Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду с целями

Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду с целями

Итак, что же такое дидактические игры? Это специально созданные игровые ситуации, во время которых ребёнок обучается, приобретает новые навыки или закрепляет уже усвоенные знания. Для их проведения подготавливается специальный дидактический материал — различные картинки, предметы или игрушки. Для обучения деток 3–4 лет обычно применяют дидактические игры нескольких видов: игры-инсценировки, настольные, а также сенсорные игры. Давайте, рассмотрим на конкретных примерах, что можно придумать в домашних условиях.

Игра-инсценировка «Чаепитие»

Цель игры: Ввести в словарь ребёнка названия предметов посуды, познакомить с их назначением, обучить навыкам гостеприимства, вежливости.

Оборудование: Куклы или игрушечные зверюшки, игрушечная посудка, колокольчик, небольшой столик или табуретка, маленькие стульчики.

Вы зовёте малыша и предлагаете: «Давай мы с тобой пригласим в гости твоих любимых кукол и зверюшек и напоим их чаем». Вы обсуждаете с крохой, кого именно позовёте и как будете угощать. Вместе с ребёнком готовите стол, расставляете стульчики.

Потом звоните в колокольчик и говорите: «А вот и первый гость пожаловал, медвежонок Тимка. Здравствуй, Тимка, проходи, садись за стол». Малыш тоже должен поздороваться, усадить мишку поудобнее.

Снова звучит колокольчик, и ребёнок встречает следующего гостя.

Когда все рассажены, вы предлагаете малышу расставить посуду: блюдца, чашки, ложечки. Все действия обязательно проговариваются, например: «Кукле Маше мы поставим маленькую красную чашечку, а Тимке дадим большую синюю». В ходе игры задавайте ребёнку вопросы, давайте пояснения.

  • — Это сахарница, в ней насыпан сахар, а это молочник, в нём налиты сливки.
  • — Помоги мишке завязать салфетку.
  • — Положи зайке ещё одно печенье.

По окончании чаепития куклы и зверюшки благодарят и прощаются. Малыш убирает со стола, моет посуду.

Закрепить знания, полученные во время игры, можно, показав ребёнку картинки, на которых изображена посуда, и предложив найти те предметы, которые использовались на занятии. Следите, чтобы малыш называл предметы, используя не только существительные, но и прилагательные: маленькая ложечка, зелёная скатерть, круглый стол.

Предложите ребёнку рассказать папе, бабушке или ещё кому-нибудь о том, как проходило чаепитие, дополняйте его рассказ, напоминайте ему о забытых деталях.

Настольная игра «Весёлая полянка»

Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду с целями

Цель игры: научить или закрепить знание основных цветов, а также навыков сопоставления предметов по цвету. Развивать способности к счёту, координацию движений и моторику пальцев.

Оборудование: вырезанные из картона круги, лепестки и бабочки четырёх цветов — красного, синего, зелёного, жёлтого.

Вы расстилаете на столе однотонную скатерть, кладёте на неё кружочки и говорите ребёнку: «Это полянка. На ней росли красивые цветочки. Но подул ветер, оборвал все лепесточки, и они перемешались. Как теперь найти, у какого цветочка какие были лепестки?» При этом на стол высыпаете перемешанные по цвету лепестки и предлагаете малышу подобрать к каждому кружочку лепесточки того же цвета.

Когда это задание выполнено, вы выкладываете на стол бабочек и говорите: «Посмотри, какие красивые бабочки. Они прилетели на наши цветочки. Давай посадим красных бабочек на красный цветок, жёлтых — на жёлтый, и т. д». Во время занятия просите ребёнка озвучивать свои действия.

Если малыш хорошо разбирается в цветах и легко справился с заданием, усложните задачу. Пусть он посадит синих бабочек на красный цветок, а зелёных — на жёлтый или наоборот. Во время игры считайте количество цветочков, бабочек, говорите: «Ты уже посадил одну бабочку, ещё одну, теперь их две». Это способствует выработке навыков счёта, даёт понятие количества.

Обязательно поощряйте ребёнка, хвалите его: «Как быстро ты справился! Какая красивая полянка у тебя получилась!»

Настольная игра «Помоги медведице»

  1. Цель игры: учить и закреплять умение ребёнка различать геометрические фигуры и цвета, развивать мелкую моторику.

  2. Оборудование: большой игрушечный медведь, корзинка, вырезанные из цветной бумаги трусики и маечки с прорезанными в них отверстиями в виде круга, квадрата, треугольника; соответствующие отверстиям бумажные геометрические фигуры.

  3. Усаживаете ребёнка за стол и говорите:
  4. — Сегодня к нам в гости пришла медведица Марья Ивановна, — показываете медведя, — ой, Марья Ивановна, почему вы плачете?
  5. Медведь:

— Я купила своим медвежатам новые маечки и трусики. Но когда шла через лес, корзинка зацепилась за куст, и вся одежда порвалась. Что мне делать?

Взрослый:

— Не плачьте, Марья Ивановна. Мы постараемся вам помочь. Давайте ваши маечки и трусики. Мы поставим на них заплатки.

Выкладываете из корзинки на стол вырезанные из бумаги разноцветные майки и трусы, а также «заплатки» и предлагаете малышу подобрать нужные по цвету и форме.

При этом задаёте вопросы ребёнку: «Какого цвета заплатку мы поставим на эту маечку? Какая по форме дырка на этих трусиках?» и т. п.

После того, как задание выполнено, похвалите малыша от своего имени и от имени медведицы, попрощайтесь с ней.

По окончании игры ещё раз закрепите с малышом полученные знания, попросив его найти в комнате предметы, по форме напоминающие круг, квадрат и треугольник, или рассматривая их на картинках.

Сенсорная игра «Угадай, что в мешочке»

Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду с целями

Цель игры: развить и закрепить навыки определения формы предмета и его свойств. Развивать воображение и сообразительность. Укреплять моторику пальцев.

Оборудование: небольшой полотняный мешочек, картинки с изображениями фруктов и овощей, различные фрукты и овощи (можно использовать муляжи) — яблоко, банан, киви, апельсин, морковка, лук, огурец и т. п.

Предварительно рассмотрите вместе с карапузом картинки, на которых изображены фрукты и овощи, затем предложите поиграть в интересную игру.

Все овощи и фрукты положите в мешок. Попросите малыша засунуть ручку, взять один предмет и, не доставая, угадать, что это. В ходе игры задавайте ребёнку вопросы: «А почему ты думаешь, что это апельсин?»

Ответ: «Потому что он круглый».

Вопрос: «Какая кожица у банана?»

Ответ: «Гладкая» и т. п.

Можно усложнить задание, попросив малыша сказать, на что похож такой-то фрукт или овощ, припомнить его свойства — например, лук горький, от него щиплет глазки, яблоко сладкое и вкусное.

Наша встреча подходит к концу. Надеемся, мы убедили вас в том, что дидактические игры — это совсем несложное, но очень увлекательное занятие, поскольку они:

  • помогают ребёнку получить и закрепить необходимые навыки и знания;
  • расширяют словарный запас малыша, способствуют развитию связной речи;
  • учат ребёнка правильному поведению в различных бытовых ситуациях;
  • развивают его мыслительные способности.

Напишите нам, какие из предложенных игр наиболее понравились вашему малышу, в какие ещё дидактические игры вы с ним играете. Ждем ваших отзывов, комментариев и предложений.

Надеемся на новую встречу с вами, уважаемые родители, на страничках нашего сайта. Всего вам доброго! До свидания!

Источник: http://nii-evrika.ru/didakticheskie-igry-dlya-detej-3-4-let/

Картотека дидактических игр для детей 3-4 лет — МБДОУ "Детский сад № 4" г. Зима

Уважаемые родители! Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность.

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и  самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Представляем Вашему вниманию картотеку дидактических игр, используя которые, Вы сможете с пользой организовать игровую деятельность своего ребенка.

Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду с целями

  1. Дидактическая игра «Найди ошибку»       

Цели: учить отчетливо, произносить многосложные слова громко,  развивать слуховое внимание.         

Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное.

Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет».

А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

  1. Дидактическая игра «Доскажи слово»         

Цели: учить отчетливо, произносить многосложные слова громко,  развивать слуховое внимание.         

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.  

Ра-ра-ра — начинается иг ….

 Ры-ры-ры — у мальчика ша…                                            

Ро-ро-ро — у нас новое вед…                                            

Ру-ру-ру — продолжаем мы иг..                                            

Ре-ре-ре — стоит дом на го…                                            

Ри-ри-ри — на ветках снеги…                                            

Ар-ар-ар — кипит наш само….                                            

Ры-ры-ры — детей много у го…  

  1. Дидактическая игра «Так бывает или нет»         

Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях,  развивать логическое мышление.         

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает. «Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну…»

  1. Дидактическая игра «Какое время года?»         

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.        

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

  1. Дидактическая игра «Где что можно делать?»        

Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.        

 Ход игры: Взрослый задает вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).         Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

  1. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»         

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.         

Ход игры: Воспитатель  называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.             

 Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая…..                             

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое …..                             

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …                             

Читайте также:  Тематическое планирование по пдд в старшей группе доу

Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …

  1. Дидактическая игра «Закончи предложение»        

 Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения,  развивать внимание.        

 Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.         

Сахар сладкий. а перец — …. (горький).         

Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).         

Дорога широкая, а тропинка …. (узкая).

  1. Дидактическая игра «Узнай, чей лист»         

Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе), развивать внимание.         

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

  1. Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение»        

 Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию,  развивать память, внимание.        

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

  1. Дидактическая игра «Кто же я?»        

Цели: учить называть растение,  развивать память, внимание.         

Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает фишку.

  1. Дидактическая игра «У кого кто»         

Цели: закрепить знания о животных,  развивать внимание, память.         

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

  1. Дидактическая игра «Кто (что) летает?»        

 Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах,  развивать  внимание, память.         

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

  1. Дидактическая игра «Что за насекомое?»         

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.         

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая — должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

  1. Дидактическая игра «Прятки»         

Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на;  развивать слуховое внимание.         

Ход игры: По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

  1. Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»         

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия,  развивать память, внимание.        

 Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать) Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)  

  1. Дидактическая игра «Какое что бывает?»         

Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать  внимание.         

Ход игры: Расскажите, что бывает: зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….широким — река, дорога, лента, улица … Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

  1. Дидактическая игра «Что это за птица?»        

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам;  развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.         

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой — должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

  1. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»         

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию,  развивать внимание.         

Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

  1. Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (с мячом)         
  • Цели:  развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.        
  • Ход игры: Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.        
  • Снег зимой  … (бывает)                          
  • Мороз летом … (не бывает)       
  • Иней летом … (не бывает)                      
  • Капель летом … (не бывает)
  1. Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)         

Цели: закрепить знания детей о многообразии растений,  развивать память, быстроту реакции.         

Ход игры: Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши. (Клен, липа — деревья, сирень — кустарник)

Источник: https://mbdou4zima.ru/nasha-zhizn/nashi-gruppy/srednyaya-gruppa-5-gnomiki/593-kartoteka-didakticheskikh-igr-dlya-detej-3-4-let

Дидактические игры для детей 3-4 лет

Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду с целями

При организации дидактических игр для детей от 3 до 4 лет необходимо хорошо знать их возрастные особенности: внимание малышей пока еще не устойчиво, они быстро отвлекаются. Но в то же время дети в этом возрасте становятся более самостоятельными, возрастает стремление самоутвердиться: «Я сам!». Учитывая это, нужно использовать игры, повышающие интерес малыша к знаниям и, конечно, к игрушке, которая может привлечь ребенка своей яркостью, интересным содержанием.

Важно, чтобы в игре сочетались активные движения и действия с умственной задачей.При проведении дидактической игры с детьми четвертого года жизни взрослый объясняет правила по ходу игры.

Например, в игре «Собери пирамидку» ребенку сначала дается задание снять все кольца со стержня, затем найти самое большое кольцо и надеть его на палочку и т.д. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное.

Поэтому рекомендуется повторять игры в разнообразных вариантах, с постепенным их усложнением.

Кукла Катя проснулась.

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, колготка, туфли, ночная рубашка; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей.

Игровые правила. Отобрать нужную одежду (по величине куклы) и положить рядом с большой куклой большие предметы одежды, рядом с маленькой — маленькие. Называть одежду в той последовательности, в какой будут надевать ее на куклу.

Игровые действия. Поиск одежды, одевание, застегивание, завязывание.

Ход игры. Взрослый заранее, до начала игры, складывает на полочку шкафа одежду для маленькой и большой кукол.

На двух кроватках (большой и поменьше) лежат две куклы — Таня и Катя. Здесь есть все постельные принадлежности: матрац, простыня, подушка, одеяло с пододеяльником. Если в игре участвует несколько детей, нужно посадить детей так, чтобы все видели спящих кукол, все предметы одежды для них и могли свободно выходить по приглашению взрослого.

Взрослый объясняет правила игры:

— Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали ее? Да, это кукла Катя. А кто спит на этой? Правильно. Это Таня. Взрослый, обращаясь к большой кукле говорит:- Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? Дети, она говорит, что хочет встать, но сначала надо разыскать ее одежду. Что нужно для того, чтобы одеть Катю?- Платье, майку, трусики, колготки, туфельки.- Правильно. Посмотрите внимательно на полочку. Вы видите одежду?Один ребенок увидел платье. Взрослый прикладывает платье кукле Кате.- Дети, посмотрите, годится Кате платье? (Дети улыбаются: платье явно мало.) Нет, оно мало. Значит платье не для Кати. Для кого же оно? Наверное оно для куклы Тани. Она еще спит. Обращаясь к одному ребенку:- Поищи другое платье.Ребенок находит платье побольше, примеряет кукле. Все видят, что оно подходит и просят одеть Катю.- Платье кукле сразу наденем или сначала наденем другие вещи? — спрашивает взрослый, привлекая внимание детей к белью куклы.- Надо сначала трусики и майку надеть, — отвечают дети.- Значит, их надо найти. Кто найдет трусики и майку для куклы Кати? Только не ошибитесь!Один ребенок подходит к шкафу, выбирает одежду: маленькую майку откладывает в сторону, берет большую майку и приносит взрослому.Таким образом находят и дрйгие вещи. Приглашая детей к себе, взрослый просит одного надеть на куклу трусы, другого — майку, третьего — платье, застегнуть пуговицы, завязать пояс. при этом дети проявляют как наблюдательность, внимание, так и двигательную активность. Таким же образом можно одеть и другую куклу.Одетых кукол можно взять для игры на прогулку. Важно, чтобы процесс одевания не был оторванным от дальнейшей деятельности ребенка.

Кукла Катя обедает.

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Игровые правила. Правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы. При правильном выборе посуды дети хлопают в ладоши, если ошибка — грозят пальчиком.

Игровые действия. Накрыть игрушечный стол для кормления куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, поставить стул, посадить куклу за стол.

Ход игры. На столе стоит посуда: чайная, столовая, кухонная. Кукла Катя сидит за столом.

— Дети, Катю надо покормить обедом, — говорит взрослый и показывает на стол, за которым сидит кукла. — А здесь стоит посуда. (Указывает на стол, стоящий в сторонке.) Будем играть так: на стол ставить лишь то, что нужно для обеда.Поочередно по приглашению взрослого дети находят нужный предмет. Если предмет правильно отобран, все хлопают в ладоши, в случае ошибки грозят пальчиком.Обращаясь к ребенку:- Что ты поставишь кате на стол?- Я поставлю вот это.- Как это называется?- Тарелка глубокая для супа.В знак одобрения дети хлопают в ладоши, а ребенок ставит перед куклой тарелку.По просьбе взрослого дети находят так все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелки (глубокая и мелкая), вилка и ложка (большая и маленькая), хлебница, чашка; правильно их называют и красиво расставляют на столе. Не забывают поставить стакан с салфетками, постелить скатерть. И при каждом правильном действии дети хлопают в ладоши. В конце игры взрослый просит пожелать Кате хорошего аппетита, а одному из детей после обеда куклы убрать все со стола.

Новая кукла.

Дидактическая задача. Учить детей правильно называть предметы обстановки в комнате; уточнять их назначение; активизировать речь детей.

Игровые правила. Называть только тот предмет, к которому подошла кукла; отвечает тот, к кому обращается кукла; если она обращается ко всем детям, отвечают все хором.

Игровые действия. Гуляют по комнате, выбирают предметы для описания, знакомят с ними новую куклу.

Ход игры. Дети сидят на стульях, расставленных вдоль стены. Взрослый готовится начать беседу, но вдруг раздается стук в дверь.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие «правильное питание», 3 класс

— Кто-то к нам идет, — говорит взрослый.Отвернувшись на мгновение от детей, незаметно берет на руки куклу (дети ее раньше не видели), затем продолжает:- Как зовут тебя, малышка?Прижимает куклу к щеке, имитируя секретный ответ куклы. Взрослый делает вид, что не совсем хорошо понял, и повторяет движение куклой.- Теперь понял. Дети, зовут нашу гостью Валя. Давайте покажем ей нашу комнату. Хочешь, Валя, мы тебе покажем и обо всем расскажем.Кукла согласна. Дети называют предметы.Затем взрослый с куклой в руках вместе с детьми подходит то к одному, то к другому предмету, имитируя вопросы куклы, спрашивает:- А это что у вас?- Это у нас аквариум. В нем живут красивые рыбки, — отвечают дети.- А здесь что у вас?- Это шкаф для игрушек.Так кукла Валя познакомилась с игрушками и другими предметами, которые были в комнате, узнала, для чего они нужны; удивлялась, хвалила порядок, благодарила за внимание к ней. Дети охотно разговаривали с куклой.

  • Такой прием помогает включить в игру новую игрушку, у детей появляется желание играть с ней, беречь куклу.

Что изменилось? (Игра с матрешками).

Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, стоит на месте, прибежала), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь.

Игровые правила. Отвечает только тот, кого называет матрешка-мама (самая большая матрешка).

Игровые действия. Отгадывание, что изменилось в расположении матрешек.

Ход игры. Взрослый показывает детям поочереднопять разных по размеру разноцветных матрешек. Дети рассматривают их. Все матрешки разные по величине и одеты в разные сарафаны и платочки. Вместе с детьми взрослый называет цвета одежды, отмечает, что по величине все матрешки разные.

Дети сидят за столиком полукругом так, чтобы всем были видны матрешки.Взрослый задает вопрос:- Дети, что вы видите на моем столе?- Матрешки, — отвечают дети хором.- Посмотрите, какие матрешки по росту. (Ставит рядом две, потом три, а затем четыре матрешки.) Одинаковые по росту или нет? («Разные».) А что у них разное? Посмотрите внимательно!Вначале дети затрудняются ответить правильно, взрослый помогает им наводящими вопросами:- Посмотрите на платочки. Какие они? (Прикасается то к одной, то к другой матрешке.) Правильно. У одной матрешки платочек красный, у другой — зеленый, а у этой — синий. Как мы скажем про платочки одним словом? («Платочки у матрешек разного цвета».) А сарафаны? Как можно сказать? Правильно. Сарафаны у них тоже разные. (Вместе с детьми называет, какого цвета у каждой матрешки сарафан: красный, зеленый, синий.) Посмотрите на них и запомните, как матрешки одеты.А теперь поиграем так: я закрою ширмой матрешек, а вы потом узнаете, какая матрешка спрячется. Но нужно отвечать только по одному, поэтому, кто заметит, подойдет ко мне и скажет тихо-тихо, чтобы другие не слышали.Далее взрослый обращает внимание детей на размер матрешек: прячет за ширмой то одну, то другую матрешку, то сразу две.При повторном проведении игры отвечает тот, на кого укажет матрешка.В игре можно использовать и другие предметы, в зависимости от того, какие задачи решаются.

Источник: https://sad-kalinka.ru/vsjo-ob-obrazovanii/195-didakticheskie-igry-dlja-detej-3-4-let.html

Гарантия

Игра «Почини одежду зайчатам»

Цели:

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их ( круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

  • Материалы:
  • Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.
  • Ход игры:
  • Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.
  • Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель: Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

Игра «Угадай, что делать»

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.

Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо — держат руки на коленях.

Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Игра «Бабочка, лети!»

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Ход: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

Игра «Громко — тихо»

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би».

Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая — тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

Игра «Часы»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак…»!.

 Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).

 Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

Игра «Медвежата мед едят»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и , не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.)
Игра повторяется 3-4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

  1. Игра «Лягушка и лягушата»
  2. Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают).

Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Игра «Магазин»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: Воспитатель предлагает пойти в магазин и купить игрушки. Купить можно только, если поговоришь как игрушка. Дети подходят к столу и произносят характерные звукосочетания для данной игрушки (ду-ду, ме-ме, би-би)

Игра «Будь внимательным»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: Воспитатель: у меня разные картинки, если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимаете красный кружок и называете игрушку.

Игра «Колокольчики»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: В: Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».
Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

  • Игра «Идут животные»
  • Цель: Развивать речевое внимание детей.
  • Ход: Воспитатель делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежи.
  • Воспитатель: Идет слоны, они топают ногами очень громко (дети громко произносят звукосочетание «топ-топ-топ», повторяют его 3-4 раза.
  •  Идут медведи, они топают потише (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза немного потише).
  •  Идут поросята, они топают еще тише…
  •  Идут ежики, они топают очень тихо…
  •  Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).

Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.

Упражнение «Подуем на шарик»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Дети берут шарик за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на шарик). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

Упражнение «Ветерок»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Дети берут листочек за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на осенний лист). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

Упражнение «Оближем губы»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Воспитатель: Давайте съедим конфету (дети и воспитатель имитируют, что едят конфеты, и причмокивают). Конфеты вкусные, оближем губы (показ: языком провести по верхней губе от края до края, затем по нижней губе – должны получаться круговые движения).

Игра «Кукушка и дудочка»

Читайте также:  Внеклассное мероприятие «я выбираю здоровый образ жизни», 5 класс

Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.

Ход: В: В лесу живет птица – кукушка (показ картинки). Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Однажды дети пришли в лес обирать грибы. Много набрали грибов. Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).

Воспитатель делит детей на две группы – кукушки и дудочки. Без системы 6-7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Игра «Забей гвоздик молоточком»

Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.

Ход: В: Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз).

  1. Давайте забьем гвоздь большим молотком…
  2. Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком…
    Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).
  3. Дидактические материалы и оборудование для реализации учебных программ ДОУ

Источник: https://dou-shkola.ru/Didakticheskie-igry-i-uprazhneniya.html

Картотека дидактических игр для детей 3 — 4 лет по образовательной области Речевое развитие

  • Картотека дидактических игр
  • по образовательной области «Речевое развитие».
  • Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»
  • ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают, какого цвета эти цветки.

Потом воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.

Д/И «ОБВЕДИ И ЗАШТРИХУЙ»

ЦЕЛЬ: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.

РУКОВОДСТВО: Сначала воспитатель показывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету.

Д/И «ОДИН – МНОГО»

ЦЕЛЬ: Развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.

РУКОВОДСТВО: Игры проводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.

Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ И ПРИЩЕПКИ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки, предлагает малышам смотать каждому по клубочку, а потом развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

Д/И «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.

Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»

ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять сенсорные способности детей цвет, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/igrovaja-dejatelnost-dou/204334-kartoteka-didakticheskih-igr-dlja-detej-3-4-l.html

Дидактические игры для младшей группы детского сада

В первые год-два жизни детей дидактические игры в младшей группе помогают им преодолеть трудности, связанные с концентрацией внимания и усиленной мыслительной деятельностью через яркое, интересное содержание игрушки. Они помогают влиться им в новый коллектив в первый месяц знакомства с группой, формируют правильное представление о поведении среди сверстников.

Организация дидактических занятий в младшей группе детского сада

Игровые занятия в детском саду — это важный аспект социальной жизни ребенка.

Они:

  • определяют вектор его психофизического и интеллектуального развития;
  • помогают раскрыть творческие способности;
  • развивают музыкальный слух;
  • формируют основные качества личности, в том числе волевые и нравственные.

Суть игры для ребенка данного возраста — самое что ни на есть глубокомысленное познание мира вокруг себя.

Цели и задачи игровой деятельности в младшей группе ДОУ

Игровые занятия, как и любые другие в детском дошкольном учреждении, преследуют три цели.

Обучение (дидактические игры) расширяет кругозор. Занятия с пазлами знакомят детей второй младшей группы с представителями окружающего мира: насекомыми, животными и птицами. Также они формируют трудовые навыки и умения.

Если во второй младшей группе объявлен день чистых столов, ребята будут стараться принимать пищу аккуратно, помогут няне убрать посуду.

В процессе переодевания куклы дети знакомятся с временами года, чем отличается зима от лета, почему цветы должны зимовать в помещении, усваивают последовательность одевания перед прогулкой и раздевания после нее.

Вторая цель — воспитание. Это:

  • общение с окружающими;
  • воспитание усидчивости;
  • самостоятельное принятие решения.

Развитие является последней целью игр. Это:

  • фокусировка внимания, взаимодействие с другими участниками процесса;
  • развитие речи. Это важнейшая цель младших групп, так как в первой группе детям нужно усвоить навык общения, а во второй — усовершенствовать его;
  • развитие памяти. Участие в процессе игры требует от ребенка держать в голове не только сам смысл игры, но и атрибутику и правила, как в математике;
  • развитие фантазии. Общение с различными предметами и материалами позволяет малышу примерить на себя различные роли: водителя, продавца или мамы.

Методика классификации дидактических игр в детском саду

Различные авторы по-разному классифицируют игры. Например, А. П. Усова и А. В. Запорожец предлагают такие категории:

  • подвижные;
  • дидактические;
  • творческие.

В то же время Н. А. Короткова и Н. Я. Михайленко делят их на следующие составляющие:

  • ролевые;
  • игры с правилами;
  • подвижные игры;
  • игра-драматизация;
  • режиссерские.

Любопытные критерии игр предлагает Г. К. Селевко. Он разделяет их по следующим параметрам игровых технологий:

  • по игровой методике;
  • по игровой среде;
  • по сфере деятельности;
  • по процессу преподавания.

Обратите внимание! Игра — это не просто времяпровождение малыша. Это не что иное, как яркое выражение поведения большинства взрослых в целом.

Содержание и выбор материалов для игры

Во всех занятиях используются как предметы из жизни, так и игрушки. Занимаясь с ними, ребенок учится сравнивать и находить сходство или различия между вещами. Нельзя забывать и про такой ценный фактор, как знакомство детей со свойствами предметов: формой, цветом, размером.

  Современные технологии речевого развития дошкольников по ФГОС

При выборе материалов следует руководствоваться следующими правилами:

  • Для детей младшей группы используются предметы, максимально различающиеся по свойствам. Связано это с тем, что малыши еще не умеют находить едва заметные различия.
  • В средней группе используют предметы с малозаметной разницей. Это побуждает ребенка концентрировать внимание на мелких деталях, запоминать их отличия, количество, взаимное расположение, эстетичный вид.

Создание игр своими руками для младшей группы детского сада

Воспитателю младших групп вполне по силам самостоятельно изготовить материалы для игр из обычных бытовых предметов, ведь их большинство направлено на развитие мелкой моторики, которая занимает ведущую роль в развитии детского мозга и сенсорного восприятия ребенка.

С ростом детей игры усложняются и меняется их направление. Например, они могут содержать фрагменты театрализации или сюжетно-ролевых занятий. Среди распространенных видов игр, которые воспитателю под силу организовать самостоятельно, такие как:

  • различные модификации игр с бельевыми прищепками (рыба, заяц и лиса, колобок);
  • применение крышек от пластиковых бутылок;
  • шнуровки;
  • пальчиковые куклы;
  • сенсорные коробки.

Самодельные дидактические игры

Большинство оборудования и материалов для сюжетных занятий приобретается в готовом виде. Речь идет про:

  • игрушечную посуду;
  • куклы;
  • коляски;
  • кукольную мебель;
  • разнообразные виды транспорта;
  • всевозможные конструкторы.

Без этих предметов реализацию игровой среды представить сложно. Все это без труда можно приобрести в специализированных детских магазинах, вплоть до готовых детских кухонь, игрушечного банка или магазина.

Ребятишки с удовольствием играют с ними, однако еще большую радость они испытывают от игрового оборудования, сделанного своими руками, особенно, если принимали участие в его постройке.

Многие молодые воспитатели считают, что можно обойтись купленными предметами, а самостоятельное изготовление очень трудоемко, однако это совершенно не так. Например, атмосферу игры «Банк» можно легко воссоздать, разместив на столе старый дисковый телефон, игрушечный ноутбук и пару листов бумаги, но не следует придавать данному занятию математический уклон.

Обратите внимание! В данной игре важную роль имеет культурно-эстетический аспект: детям нужно усвоить, что банковские работники всегда одеты аккуратно, терпеливы и приветливы с посетителями.

Важные аспекты игр во второй младшей группе

Стремление ребенка узнавать новое, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, а также его общее развитие всецело зависит от правильности организации и проведения дидактического занятия.

Регулярные дидактические игры во второй младшей группе лучше всего начинать с первого дня при поступлении ребенка в детский сад. От качества организации занятий и их регулярности зависит дальнейшее развитие малыша. Во время проведения игр следует придерживаться нескольких простых правил:

  • В первую очередь следует помнить, занятие должно соотноситься с возрастом ребенка и его уровнем развития.
  • Участие малышей в занятиях допускается исключительно с их согласия. Если ребенок по каким-либо причинам отказывается участвовать, его следует провести без него. После нужно поинтересоваться причиной отказа, возможно это вызвано плохим настроением или ребенку нездоровится. Однако зачастую дети очень позитивно реагируют на дружелюбный призыв воспитателя поучаствовать в игре.
  • Детям в раннем возрасте мало вербальной инструкции, действия нужно показывать на своем примере, и ввиду хорошей развитости подражательности они с удовольствием начнут повторять действия воспитателя.
  • Занятие должно быть достаточно простым и знакомым. Желательно избегать использования незнакомых ребенку предметов. Также важен приподнятый эмоциональный настрой. Несоблюдение этих правил может привести к рассеиванию внимания у детей, а самые робкие могут просто отказаться от участия.

  Картотека театрализованных игр с целями в подготовительных группах

Особенности и отличия

Обширная картотека игр, соответствующих ФГОС, делится на несколько разновидностей в зависимости от их целей и окружающей обстановки. Игры раннего дошкольного возраста делятся на следующие:

  • предметные;
  • настольно-печатные;
  • словесные.
  • Так как в раннем возрасте восприятие у детей предметное, большое значение уделяют играм и занятиям с различными предметами.
  • Настольно-печатные игры сложнее для детей, так как им приходится применять абстрактное мышление, перенося внимание с предметов на их изображения.
  • Словесные игры специалисты относят к наиболее сложным, так как речевой центр, их память и произношение звуков в этом возрасте недостаточно хорошо развиты.

Как проводятся дидактические игры в детском садике

Важную роль в занятиях занимает вербальное общение ребят и воспитателя. Мягкая речь, наводящие вопросы и короткие сюжетные рассказы направляют игру в нужное русло. Речь воспитателя должна быть понятной и краткой. Объемные пояснения размывают внимание детей и мешают развитию игры. Также недопустима критика и указание на ошибки.

Важно! Игра — главный способ познания мира ребенком.

Дидактическое мероприятие содержит в себе различные формы деятельности детей в их сочетании. Воспитатель учит подопечных ситуационному применению зрения, слуха, двигательно-моторной деятельности и осязания.

Особенности создания мотивирующей среды

Ключевое условие создания мотивирующей среды — создание у воспитанников чувства безопасности. Причем безопасности как физической, так и психологической.

При выборе оформления группового помещения нужно учитывать влияние цвета на детский организм, его эмоциональное и физическое самочувствие. Художественный фон должен соответствовать восприятию с учетом назначения помещения, условий его эксплуатации и возраста детей.

К сведению! Психологическая экология может быть достигнута при отделке помещений с преобладанием одной мажорной цветовой гаммы. Следует стремиться не к пестроте красок, а к разнообразию тонов и фактур.

Структура и временной план дидактической игры

Проведение дидактического занятия состоит из трех основных этапов:

  1. Подготовка.
  2. Собственно, игровая деятельность.
  3. Анализ полученных результатов.

Каждый этап не более 10-15 мин.

Таким образом, игры для детей важны. С их помощью малыши будут развиваться правильно, познавать мир с большим интересом.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/didakticheskie-igry-dlya-mladshej-gruppy-detskogo-sada

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector