельности.

Здесь важна система знаний, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений. Например, отбор материалов и инструментов для труда и т.п.

Широко используются все виды деятельности как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Источник: https://cyberpedia.su/11×12328.html

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Практико-ориентированные задания

I. Сравните содержание сенсорного воспитания дошкольников в программе “Пралеска” и современных образовательных программах для дошкольных учреждений.

В «Программе воспитания и обучения в детском 
саду М. А. Васильевой» задачи сенсорного и интеллектуального развития ребёнка представлены в разделе «Умственное воспитание». Программа построена на принципах системности и деятельностного подхода.

Читайте также:  Тематическое планирование по пдд в старшей группе доу

В программе представлены самостоятельные разделы: «Сенсорное воспитание», «Конструирование», «Ребенок и окружающий мир». В каждом из них подробно прописано содержание деятельности по формированию знаний, умений и навыков детей, даны общие показатели развития по итогам года.

Большое значение имеет тот факт, что программа обеспечена методическими и дидактическими материалами. Задача формирования целостной картины мира, расширение кругозора детей решается в разделе «Ребенок и окружающий мир. Природное окружение. Экологическое воспитание».

Задачи развития  поисково-исследовательской деятельности частично решаются в разделе «Ребенок и окружающий мир». Для решения этой задачи воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду», необходимо применение дополнительных технологий.

Программа «Детство» (Логинова В. И. , Бабаева Т. И., Михайлова З. А., Гурович Л. М.) отражает задачи развития познавательного интереса и интеллектуального развития детей в разделах: «Ребенок и окружающие предметы», «Ребенок в мире людей и предметов», «Ребёнок открывает мир природы».

Эти разделы посвящены познанию ребенком мира предметов, их свойств, назначения, разновидностей материалов, из которых они изготовлены. Каждый раздел обеспечен подробной характеристикой представлений и умений детей.

В программе познавательные умения интегрированы с речевыми; действия познавательного характера необходимо сопровождать объяснениями и ми. Программа также имеет методическое и дидактическое сопровождение, представленное комплексом творческих и дидактических игр, экспериментированием с разными материалами.

В программе наиболее полно, по сравнению с другими программами, решаются задачи развития поисково-исследовательской деятельности. В программе определены основные способы действий (познавательные и речевые умения), осваиваемые детьми.

Это прежде всего сенсорные умения, обследовательские действия, которыми дети овладевают при изучении предметного мира. Практическое, а позднее и мысленное сравнивание помогает вычленять отношения предметов по количеству, размеру. Задачи сенсорного развития в программе  решаются не в полном объеме.

Знакомство с формой предметов происходит при реализации задачи раздела «Формирование элементарных математических представлений». Эта программа предполагает  усвоение не отдельных представлений, а математических отношений, связей, закономерностей [5, с. 99- 105].

В программе «Радуга» (Т. Н.

Доронова) поставлена общая задача: «Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию детей», в рамках решения которой предлагается: способствовать познавательному развитию детей; формировать элементарные математические представления, способствовать своевременному интеллектуальному развитию ребёнка. В материалах программы сложно выделить конкретное содержание образовательной деятельности по познавательному развитию детей, отсутствует детализация образовательных задач. Реализация сложного математического содержания, заимствованного из школьной программы при методической и технологической неразработанности, как показывает практика, вызывает трудности у педагогов дошкольных образовательных учреждений, т.к. не соответствует их профессиональным возможностям. Отсутствуют показатели и критерии познавательного развития ребёнка. Задачи  сенсорного воспитания только обозначаются в  разделе «Ребенок познает мир».  Воспитателям предлагается в совместной деятельности или индивидуальной работе знакомить детей с признаками предметами, но детально не показано, как формировать сенсорные  эталоны. В программе не выделены задачи развития познавательно-исследовательской деятельности детей.

В программе 
“Истоки” (Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, С. Л. Новоселова, К. В. Тарасова, Л. Ф. Обухова, Т. И. Алиева) среди задач развития ребенка в деятельности представлена и линия познавательного развития.

  В этой сфере в каждом возрасте представлены содержание и условия педагогической работы, конкретизируются ее особенности, приводятся показатели развития детей данного возраста в рассматриваемой сфере. Авторы программы рассматривают сенсорное развитие в динамике, выделяя важные для определенного периода задачи и направления работы.

В раннем возрасте сенсорное развитие направлено на освоение основ сенсорной культуры (развитие элементарных представлений о величине, форме, цвете) и познание окружающего мира.

В младшем дошкольном возрасте посредством представлений о природе и человеке познается окружающий мир (обогащаются представления о связях между природными явлениями, обнаруживаются их отличия и общие черты, изучаются свойства природных объектов); культура быта (развиваются представления об устройстве человеческого жилья и предметах домашнего обихода, устанавливаются причинно-следственные связи между назначениями предмета его строением и материалом, из которого он изготовлен и т. п.); конструирование (учат различению цвета, формы, развивают сенсорно-аналитическую деятельность при восприятии объекта). В старшем дошкольном возрасте сенсорное воспитание осуществляется как через уже названные блоки при их расширении и углублении их содержания, так и через введение новых, например “Природа и человек” и др [5, с. 88-91].

В программа “Развитие” (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко) способности понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. При этом основное средство – построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений.

В процессе восприятия – это образы, соответствующие сенсорным эталонам – общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, фонематического строя речи и др.). Л. А.

Венгером выделяются сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие способности, которые позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях, произвольно, а к концу дошкольного возраста и осознанно относиться к собственной деятельности.

Развитие этих способностей имеет непреходящее значение для всей человеческой жизни. В младшей группе центральными задачами развития умственных способностей, сточки зрения авторов программы, являются развитие сенсорных способностей, усвоение сенсорных эталонов, действий с ними и простейших форм символизации. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Поэтому сенсорное развитие ребенка , с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как оно обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, а с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Программа сенсорного воспитания в младшей группе предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредствования – использования сенсорных эталонов. В результате знакомства детей с эталонами у них появляются четкие представления о разновидностях каждого свойства.

Дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов. В средней группе продолжается работа по сенсорному развитию посредством специально поставленных заданий в рисовании и лепке: большое внимание уделяется построению предметного рисунка и передаче основных отношений и характеристик предмета: его структуры, особенностей формы, характерных признаков, относительных размеров и функций [5, с. 60 – 66].

Программа “Из детства в отрочество” (Т. Н. Доронова) для эффективного развития дошкольника рекомендует использовать все доступные средства для сенсорного развития. Ребенок сам стремится к познанию мира: взять в руки, подействовать, попробовать т.д.

Взрослые не всегда понимают, как это важно для него, так как процесс мышления “вплетается” в практическую деятельность и протекает во взаимодействии с ней.

Подчеркивается необходимость на протяжении всего дошкольного возраста создания взрослыми благоприятных условий для развития у ребенка любознательности, познавательной активности, эвристичекого мышления, интереса к поисковой деятельности.

Родители и педагоги, объединив усилия, должны сообща решать следующие задачи: способствовать развитию познавательной сферы ребенка и активному овладению им способами познавательно-практической деятельности, имеющими социальное происхождение; развивать у ребенка чувство сопричастности с окружающей действительностью, которое позволяет приобщиться ему к миру и опыту взрослых; обогащать познавательную сферу ребенка информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности; передавать детям информацию посредством слова, т.е. много рассказывать детям, черпая различные доступные и близкие ребенку сведения из разнообразных сфер жизни; побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов; побуждать постигать взаимосвязь объектов ближайшего и отдаленного окружения; поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования; направлять поисковую деятельность детей и др. Содержание сенсорного развития отбирается и конкретизируется в следующих тематических блоках: “Мир человека” (“Рукотворный мир”) и “Мир природы” (“Живая природа”, “Неживая природа”) [5, 121-123].

В программе 
“Пралеска” (Е. А. Панько, А. И. Васильева, Я. Л. Коломинский, Н. С. Старжинская, В. А. Шишкина и др.) самостоятельный раздел “Сенсорное воспитание” не представлен. Задачи сенсорного развития  частично решаются в разделах «Познавательно-практическая деятельность», “Человек и рукотворный мир”, “Конструирование”, “Дидактические игры”.

Среди прочих показателей психического и физического развития детей,  даются показатели сенсорного развития по итогам каждого года. Прописано содержание деятельности по сенсорному развитию – указаны конкретные названия дидактических игр, в некоторых случаях – суть игр, перечисляются определенные игрушки, виды настольно-печатного материала.

Задачи сенсорного воспитания, среди прочих задач, разбиты по возрасту: “Малютки” – младенческий возраст (от рождения до одного года);  “Малыши” — ранний  возраст  (от  одного  года  до  трех  лет); “Почемучки” — младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет); “Фантазеры” — старший дошкольный возраст (от пяти до шести—семи лет).

В раннем возрасте центральными задачами развития сенсорных способностей, сточки зрения авторов программы, являются: содействие развитию интереса детей к предметам, сделанным  руками  человека; содействие развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов рукотворного мира; содействие развитию интереса к познанию свойств и качеств предметов рукотворного мира ближайшего окружения, сделанных из различного материала (дерево, бумага, ткань), имеющих одинаковый и разный цвет; формирование элементарных представлений о целесообразности  практического  применения  человеком  различных материалов  для  изготовления  определенных  предметов (шубка — из меха, она мягкая, в ней тепло, и т. п.); стимулирование детей к различению окружающих предметов рукотворного мира по форме, цвету, величине, назначению (предметы быта, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда, продукты питания и орудия труда для купания, кормления и т. п.); стимулирование развития сенсорики детей (ощущения, восприятие пространственного  расположения  предметов,  их  отдельных частей, удаленности, формы, цвета и др. качеств), их мелкой моторики, используя дидактические игры и настольно-печатный материал (наборы игрушек, отличающихся по цвету, величине, форме, материалу: шары — резиновые, пластмассовые, деревянные; разноцветные большие и маленькие рыбки и т. д.); стимулирование развития пространственной ориентации детей, сенсомоторики, сенсорики, речи в процессе конструирования и др. Задачи сенсорного воспитания в младшем дошкольном возрасте: знакомить детей с сенсорными эталонами, содействовать овладению обследовательными, рациональными, перцептивными действиями, их применению (наряду со стихийными способами изучения предметов); содействовать развитию у детей гибкости перцептивной деятельности (по-разному обследовать предметы в зависимости от цели, особенностей самих предметов); формировать общие сенсорные умения, значимые для обследования, изучения предметов, явлений и др. В старшем дошкольном возрасте продолжать содействовать дальнейшему сенсорному развитию: осознанию жизненной целесообразности формы, цвета, величины ряда предметов, дифференциации усвоенных и овладению новыми сенсорными эталонами, переходу  от  отражения  основных  разновидностей  свойств  к их  разнообразным  вариантам.

На 
основании вышеприведенного анализа содержания сенсорного воспитания дошкольников в современных образовательных программах можно сделать вывод о том, что наиболее полно и достаточно подробно задачи сенсорного развития ребёнка представлены в «Программе воспитания и обучения в детском саду М. А. Васильевой» и программе “Пралеска” (Е. А. Панько, А. И. Васильева, Я. Л. Коломинский, Н. С. Старжинская, В. А. Шишкина и др.).

II. Разработайте 
цепочку образовательных ситуаций, направленных на ознакомление 
детей с одним из качеств 
или свойств (гладкость, прочность, 
твердость, мягкость и др.) в 
соответствии с этапами методики 
сенсорного воспитания дошкольников.

  • Занятие №1
  • Ознакомление детей с качествами предметов
  • Цель: учить детей различать и называть качества “твердый”, “мягкий”; активизировать в речи детей слова мнется, нельзя мять.
  • Ход занятия
  • Воспитатель предлагает детям 3-4 пары игрушек (предметов), одна из которых изготовлена из мягкого материала, другая из твердого, например резиновый мяч и пластмассовый шар, игрушка из меха (плюша) и матрешка, камешек и кусочек пластилина.

Педагог показывает детям пластилин: “Что это?.. Да, это пластилин. Он мягкий. Его можно мять. Вот так. Пластилин мягкий. Какой? (Хоровой и 2-3 индивидуальных ответа.) Подойдите ко мне, возьмите по кусочку пластилина. Он легко мнется. Попробуйте. Мнется? Он мягкий. (Спрашивает названия качества и действия у нескольких детей.)

Положите пластилин 
на поднос. Сейчас я вам дам по одному камешку. Что у меня? (“Камешки”.) Что у вас в руке? (“Камешек”.) Попробуйте мять камешек. Его можно мять? Правильно,  камешек не мнется. Он твердый.” Спрашивает название качеств у нескольких детей. Предлагает положить камешки на стол и сесть на стулья.

“Послушайте, – говорит далее педагог, — я постучу камешком по столу. Вот какой сильный звук: тук – тук – тук .И пластилином постучу. Не слышно. Только смялся весь. Потому что пластилин мягкий, а камешек?.. (“Твердый”.) А сейчас сравним мяч и шар”. И т.п.

  1. Занятие № 2
  2. Ознакомление 
    детей с качествами предметов (продолжение)
  3. Цель: продолжать упражнять детей в различении твердой и мягкой фактуры; активизировать в их речи слова твердый, мягкий, мягонький; учить находить мягкие и твердые предметы по образцу, слову воспитателя, на ощупь.
  4. Ход занятия
Читайте также:  Деловая игра с родителями на родительском собрании в детском саду

Дети сидят 
за столами. Перед ними подносы с 
наборами мелких предметов (камешков, желудей, деревяшек), кусочков ткани 
и меха, ваты. Воспитатель берет 
из своего набора камешек, спрашивает: “Что это? Какой камешек?”- “Твердый. Его нельзя мять”, — вспоминают дети.

Источник: http://freepapers.ru/16/sensornoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta/222050.1457974.list1.html

Природа как средство сенсорного воспитания детей дошкольного возраста



В статье исследуется значение природы в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста и развитии их. С помощью природных материалов дети прекрасно развивают свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеют прекрасную возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов.

Ключевые слова: сенсорное воспитание, природа, дошкольный возраст, восприятие, ощущения, природные материалы, чувственное познание

The article studies the importance of nature in sensory education of children of preschool age and their development. With the help of natural materials, children perfectly develop their eyesight, touch, taste, smell, hearing, and also have an excellent opportunity to practice in distinguishing temperature, to feel the difference in weight and form of objects.

Keywords: sensory education, nature, preschool age, perception, sensations, natural materials, sensory cognition

Постановка проблемы: Актуальность этой проблемы, приводит к мысли, что педагогам, надо проводить колоссальную работу в данной направленности: от непосредственного знакомства с объектами природы на улице, для достижения сенсорных эталонов, до создания развивающей среды.

Ребенок напрямую воспринимает обилие качеств и свойств природных объектов: форму, значение, звучание, цвет, положение в пространстве и т. д. У него формируются начальные определенные и эффектные представления о природе, которые в будущем ориентируют его увидеть и осознать связи и взаимоотношения природных явлений, а также овладевать новейшими представлениями.

Многообразие предметов природы дает возможность сформировать увлекательную и полезную деятельность малышей. В ходе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся с особенностями и свойствами предметов и явлений природы, учатся видеть их видоизменение и становление. У них формируется любознательность.

Приобретенные знания и умения воспитатель способен рекомендовать дошкольникам применять в практике: дети увлажняют песок, поливают водой снег, с целью формирования крепких сооружений, обмазывают глиной основание ручейков и каналов, для того чтобы удержать воду. В течении данной работы происходит последующее усовершенствование знаний и развитие способностей.

Природа всегда притягивает внимание ребенка, ставит перед необходимостью включать в познавательный процесс всевозможные органы чувств: зрение, осязание, обоняние и слух.

От степени сенсорного развития детей зависит его будущий успех: в какой степени дошкольник абсолютно слышит, видит, осязает находящееся вокруг, до такой степени лучше он способен оперировать данной информацией настолько ведь конкретно данные навыки способен выразить в речи.

Сенсорное развитие — это источник познания среды, начальная стадия накапливания чувственного опыта.

  • Своевременное сенсорное развитие — обуславливающее фактор адекватной и быстрой ориентировки в безгранично меняющемся окружении, возможности эмоционально понимать красоту и гармонию мира.
  • Знакомство дошкольников с природой — это способ образования в их сознании реалистических познаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании верного отношения к ней.
  • Для того чтобы малыши должным образом восприняли явления природы, очень важно обращать процесс восприятия ими природы.

Отсюда вытекает то, что в основаниях ознакомления дошкольника с природой обязаны быть наглядность, непосредственное влияние объектов природы на их органы чувств. Они должны иметь возможность ознакомиться с предметами, прикоснуться к ним, послушать, попробовать на вкус, почувствовать их тяжесть.

Анализ литературы по теме исследования. В научных исследованиях теоретические основы природы как средства сенсорного воспитания детей дошкольного возраста: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, А.

В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, А. П. Усова, А. Г. Рузская, В. П. Зинченко; в теории дошкольного воспитания вопросы восприятия аспектах рассматривались практиками и исследователями: Венгер Л. А., Печора К. Л., Пилюгина Э. Г. Ф. Фребеля, Г. Домана.

Цель статьи: раскрыть влияние природы в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста.

Изложение основного материала. Природа — важный инструмент обучения и становления ребенка дошкольного возраста. Дошкольник выполняет множество открытий, общаясь с ней. Неповторимо любой живой субъект, замеченный малышом. Различны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.

), с которыми ребята таким образом предпочитают играть. Они общаются с природой в любую пору года — и когда кругом лежит легкий белоснежный снег, и когда цветут сады.

Отличительную ценность для малыша при знакомстве с природой исполняет лицо взрослого, совместно с которым и совершается изучение ребятами окружающего вокруг мира.

Ни один использованный дидактический материал не поспорит с природой, согласно многообразию и мощи развивающего действия для малыша. Объекты и явления природы ясно представляются пред ребенком.

С содействия ощущений ребята познают единичные свойства, характеристики объектов, которые конкретно влияют на его органы чувств.

Таким образом ребенок познает о том, что объекты обладают собственным вкусом, цветом, величиной, запахом, звуком, весом, температурой и иное [2, c. 15].

Подобным способом, ребенок конкретно, через органы чувств, воспримет обилие качеств природных объектов: форму, величину, звуки, цвета, положение в пространстве, движение и др. У него сформировываются начальные точные и эффектные представления о природе, какие в будущем могут помочь ему обнаружить и осознать взаимосвязи и взаимоотношения природных явлений, овладеть новейшими определениями.

Многочисленные взаимосвязи и взаимоотношения среди природных явлений ребята постигают в ходе исследований. В ходе наблюдений, игр и работы в природе ребята знакомятся с особенностями и свойствами предметов, явлений природы, постигают видеть их видоизменение и прогресс.

Приобретенные навыки и умения педагог в силах рекомендовать дошкольникам применять в практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег в целях формирования крепких сооружений, обмазывают глиной основание ручейков и каналов, для того чтобы сдержать воду.

В ходе данной работы происходит последующее усовершенствование знании и становление интеллектуальных возможностей [3, c. 27–28].

В дошкольном образовательном учреждении ребенка знакомят с природой и её предметами, что же оказывает огромное воздействие равно как сенсорное воспитание в частности, столь и на становление дошкольников в целом.

При этом чрезвычайно значимо место воспитателя — его способность образовать условия, обеспечивающие динамичность и независимость любого воспитанника при знакомстве с природой.

По этой причине, в случае если рассуждать о задачах, стоящих пред педагогом, знакомящий ребенка с природой, в таком случае одним из их числа станет развитие у ребенка элементарной системы знаний.

Система знаний о природе содержит сведения о её предметах и явлениях (их признаках, свойствах), а кроме того взаимосвязях и взаимоотношениях среди них. Сведения о природе у ребенка-дошкольника образовываются на уровне суждений, в каких отображены значительные, однако по внешнему виду выраженные особенности, связи и взаимоотношения [1, c. 9].

Освоение ребятами окружающего мироздания наступает с ощущений и восприятий, какие возникают в ходе влияния объектов и явлений природы в его органы чувств. И. П.

Павлов продемонстрировал, что физиологической базой чувственного познания служит общая работа визуального, слухового, дерматологического, обонятельного и прочих анализаторов. Нежели более анализаторов примет участие в восприятии, этим вернее, обильнее, красочнее и содержательнее понимание.

Из этого места вытекает, что в основах ознакомления ребенка с природой обязаны находиться наглядность, конкретное влияние объектов и явлений природы в их органы чувств. Ребята обязаны владеть право взглянуть предметы, прикоснуться, послушать, попробовать, почувствовать их вес и т. д.

Основной ресурс познаний об обществе — ощущения. С содействием чувств ребята познают единичные свойства, качества объектов, какие напрямую влияют на аппараты его чувств. Таким образом, ребенок познает то, что объекты обладают неповторимым вкусом, цветом, запахом, массой, температурой и др.

Наиболее трудоемким познавательным процессом представляет собой восприятие, обеспечивающее отображение абсолютно всех свойств объекта, с каким ребята напрямую соприкасаются [4, c. 11–13].

Выдающие зарубежные научные работники в сфере дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а кроме того знаменитые представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е. И. Тихеева, А. В.

Казак, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и прочие) объективно полагали, что сенсорное развитие, нацеленное на обеспечение полного сенсорного становления, представляет собой одной с ключевых сторон дошкольного воспитания.

Важную роль Тихеева придавала исследованию ребенком дошкольного года явлений природы. «Детей следует воспитывать, учить, растить среди природы и при посредстве природы, — писала она. — Каждый детский сад должен иметь садик или хотя б двор» [6, c. 41].

В каждое время года ребята получают удовольствие от большинства чувств, какие предоставляет природа. Свободно и с удовольствием дети усваивают наименования цветов, трав, животных, внешний вид, строение. Подобный конкретный контакт может помочь им точно обнаружить их, разбираясь согласно форме, строению, запаху, по влажности, гладкости, пушистости.

Для наиболее эффективного решения данных задач возможно сформировать развивающую сферу в группе. В области сенсорного воспитания ребенок-дошкольник способен приобрести все без исключения эти чувства, какие ещё согласно этим либо другим обстоятельствам недостаточно в реальном мире.

С помощью природных материалов ребята превосходно развивают собственное зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также обладают отличной возможностью потренироваться в различении температуры, почувствовать разницу в весе и форме объектов.

Сенсорные упражнения дают ребятам право распознавать и систематизировать объекты согласно объему, фигуре, окраске, степени шероховатости либо гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию [2. c. 116].

Знакомя ребенка с разными особенностями объектов допускается применять естественный и бросовый материал. С целью формирования осязания применяем: кусочки меха, шишки, желуди, емкости с крупой (горох, фасоль, пшено, гречка). С целью обоняния: природные запахи (укроп сухой, кофе, мята, апельсиновые корки).

Становление вкусовых качеств: лимоны, бананы, чеснок, овощи. С целью формирования слуха: применяем музыкальные инструменты, изготовленные собственными руками (маракасы, банки), диски с звуками природы.

Те ребята, которые обладают сенсорным развитием, готовы отличать огромное количество звуков, широкую палитру красок, вкусовые ощущения [8, c. 25].

Выводы. Таким образом, можно сделать выводы, о том что влияние природы в процессе сенсорного воспитания неоспоримо. Следовательно, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует становлению грамотной личности и формированию стойкого положительного отношения к природе.

Литература:

  1. Аванесова В. Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей //Сенсорное воспитание в детском саду. — М., 1981. -185 с.
  2. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. — Ярославль, 1997.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика — Пресс, 2009.Каменева Л. А. Как знакомить дошкольников с природой. — М., 1983.
  4. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. — М., 1989.
  5. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой — М., 2005.
  6. Методика ознакомления детей с природой в детском саду»./ Под ред. П. Г. Саморуковой — М., 1991.
  7. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. — М., 2009.
  8. Плеханов А., Морозова О. М. М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -2010. — № 7. — С. 31–35

Основные термины (генерируются автоматически): природа, явление природы, дошкольный возраст, орган чувств, ребенок, ребята, сенсорное воспитание, сенсорное развитие, сенсорное воспитание детей, внешний вид.

Источник: https://moluch.ru/archive/154/43520/

Ссылка на основную публикацию