II
МЛАДШАЯ ГРУППА
Экологическая игра«Где спрятался зайчик!»
Цель: описать, назвать,
растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять
описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.
Правила игры: назвать растение можно
только после описания какого-либо признака поочередно.
Ход игры:
Игру
проводят в парке, в лесу, в сквере. Из группы детей выбирают
водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под
какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели,
куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то
воспитатель помогает).
Какая группа догадается быстрее, под каким растением
зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий
задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол»
(Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью
становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы).
И т.д.
-
Загадки-описания
идут, пока не догадается одна из подгрупп. -
Экологические игра«Где
растет?» -
Цель: учить
детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово
воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Правила игры: разобрать овощи
и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и
огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все
предметы по местам.
Ход игры:
Среди
детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты
(можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают
овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой
закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют
правильность отбора.
После этого объявляется команда–победительница. Игра
продолжается с другими командами.
Экологическая игра«Наши друзья»
Цель:Расширять представления детей об образе жизни животных, которые
живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах,
воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
Материал: карточки-лото
с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка,
черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум,
аквариум, ящичек и т.д.), корма.
Ход игры:
Карточки-лото
раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз
изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник,
которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка
нужна именно для его животного.
Для
усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.
Экологическая игра «Цветочный
магазин»
Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых),
закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать
растения по виду.
Материал:можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные
растения можно брать настоящие, но не очень крупные.
Ход игры:
Выбирается
ведущий, он продавец (вначале ведущий – взрослый. А за тем можно по считалке),
остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы
продавец сразу догадался о каком растении идет речь.
Экологическая игра «Почтальон принес посылку»
Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах
и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию.
Материал: предметы (муляжи). Каждый
отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки.
Ход игры:
Посылку
приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети
заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям
предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью
загадки.
Экологическая игра «Съедобное – не съедобное»
Цель:формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и
ягодах. Развивать память, координацию.
- Материал:Мяч.
- Ход игры:
-
Ведущий
называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает
мяч одному из участников, если предмет относится к заданным,
то он ловит.
Можно играть со всей группой
сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к
заданным)
Экологическая игра«Чудесный мешочек»
Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах
(животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные
ощущения, речь детей.
Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие
животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.
Ход игры:
Ведущий держит мешочек с
предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет,
не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его
описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого,
ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.
- Экологическая игра «Что сначала, что потом?»
-
Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей,
фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц,
земноводных). -
Материал: Карточки с разным порядком
степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый,
маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток
более высокий, взрослое растение). - Ход игры:
Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу
ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками
по порядку.
Экологическая играМагазин «Семена»
Цель:Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений.
Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.
Материал: Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями:
дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках,
находятся разные семена с картинкой этого растения.
Ход игры:
Воспитатель
предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре
отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. По ходу игры
дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод,
огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими
растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку,
«щепотью», рассадой).
- Экологическая игра «Собери грибы в лукошко»
-
Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных
грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в
лесу. -
Материал: Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф,
карточки с грибами (съедобными, не съедобными). - Ход игры:
Детям
раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где
его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.),
какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу
(объяснить почему).
Экологическая игра «С какой ветки детки»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях.
Закреплять правила поведения в лесу, в парке.
Материал: Засушенные листья разных
деревьев (семена, плоды).
Ход игры:
Перед прогулкой с детьми
закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже
есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Дети гуляют по
лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим
деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на
дереве или кусте, к которому они подбежали.
Экологическая игра «Овощехранилище»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и
особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок,
способах их заготовления.
Материал: Плоскостное изображение
банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для хранения,
морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами.
Ход игры:
У каждого
ребенка набор маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить
на команды (в зависимости от количества детей). Каждая команда делает свои
«заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод.
Или из общего количества маленьких карточек команды (солит,
квасит, складывают для хранения) выбирают, для каких заготовок нужны те или
иные овощи, фрукты и ягоды.
Экологическая игра«Соберем урожай»
Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах.
Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).
Материал: Корзинки с моделями:
овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или
карточки от лото с овощами и фруктами.
Ход игры:
В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и
садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две
команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в
свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.
Экологическая игра «Четвертый
лишний»
Цель: Уточнять
и закреплять знания детей о классификациях разных
природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.
Материал: карточки
с разнообразными объектами.
Ход игры:
Выставляются
карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить
лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.
Можно
усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.
Экологическая игра «Путешествие
под водой»
Цель: Развивать и закреплять знания о рыбах: морских, озерных, речных;
о морских обитателях, растениях, и их месте обитания.
Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо водоема. Маленькие
карточки с рыбами, водными животными, растениями и т.д.
Ход игры:
Воспитатель предлагает
отправиться в водное путешествие по разным водоемам. Можно разделить детей на
команды. Каждая команда отправляется в путешествие к определенному водоему. Далее
дети подбирают живые объекты для своих водоемов из общего количества маленьких
карточек. Выигрывает та команда, которая лучше знает обитателей и растения
своего водоема.
Или игра проводится по типу лото.
Экологическая игра«Рассели
животных по домам»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания
животных, названиях их жилищ. Развивать речь.
Материал: Фланелеграф, разные природные зоны земли (иллюстрации).
Маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д.
Ход игры:
На фланелеграфе
расположены разные природные зоны земли. У детей маленькие карточки с
разнообразными животными, птицами, и т.д. Задача детей назвать свое животное,
где оно живет, и поставить около нужной природной зона на фланелеграф.
Экологическая игра «Угадай
по описанию»
Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов
(животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.
Материал: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых,
по числу участников или больше.
Ход игры:
Карточки раздаются детям. Их задача не
показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них
на карточке. Можно использовать загадки.
Экологическая игра «Когда это бывает?»
Цель: Уточнять
и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в
разные сезоны года.
Материал: Большие
карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями
признаков разных сезонов.
Ход игры:
Игра проводится по типу
лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий
показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает.
Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот,
кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники
не закроют свои карты.
- Экологическая игра «Зоопарк»
-
Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и
диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и
любовь к ним. -
Материал: карточки разных животных,
птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты. - Ход игры:
Детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проходит
по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания, насекомыми.
Игрок, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта
карточка нужна именно для его животного или птицы.
Источник: http://detipriroda.blogspot.com/p/2_17.html
Картотека дидактических игр во 2 младшей группе — МБДОУ детский сад № 54
Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.
Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.
Ход игры: Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает).
Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). И т.
д.
Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.
Дидактическая игра «Где растет?»
Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберетвсе предметы по местам.
Ход игры: Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора. После этого объявляется команда–победительница.
Игра продолжается с другими командами.
Дидактическая игра «Наши друзья»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
Материал: карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма.
Ход игры: Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.
Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.
Дидактическая игра «Цветочный магазин»
Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.
Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные.
Ход игры: Ведущий – продавец. остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.
Примечание: вначале ведущий – взрослый. А за тем можно по считалке,
Дидактическая игра «Почтальон принес посылку»
Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию.
Материал: предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки.
Ход игры: Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки.
Дидактическая игра «Съедобное – не съедобное»
Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.
- Материал: Мяч.
- Ход игры: Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит.
- Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).
Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).
Ход игры: Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.
Дидактическая игра Магазин «Семена»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.
Материал: Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.
Ход игры: Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян.
По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник.
За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой).
Дидактическая игра «Собери грибы в лукошко»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.
Материал: Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф, карточки с грибами(съедобными, не съедобными).
Ход игры: Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).
Дидактическая игра «С какой ветки детки»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.
Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).
Ход игры: Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев).
Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д.
с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.
Дидактическая игра «Овощехранилище»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок, способах их заготовления.
Материал: Плоскостное изображение банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для хранения, морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами.
Ход игры: У каждого ребенка набор маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить на команды (в зависимости от количества детей). Каждая команда делает свои «заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод.
Или из общего количества маленьких карточек команды (солит, квасит, складывают для хранения) выбирают, для каких заготовок нужны те или иные овощи, фрукты и ягоды.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.
Материал: карточки с разнообразными объектами.
Ход игры: Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.
Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.
Дидактическая игра «Путешествие под водой»
Цель: Развивать и закреплять знания о рыбах: морских, озерных, речных; о морских обитателях, растениях, и их месте обитания.
Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо водоема. Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т.д.
Ход игры: Воспитатель предлагает отправиться в водное путешествие по разным водоемам. Можно разделить детей на команды. Каждая команда отправляется в путешествие к определенному водоему. Далее дети подбирают живые объекты для своих водоемов из общего количества маленьких карточек. Выигрывает та команда, которая лучше знает обитателей и растения своего водоема.
Или игра проводится по типу лото.
Дидактическая игра «Рассели животных по домам»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.
Материал: Фланелеграф, разные природные зоны земли (иллюстрации). Маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д.
Ход игры: На фланелеграфе расположены разные природные зоны земли. У детей маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д. Задача детей назвать свое животное, где оно живет, и поставить около нужной природной зона на фланелеграф.
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.
Материал: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых, по числу участников или больше.
Ход игры: Карточки раздаются детям. Их задача не показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель: уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.
Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.
Ход игры: Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты.
Дидактическая игра «Зоопарк»
Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
Материал: карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты.
Ход игры: Детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проходит по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания, насекомыми. Игрок, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного или птицы.
Дидактическая игра «Соберем урожай»
Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).
Материал: Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.
Ход игры: В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.
Источник: https://www.xn--54—8cdarc8cyaf3amr.xn--p1ai/134-stranitsy-pedagogov/mirkhaeva/mirkhaeva-pedagogam/733-kartoteka-didakticheskikh-igr-vo-2-mladshej-gruppe
Картотека дидактических игр во второй младшей группе по ФГОС с целями
Дошкольное образование не преследует цель подготовить ребенка к школе и ни в коем случае не должно копировать формы школьной жизни. Развитие и обучение следует проводить через игры и другие детские виды деятельности.
Игры для социально-коммуникативного развития
Игры, направленные на социально-коммуникативное развитие ребенка, имеют такие цели:
- восприятие норм социального поведения;
- развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества с другими детьми и взрослыми;
- развитие эмпатии;
- формирования чувства уважения и причастности к своей семье и коллективу сверстников;
- формирование позитивного отношения к трудовой и творческой деятельности;
- выработку навыков безопасного поведения.
Игра «Кому что нужно»
Цель: познакомить с основными характеристиками таких профессий, как доктор, парикмахер, пекарь; формировать позитивное отношение к трудовой деятельности.
Для игры нужно подготовить предметы, необходимы для выполнения профессиональной деятельности (шприц, ножницы, расческа, миска и т.д.), а также детали соответствующих костюмов. Дети распределяются по ролям.
Сначала с детьми нужно провести беседу о профессиях врача, парикмахера, пекаря (можно выбрать и другие). Необходимо выяснить, что малыши знают об их профессиональной деятельности. Можно спросить, у кого из детей родители имеют такие профессии.
В ходе игры каждый ребенок сначала получает детали костюма. Он должен понять, какую профессию ему нужно представлять. Если дети затрудняются с ответом, ведущий им помогает.
Далее проводится игра с предметами, которые сложены на столе. Детям нужно выбрать предмет, который необходим для их профессиональной деятельности. После этого можно предложить им показать, как этим предметом надо пользоваться.
Игра «Да или нет»
Цель: воспитывать бережное отношение к здоровью; учить управлять своим поведением, понимать какие поступки правильные.
Дети становятся в круг. Учитель должен называть различные ситуации, а малышам нужно, если озвучено правильное поведение — хлопать в ладоши, если неправильное — топать ногами.
Игра «С кем дружить»
Цель: учить детей понимать мимику людей; развивать эмпатию, воспитывать дружелюбие.
На доске разместить изображения детей с разным выражением лица. Ребятам предлагается рассмотреть картинки и выбрать себе друга. Ведущий должен попросить их объяснить свой выбор.
Игры для речевого развития детей 3-4 лет
Игры для речевого развития направлены на достижение таких целей:
- научить ребенка пользоваться речью как средством общения;
- увеличение словарного запаса;
- развитие фонематического слуха;
- ознакомление с основами звуковой и интонационной культурой речи;
- развитие речевого творчества;
- ознакомление с образцами детской литературы.
Игра «Громко – тихо»
- Цель: развить интонационную культуру речи, научить менять силу голоса.
- Для проведения игры нужно подготовить парные предметы разных размеров (большая и маленькая дудочки, уточки, машинки).
- Перед началом игры педагог проводит с детьми беседу.
— Посмотрите, у меня в руках большая мама-утка. Она зовет своих деток и громко кричит «Кря-кря!». Повторите, как кричит мама-утка.
Дети громко повторяют «Кря-кря!».
— А теперь я держу утеночка. Он еще очень маленький и может только тихо говорить «Кря-кря!». Повторите, как он это делает.
Дети тихо повторяют «Кря-кря!». Педагог должен следить, чтобы дети не переходили на шепот.
После ознакомительной беседы можно перейти к самой игре. Педагог по очереди показывает то большую, то маленькую уточку, а дети должны самостоятельно произнести, как она крякает.
Аналогично можно обыграть любую другую пару предметов.
Игра «Пускание корабликов»
Цель: развитие артикуляционного аппарата, формирование навыка длительного произношения звука [ф] на одном выдохе и многократного произношения звука [п] на одном выдохе; развивать умение сочетать произнесение звука с началом вздоха.
Для игры нужно подготовить большую миску с водой, сигнальные флажки и несколько бумажных корабликов. Миску нужно поставить на маленький столик, а детей рассадить на стульчики полукругом вокруг стола.
— Сегодня я предлагаю вам попутешествовать на корабликах. Мы с вами живем в… Отметим флажком наше местоположение. (Ведущий устанавливает флажок на одной стороне миски и располагает возле него один кораблик).
— Куда бы вы хотели отправиться? (Дети называют любые города или страны, и педагог устанавливает другой флажок с противоположной стороны миски).
— Нам дует попутный ветер. Он спокойный, но сильный. Попробуем сымитировать его. Нужно сложить губы трубочкой и, не надувая щек на одном выдохе протяжно произнести звук [ф].
— А теперь появился порывистый резкий ветер. Чтобы показать его нужно, на одном выдохе прерывисто произносить несколько раз звуки [п-п-п].
Дети должны по очереди подходить к миске, назвать, куда они хотят отправиться и помочь кораблику добраться к месту назначения.
Игра «Светофор»
Цель: учить воспринимать на слух слова, находить речевые ошибки; правильно произносить слова.
Дети получают два кружочка, которые обозначают сигналы светофора. Зеленый кружочек нужно показывать, если услышишь правильное произношение слова, красные — если неправильное.
Далее ведущий показывает картинку предмета и произносит разные варианты его названия: альбом – айбом – авьбом; банан – банам – баман и т.д. Ребята после каждого слова поднимают соответствующий кружочек.
Желательно перед проведением такой игры провести исследование в группе и определить, какие слова дети произносят неправильно. Затем включить эти слова в игру.
Игры для познавательного развития детей второй младшей группы
Целью игр, направленных на познавательное развитие ребенка, является:
- развитие интересов, познавательной активности и мотивации, любознательности;
- формирование навыков познавательной деятельности;
- формирование представлений ребенка о себе и других людях, об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях между ними;
- ознакомление с понятиями «Отечество», «родина», основными социокультурными ценностями и традициями своего народа.
Игра «В лес за грибами»
Цель: формирование представлений о количественных отношениях между предметами «один — много».
Для проведения игры необходимо подготовить изображение большой полянки, на которой расположено несколько фигурок грибочков. Детям нужно раздать корзинки.
— Дети, мы пришли в лес на грибную полянку. Посмотрите, сколько здесь грибов? (Много).
— А теперь каждый из вас сорвет по одному грибу. Ответьте мне по очереди, сколько грибов в вашей корзинке. Сколько у тебя, Витя? (У меня один гриб).
Педагог должен спросить каждого ребенка.
— Давайте сложим все грибы в мою корзинку. Сколько получилось у меня грибов? (Много). А у вас? (Ни одного).
Игра «Упакуй подарок»
Цель: формировать понятие «большой», «маленький», «толстый», «тонкий»; учить соотносить предметы по размеру.
Ведущий предлагает детям пойти на День рождения к Машеньке. Для этого им нужно купить подарок. Каждый выбирает куклу (на картинках изображены куклы разные по размеру и толщине).
Теперь нужно подарок упаковать, а для этого детям нужно «купить» пакет, который будет соответствовать размеру куклы. При этом каждый ребенок должен объяснить свой выбор упаковки: «Я купил этот пакет, потому что моя кукла…».
После этой игры можно обсудить, как нужно правильно вручать и принимать подарки.
Игра «Что где растет»
Цель: учить группировать предметы на овощи и фрукты; развивать быстроту реакции, дисциплинированность, выдержку.
Для игры необходимо подготовить картинки с изображением огорода и сада и предметные картинки (или муляжи) овощей и фруктов.
Дети делятся на две команды: садоводы и овощеводы. По сигналу каждая команда должна собрать свои предметы. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.
Картотека игр для художественно-эстетического развития
Игры для художественно-эстетического развития проводятся для:
- закладывания предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств;
- формирования эстетического отношения к природе и окружающему миру;
- реализации самостоятельной творческой деятельности.
Игра «Собери капельки в стакан»
- Цель: научить разбираться в цветах и их оттенках; учить соотносить предметы по цвету.
- Для игры нужно подготовить стаканчики и картинки разноцветных капель.
- Педагог обращается к детям:
— Я положу в этот стаканчик капельку синего цвета. Давайте наполним стакан. Добавьте свои капельки такого же цвета.
У каждого ребенка должен быть набор из капелек всех нужных цветов.
Игра «Узнай и дорисуй»
Цель: развивать у детей чувство симметрии; учить точно передавать форму предмета, штриховать.
Для игры необходимо сделать карточки, на которых нарисованы только половинки различных предметов: цветок, солнышко, листочек и т.д. Детям предлагается дорисовать недостающую часть предмета, а потом заштриховать рисунок.
Игра «Красиво — некрасиво»
Цель: учить выявлять нарушения в композиции рисунка, его цветовой гамме, формировать эстетический вкус.
Детям предлагаются разные картинки. Они должны определить, в какой цветовой гамме выполнен каждый рисунок, а затем найти и назвать предмет, который разукрашен в неподходящий цвет и нарушает общую композицию.
— Ребята, посмотрите на рисунок. Что вы здесь видите?
— Какой цвет преобладает? Какие цвета похожи на него?
— Какой предмет выделяется по цвету, кажется здесь лишним?
Такую игру можно проводить фронтально или разделить детей на группы.
Игры, способствующие физическому развитию
Игры, способствующие физическому развитию, нацелены на:
- формирование у детей навыков двигательной деятельности;
- развитие координации, равновесия, моторики рук и гибкости;
- правильное формирование опорно-двигательного аппарата;
- обучение правильному выполнению основных спортивных движений;
- формирование навыков здорового образа жизни.
Игра «Качели»
- Цель: учить выполнять различные ритмичные движения; развитие координации и равновесия.
- Ведущий предлагает детям повторять за ним строчки стихотворения и выполнять соответствующие движения.
- Все лето качели
- Качались и пели,
- И мы на качелях
- На небо летели.
- (Дети начинают качать руками вперед-назад, в приседании слегка пружиня ноги в коленях).
- Настали осенние дни.
- Качели остались одни.
- (Уменьшают интенсивность движений и постепенно останавливаются).
- Лежат на качелях
- Два желтых листка.
- И ветер качели
- Качает слегка.
- (Снова потихоньку начинают двигать руками).
Игра «Музыкальный стульчик»
Цель: формировать навыки двигательной деятельности, учить бегать по кругу, развивать внимательность, учить действовать по сигналу.
Для начала игры нужно по центру комнаты поставить в круг несколько стульчиков (на один меньше, чем количество участников). Дети должны стать в кружок вокруг стульев. Воспитатель включает музыку.
Пока звучит музыка, дети бегают по кругу. Как только музыка остановится, каждый должен сесть на отдельный стульчик. Одному ребенку стульчика не хватит. Он выходит из игры и стульчик убирается. Дальше игра повторяется. Так продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок.
Игра «На прогулке»
Цель: разучить физические упражнения в движении, профилактика плоскостопия.
Перед началом игры дети выстраиваются в колонну. Воспитатель сообщает им, что они отправляются на прогулку, и просит их слушать его рассказ и повторять все движения.
— Мы идет по тропинке (дети идут друг за другом).
— Нам надо перейти через лужу (идут на пяточках).
— Подошли к яблоньке и хотим попробовать ее яблочки. Дотянитесь до них (идут на носочках).
— Надо перепрыгнуть через ручей (прыгают).
— Повстречали медвежонка, покажите, как он ходит (идут на внешней стороне стопы).
Ведущий может предлагать разные варианты движений. Для одного сеанса игры детям озвучивается не более пяти разных заданий.
Реализация всех пяти образовательных областей обеспечивает комплексный подход к развитию ребенка.
Во второй младшей группе такая работа должна планироваться и проводиться с учетом возрастных особенностей детей 3-4 лет.
При проведении игр необходимо добиваться создания атмосферы, способствующей эмоциональному благополучию ребенка и формированию у него позитивного отношения к себе, окружающим и к познавательной деятельности.
Об авторе-составителе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник: http://pedsovet.su/dou/6403_kartoteka_didakticheskih_igr_vo_vtoroy_mladshey_gruppe
Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию во 2 младшей группе
318 просмотров
Экологическая игра № 1 «Где спрятался зайчик».
Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.
Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно
Ход игры:
Из группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает).
Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом.
Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). И т.д.
Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.
Экологические игра № 2 «Где растет?.»
Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту
реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.
Ход игры:
Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора.
После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.
Экологическая игра №3 «Наши друзья»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
Материал: карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма.
Ход игры:
Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.
Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.
Экологическая игра№ 4 «Цветочный магазин»
Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.
Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные.
Ход игры:
Выбирается ведущий, он продавец (вначале ведущий – взрослый.А за тем можно по считалке), остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.
Экологическая игра № 6 «Почтальон принес посылку»
Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию.
Материал: предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки.
Ход игры:
Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки.
Экологическая игра № 7«Съедобное – не съедобное»
Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.
- Материал: Мяч.
- Ход игры:
- Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит.
- Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)
- Экологическая игра № 9 «Чудесный мешочек»
Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.
Ход игры:Ведущий держит мешочек с предметами ,предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем детям.
- Экологическая игра № 10 «Что сначала, что потом?»
- Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).
- Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).
- Ход игры:
Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.
Экологическая игра№ 11 Магазин «Семена»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.
Материал: Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.
Ход игры:
Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой).
- Экологическая игра № 12 «Собери грибы в лукошко»
- Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.
- Материал: Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф, карточки с грибами (съедобными, не съедобными).
- Ход игры:
Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).
Экологическая игра №13«С какой ветки детки»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.
Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).
Ход игры:
Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.
Экологическая игра №14«Овощехранилище»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок, способах их заготовления.
Материал: Плоскостное изображение банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для хранения, морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами.
Ход игры:
У каждого ребенка набор маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить на команды (в зависимости от количества детей). Каждая команда делает свои «заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод.
Или из общего количества маленьких карточек команды (солит, квасит, складывают для хранения) выбирают, для каких заготовок нужны те или иные овощи, фрукты и ягоды.
Экологическая игра № 15 «Соберем урожай»
Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).
Материал: Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.
Ход игры:
В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.
Экологическая игра № 16 «Четвертый лишний»
Цель:Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.
Материал: карточки с разнообразными объектами.
Ход игры:
Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.
Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.
Экологическая игра №17 «Путешествие под водой»
Цель: Развивать и закреплять знания о рыбах: морских, озерных, речных; о морских обитателях, растениях, и их месте обитания.
Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо водоема. Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т.д.
Ход игры:
Воспитатель предлагает отправиться в водное путешествие по разным водоемам. Можно разделить детей на команды. Каждая команда отправляется в путешествие к определенному водоему. Далее дети подбирают живые объекты для своих водоемов из общего количества маленьких карточек. Выигрывает та команда, которая лучше знает обитателей и растения своего водоема.
Или игра проводится по типу лото.
Экологическая игра № 18«Рассели животных по домам».
Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.
Материал: Фланелеграф, разные природные зоны земли (иллюстрации). Маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д.
Ход игры:
На фланелеграфе расположены разные природные зоны земли. У детей маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д. Задача детей назвать свое животное, где оно живет, и поставить около нужной природной зона на фланелеграф.
Экологическая игра № 18«Угадай по описанию»
Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.
Материал: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насек
Ход игры:
Карточки раздаются детям. Их задача не показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.
Экологическая игра №19 «Когда это бывает?»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.
Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.
Ход игры:
Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты.
- Экологическая игра №20«Зоопарк»
- Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
- Материал: карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты.
- Ход игры:
Детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проходит по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания, насекомыми. Игрок, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного или птицы.
Источник: https://xn—-9-6cdsceyji0feh.xn--p1ai/?page_id=10812