День славянской письменности. сценарий для младших школьников

  • СЦЕНАРИЙ
  • лингвистического праздника, посвящённого
  • ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
  • (На сцене двое ведущих, рядом с ними стенд, на котором буквы славянского алфавита)
  • 1-й ведущий: Начинаем наш праздник, посвященный Дню Славянской письменности и культуры.

Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита — великих просветителей Кирилла и Мефодия.

2-й ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке — богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков славян своей письменности.

1-й ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали Первый Славянский Алфавит и перевели Евангелие на славянский язык.

2-й ведущий: Создатели славянской письменности писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.

1-й ведущий: Жизнь великих братьев была служением славянской культуре, служением Богу. Святые братья искали жизни с Богом более чем славы среди людей. Они оставили важные государственные дела и стали монахами, богословами — учителями веры в Бога.

2-й ведущий: Братья — Константин (после принятия монашеского сана Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника, детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде – мать была гречанка, отец — болгарин. Всё население Солуни говорило на двух языках, только латинский язык не был известен солунцам.

1-й ведущий: В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была “Энеида” Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

2-й ведущий: После долгих поисков Кириллу, наконец, посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику.

(На сцену выходят «Кирилл» и «Приезжий человек»)

“Кирилл”: Я слышал, что Вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.

“Приезжий человек”: Зачем тебе это нужно? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы пояснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня.

Ты думаешь, мне много пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами.

Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.

“Кирилл”: И все же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.

“Приезжий человек”: Попробуй. Только я тебе в этом не помощник.

(“Кирилл” и “Приезжий “уходят, затем вновь возвращаются)

1-й ведущий: Через год приезжий человек повстречал Кирилла.

“Приезжий человек”: Послушай мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своём желании?

“Кирилл”: Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.

“Приезжий человек”: Как можно самому научиться незнакомому языку?

“Кирилл”: Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя их фразу с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только “Энеида”, но и другие латинские книги мне понятны.

(“Кирилл” и “Приезжий “уходят за кулисы)

2-й ведущий: Так ещё в детстве Константин обручился с богиней мудрости Софией, которую в семилетнем возрасте увидел в пророческом сне — теперь для него знания, книги стали смыслом всей жизни.

1-й ведущий: В дальнейшем Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Он стал одним из самых образованных людей Византии, за великую мудрость его прозвали Философом.

2-й ведущий: Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию. Знания, полученные во время обучения, не остались лежать мертвым грузом.

1-й ведущий: По поручению византийского императора Михаила-III Кирилл приступил к созданию Славянской Азбуки. Но создание письменности — непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату — Мефодию. Брат Мефодий был его единомышленником.

Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы.

Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.

2-й ведущий: После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и ложились спать поздно, когда уже рябило в глазах от усталости.

А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором.

Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви.

1-й ведущий: В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном – латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!

  1. (Стихотворение Валентина Сидорова «Кириллица» читает Марина Липунова)
  2. Так вот они – наши истоки,
  3. Плывут, в полумраке светясь,
  4. Торжественно – строгие строки,
  5. Литая славянская вязь.
  6. Так вот где, так вот где впервые
  7. Обрёл у подножия гор
  8. Под огненным знаком Софии
  9. Алмазную твёрдость глагол.
  10. Великое таинство звука,
  11. Презревшее тленье и смерть,
  12. На синих днепровских излуках
  13. Качнуло недвижную твердь.
  14. И Русь над водой многопенной,
  15. Открытая вольным ветрам,
  16. «Я есмь!» — заявила Вселенной,

«Я есмь!» — заявила векам.

1-й ведущий: В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. Всю жизнь солунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам, не придавая значения почестям и славе, терпя порой злобу, клевету, гонения.

2-й ведущий:

Младший Константин много читал, размышлял, писал проповеди, переводил, а старший Мефодий был хорошим организатором, «издавал» книги, руководил школой учеников.

1-й ведущий: Константину не суждено было вернуться на родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял монашеский постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме.

2-й ведущий: Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней. Умер и похоронен в Моравии.

  • 1-й ведущий: Послушайте отрывок из стихотворения болгарской поэтессы Лилианы Стефановой «Смерть Кирилла», читают Морев Антон и Башков Вова
  • Морев
  • В колокола трезвонил Рим,
  • Поплыли бронзовые звуки.
  • Детей славянских перед ним,
  • Читавших медленно: аз, буки,
  • Видение вставало зримо,
  • И чудо тонких строчек плыло…
  • Башков
  • И мудрый сеятель изрек:
  • «Взошли на ниве семена
  • И стала полем целина,
  • Рукой засеянная щедрой»
  • 2-й ведущий:

После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучение славянского языка.

Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, претерпело неудачу у западных славян, которые по-прежнему используют латинскую азбуку, но зато новая азбука для славян прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь.

  1. 1-й ведущий: Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и к концу IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.
  2. Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди,
  3. М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…
  4. 2-й ведущий: Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах:
  5. Знать на ять – знать досконально, на отлично.
  6. Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.
  7. Стоять фертом — стоять руки в боки, какбуква Ф

Сперва аз да буки, а потом и науки– т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.

  • 1-й ведущий: Послушайте отрывок из стихотворения поэта Сергея Крыжановского
  • Читает Ильичёва Вика
  • «Старославянский язык»:
  • Отчего, обжигая горло,
  • Разбирая часами подряд
  • Сочетания «оло»и «оро» —
  • «Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?
  • «Человек некий име два сына…»
  • Я прислушиваюсь к словам.
  • Открывается в них Россия,
  • Легендарная быль славян…
  • Сто-ро-на.
  • Го-ло-са.
  • До-ро-га.
  • Я усвоил твёрдо азы:
  • С давних лет к открытости слога
  • Тяготел славянский язык!»

2-й ведущий: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

1-й ведущий: Лишь в царствование Петра Первого славянская азбука была заменена «гражданской», были внесены изменения в алфавит. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы “юс малый”, “юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”, которые стали обузой в русском алфавите.

  1. (Ведущий показывает на стенде названные буквы)
  2. 2-й ведущий: Во 2-й половине 18-го столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.
  3. Это буквы “Й” и “Ё”.
  4. (Показывает на стенде)

1-й ведущий: В начале 20-го века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. Указом Наркома Просвещения упраздняются буквы: “десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица”, буква “ер” на конце слов.

(Подходит к стенду, показывает устаревшие буквы алфавита)

2-й ведущий: Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, содержит оптимальное количество букв — 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звук «ч» изображается двумя буквами «ch», “Ш” — двумя «sh».

В русском языке есть специальные буквы для изображения сочетаний звуков [jа]-я, [jу]-ю.

1-й ведущий: Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.

  • 2-й ведущий: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей — братьев Кирилла и Мефодия. Память великих братьев чтят словами праздничного песнопения:
  • » Радуйтесь, Мефодий и Кирилл, народов славянских богомудрые учителя!
  • 1 –чтец – Зайцев Павел
  • По широкой Руси – нашей матушке
  • Колокольный звон разливается.
  • Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
  • За труды свои прославляются.
  • 2 чтец – Авдеева Ксюша
  • Вспоминают Кирилла с Мефодием,
  • Братьев славных, равноапостольных,
  • В Белоруссии, Македонии,
  • В Польше, Чехии и Словакии.
  • Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
  • В Украине, Хорватии, Сербии!
  • 3 чтец – Анисимова Света
  • Все народы, что пишут кириллицей,
  • Что зовутся издревле славянскими,
  • Славят подвиг первоучителей,
  • Христианских своих просветителей.
  • 1-ведущий: Послушайте слова гимна «Кирилл и Мефодий», написанного Стояном Михайловским в Болгарии, где очень любят и чтут братьев- просветителей:
  • 1 чтец — Морев
  • Вставай, народ, вздохни всей грудью,
  • Заре навстречу поспеши.
  • И Азбукой, тебе подаренной,
  • Судьбу грядущую пиши.
  • Надежда, вера греет души.
  • Наш путь тернистый – путь вперёд!
  • Лишь тот народ не погибает,
  • Где дух Отечества живёт.
  • 2 чтец — Башков
  • Пройдя под солнцем просвещенья
  • Из дальней славной старины,
  • Мы и сейчас, славяне-братья,
  • Первоучителям верны!
  • К апостолам высокославным
  • Любовь святая глубока.
  • Дела Мефодия – Кирилли
  • В славянстве будут жить века!
  • Викторина

1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл?(Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества? (Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)

Читайте также:  Стихи о зиме для дошкольников. каток

11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке. ( «Повесть временных лет», «Русская правда» — свод законов, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)

12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

15.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)

16.Когда вышла его первая книга и как она называлась?(в 16в.,«Апостол»)

17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке? (ё, й)

19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию? (Михаил -III)

20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей» (Ломоносов)

21.К какой группе языков относятся славянские языки? (Индоевропейской)

22.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму)

23.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки? (Восточнославянские, западнославянские, южнославянские)

24.Как назывались церковные рукописи, «написанные русскими письменами», которые видел Константин в Корсуне (Крым)? (Евангелие, Псалтырь)

25.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие)

26.Когда образовались три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский? (В 13-16 в.в.)Далее — просмотр док. фильма о слав просветителях.

Источник: https://www.sites.google.com/site/biblioteka17/meropriyatia/k-dnu-slavanskoj-pismennosti-i-kultury/den-slavanskoj-pismennosti

Сценарий мероприятия, посвященного Дню славянской письменности

  • ЦЕЛЬ: воспитывать интерес к истории России  через привлечение  внимания к происхождению русской письменности, культурному наследию родины.
  •  ОБОРУДОВАНИЕ:
  • —  Портреты Кирилла и Мефодия;
  • — азбука « Кириллица»;
  • — древнерусская атрибутика.
  •  МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ:
  • — Музыка православной церкви;
  • — колокольный звон;
  • — Гимн славянской письменности.
  • (звучит музыка)
  • Чтец:    «Смерть Кирилла»
  • В колокола трезвонил Рим,
  • Поплыли бронзовые звуки.
  • Детей славянских перед ним,
  • Читавших медленно: аз, буки,
  • Видение вставало зримо,
  • И чудо тонких точек плыло…
  • И мудрый сеятель изрек: «Взошли на ниве семена
  • И стала полем целина, рукой засеянная щедрой».

    Ведущий: Кем бы мы были без письменности? Неучами, невеждами, да и просто- людьми без памяти. Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки.

Ведь без письменности мы не могли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками, и каждому поколению заново пришлось бы изобретать велосипед, открывать Америку, сочинять «Фауста». Более тысячи лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. В наше время десятая часть всех существующих на земле языков-семьдесят!- имеет письменность на основе кириллицы.

  1.  1 Чтец: Оглянись на предков наших,
  2.               На героев прошлых дней,
  3.               Вспоминай их добрым словом-
  4.               Слава им, борцам суровым!
  5.               Слава нашей стороне!
  6.               Слава русской старине!
  7.               И про эту старину
  8.               Я рассказывать начну,
  9.               Чтобы люди знать могли
  10.               О делах родной земли.
  11.                                                                 ( звучит музыка)

Ведущий:  Было это очень давно- в 9 веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших византийских провинций, столицей был город Солуни. В семье военного чиновника, служившего в Солуни, росли два сына-Константин и Мефодий.

Население там было- наполовину греки, наполовину славяне, и в семье мальчиков мать была гречанкой, отец- болгарином, и поэтому с детства у них  — солунских братьев- было 2 родных языка- греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться.

Когда Константину было 7 лет, он увидел вещий сон: «Отец собрал всех красивых девушек Солуни и приказал избрать одну из них в жены.

 Ведущий:  Осмотрев всех, Константин выбрал прекраснейшую; ее звали София (по- гречески «мудрость»)».Так еще в детстве он обручился с мудростью: для него знания, книги стали смыслом всей жизни.

Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка.

Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие- все это сделало его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали философом.

 Ведущий:  В то время, когда жили Константин и Мефодий- во 2 половине 9 века, славянские народы занимали обширные территории Восточной и Центральной Европы.

Они достигли такого уровня развития, когда необходимо стало  иметь письменность- свою, славянскую ( а пользовались тогда славяне греческими и латинскими буквами). Представим себе двор византийского императора Михаила. 862 год.

Император: «Константин, ты закончил учебу, предлагаю тебе занять высокую и почетную должность управляющего провинцией». Константин: «Кроме просвещения ума, я ничего не желаю. Просветив же разум, хочу искать более важного, чем все почести и богатства».

  •  Чтец:
  • Молчат гробницы, мумии и кости,
  • -Лишь слову жизнь дана:
  • Из древней тьмы, на мировом погосте,
  • Звучат лишь Письмена.
  • И нет у нас иного достоянья!
  • Умейте же беречь
  • Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный- речь.                             (И. Бунин).

Ведущий: Отказался Константин и занялся работой в библиотеке и дальнейшей учебой, самообразованием. Прошли годы. Однажды пришли к императору послы из далекой славянской Моравии, что в самом центре Европы (ныне Чехословакия).

Они приехали просить учителей, которые бы научили их вести церковную службу на славянском- родном языке, а не на латинском. Посол: «Добрый владыко!- обратился посол к императору.- Пошли нам, славянам-христианам, такого мужа, который бы поставил нас на путь разума и научил по-своему записывать слово Божие.

Знаем мы, что уважаешь ты и другие народы, и их язык, и их веру».

      Тогда вызвал  Михаил Константина Философа и сказал ему: «Слышишь ли, философ, речи сии? Знаю я, ты утомлен, но никто этого не сделает, кроме тебя.

Возьми брата своего Мефодия и идите с Богом, ведь вы оба- солуняне, а солуняне по-славянски разумеют». Константин: «Я немощен телом и болен, но с радостью пойду в моравскую землю, если они имеют азбуку своего языка.

Ибо просвещение народа без письмен его языка подобно попыткам писать на воде».

  1.  Ведущий: Узнав, что азбуки у моравов нет, Константин начал ее создавать, он долго молился и «открыл ему Бог, и тогда сложил письмена и начал писать слова Евангелия: «В  начале было слово, и слово было Бог…»     Император: «Бог, увидев веру твою и старание, сотворил и ныне в наши годы- объявив буквы для языка вашего, чтобы и вы были причислены к  великим народам, что славят Бога на своем языке. Прими же дар, что ценнее и больше всего серебра и золота, и драгоценных камней, и всего переходящего богатства…Подвижи всех, чтобы не ленились и ступили на путь истины…»
  2.  Чтец:    «Кириллица»
  3. Так вот они- наши истоки,
  4. Плывут, в полумраке светясь,
  5. Торжественно-строгие строки,
  6. Литая славянская вязь.
  7. Так вот где, так вот где впервые
  8. Обрел у подножия гор
  9. Под огненным знаком Софии
  10. Алмазную твердость глагол.
  11. Великое таинство звука,
  12. Презревшее тленье и смерть,
  13. На синих днепровских излуках
  14. Качнуло недвижную твердь.
  15. И Русь над водой многопенной,
  16. Открытая вольным ветрам,
  17. «Я есмь!»-заявила Вселенной,

«Я есмь!»-заявила векам.

 Ведущий:  Славянскому алфавиту и славянской литературе более 1000 лет. Созданная в 9 веке братьями Кириллом и Мефодием славянская азбука и сейчас еще служит многим народам: болгарам, словакам, сербам, белорусам, украинцам и русским.

 Ведущий:  «От тьмы к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем». Такие прекрасные слова из древнерусской летописи о книгах дошли до нас из глубокой старины. В наши дни есть много свидетельств того, как в Древней Руси почитали грамоту и книги.

Ученые-историки и археологи считают, что общее количество рукописных книг до 14 века было примерно 100 тысяч экземпляров. Еще в 9 и 10 веках были люди, знавшие славянский язык и применявшие кириллицу для государственных документов или других книг.

Но после принятия христианства на Руси- в 998году- письменность начала Старославянский язык, на который были уже переведены богослужебные книги, очень близок  древнерусскому, понятен и доступен. Когда русские переписчики переписывали эти книги, то они добавляли в них еще и черты родного языка.

Так постепенно создавался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов (к сожалению, часто безымянных): «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Александра Невского» и многие другие.

 Ведущий:  О жизни в Древней Руси есть немало летописей- это исторические повествования, в которых записи велись по годам. На первом месте стоит «Повесть временных лет», написанная в начале 12 века. В эту летопись вошли песни, легенды, предания, рассказы.

  • В монастырской келье узкой,
  • В четырех глухих стенах
  • О земле о древнерусской
  • Быль записывал монах.
  • Он писал зимой и летом,
  • Озаренный тусклым светом.
  • Он писал из года в год
  • Про великий наш народ.
  •                                                                            ( сценка)
  • Дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, позвал внука:

Дед: Ну-ка, ты, пермяк, соленые уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это аз. Говори: Аз! Буки! Веди! Это что?

Внук: Буки.

Дед: Попал! Это?

Внук: Веди.

Дед: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть,- это что?

Внук: Добро.

Дед: Попал! Это?

Внук: Глаголь.

Дед: Верно. А это?

Внук: Аз.

Дед: Валяй, Лексей!

Внук: Земля! Люди!

Дед: Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?

Внук: Это вы кричите…

Дед: Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак…

Ведущий: Вот так было трудно учиться грамоте. Не случайно В.И.Даль в своем Толковом словаре записал пословицу : «Азбуку учат, во всю избу кричат».

  1. Отчего, обжигая горло,
  2. Разбираю часами подряд Сочетания «оло» и «оро»-
  3. «Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?
  4. «Человек некий име два сына…»
  5. Я прислушиваюсь к словам.
  6. Открывается в них Россия,
  7. Легендарная быль славян…

Сто-ро-на. Го-ло-са. До-ро-га.

  • Я усвоил твердо азы:
  • С давних лет к открытости слога
  • Тяготел славянский язык.

Ведущий: Славянское слово можно услышать везде- на острове в Ледовитом океане, на Дунае, на берегах Байкале- в самых разных уголках земного шара. Не перечислить всех богатств славянской речи, без которых не было бы произведений А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя и многих других. Исторические предания, сказки, песни- все это общее славянское письменное богатство.

 Ведущий:  Уже в 9-10 веках на Родине Кирилла и Мефодия стали зарождаться первые традиции прославления и почитания создателей славянской письменности.  Но скоро римская церковь стала выступать против славянского языка, называя его варварским.

Несмотря на это, имена Кирилла и Мефодия продолжали жить среди славянского народа, а в середине 14 века официально их причислили к святым. В России было по-иному. Память славян-просветителей праздновалась уже в 11 веке, здесь никогда не считали их еретиками, т.е.

безбожниками.

 Ведущий:  Но все же это больше интересовало только ученых. Широкие празднества славянского языка начались в России в начале 60-х годов прошлого века. 1862 год.

В древнем русском Новгороде чествование подвига солунских братьев вписалось в программу торжеств, посвященных 1000-летию России.

На территории Новгородского Кремля состоялось открытие памятника «Тысячелетие России», рядом с другими выдающимися людьми изображены Кирилл и Мефодий.

 Ведущий:  Накануне торжеств 1885 года вышло свыше 20 книг, рассказывающих о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия. Особенно привлекает внимание книга «В память 1000-летия блаженной кончины св. Мефодия, просветителя славян», выпущенная большим форматом в синем бархатном переплете и красочно оформленная лучшими петербургскими художниками.

 Ведущий:  К сожалению, потом несколько десятилетий народный праздник в России не проводился. На Кольской земле впервые в мае 1986 года по инициативе писателей возобновилась древняя традиция чествования первоучителей в России.

В течение недели проходили торжества с участием виднейших священнослужителей и литераторов страны. В знак признательности болгары подарили мурманчанам памятник Кирилла и Мефодия. Это точная копия памятника, который стоит в Софии- столице Болгарии и в Риме.

Этот монумент везли на большом КАМАЗе через все города, которые принимали участие в празднике славянского слова- Киев, Владимир, Ленинград, Новгород, Минск.

 Ведущий: 23 мая 1990 года состоялось открытие памятника в Мурманске перед зданием областной научной библиотеки. Там прозвучало много хороших слов писателей и поэтов. Весной 1991 года праздник был объявлен всероссийским.

Ежегодно в весенние дни по всей стране отмечаются Дни славянской письменности и культуры, чтобы люди не забывали-  Кирилл и Мефолий помогли через буквы и письменность сохранить язык и культуру славян.

Послушайте слова гимна «Кирилл и Мефодий» на слова Стояна Михайловского.

  1. Чтец: Вставай,народ,вздохни всей грудью,
  2. Заре навстречу поспеши.
  3. И Азбукой, тете подаренной,
  4. Судьбу грядущую пиши.
  5. Надежда, вера греет души.
  6. Наш путь тернистый-путь вперед!
  7. Лишь тот народ не погибает,
  8. Где дух Отечества живет.
  9. Пройдя под солнцем просвещенья
  10. Из дальней славной старины,
  11. Мы и сейчас, славяне-братья,
  12. Первоучителям верны!
  13. К апостолам высокославным
  14. Любовь святая глубока.
  15. Дела Мефодия-Кирилла
  16. В славянстве будут жить века!                       (раздается колокольный звон)
  17. Чтецы:
  18. По широкой Руси-нашей матушке
  19. Колокольный звон разливается.
  20. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
  21. За труды свои прославляются.
  22. Вспоминают Кирилла с Мефодием,
  23. Братьев славных равноапостольных,
  24. В Белоруссии, в Македонии,
  25. В Польше, Чехии и Словакии,
  26. Хвалят братьев премудрых  в Болгарии,
  27. В Украине, Хорватии, Сербии.
  28. Все народы, что пишут кириллицей,
  29. Что зовутся издревле славянскими,
  30. Славят подвиг первоучителей,
  31. Христианских своих просветителей.
  32. Русоволосые и сероглазые,
  33. Лицом все светлые и сердцем славные,
  34. Древляне,русичи,поляне,
  35. Скажите, кто вы?
  36. ВСЕ: Мы-СЛАВЯНЕ!
  37.  Своею статью все пригожие,
  38. Все разные и все похожие,
  39. Зоветесь ныне- россияне,
  40. Издревле, кто вы?
  41. ВСЕ: МЫ-СЛАВЯНЕ!
Читайте также:  Голявкин «вот что интересно!» читать

Источник: https://riskina-ozgsch16.edumsko.ru/folders/post/51213

Сценарий праздника Путешествие в страну букв посвященный Дню славянской письменности и культуры

  • Сценарий праздника
  • «Путешествие в страну букв»,
  • посвященный Дню славянской письменности и культуры.

 Цели: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа.

Развивать творческие способности, воображение, внимание, память. Содействовать развитию интереса, любви к книге.

Ход праздника.

Ведущий:

      Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие, в сказочную страну букв. Они отмечают свой день рождения и приглашают нас в гости (звучит музыка, дети строятся в колонну, «паровозиком»).

  1. Ребенок:
  2.       Посмотрите, какой чудо-поезд у нас получился.
  3. В поезд можете садиться.  
  4. Очень скоро он помчится
  5. От границы до границы,
  6. По степям до синих гор
  7. На зеленый светофор (дети рассаживаются )
  8. Ведущий: 
  9.      Для того, чтобы отправиться в путь, нам нужна карта, с помощью которой мы с вами будем путешествовать по сказочным городам.
  10. (Ведущий объясняет работу по карте)
  11. Ведущий: 

       Вот первый город, в который мы отправимся из детского сада. В нем живут буквы, поэтому он называется АБВГДейка.

  • Ребенок:
  • В город АБВГДейка мы спешим.
  • Путь сегодня нам открыт,
  • Опоздать никак нельзя,
  • Отправляемся друзья! (дети под музыку отправляются в путь)
  • Ведущий:

     Ребята, мы с вами приехали в город. Посмотрите как здесь интересно. В нем живут разные буквы: старинные и русские. А где же они?

  1. Вот они, посмотрите — это русские буквы, (выходят дети — буквы)
  2.  Буква А:
  3. Всем известна буква А .
  4. Буква очень славная.
  5. Да к тому же буква А
  6. В алфавите главная.
  7. Буква О:
  8. Буква О — луна и солнце,
  9. В доме круглое оконце,
  10. И часы и колесо-
  11. И это, кажется, не все.
  12. Буква Б:
  13. Веселый толстый клоун
  14. Играет на трубе.
  15. На этого пузатого
  16. Похожа буква Б.
  17. Буква В:
  18. В — буква очень важная,
  19. Воображала страшная.
  20.  Грудь колесом, живот надут,
  21. Как будто нет важнее тут.
  22.  Ведущий: 

      Спасибо вам, дорогие буквы за ваши красивые стихи. Ребята, вам понравились буквы?

Дети: Да!

Ведущий: 

     А есть еще и другие  буквы,   которые были раньше. Вот они. (дети рассматривают азбуку Кириллицы)

Ведущий:

     Посмотрите на эти буквы. Они вам знакомы?

  • Дети: 
  •      Немного не понятны.
  • Ведущий: 

      Это буква «Аз», на нее похожа наша русская буква «А». Это буква «Буки». На неё похожа наша буква «Б». Это «Веди». На неё похожа буква «В».

Ведущий: 

      Ребята, а придумали все эти буквы два брата — Кирилл и Мефодий, теперь их знают все люди. Благодаря Кириллу и Мефодию мы с вами можем общаться между собой, писать книги, читать.

Они так много послужили Богу и людям, что Господь прославил их в лике  святых. Люди молятся и просят у них помощи в учебе и во всех добрых делах (рассматривают иконы). Ребята, посмотрите на эту икону.

На ней изображены Святые братья Кирилл и Мефодий.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/scenarii-prazdnikov/prazdniki-v-detskom-sadu/173892-scenarij-prazdnika-puteshestvie-v-stranu-bukv.html

Сценарий праздника для начальных классов День славянской письменности

С этим файлом связано 117 файл(ов). Среди них: 0-0-0-99-20, 0-0-0-68-20, 0-0-0-66-20, 0-0-0-65-20, 0-0-0-58-20, 0-0-0-57-20, 0-0-0-56-20, 0-0-0-55-20, 0-0-0-54-20, 0-0-0-53-20 и ещё 107 файл(а). Показать все связанные файлы

Сценарий праздника для начальных классов «День славянской письменности» в МОУ СОШ № 15 г. Балашова Саратовской области.

Подготовила зам. директора по ВР

  • Соловова Ирина Александровна
  • Звучит песня « Гляжу в озера синие»
  • Под звон колоколов выходят Иван и Марья.

«Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку неподвержен утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божьим на славянском языке украшаться будет» М.В.

Ломоносов

Марья: Добрый день, гости дорогие! Мы рады приветствовать вас.

Иван: Пришли мы к вам сегодня, чтобы отдать дань уважения великому подвигу братьев – просветителей Кирилл и МефодийМарья:По широкой Руси — нашей матушкеКолокольный звон разливается.Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Иван:Вспоминают Кирилла и Мефодия, Братьев славянских, равноапостольских,В Белоруссии и Македонии, В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Иван:

Все народы, что пишут кириллицей,Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей,Христианских своих просветителей

Марья: Ежегодно 24 мая весь славянский мир празднует День славянской письменности и культуры. На Российскую землю этот праздник пришел совсем недавно- в 1992 году, когда в Москве на славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена неугасимая лампада – знак вечной памяти.

Иван: В 862 году византийский император попросил отправиться в Моравию и научить христианскому учению эти народы. Тогда Константин и стал горячо молиться перед иконою Богородицы, чтобы она помогла ему придумать для славян азбуку.

(Выходят чтецы)

Марья: После молебна братья приступили к созданию славянской азбуки. Все получалось у них легко. Азбука складывалась, как мозаичная картина, и наконец Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна:

«В начале было слово»

Чтец 1:

Помолившись Богу поутру,Наклонился над листом святой,Буквы подносил к его перуЛучезарный ангел золотой.И ложилась букв славянских вязь,И строка бежала за строкой,Книгою великой становясь,Посланной всевышнею рукой.И казалось, блеск небесныхзвезд

Эта книга бережно хранит,

И казалось, сам Иисус ХристосПо-славянски с нами говорит!

Иван: Константин и Мефодий перевели на славянский язык Евангелие и другие богослужебные книги. Первые славянские книги были рукописными. Создавали их монахи. Они старательно выписывали каждую буковку. Заглавные буквы писали красными чернилами.

Чтец 2:

Искусно предки книги украшалиКамнями, позолотой и эмалью.И, словно драгоценные венцы,Евангелия старинные сияли.Письма славянского узорчатая вязьОрнаментом цветочным оплелась,А силуэты лесных зверей и птицЦветами, травами и стеблями вились.

Марья: В русской православной церкви лишь четыре человека несут в истории самое высокое звание святости — равноапостольное. Это княгиня Ольга, великий князь Владимир и Кирилл и Мефодий.

Великая заслуга солунских братьев в деле просвещения славянских народов заключается в том, что они дали возможность славянским народам читать и молиться на родном языке

Иван: Святые братья Кирилл и Мефодий создали письменность, чтобы славянские народы стали грамотными, чтоб книжная мудрость стала основой письменности и культуры. Теперь древнерусский язык принадлежит истории России, а его первооснова — церковно-славянский язык — это язык вечности.

Звучит гимн «Слава вам, братья, славян просветители».

Чтец 1: Слава вам, братья, славян просветители,Церкви славянской Святые Отцы!Слава вам, правды Христовой учители,Слава вам, грамоты нашей творцы!

Чтец 2:

Будьте ж славянству звеном единения,Братья святые — Мефодий, Кирилл!Да осенит его дух примиренияВашей молитвой пред Господом сил!

Звучит колокольный звон.

Иван: А сейчас мы отправляемся в прошлое, в 330 год, в город Царьград.

(Инсценировка. Действующие лица: учитель императорского сына и придворный.)

ПРИДВОРНЫЙ: Послы Моравского княжества от правителя своего пришли с просьбою.Говорят, что их народ принял уже веру христианскую. Но учат их латинские священники, которые говорят на своем языке, а он народу непонятен. Просит князь Моравии прислать в его земли такого учителя, который говорил бы на их языке и помог внушить народу истинный разум и правду.

ФОТИЙ (осторожно): По­слать наших людей в земли Мо­равские надо обязательно…

МИХАИЛ (с сомнением): А нужны ли нам эти моравы? Ка­кая от них польза?

ФОТИЙ (спокойно): Польза в том, государь, что враги-иновер­цы окружают наше государство со всех сторон, а друзей стано­вится все меньше. И когда целый народ предлагает нам дружбу, от­дает себя добровольно под влия­ние нашей церкви, от этого нель­зя отворачиваться.

МИХАИЛ: Ну, что ж… Давай пошлем учителей. Но кого? Назо­ви мне имя способного человека.

ФОТИЙ: Я думаю, такой че­ловек находится среди нас.

(Все смотрят туда же, куда и Фотий, — на Константина.)

МИХАИЛ: В самом деле… (Константину.) Кроме тебя и тво­его брата, послать некого. Кто еще так хорошо знает язык славян!

КОНСТАНТИН: В моравскую землю, к славянам, я пойду с ра­достью. (Внезапно.) Но прав василевс — будет ли от этого польза? (Все удивлены; Константин объяс­няет.) Польза будет только в том случае, если у них есть грамота. (Смотрит прямо в глаза царю-василевсу.) Есть ли у них грамота?

(Василевс равнодушно пожи­мает плечами, смотрит на мит­рополита.)

ФОТИЙ (уверенно): Грамоты у них нет, государь. Народ их не­учен и дик. Поэтому послы и пришли к нам за помощью.

МИХАИЛ (Константину, ле­ниво): А ты их своими речами просвещай…

КОНСТАНТИН (тихо, но твердо): Просвещение народа без книг на его родном языке равно­сильно усилиям писать на воде.

ФОТИЙ (поддерживая Кон­стантина): Книги, писанные на языке славян, необходимы, госу­дарь.

МИХАИЛ (обиженно): Зачем надо было собирать совет? Мож­но было просто приказать!..

ПРИДВОРНЫЙ: Прикажи, государь.

МИХАИЛ: Вот я и приказы­ваю… Раз нет у славян грамоты, значит, надо ее составить. И книги, которые нужны, перевес­ти с нашего языка на славян­ский. (Константину.) Поручаю это тебе и твоему брату.

(Константин, стараясь скрыть свою радость, смиренно кланяется.)

Иван: Так братья-про­поведники стали и учителями. В первой славянской азбуке оказа­лось 40 букв. Называлась она «Глаголица».

Марья: Вот перед вами самая ранняя письменность глаголица. Посмотрите, какими значками обозначались буквы. Этими значками можно было записать простые слова. — Расшифруйте это слово

Иван: Позднее, в Болга­рии, ученики Константина и Мефодия изобрели вторую и главную славянскую азбуку — кириллицу, названную в честь Константина-Кирилла. Каждой букве было дано название: аз, буки, веди, глаголь, добро… Кроме того, бук­вами можно было обозначать и числа: «аз» — 1, «веди» — 2, «гла­голь» — 3…

  1. Марья:
  2. Создатели азбуки ста­рались сделать буквы простыми, четкими, легкими в написании.
  3. Иван: Посмотрите, на первый славянский алфавит — кириллицу.
  4. Слайд

Марья: Для лучшего запоминания азбуки была составлена азбучная молитва — одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. В нем каждая строка начинается с очередной буквы славянской азбукиА познакомят всех вас со славянским алфавитом и молитвой наши учащиеся 3,4-х классов Аз есть свет ми́руБог есмь пре́жде всех векВе́даю всю та́йну в челове́це и мысльГлаго́лю лю́дем зако́н МойДобро́ есть творя́щим во́лю Мою́Есть гнев мой на гре́шникыЖиво́т дах всей тва́риЅло есть законопресту́пникомНи на чем Зе́млю Мою́ утверди́хПресто́л Мой, И́же на небесе́хІ шед на а́дова врата́ сокруши́х и ве́рея желе́зная сломи́хКа́ко лю́дие беззако́ннии не сотвори́сте во́ли Моеа́Лю́дие Мои́ непоко́рныеМы́слете на Мя зла́аНаш еси́ Бог и засту́пникОны́ Моя́ призову́ язы́ки и ти́и Мя просла́вятПоко́й дах всей тва́ри Свое́йРече́те Ми сло́во не творя́щие во́ли Моея́, и не услы́шу васСло́вом Мои́м вся́ утверди́шасяТверда́ рука́ Твоя́, Влады́коФарао́на потопи́х в Чермно́м мо́риХеруви́ми слу́жат мне со стра́хомѾве́рзу рай христиа́номЦи не дах вам пи́ща в пусты́ниЧервь и огнь угото́вах на гре́шникыШу́мом и попали́т дубра́выЩито́м вооружи́хся на брань Го́ры взыгра́шася явле́нием Мои́мЫорда́нь освяти́ся креще́нием Мои́мЕ́ресь погуби́хЮ́гом ве́тром разве́ю всю́ вселе́ннуюЮ́же Мя проро́ци пропове́доша и апосто́ли е́же о Мне научи́ша.

  • Марья:
  • Иван: В этот день уместно все, что связано с родным языком, литературой, народными обычаями и традициями.
  • (Выбегают скоморошки)
  • Вместе: Здравствуйте люди добрые и почтенные
Читайте также:  Стихи про фрукты и ягоды для детей 5-7 лет

До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словен­ских», стали символом духовного подвига.1-й : К вам на праздник по дорожке прибежали скоморошки.

  1. 2-й Я скоморох Прошка,
  2. 1-й И пришли мы вас позабавить
  3. 2-й Людей посмотреть и себя показать.
  4. (Объявляют русский народный танец )
  5. Скоморох 1: Ребята, а вы знаете народные пословицы
  6. Марья: Народные пословицы сохранили воспоминания о трудности изучения азбуки

А он – скоморох Тимошка.С праздничком поздравить.Из недалеких волостей привезли мы к вам гостей Я знаю, как раз такую пословицу: «Сперва АЗ да БУКИ, потом и науки»

Скоморох 2: Сейчас мы проверим как справятся с нашим заданием по составлению пословиц ребята. Из этих слов вам необходимо составить пословицу.

  • (Скоморошки разносят конверты со словами)
  • (Аз, буки, веди, страшны как медведи)
  • ( Азбуку учат, на всю избу кричат»)
  • (Книга для ума, что теплый дождь для всходов.)
  • ( Книга в счастье украшает , а в несчастье утешает. )
  • ( Хлеб питает тепло , а книга питает разум)
  • Скоморох 1:
  • Скоморох 2: Для вас поет Александр Пузицкий
  • ( песня «Ах- Маменька»)
  • Скоморох 1:
  • Скоморох 2:

Буква к букве будет словоСлово к слову — речь готова.И напевна и стройна,Музыкой звучит она.Прошка, передай послание своей матушке.(Протягивает клубок с узелками)Да это клубок, а где послание?

Марья: А ты разве не знаешь, что еще до появления азбуки Кирилла и Мефодия славяне пользовались узелковой письменностью для сохранения текстов песен, религиозных гимнов, заклинаний, мифов, географических сведений. На нити завязывались узелки. Каждому слову соответствовал свой тип узелка. Затем нити сматывались в клубочки.

Скоморох 2:

Теперь я понял откуда взялось выражение : «Завязать узелок на память»

Иван: Кем были бы мы без письменности? Неучами, невеждами, да и просто – людьми без памяти. Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки.

Марья: Ведь без письменности не могли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками.

Скоморох 2: А давайте проверим, сколько слов наши ребята успеют передать за минуту, пользуясь узелковой письменностью.

Скоморох 1: Мы приглашаем по одному представителю от класса, умеющему вязать узелки.

Музыка народная. Игра. Подводятся итоги

Исполняются частушки

Игра «Водяной»

ТанецЧтец1:

  1. И будет славить Русь родная Святых апостоло -славян, И сладким звуков их имен Свои молитвы оглашая, Из века в век, из рода в род
  2. Она их память соблюдет
  3. Чтец 2:
  4. Оглянись на предков наших,
  5. На героев прошлых дней,
  6. Вспоминай их добрым словом.
  7. Слава им борцам суровым!
  8. Слава Русской старине!

Марья: Нас всех, собравшихся на общий праздник снова,Учило нынче нас евангельское словоВ своей священной простоте:«Не утаится Град от зрения людского,Стоя на горней высоте».

  • Иван:
  • Марья:
  • Звучит колокольный звон

Будь это и для нас возвещено не всуе —Заветом будь оно и нам,И мы, великий день здесь братски торжествуя,Поставим наш союз на высоту такую,Чтоб всем он виден был — всем братским племенам. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!.. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса» И.О. Тургенев перейти в каталог файлов

Источник: https://trig.zodorov.ru/scenarij-prazdnika-dlya-nachalenih-klassov-dene-slavyanskoj-pi/index.html

Сценарий "день славянской письменности"

Здесь Вы можете скачать СЦЕНАРИЙ «ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ» для предмета : История. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

  • СЦЕНАРИЙ «ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ»
  • Слайд1.
  • Ведущий 1: Не каждый знает, что сегодняМы отмечаем день Кирилла и Мефодия.
  • Ведущий 2: Для тех, кто слышит имена их в первый раз,Начнем, пожалуй, этот длинный сказ…
  • Слайд 2
  • — Каждый год 24 мая на Русскую землю приходит праздник весны – юный и древний – День славянской письменности и культуры.

Праздник пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. На Руси было принято решение праздновать память Святых в 1863году.

  1. Ведущий 1:
  2. С 1991 года в нашей стране официально отмечается День славянской письменности и культуры как день святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (Константина).
  3. Слайд 3
  4. Ведущий 2:

Труды Кирилла и Мефодия стали общим достоянием всех славян. Велика заслуга братьев в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.

  • Слайд 4
  • Ведущий 1:
  • Молчат гробницы, мумии,-
  • Лишь слову жизнь дана:
  • Из древней тьмы, на мировом погосте
  • Звучат лишь Письмена.
  • Ведущий 2:
  • И нет у нас иного достоянья!
  • Умейте же беречь
  • Хоть в меру сил, и в дни страданья,
  • Наш дар бессмертный — речь.
  • Слайд 5
  • Ведущий 1:
  • Началом своей национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории.
  • Ведущий 2:

У славянской письменности удивительное происхождение. И славяне, благодаря доставшимся нам от предков летописям, житиям святых и археологическим источникам, знают о начале славянской грамоты.

Слайд 6

Ведущий 1:

Значение письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.

  1. Слайд 7
  2. Ведущий 2:
  3. Вначале появилось картинное письмо, потом стали изображать отдельные предметы, а затем научились передавать знаками их названия.
  4. Слайд 8
  5. Ведущий 1:
  6. В истории развития славянской письменности три этапа «руница», «глаголица» и «кириллица».
  7. Ведущий 2:

До принятия крещения на Руси использовалась велесовица, имевшая сто сорок семь букв! Название это дано уже в 20 веке, по имени бога Велеса. Именно этой древнейшей русской азбукой и была написана знаменитая «Велесова книга».

Велесова книга — уникальный памятник древнеславянской письменности IX века. Была вырезана на деревянных дощечках славянскими волхвами-кудесниками.

Слайд 9-10

Ведущий 1:

Берестяные грамоты- письма и документы на березовой коре, открытые раскопками древнерусских городов. Большинство берестяных грамот — частные письма, в которых затрагиваются бытовые и хозяйственные вопросы, содержатся поручения.

  • Слайд 11
  • Ведущий 2:
  • Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин и Мефодий.
  • Ведущий 1:

Жизнь великих братьев была служением славянской культуре, служением Богу. Святые братья искали жизни с Богом более чем славы среди людей. Они оставили важные государственные дела и стали монахами, богословами — учителями веры в Бога.

  1. Слайд 12
  2. Ведущий 2:
  3. Братья — Константин после принятия монашеского сана Кирилл и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника, детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде – мать была гречанка, отец — болгарин.
  4. Слайд 13
  5. Ведущий 1:

В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была “Энеида” Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Он раскрывал том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

Ведущий 2:

Константин взял книги на греческом и на латыни и, сопоставляя их фразу с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только “Энеида”, но и другие латинские книги стали ему понятны.

Ведущий 1: В дальнейшем Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, знал 22 языка. Он стал одним из самых образованных людей Византии, за великую мудрость его прозвали Философом.

  • Ведущий 2:
  • Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию.
  • Ведущий 1:

По поручению византийского императора Михаила-III Кирилл приступил к созданию Славянской Азбуки. Он отправился в монастырь к своему старшему брату — Мефодию. Брат Мефодий был его единомышленником.

Слайд 14

Ведущий 2:

Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Затем удалился в монастырь. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.

Слайд 15-16

Ведущий 1:

После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви.

Слайд 17

Ведущий 2:

Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах учениками Кирилла и Мефодия.

Слайд 18

Ведущий 1:

 В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!

  1. Слайд 19
  2. Ведущий 2:
  3.             Так вот они – наши истоки,
  4.             Плывут, в полумраке светясь,
  5.             Торжественно – строгие строки,
  6.             Литая славянская вязь.
  7.             Так вот где, так вот где впервые
  8.             Обрёл у подножия гор
  9.             Под огненным знаком Софии
  10.        Алмазную твёрдость глагол.
  11. Ведущий 1:
  12.             Великое таинство звука,
  13.             Презревшее тленье и смерть,
  14.             На синих днепровских излуках
  15.             Качнуло недвижную твердь.
  16.             И Русь над водой многопенной,
  17.             Открытая вольным ветрам,
  18.            «Я есмь!» — заявила Вселенной,

           «Я есмь!» — заявила векам.

Слад 20

Ведущий 2:

Старославянская азбука называется — кириллица. Это славянская азбука, в ней 43 буквы.

Слайд 21

Ведущий 1:

Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя.

  • Ведущий 2:
  • Отчего, обжигая горло,
  • Разбирая часами подряд
  • Сочетания «оло»и «оро» —
  • «Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?
  • «Человек некий име два сына…»
  • Я прислушиваюсь к словам.
  • Открывается в них Россия,
  • Легендарная быль славян…
  • Сто-ро-на.
  • Го-ло-са.
  • До-ро-га.
  • Я усвоил твёрдо азы:
  • С давних лет к открытости слога
  • Тяготел славянский язык!
  • Ведущий 1:Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах.
  • Слайд 22

Ведущий 2: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.

  1. Ведущий 1: Лишь при Петре I изменили количество букв, внесли новые — Ё и Й.
  2. Ведущий 2: В 1918 г была проведена реформа русского языка — алфавит упростили: в нем оставили лишь 33 буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день.
  3. Ведущий 1: До сих пор русский язык вызывает восхищение у большинства великих людей:

Ведущий 2: 1. Александр Куприн: «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

Ведущий 1: Гавриил Державина: «Славяно — российский язык, по свидетельствам самих иностранцев-эстетов, не уступает латинскому ни в мужестве, греческому ни в плавности, превосходит все европейские языки: итальянский, испанский и французский, не говоря уже о немецком»..

  • Ведущий 2: Чингиз Айтматов: «Бессмертие народа — в его языке».
  • Ведущий 1: Анна Ахматова .Не страшно под пулями мертвыми лечь,Не горько остаться без крова,-И мы сохраним тебя, русская речь,
  • Великое русское слово.
  • Слайд 23
  • Ведущий 2:
  • И  словно  драгоценные  венцы,
  • Евангелия  старинные  сияли.
  • В обителях  послушники-писцы
  • Старательно  умелою  рукой
  • Строку  вели  усердно  за  строкой.
  • Ведущий 1:
  • Письма  славянского  узорчатая  вязь
  • Орнаментом  цветочным  оплелась.
  • А  силуэты лесных  зверей  и  птиц
  • Цветами,  травами  и  стеблями  вились
  • Слайд 24
  • Слайд 25 -26- 27
  • Слайд 28 Слайд 29
  • Ведущий 2:
  • Язык, великолепный наш язык,Речное ли, степное в нем раздолье,В нем клекоты орла и вечный рык,
  • Напев, и звон, и ладан богомолья.
  • Ведущий 1:
  • В нем воркованье голубя весной,Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше,Березовая роща. Свет сквозной,
  • Небесный дождь, просыпанный
  • Ведущий 2: Уважаемые гости мероприятия предлагаем Вам принять участие в игре «Назови слово».
  • К старославянским словам нужно подобрать пары исконно русских слов.
  • Глад – голод; Здравие – здоровье; Здравый – здоровый; страж- сторож; Страна – сторона; Драгой – дорогой; Брег – берег; Древо – дерево; Хлад – холод; Врата – ворота; Злато – золото; Власы – волосы.

Спасибо за участие. Молодцы! (звуки аплодисментов)

Ведущий 1:По широкой Руси – нашей матушкеКолокольный звон разливается.Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются.

Ведущий 2:

Вспоминают Кирилла с Мефодием,Братьев славных, равноапостольных,В Белоруссии, Македонии,В Польше, Чехии и Словакии.Хвалят братьев премудрых в Болгарии,В Украине, Хорватии, Сербии!

Ведущий 1:

Все народы, что пишут кириллицей,Что зовутся издревле славянскими,Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

  1. Гимн, посвященный Святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян. (Звучит музыка, идет фрагмент фильма о «Кирилле и Мефодии»)
  2. Ведущий 2: Наше мероприятие, посвященное дню славянской письменности, заканчивается.
  3. Ведущий 1:

Источник: https://docbase.org/37943-scenariy-den-slavyanskoy-pis-mennosti.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector