Классный час о культуре речи в начальной школе, 3-4 класс

  •                                                       «Средняя общеобразовательная школа № 12»
  •                                                                      Единый классный час в 6 классе
  •                                                 «Культура общения – требования современного общества»
  •                                                                                                                   Составил и провел: учитель
  •                                                                                                                   русского языка и литературы
  •                                                                                                                     МБОУ «Средняя
  •                                                                                                                   общеобразовательная школа №12» ,
  •                                                                                                                     классный руководитель 6 класса
  •                                                                                                                     Морозова Наталья Ивановна
  • Классный час «Поговорим о культуре речи»

Цели: помочь учащимся почувствовать важность культуры речи; содействовать воспитанию патриотических чувств, потребности в работе над речью. Прививать эстетическое чувство и уважение к родному языку.

Оформление: портреты  русских писателей, выставка книг.

Ход классного часа.

1.Вступительное слово учителя.

  1. 2. Чтение стихотворения учащейся
  2.                     Много слов на земле. Есть дневные слова –
  3.                    В них весеннего неба сквозит синева.
  4.                    Есть слова — словно раны, слова – словно суд —
  5.                    С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
  6.                                Словом можно убить, словом можно спасти.
  7.                                Словом можно полки за собой повести.
  8.                                Словом можно продать, и предать, и купить,
  9.                                Слово можно в разящий свинец перелить.

3.Пословицы о слове.

  • — Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
  • — Недоброе слово больней огня жжет.
  • — Добрые слова дороже богатства.
  • — Худое слово и сладким медом не зальешь.

— И дорого дал бы за словечко, да не выкупишь.  ( Ребята  дают толкование каждой пословице).

4. Учитель.

Дивишься драгоценностям нашего языка: что ни звук, то и подарок.  « Настоящий, сильный, где нужно —  нежный, трогательный, где нужно — строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно —  бойкий и живой…» ( Л. Н. Толстой).

« Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» (А. И. Куприн.)

      В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.

— Что вы понимаете  под культурой речи?  ( Обращение к ребятам).

 Учитель. Под культурой речи имеется в виду прежде всего владение человеком нормами литературного языка как письменной, так и устной речи.  Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли  средствами языка. Язык – это самая большая ценность народа, на котором он пишет, думает, говорит.

— Объясняется значение слова « эстетика»).

Эстетика  речи состоит в подчинении слов  определенным нормам произношения, ударения, построения словосочетаний и предложений. В ясности , эмоциональности, образности, выразительности языка.

—  Каким  же,   на  ваш  взгляд,  должен   быть собеседник ?  (Он должен  обладать терпением, уметь  слушать собеседника, уважительно относиться к чужому мнению. Не  говорить  громко).

Учитель. Повышение культуры речи является актуальной проблемой общества. Так, например, сегодняшние старшеклассники употребляют самое большее количество жаргонизмов. А ведь они – наше будущее. Попробуем же поработать над исправлением наших  ошибок.

Задание. Исправьте ошибки в сочетаниях слов.

  1. — Эта новость причинила ей удовольствие.
  2. — С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.
  3. — У нее были огромные каштановые глаза.
  4. — Он испытывал к нему крепкую ненависть.

Задание. Исправить ошибки , связанные с речевой избыточностью.      

— В марте месяце открылось совместное предприятие. – В марте открылось совместное предприятие.

-Эти компьютеры просты по устройству и дешевы  по стоимости. – Эти компьютеры  просты по устройству и дешевы.

— Писателя интересуют взаимоотношения  участников  движения друг с другом.- Писателя интересуют взаимоотношения участников движения.

— И в то мгновение я почувствовал, что он почувствовал во мне врага. – И в то же мгновение он почувствовал во мне врага.

-И вот недавно сослуживцы по работе  преподнесли сюрприз.- И вот недавно сослуживцы преподнесли сюрприз.

Вопросы классу: Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?

                                Почему вы так поступите?

Исследователи отмечают, что уровень культуры речи  в настоящее время резко падает. Это связано с резкой сменой в 80 гг. 20 века политического и экономического курса государства, появлением относительной « свободы слова », а также с отсутствием необходимого контроля.

В нашей речи встречается еще много орфоэпических, лексических, грамматических и стилистических ошибок. 

 Поэтому каждому культурному, образованному человеку  необходимо  следить за своей  речью, добиваться ее правильности и грамотности.

« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками», — призывает И. С. Тургенев.  Учиться этой красоте слога следует у замечательных классиков: А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Л.Н. Толстого …

Информационная справка

Культура речи

Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь.

Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

Культура общения

Речь – это одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение нашего собеседника.

  • Таким образом, культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона.
  • Умение слушать
  • Нередко, увлекаясь темой разговора, мы совсем забываем о культуре общения: стараемся навязать собеседнику свою точку зрения по поводу темы разговора; не пытаемся вникать в доводы, которые приводит наш визави, попросту его не слушаем; и, наконец, стремясь заставить всех окружающих согласиться с нашим взглядом на вещи, пренебрегаем речевым этикетом: перестаём следить за собственными словами.

По правилам культуры общения, категорически запрещено оказывать давление на собеседника. Кроме того, что навязывать своё мнение – очень некрасиво, это ещё и неэффективно. Ваша манера поведения, скорее всего, вызовет защитную реакцию партнёра, и тогда Ваш разговор в лучшем случае просто не сложится.

Если Вы мало того, что не слушаете своего визави, да ещё и постоянно перебиваете его, не позволяя договорить, знайте, Вы не просто демонстрируете отсутствие у себя культуры речи, но и проявляете неуважение к личности собеседника, что характеризует Вас отнюдь не с положительной стороны.

Умение слушать – непременная составляющая культуры общения. Если Вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорите, если искренне уважаете мнение своего визави, можете быть уверены в том, что Вы хороший собеседник и людям приятно с Вами общаться. Умение слушать является залогом Вашего успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе.

Но как быть в том случае, когда Вы придерживаетесь правил культуры общения и следуете речевому этикету, а Ваш собеседник, пренебрегая правилами хорошего тона, пытается перетянуть Вас «на свою сторону»? Если Вам не нравится манера общения Вашего визави или Вы не согласны с тем, в чём он Вас старается убедить, выразите свою точку зрению, начав речь с этикетного клише: «Вам не кажется, что…».

Если во время разговора у Вас с собеседником завязался спор, в итоге которого Вы осознали свою неправоту, по правилам культуры общения, Вы должны признать свою ошибку. Не доводите ситуацию до конфликта.

Речевая культура

По мнению большинства людей, речь – это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет – это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов (в частности, в деловой сфере), в повышении продуктивности общения, в склонении массовой аудитории на свою сторону (при публичном выступлении, например).

Помимо всего прочего, культура речи оказывает огромное влияние на манеру поведения самого говорящего. Ведь всем известно, что манера речи и выбор слов при диалоге не только настраивают собеседника на нужный лад, но и программируют наше собственное поведение. Мы следим за своим речевым этикетом, взвешиваем каждое сказанное и услышанное в ответ слово.

В деловой сфере нередко возникают ситуации, когда по нашей речевой культуре окружающие судят не только о нас самих, но и об учреждении, официальным представителем которого мы являемся. Поэтому крайне важно соблюдать речевой этикет во время деловых встреч и собраний.

Если у Вас плохая культура речи, это резко понижает Ваши карьерные возможности. Придётся ознакомиться с правилами речевого этикета, для того чтобы сначала получить работу в престижной организации, а затем не портить имидж компании и иметь шанс на повышение в должности.

Правила общения

Правило 1.Обращайтесь с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами. Уважение других начинается с уваже­ния себя, а уважение себя с уважительного отношения к другим. Проявляйте к людям искренний интерес, помните, что одобрение, похвала — эффективные средства самореализации.

Правило 2.Хорошее настроение начинается с улыбки. Улы­байтесь чаще себе и окружающим. Добрая шутка сближает лю­дей. Оптимист вселяет в окружающих убежденность успехе са­мого трудного дела.

Правило 3.Старайтесь сохранять спокойствие во всех си­туациях. Помните, что со спокойными людьми общаться гораздо приятнее. Спокойная атмосфера повышает чувство собственного достоинства, создает комфортные условия для труда, учебы, творчества.

Правило 4.Справедливо оценивайте людей, а если крити­куете, то делайте это умело, сохраняя честь и достоинство крити­куемого. Лучше всего замечание делать с глазу на глаз. Помните, что ничто так не деморализует людей, как постоянные упреки.

Правило 5.В общении стремитесь к диалогу, тогда вы не только расскажете о своей точке зрения, но и узнаете мнение ок­ружающих, что может оказаться гораздо ценнее.

Правило 6.Соблюдайте культуру речи, которая заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению.

Критериями культуры речи, опре­деленными еще с древнейших времен, являются: правильность, коммуникативная целесообразность, точность, логичность, яс­ность и доступность изложения, чистота и выразительность речи, разнообразие средств выражения, эстетичность и уместность. То, какие слова человек употребляет, говорит о его внутренней куль­туре, духовном богатстве.

Правило 7.Помните о культуре одежды. Эффект первого впечатления оказывает влияние на последующее общение. Сна­чала человек видит, а уже потом слышит и воспринимает смысл сказанного. Симпатия к человеку возникает первоначально от внешнего восприятия. Учитесь располагать к себе людей.

Правило 8.Будьте благодарны. Человек, умеющий благода­рить, получает во много раз больше. Когда дают совет, следует поблагодарить, а уже потом решать: следовать этому совету или нет.

Читайте также:  Классный час «если хочешь быть здоров», 2 класс

Правило 9.Стремитесь к развитию и совершенствованию. Как только вы поймете, что причина жизненных неудач внутри, а не вне вас, вы начнете прогрессировать.

Классный час о культуре речи в начальной школе, 3-4 класс
Классный час о культуре речи в начальной школе, 3-4 класс

Источник: https://kash12sch.edumsko.ru/about/news/218852

Презентация на тему: Классный час "Культура речи и культура поведения"

Классный час о культуре речи в начальной школе, 3-4 класс Описание слайда:

Классный час Культура речи и культура поведения

Описание слайда:

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость Приветливость вам открывает сердца Составляющие нашего здоровья Образ жизни современного подростка Стремление к совершенствованию Ответственность за слова и поведение

Описание слайда:

Цели и задачи воспитания «Воспитывать такого человека, который должен быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным в зависимости от условий его жизни, способным бороться и строить, жить и любить жизнь.» А. Макаренко.

«Молодёжь надо научить ставить перед собой амбициозные задачи, быть самодостаточной, успешной в научной, производственной, предпринимательской и культурологической деятельности». Н. В. Федоров.

Объяснить, что такое речевое поведение и каково его значение в жизни человека, что надо быть осторожным в мыслях и словах, ибо они приводят к соответствующим поступкам и последствиям; воспитывать любовь и уважение к языку; воспитывать и прививать культуру мысли и культуру слова. Продолжить развитие умения общаться, выступать перед аудиторией, умения дискутировать.

Описание слайда:

О культуре речи Культура речи – это та этикетка, по которой можно безошибочно определить уровень общей культуры и воспитанности человека. Культура речи – это важнейшая часть общей культуры человека.

Высокая культура речи – показатель образованности и воспитанности.

Всякое ругательное, а тем более нецензурное слово, употребляемое молодыми людьми при каждом случае, опустошает их, «выветривает» человеческое и поднимает животное, низменное, не говоря уже о том, что такие слова унижают и обижают другого человека.

Описание слайда:

Язык мой – враг мой. Словом человека можно ранить больнее, чем оружием. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. В здоровом теле здоровый дух. Чем меньше человек думает, тем больше он говорит. (Монтескье)

Описание слайда:

Речевое поведениеСлово – великий дар человеку. Надо знать, когда можно говорить, а когда нельзя. Сплетни и праздная болтовня – это неразумная трата времени и здоровья. Мысли, а затем слова приводят к соответствующим поступкам. Поэтому речь и связанные с ней поступки называют речевым поведением.

Описание слайда:

Энергия души Слово обязательно несет в себе энергию души, и поэтому надо стараться, чтобы эта энергия была доброй созидательной. Очень ошибаются те, кто недооценивает силу слова: словом можно все разрушить и все создать; словом обманывают человека и направляют его на путь зла, словом же вдохновляют солдат, идущих в бой.

Описание слайда:

О ВОСПИТАННОСТИ Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими. Воспитанный человек во всех отношениях не ведёт себя «громко», экономит время других, строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, на работе, в магазине и в автобусе.

Описание слайда:

ЗДОРОВЬЕ И СЧАСТЬЕНужно быть очень осторожным в своих мыслях, словах и поступках, то есть в речевом поведении. От этого зависит вся ваша жизнь, здоровье ваше и счастье.

Описание слайда:

Из «Полной энциклопедии здоровья» Луизы ХейЯ смотрю на мир с любовью и радостью Я обо всех и обо всем говорю с любовью. Я люблю жизнь. Я с легкостью и радостью общаюсь с людьми. Отовсюду исходит добро. Я превратила свои уроки в настоящее развлечение. Я желаю учиться. Я распространяю только хорошие новости.

Описание слайда:

Русские народные пословицыЗа худые слова слетит и голова Много говорить – голова заболит Сердечное слово до сердца доходит Малое слово большую обиду творит Хорошее слово – половина счастья Сперва подумай – потом говори Красную речь красно и слушать

Описание слайда:

Культурные нормыКультурные нормы – требования, которые налагает общество на человека, стремящегося быть воспитанным, духовно развитым. Добрый человек любит не только себя, но и других. Заботится о тех, кто страдает. Нравственность – это больше, чем хорошие привычки.

Описание слайда:

О добреДоброму Бог помогает. За добро добром платят. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. Доброе слово железные ворота отопрет. Доброе слово сказать – посошок в руки дать. Доброе слово лучше пустого бормотанья. Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово лучше мягкого пирога.

Описание слайда:

Хозяин своей жизниБыть хозяином своей жизни – это значит выбирать мысли и слова. Если вы хотите жить радостно, у вас должны быть светлые мысли. Жизнь – это путешествие, в котором мы открываем себя. Мы в ответе за свою жизнь.

Описание слайда:

О взаимоотношенияхОтносись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Если ты хочешь, чтобы друг твой горбов у тебя не заметил, сам не смотри на его бородавки. (Гораций) Кто злословит с вами, тот злословит и о вас. Не делай людям того, чего не желаешь себе.

Описание слайда:

Доброе слово и кошке приятноЯзык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли. Глупо и бесполезно всё время сердиться. Это – пустая трата времени. Всё, что вы отдаете другим, возвращается к вам. Любовь всё исцеляет, а дорога к любви идёт через прощение. Прощение помогает избавиться от обиды.

Описание слайда:

Чистота – залог здоровьяС умным разговориться, что меду напиться Ласковое слово многих прельщает Ласковое слово что вешний денек Хорошо и там и тут, где по имени зовут Слова обладают силой. Нужно научиться отвечать за всё, что мы произносим вслух, ибо сказанное нами является продолжением наших мыслей.

Описание слайда:

ОтветственностьОтветственность – это наша способность реагировать на ситуацию. У нас всегда есть выбор. Надо уметь сознательно отвечать за свои мысли и слова. Важно, какие мысли, убеждения и слова мы выбираем прямо сейчас. Мой выбор – взгляд на мир с любовью.

Описание слайда:

Не верь чужим речам, верь своим очамПоклониться – вперед пригодится За правое дело говори смело Что посеешь, то и пожнёшь Учтивое слово и буйную голову смиряет Звон не молитва, крик не беседа Недоброе слово что огонь жжет

Описание слайда:

Этикетная роль мимики, жестов, позы, телодвижений, интонацииВосхищение. Одобрение. Любовь. Прощение. Раскаяние. Приветствие. Радость. Смущение. Равнодушие. НОС К НОСУ. РВАТЬ НА СЕБЕ ВОЛОСЫ. СМОТРЕТЬ СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ. ЗАДИРАТЬ НОС. Здравствуйте. До свидания. Спасибо. Извините. Простите. Пожалуйста.

Описание слайда:

РОЛЬ ЖЕСТОВ     О многом может сказать жестикуляция. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Это объясняется тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

     В русском языке существует немало устойчивых выражений, возникших на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест.

Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, например, опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руки, опустить руки, махнуть рукой, приложить руку, протянуть руку, положа руку на сердце, погрозить пальцем.

Описание слайда:

Чтобы расположить человека к себе:Называйте собеседника по имени Улыбайтесь Дайте возможность сказать «да» Внимательно слушайте, не перебивайте Старайтесь в собеседнике увидеть положительные стороны

Описание слайда:

КТО ГРАМОТЕ ГОРАЗД, ТОМУ НЕ ПРоПАСТЬХорошую речь хорошо и слушать Ласковое слово многих прельщает Слово – серебро, а молчание – золото Дурное слово, что грязная вода Каждый человек сам создает свою жизнь

Описание слайда:

«Цветные» фразеологизмы об эмоцияхПокраснеть от стыда Позеленеть от злости Побелеть от страха Порозоветь от удовольствия Потемнеть от горя Почему так говорят?

Описание слайда:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ «ЦВЕТА ЭМОЦИЙ»Участники игры задумывают между собой какой-нибудь цвет: красный, зелёный, синий, жёлтый.

Когда водящий откроет глаза ,все участники своим поведением , главным образом эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет , не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет.

Если ему это удалось, то выбирается другой водящий; если же он не отгадал, то остаётся ещё раз.

Описание слайда:

ЛИТЕРАТУРАДейл Карнеги. Как завоевывать друзей. Джеральд Джампольски. Как перестать беспокоиться и начать жить. Львова С. И. Позвольте пригласить вас… или речевой этикет — М.: Дрофа, 2005 Кановская М. Б. Этикет. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005 Луиза Л. Хей. Полная энциклопедия здоровья. Малышевский А. Ф. Мир человека. М.

, 1997 Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. М. 2002 Русские пословицы и поговорки. Синельников В. С. Как стать здоровым, познав радость жизни. М., 2005 Синельников В. С. «Исцеляющие мысли». М., 2009. Степанищев А. Т. Методический справочник учителя истории. М., 2001 Хрестоматия к курсу «Человек и общество».

Личность, мораль, право.

Описание слайда:

Рефлексия Поделись своими впечатлениями о нашем занятии: Что показалось интересным? Что узнал нового? Чему научился? Что получилось лучше всего? Что тебе понравилось? О чём ещё хотелось бы поговорить? О чём вы задумались? Спасибо за внимание

Источник: https://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/kultura-rechi-i-kultura-povedenija.html

Классный час: Правильно ли мы говорим? 4 класс

Мероприятие подготовлено учащимися 5-го класса для начальной школы. Классный час вошел в раздел «Развитие речи»

Учитель:

Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой культуры.

Нашу беседу с вами мы посвящаем культуре речи, и называться она будет так: «Правильно ли мы говорим?»

Ребята, как вы думаете, что же такое культура речи? (это умение говорить и писать правильно; это способность излагать свои мысли просто, доступно, логично, точно, кратко и т.д.)

А всегда ли мы выражаем свои мысли ясно, точно, правильно?

Сегодня мы все будем участниками разговора о культуре речи. Перед вами выступят ребята, расскажут много интересного, покажут сценки из нашей жизни. Может быть, кто-то узнает себя, своих одноклассников. Будьте внимательны к тому, что будет происходить. Если с чем-то не согласны, высказывайте свое мнение.

  • 1-ый ведущий:
  • Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу слова.
  • 2-ой ведущий:
  • Иначе у вас может появиться болезнь, которой болен наш герой Петя.

Сценки «Как говорить правильно?»

СЦЕНКА №1.

На сцену выходит доктор в белом халате и мальчик Петя. Доктор предлагает Пете стул и сам усаживается напротив.

Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу  дерет.

Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим (ставит градусник). А в каком классе учишься, молодой человек?

Петя: В пятом «вы».

Доктор: В пятом «вы»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?

Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор: Жутко весело. Гм… А учитесь как?

Петя: Порядочек! Железно! Круто! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор: Порядочек… Железно… Круто (берет градусник). Откройте рот (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он (достает из стола и показывает учебник русского языка).

Учитель:

Какую болезнь обнаружил доктор у Пети? Согласны ли вы с диагнозом?

Какой рецепт дал доктор?

1-ый ведущий:

Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов УЖАСНО ДРУЖНО, ЖУТКО ВЕСЕЛО, которые употребил Петя. Слова УЖАСНО, СТРАШНО, ЖУТКО обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки чего-то положительного, хорошего.

  1. 2-ой ведущий:
  2. Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова.
  3. Повторяйте дружно за мной и запомните, где в этих словах стоит ударение:
  4. АЛФАВИТ, АГЕНТ, ДОГОВОР, ДОКУМЕНТ, ДОСУГ, ЗВОНИТ, КИЛОМЕТР, МАГАЗИН, ПОНЯЛ, КРАСИВЕЕ.
  5. 1-ый ведущий(медленно):

Ну вот, отсюда, значит, следует, знаете ли… вывод! Что необходимо, понимаете ли, обращаться, так сказать, за помощью ну… того, значит, за справками, ну вот к этому, к самому, как его… к словарю.

2-ой ведущий:

Беда в том, что из тридцати сказанных слов, достаточно было сказать: «Необходимо обращаться за помощью и за справками к словарю». Остальные слова – лишние, слова-паразиты: НУ, ВОТ, ПОНИМАЕТЕ, ТАК СКАЗАТЬ, ЗНАЧИТ.

1-ый ведущий:

Ребята, посмотрите, а не встречались ли вы с героями следующей сценки. Она называется «Прочь с дороги». 

СЦЕНКА №2.

Комната, в ней стол, стулья. Девочка читает. Мама шьет.

Юля: Мама, сколько время? Ой! Я покушаю и побегу в школу.

Мама: Что за спешка?

Юля: Да наш класс сегодня собирает и сдает… Как это?.. Макулатуру.

Мама: Обед на плите.

Юля: Суп? Ладно. А мясо я разрежу: себе возьму меньшую половинку, а тебе оставлю большую половинку. Хорошо?

Читайте также:  Игры на праздник для детей

Миша (вбегает): Юля, ты что так долго?

Юля: Сейчас. Только попью. Мама, у нас есть холодный кипяток? (наливает воду, пьет). Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?

Мама: Возьми пальто, еще холодно.

Юля: Хорошо, одену пальто.

Мама: Не могу понять, почему Юля, да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить правильно по-русски не умеют.

Появляются ВРЕМЯ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОВИНА, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ, КУШАТЬ, КАК ЭТО (ребята с табличками, на которых четко прописаны эти слова) и все хором говорят:

Мы поражаемся, мы удивляемся, мы возмущаемся, ведь неправильно употребляют нас при общении ребята.

ВРЕМЯ: Вы слышали, что со мной сделали? Во-первых, мой родительный падеж – ВРЕМЕНИ, а во-вторых, вопрос «Сколько времени?» требует продолжения, например: «Сколько времени я вас жду?». А в том смысле, как спросила Юля, надо сказать: «Который час?» Видите, как со мной небрежно обращаются?

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: Нет, имена существительные, уж если кому тяжело, так это нам, именам прилагательным.

С нами вовсе не считаются, присоединяют, не думая, к любому существительному, пользуясь нашей дружбой с вами. Вот и получается «ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК».

Ведь если кипяток остыл, он перестал быть кипятком, а стал КИПЯЧЕНОЙ ВОДОЙ. И говорить «ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК» так же нелепо, как «СЛАДКАЯ СОЛЬ».

ПОЛОВИНА: Да, имена прилагательные, вы совершенно правы. Вы же знаете, что я – половина – одна из двух равных частей чего-нибудь целого, и разве не смешно слышать, когда говорят: «большая половина, меньшая половина и даже третья половина». Очевидно, меня путают с существительным ЧАСТЬ, про которую можно сказать и большая, и меньшая, и третья часть. Ох, как тяжело!

НАДЕТЬ, ОДЕТЬ (спутанные вместе).

НАДЕТЬ: Да, уважаемая ПОЛОВИНА, мы вас очень хорошо понимаем и сочувствуем вам, так как нас так часто путают, что мы скоро сами не сможем разобраться, где должен стоять я – НАДЕТЬ, а где мой брат – ОДЕТЬ.

ОДЕТЬ: ОДЕТЬ можно КОГО-ТО, одушевленный предмет. ОДЕТЬ ребенка. НАДЕТЬ НА ЧТО-ТО или НА КОГО-ТО: НАДЕТЬ кольцо на палец, НАДЕТЬ пальто.

НАДЕТЬ и ОДЕТЬ (вместе, хором): А нас путают и путают. Помогите нам распутаться.

КУШАТЬ: Вы два брата, очень похожи, поэтому вас и путают. А я… Меня литературный язык не допускает в первое лицо. Вместо «я кушаю, мы кушаем», говорят: «Я ем, мы едим».

И даже в третьем лице меня употребляют ограниченно. Лишь о ребенке можно сказать: «Он кушает». В остальных случаях: «Он ест».

Вот в вежливой форме при приглашении к еде мною пользоваться не запрещено: «Пожалуйста, кушайте, сколько хотите».

КАК ЭТО: Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно. Но что сказать мне? Меня совершенно замучили: прибавляют без всякого смысла к любому слову. Зачем? Не знаю!

Мама: Как интересно вы рассказали о себе. Мне понятны ваши обиды. В разговоре Юли и Миши мы видели ошибки. Ребята, а вы заметили эти ошибки? Дружите ли вы с обиженными словами? Давайте скажем все вместе, дружно: «ПРОЧЬ С ДОРОГИ ВСЕ, ЧТО ПОРТИТ НАШУ РЕЧЬ!»

1-ый ведущий:

Некоторые ребята следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, как появляются ненужные словечки. А иногда и грубые выражения. 

СЦЕНКА №3.

2-ой ведущий:

Когда ребята писали сочинение о весне, то лучшая работа была у Сережи. Всем она понравилась. Прочти нам, Сережа, свое сочинение.

Сережа: Пришла весна. Все просыпается после зимнего сна. Весенний воздух свеж и пахуч. Весело звенят птичьи голоса. Подул теплый ветерок, и солнце ласково засветило на голубом небе. Побежали прозрачные ручейки по дорожкам и оврагам. Весне радуются все: и люди, и птицы, и животные.

Сережа уходит, но быстро возвращается. Шапка сбита набок, в руках расстегнутый портфель.

1-ый ведущий:

Интересно было слушать сочинение Сережи о весне. Но вот кончились уроки, и во дворе вы Сережу не узнаете.

Сережа (размахивая портфелем): Эй, Мишка, оглох ты что ли? Вали сюда!

Появляется Мишка.

Миша: Ну как сочинение?

Сережа: Классно! На пять! Ну что, Мишка, махнем в кино? Там, говорят, фильм клевый…

2-ой ведущий:

Что же ты, Сережа, так странно заговорил?

Сережа: А у меня два языка – один для занятий в школе, а другой для приятелей. Покеда! Мы отчаливаем!

2-ой ведущий: Правильно ли поступает Сережа? Не видели ли вы среди своих знакомых такого Сережу?

1-ый ведущий: Неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Мишка, Ванька, Танька. О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в стихотворении М.Червинского «Как его зовут?»

  • ЧТЕЦ №1.
  • Спасибо, здравствуйте, простите
  • Произносить он не привык.
  • Простого слова извините
  • Не одолел его язык.
  • Не скажет он друзьям по школе:
  • Алеша, Петя, Ваня, Толя.
  • Своих друзей зовет он только:
  • Алешка, Петька, Ванька, Толька.
  • 2-ой ведущий:
  • Вы не встречали таких ребят?

Какая речь вредит человеку, становится его врагом? (небрежная, засоренная пустыми, бессмысленными словами, злая, жестокая, оскорбительная, невежливая, неуважительная, неграмотная речь).

1-ый ведущий:

Ребята, русский язык необыкновенно красив и богат. Максим Горький говорил: «Язык – инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть».

2-ой ведущий:

«Великим, могучим, правдивым и свободным» назвал наш русский язык Иван Сергеевич Тургенев. Он призывал беречь чистоту языка, как святыню.

  1. ЧТЕЦ №2.
  2. Язык свободный, мудрый и простой
  3. Нам поколения в наследство подарили.
  4. Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой
  5. Его в своих твореньях сохранили.
  6. Язык писателей нам служит образцом.
  7. Он мудростью народною отмечен.
  8. Овладевайте литературным языком,
  9. Боритесь за культуру речи!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Источник: https://koncpekt.ru/nachalnye-klassy/klassnyj-chas/220-klassnyy-chas-pravilno-li-my-govorim-4-klass.html

Классный час "Необходимая вежливость. Культура речи" 4 класс

Муниципальное образовательное учреждение « Дунаевская СОШ № 57» Учитель начальных классов Лиханова Галина Николаевна

Классный час. 4 класс

Тема: Необходимая вежливость. Культура речи.

  • Цель: закрепление у учащихся основных требований к культуре речи.
  • Задачи:
  • -развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи;
  • -дать понятие слова «деликатность «; мотивировать детей на добрые поступки;
  • -развивать коммуникативные способности, умение общаться в обществе;
  • Ход классного часа.

Вступление. Мотивация.

На доске написана часть темы нашего классного часа ( Необходимая…)

Для того чтобы догадаться о чём пойдет речь надо отгадать загадку.

«Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. Что это?»

-О чём сегодня пойдет речь ? О чём поговорим и поспорим? ( предположения детей)

  1. -Мы будем говорить о нашем родном языке, о культуре речи, о вежливости и деликатности.
  2. Высказывания « Чем лучше ты владеешь языком, тем больше у тебя права называться человеком»
  3. Народ сложил мудрые поговорки о роли языка , слова в человеческих взаимоотношениях.
  4. «От одного слова да навек ссора»
  5. «Бритва скребёт, а слово ранит»
  6. «Ласковое слово- это вешний день»

-Как вы понимаете? Приведите примеры.

— Со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день?( дома, в школе, магазине, библиотеке…) Трудно сосчитать: с одними поздороваешься, с другими поговоришь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься. Человек постоянно находится в общении с другими людьми.

Все мы знаем, что приветливо или грубо сказанное слово оставляет в душе след часто на целый день. Хорошее настроение человека зависит от того были ли с ним приветливы, доброжелательны при обращении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова.

( повторное обращение к пословицам)

-Жизнь в обществе требует, чтобы люди выполняли правила обязательные для всех. Для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых. Для всех! Их надо выполнять всегда. Какие это правила?

  • -Правила вежливости: вежливо обращаться, уметь слушать, уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.
  • — Бесцеремонное или грубое обращение, бестактные, обидные прозвища больно ранят. Некоторые считают, что это пустяки, мелочи… Но это не так, вы сами можете это доказать (высказывания детей)
  • -Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим проявляется и в поступках, и в словах, а также в тоне разговора.
  • -Здравствуйте- как можно произнести это слово?
  • -Как он рисует.
  • -Минуточку.
  • ( Произносим по- разному: доброжелательно, радостно, обидно, пренебрежительно…)

-Много ситуаций создаёт жизнь и не всегда знаешь как поступить. Были ли у вас такие ситуации?

Разыгрывание ситуаций.

  1. Незнакомый человек спрашивает тебя как пройти к аптеке, а ты не знаешь…Твой ответ.

  2. Ты хочешь пригласить на день рождения ребят. Как ты это сделаешь?

  3. К тебе пришли товарищи, а мама в это время дала тебе поручение. Как ты поступишь?

ДЕЛИКАТНОСТЬ- что это такое?

-Давайте попробуем разобраться. Ситуация.

1. Ты помог товарищу решить задачу. Твои действия:

  1. — расскажешь родителям, в школе учителю;
  2. -примешь благодарность от товарища;
  3. -обыденно, так и надо;
  4. -Давайте поговорим о деликатности, как вы понимаете смысл этого слова? ( высказывания)

Вывод. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчёркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь вы оказывали помощь не для того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, если это нужно, не думать что ты лучше всех.

-Культура речи. Как вы понимаете?

Чтение рассказов Дорохова «Ух, и здорово!» « Приятно ли быть барбосом?»

  • -О чём заставил вас задуматься наш разговор?
  • -Какие для себя закладки в памяти сделаете?
  • Литература.
  • Дорохов «Это стоит запомнить»
  • Розенталь «Культура речи.»
  • Чуковский «Живой, как жизнь»

Скачать оригинальный файл

Источник: https://globuss24.ru/doc/klassniy-chas-neobhodimaya-vezhlivosty-kulytura-rechi-4-klass

Классный час о культуре речи

  • (Для учащихся 12 — 13 лет) Все разработки рассчитаны на 2 — 3 классных часа.
  • Задачи: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения.
  • Ход подготовки:

1.

Предложить учащимся выполнить следующие задания: подобрать меткие и образные высказывания о русском языке, пословицы, поговорки, афоризмы, подготовиться к конкурсу выразительного чтения.

2. С помощью учителя русского языка и литературы отобрать лучшие сочинения учащихся класса, выписать из неудачных сочинений смешные обороты речи, неправильные выражения; понаблюдать за тем, как говорят ученики, много ли слов-сорняков в их речи (подготовить на эту тему небольшую театрализованную сценку).

3. Написать плакат:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

И. С. Тургенев.

План-конспект занятия:

1. Вступительное слово классного руководителя (тезисы):

Язык — это наша история, наше богатство, культура, это язык А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка.

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.

Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определенным нормам (правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложении; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности.

Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».

2. «Как мы говорим». Театрализованная сценка, подготовленная учениками.

3. Культура речи, мышления, чувств.

Классный руководитель:

О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека.

Прослушайте, пожалуйста, выдержки из ваших сочинений и ответьте на вопросы: какое значение имеет четкость, последовательность, простота изложения мыслей в письменной и устной речи? Можно ли излагать материал четко и ясно, если он неглубоко усвоен?

В. А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни.

Ответьте на вопросы: как связана культура речи с культурой чувств? По каким признакам можно судить об эмоциональной культуре человека? Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека? От чего зависит способность управлять своими чувствами? Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми? Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми? Назовите их (сдержанность, предупредительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять положительные эмоции, наличие чувства юмора и умение им пользоваться, доброжелательность и т. п. ). Как бы вы реагировали на слова товарища, поделившегося с вами своим горем (радостью)? (Рекомендации по развитию способности к сопереживанию, сочувствию, умению соотносить свои поступки с эмоциональным состоянием окружающих людей см.: Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. М. — Л., 1967, с. 173; Добрович А. Общение: наука и искусство. М., 1978, с. 89; Леви В. Искусство быть собой. М., 1977, с. 43; Учитесь властвовать собою… М., 1975, с. 139).

4. Как повысить культуру речи.

Классный руководитель:

Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильными интонациями, полезно выполнять такие задания, как составление словесного портрета, театральная импровизация и др.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие о профессиях для начальной школы

5. Как стать интересным собеседником.

Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник? Легко ли вы находите контакт с людьми? Какие трудности испытываете вы в речевом общении? Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора? Затем он предлагает учащимся «проиграть» сценки разговора с товарищем или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей по дому и т. п. Школьников необходимо подвести к мысли, что глубина и душевность человеческих контактов зависит не только от правильности, уместности слов и выражений, но и от манеры обращения, интонации голоса, употребляемых жестов и мимики. Можно рекомендовать учащимся книги по культуре речевого общения: Матвеев В. М., Панов А. Н. В мире вежливости. Изд. 2-е. М., 1976, с. 113; Казимирская И. И. Учись быть культурным. Минск, 1982, с. 24; Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 1975, с. 82; Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). М., 1982.

6. Учись искусству спорить, думать, обсуждать!

Классный руководитель:

Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды — все это важные показатели речевой культуры.

Придерживайтесь следующих правил: давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить себе мотивы поступка, причины, которые его вызвали.

Подумайте, почему тот или иной поступок имел место, какие варианты поведения в данной ситуации явились бы более правильными, целесообразными, соответствующими нормам коммунистической морали

Учащиеся анализируют конкретные жизненные ситуации.

Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: часто ли у вас вспыхивают ссоры с товарищами? В чем вы видите их причину? Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем? Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте? Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека? Предложите свои рекомендации, как надо вести спор, чтобы он не превратился в ссору

  1. Далее классный руководитель знакомит учащихся с правилами ведения разговора- настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности, уважительно относись к чужому мнению, будь тактичен с собеседником и т д
  2. 7. Подведение итогов занятия
  3. Классный руководитель вместе с учащимися обобщает требования, предъявляемые к культуре речи, и составляет памятку, которую можно повесить в классном уголке

Источник: http://rsoa15.ucoz.ru/load/klassnomu_rukovoditelju/klassnyj_chas_o_kulture_rechi/8-1-0-65

Классный час — "поговорим о культуре речи"

Сценарии мероприятий » Для учителя » Классный час » Классный час — «поговорим о культуре речи» РАЗРАБОТКИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ Все разработки рассчитаны на 2
— 3 классных часа.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ:

«ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ» (Для учащихся 12
— 13 лет)

Задачи: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения.

Ход подготовки: 1. Предложить учащимся выполнить следующие задания: подобрать меткие и образные высказывания о русском языке, пословицы, поговорки, афоризмы, подготовиться к конкурсу выразительного чтения. 2. С помощью учителя русского языка и литературы отобрать лучшие сочинения учащихся класса, выписать из неудачных сочинений смешные обороты речи, неправильные выражения; понаблюдать за тем, как говорят ученики, много ли слов-сорняков в их речи (подготовить на эту тему небольшую театрализованную сценку). 3. Написать плакат: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,
— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
И. С. Тургенев.
План-конспект занятия: 1. Вступительное слово классного руководителя (тезисы): Язык
— это наша история, наше богатство, культура, это язык А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определенным нормам (правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложении; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного.

  • Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».
  • Классный руководитель:
  • Классный руководитель:

2. «Как мы говорим». Театрализованная сценка, подготовленная учениками. 3. Культура речи, мышления, чувств. О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. Прослушайте, пожалуйста, выдержки из ваших сочинений и ответьте на вопросы: какое значение имеет четкость, последовательность, простота изложения мыслей в письменной и устной речи? Можно ли излагать материал четко и ясно, если он неглубоко усвоен? В. А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное
— приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни. Ответьте на вопросы: как связана культура речи с культурой чувств? По каким признакам можно судить об эмоциональной культуре человека? Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека? От чего зависит способность управлять своими чувствами? Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми? Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми? Назовите их (сдержанность, предупредительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять положительные эмоции, наличие чувства юмора и умение им пользоваться, доброжелательность и т. п. ). Как бы вы реагировали на слова товарища, поделившегося с вами своим горем (радостью)? (Рекомендации по развитию способности к сопереживанию, сочувствию, умению соотносить свои поступки с эмоциональным состоянием окружающих людей см.: Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. М.
— Л., 1967, с. 173; Добрович А. Общение: наука и искусство. М., 1978, с. 89; Леви В. Искусство быть собой. М., 1977, с. 43; Учитесь властвовать собою… М., 1975, с. 139). 4. Как повысить культуру речи. Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильными интонациями, полезно выполнять такие задания, как составление словесного портрета, театральная импровизация и др. 5. Как стать интересным собеседником. Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник? Легко ли вы находите контакт с людьми? Какие трудности испытываете вы в речевом общении? Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора? Затем он предлагает учащимся «проиграть» сценки разговора с товарищем или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей по дому и т. п. Школьников необходимо подвести к мысли, что глубина и душевность человеческих контактов зависит не только от правильности, уместности слов и выражений, но и от манеры обращения, интонации голоса, употребляемых жестов и мимики.

Можно рекомендовать учащимся книги по культуре речевого общения: Матвеев В. М., Панов А. Н. В мире вежливости. Изд. 2-е. М., 1976, с. 113; Казимирская И. И. Учись быть культурным. Минск, 1982, с. 24; Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 1975, с. 82; Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении).

М., 1982. 6. Учись искусству спорить, думать, обсуждать! Классный руководитель: Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды
— все это важные показатели речевой культуры. Придерживайтесь следующих правил: давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить себе мотивы поступка, причины, которые его вызвали. Подумайте, почему тот или иной поступок имел место, какие варианты поведения в данной ситуации явились бы более правильными, целесообразными, соответствующими нормам коммунистической морали Учащиеся анализируют конкретные жизненные ситуации.

Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: часто ли у вас вспыхивают ссоры с товарищами? В чем вы видите их причину? Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем?

Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте? Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека? Предложите свои рекомендации, как надо вести спор, чтобы он не превратился в ссору
Далее классный руководитель знакомит учащихся с правилами ведения разговора- настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности, уважительно относись к чужому мнению, будь тактичен с собеседником и т д 7. Подведение итогов занятия Классный руководитель вместе с учащимися обобщает требования, предъявляемые к культуре речи, и составляет памятку, которую можно повесить в классном уголке

План дальнейшей работы:

1. Провести беседы на темы — «С чего начинается вежливость?», «Искусство ведения переписки», «Что такое деликатность?», «Культура общения» и т д 2. Подготовить викторину на тему «Почему мы так говорим?» (См — Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. М, 1960; Вартаньян Э. Эти мудрые слова М., 1980; Мережинская Е. К. и др. Занимательная грамматика Киев, 1964, Полякова Е. Н. Из истории русских имей и фамилий М., 1975, Успенский Л. Ты и твое имя. Имя дома твоего Л, 1972)

Литература:

1.Головин Б. Н. Основы культуры речи: Учеб. пособие. М: Высшая школа, 1980 335 с 2.Гольдин В. Е. Речь и этикет — Кн. для внеклас. чтения уч-ся 7
— 8 кл М. Просвещение, 1983. 109 с. 3.Розенталь Д. Э. А как лучше сказать?: Кн. для внеклас. чтения (VIII
— Х кл) М.: Просвещение, 1979. 207 с, ил
4.Розенталь Д Э, Теленкова М А Словарь трудностей русского языка 3-е изд, испр М.: Рус. яз, 1981. 696 с.  

  • Классный час «Семья в моей жизни»
  • Беседа на тему: «От красоты познания к творчеству» (Для учащихся 15 — 16 лет)
  • Час театрального мастерства (Для учащихся 13 — 15 лет)
  • Устный журнал на тему: «Слава рукам золотым!» (Для учащихся 10 — 11 лет)
  • Практическое занятие на тему: «Поговорим о культуре речи» (Для учащихся 12 — 13 лет)
  • Практическое занятие на тему: «Учись видеть прекрасное в человеке» (Для учащихся 13 — 14 лет)
  • Беседа на тему «О красоте и мужестве» (Для учащихся 13 — 14 лет)
  • Беседа на тему «Музыка и мы» (Для учащихся 13 — 15 лет)
  • Беседа на тему: «Красота и труд вместе идут» (Для учащихся 15 — 17 лет)
  • Беседа на тему: «Чудо, имя которому — книга» (Для учащихся 11— 12 лет)
  • Устный журнал на тему: «Наш друг — кино» (Для учащихся 14— 15 лет)
  • «Огонек» на тему: «Искусство края моего» (Для учащихся 14 — 15 лет)
  • Классный час — Наркомания — что это?
  • Классный час «Деньги — плохой хозяин, или хороший слуга?”
  • Классный час на тему: «Здоровый образ жизни»
  • Классный час на тему Наркомания «Все в твоих руках»
  • Классный час «Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем»
  • Классный час в 5 классе «Символика России»
  • Классный час «О культуре поведения в школе»
  • Классный час «Я и мои друзья»
  • Классный час «Поздравление девочек с 8 марта»
  • Классный час Игра «Интеллектуальный ринг»
  • Классный час «Здоровье –бесценное богатство»
  • Классный час «Ты имеешь право… «
  • Классный час «А ну-ка, мальчики!» 23 февраля 6 класс
  • Классный час «Моя родословная»
  • Классный час «Экология»
  • Классный час «Курение — За и против»
  • Классный час «Путешествие в прошлое своей семьи»
  • Классный час на тему: «Права ребенка»
  • Классный час «Ты и твоя будущая профессия»
  • Классный час «О том, как властвовать собой»
  • Классный час на тему: «Что такое настоящая дружба?»
  • Классный час на тему: Курить или жить? 6-7 класс
  • Классный час «Как не надо себя вести»
  • Классный час «Нравственные приоритеты семьи» 7 — 8 класс
  • Классный час «Всего одна рюмка»
  • Классный час «Алкоголизм»
  • Классный час «Братковский язык»
  • Классный час «Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога»
  • Классный час «Все правила этикета»
  • Сценарий классного часа «Доброта в нас и вокруг нас.»
  • Классный час на тему: «Хлеб — всей жизни голова»
  • Методическое обоснование классного часа
  • Программа классного собрания на тему «Что такое сотрудничество?»
  • Цели, задачи и правила проведения классного собрания
  • Структура классного часа
  • Классный час «Я – гражданин России»
  • Классный час «Основы законодательства в области трудового права»
  • Анкеты и памятки к классному часу «Агрессия и насилие в мире взрослых и детей»
  • Урок внеклассного чтения «Сказки Ганса Христиана Андерсена»
  • Классный час для старшеклассников «Вирус сквернословия»
  • Классный час «Новогодний классный час»
  • Классный час «Что такое настоящая дружба»
  • Классный час «Александр Невский»
  • Классный час «Этот «безвредный» напиток…»
  • Классный час «Вместе — дружная семья»
  • Классный час «Дружба дороже богатства»
  • Классный час «Что такое этикет?»
  • Классный час Тематический вечер «О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ, О МАНЕРАХ НАДО ЗНАТЬ»
  • Классный час «ЧЕЛОВЕК И ЕГО МАНЕРЫ»
  • Классный час на тему «Я в ответе за себя и других»

  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Источник: http://anstars.ru/dlja-uchitelja/klassnyy_chas/2039-klassnyj-chas-pogovorim-o-kulture-rechi.html

Ссылка на основную публикацию