Рекомендации по проведению подвижных игр в начальной школе

Возраст играющих

При выборе игр надо учитывать возраст учащихся. При подборе игр надо исходить из необходимости постепенного перехода от простых игр к более сложным. Самые простые игры, доступные первоклассникам. Но постепенно можно вводить и командные игры, игры-эстафеты, соревнования-поединки.

Над помнить, что более старшие школьники не станут в своих играх изображать пчелок или зайчиков, подражать голосам животных и т. п., что с удовольствием делают первоклассники.

Помещение для игр

При выборе игр всегда приходится считаться с размером помещения. Если игры проводятся в большом зале, просторном коридоре или спортивной площадке, никаких ограничений для выбора той или иной подвижной игры нет. Можно проводить игры круговые и линейные, с бегом, прыжками, мячом, большую часть эстафет. Можно объединить для игр две или три группы и провести соревнование между ними.

В небольшом помещении возможности ограничены. Если детей много, приходится подбирать только малоподвижные или тихие игры, игры на внимание, наблюдательность и т. п.

Подвижные игры тоже можно проводить (например, соревнования-поединки), но только с очень небольшим числом играющих при условии, что все остальные дети — зрители, болельщики.

В этих случаях участников игры надо как можно чаще менять.

Помещение, в котором проводятся игры, необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать, чтобы в нем не было грязи и пыли.

Игры на воздухе

Проведение их зависит от времени года и погоды. Некоторые игры планируются на весенний период, другие — на осенний или зимний.

В хорошую, теплую погоду во дворе, на площадке, в сквере, на опушке леса можно проводить все те игры, которые в плохую погоду приходится проводить в помещении, и те, что только на воздухе и возможны (такие, как лапта или чижик, игры на местности ит. п.).

В холодную погоду хороши игры с бегом, прыжками, борьбой. Они помогают детям согреться и делают их пребывание на воздухе приятным. В дождливую погоду игры можно проводить только под навесом.

Зимой, когда выпал снег и залит каток, можно проводить самые разнообразные игры: со снегом, на коньках, на лыжах, на санках. Но предпочтение следует отдавать тем играм, в которых одновременно участвуют все дети, чтобы никто из детей не замерз.

Надо строго следить, чтобы дети, разгоряченные играми, не пили холодную воду, не глотали украдкой снег, не сосали сосулек. Мороз до — 10 С без ветра — наиболее благоприятная погода для проведения игр на воздухе.

При морозе свыше —12 Си особенно при сильном ветре проводить прогулки и игры на воздухе нельзя.

Число участников

Нередки случаи, когда часть детей занята какой-либо работой или приготовлением уроков, а другая часть свободна и ее надо занять.

В этих случаях очень хороши игры за столом, настольные игры, игры с конструктором и строительными материалами и т. п.

Но могут быть и веселые, шумные игры для небольшого числа участников, если они будут проводиться не в том помещении, где занимаются остальные ребята.

Инвентарь для игр

Для многих игр нужен инвентарь: мячи, булавы кегли, обручи, скакалки, эстафетные палочки, мешочки с песком, флажки, веревки разной длины и толщины, мел и т. п. Составляя программу игр, необходимо учитывать, какой для них понадобится инвентарь, заранее подготовить все необходимое.

В некоторых играх отдельным участникам приходится завязывать глаза. Для этого обычно используются колпаки или повязки. Колпаки можно склеить из цветной бумаги, они должны быть такого размера, чтобы закрывали лицо. Если же в играх используются повязки, то всякий раз, когда повязка переходит от одного игрока к другому, под нее надо подкладывать чистый лист бумаги.

Если дети долго сидели, им необходима разрядка. Нужны игры с бегом, прыжками, метанием и ловлей мяча или другими движениями.

После занятий физическим трудом (уборки помещения, работы на участке) детям лучше поиграть в спокойные, малоподвижные игры, игры на проверку внимания, сообразительности и т. п.

Если после занятий подвижными играми детям вновь предстоит умственная работа (приготовление уроков, беседа, чтение книг, газеты), надо, чтобы они предварительно успокоились. Для этого очень подходят игры с пением, хороводы, фигурная маршировка.

При подборе игр учитель должен знать любимые игры детей.

С этой целью можно опросить всех детей и записать ответы каждого по такой примерно схеме: где играют (дома, на улице, в саду, в парке), когда и как часто, с кем играют (с родителями, братьями, сестрами, товарищами), в какие игры (перечислить названия), какие из них самые любимые (перечислить 5—6 названий), имеются ли дома настольные игры, игрушки (какие).

Организация игры

Инструктаж

Беседуя с детьми, педагог должен стоять так, чтобы все дети его видели и он видел всех детей. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центр круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение игры должно быть кратким, четким, но понятным, ярким и образным. Всегда, когда есть возможность, оно должно сопровождаться показом, демонстрацией отдельных этапов игры.

Если в игре много правил, которые сразу усвоить трудно, можно некоторые из них умышленно опустить и сообщать дополнительно по ходу игры. Можно не сразу после объяснения начинать игру, а предварительно провести репетицию, предупредив детей, что пока результаты засчитываться не будут.

Выбор водящего

Правильный выбор водящего имеет большое значение во многих играх. Его активность, изобретательность часто определяют ход игры. Особенно велика роль водящего в самодеятельных играх, которые дети затевают без участия взрослых.

Руководитель, организуя с детьми игру, в которой многое зависит от водящего, может назначить его сам. Можно предложить выбрать водящего участникам игры, подсказав при этом, какими качествами он должен обладать (того, кто хорошо бегает; кто не пропустит мяч; самого веселого и т.п.).

Этот способ особенно хорош, потому что выбранный водящий всегда старается оправдать доверие своих товарищей.

Но есть игры, где водящим может стать любой, тем более что в процессе игры он будет часто меняться. В этих случаях лучший способ — прибегнуть к считалке. Сам процесс выбора водящего при помощи считалки является для детей игрой.

Процедура выбора водящего при помощи считалок не одинакова. Иногда кто-нибудь читает забавный стишок и, произнося каждое слово, указывает на участников, стоящих в кругу. Тот из детей, на кого выпадает последнее слово, идет водить. Например:

  • Пчелы в поле полетели,
  • Зажужжали, загудели,
  • Сели пчелы на цветы,
  • Мы играем — водишь ты.

Но есть и такие считалки, в которых тот игрок, на которого пришлось последнее слово, выходит из круга и расчет проводится сначала. Считают до тех пор, пока останется один участник, который и становится водящим. (Этот способ применяется только тогда, когда участников мало.)

Построения и перестроения

При проведении игр руководитель постоянно сталкивается с необходимостью построить детей в шеренгу, в круг, в два круга (один в другом или в два отдельных), в колонну по одному, в колонну по два, а также изменять построения, переходить из одного в другое. Надо научиться делать это правильно и быстро.

Построение в шеренгу, в две шеренги. Шеренгой называется строй, в котором учащиеся стоят один возле другого на одной линии.

Направление шеренги руководитель показывает, встав на правый фланг и вытянув в сторону правую руку.

Надо приучить детей строиться быстро, пристраиваться друг к другу слева, постепенно удлиняя шеренгу и подравнивая ее по носкам или вдоль проведенной линии.

Чтобы построить детей в две шеренги, руководитель подает команду «На первый и второй рассчитайсь!». По этой команде правофланговый поворачивает голову налево и говорит: «Первый», стоящий рядом с ним произносит: «Второй», третий снова говорит: «Первый» и т. д.

Левофланговый, называя номер, голову не поворачивает. Затем подается команда «Первые номера, шаг вперед, шагом марш!».

Если надо, чтобы дети стояли в затылок друг другу, подается дополнительная команда: «Первые (вторые) номера, шаг влево (вправо), шагом марш!»

Из двух шеренг в одну дети перестраиваются по команде: «Первая шеренга, шаг назад, вторая — шаг вперед, шагом марш!»

В первом классе руководитель сам может рассчитать детей на первый и второй. Для этого он проходит сзади шеренги и, дотрагиваясь до каждого, громко говорит: «Первый, второй».

Построение в круг. Круг — самое доступное и понятное детям построение. Нетрудно построить круг из шеренги. Дети берутся за руки, и крайние в шеренге идут навстречу друг другу, затем все выравнивают круг и растягивают его до положения поднятых в стороны рук.

Если круг надо расширить или сузить, дети по указанию руководителя делают шаг (или два, три шага) назад или вперед. Если надо построить два круга (один в другом), руководитель ведет детей, взявшихся за руки, вправо по кругу, образуя спираль из двух витков.

Поравнявшись с крайним, идущим в наружной спирали, он останавливает детей, разъединяет в этом месте цепочку и, соединив руки крайних в каждом витке, образует два круга — внешний и внутренний.

Два отдельно стоящих круга (из одного) образуют так: дети берутся за руки, руководитель разъединяет цепочку в двух местах, образуя два полукруга, крайние в каждом из них идут навстречу друг другу и соединяют руки.

Детей, стоящих в кругу, нетрудно построить в одну шеренгу, разъединив круг в одном месте, а разъединив его в двух местах, образовать две шеренги.

Построение в колонну. Колонной называется строй детей, стоящих в затылок один другому, с равными интервалами (обычно на расстоянии вытянутых вперед рук). Стоящий впереди называется направляющим, а последний в колонне — замыкающим.

Колонной по два называется колонна, образованная парами, стоящими в затылок (пара за парой). Если нужно детей построить в колонну по одному, руководитель поворачивается в ту или иную сторону и поднимает вверх правую руку.

Направляющий должен встать сзади него, а все остальные -— по росту в затылок.

Если же дети были построены в шеренгу, то, чтобы образовать колонну по одному, руководитель поворачивает их направо (налево). Равняться при таком построении надо в затылок.

  1. Из колонны по одному колонну по два можно построить следующим образом: поставить рядом с направляющим второго ученика, отделить часть детей и поставить их в затылок второму направляющему.
  2. Перестроить детей из колонны по одному в колонну по два (по четыре) можно также и путем разведения и сведения.
  3. Фигурная маршировка

Фигурную маршировку можно включать не только в программу игр. С нее можно начинать любые занятия с детьми, сборы, праздники. Она отлично организует, объединяет детей, развивает чувство ритма и темпа.

Фигурная маршировка нравится детям разнообразием, красотой различных видов движений, построений и перестроений на марше, особенно, если они проводятся под музыку.

Здесь мы приводим лишь некоторые, наиболее распространенные виды фигурной маршировки.

Улитка. Дети строятся в шеренгу и берутся за руки. Повернувшись вправо (или влево), они идут за руководителем, сначала по кругу, а потом улиткой, образуя концентрические круги один в другом.

При этом интервалы между кольцами спирали должны быть не менее одного метра, чтобы между ними был свободный проход.

Когда улитка достаточно закрутится, руководитель ведет цепь в обратном направлении между кольцами, постепенно раскручивая ее.

Читайте также:  Математические задачи в стихах с ответами для 2 класса

Змейка. Руководитель ведет колонну детей в одном направлении; дойдя до конца площадки, поворачивает колонну и идет в обратном направлении, снова поворачивает колонну навстречу идущим позади, и так все время, образуя петлю за петлей, извиваясь змейкой.

Иголка и нитка. Дети держатся за руки, образуя цепочку. Обведя цепочку вокруг площадки, руководитель останавливает детей и предлагает им поднять вверх соединенные руки, образуя длинный ряд ворот.

Стоящий в цепочке первым (направляющий) ведет цепочку дальше за собой в обратном направлении под руками у ребят, обходя по очереди одного справа, а другого слева.

Направляющий изображает иголку, а все идущие за ним — нитку.

Разведение и сведение. Дети, построенные в колонну по одному, идут вслед за руководителем по правой стороне площадки, потом, повернув налево, выходят на среднюю поперечную линию и через центр направляются к противоположной стороне площадки.

Там они расходятся: один идет влево, другой — вправо. Потом, обогнув площадку с двух сторон, они на средней линии сходятся парами. В конце площадки пары расходятся, одна вправо, другая влево, и снова сходятся либо четверками, либо пара за парой (одна за другой).

Разводя и сводя колонны, руководитель может к концу фигурной маршировки построить детей так, как нужно для проведения игры или других занятий.

Источник: https://kladraz.ru/metodika/rekomendaci-po-provedeniyu-podvizhnyh-igr-v-nachalnoi-shkole.html

Общие рекомендации по проведению подвижных игр дошкольников

Елена Долгополова
Общие рекомендации по проведению подвижных игр дошкольников

Дошкольный возраст — «игровой возраст». Многовековой опыт народов мира создал огромное количество игр и забав. Каждый педагог и родитель, так или иначе, играет с детьми, учит детей играть.

Наблюдая за проведением подвижных игр педагогами и родителями, я обратила внимание на характерные ошибки.

Такие ошибки мешают ходу игры, мешают договориться детям и подчас утрачивается тренирующий смысл игры.

Предлагаю памятку с рекомендациями по проведению подвижных игр. Надеюсь, она поможет избежать ошибок. Только тогда игра будет способствовать физическому и умственному развитию, социальному и нравственному воспитанию наших детей.

  • Проводя подвижные игры, важно помнить:
  • • Народные игры очень разнообразны, в них могут играть и младшие дошкольники и старшие школьники, и взрослые.
  • Выбирая игру, необходимо учитывать возрастные особенности детей, возможность выполнять те или иные движения, двигаться в определённом темпе.
  • • Смысл игры должен быть понятен детям.
  • • Во всех народных играх – проигравший несёт наказание: выбывает из игры на время или становиться сам водой!
  • • В каком возрасте пойманный (запятнанный) должен стать водящим?

Только в старшем и только тогда, когда ребята поймут соревновательный характер игры. Ведь, догнали (запятнали) — значит проиграл!

В младшем возрасте многие дети хотят взять на себя яркую роль героя и если, пойманный становиться водящим, то получается игра в поддавки.

• Все народные игры имеют чёткие правила, которые могут изменяться по предварительному сговору до игры и неукоснительно выполняются во время игры.

(именно, в связи с этим, в разных регионах одна и та же игра может проводиться по – разному).

Поэтому, знакомя детей с игрой, проводя её, чётко оговариваем правила и следим за их соблюдением. К старшему возрасту дети приучаются сами отслеживать правила.

• Чтобы игра оставалась интересной, в неё можно и нужно вносить изменения, усложнения, предварительно оговорив с детьми.

• Важно оговорить территорию, на которой проводится игра. Это позволит взрослому хорошо видеть действие всех детей. А детям чётко соблюдать правила и избежать ссор.

• До игры, при необходимости, взрослый дает пояснения о персонажах. Старшим можно образно, но кратко пояснить смысл игры и роль водящего, дать послушать диалог.

• Не следует заранее разучивать текст диалога, дразнилки, приговорки. В игре дети быстро его выучат.

• Во время игры взрослый произносит рифмовки вместе с детьми (ребенком, задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру.

• Для детей младшего возраста в играх можно использовать маски. Однако, использование масок часто только мешает двигаться и отвлекает от движений. Используя маски необходимо продумать их «удобство».

• С новыми атрибутами и масками малышей знакомят заранее.

• Перед проведением игры с ловлей и увертыванием взрослый напоминает детям правила безопасности:

o действия «ловишки» («пятнашки») заключается в легком касании рукой убегающего. Нельзя: толкать, хватать за одежду, захватывать в объятия.

  1. o В процессе игры убегающим ребятам следует обращать внимание на других участников во избежание столкновения.
  2. • Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания.
  3. • Взрослый обязан следить за внешними признаками утомления детей, что является необходимым условием проведения подвижных игр.
  4. • При проведении игр на открытом воздухе в холодную погоду важно ограничить выражения эмоций в виде крика и визга.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/obschie-rekomendaci-po-provedeniyu-podvizhnyh-igr-doshkolnikov.html

Глава IV методика проведения подвижных игр в младших классах

Ребенок, приступивший к учебе, вынужден ежедневно прово­дить за столом около четырех часов в школе и до полутора часов — дома. Однако в свободное от учения время дети этого возраста еще много играют.

Они владеют всеми видами естественных движе­ний, хотя еще недостаточно совершенно, поэтому игры, связан­ные с бегом, прыжками, метанием, им интересны. Кроме того, все эти движения лучше всего развиваются в играх.

При проведе­нии подвижных игр среди учащихся младших классов надо учи­тывать анатомо-физиологические особенности детей этого возра­ста, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость. Скелет младшего школьника еще продолжает формироваться.

Значитель­ная прослойка хрящевой ткани обусловливает большую гибкость костей, особенно позвоночника. Мускулатура относительно слаба (в частности, мышцы спины и брюшного пресса). Прочность опор­ного аппарата также еще невелика. Поэтому большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.

Сердечно-сосудистая система ребенка 7—9 лет отличается боль­шой жизнеспособностью: сосуды достаточно широкие, а стенки сосудов эластичные, что создает благоприятные условия для ра­боты сердечной мышцы. Но функции нервной системы, регули­рующей работу сердца, еще недостаточно развиты (легкая возбу­димость сердца).

Дети проявляют большую двигательную активность в играх, осо­бенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требу­ющие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы крат­ковременными перерывами, активным отдыхом.

Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая вышесказанное, физическую нагрузку при за­нятиях подвижными играми необходимо строго регулировать и ог­раничивать.

Игра не должна быть слишком продолжительной.

Функция внимания у младших школьников еще недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одно­го предмета на другой.

В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая под­вижность чередуется с кратковременными передышками. Игры состоят из разнообразных свободных простых движений, причем в работу вовлекаются большие мышечные группы.

Простота и не­многочисленность правил игры обусловливаются недостаточной устойчивостью внимания и относительно слабо развитыми воле­выми качествами детей 6—9 лет.

Дети этого возраста активны, самостоятельны, любознатель­ны, стремятся незамедлительно и одновременно включаться в проводимые игры, а во время игры стараются в сравнительно ко­роткий срок добиваться заданных целей; им еще не хватает вы­держанности и упорства. Их настроение часто меняется. Они легко расстраиваются при неудачах в игре, но, увлекшись ею, вскоре забывают о своих обидах.

Младшие школьники ярче воспринимают и лучше усваива­ют все то, что видят, слышат, наблюдают. Однако в этом возра­сте образное, предметное мышление ребенка постепенно сме­няется понятийным мышлением.

Дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдае­мое. Они начинают более критически относиться к поступкам и действиям товарищей по игре.

Появление способности абстракт­но, критически мыслить, сознательно контролировать движе­ния позволяет школьникам успешно усваивать усложненные правила игр, выполнять действия, объясняемые и показывае­мые руководителем.

Правила игры руководитель должен излагать кратко, посколь­ку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести все изложен­ное в действиях. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре.

Неплохо, если руко­водитель расскажет об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому испол­нению в ней ролей.

Этим способом можно пользоваться для луч­шего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после физической нагрузки.

Дети I—III классов очень активны, но, конечно же, не могут рассчитать своих возможностей.

Все они в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам назначать их в со­ответствии со способностями.

Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался непойманным, выполнил задание лучше других, при­нял самую красивую позу в игре и т. п.

Выбор водящего должен способствовать развитию у детей спо­собности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Ре­комендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.

Сигналы
в играх для детей младших классов лучше
подавать не свистком, а словесными
командами, что способствует развитию
вто­рой сигнальной системы, еще очень
несовершенной в этом возрасте. Хороши
также речитативы. Произносимые хором
рифмованные сло­ва развивают у детей
речь и вместе с тем позволяют им
подгото­виться к выполнению действия
на последнем слове речитатива.

Дети
этого возраста очень ранимы, поэтому
не рекомендуется выводить их из игры
за ошибки. Если же по содержанию игра
требует временного вывода проигравших,
то надо определить ме­сто для выбывших
и удалять их очень ненадолго.

К нарушениям
в игре, несоблюдению правил руководитель
должен относиться тер­пимо, помня,
что это происходит в основном из-за
неопытности, неумения играть в коллективные
игры и недостаточного общего физического
развития детей.

Стремление
детей к выдумке, творчеству реализуется
в по­движных играх, которые зачастую
имеют сюжетно-образный ха­рактер.

Образные сюжеты становятся сложнее,
чем в играх детей дошкольного возраста,
так как кругозор младших школьников
значительно расширяется, они овладевают
навыками чтения, письма.

Примером
сюжетных игр могут быть «Совушка», «Два
Мороза», «Караси и щука». Для детей этого
возраста очень привлекательными могут
быть игры с элементами таинственности,
неожиданности.

В
первом классе в начале учебного года
нежелательно прово­дить командные
игры. Постепенно, с приобретением
двигатель­ного опыта и с повышением
у детей интереса к коллективной
деятельности, можно включать в урок
игры с элементами сорев­нования в
парах (в беге, гонке обручей, прыганье
через скакалку, в катании мяча).

В
дальнейшем следует разделять детей на
несколько групп и проводить с ними
соревновательные игры типа эстафет с
простыми заданиями.

При разделении
игроков на соревнующиеся группы
руководитель должен учитывать соответствие
характера иг­ровых действий физической
подготовленности детей, а результаты
действий каждого игрока за свою команду
выявлять немедленно.

Преимущественное
место занимают игры с короткими
пере­бежками врассыпную, по прямой,
по кругу, с изменением на­правлений,
игры с бегом типа «догоняй — убегай» и
с увертыва­нием; игры с подпрыгиванием
на одной или двух ногах, с прыжками через
условные препятствия (начерченный
«ров») и через предметы (невысокую
скамейку); игры с передачей, броса­нием,
ловлей и метанием на дальность и в цель
мячей, шишек, камешков, игры с разнообразными
движениями подражательно­го или
творческого характера. Каждая игра
состоит в основном из одного-двух
вышеперечисленных видов движений,
причем обыч­но они применяются
обособленно или попеременно и лишь
из­редка — в сочетаниях. Например,
игра «Попрыгунчики-воробуш- ки» построена
на подпрыгиваниях, игра «Волки во рву»
— на перебежках, в которые включены
прыжки в длину.

Читайте также:  Игра по пдд для 1 класса

2
—2954

Для
проведения большинства игр в младших
классах руководи­телю необходим
яркий, красочный инвентарь, поскольку
у детей зрительный рецептор развит еще
слабо, а внимание рассеяно.

Ин­вентарь
должен быть легким, удобным по объему,
соответствовать физическим возможностям
детей.

Так, набивные мячи весом до 1 кг
можно использовать лишь для перекатывания
и передач, но не для бросков; а для игр
лучше использовать волейбольные мячи.

Рекомендуемый
инвентарь для проведения игр в начальных
клас­сах следующий: 20 небольших флажков
разного цвета, 40 малых мячей, 4 больших
мяча (типа волейбольных), 4 — 8 обручей,
40 ко­ротких скакалок, 2 длинные скакалки,
6—10 мешочков с песком, 6 — 8 бумажных
колпаков (цилиндрической формы) и 6—8
повя­зок на глаза.

Распределять
во время урока подвижные игры рекомендуется
следующим образом.

В основной части
урока для развития быстро­ты и ловкости
лучше проводить игры-перебежки («Два
Мороза», «Волки во рву», «Гуси-лебеди»),
в которых дети после быстрого бега с
увертыванием, подскоками, прыжками
могут отдохнуть.

Игры с ритмичной ходьбой
и дополнительными гимнастически­ми
движениями, требующие от играющих
организованности, вни­мания,
согласованности движений, способствуют
общему физи­ческому развитию (например,
игра «Кто подходил»).

Их лучше включать
в подготовительную и заключительную
части урока. Иног­да уроки могут
полностью состоять из разнообразных
подвижных игр. Урок, состоящий из игр,
требует от участников владения неко­торыми
игровыми навыками и организованного
поведения. В та­кой урок включают 2—3
игры, знакомые детям, и 1 — 2 новые.

ПРИМЕРНЫЕ
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ
КЛАССОВ

Источник: https://studfile.net/preview/3551035/page:6/

Зайнутдинова Р.Ф., Гарипова А.З. Методика проведения подвижных игр с детьми школьного возраста

Зайнутдинова Рузиля Фазыловна1, Гарипова Альбина Зуфаровна21Елабужский институт Казанского федерального университета, студентка 3 курса факультета русской филологии и журналистики2Елабужский институт Казанского федерального университета, научный руководитель, ассистент кафедры физической культуры

Zainutdinova Ruzilya Fazilovna1, Garipova Albina Zufarovna21Elabuga Institute of Kazan Federal University, 3nd year student of the faculty of russian philology and journalism2Elabuga Institute of Kazan Federal University, scientific adviser, assistant department of physical culture

Библиографическая ссылка на статью:
Зайнутдинова Р.Ф., Гарипова А.З. Методика проведения подвижных игр с детьми школьного возраста // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6188 (дата обращения: 07.02.2019).

Сегодня подвижные игры являются неотъемлемой частью системы физического воспитания. Широко известно определение П.Ф. Лесгафта игры как «упражнения, посредством которого ребенок готовится к жизни» [Лесгафт, 1952, с. 384].

Подвижная игра является осознанной, активной деятельностью ребенка, направленной на точное и быстрое выполнение заданий, которые основываются на различных видах движений.

Подвижным играм присущи активные творческие двигательные действия ребенка, мотивированные сюжетом игры и ограниченные её правилами.

В подвижных играх одновременно используются как физические, так и умственные способности ребенка, что позволяет гармонично развивать фантазию, интеллект и воображение ребенка, а также – через социальную составляющую подвижных игр – формировать его социальные качества.

Кроме того, игры позволяют детям найти выход для накопленной энергии и, таким образом, приносят им радость.

Специфика проведения подвижных игр с детьми открывает для педагога широкие возможности для комплексного использования различных методов, направленных на формирование и развитие здоровой и полноценной личности ребенка.

Методика проведения подвижных игр в школьном возрасте отражена в работах многих отечественных ученых, например, П.А. Чумаковой, Л.В. Былеевой,  И.М. Короткова и др.

Методика проведения подвижных игр различается для дошкольного и школьного возрастов, а внутри школьного – для различных возрастных групп.

Это обусловлено необходимостью постепенного усложнения игр с обязательным учетом особенностей каждой возрастной группы.

При проведении подвижных игр с детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать ряд нюансов. Так, дети в начальной школе обладают повышенной утомляемостью.

В силу того, что организм ребенка в этом возрасте проходит стадию активного формирования, кости имеют большую гибкость (особенно позвоночник), а мускулатура остается относительно слабой, предпочтительными являются подвижные игры с разнообразными движениями, но без длительного напряжения мышц.

М.Н. Жуков пишет, что дети в этом возрасте «владеют всеми видами естественных движений, хотя еще недостаточно совершенно, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны» [Жуков, 2000, с. 35].

Таким образом оптимальным вариантом для детей данного возраста являются игры, сочетающие недолгий бег, прыжки и др. действия, требующие много активности, но с частым отдыхом. В проведении подвижных игр следует избегать продолжительности и однообразности, т.

к. это приведет к быстрому утомлению детей.

В возрасте 6-9 лет дети, как правило, не могут проявлять устойчивое внимание к подвижным играм, «функция внимания у младших школьников еще недостаточно развита» [Жуков, 2000, с. 33]. Они часто становятся рассеянными, переключаются на различные предметы.

Поэтому наиболее оптимальными в этом возрасте являются простые игры с минимальным количеством правил, рассчитанные на быстрое, активное задействование большой группы мышц с последующим отдыхом. Важно помнить, что в этом возрасте дети еще не обладают сформированным чувством воли [Былеева, 2007, с. 56]. Настроение детей может меняться довольно часто.

Неудача в игре может быстро расстроить ребенка, однако в случае успеха он также легко может увлечься игрой.

Также важно отметить, что в младшем школьном возрасте у детей «преобладает предметно-образное мышление» [Коротков, 1974, с. 14]. Именно в этом возрасте ребенок переходит от предметно-образного мышления к понятийному. Участие в подвижных играх с другими сверстниками позволяет ему критически отнестись к себе и к товарищам, осмыслить свое участие в игре.

Тем не менее, объяснение правил педагогом должно быть максимально лаконичным. Кроме того, для подачи детям сигналов в подвижных играх рекомендуется использовать словесные команды, а не свисток. В этом случае дети быстрее совершенствуют свое владение речью.

Кроме того, для развития речевых навыков полезно использовать речитативы, произносимые всеми детьми хором.

Педагогу необходимо максимально терпимо относиться к ошибкам и нарушениям правил игры: во-первых, дети в этом возрасте крайне чувствительны к выводу из игры и прочим наказаниям, во-вторых, в силу возраста им трудно сразу научиться следовать правилам игры.

Стремление к активной деятельности приводит к тому, что дети этого возраста «в основном хотят быть водящими» [Жуков, 2000, с. 42], поэтому педагогу желательно часто менять водящих, чтобы как можно больше детей успело побывать в этой роли.

Дети младшего школьного возраста очень ранимы и зачастую не умеют оценивать свои возможности, поэтому рекомендуется не использовать соревновательные игры в первом классе.

Соревнование должно включаться в подвижные игры постепенно и на коллективном уровне, то есть соревноваться должны команды, а не отдельные дети.

Для организации большей части подвижных игр педагог нуждается в ярком и удобном инвентаре. Инвентарь должен быть гигиеничным и адекватным физическим возможностям ребенка. И.М. Коротков рекомендует пластмассовый инвентарь «предпочитать металлическому и даже деревянному» [Коротков, 1974, с. 32].

Так, например, тяжелые набивные мячи весом до 1 кг нельзя использовать для бросков, только для перекатывания и подобных действий; для подвижных игр с детьми младшего школьного возраста лучше использовать более легкие волейбольные мячи. В этом возрасте, за исключением контрольных занятий, возможно проведение уроков, состоящих исключительно из подвижных игр.

На таких уроках, как правило, проводятся несколько уже известных детям подвижных игр, а затем разучиваются несколько новых.

Следующая возрастная группа – средняя, дети 9-12 лет. В этой группе подвижные игры должны постепенно усложняться как в физическом, так и в духовном плане, более того, они могут становиться более продолжительными [Чумакова, 1976, с. 71].

Физическая нагрузка при этом усиливается незначительно, только в рамках стимуляции нормального развития ребенка. И.М. Коротков пишет, что в этом возрасте дети закрепляют правила игр, усвоенных ими ранее и совершенствуют свои естественные виды движений [Коротков, 1974, с. 68].

В этом возрасте с помощью подвижных игр нужно начинать культивировать выносливость и работу в команде. В среднем школьном возрасте интерес детей смещается от сюжетных, образных игр к бессюжетным, направленным на получение удовольствия от самого процесса игры.

Тем не менее, сюжетные игры также можно использовать как ставшие привычными для детей.

В возрасте 9-12 лет возрастает значимость мнения товарищей, которое порой ценится ими более, чем мнение взрослых. Для педагога становится особенно важным умение «воздействовать на отдельных играющих через коллектив» [Жуков, 2000, с. 50].

Также этот возраст благоприятен для формирования честного отношения к играм и, в частности, честного судейства. Дети в этом возрасте очень чутки к объективности судей в подвижных играх.

В этом плане предпочтительно делать помощниками в судействе самих детей, давая им возможность постепенно самостоятельно судить игры.

В среднем школьном возрасте уже не практикуются уроки, состоящие целиком из подвижных игр [Былеева, 2007, с. 91]. Они занимают, как правило, вторую половину урока. Иногда уже знакомые детям подвижные игры используются как разминка перед уроком.

Наконец, в старшей школьной группе, соответствующей 8-9 классам, подвижные игры окончательно становятся бессюжетными и претерпевают некоторые другие изменения. Так, если в младших и средних возрастных группах игры не разделяются по половому признаку, то в старшей группе игры начинают варьироваться, в первую очередь, из-за разницы в физическом развитии девочек и мальчиков [Жуков, 2000, с.

75]. В этом возрасте мальчики получают некоторое преимущество в играх, основывающихся на выносливости с сопротивлением. В то же время девочкам лучше удаются игры, основанные на ловкости и чувстве ритма. Таким образом, в парных играх с сопротивлением противники должны быть одного пола. Подвижные игры, направленные на развитие точности и координации, полезны как девочкам, так и мальчикам.

В 10-11 классах подвижные игры, как правило, приближаются по своему характеру к спортивным играм. В этот период формирование тела у молодых людей завершается. Как пишет В.М.

Жуков, главным в подвижных играх для этого возраста становится командное начало: так, например, в командных играх «дифференцируются роли отдельных игроков или групп («защитники», «нападающие»)» [Жуков, 2000, с. 79].

В возрасте 15-17 лет юноши и девушки осваивают наиболее сложные подвижные игры. Следует отметить, что регулярное проведение подвижных игр благотворно сказывается на заключительной стадии формирования организма, укрепляя его жизненные силы [Коротков, 1974, с. 88].

При проведении подвижных игр важно не допустить перегрузку организма слишком тяжелыми упражнениями, вместо этого рекомендуется проводить игры с многократно повторяющимися активными действиями.

Роль педагога в работе с данной возрастной группой заключается в координировании юношей и девушек, прививании им умения добиваться результатов путем упорных, постоянных тренировок [Былеева, 2007, с. 156]. Педагог должен доказать серьезность подвижных игр, необходимость их качественного выполнения.

Необходимо учитывать возрастные особенности молодых людей, их возможное смущение перед противоположным полом. От педагога требуется деликатный подход к трудным случаям, умение различными способами мотивировать отстающих к совершенствованию своих навыков.

Кроме того, педагог должен оказывать содействие молодым людям, которые планомерно занимаются тем или иным видом спорта.

Таким образом, мы отчетливо видим, что подвижные игры занимают важнейшее место в системе физического воспитания в школе.

Методика проведения подвижных игр имеет свои специфические черты для разных возрастных групп, проходя развитие от простейших игр, основанных на образном мышлении, до сложных игр, максимально приближающихся к спортивным.

Педагог должен знать и уметь учитывать возрастные группы школьников, знать подход к трудным детям, уметь находить общий язык с детьми в любом возрасте. Регулярные занятия подвижными играми, как мы видим, при соблюдении методики, приносят пользу и укрепляют молодой организм, наиболее полно раскрывая потенциал его жизнедеятельности.

Библиографический список

  1. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 2. – М.: 1952. – 384 с.
  2. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
  3. Коротков И.М. Подвижные игры в школе. – М., 1974.  – 190 с.
  4. Подвижные игры: учеб. для вузов / Л. В. Былеева и др. ­– Москва: Физ. культура, 2007. – 283 с.
  5. Чумакова П.А. Спортивные и подвижные игры. Физкультура и спорт. – М., 1970. – 392 с.
Читайте также:  Спектакль в детском саду для детей младшей группы. непослушный петушок

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6188

Подвижные игры и элементы спортивных игр как основа формирования личности и развития двигательных умений и навыков обучающихся начальной школы

Небывайло Г. Н. Подвижные игры и элементы спортивных игр как основа формирования личности и развития двигательных умений и навыков обучающихся начальной школы // Школьная педагогика. — 2016. — №2. — С. 30-32. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/27/775/ (дата обращения: 22.11.2019).



)

Игра с раннего детства ребёнка является основным фундаментом познания, становления первых движений, моторики, речи.

По мере взросления ребёнка подвижные игры используются для общего физического развития, совершенствования двигательных умений и навыков, это самые доступные и эффективные средства воздействия на учащихся при их полной активности. Они способствуют решению таких образовательных задач, как совершенствование и закрепление умений, приобретённых на занятиях легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными играми; навыков в прыжках, беге, метаниях.

В связи с введением в учебные заведения ФГОС, универсальные учебные действия позволяют ученику самому ставить цель, решать поставленные задачи и проблемы, оценивать свои умения и навыки.

Давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников, стараясь оценивать конкретно и объективно.

Подводить итоги уроков, анализировать успехи, разбирать двигательные действия, в которых были допущены ошибки и почему?

Изучать двигательные умения и навыки не только в практической, но и теоритической форме. На каждом уроке ученики должны твердо знать, для чего он выполняет то или иное упражнение, чему конкретно должны научиться на данном занятии.

Игры, больше чем любые другие средства физического воспитания, отвечают потребностям растущего организма и способствуют всестороннему гармоничному развитию детей.

С помощью игр развиваются такие физические качества как быстрота, сила, выносливость, ловкость, а также морально-волевые качества, гражданские качества — смелость, честность, коллективизм.

Подвижные игры благотворно влияют на развитие организма детей, содействуют укреплению костно-мышечного аппарата и здоровья в целом.

Играя, школьники приобретают элементарные навыки владения мячом, которые необходимы для изучения таких спортивных игр как ручной мяч, баскетбол, волейбол, футбол.

Дети, играя в подвижные игры, быстрее отдыхают, снимают усталость после умственных нагрузок. Почти во всех подвижных играх, используемых на уроках физической культуры, участвует весь класс или большинство присутствующих, освобожденных учащихся я привлекаю в помощь в судействе. Игры включают учеников в активные действия, что значительно повышает моторную плотность урока.

Во всех классах я использую подвижные игры главным образом в основный части урока, но также можно с них начинать и вводную часть, что бы сразу включить детей в активную работу после напряженного умственного занятия в классе. В таком случае игры должны быть малой интенсивности, без лишних эмоций, то есть игры на внимание. Например, в моей практике, применяются такие игры: «Внимание класс», «Группа, смирно», «На берег, в речку».

Подбор подвижных игр связан с возрастными особенностями учащихся, их физической подготовленности, игровым опытом, а также с прохождением учебного материала. Так же я использую разделение детей по половым признака, и это очень эффективно, когда девочки играют в одной команде с девочками, а мальчики играют в одной команде с мальчиками.

Например, в такую игру как «Меткий стрелок» мы с ребятами играем девочки против мальчиков. У ребят очень хорошо формируются способности к согласованию действий с партнёрами, а также очень важен и соревновательный момент, добавляем метод поощрения (приз, оценка).

Из опыта работы могу сказать, что детей больше привлекают игры с соревнованием не между отдельными участниками, а между командами.

Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей).

Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством для решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.

В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению игр, нежели к их собственному содержанию.

В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми.

Для младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью, постоянно потребностью в движении, при выборе игр я всегда помню о том, что организм детей этого возраста не готов к длительным нагрузкам, поэтому игры для младших школьников я прерываю паузами для отдыха. Для детей 1–2 класса игры со сложными движениями еще недоступны. Их больше привлекают игры сюжетного характера. Например, для учеников 1–2 классов в своей работе я использую следующие подвижные игры:

  •  игры с элементами бега: «Гуси-лебеди», «Салочки выручалочки», «Рыбаки и рыбки»
  •  игры с прыжками: «Салки на одной ноге», «Зайцы в огороде», «Переправа»
  •  игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Угадай и поймай», «Самый меткий», «Кто дальше бросит»

В 3–4 классах у детей совершенствуется координационные способности. Рост показателей силы, быстроты, ловкости, и выносливости, более совершенное управление своим телом и лучшая адаптация организма к физическим нагрузкам делают доступными для детей этого возраста игры довольно сложного содержания.

В этом возрасте у детей увеличивается сила и подвижность нервных процессов, а следовательно, повышается устойчивость внимания и интересов. Подвижные игры, в 3–4 классах более длительные по времени и интенсивны по нагрузке.

В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

  1. Для учащихся 3–4 классов рекомендую игры с общеразвивающими упражнениями:
  2.  игры с перестроениями: «Поворот направо», «Капитаны», «Тройка»
  3.  игры с элементами бега: «Карась и щука», «Круговая эстафета», «Бег за флажками»
  4.  игры с прыжками: «Удочка», «Прыжки по полоскам», «Прыжок за прыжком»
  5.  игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Салки с мячом», «Охотники и утки», «Подвижная цель».
  6.  игры с элементами сопротивления: «Тяни в круг», «Перетягивание в парах»

Игровые уроки я провожу с целью подготовки к соревнованиям «Веселые старты», на таких уроках в игровой обстановке мы изучаем отдельные элементы движений, входящих в соревнование. В этих классах могут быть уроки и без подвижных игр, большинство подвижных игр для школьников этого возраста включает в себя элементы спортивных игр.

Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения.

После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры. Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча.

Очень важно, чтобы этой школой овладел каждый ученик начальных классов. Движения с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног.

Перед младшими школьниками нужно ставить такие цели, достижение которых возможно за относительно короткий промежуток времени. Поставленные цели должны быть эмоционально окрашены, достижение их должно приносить ощутимые, конкретные результаты.

Тогда деятельность учащихся, подкрепляясь видимыми сдвигами, будет более результативной и интересной возникнет интерес к урокам, к достижениям поставленной цели.

Сознательные действия обучающихся — это созидательное решение учебной задачи и проблемы.

Я использую методику подвижных игр с направленным характером воздействия на развитие социальной активности в физическом воспитании детей и разделяю ее на 3 этапа.

Первый (подготовительный) этап. «Эмоционально-стимулирующий» Второй (обучающий) этап «Рационально-содержательный» Третий (формирующий) этап «Оценочно-рефлексивный»
Цель
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата. Формирование глубины, знаний о принципах и нормах поведения в коллективе, и моральных ценностях. Создание условий для самореализации.
Задачи
1.Формирование внимания 2.Формирование способностей к согласованию действий 3. Проявление доброты, внимания, заботы. 1.Формирование у детей основ социальной активности. 2.Формирование способностей к совместным взаимодействиям. 1.Формирование устойчивой активности в поведении.
Средства
1.Подражательные игры 2.Игры сюжетно-ролевой направленности.
  • 1.Подвижные игры с правилами без сюжета
  • 2. Эстафеты
  • 3. Народные игры
1.Командные игры 2. Восстанавливающие игры
Способ организации
Фронтальный Фронтальный, групповой Фронтальный, групповой, индивидуальный.
  1. Таким образом, основой активности ребенка в коллективе является комфортный эмоционально психологический климат, создающий хорошее настроение и желание включаться в совместную деятельность.
  2. Поэтому применение подвижных игр с элементами спортивных игр, на уроках физической культуры всегда актуально.
  3. Литература:
  1. Жуков М. Н. Подвижные игры: учебник для студентов педагогических вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 36 с.
  2. Кузьмин Н. И. Подвижная игра как средство обучения и воспитания учащихся — Физическая культура в школе. — 2014. — № 6.-С.20.
  3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. — Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2011.-304 с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, класс, способность, ребенок, игровая деятельность, социальная активность, физическая культура, ловля мяча, согласование действий, элемент бега.

Помимо интеллектуального и творческого развития игра способствует физическому развитию детей, игра стимулирует двигательную активность ребенка. Также она обладает психотерапевтическим эффектом, ведь именно через игровые действия ребенок может…

игра, физическая культура, игровая технология, ребенок, урок, урок физкультуры, действие, учебный процесс.

В статье показана необходимость активизации двигательной деятельности детей 2–3 лет

Ключевые слова: деятельность, двигательная активность, подвижная игра, игры с

В последние годы ведущими направлениями в исследованиях по физической культуре стали…

С освоением подвижных игр идёт развитие и совершенствование навыков в беге, прыжках, метаниях, передаче и ловле мяча.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, младший школьный возраст, ребенок, физическая культура, игровой коллектив…

В 3–4 классах у детей совершенствуется координационные способности.  игры с элементами бега: «Карась и щука», «Круговая эстафета», «Бег за флажками». Научные и методические предпосылки возможности обучения…

игра, игровая деятельность, физическое воспитание, действие, двигательный аппарат, правильное решение, спортивная игра, физическая культура, действие играющих, система организма.

Потребность в движениях, двигательная активность ребенка, физиологически обоснованная, положительно влияет на его физическое и

Поэтому в игры и развлечения должны входить разнообразные движения — ходьба, бег, прыжки, броски, ловля, метание мяча, лазание и др.

В этих играх дети овладеют навыками ловли, бросания, метания. Наблюдения и проведенные исследования позволили сделать вывод, что игры с мячом являются прекрасным средством физического и нервно-психического развития.

Социальные комментарии Cackle.

игра, элемент спорта, занятие, игровая деятельность, старший дошкольный возраст, мяч, настольный теннис, игровой фольклор, игровая мотивация, двигательная активность.

Источник: https://moluch.ru/th/2/archive/27/775/

Ссылка на основную публикацию