Внеклассное мероприятие по Истории России в 7 классе: Игра «По страницам истории…»
Краткое описание: Внеурочное мероприятие по истории России проходит в форме игры и посвящено историческому периоду, который изучается в 7 классе – XVI-XVIII вв. Игра составлена на основе учебника по истории России 7 класс (авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина) и дополнительной литературы.
Материал может быть интересен учителям истории для организации повторительно–обобщающих уроков перед проведением контрольных работ, также его можно использовать для проведения внеурочных мероприятий.Цель: повышение интереса к истории своей Родины Задачи: 1.
Развитие познавательной активности учащихся2. Развитие умения работать с иллюстративным материалом, видеорядом, решать исторические задачи3. Воспитание чувства ответственности за свои поступки, умения работать в группеОборудование: 1. Компьютер, проектор (при использовании презентации)2.
Иллюстрации (при работе без компьютерной техники).
Ход мероприятия:
Ведущий: Хотелось бы поприветствовать всех участников нашего сегодняшнего мероприятия. Мы собрались, чтобы поучаствовать в интеллектуальной игре по Истории России. Наша игра будет состоять из двух этапов: первый этап – разминка, интеллектуальная игра «Азбука», второй этап – решение исторических задач.
Я рада представить участников нашей сегодняшней игры – это 3 команды учащихся 7 класса. Также хотелось бы поприветствовать наше компетентное жюри. Первый этап — интеллектуальная игра «Азбука»Ведущий: Итак, начнем первый этап нашей игры – интеллектуальную игру-разминку – «Азбука».
Правила игры следующие: все команды участвуют в игре одновременно. Командам необходимо отгадать по иллюстрации или вопросу термин, личность или событие, относящееся к периоду в истории России XVI-XVIII веков. Вопросы составлены в алфавитном порядке. То есть первая буква правильного ответа известна.
У команд есть только 20 секунд, чтобы записать ответ на каждый вопрос в бланки. После окончания первого этапа игры бланки ответов передаются жюри. Пока жюри подводит промежуточные итоги, команда может проверить себя, познакомившись с правильными ответами.Итак, начнем наше состязание.
И пусть победит умнейший!А – этот царь носил прозвище «тишайший» Б-
В- крупная земельная собственность, которая принадлежит феодалу и наследуется потомкамиГ- род этого человека происходил от татарского мурзы Чета, принявшего в XIV в. в орде крещение от митрополита Петра и поселившегося на Руси под именем Захарии (назвать фамилию)
Д- Род богатейших российских предпринимателей. Создатели и владельцы оружейных предприятий на Урале, в Туле. Е-
Ж-
З-
И- первый патриарх Московский и Всея Руси К-
Л-
М-
Н- этот человек родился в семье мордовского крестьянина. С детских лет любил слушать библейские рассказы. Интерес к религии привел к тому, что уже в 19 лет он стал сельским священником, а в 30 – монахом Соловецкого монастыря.О-
П-
- Р-
- этот человек, как говорит о нем народная песня, «не хаживал в казацкий круг, не думал думушки со старыми казаками, а стал думать крепкую думушку с голытьбою…» (фамилия)С- это время в истории России называли «лихолетье» Т-
- документ (название)У-
- автор картины (фамилия)Ф-
- Х- гетман войска Запорожского, полководец и государственный деятель
- Ц-
- Ч-
- Ш-
- Э-
- Я-
Ответы:А – Алексей МихайловичБ- Бояре В- вотчинаГ- ГодуновД- ДемидовыЕ- Екатерина II ВеликаяЖ- ЖатваЗ- Земский соборИ- ИовК- крестьянеЛ- ЛомоносовМ- Минин и ПожарскийН- НиконО- оброкП- пирР- РазинС- СмутаТ- табель о рангахУ- Ушаков (Симон)Ф- фарфорХ- ХмельницкийЦ- царь — колоколЧ- Черное мореШ- ШереметевЭ- эскадраЯ- ярмаркаВедущий: После подведения промежуточных итогов определился лидер — (называет команды с результатом). А теперь переходим к решающей битве умов – решению исторических загадок и задач.Второй этап игры: Решение исторических задач.Ведущий: Тема «Исторический портрет». Команде необходимо угадать о ком идет речь. Для ответа на вопрос будут предоставлены три подсказки. Если команда ответит правильно после первой подсказки, она получает 3 балла, если после второй – 2 балла, после третьей – 1 балл. Портрет № 1.Подсказка 1: А.С. Пушкин написал о нем: «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты». Он получил негативную оценку современников и потомков, но во многом она была несправедливой;Подсказка 2: его обвиняли в излишнем пристрастии к «немцам». Он первым послал русских дворян за границу для учебы;Подсказка 3: в переносном смысле можно сказать, что его погубил голодОтвет: Борис ГодуновПортрет №2.Подсказка 1: он утонул в реке, утянутый на дно надетым не него стальным панцирем с изображением двуглавого орлаПодсказка 2: завоеванные им земли он преподнес своему прежнему гонителю, против которого прежде не раз обнажал свою саблю;Подсказка 3: он родился на берегах Камы в одной из тех казачьих семей, которым пришлось покинуть Дон. Однако ему удалось вернуться в донские землиОтвет: Ермак ТимофеевичПортрет №3.Подсказка 1: его называли «морским Суворовым».Подсказка 2: его имя неотделимо от блистательных военных побед русского флота. Ему суждено было провести корабли через Босфор и Дарданеллы, проникнуть в Средиземное море и покрыть славой русский флот;Подсказка 3: он был создателем новой тактики морского боя, авторство которой затем приписывалось НельсонуОтвет: Ушаков Ф.Ф.
Тема: «Всякая всячина» Правильный ответ в данном случае оценивается в 2 балла. Вопросы с развернутым ответом в 3 балла.
1. В начале XVII века можно было услышать слово – «лисовчики». Это люди, деньги или документы?Ответ: «Лисовчики» — так называли русские люди польских интервентов в годы Смуты.2. Один из известнейших государственных деятелей России XVII века был неграмотным, но умудрился стать действительным членом Английского королевского общества наук. Кто это?Ответ: А.Д. Меньшиков3. Петру I приписывают фразу: жаль, что не смогли сделать из него великую государству пользу, и жаль, что он был не в мое время. О ком из донских казаков так сказал император?Ответ: О С. Т. Разине4. Мог ли в России крепостной крестьянин сам владеть крепостными?Ответ: Да, мог. С развитием отходничества в ХVII веке крестьяне становились владельцами мануфактур и обзаводились крепостными. Так, в 1795 г. граф Шереметьев потребовал со своего крепостного П. Грачева 135 тыс. рублей, его фабрику и крепостных. Грачев уплатил и еще, оказалось, припрятал солидный капитал.5. Какой город в эпоху Екатерины II современники назвали «Дворянской Республикой»? Почему?Ответ: Москву. После указа «O вольности дворянской» В 1762 году Москва стала местом, где собралось большое количество вышедших в отставку дворян. Своим укладом жизни они как бы противостояли придворному, императорскому Петербургу.6. Укажите, о ком идет речь. Этот человек родился в семье священника в селе Григорово недалеко от Нижнего Новгорода. Он получил хорошее образование. В 1643 году был поставлен священником. Очень рьяно стал бороться за благочестие своих прихожан. После 1646 года он перебрался в Москву и вошел в кружок «ревнителей благочестия». Его члены были большими ревнителями благочестия и высоких нравов. В 1652 году он вступил в конфликт с патриархом, вследствие которого по приговору собора был сослан в Тобольск.Ответ: Аввакум.
Ведущий: Последний этап завершен. Жюри может подвести итоги и назвать победителя игры.
Список используемой литературы и источников:
1. Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей2. История России: XVI-XVIII вв. Учебник для 7 класса. Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. 20143. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. Дидактические материалы. М., 2001.4. Тесты по истории России к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной История России: XVI-XVIII вв для 7 класса.5. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 1996
Источник: https://compedu.ru/publication/vneklassnoe-meropriiatie-po-stranitsam-istorii.html
Интелектуальная игра по истории (5-7 классы)
интеллектуальная игра для 5-7 классов.
задачи игры:
- знакомство с историей, жизнью и бытом русских людей.
- патриотическое воспитание, воспитание интереса к истории.
- развитие познавательной деятельности учеников при работе с дополнительным материалом, развитие эрудиции и кругозора учащихся.
- Интеллектуальная игра «Своя игра» (5 – 7 кл.)
- Цель: развить интерес к истории с помощью игры.
- Задачи:
-
знакомство с историей, жизнью и бытом русских людей.
-
патриотическое воспитание, воспитание интереса к истории.
-
развитие познавательной деятельности учеников при работе с дополнительным материалом, развитие эрудиции и кругозора учащихся.
Правила:
-
В ответе может быть только 2 ошибки. Исключение – имена собственные.
-
Каждая команда должна следить, сколько у них очков. После 1 тура объявляются очки. Можно подать аппеляцию. Аппеляция может быть технической или фактической. Первая – если кто-то ошибся в подсчётах. Вторая – если команда не согласна в формой ответа/вопроса и считает что её ответ верен или подходят сразу 2 ответа.
-
Игра проходит в 2 раунда: синий и красный. Синий раунд – за ответ 10 баллов, красный – сумма баллов удваивается.
-
Вопрос читается 1 раз. На ответ даётся 10 минут.
В начале игры команды придумывают название и девиз.
Синий раунд:
-
Именно их бьют, когда нечего делать. (баклуши)
-
Это древнерусское слово, знакомое нам с детства, означает морской залив, бухту. (Лукоморье)
-
Свято блюдя именно этот принцип, русская семья использовала печь для сжигания мусора. (не выносить сор из избы)
-
Именно в этом месте погиб крестьянин Костромского уезда Иван Сусанин. (болото Исуповское/Чистое)
-
Русские в 17 веке называли его греховным плодом, а мы называем его «золотым яблоком». (помидор).
-
Основа его достижений, это ввод закона «Яса», который запрещал обманывать доверившегося и обязывал помогать ближнему. Результатом его жизни стала обширная империя, мир не знал до тех пор империй таких величин. Настоящее имя его Темучин и родился он около 1155. То имя, под которым вы все его знаете, ему дали на курултае. Назовите его общеизвестное звание. (Темучин)
-
Именно к этому событию привязывали на Руси начало летоисчисления. (сотворение мира)
-
Какая птица с незапамятных времен стала символом отваги и удали? (Сокол).
-
В каком году произошло крещение Руси и при каком князе? (Около 988г., князь Владимир).
-
Место, где происходило «Ледовое побоище»? (Чудское озеро).
-
Какое главное сражение решило исход Северной войны на суше? (1709г. Полтавская битва).
-
Столица древнерусского государства, «матерь русских городов». (Киев).
-
Предводитель русских воинов в битве на Куликовом поле. (Дмитрий Донской).
-
Первый российский император. (Петр I).
-
Какого цвета был первый военно-морской флаг в России? (Красный – белый – синий).
Красный раунд:
-
Кто является первым русским царем? (Иван IV).
-
Сколько лет длилась Северная война? (21 год).
-
В каком году Украина воссоединилась с Россией? (1654г.).
-
За какую победу и в каком году князь Александр Ярославович прозван Невским? (За победу над шведами в 1240 году на реке Неве).
-
Какая птица может работать почтальоном? (Голубь).
-
В каком году началось строительство Петербурга и с какой крепости? (1703 году, 16 мая, с построения Петропавловской крепости).
-
Что такое ярлык? (Ярлык – право на княжение, которое получали русские князья в ставке хана).
-
При каком царе начался созыв Земских соборов, составлен Судебник? (1594 год, Иван IV).
-
В каком году состоялась Куликовская битва? (1380 году).
-
Как звали первого царя династии Романовых? (Михаил Романов).
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/intieliektual-naia-ighra-po-istorii-5-7-klassy.html
Интеллектуальная игра по истории России для учащихся 7 х классов. — презентация
- 1 Интеллектуальная игра по истории России для учащихся 7 х классов
- 2
- 3
4 Борис Годунов стал русским царем, потому что… Борис Годунов стал русским царем, потому что… Особое правление при Иване Грозном … Особое правление при Иване Грозном … Перечислите причины смутного времени… Перечислите причины смутного времени… Против приглашения на русский престол выступил… Против приглашения на русский престол выступил… Первым патриархом на Руси был… Первым патриархом на Руси был… В чем отличие Земского собора 1613 г. От всех предыдущих … В чем отличие Земского собора 1613 г. От всех предыдущих …
5
6 Усилиями народа, выдвинувшего из своей среды Дмитрия Пожарского и Кузьму Минина, государство было спасено.Подвиг ополченцев, всего русского народа, руководителей освобождения вполне справедливо можно поставить в один ряд с патриотизмом ратников Александра Невского и Дмитрия Донского.
7 «В глухие дни Бориса Годунова Во мгле Российской пасмурной страны. Толпы люде скитался без крова, А по ночам всходило две луны. Два солнца по утрам светило с неба, С свирепостью на дальний мир смотря. И вопль протяжный: « Хлеба, Хлеба, Хлеба!» Из тьмы лесов стремился до царя.» К.Бальмонт
8 Найдите в тексте ошибки
9 Василий III умер в 1533 г., оставив трехлетнего сына Ивана при регентше- матери Софье Палеолог. Она продолжала политику своего мужа.
Именно в ее правление была проведена монетная реформа, вводившая единую денежную монету, в основе которой лежала серебряная полушка. Однако правила мать Ивана всего год.
После ее смерти к власти приходят сначала Шуйские, потом Вельские, потом Воронцовы, менялись и митрополиты, т.к. каждая группировка хотела поддержку в лице церкви. Этот период уже современниками был назван смутой.
10 Опричнина была введена Иваном IV в декабре 1564 году, когда царь выехал на жительство в Троицкую слободу. Казни в этот период стали частым и массовым явлением. В числе первых были обвинены в заговоре и казнены А. Курбский и М. Скуратов.
Обрушился царский гнев и на Церковь: происходил перебор церковных иерархов. Только митрополит Филипп из рода Колычевых удовлетворил царя тем, что не вмешивался в дела государева и не осуждал кровавые меры царя. Опричное войско представляло собой грозную силу, наводившую страх на жителей.
Но в то же время оно отражало и внешние набеги, например, крымских войск в 1571 году.
- 11 Объясни исторические термины
- 12 Что такое « заповедные лета» ?
- 13 Что такое « урочные лета»?
- 14 Соотнесите дату и событие
15 Соотнесите дату и событие Соотнесите дату и событие 1589 г. Указ об « урочных летах» 1589 г. Указ об « урочных летах» 1591 г. Учреждение патриаршества 1591 г. Учреждение патриаршества на Руси. на Руси г. Гибель царевича Дмитрия 1597 г.
Гибель царевича Дмитрия 1598 г. Избрание Василия Шуйского 1598 г. Избрание Василия Шуйского на царство. на царство г. Смерть Федора Ивановича 1605 г. Смерть Федора Ивановича 1606 г. Вступление Лжедмитрия в Москву г. Вступление Лжедмитрия в Москву.
16 В каком музыкальном произведении отразились события смутного времени? В каком музыкальном произведении отразились события смутного времени?
17 М.И.Глинка Опера « Иван Сусанин» хор «Славься»
- 18 Заполните пропуски в схеме « Семья Ивана Грозного»
- 19
- 20 Разгадай кроссворд.
- 21 Кроссворд
22 1. Вывоз товара за рубеж. 2. Крупное предприятие с разделением ручного труда, где каждый выполнял определенные операции. 3. Человек, забиравшийся в армию по указу Петра I 4. Человек, придумывающий новые источники дохода государства. 5. Главный центр торговли с Западной Европой до Петра I. 6. Город-центр металлургии. 7. Ввоз товара из-за рубежа. 8. Перепись населения.
1.
Вывоз товара за рубеж. 2. Крупное предприятие с разделением ручного труда, где каждый выполнял определенные операции. 3. Человек, забиравшийся в армию по указу Петра I 4. Человек, придумывающий новые источники дохода государства. 5. Главный центр торговли с Западной Европой до Петра I. 6. Город-центр металлургии. 7. Ввоз товара из-за рубежа. 8. Перепись населения.
Задания к кроссворду
23 Поздравляем с успешным завершением путешествия по страницам истории !
24 Презентацию подготовила учитель МОШИ «Лицей – интернат г.Балашова Саратовской области» Сильникова М.В г.
Источник: http://www.myshared.ru/slide/1031334/
Итоговый урок-игра по истории России в 7 классе
- Автор материалов: Кушнарь Евгения Генриховна
- учитель истории и обществознания
- высшая категория
- педстаж 34 года
- МОАУ гимназия № 1
- г. Благовещенск Амурская область
Урок-игра по истории России. 7 класс.
Цель урока: обобщить и оценить знания учащихся по истории развития Русского государства конца XVI – XVIII вв.
Постановка задач урока: в начале урока учащиеся делятся на 3 команды (по рядам), выбирают капитанов, название и девиз. Руководителем игры является учитель.
Игра проходит динамично, баллы подсчитываются в ходе урока после каждого раунда. За каждый правильный ответ – 1 балл. Развернутый ответ поощряется дополнительным баллом.
Команда победительница и лучшие игроки других команд награждаются смайликами.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Тема: «Россия конца XVI – XVIII вв.».
- Ход урока:
- «Историческая разминка»: задание на проверку понятий и терминов.
- Суть задания: команды по очереди формулируют исторические понятия.
- Всероссийский рынок – усиление хозяйственных связей и обмен товарами между различными частями России, основанный на экономической специализации территории.
- Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.
- Мелкотоварное производство – система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке.
- Наемный труд – труд работников, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу.
- Предприниматель– лицо, вложившее средства в развитие предприятия или какого-либо вида хозяйственной деятельности.
- Социальная база – категории населения, поддерживающие кого-либо.
- Крепостничество – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян, проявлявшаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала.
- Самодержавие– монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя.
- Регентство – в монархических государствах: временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.
- Абсолютизм – форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.
- Меркантилизм– экономическая политика, выражающаяся в активном государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь и проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства.
- Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям.
Просвещенный абсолютизм – государственная политика в 18 в., направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества.
Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/istorija/14934-itogovyj-urok-igra-po-istorii-rossii-v-7-klas.html
Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории для 7-8 классов общеобразовательных учреждений Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
Западное управление образования общеобразовательная школа № 887Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории для 7-8 классов общеобразовательных учрежденийИнтеллектуальная игра
«Счастливый случай»
по теме «История науки»Шевлякова Алла Григорьевна Луцишин Артур Васильевич
Цель игры: обобщить имеющиеся у учащихся знания по истории науки и нацелить их на самостоятельный поиск информации, расширение своего кругозора. Развитие исторического мышления учащихся, формирование умений анализировать разнородные факты, вычленять главное. Учиться работать в группе, уметь слушать и слышать мнение другого человека.
Оборудование: занятие проводится с компьютерной поддержкой (Презентация в программе Power Point – Счастливый случай.ppt).
- Подготовительный этап игры: формируются команды по шесть человек, им объясняется содержание игры, дается домашнее задание подготовить вопрос команде соперника.
- Вводная часть игры.
- Содержание игры.
Во вступительном слове учитель сообщает цели игры. Дается характеристика командам, представление каждого игрока. Игра состоит из четырех геймов. I гейм – «Дальше, дальше». II гейм – «Заморочки из бочки». III гейм – «Темная лошадка». IV гейм – «Гонка за лидером». За каждый гейм команды получают баллы. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество баллов.
I гейм – «Дальше, дальше».(Слайд презентации на экране). В течение одной минуты командам предлагается ответить на вопросы по теме: «Великие имена в истории науки». Если команда не знает ответа на вопрос, она говорит: «Дальше». Количество баллов за первый гейм зависит от количества правильных ответов.
«ВЕЛИКИЕ ИМЕНА В ИСТОРИИ НАУКИ» 1. Древнегреческий ученый, «Отец истории». (Геродот) 2. Древнегреческий ученый, основоположник геометрии. (Евклид) 3. Польский астроном, высказавший гипотезу о том, что Земля вращается вокруг Солнца. (Коперник) 4. Гениальный физик, автор теории относительности. (Эйнштейн) 5. Выдающийся биолог, автор теории эволюции, доказывавший, что человек произошел от обезьяны. (Дарвин) 6. Французские изобретатели, братья, создавшие кинематограф. (Люмьер) 7. Великий мореплаватель, доказавший, что Земля имеет форму шара. (Магеллан) 8. Первый космонавт Земли. (Гагарин) 9. Английский ученый, автор высказывания: «Знание – сила». (Бэкон) 10. Диктатор, в правление которого Советский Союз овладел ядерным оружием. (Сталин) 11. Древнегреческий ученый, открывший закон гидростатики. (Архимед) 12. Древнегреческий ученый, доказавший теорему о соотношении сторон прямоугольного треугольника. (Пифагор) 13. Итальянский астроном и физик, изобретатель телескопа. (Галилей) 14. Английский физик, открывший закон притяжения тел. (Ньютон) 15. Американский изобретатель, создатель телеграфа, пылесоса, фонографа. (Эдисон) 16. Братья – изобретатели самолета. (Райт) 17. Великий русский химик, создатель периодической таблицы элементов. (Менделеев) 18. Знаменитый путешественник, первооткрыватель Нового Света. (Колумб) 19. Русский изобретатель, руководитель первой русской типографии. (Федоров) 20. Французский путешественник и географ, изобретатель акваланга. (Кусто) 21. Древнегреческий ученый и философ, учитель Александра Македонского. (Аристотель) 22. Арабский математик, превративший алгебру в самостоятельную науку. (Аль-Хорезми) 23. Итальянский ученый, монах, автор гипотезы о множественности миров, сожженный на костре инквизицией. (Бруно) 24. Немецкий физик, открывший «волшебные лучи», помогающие медикам. (Рентген) 25. Русский ученый – физик, изобретатель радио. (Попов) 26. Великий русский ученый, основатель Московского университета. (Ломоносов) 27. Русский ученый, лауреат Нобелевской премии, проводивший опыты на собаках. (Павлов) 28. Гений Возрождения, великий художник и ученый, создатель первого в истории чертежа летательного аппарата. (Леонардо) 29. Немецкий изобретатель, создатель печатного станка. (Гуттенберг) 30. Великий русский историк, в честь которого названа самая высокая вершина Камчатки. (Ключевский)
II гейм – «Заморочки из бочки».(Слайд на экране). Командам предлагается вытянуть вопрос из импровизированной «бочки». Номер вытянутого бочонка соответствует номеру вопроса. На обдумывание дается одна минута.
За правильный ответ команда получает два балла.
Во втором гейме кроется мини-гейм – «Ты – мне, я – тебе», в котором команды поочередно задают подготовленные заранее вопросы друг другу и «счастливый случай» (дополнительное очко) получает команда без вопроса.
№ 1. (Слайд презентации) Слово «газета» итальянского происхождения, так как первая газета появилась именно в этой стране. Чтобы листки с новостями лучше покупались, цена на них была совсем не большой – всего одна монетка. Одна мелкая итальянская монетка. Вопрос: Какое название имела эта монетка? (Газета) № 2.(Слайд презентации) С помощью этого изобретения византийцы одержали немало побед в сражениях на суше и на море. Его выбрасывали из особых устройств в виде бронзовых или железных чудищ, расположенных на носу кораблей. Это изобретение помогло византийцам одержать победу над князем Игорем в 941 году. Вопрос: О каком изобретении византийцев идет речь? (Греческий огонь) № 3.(Слайд презентации) Мини-гейм «Ты – мне, я – тебе». № 4.(Слайд презентации) «Счастливый случай». (Дополнительное очко) № 5. (Слайд презентации) В «Вертограде» – сборнике медицинских сведений, который появился в России в 1534 году, даются рецепты лечения «битому от кнутья, причем московского, а не сельского». Вопрос: Почему «московский кнут» был особенно болезненным? Или на селе кнуты были хуже? (В Москве за проступки наказывали более сурово, чем в других местностях России.) № 6. (Слайд презентации) На севере России и в Белоруссии ребенку до года не делали этого. Княжеским детям делали это в первый раз в 7 лет. В Москве, например, это можно было сделать на Красной площади. Те, кто это делал детям, также лечили раны и переломы в средние века. Вопрос: Где сейчас это делаем мы? (В парикмахерской) № 7. (Слайд презентации) В 1882 году аптекарь из Гамбурга Карл Бейерсдорф смешал сосновую смолу, природный каучук, окись цинка, прибавил кусочек марли и получил именно это. Вопрос: Что он получил? (Лейкопластырь) № 8.(Слайд презентации) В XVI веке развивались математические знания. Интересно, например, что слагаемое называлось перечнем, уменьшаемое – заемным перечнем, вычитаемое – платежным перечнем, а делитель – деловым перечнем. Как вы полагаете, почему возникли такие названия, и где, в основном, применялась математика?
III гейм – «Темная лошадка». Командам предлагается с пяти подсказок угадать имя ученого.
1. Именно он принял в качестве почетного члена в Британскую академию наук неграмотного Александра Даниловича Меньшикова. 2. М.В.Ломоносов писал о нем наряду с Платоном в одном из своих стихотворений, искажая, правда, немного фамилию этого ученого. 3. Этот ученый признан самым выдающимся физиком Англии за всю историю. 4. Свое самое знаменитое открытие этот ученый, согласно легенде, сделал сидя под яблоней. 5. Этот физик открыл закон всемирного тяготения. 1. Он предсказал, что оружием Четвертой мировой войны будет каменный топор. 2. В годы, когда в Германии господствовали фашисты, он был вынужден эмигрировать. 3. Его фамилию порой путают с фамилией выдающегося российского кинорежиссера. 4. На самой известной фотографии этот ученый запечатлен с высунутым языком. 5. Этот ученый – автор теории относительности. 1. Начал научную карьеру, находясь в заключении в сталинское время. 2. В честь этого ученого назван город в Московской области по Ярославскому шоссе. 3. Имя его стало известно только после смерти, а его открытия поражали весь мир, не догадывавшийся, кто же их создал. 4. Своим прямым предшественником он мог считать «отца космонавтики» К.Э.Циолковского. 5. Он руководил работами по подготовке и запуску советских ракет в космическое пространство. 1. Такое же имя носит крупный город на самом севере Австралии. 2. В 1872 году он издал научный труд «О проявлении эмоций человеком и животными». 3. Его теория вызывает до сегодняшнего дня массу споров среди ученых и обычных людей. 4. Он явно был сторонником не революции, а эволюции. 5. Этот ученый доказывал, что человек произошел от обезьяны. 1. Среди его многочисленных стихотворений есть произведение «О пользе стекла». 2. Он стал первым критиком норманнской теории, провозглашавшей решающую роль варягов в создании древнерусского государства. 3. В правление Елизаветы Петровны он занимал должность «химик – адъюнкт». 4. В годы своего обучения в Москве он подвергался насмешкам как переросток. 5. Именем этого ученого назван Московский государственный университет. 1. Это – ученый монах, живший в Италии. 2. Папа Римский в начале ХХI века признал, что с этим ученым церковь обошлась слишком сурово. 3. Этот ученый развивал идеи польского астронома Н.Коперника. 4. Этот ученый высказал гипотезу о множественности миров и бесконечности Вселенной. 5. Он был сожжен за распространение своих идей на костре по решению инквизиции.
IV гейм – «Гонка за лидером». В течение одной минуты командам предлагается ответить на вопросы по теме: «Великие открытия и изобретения». Если команда не знает ответа на вопрос, она говорит: «Дальше». Количество баллов за четвертый гейм зависит от количества правильных ответов.
Тема
«ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ»
1. Страна, где впервые научились решать квадратные уравнения. (Вавилония) 2. Небесное тело, названное в честь астронома Галлея. (Комета) 3. Страна – Родина первого космонавта Земли. (Советский Союз) 4. Страна, по реке которой проплыл первый в мире пароход. (США) 5. Страна, где была изобретена бумага. (Китай) 6. Город, где начали строить колоссальные сооружения из изобретенного там бетона. (Рим) 7. Наука, изучающая языки народов мира. (Лингвистика) 8. Век, в ходе которого были открыты «черные дыры». (ХХ век) 9. Наука, исследующая подземные богатства. (Геология) 10. Прибор, помогавший морякам в эпоху Великих географических открытий совершать дальние плавания, ориентируясь по звездам. (Астролябия) 11. Первый антибиотик, созданный людьми для лечения болезней. (Пенициллин) 12. Сокращенное название молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты. (ДНК) 13. Страна, ученые которой запустили в космос первый искусственный спутник Земли. (Советский Союз) 14. Корабль с косыми парусами, на котором совершали выдающиеся открытия мореплаватели в эпоху Великих географических открытий. (Каравелла) 15. Народ, первооткрыватель искусства мумифицирования умерших. (Египтяне) 16. Страна, где были изобретены компас и порох. (Китай) 17. Век, в ходе которого был изобретен компьютер. (ХХ век) 18. Наука, изучающая законы наследственности и изменчивости видов. (Генетика) 19. Наука, изучающая законы движения небесных тел. (Астрономия) 20. Страна, жители которой первыми в мире научились изготовлять стекло. (Финикия) 21. Страна, жители которой впервые в истории определили продолжительность года. (Египет) 22. Страна, посланцы которой первыми в истории человечества высадились на Луну. (США) 23. Страна, представители которой открыли Антарктиду. (Россия) 24. Величайшее изобретение человечества, которое было неизвестно жителям доколумбовой Америки. (Колесо) 25. Страна, где было изобретено буквенное письмо. (Финикия) 26. Наука, занимающаяся поисками древнейших следов жизни человека. (Археология) 27. Век, в ходе которого было создано ядерное оружие. (ХХ век) 28. Наука, исследующая закономерности обучения и воспитания детей. (Педагогика) 29. Наука, изучающая проблемы создания искусственного интеллекта. (Кибернетика) 30. Страна – родина шахмат. (Индия) Объявляется команда, одержавшая победу в игре. В конце игры учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии: Что на игре было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали? Чему научились?
Источник: https://tnu.podelise.ru/docs/index-284698.html