Беседа игра по этикету для 3-4 класса. правила поведения за столом

Сценарий библиотечного мероприятия, 3-4 класс

Библиотечная беседа «И ещё раз про этикет»

Гаврилова Алена Михайловна, библиотекарь, МАОУ СОШ № 74 г. Ижевск Хочу представить вашему вниманию сценарий библиотечной беседы по этикету и вежливости для учащихся 3-4 классов. «Изюминка» данного мероприятия в том, что совершаем экскурс в историю, узнаем первые книги России, которые учили о том, как вести себя молодым людям, это «Домострой» и «Юности честное зерцало». Данное мероприятие проходило на «Ура».

Библиотечная беседа «И ещё раз про этикет» для учащихся 3-4 классов

Добрый день.

Прежде чем приступить к нашему занятию, я бы хотела с вами поиграть в одну небольшую игру, я начинаю говорить стихотворение, а вы должны договорить недостающее слово: Нужно знать как дважды два Все волшебные слова, В день, пожалуй, раз до ста Говорить …(Пожалуйста!) Прослывешь ты воспитанным, ибо Говоришь всем – большое … (Спасибо) Если вы друзей уважаете, При встрече спросите: Как (Поживаете?) Не забудьте, что на прощание Нужно всем говорить … (До свидания) Зазеленеет старый пень Когда услышит (Добрый день) Растает даже ледяная глыба От слова теплого (Спасибо) Когда нас бранят за шалости Говорим (Извини, пожалуйста) И во Франции, и в Дании На прощание говорят (До свидания) Вы, наверно, догадались, о чем мы будем с вами говорить. Правильно, о вежливости, этикете, правилах поведения. Всем людям хочется, чтобы все их друзья, соседи, и даже незнакомые люди относились бы к ним внимательно, по-доброму, любили и уважали их.Но чтобы к тебе так относились надо и самому быть вежливым – вот и весь секрет. Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так трудно! Нетрудно уступить место в общественном транспорте. Нетрудно здороваться с людьми при встрече и прощаться при расставании. Не трудно быть опрятным, причесанным, умытым, чтобы окружающим было приятно с тобой общаться. Не так уж трудно помочь по дому маме. Но вежливый человек должен выполнять не только эти правила, но и другие. Давайте обратимся к истории. На Руси этикет, обычай, нормы и правила поведения исходят из глубокой древности. Обычай был и в ратном (военном) деле, и в охотничьем промысле, и в семье и т.д. Изба у русича была и домом и храмом. На Руси оскорбление гостя влекло за собой общественную месть: сожжение дома. Странник, иноплеменник, входя под кров какого-либо дома, вступал под его защиту. Отсюда и обычай снимать головной убор. У Владимира Даля в его сборнике «Русских пословиц и поговорок» есть такая: «Все люди как люди один черт в колпаке». Хотя вот на счет этого обычая есть и другие версии, много веков назад жить было опасно. По дорогам скитались бродяги, в лесах укрывались шайки разбойников. Люди ходили постоянно вооруженные. А, уезжая из дома в дальний путь, надевали на себя кольчугу, тяжелые латы, голову прятали под железный шлем. А если на пути встречался дом доброго знакомого, то путник, переступая порог, снимал свой шлем и нес его в руке. «Я тебя не опасаюсь, — говорил он этим жестом хозяину. – Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю. Ты хороший человек, не грабитель и не предатель». Другая версия происхождения этого обычая похожа и на первую и на вторую. В ней говорится, что первобытный человек, не желая подпускать чужака к своей пещере, хватал дубину и нацеливал ею в голову врага, которая была накрыта черепом какого-либо животного. Увидев поднятую дубину, пришелец мог, не вступая в бой, обнажить свою голову. Хозяину пещеры это успокаивало, и ему не было нужды пускать в ход оружие. Т.е. когда человек обнажает голову, то это значит, что он доверяет хозяину дома и хозяин дома доверяет гостю. Хранителями правил поведения, обрядов во всех странах были старейшины, жрецы, на Руси обрядихи, волхвы. Однако вернемся к обычаям на Руси, правила поведения за столом были строгие: нельзя было чавкать, громко говорить, смеяться. Перед тем как сесть за стол надо было перекрестится, как поел тоже. В 16 в. на Руси появился «Домострой» (показать книгу). Эта книга охватывала все стороны жизни богатого сословия. «Домострой» учил как относится к власти, церкви, членам семьи, слугам, как воспитывать детей, встречать и принимать гостей, что готовить из еды и питья в тот или иной день. Например, что надо было подавать в масленицу «А на масленицу подают к стол: хворост, орехи, ельцы, ядрышки, пирожные, шишки, творожную смесь, молоки вареные, жирный творог сухой».

А вот, что говорится об отношении в семье «Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе божии», т.е. глава называется «Как детей своих воспитывать в поучении и страхе божьем» (рисунок «рис.1.jpg»).

Беседа игра по этикету для 3-4 класса. Правила поведения за столом Давайте же узнаем, что советует «Домострой», только давайте «переведем» на современный язык. «А пошлет Бог кому детей — сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху божию и вежливости, и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — мать дочерей, и мастерству — отец сыновей, кто в чем способен, какие кому Бог способности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей. И беречь, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таких грехах им и ответ держать в день Страшного Суда. Так что если дети, лишенные поучений отцов и матерей, в чем согрешат или зло сотворят, то отцам и матерям от Бога грех, а от людей укоризна и насмешка, дому же убыток, а себе самим скорбь и ущерб, от судей же пеня и позор. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе божьем и добром наставлении и научены всякому разуму и вежливости, и ремеслу, и рукоделию, такие дети с родителями своими будут Богом помилованы и добрыми людьми восхвалены, а вырастут добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или по божьей милости своих дочерей за сыновей их выдадут замуж. Если же из таких — то какое дитя и возьмет Бог после покаяния и с причащением, тем самым родители приносят Богу непорочную жертву, и как вселятся такие дети в чертоги вечные, то получат у Бога право просить милости и прощения грехов также и для своих родителей». Я думаю, что многие советы актуальны и в наше время. Вы согласны? В 1717 г. по распоряжению императора Петра I была издана книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (рисунок «рис.2.jpg»), т. е. почти 300 лет.Беседа игра по этикету для 3-4 класса. Правила поведения за столом В первой ее части помещены азбука, таблицы слогов, цифр и религиозные заповеди. Эта азбука является одним из первых пособий по обучению новому гражданскому (светскому) шрифту и арабскому написанию цифр вместо церковнославянских. Рисунки «рис.3.jpg», «рис.4.jpg», «рис.5.jpg», «рис.6.jpg», «рис.7.jpg»). Беседа игра по этикету для 3-4 класса. Правила поведения за столом Беседа игра по этикету для 3-4 класса. Правила поведения за столом Беседа игра по этикету для 3-4 класса. Правила поведения за столом Беседа игра по этикету для 3-4 класса. Правила поведения за столом Беседа игра по этикету для 3-4 класса. Правила поведения за столом Вторую часть книги составляли правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» пользовалось особенно широкой популярностью среди столичного населения. При Петре книга печаталась трижды, что свидетельствует об огромном спросе на него. Напечатана она непривычными для нас старинными буквами; некоторые слова вроде «талерки» (тарелки) еще можно понять. Но есть такие слова, что всю голову «сломаешь», а значения не поймешь, потому что оно очень уж устарело или вовсе уже не употребляется. Но большинство приведенных в книге правил вполне го¬дятся и сегодня. Вот судите сами. Правила поведения за столом:

Не хватай первым блюдо и не дуй в ушное (жидкое), чтобы везде брызгало. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай другому. Около своей талерки не делай забора из костей, корок хлеба и протчего.

Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.

Интересны рекомендации, как вести себя в общественных местах. Здесь предусмотрено все, начиная от походки и осанки молодого человека и до умения принимать еду: «Никто не имеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить, или на людей косо глядеть», т.е. надо ходить выпрямив спину и смотреть на людей, а не себе под ноги. «Юности честное зерцало» не оставляло юношей без наставлений и в том случае, когда они оказывались за пределами семьи — они должны были проявлять предупредительность к старшим, почти¬тельно, не перебивая, слушать их речь, не быть назойливыми. «Никто себя сам много не хвали и не ничижай (не стыди) и не срами», «Не быть празден, от лени разум затмится, а тело становится дряхлым и тучным» — о пользе физкультуры и учебы. А сейчас я вам хочу предложить самим почитать некоторые наставления из этой книги. Заодно посмотрите как писали 300 лет назад (рисунки «рис.8.jpg», «рис.9.jpg», «рис.10.jpg»). Беседа игра по этикету для 3-4 класса. Правила поведения за столом Беседа игра по этикету для 3-4 класса. Правила поведения за столом Беседа игра по этикету для 3-4 класса. Правила поведения за столом (Раздать ксерокопии страниц). Кто какие правила прочитал, поделитесь. Вот мы с вами говорим о вежливости, об этикете, а что это такое вежливость, как вы понимаете?

Вежливость – это форма общение человека с другими людьми (из словаря). Вежливыми могут быть не только слова, вежливыми бывают поступки.

Бывает, к сожалению, и так: человек может произносить вежливые слова, но совершать плохие поступки. Например, когда ученик бегает в перемену по классу, берет без спросу чужие вещи, играет с ними, кидает, портит и при этом извиняется, можно такого человека назвать вежливым? Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид. Например, сотовые телефоны, сейчас у очень многих они есть. На улице, в толпе рядом с вами может возникнуть человек, кричащий в свой мобильник. В трамвае, автобусе невозможно проехать, не услышав чей-нибудь разговор. Рассказывают, что в Японии был случай, когда подобного говоруна по радиотелефону прямо-таки избили пассажиры, объясняя это тем, что он игнорировал окружающих и своим разговором унижал пассажиров. А по каким поступкам можно определить вежливый человек или нет. Давайте мы с вами вместе подумаем. Для этого я вам задам вопросы, и мы вместе на них ответим. Узнаем как в какой ситуации вести себя вежливому человеку. 1.Что нельзя делать во время сеанса фильма в кинотеатре или на спектакле в театре? Разговаривать, шуршать бумажками, шумно выражать эмоции, делиться впечатлениями, ерзать. Сидя в кресле занимать два подлокотника. Если вам необходимо встать, то идти по ряду необходимо лицом к сидящим, а не наоборот. 2.Кто первым заходит в лифт: мальчик или девочка? А кто первым выходит? (тот, кто ближе к двери)? 3.Как следует вести себя в транспорте? Не кричать, громко не смеяться, уступать места пожилым людям, женщинам с детьми, беременным женщинам, инвалидам. Воспитанный мужчина сядет в транспорте в том лишь случае, если поблизости не стоит ни одна женщина или пожилой человек. Мужчина если едет не один, а со спутницей должен взять из ее рук тяжелый пакет (если он есть). Если вам надо выходить, то надо заранее подойти к дверям. 3.Люди пользуются телефоном более 100 лет, но до сих пор совершают ошибки. Как правильно разговаривать по телефону? Звонить знакомым допускается с 9 до 22 часов. Нельзя начинать тел. разговор с вопросов «Кто это? Я куда попал?». Если набрали неверный номер — не спрашивайте «Какой у вас номер?» а спросите «Ваш номер 77-77-77». 4.Ситуация: По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому 8 лет. У первого а руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и один большой сверток. Одна из книг упала: — у Вас упала книжка! — закричал мальчик, догоняя прохожего. — Разве? — удивился тот. — Конечно, — объяснил мальчик. — У Вас было 3 книги + один портфель+1 пакет — итого 5 вещей, а теперь осталось 4. — Я вижу, ты хорошо знаешь сложение и вычитание, — сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу. — Однако есть правила, которых ты еще не усвоил. Какие это правила? 6.Ситуация: Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могли разойтись. Который из них должен был уступить дорогу другому, если первому мальчику было — 8 лет, а второму — 11? (Тот кто вежливей) 7. Ситуация: Мальчик крикнул прохожему: — Скажите, сколько сейчас часов? Обращаясь к прохожему мальчик сделал 3 ошибки. Какие? Существует очень много крылатых выражений, афоризмов, пословиц о вежливости и этикете, а, как известно, пословица – это мудрость народа. Вот, например, некоторые из них:

Читайте также:  Конспект классного часа для 4 класса

С поклону голова не заболит Поклоном головы не надсадишь, шеи не свихнешь. От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.

По части учтивости лучше пересолить, чем недосолить. М. Серванетс

Если вы хотите стать вежливыми, то рекомендую прийти к нам в библиотеку и посмотреть вот эти книги (показать книги об этикете).

Но не думайте, что есть правила на все случаи жизни и что, тот, кто их выучит, станет самым вежливым и культурным. Жизнь настолько сложна и многообразна, что предусмотреть все просто невозможно.

Чтобы вы не делали, всегда должны помнить, что ты живешь не один на свете. Тебя окружают люди, твои близкие, друзья, знакомые и незнакомые люди.

Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить и находится рядом с тобой.

Литературная игра по сказкам, 2-4 класс Сценка по правила этикета для начальной школы Сказка для изучения темы «Этикетные слова» Беседы для младших школьников на формирование культуры речевого общения

  • Беседа с младшими школьниками на тему этикет
  • Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»
  • Классный час. Хорошие манеры 4 класс
  • Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет
  • Классный час в 3 классе на тему: Школьный этикет

Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/alena-mihailovna-gavrilova/bibliotechnaja-beseda-i-esch-raz-pro-yetiket.html

Этикет и правила поведения детей за столом

Даже самый маленький представитель нашего общества знает, что за столом себя «следует вести» в определенной манере. То, что можно, а что нельзя делать во время еды – закладывается родителями в раннем детстве. Правила поведения за столом для детей начинаются с игры «во взрослых», постепенно переносятся в режимные моменты приемы пищи, становятся нормой поведения.

История и культура питания

Правила поведения за столом появились, наверное, раньше самого стола. Придумали их вовсе не коммунисты в своей уникальной организации школ и детских садов. Первые упоминания о столовом этикете появились в древнем мире. Упоминания об этом есть в текстах древних Шумеров.

В них говорится о том, что человек должен быть высокоморальным и соблюдать этические нормы – это то, что даровано человеку богами и отличает людей от животных. Несоблюдение правил поведения, по мнению древних шумеров – приводит к негативу в его жизни.Беседа игра по этикету для 3-4 класса. Правила поведения за столом

Прием пищи – процесс наиважнейший. Его всегда окружали всяческие ритуалы и правила, строго регламентирующие кто, когда, где, что ест. Первые правила были нераздельно связаны с семейной иерархией, организацией быта, способом приготовления пищи, да и с самой пищей.

Нарушать правила во время еды считалось чем-то непростительным, постыдным и осуждалось (а, порой, каралось) во все времена, у любой культуры. Менялась жизнь, быт человека – с ним вместе менялись правила. Семейные обряды потеснились и уступили место культуре и эстетике питания.

Правила поведения за столом все чаще основываются на светской этике, нежели на религиозных и национальных традициях.Беседа игра по этикету для 3-4 класса. Правила поведения за столом

Зачем нам нужны правила за столом

Соблюдение правил и этикет за столом не являются прерогативой определенной социальной группы людей. Оно не имеет ничего общего с уровнем достатка или социальным статусом семьи. « Мы из простых, из рабочих.

Зачем нам все эти скатерти, салфетки, вилочки и ножики? Зачем это все моему ребенку? » – педагогам детского сада порой приходится слышать что-то подобное. Важно понимать, что культура питания и поведения – не капризы, не желание «выпендриться» перед окружающими.

Дело в том, что соблюдение определенных правил этикета за столом имеет смысл и несет конкретную пользу для детей. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Мытье рук перед едой защищает организм от попадания болезнетворных бактерий вместе с едой;
  2. Сервировка стола с использованием чистой скатерти и одноразовых салфеток защищает продукты от соприкосновения с покрытием обеденного стола;
  3. Требование «не вертеться» и не разговаривать во время приема пищи – профилактика серьезных инцидентов за столом (ребенок может подавиться);
  4. Просьба «не торопиться», сидеть прямо и тщательно пережевывать пищу есть ни что иное, как помощь желудку переварить съеденное быстро и легко;
  5. Салфетка, постеленная на колено (или на груди) защитит одежду от загрязнения.

  Ребенок один дома: правила поведения и безопасность

Особо хотелось бы выделить использование специальных столовых приборов во время трапезы. Многие до сих пор считают, что это есть ничто иное, как нарочитое поведение высшего класса, с целью показать свои умения и знания в этой области. Все совсем не так.

Чтобы умело пользоваться приборами, не надо быть представителем определенной группы. Использование приборов призвано не измучить, а облегчить действия трапезничающего.

Мясо гораздо удобнее есть, порезав на кусочки (а не кусать целиком с вилки), рыбу удобно разделать специальной вилкой, а десерт вкушать маленькой ложечкой или вилочкой. Правда же?

Правила поведения за столом в детском саду

Вопрос организации детского питания в ДОУ является важной задачей, которую коллектив детского сада решает в своем многогранном подходе. Правильное здоровое питание дошкольников сопровождается правильной его организацией. У маленьких детей все по-взрослому: сервированный стол, эстетически привлекательный, и, конечно же, правила поведения детей за столом.

Это легко понять, в группе от 20 до 35 человек, обед, организованный без правил поведения и дисциплины, превратился бы в хаос с высокой степенью риска для здоровья (жизни) детей. Но этого не случается. Изучение правил поведения и норм этикета в ДОУ происходит не от случая к случаю, а в процессе всех режимных моментах. Прием пищи – самый важный момент, к нему подход особый.

Это понимают и родители, и сами дети.

Беседа игра по этикету для 3-4 класса. Правила поведения за столом

Возрастная группаЗадачи по формированию культуры питания и поведения за столом (гигиенических навыков)
1 младшая группа (2-3 года) 1. Закреплять умение мыть руки, лицо, вытирать полотенцем
2. Тщательно пережевывать пищу
3. Держать ложку в правой руке (исключение для левшей)
4. Пользоваться салфеткой
5. Благодарить после окончания еды (говорить «спасибо»)
6. Знать короткие стишки и потешки о еде
2 младшая группа (3-4 года) 1. Гигиенические навыки (самостоятельно мыть лицо с мылом, вытираться полотенцем)
2. Умение не крошить хлеб
3. Пользоваться столовыми приборами
4. Пережевывать пищу с закрытым ртом
5. Не разговаривать во время пережевывания пищи
6. Вести себя спокойно, благодарить после окончания приема пищи
Средняя группа (4-5 лет) 1. Брать пищу понемногу, хорошо пережевывать
2. Познакомиться со столовыми приборами (нож, вилка)
3. Есть бесшумно, пользоваться салфеткой
4. Формировать положительное отношение к правилам и культуре еды
5. Понимание того, что окружающие одобряют «правильное» поведение за столом, и осуждают проявление неряшливости и плохого поведения
Старшая группа (5-6 лет) 1. Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ложка)
2. Есть бесшумно
3. Сохранять правильную осанку во время еды
4. После еды задвигать стул, благодарить взрослых
5. Помогать в сервировке стола
Подготовительная группа 6-7 лет) 1. Закреплять все ранее полученные навыки, умения
2. Сидеть в правильной позиции, сохраняя осанку, не класть локти на стол
3. Правильно пользоваться вилкой и ножом
4. Использование салфетки во время и после еды
5. Участвовать в сервировке стола, уборка посуды после еды
6. Благодарить взрослых
Читайте также:  Анкеты для родителей в школе, 5 класс

  Что делать если ребенок постоянно врет и обманывает

Памятка «Правила поведения за столом для старших дошкольников»

  1. Сиди ровно, не «разваливайся»;
  2. Ноги вместе, не клади ногу на ногу;
  3. Не шаркай ногами;
  4. Не разговаривай во время еды;
  5. Не вертись и не толкайся;
  6. Ешь и не пачкайся, не проливай еду на скатерть;
  7. Не откусывай большие куски – ешь потихоньку;
  8. Ешь с закрытым ртом, не чавкай;
  9. Правильно держи ложку, вилку и нож;
  10. Не кроши хлеб, откусывай его над тарелкой;
  11. Наклоняйся над ложкой, не неси ее до рта;
  12. Когда пьешь – поднимай чашку ко рту;
  13. После еды положи приборы на стол;
  14. Когда встаешь из-за стола – задвинь стул и поблагодари взрослых.

Правила поведения за столом в школе

Конечно, школа – не детский сад. Ее основная функция, все-таки, образовательная, а воспитательная только вторично. В школе дети находятся только половину дня, но в школе дети, также питаются.

Питание школьников организуется в помещении школьной столовой. Едят дети все вместе, да и время на еду отводится достаточно короткое – всего 15-20 минут.

Поэтому соблюдение правил поведения за столом – обязательно.

Правила поведения в школьной столовой

  1. Не беги.

    В столовую и из нее идти нужно обычным шагом, чтобы не стать жертвой или причиной болезненной травмы;

  2. Перед едой вымой руки;
  3. Не спеши занять место, не расталкивай своих товарищей;
  4. Соблюдай очередность;
  5. По столовой ходи спокойно, смотри под ноги, чтоб не поскользнуться;
  6. Не размахивай руками, если держишь в них приборы;
  7. Во время еды не разговаривай, ешь с закрытым ртом;
  8. Правильно пользуйся столовыми приборами. Помни, что едят ложкой, а что вилкой и ножом;
  9. Пользуйся салфетками;
  10. Не роняй продукты на пол, а если уронил – подними;
  11. Не отзывайся плохо о блюдах – уважай труд поваров;
  12. После еды убери посуду за собой;
  13. Будь вежливым, поблагодари работников столовой.

Беседа игра по этикету для 3-4 класса. Правила поведения за столом

Важно помнить, что культуру поведения за столом дети не берут из книжек или памяток, но перенимают от родителей. Вы хотите, чтобы ваш ребенок имел представление о правильном питании, его организации? Значит,  обратите внимание, как организуется стол в вашей семье ? Застелите стол скатертью, не нужно ждать особых случаев.

Используйте красивые приборы, будьте любезны друг с другом за столом. Почаще собирайтесь все вместе – это очень укрепляет семью, создается атмосфера доверия. Пусть эти мелочи станут нормой в вашем доме.

Добавьте свои, особые семейные ритуалы, которые ваши уже взрослые дети гордостью принесут в свои будущие семьи, как фамильную ценность, удерживающую всех вас вместе.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/povedenie/za-stolom-dlya-detej

Беседа — практикум "Как вести себя за столом"

  • Муниципальное бюджетное
  • общеобразовательное учреждение
  • «Кантемировский лицей»
  • Муниципального
  • Кантемировского района
  • Воронежской области
  • Разработка клубного часа
  • (В режиме группы продлённого дня)
  • Беседа – практикум
  • Как вести себя за столом
  • (для 2-4 классов)

Воспитатель Агакишиева Н. Р.

  1. Цель: — познакомить с правилами поведения за столом;
  2. -формировать у детей правила культурного поведения во время приёма пищи;
  3. -развивать мышление, внимание, наблюдательность;
  4. -воспитывать положительное отношение к правилам этикета, уважение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам;
  5. -воспитывать чувство коллективизма.
  6. Оборудование: пригласительные билеты по количеству детей (на каждом билете с обратной стороны написан вопрос), картинка Карлсона,
  7. Столовые приборы (Вилки, ложки, стакан, тарелки, ножи), салфетки,
  8. чай, печенье, фрукты, конфеты.
  9. На стенах плакаты с пословицами и поговорками:
  10. «Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питии». (Пифагор)
  11. «Лучше время от времени не доедать, чем постоянно переедать». (Абуль-Фарадж)
  12. «Лучшая приправа к пище — голод» (Сократ)
  13. Без костей и рыбки не съешь.
  14. Без ножа хлеба не отрежешь.
  15. Без соли, без хлеба — половина обеда.
  16. Будет хлеб — будет и обед.
  17. Всякому нужен и обед и ужин.
  18. Голодному Федоту и пустые щи в охоту.
  19. Место проведения: столовая.

( Заранее расставлены скамейки буквой П. Подготовлены столы, накрытые белыми скатертями. На столах столовые приборы, вазы с салфетками.)

Ход клубного часа

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы занятия. Актуализация внимания.

Вступительное слово воспитателя.

Сегодня мы с вами проведём необычное занятие, беседу- практикум «Как вести себя за столом». За столом мы проводим достаточно много времени. Мы завтракаем, обедаем и ужинаем в домашнем кругу, в кругу друзей и родственников.

Но не всегда и не все из вас задумывались о существующих правилах этикета во время приёма пищи. Вот сегодня мы с вами поговорим о том, как вести себя во время еды, как правильно брать пищу с общих тарелок,

А ещё о том, что и как едят за столом. Помогут нам в этом наши повара и ваши мамы.

1. Ученик. Только сегодня,

  • Только сейчас,
  • Только у нас.
  • Только для вас,
  • Правила поведения за столом.

2. Ученик. Сколько правил! Сколько правил!

  1. С непривычки бросит в дрожь!
  2. Будь внимательным, и только!
  3. Всё запомнишь, всё поймёшь.

1. Как брать пищу? ( Родители, рассказывая детям, демонстрируют на примере. Для показа подготовлен стол с приборами.)

Кушанья кладут на тарелку вилками и ложками, находящимися на блюде, не касаясь ими своей тарелки и не забывая положить их обратно на блюдо.

Кушанья берут с блюда или из миски подряд, начиная с края. Выбирать разрешается только при подаче жаркого из птицы. Кусок, который случайно накалывают вилкой, не кладут обратно на блюдо. Еду не накладывают на тарелку горкой. Это выглядит некрасиво и неаппетитно.

Если вы хотите пропустить какое-либо блюдо, то причин объяснять не следует, достаточно будет сказать «спасибо». Не принято, отказываясь от кушанья, говорить: «спасибо, я этого не ем», «мне этого нельзя» и т. п. Предлагая кушанья, никого не нужно принуждать есть.

Как поступить, если на столе салат находится далеко от вас?

( Мнения детей)

Некоторые люди, не желая беспокоить соседей, встают и тянутся за чем –нибудь через весь стол. Но этим они причиняют соседям ещё больше беспокойства, не говоря уже о том, что в подобной ситуации легко опрокинуть стакан или задеть краем пиджака тарелку с пищей. Если нужное блюдо находится далеко, просят поблизости передать его.

И, наконец, если гость вторично положит на тарелку предлагаемое кушанье, хозяйка должна сделать то же самое, чтобы человек не ощущал неловкости оттого, что ест один.

Разыгрываем ситуацию. (За стол садятся 3 ученика и мама. Блюдо находится далеко от одного сидящего за столом. Задание: положить салат в свою тарелку. Один из участников должен вежливо отказаться от предлагаемого блюда.)

2. Как вести себя во время еды.

-Скажите, а как нужно сидеть правильно за столом? ( Выслушиваем мнение детей)

( Воспитатель, рассказывает детям, демонстрирует мама.)

За столом нужно сидеть, слегка наклонившись вперёд и на всё сиденье, а не на краешке его. Сидеть за столом нужно прямо. Поворачивая при разговоре только голову. Ноги перед собой не вытягивают.

А держат их вместе возле стула. На столе могут находиться только кисти рук. Но никак не локти. Локти по возможности прижаты к туловищу. Если едят только одной рукой, вторая тоже находится на столе.

Пальцы сложены вместе.

Сидя за столом, не критикуют то, что на столе, и тех. Кто за ним сидит или обслуживает сидящих. Не следят за тем, кто сколько ест. Пищу на тарелке не перебирают, а берут всё подряд. Едят и пьют спокойно, бесшумно. Не гримасничая.

Воспитанный человек ест спокойно, умеренно. Не обгоняя и не отставая от остальных. Рот не набивают пищей и не берут больших кусков, жевать нужно с закрытым ртом. С полным ртом не разговаривают и не смеются. Во- первых, это некрасиво, во- вторых, пища может либо выпасть изо рта, либо попасть в дыхательное горло и вызвать приступ кашля.

О невоспитанности свидетельствует также чистка зубов, то есть когда для очистки зубов от остатков пищи втягивают между зубами воздух. Считается, что зубы можно очищать, только если вы один. На людях избегают делать всё то, что может вызвать брезгливость.

По той же причине не нужно размазывать на тарелке пищу или придавать еде неаппетитный вид. Например, раздавливая в соусе картофель и овощи и т. д. некрасиво выглядят несъедобные остатки пищи, такте, как рыбные косточки и прочее, разбросанное на тарелке.

Разыгрываем ситуацию. (За стол садятся 3 ученика и мама. Правильная посадка за столом, если едят одной рукой.)

— Как поступить, если во время еды вам попадёт в рот хрящ, косточка, камешек?

( Выслушиваем мнение детей). Их опускают губами на вилку или ложку, поднесённые ко рту, и кладут на край тарелки так, чтобы они не соскользнули ни на скатерть, ни обратно в тарелку. При еде следует стараться, чтобы тарелка была запачкана по возможности меньше.

Как быть с теми остатками пищи, которых не съесть? ( Выслушиваем мнение детей).

Этого вопроса не возникает, если положить себе на тарелку не слишком большую порцию. Но бывают случаи, когда садятся за стол, на котором уже расставлены готовые порции (суп, сладкое).

Можно ли оставить еду на тарелке? ( Выслушиваем мнение детей).

Правила предусматривают, что после еды тарелка должна быть пуста. Это требование предписывается, прежде всего, чувством такта.

Во-первых, для того, чтобы не оставлять впечатления, будто пища была невкусной; во-вторых, обильные остатки затрудняют сбор и мытьё посуды; в-третьих, это перевод пищи. Во всяком случае, если вы видите в гостях, что не сможете справиться с предлагаемой вам порцией.

Попросите положить поменьше. Если такой возможности нет, нужно руководствоваться, прежде всего, состоянием своего здоровья. Есть нужно по потребности и не больше.

Как пользоваться салфеткой? ( Выслушиваем мнение детей)

Салфетку берут с тарелки, когда начинают подавать на стол. Её кладут, сложив вдвое, на колени, а не засовывают, как когда-то за воротник.

( Проводится демонстрация ребёнком, подготовленным заранее.)

Салфеткой не вытирают посуду и столовые приборы. Это было бы оскорбительно для хозяйки, так как подвергло бы сомнению её чистоплотность.

В наши дни никому не приходит в голову вытирать краем скатерти руки, ложки или рот. Даже белоснежной салфеткой редко вытирают рот. Обычно её только прикладывают ко рту. ( Показ ребёнком).

Это делают перед тем, как пить, чтобы на стекле не осталось следов жирных губ. В случае надобности вытирают рот и после еды. Закончив, есть, салфетку кладут на стол слева от тарелки. Её не мнут и не складывают по заглаженным складкам.

Бумажную салфетку слегка сминают и кладут на тарелку из-под еды. (Показ ребёнком).

3. Физкультминутка. На стенке плакаты с началом и концом пословиц. Подобрать к началу пословицы её конец.

  • Без костей и рыбки не съешь.
  • Без ножа хлеба не отрежешь.
  • Без соли, без хлеба — половина обеда.
  • Будет хлеб — будет и обед.
  • Всякому нужен и обед и ужин.
  • Голодному Федоту и пустые щи в охоту.

4. Как правильно пользоваться ложкой и вилкой?

Ложку держат между большим и указательным пальцами. (Показ). Причём её ручка слегка упирается в средний палец. Ко рту её подносят немного наискось (не боком) и в рот не засовывают. Ложку наполняют настолько, чтобы её можно было донести до рта, не пролив ни капли. ( На примере одного родителя упражняются 2-3 человека).

Вилка и нож. Вилку держат в левой руке. А нож в правой руке.

( Демонстрация на примере). Когда едят одной вилкой, её держат в правой руке. Ручки ножа и вилки находятся в ладонях. Кончиком указательного пальца можно упираться в стык ручки и острия, но не ниже. Так же держат вилку, выпуклостью кверху.

Нож используется для нарезания и как вспомогательный инструмент для накладывания пищи на вилку, например овощей. Когда едят ножом и вилкой, их держат всё время в руках, даже в тот момент, когда едят только вилкой.

Жаркое не разрезают сразу на тарелке на мелкие кусочки, чтобы есть одной вилкой, взятой в правую руку. В тот момент, когда вы пережёвываете пищу, и нож и вилка находятся в бездействии, кончики их опускают на тарелку.

Если нож и вилку во время еды нужно положить. Их кладут на тарелку накрест. Ручка ножа направлена вправо, вилки – влево. По окончании еды нож и вилку (Выпуклостью вниз) кладут на тарелку параллельно друг другу. Ручки находятся справа. Это означает, что вы закончили есть.

5. Что и как едят за столом? (Рассказывают подготовленные дети)

1)Чтобы остудить суп, не дуйте на него, просто обождите, пока он остынет. Чтобы съесть весь суп из тарелки, её наклоняют левой рукой от себя, то есть к центру стола.

2) Жаркое едят при помощи ножа и вилки. Для расчленения мягкого мяса (котлет, рулета и т.п.) используют только вилку.

3) Рыбу обычно не едят ножом, но бывают исключения. Например, твёрдую кожу можно разрезать только ножом, как и селёдку. Вообще для рыбных блюд существуют специальные рыбные нож и вилка. Если их нет. Используют две вилки. Если на столе одна только вилка, её держат в правой руке. А находящейся в левой руке корочкой хлеба придерживают рыбу.

  1. 4) Картофель и овощи, как и прочую мягкую пищу, не режут ножом, а расчленяют на кусочки вилкой, находящейся в левой руке, нож только придерживает картофель.
  2. 5) Хлеб берут всегда рукой с общей тарелки, стараясь не дотрагиваться до других ломтиков, и, положив на свою тарелку, отламывают кусочки.
  3. 6) Пельмени кладут вилкой целиком в рот, чтобы из них не вытекал сок.
  4. 7) Печенье едят, отламывая его по небольшому кусочку.

8) Конфеты берут пальцами. За праздничным столом конфету сначала кладут на свою тарелку, на которой её развёртывают.

9) Яблоко и грушу разрезают на тарелке вдоль на четыре или на восемь частей. Затем их очищают от кожицы, удаляют сердцевину и откусывают по кусочкам.

10) Если хотят с кем-нибудь поделиться каким-нибудь плодом, его разрезают пополам и предлагают большую и лучшую часть. Себе оставляют половинку с хвостиком, сердцевиной или косточкой.

IY. Итог. Коллективная игра «Да или нет».

Сейчас я проверю, кто был внимательным, кто разобрался в правилах поведения за столом? Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте на них словом «да» или «нет».

  • -Рук не мыть, когда обед? (Нет)
  • -Будем прыгать за столом? (Нет)
  • -Не жалеть для друга хлеба? (Да)
  • -Грязь смывать всегда и без следа? (Да)
  • -Фантик выбросить под стол? (Нет)
  • -Хлеб беру всегда рукой? (Да)
  • -Солнце, воздух и вода? (Да)
  • -Мы лентяем шлём привет? (Нет)
  • -А тем, кто трудится всегда? (Да)

Я вижу, что все вы осознаёте, как нужно вести себя культурному человеку. Чему мы с вами учились? ( Ответы детей)

  1. Воспитанным быть и культурным попробуй,
  2. Тут хитрости вовсе не надо особой.
  3. Послушать, запомнить и нужно исполнить-
  4. Одно удовольствие, честное слово!

Y. Чаепитие.Сегодня я передаю вам приглашение в гости на чаепитие и даю вот такой пригласительный билет. На каждом билете стоит номер вашего стола.

Если вы хотите, чтобы билет остался вам на память, то вы должны правильно ответить на вопрос в этом билете. ( Вопросы написаны с обратной стороны билета. Те, кто займут места за первым столом, им вопрос №1.

Кто – за вторым столом, им вопрос №2 и т. д.)

1.-Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?

2.-Если ты ел пирожное и запачкал кремом нос. Как ты поступишь?

  • (Варианты ответов зачитывает воспитатель.)
  • -вытрешь его рукавом;
  • -носовым платком;
  • -бумажной салфеткой;
  • -не будешь ничем вытирать, пока не доешь пирожное и не допьёшь чай.

3.-Как нужно размешивать чай в стакане? (Варианты ответов зачитывает воспитатель.)

— так, чтобы чай расплескался по полу;

-бесшумно, не привлекая внимания соседей по столу.

4. В гостях тебе налили полную тарелку супа. Ты уже знаешь, что тебе столько никогда не съесть. Как ты поступишь? (Варианты ответов зачитывает воспитатель.)

  1. -начнёшь есть и половину порции оставишь в тарелке;
  2. -лопнешь, но съешь всё, что есть в тарелке;
  3. — Извинишься и попросишь, чтобы тебе налили поменьше, потому что столько тебе не съесть.

5. За столом тебе задали вопрос, а у тебя полный рот.

Как ты поступишь? ( Варианты ответов зачитывает воспитатель.)

  • -сначала прожуёшь, потом ответишь
  • -пробубукаешь ответ с полным ртом;
  • -конечно прожевать — это раз, и полный рот не набивать -это два.

6. Как ты поступишь, если услышишь. Что твой сосед за столом громко икнул? (Варианты ответов зачитывает воспитатель.)

  1. -начнёшь хохотать, чтобы и другие посмеялись вместе с тобой;
  2. -постараешься не подать виду, что ты слышал это, чтобы не смущать его?
  3. Сейчас мы идём в гости к Карлсону

Над столом картинка Карлсона. У него рот набит пирожным.

В руках он держит ещё по пирожному. Дети садятся за столы, учатся правильно брать в руки столовые приборы, тихо размешивать ложечкой чай с сахаром, не стуча ложками, правильно кушать печенье и конфеты.

Литература.

Жиренко О. Е.и др. « Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию», Москва, «Вако», 2007год

Жиренко О. Е. и др « Я-гражданин России», Москва, «Вако», 2006год

Панкеев Иван «Энциклопедия этикета», Москва, «Олма-пресс», 1999год.

Улищенко О. Н. «Этикет», Изд. «Фолио», г. Харьков, 1998год.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/biesieda-praktikum-kak-viesti-siebia-za-stolom

Занятие в 4-м классе "Правила этикета-для всех»

Занятие в 4­м классе «Правила этикета­для всех»
Цель: Прививать учащимся правила поведения в обществе
Задачи:
 Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.
 Воспитание уважительного отношения к окружающим.
 Знакомство с правилами этикета.
 Формирование эстетического вкуса в манерах поведения.

  таблички со словами «этикет», «здравствуй», «спасибо», «пожалуйста», 
Оборудование:
 
«извините» и др.; ситуативные картинки и рисунки на тему вежливого поведения; набор 
предметов для практического занятия.
Вступление
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, мы начинаем наш разговор на очень, на мой взгляд, 
важную тему.

 Сегодня мы будем говорить о вежливости, об этикете, о добром отношении к 
людям. Мне бы хотелось, чтобы вы были активны и высказывали свое мнение.
Факты из истории
Эмиль: Начнем с истории. Первые упоминания об этикете как установленном порядке 
поведения уходят вглубь тысячелетней истории человечества.

 Один из самых известных 
литературных текстов Древнего Шумера ­ «Первые моральные идеалы». Высокие моральные 
качества, по мнению шумеров, были дарованы человеку богами, и человек должен был 
следовать этим божественным предначертаниям. Со временем правила поведения разных 
народов видоизменились, отражая различные условия их жизни.

 Наряду с повседневным 
появился деловой этикет.
Вадим: Первые пособия по правилам поведения, трактаты, появились в Средние века. 
Первый трактат о поведении был издан в 1204 году испанским священником Педро 
Альфонсо и назывался «Дисциплина клерикалис». На основе этого сочинения были 
составлены книги по этикету.

 Они содержали правила поведения за столом, ведения 
беседы, приема гостей и т.п.
Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям 
во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила 
поведения. В XIV­XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком 
светского человека.

 На Руси первые письменные правила поведения были составлены 
князем Владимиром Мономахом.

 В своих «Поучениях» мудрый князь писал: «Куда не пойдете 
по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в 
селениях, ни в полях,: где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого 
просящего : чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, ­ простой ли человек, или знатный ­ 
угостите пищей и питьем: Больного посещайте, мертвого приходите проводить:Не пройдите 
мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово:»

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе ­ всей этой тонкой 
науке поведения ­ обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком 
превосходства и просвещенности.

  А сейчас, в настоящее время, какого человека можно назвать культурным и 
Беседа
Воспитатель:
 
вежливым? Где и каким образом человек получает первые навыки этикета? Рождается ли 
ребенок сразу вежливым и воспитанным? Что надо сделать для того, чтобы тебя считали 
вежливым? Хорошо ли быть вежливым или этого надо стесняться? Всегда ли человека, 
строго придерживающегося правил поведения, можно считать культурным? На чем 
основаны требования культуры поведения в семье, школе, обществе?
(ученики отвечают на вопросы учителя, начинается дискуссия)
Жизненные ситуации.
Воспитатель: Представляю на ваш суд следующие ситуации.
Ситуация 1. Школьная перемена. Ученики выходят из кабинета, мальчики начинают бегать и 
играть. За игрой не замечают библиотекаря, несущего стопку книг, один мальчик, назовем 
его Костя, толкает библиотекаря, книги рассыпаются по полу, но Костя этого не замечает и 
бежит дальше. Библиотекарю ничего не остается, как поднять книги самой. Один из 
одноклассников Кости, Егор, оказывается рядом и помогает собрать книги. «Простите его, ­ 
говорит Егор,­ Костя у нас такой несобранный! Давайте я помогу вам отнести книги». 
Казалось бы, неприятный инцидент исчерпан, библиотекарь доволен. Так ли это, как вы 
думаете? Что скажете про Костю и Егора? Как бы вы поступили в данной ситуации?
(ответы учеников)
Ситуация 2.
  В дверях магазина встречаются мальчик с девочкой. Мальчику надо выйти из 
 
магазина, а девочке войти. Мальчик уступает дорогу девочке, а за его спиной в это время 
собирается несколько человек. «Чего встал? Выходи быстрее! ­ кричит парень сзади. ­ Не 
задерживай, я тороплюсь!». На что мальчик ему отвечает : Что, по­вашему, мог ответить 
мальчик этому парню? Как мог повести себя парень? Какой могла бы быть реакция стоящих 
рядом людей?
(ответы учеников)
Ситуация 3.
1) У вас день рождения. Гости приглашены в пять часов, но кое­кто из гостей приходит 
раньше. Стол еще не накрыт, вы не одеты в праздничную одежду. Вы в растерянности:
2) Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит бабушка. Каким 
будет ваш разговор с ней?
3) Мальчик просит у одноклассника компьютерный диск с игрой, в которую давно мечтал 
поиграть. «А что ты мне за это дашь?» ­ спрашивает тот. После долгих уговоров и обещаний 
подарить новый журнал о машинах тот соглашается дать диск.
Вопросы для обсуждения: В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать 
красивым? Какое поведение вы одобряете? Как бы вы поступили в каждой из приведенных 
ситуаций?
(ответы учеников, дискуссия)
Практическая часть
(ученики делятся на две команды)
Воспитатель: Что ж, посмотрим на практике, насколько хорошо вы владеете правилами 
этикета.

Задание 1. «Встреча гостей». В каждой группе 5 человек от команды. Мы распределяем роли:
хозяин, хозяйка, подруга хозяйки, друг хозяина, гость.
Представим себе ситуацию: гость звонит в дверь.

 Кто должен открыть дверь? (команды 
обсуждают)
Предполагаемый ответ: дверь обычно открывает хозяин, хозяйка выходит из кухни или 
комнаты встретить только почетного гостя, в остальных случаях она продолжает заниматься 
приготовлениями к столу. (Если команда ответила правильно, ей дается 2 балла)
Задание 2. «Приветствие».

 Вопрос: как нужно здороваться с пожилым человеком, с 
мужчиной, с женщиной, с равным себе? (команды обсуждают)
  Младший по возрасту первым приветствует старшего, для 
Предполагаемый ответ:
 
рукопожатия первым руку протягивает старший, если он этого не делает, то руки не 
протягивают. Если здороваются мужчина с женщиной, то первой руку протягивает женщина.

 
Если здороваются равные между собой люди, например офицер с офицером, то первым 
здоровается тот, кто вежливее. Не подать руки, если тебе протягивают руку ­ очень 
невежливо и даже оскорбительно. (За правильный ответ команде присуждаются 4 балла)
Задание 3. «Подарки». От каждой команды требуются три человека ­ один будет выбирать и 
дарить подарки, двое других ­ принимать их.

 На столе разложены возможные подарки: 
книга, репродукция картины, носовой платок, шарфик, дорогая ручка, блокнот, диск и т. п. 
Задача: выбрать подарок и объяснить, почему именно этот предмет выбран в качестве 
подарка.
  Книгу дарят в том случае, если знают ее содержание. Картину дарят,
Предполагаемый ответ:
 
если знают вкусы виновника торжества.

 Носовой платок дарить не положено, это ­ к ссоре. 
Подарок не должен быть ненужным и бесполезным. Прежде чем подарить подарок, с него 
нужно снять этикетку­ценник. Дарить нужно только новые вещи.(Команды получают за этот 
конкурс 3 балла).
Задание 4. «Да ­ нет». Командам по очереди учитель задает вопросы, на которые требуется 
положительный или отрицательный ответ.

 За каждый правильный ответ ­ 1 балл.
1. За столом ведут громкие разговоры? (нет)
2. Сливочное масло сначала кладут себе на тарелку, потом намазывают на хлеб? (да)
3. Печенье, сухари, фрукты за столом берут руками? (да)
4. Хлеб со стола берут вилкой? (нет)
5. Мальчик первым входит в темную комнату? (да)
6.

Если молодой человек и девушка идут по дороге, с одной стороны которой дома, а с 
другой едут машины, то молодой человек идет со стороны дороги? (да)
7. На день рождения дарят четное количество цветов? (нет)
8. Уместно ли детям посылать комплименты очень пожилым людям? (нет)
Подведение итогов.
Воспитатель: Подведем итоги нашей практической части классного часа (Объявляются 
баллы, набранные командами).
Глеб: (читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы»):

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
То место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду. 
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке, 
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы ­ то есть сами.

И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы вежливы, ­
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным, не робея.
Воспитатель:
  Уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и 
 
нормам поведения (т. е.

 этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что 
он делает, но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае 
может быть уместным и красивым, а в другом ­ грубым и бестактным. Все зависит от того, 
насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с 
которыми мы общаемся.

В понятие культура входит не только внешнее проявление отношения к людям, к природе, к 
животным, к миру вещей, но и внутренняя культура и красота человека.

 Эта красота 
выражается в характере личных потребностей и интересов, в образе жизни, в культуре 
речи, в красоте мимики и жестов, в постоянном совершенствовании таких качеств, как 
принципиальность, благородство, отзывчивость, тактичность, честность и бескорыстие. Вы 
живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях.

 Знайте, что 
существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно: Проверяйте свои поступки 
сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям. Поступайте так, чтобы 
людям, окружающим вас, было хорошо. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте 
людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным,
воспитанным, вежливым человеком.

Источник: https://znanio.ru/media/zanyatie_v_4_m_klasse_pravila_etiketa_dlya_vseh-278405/309305

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector