Ребенок начинает познавать мир с самого рождения, ему все интересно, он много получает полезной и нужной информации.
Родители и воспитатели играют важную роль в обучении и формировании ребенка, большую роль в обучении ребенка конечно играют родители.
Обучение математике дошкольников — это интересный и несложный процесс, родители могут легко с ним справиться самостоятельно. Развивайте внимание ребенка, его усидчивость, приучайте ребенка слушать и учите его математике.
Занимайтесь с ребенком в спокойной обстановке 15 – 20 минут каждый день. Если вы видите, что ребенок устал, прекратите занятие. Не ругайте ребенка, хвалите его, даже если у него ничего не получается. Своей строгостью и недовольством вы отобьете желание учиться и познавать что – то новое у своего ребенка.
Обучайте своего ребенка математике в виде игры и интересных упражнений, заданий по математике для дошкольников, играя ребенок быстро запоминает.
Ребенок 3-4 лет должен:
- Знать и различать цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный).
- Знать цифры до четырех. Уметь считать до четырех.
- Должен знать основные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг.
- Уметь владеть понятиями: один – много, большой – маленький, низкий — высокий.
- Должен уметь складывать предметы по величине, цвету, форме.
Математика для малышей 3-4 лет
Изучаем цвета
Ребенок может выучить все цвета, наглядно изучая разные предметы. В игровой форме легко усваивается любая информация.
Красный цвет
- Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это красный цвет.
- На картинке нарисовано красное яблоко.
- На картинке нарисован красный цветок.
- На картинке нарисован красный помидор.
- На картинке нарисована красная машина.
- На картинке нарисован красный шарик.
- На картинке нарисована красная пирамидка.
Синий цвет
- Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это синий цвет.
- На картинке нарисован синий бант.
- На картинке нарисовано синее ведро.
- На картинке нарисован синий дельфин.
- На картинке нарисованы синие сапоги.
- На картинке нарисована синяя птица.
- На картинке нарисован синий зонт.
Желтый цвет
- Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это желтый цвет.
- На картинке нарисован желтый зонт.
- На картинке нарисована желтая звезда.
- На картинке нарисован желтый банан.
- На картинке нарисована желтая лампа.
- На картинке нарисованы желтые ласты.
- На картинке нарисован желтый лимон.
Зеленый цвет
- Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это зеленый цвет.
- На картинке нарисован зеленый арбуз.
- На картинке нарисована зеленая лягушка.
- На картинке нарисована зеленая шляпа.
- На картинке нарисованы зеленые листочки.
- На картинке нарисована зеленая точилка.
- На картинке нарисован зеленый стручок гороха.
Белый цвет
- Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это белый цвет.
- На картинке нарисован белый зайчик.
- На картинке нарисована белая кружка.
- На картинке нарисована белая птица.
- На картинке нарисовано белое платье.
- На картинке нарисован белый бантик.
Черный цвет
- Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это черный цвет.
- На картинке нарисован черный чайник.
- На картинке нарисован черный блокнот.
- На картинке нарисован черный компьютер.
- На картинке нарисован черный зонт.
После изучения всех цветов посмотрите и выполните следующие упражнения. Ваш ребенок может укрепить свои новые знания. Изучив цвета, поиграйте с ребенком наглядно. Здесь у ребенка будут задействованы слуховая память, зрительная память, внимание.
Упражнения для закрепления материала
Упражнение первое
- Рассмотрите следующую картинку и ответьте на вопросы.
- Каким цветом нарисован дом?
- Каким цветом нарисована крыша у дома?
- Каким цветом нарисована труба на крыше?
- Каким цветом нарисованы окна?
- Каким цветом нарисованы двери?
- Каким цветом нарисована трава?
Упражнение второе
- Посмотрите внимательно на картинку и ответьте на следующие вопросы.
- Каким цветом нарисован мяч?
- Каким цветом нарисованы полоски на мяче?
Учим цифры
Ребенок может выучить цифры до четырех, наглядно изучая разные предметы. В игровой форме легко усваивается любая информация.
После этого упражнения ваш ребенок может укрепить свои новые знания. Изучив цифры, посмотрите следующие упражнения и поиграйте с ребенком наглядно. Здесь у ребенка будут задействованы слуховая память, зрительная память, внимание.
Упражнения на закрепление материала
Упражнение первое
Посмотрите с ребенком внимательно на картинку рассмотрите, что на ней нарисовано. Ребенок должен ответить на несколько вопросов.
- Найди все фрукты и ягоды, которые нарисованы по две штуки.
- Найди все фрукты, которые нарисованы по одной штуке.
- Найди все фрукты, которые нарисованы по три штуки.
Упражнение второе
- Посмотри внимательно на цифру и нарисуй столько же мячиков синего цвета.
- Посмотри на эту цифру и нарисуй столько – же шариков красного цвета.
- Посмотри на эту цифру и нарисуй столько – же домиков зеленого цвета.
- Посмотри на эту цифру и нарисуй столько – же кубиков желтого цвета.
Интерактивная игра – учим фигуры
Очень важно дошкольнику 3-4 лет знать фигуры. Многие дети к этому возрасту знают, что такое квадрат, круг, прямоугольник, треугольник. Рассмотрим все фигуры и потренируемся на упражнениях.
Изучив фигуры, посмотрите следующие упражнения и поиграйте с ребенком наглядно. Здесь у ребенка будут задействованы слуховая память, зрительная память, внимание добавим счет.
Упражнения на закрепление материала
Упражнение первое
- В этом упражнении даны фигуры, посмотрите на них внимательно и ответьте на следующие вопросы.
- Сколько квадратов синего цвета?
- Сколько квадратов красного цвета?
- Сколько изображено треугольников красного цвета?
- Сколько треугольников синего цвета?
- Сколько изображено кругов синего цвета?
- Сколько кругов желтого цвета?
Упражнение второе
- Посмотрите на следующую картинку и ответьте на следующие вопросы.
- Из каких фигур построили дом?
- Из каких фигур состоит дерево?
- Сколько синих кругов?
- Сколько красных треугольников?
- Сколько желтых кругов?
- Сколько кругов зеленого цвета?
- Сколько треугольников синего цвета?
Изучаем основные понятия
Дети дошкольного возраста должны знать основные понятия: один – много, маленький – большой, высокий — низкий. Ребенок может наглядно запомнить, сколько предметов и сравнить их высоту, рассматривая разные предметы. В игровой форме легко усваивается любая информация. Проговаривайте с ребенком вслух каждое задание.
- Рассмотрим следующие картинки один – много:
- Рассмотрим следующие картинки маленький – большой.
- Рассмотрим следующие картинки низкий — высокий.
Упражнения на закрепление материала
Упражнение первое
- Рассмотрите следующую картинку и ответьте на следующие вопросы.
- Какой кубик больше?
- Какой кубик меньше?
- Маленький кубик, какого цвета?
- Большой кубик, какого цвета?
- Сколько кубиков на картинке?
Упражнение второе
- Посмотри внимательно на следующую картинку и ответь на следующие вопросы.
- Какой мячик большой?
- Какой мячик маленький?
- Из каких цветов состоит большой мячик?
- Из каких цветов состоит маленький мячик?
- Каким цветом полоски нарисованы на маленьком мячике?
Развивающие игры для дошкольников
Игра 1 «Найти монетку»
Игра «Найти монетку» развивает память и внимание.
Главная суть игры нажимать на клетку и найти монетку.
В этой игре надо найти монетки. На экране нарисованы домики, в этих домиках надо найти монетку, нельзя нажимать два раза подряд на один и тот же домик.Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.
Играть сейчас
Игра 2 «Следопыт»
Игра «Следопыт» развивает память.
Главная суть игры надо запомнить следы животных и повторить их.
В этой игре на экране появляются следы животных, смотрите внимательно и запоминайте, в каком порядке появляются следы. Потом надо показать какой след появился первый, а какой второй.Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.
Играть сейчас
Игра 3 «Бриллианты»
Игра «Бриллианты» развивает память.
Главная суть игры запомнить порядок зажигающихся фигур на экране и повторить его.
На экране загораются фигуры по очереди, запомните порядок зажигания этих фигур и повторите его. Сделать это можно с помощью мышки или курсора на клавиатуре.Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.
Играть сейчас
Игра 4 «Скоростное сравнение»
Игра «Скоростное сравнение» развивает память и внимание.
Главная суть игры запомнить предыдущий предмет и сравнить с текущим, на экране.
На экране высвечивается предмет, вы запоминаете его и сравниваете с следующим предметом, если предмет одинаковый, то отвечаете «да», если разные предметы отвечаете «нет». Если вы ответили три раза неправильно, то игра заканчивается.
Играть сейчас
Игра 5 «Сложное скоростное движение»
Игра «Сложное скоростное движение» развивает память и внимание.
Главная суть игры запомнить предыдущий предмет и сравнить с текущим, на экране.
На экране высвечивается рисунок, вы запоминаете его и сравниваете с следующим предметом, если предмет одинаковый, то отвечаете «да», если разные предметы отвечаете «нет», если предметы похожи отвечаете «частично совпадает». Эта игра рассчитана на увеличение скорости. Если вы ответили три раза неправильно, то игра заканчивается.
Играть сейчас
Игра 6 «Матрицы памяти»
Игра «Матрицы памяти» развивает память и внимание.
Главная суть игры надо воспроизвести положение закрашенных фигур.
В каждом раунде показывается игровое поле, состоящее из ячеек, определенное число ячеек закрашено, остальное остается свободное. Надо запомнить расположение этих ячеек и повторить их положение после того как, они исчезли на экране. Если вы правильно отмечаете ячейки, вы набираете баллы и переходите дальше.
Играть сейчас
Игра 7 «БрейнФуд»
Игра «БрейнФуд» развивает память и внимание.
Главная суть игры в каждом раунде показан набор элементов, надо выбирать из набора тот, который еще не выбирали в предыдущих раундах.
В этой игре на экране предложены напитки и еда. Надо выбрать что-то одно. В каждой следующем раунде надо выбрать другое блюдо, которое отличается от выбранных ранее. Надо запоминать и выбирать всегда разные блюда и напитки.Если вы правильно отвечаете, вы набираете баллы и играете дальше.
Играть сейчас
Игра 8 «Супер память»
Игра «Супер память» развивает память и внимание.
Главная суть игры каждый раунд на экране появляется новый объект необходимо его указать, кликнув по нему.
В этой игре начинается раунд и на экране появляется картинка, в следующий раунд появляется еще одна картинка и сохраняется старая картинка. Нажать надо только новую картинку.Если вы правильно отвечаете, вы набираете баллы и играете дальше.
Играть сейчас
Игра 9 «Подводные лодки»
Игра «Подводные лодки» развивает внимание ребенка.
Главная суть игры читать вопросы и наблюдать за движением лодки и правильно нажимать стрелочки на клавиатуре.
В море двигаются подводные лодки в направлениях: влево, вправо, вниз, вверх. На экране появляется вопрос: «Куда указывают лодки?», «Куда двигаются лодки?».
Смотрите внимательно на вопрос, на движение лодок и их направление. При помощи стрелочек вы должны правильно ответить на вопрос. За правильный ответ вы получаете очки и играете дальше.
Если у вас три не правильных ответа игра заканчивается.
Играть сейчас
Игра 10 «Зоркий глаз»
Игра «Зоркий глаз» развивает внимание.
Главная суть игры запомнить, где находятся птица, корабль и солнце и потом указать, где они были.
На несколько секунд открывается экран, на нем нарисованы птица, корабль и солнце. Надо запомнить, где они находятся. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где был корабль». Вы должны указать, где был корабль.
Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где была птица». Вы должны указать, где была птица. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где было солнце». Вы должны ответить, где было солнце и так далее.
Если вы ответили правильно, то набираете очки и играете дальше.
Играть сейчас
Курсы для развития интеллекта
Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:
Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика
Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.
Записаться на курсПодробнее
Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет
Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.
После прохождения курса ребенок сможет:
- В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
- Научится запоминать на более длительный срок
- Увеличится скорость воспоминания нужной информации
Записаться на курсПодробнее
Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет
Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)
Записаться на курсПодробнее
Супер-память за 30 дней
- Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.
- В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.
- Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.
Записаться на курсПодробнее
Как улучшить память и развить внимание
Бесплатное практическое занятие от advance.
Записаться бесплатноПодробнее
Деньги и мышление миллионера
Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.
Записаться на курсПодробнее
Скорочтение за 30 дней
Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.
При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:
- Научиться очень быстро читать
- Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
- Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу
Записаться на курсПодробнее
Заключение
Психологи доказали, что на развитие навыков и способностей влияют положительные эмоции. Пусть ваш ребенок изучает новое с радостью, чтобы у него было хорошее, приподнятое настроение.
Повышайте его познавательную активность в виде игры. Ведь в игре появляется дух соревнования и овладевая этим чувством ваш ребенок быстрее чему — либо учится и овладеет новыми знаниями и навыками.
Желаем вам удачи.
Источник: https://cepia.ru/matematika-3-4-goda
Как заниматься математикой с детьми 3-4 лет ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)
Сколько бы вам сейчас не было лет, но слово «математика» у взрослых ассоциируется со школой. Многие помнят школьные уроки, а возможно и своих учителей, но мало кто из родителей может припомнить занятия по математике в детском саду. А именно у детей с дошкольного возраста начинают формировать элементарные математические представления.
Многие родители подумают «Для чего обучать малыша математике с 3 лет?». В нашей статье мы постараемся подробно рассказать, для чего ребенку нужны занятия по математике и чему он должен научиться в 3-4 года.
Учимся считать с 3-х лет
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, занятия по математике существенно отличаются от уроков в школе. Для детей, посещающих детские сады, обучение проводится в игровой форме и на специально организованных занятиях, закрепить материал, ребята могут с помощью дидактических (развивающих) игр. Для каждой возрастной группы существуют определенные задачи.
Занятия по математике развивают у детей логику, мышление. Какие представления и навыки должен приобрести ребенок 3-4 лет?
Количество
В этом возрасте дети должны понимать, что множество предметов состоит из отдельных или однородных предметов. Например, взрослый просит детей найти среди множества зайчат такого же, как у него в руке.
Далее предлагаются упражнения, с помощью которых дети подбирают и группируют предметы по определенным признакам, например: «Сложите все мячики синего цвета в корзину, в одну коробку – маленькие грибочки, а в другую – большие». Выполняя задания, дети понимают, что все предметы можно объединить по определенному признаку.
Учим понятие количество по картинке
Для того чтобы научить детей 3 лет понимать слова «один» и «много» предлагается следующее упражнение: в соответствии с количеством детей, на стол кладутся яблоки. Взрослый обращает внимание, на то, что на столе лежит много яблок, после чего просит каждого ребенка взять по яблоку.
Малыши видят, что с каждым разом яблок становится все меньше и меньше, и в результате «много» исчезает. Взрослый говорит, что у каждого ребенка по одному яблоку, а на столе нет ни одного.
После того, как взрослый предлагает детям положить по одному яблоку обратно на стол, то получается снова много яблок.
Обучая детей 3 — 4 лет сравнивать группы предметов, взрослый знакомит с понятиями «равенство» и «неравенство».
Игра «Поймай рыбки» с определенным количеством
Для этого используется прием наложения. Например, на карточке изображено 5 котят.
Взрослый предлагает каждого котенка «посадить» в корзинку, разместив картинку, с изображением корзины под каждым котенком.
После чего обращает внимание, что корзин «столько же» сколько котят, а значит «поровну». Убрав одну картинку с изображением корзины, дети понимают, что котят стало «больше», а корзин — «меньше».
Величина
Дети 3 — 4 лет учатся сравнивать различные предметы (брусочки, полоски бумаги, ленты) по ширине, длине и высоте, и пользоваться словами: «длиннее – короче», «одинаковые по длине»; «шире – уже», «одинаковые по ширине»; «выше – ниже», «одинаковые по высоте»; «больше – меньше», «одинаковые по величине».
Карточки изучения величины «больше-меньше»
Вначале дети, учатся сравнивать предметы по какому-нибудь определенному признаку. Так, например, накладывая одну ленточку на другую, ребята понимают, что красная лента длиннее синей, а синяя – короче красной.
После того, как дети научатся сравнивать величину и обозначать ее словами, можно провести дидактическую игру «Поручение». Взрослый, от имени куклы, просит принести, высокую елочку, длинную дорожку, короткую ленту, найти морковку такой же высоты…
Игры на понятия «больше/меньше» можно купить в магазине
Геометрические фигуры
Дети 3-4 лет знакомятся с квадратом и кругом. Для этого взрослый дает каждому ребенку разные по цвету силуэты квадрата и круга. Показывая, например, квадрат синего цвета просит детей найти у себя такую же фигуру.
То же самое он проделывает с кругом красного цвета, при этом название фигуры не произносит. Дальнейшее обследование геометрических фигур происходит осязательно-двигательным путем.
Ребята многократно проводят пальцем по контуру фигуры и произносят ее название.
Изучение фигур проще всего проводить в игровой форме
Для закрепления материала, можно поупражнять детей и предложить, например, положить все квадраты на нижнюю полоску, а круги – на верхнюю; поднять фигуру в руке и назвать ее; сложить круги в лоток, а квадраты – в коробочку или поиграть в игры «Отгадай, что лежит в мешочке», «Найди домик».
Ориентировка в пространстве
В этом возрасте ребята учатся ориентироваться в пространстве «от себя», и усваивать такие понятия как: направо (справа), налево (слева), вперед (впереди), сзади (позади), вверху, внизу.
При обучении ориентировки в пространстве, за основу берутся части тела самого ребенка: внизу – там где ноги, вверху – там где голова, сзади – спина, а впереди – лицо, справа – правая рука, а слева – левая.
Научиться ориентироваться в пространстве малышам помогут следующие упражнения: «Помаши курочке правой рукой, затем – левой»; «Куда поскакал зайчик» (вверх, вниз по горочке); «Вытяните флажки вперед (перед собой), спрячьте их назад (за спину).
Ориентирование в пространстве по карточкам
Следует учитывать, что при выполнении всех упражнений все дети должны стоять лицом в одну сторону, а движения взрослого должны быть выполняться в зеркальном отражении.
Ориентировка во времени
В повседневной жизни дети учатся ориентироваться во времени. Хорошим помощником станет четкое выполнение режима дня.
Взрослый знакомит детей с частями суток – утро, день, вечер, ночь. В процессе выполнения режимных моментов, взрослый говорит, что сейчас утро, мы с вами проснулись, умылись, делаем зарядку и завтракаем. Перед обедом нужно сказать, что сейчас день, мамы с папами на работе, а мы с вами занимаемся, гуляем, и обедаем.
Игрушечные часы пазлы
Для закрепления частей суток можно предложить детям рассмотреть картинки, которые позволят ответить на вопросы: «Что делают ребята, изображенные на картинке?»; «Когда мы гуляем, спим?». Читая художественные произведения, можно предложить детям указать на картинку, которая характерна для деятельности людей в определенное время суток (день, ночь, утро, вечер).
Надеемся, что все вышеперечисленные упражнения помогут взрослым правильно сориентироваться и поспособствуют качественному проведению занятий по математике с дошкольниками.
Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/matematika-dly-3-4-let.html
Учим математике в игре. Особенности обучения детей 3-4 лет
Многие родители хотят, чтобы дети научились считать и как можно раньше. Но главное не рано научить, а правильно научить. А еще очень важно, чтобы «скучная, по мнению детей, математика», стала для них интересной. В этом, конечно же, поможет игра. Если учесть, что в дошкольном возрасте игра (особенно сюжетно-ролевая) является ведущим видом деятельности, и необходима дошкольнику как свежий воздух, то нужно просто совместить эти два направления развития ребенка.
В моем личном случае, это просто необходимо. Мой сынок, которому почти четыре года, все время пребывания дома (а это не так и много, потому что ходит в садик) хочет играть. Конечно, играть с взрослым это интересно.
И мне приходится те темы, которые пытаюсь планировать, подгонять под игру. Выходит за малое время, и позаниматься, и поиграть.
Сейчас я приведу пример, как мы, проходя тему «СОБАКИ» обучались счету в пределах пяти, и остановлюсь на важных методических этапах: как правильно обучать.
В определенный момент наши собаки проголодались:
— Собачки хотят кушать.
— Давай их кормить.
— А сколько у нас собак?
И мы начинаем считать. Сколько у нас собак. Считаем правильно.
Выстраиваем всех собак в линию. Ни в коем случае они не должны быть, как во многих карточках, тетрадях в разнобой, потому что это особый счет, который подходит для более старшего возраста, да и сравнить количество одних предметов с другими будет очень сложно.
И вот мы начинаем считать. Считаем тоже соблюдая правила:
1 правило: маленького ребенка, примерно до 4-5 лет, нужно дотронуться рукой до предмета, т.к.
в этом возрасте еще порой очень сложно переносить с одного предмета на другой свой взгляд и соответственно он может потерять какое-то количество предметов или наоборот посчитать их несколько раз.
Поэтому первоначально мы обучаем детей переставлением предметов с одного места на другое, потом путем дотрагивания до предметов, потом, указывая на предмет пальцем, потом указкой и только потом мы учим считать только при помощи взгляда.
2 правило: учим называть числительные правильно и согласовывать числительные и существительные.
У нас нет числа РАЗ. У нас есть число .ОДИН. А дети в большинстве своем считают именно РАЗ, два, три… Мы должны сразу правильно приучать детей считать правильно: ОДИН (одна, одно…), два, три….
Мы считаем собак, поэтому в нашем случае это: Одна, две, три, четыре, пять собак. Или еще лучше, если это будет: Одна собака, две собаки, три собаки, четыре собаки, пять собак. Таким образом, происходит еще и развитие речи.
3 правило для этого возраста: После того как мы посчитали, мы делаем круговой жест вокруг всех собак и говорим: Всего пять собак.
Для чего это делается, чтобы ребенок понял, что не последняя собачка – это пять собак.
Ведь для ребенка понятие ПЯТЬ СОБАК – абстрактное, и ему надо понять, что пять собак, это совокупность всех собак, которые мы сейчас посчитали.
Итак, мы выяснили количество собак.
— Ну, давай кормить их. Что нам потребуется?
— Мисочки.
— Хорошо. А сколько мисочек нам потребуется?
— пять.
В качестве тарелочек у нас обычно крышки от контейнеров для бахил. Можно использовать обычные картонные круги.
Я преднамеренно даю четыре миски. — Посчитай, хватит ли тебе мисочек?
Сынок раскладывает их перед каждой собакой и считает таким же образом, как и считал собак. Обратите внимание, что, раскладывая второй ряд предметов, каждая миска ставится именно напротив каждой собаки. Только таким образом ребенок может наглядно увидеть чего больше, чего меньше и на сколько. Я однажды столкнулась с таким объяснением моему сыну.
Мы пришли в гости и мы, совершенно к месту, с сыночком стали считать какие-то предметы, посчитали, а потом стали сравнивать. Но мы только начали учиться сравнивать предметы с разницей в две единицы (4 предмета и 6 предметов) и не соблюдая правила линейности, т.е. не выкладывали предметы в линию, поэтому задача стала ну совсем абстрактной. И сынок ошибся, назвав, что 6 больше 4 на 1.
И я прекрасно понимаю, почему он ошибся. Он еще в своем уме не может выстроить линейную задачу, чтобы сравнить две совокупности предметов. Хотя беседа была у нас с ним приватная, но моему ребенку стали объяснять со стороны: «Ну, как же на 1 больше? Конечно, больше на 2, там же две единицы.
Смотри: пять, шесть, на две единицы больше…» Естественно такого объяснения трехлетний (пусть даже почти четырехлетний) ребенок понять не сможет.
Таким образом, линейное построение предметов нам показывает, каких предметов больше, каких меньше и на сколько.
Ребенок уже сам подсказывает, что одной миски не хватает.
— Чего больше: мисок или собак?
— Собак больше?
— На сколько больше собак, чем мисок?
— На одну.
— Сколько еще мисок нам потребуется, чтобы всем собачкам хватило мисок?
— Нужна еще одна мисочка.
Я предполагала, что наши домашние питомцы будут есть воображаемую пищу, но не тут то было.
Сережу удивило новое знание о собаках: оказывается, собаки едят не только мясо и косточки. Они еще любят рыбу.
— Мам, давай их покормим рыбой – сделал сынок мне предложение.
— Ну, хорошо.
— Срежь (т.е. вырежь) мне рыбок.
— А сколько рыбок нужно вырезать?
— Пять.
— А почему ты так решил, что нам нужно пять рыбок, а не четыре, например?
— Потому что собак пять.
— Т.е. столько же, сколько собак – поясняю я.
Пока я вырезаю рыб, сынок достает «прудик» вырезанный из картона, быстро находит палочку – которая становится удочкой, берет человечка – хозяина собак, который ловит в пруду рыбу. А собаки нас ждут.
Вообще, вырезать по ходу игры какие-либо предметы из цветного картона это очень хороший навык в игре. Сейчас я ему совершено схематично, силуэтно вырезаю предметы из обрезков картона. А чуть он подрастет, сам будет вырезать недостающие ему предметы в игре.
И получается, что игра зависит не от имеющихся атрибутов, а от замысла.
Вот я вырезала шесть рыб. И даю сыну. Он опускает их в пруд, потом всех вылавливает его человечек и несет собачкам. Раскладывает рыбки в миски по одной и при этом считает по всем правилам. Так оказалось, что рыб шесть.
— Одна не нужна – говорит Сережа.
— Почему не нужна?
— Она лишняя.
— А сколько рыб поймал твой человечек?
— Шесть.
— А сколько надо было?
— Пять.
— Т.е. столько же, сколько и собак.
— Что нужно сделать, чтобы рыб было столько же, сколько собак?
— Отдать одну рыбку кошке.
Что он и сделал.
Еще раз подчеркиваю. Ребенок наглядно и не в уме сделал сложнейшие для его возраста математические операции. Играя, они его не напрягли совсем. Он, и я вместе с ним, играл. Данное «занятие» если его можно так назвать, продлилось минут 7-8. И этого вполне достаточно.
Многим может показаться, что уж очень много повторений одних и тех же вопросов. Но это для нас, взрослых, они одни и те же. А для ребенка они всегда разные. То мы считаем собак, потом сравниваем их с количеством мисок. То мы сравниваем количество рыб с количеством собак. А это уже совершенно другая задача.
И именно благодаря таким вопросам дошкольник, в данном случае 3-5 лет усваивает основные математические понятия.
Это лишь пример того, как можно играть и заниматься математикой. Вы можете взять другие количественные представления, другие предметы, например, накормить трех зайцев, или посадить четырех человечков в машины и т.д.
Помните, что нужно научить и соблюдать основные правила счета.
Главное, вы играете, удовлетворяя основную потребность вашего чада, и занимаетесь с ним.
Елена Барышева, специально для deti-burg.ru
Источник: http://deti-burg.ru/razvivayushhie-igryi-2/uchim-matematike-v-igre-osobennosti-obucheniya-detey-3-4-let
Занятия математикой с детьми 3-4 лет дома и в детском саду
Акцент в современном образовании дошкольников делается на развивающее обучение. Занятия по математике не являются исключением. Формирование элементарных математических представлений развивает личность, интеллект, формирует логику и абстрактное мышление.
Обостряет внимание и память, развивает речь и способствует максимально комфортной интеграции малыша в окружающий мир. Веселая математика для детей 3-4 лет поможет развить такие качества, как любознательность, достижение целей, дисциплина.
Ознакомит с пространственной и временной логикой.
Чему учит математика малышей 3-4 лет
Каждый образованный родитель хочет понимать, насколько его ребенок хорошо развит. Не упускает ли каких навыков, которые важны в современном мире, на что стоит сделать упор. Чтобы адекватно оценить знания и умения детей, нужно знать, что требует от них сегодняшняя система образования.
Математика у трехлетних детей
Математика в 3 года в детском саду не является сложной. Дети должны:
- Освоить работу с числами в пределах пяти. Это и порядковый, и обратный счет.
- Понимать, из чего состоит то или иное число (например, 5 – это 4+1).
- При счете пользоваться пальцами, счетными палочками, другими доступными предметами.
- Правильно использовать названия порядковых числительных, а также количественных в названиях цифр.
- Узнавать написанные числа, уметь их написать самостоятельно.
- Называть число, которое идет перед заданным, а также после.
- Использовать понятия «больше», «меньше», «столько же». Четко понимать разницу между ними.
- Освоить ориентацию в пространстве (например, показать на листке тетради, где строчки выше, а где ниже, которые слева, справа, между ними, что находится в центре, что вверху, что внизу).
К сведению! Дети должны различать предметы.
По величине:
- Большой — больше.
- Маленький — меньше.
- Короткий — короче.
- Длинный — длиннее.
- Высокий — выше.
- Низкий — ниже.
- Широкий — шире.
- Узкий — уже.
Занятия по математике
По геометрической форме:
- квадрат;
- круг;
- треугольник;
- прямоугольник.
Должны находить эти фигуры и уметь их нарисовать, называть геометрическую форму окружающих предметов. Научиться определять их цвет. Различать круг и шар, квадрат и куб.
Счет и нумерация чисел
Задача преподавателя — понять, осознают ли дети конечную цель счета, для чего они это делают.
Математика для малышей в 3-4 года имеет свои особенности. Нужно направить их внимание на изучение серьезного предмета. Для этого используются всевозможные вспомогательные материалы, презентации.
Изучение фигур в ДОУ
Сказки, игрушки, кубики, картинки (распечатанные на цветном принтере персонажи из сказок и мультфильмов будут прекрасным раздаточным материалом), пригодятся и лэпбуки. Их достаточно просто сделать самостоятельно.
Дети должны освоить название чисел. Но часто они не проецируют это знание на то, что касается их самих. Например, ребенок прекрасно знает порядковый счет, но не может посчитать свои пальцы. Он просто не связывает эти два понятия.
Математические упражнения
Для занятий по математике потребуется дополнительный материал. ДОУ рекомендует «Игралочку» Л. Г. Петерсон. Это методическое пособие направлено на использование на уроках математики в 3 годика в детском саду. Эти тетради можно приобрести онлайн. Также рекомендуется использование методики Е. В. Колесниковой.
Развивающие карточки
Математика для 3-летнего ребенка начинается с картинок. Изготавливается пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5.
Нужно подготовить картинки одного цвета, но разных предметов. Например:
- Синий цвет – машинка, шарик, цветок, зонтик и т. д. (все одного цвета).
- Красный цвет – машинка, мяч, карандаш, зонтик и т. д.
- Желтый цвет – машинка, шарик, мяч, ложка и т. д.
- Зеленый цвет – машинка, шарик, цветок, зонтик и т. д.
- Черный цвет – машинка, мяч, карандаш, зонтик и т. д.
- Белый цвет – машинка, шарик, цветок, зонтик, заяц и т. д.
Так соберется рабочий презентатор для изучения начального счета. Предметы на картинках должны быть разного размера.
Задания:
- Найти все карточки красного цвета. Найти и каждую картинку назвать.
- Найти все карточки желтого цвета. Найти и каждую картинку назвать.
- Найти все карточки синего цвета. Найти и каждую картинку назвать.
- Найти все карточки зеленого цвета. Найти и каждую картинку назвать.
- Найти все карточки черного цвета. Найти и каждую картинку назвать.
- Найти все карточки белого цвета. Найти и каждую картинку назвать.
После того, как дети выполнили задание, можно переходить к следующему этапу.
Далее задания усложняются. Нужно выбрать все карточки, где нарисована машинка. Все карточки, где нарисован мяч.
К сведению! Наличие разных цветов сначала сильно сбивает детей с толку.
Сравнение «Больше-меньше»
Математика для 3-летнего ребенка, занятия которой проходят в ДОУ, включает изучение сравнений. Детям объясняется понятие «больше» и «меньше». Используется набор карточек с прошлых занятий:
- Найти все карточки, где нарисован мяч. Потом найти все карточки, где нарисован зонтик. Сравнить количество карточек. Найти, каких рисунков больше.
- Найти все карточки с нарисованным цветком. Потом найти все карточки с нарисованным автомобилем. Найти, каких картинок меньше.
Для наглядности можно ставить вместе картинку с машинкой и цветком. Какие картинки останутся без пары, тех и больше. Какие закончились раньше, тех и меньше.
Изучение понятия «Столько же»
В начале урока (если кто-то празднует свой четвертый год рождения) родители именинника принесли торт и конфеты. Как определить, сколько нужно каждому ребенку сладостей, не употребляя цифры? Дети высказывают свои предложения.
Вводится термин «столько же». Ребята практикуются в закреплении нового слова. Решаются задачи с похожими терминами:
- также;
- равное количество;
- одинаково.
О счете на пальцах
На первом этапе обучения счета на пальцах нужно твердо усвоить все возможные комбинации. Ребенок не должен задумываться над ответом в пределах одной руки.
Познавательные способности дошкольников
Развивается внимательность и память, в том числе и тактильная, ведь подсчет происходит в голове. Приходится удерживать в памяти несколько данных одновременно. Быстрое решение зависит от сообразительности и скорости восприятия.
Ребенок считает на пальцах
До обучения счету на пальцах ребенок уже ознакомлен с понятиями «больше», «меньше», «также». Может пересчитать предметы по порядку в пределах пяти.
Далее:
- Нужно начинать с 1+1=2. Дети складывают два пальца вместе и получают 2.
- Потом добавляют еще один палец = 3.
- К трем добавляют еще один и получают четвертый результат (четыре).
- К четырем добавляют еще один палец и получают пять.
Теперь осваивается вычитание:
- От пяти отнять один палец и станет четыре.
- От четырех отнять один палец и станет три.
- Если от трех отнять один палец, их останется два.
- От двух отнять один палец и останется один.
Занятие не должно превышать 20 минут. Дети быстро устают. Разнообразить урок можно сменой деятельности — разминка, спеть что-либо, разгадать загадки и так далее.
Важно! Нельзя заставлять. Всегда проще «заманить» куда-либо, чем заставить. Элементы игры, соревнования и поощрения сделают больше и лучше, чем все остальное.
Научившись правильно называть числа, дети все же не совсем понимают, что это толком значит. Для понимания, привязки к реальности нужны осязаемые предметы, которые можно взять в руки или потрогать. Необходим визуальный помощник для детского мозга.
Раздаточные пособия несут функцию тактильного и зрительного восприятия предмета изучения. Используется и покупной инвентарь, и изготовленный самостоятельно. Подойдут карточки с рисунками животных, кубики (лучше разного цвета, но одного размера), всевозможные палочки, трубочки, шарики. Главным требованием к инвентарю на уроке будет объединяющая характеристика (одна или две).
Применение кубиков при подсчете
Примеров использования несколько:
- Найти одинаковые рисунки на розданных карточках и посчитать их.
- Найти предметы одного цвета и сосчитать сколько их.
- Выбрать на картинках домашних животных и назвать их количество.
- Выбрать диких животных и сказать, сколько их всего.
Важно! Во время выполнения задания все цифры проговариваются вслух для лучшего закрепления материала.
Можно усложнить задачу:
- Пронумерованные карточки разложить на полу. Перевернуть одну обратной стороной. Задача учеников определить, какой цифры не хватает.
- Назвать «соседей» этой цифры.
- Убрать две карточки с цифрами и предложить найти пропавшие числа. Пересчитать по порядку от одного до пяти и найти отсутствующие числа.
Методик обучения счету в детском саду великое множество. Можно пробовать применять разные элементы в своей собственной системе. Менять, дополнять, совершенствовать.
Задача преподавателя — найти подход ко всем ученикам в группе независимо от их начальных знаний и умений. Распределить нагрузку таким образом, чтобы «сильные» дети не скучали, а «слабые» успевали усваивать материал. Результатом успешной работы преподавателя будет выравнивание навыков всей группы учащихся до одного высокого уровня. Важно отсутствие слабо подготовленных членов коллектива.
Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/zanyatiya-matematikoj-s-detmi-3-4-let-doma-i-v-detskom-sadu
Математика для детей 3-4 лет: интересные упражнения и игры, советы родителям
Для развития гармоничной личности очень полезными станут занятия математикой для детей, приступать к которым можно с 3–4 лет – именно в этом возрасте у малышей начинают возникать первые математические представления.
Не стоит забывать, что обучать дошкольников следует в игре, используя куклы, картинки, необычные методы и приемы, позволяющие поддерживать интерес, – только так эффект будет максимальным, знания надолго отложатся в голове, а ребенок не утратит интереса к процессу.
Советы родителям
Чтобы занятия по математике стали не только полезными, но и интересными, веселыми, следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Действовать по принципу «от простого к сложному»: сначала предлагать малышу те задания, с которыми он справится, не спешить, детально прорабатывать материал и не браться за новое, пока в старом имеются пробелы. Не стоит сравнивать ребенка с другими детьми, ведь развитие у каждого идет по индивидуальному пути, и то, что понятно одному крохе, может быть очень сложным для другого. Это важно учитывать.
- Похвала родителя – мощная мотивация, ее необходимо использовать всегда, даже если успехи не впечатляющие. Похвалить можно хотя бы за старание.
- Из двух вариантов – любой ценой вбить в голову малыша полезный материал или привить ему любознательность и желание учиться, – без сомнения, нужно выбирать второй. Ребенок со временем запомнит цифры, величины, научится ориентироваться в пространстве, но если у него пропадет интерес к процессу, то вернуть его будет непросто.
- Правильный выбор задания. Секрет успеха в том, чтобы подарить ребенку момент маленького открытия, поэтому и задания нужно подбирать так, чтобы он смог справиться. Успех поможет обрести и укрепить веру в себя.
Не стоит подгонять малыша. Если при изучении счета он будет использовать пальцы – ничего страшного. Очень часто те дети, которые уже научились считать устно, таким образом проверяют себя. Со временем у них появится уверенность в себе, и пользоваться пальцами они не будут.
Задания и упражнения по возрасту
Самые простые варианты для дошкольников 3–4 лет – это игры с пальцами.
- Используя пальцы, показать одно и то же число разными способами (например, 5 – это 4 и 1, 2 и 3, 5 и 0).
- Необходимо загнуть несколько пальцев, задача ребенка – назвать точное число.
Помимо пальцев, можно использовать и иной счетный материал – пуговицы, палочки, карандаши, ракушки – все, что интересно малышу.
Занятия дома
Есть множество интересных игр, в которые с малышами 3–4 лет можно сыграть дома. Например, обвести цифру. Заранее мама готовит материал – на листе бумаги пишет в хаотичном порядке знакомые ребенку цифры, потом простит его найти все двойки и обвести их. Задание можно усложнить, предложив обводить двойки синим цветом, тройки – зеленым, единицы – красным.
Математика – это не только счет, но и логика, поэтому можно сыграть с ребенком в игру «Составь букет». Для этого рисуется заготовка: простые горшки, из которых виднеются три стебелька.
Также заранее нужно подготовить набор из пуговиц трех цветов. Далее мама дает задание – для каждого горшка подобрать «цветы» так, чтобы один из них обязательно был синего цвета или так, чтобы рядом в каждом горшке оказались синий и красный цветки.
Задание хорошо еще и тем, что тренирует мелкую моторику.
Игры можно придумывать самостоятельно, используя подручные материалы. К примеру, предложить ребенку составить из разноцветных пуговиц гусеницу, используя 3 красных, 4 синих, 1 зеленую пуговицу.
Чтобы кроха не забыл комбинации, нужно нарисовать квадрат, закрасить его соответствующим цветом, а рядом написать цифру.
Из цветных прямоугольников аналогичным образом можно сделать поезд с вагончиками.
Многие дети любят рисовать и разукрашивать, этим также можно воспользоваться при занятиях, предложив малышам раскраски с цифрами (их можно нарисовать самостоятельно или же воспользоваться готовыми вариантами). Суть таких рисунков проста: ребенку дается картинка, которую ему необходимо раскрасить разными цветами. Изображение разделено на блоки, отмеченные цифрами, каждой из которых соответствует свой цвет.
В 3–4 года нужно познакомить малышей с геометрическими фигурами. Для этого подойдут такие задания:
- Родитель рисует ряд из фигур (круг – квадрат – треугольник – прямоугольник), затем просит ребенка показать, например, круг.
- Далее задание усложняется – необходимо раскрасить круг красным, квадрат – зеленым, треугольник – синим, а прямоугольник оставить белым.
Чтобы малышу не было скучно, можно придумать вместе с ним сказку про волшебный мир фигур, которые попали в беду. Только правильное выполнение заданий поможет их спасти.
Подвижные игры
Не стоит думать, что занятия по математике с дошкольником – это нечто скучное. Если подойти к делу творчески, то можно и повеселиться. Так, есть несколько забавных и полезных игр:
- «От одного до четырех». Мама напевает песенку, а затем произносит число от 1 до 4. Как только оно прозвучало, ребенок должен занять определенную позицию, соприкоснувшись с полом количеством точек, обозначенных названным числом (например, если это 1, то нужно встать на одну ногу, если 2 – просто остаться стоять на двух ногах, 3 – опереться на руку и обе ноги, 4 – на руки и ноги одновременно).
- «Мяу-гав». Мама дает установку: ребенок должен пропрыгать вперед столько раз, сколько она скажет «мяу», а назад – столько, сколько произнесет «гав». Для выполнения малыш сначала считает мамины фразы, а потом – собственные прыжки.
Заниматься математикой с крохой можно и на улице, предложив ему посчитать всех встретившихся на пути кошек или найти везде цифру 3, показать предметы, формой напоминающие круг. Также можно попросить малыша сравнить, какая машина больше, что дальше – лавка или магазин, и давать аналогичные задания.
Получение математических умений и навыков можно и нужно организовать в игровой форме. Только в этом случае ребенок будет получать удовольствие и незаметно для себя запоминать необходимый материал.
Источник: https://Razvivashka.online/poznavatelnoe/matematika-dlya-detey-3-4-let