Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. составление описательного рассказа по картине

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа по картине Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа по картине

3-е изд., доп. — М.: 2017 — 272 с. 

Книга посвящена вопросам развития речи детей дошкольного возраста старшей и подготовительной к школе групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 5-7 лет.

Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики. В пособии дается материал для занятий, направленных на развитие всех сторон речи ребенка — фонетики, грамматики, лексики, а также на овладение основами связной монологической речи.

Приложение содержит литературный материал для занятий по пересказу и методики выявления уровня речевого развития и методики мониторинга речевого развития детей. В третье издание книги внесены дополнения в соответствии с ФГОС ДО.

Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей.

Формат: pdf       

Размер:  4,3  Мб

Смотреть, скачать:  12.09.2019г, ссылки удалены по требованию изд-ва «ИД Сфера» (см. примечание)

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 8 СТАРШАЯ ГРУППА 10Основные задачи работы по развитию речи детей старшей группы 10 Воспитание звуковой культуры речи 10 Словарная работа 10 Формирование грамматического строя речи 11 Развитие связной речи 12 Методические указания 13 Конспекты занятий 24 Занятие 1.

Пересказ сказки «Лиса и рак» 24 Занятие 2. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами» 26 Занятие 3. Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки» 32 Занятие 4. Составление рассказа по скороговорке 32 Занятие 5. Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» 38 Занятие 6. Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики.

Строим дом» 41 Занятие 7. Составление рассказов на темы стихотворений 44 Занятие 8. Составление рассказа на заданную тему 48 Занятие 9. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» 50 Занятие 10. Составление рассказа по картине «Ежи» 52 Занятие 11. Составление рассказа на тему «Домашнее животное» 55 Занятие 12. Составление описательного рассказа о предметах посуды 58 Занятие 13.

Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» 61 Занятие 14. Составление рассказа по картине «Река замерзла» 64 Занятие 15. Составление рассказа на тему «Игры зимой» 67 Занятие 16. Составление рассказа на темы скороговорок 70 Занятие 17. Пересказ сказки «Петух да собака» 74 Занятие 18. Составление рассказа по картине «Северные олени» 76 Занятие 19.

Составление описательного рассказа на тему «Зима» 79 Занятие 20. Ознакомление с предложением 84 Занятие 21. Пересказ сказки «Лиса и кувшин» 88 Занятие 22. Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» 90 Занятие 23. Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился» 92 Занятие 24. Составление рассказа на заданную тему 94 Занятие 25. Пересказ рассказа Л.

Толстого «Пожарные собаки» 97 Занятие 26. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек 91 Занятие 27. Сочинение на тему «Приключения зайца» 101 Занятие 28. Составление рассказа на предложенную тему 103 Занятие 29. Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» 106 Занятие 30. Составление рассказа по картине «Зайцы» 108 Занятие 31.

Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» 110 Занятие 32. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» 111

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА 113 Основные задачи работы по развитию речи детей подготовительной к школе группы 113

Воспитание звуковой культуры речи 113 Словарная работа 113 Формирование грамматического строя речи 114 Развитие связной речи 115 Методические указания 116 Приемы исправления грамматических ошибок 125 Конспекты занятий 133 Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и козел» 133 Занятие 2. Составление рассказа по картине «В школу» 135 Занятие 3. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» 137 Занятие 4. Составление текста-рассуждения 139 Занятие 5. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» 141 Занятие 6. Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные» 143 Занятие 7. Составление рассказа по серии сюжетных картин 145 Занятие 8. Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду» 147 Занятие 9. Составление текста-поздравления 150 Занятие 10. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца» 153 Занятие 11. Сочинение сказки на тему «День рождения зайца» 155 Занятие 12. Составление рассказа с использованием антонимов 157 Занятие 13. Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» 159 Занятие 14. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» 161 Занятие 15. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза» 163 Занятие 16. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» 165 Занятие 17. Пересказ сказки «У страха глаза велики» 168 Занятие 18. Составление рассказа на тему «Четвероногий друг» 171 Занятие 19. Сочинение сказки на предложенный сюжет 173 Занятие 20. Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» 175 Занятие 21. Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин 178 Занятие 22. Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» по серии сюжетных картин 181 Занятие 23. Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин 183 Занятие 24. Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин 186 Занятие 25. Составление рассказа о животных по сюжетным картинам 188 Занятие 26. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта 192 Занятие 27. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк» 193 Занятие 28. Сочинение сказки на заданную тему 196 Занятие 29. Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» 199 Занятие 30. Описание пейзажной картины 200 Занятие 31. Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» 202 Занятие 32. Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» 206 Занятие 33. Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки» 208 Занятие 34. Составление рассказа на тему «Веселое настроение» 210 Занятие 35. Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему 214

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 216 Литературный материал для занятий по пересказу 216

Лиса и Рак (русская народная сказка) 216 Разве так играют? 216 Лисята 216 Про снежный колобок 217 Петух да собака (русская народная сказка) 218 Лиса и кувшин (русская народная сказка) 218 Пожарные собаки 219 Новоселье гномов 219 Послушный дождик 219 Кораблик 221 Про пана Трулялинского 221 Лиса и козел (русская народная сказка) 223 Четыре желания 223 Купание медвежат 224 Перьая рыбка 224 У страха глаза велики (русская народная сказка) 224 Еж 225 Белка и волк 226 Как аукнется, так и откликнется (русская народная сказка) 226 Золотой луг 227

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 228 Диагностика уровня речевого развития детей 228

Ассоциативный метод выявления уровня речевого развития дошкольника 228 Работа над словом (по исследованию Л. Колуновой) 232 Методика выявления особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (по исследованиям Н. Смольниковой и Е. Смирновой) 239 Выявление уровня связной речи в рассказывании по серии сюжетных картин 246 Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитие речи старших дошкольников (по материалам исследования Е. Савушкиной) 248 Методика обследования речи и коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 253 Список использованной и рекомендуемой литературы 263

О том, как читать книги в форматах pdf, djvu — см. раздел «Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др.»

  Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа по картине

.

Источник: https://alleng.org/d/doschk/doschk333.htm

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Левитан «Золотая осень»

Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».

Цель: закрепить представление детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми:

— Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад? (Ответы детей).

— А у вас всегда бывает хорошее настроение? (Ответы детей).

— Как можно догадаться, какое у человека настроение? (По глазам, по мимике, по разговору).

— Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению? Слушайте внимательно.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

— О каком времени года рассказал нам поэт А.С. Пушкин? (Об осени.)

— С каким настроением, с какими чувствами писал он это стихотворение? (Восхищение, любование, нежность, грусть, печаль, уныние, радость…)

— Какими словами он определил свое настроение? (Очей очарованье, краса, пышное увядание, унылая пора, прощальная краса.)

— Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении музыканта? Давайте попробуем.

Воспитатель предлагает детям прослушать грамзапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

— Какая музыка прозвучала: веселая или грустная?

— Какие чувства, какое настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль.)

— Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение? (Ответы детей).

— Правильно, по рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.

Воспитатель под грамзапись предлагает детям рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа по картине

— Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ними.

— А вы хотели бы оказаться на этом лугу?

— Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей).

— И. Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

— Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое: пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня…

Читайте также:  Высказывания о здоровье, вредных привычках и пороках

— Какие приметы осени вы видите на этой картине?

— Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.)

— Какой день изображен на картине: ясный или пасмурный? (Ясный.)

— Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.)

— Как вы думаете, какое настроение у берез? (Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями.)

— А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)

— А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину. (С хорошим, веселым, радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным)

— Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу и расскажите об осеннем дне, об осеннем небе, об облаках, о солнце, о березах, об одиноком цветке и о голубом ручье.

Примерный рассказ

Наступила осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья. Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце.

Смотришь на березы и удивляешься, как это зеленые листочки превратились в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка.

Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько деревенских домиков.

Небо голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.

На берегу реки ярко расцвел осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.

  • Физкультурный досуг в старшей группе осенью в зале
  • Осеннее театрализованное представление в старшей группе
  • Инсценировка сказки «Колосок»в старшей группе детского сада
  • Игровое развлечение в детском саду. Старшая группа
  • Осеннее развлечение на улице в старшей группе

Источник: https://razdeti.ru/detskii-sad/prazdniki-oseni-dlja-detskogo-sada-scenari/konspekt-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-v-starshei-grupe-levitan-zolotaja-osen.html

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: Составление описательного рассказа по картине «Охрана границы»

  • Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа по картинеКонспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: Составление описательного рассказа по картине «Охрана границы»
  • Подготовила и провела: воспитатель 1 КК Вирт Любовь Андреевна Павловск 2019 МБ ДОУ Павловский детский сад «Мозаика»
  • Образовательная область: «Речевое развитие».
  • Блок: «Армия»
  • Модуль: «Защитники Отечества»
  • Интеграция по образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
  • Цель: развивать связную речь, упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по сюжетной картинке, придерживаясь плана рассказывания.
  • Задачи:
  • Образовательные:
  • продолжать учить детей логично, последовательно составлять рассказ по сюжетной картине
  • продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и т.д.)
  • обогащать словарь детей военной лексикой.

Развивающие:

  • развивать сообразительность, речь, логическое мышление, память, внимание
  • стимулировать речевую активность детей.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство гордости за свою армию
  • вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов
  • воспитывать уважение к воинам Российской армии, чувства патриотизма.
  1. Оборудование: картина «Охрана границы»; картинки с изображением род войск; загадки; игрушки по теме, конверт, звёзды; шоколадные медали; проектор, ноутбук.
  2. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций: военной техники, военных профессий, рода войск; беседа о нашей армии, о войсках; заучивание стихотворений на военную тематику; загадывание загадок на военную тему; чтение и слушание рассказов о военных.
  3. Ход.

1. Детский круг.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня много гостей. Все они такие красивые, с добрыми глазами. Давайте поздороваемся с ними! Дети становятся в круг.

  • «Собрались все дети в круг,
  • Я твой друг и ты мой друг.
  • Крепко за руки возьмёмся.
  • И друг другу улыбнёмся»

Воспитатель: Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо от Главнокомандующего Российской армии (Министр обороны РФ) Шойгу Сергея Кужугетовича в звании генерал армии. Он разослал такие письма всем детям нашей страны.

В этом письме даны задания в честь празднования Дня Защитников Отечества. Министр обороны (Главнокомандующий) хотел бы найти самых умных, смекалистых, спортивных, сильных, смелых детей для защиты нашей Родины в будущем.

Пройдем эти испытания?

  1. Первое испытание – ответьте на вопросы:
  2. 2. Беседа по вопросам
  3. Что такое Отечество? (Это наша Родина, страна, вкоторой мы родились и живём)

Почему мы говорим «Наша Армия родная»? (Армия родная, потому что там служили и служат наши папы, дедушки, братья, дяди).

Какими должны быть солдаты в Армии? (Сильными, смелыми, умными, храбрыми, отважными, отзывчивыми, умелыми, ловкими, смекалистыми, здоровыми, крепкими, мужественными).

Как называется наша Армия? (Наша Армия называется Российская)

Почему она Российская? (Российская Армия, потому что наша страна — Россия).

Зачем нужна Армия в мирное время? (В мирное время солдаты учатся управлять военной техникой, проводят учебные бои, учатся стрелять из всех видов оружия).

Зачем в Армии так много военных? (Чтобы защищать нашу страну со всех сторон — и с суши, и с моря, и с воздуха).

Какие рода войск вы знаете? (Сухопутные, погранвойска, ВМФ, Военно-воздушные войска).

Игра «Какие войска?»

Воспитатель: Мы с вами говорили, что существуют различные рода войск. Чтобы хорошо запомнить рода войск поиграем в игру — например, я называю летчики, а вы называете, в каких войсках служат — в летных войсках.

  • Пограничники…в пограничных войсках
  • Танкисты в каких…в танковых войсках
  • Артиллеристы…в артиллерийских войсках
  • Ракетчики… в ракетных войсках
  • Десантники…в десантных войсках
  • Летчики …в летных войсках
  • Моряки … в морских войсках
  • Игра «Скажи много».
  • Подводная лодка — (много подводных лодок)
  • Боевой корабль – (много боевых кораблей)
  • Умный капитан – (много умных капитанов)
  • Смелый матрос — (много смелых матросов)
  • Красивая тельняшка – (много красивых тельняшек).
  • Секретное задание – (много секретных заданий)
  • Опытный механик – (много опытных механиков)
  • Командирские часы – (много командирских часов)
  1. Воспитатель: Молодцы ребята, вы так много знаете об армии.
  2. Получайте звезду (на доску крепится звезда)
  3. Второе испытание:
  4. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним военные профессии, но для этого нам надо отгадать загадки, если правильно отгадаете загадки, то на экране вы уведете отгадку. (Дети отгадывают загадки)
  5. Он ребята на границе,
  6. Нашу землю стережет,
  7. Чтоб работать и учиться
  8. Мог спокойно весь народ
  9. (Пограничник)
  10. Берегись ты враг коварный,
  11. Мы отпор дадим врагу.
  12. Стальные, быстрыемашины
  13. Стреляют метко по врагу!
  14. (Танкист)
  15. С пушкой дружен я в бою,
  16. Ее я чищу и скребу.
  17. И она меня дружок
  18. Никогда не подведет!
  19. (Артиллерист)
  20. На цель наводит он ракету,
  21. Стреляет метко по врагу.
  22. За сотни тысяч метров в точку,
  23. Ракетой в цель я попаду.
  24. (Ракетчик)
  25. Есть такие войска
  26. Дяди Васи.
  27. Нас «ангелами» часто зовут
  28. Спускаемся с неба на землю

Не ждали нас? Мы уже тут!

  • (Десантники)
  • В небесах средь облаков,
  • Заданье выполнить готов.
  • Зорко небо стерегу
  • Врага я сверху разбомблю!
  • (Летчик)
  • Бушует грозная волна
  • Совсем она нам не страшна.
  • Мы парни боевые,
  • Мы бравые такие! (Моряк)
  • Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть с «Чудесным мешочком» в игру «Кому что нужно».
  • Игра «Кому что нужно»
  • (Ребенок достает из мешочка игрушку (танк, самолет, пушку, ракету) и говорит, военному какой профессии нужен этот предмет и для какой цели.)
  • Ребенок:

-Танк нужен танкисту, для того, чтобы безопасно передвигаться и поражать цели и т. д.

Дети получают вторую звезду.

Третье испытание — спортивное

3. Физминутка к 23 февраля «Защитники» (Авт. аранжировка О. Мячикова).

  1. Раз, два, дружно в ногу,
  2. Три, четыре, тверже шаг.
  3. На парад идут солдаты,
  4. И чеканят дружно шаг!
  5. (Дети маршируют по кругу в шеренге
  6. по одному).
  7. А теперь мы моряки:
  8. Приседаем быстро, ловко,
  9. Морякам нужна сноровка
  10. Чтобы мышцы укреплять
  11. И по палубе шагать
  12. (Приседание, руки вперед, следить
  13. за осанкой).
  14. Руки в стороны — в полет
  15. Отправляем самолет.
  16. Правое крыло вперед,
  17. Левое крыло вперед.
  18. Раз, два, три, четыре,
  19. Полетел наш самолет…

Вы доказали, что можете, как солдаты маршировать, приседать и даже летать. Молодцы! Получайте свою звезду.

4. Составление рассказа.

Воспитатель: Это испытание– самое сложное. Нам нужно с Вами составить рассказ по картине, которую нам прислали. Ну, я думаю, что мы и с этим заданием справимся.

Артикуляционная гимнастика (стоя).

Воспитатель:

«Самолет». Как летит самолет: у-у-у.

“Гудит пароход”. Рот открыт, губы в улыбке, кончик языка опустить вниз, длительно произносить звук {ы}.

  • Подул ветер: ш-ш-ш.
  • “Пулемет”. Многократно побарабанить кончиком языка по верхней десне с произнесением звука {т}: т-т-т…
  • «Танк». Как едет танк: ж-ж-ж

«Подводная лодка». Как плавает подводная лодка, тихо: с-с-с.

Воспитатель: Молодцы! Из вас получатся отличные, защитники. Итак, посмотрите на картину. Внимательно ее рассмотрите.

Кого вы видите на картине? (пограничников)

Почему вы решили, что это пограничники? (Они носят зеленый костюм, фуражка, автомат).

Почему носят зеленую форму? (Потому что они сливаются с травой).

Чем занимаются пограничники в армии? (охраняют границы нашей Родины)

Посмотрите на картину, чтопограничники делают? (бегут куда-то, преследуют, бегут по следу, выслеживают преступника, один пограничник ведет на поводке собаку. Она учуяла, что через границу прошел человек; пограничники увидели следы, значит, нарушитель перешел границу,)

  1. Что у пограничников в руках? (у пограничников в руках оружие – автоматы, сумка, кинжал)
  2. Как вы думаете, что в сумке? (В этой сумке аптечка)
  3. Кто помогает пограничникам? (Собаки)
Читайте также:  Семейный праздник на день смеха

Давайте опишем собаку. Какая она?

  • Собака большая, у нее зоркий глаз. Уши навострились, она что-то учуяла, наверное, следы. Хвост – столбом. Язык высунут, возможно, ей хочется пить.
  • Вдруг собака учуяла след.
  • Собака ведет людей по следу. Они поймают нарушителя.
  • Собака помогает пограничникам, идет по следу.
  • В пограничном отряде есть проводник с собакой.

Воспитатель: Итак: Мы видим отряд пограничников: два человека и служебная собака. Они бегут вдоль границы.

  • Рассмотрите, что на заднем плане картины (за спинами пограничников)
  • Что мы видим справа? (Справа мы видим пограничный столб)
  • Для чего эти столбы? (Такие столбы стоят вдоль всей границы)

Что еще позади пограничников? (Вдоль границы проходит полоса рыхлой земли или песка. На ней хорошо видны следы. Вспаханную полосу, похожую на поле)

Как можно начать наш рассказ: (На картине мы видим…, Границу нашей Родины охраняют пограничники. В дозор вышли солдат и его верный пес. Солдаты, которые охраняют границу.)

Как можно назвать картину? ( «Охрана границы», «Пограничники», «На границе»)

Воспитатель: Сейчас вы будете составлять рассказ, подумайте, какие слова вы будете использовать в своем рассказе. Постарайтесь, чтобы у вас не было повторов.

Но сначала послушайте мой рассказ.

«Охрана границы».

На картине мы видим отряд пограничников. Это два человека и собака. Они идут вдоль границы. У пограничников есть оружие – автоматы.

Один пограничник ведет на поводке собаку. Собака учуяла, что через границу прошел человек. Пограничники увидели его следы. Отряд догонит и задержит нарушителя.

Слева мы видим пограничный столб. Такие столбы стоят вдоль границы.

Пограничники несут важную и опасную службу. Они смелые и отважные.

  1. Рассказы детей, 2-3 ребенка составляют рассказ.
  2. Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием.
  3. Получите еще одну звездочку.
  4. Подвижная игра «Летает, не летает»

Дети двигаются, расставив руки в стороны, на «летающие» слова из текста. Стоят на месте на «нелетающие».

Бабочки? Подушки? Вкусные ватрушки?

Черные грачи? Детские врачи?

Гуси? Апельсины? Быстрые машины?

Помидоры красные? Лебеди прекрасные?

Арбузы полосатые? А коты усатые?

Ласточки? Синички? Все другие птички?

Пчелы? Мошкара? Закончилась игра

5. Работа в центрах.

  • Воспитатель: У нас сегодня работает два центра: интеллектуальный центр и центр художественного творчества.
  • Но прежде чем приступить к выполнению задания, я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.
  • Пальчиковая гимнастика «Наша Армия!»

Аты – баты! Аты – баты! (поочередно шагают указательным и средним пальцами)

  1. На парад идут солдаты.
  2. Вот идут танкисты, потом артиллеристы,
  3. А потом пехота
  4. Рота за ротой (по очереди соединяем подушечки пальцев, начиная с большого пальца)
  5. Интеллектуальный центр – задание:
  1. Помоги солдату добраться до своих товарищей;
  2. Выложить из палочек военную технику по схемам;
  3. Решение задач:

а) Солдаты в понедельник на дежурстве по кухне почистили 5 бачков картофеля, а во вторник 4 бачка. Сколько бачков картофеля почистили солдаты за два дня? (5+4=9)

б) Повар на полдник налил 10л кефира, один взвод солдат выпил 5л кефира. Сколько литров кефира осталось для второго взвода? (10-5=5)

в) На ужин была приготовлена творожная запеканка. Один взвод солдат съел 6кг запеканки, а второй 4кг. Сколько кг запеканки съели два взвода солдат? (6+4=10)

Центр художественного творчества – задание:

  1. Нарисовать и раскрасить военную технику по схемам;
  2. Слепить из пластилина военную технику по схемам.

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием.

Получите еще одну звездочку.

6. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили с вами? Кто защищает нашу Родину?

Воспитатель вместе с детьми вспоминает эпизоды занятия и положительно оценивает деятельность детей. Интересуется, чем запомнилось занятие.

  • — Ребята, а что вам больше всего понравилось на нашем занятии?
  • — А что было самым интересным?
  • — Трудно вам было?
  • — Вы довольны своей работой?
  • — Что вы узнали нового?
  • — Что бы вы ещё хотели узнать?
  • — А кому бы хотели рассказать о том, что сегодня узнали?

— А мне на занятии понравились вы, ребята, за активность, за внимательность, за старательность, за усидчивость. Вы справились с заданиями. Показали себя достойными помощниками Защитников Отечества.

Я думаю, что Главнокомандующий узнает, какие умные, смекалистые, спортивные ребята в нашей группе. Мы обязательно ему ответим на письмо.

Я думаю, что Главнокомандующий узнает, какие умные, смекалистые, спортивные ребята в нашей группе. Мы обязательно ему ответим на письмо.

  1. Ребята, Главнокомандующий Российской армией поздравляет вас с успешным прохождением испытаний и он награждает вас медалями.
  2. Воспитатель: На следующем занятии мы продолжим с вами составлять рассказы.
  3. Ритуал прощания:
  4. Ну-ка все встали в круг,
  5. За руки все взялись вдруг.
  6. Будем рядом стоять,
  7. Ручками махать,
  8. Целый час мы занимались,
  9. И немного баловались,
  10. А теперь, детвора,
  11. Отдыхать и вам пора!
  12. Спасибо за занятие.

Источник: http://doshkolnik.ru/razvitie-rechi/21987-konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-starsheiy-gruppe-tema-sostavlenie-opisatelnogo-rasskaza-po-kartine-ohrana-granicy.html

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Рассказывание по серии картин

Тема: Рассказывание по серии картин. Составление описательного рассказа «Утро в деревне».

Цель: учить составлять повествовательный рассказ по одной из картин, придумывая предшествовавшие и последующие события; развивать творческое воображение, память; уточнить знания о домашних животных.

Ход занятия

  • Воспитатель предлагает детям послушать запись «Утро в деревне» (музыка народная).
  • — Что вы услышали?
  • — Голоса каких животных вы узнали?

— Как бы назвали эту музыкальную пьесу? (Предложения детей).

— Эта пьеса называется «Утро в деревне». Про каких животных мы узнали в этой пьесе?

— Как назвать их одним словом? (Домашние.)

  1. — Каких еще домашних животных вы знаете?
  2. Воспитатель предлагает детям для рассматривания картины из серии «Домашние животные».
  3. — Посмотрите внимательно, подумайте, в чем сходство всех этих картин?
  4. — Чем они отличаются?
  5. — На картине разные домашние животные с детенышами.

у лошади детеныш … (жеребенок).

у коровы — … (теленок).

у козы — … (козленок).

у свиньи — … (поросенок).

у собаки — … (щенок).

у кошки — … (котенок),

у овцы — … (ягненок).

— Посмотрите внимательно и найдите отличия. Чем отличается лошадь от жеребенка, корова от теленка, коза от козленка, свинья от поросенка, собака от щенка, кошка от котенка, овца от ягненка…

— Ребята, по этим картинкам вы уже составляли рассказ, правда, только по одной картине. А сейчас вы можете составить рассказ обо всех вместе — на них много общего. Постарайтесь рассказать не только о том, что здесь нарисовано, но и придумать, что было раньше и что будет потом.

  • Воспитатель помогает детям наводящими вопросами:
  • — Кто разбудил домашних животных в деревне?
  • — Кто проснулся первым?
  • — Какие голоса послышались?
  • — Какие еще звуки появились?

— Подробно и интересно расскажите о корове. (Лошади, собаке и т. д.)

— Какое настроение у разных животных? Почему?

— О чем думают животные?

— Расскажите весело и смешно о кошке. (Козе, свинье и т. д.)

  1. — Какая погода была утром в деревне?
  2. — Кто вышел покормить животных?
  3. — Кто из животных какое лакомство любит?
  4. — Расскажите о дворе для животных в деревне.
  5. — Что больше всего понравилось на картинах?
  6. — Как закончилось это утро в деревне?
  7. Дети составляют рассказ по картинкам, добавляя личные впечатления из реальной жизни.
  • Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшей группы. Родной город
  • Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе по ФГОС
  • Беседа о насекомых в старшей группе
  • Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений
  • Занятие по развитию речи в детском саду. Старшая группа

Источник: https://alegri.ru/prazdnik-v-dome/kalendar-prazdnikov/scenari-prazdnikov-dlja-detskogo-sada/konspekt-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-v-starshei-grupe-raskazyvanie-po-seri-kartin.html

Развитие связной речи и обучение составлению описательного рассказа по схеме

Речь старших дошкольников является мощным резервом их умственного развития. А.В.Запорожец, сравнивая речь среднего и младшего дошкольника, отмечал, что и по содержанию, и по своему строению речь первого сложнее.

Ребенок пятого- шестого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. Начинается активное употребление определений.

Изменение в строении речи (подчинение предложений в соответствии с характером описываемых явлений), по мнению Запорожца, связано с появлением рассуждающего, логического мышления.

Вместе с тем в речи ребенка пятого- шестого года жизни сохраняются черты предыдущего этапа развития: в рассказывании ребенок часто пользуется указательными местоимениями «этот», «там»; встречаются и самые разнообразные ошибки в звуковом оформлении высказывания. Д.Б. Эльконин считал, что на пятом году жизни у ребенка появляется форма речи-сообщения в виде монолога.

К началу учебного года в старшей группе дети уже могут самостоятельно создавать рассказы (хотя не всегда в соответствии с заданной темой), повысился уровень пересказывания знакомого литературного текста, у некоторых детей отмечается осознание передачи полноты текста. В обучении основное внимание уделяется работе над смысловой стороной слова и умению составлять рассказы в соответствии с заданной темой. Высказывания по заданному образцу.

Но нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи- сложный процесс, в котором освоение письма является лишь составной частью.

Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их — в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако обучение родному языку, развитие речи на специальных занятиях являются главной, центральной задачей.

Читайте также:  Конспект занятия «человек и животные» в средней группе

Предполагаемая методика по развитию речи:

  1. Учет индивидуальных и возрастных особенностей развития речи ребенка.

  2. Использование педагогических технологий по развитию речи.

  3. Охват всех сторон речи: произношение, словарь, грамматический строй и связную речь.

  4. Систематическое использование обучения грамоте, как часть занятия по развитию речи.

  1. Практическая часть.
  2. Занятие по обучению детей грамоте и развитию речи: «Составление описательного рассказа по схеме о животных» (старшая группа). Программное содержание:
  1. Учить составлять описательный рассказ о животных по заданной схеме и по образцу воспитателя.

  2. Закрепить умение детей разгадывать кроссворд, делить слова на слоги, определять согласные и гласные звуки и находить позицию.

  3. Совершенствовать умение классифицировать животных по месту обитания (дикие и домашние), закрепить умение составлять описательный рассказ по схеме. Закреплять название основных цветов, повторить и закрепить счет до 7.

  4. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным.

  5. Развивать у детей внимание, память, связную речь.

Предшествующая работа:

  1. Разгадывание кроссвордов, деление слов на слоги.

  2. Игры: «Придумай слово на заданный звук», «Скажи наоборот», «Назови первое слово, конец предложения» и т.д.

  3. Составление описательных рассказов про игрушку.

  4. Беседа о домашних и диких животных.

  5. Чтение произведений о животных.

    Методические приемы:

    1. Игровая мотивация (Карлсон оставил письмо)

    2. Создание проблемных ситуаций:

    • разгадать кроссворд;
    • определить гласные и согласные звуки;
    • деление слова на слоги.

    Собрать цветик-семицветик, составив описательный рассказ о животных по схеме (классификация, определить среду обитания, величину, покров и чем питаются).

    1. Вопросы.

    2. Игра «Назови детеныша».

    • Материал: письмо от Карлсона, кроссворд, семь лепестков цветика-семицветика с готовыми схемами. Ход занятия:
    • Воспитатель (В): (Закличкой собирает детей на занятие).
    • Тара-ра, тара-ра,
    • Собирайтесь, детвора!
    • Тара-ра, тара-ра,
    • Начинается игра!

    Словесная игра «Наоборот». Дети стоят по кругу, воспитатель в середине. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, например (маленький), ребенок бросает мяч воспитателю и называет слово аноним, например (большой).

    В: Ой, ребята, посмотрите, кто-то нам оставил письмо (конверт висит на окне, достает письмо и читает):

    «Ребята, помогите мне, пожалуйста, разгадать кроссворд и собрать цветик-семицветик. Он волшебный». Карлсон

    1. В: Поможем Карлсону?
    2. Дети (Д): Да!
    3. В: Вот он, кроссворд (вывешивает на доску).

    Ребята, определите, сколько букв в этом кроссворде. В каждой клеточке живет одна буква. Д: пять

    В: Здесь есть схема этого слова. Отгадайте, какие буквы спрятались в ней, гласные или согласные?

    • Д: Первая буква согласная.
    • В: Как ты догадался?
    • Ребенок: Клетка синего цвета, а согласные буквы мы отмечаем синим цветом.
    • Дети определяют буквы по схеме, красный цвет-гласная буква, синий цвет-согласная.

    В: Молодцы! Хорошо усвоили гласные и согласные!

    А теперь будем отгадывать буквы этого кроссворда. Послушайте внимательно. В первой и четвертой клеточке живет буква, с которой начинается слово кит. Какая это буква? Д: К

    В: Правильно. Иди, Ваня, напиши эту букву.

    1. Во второй клеточке спряталась буква, с которой начинается слово окно.
    2. Д: это буква О (записывают).
    3. В: В третьей клеточке спряталась буква, которая находилась на последнем месте в слове камыш.
    4. Д: буква Ш (записывают).
    5. В: А чтобы узнать пятую букву, вы должны отгадать загадку:
    6. Сам алый, сахарный,
    7. Кафтан зеленый, бархатный
    8. Д: Арбуз
    9. В: Первая буква этой отгадки живет в последней клетке.
    10. Д: Буква А.
    11. В: Какое слово у нас получилось?
    12. Д: Кошка

    В: Разделите это слово на части. Подставьте ладошки под подбородок. Назовите первый слог.

    • Д: Кош
    • В: Второй слог?
    • Д: Ка

    В: Молодцы! Вы, наверное, устали. Давайте поиграем.

    1. Физкультминутка.
    2. Движения выполняют в соответствии с текстом
    3. Два притопа, два прихлопа
    4. Ежики, ежики
    5. Наковали, наковали
    6. Ножницы, ножницы
    7. Мы бежали, мы бежали
    8. Зайчики, зайчики
    9. Ну-ка вместе, ну-ка дружно
    10. Девочки, мальчики
    11. В: (обращает внимание на конверт) Ребята, нам еще нужно выполнить второе задание Карлсона.

    Посмотрите, в конверте лежат какие-то лепестки. Карлсон просит нас помочь собрать из этих лепестков цветик-семицветик. Оказывается, они волшебные и спутались. Цветок мы можем собрать только тогда, если вы правильно составите описательный рассказ о животных. Это схема описательного рассказа о животных (показывает).

    Рассказ составляем полными предложениями. Нужно классифицировать животное, определить среду обитания, величину животного, покров (чем покрыто тело) и чем питается. Послушайте мой рассказ. Это ежик. Ежик живет в лесу. Ежик дикое животное. Он маленький, тело его покрыто иголками. Он любит грибы и яблоки, ловит мышей.

    Берите по одному лепестку. Дети составляют рассказ.

    В: Молодцы, ребята! Все с заданием справились. Посмотрите, какой красивый цветок. Посчитайте, сколько здесь лепестков, какого они цвета?

    Дети считают и определяют цвет.

    В: А вот и сердцевина. На ней игра «Назови детеныша».

    Играем (собака- щенята, лиса- лисята). Воспитатель кидает мяч ребенку и называет животное, а ребенок бросает мяч обратно воспитателю и называет детеныша.

    В конце занятия воспитатель хвалит детей за хорошее занятие.

    Познавательно-развивающее занятие «Наши младшие друзья (дикие и домашние животные)» (средняя группа) Программное содержание:

    1. Уточнить представления детей о классификации животных (дикие, домашние).

    2. Развитие связной речи, обогащение словаря, проведение дикционного тренинга.

    3. Развитие нестандартности мышления путем создания проблемных ситуаций.

    Разминка в кругу. Ход занятия.

    Дети играют свободно. Воспитатель (В) созывает детей: Собирайтесь детвора!

    Дети (Д): Тара-ра, тара-ра (идут к воспитателю).

    В: Начинается игра! (становятся в круг).

    Д: Тара-ра, тара-ра! Скачут по кругу изображая лошадок.

    • В: Скачет конь наш
    • Чок-чок-чок
    • Слышен топот быстрых ног
    • Хоп- хоп- хоп
    • Хоп- хоп- хоп
    • Тру- у- у- у- у-у (останавливаются)
    • Речевая разминка.
    • Игры пальчиковые.
    • «Утречко»
    • Утро настало
    • Солнышко встало!
    • Эй, братец Федя,
    • Разбуди соседей.
    • Вставай, Большак!
    • Вставай, Указка!
    • Вставай, Середка!
    • Вставай, Сиротка!
    • И Крошка- Митрошка!
    • Привет, Ладошка!
    • Все проснулись и потянулись.
    • Пальчик, пальчик,
    • Где ты был?
    • С этим пальцем в лес ходил,
    • С этим пальцем воду носил,
    • С этим пальцем дрова рубил,
    • С этим пальцем кашу варил!
    • Тары-бары
    • Трали-вали
    • Три бабушки
    • На бульваре (трут ладошками)
    • В: Сейчас я вам задам вопрос, а вы дружно отвечайте.
    • Шесть мышат в камышах шуршат?
    • Д: Шесть мышат в камышах шуршат.
    • Затем вопрос детей и ответ.
    • Основной блок

    В: Сегодня мы будем путешествовать. Вот и транспорт готов.

    1. Как он называется? (паровоз, поезд)
    2. Что у него есть? (вагоны)
    3. Сколько вагонов?
    4. Где первый вагон, второй?
    5. А кто это сидит на перроне и ждет посадки?(на столе лежат сюжетные картинки с изображением животных)

    Сейчас мы с вами распределимся на две группы и выберем проводников. Для каждого вагона свой проводник. Даю задание. Первая проблемная ситуация

    В: Нужно рассадить животных таким образом, чтобы в первом вагоне ехали дикие животные, а во втором — домашние животные. Проводники помогают пассажирам занять свои места.

    • Назовите пассажиров первого вагона.
    • Кого мы здесь видим?
    • Чем они отличаются от других животных?
    • Кто за ними ухаживает?
    • Где они живут?
    • Что вы знаете о пассажирах второго вагона?
    • Как они называются?
    • Как еще их можно назвать?(звери)
    • Расскажите, чем они отличаются от других животных?
    • Где живут?
    • Чем питаются?

    Пассажиры все удобно расселись в вагонах. Поехали! (имитируют поезд).

    1. Чтобы не было скучно в пути споем песню:
    2. Вот поезд наш едет
    3. Колеса стучат
    4. А в поезде нашем
    5. Ребята сидят
    6. Чу- чу- чу
    7. Чу- чу- чу
    8. Бежит паровоз
    9. Далеко- далеко
    10. Ребят он повез Вторая проблемная ситуация Остановка «Сплюшкино»
    11. Здесь выходят пассажиры, которые зимой впадают в спячку, а весной просыпаются, пробуждаются.
    12. С первого вагона кто-нибудь выходит? (нет)
    13. Кто должен выйти со второго вагона? (медведь и еж)
    14. Третья проблемная ситуация

    В: Ребята, уже наступила зима. Ежик и медведи спят. А наши пассажиры задержались в пути. Мы должны им помочь.

    Д: Что мы можем для них сделать?

    В: Я предлагаю построить для них домики. Подумайте и скажите одинаковой ли величины нужны им домики? Какой нужен домик ежику по величине? А мишке? (показываем образец). Ежик хочет, чтобы ему построили вот такой дом, а мишке- вот этот. (Строят дом из кубиков).

    Звери говорят им спасибо.

    В: Я вижу, ребята, вы устали. Встали все дружно на зарядку.

    • Двигательная разминка.
    • А сейчас, все по порядку
    • Встали дружно на зарядку
    • Руки в стороны согнули
    • Вверх подняли, помахали.
    • Спрятали за спину их
    • Посмотрели через правое плечо
    • Через левое еще
    • Дружно сели
    • Дружно встали
    • Вверх подняли руки, опустили
    • Песня «Солнышко, грей в морозный день»

    Путешествие продолжается, занимайте места. Четвертая проблемная ситуация. Теория решения изобретательских задач.

    В: Обратите внимание на оставшихся пассажиров. Что общего между дикими и домашними животными? (Тело покрыто шерстью, четыре лапы.) Чему нужно научиться животным? Например, чем вам нравиться лиса? Чему бы вы у нее научились? (Хитрости.)

    Объявляется конечная остановка. Попрощаемся с животными. Много интересного и полезного мы узнали о них. До свидания!

    Посмотрите, ребята, зайчик остался.

    Что ты хочешь, зайчик?

    Зайчик просит помощи у вас, он сегодня идет в гости к другу, а друг попросил его принести портрет. Зайчонок не знает, как быть. Он не умеет рисовать, лепить. А мы можем помочь зайчику? Предлагаю составить портрет зайчика из разрезанных частей.

    Дети составляют портрет зайчика из разрезанных картинок.

    Источник: https://moluch.ru/archive/44/5305/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector