Классный час в 3-4 классе на тему: имена

Фильтр по целевой аудитории

— Целевая аудитория -для 1 классадля 2 классадля 3 классадля 4 классадля 5 классадля 6 классадля 7 классадля 8 классадля 9 классадля 10 классадля 11 классадля учителядля классного руководителядля дошкольниковдля директорадля завучейдля логопедадля психологадля соц.педагогадля воспитателя

Конспект и презентация к классному часу «Все профессии важны»

Классный час предназначен для учащихся 3-4 классов. Разработка содержит сценарий и презентацию, посвященного знакомству с многообразием профессий. 

Цель классного часа: расширять представление детей о многообразии мира профессий.

Классный час в 3-4 классе на тему: Имена   Классный час в 3-4 классе на тему: Имена

Целевая аудитория: для 4 класса

27.03.2017Малышева2770

Классный час «Всероссийский словарный урок» посвящается дню рождения Владимира Даля. Вначале урока учащиеся знакомятся с краткой биографией В. Даля.

Затем проходят все этапы урока: скороговорки, загадки, пословицы, сказки, лексическое значение слов, синонимы, антонимы, омонимы. Для отдыха ребят на уроке присутствует музыкальная физкультминутка.

В конце урока дети делятся своим настроением.  Цель: Знакомство с жизнью и творчеством Владимира Ивановича Даля. 

Задачи: Познакомить с краткой биографией Владимира Даля. Расширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запас. Развивать умения учащихся работать с книгами и словарями. Воспитывать любовь к родному языку, гордость за великий русский язык. 

Классный час в 3-4 классе на тему: Имена   Классный час в 3-4 классе на тему: Имена

Целевая аудитория: для 4 класса

07.10.2015Ekaterina0504663270

Конспект и презентация к диспуту «Что такое дружба?»

Диспут предназначен воспитателям группы продлённого дня. Могут использовать в своей работе учителя начальных классов и классные руководители среднего звена. Цель мероприятия — научить детей ценить  дружбу.

Диспут способствует созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности обучающихся, развивает умения детей общаться, вести рассуждения, а также учит детей дорожить друзьями и дружескими отношениями с одноклассниками.

Классный час в 3-4 классе на тему: Имена   Классный час в 3-4 классе на тему: Имена

Целевая аудитория: для 4 класса

22.02.2015gloksinija2870

Презентация к конкурсной программе «Отгадай загадку»

Презентация предназначается воспитателям ГПД, учителям начальных классов. Её также могут использовать и учителя  средних  классов,  воспитатели  детских садов, родители  для совместной деятельности и сотрудничества, которые сделают  досуг содержательным, полезным и укрепят дружеские отношения со своими детьми.

Конкурсная программа включает в себя 75 загадок и  состоит из 2 частей:

  1. Загадки на тему «Овощи, фрукты, ягоды»
  2. Загадки на тему « Животные и птицы.

По желанию её можно разделить на 2 занятия.

Классный час в 3-4 классе на тему: Имена   Классный час в 3-4 классе на тему: Имена   Классный час в 3-4 классе на тему: Имена

Целевая аудитория: для 4 класса

27.12.2014gloksinija1472

Классный час по теме «День народного единства»

Наша страна в последние годы официально обрела новый  праздник «День народного единства», который теперь отмечается ежегодно 4 ноября. 
Какие еще названия имеет этот праздник?  День воинской славы России. День добрых дел. В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью.

Классный час в 3-4 классе на тему: Имена    

Целевая аудитория: для 4 класса

14.11.2013Татьяна76923597

Классный час «Выборы президента класса» В 2012 году прошли выборы президента Российской Федерации, и многие учащиеся интересуются этим важным событием в жизни каждого гражданина страны. Мной разработано внеклассное мероприятие в 4 классе по теме: «Выборы президента класса» с применением компьютерных технологий.  

Целевая аудитория: для 4 класса

Источник: https://www.uchportal.ru/load/90-1-2-0-0-4-0

Классный час "Что в имени твоём" для 4 класса

Классный час в 3-4 классе на тему: Имена

Наша кнопка

Классный час в 3-4 классе на тему: Имена Классный час в 3-4 классе на тему: Имена

Скачать материал

  • Классный час «Что в имени твоём»
  • 4 класс
  • подготовила
  • учитель начальных классов
  • Головчанская Татьяна Валерьевна

г. Тюмень

2014 г

Что в имени твоём …

Материал содержит сценарий классного часа «Что в имени твоём». Мероприятие проводится в 4 классе. Классный час проводится с целью познакомить учащихся со значением их имен, развить любознательность, интерес к предметам, вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких

  1. Имя человека – это самый, самый сладостныйи самый важный звук на любом языке.
  2. (Д.

    Карнеги

  3. Цели и задачи:
  4. -познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени
  5. – помочь осознать высокий нравственный смысл имени;
  6. -развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность, интерес к предметам
  7. – вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;
  8. -воспитывать уважение к семейным традициям, ценностям;
  9. Форма проведения: Час общения
  10. Подготовительная работа:
  11. — учащиеся класса подготовили сообщение о значении и происхождении своего имени, узнали у своих родителей почему они дали ему именно такое имя.

)

-провели небольшое социологическое исследование: .какие имена занимают по частоте употребления первое место в каждой параллели.

Ход занятия

1. Мотивация.

Наше занятие мы начнём с ответа на простой вопрос: «Чем один человек отличается от другого на примере нашего класса?» Есть ещё одно отличие, его вы узнаете, отгадав загадку.

  •  «Тебе дано, а люди пользуются». (Имя)
  • Назовите тему нашей встречи
  • Мы живём в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей «Одиссее» писал:
  • Между живущих людей безымянным Никто не бывает,Вовсе, в минуту рождения каждый И низкий и знатныйИмя своё от родителей в сладостный
  • Дар получает…

2. Введение в тему.Что означают наши имена?

Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания.

Новорожденному мальчику желали: «Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять«.

Девочке: «Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать«.

Наши предки относились к именам очень бережно.

Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех.

Естественно, верили и надеялись, что благопожелания исполнятся, и новый член рода будет со временем достойным представителем.

С появлением христианства на Руси имя наречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя по святцам при крещении малыша. Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения.

Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым (например, Клара – ясная, светлая) – значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим.

У самых разных народов при болезни человека меняли ему имя, чтобы вместе с именем прогнать недуг. Такая традиция была у татар.

Шло время. Одни имена возникали, другие изменялись, а третьи совсем исчезали. Много лет назад к нам пришло много новых имён. Эти имена стали популярны в наше время

  1. -Дети провели поисковую работу и узнали, что обозначают их имена
  2. Слово им
  3. На доске статистом ( есть такое поручение в классе )фиксируется ответ в таблице Имя-значение)
  4. Ещё мы узнали , что самое распространённое имя на параллели
  5. 1 классов
  6. 2 классов
  7. 3 классов
  8. 4 классов
  9. Что обозначают эти имена? (предположения ребят)

Это вызвало затруднение ,а значит продолжение следует..

  • 3 Ход достижения цели
  • Сегодня мы продолжим разговор о том, какие имена наиболее часто употребляются в речи, что они означают, задумаемся над вопросом Зачем человеку имя? (ответы детей)
  • Мы отвечаем уверенно: «Чтобы отличить одного человека от другого»
  • Исторический факт

В дореволюционной российской деревне каждый четвертый был Иваном. В переписи XVII века обычны семьи с одноименными братьями. Например, «Ивашко большой», «средний Ивашко», «третий Ивашко». Различают их именно нарицательные определения: большой, средний, третий

  1. Часто имена давали такие, как у бабушек, дедушек или других родственников.
  2. -Вспомните прочитанные книги,назовите самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.
  3. (Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Жоа – португальское, Джон – английское, Юхан – финское).
  4. Что означает имя Иван? Где найти его значение (работа в группах )
  5. Что означают популярные имена ребят в каждой параллели?
  • Главное предназначение имён – отличать одного человека от других С древности люди придавали имени особое значение, передавали знания из поколения в поколение Поэтому мы с вами можем воспользоваться этими знаниями

А вот ещё одна интересная сторона этого вопроса

Ребята, вы замечали что с именами связано много учебных заданий, и это тоже не случайно.

  • Разные науки всегда интересовались именем со своих позиций изучения этого вопроса. Остаётся удивиться. Чем имя заинтересовало ,например, науку математика?

Что же всё-таки имя? Как утверждают нумерологии(словарная работа) и астрологи(словарная работа): имя – это число, только зашифрованное. Число имён легко рассчитать, пользуясь таблицей.

Классный час в 3-4 классе на тему: Имена

Рассмотрим, как пользоваться таблицей на примере Лена. 4+6+6+1=17

1+7=8

Как ладят числа друг с другом, вы можете узнать из специальной таблицы. Если числа совпадают, эти имена «дружат», в гармонии со всеми находится число «5».

Классный час в 3-4 классе на тему: Имена

-Какое число у твоего друга? Нужно ли к этому относиться очень серьёзно? Но учитывать ,конечно, можно

  • Литература ,несомненно, тоже изучает имена
  • -Как вы знаете, имена бывают мужские, бывают женские, а бывают такие, которые подходят и тем и другим.
  • Назовите такие имена
  • Давайте потренируемся, как назовём девочек, мальчиков  Игра «Назовите ласково»
  • Лидером в этом вопросе предмет-русский язык. Есть даже специальная наука-ономастика.

С именами придумано много учебных игр.

Игра «Вставь имя»Вставь женское имя так, чтобы получилось слово.

Классный час в 3-4 классе на тему: Имена

(ответы: поляна, корзина, черника, картина, малина, ежевика, ванна, гроза).

? А что делать, если например, в коллективе несколько одинаковых имён? Как к ним обратиться?

И наконец ещё одна загадка «Найдите спрятанные имена».

  1. Принесите кофе дяде. (Федя)

  2. Где лежат бигуди мамы? (Дима)

  3. Я рисую радугу. (Юра)

  4. Зашёл баран на поле гороха и остановился. (Анна, Егор).

Какое открытие вы для себя сделали?

4 Заключение.

Открытия делают люди Жизнь человека на Земле не бесконечна. Но некоторые за свою жизнь успевают сделать так много полезного для других, что их постоянно вспоминают с благодарностью и уважением. Кто-то пишет книги, кто-то придумывает интересные задания для школьников, кто-то совершает подвиг В их честь называют города и улицы. Бывает, самого человека уже нет, а имя его живёт.

Имя, безусловно, влияет на личность, предопределяя его психологические характеристики. исследования показывают, что гениальные догадки древних о судьбоносном значении имени вовсе не пустяк Однако люди оценивают Вас не только по имени, а ещё..

Собери поговорку и объясни смысл

Не имя красит человека, а человек имя.

Какие имена бы мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на Земле. Я думаю, что каждый из нас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем- то хорошим, добрым, светлым. Об этом думали и мечтали разные люди в разные времена.

  1. Рефлексия
  2. А к какому выводу пришли вы ,ребята?
  3. Продолжите фразу Сегодня я узнал(а)…

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый. Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой Родиной Будьте достойны своего имени

Список использованной литературы

Минскин Е.М .От игры к знаниям Просвещение.М.1987

Сухин И.Г. Занимательные материалы. Вако М. 2004

Классный час в 3-4 классе на тему: Имена Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

Источник: https://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/klassniy-chas-chto-v-imeni-tvoyom-dlya-klassa.html

Сценарий классного часа для 3-4 классов на тему: «Семья – начало всех начал»

  • Республика Татарстан, Спасский район, село Три Озера
  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
  • «Трёхозёрская средняя общеобразовательная школа»
  • Учитель начальных классов
  • Сидорова Евгения Анатольевна
  1. Сценарий классного часа для 3-4 классов
  2. на тему:  «Семья – начало всех начал»
  3. Цель: воспитание отношения  к семье, как к базовой  ценности общества.
  4. Задачи: 1) формирование нравственного долга  детей перед родителями;
  5.                        2)  определение роли  детского участия  в заботах  по дому  и
  6.                           в  создании  теплых  семейных отношений;
  7.                          3)  информировать о законах, касающихся  семейных проблем.
  8. Оборудование: плакаты на  доске: «Вся семья вместе – и душа на месте»,  «Семья – это то, что с тобою всегда»,   пословицы о семье, семейные фотографии учащихся,  стихотворение  собственного сочинения «В кругу своей семьи» ученика Филиппова Валентина,  листочки с заданиями, формулы на карточках, отражающие  взаимоотношения и заботу  между детьми и их родителями,    ноутбук, диск-караоке,  памятки для детей и взрослых,  Семейный кодекс РФ;  выставка  детских  книг о родных людях.
  9. Ход классного часа.
  10. I Организационный момент.
  11. II  Введение  в тему.
  12. Учитель читает стихотворение.
  13. Семья – это то, что мы делим на всех,
  14. Всем  понемножку: и слёзы, и смех,
  15. Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры. Молчанья печать.

  • Семья – это то, что с тобою всегда.
  • Пусть мчатся секунды, недели, года.
  •  — Кто догадался, о чём мы сегодня буде говорить?

— У каждого человека  есть  свой дом.  Слова  «Отчий дом»,  «семья» входят  в наше  подсознание  с первых дней жизни.  Семья – это великий дар.

III  Беседа  по теме классного часа.

— Л. Н. Толстой  сказал:  «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Как вы считаете, из чего  складывается  семейное счастье?

—  Каждому из нас  нужно  такое  место, где  не надо  притворяться, где тебя  не обманут, где тебе  спокойно  и хорошо, где можно отдохнуть  душой.  Я надеюсь, что ваш дом  тёплый, солнечный, уютный.  Чьими  стараниями  это достигается  в  ваших семьях?  Как распределяются  обязанности в вашей  семье?

/раздаю  листочки  с заданиями/

мама папа дети
  1. 1.
  2. 2.
  3. 3.
  4. 4.
  5. 5.
  • 1.
  • 2.
  • 3.
  • 4.
  • 5.
  1. 1.
  2. 2.
  3. 3.
  4. 4.
  5. 5.

/после выполнения задания/:

—  Посмотрите, можете  ли вы  взять на  себя  часть  обязанностей  своих родителей.

     Есть такая пословица: «Счастье  не птица – само не прилетит».  Если каждый член семьи  имеет свои  обязанности. Тогда в доме уют, тепло, гармония.  Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят  раздражение, непонимание.

—  Раньше о доме и семье  говорили с большим уважением.  Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело,  уважали старость, оберегали младость. Вокруг каждого из нас  много родных  ( бабушек, дедушек, дядь, тёть  и т. д.),  и ними  мы связаны незримыми нитями.   Ученик  нашего класса  Филиппов Валентин  об этом сочинил стихотворение  «В кругу своей семьи», которое сейчас нам прочитает.

  • Я расту  в большой семье –
  • Это каждый знает,
  • И в моём родном селе
  • Её  уважают.
  • Моя мамочка родная –
  • Самая любимая,
  • Любит печь, вязать, читать
  • И стихи, как я, писать.
  • Моя старшая сестрица
  • Ставить двойки мастерица.
  • Она – учительница в школе.
  • Думаете, повезло мне, что ли?
  • Никакого блата
  • Для родного брата!
  • Моя средняя  сестрица
  • Уколы делать мастерица.
  • Догадались, что она –
  • Медицинская сестра.
  • А ещё одна сестрица
  • Песни петь мастерица.
  • Может, слышали вы сами,
  • Как она поёт в «Славянах».
  • Бабушка Морева
  • Готовит очень вкусно
  • Кашу, щи, кисель, компот,
  • Пироги с капустой.
  • Бабушка Филиппова –
  • Мастер  рукоделия:
  • Вышивает, вяжет, шьёт
  • Чудесные изделия.
  • Дед мой —  мастер на все руки.
  •  Ни минуты не сидит,
  • Никогда не знает  скуки –
  • Строит, чинит, мастерит.
  • Есть свояк у меня.
  • Мы с ним лучшие друзья.
  • Водить машину очень любит.
  • Он научит и меня.
  • А моя племянница
  • Рисует замечательно.
  • Каракули  в моей тетрадке
  • Выводит так старательно.
  • Дядь  и тёть, сестёр и братьев
  • Не могу пересчитать.
  •  Ну а если постараюсь,
  • Буду целый день писать.
  • Я в семье младший сын.
  • Зовут – Филиппов Валентин.
  • Математику уважаю,
  • Банкиром стать мечтаю.
  • Друг за друга мы горой
  • Постоять готовы.
  • Никому не разбить
  • Семейные оковы.
  • И от всей души хочу
  • Пожелать всем я,
  •  Чтоб у каждого была
  • Дружная семья.

— Знаете ли вы, кто предложил вам  дать то имя, которое вы носите?  В честь кого  вас назвали?

—  Вспомните случай, когда вы помогли  кому-то из близких и этим  доставили  ему  и себе радость.

—  Какая у вас семья?

С – счастливая, славная, спортивная. Современная и т. д.

Е – единая, единственная и т. д.

Мь – милая, многодетная, мечтательная, музыкальная…

Я – яркая, ясная…

— В раннем детстве родителей  любят  безоглядной любовью. Позже в чувствах  появляется сдержанность. А порой и резкость. Почему?  Надо беречь  здоровье  самых близких вам людей  И как бы вы  ни пытались  заменить их друзьями и подругами, в самые трудные и горькие  дни  вы всё равно  обратитесь  к своим родителям.

—  Когда дети маленькие, то  заботу  о них  проявляют  их родители.  Это можно выразить формулой:

—  Когда дети взрослеют, они должны оказывать помощь своим родителям.  Но и родители до сих пор  не выпускают из  своего поля зрения детей, оберегая их и опекая своей заботой.  Назвать это можно одним словом – «взаимопомощь».

— Когда родители стареют, взрослые дети просто обязаны  проявлять заботу  о них,  оказывая им помощь. Надо уделять больше внимания родителям, их здоровью и самочувствию.

 Мы обязательно  должны заботиться о своих  родителях, ведь иначе  не исполним свой долг перед ними.  Ребята, но ведь есть дети, которые не выполняют этого долга.  И тогда их родители оказываются  брошенными, забытыми  и беспомощными.

  Тогда на помощь  таким родителям  приходит  государство.  В России действует  Семейный кодекс – документ, в котором прописаны  обязательства  всех членов  семьи  по отношению  друг к другу.

  Из него вы узнаете  свои  обязательства  перед мамами, папами, бабушками и дедушками.

/ зачитываю  детям  статьи из Семейного кодекса РФ: ст.87, ст.88. ст.95./

— Ребята, как вы понимаете  пословицу:  «Добрые дети – дому венец, худые дети – дому конец»?

— От вас, ребята, зависит  очень  многое.  Одна из заповедей Христа гласит: «Почитай отца своего и матерь свою, да будет тебе благо, и долголетен будешь на земле».  Чаще  обнимайте своих родных,  говорите, что вы их очень любите!

  1. / раздать памятки детям и взрослым./
  2. Памятка
  3. «Правила заботливого отношения к родителям»
  1. Настоящие сын и дочь берегут покой родителей.
  2.  Настоящие сын и дочь заботятся о благе своей  семьи.
  3.  Нельзя  бездельничать, когда родители трудятся.
  4. Не вступайте в пререкания со взрослыми.
  5. Не выражайте недовольство  тем, что у вас нет  той или иной  вещи.
  6. Не допускайте, чтобы мама  давала вам то, что она не может позволить себе.
  7. Не делайте того, что осуждают старшие – ни на их глазах, ни где-либо ещё.
  8. Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.
  9. Не собирайтесь в дорогу, не спросив  разрешения и совета  у старших.
  10. Нельзя  оставлять старшего родного человека  в одиночестве.

Задание «Добрые слова»

Моей маме Моему папе Моей бабушке Моему дедушке

— Предлагаю вам задание «добрые слова».  Придумайте  добрые слова-пожелания – отдельно своим мамам, папам,  бабушкам и дедушкам. Впишите их в соответствующие столбцы.

/Дети  выполняют предложенную работу/

— На досуге  посидите, и подумайте, кому из близких людей вам было легче дарить ласковые слова? Может быть, кто- то остался без вашего внимания?  Наверняка, вам есть, над чем поработать.

Помните, ребята, ваш долг – заботиться о своих родителях.  Задумайтесь над этим сейчас. Создайте у   близких  людей уверенность, что они всегда  будут любимы вами.

  У вас ещё мало опыта, но есть большие жизненные силы, которые у ваших родителей  уже  значительно истощены.

  • — А сейчас  давайте послушаем песню  из  репертуара Л. Лещенко  «Родительский дом»
  • IV Выступление детей.
  • — А сейчас ребята  выступят  с пожеланиями  родителям.
  1. Мы желаем  родителям нашим
  2. Никогда не унывать,
  3. С каждым годом быть всё краше
  4. И поменьше нас ругать.
  5. Вам  желаем, дорогие,
  6. Быть здоровыми всегда,
  7. Чтоб вы долго-долго жили,
  8. Не старея никогда!
  9. Пусть невзгоды и печали
  10. Обойдут вас стороной,
  11. Чтобы каждый день недели
  12. Был для вас как выходной.
  13. Дорогие наши родители!
  14. Мы и сами признаём,
  15.  Что, конечно, не всегда мы
  16. Хорошо себя ведём.
  17. Мы вас очень, очень любим!
  18. Будем добрыми расти.
  19. И всегда стараться будем
  20. Хорошо себя вести.

V Итоги классного часа.

— Вам понравился классный час?

— Что вы узнали нового?  Что главное отметили  для себя?

— Берегите своих родителей, ребята, любите их!  Желаю вам и вашим родителям  жить  всегда в мире и согласии. Заботьтесь  друг о друге. Чаще  говорите друг другу  ласковые слова.

И тогда не только ваша жизнь, но и жизнь всего человечества  будет лучше. Думайте больше о своих родителях. Их любовь к вам глубока  и требовательна.

Ведь они мечтают  о том, чтобы вы выросли  хорошими, добрыми и заботливыми людьми.

                                                          Использованная литература:

1. Ж-л «Педсовет» № 5   2009  г.

2. Ж-л «Классный руководитель»  № 7   2008  г.

3. Семейный  кодекс РФ

4. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки».

скачать dle 12.1

Источник: https://worldofteacher.com/1087-110.html

Классный час Что в имени тебе твоем?! 5 «Б» класс 2009 г. — презентация

1 Классный час Что в имени тебе твоем?! 5 «Б» класс 2009 г

  • 2 Ты и твое имя
  • 3 Авторы: Андреев Михаил Крутоумов Игорь Мартынова Марина Михайлова Юлия Рянский Денис Шачина Дарья Шишорин Владимир Шачина Наталья Анатольевна Рянский Дмитрий Валерьевич
  • 4 «Можно ли по имени определить характер человека?» Проблема:

5 План работы: 1. Выяснить, что обозначает слово «имя». 2. Выявить происхождение имен учащихся нашего класса. 3. Узнать у родителей, почему они выбрали для нас именно такие имена. 4. Провести исследование: «Влияет ли имя на характер человека?»

6 «Имя — это название, наименование, слово, которым зовут, означают личность». В.И. Даль

7 Древнеперсидские имена: Древнеперсидские имена: Дарья — сильная, побеждающая Старославянские имена: Светлана — светлая, чистая Любовь — любовь Владимир — владеющий миром Владислав — владеющий славой Вадим — имеющий привлекательность, любимый Древнегреческие имена: Анастасия — воскресшая Екатерина — чистая Денис — назван в честь древнегреческого бога жизненных сил Диониса Евгений — благородный Латинские имена: Виктория — победительница Марина — морская Юлия — пушистая, июльская Лилия — названа в честь цветка лилии Сергей — высокочтимый Никита — победитель Скандинавские имена: Игорь — воинственный, охраняемый богом- громовержцем Олег — священный Древнееврейские имена: Древнееврейские имена: Анна — грациозная, миловидная, благодать. Яна — данная Богом милость. Иван — милость божья Михаил — « Кто как Бог».

8 Как выбирают имя?

9 11 сентября – День ангела Ивана Твой Ангел Богом тебе дан, Чтоб охранял тебя, Иван. И он всю жизнь тебя хранит От глупых ссор и от обид. Он помогает жить светло, Удачу дарит и тепло.

10 2 октября – День Ангела Игоря Поздравить Игоря хотим С днем православных именин. И чтоб воинственность твоя В беде служила, как броня. А с нами легок будь в общенье, Удачлив – всем на удивленье. Твой смех нам всем необходим. Будь Ангелом своим храним!

  1. 11 Мода на имена
  2. 12 Имя и характер
  3. 13 «Имя может оказать влияние на характер человека» Вывод:
  4. 14 Ты и твоя фамилия
  5. 15 Моя родословная
  6. 16

17 К О Н Е Ц ! ! !

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1122639/

Что в имени твоем Классный час, 3 класс Цель

Что в имени твоем Классный час, 3 класс Цель — страница №1/1

Что в имени твоем

Классный час, 3 класс

Цель: познакомить детей с различными именами, их значением и способствовать становлению и раскрытию творческой индивидуальности каждого ребёнка;

Задачи: 1) вызвать интерес к своему имени и именам своих друзей; 2) развивать способность ценить своё имя и имена других; 3) воспитывать уважение к семейным традициям, ценностям; Оборудование: презентация, караоке с песнями, призы – открытки по именам.

Ход мероприятия:

Ведущий: Ребята, кто из вас помнит, чему был посвящён классный час 1сентября? О чём мы говорили? (О конвенции прав ребёнка.) Ведущий: Какое право ребёнок получает с рождения? (Право на имя.)
Ведущий: Сегодня на нашем празднике мы будем говорить об именах, которые дали нам родители. Тема нашего праздника «Что в имени твоём?» (На доске плакат со стихотворением А. Боброва «Имена», дети читают хором)

  • Имена, имена, имена –
  • В этой жизни звучат не случайно:
  • Как загадочна наша страна,

Так и имя – загадка и тайна…
Ведущий: Так для чего же человеку имя? Что оно означает в жизни каждого из нас?

Имя даётся человеку при рождении и сопутствует ему всю жизнь. Это самое любимое и приятное для него слово. Мы всегда испытываем радость и нежность в душе, когда нас называют по имени ласково. Казалось бы, имя – одно или два слова, привычных для слуха, а за ними открывается целый мир и неповторимая судьба человека.

С древности считается, что смысл имени каким-то таинственным образом связан с судьбой и характером человека. Говорят, когда рождается человек, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на человека и созвездие, под которым он родился, а также имя, которое дают родители при рождении. Существует даже целая наука, которая изучает имена.

Она называется антропонимика. Эта наука даёт очень интересные сведения.

1 ученик: Первыми словами на Земле были имена существительные. Ими называли предметы окружающего мира. А затем появились имена, чтобы выделить, назвать конкретного человека. Это были скорей не имена, а прозвища. Они давались как приметы, по которым можно было отличить одного человека от другого. Древние семьи были многочисленные, и имена были как своеобразные характеристики каждого. Были числовые имена, которые давались детям в порядке их появления на свет: Первак, Вторый, Третьях, Четвертунья… Иногда человеку давали имена по внешним признакам: Мал, Бел, Косой, Кудряш, Черныш, Крепыш, Любава, Забава, Добрыня, Умник, Несмеяна, Чернавка, Светлана. Позднее эти прозвища – имена превратились в фамилии.
2 ученик: Нет, не из ситца,

  1. Не из шёлка,
  2. А из сурова полотна,
  3. Что на хозяйстве пригодится,
  4. В России сшиты имена.
  5. (Л. Васильева «Русские имена»)

3 ученик: В конце 10 века киевский князь Владимир Красное Солнышко подружился с императором Византии и согласился на крещение Руси. Русь приняла новую веру – христианство. Детей теперь крестили. С этого времени к нам пришли несвойственные русским имена. Имена были взяты из греческого, еврейского, латинского, славянского языков. Так к нам пришли имена: Иван, Марья, Пётр, Анна, Глеб, Зоя, Александр и другие.
4 ученик: С 10 века имя ребёнку стали давать при крещении. Имя подбиралось по святцам, т.е. ребёнка называли именем такого святого, день памяти которого совпадал с появлением малыша (+ — несколько дней). Считалось, что этот святой становился невидимым покровителем, заступником и защитником младенца. Ему молились и просили помощи. Крещение ребёнка было гораздо более важным, чем его рождение, поэтому праздновать было принято не день рождения (как сейчас), а день своего имени, именины.
Ведущий: Надо отметить, что в церковном календаре одни и те же имена встречаются несколько раз. Так именины Ивана 48 раз в году, Марии 9 раз, Андрея 9 раз. Вот поэтому на Руси было много Иванов и это имя считается символом Росси. Нас называют русскими Иванами (к примеру, в странах Востока много Магомедов, в Германии – Гансов, во Франции – Жаков, в Америке – Джонов). А есть имена интернациональные, которые встречаются у многих народов – Наталья, Мария, Александр, Виктор. При выборе имени по святцам не редко случались конфузы. Иногда в семье оказывалось по 2-3 Ивана, по 2 Мари. Так выпадали святцы, верующие родители выполняли требования церкви. Это было неудобством при написании документов. Иногда имена давались трудные, неблагозвучные. Вот послушайте отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Шинель».
5 ученик: Н.В.Гоголь описывает своего героя так: «Имя его было Акакий Акакиевич. Может некоторым оно покажется странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, просто сложились такие обстоятельстве, что никак нельзя было дать другого имени. Родился Акакий Акакиевич 23 марта, и матушка собралась его окрестить. Ей дали на выбор три имени: Моккий, Соссий или Хоздазад. Нет, подумала матушка, имена какие-то! Чтобы угодить, ей раскрыли календарь в другом месте и вышло опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. Вот наказание, подумала матушка. Я таких имён и не слыхала. Пусть уж Варат или Варух, а то Варахасий. Ну, уж я вижу судьба у него такая. Так пусть уж зовётся, как отец его, Акакий. Таким образом и произошёл Акакий Акакиевич.»
Ведущий: Послушайте стихотворение Юрия Благова «Выбор имени».
6 ученик: Дед, стараясь для внучонка,

  • Нахватал из разных мест
  • Ряд имён, звучащих звонко:
  • Товий… Муций… Свен… Орест…
  • Зять решил по ходу прений
  • Повернуть вопрос ребром:
  • — Назовём посовременней —
  • Гелий… Атом… Космодром…
  • Дочь, захваченная спором,
  • Шумно лезет на рожон
  • С целым импортным набором:
  • Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…
  • Бабка с нехристями знаться
  • Не желает, и сама
  • Вносит лепту, глядя в святцы:
  • Псой… Сысой… Кузьма… Фома…
  • Сочинительством премудрым
  • Занимаясь вчетвером,
  • Ночь проспорили, а утром
  • Мальчик назван был Петром.

Ведущий: А теперь предоставим слово ребятам нашего класса.
Девочка: Как славно девочек зовут!

  1. Вот Шейла – шёлковый лоскут,
  2. И Сильвия – листва лесная,
  3. И Стела – звёздочка ночная,
  4. И Флора – щедрая весна,
  5. И Лола – плавная волна.

Мальчик: Как славно мальчиков зовут!

  • Вот Барри – пушечный салют,
  • И Патрик – парус средь простора,
  • И Роберт – ровный рёв мотора,
  • Том – стук копыт издалека,
  • И Патер – пенье пастушка.

Ведущий: Речь идёт об иностранных именах. Но даже наши привычные имена имеют перевод, своё значение.

  1. Галина – «тихая, спокойная» (греч.)
  2. Лариса – «чайка» (греч.)
  3. Ольга – «святая» (сканд.)
  4. Сергей – «высокочтимый» (лат.)
  5. Надежда – «всё будет хорошо» (греч.)
  6. Людмила – «милая людям» (слав.)
  7. Наталья – «родная» (лат.)

Оксана – «гостеприимная» (греч.)
— А теперь ученики нашего класса расскажут о своих именах.

(Каждый из пятнадцати учащихся класса коротко рассказывает о своём имени.)

Учащиеся хором исполняют песню на мотив «Вместе весело шагать…»

Песня про имя

Припев:

  • С моим именем легко
  • Мне по жизни. (3 раза)
  • Ну-ка, имя, прозвучи

Ярче брызни. (3 раза)
1. Имена раздали с детства нам родители,

  1. Их истории узнать вы, не хотите ли?
  2. Мы расскажем вам сегодня очень весело
  3. Чтоб стихи звучали здесь, а также песенки.

Припев:
2. Должен в жизни я добиться что-то важного,

  • Вот такие мысли есть у нас у каждого.
  • Чтоб парили высоко все наши имена,
  • Чтоб гордилась именами целая страна.

Припев:
3. Быстро время пролетит, мы это знаем,

  1. А пока мы только учимся, играем.
  2. Будем сами выбирать, уж это точно,
  3. Имена сынам своим, а также дочкам!

Припев:

Ведущий: Иногда родители называют своих чад, повинуясь моде, в честь исторических событий, в честь героев книг и фильмов. После революции 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху. В моду вошли такие имена: Тракторина, Октябрина, Электрофикация, Гертруда (герой труда), Лениниана (в честь В.И.Ленина).

Многие имена звучали не благозвучно: например, Персострат – первый советский стратостат, Лагшмивар – лагерь Шмидта в Арктике. Свежим примером может служить 2008 год. Фанаты – болельщики футбола дали своим сынам имя Гус, в честь тренера сборной по футболу. Надо помнить, что события уйдут, а человеку с этим именем жить, а мужские имена ещё станут отчествами.

Ребята, я думаю, хорошо, что вас не назвали Перестройками, Биллами, Карлсонами. Пройдут годы, вы станете родителями и будете выбирать имена своим детям. Никаких советов и законов здесь нет, это дело личное, но хотелось бы, чтобы имена ваших детей были красивые, разные, хорошо бы сочетались с отчеством и фамилией. А теперь пришло время послушать ваших родителей.

Пусть расскажут, почему они вас так назвали.

(Родители рассказывают истории имён своих детей.)
Ведущий: А теперь проведём конкурсы.
1. Скороговорки про имена:
Марина грибы мариновала,

  • Марина малину перебирала.
  • Четыре рака, да три тритона.
  • Ира Боре барбариску.
  • Захар из Харькова.

В аквариуме у Харитона,
Боря Ире дал ириску,
Прохор ехал в Харьков,
2. «Назови полное имя»:

  1. Гера – … Рита – …
  2. Родя – … Коля – …
  3. Аркаша – … Женя – …

Настя – … Лёша – …
3. Викторина:
а) Как звали трёх медведей? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка.)

б) Как зовут девушку, не любящую жару? (Снегурочка.)

в) Как звали самого высокого милиционера Москвы из произведения С.Михалкова? (дядя Стёпа.)

г) Как звали брата Герды? (Кай.)

4. «Самое длинное имя»
Каждый ученик произносит своё полное имя вслух. Побеждает тот, у кого больше букв в имени.

  • 5. «Тёзки»
  • 6. Ребусы «Имена»
  • Ведущий: Ну что ж, друзья, наш разговор об именах подходит к концу… Мне очень хочется, чтобы вы бережно относились к именам – своим и чужим, чтобы вы понимали, какая сила таится в каждом имени, и умели уважать и ценить её. И ещё мне хочется, чтобы вы запомнили такие слова: (слова написаны на плакате на доске)

Назвать имена своих известных тёзок: писателей, музыкантов, певцов, артистов и т.д. Кто больше назовёт?

«Не имя красит человека, а человек – имя»

«Плохих имён не бывает, бывают плохие люди»

«Люби своё имя, и его будут любить другие»

(Детям раздаются памятные открытки с именами и датой именин.)

(Дети читают стихотворение по две строчки:)

Наши имена

  1. Ещё с незапамятных давних времён
  2. Мы носим немало прекрасных имён.
  3. Всё самое светлое, доброе в них
  4. Вложил человек, словно в песню и в стих.
  5. В них – вера, надежда, святая любовь,
  6. Стучит в них живая истории кровь.
  7. И нам не даёт она право забыть
  8. Того, кто мы есть, и того, как нам жить.
  9. У имени есть и значенье, и цвет,
  10. Оно и с природою держит совет,
  11. Симфонией дивных созвучий своих
  12. Нас имя пленяет, как песня и стих.
  13. Но в нём есть и тайная сила своя,
  14. Не помнить об этом нам тоже нельзя.
  15. А тот, кто сумеет её разгадать,
  16. Тот сможет и счастье своё отыскать.
  17. От разных народов, из разных времён
  18. Пришло к нам немало любимых имён.
  19. И долг наш – в согласии с именем жить,

Как честь, его свято беречь и хранить.

Источник: https://umotnas.ru/umot/chto-v-imeni-tvoem-klassnij-chas-3-klass-cele/

Классный час в 3-4 классах

  • МКОУ «Бережковская основная общеобразовательная школа»
  • Твори добро.
  • Открытый классный час в 3-4 классах

Провела: Байкова В.А.,

классный руководитель 3-4 классов

2010 г

Задачи: формировать нравственные каче­ства, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать вежли­вость, внимательность, уважение к людям.

Оборудование: плакаты с пословицами о доброте, рисунок «цветка доброты»; карточки со словами, грамзапись «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

^

Ведущий. Прежде чем начать классный час, давайте расслабимся, отдохнем.

Звучит музыка.

Реснички опускаются, Глазки закрываются, Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Руки, ноги отдыхают, Шея не напряжена И расслаблена… Губы чуть приоткрываются, Все спокойно расслабляются. Дышится легко, ровно, глубоко. …………………………………… Встали, потянулись, Друг другу улыбнулись!

Ведущий. Сегодня мы с вами погово­рим о качестве, без которого человек не может называться человеком.

Слово это серьезное, Главное, важное, То, что значит оно, Очень нужно для каждого.В нем за6ага и ласка, Тепло и любовь. В нем стремленье На помощь прийти вновь и вновь.Это качество В сердце у многих живет И о боли других Позабыть не дает.И оно поважней, Чем лица красота.

Догадались, что это? Сердец доброта!- О каком качестве пойдет речь? — Да, се­годня мы будем говорить о доброте. Поче­му-то в наше время доброта не очень це­нится, люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нуж­ны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Доброта… Добро…

Что же это такое? Прочитаем дна высказывания.

Ученики (читают плакаты).

«Доброта — отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все поло­жительное, хорошее, полезное». (Л. Толстой.)

«Доброта — вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избав­ляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид». (Драматург В. Розов)

Ведущий. Это человеческое качество высоко ценилось во все времена. Вспомним пословицы и поговорки о доброте.

Ученики называют пословицы и поговорки, которые они подобрали заранее. Некоторые пос­ловицы написаны на доске.

  1. ^
  2. Без добрых дел нет доброго имени.
  3. Жизнь дана на добрые дела.
  4. Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
  5. Доброе слово – половина счастья.
  6. Худо тому, кто добра не делает никому.
  7. Доброе дело дороже богатства.
  8. Красоту уносят годы, доброту не унесут.

Ведущий. А как много слов, образованных от слова добро!

На доске изображен цветок доброты. Ученики рассматривают цветок, читают слова, написанные на лепестках, знакомятся с высказыванием А. Грина, которое оформлено в виде эпиграфа: «Доброта — солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели».

Вспомним о волшебном цветке из сказки В.Катаева «Цветик – семицветик».

— Кому и как помогла девочка? — Куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? — Как вы думаете, легко ли быть по-насто­ящему добрым? — Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно.

Путь к доброте нелегкий, на нем человека ожидают взлеты и падения, зло и добро. У каждо­го человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

Девочка поет песню «Доброта» (сл. Н. Тулу повой, муз. И. Лученка).

Добрым быть совсем, совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цветка. Доброта — не пряник, не конфета. Припев: Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть. Будет вертеться Земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды.Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Доброта, как солнце, светит. Радуются взрослые и дети.

Ведущий. Выберите пословицу, отражающую смысл песни.

(Ученики объясняют смысл пословицы «Красоту уносят годы, доброту не унесут»).

— Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? — Можно ли стать добрым на время?

Ученик читает стихотворение Л. Татьяничевой.

Достается недешево Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего, Чем ты людям помог? Этой мерой измерятся Все земные трупы, Может, вырастил деревце Иль очистил пруды? Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом? Согреваешь планету Своим мирным трудом? Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее – Хорошеть самому.

— Какие пословицы можно отнести к этому стихотворению? (Добрые дела красят человека», «Жизнь дана на добрые дела» и др.)

— Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы детей)

— Надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.

Ученик читает стихотворение.

Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если когда-то кому-то Поможет улыбка твоя, Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря!

Ведущий. Сейчас я вам прочитаю от­рывки из двух рассказов. Послушайте вни­мательно.

  1. Ученик, возвращаясь из школы, уви­дел, как старушка, поставив на скамейку тя­желый пакет, не могла отдышаться. Он подо­шел к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя это и было ему не по пути.

В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

  1. Когда старушка-соседка попросила мальчика купить ей в магазине молоко, он согласился, но заявил, что за это она долж­на его отблагодарить.

— Проанализируйте эти ситуации и скажите, почему совершались добрые дела? — Как 6ы вы поступили на месте мальчиков? — Какие пословицы можно отнести к этим рассказам?

— Где и как вы проявляете добро­ту? (Ответы детей.)

^

— А где добро всегда побеждает зло? Ко­нечно в сказках. — Хочется пожелать вам, чтобы вся ваша жизнь была сказкой, но для этого надо самим очень постараться.

Ведущий. А.П. Чехов, обращаясь к молодым, пи­сал: «Пока молоды, сильны и бодры, не ус­тавайте делать добро!»

Добрые сердца — это сады, Добрые слова — это корни, Добрые мысли — цветы, Добрые дела — плоды. Давайте вернемся к нашему «цветку доброты». Какими же качествами, по ваше­му мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый? Школьники выходят к доске с цветами, ко­торые они приготовили заранее. В центре цветка написаны слова, обозначающие качества доброго человека. Это задание они готовили дома. Зву­чит «Вальс цветов» П.И. Чайковского. Дети тан­цуют. Затем прикрепляют свои цветы рядом с «цветком доброты ».Какая чудесная получилась цветочная поляна! Цветы на ней обозначают необхо­димые человеку качества: это милосердие, сострадание, бескорыстие, благодарность, уважение, нежность, скромность. Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и де­лами! Спешите делать добро!

Ученики поют песню «Дорога добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова).

Спроси у жизни строгой: Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра? Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогого добра! Забудь свои заботы, Падения и взлеты. Не хнычь, когда судьба ведет Себя не как сестра. Но если с другом худо, Не уповай на чудо… Спеши к нему, всегда иди Дорогого добра! Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов! Не забывай, что эта жизнь Не детская игра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: Иди, мой друг, всегда иди Дорогого добра!

Ведущий. А теперь посмотрите друг на друга и подарите добрую улыбку. На этом наш праздник заканчивается.

Источник: https://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1358546.html

Классный час, 3 класс

Что в имени твоем

Классный час, 3 класс

Цель: познакомить детей с различными именами, их значением и способствовать становлению и раскрытию творческой индивидуальности каждого ребёнка;

Задачи: 1) вызвать интерес к своему имени и именам своих друзей; 2) развивать способность ценить своё имя и имена других; 3) воспитывать уважение к семейным традициям, ценностям; Оборудование: презентация, караоке с песнями, призы – открытки по именам.

Ход мероприятия:

Ведущий: Ребята, кто из вас помнит, чему был посвящён классный час 1сентября? О чём мы говорили? (О конвенции прав ребёнка.) Ведущий: Какое право ребёнок получает с рождения? (Право на имя.)Ведущий: Сегодня на нашем празднике мы будем говорить об именах, которые дали нам родители. Тема нашего праздника «Что в имени твоём?» (На доске плакат со стихотворением А. Боброва «Имена», дети читают хором)Имена, имена, имена –В этой жизни звучат не случайно:Как загадочна наша страна,Так и имя – загадка и тайна…

Ведущий: Так для чего же человеку имя? Что оно означает в жизни каждого из нас?

Имя даётся человеку при рождении и сопутствует ему всю жизнь. Это самое любимое и приятное для него слово. Мы всегда испытываем радость и нежность в душе, когда нас называют по имени ласково. Казалось бы, имя – одно или два слова, привычных для слуха, а за ними открывается целый мир и неповторимая судьба человека.

С древности считается, что смысл имени каким-то таинственным образом связан с судьбой и характером человека. Говорят, когда рождается человек, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на человека и созвездие, под которым он родился, а также имя, которое дают родители при рождении. Существует даже целая наука, которая изучает имена.

Она называется антропонимика. Эта наука даёт очень интересные сведения.

1 ученик: Первыми словами на Земле были имена существительные. Ими называли предметы окружающего мира. А затем появились имена, чтобы выделить, назвать конкретного человека. Это были скорей не имена, а прозвища. Они давались как приметы, по которым можно было отличить одного человека от другого. Древние семьи были многочисленные, и имена были как своеобразные характеристики каждого. Были числовые имена, которые давались детям в порядке их появления на свет: Первак, Вторый, Третьях, Четвертунья… Иногда человеку давали имена по внешним признакам: Мал, Бел, Косой, Кудряш, Черныш, Крепыш, Любава, Забава, Добрыня, Умник, Несмеяна, Чернавка, Светлана. Позднее эти прозвища – имена превратились в фамилии.2 ученик: Нет, не из ситца,Не из шёлка,А из сурова полотна,Что на хозяйстве пригодится,В России сшиты имена.

(Л. Васильева «Русские имена»)

3 ученик: В конце 10 века киевский князь Владимир Красное Солнышко подружился с императором Византии и согласился на крещение Руси. Русь приняла новую веру – христианство. Детей теперь крестили. С этого времени к нам пришли несвойственные русским имена. Имена были взяты из греческого, еврейского, латинского, славянского языков. Так к нам пришли имена: Иван, Марья, Пётр, Анна, Глеб, Зоя, Александр и другие.4 ученик: С 10 века имя ребёнку стали давать при крещении. Имя подбиралось по святцам, т.е. ребёнка называли именем такого святого, день памяти которого совпадал с появлением малыша (+ — несколько дней). Считалось, что этот святой становился невидимым покровителем, заступником и защитником младенца. Ему молились и просили помощи. Крещение ребёнка было гораздо более важным, чем его рождение, поэтому праздновать было принято не день рождения (как сейчас), а день своего имени, именины.Ведущий: Надо отметить, что в церковном календаре одни и те же имена встречаются несколько раз. Так именины Ивана 48 раз в году, Марии 9 раз, Андрея 9 раз. Вот поэтому на Руси было много Иванов и это имя считается символом Росси. Нас называют русскими Иванами (к примеру, в странах Востока много Магомедов, в Германии – Гансов, во Франции – Жаков, в Америке – Джонов). А есть имена интернациональные, которые встречаются у многих народов – Наталья, Мария, Александр, Виктор. При выборе имени по святцам не редко случались конфузы. Иногда в семье оказывалось по 2-3 Ивана, по 2 Мари. Так выпадали святцы, верующие родители выполняли требования церкви. Это было неудобством при написании документов. Иногда имена давались трудные, неблагозвучные. Вот послушайте отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Шинель».5 ученик: Н.В.Гоголь описывает своего героя так: «Имя его было Акакий Акакиевич. Может некоторым оно покажется странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, просто сложились такие обстоятельстве, что никак нельзя было дать другого имени. Родился Акакий Акакиевич 23 марта, и матушка собралась его окрестить. Ей дали на выбор три имени: Моккий, Соссий или Хоздазад. Нет, подумала матушка, имена какие-то! Чтобы угодить, ей раскрыли календарь в другом месте и вышло опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. Вот наказание, подумала матушка. Я таких имён и не слыхала. Пусть уж Варат или Варух, а то Варахасий. Ну, уж я вижу судьба у него такая. Так пусть уж зовётся, как отец его, Акакий. Таким образом и произошёл Акакий Акакиевич.»Ведущий: Послушайте стихотворение Юрия Благова «Выбор имени».6 ученик: Дед, стараясь для внучонка,Нахватал из разных местРяд имён, звучащих звонко:Товий… Муций… Свен… Орест…Зять решил по ходу пренийПовернуть вопрос ребром:- Назовём посовременней — Гелий… Атом… Космодром…Дочь, захваченная спором,Шумно лезет на рожонС целым импортным набором:Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…Бабка с нехристями знатьсяНе желает, и самаВносит лепту, глядя в святцы: Псой… Сысой… Кузьма… Фома…Сочинительством премудрымЗанимаясь вчетвером,Ночь проспорили, а утромМальчик назван был Петром.

Ведущий: А теперь предоставим слово ребятам нашего класса.

Девочка: Как славно девочек зовут!Вот Шейла – шёлковый лоскут,И Сильвия – листва лесная,И Стела – звёздочка ночная,И Флора – щедрая весна,И Лола – плавная волна.

Мальчик: Как славно мальчиков зовут!

Вот Барри – пушечный салют,И Патрик – парус средь простора,И Роберт – ровный рёв мотора,Том – стук копыт издалека,И Патер – пенье пастушка.

Ведущий: Речь идёт об иностранных именах. Но даже наши привычные имена имеют перевод, своё значение.

Галина – «тихая, спокойная» (греч.)Лариса – «чайка» (греч.)Ольга – «святая» (сканд.)Сергей – «высокочтимый» (лат.)Надежда – «всё будет хорошо» (греч.)Людмила – «милая людям» (слав.)Наталья – «родная» (лат.)Оксана – «гостеприимная» (греч.)- А теперь ученики нашего класса расскажут о своих именах.

(Каждый из пятнадцати учащихся класса коротко рассказывает о своём имени.)

Учащиеся хором исполняют песню на мотив «Вместе весело шагать…»

Песня про имя

Припев:С моим именем легко

Мне по жизни. (3 раза)

Ну-ка, имя, прозвучи

Ярче брызни. (3 раза)

1. Имена раздали с детства нам родители,Их истории узнать вы, не хотите ли?Мы расскажем вам сегодня очень веселоЧтоб стихи звучали здесь, а также песенки.

Припев:

2. Должен в жизни я добиться что-то важного,Вот такие мысли есть у нас у каждого.Чтоб парили высоко все наши имена,Чтоб гордилась именами целая страна.

Припев:

3. Быстро время пролетит, мы это знаем,А пока мы только учимся, играем.Будем сами выбирать, уж это точно,Имена сынам своим, а также дочкам!

Припев:

Ведущий: Иногда родители называют своих чад, повинуясь моде, в честь исторических событий, в честь героев книг и фильмов. После революции 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху. В моду вошли такие имена: Тракторина, Октябрина, Электрофикация, Гертруда (герой труда), Лениниана (в честь В.И.Ленина).

Многие имена звучали не благозвучно: например, Персострат – первый советский стратостат, Лагшмивар – лагерь Шмидта в Арктике. Свежим примером может служить 2008 год. Фанаты – болельщики футбола дали своим сынам имя Гус, в честь тренера сборной по футболу. Надо помнить, что события уйдут, а человеку с этим именем жить, а мужские имена ещё станут отчествами.

Ребята, я думаю, хорошо, что вас не назвали Перестройками, Биллами, Карлсонами. Пройдут годы, вы станете родителями и будете выбирать имена своим детям. Никаких советов и законов здесь нет, это дело личное, но хотелось бы, чтобы имена ваших детей были красивые, разные, хорошо бы сочетались с отчеством и фамилией. А теперь пришло время послушать ваших родителей.

Пусть расскажут, почему они вас так назвали.

(Родители рассказывают истории имён своих детей.)Ведущий: А теперь проведём конкурсы.1. Скороговорки про имена:Марина грибы мариновала,Марина малину перебирала.В аквариуме у Харитона,Четыре рака, да три тритона.Боря Ире дал ириску,Ира Боре барбариску.Прохор ехал в Харьков,Захар из Харькова.

2. «Назови полное имя»:

Гера – … Рита – …Родя – … Коля – …Аркаша – … Женя – …Настя – … Лёша – …

3. Викторина:

а) Как звали трёх медведей? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка.)

б) Как зовут девушку, не любящую жару? (Снегурочка.)

в) Как звали самого высокого милиционера Москвы из произведения С.Михалкова? (дядя Стёпа.)

г) Как звали брата Герды? (Кай.)

4. «Самое длинное имя»Каждый ученик произносит своё полное имя вслух. Побеждает тот, у кого больше букв в имени.

  • 5. «Тёзки»
  • 6. Ребусы «Имена»
  • Ведущий: Ну что ж, друзья, наш разговор об именах подходит к концу… Мне очень хочется, чтобы вы бережно относились к именам – своим и чужим, чтобы вы понимали, какая сила таится в каждом имени, и умели уважать и ценить её. И ещё мне хочется, чтобы вы запомнили такие слова: (слова написаны на плакате на доске)

Назвать имена своих известных тёзок: писателей, музыкантов, певцов, артистов и т.д. Кто больше назовёт?«Не имя красит человека, а человек – имя»

«Плохих имён не бывает, бывают плохие люди»

«Люби своё имя, и его будут любить другие»

(Детям раздаются памятные открытки с именами и датой именин.)

(Дети читают стихотворение по две строчки:)

Наши именаЕщё с незапамятных давних времёнМы носим немало прекрасных имён.Всё самое светлое, доброе в нихВложил человек, словно в песню и в стих.В них – вера, надежда, святая любовь,Стучит в них живая истории кровь.И нам не даёт она право забытьТого, кто мы есть, и того, как нам жить.У имени есть и значенье, и цвет,Оно и с природою держит совет,Симфонией дивных созвучий своихНас имя пленяет, как песня и стих.Но в нём есть и тайная сила своя,Не помнить об этом нам тоже нельзя.А тот, кто сумеет её разгадать,Тот сможет и счастье своё отыскать.От разных народов, из разных времёнПришло к нам немало любимых имён.И долг наш – в согласии с именем жить,

Как честь, его свято беречь и хранить.

Источник: https://kak.znate.ru/docs/index-25131.html

Ссылка на основную публикацию