- Цель: Формирование экологической культуры учащихся.
- Задачи:
- Образовательные:
- закрепление понятий «природа», «живая природа», «неживая природа»;
- знакомство с понятием «экология»;
- углубление теоретических знаний в области экологии;
- закрепление представления о человеке как части природы;
- расширение знаний учащихся о редких видах растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Развивающие:
- формирование у детей элементарного умения предвидеть последствия своего поведения в окружающей среде и сравнивать свои действия с установленными нормами поведения;
- развитие внимания, памяти, активизация мыслительных операций (логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы)
Воспитательные:
- воспитание у детей любви к природе и бережного отношения к ней;
- привлечение внимания к экологическим проблемам;
- воспитание экологической ответственности;
- привлечение учащихся к участию в школьном конкурсе проектов по защите окружающей среды;
- воспитание умения видеть прекрасное в окружающей природе.
- Тип урока: изучение нового материала.
- Форма урока: урок-презентация.
- Оборудование.
- Проектор, экран, магнитофон. Диск с песней «Не дразните собак», урок презентация
- Картины: Продукты; Одежда; Жилища; Отдых семьи.
- Схема «Почва».
- Красная книга России.
- Мяч.
- Рассказ «Воскресенье в лесу» – 20 экземпляров.
- Разрезные карточки «Мудрые мысли».
- Природоохранные знаки.
- Тестовые работы (3 варианта) по 20 экземпляров.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Вводная беседа.
- – Что мы изучаем на уроке окружающего мира? (природу)
- – На какие 2 части можно разделить природу? (живую, неживую)
- – Чем отличается живая природа от неживой? (живая природа рождается, дышит, питается, растёт, размножается, умирает)
III. Игра «Живая, неживая природа».
- (Учитель называет объекты живой или неживой природы.
Если объект относится к живой природе, ребята хлопают в ладоши, не относится – не хлопают, если объект не является объектом природы, а создан человеком – поднимают руку)
- – Сейчас я проверю не только ваши знания о природе, но и внимание.
- Солнце, дом, человек, береза, воздух, тигр, вода, пальто, корова, роза, сова, рыба, гриб, песок, стол, камень, белка, книга.
IV. Актуализация знаний. Введение в тему.
– Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Человек – часть природы)
Да! Человек – часть природы. Но и растения, животные тоже части природы. Природа – наш общий дом. По-гречески «дом» – «экос», а наука «логос». Наука о природе, нашем общем доме называется «экология».
По радио, телевидению, со страниц газет можно «многократно» слышать слово «экология». И не случайно. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете.
Повсеместно слышатся призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу землю для будущих поколений. Сегодня каждый человек, и взрослый и маленький, должен стать немного экологом.
В нашей школе сейчас проходит месячник «Охрана Земли». Все учащиеся на уроках говорят о необходимости охраны природы и проводят различные мероприятия.
Поэтому и мы на сегодняшнем уроке будем говорить об экологии, об охране нашего общего дома, об охране природы. Ведь природу надо спасти!
V. Объявление темы.
Природу надо охранять.
Слайд «Почему надо охранять природу».
Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек.
Но не бережное, нерациональное использование природных богатств привело к тому, что беднеет природа, исчезают многие растения и животные, погибают птицы и насекомые.
С каждым годом опаснее для здоровья становится сама окружающая среда. Люди не всегда заботятся о природе, не умеют, а порой не хотят её беречь и охранять.
VI. Итоги теста «Умеешь ли ты охранять природу».
Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»
-
Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь? а) полюбуюсь на него и пойду дальше – 1 балл; б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу – 5 баллов
-
Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь? а) покормлю птенца – 3 балла; б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели – 5 баллов; в) буду наблюдать издали – 1 балл.
-
Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними? а) пойду, но буду собирать очень осторожно – 5 баллов; б) расспрошу об этом учительницу – 2 балла; в) не пойду – 1 балл.
-
После привала в походе у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними прежде, чем продолжил поход? а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик 1балл, б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился – 5 баллов; в) закопал бы в землю – 3 балла.
-
Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы? А) почти все знаю, но хотел бы знать больше – 3 балла; Б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше -1 балл; В) я люблю природу, но мы этого еще не проходили – 5 баллов.
На прошлом уроке я провела тест. Вы ответили на мои вопросы. Я хотела узнать, а умеете ли вы, ученики 2 А, охранять природу. Посмотрите, сколько каждый из вас набрал баллов.
- Кто набрал от 19 до 25 баллов (5 чел.), наверное, любят природу, это хорошо. Но они знают очень мало о природе и им необходимо изучать жизнь растений, повадки животных.
- Группа ребят, которая набрала от 11до 18 баллов (8 чел.), безусловно, знает много о природе, и хотели бы ей помочь, но знания неполные. Больше читайте, говорите со знающими людьми, и вы сможете принести пользу.
- Группа № 3 самая многочисленная (17 человек). Она набрала от 5 до 11 баллов. Если бы все были такими же как эти ребята, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Вы не только знаете много о природе, но и умеете её охранять. Но главное – не останавливайтесь. Стремитесь узнать побольше.
Хорошо, что в нашем классе не оказались такие ребята, которые сломали бы неизвестный цветок, разорили бы гнезда, засорили бы лесную поляну.
Мы сегодня продолжим изучение природы, и будем учиться её охранять.
VII. Что даёт природа человеку?
Разгадывание кроссворда
- Демонстрация картины с изображением продуктов (мясо, хлеб, сыр, рыба, молоко).
- Демонстрация картины с изображением разных видов жилищ (изба, хата, яранга, чум).
- Демонстрация картины, где семья отдыхает на природе (у моря, на берегу реки, на поляне в лесу).
- Демонстрация картины с изображением одежды (пальто, футболка, шуба)
- Загадка: Я и туча и туман, Я ручей и океан, Я летаю, я бегу, И стеклянной быть могу. Меня пьют, меня льют, Всем нужна я, Кто такая?
(Вода)
- Демонстрация слайда «Что дает природа человеку?»
- Что такое воздух? (смесь газов)
- Для чего нужен воздух? (для дыхания людей, растений, животных)
- Обобщение учителя.
- Ребята, видите, как важна природа для человека и очень важно сберечь её.
VIII. Как охранять воздух.
Давайте посмотрим, как охранять воздух.
Демонстрация слайда «Как охранять воздух?» с ми учителя.
– Почему надо сажать деревья (Улавливают газы, собирают пыль, выделяют кислород)
IX. Как охранять воду.
- Демонстрация слайда «Как охранять воду?»
- Что можем сделать мы, чтобы сберечь воду? (не бросать мусор, экономно расходовать)
- Обобщение учителя.
Вода – источник жизни на Земле.
Человек состоит на 70% из воды. В день человеку необходимо выпить 2-2,5 л. воды. Потеря 15% воды приводит к смерти человека, т.к. загустевает кровь сердце не справляется с перекачкой.
Из всей воды, которая находится на планете только 0,6% пригодна для питья.
Самым главным источником пресной воды на Земле является озеро Байкал (20 % мировых запасов пресной воды и 90% российских запасов). Поэтому очень важно это озеро сберечь. Его воды хватит всем жителям мира на 40 лет. Будем беречь воду!
X. Загадка о почве.
Что ещё надо охранять, вы узнаете, отгадав мою загадку.
«Есть чудесная кладовая. Положите в неё мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер.
Горстка семян делается большой грудой огурцов, редиса, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
Вы должно быть, догадались? Как она называлась?» (земля, почва)
Обобщение учителя с опорой на таблицу (срез почвы).
Почва – это «земля», которая снабжает растения питанием и водой. Почва – это верхний слой земли, в которой содержится перегной. Перегной образуется из остатков растений и животных. Почва образуется очень медленно: 1 см почвы образуется за 200-300 лет. Поэтому нельзя допускать разрушения почвы, уничтожение верхнего слоя земли.
Как охранять почву подскажет слайд «Как охранять почву?»
Зачем нужно охранять почву? (питает растения)
XI. Как охранять растения.
Ребята! Но и растения надо охранять! Как вы думаете, почему? (вырубают леса, рвут цветы, …)
Как охранять растения нам расскажет следующий слайд «Как охранять растения?»
В Красную книгу занесены:
- подснежник Борткевича;
- лапчатка волжская;
- мак прицветниковый;
- адонис весенний;
- ландыш майский;
- эдельвейс;
- лотос орехоносный.
XII. Как охранять животных.
В Красную книгу занесены и животные. Как вы думаете, почему? (животные тоже исчезают)
- Да! Раньше жили такие животные:
- Навсегда исчезли странствующие голуби, морские коровы, большерогие олени, саблезубые тигры.
- В Красную книгу занесены:
- русская выхухоль;
- даурский ёж;
- снежный барс;
- амурский тигр;
- красный волк;
- беломордый дельфин;
- зебра Грэви;
- панда
Посмотрим, как надо охранять животных.
Слайд «Как охранять животных?»
Животные очень важны для человека: и большие как слоны, жирафы, верблюды и маленькие, как пчелы, шмели, божьи коровки. Ведь пчелы делают мёд, шмели опыляют растения, а божьи коровки уничтожают тлю, опасного вредителя растений.
XIII. Физминутка.
Сейчас мы отдохнём и поиграем. (физминутку проводит подготовленный ученик, дежурный по классу)
Прилетела к нам вчера (частые взмахи) Полосатая пчела, А за нею шмель-шмелёк (взмахи более редкие) И весёлый мотылёк. (взмахи руками от плеча) Два жука и стрекоза, (Руки в одну сторону, затем – в другую) Как фонарики глаза. Пожужжали, полетали, (жужжат и делают взмахи)
От усталости упали (сели на корточки).
А что можем сделать мы, чтобы сохранить наш общий дом – природу? (ребята приводят примеры)
Посмотрим следующий слайд «Что ты можешь сделать для охраны природы?»
XIV. Игра с мячом: «Друг и недруг природы»
Учитель бросает мяч и называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята ловят мяч, если нет – не ловят.
- Посадка деревьев.
- Вырубка лесов.
- Охота на редких животных.
- Сбор первоцветов.
- Строительство очистных сооружений на заводах.
- Разведение костров в лесу.
- Выброс дыма заводами.
- Создание заповедников.
- Выброс газов автомобилями.
- Использование солнечной энергии.
- Сбор макулатуры.
Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.
XV. Самостоятельная работа. Работа в парах.
Рассказ с ошибками «Воскресенье в лесу».
Воскресенье в лесу За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор. Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась.
Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше.
Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика.
Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» – закричал Петя и ударил ее палкой.
Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, – тихо сказала Маша, – это уж». «Все равно – гадина!» – ответил Петя.
С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!
Какие поступки детей вредны и опасны для природы? Чего нельзя делать?
- Не включать громкую музыку.
- Не вырывать грибы.
- Не ломать ветки.
- Не разводить костры.
- Не оставлять мусор. (полиэтилен разрушается через 220 лет, и железные банки 100 лет)
- Не трогать яйца птиц.
- Не брать диких животных домой.
- Не разрушать муравейники.
- Не уничтожать ужей.
- Не рвать охапками цветов.
Заключение.
Молодцы, ребята. Нашли все поступки детей опасные для природы.
А как вы поступите, если найдёте гнёздышко с птенцами?
XVI. Игра «Мудрые мысли».
Из карточек составить известные выражения о важности природы и бережном к ней отношении.
- ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО!
- ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ!
- ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ!
- ОХРАНА ПРИРОДЫ – ДЕЛО НАРОДА!
- ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ!
Да, ребята, охрана природы – дело всего народа. Вы – маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело природы. Ведь охранять природу – значит охранять Родину.
XVII. Итог урока.
- – Чему мы сегодня научились? (охране природы, бережному отношению к природе)
- – С каким словом познакомились? (экология)
- – Почему надо охранять природу? (ей грозит опасность)
Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. 25 тысяч видов растений находятся в опасности. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом.
- Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они,
- На планете мы останемся одни.
Демонстрация слайда «Берегите природу», «Это счастье радоваться чудесам».
XVIII. Демонстрация природоохранных знаков.
Посмотрите, какие знаки – сигналы придумали ребята – защитники природы. К чему они призывают нас? (дети высказывают свои мысли)
Демонстрируются знаки с ми.
Прочитаем, к чему призывают эти знаки – сигналы
XIX. Домашнее задание.
- Придумать свои природоохранные знаки, которые могут помочь природе. Нарисовать их на альбомных листах. На следующем уроке мы оформим выставку «Будь природе другом!».
- Выполнить тестовую работу, используя дополнительную литературу. (Дифференцированное задание: гр. А, гр. В., гр. С)
XX. Песня «Не дразните собак!»
муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.
10.07.2014
Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/645772/
Конспект занятия по экологии: Живая и неживая природа
Ковалева Светлана Николаевна, воспитатель I кат. №54 «Искорка» г. Набережные Челны
- Форма проведения — «Заседание Совета юных экологов»
- Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.
- Задачи:
- 1) Развивающие
- — развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
- — развивать творческое воображение, умение фантазировать;
- — развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
- — способствовать развитию познавательных интересов;
- — приобщать к действенному отношению к природе.
- 2) Образовательные
- — расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
- — учить отгадывать загадки;
- — учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
- — учить решать проблемные задачи;
- — закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;
- — закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;
- — рассказать о дыхании растений и условиях для роста.
- 3) Воспитательные
- — учить способам самостоятельного познания;
- — продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- — воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение. настойчивость
- — формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.
- Методы и материалы: игровые, практические, словесные
- Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей
- Ход занятия:
- Дети в белых халатах (стоят полукругом)
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости. А вы сегодня будете юными экологами. А кто это — юный эколог?
- (ответы детей — «это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней»).
- А как вы думаете — как можно стать юным экологом? (ответ детей — «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)
- Игра «Три слова»
- Воспитатель: Юные экологи много знают о природе. Поиграем в игру «Три слова» (воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)
- Овощи… (капуста, огурец, помидор)
- Фрукты… (банан, апельсин, яблоко)
- Зимующие птицы… (воробей, голубь, сова)
- Перелетные птицы… (журавли, ласточка, кукушка)
- Домашние животные…(корова, лошадь, собака)
- Дикие животные… (волк, лиса, заяц)
- Животные Крайнего Севера (белый медведь, тюлень, морской котик)
- Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
- Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
- Насекомые… (комар, муха, бабочка)
- Водоплавающие птицы… (гусь, утка, лебедь)
- Ягоды (малина, клубника, вишня)
— Молодцы, вы все назвали правильно. (приносят телеграмму)
Воспитатель: Ой, ребята, нам телеграмма (читает): «Приглашаем юных экологов на ученый совет, который состоится сегодня в 9 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет. Прошу вас — заходите в зал заседаний.
(дети заходят в группу — «зал заседаний», стулья стоят полукругом, две «трибуны», картинки с изображением природы, звучит аудиозапись «Волшебство природы»)
Воспитатель: (в одежде ученого) Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов. Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе, как растет все живое, поиграем в умные экологические игры, узнаем как растет растение, поставим опыт.
(стук в дверь, заходят юные ученые, встают за трибуну)
Игра «Ученое сообщение»
Воспитатель: А вот и наши юные ученые. Тимур расскажет нам о живой природе.
(дети делают сообщение)
1 ребёнок: Мир живой природы — это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа — это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)
Воспитатель: Юля расскажет нам о неживой природе.
2 ребёнок: Неживая природа — это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает — звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения.
Игра «Закончи предложение»
Конечно, вы запомнили, о чем говорили мои юные коллеги. Закончите мое предложение.
- Неживая природа — это… (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
- Живая природа — это… (растения, животные, насекомые, рыбы)
- Все живые организмы не могут жить без… (неживой природы).
Конкурс загадок и проблемных вопросов
— Молодцы, а теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность.
- Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка).
- Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук).
- С ветки на травинку, с травинки — на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик).
- Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук).
- Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака).
- Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи).
- Как увидеть воздух? (флюгер, ветряная мельница, воздушный змей).
- Чем до неба докинешь? (взглядом)
- Что можно увидеть с закрытыми глазами?
- (сон).
- — Молодцы, правильно ответили.
- Игра «Угадай, чье объявление»
Воспитатель: (берет газету) Смотрите, газета лесных объявлений, но без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления.
- Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)
- Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк).
- Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса).
- Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха).
- — Молодцы, угадали.
- Физминутка «Капельки»
- (звучит аудиозапись «Звуки природы»)
- Воспитатель: Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой), бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.
- (дети бегают, «поливают» землю)
- — Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.
- Воспитатель: Как же растет и развивается все живое?
- Игра «Как растет все живое»
Воспитатель: Посмотрите (показывает картинку) — мы говорили о том, как растет и развивается ребенок (маленький ребенок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик). Для этого нужно…
(тепло + питание + вода + воздух + любовь) — на ковролине выкладывается схема — Так развивается и растет человек. Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими будете.
Здесь на картинке показано как растет и развивается цыпленок. Иди расскажи, Алина.
- (ребенок по картинке рассказывает: мама курица высиживает яйцо, потом из яйца вылупляется цыпленок, он растет, становится молодой курочкой, потом взрослой курицей)
- Воспитатель: А что нужно, чтобы рос и развивался цыпленок?
- (надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом)
- Воспитатель: Оказывается для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку:
- Дети: тепло + питание + вода + воздух +забота
- Воспитатель: Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.
Воспитатель: А как же растут и развиваются растения? Растения — это…(травы, деревья, кусты, цветы). Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые)
— Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают…)
Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться.
Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище — там больше кислорода в воздухе.
А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их)
Игра «Посадим дерево» (на ковролине)
— Давайте, на этом волшебном ковролине посадим дерево. Сначала возьмем… (зернышко) и посадим его в… (землю).
— Чтобы зерно взошло, надо его… (полить).
— Еще растению нужно… (солнце)
— Пройдет время и появится… (росток)
Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. Самые хорошие условия для роста растений там, где тепло и влажно. Например, в тропиках.
Посмотрите (показывает уголок «джунглей», оформленный в группе), вот здесь у нас как бы тропики. Джунгли называют царством растений. В наших краях, когда наступают холода, растения высыхают, сбрасывают листья, их рост останавливается. Кажется, растения погибли. Но корни у них живые, и почки живые.
А одеялом в зимнюю стужу им будет снежное покрывало. Весной, когда пригреет солнце, растения вновь оживут и зазеленеют.
— Посмотрите на схему, как дерево растет
(семя — росток — деревце — взрослое дерево)
Воспитатель: Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать).
- Да, деревья называют легкими нашей планеты. Послушайте народные изречения о растениях:
- — Растение — земли украшение.
- — Сломать дерево — недолго, вырастить — годы.
- — Одно дерево погубил, посади сорок.
- — Старые деревья молодые охраняют.
- — Много леса — не губи, мало лесабереги, нет леса — посади.
- Психогимнастика «зернышко»
- (звучит спокойная музыка)
Воспитатель: Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза…Представь, ты — маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно… Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки.
Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка…
И вот вырос такой красивый цветок (воспитатель показывает красивый цветок)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть живым зернышком? Я вам дам маленькие фасолинки. Как вы думаете, почему при хранении семена не прорастают? (нет воды, света)
Наши фасолинки хотят стать живыми и расти. Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.
Опыт «Посадим зернышко»
Воспитатель: Ребята. Подойдите каждый к своему рабочему столу и посадите зернышко (дети сажают зернышко и поливают). Молодцы, зернышки скажут вам спасибо.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов. О чем мы говорили (о живой и неживой природе, как растет все живое, как растет зернышко, провели опыт). Вам понравилось? А что вам понравилось?
— Наш общий дом (показывает глобус) — это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты — Венера. Юпитер. Марс и др. , но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды.
Земля — это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений.
Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.
- (дети читают стихи о планете Земля)
- Есть на земле огромный дом
- Под крышей голубой,
- Живут в нем солнце, дождь и гром,
- Лес и морской прибой.
- Живут в нем птицы и цветы,
- Веселый звон ручья.
- Живешь в том светлом доме ты
- И все твои друзья.
- Куда б дороги не вели,
- Всегда ты будешь в нем.
- Природою родной земли
Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)
Воспитатель: На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам — молодцы, спасибо и награждаю вот этими памятными значками. До свидания, мои юные друзья.
(раздает памятные значки)
Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/ekologiya28.htm
Конспект занятия на тему
Основная идея занятия: люди являются частью природы в общем для них доме, который называется Земля. Его нужно беречь, охранять, заботиться о нем, чтобы сохранить жизнь людей и всех природных обитателей.
Цели:
- познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов, подвести к выводу, что мы – люди, являемся частью живой природы, что для роста и развития живых объектов необходимо: питание, вода, свет, воздух, любовь и бережное отношение к окружающим;
- определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира, закрепить правила ухода за ними;
- показать Землю как общий дом для всех людей, вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.
- Материал: глобус, плакат «Строение человека», фотовыставка детей «Я расту», картинки живой и неживой природы, фланелегаф, карточки-схемы: тепло, воздух, вода, питание, любовь близких.
- ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим интересное путешествие по нашей планете Земля. А с собой мы возьмем мальчика «Растишку», которому интересно узнать о себе больше.
Вот на земле огромный дом Под крышей голубой Живут в нем солнце, дождь и гром Лес и морской прибой, Живут в нем птицы и цветы, Веселый звон ручья. Живешь в том светлом доме ты И все твои друзья. Куда б дороги не вели, Всегда ты будешь в нем. Природою родной Земли
Зовется этот дом.
– А что такое природа? (Ответы детей) – Почему вы не назвали дома, машины? (Ответы детей) – Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы.
Дети подходят к фланелеграфу.
– Что характерно для живых существ?
Запах хлеба, Запах меда, Запах лука, Запах роз
Различить поможет … (нос).
– Зачем человеку нос? – Как нужно беречь свой нос? (Ответы детей)
- Дидактическая игра «Угадай по запаху»
- Дети, вдыхая запах лимона, называют, чем пахнет.
- – Следующая загадка.
Есть у зайца на макушке, У тебя, твоей подружки. Бывают слушки и неслушки, Что же это?
Наши … (ушки).
Дидактическая игра «Угадай, что звучит?»
Включаются диски с записью пения птиц и шума воды.
– Зачем нам уши? – Как беречь свой слух? (Ответы детей) – Следующая загадка.
Чтоб попробовать компот, Есть у человека … (рот).
– Для чего человеку нужен рот? – Что опасно брать в рот? (Ответы детей)
Дети определяют вкус яблока и лимона.
– Какой вкус у лимона и какой у яблока? – Что помогло определить их вкус? (Ответы детей) – Человеку помогают жить его руки. Какие подвижные гибкие человека руки мы почувствуем, выполнив музыкальное упражнение: «Если нравится тебе, то делай так…».
Дети подходят к «Супермаркету». Дети выкладывают схемы:
Живое – растет, дышит, питается, движется, размножается.
– Что еще нужно живым существам? (Ответы детей) – Без чего они не смогут жить на Земле? (Ответы детей)
- Ребенок выкладывает схему:
- тепло + воздух + вода + питание + любовь близких.
- Дети подходят к столу.
– Здесь нас ждет испытание. Вы должны будете правильно отложить картинки, относящиеся к живой природе.
Дидактическая игра «Живое-неживое»
– Назови что относится к живой природе? – Почему? (Ответы детей) – У меня телеграмма. Она пришла в нашу группу, в ней загадка. Вы должны отгадать ее и тогда вы догадаетесь о ком мы будем говорить.
На Земле он всех сильней, Потому что всех умней. (Человек)
Ребенок собирает модель человека.
– Назови части тела человека? (Ответы детей)
Дети идут дальше. Останавливаются.
– Какие органы чувств помогают человеку? Это мы с вами узнаем отгадав загадки.
- На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца
- Сами открываются. (Глаза)
– Зачем человеку глаза? – Как нужно беречь свое зрение? (Ответы детей)
Дети закрывают глаза, открывают.
– Удобно ли вам было? – Видели ли вы что-нибудь? (Ответы детей) – Следующая загадка. – Чтобы человек был здоров, он должен употреблять в пищу полезные продукты.
– Какие продукты вы купите? Почему? (Ответы детей)
– А почему вы не купили чипсы или сухарики? Чем они вредны для Организма? (Ответы детей)
Дети идут дальше. Они подходят к выставке «Я расту». На фотографиях дети видят, что питаясь полезными продуктами, человек быстрее растет.
– Как вы думаете, от человека зависит красота природы? – А всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Стань юным другом природы»
Рассматривая иллюстрации, дети находят то, что человек сделал неправильно и находят выход из ситуации.
– Человек самое разумное существо на Земле, и он умеет исправлять свои ошибки. Наше путешествие заканчивается. Мы возвращаемся в группу. Наши знания о человеке стали больше, содержательней. И мальчик «Растишка» узнал о себе много нового и интересного.
Дети встают в круг и ребенок читает стихотворение «Земля» Я. Аким:
Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь шумят леса, Птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно… Береги свою планету –
Ведь другой, похожей нету!
Дети под музыку выходят из зала.
Ещё конспекты занятий в детском саду:
Сценарий праздника в подготовительной группе «Именины Домовенка»Развитие творческих способностей детей через конструктивную деятельностьПрофилактика дисграфии у детей предшкольного возраста с диагнозом задержка психического развитияИнтегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней группе «С чего начинается Родина»Конспект занятия для детей 1-й младшей группы «Семья Петушка»Воспитание экологической культуры дошкольников | конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | тему | и тем и тем | человек | человек паук | другом | друзей | природы | живая природа | детский | детский сад | Страничка методиста | Конспект занятия на тему Человек – друг природы Детский сад«Дорожная азбука» в детском садуФормирование системы знаний об окружающей природеСценарий новогоднего праздника для старшей и подготовительной группыРазвлечение в разновозрастной группе «День рождения Земли»Олимпийская неделя в ДОУЛепка с использованием нетрадиционных техник с детьми средней группы
Источник: http://ds88.ru/3589-konspekt-zanyatiya-na-temu-chelovek—drug-prirody.html
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Прогулка на природу»
Автор занятия: Халимова Гульназ Гаязовна, воспитатель МАДОУ Центр развития ребенка — Детский сад N98 «Планета детства», г. Набережные Челны.
Программное содержание:
Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек — часть природы).
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о первоцветах; продолжать знакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями. Развивать умение рисовать ватными полочками.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Предварительная работа:
Знакомство с Красной книгой, рассматривание картинок, знакомство с первоцветами, знакомство со способами нетрадиционного рисования.
Оборудование:
Предметные картинки, рисунки первоцветов, цифровые карточки, Красная книга, мяч, краски акварельные, альбомные листы, кисточки, ватные палочки.
Ход занятия:
Ребята, мы сегодняе с вами отправимся на природу. Вам знакома слово «природа».
А что она означает? (растения, птицы, животные)
А что нельзя назвать природой? (то что сделано руками человека)
Всю природу Земли можно делить на 2 огромных мира: мир живой и мир неживой природы.
А мы сейчас поговорим о природе и о том, что создано человеком.
На столе лежат картинки помогите их разделить на доске, прикрепите на левую сторону природу, на правую не природу (дети по очереди выходят и прикрепляют, проверяем).
Игра «Что создано природой, а что человеком?»
Ребята, давайте поиграем, я сейчас буду вам бросать мяч и называть предмет, а вы внимательно послушайте, если я назову предмет природы, вы ловите мяч, если не природы то отталкиваете. (играем)
Ребята, посмотрите здесь на поляне много цветов, перечислите какие это цветы? (ромашка, ландыши, подснежники, мать-и-мачеха, лилии, гвоздика, одуванчик)
Посмотрите внимательнее все ли тут цветы весенние?
Назовите летние цветы, весенние.
А как еще называют цветы, которые цветут ранней весной? (первоцветы)
Сколько у нас первоцветов?
А сколько летних цветов?
А каких больше?
А сколько у нас вообще цветов? (все решения делаем на доске с цифровыми карточками)
Ребята, какие из этих цветов редко встретишь в природе? (ландыши, подснежники)
А куда они занесены? (в Красную книгу)
Как вы думаете почему?(потому, что они на грани исчезновения)
Что же делать, для того, чтобы эти цветы не исчезли совсем?
В нашей группе есть своя Красная книга, где занесены редкие растения и животные, но тут нет ландыши. Давайте мы с вами нарисуем их и занесем в нашу книгу.
Показываю технику рисования.
Листья рисуем кисточками, вам это знакомо. Цветочки рисуем ватными полочками. Берем палочку макаем в воду , потом в краску. Рисуем так, как будто ставим точки. Дети рисуют.
Проводится выставка рисунков.
Ребята, скажите мне пожалуйста где мы сегодня побывали?
Что такое природа?
Что такое не природа?
Что мы сегодня рисовали?
- Ребята, на этом занятие окончено, спасибо.
- Скачать конспект комплексного занятия по ознакомлению с природой в старшей группе детского сада «Прогулка на природу»
В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …
Читать дальше…
Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/ekologia/progulka-na-prirodu.html
Урок обществознания в 6 классе «Человек — часть природы. Тема. В гармонии с природой»
- муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
- «Средняя школа № 4»
- г. Калача-на-Дону Волгоградской области
- ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
- (ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС)
- ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА
- «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
- В 6 КЛАССЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
к учебнику: В.В. Барабанова, И. П. Насоновой «Обществознание» 6 класс — М.: «Вентана – Граф», 2016.
- АВТОР: УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
- ШЕВЧЕНКО ЕЛЕНА СТЕПАНОВНА.
- разработан: октябрь 2017 г.
- ЭОР (мультимедийная презентация) включает в себя:
- план проведения урока;
- развёрнутый конспект урока.
- Урок № 4
Глава 1. Человек — часть природы. Тема. В гармонии с природой.
Вопросы: Природная сущность человека. Сходства и различие человека и животных. Развитие отношений человека и природы в современном мире.
- Понятия: природная среда, географическая среда, инстинкты, наследуемые инстинкты.
- ЭОР разработан в соответствии с РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ (ФГОС) учебного курса по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для 6 класса учителя-составителя ШЕВЧЕНКО ЕЛЕНЫ СТЕПАНОВНЫ.
- Цель и задачи.
- Обеспечение наглядности обучения с учетом чувственного восприятия изучаемых объектов (образного восприятия изучаемых объектов).
Формирование у учеников УУД (общего представления о закономерностях развития человека, как части животного мира (тексты, иллюстрации и др.
); формирование умений анализировать, синтезировать (составление вывода), сравнивать, работать с иллюстрациями, с текстом, в паре, рационально использовать время на уроке; формирование умения работать с эталоном, предъявляемым учителем, различные виды контроля и др.).
- Обеспечение учителем системно – деятельностного подхода в обучении учеников с помощью ЭОР и педагогических технологий «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Межпредметная», «Инфокоммуникационная».
- Приёмы и методы, обеспечивающие реализацию системно – деятельностного подхода: словесные, наглядно – демонстрационные, иллюстративные, рефлексивные, самопроверка, проблемного обучения, частично – поисковый (эвристический) и др.
- Практическая значимость программно-методического комплекса поддержки процесса преподавания курса «Обществознание» в 6 классе заключается в том, что для данного урока разработан и апробирован на практике ЭОР, с помощью которого у учеников формируются:
- Предметные УУД:
- — умение находить черты сходства и различия;
- — умение применять знания других предметов;
- — умение составлять выводы;
- — умение строить предположения (гипотезы), находить пути их доказательства или опровержения;
- — проводить анализ текстов (учебных и не учебных, устных и письменных);
- — работать с понятийным аппаратом и др.
- Личностные:
- — учились открыто выражать свою позицию;
- — учились проводить рефлексию.
- Метапредметные:
- Познавательные УУД:
- учились:
- — осуществлять поиск и выделять необходимую информацию;
- — представлять результаты работы в заданном формате (составление вывода, заполнение таблицы);
- — выполнять логические действия нахождения общих закономерностей;
- — передавать информацию в сжатом и развёрнутом виде;
- — работать с трансформированными текстами и др.
- Коммуникативные УУД:
- учились:
- — оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- — осмысливать прочитанное;
- — строить монологическое высказывание;
- — работать индивидуально, коллективно, в паре.
- Регулятивные УУД:
- учились:
- — самостоятельно находить нужную информацию для решения поставленной задачи;
- — соотносить промежуточные и конечные результаты своей деятельности с эталоном, предложенным учителем;
- — нести ответственность за промежуточный результат деятельности и др.
- Заключение.
В практическом плане данный ЭОР имеет очень важное практическое значение для учителя не только как средство организации деятельности учеников на уроке, но и как база для дальнейшего творчества учителя, т.к. при наличии данного программно-методического комплекса высвобождается большое количество времени.
Список используемых источников.
Для создания ЭОР были привлечены:
учебник — В.В. Барабанова, И. П. Насоновой «Обществознание» 6 класс — М.: «Вентана – Граф», 2016., а также масса других мультимедийных объектов (иллюстрации) из Интернета, находящихся в свободном доступе для пользователей.
обществознание 6 класс ФГОС тема. В гармонии с природой. PPTX / 1.41 Мб
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_obshestvoznaniya_v_6_klasse_po_fgos_glava_1_ch_214321.html