Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности

На способность ребенка к обучению и его успеваемость влияет множество факторов, как внешних, так и внутренних. Кажется само собой разумеющимся, что психологические особенности ребенка должны в значительной степени влиять на его учебную деятельность, но они редко принимаются во внимание школьными учителями.

Личность школьника и образовательная система

Современная система образования предполагает взаимодействие учителя с неким среднестатистическим учеником, а индивидуальный подход в обучении, хоть и понимается как наиболее эффективный, по-прежнему не практикуется. Множество проблем в обучении связаны с несовершенством и несовременностью образования.

Например, всем детям в классе дают одно и то же домашнее задание. И двоечник, и отличник на контрольной работе решают одну и ту же задачку за одинаковый отрезок времени.

Один ученик прекрасно знает тему, но просто не успевает ответить на все вопросы контрольной и получает плохую оценку, а другой, ничего не зная, подсматривает ответы в шпаргалке и получает высокую оценку.

Если один ученик на уроке скучает от того, что все и без того знает, а второму очень тяжело понять даже название темы урока, это совсем не означает что первый умный, а второй глупый. В конце концов, ребенку может просто не нравится учитель и наоборот.

О недостатках и упущениях системы образования можно говорить долго. Задача родителей – помочь ребенку адаптироваться к этой несовершенной системе.

Хорошие оценки не должны быть самоцелью, гораздо важнее для школьников усвоить необходимые для жизни знания, научиться учиться, определиться, какая область человеческих знаний наиболее интересна, чтобы позже выбрать профессию. Это можно сделать, только зная и понимая особенности личности.

Индивидуальный стиль учебы, подобранный под тип темперамента и другие личностные особенности ученика, помогает ему учиться. Родители, делающие уроки с ребенком дома, выступают в роли учителя, поэтому должны знать его типологические особенности и отталкиваться от этого знания при выборе методов и времени обучения.

Типы темперамента

Одной из составляющих личности школьника, определяющей успеваемость, является темперамент – врожденная совокупность психофизиологических особенностей, связанных с возбудимостью центральной нервной системы. Темперамент – это скорость и сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Он определяет не только эмоциональность и чувствительность, но и стиль деятельности, способ реагирования и поведения.

Темперамент, в отличие от характера, является врожденной характеристикой и лишь в незначительной степени поддается изменениям в течение жизни. Характер воспитывается в детстве и может меняться в процессе самовоспитания во взрослом возрасте. Он, как правило, компенсирует негативные стороны темперамента.

Например, медлительность, свойственная флегматикам, часто компенсируется такой чертой характера как усидчивость, что помогает таким детям остаться в классе и делать задание, даже если другие, более шустрые ученики уже резвятся на переменке.

Темперамент обнаруживается очень скоро после рождения малыша, в течение первого года его жизни. И хотя чистых типов темперамента не бывает (чаще всего наблюдаются смешанные типы), все же какой-то один из них преобладает.

Выделяется четыре типа темперамента:

  1. Холерик. Сильный, но неуравновешенный тип темперамента. Холерики активные, деятельные, инициативные, упорные, эмоциональные, вспыльчивые, агрессивные.
  2. Флегматик. Сильный, уравновешенный, но инертный тип темперамента. Флегматики спокойные, рассудительные, миролюбивые, целеустремленные, постоянные, принципиальные, медлительные, внешне «холодные» и бесчувственные.
  3. Меланхолик. Слабый тип темперамента. Меланхолики чувствительные и тонко чувствующие, добрые, ответственные, дружелюбные, ранимые, замкнутые, тревожные.
  4. Сангвиник. Сильный, неуравновешенный, подвижный тип темперамента. Сангвиники общительные, активные, креативные, веселые, оптимистичные, легкомысленные, непостоянные.

Как учатся дети с разными типами темперамента

Темперамент проявляется в любой деятельности человека и, конечно же, в ведущем виде деятельности каждого возрастного этапа развития.

Ведущая деятельность – это деятельность, выполнение которое обуславливает формирование основных возрастных психологических новообразований и способствует дальнейшему развитию личности. Для младших школьников таким видом деятельности является учебная деятельность, то есть учеба.

Правильная организация учебы вырабатывает у школьника навыки труда. Учебный процесс должен восприниматься положительно, чтобы обучение имело смысл. Как недостаточная, так и чрезмерная нагрузка негативно воздействуют на физическое и психическое здоровье школьника.

Если говорить в общем, то в современной системе образования более успешными оказываются те ученики, чей темперамент преимущественно флегматический или меланхолический. У сангвиников и холериков оценки, как правило, ниже, чем у меланхоликов и флегматиков.

Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности

Холерик работоспособный и выносливый ученик, но часто растрачивает все силы в начале деятельности, отчего быстро устает. Образно говоря, холерики быстро «загораются», увлекаются заданием, но так же быстро и «гаснут», переусердствовав в самом начале.

Холерики любят интенсивно трудиться в ускоренном темпе. Если задание им интересно, способны на многое за короткий срок, в таком случае их продуктивность чрезвычайно высока. Они настоящие «стахановцы»: не бояться объема, ограниченности времени и сложности заданий.

Сангвиник обладает молниеносной реакцией и умеет приспосабливаться к непредвиденной смене обстоятельств. Продуктивен в учебе, только если она осуществляется в интересной форме (например, игровой), в противном случае ему становится скучно, он ленится и всеми силами старается избежать выполнения задания.

Учеба дается им легко, новый материал они усваивают быстро, но не стремятся его изучить глубже. Сангвиники способны делать несколько дел сразу, скорость переключения внимания у них высока, но такой многозадачный труд часто носит поверхностный характер. Возможно множество ошибок по невнимательности.

Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности

Сангвиники и холерики бодры, веселы, общительны, активны в школе, почти не бывают усталыми, вялыми или расслабленными. Они не испытывают какого-либо напряжения при усвоении нового материала, легко запоминают большой объем информации, быстро отвечают на вопросы и выполняют задания. Такие дети воспринимаются так непослушные, неуправляемые, слишком свободолюбивые.

Холерики и сангвиники не любят проверять выполненную работу на ошибки. Также они не любят анализировать, классифицировать, планировать, делать выводы, а эти умения очень важны в учебе. Но самая существенная проблема для таких учеников – отсутствие самоконтроля, усидчивости и недостаток концентрации внимания. Эти качества нужно развивать.

Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельностиФлегматики наиболее трудоспособные учащиеся, упорные, настойчивые, аккуратные и внимательные. Их медлительность с лихвой компенсируется прилежанием. Флегматик может долго «вклиниваться» в работу, но когда уже погружается в нее, то в серьез и надолго. Любят разбираться, анализировать, сопоставлять факты, изучать тему со всех сторон и точек зрения. Это прилежные ученики, уважающие учителей.

Меланхолики очень старательны и скрупулезны, любят добираться до сути, они усердны так же, как и флегматики, но намного быстрее утомляются, им чаще приходится делать перерывы на отдых. Порой им не хватает упорства, уверенности в себе и силы воли (особенно если задание не нравится). Любят работать не по принуждению, а по вдохновению.

Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельностиФлегматики и меланхолики ведут себя на занятиях спокойно и сдержанно, это послушные и любознательные дети. Их аккуратность и прилежание доходят до педантизма и перфекционизма. Дома флегматики и меланхолики занимаются учебой большую часть времени. Родители рады, видя своего ребенка таким прилежным и послушным, но для гармоничного развития ему нужна не только учеба. Игры, общение со сверстниками, хобби не должны исключаться из жизни ребенка.

Сангвиникам и холерикам часто не хватает терпения и старательности. Проверка знаний в школе обычно осуществляется в письменном виде, а такие задания легче выполнять меланхоликам и флегматикам. Им труднее, нежели холерикам и сангвиникам усваивать новый учебный материал, но усидчивость и трудолюбие приводят к тому, что они становятся отличниками.

Важно помнить, что каждый тип темперамента в учебной деятельности может проявляться как с положительной, так и с отрицательной стороны в зависимости от выбранной методики, задания, стиля преподавания и личности учителя.

Успешность в жизни никак не связана с хорошей успеваемостью в школе, скорее, наоборот, наблюдается обратная картина: ученики, плохо учившиеся в школе или вовсе ее прогуливавшие, более успешны во взрослой жизни, нежели отличники. Школа – необходимый этап в жизни каждого человека, проходя который важно не потерять способность мыслить нестандартно и верить в себя.

Вам будет интересно почитать бестселлеры и о темпераменте и иных индивидуально-типологических особенностях личности:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/vliyaniya-temperamenta-na-uchebnuyu-deyatelnost

Учет темперамента в учебно-воспитательной работе

Среди различных направлений и форм перестройки народного образования едва ли не главное, узловое значение приобрела индивидуализация учебно – воспитательного процесса.

Сейчас стали по – настоящему осознавать всю глубину отчуждённости, которую многие дети испытывают по отношению к школе. Более того, становится очевидным, что эта отчуждённость – закономерное следствие того, что сама школа во многом отчуждена от ученика.

И проявляется это прежде всего в игнорировании индивидуальности школьника.

Почему детям трудно учиться? Как помочь преодолеть им школьные трудности, начиная с первого класса? Эти вопросы стоят передо мной все 18 лет педагогической практики. В связи с этим меня заинтересовала проблема изучения и диагностики темперамента, учёт его в учебно-воспитательной работе.

Каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах.

Зная темпераменты учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого школьника, чтобы постепенно менее резко проявлялись свойства темперамента, которые мешают ребёнку в его учебной работе и поведении, и закреплялись положительные свойства его темперамента. В результате будут воспитываться (приобретаться) нужные качества обеспечивающие гармоническое развитие каждого учащегося.

Задача данной работы – определение личностных (темпераментных) особенностей учащихся с целью помощи педагогу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании; разработка индивидуальных рекомендаций для учителя.

Для определения типа темперамента лучше всего использовать 2 метода: наблюдение и Личностный опросник Айзенка.

Наблюдение – метод, наиболее подходящий в педагогической работе, особенно метод направленного наблюдения по определённой схеме или программе наблюдения. Эта схема указывает, на какие явления, а также на какие формы поведения и в каких ситуациях следует обратить особое внимание.

Средством диагностики, позволяющим дать наиболее быстрый результат, является опросник, как один из методов многомерного шкалирования. Следует, однако, отметить, что опросники, в принципе не применимы к исследованию дошкольников и учеников 1–2-х классов. Дело в том, что многие содержащиеся в них вопросы просто непонятны детям и, кроме того, им труднее, чем взрослым, оценивать своё поведение.

Диагностическое обследование индивидуальных особенностей темперамента учащихся проводится фронтально. Методическое обеспечение – “Методика экспресс – диагностики характерологических особенностей личности”.

В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кэттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).

Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (детский вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с детьми каждого типа.

Обработку тестирования следует начинать с определения достоверности ответов испытуемых. Если ответы совпадают с указанными в ключе, то каждому из них приписывается 1 балл.

Если сумма баллов по показателю искренности ответов составляет 5 или 6, то полученные результаты подвергаются сомнению (возможно, испытуемый был при ответах ориентирован лишь на социальное одобрение).

Если сумма баллов более 7, то данные тестирования считаются недостоверными и дальнейшая обработка результатов не проводится. При сумме баллов 0 – 4 ответы достоверны.

На чистом листе бумаги вычерчиваются две взаимно перпендикулярные оси экстравертированности и нейротизма, как это обозначено на рис. 1, со значениями шкал 0 – 24. Точка пересечения осей соответствует значению 12.

Подсчитывается сумма баллов по показателю экстраверсии – интроверсии. Баллы за ответы по данному показателю начисляются также, как и по показателю “искренности ответов” (за каждый ответ, совпадающий с показателем экстраверсии в ключе опросника, присваивается 1 балл).

Эмоциональная неустойчивость

Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности

Эмоциональная устойчивость

Рис. 1. Двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма Г. Айзенка.

Определив место испытуемого в двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма, можно делать предположение о наличии у него определённых черт характера .

На основе данных тестирования экспериментатор пишет заключение, в котором отмечает уровневые характеристики показателей по каждому испытуемому и тип темперамента.

При групповой форме обследования берутся отдельные, выборочные компоненты индивидуально – психологических качеств личности.

Для группового обследования подбираются методы, удовлетворяющие следующим условиям: непродолжительность проведения, возможность быстрого и правильного понимания инструкции и интерпретации показателей учащихся, лёгкость обработки результатов.

Перед работой рекомендуется беседа с детьми, во время которой даётся минимум психологической информации о рассматриваемом вопросе, пробуждается интерес к предстоящей работе.

Читайте также:  Коллективные творческие дела. сценарии для детского лагеря

Если задачей является обсуждение личностных качеств, например, темпераментных, нежелательно рассказывать о них перед тестированием, чтобы исключить возможность осознанного или неосознанного искажения результатов. Предварительная характеристика предстоящего теста даётся в общих выражениях: “Сейчас мы будем изучать некоторые особенности, о которых подробнее расскажу после окончания работы…”.

Нестабильный

Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности

Стабильный

Рис. 2. Взаимосвязь двух основных измерений личности по Г. Айзенку (“Круг Айзенка”).

Значительно сэкономить время и снизить вероятность ошибок при тестировании и обработке материала помогает изложение условий выполнения и обработки теста на доске или отдельных листах, которые выдаются каждому учащемуся.

Перед началом работы необходимо добиться полного понимания инструкции каждым учащимся. После начала работы все ответы на вопросы и пояснения непонятного делаются индивидуально.

При выполнении тестов желателен постоянный контроль, чтобы исключить “заимствование” результатов соседями по столу, обсуждения и взаимных подсказок.

Следует помнить, что диагностика не является самоцелью – она должна быть либо информационной, либо познавательной, либо служить средством для более адекватной и целенаправленной обработки рекомендаций по развитию, совершенствованию и коррекции.

Ход диагностической работы.

  1. Инструктаж.

  2. Проведение теста Айзенка. (Описание методики дано в приложении).

  3. Обработка результатов.

  4. Градация результатов и нахождение “соответствующих точек” на шкале интро-экстраверсия, эмоциональная стабильность; определение типа темперамента.

  5. Отбор данных, где балл по шкале “ложь” больше 3.

На основе данных, полученных в ходе тестирования даются рекомендации о путях самокоррекции свойств личности, показании которых оказались чрезмерно высокими либо слишком низкими. 

Индивидуальный подход и тип темперамента.

Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий. Специально изучалось, как по – разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога.

Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью типа нервной системы после такой оценки бывали заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы.

Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики.

Учителя знают, что изменения школьного расписания, замена одного урока другим нарушают нормальную работу класса. Некоторые ученики легко и быстро осваиваются с такого рода изменениями, другие медленно. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту.

Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому же предмету.

В тоже время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на уроках.

Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети – холерики и дети с меланхолическим темпераментом. В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся – холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс.

От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы.

При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль за поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах.

Это только усилит его возбуждение.

На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность.

Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищённым в коллективе.

На занятиях этих учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.

Внимание учителя должны привлекать учащиеся – флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания – они спокойны, никому не мешают. У флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость.

У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость.

В соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях “тепличного” воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и определённую саморегуляцию, самовоспитание.

Растущему человеку необходимо постепенно научиться сознательно регулировать своё поведение и деятельность. У представителей разного типа темперамента это происходит по – разному.

Так, если холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергичность действий, то флегматику легче, чем холерику, выработать усидчивость, выдержку и хладнокровие.

Темперамент сказывается в том, что для одного ученика нужны одни приёмы выработки тех или иных психических качеств, а для другого – другие.

Показательно, что черты темперамента могут проявляться в разных сферах жизни (например, в условиях школы и дома) в разной степени; определённые проявления темперамента могут ограничиваться в то или другое русло под воздействием вырабатываемых установок и привычек. Другими словами, темперамент сказывается на чертах поведения, но не предопределяет их; первостепенное значение имеют воспитательные воздействия и вся система отношений растущего человека к окружающему миру.

  • Задача учителя заключается не в том, чтобы попытаться переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы путём систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и корректировать отрицательные черты, которые могут быть связаны с данным темпераментом.
  • Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности детей в классе мы можем создавать детям наиболее благоприятные условия обучения, устранять причины возможной дезадаптации, а следовательно, помогать ребёнку справляться с его психологическими трудностями, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать интересной его жизнь.
  • Венедиктова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов

В разделе “Медиатека” доступен для скачивания электронный вариант диагностики темперамента Айзенка

Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/uchet-temperamenta-v-uchebno-vospitatelnoi-rabote.html

Консультация на тему: Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности | Социальная сеть работников образования

Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности.

         Полноценное развитие ребёнка в период дошкольного детства возможно при соблюдении одного из важнейших психолого-педагогических принципов. Речь идёт об индивидуальном подходе, суть которого — обеспечить ребёнку оптимальное развитие его характера, способностей, стиля поведения.

Иными словами, о внимании к особенностям каждого воспитанника, сохранения его психического здоровья. Ведь расстройства в поведении ребенка возникают тогда, когда методы, средства воспитания и воздействие окружающей среды не соответствуют или даже противоречат его темпераменту.

Тот, кто занимается воспитанием детей, избежит многих ошибок, если знает некоторые особенности их темперамента – холерического или сангвинического, флегматического или меланхолического. Немецкий психолог Г.

Айзенк определяет темперамент по двум основным критериям экстраверсия-интроверсия и эмоциональная стабильность-нестабильность. Каждому виду темперамента он даёт следующие характеристики:

  •          Холерик – чувствительный, беспокойный, агрессивный, раздражительный, изменчивый, активный.
  •          Сангвиник — общительный, открытый, разговорчивый, отзывчивый, непринуждённый, жизнерадостный, склонный к лидерству, беспечный.         
  •         Флегматик – пассивный, осмотрительный, вдумчивый, мирный, контролируемый, внушающий доверие, ровный, спокойный.
  •          Меланхолик – тревожный, легко расстраивающийся, сдержанный, необщительный, тихий, пессимистичный, склонный к рассуждениям, негибкий.

        Возникает вопрос: как на практике определить тип темперамента ребёнка? Наблюдая за его реакцией и отвечая на вопросы теста, ставьте пометку рядом с определёнными буквами – а, б, в, г.

1.Как ведёт себя, если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать.

  1.          а) Включается легко, без ярких эмоций.
  2.         б) Включается активно, эмоционально.
  3.         в) Включается неторопливо.
  4.          г) Включается робко, осторожно.

2.Как реагирует на замечания взрослого?

  •         а) Говорит, что больше не будет, но позже поступает точно также.
  •         б) Не слушает и поступает по-своему, проявляет бурную реакцию.
  •         в) Молчит, принимает к сведению, обдумывает.
  •         г) Обижается, молчит, долго переживает, плачет.

 3. Как разговаривает с товарищами в значимых для него ситуациях?

  1.          а) Быстро, прислушиваясь к высказываниям других.
  2.          б) Стремительно, страстно, никого не слушая.
  3.         в) Спокойно и уверенно.
  4.          г) С сомнениями, неуверенно, оглядываясь на других.  

4. Как ведёт себя в непривычной для него обстановке (в кабинете врача, заведующей детским садом)?

  •         а) Легко ориентируется, проявляет любопытство, активность.
  •         б) Возбужден, иногда излишне беспокоен.
  •         в) Внимательно, обстоятельно, рассматривает все вокруг.
  •         г) Слушается взрослых, ведет себя застенчиво.

        Если реакция чаще всего проявляется по типу «а», можно считать: преобладают сангвинические черты темперамента; по типу «б» холерические; по типу «в» — флегматические; по типу «г» меланхолические. Холерические и сангвинические темпераменты относятся к экстравертному типу поведения; меланхолические и флегматические к интровертному типу поведения.

        Дети – экстраверты любят бывать среди людей, общительны, требуют похвалы и одобрения, много говорят, вступают в контакт легко, любят веселые и подвижные игры. Таких детей необходимо как можно чаще хвалить, выслушивать, быть терпеливыми к ним. Поскольку ребенок – экстраверт легковозбудим, при нарастании эмоционального напряжения необходимо применять отвлекающие приемы.

        Дети – интроверты любят одиночество, после длительного общения с товарищами быстро утомляются; задания выполняют самостоятельно, редко говорят о своих переживаниях. В чем задача взрослого? Обеспечить возможность побыть одному, позаботиться о том, чтобы на ребенка «не падали» эмоциональные перегрузки.

Ребенка интроверта привлекает такие занятия, как рисование, лепка, мягкие игрушки. Грубое обращение с ним неприемлемо.         Проблема эмоционального самочувствия детей в дошкольном учреждении – одна из самых актуальных. Доказано: душевное равновесие и физическое здоровье тесно взаимосвязаны. А позитивное эмоциональное состояние – важнейшее условие развития личности.

Тип общения с детьми пронизывает учебную и воспитательную деятельность педагога. Чем раньше он заметит неповторимые индивидуальные особенности каждого ребенка, поймет их и сможет помочь в случае отрицательного проявления, тем скорее предотвратит драму и даже катастрофу его жизни. Многих ошибок можно избежать, если взрослый устанавливает связь с детьми, учитывает их темперамент.

Если окружающие ребенка взрослые не учитывают свойства его темперамента, следствием выступают нарушения поведения. Свойства темперамента определяют динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими особенностями человека. Важно воспринимать их как природную данность, как природное явление. Судите сами.

Сталкиваясь с природными явлениями, которые нам не нравятся, мы принимаем их такими, какие они есть: если дождь — берём зонтик, если холодно, пасмурно – одеваемся потеплее. Никому из здравомыслящих людей не приходит в голову каким-то образом оказать влияние на погоду, изменить её – скажем, поставить в угол дождь или накричать на жару, напомнить морозу, что он действует на нервы, и т. п.

Единственное, что мы можем сделать, — приспособиться. Однако, взаимодействуя с ребёнком, мы забываем, что сталкиваемся именно с природным явлением.

                                                                                                Каковы же врождённые свойства темперамента? Какой способ доступен воспитателю для распознавания этих особенностей? Наблюдение – постоянное, внимательное, заботливое – за поведением, привычками, склонностями, потребностями и реакциями детей. Американские ученые С. Чесс и А.

Томас выделяют в этой связи девять параметров темперамента.                                         Первый уровень активности – степень наследственной моторной активности, определяющая, активен или пассивен ребёнок. По этому параметру всех детей можно условно разместить по полюсам. На одном полюсе – «живчики» и «шустрики», дети с «моторчиком», безудержные, нетерпеливые.

На другом – «мямлики», «ни рыба ни мясо»,обидчивые,малоподвижные,робкие. Между полюсами – так называемый умеренный тип – те, у которых двигательная активность выражена не ярко. Наибольшую сложность представляет ребёнок – «моторчик», так как он не сидит на месте, вертится, всюду суёт свой нос, задевает предметы, толкает детей.

Если понаблюдать за таким ребёнком, то складывается впечатление: у него зуд во всём теле, энергия просится наружу.

Читайте также:  Когда александр пушкин был маленьким. воскобойников читать онлайн

Какой же тактики должен придерживаться педагог? Его основная задаЧА – быть сдержанным, разговаривать медленно и спокойно, быстро реагировать на любые позитивные сдвиги; избегать непрерывных запретов — «прекрати», «не смей», «нельзя»; отделять негативное поведение ребенка от его личности («Поступок плохой, но ты хороший»).

Полезно давать только одно задание и следить , чтобы ребенок довел его до конца , объясняя неоднократно , как следует его выполнить . Главное – не задевать самолюбие. Не менее важны такому ребенку тактильные контакты с детьми .

Для этого взрослый создает такую предметную среду , когда при взаимодействии с товарищами ребенок имеет возможность повалятся , протиснуться , залезть куда-то , проползти , преодолеть препятствие и т.п. Неуверенным и тревожным детям – «мямликам» — подбираются такие задания, с которым они легко справляются и, как следствие, имеют гарантированный успех.

Не следует сравнивать их достижения с достижениями других. Целесообразно оценивать только способ деятельности и её результаты. И ещё: необходимо уделять пристальное внимание формированию культуры движений, умению владеть своим телом, часто подбадривать и хвалить.

                                                            Второй параметр темперамента – ритмичность (регулярность или нерегулярность) – предсказуемость таких компонентов, как голод, тип питания, ритм цикла сон – бодрствование. По этому параметру детей можно разделить на «ритмиков» и «аритмиков». С «ритмиками» легко, они предсказуемы, потому что их биологические часы работают без сбоев.

«Аритмики» же труднопредсказуемы: невозможно угадать, когда и сколько будут спать, что захотят на завтрак, обед или ужин, сколько съедят. Они могут заснуть в самый неподходящий момент; или их не уложить, когда все дети спят. «Аритмики» часто ведут себя спонтанно, без элементарного планирования и выбора определённого способа реагирования.

Их биологические часы диктуют ритм жизнедеятельности. Нежелательный прогноз поведения – повышенная конфликтность. Важно одно: педагог должен принять ребёнка таким, какой он есть; установить с ним оптимальный баланс любви и требовательности, проявлять терпимость, не раздражаться, заменить дисциплинирующее воздействие на организующее.

Основная цель воспитательного воздействия – не изменить, а понять ребёнка.                                                                                       Третий параметр темперамента – приближение или удаление – тип естественных реакций на новые стимулы. Стимулом может быть новое задание, неожиданный вопрос, незнакомый человек, какой-либо предмет или явление.

Одни дети реагируют на новые стимулы адекватно, быстро приспосабливаются, вступают в контакт, их действия предсказуемы и понятны. Другие – дают реакцию отстранения, раздражения, неприятия, избегают всего незнакомого и непривычного; часто показывают или выказывают недовольство, когда им предлагают новое задание на занятиях или знакомят с непривычным способом деятельности.

Таким детям требуются усилия, чтобы, например, подойти к незнакомому человеку, спросить его о чём-то. Характерное поведение: особая осторожность, некоторая медлительность. Как вести себя с ними? Важно, чтобы педагог соблюдал особый такт, учитывал, что их приспособительные механизмы к миру устроены другим образом, нежели у детей с типом естественной реакции на приближение к новым стимулам.

Терпимость и понимание со стороны взрослого – опора их адаптации к новым стимулам.         Четвёртый параметр темперамента – приспособляемость – скорость и легкость, с которыми ребёнок способен изменять свое поведение в ответ на изменения окружающей среды. Приспособительные возможности у каждого свои.

Один быстро и легко изменяет поведение, легко реагирует на требования, быстро переходит от одного занятия к другому, проявляет лабильность в речи, моторике, темпе деятельности. Другому необходимо какое-то время (причём это время обусловлено скоростью протекания нервных процессов) и определённые силы.

Обстоятельства изменились, и ригидному ребёнку сразу трудно приспособиться, действия его замедлены, заторможены или отсутствуют. Он как бы взвешивает на своих весах личные возможности и последствия и не спешит демонстрировать изменение в поведении. Если таких детей торопить, подталкивать, то время их раскачки увеличивается.

Важно принять «приспособляемых» детей такими, какие они есть, понять, подождать и подбодрить. Увидеть и оценить результат их действий, а не время, потраченное на его достижение.

                                                                                                               Пятый параметр темперамента – интенсивность – количество энергии, используемой при выражении эмоций и настроений. Эмоциональные реакции существенно влияют на ход любой деятельности.

Как форма проявления    личностных особенностей, реакции эти выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности и обуславливают её динамику. У некоторых дошкольников режимные моменты детского сада вызывают напряжение и требуют определённой мобилизации жизненных сил. Именно поэтому возможны эмоциональные бури.

Дети с сильным, неуравновешенным, подвижным типом нервной системы наделены от природы большой энергией. Их эмоции и чувства интенсивно окрашены, по поведению без труда можно определить настроение, отношение к предметному и человеческому окружению. Как должен вести себя воспитатель? Важно, чтобы он постоянно разнообразил взаимодействия.

Эффективный приём – вербализация (проговаривание) эмоционального состояния ребёнка, выражение симпатии по отношению к нему. Основная задача: не реагировать раздражением на вспышки эмоций.

Дети, у кого эмоциональные реакции слабо выражены, мимика и движения невыразительны, кому как будто не хватает сил ни порадоваться, ни разозлиться, ни удивиться, нуждаются в особом внимании, тёплом отношении, поддержке, как со стороны взрослого, так и со стороны сверстников.

                   Шестой параметр темперамента – порог реактивности – уровень интенсивности стимула, требующегося для того, чтобы появилась нужная реакция. Реактивность – это ответ организма на какое-то воздействие. Порог реактивности может быть высоким или низким. Чем он выше, тем медленнее реакция. Низкий порог обуславливает быстроту, энергию и силу реагирования.

Недаром о некоторых людях говорят « заводится с пол-оборота», а о других «не поймёшь, дошло до него или нет». Воспитателю важно помнить: многие дети не успевают, не понимают и не слышат его, потому что их «приёмник» настроен на другую волну.

Подавляющее большинство из них кодируют или декодируют информацию по трём основным сферам сенсорного опыта: визуальной (зрительной), аудиальной ( слуховой) и кинестетической (двигательной). Детям – «визуалам» понятна информация о красках, форме, величине предметов и явлений окружающего мира. Но если педагог использует в своей речи слова, обозначающие движение, фактуру, вес предметов, т.е.

кинестетические образы, ребёнок – «визуал» не сразу примет, поймёт и быстро среагирует на его слова. Поэтому очень важно, чтобы речь воспитателя была насыщена и визуальными, и аудиальными, и кинестетическими образами. Тогда она станет понятна всем детям. Чтобы определить систему представлений, т. е.

репрезентативную систему ребёнка, педагог обращает внимание на слова, которые используют дети для описания своего опыта. Если воспитатель хочет установить контакт и вызвать желаемую реакцию, в своём обращении он должен помнить о тех словах, которые составляют сенсорный опыт ребёнка.                                                 Седьмой параметр темперамента – качество настроения (положительный настрой в противовес отрицательному): весёлый, приятный, радостный, дружелюбный характер по контрасту с неприятным, капризным, крикливым, недоброжелательным поведением. Это те самые оптимисты, пессимисты, реалисты. Один очень похож на весеннее солнечное утро,другой – на хмурый осенний вечер. Первому все рады, его поощряют, с ним хотят дружить, а второму постоянно напоминают о его несоответствии, тем самым усугубляя и загоняя проблему вглубь. Забывая, что такому ребенку, прежде всего, важна поддержка и уверенность в том, что его никто не будет переделывать, перестраивать и «перекрашивать».                                                                                       Восьмой параметр темперамента –  способность отвлекаться характеризует степень влияния посторонних помех на способность концентрировать внимание на своей линии поведения. Она характерна для тех детей, у которых могут встречаться прямо противоположные особенности концентрации внимания. Внимательному нетрудно быть внимательным: природа наградила его высокой степенью концентрации. Такого ребёнка хвалят, ставят в пример всем остальным, но он не прилагает особых усилий для этого. Невнимательному очень трудно довести начатое дело до конца. Таким ребёнком педагоги часто недовольны, ему делают замечания, на него сердятся, он чувствует себя «плохим», «неспособным», «несчастным». Основная педагогическая задача взаимодействия с такими детьми – не сравнивать с другими, а замечать самые незначительные положительные сдвиги в их поведении.                                                                                                                             Девятый параметр темперамента – интервал внимания и настойчивость – время, в течение которого ребёнок сосредоточен на активной деятельности , и продолжительность активности в случае препятствия. Свойство этого параметра тесно связано с предыдущим. Важный вывод для педагога – быть максимально толерантным к тем воспитанникам, у которых интервал внимания и настойчивость незначительны. Подводя итог, отметим: 3-й, 4-й, 5-й и 7-й параметры темперамента, по мнению С. Чесс и А. Томас, играют решающую роль при определении того, насколько легко или трудно ребёнку со взрослыми, а взрослым с ним.

         Для наилучшего развития личности каждого дошкольника важно чтобы его искренне и безусловно принимали и понимали и на этой основе строили взаимодействие и взаимоотношения с ним.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/01/11/kak-uchityvat-temperament-rebyonka-v-protsesse-pedagogicheskoy

Учет особенностей темперамента младших школьников в учебно-воспитательной работе (рекомендации педагогам и родителям)

  • УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  • В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
  • (РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ)

Власова Н.В. – преподаватель Старорусского политехнического

колледжа (филиала) НовГУ

Для создания оптимальных условий обучения и воспитания младших школьников, необходимо учитывать особенности их темперамента.

Учитель начальных классов должен все время помнить, что в результате соответствующего воспитания, педагогического воздействия у школьников с разным типом темперамента можно и нужно воспитывать положительные качества, обеспечивающие гармоничное развитие каждого ребенка.

Дети с сангвиническим типом темперамента (сангвиники) — живые, общительные, энергичные. Но такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиников с большим трудом.

Поэтому, частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд, нарушениям правил, порядка (не убрал учебники, разбросал карандаши, не повесил пальто на вешалку и т. д.

), отсутствие контроля за поведением, действиями таких детей, затрудняют формирование у них полезных привычек.

Общительность детей-сангвиников располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость).

Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной стороной: ребенок меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но редко доводит начатое до конца.

Поэтому одной из задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов.

Сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Работа, требующая быстрой реакции, больше всего подходит ему. Такие дети быстро устают от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребенок старается ее прекратить, переключиться на другую.

Во всех подобных ситуациях следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново.

Не следует допускать частой смены деятельности — привычка за все браться и не доводить до конца может стать свойством характера.

Читайте также:  Сценарий масленицы для учащихся начальных классов

Очень важно с малых лет учить ребенка с сангвиническим типом темперамента внимательно относиться к сверстникам, способствовать установлению прочных, глубоких взаимоотношений со сверстниками, тому, чтобы новые его знакомства не вытесняли старые привязанности. Не следует ограничивать живость и активность сангвиника, однако полезно учить его сдерживать при необходимости свои порывы, считаться с притязаниями других.

В отношении детей холерического типа (холериков) необходимо учитывать, что характерные для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность, помогают им занять в «детском обществе» благоприятное положение. Поэтому целесообразно использовать любимые ими подвижные и спортивные игры при формировании «Я-концепции», оптимизации взаимоотношений этих детей со сверстниками.

Холерики легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность обучения и воспитания возбудимого ребенка нередко усугубляется неправильным отношением к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдерживают его подвижность.

Не надо запрещать ему быть активным, не надо водить его за руку, читать нотации. Гораздо целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться так организовать жизнь, чтобы его активность находила полезное применение.

Надо считаться с тем, что ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры» воздействия — окрики, шлепки, угрозы. От этого возбуждение только усиливается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров.

Так как у этих детей от природы слабый тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение. Нужно помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутки, юмор.

Как это ни кажется странным, неутомимый холерик нуждается в особо щадящем режиме. Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему, особенно во второй половине дня, перед сном.

Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию сообразительности, сосредоточенности: настольные игры, конструирование, выпиливание, рисование — словом, все то, что может увлечь и требует усидчивости.

Очень хорошо, если ребенок имеет постоянное трудовое поручение, это дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой.

Вместе с тем не нужно усердствовать в ограничении двигательной активности холериков.

Повышенная эмоциональность, реактивность, напористость холерика могут привести и к осложнению его взаимоотношений со сверстниками.Ребенку-холерику трудно следовать правилам общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания.

От таких школьников учитель должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность, ровное отношение к товарищам, взрослым.

Во время выполнения учебного задания у холериков следует формировать умение последовательно, по определенному плану вести работу, необходимо от них требовать добросовестного отношения к работе.

В процессе учебной работы школьнику с флегматическим типом темперамента (флегматику) нередко мешает его медлительность. В тех случаях, когда необходимо быстро сообразить, быстро запомнить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет полную беспомощность.

Вместе с тем если уж он запоминает, то надолго и основательно.

Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность флегматичных учеников, бороться с равнодушием, излишним спокойствием и медлительностью, заставлять их работать в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому материалу.

Частой ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым.

Наоборот, такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и, вместо того чтобы торопиться, он действует еще медленнее.

Бывают случаи, когда ребенок вдруг проявляет нехарактерный для него темп деятельности, но быстрый темп требует от ребенка большого напряжения, а запасы этого напряжения невелики.

Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить ребенка от всего, что требует усилий, немедленно прийти к нему на помощь. В таком случае он никогда не станет подвижным, у него может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом быстро.

Важно набраться терпения и с малых лет учить медлительного ребенка приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда и самообслуживания.

Об ускорении темпа обучения можно думать только тогда, когда ребенок овладеет правильными приемами, а в начале, самое главное — не торопить.

Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности. Можно призвать на помощь игры-соревнования, а иногда будильник или песочные часы — учить закончить дело до звонка.

Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и занятия. Это важно учесть и педагогу, и родителю, особенно в оптимизации межличностных отношений флегматика со сверстниками.

В дидактических играх, конструктивной деятельности особенно заметными для окружающих становятся такие значимые для успеха качества флегматиков, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность.

На эти качества следует опереться и при оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля деятельности.

У школьников с меланхолическим типом темперамента (меланхоликами) следует развивать общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство дружбы и товарищества. В обучении ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности.

Прежде всего, следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь ребенок не переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать его не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь активно действовать с новой игрушкой.

Круг знакомств тоже следует расширять постепенно, начав с одного спокойного сверстника. После того, как ребенок освоится, этот круг можно расширить. Дети со слабым типом нервной системы с огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от занятий, не разговаривают со сверстниками.

Первые дни пребывания такого ребенка в школе требуют огромного внимания со стороны учителя. Надо проявить внимание, чуткость, важно расположить ребенка к себе, вызвать доверие.

Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность и строгость, наказывать — все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.

Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки — это лишь закрепит их неуверенность в своих силах. Неоднозначным должно быть отношение к тревожности. Детям-меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высокий уровень самоконтроля.

Это обеспечивает довольно высокую продуктивность и качество работы, высокую обучаемость.

Надо учесть, что меланхолики — интроверты. Они чаще планируют свои действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих детей.

Дети со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха.Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их качества — чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживаниям, эмпатии и др. Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др).

Таким образом, знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=46540

Учет темперамента детей в воспитательно-образовательном процессе

Знание темперамента, отражающего особенности прирожденной организации нервной системы и влияющего на протекание психической деятельности ребенка, необходимо воспитателю в воспитательной и образовательной работе с детьми. Важно учитывать индивидуально-типологические особенности каждого ребенка.

Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных качеств у дошкольников, например у сангвиников — распыленность, разбросанность интересов; у холериков — несдержанность, неуживчивость, легкомыслие; у флегматиков — безынициативность, безучастность, ленивость, вялость, апатичность: у меланхоликов — застенчивость, замкнутость, неуверенность, обидчивость.

В процессе воспитания не следует ставить задачу изменить тип темперамента, так как каждый тип хорош по-своему. Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы и методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям типа темперамента дошкольника.

Воспитатель должен так организовывать и направлять деятельность каждого ребенка, чтобы формировались положительные стороны, и избегать появления отрицательных сторон, присущего ему темперамента.

У сангвиника следует формировать: устойчивые привязанности и интересы, усидчивость, неторопливость, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца; воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их интересами.

У флегматика, несмотря на то, что он спокоен, никому не мешает, усидчив и не привлекает к себе внимание, следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял равнодушие и безразличие к деятельности, вялость, инертность. Его следует чаще заставлять не только работать в определенном темпе, но и вызывать у него эмоциональное отношение к тому, что он делает сам и к тому, что делают его сверстники.

В особой заботе воспитателя нуждаются две группы детей — медлительные (меланхолики) и сверхподвижные (холерики).

В отношениях с меланхоликом следует проявлять большую чуткость, теплоту, доброжелательность, такт, чрезмерная строгость и резкое повышение требований еще больше затормаживает его, снижает работоспособность. Важно считаться с его ранимостью, быстрой утомляемостью.

Во время занятий его следует чаще спрашивать, создавая при этом спокойную обстановку, большую роль играют одобрение, похвала, подбадривание.

У такого ребенка необходимо развивать общительность, через общественную деятельность; постепенно вводить его в коллектив; внушать ему веру в свои силы, создавая ситуации успеха; вырабатывать самостоятельность; развивать активность и смелость.

Такие дети нуждаются в постоянной тренировке, без которой подвижность нервных процессов может быть снижена.

Тренировка процесса торможения протекает по таким правилам (М.М.Кольцова):

  • — вхождение в работу требует запаса времени, спешка тормозит ребенка;
  • — в требованиях и указаниях использовать только спокойный, ровный тон;
  • — любую нагрузку давать на положительном эмоциональном фоне.

Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задачи, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение такого ребенка, надо давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке.

В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил поведения, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослых. Страстность в работе, энергию и активность, разумную инициативность его необходимо поощрять.

Надо учить его считаться с мнением других, не задевая их самолюбие.

Возможны два варианта воспитания такого ребенка ( Е.Агаева):

ребенка одергивают, наказывают за непоседливость, специально дают задания, требующие чрезмерной усидчивости, но объективно ребенок их выполнить не может и, выражая протест, намеренно игнорирует указания взрослых, всевозможными способами избегая выполнения их требований. Его нервная система перевозбуждается, а в результате еще больше повышается двигательная активность.

ровное и спокойное общение с ребенком, количество запретов сводится до минимума, но требуют их неукоснительного выполнения, поручения дают кратковременные, постепенно удлиняя их, заполняют время ребенка самыми разнообразными делами. При таких условиях усидчивость и качество работы повышается.

Несомненно, второй вариант очень трудоемкий, но лишь при его использовании достигаются положительные результаты.

При работе с дошкольниками необходимо учитывать свойства их темперамента и возрастные особенности. Следует обеспечить условия, необходимые для нормального развития каждого ребенка, или использовать своеобразный способ учета темперамента, когда воздействие на какое-либо свойство осуществляется в знакомых и привлекательных для ребенка видах деятельности.

Для воспитателя важно так же учитывать индивидуальный стиль деятельности самого ребенка и его индивидуально-типологические особенности саморегуляции поведением и действиями.

Задача воспитателя увидеть первоначальный уровень саморегуляции ребенка, вычленить ее положительные сторон, поощряя их проявления, усложнять деятельность, способствовать осознанию ребенком этих положительных сторон, т. е. формировать у него произвольную саморегуляцию.

Главный принцип учета особенностей состоит в переходе от «приспособления» к ним к тактике формирования саморегуляции, самоуправления динамикой поведения и деятельности. Большую роль в овладении своим темпераментом играет самовоспитание — сознательная установка ребенка на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закреплении положительных свойств.

Источник: https://studwood.ru/2509795/psihologiya/uchet_temperamenta_detey_vospitatelno_obrazovatelnom_protsesse

Ссылка на основную публикацию