Ещё с раннего возраста у детей формируется представление об изменениях в природе, например, когда день становится короче, а ночь длиннее либо как растут цветы, падают листья и т.д. Посещая детский сад, ребята учатся различать и характеризовать приметы лета, осени, зимы и весны при помощи стихотворения. Основной задачей любого воспитателя является воспитать любовь детей к природе.
Перспективное планирование тем и целей для наблюдений на прогулке в средней группе
Педагог может выбрать тему для наблюдения по теме «Наступила осень». Дети научатся выделять изменения в жизни растений и животных. При выполнении задания происходит формирование представлений об осенних месяцах.
Темы и цели для наблюдения на прогулке в средней группе
Для того, чтобы глубже закрепить знания, педагог задает ребятам вопросы следующего характера:
- Какое сейчас время года? (Лето, осень, зима, весна).
- Как вы догадались, что наступила осень?
- Кто может перечислить характерные особенности этого времени года?
- Что делает человек осенью?
- Почему в декабре холоднее чем в ноябре?
- Бывает ли ветер осенью?
- Какой месяц следует после февраля?
Детям интересно беседовать о животных, о погоде они очень внимательно слушают, когда педагог рассказывает об их приспособлении в холодное время года.
Кроме этого, воспитатель обучает ребят трудовой деятельности, рассказывая, что когда выпадают листья, их нужно убирать.
Наблюдения в средней группе картотека с целями по ФГОС — это исследовательский процесс, который воспитывает интерес окружающему миру, то есть природным явлениям.
Некоторые образовательные центры составляют для дошкольников календарь природы «Особенности природы по месяцам», составленный на основе федерального статистического наблюдения.
Цель по наблюдению за неживой природой
Карточки с целями по наблюдениям за неживой природой
На уроке воспитатель предлагает детям рассмотреть сухой песок. Основная цель занятия — это знакомство с таким компонентом неживой природы, как песок.
Наблюдение — берётся небольшая горстка сухого песка на белой или черной бумаге. Каждому ребенку воспитатель дает возможность рассмотреть, используя лупу, трогать песок на ощупь.
Затем, следуют вопросы следующего характера:
- Какого цвета песок? (Желтый или темно-коричневый).
- Из чего состоит песок? (Состоит из мелких песчинок).
- Как можно назвать песок? (Сыпучий).
Цель по наблюдению за живой природой
Карточки с целями по наблюдениям за живой природой
Наблюдение за живой природой происходит за знакомством насекомых, например, с муравьями. Ход занятия — это рассмотрение муравейника. Педагог спрашивает дошкольников, из чего он состоит.
Далее воспитатель объясняет детям, что веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи снуют, каждый что-то несет. Муравьи никого не обижают.
Они появляются ранней весной (март, апрель).
Игры и упражнения на развитие внимания у дошкольников
Можно рассмотреть и другую тему, например, как нужно правильно ухаживать за комнатными растениями. Воспитатель учит детей, что цветочки нуждаются в бережном уходе, за ними нужно регулярно смотреть, поливать, протирать листочки. Во время выполнения работы, педагог предлагает ребятам взять леечки и полить растения.
Как трудится взрослый человек
Карточки с целями по наблюдениями за трудом взрослых
Дети, которые посещают государственный образовательный центр должны ценить труд взрослого человека. Поэтому на уроке дошкольников приглашают понаблюдать за работой дворника. Основная задача занятия — это закрепить знания о профессии дворника, что входит в его обязанности, чем можно помочь дворнику.
Важно! Педагог воспитывает доброжелательное отношение к сотрудникам детского сада.
- В процессе наблюдения для дошкольников в средней группе педагог загадывает загадку.
- Скручена, связана,
- На кол навязана
И по дому пляшет. (Метла.)
Труд в уголке природы
Картотека наблюдений и труд в уголке природы в средней группе
Существуют определенные задачи, которые нужно выполнить для закрепления общих знаний в средней группе. Например, детей знакомят с различными растениями в уголке природы. Данная тема активно развивает познавательный интерес ребёнка к миру комнатных растений.
Непосредственная близость детей к комнатным растениям позволяет организовать в любое время:
- длительные наблюдения за растениями,
- организацию труда по уходу за комнатными растениями;
- систему занятий.
Обратите внимание! Дошкольники в средней группе больше наблюдают за явлениями, чем выполняют поручения воспитателя. Поэтому такой образец взаимодействия с природой имеет решающее значение.
Ребята слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с растениями. Им нравится, когда воспитатель спокойно объясняет как нужно ухаживать за цветочками. При виде действий воспитателя дошкольники начинают охотно принимать в них участие.
Следующий этап — это когда воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»
Как проходит этап организации труда в природе:
- наблюдаются живые объекты, выявляется их состояние и самочувствие, определяются недостающие условия для полноценной жизни и необходимых трудовых операций;
- заключительное наблюдение, позволяет качественно оценить полноценность среды обитания для живых объектов.
Основные методические рекомендации как правильно организовать и провести наблюдения
Подготовительный урок по наблюдению за растениями уголка природы складывается из следующих компонентов:
- рассматриваются внешние особенности строения растений;
- происходит наблюдение за способами их функционирования;
- дети знакомятся с условиями внешней среды (иногда педагоги организуют экскурсию);
- выявляется зависимость состояния объекта от наличия или отсутствия необходимых условий.
Урок по ИЗО на тему «Мимоза» в 1 и 2 младших группах ДОУ
Методические рекомендации по организации и проведению наблюдений
Метод наблюдения в экологическом воспитании является основным звеном. При закреплении знаний, ребята дошкольного возраста по другому воспринимают объекты, явления. Чтобы заинтересовать ребёнка данным занятием, необходимо проводить частые непосредственные встречи с природой. То есть дошкольник должен наблюдать за её объектами, например, чем отличается рябина от берёзы.
Важно! При систематическом использовании наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности, например, когда восходит солнце или в каком месяце идёт снег. Все эти занятия оказывают благоприятное влияние на развитие наблюдательности.
Воспитатель заранее подбирает материал, чтобы провести урок. Нужно продумать, как обеспечить спокойную обстановку во время наблюдения, где поставить клетку с птицей, аквариум, чтобы детям было хорошо видно. Приемы, вызывающие интерес, разнообразны: например, накануне наблюдения за рыбкой воспитатель может предложить детям помыть аквариум, перед тем как им кролика, почистить овощи для него.
Обратите внимание! Пробуждение интереса у детей происходит после беседы о том животном, которое будет принесено в группу, загадывание загадок о нем.
Прежде чем организовать занятие, воспитатель должен обязательно учесть особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты.
При обучении некоторых правил поведения, воспитатели использовать сюрпризные игровые приемы: неожиданно принести животное или сказать детям, что их приглашают в гости кролики, птицы, а можно заинтересовать с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек.
Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/nabludenia-v-srednej-gruppe-kartoteka-s-celami-po-fgos
Картотека труда в средней группе
Определение 1
Картотека – это сборник неких данных, которые упорядочены определенным образом, чаще всего информация располагается на карточках небольшого формата.
Картотека представляет собой своеобразный каталог, в котором каждая карточка является отдельной информационной единицей, несущей в себе определенные сведения о конкретном хранимом объекте.
Основными целями составления картотеки труда в средней группе является достижение следующих целей:
- Приучение детей поддерживать порядок самостоятельно. Порядок необходимо поддерживать в группе (игровой уголок, столы для творчества и т.д.), на участке. Детей учат самостоятельно убирать по местам игрушки, настольные игры, строительный материал и т.д.
- Приучение детей к работе на огороде детского сада и участке (посев семян, полив, прополка, сбор урожая).
- Поощрение детей за стремление самостоятельно выполнять обязанности дежурных (в столовой, по живому уголку и т.д.).
- Совершенствование умений самостоятельно раздеваться и одеваться, аккуратно вешать и складывать свою одежду. Воспитывать в детях стремление быть опрятным и аккуратным.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Преимущества использования картотеки в работе с детьми заключается в том, она позволяет многократно использовать накопленный воспитателем учебный материал, при необходимости осуществляя его корректировку.
Это позволяет педагогу значительно экономить собственные силы и время. Варианты моделирования картотек большое количество. Задача воспитателя выбрать наиболее удобный и функциональный для него вариант.
Пример картотеки по труду для средней группы
- Картотека по труду для средней группы ДОУ, может содержать следующие карточки.
- Карточка №1. «Порядок в шкафу с пособиями и игрушками»
- Цель: научить детей самостоятельно, красиво и аккуратно расставлять пособия и игрушки по местам, поддерживать в шкафах порядок, при необходимости протирать пыль.
Карточка №2. «Чистый подоконник».
- Цель: научить детей работать с водой соблюдая гигиенические навыки (засучивать рукава, мочить и отжимать тряпочку, при необходимости прополаскивать и стирать ее).
- Карточка №3. «Помощь няне»
- Цель: учить детей самостоятельно застилать и снимать постельное белье, оказывать посильную помощь взрослым, развивать желание помогать и уважительное отношению к труду других.
- Карточка №4. «Дежурство в столовой»
- Цель: научить детей самостоятельно и добросовестно выполнять возложенные на дежурного обязанности (правильно одевать одежду дежурного, мыть руки, расставлять и убирать посуду, убирать со стола и на полу под столами).
- Карточка №5. «Дежурство во время учебных занятий»
- Цель: учить детей добросовестно и самостоятельно выполнять обязанности, которые возложены на дежурного по занятиям (раскладывать пособия и материалы, мыть и убирать столы после занятий).
Карточка №6. «Порядок в игрушках».
Цель: научить детей бережному отношению к игрушкам (содержать их в чистоте и порядке, расставлять и убирать по местам).
Карточка №7. «Порядок в шкафчике».
Цель: научить детей поддерживать чистоту и порядок в личных шкафах для хранения одежды.
Карточка №8. «Ремонт книг».
Цель: учить детей бережному отношению к книгам, приучать своевременно подклеивать, правильно пользоваться всеми необходимыми канцелярскими инструментами (клей, ножницы, салфетки и т.д.).
Карточка № 9. «Чистые стульчики».
Цель: приучать детей к чистоте и порядку, помогать няне поддерживать чистоту в групповой комнате, а именно следить за чистотой стульчиков (протирание влажной тряпочкой, расставлять по местам после занятий и еды).
Карточка №10. «Стирка одежды кукол»
Цель: учить детей оказывать воспитателю помощь в стирке одежды и постельки кукол, учить перед началом работы (стирки) надевать специальные рабочие фартуки, самостоятельно готовить все необходимые для стирки и сушки принадлежности, собственное рабочее место, уметь пользоваться всеми необходимыми инструментами и материалами (тазик, ковш, мыло, прищепки и т.д.).
Карточка № 11. «Моем свои расчески».
Цель: привить детям навки в мытье, полоскании и чистке расчёсок и щёток.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/kartoteka_truda_v_sredney_gruppe/
Труд в уголке природы
Уголок живой природы в детском саду ―одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Во время ухода за обитателями уголка природы формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело
Ребенка младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых.
Дети с помощью взрослых кормят рыбок, кроликов, поливают комнатные растения, вытирают большие листья, сажают луковицы, сеют крупные семена, поливают растения на грядках, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц.
Работа по формированию у детей элементарных умений организуется на протяжении всего года в виде индивидуальных поручений или с подгруппами в 2—3 человека
Труд детей младшего возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой.
При обучении навыкам труда в природе детям младшей группы показывают каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение ее всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции.
Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.
Дети рассматривают растения («Покажи, где листочки маленькие, а где большие», «Понюхай цветок», «Посчитай, сколько распустилось цветков» и т. п.). Педагог разъясняет необходимость ухода за растениями и животными.
В первой младшей группе за обитателями уголка природы ухаживает воспитатель в присутствии детей, которые по его предложению приносят лейку, поливают растения, кормят рыб и т. д.
Во второй младшей группе дети сами, но под наблюдением воспитателя ежедневно кормят рыб, поливают растения.
При уходе за растениями дети младшей группы поливают их водой, приготовленной взрослым (он же определяет дозировку), обтирают влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений.
В уголке природы младших групп помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель, листья) и красиво, обильно и долго цветущие. Это могут быть обыкновенная герань, фуксия. Они также имеют четко выраженные стебель и листья.
Аукуба, камелия, китайский розан (небольших размеров) имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей первым несложным приемам поддержания растений в чистоте.
Этим же приемам можно обучить детей, имея в уголке молодые аралию, фикус.
В средней группе труд усложняется. Дошкольники средней группы выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных. Сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай).
Дети овладевают новыми для них приемами поддержания растений в чистоте: обливать из мелкосетчатой лейки или опрыскивать из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирать влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья и т. д. При этом детей учат определять зависимость способа ухода за растением от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости.
С помощью воспитателя дети готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними.
Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей.
Навыки детей средней группы еще несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным. Дети средней группы в труде более самостоятельны.
Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задания, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснения.
Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда.
Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю.
С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц).
Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок малышам, маме. 2-3 детям дают длительные поручения – ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т.д.
В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам.
Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.
В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений.
Расширяются сведения о растениях и животных, о приемах ухода за обитателями живого уголка.
Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень.
Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. Продолжается уход за животными в уголке природы (птицами, белкой, кроликами, голубями, лягушкой, ящерицей и т. д.).
У детей повышается ответственность за состояние живого уголка, огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату.
В старшей и подготовительной к школе группах практикуются дежурства детей небольшими группами (по 2―3 человека). Это наиболее распространенная и ценная форма применения труда, так как воспитывает ответственность за порученное дело. Дежурят все дети по очереди.
С помощью воспитателя они осматривают и поливают растения в уголке природы, протирают листья, кормят рыб и других животных, чистят клетки, сеют овес для птиц. Передавая дежурство, дети должны рассказать, что они делали и что наблюдали.
Это приучает их более внимательно относиться к своим обязанностям.
Время от времени в уголке природы воспитатель проводит совместную работу детей всей группы, например периодически организует мытье комнатных растений; при этом каждое растение поручает двоим детям.
Воспитатель напоминает, как нужно это делать.
На протяжении года воспитатель следит за тем, чтобы дети бережно относились к животным и растениям уголка природы, работали аккуратно, дружно, доводили начатое дело до конца.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: https://studopedia.ru/19_402645_trud-v-ugolke-prirodi.html
Уголок природы в экологическом воспитании дошкольников
«Уголок природы
в экологическом воспитании дошкольников»
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В современном мире проблемы экологической среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение.
Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первоначальное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе (живой и неживой), основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью.
Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями.
На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому. Каждое знакомство с природой — урок развития детского ума, творчества, чувства.
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой.
В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных).
Экологическое воспитание осуществляется в дошкольном учреждении через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду.
Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Значение уголка живой природы в дошкольном учреждении — одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны.
В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе.
Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Уголок природы представляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.
При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать следующие требования:
1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.
3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения дошкольного учреждения.
Таким образом, для выполнения своей роли уголок живой природы в детском саду должен соответствовать следующим требованиям:
* «лучше меньше, да лучше», т.е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения,
* при организации уголка природы обязательно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям и животным. Если такая проблема существует, то следует ограничиться общим уголком природы, либо животных содержать в отдельном помещении, либо исключить из группового уголка аллергенные объекты,
* отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками,
* растения и животные должны быть безопасны для детей, т.е. не ядовиты, без колючек, не агрессивны и т.д.
- • обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе,
- • подбор растений и животных осуществляется с учетом возрастных особенностей детей.
- Уголок природы как средство
- экологического воспитания
- в разных возрастных группах
В младших группах при подборе обитателей уголка природы учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).
Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными, малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д.
- Воспитатель учит детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.
- В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие, такие как:
- — обыкновенная (или зональная) герань,
- — фуксия,
- — вечноцветущая бегония,
- — бальзамин («огонек»),
- — китайский розан и др.
- Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья,
- — аукуба («золотое» или «колбасное» дерево),
- — колеусы.
Аукуба и китайский розан (небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода и за фикусами.
Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3-4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем, чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.
Во второй группе младшего возраста в уголке природы помещают аквариум с рыбкой.
Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подобрать рыбку ярко окрашенную, ведущую в течение большей части года активный образ жизни, охотно поедающую корм.
Это обыкновенная золотая рыбка, золотистый и серебристый караси. Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны.
В младших группах детского сада можно содержать птиц. Желательно, чтобы птица имела яркое оперение, веселый нрав, была неприхотлива к пище, пела в неволе. Для этого более всего подойдет канарейка.
Содержать млекопитающих постоянно в уголках природы младших групп вряд ли целесообразно.
Млекопитающие, даже мелкие, требуют значительно большего внимания, чем другие животные (обильное и частое кормление, ежедневная уборка клеток и т. п.). На участке можно содержать кролика.
Клетку с кроликом, белкой или морской свинкой, хомячком изредка приносят в группу малышей для эпизодического, кратковременного наблюдения.
Уголок природы в средней группе
В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.
Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает.
Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи — зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.
В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.
Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями.
Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6—8 видов растений.
В аквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительный прудовой карась и юркие подвижные верхоплавки; разновидности золотой рыбки — вуалехвост, телескоп и одновременно (в другом аквариуме) рыбки из местных водоемов. Различия во внешнем виде и повадках названных рыб достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении. В уголке природы средней группы можно содержать тех же канареек.
Как постоянных обитателей в уголке природы средней группы можно содержать и млекопитающих. Дети этого возраста вполне могут овладеть несложными навыками ухода за ними. Так, целесообразно поместить в уголке интересных по своим повадкам морскую свинку и хомячка. Уход за ними прост, они дружелюбны, у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы — время, обстановку.
Уголок природы в старшей группе
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам.
Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам.
Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.
Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).
В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками.
Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д.
Это могут быть 2—3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.
При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу — обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания.
В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб — гуппи, меченосцев, скалярий и др. Не меньший интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов — своеобразный барометр: перед наступлением ненастной погоды у нее повышается двигательная активность.
Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, — канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве — ценнейший материал для наблюдения.
Не следует при этом забывать о том, что детям присуще чувство особо бережного и покровительственного отношения к детенышам, и забота о беспомощных, растущих птенчиках — источник добрых и гуманных чувств, бережного, и заботливого отношения ко всему живому.
В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Обычно это животное впадает зимой в непродолжительную спячку. Если черепаха живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, тогда в этот период черепаха становится вялой, неохотно берет корм. (Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники.)
Разнообразнее и подбор млекопитающих. Кроме морской свинки и хомячка может быть белка. Белка в большей степени, чем другие млекопитающие уголков природы, меняет свой образ жизни по сезонам.
Белка осенью чаще прячет остатки пищи в свою кладовую, зимой менее подвижна, кроме того, она два раза в год линяет.
Эти изменения связаны с условиями жизни животных в природе, о чем старшие дошкольники должны знать.
Источник: https://ddu2skidel.schools.by/pages/ugolok-prirody-v-ekologicheskom-vospitanii-doshkolnikov
КАРТОТЕКА: ТРУД В ПРИРОДЕ И В ГРУППЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ — PDF Скачать Бесплатно
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Государственное образовательное учреждение Ярославской области Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 3 Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,
Подробнее
1 Развитие у первоклассников с лѐгкой степенью умственной отсталости трудовых навыков в процессе воспитательных занятий Младший школьный возраст это уникальный период не только по своей природе, но и по
Подробнее
Содержание труда и методика руководства им в разных возрастных группах Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства. Младшая группа Малыши помогают
Подробнее
Диагностика для анализа результатов трудовой деятельности у детей младшего возраста автор: Куцакова Л.В. Вопросы для диагностики формирования трудовых навыков и умений дошкольников. Кто моет пол, вытирает
Подробнее
«Специфика и анализ работы по привитию навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями» Правильная организация самообслуживающей деятельности создает фундамент, на котором строится система
Подробнее
ВИДЫ ДЕТСКОГО ТРУДА Преподаватель АПК: Донченко Е.А. «Естественность, жизненная целесообразность труда — это одно из важнейших условий успешной организации совместного труда детей и взрослых. С одной стороны,
Подробнее
Юго-Восточное окружное управление образования Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1420» корпус 6, 4 Консультация для воспитателей
Подробнее
Источник: https://docplayer.ru/59640265-Kartoteka-trud-v-prirode-i-v-gruppe-v-podgotovitelnoy-gruppe.html
Воспитание трудовых навыков в уголке природы (стр. 1 из 7)
- Содержание
- Введение 1
- Труд детей в уголке природы в младших группах 2
- Труд детей в уголке природы в средних группах 3
- Труд детей в уголке природы в старших группах 5
- Труд детей в уголке природы в подготовительных группах 10
- Заключение 23
- Список литературы 25
- Введение
Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развевается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном.
Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств.
Посильный «добрый» и «умный» труд, труд, нередко связанный с игрой, — именно та необходимая деятельность ребенка-дошкольника (помимо собственно игры), которая отвечает его возрастным особенностям.
Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процесс его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает самоценность периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.
Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.
Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать рыб, птиц, растения, видеть заботу воспитателя о них, получают первые элементарные трудовые навыки.
Труд детей в уголке природы в младших группах
Во второй младшей группе полученные в предшествующих группах представления о природе расширяются. Прививаются трудовые навыки по уходу за растениями и животными: с помощью воспитателя дети кормят рыб, птиц, поливают комнатные растения, вытирают большие листья, сеют крупные семена цветов, сажают лук, поливают растения на грядках и др.
Уход за комнатными растениями малышам еще недоступен: воспитатель делает это сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание к своим действиям, предлагает посмотреть, как льется вода из лейки, как она впитывается в землю; некоторые дети могут и немного помочь взрослому: подержать лейку, налить в нее воды, вытереть широкий лист влажной тряпочкой и т.д. В процессе работы необходимо объяснять детям, что поливают растения и вытирают пыль с листьев для того, чтобы они лучше росли.
Ухаживая в присутствии детей за комнатными растениями, необходимо привлекать внимание детей к растениям уголка, все чаще и чаще привлекать их к посильной помощи и к наблюдениям, используя для этого разные приемы: предлагать погладить плотные гладкие листья растений, понюхать, полюбоваться цветками герани, фуксии, вспомнить, как называется данное комнатное растение, и т.д. В конце зимы малыши сажают лук. Каждый ребенок сажает свою луковицу в наполненный землей ящик (луковицу можно сажать почти вплотную).
Предлагается детям сначала потрогать землю: она мягкая, рыхлая, рассмотреть свою луковицу. Потом каждый ребенок по указанию делает неглубокую ямку, кладет в нее свою луковицу (ростком вверх), а затем вдавливает ее в землю- луковица должна плотно сидеть в земле.
В конце апреля в начале мая проводится посев крупных семян бобов, фасоли, настурции.
В уголке природы помещают цветы, принесенные с прогулки, пойманных жуков, бабочек и т.д. Приучать детей ставить цветы в вазочки, банки, составляя из них букеты.
Красиво оформленный аквариум в группе сразу привлечет внимание детей.
Наблюдая за плавающими рыбками, объясняется, как рыбки плавают- двигая хвостом и плавником, спрашивается, есть ли у них глаза, рот. При кормлении рыб, дети наблюдают, как рыбы быстро подплывают к корму и схватывают его.
В дальнейшем при кормлении рыб малыши всегда приглашаются посмотреть, как это делается, а затем предлагается некоторым помочь покормить рыбок. Конечно, дети делают это под присмотром, так как сами они не скоро усвоят, сколько корма можно давать рыбкам.
Уход за птицами намного сложнее, чем за рыбками. Птицу необходимо кормить регулярно, и не один раз в день, иначе она погибнет. В клетке всегда должно быть очень чисто. Воду в поилке нужно менять не реже двух раз в день, ежедневно менять песок на дне клетки, чистить жердочки.
Труд детей в уголке природы в средних группах
В средней группе дети более самостоятельные. Они приобрели некоторые знания и навыки по уходу за растениями и животными в уголке природы.
Теперь они уже могут под присмотром ежедневно выполнять поручения: полить растения, накормить рыбок, птиц, нарвать свежей травы кролику и др.
Теперь стоит задача- продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе, приучать их заботится о животных и растениях.
Комнатные растения- постоянные обитатели уголка природы во всех группах детского сада. Это дает возможность учить детей ухаживать за растениями.
Уход за растениями в начале года осуществляется в присутствие детей. Постепенно привлекая их к посильной помощи, показывая, как наливать воду, как держать лейку, поливать, обтирать листья, называя предметы ухода, приучая детей класть все на свои места.
Вначале под наблюдением, а затем самостоятельно дети выполняют поручения по уходу за растениями: вытирают крупные листья, поливают. В средине зимы уже можно проводить совместное мытье комнатных растений с небольшими подгруппами детей.
Поручается двум-трем детям обтирать растения, остальным поиграть, объяснив, что в следующий раз эту работу будут делать другие. Горшки с растениями ставятся на скамеечки или на пол, если растения высокие.
В начале предлагается посмотреть, как обтирать листья, показывая, как проводить тряпочкой по листу в одном направлении от черешка к концу, иначе лист может сломаться. Затем дети закатывают рукава, чтобы не испачкать их.
Каждому предлагается намочить тряпочку в тазу, выжать ее, положить лист на ладонь левой руки, а если лист большой, положить лист на всю ручку, до локтя, и осторожно вытирать, Во время работы необходимо наблюдать за каждым ребенком.
Двум-трем детям можно поручить вымыть поддоны в другом тазу с теплой водой.
После работы вытирают пол, ополаскивают тряпочки ,выжимают их и развешивают для просушки, затем растения ставят на место
Осматривая растения после работы, необходимо спросить детей: «Какие стали растения после того, как их вымыли?» Подвести детей к выводу: растениям необходим уход, тогда они будут лучше расти и развиваться.
Продолжается знакомство детей с рыбками, птицами ,мелкими животными уголка природы.
Ребенок пятого года жизни может оказать помощь в уходе за птицами: помыть поилку, налить воду, насыпать корм. Поставить поилку и кормушку на определенное место. В процессе этого труда дети наблюдают, как клюют птицы, как пьют, купаются, разбрызгивая воду, ставят лакомства-всходы овса в горшочке, которые сами для них вырастили.
Участие ребенка в уходе за птицами способствует воспитанию заботливого отношения к живым существам, умения внимательно за ними наблюдать, узнавать(мелкие птицы даже взрослым часто кажутся очень похожими).
В уголке природы средней группы можно содержать морскую свинку или кролика (если есть соответствующие условия). Теперь наблюдения за этими животными могут быть не только кротковременными на занятиях, но и во время ухода за ними. (Кролика нельзя держать в групповой комнате.)
- Следует помнить, что пример взрослых является главным условием воспитания у детей интереса и бережного отношения к природе.
- В течении зимы дети сеют овес для кроликов и птиц (им необходим зеленый корм), как и малыши сажают лук, следят за его ростом, осторожно поливают (не заливая луковицы).
- Весной уголок, да и всю групповую комнату, украшают первые весенние цветы: мать-и-мачеха, голубая и белая перелески, сон-трава, хохлатка, гусиный лук или др.
- Летом в уголок природы дети приносят растения поля, луга и леса.
Уголок природы в старшей группе отличается большим разнообразием растений и животных. Организация труда и наблюдений здесь тоже иная, так как дети уже имеют представления о растениях и животных и навыки ухода за ними. Поэтому уход за объектами в уголке природы осуществляют уже дежурные под руководством воспитателя.
В этой группе большое место занимают длительные наблюдения детей за ростом и развитием растений и животных. В этом большую роль играет систематическая и правильно организованная воспитательная работа с детьми в уголке природы.
Как и во всех группах детского сада, постоянными и обязательными растениями уголка природы являются комнатные растения.
Уход за растениями в уголке природы осуществляют дежурные под руководством воспитателя (дежурства организуются в начале года). Они поливают растения .Поливка растений является для детей трудным видом ухода. Увлекаясь самим процессом поливки, они могут поливать одно и тоже растение несколько раз в день.
Поэтому эта работа выполняется детьми под контролем воспитателя.
Привлекая все ребят поочередно к поливке, необходимо учить каждого ребенка, как нужно правильно держать лейку (прикладывая ее носик к краю горшка), приучать лить воду понемногу, не торопясь, лить воду нужно до тех пор, пока вся земля в горшке не будет влажной и на поддоне не покажется вода.
Источник: https://mirznanii.com/a/173167/vospitanie-trudovykh-navykov-v-ugolke-prirody