Конспект урока литературного чтения, 2 класс. тютчев «есть в осени первоначальной…»

Презентация на тему: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Есть в осени первоначальной...» Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

№ слайда 2

Описание слайда:

“Нужна романтика. Мотив… Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поёт и песнь её художественна. Земля ведь рай, и жизнь – тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт”. И.Левитан

№ слайда 3

Описание слайда:

Левитан. « сень».

№ слайда 4

Описание слайда:

Тютчев. Не то, что мните вы – природа:Не слепок, не бездушный лик –В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь и есть язык…

№ слайда 5

Описание слайда:

Прослушаем один из осенних шедевров Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…”

№ слайда 6

Описание слайда:

Поделитесь своими впечатлениями: Опишите настроение произведения. Опишите свои ощущения . (радостное, восторженное, музыкальное…) (лёгкость, радостное волнение…)

№ слайда 7

Описание слайда:

Повторное чтение стихотворения детьми (самостоятельно).При чтении отметьте для себя поэтические слова или выражения.

№ слайда 8

Описание слайда:

Анализ текста. Теперь прогуляемся по строфам и выпишем необходимые художественные средства, детали, с помощью которых в воображении воссоздаётся целостная картина.

№ слайда 9

Описание слайда:

Как одним словом можно назвать то, что видит читатель стихотворения? Прозрачность. Или пустота. Или простор.

№ слайда 10

Описание слайда:

Как же поэту удаётся передать это? Есть в стихотворении замечательный эпитет – «хрустальный» (день). Как много он может сказать вдумчивому читателю!

№ слайда 11

Описание слайда:

Какие образы вызывает это слово, что значит «хрустальный»?Это, в первую очередь, хрупкий. «Дивная пора» очень коротка, непрочна: подуют холодные ветра, и «хрустальный» день «разобьётся».

№ слайда 12

Описание слайда:

Найдём ещё слова, передающие «хрупкость» этого времени. Поэт сравнивает паутину с тонким волосом, который может порваться, исчезнуть так же, как «хрустальный» день исчезнет с первыми бурями. Хрупкий – это еще и прозрачный. «Теперь уж пусто всё – простор везде». «Пустеет воздух». Поле убрано, отдыхает, и «лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде».

№ слайда 13

Описание слайда:

Давайте мысленно проиллюстрируем это стихотворение. Какие краски, наполняющие стихотворение, мы отразим? (Голубая – потому что “лазурь”, жёлтая — “лучезарны”, коричневая — “борозда”, а также гибкое и тонкое смешение этих красок).

№ слайда 14

Описание слайда:

«И лучезарны вечера». Выясним значение слова «лучезарный». Это значит «сверкающий», пронизанный светом. «Паутины тонкий волос блестит» – тоже свет, блеск.

№ слайда 15

Описание слайда:

Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает слово «лазурь»: «И льётся чистая и тёплая лазурь».Каково значение слова «лазурь»? Лазурный – это нежно-голубой. Летом воздух насыщенно-голубой, горячий. Зимой тоже ярко-голубой, обжигающий. А в начале осени воздух – «чистая и тёплая лазурь» – именно такой, какой и нужен для отдыха.

№ слайда 16

Описание слайда:

Мы «посмотрели» на картину, нарисованную поэтом, давайте теперь вслушаемся в неё. Что можно «услышать» в этом стихотворении?. Тишину. Это очень важно – уметь «слышать» тишину.

№ слайда 17

Описание слайда:

“теперь уж пусто всё – простор везде”…,“пустеет воздух, птиц не слышно боле”

№ слайда 18

Описание слайда:

“где бодрый серп гулял” (кипела работа, была горячая пора) — “теперь уж пусто всё — простор везде” (тишина после работы). “пустеет воздух, птиц не слышно боле” перед “бурями”.

№ слайда 19

Описание слайда:

Поэт очень тонко подчёркивает, что тишина сейчас, осенью, – это тишина после работы. Это сейчас поле «отдыхающее», а борозда «праздная», а недавно здесь «серп гулял и падал колос».

№ слайда 20

Описание слайда:

На какие размышления наводят нас эти противопоставления? Природа у Тютчева динамична, изменчива. Она не знает длительного покоя. Она неповторима, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. В ней нет застывшего “слепка”. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.

№ слайда 21

Описание слайда:

. Объясните значение слова “праздный”. (Полоса, “ничем не занятая” — словарь Ожегова). Какие размышления вызывает в нас образ пустой борозды? Отдых после работы, спокойствие.

Даже борозда в поле рада “хрустальному” “дивному” осеннему дню, что теперь можно и отдохнуть после летней работы. И автор рад за неё, он так внимателен к борозде, что даже заметил “паутины тонкий волос”, украшающий её своим блеском.

Поэтому “праздная борозда” — эпитет, т. е. художественное определение.

№ слайда 22

Описание слайда:

“Дивная пора” — эпитет “Короткая, но дивная пора”Объясните смысл этой строчки.

№ слайда 23

Описание слайда:

Эта осенняя пора мимолётна, быстротечна. Всю прелесть и хрупкость этого “дива” автор утончённо и описывает далее. А союз “но” усиливает восприятие короткой, но необычайно дивной поры осени.

№ слайда 24

Описание слайда:

А как вы думаете, о чём свидетельствуют многоточия в конце двух предложений этого стихотворения? Тире? (О неспешном любовании, недосказанных раздумьях, величии красоты).

№ слайда 25

Описание слайда:

Всё стихотворение состоит только из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, какой-то медлительности. Фразы в строке длинные (до 7 слов). Всё это делает чтение стихотворения неспешным и помогает передать спокойствие в природе.

№ слайда 26

Описание слайда:

Итак, подведём итоги: все вышеперечисленные художественные средства (тропы) воссоздают неповторимую, великолепную пейзажную зарисовку Ф. И. Тютчева.

Каждое слово или выражение значимы, имеют в стихотворении глубокий смысл, выражают авторское восхищение родной природой осенью и вместе с тем вызывают в нас различные ассоциации, ощущения, образы. Тютчев не рисовал каких-то фантастических, неземных красот.

Он изображал только то, что не однажды видел всякий человек. Но в каждом его слове звучит такая нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны и близки любому человеку

№ слайда 27

Описание слайда:

Выразительное чтение стихотворения.Читать выразительно это стихотворение мы также будем неторопливо, спокойно, размеренно. Давайте попробуем!

№ слайда 28

Описание слайда:

Домашнее задание. Выучить наизусть “Есть в осени первоначальной…”

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

Читайте также:  Проводы русской зимы для детей средней и старшей групп в детском саду. сценарий

№3715 от 13.11.2013).

Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/fi-tjutchev.html

Презентация — Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»

Слайды и текст этой презентации

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной….»2 класс «Школа России»
Тулякова Т.В.

Скинуло кафтан зеленое лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метелками прошлась.
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряем вяз. Д. Кедрин

Ф. Тютчев ”Есть в осени первоначальной…„»-Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будем к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!Дождь Тучи нагоняет, Воет, задувает. По свету рыщет,
Поет да свищет.

ВетерЛистья желтые летят, Падают, кружатся,
И под ноги просто так Как ковер ложатся. Что за желтый снегопад? Это просто… ЛистопадОпустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?СентябрьВсе мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? Октябрь

Вороны
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар!
(Громко.

)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар!
(Громко.)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар-кар-кар!
(Тихо.)

Борозда — канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.
Серп — ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубрен­ный нож для срезывания злаков с корня.
— Как вы понимаете выражение «бодрый серп»? (Значит, им очень хорошо, ловко работали, срезая колоски.)
Праздная борозда — отдыхающая, убранная борозда (с нее все убрали).

Ф. Тютчев ”Есть в осени первоначальной…„»Борозда — канавка на поверхности почвы, проведенная плугом.
Серп — ручное орудие, изогнутый полукругом, нож для срезывания злаков с корня.

Праздная борозда — отдыхающая, убранная борозда.

Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в об­разе живого существа.

Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в об­разе живого существа.

Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.

Метафора
— оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения. (День хрустальный, праздная борозда.)

Эпитет — образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).

Эпитет— образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).

— Выберите и продолжите любое предложение.
— На сегодняшнем уроке я узнал…
— На этом уроке я похвалил бы себя за…
— После урока мне захотелось…
— Сегодня я сумел…

Выучить стихотворение Ф. Тютчева (с. 68).

Источник: https://lusana.ru/presentation/22146

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев признанный мастер лирики о природе. Его произведения напоминают красочные зарисовки изменений в окружающем мире: зимние узоры, тёплый летний ветерок, дивная осенняя пора, когда природа только начинает увядать.

О последней поэт говорит с особой трепетностью и умиротворением. Познакомившись с кратким анализом «Есть в осени первоначальной» по плану, ученики 6-го класса смогут оценить мастерскую передачу чувств и ощущений посредством русского поэтического языка.

Краткий разбор произведения поможет им легко справиться с заданиями по лирике Тютчева на уроках литературы.

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Есть в осени первоначальной.
  • История создания: стих написан в 1857 году во время поездки из Овстуга в Москву
  • Тема стихотворения: осенняя пора и размышления о жизни.
  • Композиция: стихотворение состоит из трёх четверостиший.
  • Жанр: пейзажная лирика.
  • Стихотворный размер: размер стиха ямб, рифма — перекрёстная.
  • Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь».
  • Эпитеты: «бодрый серп», «отдыхающее поле».
  • Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный».
  • Олицетворения: «…серп гулял…».
  • Метонимия: «…падал колос».

Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводит в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.

Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.

Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».

Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал осень. Тютчеву это время года навевало тоску от осознания, что жизнь явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.

Тема произведения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни.

Стихотворение озвучивает ряд проблем:

  • Взаимосвязь человека и природы. Начало осени прекрасно, но впереди морозная зима. Период зрелости в жизни людей тоже прекрасен, но юные годы остались позади, а впереди неумолимо приближение старости.
  • Труд и человек. Нелёгок труд крестьянина, но он наполняет жизнь смыслом.
  • Смысл жизни. Наступление осени благоволит подведению итогов, уходящего года, оценке его со стороны.

Стихотворение состоит из 3-х четверостиший, каждое из них выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки. Однако законченность и истинный смысл четверостишия обретают, лишь при прочтении как единого целого.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» относится жанру пейзажной и философской лирики. Тютчев — поэт «чистого искусства», непонимающий в поэзии преобладания социальных вопросов.

В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм.

Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.

Стихотворение написано разностопным ямбом. В первых двух четверостишьях рифмовка перекрёстная, а в третьем — опоясывающая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность природного состояния.

Читайте также:  Литературные викторины для школьников с ответами, 7 класс

Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности богатого на поэтику литературного русского языка. Для создания в стихотворении доподлинного ощущения постоянной связи человека и природы поэт использует следующие художественные приёмы:

  • Изящные эпитеты: «…лучезарны вечера», «…бодрый серп…», «…на праздной борозде», которые с точностью передают высшую степень восхищения окружающей природой.
  • Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь», «…паутины тонкий волос».
  • Олицетворения: «…день стоит…», «…серп гулял…».
  • Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный», то есть прозрачный, хрупкий, неосязаемый и для поэта и для его читателя.
  • Метонимию, точнее её разновидность синекдоху: «…падал колос»

В произведении дважды встречаются многоточия, которые создают ощущения недосказанности и возможность «додумать», представить любому из читателей собственную картину «первоначальной» осенней поры.

Средняя оценка: 4.8. Всего получено оценок: 36.

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutchev/est-v-oseni-pervonachalnoy.html

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной»

  • Конспект открытого урока
  • Предмет:литературное чтение
  • Учитель: Зуймонова Рита Руслановна
  • Класс: 3

Тема урока: Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной».Форма урока: урок с использованием технологии развития критического мышления Учебник: Л.А.Ефросинина, литературное чтение, 3 класс (1-4).

  1. Цели урока.
  2. Личностные:
  3. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в уч. деятельности, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, воспитывать любовь к природе, к природе родного края;
  4. Образовательные: — формировать представление об особенностях лирического стихотворения;-формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое произведение.
  5. Развивающие:— развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта;- развивать коммуникативные компетентности учащихся (через обращение к тексту, анализ содержания и художественных достоинств стихотворения);

Оборудование к уроку:1. Презентация к уроку 2. Диск «Времена года. Осень». П.И. Чайковского.3. Репродукция картин художников: А.Рылова «В голубом просторе».И.Левитан «Золотая осень».И.Шишкин «Осень».Б.Щербаков «Осень».4. Листы с печатным текстом о лирике.5. «Дерево настроения»: листочки коричневого, жёлтого, красного цвета.

ХОД УРОКА

I. Этап актуализации знаний.

— Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы – это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора – это слово.

Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово – не поймешь смысл.

И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели?

II. Введение в тему урока.

— Сегодняшнему утру, такому единственному и неповторимому, я была удивлена. Я подошла к окну и увидела, как кружатся осенние листья, золотые, багряные, бордовые.

Нежно касаются они своими краешками друг друга, как будто маленькие танцоры берутся за руки. Вот несколько кленовых листьев упало на стекло.

Один из них, как волшебный невидимый цветок, поплыл по стеклу вниз, заскользил по гладкому полю окна и вдруг замер. Сами собой зазвучали волшебные строки А. С. Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье!»

— Ребята, вы догадались, на какую тему мы будем говорить сегодня?

— Осень! Сколько ярких красок принесла она с собой. Сколько новых чувств! Недаром об этом времени года написано столько художественных и музыкальных произведений. И как красиво рисуют осень поэты! Один из них -Тютчев Фёдор Иванович.

Нарисуем образ русской природы, которую хотел нам показать поэт при помощи ритма и рифмы лирического пейзажного стихотворения «Есть в осени первоначальной…» и попробуем понять, какие чувства, переживания, настроение стремился передать автор этих строк.

Что он чувствовал, что он видел? Но для начала мы познакомимся с личностью поэта и с историей создания стихотворения. 

III. Этап постановки учебной задачи на основе первичного восприятия текста.

  1. Чтение стихотворения учителем. (На фоне музыки «Времена года. Осень». П.И. Чайковского)- Предлагаю вам задуматься над вопросом: что такое лирическое стихотворение?

    — Свои предположения запомните, мы к ним ещё вернёмся.

  1. Словарная работа. — Значение каких слов в стихотворении вам были непонятны?

  • Серп — ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня.
  • Лазурь — светло-синий цвет, синева.
  • На праздной борозде — отдыхающее поле, с неё убрали урожай.
  1. Чтение и анализ стихотворения.

а) Чтение первой строфы учениками.  Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора. II Весь день стоит как бы хрустальный, I  И лучезарны вечера…..IIУченики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают ключевые слова (логическое ударение), выделяют паузы.

б) Работа в парах. (Ребята совещаются в паре, прежде чем ответить на вопрос учителя).

— Какие эпитеты употребляет автор в этих строфах? («Дивная пора», «лучезарны вечера»).

— Какой прием использует автор в строке: «Весь день стоит как бы хрустальный…»? (Автор употребляет прием сравнения).

— Удалось ли вам наблюдать «Хрустальный день». Опишите его? Какой он? ( Прозрачный, чистый, безоблачный).

— Какой знак стоит в конце строфы? ( Многоточие).- Почему? ( Поэт может бесконечно говорить об этой «дивной поре»).

в) Чтение второй строфы учениками. Где бодрый серп гулял и падал колос, I  Теперь уж пусто все – простор везде, I  Лишь паутины тонкий волос  Блестит на праздной борозде. II(Ученики выделяют голосом ключевые слова (логическое ударение), выделяют паузы).- Какие приемы использует Ф. Тютчев? (Олицетворение).

— Что имел в виду автор, говоря о серпе как о живом существе? («Бодрый серп гулял»– он был орудием в неутомимых руках, проворно работали им, срезая колосья).

г) Чтение третьей строфы. Пустеет воздух, I птиц не слышно боле, I  Но далеко еще до первых зимних бурь — I  И льется чистая и теплая лазурь  На отдыхающее поле…..II 

— Федор Иванович Тютчев рисует картину осени, которая приносит с собой грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении. (теперь уж пусто все).- Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт? (Но далеко еще до первых зимних бурь — / И льется чистая и теплая лазурь / На отдыхающее поле).

— А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удивительную пору? (Бабье лето).

IV. Этап выразительного чтения стихотворения Ф.Тютчева как интерпретация авторского замысла.

Читайте также:  Внеурочные мероприятия в начальной школе

1. Чтение стихотворения по строфам .2. Чтение стихотворения целиком одним учеником. (Способ чтения выбирают дети.)

— В каком темпе его следует читать? ( Поэт очарован, он боится нарушить покой. Читаем в замедленном темпе, напевно).- В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением.

— Предлагаю посмотреть работу учащейся Костроминой Д. «Осень в родном краю».

— Оцените свою работу на уроке:

  • если вы активно участвовали в работе на уроке, делились своими суждениями, задавали вопросы и овладели всей информацией, возьмите красный листочек и перенесите его на наше дерево;
  • если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, что – то вызвало у вас затруднение возьмите жёлтый листочек;
  • если вы не разобрались в этих поэтических произведениях, у вас осталось много вопросов, то возьмите коричневый листочек.

— Спасибо! У нас получился прекрасный листопад…

Источник: https://compedu.ru/publication/f-tiutchev-est-v-oseni-pervonachalnoi.html

Конспект урока для 2 класса «Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной»

Здесь Вы можете скачать Конспект урока для 2 класса «Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной» для предмета : Литература. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Урок литературного чтения

Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной»

Цели урока:

  1. Формирование чувства любви к природе, родному краю; умение видеть прекрасное в окружающей действительности.

  2. Знакомство с литературным произведением и литературоведческими понятиями – строфа, четверостишие.

Задачи урока:

  1. обогатить представления о понятиях: стихотворная строка, строфа, рифма, стиха; учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);

  2. работать над навыком выразительного чтения.

  3. развивать мыслительные процессы, выразительность и монологичность речи.

  • Методические приёмы: беседа, работа с книгой, видеометод, обучающий контроль, иллюстрация.
  • Тип урока: урок усвоения новых знаний.
  • Форма работы на уроке: фронтальная, самостоятельная, работа в парах.
  • Оформление урока: осенние листья.
  • Оборудование урока: Техническое обеспечение: персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.
  • Ход урока

1. Эмоциональный настрой на урок.

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на урок пришла гостья. Давайте посмотрим на экран и попробуем догадаться, хозяйка какого Царства посетила нас? (Видеосюжет после 1 слайда)) Какое же время года пришло в гости? Правильно, у нас в гостях Осень.

Сколько ярких красок принесла она с собой, сколько новых чувств! Недаром об этом времени года написано столько произведений. Но больше всего восторгались нашей гостьей поэты. Один из них — Фёдор Иванович Тютчев (слайд № 2). Вот как он отзывался о нашей прекрасной гостье.

2. Работа над стихотворением.

1) Выразительное чтение учителем стихотворения Ф.И.Тютчева “Есть в осени первоначальной…” (слайды 3-10)

  1. 2) Беседа по первичному восприятию стихотворения.
  2. Ответим на следующие вопросы (слайд 11)
  3. Какое чувство испытывает автор?

Какую пору поэт называет “дивной”? Встречались ли вы когда-нибудь с такой порой?

3. Работа над содержанием.

Прочитайте первый столбик стихотворения и отметьте слова, которые помогут ответить на вопросы (слайд 12).

— Когда бывает эта “дивная” пора? (“…в осени первоначальной…”)

— Как вы понимаете “первоначальной”? (Т.е. только начавшейся)

— Каким поэт видит день, прочитайте. (“…как бы хрустальный…”)

— Он называет его “хрустальным”. Почему? (Прозрачный лес, воздух)

— Что автор говорит о вечерах? Что значит “лучезарны”? (Т.е. полны светом)

Прочитайте второй столбик и ответьте на вопрос. (Cлайд 13)

— Как поэт пишет о поле? Какое поле? (Пустое)

  • — Какие слова подчёркивают пустоту поля? (“…лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде…”)
  • — С чем сравнивает Фёдор Иванович паутину? (С тонким волосом)
  • — А как вы понимаете словосочетание “праздная борозда”? (С полей убран урожай, земля отдыхает)
  • Прочитайте последний столбик и подчеркните слова, помогающие ответить на последний вопрос.
  • — Как поэт описывает небо? ( “…пустеет воздух,…льётся лазурь…”)
  • — Какое чувство пробуждает у вас эта картина? (Грусть, покой)
  • Физминутка.
  • Мы листочки, мы листочкиМы осенние листочки.Мы на веточке сидели
  • Ветер дунул – полетели.

III. Знакомство с новым материалом.

1. Закрепление понятия рифмы.

Ребята, какой жанр помог нам представить эту картину? (стихотворение) Почему вы считаете, что это стихотворение? Что отличает стихотворение от рассказа или сказки? (Есть рифма).

2. Работа в тетради.

Откроем тетрадь на с. 35, задание №2. Прочитайте задание. Найдём рифмы в нашем стихотворении и подчеркнём их. Назовите их. А сейчас проверим себя. Внимание на экран. (Слайд 14) Молодцы!

3. Знакомство с понятием “строфа” и “четверостишие”.

Ребята, какое незнакомое слово встретилось нам в задании? (Строфа) Давайте узнаем, что же называется строфой. (Слайд 15)

IV. Закрепление.

1. Работа по учебнику.

Вернёмся к нашему стихотворению (слайд 16). На экране вы видите первую строфу, прочтём её.

Найдите и прочитайте вторую строфу, третью.

Обратите внимание, сколько строк содержит одна строфа? (четыре).

Такое количество строк в строфе называется четверостишием.

Прочтите второе четверостишие.

2. Работа в парах.

Прочтите друг другу третье четверостишие. Молодцы!

3. Подготовка к выразительному чтению.

Давайте подумаем, с каким чувством нужно читать это стихотворение? (Cпокойным, т.к. мы любуемся природой).

При чтении обратите внимание на паузы. Давайте расставим их. (Учитель читает стихотворение, а дети расставляют паузы в учебнике).

Подготовьтесь прочитать это стихотворение так, чтобы передать те чувства, которые вы испытываете.

4. Самостоятельная работа над стихотворением.

Индивидуальное чтение.

Чтение в парах.

5. Выразительное чтение стихотворения.

6. Работа в тетради.

Найдите строчки стихотворения, которые вам особенно понравились и запишите их себе в тетрадь.

V. Итог.

  1. Подводя итог нашей работы, ответим на вопрос (слайд 17).
  2. Назовите автора стихотворения.
  3. Что такое строфа?
  4. Сколько строк входит в четверостишие?

VI. Домашнее задание.

(Слайд 18) У.с.103- стихотворение Ф.И.Тютчева “Есть в осени первоначальной…” вы можете выучить наизусть или подготовить выразительное чтение – по выбору.

VII. Оценивание.

Осень благодарит вас за работу и дарит вам на память вот эти листья. Но они не простые. Повернув листок, вы увидите, как оценила вашу работу на уроке наша гостья. (Листок должен получить каждый ребёнок. Там может быть отметка или словесное оценивание).

Источник: https://docbase.org/9713-konspekt-uroka-dlya-2-klassa-f-i-tyutchev-est-v-oseni-pervonachal-noy.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector