Обучение детей младшей группы трудовым действиям

Определение 1

Трудовая деятельность в ДОУ – это деятельность, направленная на формирование у детей необходимых туровых навыков по самообслуживании, помощи взрослым и т.д.

Трудовая деятельность играет большую роль в развитии личности ребенка, чем раньше начнется приучение ребенка к труду, тем лучше для его развития. Приучение к трудовой деятельности в ясельной группе происходит через разнообразные игры, благодаря им детям проще усвоить информацию и сформировать новые навыки.

В первой младшей группе занятия по трудовой деятельности направлены на усвоение манеры поведения в бытовых ситуациях.

Несмотря на то, что дети этого возрасте еще не выполняют все действия по своему обслуживаю самостоятельно, некоторые действия им все же удается совершать самостоятельно, например, ребёнок может самостоятельно снять обувь, шапку, шарф, перчатки, помыть руки. Для того, чтобы все дети научились навыкам самообслуживания воспитатели используют множество игр и занятий.

Обучение детей младшей группы трудовым действиям

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Перспективное планирование различных видов трудовой деятельности в первой младшей группе

Сентябрь

Умывание. Дети учатся правильно умываться, не мочить одежду, открывать и закрывать воду.

Помощь в накрывании на стол. Дети помогают нянечке ставить и убирать салфетницы и хлебницы на стол, дети учатся помогать взрослым.

Упражнение «Разложи карандаши». Во время этого упражнения ребёнок учится раскладывать карандаши в стаканчики. Ребенку прививается любовь к чистоте и порядку, желание помогать взрослым и стремление довести начатое дело до конца.

Октябрь

Игра «Положи мусор в ведро». Воспитатель объясняет детям, что для мусора существует специальное место, куда следует его выбрасывать, таким образом детям прививается любовь к чистоте и порядку.

Полив растений. Дети учатся ухаживать за растениями, воспитатель объясняет, что растения являются живыми и нуждаются в уходе, учит правильно поливать их, используя необходимое количество воды, поливают под листья у корней.

Обучение детей выворачивать колготки. Дети учатся правильно обращаться с предметами одежды, учатся выворачивать колготки и одевать их, это упражнение впитывает самостоятельность и аккуратность.

Ноябрь

Беседа «Всему свое место». Дети приучаются убирать игрушки на свои места, каждое место соответствует своим игрушкам. Во время этого занятия детям прививается аккуратность бережное отношение к вещам.

Одевание и раздевание. Упражнение «Надень-сними куртку», дети учатся одевать и снимать верхнюю одежду, убирать ее в шкафчик.

Занятие «Посади лук». Дети сажают лук в землю, знакомятся со строением луковицы, поливают ее, во время этого занятия у детей формируется навык помощи взрослым и воспитывается положительное отношение к трудовой деятельности.

Декабрь

Упражнение «Закатаем рукава». Дети учатся перед умыванием закатывать рукава для того, чтобы не намочить их. Во время этого упражнения дети учатся быть аккуратными.

Опрыскивание комнатных растений водой. Во время этого занятия дети учатся правильно ухаживать за комнатными растениями, пользоваться пульверизаторов, дозировать количество воды.

Занятие «Одежда ложится спать». Дети учатся аккуратно складывать свою одежду на стул перед сном. Это занятие прививает детям аккуратность, опрятность, дети учатся следить за своими вещами.

Во втором полугодии занятия немного усложняются.

Январь

Привлечение детей к помощи воспитателю. Дети помогают воспитателю подговориться к занятию, расставляют необходимые для урока вещи на столы. Дети учатся выполнять простые поручения.

Упражнение «Все мы делаем по порядку». Во время этого упражнения дети учатся снимать и одевать свою одежду в определенном порядке.

Февраль

Упражнение «Расставь стулья». Дети учатся правильно следовать инструкциям преподавателя. Это упражнение формирует у ребёнка положительное отношение к труду, воспитывает ответственность и самостоятельность.

Мытье игрушек. Воспитатель приобщает детей к мытью игрушек. Дети учатся выполнять надлежащий уход за игрушками и помогать взрослым, в ходе этого занятия у детей воспитывается трудолюбие и желание помогать.

Наблюдение за трудом дворника. Дети смотрят как дворник убирает снег, посыпает дорожу песком, убирает мусор. В ходе этой деятельности дети учатся уважать труд взрослых, сохранять результаты его трудовой деятельности.

Март

Отработка навыка застегивания пуговиц. Дети учатся правильно застёгивать пуговицы, в ходе этого упражнения ребёнок учится проявлять терпение, доводить начатое дело до конца.

Упражнение «Расставь игрушки». Дети учатся убирать игрушки на соответствующие места, расставлять машинки, складывать инструменты в коробки, рассаживать кукол в кукольный дом. Этот вид трудовой деятельности прививает детям самостоятельность, умение организовывать и сохранять порядок, учит бережному отношению к вещам.

Апрель

Кормление птиц. Перед началом этой деятельности, воспитатель должен подготовить корм для птиц (хлебные сухарики, пшено и т.д.), дети вместе с воспитателем бросают корм птицам, дети учатся взаимодействовать с воспитателем во время трудового процесса, наблюдают за поведением птиц, детям прививают любовь к живой природе, желание помогать.

Сбор игрушек после прогулки. Дети учатся действовать согласно указаниям старших, детям прививают дружеское отношение к игрушкам, учат работе в коллективе.

Май

Протереть от пыли полки для игрушек. Детей продолжают обучать порядку, воспитывают любовь к чистоте.

Упражнение «Намылим ручки». Дети учатся правильно пользоваться мылом, намыливать и смывать руки.

Помощь воспитателю в ремонте книги. Дети наблюдают за трудом взрослого, выполняют простые действия по склеиванию бумажных деталей. Учатся уважать труд других людей, и помогать взрослым.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/kartoteka_trudovoy_deyatelnosti_v_i_mladshey_gruppe/

Трудовое воспитание в младшем дошкольном возрасте

Консультацию подготовила воспитатель МДОУ д/с № 8 Куренкова А.В.

Обучение детей младшей группы трудовым действиям
В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека». Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

  • Цель трудового воспитания: формирования положительного отношения к труду.
  • Задачи:
  • Особенности организации труда в младшем дошкольном возрасте
  • Методы и приёмы организации труда в младшем дошкольном возрасте

1. Сформировать предпосылки к трудовой деятельности (формирование трудовых навыков, формирование компонентов деятельности, формирование общественных мотивов труда). 2. Воспитать положительное отношение к труду взрослых (формирование интересов к труду взрослых, воспитания уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда, воспитание стремления оказывать посильную помощь). 3. Воспитать личность ребёнка (воспитание личностных черт самостоятельности, ответственности, инициативности; воспитание трудолюбия привычка к трудовому усилию, готовность включаться в труд; воспитание положительных взаимоотношений между детьми дружбы, взаимопомощи, заботы о товарищах). На четвёртом году жизни у ребёнка повышаются активность и целенаправленность действий, разнообразнее и координированнее становятся движения. Дети начинают овладевать умением действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому. В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду. Положительная оценка взрослого даже не больших успехов ребёнка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребёнку избалованному, имеющему склонность к зазнайству, следует поощрение использовать осторожно. Как организовать трудовую деятельность в этом возрасте? Ответ на этот вопрос я предлагаю найти в данной разработке.
В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Это объясняется тем, что младшие дошкольники нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, кормить рыб, птиц, поливать растения, собирать овощи на огороде. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки. Во второй младшей группе в поручениях, направленных на выполнение уже хорошо знакомых действий, могут принимать участие три-четыре ребёнка одновременно. Каждый из них выполняет своё задание, действует в темпе, соответствующем своим индивидуальным особенностям и уровню умений, и по окончанию работы получают оценку педагога. Такая организация поручений принимает вид труда рядом: каждый из детей, хотя и работает одновременно с другими участниками, но не испытывает никакой зависимости от них. В средней группе педагог продолжает использовать индивидуальные поручения с целью закрепления сформированных навыков. Во второй половине учебного года в том содержании труда, которым дети овладели в достаточной мере, организация поручений принимает характер коллективной деятельности. Усложнением здесь по сравнению с трудом рядом является предъявление нескольким участникам одновременно общего задания и подведение единого итога результатов труда. При этой форме организации дети впервые ставятся в условия коллективной деятельности. Ребёнок начинает понимать, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил своё задание каждый. В средней группе вводится форма труда дежурства: с начала года – по столовой, со второй половины учебного года – по подготовке к занятиям (если, у детей второй младшей группы сформированы определённые умения дежурства по столовой, то можно их ввести во второй половине учебного года). Дежурный должен выполнять порученное дело самостоятельно, в определённый срок, заботиться обо всех, действовать без напоминания взрослого. Дежурство – это обязанность ребёнка. Детям пятого года жизни трудно учитывать работу друг друга, согласовывать между собой свои действия, поэтому организация дежурства принимает вид труда рядом, т.е. за каждым столом один дежурный (аналогично организованы дежурства и при подготовке к занятиям).

В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельного труда. Основным его видом в этом возрасте остаётся труд по самообслуживанию. Мы в свою очередь поддерживаем интерес к этому виду труда, а решаем – используя игровые приёмы, систематически напоминая и контролируя действия детей. Например: перед мытьём рук говорю, «Сегодня Пчёлка будет проверять, кто плохо завернул рукава, кто насухо вытер руки». Во время раздевания периодически вспоминаем, в каком порядке снимается одежда.

Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребёнка, поощрение его успехов.

В четыре года уже начинает проявляться стремления научить товарища тому, что умеют сами.

Это желательно отмечать; говоря: «Молодец! Помог застегнуть пуговицу, он теперь выглядит опрятно», или «Как хорошо поступил Миша, он помог Андрюше убрать строитель» и т.д.

Но некоторые дети злоупотребляют добротой товарищей и постоянно ждут, когда им помогут, в таком случае надо говорить: «Сейчас Егор уберёт машины на полку и мы поиграем в интересную игру».

Действующий приём в этом возрасте, это привлечение детей к анализу результатов труда. Например: «Сейчас мы с Алиной и Галей посмотрим, как дети оделись.

Посмотрите, как быстро и аккуратно оделась Марина» и т.д. Ко всему к этому надо стараться дать детям больше самостоятельности.

Но в то же время помнить, что приём объяснения и показа способа действий в этом возрасте занимает большое место.

Можно начинать учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т.е. забыл убрать обувь – будешь её искать, не повесила аккуратно платье – будешь ходить в мятом. Хозяйственно-бытовой труд в средней группе начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и в младшей группе основной формой организации этого вида труда являются поручения. Которые дают возможность привлекать детей всей группы к разной трудовой деятельности.

Так как дети четырёх-пяти лет слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения даются одному ребёнку или небольшой группе. Но наряду с этим должны иметь место и коллективные поручения. Необходимо помочь детям распределить работу, своевременно добиваться результата.

Например, говорим, что решили доверить важное дело, которое нужно выполнять быстро, аккуратно и дружно: навести порядок в шкафу со строителем («Ведь нельзя садиться завтракать, когда вокруг беспорядок!»).

Пока дети убираются их постоянно подбадриваем: «Как приятно смотреть на детей, когда они работают дружно и старательно – дело быстро спориться!»

Читайте также:  Игры на кухне с детьми 2-3-4 лет

Так же приобщаем детей к выполнению и таких поручений, которые, на первый взгляд не дают видимых результатов. Например: просим сходить и что-нибудь принести или отнести, что-то спросить или передать на словах.

При руководстве поручениями действующие приёмы: игровые, совместная деятельность, показ, напоминание и поощрение.

В средней группе усложняется содержание хозяйственно-бытового труда. Если в младшем возрасте дети постигают отдельные трудовые действия, то теперь они осваивают целостные трудовые процессы (моют игрушки, стирают одежду и т.д.).

Этот вид труда советую организовывать в утреннее, но чаще в вечернее время. Проводя работу постоянно доводиться до сознания детей, что сделанная ими работа нужна не только для него, но и для его сверстников, взрослых, всех окружающих.

Дошкольники любят трудиться со взрослыми. В средней группе можно организовать труд детей совместно с родителями, с дворником, няней. Удачно практикуется труд детей и родителей по сооружению снежных построек.

Так же расчистка участка зимой — от снега, осенью и весной – от листьев и т.д. В процессе совместной деятельности взрослые показывают пример положительного отношения к труду, товарищеских взаимоотношений.

Сразу надо стараться приучать ребят выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца. Поощрять за проявленную инициативу.

Непрерывная трудовая деятельность ребёнка не должна превышать 10 минут. Эффективны в этом возрасте так же игровые приёмы. Например, приходит кто-то и просит помочь протереть мебель. Помыть кукольную посуду и т.д. Не следует слишком долго искать виновников беспорядка, а целесообразно обратиться к детям с просьбой, так как на неё они откликнуться охотнее. В своей группе стараемся чаще использовать приёмы – поощрения, говоря: «Посмотрите, как Серёжа хорошо убрал игрушки!». Причём оцениваем не только трудовое действие, но и умения ребёнка правильно, аккуратно обращаться с игрушками. Начиная со второй младшей группы начинаем учить детей дежурить по столовой. Так же вводим дежурство по подготовке к занятиям. На данном этапе ведущими приёмами являются: показ, объяснение и контроль за выполнением действий ребёнка. Всё время стараемся довести до сознания детей, что дежурство – это обязанность каждого перед всеми. Например: «Если плохо продежурите, не постараетесь, то детям будет не приятно». С детьми четырёх-пяти лет уже можно организовать и ручной труд. Так же они могут выполнять поручения, направленные на участие детей в уходе за растениями и животными в уголке природы. При этом объясняется последовательность выполнения действий и результат, для чего мы должны всё это выполнять. Периодически вмести с детьми осматривается уголок природы. Для того, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения. Важно помнить что ребёнка этого возраста больше интересует сам процесс труда, чем его результат, поэтому надо постоянно показывать и объяснять, сколько воды надо дать растению, как рыхлить землю, чтобы неповредить корни; сколько корма посыпать рыбам или птице. В процессе труда привлекается внимание детей на внешний вид растений, поведение животных, учим наблюдать за ними. Всё это способствует развитию наблюдательности, воспитанию бережного, заботливого отношения к растениям и животным. Для получения хороших результатов при организации детского труда и облегчения работы при планировании труда, мной был составлен примерный тематический план трудовой деятельности на месяц, работая по нему можно добиться хороших результатов у детей.

Заключение

Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это, на мой взгляд, один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств. Использование данной разработки, поможет педагогам, грамотно спланировать трудовую деятельность, тактично и умело ввести детей в круг трудового общения, довести до сознания каждого, то, что его труд необходим. Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т.д. Разработанный мною тематический план трудовой деятельности показал свою эффективность. Я заметила, что подобранная деятельность повышает результативность и помогает систематически планировать образовательную область «Труд».

Источник: http://dstopolek.blogspot.com/2013/12/blog-post.html

Методика руководства трудовой деятельностью младших дошкольников

Труд по самообслуживанию (сам себя обслужи) является ведущим видом труда в младшей группе.

Здесь надо учитывать, что самостоятельность – важнейшее психологическое новообразование, возникающее на границе раннего и дошкольного детства, центральная характеристика возраста трех лет: Кризис трех лет – это кризис “Я сам!”, обусловленный разрушением сложившийся и уже не соответствующей возросшим силам ребенка этого возраста системы отношений со взрослыми.

Осознание своей самостоятельности требует самовыражения в деятельности, исключение излишней опеки со стороны взрослых.

При этом роль труда малыша по самообслуживанию так велика, что его влияние на личность ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности.

Ребенок младшего возраста способен научиться самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользоваться туалетом.

Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируется привычки к чистоте, опрятности и аккуратности, которые обеспечивают ос приобщение к гигиенической культуре, здоровому образу жизни.

Важно помочь ребенку овладеть простейшими микропроцессами (надеть или снять носочки, колготки, маячку и т.д.) из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.). Следует научить ребенка соблюдать гигиенические правила поведения за столом во время еды.

Сформировать у него отчетливые представления о предметах одежды и обуви, а так же их назначении и способах использования, правилах обращения с предметами для самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной комнаты, столовые приборы.).

Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида.

Поддерживать первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч, снять сапоги, валенки и. т.д.)

Формируя у детей навыки самообслуживания, следует проводить беседы с родителями, уделяя особое внимание на то, что бы они чрезмерно не опекали своих детей. В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют все условия: удобная одежда, обувь детей, оборудование и планомерная систематическая работа воспитателя.

Навыки хозяйственно-бытового труда также находятся в стадии становления. Здесь важно понять, что у малышей любой трудоворй процесс привлекателен, так как дает возможность проявить самостоятельность, удовлетворить потребность в деятельности.

В работе с младшими дошкольниками следует знать, что для детей 3-4 лет каждый трудовой процесс привлекателен, так как дает возможность не только проявить самостоятельность, но и удовлетворить потребность в деятельности. Педагогу очень важно поддерживать желание детей что-то сделать и получить одобрение. При этом следует обучать детей трудовым действиям.

Обучение предусматривает неторопливый показ и подробное объяснение того, что должен делать ребенок и как надо выполнять то или иное действие. Важно детально показать, точно объяснить каждый прием работы. При этом надо учитывать, что ребенок младшего дошкольного возраста, даже при детальном показе и объяснении, не может усвоить все приемы работы сразу.

Задача воспитателя – так организовать показ и объяснение, чтобы ребенок уяснил и отработал каждый прием, их последовательность. Если воспитатель планирует научить ребенка какому-то действию, он должен сам хорошо его усвоить, представить, из каких приемов оно слагается, в какой последовательности их надо выполнять.

Подробный показ приемов каждого действия и их последовательности воспитатель осуществляет, используя индивидуальное поручение. При такой форме организации труда ребенок тесно взаимодействует со взрослым и под его руководством приобретает нужные навыки.

В процессе показа и объяснения важно направить внимание ребенка как на отдельные приемы, так и на то, как их выполнять. Это позволит избежать механического усвоения детьми способа действий, добиться понимания смысла выполняемых приемов работы. Педагог осуществляет контроль за правильностью каждого отдельного приема и действия в целом.

контроль за деятельностью ребенка позволяет увидеть его успехи и неудачи. Заметив ошибку, воспитатель дополнительно покажет то, что не получается, в чем ребенок испытывает затруднение.

Трудовой навык, как и любой другой , складывается в процессе многократного упражнения. Большие возможности для этого содержаться в дидактических и ролевых играх, игровых упражнениях, широко применяемых в младших группах ДОУ.

Для упражнения детей в застегивании и расстегивании пуговиц, шнуровании и завязывании шнурков используют специальные пособия – «пальто» с петлями и пуговицами; «сапоги» с отверстиями для шнурков; «пояс» с пуговицами и петлей и т.д. Ребенок, совершая нужные действия, овладевает навыками застегивания, расстегивания, шнурования и пр.

Детям предлагаются сюжетно-дидактические игры, например: «Уложим куклу – Соню спать», «Покормим Андрюшу», «Оденем Машу на прогулку», «Ирочка проснулась» и т.д.

В таких играх у детей формируются трудовые навыки, закрепляются некоторые приемы действий.

Когда ребенок воспроизводит новое или малознакомое действие, ему почти всегда нужна помощь взрослого. Педагогу следует это учитывать и направлять свое руководство на оказание помощи. В каждом конкретном случае форма помощи может быть различной.

Например, взрослый помогает ребенку полить растение в уголке природы. Он берет рукой ребенка лейку с водой, кладет носик лейки на край горшка, наклоняет лейку. Из не льется вода и смачивает почву. Воспитатель, хотя и действует за малыша, дает ему почувствовать, что и он работает, что и он что-то может.

Ребенок имеет возможность поупражняться в действии, усвоить его.

Если навыки самообслуживания и хозяйственно-бытового труда у ребенка находятся в стадии освоения, можно свою помощь свести лишь к словесному указанию. Обычно воспитатели прибегают к такой форме помощи, когда ребенок забыл последующую операцию. Воспитатель напоминание:

– Сначала поставь хлебницу, потом салфетницу, затем расставь тарелки и разложи ложки.

Успех ребенка в овладении трудовыми навыками зависит от правильного педагогического руководства, от того, насколько верно выбраны методические приемы, насколько они соответствуют степени освоения навыка.

Особую значимость в методике педагогического руководства трудовым процессом имеет организация многократного упражнения. Упражнять ребенка в действиях самообслуживания, хозяйственно-бытового труда можно по-разному.

Прежде всего, очень важно сделать стабильными те условия, в которых ребенок упражняется в приобретении навыка, те требования, которые к этому предъявляются. Так, если сегодня ребенок после игры с машинами отвез их в «гараж», завра он должен сделать то же самое.

Только в этом случае у малыша будет формироваться навык уборки игрушек.

Педагог использует возникающие ситуации в повседневной жизни для упражнения детей в трудовых действиях. Например, приближается праздник. Надо нарядить кукол, пусть празднуют вместе с детьми. И дети охотно, увлеченно наряжают кукол: надевают им красивые наряды, причесывают…

Формируя трудовые навыки и умения, необходимо поддерживать усилия ребенка в овладении действиями.

Мимика, интонация, взгляд, жест, слово, выражающее одобрение, ласка, шутка или недовольство – действенные средства в воспитании ребенка младшего дошкольного возраста. Получая положительные эмоции ребенок старается справиться с трудностями.

Читайте также:  Рассказы о лете для детей

Педагогу важно поддержать ребенка, заметить даже самый меленький его успех. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе, будет способствовать лучшему выполнению трудовых поручений.

Особого внимание требует методика руководства трудом в природе. Знания и навыки детей не позволяют им быть самостоятельными в трудовой деятельности. Трудятся дети совместно с воспитателем..

Малыши помогают воспитателю ухаживать за животными и растениями в уголке природы и на участке. Их следует привлекать к совместному поливу комнатных растений.

Он учит детей правильно поливать растения, обтирать крепкие кожистые листья влажной тряпочкой.

Дети сажают луковицы и крупные семена в землю, подготовленную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт), поливают посадки. Следует привлекать детей и к сбору урожая овощей: выдергивать редис, морковь, репу. Вместе с воспитателем малыши кормят рыбок и птиц в уголке природы. Корм и его дозировку определяет воспитатель.

Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают 1—2 трудовые операции (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение приготовленной водой и т. д.).

Труд этот кратковременный, но воспитатель должен привлекать к нему всех детей поочередно, так как всем необходимо сформировать элементарные трудовые навыки.

Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей например, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая и т.д. Труд этот будет организован как труд рядом.

Каждый ребенок действует в своем темпе, не испытывая никакой зависимости от других, что очень важно, когда дети только овладевают навыками. И в то же время у них воспитывается интерес к совместному труду.

Во второй младшей группе возможен труд подгруппами. Одновременно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядке или поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с большой подражательностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать.

Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс.

Такая дробность показа связана с недостаточным развитием у детей произвольного внимания, памяти. Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выполнения задания. Оценка всегда положительная, носит воспитательный характер.

Обучение новым трудовым действиям, как правило, осуществляется на занятиях.

Например, занятие на тему: «Посадка душистого горошка» Цель. Учить детей узнавать семена душистого горошка (они коричневые, круглые, гладкие, твердые).

Формировать навыки посадки семян (посадить в бороздки, присыпать землей, полить). Упражнять в использовании обследовательских действий. Активизировать употребление слов, обозначающих особенности семян, а также действия детей, связанные с посадкой.

Вызвать интерес к выращиванию растений.

Организация занятия. Детей посадить за столы, поставленные буквой «П». Приготовить блюдца с семенами, лейки с водой, картинки с изображением душистого горошка. В ящиках с землей сделать бороздки. Ход занятия.

Показать детям картинку с изображением душистого горошка и спросить, хотят ли они вырастить такое же растение. Предложить каждому взять горошину из блюдца и положить перед собой на столе.

Уточнить знания детей о цвете и форме гороха, предложить погладить горошину пальчиком, чтобы определить, гладкая или шероховатая у нее поверхность, затем надавить, чтобы узнать, твердые или мягкие семена, прокатить, чтобы определить ее форму. Далее предложить детям стать возле ящиков.

(Сам воспитатель стоит возле своего ящика, чтобы все дети его видели.) Показать бороздки каждому ребенку, предложить взять по одному семени и положить в бороздку. (Показать, как это сделать.) Контролировать выполнение, показывать, как положить второе семя (на некотором расстоянии от первого).

Контролировать выполнение, помогать тем, у кого не получается. Затем показать, как бороздку, где лежат семена, засыпать землей (прищипнуть землю). Проверить, как дети выполняют задание. Поощрить детей. После того как посадка семян, будет закончена, вместе с детьми полить бороздки.

Содержание труда и методика руководства им в средней группе.

Воспитанники средней группы должны самостоятельно поливать комнатные растения, пользуясь меркой, установленной воспитателем, обтирать растения с кожистыми листьями, вместе с воспитателем поддерживать чистоту растений с опушенными листьями, с листьями, имеющими зазубрины, с мелкими листьями (обливать, опрыскивать, чистить кисточкой), рыхлить землю в цветочных горшках. Дети овладевают первоначальными умениями выращивать растения: помогают взрослым готовить землю для посадок на участке (разравнивают граблями перекопанную землю), сажают крупные семена и луковицы, а затем их поливают, рыхлят землю между рядами, пропалывают грядки с растениями, ярко отличающимися от сорняков (салат, лук).

Дети принимают участие в уборке участка: сгребают листья, разгребают снег на дорожках и т. д.

Они приучаются самостоятельно кормить рыбок и птиц по установленной мерке, помогают убирать клетки (моют поилки, кормушки, вместе с воспитателем чистят клетки).

В средней группебольшое место занимают индивидуальные поручения, но они носят более длительный характер. Дети могут выполнять поручения в течение-2—3 дней. Труд подгруппами также имеет свои особенности. Одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух).

Например, одна группа детей рыхлит землю в горшках, другая обтирает растения. Навыки детей средней группы еще очень несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным. Воспитатель в своей работе использует коллективные формы труда.

Их в основном воспитатель применяет, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способом посадки семян.

Воспитанники средней группы становятся все более самостоятельными в связи с приобретением навыков.

Они охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым; у них начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, критическое отношение к результатам своей деятельности.

У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса.

Все эти особенности развития детей — основа для усложнения методики руководства их трудом. При обучении новой трудовой операции воспитатель позднее уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы (проложить бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа.

По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям. Меняется и характер оценки труда. Теперь не всегда оценка может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции.

Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда.

Он объясняет, почему нужно выполнять ту или иную трудовую операцию: осматривает вместе с детьми растения; проводит пальцем по крупным листьям, выясняя, сильно ли они запылились; находит растения, которые нужно полить (земля сырая, сухая). Если в клетке грязный песок, его надо сменить, в аквариуме мало воды — нужно долить и т. д.

Воспитателю нужно понять, что овладение ребенком навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Сформированные трудовые умения и навыки будут позже служить основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желание трудиться, включать в труд по собственному побуждению.

Параллельно с формированием трудовых навыков, воспитатель ведет работу по ознакомлению с трудом взрослых(помощника воспитателя, дворника, медицинской сестры и т.д.).

Воспитатель в процессе этой работы развивает интерес детей к трудовой деятельности взрослых; дает конкретные представления об их труде, об общественной значимости труда; закрепляет представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах их труда; о названии оборудования, инструментах и материалах необходимых для работы. Вся эта работа направлена на воспитание уважения к труду взрослых, к результатам их труда и стремления подражать взрослым.

Основные формы ознакомления с трудом взрослых: наблюдения, чтение художественных произведений, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры; организация посильной помощи взрослым.

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/7981.html

Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений (стр. 1 из 4)

Введение

Тема моей работы звучит как «Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений».

В психолого-педагогической литературе большое место отводится проблеме трудовой деятельности, как средство развития самостоятельности ребенка. В настоящее время растет число экспериментальных исследований в данной области. Многие педагоги такие как Р.С. Буре, В.Г. Нечаева, Л.В.

Куцакова и другие, считают, что трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.

В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе.

  • Так как в младших группах нет дежурств, у воспитателя имеются большие возможности систематически привлекать большое количество детей к выполнению разнообразных поручений, связанных с трудом в уголке природы, с различным хозяйственно – бытовым трудом в групповой комнате и на участке детского сада.
  • Научный аппарат исследования
    .
  • Цель исследования – обосновать целесообразность использования трудовых поручений в работе по формированию у младших дошкольников трудовых умений.
  • Объект исследования – процесс трудового воспитания в детском саду.
  • Гипотеза – формирование трудовых поручений у детей младшей группы окажется более успешным при условии:
  • А) трудовые поручения будут предлагаться детям и в первую и во вторую половину дня;
  • Б) содержание поручений будет по разным видам труда (самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе);
  • В) руководящей роли воспитателя.
  • Задачи исследования
    :

1. Изучить научную и методическую литературу по проблеме формирования у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений.

2. Проанализировать передовой педагогический опыт по данной проблеме.

3. Провести 3 этапа эксперимента по изучению и формированию у детей младшей группы трудовых навыков и умений.

1. Теоретическое исследование поручений как формы организации труда детей

1.1
Своеобразие труда детей дошкольного возраста

Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процессе труда.

Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду (проявляют внимание к пассажирам, заботятся о том, чтобы обед был вкусным, и т.п.). младшие дошкольники при этом еще не осуществляют конкретных трудовых усилий (они как – будто ведут машину, как – будто готовят обед).

У детей постарше в игре нередко возникает необходимость потрудиться: вымыть посуду, которой пользовались за столом, выкупать куклу – дочку или выстирать ее испачканное платье. Такая игра побуждает их совершать реальные трудовые действия.

Связь труда с игрой обнаруживается и тогда, когда (в более старшем дошкольном возрасте) в ходе ее возникает потребность в атрибутах, необходимых для изображения взятых на себя ролей: матросских шапочках, знаках дорожного движения, флажках, фонариках и др. Желание наиболее полно отразить в игре действия персонажей, точнее передать в постройке своей замысел также побуждает детей включиться в труд.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие по географии, 3-4 класс. сценарий

Нередко труд перемешивается с игрой. Ребенок несет розетки с красками на столы. Возвращаясь к столу воспитателя, он превращает поднос в руль, гудит, изображая машину.

Для трудовой деятельности детей младшего возраста характерен интерес к самому процессу действий. Например: ребенок, полив растения начинает поливать их снова; разложив для каждого ложки на столе, начинает раскладывать на второй.

При недостаточном руководстве трудовой деятельностью детей, она долго продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны малышу сами по себе.

Под влиянием воспитателя, у детей постепенно развивается способность ставить цель, заранее планировать и организовывать свою деятельность (приготовить все, что понадобится, определить последовательность действий), доводить дело до полученного результата.

В трудовой деятельности старших дошкольников четко прослеживаются мотивы общественной пользы. Они охотнее принимают участие в труде, даже не имеющей особой привлекательности, если понимают его значение для других.

1.2
Задачи трудового воспитания в ДОУ

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему; обучение простейшим трудовым навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин.

Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.

Воспитатель рассказывает детям, каким должен быть трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу до конца), что значит хорошо трудиться, заботиться об окружающих, читает им произведения о труде, в которых ярко, эмоционально раскрывается его значение и красота.

Формируя у детей уважение к трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, педагог воспитывает у них бережное отношение к результатам труда.

Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей.

Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая перед трудностями.

Программа воспитания в детском саду раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Содержание труда постепенно расширяется при учете все возрастающего опыта детей, овладения ими навыками.

Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно – гигиенические требования к его организации. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой деятельности, уровню ее самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы.

В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней.

Не следует допускать чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.

Напротив поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия.

Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие группы с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем – втроем, то общее задание может выполнять группа из 6–7 участников).

В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата.

Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.

1.3
Виды детского труда

Труд в детском саду детей многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществляет их всестороннее воспитание.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.

Самообслуживание
направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение самообслуживания заключено в его жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно – бытовой
труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны.

Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате и на участке и по собственной инициативе устранять его.

Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Источник: https://mirznanii.com/a/176374/formirovanie-u-mladshikh-doshkolnikov-trudovykh-umeniy-v-khode-vypolneniya-porucheniy

Трудовое воспитание во 2 младшей группе детского сада

Организация и содержание труда детей второй младшей группы

Гаврилова Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №106 «Росток» г.

Рязань Описание материала: предлагаю вашему вниманию статью об организации и содержании труда детей второй младшей группы, о планомерном и последовательном формировании необходимых трудовых навыков у малышей, о том, какие формы труда наиболее приемлемы в работе с детьми данного возраста.

Данная статья думаю будет интересна воспитателям, работающим в младших группах, и которые только-только начинают приобщать малышей к труду.

Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность.

Воспитатель организует труд детей в трех основных формах: в форме поручений, дежурств и коллективной трудовой деятельности.

В зависимости от возраста детей он отдает предпочтение той или иной форме. Так, в младших группах в наибольшей мере используются поручения. Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручить, значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

Выполнение трудовых поручений вполне доступно детям 3-4 лет. Они с удовольствием откликаются на просьбы взрослого: «Положи ложку сюда», «Давай поищем твои тапочки. Вот они, возьми их, будем надевать». В дошкольном учреждении воспитатель привлекает детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду через отдельные поручения. Воспитатель не только просит ребенка что-то сделать, но сразу же при необходимости дает совет, как, каким способом лучше выполнить поручение: «Поддержи лейку другой рукой, чтобы вода не выливалась. Молодец. А теперь немного нагнись над цветочным горшком, чтобы не облиться и не пролить воду мимо, и поливай эти красивые цветы. Они тебе скажут спасибо, когда попьют водички». В этом примере заключены и поручение, и объяснение способа, и, что очень важно для малышей, поэтапная положительная оценка. Важно, чтобы поручения выполняли все дети. Поэтому воспитателю надо вести учет, кому и какое поручение он давал, как ребенок реагировал на поручение, тщательно ли выполнял. Как правило, маленькие дети с удовольствием берутся за любое дело. Их «трудовые интересы» пока еще не сформировались. Поэтому их легко привлекать к труду. Нужно только, чтобы поручения были доступными и понятными по мотиву и способу выполнения.Поручения, которые дают в младшей группе индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки), — «Лена, возьми метелку и смети снег со всех лавочек, чтобы дети могли сидеть».

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурства – более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей.

Во второй младшей группе в конце года могут быть введены дежурства по столовой. Перед ребенком дежурным ставят только одно условие: помочь няне накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Ребенок раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками.

Руководя детьми, педагог формирует у детей представления о значимости труда дежурных, об очередности в выполнении порученного дела: «Сегодня Сережа позаботится о своих товарищах, будет дежурным за этим столом. А на тот стол будет накрывать Настя. Всем сразу неудобно работать.

Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра – другие дети. Так по очереди все и будут помогать няне».

Во второй младшей группе воспитатель нередко дает индивидуальные поручения одновременно нескольким детям: «Ребята, мы собираемся на прогулку, давайте наведем порядок в группе. Ваня, убери все машинки в «гараж», Маша, поставь всю посудку на полку «на кухне», Катя, убери всех животных в «теремок».

Выполняя задание, малыши трудятся рядом, в работе каждый независим. Это дает возможность ребенку действовать в индивидуальном темпе, что особенно важно на этапе овладения навыком.

На этом этапе обучения детей конкретным умениям еще нецелесообразно объединять их в коллектив, предлагать общие задания: ребенку еще трудно согласовывать темп своей деятельности с темпом работы других детей, обращать внимание на действия сверстников.

Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Формируя начальные навыки самообслуживания, важно учить детей самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.). Воспитывать опрятность, умения замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. Все это требует терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях.

Таким образом, труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематических характер и в нем участвуют все дети.

Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде.

Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Трудовое воспитание в детском саду Трудовое воспитание в детском саду Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Конспект занятия по трудовому воспитанию в младшей группе

  • Час общения о профессиях и трудолюбии в 1-2 классах
  • Воспитание ответственности в организации трудовой деятельности дошкольников
  • Развлечение в старшей группе детского сада «Труд людей»
  • Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе. Изобретения и достижения человека

Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-anatolevna-gavrilova/organizacija-i-soderzhanie-truda-detei-vtoroi-mladshei-grupy.html

Ссылка на основную публикацию