Автор — Коротаева Ольга Анатольевна, воспитатель детского сада № 22, г. Воткинск
Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка.
Оформление детского сада – это современный дизайн групповых и раздевальных комнат, эстетично оформленные стенды, тематические уголки, прогулочные участки, спортивные и музыкальные залы.
Для того, чтобы обучение было результативным, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.
Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.
Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.
У каждой группы детского сада есть свой уголок природы.
Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами.
В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.
Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.
Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.
Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения:
- В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Например, фикус, примула, бальзамин, колеус, герань.
- В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Например, аспарагус, агава, хлорофитум.
- В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы. Например, традесканции, плющ, амариллис и другие.
- В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.
Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:
- Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.
- Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.
- Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.
Для кратковременного наблюдения можно принести в группу рыбку в банке, хомячка, птичку в клетке. Конечно, если позволяют площади детского сада, то можно организовать экологическую комнату.
В ней разместятся растения и животные, птицы и пресмыкающиеся, наблюдения за которыми предполагает Программа воспитания.
Можно сделать «сухой» аквариум.
Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других), на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.
В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.
- В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.
- В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.
- В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.
Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:
- Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.
- Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
- Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.
- Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.
- Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.
- Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.
- Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие.
Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.
Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.
Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении
НА ЗАМЕТКУ. Методическая литература по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru.
Источник: http://deti-club.ru/oformlenie-detskogo-sada-ugolok-prirody
Методическая разработка «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПТИЦАМИ» (младший, средний возраст)
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» города Чебоксары Чувашской Республики
- Методическая разработка
- «ОЗНАКОМЛЕНИЕ
- ДОШКОЛЬНИКОВ С ПТИЦАМИ»
- (младший, средний возраст)
- Подготовила:
- воспитатель
Кизнякова Л.М.
Чебоксары, 2017
Птицы распространены повсеместно и многие из них живут рядом с человеком. Дети могут наблюдать их с раннего возраста. Ребята узнают о разнообразии птиц, о том, как они живут в разные сезоны года, как выращивают потомство, какую пользу приносят людям. Дети учатся заботливому, бережному отношению к птицам, ухаживая в зимней подкормке.
Наиболее полно педагогическую работу по ознакомлению детей с птицами, по формированию у них трудовых навыков, по воспитанию гуманного отношения к птицам можно развернуть с помощью уголка природы. Он даёт возможность организовать систематические наблюдения за птицами и дежурства детей на протяжение всего года.
- МЛАДШАЯ ГРУППА
- В младшей группе рекомендуется временное (10-14 дней) содержание птицы любого вида, взятой из уголка природы старшей или подготовительной группы.
- Наблюдение первое
- Знакомство с птицей.
Это – птица. Она называется… (даётся название). Птица живёт в клетке. Она красивая и весёлая: прыгает по клетке и щебечет. Воспитатель рассказывает детям, откуда взялась птичка, у кого она жила раньше. Предлагает детям тихо постоять возле клетки, посмотреть и послушать птичку. Во время наблюдения воспитатель изредка комментирует отдельные действия птички (прыгает, поёт и т.д.).
Наблюдение второе.
Что птичка ест.
Птичка клюёт зёрна. Зёрна мелкие, разного цвета. Ещё птичка ест тёртую морковку, творог, пьёт воду. Зёрна надо положить в кормушку, а воду налить в поилку. Корм птица клюёт, а воду пьёт.
В начале наблюдения воспитатель привлекает внимание детей к птичке, читая стихотворение.
Затем, ухаживая за птичкой, он показывает ребятам корм, кормушку, наблюдает вместе с ними, как птичка клюёт, пьёт, называет её действия (клюёт зёрна и т.д.).
Наблюдение третье.
Наша птичка живая.
Наша птичка живая. .Её надо кормить и поить каждый день, и она всегда будет здоровой и весёлой. После еды птичка весело скачет по клетке и поёт. Птичку нельзя ловить и трогать руками. Она может испугаться.
Наблюдение следует проводить ежедневно в течение недели, каждый раз связывая хорошее состояние птички с тем, что она накормлена.
Во время наблюдения дети помогают воспитателю готовить корм для птички, выполнять самые простые действия (держать, насыпать и т.д.). В словаре дошкольников закрепляются слова «поилка», «кормушка», «Клюёт» и др.
В один из дней живую птичку можно сравнить с игрушечной, которая сама не клюёт и не скачет и которую можно брать в руки, чтобы поиграть.
Занятие «Какая птичка»
Программное содержание.
Дать детям представление о том, что у птички есть голова, туловище, хвост, ноги, крылья, на голове – клюв и глаза. Клювом птичка клюёт корм, пьёт воду, с помощью ног прыгает.
- Материалы к занятию
- Красочное изображение птички на картинке (желательно той, что живёт в клетке), лист плотной бумаги размером 30х40 см, разноцветные заготовки частей тела птички для аппликации.
- Ход занятия.
- Первая часть:
Рассматривание картинки с изображением птички. Воспитатель показывает (обводит) все части тела птицы, предлагает детям назвать их или же называет сам (если дети затрудняются).
Вторая часть: Аппликация декоративной птички.
Воспитатель последовательно наклеивает все части тела птицы, сначала показывая их на картинке. Дети показывают каждую из наклеенных частей, затем воспитатель вместе с детьми любуется получившейся птичкой, читает детям стихотворение или поёт песенку про птичку.
Третья часть:
Воспитатель играет с детьми. Спрашивает: «Что делает птичка клювом (клюёт корм, пьёт воду), ногами (скачет), крыльями (машет)?» Предлагает детям «поклевать», «попить», как птичка, «поскакать» и «помахать крылышками».
Наблюдение четвёртое.
Внешний вид птички.
У птички есть голова, туловище, хвост, крылья, ноги. На голове глаза и клюв. Клювом она клюёт корм и пьёт воду. С помощью ног скачет по клетке, сидит на жёрдочке. Крылышками птичка машет (поднимает и опускает их).
Во время этого наблюдения воспитатель закрепляет знания детей о внешнем виде и поведении птички, полученные ими раньше.
Наблюдение можно проводить в момент кормления, После этого наблюдения в свободное время можно рассмотреть с детьми картинку с изображением совы м разучить стихотворение.
Наблюдение пятое.
Как птичка купается.
Птичка очень любит купаться в воде. Для этого в клетку можно поставить блюдце с водой или повесть купалку. Птичка ногами залезает в воду, начинает махать крыльями, бить ими по воде – так она купается. Это наблюдение можно проводить неоднократно.
Наблюдение за птицами на участке.
В дальнейшем работа по ознакомлению детей с птицами переносится на участок детского сада. Её следует приурочить к зимней подкормке птиц. С детьми можно провести ряд наблюдений. Ребята узнают, какие птицы кормятся на кормушке или прилетают на участок.
Они должны научиться различать два-три вида птиц (например, голубя и воробья), главным образом по величине, общей окраске, способу передвижения по земле (ходит, скачет) и издаваемым звукам.
Воспитатель объясняет детям, что у всех птиц, прилетающих на участок, есть все те же части тела, что и у птички, которая жила в группе (попутно закрепляются знания о функциях отдельных органов). Все птицы летают по воздуху при помощи крыльев. Ребята наблюдают, как птицы машут крыльями во время полёта.
- Во время наблюдений на участке следует читать детям небольшие стихотворения про птиц и народные потешки, организовывать подвижные игры с сюжетом из жизни птиц, загадывать загадки.
- СРЕДНЯЯ ГРУППА
- В этом возрасте расширяются представления детей о внешнем виде птиц, об их поведении в клетке и в природе.
В средней группе рекомендуется постоянно содержать птицу или брать её на более длительное время (1-1,5 мес.) из уголка природы старшей или подготовительной группы.
- Желательно, чтобы птица была иная, чем в младшей группе.
- Наблюдение первое.
- Знакомство с птицей.
У нас новая птичка (даётся название). Дети называют знакомые им части тела птицы. Голова у птички круглая, хвост длинный, ноги тонкие, рот и нос у птички вместе – это клюв. Он острый. Крылья сложены, прижаты к туловищу. Они плохо заметны, когда птичка не летает. (Дети вспоминают и говорят, что делает птица клювом, зачем ей глаза, наблюдают, как она поедает корм.)
В конце наблюдения воспитатель рассказывает детям, что все птички очень пугливы, поэтому около клетки надо вести себя спокойно: не бегать, не делать резких движений, не ставить рядом с клеткой никаких предметов (игрушек). Если птичку напугать, она начнёт быстро летать по кленке, биться об неё и может погибнуть.
- В дальнейшем, замечая, что дети нарушили правила поведения, воспитатель напоминает им, как (и почему) надо вести себя возле клетки.
- Наблюдение второе.
- Как ухаживать за птичкой.
Чтобы птичка была здоровой и весёлой, за ней надо ухаживать каждый день. Ежедневно надо выбрасывать остатки корма, мыть поилку и кормушку, накладывать меркой свежий корм и наливать воду (указаны только те трудовые операции, которые дети среднего возраста могут выполнять самостоятельно). Вынимать и ставить кормушку надо очень осторожно, чтобы не пугать птичку.
- Это наблюдение проводится один раз со всей группой, в дальнейшем действия отрабатываются с каждой парой дежурных.
- Наблюдение третье.
- Как птица купается и пьёт воду.
Птицы любят быть чистыми, поэтому они с удовольствием купаются в воде. Воду надо наливать в специальную купалку. Птичка сначала пьёт воду, затем купается.
Во время купания она приседает в воде, хлопает крыльями, встряхивается, после купания чистит пёрышки, сушит и приглаживает их.
Во время наблюдения воспитатель просит детей тихонько называть все действия птицы, помогая им в случае затруднений («Птица подлетела к купалке, рассмотрела её, прыгнула на край и т.д.).
- В конце наблюдения воспитатель делает вывод – птичке очень нравиться купаться, купалку надо ставить чаще.
- Задание для самостоятельного наблюдения.
- Как птичка поёт.
Воспитатель предлагает детям прислушаться к птичке и, когда она запоёт, внимательно послушать её пение. Педагог объясняет ребятам, что если птичка запела, значит, она здорова и дети хорошо за ней ухаживали.
Наблюдение четвёртое.
Что есть у птицы.
У птицы есть голова, один клюв и хвост. У неё два крыла, две ноги, два глаза. Всё тело птички (кроме ног и клюва) покрыто перьями разного цвета. Перья мягкие и лёгкие.
В процессе наблюдения детям следует задавать конкретные вопросы, например: «Сколько у птички крыльев?», «Чем покрыто тело птички?», «Где у птички нет перьев?» и т.д.
С детьми надо отметить не все, а два-три основных цвета в окраске птицы и назвать, какого цвета перья покрывают ту или иную часть тела. В конце наблюдения воспитатель даёт детям и вместе с ними рассматривает выпавшие у птицы пёрышки.
Наблюдение пятое.
Зачем птице ноги и крылья.
Ноги птице нужны для того, чтобы ходить и прыгать, сидеть на жёрдочке, почёсывать головку. При помощи крыльев птица летает, перепархивает с места на место, купается в воде.
- Наблюдения за птицами на участке.
- В дальнейшем ознакомление детей с птицами проводится на участке во время зимней подкормки птиц и весной. С детьми следует организовать серию наблюдений, содержанием которых могут быть:
- — распознавание трёх-четырёх птиц по внешним признакам (величине и особенности окраски) и по поведению (способ передвижения по земле, издаваемые звуки, вместе или по одном кормятся на кормушке;
— закрепление знаний об особенностях строения птиц, полученных детьми во время наблюдений за птицей в клетке (голова круглая, клюв острый, тело покрыто перьями и т.д.);
— уточнение своеобразия поведения птиц на улице. Дети наблюдают, как птицы передвигается по земле, по деревьям, по воздуху, как пьют и купаются в лужах, как едят корм на кормушке.
Проводя зимнюю подкормку птиц, воспитатель объясняет, что зимой птицам очень голодно. Поэтому они охотно прилетают на кормушку и поедают весь корм, который оставляют дети.
В конце года (летом) следует провести занятие, на котором воспитатель сможет закрепить знания детей о птицах, полученные ими за время пребывания в средней группе. На этом занятии можно впервые обобщить знания ребят. В качестве наглядности на занятии используются картины с изображением тех птиц, которых дети наблюдали в течение года.
Занятие можно провести по такому плану:
- Вспомнить с детьми, каких птиц они наблюдали в течение года (в группе, на участке, зимой, весной), и установить, чем птицы отличаются друг от друга.
- Рассказы детей об особенностях жизни и поведения птиц в клетке и на участке (чем питаются, как передвигаются, как купаются и т.д.).
- Обобщение воспитателем знаний детей о птицах по ряду сходных признаков (у всех птиц две ноги, два крыла, один клюв, тело покрыто перьями; птицы летают при помощи крыльев, клюют корм при помощи клюва).
Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/metodicheskaya-razrabotka-oznakomlenie-doshkolnikov-s-ptitsami-mladshij-srednij-vozrast.html
Конспект занятия в первой группе раннего возраста. Домашние птицы
Демонстрационный материал:
— игрушечная птичка (лучше надевающаяся на руку);
— пустые коробочки или наполненные гремящими предметами (крышками от бутылок, горохом, фасолью, разными крупами, бумажками, маленькими игрушками и т.д.). В каждой коробке должно быть не больше пяти предметов. Например, 2 горошины, крышка от бутылки, игрушка из киндер-сюрприза и т.д.;
- — иллюстрированная книга с потешкой «Наши уточки с утра»;
- — герои кукольного театра к сказке «Курочка Ряба»: дедка, бабка, курочка, деревянная ложка, мышка, 2 капсулы от киндер- сюрприза (желтая и белая) или вареное белое яйцо и полое яйцо с коричневой скорлупой;
- — книга с иллюстрированным стихотворением С. Михалкова «Песенка друзей»;
- — коробка с кубиками;
- — аудиозапись веселой музыки.
- Раздаточный материал:
- — цветные карандаши;
- — альбомы или альбомные листы с крупно нарисованным контуром попугая одного цвета.
- * * *
- Организационный момент
Поздоровайтесь с детьми, назовите каждого ребенка по имени: «Здравствуйте, Нина, Тимур, Арина, Марат, Гоша…».
Физкультминутка «Птички»
Учит передавать движения птичек, содействует развитию основных движений.
Воспитатель. Сегодня мы будем птичками. Приготовьте свои крылья, помашем ими.
- Прилетели птички,
- Птички-невелички,
- Все летали, все летали,
Крыльями махали. Дети бегают по комнате, машут руками.
На дорожку прилетали,
Зернышки клевали. Приседают, стучат пальчиками об пол.
- Дидактическая игра «Что в коробочке лежит»
- Развивает исследовательскую деятельность, стимулирует интеллектуальное развитие.
- Прилетает птичка (желательно игрушечная сорока) и приносит коробочки, пустые или наполненные разными предметами.
Птичка. Целыми днями я летаю-летаю, всякую мелочь собираю. Все коробки уже полные. Хотите посмотреть мои сокровища? Тогда, ребята, разбирайте коробочки.
Дети открывают коробочки, заглядывают в них, высыпают содержимое, трогают, перебирают, рассматривают.
Гоше попались две спички, а у Арины — пуговка. Какая красивая! И т.д.
- Дети могут обмениваться содержимым банок, перекладывать его из одной банки в другую.
- Чтение потешки «Наши уточки с утра»
- Потешка со звукоподражанием учит различать и произносить звуки, издаваемые домашними птицами.
- Несколько раз расскажите детям потешку и рассмотрите иллюстрации к книге.
- Воспитатель
- Наши уточки с утра —
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда —
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора —
Бал-бал-бал! Балды-балды!
- Наши гуленьки вверху —
- Грру-грру-у-грру-у-грру-у!
- Наши курочки в окно —
- Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
- А как Петя-петушок
- Рано-рано поутру
- Нам споет ку-ка-ре-ку!
- Кукольный театр «Курочка Ряба»
- Инсценировка развивает эмоциональность, воспитывает интерес к устному народному творчеству, учит понимать содержание сказки.
Дети рассаживаются на стульчиках в ряд. Воспитатель показывает им кукольный театр. Бьет по яйцу ложкой, но оно не разбивается. Но тут откуда ни возьмись бежит мышка, яйцо падает на пол и разбивается (если это капсула от киндер-сюрприза, то перед тем как бросить на пол, слегка ее приоткройте).
- Если детям понравится кукольный театр, выступление можно повторить.
- Конструирование из кубиков «Поезд для друзей»
- Знакомит с кубом и его особенностями, учит выкладывать на плоскости длинный поезд.
Прочитайте или пропойте детям отрывок из веселого стихотворения С. Михалкова «Песенка друзей». В процессе показывайте детям иллюстрации к книге.
- Воспитатель
- Мы едем, едем, едем
- В далекие края,
- Хорошие соседи,
- Счастливые друзья.
Красота! Красота!
- Мы везем с собой кота,
- Чижика, собаку,
- Петьку-забияку,
- Обезьяну, попугая —
- Вот компания какая!
Вот сколько друзей ехало в поезде. Давайте построим для них длинный поезд.
Поставьте на пол коробку с кубиками. Дети вынимают из нее по одному кубику и составляют на полу длинный поезд (кубик к кубику). Посадите на поезд игрушечную птичку, и пусть она «покатается» на поезде. После предложите детям собрать все кубики в коробку.
Рисование цветными карандашами «Клетка для попугая»
Задание учит рисовать произвольные линии, развивает интерес к рисованию.
Раздайте каждому ребенку цветной карандаш и альбомный лист с нарисованным попугаем. Предложите нарисовать клетку для попугая, проводя различные линии.
- Можно включить спокойную тихую музыку.
- Рекомендации на дом
- Посоветуйте родителям учить ребенка показывать, сколько ему лет.
- Колдина Дарья Николаевна
- Конспект занятия в группе раннего возраста. Наблюдения за птичкой
- Конспект занятия в группе раннего возраста на тему: Наблюдение за кроликом
- Конспект игрового развивающего занятия в детском саду в 1 младшей группе на тему: Ежик
- Кукольный театр «Репка» для детей 2-3 лет
- Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в первой младшей группе
Источник: https://vashechudo.ru/detskoe-tvorchestvo-i-dosug/scenari-prazdnikov-dlja-detskogo-sada/konspekt-zanjatija-v-pervoi-grupe-ranego-vozrasta-domashnie-pticy.html