Консультация для родителей. в лес вместе с ребенком

Мягкая трава под ногами, легкий шелест листьев, ароматы трав, жужжание пчел, птичьи голоса… Что может быть прекраснее прогулки в лесу? А как насчет прогулки в лесу с детьми? Большинство современных мальчиков и девочек, к счастью или сожалению, лишены прелестей деревенской жизни.

Их представление о природе складывается благодаря энциклопедиям, фильмам ВВС и нашим детским воспоминаниям.

Но ведь в каждом городе, помимо парков с аттракционами, есть дендропарки, лесные зоны и базы отдыха, куда можно отправиться с ребенком, чтобы показать ему чудеса живого леса!

«Что же там, в лесу, такого интересного?» — спросите вы, если не бывали наедине с природой со времен школьных каникул. «Лес — это целый мир!» — сказали бы вам мои дети. И сейчас мы выясним, почему. Итак, представьте, что вы отправляетесь вместе с детьми в лес.

Ароматы леса

Первое, на что обычно обращаешь внимание, попадая в лес — это особенный воздух. Он немного влажнее и прохладнее городского, а также гораздо чище и наполнен иными ароматами. Стоит постоять и ощутить эту перемену, и пусть ребенок тоже попробует описать свои впечатления. Это научит его лучше чувствовать себя и окружающее пространство. Лес наполняет множество ароматов.

Попробуйте их различить! Конечно, если вы «в гостях у природы» первый раз, будет сложновато. Но, со временем, дети начинают выделять запах земли после дождя, ароматы цветущих деревьев, хвойной или тополиной смолы, некоторых трав и грибов.

И эти умения, поверьте, приводят их в восторг! Так что, когда изучаете лес с детьми, чтобы заинтересовать своих малышей, обратите их внимание на лесные ароматы.

Консультация для родителей. В лес вместе с ребенком

Что интересного в лесу: гармония и волшебство природы

Немного погуляв по лесу, дети поймут, как гармонична природа. Они узнают, что есть солнцелюбивые растения, а есть те, что растут только в тени. И животным в лесу всегда найдется, где погреться, а где — спрятаться от солнца.

Там, где много света и тепла, — много травы. Она защищает землю от пересыхания. Солнышко, с одной стороны, — сушит, а, с другой, — дает силу. На хорошо освещенной полянке вырастет крупная и сладкая лесная клубничка.

И повсюду, куда не посмотришь, такая гармония!

Изучаем лес с детьми: знакомство с муравейником и его хозяевами

Консультация для родителей. В лес вместе с ребенком

Один из главных лесных «экспонатов» — муравейник. Не обязательно его трогать — можно понаблюдать со стороны.

Только заранее приготовьте ответы на вопросы: «Почему муравьи не ходят поодиночке? Откуда у них столько сил? Зачем им такой большой дом? А есть ли у них режим дня? Почему муравьев почти никто не ест?» Кстати, помните чупа-чупс своего детства? Возьмите соломинку, опустите на пару минут в муравейник и разрешите ребенку попробовать на вкус. Она станет кисленькой, так как муравьи вырабатывают свою муравьиную кислоту, которая входит в состав многих лекарственных растений. Но, если вы боитесь, что она вызовет у ребенка аллергию, то лучше, конечно, не рисковать.

Удивительный процесс опыления

Еще один волшебный процесс, за которым так интересно наблюдать — опыление. Выберите цветущую полянку и посидите в траве минут пятнадцать. Вы удивитесь, как много насекомых участвует в опылении.

Увидите, что они выбирают определенные растения. Покажете, как пыльца переносится с цветка на цветок, и станет ясно, почему шмель такой мохнатый.

И не удивляйтесь, если ребенок будет проситься в эту «лабораторию» снова и снова.

Консультация для родителей. В лес вместе с ребенком

Знакомимся и “подглядываем” за лесной живностью

Помимо птиц и насекомых, в лесу, как и в парке, есть и другие животные. Это и ящерицы, и мышки, лягушки, а также бурундучки, белки, а иногда и зайцы. Животные леса для детей представляют особый интерес.

Их можно найти по следам, заметить возле норок и даже прикормить сухарями.

Если вы хотите узнать о животном побольше — сидите тихо! И тогда, может быть, лес покажет вам отрывок из жизни своих обитателей!

Консультация для родителей. В лес вместе с ребенком

Наблюдаем за водой

Также, если вы пришли вместе с детьми в лес, стоит понаблюдать за водой. С утра вы обнаружите на траве росу. Только она быстро высохнет. Но бабочки, жучки и прочие букашки успеют напиться. Так происходит каждое утро. Но для тех, кому не хватило воды, найдется  другое местечко.

Это может быть овражек, ложбинка, а также большой куст лопуха, который долго хранит в своих широких «ладонях» дождевую воду. Если хорошо поискать, то отыщется родник или ручеек. Здесь в жаркие дни много посетителей. Кстати, тут же можно развернуть целый урок про подземные воды.

Консультация для родителей. В лес вместе с ребенком

Продолжаем изучать лес с детьми: как меняется природа

Одно из самых увлекательных наблюдений — это наблюдение во времени. Конечно, чтобы воплотить его в жизнь, нужно ходить в лес регулярно. Тогда ребенок может узнать полный жизненный цикл: как набухают почки, появляется первый листочек, а потом бутон и его превращение в цветок.

К цветку прилетают пчелки, появляется завязь, вызревает ягодка, а потом ее съедает малыш или птичка. В разное время дня можно увидеть, как открываются и закрываются цветы, некоторые делают это в считанные минуты.

Можно приходить вместе с детьми в лес в разное время года и наблюдать, как по сезонам он меняет окраску, и как вторят ему животные.

Консультация для родителей. В лес вместе с ребенком

А мама наблюдает за малышом

Пока ребенок наблюдает за природой, маме стоит понаблюдать за ним. Во-первых, малыш откроет вам свои новые грани, ведь так интересно наблюдать за маленьким человечком, исследующим природу.

А, во-вторых, очень важно не пропустить момент, когда ребенок начнет уставать, чтобы вовремя уйти домой, успев завершить последнее наблюдение. Обратную дорогу, кстати, тоже можно превратить в исследовательский маршрут. Можно обсудить, что изменилось вокруг за время, проведенное в лесу.

Самое простое наблюдение здесь — это тени деревьев. Может быть, распустятся или закроются цветы, или оживится муравейник.

Подводим итоги путешествия

Когда вернетесь домой, не забудьте обсудить свой поход в лес с детьми. Умение выделить результаты — очень важный навык для ребенка. Как можно зафиксировать наблюдения? Может быть, это будет дневник путешествий или альбом с рисунками малыша? Или вы сделаете электронный фото-дневник.

Еще вариант — гербарий, если наблюдение было за растениями, поделки с шишками и желудями, если в лес вы ходили за ними.

Задавайте в процессе ребенку вопросы: «Что больше всего тебе понравилось? Что сильнее удивило? К какому наблюдению ты бы хотел вернуться еще раз? В кого бы тебе хотелось превратиться на пару часов? Почему?»

Консультация для родителей. В лес вместе с ребенком

Скорее всего, после одного такого похода в лес с детьми вашему чаду захочется продолжить знакомство. Тогда прогулки вмести с детьми в лес станут для вас относительно регулярными мероприятиями. И можно будет устраивать интересные домашние выставки по итогам сезона.

Вы сможете пригласить друзей и родных ребенка, и он покажет дневники, рисунки и фотографии, собранные за все время.

Малыш таким образом сможет не только почувствовать ценность своих исследований, но и получит возможность превратиться на один день в настоящего экскурсовода!

Екатерина Федотова, сказочница, мама трех озорных мальчишек

Вам также может быть интересно::

Источник: http://vytvoryandia.ru/poxod-v-les-s-detmi-gulyaem-i-nablyudaem-za-prirodoj/

Консультация Прогулки с родителями в лес

Консультация для родителей. В лес вместе с ребенком

Каждая встреча с природой дает возможность, детям наблюдать жизнь леса. Обращайте внимание на красоту леса в любое время года, суток и в любую погоду. 

Учите детей удивляться форме деревьев, цвету неба, капле воды, журчанию речки, полёту пчелы, пению птиц. Оказавшись наедине с природой, многие считают, что она ничья, относятся к ней потребительски, часто проявляют полную неосведомлённость в том, как себя вести в лесу, на реке.

Взрослые должны настойчиво разъяснять детям необходимость определенного самоограничения своих потребностей при общении с природой.

Удержите руку ребенка, тянущуюся к необычному цветку, и объясните, что, срывая цветущее растение, мы тем самым мешаем ему нормально размножаться семенами, нарушая его жизненный цикл, — значит,  рано или поздно губим.

Большинство думает,  что лес – это множество деревьев, растущих вместе, но тогда и парк, и сад, и аллея – тоже лес. Нет, лес  это не просто растущие вместе деревья, а биологическое сообщество древесных, травянистых растений и различных животных.

В хвойном лесу. Самыми распространенными деревьями хвойного леса в средней полосе России являются ель и сосна.

Ель – одна из важнейших лесных пород. В густых ветвях ели ютятся птицы, строят свои домики – гнезда белки, под низко нависшими ветвями прячутся зайцы. В еловых лесах строят свои берлоги медведи.

Очень красивы молодые елочки. Перед новым годом люди покупают и приносят в дом елочку. Однако стоит ли ради нескольких праздничных дней губить ценное, неповторимое по красоте дерево?

В лиственном лесу. В народе лес из лиственных древесных пород называют чернолесьем. Самыми распространенными и красивыми являются береза, дуб, рябина и калина.

В березовой роще у ребят возникает много вопросов, и первый из них, конечно, почему береза белая? Оказывается, в бересте березы содержится красящее вещество белого цвета – бетулен. Белый цвет коры защищает дерево от перегрева. Возникает вопрос и о березовом соке. Он отличается приятными вкусовыми качествами и полезен для здоровья.

Весной можно заметить, как березовым соком лакомятся птицы и насекомые. Может брать березовый сок у дерева и человек, но делать это надо осторожно и понемногу.  Вполне достаточно просверлить гвоздем небольшое отверстие диаметром в 1 см. и глубиной 3-4 см. В отверстие вставляют соломинку. По ней будет стекать в сосуд березовый сок.

Большинство видов  птиц, живущих в чернолесье, перелетные, а ряд млекопитающих – зимоспящие. В лиственном лесу можно встретить очень красивую птицу – иволгу.

В  сырых осинниках бывают видны следы широких копыт – это следы пребывания здесь лося. Всем знаком голос кукушки, но немногие знают, что кукование издают самцы. Из пресмыкающихся животных в наших лесах ядовита только гадюка.

Однако первой она никогда не нападает. Змей не боятся ежи, хорьки, ласки, куницы и многие птицы.

Уважаемые родители, старайтесь как можно чаще гулять с детьми в лесу,  для постоянного развития знаний у детей об окружающем нас мире природы.

Автор материала: Кательникова Анна Сергеевна

  • Свидетельство активного участника педагогического сообщества
  • Консультация для родителей. В лес вместе с ребенком
  • Оформить бесплатно документ можно здесь

Источник: https://www.prodlenka.org/stati-obr/sovety-roditeljam/4375-konsultacija-progulki-s-roditeljami-v-les

Родителям

У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,

Это – жизни основа — леса!

Консультация для родителей. В лес вместе с ребенком 

Самая
актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с
природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне
от участия педагогов.

Дошкольное
детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической
культуры и экологического сознания.

Читайте также:  Сценарии осенних праздников в начальной школе. скачать бесплатно

Лес, как
большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности.
Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов.
Этому способствуют лесные пожары, вырубки, загрязнение атмосферы, истощение
ресурсов, захламление лесов и т.д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым
нужно гарантировать ему защиту.

Проблема
заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания.

Причины этому
следующие:

  1. Недостаток научных знаний о природе.
  2. Несформированность экологического сознания у детей и родителей.
  3. Отсутствие системы непосредственного общения с природой (прогулки в природу).

Основы
характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять
детям,  как беречь природу, чтобы привить
им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их
бережное, любовное, заботливое отношение к природе. Задача родителей —
воспитать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей.

Красота родной природы раскрывает красоту
человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому
так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства,
сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к лесу нет
и не может быть мелочей. Сорванные просто так листья с деревьев, обломанные
ветки, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном
отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным
последствиям.

Любовь детей к природе начинается с осмысления её
ценностей. Поэтому,  прежде всего нужно
показать познавательную и эстетическую ценность леса. Благодаря этому со
временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной
среде.

Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми
разнообразными способами.

• Беседуйте с детьми о лесе. Объясните детям
необходимость бережного отношения к лесу ради блага всего живого на Земле.

•Покажите, что лес – один из источников достатка и
благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что
созданы природой.

• Приучайте детей не ломать кустарники, не портить
деревья.

• Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы
и человека. Учите замечать красоту окружающей природы.

• Чаще организуйте совместные с ребенком прогулки в
лес.

Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в
природе:

• В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно
наступить на насекомых.

• На утоптанной земле дождевым червям трудно делать
свои «ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и
постепенно отмирают.

• Нельзя разжигать костры, ломать ветки.

• Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно
спугнуть птицу с гнезда.

• Нельзя разорять гнезд птичьих, заглядывать в гнезда,
брать в руки яйца, птенцов.

Во время прогулок интересно показать детям растения,
занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами,
рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как
мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Таким образом, каждый ребенок должен
хорошо знать правила поведения в лесу.

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с
природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит
на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг
себя.

Каждая семья располагает всеми возможностями для того,
чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность
постоянного общения с ней.

Очень большое значение имеет чтение вслух книг о лесе,
жизни лесных обитателей. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые
разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь
природы.

Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на чтение добрых стихов и рассказов о лесе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться  к лесу. Какими будут наши дети, зависит от нас. Нужно, чтобы каждый из нас по-настоящему полюбил природу, лесные богатства.  Сохранить зелень лесов, солнечный свет и свежий воздух, чистую воду — это значит обеспечить жизнь наших детей, внуков, правнуков. Сберечь наши леса нам должны помочь наши дети.

Источник: http://detsad6.clan.su/publ/konsultacii_dlja_roditelej/roditeljam/les_nashe_bogatstvo/3-1-0-46

Консультация родителям — Детский сад "Березка"

«Лес — наше богатство»

  Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.     В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.   Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное.   Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья опали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно.   В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?»  И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.   Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним:

Солнце прячется в тумане,

Лес дремучий до свиданья!Защитил ты нас от знояДал здоровья, свежих силИ гостинцем угостил.   Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытымиглазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.Заметели муравейник — понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику — это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.   В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.   Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул — хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.   А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вместе с вами, дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать.Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному — от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим (не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т.д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу.   Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля — это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.

«Наша планета Земля,

Очень щедра и богатаГоры, леса и поляДом наш родимый друзья!Давайте вместе будем беречь планету.Другой такой на свете нет.Разведём над нею и тучи, и дым.В обиду её никому не дадим.Беречь будем птиц, насекомых, зверей.От этого станем мы только добрей.Украсим всю Землю садами, цветами,Такая планета нужна нам с вами». Материал подготовила воспитатель: Бирина Л.В.МБДОУ № 12 « Берёзка»г. Стародуб

Март, 2014 г.

Источник: http://berezka-starodub.ru/roditelyam/soveti/188-konsultatsiya-roditelyam

Консультация для родителей «Ребенок и природа»

Уважаемые родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить с многообразными ее явлениями.

О чем же беседовать с ребенком?! Прежде всего, необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов, чтобы они поняли главное: Земля – наш общий дом, а человек – часть природы ( например, познакомить их с влиянием водоемов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, растений, животных).

Следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

Ухудшение экологической ситуации представляет собой определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить ребенку, что выполнение привычных требований взрослых ( не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

Учите детей ответственному и бережному отношению к природе ( не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует также забывать и об опасностях, связанных с некоторыми  растениями или возникающих при контакте с животными.

Расскажите ребенку о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки).

Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при контакте с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Особенно осторожным должно быть поведение городских детей, которые оказались в сельской местности.

Им нужно объяснить, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать, травмировать. И, конечно же, ребенок должен усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.

  • Одним из факторов экологической безопасности, как известно, является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды.
  • Необходимо объяснить ребенку, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных и растений.
  • Все вы прекрасно знаете эти простые истины, объясните их своему малышу, и помните, что главное – это ваш пример.
Читайте также:  Выпускной вечер в начальной школе, 4 класс. скачать

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к родине.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе ( нравственное воспитание)
  • формирование системы экологических знаний и представлений ( интеллектуальное развитие)
  • развитие эстетических чувств ( умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее)
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В.

Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную.

Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.

), а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д.  кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

  • представление о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существ, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
  • осознание того, что все живы существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей ( все друг другу нужны, все друг от друга зависят) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.

А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей ( радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя и родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания  эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение.

Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом ( многие дети считают, что , то, что вредно, то некрасиво).

Главное всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Запомните правила!

  • Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
  • Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
  • Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.
  • Нельзя подходить к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы – родители могут совсем покинуть гнездо.
  • Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
  • Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
  • Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

Источник: http://mbdou28-gul.ru/konsultaciya-dlya-roditelei-rebenok-i-priroda

Консультация для родителей «На прогулку в зимний лес»

Подготовка к походу

С маленьким ребенком лучше всего пойти в городской лесопарк. Сначала сходите туда без малыша и изучите местность. Осмотритесь, найдите удобную для игр полянку. Выясните, есть ли в парке горка для катания на санках и деревянные скамейки, чтобы малыш мог отдохнуть.

Конечно, лучший день для большой прогулки — это выходной. Тогда вся семья может отправиться вместе. Заранее узнайте прогноз погоды на нужный день: если будет сильный мороз, отложите прогулку. Выбирайте время для своего похода так, чтобы не слишком сильно нарушать режим дня малыша.

Лучше всего идти с самого утра, как только вся семья проснулась и позавтракала. Тогда вы вполне сможете вернуться к обеду и уложить ребенка спать. Если все дети уже подросли и им не требуется дневной сон, можете отправляться в середине дна и перекусить на природе, если позволяет погода.

А вот возвращаться в любом случае нужно, пока не стемнело.

  • Чтобы не попасть впросак, обязательно возьмите с собой на прогулку:
  • · запасные варежки и дополнительные шерстяные носки, детям — запасные шапки (если что-то намокнет, всегда сможете переодеться);
  • · теплое питье в термосе и пластиковые стаканчики, бутерброды для перекуса;
  • · фотоаппарат и мобильный телефон;

для малышей захватите санки, даже если не собираетесь кататься с горки. Большую часть дороги везите ребенка, так как он гораздо менее вынослив, чем взрослые. Ну и конечно, возьмите все необходимое для игр и развлечений. Малыш, начиная с пяти лет, может нести посильную ношу в рюкзачке за спиной, избавляя родителей от больших сумок.

Перед тем как войти в лес, поговорите с детьми. Объясните, что в лесу, таком голом и пустом на вид, обитают его хозяева — звери и птицы. А люди в нем — только гости. А когда приходишь в гости, принято вести себя вежливо по отношению к хозяевам. Не стоит громко кричать и оставлять после себя мусор.

Игры и развлечения

Лепим из снега. На коллективной прогулке получаются самые красивые снеговики и снежные бабы! Правда, есть одно «но»: снег должен быть достаточно липкий. Распределите роли. Самый младший член семьи будет катать самый маленький шарик — голову снеговика.

Папа слепит самый большой шар — нижний. Средний шар достанется маме или старшему ребенку, а украшать будете вместе. Если семья большая или в поход отправились несколько семей, разделитесь на две команды и устройте конкурс красоты среди снежных баб.

Раз есть конкурс, должны быть и награды. Заготовьте дома несколько картонных медалей на веревочках. Не забывайте, что награждены должны быть все участники.

Только медали могут быть разными — «За самую большую снежную бабу», «За лучший нос (или шляпу)», «За самое аккуратное исполнение» и так далее.

Покажите детям, как катать шары, научите их время от времени прихлопывать снег ладонями, чтобы они получались ровнее. Когда все три шара будут готовы, нужно аккуратно составить из них туловище и приладить голову. А дети пусть берут снег горстями и прилепляют его в местах стыков деталей, тогда снеговик не развалится.

Теперь настало время украшать «скульптуру». Вместо рук можно прилепить два небольших шарика из снега. Или, проявив художественную смекалку, вылепить из него почти настоящие руки, сложенные на груди.

Для оформления лица используйте захваченные из дома старые пуговицы, крупные бусины или грецкие орехи для глаз, морковку (традиционно), небольшую картофелину, бусину или другой округлый предмет для носа, несколько мелких предметов в ряд для рта, например те же пуговички или бусинки, что-либо другое. Если вы ничего не прихватили, используйте то, что найдете в лесу: палочки, желуди, семена растений, кусочки коры. Вылепите из снега оригинальный головной убор, украсьте его любыми мелкими предметами. Из них же «нарисуйте» детали одежды — пуговицы и карманы. В конце сфотографируйтесь около снеговика.

Читайте также:  Классный час для 1 класса на тему: добро

Рисуем на снегу

Если вы уже слепили снежную бабу, можно раскрасить все это красками. Забава немного трудоемкая (для родителей), но очень интересная. Заранее подготовьте все необходимое. Купите самую дешевую коробку гуаши.

Возьмите пустые пластиковые баночки с крышками (например, от майонеза или маргарина). Переложите в них краски трех-четырех цветов и разведите водой до густоты кефира. Плотно закройте. Запаситесь кисточками (по количеству членов семьи). Размер щетины — сантиметр-полтора.

Можно купить их в канцелярском магазине или выбрать самые дешевые кисточки для клея или краски в хозяйственном. Все это поместите в отдельный целлофановый пакет. Туда же положите тряпочки (на всякий случай).

В процессе рисования каждому участнику действа должно достаться по баночке с краской и кисточке. Нарисуйте своим снежным бабам узоры на одежде и смешные рожицы.

Наблюдаем

Обратите внимание детей на то, как красив зимний лес. Предложите просто молча поглядеть по сторонам, наслаждаясь необыкновенными, почти сказочными видами. Если ваши ребятишки достигли старшего дошкольного возраста, предложите им поиграть в следопытов.

Попросите найти какие-нибудь следы на снегу и попробовать угадать или хотя бы предположить, чей это след. Даже дошкольник легко отличит след птицы от следа зверька. А некоторые дети могут угадать, кто именно оставил след.

Попробуйте вместе с детьми различить, какие деревья растут в лесу — без листьев это не всегда просто сделать. Обращайте внимание на кору, оставшиеся на ветках семена, почки, форму кроны. Рассмотрите снег под деревьями. Вам могут попасться обгрызенные белкой шишки или лесные орешки.

Подойдите к небольшой елочке, попробуйте определить, сколько ей лет. Каждый год v ели на верхушке появляются новые веточки, растущие из одного места в разные стороны. По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько лет ели (количество мутовок плюс один).

Елочка, которой 5 или 7 лет, еще невысокая, ниже ребенка такого же возраста.

Помогаем природе

Чтобы воспитать в детях бережное отношение к природе, можете, уходя из леса, провести акцию «Санитар», собрать в пакеты и вынести то, что оставили — там другие люди — консервные банки, бутылки, пакеты и прочий мусор. Специально для этого захватите с собой несколько пар дешевых перчаток для хозяйственных работ, а потом выкиньте их вместе с мусором в контейнер.

Еще одно полезное дело — подкормка птиц. Заранее сделайте вместе с детьми несколько кормушек, купите на птичьем рынке семена конопли, подсолнечника, арбузные и тыквенные семечки.

Имейте ввиду, что семена с твердой оболочкой надо предварительно раздробить скалкой. В кормушки можно также класть ягоды рябины, бузины, крошки хлеба.

Для синиц и дятла привяжите к ветвям дерева кусочки несоленого сала.

А напоследок…

Самая любимая зимняя игра — снежки. Но она же и самая шумная н бурная. После нее довольно сложно спокойно гулять. Поэтому лучше оставить ее «под занавес» прогулки: играть можно и на подходе к станции или остановке автобуса.

Вернувшись, домой, обязательно проверьте, не замерзли ли дети. Если ладошки и ступни холодные, лучше сразу принять теплую ванну и попить горячего чая с лимоном. Не давайте детям в этот вечер никаких заданий или поручений.

Ребенок переполнен впечатлениями, ему необходимо их «переварить» и осмыслить. Ему просто нужно отдохнуть, лежа на диване. А вот через несколько дней предложите малышу вспомнить прогулку, зарисовать свои впечатления или слепить из пластилина уменьшенную копию снеговика.

Сделайте фотоальбом или стенгазету со смешными подписями. Удачного Вам выходного дня!

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s39984t3.html

Консультация для родителей «Безопасное лето с пользой» — Лабиринт Знаний

Кудряшова Елена Анатольевна – Воспитатель МДОУ Детский сад №63 г. Рыбинск, Ярославская областьДата поступления работы на конкурс: 28.05.2018г.

Консультация для родителей: «Безопасное лето с пользой»

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания, оздоровления и развития детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем.

Солнце хорошо, но в меру.

Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна.

Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов, на юге – с 8 до 10 часов. Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.

Дети после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок, может лёжа, а ещё лучше во время игр и движения.

Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.

Осторожно: тепловой и солнечный удар!

Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма.

Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге.

Обычно это бывает, когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой.

При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. Часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания.

Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.

Купание – прекрасное закаливающее средство.

Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.

При купании необходимо соблюдать правила:

  • Не разрешается купаться натощак и раньше, чем через 1-1,5 часа после еды
  • В воде дети должны находиться в движении
  • При появлении озноба немедленно выйти из воды
  • Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Отдых, который несет развитие – становится еще полезнее.

Лето – это масса времени для непринужденных бесед и занятий с ребенком на свежем воздухе. Большинство семей имеют дачные участки, многие выезжают в отпуска, но у всех есть возможность гулять с детьми, играть с ними на природе. Важно организовать с детьми игры – полезные для развития, расширяющие кругозор и знания ребенка об окружающей красоте природы.

Гуляя в парке, у реки, да и просто во дворе можно найти множество предметов и объектов живой природы, чтобы их описать, составить предложение, придумать рассказ или развить мелкую моторику.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснять, повторять несколько раз, научить ребенка понятно выговаривать их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, голоса птиц, звуки ветра, дождя и т.д. это развивает слуховое внимание.

Отдыхая на пляже, либо в парке можно организовать экспериментальные опыты, с изучением свойств воды, песка, травы, росы.

Подобные занятия расширяют не только кругозор ребенка, но и пополняют активный словарь существительными, прилагательными, глаголами.

Игры и упражнения можно придумывать взрослому самому и предлагать их ребенку, главное, чтобы любое задание несло в себе поучительную, обучающую цель.

Возьмите на заметку

Июнь. Наступила лето! Природа распустилась, лес, сад, деревья в парке изменились до неузнаваемости, покрылись густыми зелеными листьями. Солнце греет все жарче и жарче, день становится длиннее и птицы поют без умолку. Заколосилась в поле рожь, цветет брусника и шиповник, если увидеть улей, то в нем пчелы собирают мед с пыльцы растений.

Июль. Идет сенокос (косят сено), спеет черника, наливается клубника. А если сходить в лес за ягодами можно набрать целую корзину. Смотри! В парках лежит летом пушистый «белый снег»?! Это цветет тополь, а «летний снег» — это тополиный пух.

Август. Вода у берега в озере стала холодней. Это потому, что день стал короче, а ночи длинней. А солнце по-летнему греет. Месяц август дарит нам большой урожай фруктов, овощей и вкусных ягод.

Поиграйте с детьми:

«Назови деревья». Ребенок называет деревья, растущие во дворе (городе, лесу, парке, деревне). Совместно со взрослым рассматривают ствол, листья, определяют их цвет, форму, размер.

«Какая трава?». Обратить внимание ребенка на траву, на ее свойства и признаки. Дать ребенку возможность пощупать ее, сравнить между собой.

«Аромат». Предложить ребенку понюхать различные растения: цветы, траву, листья деревьев, кору. Это развивает чувство обоняния, а если ребенок будет подбирать к каждому аромату прилагательные, то расширится и активный словарь.

«Построй фигуру». Загорая на пляже или играя в песочнице, предложите ребенку построить замки: высокий, ниже и низкий. Прорисовать окошки определенного количества (формы). Пусть ваш малыш назовет все фигуры, пересчитает окна, двери. Сделает крышу заданной формы и т.д. Это способствует математическому развитию и навыку счета.

«Опыты с песком». Интересно для детей провести элементарные опыты с песком. Экспериментируйте, добавляя разное количество воды и главное, описывайте весь процесс словами, используйте прилагательные и глаголы в зависимости от консистенции песка (сырой, мокрый, жидкий, сухой, лепится, рассыпается и т.д.)

«Построй дорогу». Предлагаем ребенку построить из песка дорогу для машин (в соответствии с размером машины). После построения обговорите, какая дорога: узкая, широкая, длинная, короткая и т.д. Какая машина сможет проехать по той или иной дороге, а какая нет, и почему?

«Что видишь?». Вы с ребенком по очереди называете определенные объекты природы (например, все зеленые, или круглые и т.п.).

«Назови признак». Предложить ребенку назвать признаки лета, воды, растений и т.д.

«Съедобное – несъедобное». При броске мяча, ребенок его ловит, если прозвучало только съедобное.

«Жук и бабочка». Рассмотрите насекомых и найдите отличия: бабочка белая, желтая, крылышки тонкие; жук меньше бабочки, крылья жесткие; бабочка летает, жук ползает, летает, жужжит и т. Аналогичным способом можно сравнить другие объекты природы.

Проводя игры и упражнения с детьми, важно, чтобы дети отвечали полным ответом, верно проговаривали слова, правильно строили предложения и могли аргументировать ответ.

Старайтесь поощрять ребенка добрым словом, улыбкой, одобрением. Играйте больше, будьте с ребенком позитивны и радуйтесь его успехам.

Приятного отдыха!

Источник: http://labirintznaniy.ru/konsultatsiya-dlya-roditelej/konsultatsiya-dlya-roditelej/konsultatsiya-dlya-roditelej-bezopasnoe-leto-s-polzoj.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector