Пивоварова «вежливый ослик» читать

» на тему «И. Пивоварова. «Вежливый ослик», А. Барто. «Вот так защитник» »

Урок 24

И. ПИВОВАРОВА «ВЕЖЛИВЫЙ ОСЛИК»,

А. БАРТО «ВОТ ТАК ЗАЩИТНИК!»

  • – совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;– продолжить формирование умения анализировать произведения;– развивать речевые умения, творческие способности, память и внимание;
  • – воспитывать уважение и доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:
стихотворение А. Барто «Любочка»; рисунки учащихся; ребусы; иллюстрации к произведениям А. Барто; запись песни «Улыбка».

Ход урока
I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Конкурс рисунков на тему «Моя любимая игрушка».

– Прочтите ребус:

– Какие правила надо выполнять в игре с друзьями?– Можно ли проявлять упрямство в игре?

III. Постановка цели урока.

– Какого человека можно назвать вежливым?– Сегодня на уроке мы прочитаем произведения о вежливости И. Пивоваровой и А. Барто.

Звучит песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

  1. От улыбки хмурый день светлей, От улыбки в небе радуга проснется, Поделись улыбкою своей,
  2. И она к тебе не раз еще вернется.
  3. Припев: И тогда наверняка Вдруг запляшут облака, И кузнечик запиликает на скрипке… С голубого ручейка Начинается река,
  4. Ну а дружба начинается с улыбки!
  5. От улыбки солнечной одной Перестанет плакать самый грустный дождик, Сонный лес простится с тишиной
  6. И захлопает в зелёные ладоши.
  7. Припев.
  8. От улыбки станет всем теплей – И слону, и даже маленькой улитке… Так пускай повсюду на Земле,
  9. Будто лампочки, включаются улыбки!
  10. Припев.

– Какой же силой обладает улыбка?IV. Изучение нового материала.

1. Беседа о вежливых словах и поступках.

– Что значит быть вежливым?– Какие правила вежливости вы знаете и должны выполнять?

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ

В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах и действиях.

– Какие «вежливые» слова вы знаете?

«Вежливые» слова («пожалуйста», «спасибо», «будьте добры» и др.), сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть «вежливыми».

Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствие.

Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.

Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.

Если к тебе обратился взрослый человек, который стоит, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.

Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Если его о чем-то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (что-то принести, подать, кому-то помочь), он всегда делает это охотно.

  • – Послушайте стихотворение А. Барто «Любочка»:
  • Синенькая юбочка, Ленточка в косе, Кто не знает Любочку?
  • Любу знают все.

Девочки на празднике Соберутся в круг. Как танцует Любочка!

  1. Лучше всех подруг.
  2. Кружится и юбочка, И ленточка в косе. Все глядят на Любочку,
  3. Радуются все.
  4. Но если к этой Любочке Вы придете в дом, Там вы эту девочку
  5. Узнаете с трудом.
  6. Она кричит еще с порога, Объявляет на ходу: – У меня уроков много,
  7. Я за хлебом не пойду!
  8. Едет Любочка в трамвае – Она билета не берет. Всех локтями раздвигая,
  9. Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь: – Фу! Какая теснота! – Говорит она старушке:

– Это детские места.

– Ну садись! – вздыхает та. Синенькая юбочка, Ленточка в косе. Вот какая Любочка

  • Во всей ее красе.
  • Случается, что девочки Бывают очень грубыми, Хотя не обязательно
  • Они зовутся Любами.

– Можно ли Любочку назвать вежливой? Почему?– О каких правилах вежливого отношения к окружающим говорит А. Барто?

– Какие еще правила вежливости вы знаете?

2. Речевая минутка.

– Прочтите скороговорку:

Дружно в оркестре Играли дети: Карл играл На черном кларнете, Кирилл – на валторне, На арфе – Алла, А на рояле Лара играла.

3. Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Вежливый ослик».

– Как называется стихотворение?– Кто его автор?– Как вы думаете, о ком это произведение?

  1. – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
  2. веж-ли-вый
    – вежливыйвос-пи-тан-ный
    – воспитанный кла-нял-ся
    – кланялся от-хо-дил
    – отходил
  3. Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение вслух.

4. Анализ стихотворения.

– Объясните название произведения.

– Можно ли назвать героя стихотворения вежливым? Почему?– Какой совет дает автор?– Почему автор советует нам не брать пример с такого «вежливого» ослика?– Прочтите строки, в которых ослик описывается вежливым и приветливым.– Прочтите строки, где ослик изображен злым, невежливым.– С какой интонацией надо прочесть эти строки?– Как можно назвать поведение ослика?

  • – Что такое лицемерие?
  • Лицемерие

    – поведение того, кто скрывает свои недостойные чувства, намерения, убеждения за хорошими словами.
  • – Прочтите слова: добрый, злой, воспитанный, дерзкий, грубый, ласковый, лицемерный, честный, обманщик.
  • Какие из них можно использовать в характеристике героя этого произведения?
  • Физкультминутка

Эй, ребята, что вы спите? На зарядку становитесь! Справа – друг и слева – друг! Вместе все – весёлый круг! Под весёлые напевы Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова наклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой! Топни левою ногой! Влево шаг! И снова стой.

Повернись направо к другу Правую дай другу руку, Повернись налево к другу. Левую дай другу руку, Шаг – назад и два – вперед!

Вправо, влево поворот!

V. Продолжение изучения нового материала.

1. Знакомство со стихотворением А. Барто «Вот так защитник!».

На доске – иллюстрации к стихотворениям А. Барто.

– Рассмотрите иллюстрации. Вспомните и расскажите стихотворения, к которым выполнены эти рисунки.

Пивоварова «Вежливый ослик» читать

– Кто автор этих произведений? (А. Барто.)– Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением А. Барто. Прочтите название произведения.– Объясните значение слова «защитник». (Это тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-нибудь.)– Прочтите название стихотворения с восторгом, с удивлением, с гордостью.

– А с какой интонацией надо читать название этого стихотворения? Прочтите самостоятельно стихотворение А. Барто – и вы сможете ответить на этот вопрос.

2. Анализ произведения.

– От чьего имени написано стихотворение?– Любит ли брат сестренку Лиду?– Из каких строк это видно? Прочтите.– Можно ли мальчика назвать «защитником»?– Объясните, почему автор так назвал стихотворение. Одобряет ли он действия мальчика?– Сравните поведение героев стихотворений «Вежливый ослик» и «Вот так защитник!».

– Чем они похожи?

3. Игры Деда Буквоеда.

Игра «Плетёнка».

– В этих буквенных головоломках слова переплетаются, как волокна в рогожке, как береста в корзинке-туеске. Вот потому они и названы плетёнками.

В этой головоломке на каждой полоске открыты гласные, а закрыты согласные.

– Сколько слов вы прочитали?

Пивоварова «Вежливый ослик» читать

VI. Итог урока.

– С какими произведениями мы сегодня познакомились?– Какие правила вежливости мы повторили?– Одобряют ли авторы поведение героев стихотворений «Вежливый ослик» и «Вот так защитник!».

– Чему учат нас эти произведения?

Домашнее задание:

выразительное чтение произведений. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 24Агния Львовна Барто (1906–1981) жила в то же время, что и К. И. Чуковский, написавший стихи про Бармалея, Крокодила, Тараканище.

Вообще-то А. Барто собиралась стать балериной, даже училась в хореографическом училище, но желание писать детские книги оказалось сильнее. Первая книжка молодого автора вышла в свет в 1925 году; тогда ей было 19 лет. Пожалуй, не было еще на свете бабушек и дедушек нынешних читателей этой книги, а стихи о том, как «уронили мишку на пол», «идёт бычок, качается» уже были …

Однажды какой-то мальчик, позвонив Агнии Львовне по телефону, сказал с обидой:

– Зачем вы про меня написали? Это все неправда!– Почему ты решил, что это про тебя?– Так в классе все говорят.– А сколько тебе лет?– Десять.

  1. – А я эти стихи писала 15 лет назад, когда тебя и на свете не было …
  2. Русская писательница, создававшая детские книги, наполненные чудесами, легкостью и добром.

Ирина Пивоварова родилась в Москве, 3 марта 1939 года. Ее отец был хорошим врачом, который всегда мечтал, чтобы дочь тоже пошла по благородному пути медицины. Однако Ирина с детства была очень творческим, жизнерадостным ребенком, любящим и ценящим искусство. Поэтому, едва окончив школу, она поступила в Московский Текстильный Институт на факультет прикладного искусства.

Несколько лет Ирина работала на Мосфильме и зарекомендовала себя как великолепный художник. Вскоре она вышла замуж за известного иллюстратора, представителя «неофициального» творчества, Виктора Пивоварова. Их союз сделал очень многое для детской литературы. Ирина вдруг начала писать маленькие рассказы.

Печатались они в не слишком известных журналах, и только спустя некоторое время милые, яркие, добрые стихотворения были изданы в журнале «Веселые картинки». После этого дети уже не выпускали из своих сердец творчество Ирины. Им нравилось все, что она писала: стихи, рассказы, повести.

А она, в свою очередь, дарила им свое маленькое волшебство.

Самыми известными произведениями в творчестве Пивоваровой являются «Тройка с минусом» или Происшествие в 5 А», «Рассказы Люси Синициной, ученицы третьего класса», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной».

В этих произведениях Ирина Михайловна настолько достоверно описывает чувства своих маленьких героев — обычных школьников, что остается только удивляться, как хорошо она знает внутренний мир ребенка.

К числу популярных книг Ирины Пивоваровой относятся сборники рассказов и повестей, известные под названиями «О чем думает моя голова» и «Однажды Катя с Манечкой». Стихотворные произведения Ирины Пивоваровой вошли в сборники «Венок из колокольчиков», «Жила-была собака», «Лесные разговоры», «Потерялась птица в небе», «Только для детей», «Хочу летать».

Сама Ирина Михайловна Пивоварова говорила о своем творчестве так: «Прозу, как и стихи, я пишу весёлую. Очень люблю, когда дети смеются! Если мне приходится их учить, стараюсь, чтобы это было не слишком заметно. При этом я учусь сама. Мои добрые учителя — К.Чуковский, А.Линдгрен, Д.Хармс, О.Дриз».

  • К сожалению, Ирина Пивоварова умерла очень рано, в 1986 году, сделав так много для детей, но так же много не успев закончить.
  • Пивоварова Ирина, биография которой вызывает искренний интерес у многих, — знаменитая детская писательница, на добрых и веселых произведениях которой было воспитано не одно поколение детей.

Ирина Пивоварова: биография для детей

Ирина — уроженка Москвы, появилась на свет 3 марта 1939 года. Ее отец работал врачом и всегда мечтал о медицинской карьере для дочери. Ее же интересовало творчество, поэтому она стала студенткой столичного текстильного института, поступив на факультет «Прикладное искусство».

По окончании учебного заведения девушка несколько лет работала художником по костюмам на киностудии «Мосфильм». Ее талант по достоинству был оценен коллегами, и Пивоварова Ирина, биография которой совершит поворот в литературное русло, пользовалась репутацией замечательного художника.

На киностудии девушка встретила Виктора Пивоварова — своего будущего супруга.

Возвращение в детство

Новообразованная семья внесла весомый вклад в детскую художественную литературу: Ирина внезапно для себя и окружающих начала писать произведения для юных читателей, а Виктор рисовал к ним иллюстрации. Поначалу рассказы молодой писательницы печатались в небольших, малоизвестных журнальчиках.

Пивоварова «Вежливый ослик» читать

Лишь после публикации стихотворений в знаменитых «Веселых картинках» Пивоварова Ирина, биография которой позитивна, как и произведения автора, стала известной.

Произведения Ирины Пивоваровой

Рассказы, повести и стихи Ирины Пивоваровой пользовались огромной популярностью у детей поколения 1960-х, 1970-х, 1980-х годов.

Психологически верные, заразительно юморные, самобытные и оригинальные «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», повести «Старичок в клетчатых брюках», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной», «Однажды Катя с Манечкой», «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 «А»» внесли в детскую литературу «девчачий» стиль написания, язык и точку зрения, которые отличны от таковых у Виктора Драгунского и Николая Носова.

Пивоварова «Вежливый ослик» читать

Любимые героини Ирины Михайловны — смешные парочки: сестрички Маня и Катя Сковородкины, подружки Люся Косицына и Люся Синицына, находящиеся в постоянном состоянии притяжения-отталкивания.

Из-под пера Ирины Пивоваровой вышел также сборник стихотворений «Школьное окно», иллюстрации к которому были сделаны самой писательницей. В нем различными голосами заговорили предметы, составляющие атмосферу школьного бытия: Стол, Промокашка, Пенал, Мел, Ластик, Звонок.

Потеснив домашние игрушки, эти предметы прочно вошли в жизнь ученика младших классов («Одна лошадка белая», «Жирафа и очки»).

Воспитательные мотивы в рассказах Ирины Пивоваровой

Ирина Пивоварова, биография, фото которой вызывают интерес юного поколения, любила писать стихи, считая это весьма интересным занятием: рифмованные строки получаются в состоянии радостной взбудораженности, праздничности, некоторой приподнятости. Детское стихотворение — это непременно простые и понятные слова, ясная логика и обязательно открытие, хотя бы небольшое, но такое важное для малыша.

Читайте также:  Рассказ про галку, 2 класс. окружающий мир

Пивоварова «Вежливый ослик» читать

Ребенку со страниц книги открываются маленькие тайны окружающего мира, и взрослый, наблюдая за искренним удивлением малыша, поражается и радуется вместе с ним.

Книги Ирины Пивоваровой выполняют важную задачу — воспитание ребенка без поучения и нотаций, несут в сердца взрослых доброту к детям, снисходительность к их оплошностям, понимание мотивов поступков и уважение к подрастающему поколению.

В произведениях Ирины Михайловны присутствует чувство мира и красоты, оптимально сочетаемое с добрым и необыкновенным чувством юмора. Каждая строчка автора — неожиданный и радостный шаг навстречу огромному миру.

На стихи Ирины Пивоваровой сложено много песен, в 1984 году фирмой «Мелодия» была выпущена в свет грампластинка «Только для детей», в которой Ирина читала юным слушателям свои стихотворения. Жизнь любимого детского автора оборвалась рано, в 1986 году. Пивоварова Ирина, биография которой завершилась на самом творческом пике, умерла в 47-летнем возрасте.

Источник: https://bernow.ru/where-to-start-planning/skazki-iriny-pivovarovoi-pivovarova-irina-biografiya-detskoi-pisatelnicy.html

Конспект урока чтения И. ПИВОВАРОВА «ВЕЖЛИВЫЙ ОСЛИК»

Урок29. И. ПивоваровА «Вежливый ослик»

  • Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития речевых умений; воспитывать вежливость и внимательное отношение к окружающим.
  • Тип урока: комбинированный.
  • Планируемые результаты образования:
  • Предметные:умение находить и объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием; совершенствование выразительного и осознанного чтения; умение придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям.
  • Личностные:умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к другим людям.
  • Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
  • Познавательные:умение совершенствовать навыки читательской самостоятельности анализировать средства выразительности, определять жанр и тему произведения, сравнивать искусство слова с другими видами искусства.
  • Регулятивные:умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, различать способ и результат действия, самостоятельно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
  • Коммуникативные: умение сопоставлять и описывать характер и поступки героев литературных произведений, используя соответствующую лексику; умение участвовать в диалоге, аргументировать свою позицию и выслушивать мнение партнёра.
  • Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.

Образовательные ресурсы: стихотворение А. Барто «Любочка»; рисунки учащихся; ребусы; иллюстрации к произведениям А. Барто.

Урок

I. Актуализация знаний.

Конкурс рисунков на тему «Моя любимая игрушка».

– Прочтите ребус.

Пивоварова «Вежливый ослик» читать

  1. (Игрушка.)
  2. – Какие правила надо выполнять в игре с друзьями?
  3. – Можно ли проявлять упрямство в игре?

II. Постановка цели урока.

– Какого человека можно назвать вежливым?

– Сегодня на уроке мы прочитаем произведения о вежливости.

Звучит песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

  • От улыбки хмурый день светлей,
  • От улыбки в небе радуга проснётся,
  • Поделись улыбкою своей,
  • И она к тебе не раз еще вернётся.
  • Припев: И тогда наверняка
  • Вдруг запляшут облака
  • И кузнечик запиликает на скрипке…
  • С голубого ручейка
  • Начинается река,
  • Ну а дружба начинается с улыбки!
  • От улыбки солнечной одной
  • Перестанет плакать самый грустный дождик,
  • Сонный лес простится с тишиной
  • И захлопает в зелёные ладоши.
  • Припев.
  • От улыбки станет всем теплей –
  • И слону, и даже маленькой улитке…
  • Так пускай повсюду на Земле,
  • Будто лампочки, включаются улыбки!
  • Припев.
  • – Какой же силой обладает улыбка?

III. Изучение нового материала.

1. Эвристическая беседа.

  1. – Что значит быть вежливым?
  2. – Какие правила вежливости вы знаете и должны выполнять?
  3. Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах и действиях.

– Какие «вежливые» слова вы знаете?

«Вежливые» слова («пожалуйста», «спасибо», «будьте добры» и др.), сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть «вежливыми».

Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствие.

Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.

Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.

Если к тебе обратился взрослый человек, который стоит, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.

Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Если его о чём-то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (что-то принести, подать, кому-то помочь), он всегда делает это охотно.

2. Знакомство со стихотворением А. Барто «Любочка».

На доске иллюстрация с стихотворениям А. Барто.

– Рассмотрите иллюстрации. Вспомните и расскажите стихотворения, к которым выполнены эти рисунки.

Пивоварова «Вежливый ослик» читать

– Кто автор этих произведений? (А. Барто.)

– Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением А. Барто.

  • – Послушайте его:
  • Любочка

Синенькая юбочка,

  1. Ленточка в косе,
  2. Кто не знает Любочку?
  3. Любу знают все.
  4. Девочки на празднике
  5. Соберутся в круг.
  6. Как танцует Любочка!
  7. Лучше всех подруг.
  8. Кружится и юбочка,
  9. И ленточка в косе.
  10. Все глядят на Любочку,
  11. Радуются все.
  12. Но если к этой Любочке
  13. Вы придёте в дом,
  14. Там вы эту девочку
  15. Узнаете с трудом.
  16. Она кричит ещё с порога,
  17. Объявляет на ходу:
  18. – У меня уроков много,
  19. Я за хлебом не пойду!
  20. Едет Любочка в трамвае –
  21. Она билета не берёт.
  22. Всех локтями раздвигая,
  23. Пробирается вперёд.
  24. Говорит она, толкаясь:

– Фу! Какая теснота! –

Говорит она старушке.

– Ну садись! – вздыхает та.

  • Синенькая юбочка,
  • Ленточка в косе.
  • Вот какая Любочка
  • Во всей её красе.
  • Случается, что девочки
  • Бывают очень грубыми,
  • Хотя не обязательно
  • Они зовутся Любами.

– Можно ли Любочку назвать вежливой? Почему?

– О каких правилах вежливого отношения к окружающим говорит А. Барто?

– Какие ещё правила вежливости вы знаете?

3. Речевая минутка.

  1. – Прочтите скороговорку:
  2. Дружно в оркестре
  3. Играли дети:
  4. Карл играл
  5. На чёрном кларнете,
  6. Кирилл – на валторне,
  7. На арфе – Алла,
  8. А на рояле Лара играла.

4. Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Вежливый ослик».

  • – Как называется стихотворение?
  • – Кто его автор?
  • – Как вы думаете, о ком это произведение?
  • – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
  • веж-ли-вый – вежливый
  • вос-пи-тан-ный – воспитанный
  • кла-нял-ся – кланялся
  • от-хо-дил – отходил
  • Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение вслух.

5. Анализ стихотворения.

– Объясните название произведения.

– Можно ли назвать героя стихотворения вежливым? Почему?

  1. – Какой совет дает автор?
  2. – Почему автор советует нам не брать пример с такого «вежливого» ослика?
  3. – Прочтите строки, в которых ослик описывается вежливым и приветливым.
  4. – Прочтите строки, где ослик изображён злым, невежливым.
  5. – С какой интонацией надо прочесть эти строки?
  6. – Как можно назвать поведение ослика?
  7. – Что такое лицемерие?
  8. Лицемерие – поведение того, кто скрывает свои недостойные чувства, намерения, убеждения за хорошими словами.
  9. – Прочтите слова:
  10. добрый, злой, воспитанный, дерзкий, грубый, ласковый, лицемерный, честный, обманщик.
  11. Какие из них можно использовать в характеристике героя этого произведения?

– Прочтите совет автора. С какой интонацией надо читать эти строки?

  • – Прочтите стихотворение выразительно вслух, соблюдая знаки препинания.
  • Физкультминутка

Эй, ребята, что вы спите!

  1. На зарядку становитесь!
  2. Справа – друг и слева – друг!
  3. Вместе все – весёлый круг!
  4. Под весёлые напевы
  5. Повернёмся вправо-влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо-влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг! И снова стой.

  • Повернись направо к другу
  • Правую дай другу руку,
  • Повернись налево к другу.
  • Левую дай другу руку,
  • Шаг назад и два вперёд!
  • Вправо-влево поворот!

IV. Продолжение изучения нового материала.

Игры Деда Буквоеда.

Игра «Плетёнка».

– В этих буквенных головоломках слова переплетаются, как волокна в рогожке, как береста в корзинке-туеске. Вот потому они и названы плетёнками.

В этой головоломке на каждой полоске открыты гласные, а закрыты согласные.

– Сколько слов вы прочитали?

Пивоварова «Вежливый ослик» читать

V. Итог урока.

– С какими произведениями мы сегодня познакомились?

– Какие правила вежливости мы повторили?

– Одобряют ли авторы поведение героев стихотворений «Вежливый ослик» и «Вот так защитник!».

  1. – Чему учат нас эти произведения?
  2. Внеурочная деятельность: выразительное чтение произведений.
  3. Дополнительный материал к уроку

Агния Львовна Барто (1906–1981) жила в то же время, что и К. И. Чуковский, написавший стихи про Бармалея, Крокодила, Тараканище.

Вообще-то А. Барто собиралась стать балериной, даже училась в хореографическом училище, но желание писать детские книги оказалось сильнее. Первая книжка молодого автора вышла в свет в 1925 году; тогда ей было 19 лет. Пожалуй, не было ещё на свете бабушек и дедушек нынешних читателей этой книги, а стихи о том, как «уронили мишку на пол», «идёт бычок, качается» уже были …

Однажды какой-то мальчик, позвонив Агнии Львовне по телефону, сказал с обидой:

– Зачем вы про меня написали? Это всё неправда!

  • – Почему ты решил, что это про тебя?
  • – Так в классе все говорят.
  • – А сколько тебе лет?
  • – Десять.
  • – А я эти стихи писала 15 лет назад, когда тебя и на свете не было …

Источник: http://4top-info.ru/vichislitelnie-mashini-sistemi-i-seti/130239-konspekt-uroka-chteniya-i-pivovarova-vezhlivij-oslik-01/

Ирина Пивоварова: «Очень люблю, когда дети смеются…»

3
марта – Всемирный день писателя. И может не случайно, в этот день в этом году
празднуют юбилей 2 замечательные писательницы, две Ирины – Токмакова и
Пивоварова. Вчера мы рассказали об Ирине Токмаковой, сегодня – знакомьтесь, кто
еще не знаком — известная детская писательница и поэтесса Ирина Михайловна
Пивоварова (1939 – 1986).

Ирина
Михайловна Пивоварова родилась в Москве 3 марта 1939 г. в семье врача. В 1963
году окончила факультет прикладного искусства Московского текстильного
института, потом работала художником на Мосфильме и первые короткие рассказы
напечатала там же, в многотиражке. Первые детские стихи были опубликованы в
журнале «Весёлые картинки» в 1964 г., через год вышла первая книжка.

Пивоварова «Вежливый ослик» читатьЕё
стихи, рассказы и повести были невероятно популярны у детей и в 1960-е, и в
1970-80-е годы. В середине 70-х – начале 80-х годов Ириной Пивоваровой написаны
повести, ставшие золотым фондом детской юмористики. Заразительно смешные,
эксцентричные, психологически достоверные «Рассказы Люси Синицыной, ученицы
третьего класса» (1975), повести «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 «А»
(1977), «Старичок в клетчатых брюках» (1981) и «Однажды Катя с Манечкой»
(1986), «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной» принесли в русскую
литературу особый, отличный от Н. Носова и В. Драгунского «девчоночий» угол
зрения, стиль и язык. Излюбленные героини Ирины Михайловны – комические, почти
клоунские пары. Подруги Люся Синицына и Люся Косицына, сёстры Катя и Маня
Сковородкины находятся в постоянном притяжении – отталкивании. Практицизм и
возвышенные идеалы, властность и уступчивость, эгоизм и бескорыстие – весь
спектр социальных и психологических конфликтов современной школы отразила эта
проза.

В
рассказах Пивоваровой – насыщенная событиями и размышлениями жизнь школьников.
На страницах её книг постоянно присутствуют игра, смех, песни – то, без чего
немыслимо детство. Стихи о школе составили поэтический сборник «Школьное окно»,
проиллюстрированный самим автором.

В нём на разные голоса заговорили не дети,
не учителя, а предметы, создающие атмосферу школьной жизни – Стол, Мел, Пенал,
Ластик, Промокашка (тогда ещё чрезвычайно важная особа), Звонок и даже Дождь и
Муха.

Потеснив дом и игрушки, этот новый предметный мир занял в жизни
младшеклассника совершенно особое место.

Пивоварова «Вежливый ослик» читать«Писать
детские стихи чрезвычайно интересно. Нельзя их писать, не находясь в состоянии
радостной возбуждённости, приподнятости, праздничности», – так говорила о
творческом процессе Ирина Михайловна. Вот её рецепт удачных стихов для детей:
«Детское стихотворение – это обязательно строгая ясная логика, самые простые
слова и непременно хоть маленькое, но открытие! Вы как бы открываете ребёнку маленькие
тайны большого мира и вместе с тем удивляетесь и радуетесь». У Ирины
Пивоваровой почти каждое слово или строчка – движение, шаг навстречу миру,
неожиданный и радостный. Она словно знает какую-то тайну, которую открывает
детям – с удовольствием, но не сразу! Пусть читатель пройдёт по лестнице её
стихов, не пропустив ни одной ступеньки. 

Песни на стихи Ирины Михайловны
украсили репертуар многих исполнителей бардовской песни, по её произведениям
было снято пять мультфильмов, а в 1984 году, за два года до смерти поэтессы,
фирма «Мелодия» выпустила грампластинку «Только для детей» – Ирина Пивоварова
сама читала маленьким слушателям свои стихи.

Воспитание
без назидания, без поучения – вот одна из задач, которую успешно выполняют
книги Ирины Пивоваровой. О своей работе она написала так: «Прозу, как и стихи,
я пишу весело.

Читайте также:  Игры в ванной для детей 2-3-4 лет

Очень люблю, когда дети смеются! Если мне приходится их учить,
стараюсь, чтобы это было незаметно». Более 15 книг написано Пивоваровой для
детей. Но они и для взрослых, родителей, педагогов.

Ведь читая её повести,
рассказы, стихи, мы становимся добрее к детям, терпимее к их оплошностям,
понимаем мотивы поступков, учимся уважать малышей.

  • Прочтите
    тихие и звонкие стихи Ирины Пивоваровой:
  •            Светлячок
  • Как-то
    в разгаре
  • Цветущего
    лета
  • Маленький
  • Чёрный
  • Учёный
  • Жучок
  • Сшил
    себе платье
  • Из
    лунного
  • Света…
  • Видите,
  • Во-он
    пролетел
  • Светлячок?
  •            Тайна
  • Я
  • тебе
  • Открою
    тайну,
  • Никому
  • Не
    говори!
  • Если
    рано
  • Ты
  • проснёшься,
  • если
    встанешь
  • До
    зари,
  • Если
    тихо
  • Выпьешь
    чаю,
  • Если
  • выйдешь
  • Из
    дверей,
  • Если
    ты
  • Пойдёшь
    направо,
  • А
    потом
  • Чуть-чуть
  • левей,
  • Обогнёшь
  • Большой
    колодец,
  • Обойдёшь

Засохший
пруд…

  1. Там,
  2. у
    старой
  3. Водокачки,
  4. Под
    забором
  5. Две
    собачки
  6. Громко
  7. косточку
  8. Грызут!
  9.            Вежливый
    ослик
  10. Был
    ослик
  11. Очень
    вежливый,
  12. Воспитанный
    он был.
  13. Всем
    улыбался,
  14. Кланялся
  15. И
    «здравствуй»
  16. Говорил.
  17. Потом
  18. Он
    отходил на шаг
  19. И
    говорил:

  20. Тюлень — тюфяк,
  21. А заяц
    — трус,
  22. А лев
    — дурак,
  23. А слон
    — обжора

И
толстяк…

  • Ни
    разу доброго
  • Словца
  • Он не
    сказал
  • Ни про
    кого, —
  • И я
    прошу тебя,
  • Дружок,
  • Не
    будь похожим
  • На
    него!
  •            Жила-была
    собака
  • Жила-была
    собака.
  • Она
    была большая,
  • И был
    у той собаки
  • Огромный
    рыжий хвост.
  • И вот,
    когда собака
  • Бежала
    по дороге,
  • За нею
    пыль вставала
  • Почти
    до самых звёзд.
  • И были
    у собаки
  • Огромнейшие
    зубы,
  • И
    лаяла собака,
  • Как
    миллион собак.
  • Когда
    она дышала,
  • С
    домов слетали крыши
  • И все
    деревья гнулись
  • И это
    было так.

Жила-была
собака…

  1. Но
    только ты не бойся,
  2. Она
    была послушной
  3. И
    доброю была.
  4. Меня
    она любила
  5. И в
    гости приходила,
  6. И ела
    хлеб с вареньем,
  7. И
    сладкий чай пила.
  8. И
    добрая собака
  9. Со
    мной гулять ходила
  10. И
    ласково крутила
  11. Своим
    большим хвостом.
  12. А вот
    что было дальше,
  13. Ещё я
    не придумал.
  14. Сначала
    я придумаю,
  15. А
    расскажу потом.
  16.            Лягушка
    и звезда
  17. Однажды
    решила
  18. Лягушка
    в пруду:
  19. «Подпрыгну
  20. И с
    неба
  21. Достану
  22. Звезду!»
  23. И тут
    же,
  24. Подпрыгнув,
  25. Разинула
    пасть,
  26. И в
    пасть её
  27. Муха
  28. Успела
    попасть.
  29. С тех
    пор
  30. Говорила
  31. Лягушка
    повсюду:

  32. Звезда – это чудо?

Подумаешь,
чудо!!

Мне
как-то на ужин

Попалась

Звезда…

  • Ну,
    муха и муха!
  • Одна
    ерунда!
  •            ***
  • Долго
    мы искали,
  • Долго
    мы искали,
  • (Обошли
    деревни,
  • Села,
    города)
  • Мальчика,
  • Который
  • Любит
    чистить зyбы,
  • И
    девочкy,
  • Которая
  • Не
    плачет никогда.
  • Долго
    мы искали,
  • Долго
    мы искали,
  • И
    вдрyг мы отыскали
  • Без
    всякого трyда
  • Девочкy,
  • Которая
  • Любит
    чистить зyбы,
  • И
    мальчика,
  • Который
  • Не
    плачет никогда.
  •            Ученик
  • Я
    тороплюсь,
  • Я в
    школу мчусь.
  • Ура!
  • Я
    школьник!
  • Я
    учусь!

…И
вот мой класс,

  1. Мой
    первый «А».
  2. Я в
    нём два дня
  3. Учился.
  4. Узнал
    я столько
  5. За два
    дня!
  6. Даю
    вам слово, —
  7. Из
    меня
  8. Учёный
  9. Получился.
  10.            Удивительно
  11. В
    нашей комнате светло
  12. Удивительно!
  13. Муха
    села на стекло
  14. Удивительно!
  15. Солнце
    греет все сильней
  16. Удивительно!
  17. А на
    ветке воробей
  18. Удивительно!
  19. Вот
    открылась наша дверь

  20. Удивительно!
  21. Мама в
    комнате теперь

  22. Удивительно!
  23. У мамы
    круглые глаза
  24. Удивительно!
  25. Что ты
    делал три часа?

Удивительно?!!

  •            Ну и
    что?
  • — Был
    однажды старый дом.
  • — Ну и
    что?
  • — Мыши
    жили в доме том.
  • — Ну и
    что?
  • — У
    мышей была нора.
  • — Ну и
    что?

  • Очень тёмная дыра.
  • — Ну и
    что?
  • — Вёл
    в нору подземный ход.
  • — Ну и
    что?
  • — Там
    весёлый жил народ.
  • — Ну и
    что?
  • — На
    головках колпачки.
  • — Ну и
    что?
  • — А на
    ножках башмачки.
  • — Ну и
    что?
  • — Тот
    народ ел целый год,
  • — Ну и
    что?

  • Старый, чёрствый бутерброд.
  • — Ну и
    что?

  • Бутерброд украли мыши.
  • — Ну и
    что?
  • — Из
    твоей тарелки, Гриша.

— Ну?!

  1.            Если
  2. Если в
    нашей кyхне
  3. Долго-долго
    плакать,
  4. Станyт
    в нашей кyхне
  5. Громко
    жабы квакать,
  6. Зацветyт
    кyвшинки,
  7. Вырастет
    осока,
  8. И
    придется в кyхню
  9. Строить
    мост высокий.
  10. Приходите
    по мостy,
  11. Гости
    дорогие!
  12. Приносите
    нам платки –
  13. Чистые,
    сyхие!
  14.            Старая
    лестница
  15. Старая
    лестница,
  16. Что ж
    ты не спишь?
  17. Что ты
    всё время
  18. Скрипишь
    и скрипишь?
  19. Милый
    мой мальчик,
  20. Когда
    же мне
  21. Спать?
  22. Надо
    людей
  23. Провожать
  24. И
    встречать.
  25. Чтоб
    не устали,
  26. Чтоб
    не упали,
  27. Надо
    перила
  28. Им
    подавать.

  29. Старая лестница,
  30. Но,
    между прочим,
  31. Люди
    не ходят
  32. По
    лестницам
  33. Ночью.
  34. Так
    почему ж ты
  35. Ночами
  36. Не
    спишь?
  37. — А по
    ночам, —
  38. Ты
    поверь мне,
  39. Малыш,
  40. То
    тяжелы,
  41. То
    легки,
  42. Словно
    дым,
  43. Сны
    сюда входят
  44. Один
    за другим.
  45. Тихо
    под ними

Ступени
поют…

Слышишь,
мой мальчик?

Они
уже тут.

Источник: http://vokrugknig.blogspot.com/2014/03/blog-post_4.html

Методическая разработка урока чтения на тему «И. Пивоварова «Вежливый ослик» (1 класс УМК «Школа России»)

  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области
  • Интернет-конференция
  • Название работы:
  • Методическая разработка урока чтения на тему
  • «И. Пивоварова «Вежливый ослик»
  • (1 класс УМК «Школа России»)
  • Номинация:
  • Методические разработки (занятия, уроки) по использованию педагогических технологий сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения в условиях образовательного учреждения
  • Участник:
  • Овцынова Ольга Васильевна, учитель начальных классов
  • г. Губкин

2013 год Тема урока: «И. Пивоварова «Вежливый ослик» Дидактические цели: создание условий для развития речевых умений; воспитывать вежливость и внимательное отношение к окружающим. Тип урока: комбинированный. Задачи урока: предметные: уметь находить и объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием; совершенствовать выразительность и осознанность чтения; уметь придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям; личностные: уметь использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к другим людям. Метапредметные задачи урока: познавательные: уметь сравнивать искусство слова с другими видами искусства, совершенствовать навыки читательской самостоятельности анализировать средства выразительности, определять жанр и тему произведения; регулятивные: уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, различать способ и результат действия, самостоятельно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников; коммуникативные: уметь сопоставлять и описывать характер и поступки героев литературных произведений, используя соответствующую лексику; уметь участвовать в диалоге, аргументировать свою позицию и выслушивать мнение партнёра. Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый. Образовательные ресурсы: мультимедийный проектор, индивидуальные папки — накопители с таблицами слов; учебник «Литературное чтение» для 1 класса/ Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В.Голованова. — М.: Просвещение, 2011 год.

Ход урока I. Организационный момент.

  1. Долгожданный дан звонок,
  2. Начинается урок.
  3. Сядем прямо, не согнемся,

За работу мы возьмемся! 1. Создание настроения. Игра-релаксация. Закройте глаза и представьте, что вы маленькие птички. Летаете по душистому летнему лесу, вдыхаете его ароматы и любуетесь его красотой.

Вот вы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и вы вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку.

Сев на краю ручья, вы почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке. А теперь откройте глаза, и пусть пережитые чувства помогут вам оставаться в хорошем настроении весь урок. 2. Кинезиологические упражнения.

«Колечко» (Упражнение для быстрого включения в работу, улучшения внимания) Поочередно и как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем по­следовательно указательный, средний и т.д. Проба выпол­няется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе «Дом, ёжик, замок» (Упражнение для развития межполушарного взаимодействия): Дом — пальцы рук соединяем под углом, большие пальцы соединяем. Ежик — поставим ладони под углом друг к другу. Расположим пальцы одной руки между пальцами другой. Замок — Ладони прижимаем друг к другу. Пальцы переплетаем. II.

Разминка. — Подготовим глаза, язык и губы к чтению: 1. Артикуляционная гимнастика: (слайд 1) «Ребята-лягушата» — Тянуть губки прямо к ушкам — очень нравится лягушкам, Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца. «Ребята-слонята» — Подражаю я слону, губки хоботком тяну. «Разговор рыбок» (хлопают губами друг о друга, произнося глухой звук) 2. Таблица слов (папка-накопитель).

  • волк
  • герб
  • зонт
  • куст
  • кадр
  • лист
  • март
  • метр
  • серп
  • торт
  • танк
  • тигр
  • фант
  • весть
  • гость
  • кость
  • часть
  • сесть
  • свет
  • слон
  • слог
  • след
  • слеп
  • спор
  • стих
  • слом
  • смех
  • снять
  • свет
  • трап
  • трос
  • трон
  • трус
  • ткань
  • твой хвост

— чтение под «хлопок» столбиком, «змейкой». 3. Чтение скороговорки (многократное чтение) (слайд 2) Все бобры добры для своих бобрят. — ознакомительное чтение, — убыстренное чтение, — с постановкой логического ударения, — чтение в темпе скороговорки. III. Физминутка для глаз (слайд 3, электронная физкультминутка «Матрёшки»). IV.

Постановка цели урока. — Какого человека можно назвать вежливым? — Сегодня на уроке мы прочитаем произведения о вежливости. (Звучит песня «Улыбка», сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского). — Какой же силой обладает улыбка? 1. Изучение нового материала.

— Что значит быть вежливым? — Какие правила вежливости должен знать и выполнять каждый человек? — Какие «вежливые» слова вы знаете? 2. Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Вежливый ослик».

— Как называется стихотворение? — Кто его автор? — Как вы думаете, о ком это произведение? — Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами: веж-ли-вый — вежливый вос-пи-тан-ный — воспитанный кла-нял-ся — кланялся от-хо-дил — отходил Чтение стихотворения заранее подготовленными обучающимися вслух. 3. Анализ стихотворения.

— Объясните название произведения. — Можно ли назвать героя стихотворения вежливым? Почему? — Какой совет дает автор? Чтение за «диктором» — Почему автор советует нам не брать пример с такого «вежливого» ослика? Упражнение «Спринт» — прочитать отрывок стихотворения, в котором ослик описывается вежливым и приветливым.

— Прочитайте строки, где ослик изображён злым, невежливым. — С какой интонацией надо прочесть эти строки? — Как можно назвать поведение ослика? — Что такое лицемерие? (Лицемерие-поведение того, кто скрывает свои недостойные чувства, намерения, убеждения за хорошими словами).

— Прочитайте слова: добрый, злой, воспитанный, дерзкий, грубый, ласковый, лицемерный, честный, обманщик. — Какие из них можно использовать в характеристике героя этого произведения? — Прочитайте совет автора. С какой интонацией надо читать эти строки? «Жужжащее» чтение — чтение вполголоса всего стихотворения.

— Прочитайте стихотворение выразительно вслух, соблюдая знаки препинания. V. Музыкальная физминутка «Кошки и мышки» (слайд 4). 4. Упражнения на внимание и мышление. «Фотографирование» слов (слайд 5) тюлень слон заяц дружок 5. Работа в парах. — Решите пример (слайд 6) пок + ра + ы — ак + ж — о + ок = — Восстановите текст.

(слайд 7) Стояла ЯРОЗНАМО зима. Были НЫЕСИЛЬ морозы. Дети сделали КИМУШКОР для птиц. В кормушки они насыпали НАЗЁР. VI. Итог урока, Оценка работы. — Какую цель ставили? — Достигли цели? — Назовите тему урока. — Оцените свою работу на уроке, используя схему: Я знаю …. Я смог…. VII. Рефлексия. — Покажите, какое у вас настроение. Оцените свою работу на уроке, раскрасив того человечка, который ближе по настроению.

Пивоварова «Вежливый ослик» читать

— Спасибо за урок!

Источник: https://for-teacher.ru/edu/nachalnye_klassy/doc-xhvxuij.html

Урок 62. и. пивоварова. «вежливый ослик». я. аким. «моя родня». ю. энтин. «про дружбу» — Литературное чтение — 1 класс — Российская электронная школа

Литературное чтение, 1 класс

Урок 62. И. Пивоварова. «Вежливый ослик». Я. Аким. «Моя родня». Ю. Энтин. «Про дружбу»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Хорошие и плохие человеческие качества.
  2. Что означает понятие «вежливость».
  3. Кого можно считать близким человеком и настоящим другом.
  • Глоссарий по теме
  • Вежливость; благодарность; доверие; дружба.
  • Основная и дополнительная литература по теме урока:

— Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл., в 2-х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.2 — М.: Просвещение, 2016. , С. 39-41, 49.

Читайте также:  Коваль «мне ужасно интересно» читать

— Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс, авт. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В

Цели: познакомиться с произведениями И. Пивоваровой «Вежливый ослик», Я. Акима «Моя родня», Ю. Энтина «Про дружбу».

  1. Задачи: обучиться правильному, выразительному чтению; развить умения понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части; тренировать творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
  2. Ожидаемые результаты: на уроке мы научимся выразительно читать произведение, отражая его настроение; сможем высказывать свое мнение о прочитанном; определять главную мысль текста; узнаем пословицы о дружбе; сможем составлять суждения о дружбе и друзьях
  3. Основное содержание урока

В каждом человеке присутствует огромное количество разнообразный качеств и черт характера. Человек может быть добрым или злым, вежливым или грубым, заботливым или себялюбивым. В мире и в каждом из нас там много эмоций!

Сегодня мы познакомимся с новыми стихотворениями, которые будут посвящены разным человеческим качествам. Давайте прочитаем эти стихотворения и поговорим о них по отдельности.

  • Первое стихотворение автора И. Пивоваровой называется «Вежливый ослик»:
  • Был Ослик очень вежливым,
  • Воспитанным он был.
  • Всем улыбался, кланялся
  • И «здравствуй» говорил.
  • Затем он отходил на шаг
  • И говорил: «Тюлень — тюфяк.

А заяц — трус. А лев — дурак.

  1. А слон — обжора и толстяк».
  2. Ни разу доброго словца
  3. Он не сказал ни про кого,
  4. И я прошу тебя, дружок,
  5. Не будь похожим на него!

Почему автор не советует быть похожим на такого ослика? Посмотрите, каким его изображает поэт – ослик показывает себя всем только с положительной стороны-какой он воспитанный и вежливый. Но стоит его собеседнику отвернуться – как ослик тут же начинает говорить про него всякие гадости! Если так будет поступать человек, то вряд ли он когда-нибудь найдет себе друзей.

Как вы думаете, почему? Да потому, что с таким обманщиком и лицемером никому не будет приятно дружить! Ведь друг – это тот, в ком мы уверены, кто будет говорить о своем товарище только хорошее и всегда за него заступаться. Говорить своему друг в лицо, какой он замечательный, а за спиной обсуждать его недостатки – это совсем не дружба.

Поэтому автор настоятельно просит – не повторяйте таких поступков ослика!

  • Совсем противоположным ослику героем является мальчик из стихотворения Я.Акима «Моя родня»:
  • Мама с папой — моя родня.
  • Нет роднее родни у меня.
  • И сестрёнка родня, и братишка,
  • И щенок лопоухий Тишка.
  • Я родных своих очень люблю.
  • Скоро всем подарки куплю.
  • Папе будет моторная лодка,
  • Маме в кухню волшебная щётка
  • Молоток настоящий братишке,
  • Мяч сестрёнке, конфета Тишке.
  • А ещё есть друг у меня.
  • Друг Серёжка мне тоже родня.
  • Я к нему прибегаю с утра
  • Без него мне игра не игра.
  • Все секреты ему говорю,
  • Всё на свете ему подарю.

В стихотворении ясно чувствуется, как дорожит мальчик своей семьей. Но и кроме родственников близким для себя человеком он считает лучшего друга Сережу. И даже объясняет нам, почему же Сережа так ему дорог – без него даже игра не идет! А еще ему можно доверить все секреты.

Это – настоящий друг! Такой, к которому хочется бежать со всех ног, с которым интересно, весело, а главное – такой друг явно никогда не даст обидеть своего товарища. И посмотрите, сколько благодарности идет от мальчика к своим родным – ему хочется задарить их подарками за их любовь и заботу.

Это гораздо важнее показной вежливости ослика из прошлого стихотворения, который уж точно не испытывал подобных чувств.

  1. Третье наше стихотворение принадлежит автору Ю.Энтину и называется «Про дружбу»:
  2. Дружит с солнцем ветерок,А роса – с травою.Дружит с бабочкой цветок,
  3. Дружим мы с тобою.

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4178/conspect/

Ирина Пивоварова: «Очень люблю, когда дети смеются…»

3 марта – Всемирный день писателя. И может не случайно, в этот день в этом году празднуют юбилей 2 замечательные писательницы, две Ирины – Токмакова и Пивоварова. Вчера мы рассказали об Ирине Токмаковой, сегодня – знакомьтесь, кто еще не знаком — известная детская писательница и поэтесса Ирина Михайловна Пивоварова (1939 – 1986).

Ирина Михайловна Пивоварова родилась в Москве 3 марта 1939 г. в семье врача. В 1963 году окончила факультет прикладного искусства Московского текстильного института, потом работала художником на Мосфильме и первые короткие рассказы напечатала там же, в многотиражке. Первые детские стихи были опубликованы в журнале «Весёлые картинки» в 1964 г., через год вышла первая книжка.

Её стихи, рассказы и повести были невероятно популярны у детей и в 1960-е, и в 1970-80-е годы. В середине 70-х – начале 80-х годов Ириной Пивоваровой написаны повести, ставшие золотым фондом детской юмористики. Заразительно смешные, эксцентричные, психологически достоверные «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса» (1975), повести «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 «А» (1977), «Старичок в клетчатых брюках» (1981) и «Однажды Катя с Манечкой» (1986), «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной» принесли в русскую литературу особый, отличный от Н. Носова и В. Драгунского «девчоночий» угол зрения, стиль и язык. Излюбленные героини Ирины Михайловны – комические, почти клоунские пары. Подруги Люся Синицына и Люся Косицына, сёстры Катя и Маня Сковородкины находятся в постоянном притяжении – отталкивании. Практицизм и возвышенные идеалы, властность и уступчивость, эгоизм и бескорыстие – весь спектр социальных и психологических конфликтов современной школы отразила эта проза.

В рассказах Пивоваровой – насыщенная событиями и размышлениями жизнь школьников. На страницах её книг постоянно присутствуют игра, смех, песни – то, без чего немыслимо детство. Стихи о школе составили поэтический сборник «Школьное окно», проиллюстрированный самим автором.

В нём на разные голоса заговорили не дети, не учителя, а предметы, создающие атмосферу школьной жизни – Стол, Мел, Пенал, Ластик, Промокашка (тогда ещё чрезвычайно важная особа), Звонок и даже Дождь и Муха.

Потеснив дом и игрушки, этот новый предметный мир занял в жизни младшеклассника совершенно особое место.

«Писать детские стихи чрезвычайно интересно. Нельзя их писать, не находясь в состоянии радостной возбуждённости, приподнятости, праздничности», – так говорила о творческом процессе Ирина Михайловна. Вот её рецепт удачных стихов для детей: «Детское стихотворение – это обязательно строгая ясная логика, самые простые слова и непременно хоть маленькое, но открытие! Вы как бы открываете ребёнку маленькие тайны большого мира и вместе с тем удивляетесь и радуетесь». У Ирины Пивоваровой почти каждое слово или строчка – движение, шаг навстречу миру, неожиданный и радостный. Она словно знает какую-то тайну, которую открывает детям – с удовольствием, но не сразу! Пусть читатель пройдёт по лестнице её стихов, не пропустив ни одной ступеньки. 

Песни на стихи Ирины Михайловны украсили репертуар многих исполнителей бардовской песни, по её произведениям было снято пять мультфильмов, а в 1984 году, за два года до смерти поэтессы, фирма «Мелодия» выпустила грампластинку «Только для детей» – Ирина Пивоварова сама читала маленьким слушателям свои стихи.

Воспитание без назидания, без поучения – вот одна из задач, которую успешно выполняют книги Ирины Пивоваровой. О своей работе она написала так: «Прозу, как и стихи, я пишу весело.

Очень люблю, когда дети смеются! Если мне приходится их учить, стараюсь, чтобы это было незаметно». Более 15 книг написано Пивоваровой для детей. Но они и для взрослых, родителей, педагогов.

Ведь читая её повести, рассказы, стихи, мы становимся добрее к детям, терпимее к их оплошностям, понимаем мотивы поступков, учимся уважать малышей.

  • Прочтите тихие и звонкие стихи Ирины Пивоваровой:
  •            Светлячок
  • Как-то в разгаре
  • Цветущего лета
  • Маленький
  • Чёрный
  • Учёный
  • Жучок
  • Сшил себе платье
  • Из лунного
  • Света…
  • Видите,
  • Во-он пролетел
  • Светлячок?
  •            Тайна
  • Я
  • тебе
  • Открою тайну,
  • Никому
  • Не говори!
  • Если рано
  • Ты
  • проснёшься,
  • если встанешь
  • До зари,
  • Если тихо
  • Выпьешь чаю,
  • Если
  • выйдешь
  • Из дверей,
  • Если ты
  • Пойдёшь направо,
  • А потом
  • Чуть-чуть
  • левей,
  • Обогнёшь
  • Большой колодец,
  • Обойдёшь

Засохший пруд…

  1. Там,
  2. у старой
  3. Водокачки,
  4. Под забором
  5. Две собачки
  6. Громко
  7. косточку
  8. Грызут!
  9.            Вежливый ослик
  10. Был ослик
  11. Очень вежливый,
  12. Воспитанный он был.
  13. Всем улыбался,
  14. Кланялся
  15. И «здравствуй»
  16. Говорил.
  17. Потом
  18. Он отходил на шаг
  19. И говорил:
  20. — Тюлень — тюфяк,
  21. А заяц — трус,
  22. А лев — дурак,
  23. А слон — обжора

И толстяк…

  • Ни разу доброго
  • Словца
  • Он не сказал
  • Ни про кого, —
  • И я прошу тебя,
  • Дружок,
  • Не будь похожим
  • На него!
  •            Жила-была собака
  • Жила-была собака.
  • Она была большая,
  • И был у той собаки
  • Огромный рыжий хвост.
  • И вот, когда собака
  • Бежала по дороге,
  • За нею пыль вставала
  • Почти до самых звёзд.
  • И были у собаки
  • Огромнейшие зубы,
  • И лаяла собака,
  • Как миллион собак.
  • Когда она дышала,
  • С домов слетали крыши
  • И все деревья гнулись
  • И это было так.

Жила-была собака…

  1. Но только ты не бойся,
  2. Она была послушной
  3. И доброю была.
  4. Меня она любила
  5. И в гости приходила,
  6. И ела хлеб с вареньем,
  7. И сладкий чай пила.
  8. И добрая собака
  9. Со мной гулять ходила
  10. И ласково крутила
  11. Своим большим хвостом.
  12. А вот что было дальше,
  13. Ещё я не придумал.
  14. Сначала я придумаю,
  15. А расскажу потом.
  16.            Лягушка и звезда
  17. Однажды решила
  18. Лягушка в пруду:
  19. «Подпрыгну
  20. И с неба
  21. Достану
  22. Звезду!»
  23. И тут же,
  24. Подпрыгнув,
  25. Разинула пасть,
  26. И в пасть её
  27. Муха
  28. Успела попасть.
  29. С тех пор
  30. Говорила
  31. Лягушка повсюду:
  32. – Звезда – это чудо?

Подумаешь, чудо!!

Мне как-то на ужин

Попалась

Звезда…

  • Ну, муха и муха!
  • Одна ерунда!
  •            ***
  • Долго мы искали,
  • Долго мы искали,
  • (Обошли деревни,
  • Села, города)
  • Мальчика,
  • Который
  • Любит чистить зyбы,
  • И девочкy,
  • Которая
  • Не плачет никогда.
  • Долго мы искали,
  • Долго мы искали,
  • И вдрyг мы отыскали
  • Без всякого трyда
  • Девочкy,
  • Которая
  • Любит чистить зyбы,
  • И мальчика,
  • Который
  • Не плачет никогда.
  •            Ученик
  • Я тороплюсь,
  • Я в школу мчусь.
  • Ура!
  • Я школьник!
  • Я учусь!

…И вот мой класс,

  1. Мой первый «А».
  2. Я в нём два дня
  3. Учился.
  4. Узнал я столько
  5. За два дня!
  6. Даю вам слово, —
  7. Из меня
  8. Учёный
  9. Получился.
  10.            Удивительно
  11. В нашей комнате светло
  12. Удивительно!
  13. Муха села на стекло
  14. Удивительно!
  15. Солнце греет все сильней
  16. Удивительно!
  17. А на ветке воробей
  18. Удивительно!
  19. Вот открылась наша дверь
  20. — Удивительно!
  21. Мама в комнате теперь
  22. — Удивительно!
  23. У мамы круглые глаза
  24. Удивительно!
  25. Что ты делал три часа?

Удивительно?!!

  •            Ну и что?
  • — Был однажды старый дом.
  • — Ну и что?
  • — Мыши жили в доме том.
  • — Ну и что?
  • — У мышей была нора.
  • — Ну и что?
  • — Очень тёмная дыра.
  • — Ну и что?
  • — Вёл в нору подземный ход.
  • — Ну и что?
  • — Там весёлый жил народ.
  • — Ну и что?
  • — На головках колпачки.
  • — Ну и что?
  • — А на ножках башмачки.
  • — Ну и что?
  • — Тот народ ел целый год,
  • — Ну и что?
  • — Старый, чёрствый бутерброд.
  • — Ну и что?
  • — Бутерброд украли мыши.
  • — Ну и что?
  • — Из твоей тарелки, Гриша.

— Ну?!

  1.            Если
  2. Если в нашей кyхне
  3. Долго-долго плакать,
  4. Станyт в нашей кyхне
  5. Громко жабы квакать,
  6. Зацветyт кyвшинки,
  7. Вырастет осока,
  8. И придется в кyхню
  9. Строить мост высокий.
  10. Приходите по мостy,
  11. Гости дорогие!
  12. Приносите нам платки –
  13. Чистые, сyхие!
  14.            Старая лестница
  15. Старая лестница,
  16. Что ж ты не спишь?
  17. Что ты всё время
  18. Скрипишь и скрипишь?
  19. Милый мой мальчик,
  20. Когда же мне
  21. Спать?
  22. Надо людей
  23. Провожать
  24. И встречать.
  25. Чтоб не устали,
  26. Чтоб не упали,
  27. Надо перила
  28. Им подавать.
  29. — Старая лестница,
  30. Но, между прочим,
  31. Люди не ходят
  32. По лестницам
  33. Ночью.
  34. Так почему ж ты
  35. Ночами
  36. Не спишь?
  37. — А по ночам, —
  38. Ты поверь мне,
  39. Малыш, —
  40. То тяжелы,
  41. То легки,
  42. Словно дым,
  43. Сны сюда входят
  44. Один за другим.
  45. Тихо под ними

Ступени поют…

Слышишь, мой мальчик?

Они уже тут.

Источник: https://vokrug-knig.livejournal.com/49228.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector