- Сологуб Елена Дмитриевна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 муниципального образования Каневской район.
«Овечки»
- Дидактическая игра для детей средней – старшей подгруппы
Задачи: закрепить умение сравнивать два предмета по длине, пользуясь терминами «длиннее, короче, самая длинная, самая короткая». Формировать знания о домашних животных.
- Ход: детям предлагается помочь овечкам добраться до поляны с сочной травой по дорожкам разной длины и определить, какая из них доберется быстрее и почему.
- Волшебный лес»
- Дидактическая игра для детей младшей – старшей подгруппы
- Задачи: практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. Закрепить умение употреблять в речи термины «самый высокий, выше, ниже, самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий, тоньше»
- Ход: детям предлагается решить игровую ситуацию: волшебник – задавака сказал, что сможет в один миг пересадить все деревья в лесу по высоте, да ошибся.
- Детям предлагается пересадить деревья по высоте.
-
«Помоги друзьям»
- Дидактическая игра для детей старшей группы
Задачи: закрепить умение раскладывать сериационный ряд из одинаковых по ширине и разных по длине полосок(ниток, шнуров, веревок). Учить детей устанавливать морфо – функциональные связи. Пополнить знания детей о названиях жилищ диких животных.
- Ход: детям предлагается решить проблемную ситуацию: предположить, а затем доказать, кто из животных первым доберется до домика и почему.
«Цветоводы»
- Дидактическая игра для детей младшей – старшей подгруппы
Задачи: практиковать в раскладывании предметов в убывающем или возрастающем порядке. Активизировать знания детей о цветах, выращенных на клумбе.
- Ход: предлагаем детям превратиться в садовников и посадить цветы в возрастающем или убывающем порядке.
- Усложнение для детей подготовительной группы: предложить детям посадить цветы по схеме.
«В джунглях»
- Дидактическая игра для детей младшей – старшей подгруппы
- Задачи: практиковать в раскладывании предметов (картинок) в убывающем или возрастающем порядке.
- Активизировать знания детей о животных южных стран.
- Ход: детям предлагается расставить жирафов по росту для прогулки по джунглям.
- «Помоги доктору добраться до животных»
- Дидактическая игра для детей старшей – подготовительной группы
Задачи: закреплять умение отмерять отрезки меркой и сравнивать их длину. Пополнять знания детей о диких животных.
- Ход: детям предлагается помочь доктору добраться до больных животных и с помощью мерки, определив расстояние, сделать вывод, кого доктор вылечит быстрей.
«Научи Зайца строить забор»
- Дидактическая игра для детей младшей – старшей подгруппы
- Задачи: практиковать детей в выкладывании сериационного ряда.
- Усложнение: выкладывание досок забора по схеме.
- Закреплять знания о местах обитания и способе жизни зайца.
Ход: зайцу нужна помощь – он не может построить забор для своего огорода. Детям предлагается помочь ему.
«Проложи тропинку»
Дидактическая игра для детей среднего – старшего возраста
Задачи: закреплять умение раскладывать сериационный ряд из прямоугольников разной длинны. Уточнить значение тропинок в лесу.
- Ход: детям предлагается собрать длинную тропинку из прямоугольников различной длинны.
«Подарки»
- Дидактическая игра для детей младшей – старшей подгруппы
Задачи: учить сравнивать два и больше предметов по длине. Закрепить знания о животных севера.
- Ход: детям предлагается проблемная ситуация: необходимо правильно распределить подарки между животными.
- «Геометрическое лото»
- Дидактическая игра для детей среднего – старшего возраста.
- Цель: закреплять знание детей о геометрических фигурах, развивать быстроту реакции.
- «Нарисуй треугольник ниткой»
- Дидактическая игра для детей среднего – старшего возраста.
Цель: учить детей проводить отрезки из ниток, образовывая треугольники. Закреплять знания о том, что у треугольника три стороны, три угла и три вершины.
- «Помоги мышонку»
- Дидактическая игра для детей среднего – старшего возраста.
- Цель: закреплять знания о геометрических фигурах, учить узнавать их.
- Ход: дети помогают мышонку найти кусочки сыра определенной формы.
- «Помоги кошке добраться до мышки»
- Дидактическая игра для детей старшего возраста.
- Цель: развивать знание названий геометрических фигур, развивать логическое мышление, зрительно восприятие.
- Ход: детям предлагается помочь кошке добраться до мышки по островкам определенной формы (круги)
- «Подбери рукавички»
- Дидактическая игра для детей среднего – старшего возраста
- Цель: учить классифицировать геометрические фигуры по нескольким признакам, дать понятие «пара»
Ход: детям предлагается помочь зайцу собраться на прогулку, а именно найти одинаковые рукавицы. Усложнение: рукавицы могут быть с одной фигурой, двумя – тремя и с узором из геометрических фигур.
- «Геометрические дорожки»
- Дидактическая игра для детей среднего – старшего возраста.
- Цель: учить детей находить закономерность расположения фигур и продолжать её.
- Уточнить значение слов «дорога, дорожка, тропинка»
- Ход: Детям предлагается продолжить геометрический ряд.
- «Поймай рыбку»
- Дидактическая игра для детей среднего – старшего возраста.
- Цель: учить складывать силуэт рыбы из геометрических фигур
- Закреплять названия рыб, обитающих в водоемах края.
- Ход: детям предлагается выловить геометрические фигуры и сложить из них силуэт рыб
- «Привяжи к шарам ниточку»
- Дидактическая игра для средней – старшей группы
- Задачи: закреплять умение детей определять форму и цвет предметов.
- Уточнить знание о дрессировщике диких животных.
- Ход: детям предлагается поймать шары определенной формы и цвета, привязать к ним ниточки для того, что бы диким животным было весело выступать на арене.
- «Телевизор»
- Дидактическая игра для детей среднего – старшего возраста
Задачи: закреплять умение складывать силуэт картинки из геометрических фигур на квадрате по образцу. Усложнение: по своему замыслу, складывание сюжетных картинок.
Ход: детям предлагается «включить» телевизор и показать сказку кошечке с условием, что она будет смотреть «геометрическую» передачу.
Источник: https://www.moi-detsad.ru/lblfrnbxtcrbt-buhs-cltkfyyst-cdjbv/
Мбдоу детский сад №12
Воспитатель: Молдованова У.В.
- Цель: уточнить и расширить представления детей о воробьях.
- Задачи образовательной области:
- «Познавательное развитие»
- закреплять название времени года, признаки, характерные для осени;
- расширить представления детей о воробьях, активизировать знания детей описывать птиц.
- воспитывать бережное отношение к птицам;
- развивать внимание детей к природным объектам и явлениям
- развивать логику, мышление, память.
- «Речевое развитие»
- развивать связную речь детей;
- развивать умение отгадывать загадки;
- побуждать высказывать предположения и делать простейшие выводы;
- расширять словарь детей (голова, туловище, хвост. лапки, перышки, оперенье) ;
- активизировать фразовую речь.
- «Физическое развитие»
- развивать умение выполнять разнообразные движения;
- упражнять в прыжках с продвижением вперед;
- упражнять в быстром беге в разных направлениях, не сталкиваясь;
- «Художественно – эстетическое развитие»
- развивать интерес к красоте окружающего мира, к произведениям устного народного творчества (считалки, загадки).
- «Социально-коммуникативное развитие»
- способствовать развитию навыков доброжелательного отношения со сверстниками и взрослыми, умения выслушивать их;
- приучать детей к труду.
- Оборудование: воробьи, корм для птиц, кормушки, тарелочки для корма, выносной материал для самостоятельных игр детей.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1.Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) | |
Задача: стимулирование интереса детей к предстоящей деятельности, мотивирование их на деятельность. | Задача: включение в игровую деятельность. |
Воспитатель выходит вместе с детьми на участок и встает в круг.
|
Дети хором читают приветствие. |
-Ребята, какое время года?
—Ребята, посмотрите, к нам на участок прилетела птичка. А какая вы узнаете, отгадав загадку.
Мой хороший ….. |
Осень.
|
Этап 2. Основная часть | |
Беседа о воробьях | |
Задача: уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах (воробей) | Задача: узнать и рассказать о воробьях. |
— Как выглядит воробей? — Про него часто говорят: » серый воробушек». — А на самом деле воробей совсем не серый. А какой? — Какая по окраске у него спинка? — А хвост и крылья, какие? А головка, какая цветом? — Проведите наблюдение самостоятельно. — Где живут воробьи? — Да, они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека. — Почему же воробьи так любят соседство с людьми? — Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или резными оконными наличниками деревянных домов. — А воробушки, где могут поселиться? — Давайте посмотрим, где посилились воробьи у нас на территории детского сада? — Как человек должен заботиться о птицах? — Чем питаются воробьи осенью? |
Это маленькая птичка.
|
Чтение стихотворения | |
Задача: продолжать развивать умение детей внимательно слушать стихотворение. | Задача: послушать стихотворение. |
Воспитатель рассказывает стихотворение
|
|
Трудовая деятельность | |
Задача: приучать к труду, воспитывать бережное отношение к птицам. | Задача: покормить птиц. |
Чем питаются воробьи осенью? Как человек должен заботиться о птицах? Ребята, давайте покормим птичек, у нас есть кормушки. |
Дети кормят зерном птиц |
Дидактическая игра «Узнай птицу по силуэту» | |
Задача: способствовать закреплению знаний детей о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту. | Задача: быть внимательным |
Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. | Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица. |
Подвижная игра «Воробушки и кот» | |
Задача: совершенствовать умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, изменяя движения; развивать умение быстро реагировать на сигнал. | Задача: принять участие в игре. |
— Ребята, вот и покормили птичек, птички веселые и довольные, а кого бояться воробушки?
В ясный денек они летали по саду и искали зернышки и насекомых. Они подлетали к лужице, пили водичку и снова улетали. Однажды вдруг появился большой кот и громко замяукал «мяу-мяу». Воробушки испугались и улетели в свои гнездышки.
— Молодцы! Никого кот не поймал. |
|
Самостоятельные игры детей | |
Задача: развивать самостоятельность в выборе игр. | Задача: играть дружно, делясь игрушками. |
Воспитатель предлагает поиграть в игры с выносным материалом. — А сейчас, ребята я вам предлагаю поиграть в свои любимые игры. |
Дети играют в игры с выносным материалом. |
Игровое упражнение «Допрыгни до дерева» Индивидуальная работа |
|
Задача: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед. | Задача: допрыгать до дерева на двух ногах. |
— Саша, Кира подойдите ко мне, я хочу предложить вам поиграть в игру «Допрыгни до дерева» на двух ногах с продвижением вперед.
|
|
3. Заключительная часть ( рефлексивный этап) | |
Задача: обобщение полученных знаний, подведение итогов. Способствовать снятию эмоционального и умственного напряжения. |
Задача: осознание результатов своей деятельности. Осознание своего эмоционального состояния. |
Вот и закончилась наше занятие.
|
|
Источник: https://xn—-12-53dwcf1akj7fei.xn--p1ai/?page_id=12101
Консультация для родителей в средней группе "Колобок" на тему: "Роль дидактической игры в обучении детей"
Подготовила воспитатель: Сморж А. А.
Как известно, дидактическая игра одна из многих форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, а также игра является основным видом деятельности детей.
Так, дидактическая игра имеет две цели-первая: обучающая, которую преследует взрослый, а вторая цель: игровая, то есть та ради которой действует ребёнок. Очень важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга.
Так, особая роль дидактической игры определяется тем, что с помощью игры мы должны сделать процесс обучения не только эмоциональным, действенным, но и помочь ребёнку получить собственный опыт, развить интерес и познавательные способности.
Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность детей, что она будет способствовать формированию умения у детей решать не только доступные практические, но и сложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать задачи в наглядно-образном и в словесном плане.
Также, проведение дидактических игр, способствует развитию слухового восприятия, которое помогает ребёнку ориентироваться в окружающем его пространстве, создаёт возможность действовать по звуковому сигналу, распознавать и различать разные объекты. Так дидактические игры на слуховое восприятие непосредственно связаны с развитием речи у детей, что очень важно в процессе обучения детей.
Дидактические игры развивают ребёнка всесторонне и постепенно. Определим последовательность дидактических игр по отношению к постепенному обучающему развитию ребёнка:
- Дидактические игры на развитие ручной моторики. (развитие движений пальцев, кисти рук).
- Дидактические игры по сенсорному воспитанию. (Восприятие формы, величины, цвета, ориентировка в пространстве, тактильно-двигательного восприятия, слухового восприятия, развитие речевого и неречевого слуха).
- Дидактические игры направленные на развитие мышления. (наглядно- образное мышление, обобщение).
- Дидактические игры и упражнения по развитию речи.
- Роль взрослого в дидактической игре имеет двойной смысл: с одной стороны, взрослый (педагог) руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой стороны- выполняет роль участника игры, то есть направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий, а в случае затруднения показывает детям на собственном примере.
- Важное условие, что не мало важно в обучении детей при помощи дидактических игр — это соблюдение последовательности в выборе игр, то есть доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий, но и конечно игра должна соответствовать возрасту ребёнка и его индивидуальным особенностям.
- Так мы можем воспитать, обучить наших детей познать себя и окружающий мир через игру.
Источник: https://ds6.uokvz.ru/methodical-box/konsultaciya-dlya-roditeley-v-sredney-gruppe-0
Мбдоу — д/с "малыш"
- Консультация для родителей
- «Дидактические игры в детском саду и дома»
- Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в
- их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребѐнка есть
потребность в игре. И еѐ нужно удовлетворить не потому, что делу –время, потехе – час, а потому, что играя, ребѐнок учится и познаѐт жизнь.
Ранний возраст- самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей.
Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка –превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности .
Следовательно, главное в этом возрасте–обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь –пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Все это называется сенсорным развитием ребенка.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах –общепринятых образцах внешних свойств предметов. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.
В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющие шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях.
Дидактическая игра приобретает всѐ большее значение, однако в практике воспитания детей она ещѐ используется недостаточно. Между тем, наряду с использованием представлений о форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребѐнка.
Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними.
Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребѐнку.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в детских учреждениях. Игра, как сказал В. А. Сухомлинский –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребѐнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Выявлены противоречия: между необходимостью использования в сенсорном развитии детей раннего возраста дидактических игр и недостаточно систематизированного информационно-методического обеспечения, между необходимостью формирования и развития у детей раннего возраста сенсорных способностей средствами дидактических игр в ДОУ и семье и отсутствием взаимодействия по данному вопросу. Отсюда вытекает важная проблема: как помочь ребенку раннего возраста развить сенсорные способности. Анализ практики воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста показывает, что у воспитателей и родителей возникает ряд трудностей при руководстве игрой. Почти в каждойгруппе есть дети, которые не играют и не любят играть. Они не проявляют интереса к сюжетно-образовательным игрушкам или однообразно с ними манипулируют. Игра выполняет развивающую функцию, если она формируется взрослым с учетом закономерностей ее развития как самостоятельной деятельности детей и организуется по принципу решения игровых задач. Организовывать дидактические игры нужно, чтобы дети эмоционально приобщались к смысловому содержанию игровых задач, вместе со взрослым учились ставить интересную воображаемую цель, искали способы и средства для еѐ достижения. Игровые задачи вызывают интерес лишь в том случае, когда они опираются на личный опыт деятельности детей (знания, полученные в быту, на прогулке, на специально организованных занятиях, при просмотре иллюстраций книг и т. д.) В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами, игрушками, природным материалом, настольнопечатные и словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности. Для детей младшей группы даются предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как дети этой группы еще не могут находить слабозаметные различия между предметами. К таким играм относятся: «Кукла Катя обедает.», «Кукла Катя собирается на прогулку», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Выбери предмет», «Посуда», «Третий лишний» и т.д. Настольно-печатные игры–интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Самое простое задание в подборе картинок по парам–нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, две машины и т.д. Затем задание немного усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Предметы изображенные на картинке, могут быть разные по форме и цвету, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов. Подбор картинок по общему признаку (классификация). «Что растет в лесу (саду, огороде)». Запоминание состава, количества и расположения картинок: «Отгадай, какую картинку спрятали», «Что изменилось?». Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно еѐ рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.)
Словесные игры построены на словах и действиях играющих.
В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
К таким играм относятся: «Угадай, кто позвал», «Игры с пальчиками», «Идет коза рогатая», «Петушок», «Птицы и автомобиль», «Солнечные зайчики», «Еду-еду» и др.
В современных семьях дидактические игры родители в основном покупают в магазине.
Сегодня мы рассмотрим с вами образцы простых дидактических игр, которые вы сможете сделать сами своими руками и использовать дома для занятий с детьми.
Посмотрите, пожалуйста, нашу коллекцию самодельных дидактических игр, рассмотрите их внимательно. Выберите для себя игру, какую бы вы хотели сделать сами дома вместе со своими детьми.
(Затем воспитатель показывает образцы дидактических игр, объясняет какие задачи развития ребенка они решают, как и из чего их можно изготовить).
Источник: http://malishkrasavka.ucoz.ru/publ/konsultacija_dlja_roditelej_didakticheskie_igry_v_detskom_sadu_i_doma_provela_vospitatel_potapova_l_a/1-1-0-76
Практические рекомендации для воспитателей ДОУ по планированию дидактических игр
На главную — Для педагогов
Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста — основной формой организации учебного процесса.
Кроме того, в часы, отведённые для игр, д/игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально.
В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.
Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чём отстают.
- Дидактические игры кратковременны (10 — 20мин);
- Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться, чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями.
Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия.
Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре.
Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени — время игры сокращается. Этого нельзя допускать!
Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).
На занятиях используются те д/игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.
При планировании д/игр в воспитательно-образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры, взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.
Д/игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.
Д/игры можно использовать и для проверки знаний и умений детей. Важным показателем результатов обучения является усвоением пройденного на занятиях всеми детьми.
Чаще всего это проверяется д/игрой, в процессе которой, педагог устанавливает, на сколько правильно поняли и усвоили содержание занятия не только способные, но средние и слабые дети. Выявив уровень знаний и умений детей, необходимо наметить дальнейшую работу по устранению недостатков.
Д/игра — это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно.
Дети усваивают знания тем полнее, чем шире их можно применить на практике в различных условиях.
Достаточно часто бывает, когда ребенок усваивает на занятии определенные знания, но не умеет использовать их в измененных условиях.
В связи с тем, что д/игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, необходимо планировать использования д/игр в индивидуальной работе с детьми. Как часто и много? По мере необходимости, очень индивидуально, в зависимости от потребностей и уровня развития детей.
Индивидуальная работа с детьми с использованием д/игр может планироваться по всем видам и типам игр.
Индивидуальные д/игры, которые организует воспитатель, создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком, помогают глубже выяснить причины отставания ребенка, способствуют более активному упражнению в учебном материале.
В д/игре применяются знания, полученные на занятии, обобщаются сведения, полученные посредством личного опыта, активизируются познавательные процессы и повышается уровень умственного развития отстающих детей.
Д/игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что, безусловно увеличивает их значение.
Источник: http://perm371.ru/pedagogicheskijj-kalejjdoskop/planirovanie-didakticheskih-igr.html
Консультация для воспитателей. Тема: «Особенности организации дидактических игр детей дошкольного возраста» — PDF
1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с.быков. Консультация для воспитателей Тема: «Особенности организации дидактических игр детей дошкольного возраста» Выполнила: Воспитатель Лущенко М.С. Первая квалификационная категория 2016 г.
2 Консультация для воспитателей «Особенности организации дидактических игр детей дошкольного возраста» План: Основные функции дидактической игры. Дидактическая игра как игровой метод обучения. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.
Основные виды игр: а) игры с предметами; сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки; б) настольно-печатные игры; в) словесные игры. 6. Практическое задание: разработать картотеку дидактических игр. 1.Основные функции дидактической игры.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. 2.Дидактическая игра как игровой метод обучения.
Рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические или автодидактические, игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др.
Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами.
Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов. 3.Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность.
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно- печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. Самостоятельная игровая
3 деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры «лото», получает карточку и старается выполнить задание в срок, радуется, если выиграет, т. е. является равноправным участником игры. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их.
Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно ролевым играм: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр и более старших детей.
Такие игры, как «Умные машины», «Молочная ферма», «Кому, что нужно для работы», не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, хлеборобов, доярок. 4.Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Умственное воспитание.
Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Знания об окружающей жизни дают детям по определённой системе.
Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда, затем- с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.
В игре «Угадай, что мы задумали» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами «да» или «нет». Нравственное воспитание.
У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков. Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи воспитание нравственных чувств и отношений. Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для
4 дидактических игр. Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними. Физическое воспитание.
Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е.
к обучению в школе. 5. Основные виды игр. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. А) Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач.
По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития, отвлеченного, логического мышления.
Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами. В средней группе используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной.
В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев», и др. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой.
В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение. К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки.
В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в играх «Пекарня» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?». Б) Настольно-печатные игры. Настольно-печатные игры интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при
5 их использовании. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета.
Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов. Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.
Например, в игре «Что растет в саду (лесу, огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра «Что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.
Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании. Составление разрезных картинок и кубиков.
Задача этого вида игр учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2-4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8 10 частей. При этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др.
Для более старших на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых детям. Описание, рассказ о картине с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение и творчество.
Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации движений, или подражанию движениям животного, его голосу. В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа. В) Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка?», «Магазин», «Да нет» и др.
6 Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож не похож», «Кто больше заметит небылиц?».
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом», и др.
В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает не летает» и др. Структура дидактической игры. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
Дидактическая задача. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.). В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание, мышление, память и др.).. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру «Что изменилось?» использовать для упражнений в запоминании, «Магазин игрушек» — для развития мышления, «Отгадай что задумали» — наблюдательности, внимания. Игровые правила. Основная цель правил игры организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку. Игровые действия. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалочкой выберу водящего!»
7 Список литературы: АмонашвилиШ.А.Здравствуйте, дети! Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение Максаков, А.И. Учите, играя. Сорокина, А.И.Дидактические игры в детском саду Столяр, А. Давайте поиграем! Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи
Источник: https://docplayer.ru/41069754-Konsultaciya-dlya-vospitateley-tema-osobennosti-organizacii-didakticheskih-igr-detey-doshkolnogo-vozrasta.html