Выстраивая лесенку животных по уровню интеллекта, человек на следующую за собой ступеньку поставил сразу трех кандидатов: шимпанзе, ворону и дельфина. Наверное, потому, что признать, что ворона умнее обезьяны, просто рука не поднялась. Кстати, пропорция между мозгом и телом у ворон такая же, как у человека и дельфина.
Мозг у этих пернатых в пять раз больше голубиного и позволяет воронам додумываться до самых хитроумных способов добывания пищи. Вот для примера всего несколько наблюдений за этими интереснейшими птицами.
Не так давно жители Токио наблюдали удивительный случай поведения этих птиц. Городские вороны собирались шумными толпами на nebesnoe.info перекрестках автомобильных дорог.
Они ждали, пока загорится красный свет, и как только машины останавливались, быстро слетались на проезжую часть и раскладывали по асфальту грецкие орехи.
Когда машины проезжали, и снова загорался красный свет, хитрые вороны собирали урожай из расколотых орехов.
Найдя сухую хлебную корку, ворона никогда не будет давиться в сухомятку, а обязательно найдет лужу, размочит хлеб и только после этого съест или отнесет птенцам. Она может открыть лапой спичечный коробок (если он ее заинтересует) и развернуть, не повредив, фантик от конфеты.
Некоторые рыбаки наблюдали, как дежурившая в ожидании случайной добычи ворона, заметив, что поплавок начинает клевать, первой подлетала к лежащей на земле удочке и начинала дергать леску, пытаясь подсечь рыбу.
Удивительно племя новокаледонских ворон. Эти птицы обладают врожденной способностью изготавливать орудия труда.
Опыты показали, что едва подросшие вороны, лишенные возможности обучения у родителей, самостоятельно с помощью клюва изготавливают из веток специальные папочки наподобие зубочисток.
Готовыми «штыками» они выковыривают из-под коры деревьев жуков, личинки и другие лакомства. Если обстоятельства требуют, чтобы на конце папочки был крючок, то ворона легко изготовит и такое приспособление.
Подобный опыт проводился с вороной по кличке Бетти в университете Оксфорда. Задача состояла в следующем: в прозрачной, достаточно высокой и узкой трубе стояла маленькая корзинка с лакомством. Рядом были разложены куски мягкой проволоки разных размеров.
Ворона прекрасно видела добычу, но достать ее клювом не могла, да, честно говоря, и не пыталась.
Немного подумав, Бетти выбрала подходящей длины проволоку, согнула из нее с помощью клюва и лап необходимый крючок, изменяя угол сгиба на более подходящий, затем взяла его в клюв и легко достала корзинку.
А ведь никто никогда её этому не учил.
Если вороне предлагают еду на выбор из двух кормушек (притом птица по опыту знает, что вторую тотчас уберут), то она безошибочно выберет ту, в которой червячков больше хотя бы на одного — 11 или 12.
Человек не способен с ходу определить такую несущественную разницу, а ворона никогда не ошибется. Как она успевает просчитывать? Загадка. И даже в более сложных опытах она неизменно оказывается на высоте.
Если накрыть кормушки карточками с цифрами (например, «1 +2» и «2+2»), то она уж точно выберет ту, где цифры больше. Ученые вынуждены признать, что вороны «различают признак числа», «способны к обобщению и абстрагированию»… А что это, как не признак интеллекта? На инстинкты или рефлексы такие действия не спишешь.
Вообще вороны, веками живущие рядом с человеком, во многом похожи на людей. Городские птицы любят колбасу, сало, сыр, куриные яйца. Периодически устраивают что-то вроде всеобщих слетов, на которые собирается иной раз по нескольку десятков тысяч особей. Скажем, в канадском городе Вудстоке население — 35 тысяч, а ворон собирается порядка 70-75 тысяч.
После проведения множества экспериментов установлено, что эти птицы способны точно количественно сопоставлять фигуры в опытах, определять последовательность событий, формировать рефлексы из 4–5 сигналов, орнитологи считают, что вороны способны к решению элементарных логических задач. У них развито взаимное подражание и обучение довольно сложному поведению.
Так, вороны правильно определяют значение сигналов светофора — при красном свете спокойно подбирают на дороге трупы животных, сбитых машинами, а при зеленом — улетают.
Отлично различают, что находится в руках — человека палка или ружье, различают ребенка и взрослого, мужчину и женщину. Но, похоже, это не предел и вороны способны на большее. Они могут совершить нестандартный поступок.
Остановиться, оглянуться, оценить обстановку. Вспомнить то, что видели ранее.
Вороны общаются между собой, вороний язык чрезвычайно развит, имеет богатый «словарный запас». В нем есть особые звуки для ухаживания за самкой, обращения к молодняку, сбора, ругани, угроз, сигналов тревоги, бедствия. Иногда несколько птиц издают один звук, в унисон. Для большей громкости. В тех случаях, когда объявлен общий сбор.
Вороны умеют развлекаться. Дразнят кошек и собак. С наслаждением предаются необычным играм. Например, одна ворона взлетает высоко вверх и роняет какой-нибудь предмет, другая подхватывает его метрах в 20-30 от земли и летит вверх. Чтобы оттуда уронить игрушку, в то время как первая ворона nebesnoe.info несется вниз, подхватывает предмет у самой земли и снова идет на подъем.
Один москвич наблюдал, как на плоской крыше около корта две вороны играли залетевшим туда теннисным мячиком. Они долго и азартно гоняли мяч от бортика к бортику. Наперебой толкали его клювом, неслись вдогонку, катили назад… До тех пор, пока nebesnoe.info мяч не упал на землю.
Еще одна история. После ремонта в 1985 году куполов храмов Московского Кремля вороны облюбовали их для… катания.
Одна за другой они подлетали к макушкам куполов, покрытых сверкающей и гладкой позолотой, и, присев на лапах, скатывались вниз до самой широкой части, расправляли крылья и взмывали в nebesnoe.info воздух.
Орнитологи считают, что врановые были первыми птицами, которые пришли к человеку и стали использовать его деятельность как источник существования.
В Сиэтле на территории колледжа ученые провели интересный эксперимент. Они поймали семерых ворон и просто их пометили. Птицам не был причинен никакой вред, они просто пережили определенные неудобства и стресс. После пометки птиц отпустили. Да, маленькая деталь – ученые принимавшие участие в эксперименте были в страшненьких кожаных масках.
Идея состояла в том, чтобы проверить, способны ли птицы запомнить и потом различить лица напавших на них людей. Ведь неподготовленный человек не сможет вычленить одну конкретную ворону в стае. Вороны с заданием справились.
Вороны прекрасно запомнили маски-лица.
Они активно возмущались и нападали на людей в масках. Более того, через некоторое время на «злодеев» пикировала уже вся стая в полном составе. Интересный факт, птицы нападали не просто на людей в масках, а на людей именно в тех масках.
То есть они различают наши лица, могут вычленить нужного человека в толпе и могут привлечь к травле своих коллег.
Кстати, без масок ученые для птиц никакого интереса не представляли. Осталось теперь проверить, а запоминают ли так же хорошо птицы и добрые дела? Ну и по крайней мере можно с уверенностью утверждать, что память и наблюдательность у ворон развита великолепно.
- Кстати, похоже, что определенная информация передается от взрослых ворон своим юным чадам.
Возвращаясь к предыдущему эксперименту, стоит еще раз сделать акцент на то, что вороны сумели каким-то образом передать сородичам описание своих обидчиков. Нет, тут можно предположить, что сработал стадный инстинкт – если одна кричит об опасности и нападает, то же будут делать и другие. Но все равно, ученые установили, что в вороньем карканье есть диалекты. «Разговоры» ворон разных регионов будут отличаться. А вот есть ли у них язык, пока утверждать достоверно трудно….
Одного из воронов Одина звали Мунин (помнящий). И очень даже не зря, у ворон оказалась превосходная память. В канадском городке Чатеме была остановка ворон на пути миграции. Сотни тысяч птиц оккупировали город и прилегающие территории. Но это был сельскохозяйственный район и окрестные фермы несли огромный ущерб – вороны сильно портили молодые посевы.
Люди терпеть не собирались и начали войну. В результате появилась жертва, ровно одна, всего одна птица на полмиллиона живых. После этого случая птицы Чатем облетали стороной.
Естественно других жертв в городе и окрестностях не было.
Случаев таких было не мало. Птицы прекрасно помнят места и ситуации, которые закончились жертвами с их стороны.
Они избегают этих мест, даже меняют пути миграции.
Мы прекрасно умеем выживать в комфортной обстановке. Но что делать тем, кто оказался в экстремальных обстоятельствах? Тогда жизнь зависит от умения найти подходящий инструмент, сообразить, как его применить для спасения жизни себя любимого. А вот воронам такие задачки приходится решать постоянно.
То что животные часто используют различные инструменты знают не только ученые. Примеры шимпанзе никого не удивят.
Но многие птички используют палочки для добычи из-под коры насекомых, каланы с помощью камней разбивают моллюсков, даже дельфины пользуются инструментами. Не исключение и вороны.
Ученые устанавливали на них камеры и наблюдали как те ловко достают червячков палочками. Более того, вороны применяли жесткие листья и травы в качестве инструментов для создания других более сложных инструментов!
Ученые для изучения способностей животных проводили множество экспериментов, заставляя их решать ситуативные задачки. Так например группу ворон помещали в клетку с куском мяса. Мясо при этом вешали на веревку, которую закрепляли на конце палки. Так вот вороны легко сообразили подтягивать по очереди веревку, пока не добрались до вожделенного куска.
Есть знаменитая басня Эзопа про то, как ворона бросала в кувшин камни, чтобы добраться до воды. Вряд ли Эзоп просто придумал эту ситуацию. Ученые подумали так же и решили воспроизвести события басни. Причем они это делали с разными воронами четыре раза и получали одинаковые результаты.
В клетку помещали ворону, глубокую емкость с водой, в которой плавали вкусные червячки, и горку гальки. Червячков вороны просто так достать не могли. Результаты поразительные – 2 вороны со второй попытки сумели найти решение, остальные сообразили с первого раза! При этом они начали бросать не любые камешки, а выбирали самые большие.
И бросали ровно до того момента, пока не появлялась возможность вытащить из поднявшейся воды червяков.
Следующий эксперимент включал кроме ворон маленькую корзинку, спрятанную в больший сосуд и пару проволочек. При этом для Адели и Бетти приготовили 2 проволочки, одна из которых была с крючочком, а вторая ровная.
Абель сразу из 2х кусков проволочки выбрала загнутый. Бетти поразмышляла над своим прямым отрезком и аккуратно загнула его тоже и вытащила свою корзинку.
Стоит отметить тот интересный факт, что проволоку вороны видели впервые.
Ну и чтобы совсем уж в полном объеме оценить способности птиц – последний эксперимент. Птицу поместили в коробку с небольшим ящичком, в котором был большой кусок вкусного мяса.
Рядом находился второй ящичек с длинной палкой и маленькая палочка. Маленькой палочкой мясо из ящичку извлечь было невозможно.
Ворона не долго размышляла над проблемой, она достало маленькой палочкой большую, а затем раздобыла свое мясо!
И речь здесь пойдет не о полете. Вороны способны просчитывать наперед действия окружающих и соответственно корректировать свои. Хорошо знакома многим привычка ворон делать запасы. Это, конечно, умеют делать и многие другие животные.
Но вороны пошли в искусстве мер и контрмер намного дальше. Если одна ворона пытается что-то спрятать, тут же находится несколько заинтересованных наблюдателей.
Тогда первая, прячущая, делает вид только что что-то закопала, а в этот момент прячет свое добро у себя на груди между перьями. И быстренько перелетает на другое место.
Наблюдатели довольно быстро раскусывают такие хитрости, они моментально теряют интерес к месту «захоронения» и следуют за настоящим «кладом». Эти гонки, соревнования в конспирации могут продолжаться очень долго и достигать небывалых масштабов.
Вороны отлично научились использовать в своих целях антропогенную среду. Они знают, что разбивать орехи лучше всего швыряя на твердый асфальт. Более того, они орехи бросают не просто на землю, а еще и под колеса машин.
Причем рассчитывают скорость транспортного средства. А потом знают, что подбирать разбитый орех можно только при красном свете светофора, что машины несут опасность, причем в сочетании с определенными внешними явлениями.
Еще вороны четко знают, что достать еду можно из мусорных баков.
Но обычно баки плотно закрыты, зато их содержимое становится доступным после приезда работников и перегрузки в мусорную машину.
Так что вороны прекрасно запоминают графики и маршруты подобной техники и пользуются этим знанием.
— Существует 8 подвидов ворон с небольшими различиями в размерах или среде обитания.
— Вороны черного цвета, часто с синим отливом. В период линьки перья приобретают коричневый оттенок.
— У воронов темно-коричневый цвет радужки глаза с синевато-серым.
— Вороны создают одну пару на всю жизнь. В случае приближения хищника самцы могут пожертвовать собой, чтобы спасти вторую половинку и птенцов.
— Самки ворон довольно придирчивы в выборе партнера и ищут в них определенные качества или черты.Хороший избранник должен быть в состоянии обеспечить «семью» и быть достаточно умным. Самцы делают все, чтобы привлечь к себе женское внимание: мертвые петли, полет вверх животом и др. фигуры высшего пилотажа.
— Вороны являются одними из самых сообразительных птиц. Они считаются «изобретателями» и могут идентифицировать проблему и решить ее эффективно и быстро, в отличие от большинства других птиц, которые выполняют все методом проб и ошибок.
— Вороны собирают пищу и прячут в тайники. Другие вороны могут вычислить этот тайнк и разграбить его.
— Когда вороны летят стаей, их враги стараются не приближаться.
— Вороны могут ограбить не только «соседские» тайники, но и других животных. Например лисы, волки.
— Вороны считаются одними из самых игривых и озорных птиц. Они любят гоняться за кошками и собаками, дергать их за хвосты и каркать им на уши. В снежных районах вороны любят кататься на снегу или сталкивать его с крыш на прохожих.
— Вороны считаются предвестниками смерти. Это связанно с тем, что их любимая пища — падаль.
— В китайской, египетской, греческой и семитской мифологии, ворон посланник штормов. В Швеции, они представители призраков убитых людей.
— Скандинавский бог Один умел превращаться в ворона
ну вот посмотрите, какая еще птица так умеет ? !!
Источник: https://masterok.livejournal.com/368999.html
Читать онлайн электронную книгу Ворон — Эдгар По. Ворон(переводы) бесплатно и без регистрации!
Ни одно художественное произведение не переводилось на русский язык так часто, как это стихотворение Эдгара По. Существует более двух десятков переводов «Ворона». Уступил даже знаменитый монолог Гамлета «Быть или не быть»: его переводили «всего» шестнадцать раз. Первые русские переложения «Ворона» появились в 1878 году.
А классическими считаются переводы, сделанные символистами: Бальмонтом, Мережковским, Брюсовым. Константин Бальмонт написал также очерк о жизни и творчестве американского поэта, который до сих пор продолжают использовать в качестве предисловия к сборникам избранного и собраниям сочинений Эдгара По.
Разумеется, «Ворона» переводили и в советское время и продолжают переводить до сих пор. Особенно интересно проследить, как искали переводчики русский эквивалент ключевому слову «Невермор». Андреевский сто двадцать лет назад перевёл буквально: «Больше никогда!» Его современник Пальмин ограничился одним «Никогда».
Брюсов и Мережковский последовали примеру Андреевского, Бальмонт – Пальмина. Однако оба варианта страдали одним существенным недостатком: пропала фонетическая нагрузка, то есть два «р» («Невермор!»), которые позволяли Эдгару По соединить человеческую речь и воронье карканье.
В 1907 году переводчик Жаботинский нашёл выход: он отказался от поисков русского аналога и оставил английский оригинал – «Невермор!» После чего поиски поиски в этом направлении на целых полвека прекратились. Лишь в 77-ом году появился новый русский эквивалент. Василий Бетаки отдал предпочтение «каркающему» «не вернуть».
В восьмидесятые годы Николай Голь нашёл ещё один вариант: «всё прошло». (C)Ефим Шуман, 1999
- Once upon a midnight dreary, while I pondered, weak and weary,
- Over many a quaint and curious volume of forgotten lore-
- While I nodded, nearly napping, suddenly there came a tapping,
- As of some one gently rapping, rapping at my chamber door.
- «'Tis some visitor,» I muttered, «tapping at my chamber door-
- Only this, and nothing more.»
- Ah, distinctly I remember it was in the bleak December;
- And each separate dying ember wrought its ghost upon the floor.
- Eagerly I wished the morrow;- vainly I had sought to borrow
- From my books surcease of sorrow- sorrow for the lost Lenore-
- For the rare and radiant maiden whom the angels name Lenore-
- Nameless here for evermore.
- And the silken, sad, uncertain rustling of each purple curtain
- Thrilled me- filled me with fantastic terrors never felt before;
- So that now, to still the beating of my heart, I stood repeating,
- «'Tis some visitor entreating entrance at my chamber door-
- Some late visitor entreating entrance at my chamber door;-
- This it is, and nothing more.»
- Presently my soul grew stronger; hesitating then no longer,
- «Sir,» said I, «or Madam, truly your forgiveness I implore;
- But the fact is I was napping, and so gently you came rapping,
- And so faintly you came tapping, tapping at my chamber door,
- That I scarce was sure I heard you»- here I opened wide the door;-
- Darkness there, and nothing more.
- Deep into that darkness peering, long I stood there wondering, fearing,
- Doubting, dreaming dreams no mortals ever dared to dream before;
- But the silence was unbroken, and the stillness gave no token,
- And the only word there spoken was the whispered word, «Lenore!»
- This I whispered, and an echo murmured back the word, «Lenore!»-
- Merely this, and nothing more.
- Back into the chamber turning, all my soul within me burning,
- Soon again I heard a tapping somewhat louder than before.
- «Surely,» said I, «surely that is something at my window lattice:
- Let me see, then, what thereat is, and this mystery explore-
- Let my heart be still a moment and this mystery explore;-
- 'Tis the wind and nothing more.»
- Open here I flung the shutter, when, with many a flirt and flutter,
- In there stepped a stately raven of the saintly days of yore;
- Not the least obeisance made he; not a minute stopped or stayed he;
- But, with mien of lord or lady, perched above my chamber door-
- Perched upon a bust of Pallas just above my chamber door-
- Perched, and sat, and nothing more.
- Then this ebony bird beguiling my sad fancy into smiling,
- By the grave and stern decorum of the countenance it wore,
- «Though thy crest be shorn and shaven, thou,» I said, «art sure no craven,
- Ghastly grim and ancient Raven wandering from the Nightly shore-
- Tell me what thy lordly name is on the Night's Plutonian shore!»
- Quoth the Raven, «Nevermore.»
- Much I marvelled this ungainly fowl to hear discourse so plainly,
- Though its answer little meaning- little relevancy bore;
- For we cannot help agreeing that no living human being
- Ever yet was blest with seeing bird above his chamber door-
- Bird or beast upon the sculptured bust above his chamber door,
- With such name as «Nevermore.»
- But the Raven, sitting lonely on the placid bust, spoke only
- That one word, as if his soul in that one word he did outpour.
- Nothing further then he uttered- not a feather then he fluttered-
- Till I scarcely more than muttered, «Other friends have flown before-
- On the morrow he will leave me, as my Hopes have flown before.»
- Then the bird said, «Nevermore.»
- Startled at the stillness broken by reply so aptly spoken,
- «Doubtless,» said I, «what it utters is its only stock and store,
- Caught from some unhappy master whom unmerciful Disaster
- Followed fast and followed faster till his songs one burden bore-
- Till the dirges of his Hope that melancholy burden bore
- Of 'Never- nevermore'.»
- But the Raven still beguiling my sad fancy into smiling,
- Straight I wheeled a cushioned seat in front of bird, and bust and door;
- Then upon the velvet sinking, I betook myself to linking
- Fancy unto fancy, thinking what this ominous bird of yore-
- What this grim, ungainly, ghastly, gaunt and ominous bird of yore
- Meant in croaking «Nevermore.»
- This I sat engaged in guessing, but no syllable expressing
- To the fowl whose fiery eyes now burned into my bosom's core;
- This and more I sat divining, with my head at ease reclining
- On the cushion's velvet lining that the lamplight gloated o'er,
- But whose velvet-violet lining with the lamplight gloating o'er,
- She shall press, ah, nevermore!
- Then, methought, the air grew denser, perfumed from an unseen censer
- Swung by seraphim whose footfalls tinkled on the tufted floor.
- «Wretch,» I cried, «thy God hath lent thee- by these angels he hath sent thee
- Respite- respite and nepenthe, from thy memories of Lenore;
- Quaff, oh quaff this kind nepenthe and forget this lost Lenore!»
- Quoth the Raven, «Nevermore.»
«Prophet!» said I, «thing of evil!- prophet still, if bird or devil!-
- Whether Tempter sent, or whether tempest tossed thee here ashore,
- Desolate yet all undaunted, on this desert land enchanted-
- On this home by Horror haunted- tell me truly, I implore-
Is there- is there balm in Gilead?- tell me- tell me, I implore!»
Quoth the Raven, «Nevermore.»
«Prophet!» said I, «thing of evil- prophet still, if bird or devil!
- By that Heaven that bends above us- by that God we both adore-
- Tell this soul with sorrow laden if, within the distant Aidenn,
- It shall clasp a sainted maiden whom the angels name Lenore-
- Clasp a rare and radiant maiden whom the angels name Lenore.»
- Quoth the Raven, «Nevermore.»
- «Be that word our sign in parting, bird or fiend,» I shrieked, upstarting-
- «Get thee back into the tempest and the Night's Plutonian shore!
- Leave no black plume as a token of that lie thy soul hath spoken!
Leave my loneliness unbroken!- quit the bust above my door!
- Take thy beak from out my heart, and take thy form from off my door!»
- Quoth the Raven, «Nevermore.»
- And the Raven, never flitting, still is sitting, still is sitting
- On the pallid bust of Pallas just above my chamber door;
- And his eyes have all the seeming of a demon's that is dreaming,
- And the lamp-light o'er him streaming throws his shadow on the floor;
- And my soul from out that shadow that lies floating on the floor
- Shall be lifted- nevermore!
- Как-то раз до поздней ночи я читал, слипались очи…
- Вдруг в дверь тихо постучали… Потерял я мысли нить…
- «Это путник запоздалый», – я сказал себе устало,
- Ночь в пути его застала, просит дверь ему открыть.
- То, конечно, гость усталый просит дверь ему открыть.
- Кто ж еще там может быть?»
2.
- На полу и в стенах в зале тени-призраки плясали.
- Тот декабрь, холодный… мрачный… никогда мне не забыть!
- И ученых истин море не могло развеять горе
- О прекраснейшей Леноре, той, что перестала жить.
- Ты, чудесная, отныне будешь с ангелами жить.
- Где ж ещё ты можешь быть?
3
- Вдруг я вижу возле двери волны взмыли на портьере,
- Незнакомый мне доселе ужас кровь заставил стыть.
- И сдержать стараясь бьенье сердца, я шептал в смятенье:
«Что за странное волненье? Надо встать и дверь открыть.
Это просто гость усталый просит дверь ему открыть».
4
- Но затем собравшись с духом (голос мой разнесся глухо):
- «Сэр, – сказал я, – или леди, вы должны меня простить:
- Я не слышал вас вначале, вы так тихо постучали».
- Тут раскрыл я двери в зале, ужас свой стараясь скрыть,
- Только мрак густой увидел я, старясь ужас скрыть.
- Что ж ещё могло там быть?
5
- Так стоял я в темном зале, полон страха и печали,
- А во мраке ночи мысли плыли душу бередить.
- Не являлись мысли эти никому ещё на свете.
- Только вздох услышал ветер: «Мне Ленору не забыть!»
Что за звук? О, это эхо: «Мне Ленору не забыть!»
Что ж ещё могло то быть?
6
Дверь закрыл белее мела. Вся душа моя горела.
- Снова стук, теперь он громче, надо ужас подавить,
- Надо встать и выйти смело, посмотреть, не в ставне ль дело,
- То ведь ветер озверело тщится ставень отворить.
- О, конечно, это ветер тщится ставень отворить.
- Что ж еще то может быть?
7
- Я к окну… И ворон черный, древний, строгий, непокорный,
- Входит, крыльями махая, лишь окно успел открыть.
- Вот он входит без поклона, глядя, как властитель с трона,
- И решает благосклонно вверх на бюст Паллады взмыть.
Сплю я что ль? Откуда ворон мог на бюст Паллады взмыть?
Нет, того не может быть!
8
Точно смоль у птицы перья. «То не сон», – решил теперь я.
- Ворон, чопорный, надутый, начинал меня смешить.
- «Ты скажи мне, о ворона, имя, что во время оно
- В царстве мрачного Плутона ты изволила носить».
- И прокаркал ворон имя, что привык в аду носить:
- «Никогда тому не быть».
9
- Ворон черным монолитом все сидит там, все видит там,
- Продолжая мою душу взглядом демона сверлить.
- Силуэт зловещей птицы тенью пал на половицы.
- На душу та тень ложится, и ее не победить.
- Нет, душа моя не сможет власть той тени победить.
- Никогда тому не быть!
Источник: https://librebook.me/voron_po_edgar_allan/vol1/1
Ворон
Красивые стихи про Ворон на различные темы: о любви, стихи поздравления, короткие стихи, для детей и многие другие вы найдете в ленте поэтических публикаций нашего сайта.
Ворон — чёрное перо С дерева слетел, Клювом взял моё ведро И взлететь хотел. А в ведре лежал кирпич Килограмм на пять. Ворона взял паралич. Так вот воровать! Кошка рядом тут как тут — Кто по птичкам спец. Без отца птенцы растут. А стиху конец. —
Сергей Прилуцкий, 01.11.2012, Алатырь
Ворона-моя душа, Ворона-моя мечта, Ворона-моя печаль, Ворона улетает вдаль. Вороны-людской страх, Вороны-чей-то прах, Вороны-чьи-то слова, Вороны покидает навсегда. Вороны-то, что видела я, Ворона-моя слеза, Ворона, словно гроза. Ворона-просто сон. Ворона-это неон, Ворона-это я.
Ворона, прости меня…
Вороний грай разбудит тишину, Недобрым эхом в сердце отзовется, Неся с собой беду или войну, А стая воронья закроет солнце… Когда вот так летает воронье, Вернее нет на свете предсказанья: Наверняка, повыгорит жнивье, И ждут народ разруха и страданья… Вновь наступает власти передел, Все воронье, ликуя, жаждет пира, И заклюют любого кто несмел, Разрушив кровью равновесье мира…
6.03.14
Как-то в полночь, в час унылый, я вникал, устав, без силы, Меж томов старинных, в строки рассужденья одного По отвергнутой науке и расслышал смутно звуки, Вдруг у двери словно стуки — стук у входа моего. «Это — гость,- пробормотал я,- там, у входа моего, Гость, — и больше ничего!» Ах! мне помнится так ясно: был декабрь и день ненастный, Был как призрак — отсвет красный от камина моего. Ждал зари я в нетерпенье, в книгах тщетно утешенье
Я искал в ту ночь мученья, — бденья ночь…
Чёрный ворон, чёрный глаз, шёлком на крыле, атлас. Птица ворон не проста — там, где ворон — там беда. Глаз сверкает, как алмаз, всё приметит сей же час. Не увидишь их гнезда, всё скрывает высота. Есть у воронов приказ: «Всё, что пало — то для вас!» Проживёт он лет до ста,
страж могильного креста.
На крыльях ночи прилетел ты, мудрый Ворон… С каким известием, приказом?.. В дорогу собрана. Но разум… Ещё земной соломой полон… Из чьих ты, преданный глашатай?.. И с чем пожаловал, с рассветом?.. Но ты молчишь. И нет ответа… Крестом молчания распята… Печатью скован белый свиток, Слова доверены чернилам… Заря на небе вдруг застыла И пала, в хмурый сумрак пыток… Глаза, спокойны и бесстрастны. Ты весть принёс, но с тайным смыслом… Качнуло время коромысло,
Плеснув в одну из чаш…
На Древе Знаний Мудрый ворон Глядит на мир Из под крыла Какую тайну Старый воин Откроет нам Уйдя от сна? Быть может Скрытые богатства Расскажет нам, Где он хранит Иль где и как В каком пространстве Мы станем вдруг Умнее книг Или когда Раскинет крылья, А там под перьями Блестит Тот ключ, Что нам откроет двери, Где птица счастья Прилетит Но нет,сидит И молча смотрит Как мы идём В лучах зари Ты попроси И он исполнит
Твои заветные мечты…
Он не боялся ворон, пока не увидел цапли, не узн- ал, мякли, брякли, лики, не опознал и крики, бо- льно похожа была на лошадь со слов шурина, хо- тя врёт, не видел и он её, напоминания, облезлой плавной, летящей, лягушку в пасти держащей, фр- анцуженка? или просто полюбила, взяла с собой, мило, напомнило сказку о переселении душ, пой- ди прими душ, залог здоровья, чистота коровья, (крыльев), светлый день, выворот луны не капли
тени по барханам мы, (еле-еле), забывали дорогу…
У-у-ух! Этот пресловутый Западный ветер, Опять выдувает мозги,-ни зги. Море ,опять,наступает на пятки, Был берег, уж лес позади. Кидает волны из стороны в сторону, Толи лед в лицо,то ли соль,-боль. Одному герою побоку, хитрому ворону, Исполняет в этом спектакле главную роль. Наблюдает,как люди копошатся, В пене морской звенят бубенцы,-удальцы. От ветра холодного морщатся, Бабочек дорогих ловцы. Сидел,глядел, да к воде подлетел, Так, все ищут и тот захотел.
Лапкой песок…
Глаза ворона уносят В долину теней.
Захвати плащ.
Источник: https://www.SunHome.ru/poetry/voron
Дмитрий Вересов — Крик ворона
- Дмитрий ВЕРЕСОВ
- КРИК ВОРОНА
- (Ворон-3)
У некоторых драконов крыльев нет вовсе, и они летают просто так.
Хорхе Луис Борхес
Не случайно последней цитатой в «Крике ворона» — заключительной части трилогии про Татьян — является строка из «Ворона» Эдгара По. Мрачноватый американский романтик знал, про что пишет.
Однако сила, олицетворяемая вороном, не только карает, но и вознаграждает — но только тех, кто способен воспринять и осмыслить ее предначертания и соответствующим образом построить свою жизнь.
К таким редким представителям человечества относятся обе Татьяны.
Она откинулась на стуле и подняла на свет прозрачный пластиковый стаканчик. Шампанское окрасилось в неяркую бледную синеву — сейчас единственная лампочка, забранная в толстый колпак из небьющегося стекла, работала в ночном режиме — скажите, какой интим….
«Хейдсик»… Неплохая марка… В последний раз они с мужем отведали «Хейдсик» в «Серебряной Башне»… Или на приеме у китайцев? Сейчас и не припомнишь… У них в доме предпочитали старомодную вдовушку «Клико Понсардэн»: один старинный приятель Андрика входил в совет директоров компании и ящиками доставлял искристый напиток своему «дорогому шер ами и его очаровательной подруге»… Для непосвященных она так и оставалась подругой. Брак Короля со второй за всю историю Ордена женщиной-Магом и не мог не быть тайным. Это явление скорее тектонического порядка…
Она не спеша сделала три глотка и поставила стаканчик на откидной белый столик с пластмассовой крышкой. Не считая початой бутылки, на столике находились пачка сигариллок, зажигалка да легкая пепельница из белой пластмассы.
Ах это царство уединенного досуга, пластиков и белизны! Белые стены, белый потолок, белая кровать, приваренная к белому полу, белый экранчик перед закуточком с «удобствами» (сами «удобства», правда, голубые).
Даже тарелки, ножи-пилочки, вилки с закругленными кончиками, ложечки — все это, как и полагается, она поставила на полку под окошечком в двери — обязательно белые и обязательно пластиковые… Только вот с бутылочкой промашка вышла… Она усмехнулась, представив себе коллекционное шампанское в пластиковых бутылках.
Или в бумажных пакетиках, как молоко. Специальный разлив для особой категории клиентов… Она взяла недопитый стаканчик. Из коридора донесся звук шагов, и почти одновременно лампочка на потолке ослепительно засияла, облив небольшое помещение ярким, беспощадным светом. Звякнули ключи. Начинается…
Глава первая
ПОДАРКИ СУДЬБЫ
Новехонький серебристо-серый понтиак несся по Приморскому шоссе по направлению к городу.
За рулем сидел неприметный молодой человек в черной кожаной кепке, рядом с ним, поигрывая мощными челюстями, развалился гигант в камуфлированной безрукавке.
Заднее сиденье занимал полный лысоватый господин в черном смокинге с атласными манжетами и лацканами. Он задумчиво смотрел в окошко и негромко напевал:
— Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой… Витюня, нащелкай мне Феопентова. Рабочий… То мне скучно, то мне грустно…
— Есть, Леонид Ефимович. Сам, — отозвался через минуту гигант Витюня, передавая трубку радиотелефона господину в смокинге. Тот хмыкнул, поднес трубку к уху.
— Левенька-здоровенько! — весело сказал он. — Ага, он самый. Богатый будешь… Ну да, конечно же, дела, дела… Покой нам только снится. Как оно, твое ничего?.. И слава Богу! Да, тоже вот живем помаленьку, хлеб жуем… Бывает и с икоркой, конечно. Слушай, а у меня к тебе просьбочка одна.
Очень обяжешь… Нет, с этим пока напряженки не наблюдается, у меня вопрос другого рода. Не в службу, а в дружбу, разузнай-ка мне поподробнее, что за компания у вас там в девятьсот первом обретается, ну и по соседству, если одной шайкой… Особенно интересно, если есть среди них такой доктор Розен с супружницей… Фирма «Информед».
Не слыхал? Я тоже… Через сколько перезвонить?.. А побыстрее нельзя?.. Ну, спасибо, за мной не заржавеет, ты же знаешь. Жду.
I
Марина Валерьяновна Мурина принадлежала к презренному меньшинству, изгоям и отщепенцам.
В то время, как весь советский народ… Народ, люто ненавидя синюшные, тяжкие, похмельные понедельники, напротив, чрезвычайно положительно относится к пятницам, рабочим лишь постольку-поскольку и вливающим в душу трепетную благодать предвкушения двух дней законного оттяга.
И поскольку ожидание счастья сплошь и рядом оказывается весомее собственно переживания этого самого счастья, не будет преувеличением сказать, что пятница стала любимым днем для всей страны.
Марина же Валерьяновна к понедельникам относилась индифферентно (три урока в училище плюс часовая частная халтурка там же), не любила вторников (занятия и утром, и в вечерней группе), пятниц же терпеть не могла и боялась их до умопомрачения.
Директриса уже который год ставила Марине Валерьяновне на пятницу три вечерних урока. Конечно, из-за глубокой личной неприязни, так и сквозившей в отстраненно-деловом тоне, который держали с Муриной и администрация, и коллеги, мымры бездуховные. Ясное дело, они у директрисы все в любимицах, свои в доску, чай, из одного бачка мусорного вылупились. И, естественно, ни одна из этих шкур не имеет такого гадского расписания, как она.
— Но, Марина Валерьяновна, дорогая, у Семеновой два маленьких ребенка, Лихоманкина у нас на полставки, Куцева в декрете, а часы закрыть надо… — бубнила в ответ на ее справедливые протесты секретарша Эльвира, отводя глазки, заплывшие от хитрости и тайных запоев.
И бесполезно доказывать этой метелке, что такое расписание обрекает Марину Валерьяновну на ночной пятнадцатиминутный марш по жуткому пустырю, где каждые сутки кого-нибудь грабят, избивают, насилуют и недели не проходит без свежего трупа…
До восьмидесятого года Мурина жила в одной комнате с бывшим мужем в гнусной коммуналке на Маяковского. Комната запущенная сверх меры, разделенная перегородкой — чтобы поменьше видеть мерзкую смазливую харю экс-супружника.
Соседи сплошь твари, суки, быдло… Марина Валерьяновна вздохнула было с облегчением, когда их трехэтажный флигелек дал неизлечимую трещину прямо по комнате соседей Фуфлачевых — жаль, никого не убило, когда обрушился потолок! — и пошел под экстренное расселение.
Но мерзавцы, окопавшиеся в жилкомиссии, приличную площадь придержали для ворья, у которого всегда есть деньги на взятку, а Муриной выдали смотровой на комнатушку в трехкомнатной квартире на восточной окраине Купчино. В ответ на законные упреки исполкомовская сволочь нагло заявила:
Источник: https://libking.ru/books/det-/thriller/309438-dmitriy-veresov-krik-vorona.html
А.А.Блок "Сны", "Ворона"
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема. А. А. Блок «Сны», «Ворона»
Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. Блока; прививать интерес к литературе, любовь к поэзии; работать над развитием мышления, выразительностью чтения учеников.
- Планируемые результаты:
- Предметные:
- — представлять картины, изображенные в стихотворении;- читать выразительно, отражая настроение стихотворения.
- Личностные результаты
- — воспитание художественно-эстетического вкуса на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы;
- — развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Метапредметные результаты
- — овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- -формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Ход урока
I. Организационный момент.
- Прозвенел уже урок –
- Начинать пора урок.
- — Приведите в порядок своё рабочее место и тихонько садитесь.
- — У нас урок литературного чтения. Вам нужно хорошо поработать, быть
- внимательными, отвечать правильно и учиться читать выразительно.
II.Актуализация знаний.
— С творчеством какого русского поэта мы познакомились на прошлом уроке?
— Что интересное вы о нём узнали?
— С каким стихотворением А.А.Блока мы уже познакомились?
— О чём это стихотворение?
III. Проверка домашнего задания.
— Какое у вас было домашнее задание? (Подготовиться читать выразительно.)
- — А что значит, читать выразительно?
- — Что нужно уметь, чтобы читать выразительно?
- — Чтобы научиться читать правильно, выразительно и быстро мы будем развивать свою речь.
- Работа над скороговоркой.
- Перепел перепёлку и перепелят
- Прятал в перелеске от ребят.
- — Прочитайте про себя то, что написано на доске.
- — Давайте прочитаем вслух.
- — Что вы прочитали?
- — Прочитайте скороговорку с грустной (с весёлой) интонацией.
— Кого прятал перепел в перелеске? (Перепёлку и перепелят.)
- — От кого он их прятал и зачем?
- — Прочитайте скороговорку тихо, не быстро.
- — Прочитайте скороговорку громче и быстрее.
- — Кто хочет сам прочитать скороговорку?
— Какое слово в этой скороговорке связано со стихотворением А.Блока «Ветхая избушка»?
(Ребята. В стихотворении описаны зимние игры ребят.)
– Знакомо ли вам настроение, испытываемое ребятишками из этого стихотворения?
— Давайте послушаем выразительное чтение стихотворения «Ветхая избушка» (3 ученика)
IV. Изучение нового материала.
— Прочитайте название следующего стихотворения А.Блока. («Сны»)
- — Рассмотрите иллюстрацию к нему. Предположите, о чём может рассказать нам автор в этом
- стихотворении.
- – Набегавшись и наигравшись вволю, хорошо погреться дома у теплой печки, а затем, забравшись
- на печку или удобно устроившись в кроватке, с замиранием сердца слушать сказку, рассказанную
доброй бабушкой или нянюшкой. Об этом стихотворение А. Блока «Сны».
Выразительное чтение стихотворения «Сны» учителем
-Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал?
- (И.Суриков «Детство»)
- -Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и серый волк», «Сказка о
- мертвой царевне и семи богатырях», «Спящая красавица».)
- С л о в а р н а я р а б о т а
- ЛАМПАДКА — небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;
- ВНЕМЛЮ — слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;
- ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ — дремота — полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза;
- ПОКРОВ — верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.
- Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
- – Почему мальчик любит «луч зеленый, луч лампадки»? (Потому что, засветив лампадку, няня
- начинает рассказывать сказку, которую он с нетерпением ждет.)
– Почему ему «жалко уснуть»? (Он боится пропустить хоть одно слово из сказки.)
– Как нужно читать это стихотворение? (Неторопливо, плавно; только слова: «раз-два, раз-два,
раз» проговаривать четко, ритмично.)
— Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.)
- Выразительное чтение стихотворения учащимися.
- Самооценка учащимися своего чтения.
- ФИЗМИНУТКА
Работа над стихотворением А.А.Блока «Ворона»
- – У Саши Черного мы читали стихотворение о воробье, а вот Александр Блок написал
- стихотворение о другой птице, которую так же часто можно встретить в любом дворе, а
- стихотворение так и называется – «Ворона».
- – Прочитайте стихотворение друг другу.
- Работа в парах.
- – Какой вы представили себе ворону?
– Отчего она «запрыгала… глупым скоком»? (от радости, что наступила весна.)
– Прочитайте строки, подтверждающие ваше мнение.
— Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить
ворону? (Здесь ему помогает слово лохматой.)
- — Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок?
- – Как поэт относится к вороне? (Немножко подшучивает над ней (так с зимы и осталась
- лохматой; даже дух занялся у вороны; запрыгала вбок глупым скоком), но всё же он рад, что
- ворона пережила все тяготы и невзгоды зимы и встретила с радостью долгожданную весну.)
- Словарная работа
- покатая — наклонная поверхность
- вешние звоны — весенние звоны
- привольно – свободно
- Выразительное чтение стихотворение «Ворона» учащимися.
— Каким образом поэту удалось показать, что ворона была любопытна? Найдите это в тексте.
— Как нужно читать это предложение? (С вопросительной интонацией.)
— Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?
- — Как передаёт поэт настроение вороны?
- — С каким настроением нужно читать это стихотворение?
- Оценка чтения учащихся одноклассниками.
V. Итог урока.
- – Какое настроение осталось у вас от урока?
- – Что особенно понравилось?
- — Оцените свою работу на уроке.
- Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений А. Блока «Сны» и
- «Ворона» (с. 51–54)
Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/a_a_blok_sny_vorona