Игра по экологии для 10-11 класса

Слайд 1Игра по экологии для 10-11 классаСлайд 2Игра по экологии для 10-11 классаСлайд 3Игра по экологии для 10-11 классаСлайд 4Игра по экологии для 10-11 классаОписание слайда:

Народные приметы 10

Слайд 5Игра по экологии для 10-11 классаОписание слайда:

Народные приметы 10

Слайд 6Игра по экологии для 10-11 классаОписание слайда:

Народные приметы 20

Слайд 7Игра по экологии для 10-11 классаОписание слайда:

Народные приметы 20

Слайд 8Игра по экологии для 10-11 классаОписание слайда:

Народные приметы 30

Слайд 9Игра по экологии для 10-11 классаОписание слайда:

Народные приметы 30

Слайд 10Игра по экологии для 10-11 классаОписание слайда:

Народные приметы 40

Слайд 11Описание слайда:

Народные приметы 40 Из березы течет много сока – к дождливому лету.

Слайд 12Описание слайда:

Народные приметы 50

Слайд 13Описание слайда:

Народные приметы 50

Слайд 14Описание слайда:

Экология растений 10 Что такое воздушное питание растений?

Слайд 15Описание слайда:

Экология растений 10 Фотосинтез

Слайд 16Описание слайда:

Экология растений 20

Слайд 17Описание слайда:

Экология растений 20

Слайд 18Описание слайда:

Экология растений 30

Слайд 19Описание слайда:

Экология растений 30

Слайд 20Описание слайда:

Экология растений 40

Слайд 21Описание слайда:

Экология растений 40

Слайд 22Описание слайда:

Экология растений 50

Слайд 23Описание слайда:

Экология растений 50

Слайд 24Описание слайда:

Экология животных 10 Что такое серпентарий?

Слайд 25Описание слайда:

Экология животных 10

Слайд 26Описание слайда:

Экология животных 20 Что такое феромоны?

Слайд 27Описание слайда:

Феромоны- биологически активные вещества, выделяемые животными для привлечения особей противоположного пола. Феромоны- биологически активные вещества, выделяемые животными для привлечения особей противоположного пола.

Слайд 28Описание слайда:

Экология животных 30 Что такое – этология?

Слайд 29Описание слайда:

Экология животных 30 Этология – наука о биологических основах поведения животных.

Слайд 30Описание слайда:

Экология животных 40 В каком году была издана первая Красная книга Международным союзом охраны природы? В чём особенность первого издания книги?

Слайд 31Описание слайда:

Экология животных 40

Слайд 32Описание слайда:

Экология животных 50 Сформулируйте правило Аллена.

Слайд 33Описание слайда:

Экология животных 50 Правило Аллена – у животных, населяющих более холодные участки ареала, выступающие части тела (конечности, хвост, ушные раковины и т.д.) меньше, чем у представителей того же вида из более тёплых мест.

Слайд 34Описание слайда:

Экология человека 10

Слайд 35Описание слайда:

Экология человека 10 Смог – густые туманы, содержащие пыль и вредные газы.

Слайд 36Описание слайда:

Экология человека 20 Что такое агроценоз? Приведите примеры.

Слайд 37Описание слайда:

Экология человека 20 Агроценоз- искусственно созданный человеком биоценоз. Поле, пруд, сад, парк и т.п.

Слайд 38Описание слайда:

Экология человека 30 Кто такие организмы-синантропы?

Слайд 39Описание слайда:

Экология человека 30

Слайд 40Описание слайда:

Экология человека 40 В чем измеряется интенсивность или сила шума? Каким должен быть допустимый и предельно допустимый уровень шума?

Слайд 41Описание слайда:

Экология человека 40

Слайд 42Описание слайда:

Экология человека 50 Продолжите мысль античного автора «Кодекса здоровья» Арнольда ди Вилланова: « Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими трое: весёлый характер,…… и ……………».

Слайд 43Описание слайда:

Экология человека 50

Слайд 44Описание слайда:

Общая экология 10 Кто ввёл в науку термин «экология»?

Слайд 45Описание слайда:

Общая экология 10 Термин «экология» ввёл Эрнст Геккель в 1866 году.

Слайд 46Описание слайда:

Общая экология 20 Назовите 3 группы экологических факторов.

Слайд 47Описание слайда:

Общая экология 20 Группы экологических факторов: Абиотические Биотические Антропогенные

Слайд 48Описание слайда:

Общая экология 30 Как называется всё разнообразие пищевых (трофических) взаимоотношений между организмами в биоценозе?

Слайд 49Описание слайда:

Общая экология 30 Пищевые или трофические сети

Слайд 50Описание слайда:

Общая экология 40 Кто такие космополиты и эндемики?

Слайд 51Описание слайда:

Общая экология 40 Космополиты – это организмы, которые живут во всех климатических зонах. Эндемики – это организмы, которые живут на ограниченных территориях.

Слайд 52Описание слайда:

Общая экология 50 В пирамиде энергии – количество энергии на каждом более высоком трофическом уровне уменьшается в …….. раз.

Слайд 53Описание слайда:

Общая экология 50

Слайд 54Описание слайда:

Международные экологические акции 10 Назовите день и месяц, когда отмечается — День защиты детей.

Слайд 55Описание слайда:

Международные экологические акции 10

Слайд 56Описание слайда:

Международные экологические акции 20 1 декабря –День борьбы с «чумой 20 века». Что это за болезнь и как она передается?

Слайд 57Описание слайда:

Международные экологические акции 20 Это – СПИД. Передаётся половым путём и через кровь.

Слайд 58Описание слайда:

Международные экологические акции 30 20 ноября – в этот день призывают отказываться от того, за что в древности отрезали носы и уши, замуровывали в стены. Что это?

Слайд 59Описание слайда:

Международные экологические акции 30 Курение.

Слайд 60Описание слайда:

Международные экологические акции 40 7 апреля –отмечается день, в честь науки валеологии. Что это за день?

Слайд 61Описание слайда:

День здоровья. День здоровья.

Слайд 62Описание слайда:

Международные экологические акции 50 16 сентября – день в защиту одного из слоёв атмосферы. Что это за день? Как с греческого переводится название этого газа? Сколько стран в 1987 в Монреале решили сократить выпуск фреона на 50%.

Слайд 63Описание слайда:

Международные экологические акции 50

Слайд 64Слайд 65Описание слайда:

Финал. Что такое – хоминг?

Слайд 66Описание слайда:

Финал. Хоминг — (англ . homing, от home — возвращаться домой) (инстинкт дома), способность животного возвращаться со значительного расстояния на свой участок обитания, к гнезду, логову и т. д.

Наиболее ярко хоминг выражен у видов с дальними сезонными миграциями (угри, морские черепахи, многие проходные рыбы и перелетные птицы).

Выработанный путем искусственного отбора, хоминг в высокой степени развит у почтовых голубей.

Слайд 67Описание слайда:

Подведение итогов. Награждение победителей

Источник: https://mypresentation.ru/presentation/prezentaciya_quotsvoya_igra_po_ekologii_1011_klassquot__skachat_prezentacii_po_obzh

Экологический аукцион. (Деловая игра для учащихся 10 классов) Цель

Экологический аукцион.

  • (Деловая игра для учащихся 10 классов)
  • Цель: Формирование знаний экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.
  • Задачи: 1) Знакомство учащихся с основными путями решения экологических проблем.
  • Технические средства: мультимедийный проектор, компьютерная презентация.
  • Оборудование: доска, маркер, распечатки заданий (по 2—3 ко­пии на команду).
  • ^ словесно- наглядный, проблемный, частично- поисковый, самостоятельная работа учащихся в группах.

2) Способствовать развитию умений выявлять причинных связей и поиска путей разрешения противоречий между обществом и природой.

3) Воспитание чувства личной ответственности за сохранение и улучшение окружающей среды.

Форма проведения: Деловая игра. Класс делится на три команды — три фирмы экологиче­ских экспертов. Каждая команда выбирает директора фирмы и предлагает свое название.

Фирмы соревнуются в решении экологических проблем. За правильные решения следуют вознаграждения в инфляшках (Игра идет в 4 тура (по количеству заданий). Все команды одновременно получают одно и то же задание и приступают к решению.

После каждого тура ведущий на классной доске отмечает рейтинг команд (сумму инфляшек у каждой из них), объяс­няет допущенные ошибки и верное решение задания. Побеж­дает фирма, набравшая больше инфляшек. В ходе игры школь­ники могут предложить неожиданное, не предусмотренное предложенным сценарием, но вполне разумное решение проб­лемы, которое, разумеется, нужно поощрять.

  1. ^
  2. 1 ведущий: Мудра Природа — что и говорить!
  3. 2 ведущий: Зачем над твердью распахнула небо?
  4. 1 ведущий: Чтоб птицам в воздухе парить!
  5. 2 ведущий: Зачем, о, Боже, жутко поглядеть! —
  6. 1 ведущий: Затем, чтоб рыбам тоже дать свободу,
  7. 2 ведущий: Но вот она пустила по земле,
  8. 1 ведущий: «Тебе» — сказала, — все:

Ничто от века не творила слепо. Она так щедро расплескала воду? Плодясь, подводным царством овладеть. Гордясь своим уменьем, Человека. Моря и реки, леса и долы — все тебе Навеки! Весь белый свет! И звезды в том числе! Бери! Остри свой разум — и владей». Здравствуйте, ребята! Сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в деловой игре – Экологический аукцион. Сегодня у вас будет возможность показать свой острый ум и умение владеть им, разрешая экологические ситуации. Отвечая на вопросы, вы можете сегодня заработать определённое количество инфляшек. Инфляшки – это денежная единица сегодня на игре. Играть мы будем по группам. Группы – это экологические фирмы. Выберите директора фирмы и название. Фирмам будет предложено решить экологическую ситуацию, которая возникла у фермеров. Если решение верное фермеры награждают фирмы премией. Если неверное – взымают штраф. Какая фирма больше заработает инфляшек, та и победит.

Задание 1. Фермеры Туниса встревожены появлением ог­ромных популяций пешей саранчи. Стаи ее медленно пе­редвигаются, поедая всю растительность до голой земли.

Через неделю саранча поднимется на крыло, и большие серые тучи ее будут, преодолевая десятки и сотни кило­метров, опускаться на фермерские поля. Когда такая стая садится на поле, слышен хруст, как во время сильного града.

После взлета стаи глазам фермера предстанет печальная картина разоренного поля, где среди голой земли торчат отдельные стебли без листьев.

Для спасения урожая возможны три варианта решения, каждый из которых потребует от фермеров следующих расходов: а) использование ядохимикатов — 1000 инфляшек; б) выращивание богомолов, поедающих саранчу,- 200 инфляшек; в) наем рабочих с хлопушками и лопатами — 200 инфляшек. Какое решение вы считаете наиболее экономически выгодным?

Ответ:

а) В настоящее время наиболее результативно для борьбы с саранчой использовать ядохимикаты. Премия фирме — 200 инфляшек. б) Выращивать богомолов уже поздно — пешая саранча скоро поднимется на крыло и уничтожит весь урожай на фермерских полях. Хотя биологические методы борьбы и перспективные, их использование требует высокого профессионализма, глубоких знаний и совершенно не терпит формального подхода. За этот совет фермеры просят взыскать с фирмы штраф в сумме 100 инфляшек. в) Механические методы борьбы весьма трудоемки. За этот совет фермеры выплатят премию в 50 инфляшек.

Задание 2: Фермеры штата Алабама просят помочь в выборе направления развития сельского хозяйства: выращивать монокультуру (хлопок) или несколько разных культур ( арахис, виноград, кукурузу).

Монокультура требует меньших вло­жений, так как не нужно разнообразной сельскохозяйственной техники и обойдется фермерам в 100 000 инфляшек.

Выращи­вание разных культур может иметь свои преимущества, но тре­бует больших затрат — 120 000 инфляшек. Что предложат эк­сперты:

Читайте также:  Занятие по пдд в 1 классе в игровой форме

а) монокультуру; б) различные культуры?

  • Ответ:
  • Выплатить фирме, предложившей решение б, премию в 150 инфляшек за более высокую при­быль, которую получили фермеры при использовании севообо­рота (севооборот привел к повышению урожайности, сохране­нию плодородия почв, уменьшилось количество сорняков, со­кратилась численность вредных насекомых — меньше потре­бовалось ядохимикатов и сельскохозяйственная продукция стала экологически чище).
  • Задание 3.
  • Ответ: 8,1,6,2,4,7,5,3
  • За правильный ответ – 10 инфляшек.
  • Задание 4:
  • Ответ:
  • а) За совет а фирма получит 10 инфляшек.

Выплатить фирме, которая выбрала ответ а) сумму в 50 инфляшек. 1. Укажите правильную последовательность (составьте сказку, склеить разрезанные строчки по порядку)): 1) филин обиделся и улетел в другой лес; 2) мыши стали поедать соты и разорили ульи; 3) пришлось мужику мириться с филином; 4) не стало пчел — не опыляются травы и их урожайность понизилась; 5) худо стало мужику без меда и без молока; 6) не стало филина — расплодились мыши; 7) мало стало травы — корова не стала давать молока; 8) мужик сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!» Фермеры, выращивающие белокочанную капус­ту, обеспокоены увеличением численности капустной белян­ки. Возможны три решения этой проблемы, требующих от фермеров соответствующих расходов: а) использование ядохимикатов — 2000 инфляшек; б) приобретение белянкового наездника — 1000 инфляшек; в) механическое уничтожение кладки яиц на листьях капу­сты — 500 инфляшек. Какое направление предлагают эк­сперты?

б) За совет б фирма получит 100 инфляшек — это наиболее эффек­тивный метод. Он приводит к быстрому снижению численности популяции капустной белянки и продукция остается экологически чистой.

  1. в) За совет в фирма получит 20 инфляшек, так как ручной труд хотя и приводит к положительному результату, но весьма трудоемкий.
  2. Задание 5:
  3. Ответ:
  4. Задание 6:
  5. Рефлексия: Составить рекомендации фермерам по ведению сельского хозяйства.

Фермер решил заняться разведением карпа, и взял в аренду озеро вблизи Вологды. Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо, чтобы было много водных растений, а чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску). Фермер обращается к экспертам за подтверждением или опровержением своего предположения и за убедительное решение заплатит фирме 200 инфляшек! Каково решение экспертов? Рассмотрим возможные решения: а) Фермер совершенно прав! Смело вноси в озеро минеральные удобрения — и корма рыбе будет вдоволь. (Этот совет приведет к быстрому зарастанию водоема, водорослям не будет хватать света, они будут погибать, начнутся анаэробные процессы с выделением метана и сероводорода, вода в озере станет токсичной, рыба погибнет и фермер разорится.) За совет фирма штрафуется — 50 инфляшек.) Б) Без минеральных удобрений, хотя они и могут привести к опасным последствиям, тоже нельзя. Поэтому надо внести их очень незначительное количество. Этот совет не самый удачный и оценивается в 0 инфляшек. в) Минеральные удобрения нельзя использовать, так как они могут вызвать бурный рост водорослей, что осенью или зимой приведет к замору рыбы. При необходимости рыбу надо подкармливать комбикормом. За этот совет фирма получит 200 инфляшек. г) Минеральные удобрения вносить нельзя, но эксперты зат­рудняются объяснить причину. Фирма получит 50 инфляшек. А теперь давайте попробуем представить, как вы выйдете из ситуаций, которые могут встретиться в природе. Озеро, на котором живут дикие утки. Во время охотничьего се­зона в него попадает много свинцовой дроби, отравляющей дно и воду водоема. Для пищеварения уткам необходимо заглатывать камешки. Но вместе с камешками они заглатывают и дробинки и не­редко погибают от отравления свинцом. Ваша задача — помочь уткам на ощупь выбрать керамзит (дробинки) и оставить камешки на дне.

Заключение: Афиширование результатов. Подсчёт инфляшек. Определение победителей.

Источник: http://uch.znate.ru/docs/1521/index-3543.html

Своя игра по экологии. 10–11-й класс

Преподавание экологии

Добавлено: 2014.08.15 Просмотров: 414

  • Понкратьева Тамара Васильевна, учитель биологии
  • Загрузить презентацию (5,12 МБ)
  • Цели и задачи:
  • Обучающие. Создать условия: для использования умений применять полученные знания при ответах на конкретные вопросы; для обобщения и систематизации знаний учащихся по курсу экологии; создать условия для совершенствования: умений находить и формулировать правильный ответ на поставленный вопрос, умений отстаивать свою точку зрения.
  • Развивающие. Способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формированию умения сравнивать, обобщать, давать научное обоснование.
  • Воспитательные. Продолжить: формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах; чувства ответственности за свои действия.

Форма организации – урок-игра.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация игры (Приложение). На слайдах имеются управляющие кнопки, при помощи которых возможен переход к ответу и возврат на главный слайд с темами и баллами. Выбранные баллы исчезают с экрана.

Участники: 2 команды одного класса или сборные команды.

Правила игры:

  1. Время на обдумывание ответа – 30 секунд.
  2. Команды отвечают последовательно друг за другом, выбирая поле и номер вопроса по желанию.
  3. Если участники одной команды затрудняются в ответе, то могут ответить участники другой команды и получить дополнительные баллы.
  4. Игра идет до последнего вопроса.
  5. На финальный вопрос игроки обеих команд сами назначают баллы, которые не должны быть больше суммы набранной в игре. Так как, если игроки отвечают неправильно – баллы вычитаются из суммы, набранной в ходе игры.

Ход игры.

Слайд 1. Своя игра.

Учитель представляет жюри, объясняет правила игры.

Слайд 2. Первый раунд – представление команд. Учитель проводит жеребьевку, чтобы определить, какая команда будет первой выбирать тему.

Слайд 3. Второй раунд. Темы и баллы вопросов.

  1. Народные приметы. От 10–50 баллов.
  2. Экология растений. От 10–50 баллов.
  3. Экология животных. От 10–50 баллов.
  4. Экология человека. От 10–50 баллов.
  5. Общая экология. От 10–50 баллов.
  6. Международные экологические акции.

Команда, победившая в жеребьевке, начинает игру.

Слайд 4–63. Вопросы и ответы игры.

Народные приметы 10. Вопрос: Птица хохлится к ………….

Ответ: к непогоде

Народные приметы 20. В: Кроты и мыши делают большие запасы к ………….

О: к суровой и многоснежной зиме

Народные приметы 30. В: Лошади спят стоя – к …………, ложатся – к …………..

О: Лошади спят стоя -к холоду, ложатся – к теплу.

Народные приметы 40. В: Из березы течет много сока – к …….

  1. О: к дождливому лету.
  2. Народные приметы 50. В: Если ветер долго дул в одном направлении, а потом вдруг стал дуть в обратном – ……
  3. О: очень скоро начнется дождь.

Экология растений 10. В: Что такое воздушное питание растений?

О: Фотосинтез

Экология растений 20. В: Как называются летучие вещества некоторых растений, убивающие микробов?

О: Фитонциды

Экология растений 30. В: Что такое зоохория?

О: Распространение плодов и семян животными.

Экология растений 40. В: Что такое корабельная роща?

О: Корабельная роща – это лес из мачтовых сосен, которые очень высокие и имеют одинаковую толщину по всей высоте, по сравнению с одиночно выросшими соснами. Во времена парусного флота очень ценили такие деревья, из них строили корабли и делали мачты.

Экология растений 50. В: Что лесоводы называют торчками?

О: Торчки – угнетенные невысокие (до 30–40 см высотой) растения древесных пород, у которых ежегодно отрастает из спящих почек по 1-2 побега длиной всего 2–3 см.

Экология животных 10. В: Что такое серпентарий?

О: Серпентарий – питомник для содержания ядовитых змей с целью получения от них яда.

Экология животных 20. В: Что такое феромоны?

О: Феромоны – биологически активные вещества, выделяемые животными для привлечения особей противоположного пола.

Экология животных 30. В: Что такое этология?

О: Этология – наука о биологических основах поведения животных.

Экология животных 40. В: В каком году была издана первая Красная книга Международным союзом охраны природы? В чем особенность первого издания книги?

О: Первая Красная книга была издана в 1966 году Международным союзом охраны природы. Особенность первого издания книги заключалась в том, что страницы не брошюровались, и их можно было перемещать из одной части книги в другую.

Экология животных 50. В: Сформулируйте правило Аллена.

О: Правило Аллена – у животных, населяющих более холодные участки ареала, выступающие части тела (конечности, хвост, ушные раковины и т.д.) меньше, чем у представителей того же вида из более теплых мест.

Экология человека 10. В: Что такое смог?

О: Смог – густые туманы, содержащие пыль и вредные газы.

Экология человека 20. В: Что такое агроценоз? Приведите примеры.

О: Агроценоз – искусственно созданный человеком биоценоз. Поле, пруд, сад, парк и т.п.

Экология человека 30. В: Кто такие организмы-синантропы?

О: Синантропы – растения и животные, образ жизни которых связаны с человеком, его жильем, созданным или видоизмененным им ландшафтом.

Экология человека 40. В: В чем измеряется интенсивность или сила шума? Каким должен быть допустимый и предельно допустимый уровень шума?

О: Интенсивность или сила шума измеряется в децибелах (дБ). Допустимый уровень – до 70 дБ.

Предельно допустимый уровень – до 100 дБ.

Экология человека 50. В: Продолжите мысль античного автора “Кодекса здоровья” Арнольда диВилланова: “ Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими трое: веселый характер,…… и ……………”. О: Античный автор “Кодекса здоровья” Арнольд диВилланова наставлял:

“Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.”

Общая экология 10. В: Кто ввел в науку термин “экология”?

О: Термин “экология” ввел Эрнст Геккель.

Общая экология 20. В: Назовите 3 группы экологических факторов. О: Группы экологических факторов: Абиотические Биотические

Антропогенные

Общая экология 30. В: Как называется все разнообразие пищевых (трофических) взаимоотношений между организмами в биоценозе?

О: Пищевые или трофические сети

Общая экология 40. В: Кто такие космополиты и эндемики? О: Космополиты – это организмы, которые живут во всех климатических зонах.

Эндемики – это организмы, которые живут на ограниченных территориях.

Общая экология 50. В: В пирамиде энергии – количество энергии на каждом более высоком трофическом уровне уменьшается в …….. раз.

Читайте также:  Карандашница своими руками. мастер-класс

О: В пирамиде энергии – количество энергии на каждом более высоком трофическом уровне уменьшается в 10 раз.

Международные экологические акции 10. В: Назовите день и месяц, когда отмечается – День защиты детей.

О: 1 июня.

Международные экологические акции 20 В: 1 декабря –День борьбы с “чумой 20 века”. Что это за болезнь и как она передается?

О: Это – СПИД. Передается половым путем и через кровь.

Международные экологические акции 30. В: 20 ноября – в этот день призывают отказываться от того, за что в древности отрезали носы и уши, замуровывали в стены. Что это?

О: Курение

Международные экологические акции 40. В: 7 апреля – отмечается день, в честь науки валеологии. Что это за день?

О: День здоровья.

Международные экологические акции 50. В: 16 сентября – день в защиту одного из слоев атмосферы. Что это за день? Как с греческого переводится название этого газа? Сколько стран в 1987 в Монреале решили сократить выпуск фреона на 50%. О: День борьбы в защиту озонового слоя. С греческого – “озон” переводится как “пахнущий”.

34 страны.

Слайд 64–65. Финал. Открывается вопрос. (Что такое хоминг?)

Команды делают ставку. Отвечают на вопрос в письменном виде. Листок с ответом передают жюри.

Слайд 66. Ответ на финальный вопрос.

Хоминг – (англ . homing, от home – возвращаться домой) (инстинкт дома), способность животного возвращаться со значительного расстояния на свой участок обитания, к гнезду, логову и т. д.

Наиболее ярко хоминг выражен у видов с дальними сезонными миграциями (угри, морские черепахи, многие проходные рыбы и перелетные птицы).

Выработанный путем искусственного отбора, хоминг в высокой степени развит у почтовых голубей.

Слайд 67. Подведение итогов. Награждение победителей.

Литература.

  1. Бабенко В.Г. и др. Экология животных. Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана– Граф, 2004. –128 с.
  2. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 192 с.
  3. Зверев А.Т. Экология. 10–11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО “Издательский дом “ОНИКС 21 век”, 2004. –256 с.
  4. Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002.-128 с.
  5. Потапова Л.М. Детям о природе. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, К.: Академия Холдинг, 2000. – 224 с.
  6. Фадеева Г.А. Международные экологические акции в школе 7–9 классы. Волгоград: “Учитель”, 2004. – 123 с.
  7. Федорова М.З. и др. Экология человека: Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана– Граф, 2004. – 144 с.

Источник: https://metodic-school.ru/?m=1039

Восхождение к ЭКО Интеллектуальная игра по экологии 10 класс Обвинцева Любовь Николаевна Персональный идентификатор 218-041-980. — презентация

1 Восхождение к ЭКО Интеллектуальная игра по экологии 10 класс Обвинцева Любовь Николаевна Персональный идентификатор

2 «Рассчитываешь на год – сажай рис. Рассчитываешь на десять лет – сажай деревья. Рассчитываешь на сто лет – учись и просвещай людей» Гуан Цзы (китайский мыслитель )

3 1) «Давайте познакомимся» — представление команд (5 б). 2) Разминка (20 б + дополнения). 3) Конкурс капитанов (количество баллов – в зависимости от выбора вопроса). 4) «Экологические примеры» (4 б).

5) Видеоконкурс (10 б). 6) «Составь и расскажи» работа с терминами (6 б). 7) «История планеты Земля» — проект (домашняя заготовка — 15 б). 8) «Лучший вопрос» — вопрос для гостей (5 б) 9) Подведение итогов.

Этапы игры:

4 конкурс первый «Давайте познакомимся» Представление команд. Оценивается: содержание, эмблема, форма приветствия. Максимальное количество баллов – 5.

5 конкурс второй «Разминка» Для каждой команды зачитывается по 10 вопросов, в течение 2 –х минут надо дать правильные ответы. За каждый правильный ответ команда получает по 2 фишки (1 фишка — 1 балл). Максимальное количество баллов – 20.

6 «Конкурс капитанов» конкурс третий «Конкурс капитанов» Предлагаются вопросы из пять разделов экологии: 1. Учение о биосфере. 2. Структура сообщества. 3. Экологические факторы, их действие на организм. 4. Человек и природа. 5.

Круговорот веществ в природе. Вопросы записаны на цветных карточках, помещены в конвертах (на 2 б – жёлтый, на 4 б – красный, на 6 б – белый, на 8 б – синий).

Каждый участник может выбрать любые три вопроса, ответить за 2 минуты

7 п./п. Разделы экологии 1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 1Учение о биосфере 2 б 4 б 6 б 8 б 2Структура сообщества 2 б 4 б 6 б 8 б 3Экологические факторы 2 б 4 б 6 б 8 б 4Человек и природа 2 б 4 б 6 б 8 б 5Круговорот веществ и энергии 2 б 4 б 6 б 8 б

8 конкурс четвёртый «Экологические примеры» Каждой команде – по два примера. Максимальное количество баллов – 4 Представители команд вытягивают по 2 карточки с заданием 1 кар. Особь + особь + … + особь = 2 кар. Популяция + … + популяция = 3 кар. Экосистема + … + … +экосистема = 4 кар. Биоценоз + биотоп = 5 кар. Фитоценоз + зооценоз + биотоп = 6 кар. Биогеоценоз + …+ биогеоценоз =

9 конкурс пятый Видеоконкурс. Для конкурса использовался фрагмент фильма «Гиены» из серии «Наедине с природой». Максимальное количество баллов – 10.

Задание для 1 команды: назвать типы биотических взаимоотношений в популяции гиен. Задание для 2 команды: назвать приспособления к выживанию у гиен.

Задание для 3 команды: какие законы сформировались в популяции гиен в течение эволюции?

10 конкурс шестой «Составь и расскажи…» Каждой команде выдаётся конверт с буквами. Задание: составить из букв слово; не называя термина вслух, рассказать соседней команде о его значении так, чтобы она могла отгадать, о чём идёт речь. Максимальное количество баллов – 6 а) составление слова – 2 б; б) пояснение значения слова – 2 б; в) за угадывание термина – 2 б.

11 конкурс седьмой «История Земли» — домашние фантазии. Каждая команда представляет свой проект. Оценивается: содержание, научность, оформление, форма представления проекта, массовость. Максимальное количество баллов – 15.

12 «Лучший вопрос». конкурс восьмой «Лучший вопрос». Каждая команда задаёт вопрос для жюри. Оценивается оригинальность, научность, актуальность. Максимальное количество баллов — 5

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1270339/

Урок – игра по экологии для 11 класса «Знаешь ли ты экологию?»

Здесь Вы можете скачать Урок – игра по экологии для 11 класса «Знаешь ли ты экологию?» для предмета : Экология. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Авторская разработка Ванюшкиной Г.И., учителя биологии МБОУ «СОШ №48» г. Чебоксары.

  • Урок – игра по экологии «Знаешь ли ты экологию?»
  • (для 10 – 11 классов)
  • Цели урока:
  • повторить и обобщить основные понятия, термины, законы экологии;
  • проверить знания учащихся по некоторым вопросам экологии;
  • способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Задачи:

  • развивать экологическое мышление;
  • формировать экологическую культуру;
  • научить принимать правильные решения в различных ситуациях.

Методы и приемы:

  • самостоятельная работа учащихся в группах;
  • игровые моменты;
  • конкурсы.
  1. Форма проведения: игра
  2. Оборудование: презентация, дидактические карточки, портреты ученых, Красная книга.
  3. Ход урока
  1. Организационный момент. Объяснение темы и задач урока – игры.

Мы закончили изучение курса экологии. Вы владеете уже достаточной суммой экологических знаний, и это поможет вам сегодня при выполнении различных заданий, в разрешении ситуаций. Сегодня на обобщающем уроке мы проведем игру — конкурс между командами. Игра пройдет в 8 туров. В каждом туре вы будете зарабатывать баллы. В конце урока подведем итоги, выставим оценки.

1 тур «Экологическая разминка»

Командам выдаются карточки с терминами, можно использовать презентацию, а учащиеся дают определения:

  • автотрофы
  • национальный парк
  • заповедник
  • сукцессия
  • биогеоценоз
  • суккулент
  • ноосфера
  • фотопериодизм
  • биосфера
  • консументы (10 баллов)

2тур «Верно ли суждение»

Команды получают карточки, выбирают номера правильных ответов.

  1. Лишайники первыми появляются в самых бесплодных местах. +

  2. Растения опыляемые с помощью ветра, называются аэробы. —

  3. Совокупность организмов, обитающих на дне водоема, называется бентосом. +

  4. Репелленты – химические вещества, служащие для уничтожения грибов. —

  5. Озоновый слой является защитным экраном от ультрафиолетовых лучей. +

  6. Пруд относится к агросистемам. +

  7. Можжевельник выделяет фитонциды. +

  8. В красной книге Чувашии есть гадюка обыкновенная. —

  9. Кувшинка белая – индикатор чистоты водоемов. +

  10. Основную массу живого вещества биосферы составляют животные. –

(10 баллов)

3тур. Что произойдет если:

Каждая команда получает свою карточку и продолжает изречение. Ответы устные.

  • в лесу вырубить все кусты…
  • зарегулировать стоки рек водохранилищами…
  • исчезнут тропические леса…
  • в водоемы будут стекать минеральные удобрения…
  • собирать и сжигать листву в населенных пунктах осенью … (5 баллов)

4 тур. Составьте пищевую цепь:

Каждая команда получает свою карточку.

  1. пруда.

  2. Океана.

  3. Широколиственного леса.

  4. Луга.

  5. Хвойного леса. (3 балла)

5 тур. Какой тип взаимоотношений характерен для организмов:

Работа по карточкам, которые показывает учитель. Команды дают ответы по очереди.

1. Волк и олень. ( Хищничество)

2. Синица и акула. (Нейтрализм).

3. Термиты и жгутиковые. (Мутуализм)

4. Белый медведь и песец. ( Комменсализм)

5. Росянка и муха. (Хищничество)

6. Лишайники. (Мутуализм)

7. Аскарида и человек. (Паразитизм)

8. Повилика и подсолнечник. (Паразитизм)

9. Пчелы и луговые цветы. (Протокооперация)

10.Волк и лиса. (Конкуренция)

(2 балла)

6 тур. Знаете ли вы ученых – экологов?

Портреты учёных на слайдах. Для каждой команды по два учёных.

1. Кто ввел понятие экосистема? (А. Тенсли)

2. Кто ввел понятие биогеоценоз? (В.Н. Сукачев)

3. Кто предложил термин «экология»? (Геккель)

4. Кто создал учение о биосфере? (В.Н. Вернадский)

5. Кто сформулировал закон минимума? (Ю. Либих)

6. Ему принадлежит закон толерантности (Шелфорд)

7. Ему принадлежит принцип исключения (Гаузе)

8. Кто ввел понятие ноосфера? (В. Н. Вернадский)

9. Ввел понятие сукцессия. (В.Н. Сукачев)

10. Ему принадлежит принцип 10 процентов. (Линдеман) (За два вопроса 4 балла)

7 тур. Узнайте по силуэту вымерших животных.

Каждой команде выдаются карточки с изображением вымерших животных.

  1. Тур.

  2. Гигантский олень.

  3. Дронт.

  4. Квагга.

  5. Бескрылая гагара.

  6. Стеллерова корова.

  7. Странствующий голубь.

(8 баллов)

8 тур. Составьте правила, которые должны соблюдать вы и ваши друзья в турпоходе, не используя частицу «не».

  1. Преступно рвать цветы, где их мало, не оставляя хотя бы нескольких особей для сохранения популяции, вырывать цветы с корнем.

  2. Проявляйте особую осторожность вблизи муравейников. Обитатели каждого из них очищают от вредителей около 1,5 га леса.

  3. Старайтесь поменьше шуметь т.к. фактор беспокойства – один из наиболее вредных для животных и птиц, особенно в период выхаживания потомства.

  4. Даже поганки используется животными как лекарство. Пусть они растут.

  5. Опасно разводить костры на торфяниках, а также вблизи деревьев и кустарников, особенно под их кроной.

  6. Для костров используйте сушняк.

  7. Снимайте дерн под костром и перед уходом залейте костер или засыпьте его землей.

  8. Весь образовавшийся мусор закапывайте поглубже во избежание ранения животных.

  9. Мойте перед употреблением лесные ягоды и растения, т.к. лес может быть обработан ядохимикатами.

  • (Баллы даются по числу правил до 10 баллов)
  • Старайтесь всегда и во всем быть внимательными к природе.
  • Любите ее, и она ответит вам тем же.
Читайте также:  Сценарий на день рождения 5 лет мальчику в домашних условиях

9 тур. Домашнее задание.

Команды представляют своё домашнее задание.

Задание № 1: Вы – пессимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? (Форма рассказа любая: или научная, или с юмором, или в стихах, можно – рисунком).

Задание № 2: Вы – оптимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? (Ваш прогноз).

  1. Задание № 3: Инсценируйте ситуацию «Поведение туристов в природе».
  2. Задание № 4: Придумайте и инсценируйте песню экологического содержания на какой-либо известный мотив.
  3. Задание № 5: Составьте письмо-протест против повсеместного загрязнения окружающей среды (можно в стихах).

Задание № 6: Сформулируйте три, на ваш взгляд, самых важных аргумента в защиту Природы. Чем вы сами можете помочь Природе?

10. Заключительная часть. Подведение итогов. Выявление команды — победителя и вручение ему особого приза.

Источник: https://docbase.org/5430-urok-igra-po-ekologii-dlya-11-klassa-znaesh-li-ty-ekologiyu.html

"Своя игра" по экологии 10-11 класс

Цели и задачи:

Ход игры.

Слайд 1. Своя игра.

Учитель представляет жюри, объясняет правила игры.

Слайд 2. Первый раунд – представление команд. Учитель проводит жеребьевку, чтобы определить, какая команда будет первой выбирать тему.

Слайд 3. Второй раунд. Темы и баллы вопросов.

Команда, победившая в жеребьевке, начинает игру.

Слайд 4–63. Вопросы и ответы игры.

Народные приметы 10. Вопрос: Птица хохлится к …………. Ответ: к непогоде

Народные приметы 20. В: Кроты и мыши делают большие запасы к …………. О: к суровой и многоснежной зиме

Народные приметы 30. В: Лошади спят стоя – к …………, ложатся – к ………….. О: Лошади спят стоя -к холоду, ложатся – к теплу.

Народные приметы 40. В: Из березы течет много сока – к ……. О: к дождливому лету.

Народные приметы 50. В: Если ветер долго дул в одном направлении, а потом вдруг стал дуть в обратном – …… О: очень скоро начнется дождь.

Экология растений 10. В: Что такое воздушное питание растений? О: Фотосинтез

Экология растений 20. В: Как называются летучие вещества некоторых растений, убивающие микробов? О: Фитонциды

Экология растений 30. В: Что такое зоохория? О: Распространение плодов и семян животными.

Экология растений 40. В: Что такое корабельная роща? О: Корабельная роща – это лес из мачтовых сосен, которые очень высокие и имеют одинаковую толщину по всей высоте, по сравнению с одиночно выросшими соснами. Во времена парусного флота очень ценили такие деревья, из них строили корабли и делали мачты.

Экология растений 50. В: Что лесоводы называют торчками? О: Торчки – угнетенные невысокие (до 30–40 см высотой) растения древесных пород, у которых ежегодно отрастает из спящих почек по 1-2 побега длиной всего 2–3 см.

Экология животных 10. В: Что такое серпентарий? О: Серпентарий – питомник для содержания ядовитых змей с целью получения от них яда.

Экология животных 20. В: Что такое феромоны? О: Феромоны – биологически активные вещества, выделяемые животными для привлечения особей противоположного пола.

Экология животных 30. В: Что такое этология? О: Этология – наука о биологических основах поведения животных.

Экология животных 40. В: В каком году была издана первая Красная книга Международным союзом охраны природы? В чем особенность первого издания книги? О: Первая Красная книга была издана в 1966 году Международным союзом охраны природы. Особенность первого издания книги заключалась в том, что страницы не брошюровались, и их можно было перемещать из одной части книги в другую.

Экология животных 50. В: Сформулируйте правило Аллена. О: Правило Аллена – у животных, населяющих более холодные участки ареала, выступающие части тела (конечности, хвост, ушные раковины и т.д.) меньше, чем у представителей того же вида из более теплых мест.

Экология человека 10. В: Что такое смог? О: Смог – густые туманы, содержащие пыль и вредные газы.

Экология человека 20. В: Что такое агроценоз? Приведите примеры. О: Агроценоз – искусственно созданный человеком биоценоз. Поле, пруд, сад, парк и т.п.

Экология человека 30. В: Кто такие организмы-синантропы? О: Синантропы – растения и животные, образ жизни которых связаны с человеком, его жильем, созданным или видоизмененным им ландшафтом.

Экология человека 40. В: В чем измеряется интенсивность или сила шума? Каким должен быть допустимый и предельно допустимый уровень шума? О: Интенсивность или сила шума измеряется в децибелах (дБ). Допустимый уровень – до 70 дБ.

Предельно допустимый уровень – до 100 дБ.

Экология человека 50. В: Продолжите мысль античного автора “Кодекса здоровья” Арнольда диВилланова: “ Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими трое: веселый характер,…… и ……………”. О: Античный автор “Кодекса здоровья” Арнольд диВилланова наставлял: “Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.”

Общая экология 10. В: Кто ввел в науку термин “экология”? О: Термин “экология” ввел Эрнст Геккель.

Общая экология 20. В: Назовите 3 группы экологических факторов. О: Группы экологических факторов: Абиотические Биотические Антропогенные

Общая экология 30. В: Как называется все разнообразие пищевых (трофических) взаимоотношений между организмами в биоценозе? О: Пищевые или трофические сети

Общая экология 40. В: Кто такие космополиты и эндемики? О: Космополиты – это организмы, которые живут во всех климатических зонах. Эндемики – это организмы, которые живут на ограниченных территориях.

Общая экология 50. В: В пирамиде энергии – количество энергии на каждом более высоком трофическом уровне уменьшается в …….. раз. О: В пирамиде энергии – количество энергии на каждом более высоком трофическом уровне уменьшается в 10 раз.

Международные экологические акции 10. В: Назовите день и месяц, когда отмечается – День защиты детей. О: 1 июня.

Международные экологические акции 20 В: 1 декабря –День борьбы с “чумой 20 века”. Что это за болезнь и как она передается? О: Это – СПИД. Передается половым путем и через кровь.

Международные экологические акции 30. В: 20 ноября – в этот день призывают отказываться от того, за что в древности отрезали носы и уши, замуровывали в стены. Что это? О: Курение

Международные экологические акции 40. В: 7 апреля – отмечается день, в честь науки валеологии. Что это за день? О: День здоровья.

Международные экологические акции 50. В: 16 сентября – день в защиту одного из слоев атмосферы. Что это за день? Как с греческого переводится название этого газа? Сколько стран в 1987 в Монреале решили сократить выпуск фреона на 50%. О: День борьбы в защиту озонового слоя. С греческого – “озон” переводится как “пахнущий”. 34 страны.

Слайд 64–65. Финал. Открывается вопрос. (Что такое хоминг?)

Команды делают ставку. Отвечают на вопрос в письменном виде. Листок с ответом передают жюри.

Слайд 66. Ответ на финальный вопрос.

Хоминг – (англ . homing, от home – возвращаться домой) (инстинкт дома), способность животного возвращаться со значительного расстояния на свой участок обитания, к гнезду, логову и т. д.

Наиболее ярко хоминг выражен у видов с дальними сезонными миграциями (угри, морские черепахи, многие проходные рыбы и перелетные птицы).

Выработанный путем искусственного отбора, хоминг в высокой степени развит у почтовых голубей.

Слайд 67. Подведение итогов. Награждение победителей.

Литература.

  • Обучающие. Создать условия: для использования умений применять полученные знания при ответах на конкретные вопросы; для обобщения и систематизации знаний учащихся по курсу экологии; создать условия для совершенствования: умений находить и формулировать правильный ответ на поставленный вопрос, умений отстаивать свою точку зрения.
  • < > Способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формированию умения сравнивать, обобщать, давать научное обоснование. < > Продолжить: формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах; чувства ответственности за свои действия.Время на обдумывание ответа – 30 секунд.
  • Команды отвечают последовательно друг за другом, выбирая поле и номер вопроса по желанию.
  • Если участники одной команды затрудняются в ответе, то могут ответить участники другой команды и получить дополнительные баллы.
  • Игра идет до последнего вопроса.
  • На финальный вопрос игроки обеих команд сами назначают баллы, которые не должны быть больше суммы набранной в игре. Так как, если игроки отвечают неправильно – баллы вычитаются из суммы, набранной в ходе игры.
    1. Народные приметы. От 10–50 баллов.
    2. Экология растений. От 10–50 баллов.
    3. Экология животных. От 10–50 баллов.
    4. Экология человека. От 10–50 баллов.
    5. Общая экология. От 10–50 баллов.
    6. Международные экологические акции.
    1. Бабенко В.Г. и др. Экология животных. Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана– Граф, 2004. –128 с.
    2. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 192 с.
    3. Зверев А.Т. Экология. 10–11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО “Издательский дом “ОНИКС 21 век”, 2004. –256 с.
    4. Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002.-128 с.
    5. Потапова Л.М. Детям о природе. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, К.: Академия Холдинг, 2000. – 224 с.
    6. Фадеева Г.А. Международные экологические акции в школе 7–9 классы. Волгоград: “Учитель”, 2004. – 123 с.
    7. Федорова М.З. и др. Экология человека: Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана– Граф, 2004. – 144 с.

Источник: https://multiurok.ru/files/svoia-ighra-po-ekologhii-10-11-klass.html

Ссылка на основную публикацию