Классный час «речевой этикет», 9 класс

Классный час «Речевой этикет», 9 класс Классный час «Речевой этикет», 9 класс Классный час «Речевой этикет», 9 класс Классный час «Речевой этикет», 9 класс Классный час «Речевой этикет», 9 класс Классный час «Речевой этикет», 9 класс Классный час «Речевой этикет», 9 класс Классный час «Речевой этикет», 9 класс Классный час «Речевой этикет», 9 класс Классный час «Речевой этикет», 9 класс

Прошу прощения!

Слова, которые необходимо произнести, если мы кого-то огорчили: Простите! Извините! Прошу прощения! Простите за бестактность! Простите за беспокойство! Виноват! Прошу извинить меня! Не сердитесь на меня! Простите, я причинил вам столько хлопот! Примите мои извинения! Внимание! Необходимо избегать слова «извиняюсь» , поскольку наличие возвратного суффикса -сь- (-ся-) придает слову значение «извиняю самого себя» .

Прощание

Стилистически нейтральные формулы прощания: До свидания! Всего хорошего! Всего доброго! До встречи! Прощайте! Спокойной ночи! Доброй ночи! Непринужденное прощание: Дружеское: Счастливо! С оттенком фамильярности: Всего! Привет! Пока! Бывай! Будь! Официальные формы прощания: Разрешите попрощаться! Позвольте попрощаться! Разрешите откланяться! Позвольте откланяться!

Тест I. Ты опоздал на встречу с другом на полчаса. Он не стал тебя ждать и ушел. Что ты скажешь ему при встрече? 1. «Не мог подождать еще полчаса? » 2. «Извини, в следующий раз опоздаю только на 15 минут» . 3. Ничего не скажешь. Зачем тебе такой друг? 4. «Извини, я очень виноват. Это больше не повторится» . II.

Тебя о чем-то спросили, а ты не расслышал. Как ты переспросишь? 1. «Что? » 2. «А? » 3) «Извините, я не расслышал» 4) «Я не понял!» III. Ты на дне рождения у девочки, которая тебе нравится. Вдруг ты проливаешь томатный сок ей на платье. Каковы твои действия? 1. Предлагаешь ей постирать её платье. 2.

Встаешь на одно колено и произносишь: «Мадмуазель, мне нет прощения!» 3. Утверждаешь, что тебя толкнул сосед, поэтому ты не виноват. 4. Говоришь: «Прости, пожалуйста. Как мне искупить свою вину? » IV. Во дворе дома или в школе вы часто встречаетесь с одними и теми же людьми. Но вы с ними незнакомы. Надо ли здороваться? 1.

Обязательно. 2. Нет. 3. По настроению. 4. Пусть они здороваются.

V. Ты едешь в метро, и тебе наступают на ногу. Каковы твои действия? 1. Говоришь возмущенно: «Эй, осторожней. Вы что, ослепли? » 2. Кричишь от боли и наступаешь этому человеку тоже на ногу. 3. Благодаришь за то, что наступили на ногу, а не на голову. 4.

Спокойно слушаешь извинения другого человека и отвечаешь: «Ничего, бывает» . VI. Ты опаздываешь на важное мероприятие. Вдруг тебя останавливает прохожий и спрашивает, как пройти в магазин. Как ты поступишь? 1. Ответишь: «Не знаю» . 2. Скажешь: «Мне некогда» . 3.

Махнешь рукой, указывая противоположное направление. 4. Скажешь: «Извините, я опаздываю. Спросите, пожалуйста, у другого» . VII. Ты сидишь в автобусе у окна. Твоя подружка – у прохода. Входит пожилая женщина. Кто должен уступить место? 1. Подружка, потому что сидит с краю. 2.

Вы оба, при этом сказав: «Садитесь, пожалуйста» . 3. Старичок напротив. 4. Пусть садится к тебе на колени.

Речевой этикет — приобретение цивилизации. Можно ли представить дикаря, сидящего у костра и жующего полусырое мясо, который обращается к соседу со словами: «Будьте так любезны, дайте мне, пожалуйста, вон ту большую кость. Благодарю вас, извините за беспокойство!» Но если современный человек не соблюдает нормы речевого этикета, он тоже становится похожим на настоящего пещерного человека.

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. М. де Сервантес. Спасибо за внимание! Разрешите попрощаться! Всего доброго! До встречи!

Источник: https://present5.com/klassnyj-chas-pravila-rechevogo-etiketa-krasnuyu-rech/

Этикет в 9 классе

Девятый класс — время, когда уже многие решили, чем будут заниматься в будущем и чего хотят добиться в своей жизни. Это уже сформировавшиеся взрослые личности, которые готовы вступить в настоящую жизнь, наполненную и радостью, и печалью.

Ниже представлены правила этикета, которые будут актуальными именно для такого возраста.

1. Не забывайте предупреждать!

Всегда нужно помнить о тактичности. Предупреждение — основа правил поведения между людьми. Ведь зачастую многие делают только то, что им захочется. Это очень неприлично.

Если вы собираетесь навестить кого-то, обязательно позвоните и уточните: можно ли это сделать? Ведь порой у человека могут быть другие планы на день или вовсе он не хочет вас видеть. Нужно помнить об этом всегда.

В Великобритании одна дама придумала, как красиво и правильно себя вести, если пришёл неожиданный гость. Она одевалась и брала зонтик, если человек, который пришёл, был нежеланным в её доме, она тактично говорила, что ей нужно срочно выходить.

А вот в противном случае, если она была рада увидеть человека в своём доме, приглашала его в дом, говорила, что только что пришла домой. Конечно, это не самый честный способ, который следует применять в жизни. Поэтому лучше каждому соблюдать правила приличия и предупреждать заранее о своём приходе.

2. Никогда не кладите мобильный телефон на стол

Молодые люди не могут представить свою жизнь без мобильного телефона, потому что в телефоне у них вся жизнь: общение с друзьями, одноклассниками, даже учителями, игры, развлечения, книги, социальные сети и много другое, без чего они не могут представить своё существование. Поэтому иногда они не могут расстаться с мобильным телефоном даже в общественных местах. Этого допускать нельзя.

Если вы кладёте телефон на стол, это может дать повод окружающим думать, что их общество вам неинтересно, что вы ждёте время для того, чтобы взять свой телефон в руки. Это проявление неуважения к своим собеседникам, поэтому лучше заранее об этом подумать. Спрячьте телефон и полностью погрузитесь в реальный мир общения с людьми. Иногда телефон может стать помехой, которую нужно устранить.

3. Серьёзные вопросы следует решать только во время разговора

Классный час «Речевой этикет», 9 класс

4. Чистая обувь — отражение культуры человека

Обувь — это не только атрибут внешнего вида, это ещё и отражение вашей воспитанности, аккуратности и опрятном. Поэтому нужно всегда следить за состоянием своей обуви, она должна быть чистой и аккуратной.

Если человек ходит в грязной обуви, то окружающие люди могут посчитать его хамоватым грязнулей. Если вы не хотите, чтобы о вас так думали, то всегда чистите свою обувь. Порой это бывает очень трудно сделать. Вспомним осень — самую грязную и мокрую пору года.

Как можно сохранять обувь в чистоте во время такой погоды? Ответ очевиден, нужно перед входом в помещение вытереть свою обувь либо влажными салфетками, либо специальной губкой для обуви. Так вы сможете всегда выглядеть чистыми, а ваша обувь станет примером для всех окружающих людей.

Чистая обувь — залог приятного общения и соблюдения всех правил современного этикета. Не забывайте об этом!

5. Забудьте о злости и грубости

По правилам этикета всегда нужно вести себя вежливо и сдержанно. Это значит, что даже если вас начинают оскорблять, вы должны сдерживать себя, никогда не отвечать подобными оскорблениями и грубостями. Потому что тот, кто вас злит, старается управлять вашими чувствами.

Помните, что грубость уничтожает вежливость. Нужно натянуть улыбку и отойти в сторону. Конечно, порой это невозможно сделать, когда эмоции бьют через край. Чтобы научиться так себя держать в руках, нужно долго тренироваться своё терпение и силу воли.

Быть сильной личностью трудно, но это необходимо, чтобы окружающие знали, что вы никогда не ответите на их провокацию. Помните, что нельзя плакать перед своими обидчиками, так как это наоборот станет для них стимулом вас задевать. Сдерживайте свои слёзы перед врагами.

Это основное правило, которое нужно помнить в подобных ситуациях. Плакать можно только перед своими близкими, которые поймут и поддержат вас.

6. Умеренность в использовании духов

Духи использует большинство людей почти каждый день. Это является отличным дополнением образа женщины и мужчины. Духи придают уникальный шлейф из аромата, который становится уникальным для человека. Однако многие не знают, как правильно ими пользоваться.

Звучит немного неправдоподобно: как можно не уметь пользоваться обыкновенными духами? Речь идёт о неправильной дозировке, потому что человек не умеет контролировать количество капель, которые он на себя направляет.

Умеренность в использовании духов — ещё одно правило современного этикета, о котором нельзя забывать. Если вы используете слишком много духов, то окружающих может просто затошнить от такого резкого и сильного запаха.

Помните, что у каждого свои предпочтения, нужно знать меру всему. Несколько лёгких капель — вот гарантия стойкого и нерезкого аромата.

7. Старайтесь никогда не использовать матерные слова в своей речи

Речевая чистота также относится в правилам этикета в современном обществе. Речь должна быть не только чёткой и выразительной, но и чистой. Чистота разговорной речи заключается в исключении использования матерных слов и слов-паразитов.

Маты — злейшие враги этикета, поэтому если вы замечаете за собой плохую привычку — часто употреблять маты при общении, вам следует срочно пытаться избавиться от этого.

В приличном обществе недопустимо разговаривать подобными фразами, однако молодые люди часто даже не задумываются о том, насколько это неприлично и неправильно. Речь, в первую очередь, должна быть культурной и образованной.

Употребление матов приравнивается к неуважению к своему собеседнику. Поэтому старайтесь уважать всех, кто вас окружает, только так вы сможете добиться хорошего отношения к своей персоне.

8. Не пытайтесь слепо следовать моде

Классный час «Речевой этикет», 9 класс

9. Цените чужое пространство

Личное пространство должно быть у каждого человека. Это может быть комната, телефон, книга, фотоальбом или любая вещь, в которой человек хранит нечто личное, то, что касается исключительно его.

Поэтому нужно всегда стараться давать всем своим близким свободу, только так мы сможем проявить свою заботу и любовь по отношению к ним. Например, иногда очень хочется прочитать чужую переписку, хочется узнать, о чём там ведут беседу.

Это делать категорически запрещено по правилам современного этикета. То, что находится в чужом телефоне или письме, касается только двоих людей. Это относится даже к супругам или родителям-детям. Даже если вам разрешили прочитать что-то личное, вам следует отказаться от этого.

Так вы покажите свою воспитанность и вежливость, уважение к тому человеку, с которым вы общаетесь. Это будет верным решением в данной ситуации.

Читайте также:  Развивающие игры для детей 3-4 лет дома с родителями

10. Старайтесь избегать касаний с противоположным полом

Тактильный контакт — это нечто интимное, то, что касается только двух людей и их чувств друг другу. Однако в современном мире обесценивают ценность таких движений. А вот правила этикета не забывают напоминать нам о том, что нельзя трогать человека даже за руку, если ваши отношения не близки. Нужно понимать, что порой это неуместно. Такое же правило относится и к поцелуям.

Нельзя целовать человека, если вы не уверены в том, что он тоже этого хочет. Это можно воспринять как оскорбления чувств другого или просто банальная навязчивость. Помните, что нужно всегда заботиться не только о себе, но и о людях, которые находятся рядом с нами.

Это крайне важно в современном мире, когда молодые люди не придают значения объятиям, поцелуям и прочим контактам двух людей.

Источник: https://etikket.ru/etiket-v-shkole/etiket-v-9-klasse.html

Сценарий классного часа о вежливости и речевом этикете

Классный час по теме «Воспитанный человек. Речевой этикет»

или «Учись говорить правильно, убедительно, красиво»

Оскудение и обезличивание речи — частый спутник молодого человека. В школьной программе в должной мере не уделяется внимания воспитательным аспектам при развитии коммуникативных способностей учащихся.

Родители отмахиваются и перекладывают ответственность на школу, школа — на родителей. Замкнутый круг кому-то надо разрывать. Учитель литературы и классный руцководитель могут подхватить инициативу в этом вопросе.

Классный час надо назвать броско, ярко, провокационно. Например, можно использовать заголовок данной статьи.

Цели и задачи

Классный час «Речевой этикет», 9 классКлассный час речевой этикетЦель: формирование представления о правильной речи, ее роли и значении в современном обществе.Задачи обучающие:• формирование умения в соответствии с речевой ситуацией и задачей общения подбирать тон речи, громкость, темп, правильное (умеренное) использование жестикуляции;• формирование умения использовать различные виды и стили текста в разных речевых ситуациях;• формирование умения находить и исправлять речевые ошибки.

  • Задачи развивающие:
  • Задачи воспитательные:

• развитие устной речи; умение критически мыслить, систематизировать и излагать материал, делать выводы.• умение работать в группе;• умение внимательно слушать другого.

Ход мероприятия

I. Орг. момент (5 минут)

II. Слово учителя (10 минут)

─ Ребята, мы живем в мире, в котором ежесекундно приходится говорить, слушать, писать, читать. Одним словом, получать и отправлять информацию. Когда мы говорим, пишем, читаем, слушаем, мы – действуем.

Это 4 вида различной речевой деятельности. Говорение и письмо производят текст, слушание и чтение – восприятие текста. Сегодня мы подробнее остановимся на говорении – одном из видов речевой деятельности.

Вопросы, подводящие к обозначению цели классного часа:• Чем, по-вашему, отличаются виды речевой деятельности?• Как можно говорить? (громко, тихо, быстро, медленно, четко, невнятно).

Какова целесообразность и уместность разных способов говорения?• Какую цель преследует говорящий? (сообщить информацию, спросить, побудить, выразить отношение и проч.

)• Для чего нужно уметь говорить? Нужно ли уметь говорить красиво, грамотно? (да, чтобы тебя понимали, слушали)• Как вы думаете, существуют ли какие-нибудь правила для говорящего? (этикет)

Выводы: Чтобы быть успешным в обществе, необходимо овладеть навыками правильной речи.

III. Работа в группах «Правила ведения речи» (20 минут)

Разбить класс на 4 группы (по количеству правил). Каждая группа работает над карточкой-заданием (7-10 минут). По результатам работы готовится мини-доклад. Затем один из учеников каждой группы делится с остальными полученными знаниями. Другие конспектируют.

1. Уважительность, доброжелательность к тому, к кому обращена речь.На карточке записан текст «Вежливый кролик» (мексиканская сказка).Vezhlivyy-krolik.rar [6,21 Kb] (cкачиваний: 104)

Прочитать. Ответить на вопросы:- Как говорит кролик из сказки?- Почему он был не просто вежливый, а очень вежливый?- Как помогло кролику вежливое обращение к змее?

— Сделайте выводы. Подготовьте мини-доклад об одном из правил ведения речи – вежливости.

2. Уместность.На карточке – 3 текста разного типа: описание, повествование, рассуждение.- Прочитать. Определить тип текста.- В каких случаях человек употребляет тот или иной вид текста? Сделайте выводы об уместности использования разных текстов в разных речевых ситуациях.

— На что еще ориентируется говорящий при ведении речи? (пол и возраст адресата, его положение в обществе и др.)

3. Правильность речи, ее соответствие языковым нормам.Карточка с заданием – текст с речевыми ошибками. Задача школьников:- прочитать и найти все ошибки;- отредактировать текст;- классифицировать основные речевые нарушения;

— резюмировать значение и важность норм произношения, ударения, словообразования.

4. Невербальное сопровождение речи.Перед группой учащихся – небольшой текст. Задача: прочитать текст, подготовить его устный пересказ. Выполняет один ученик. Класс анализирует позу, жесты, мимику говорящего, их уместность, а также темп и громкость речи, выразительность.

IV. Заключение. Выводы (5-7 минут)

Слово учителя.

─ Ребята, каждый мечтает кем-то стать, добиться в жизни успеха, признания. Но вы уже поняли, что без умения говорить красиво и грамотно трудно будет достичь поставленных целей.

Сегодняшнее занятие показало вам, что это дело не одного часа, не одной недели или даже месяца. Всю жизнь вы должны работать над собой, своей речью.

Подумайте, какие способы, методы помогут научиться говорить правильно? Что для этого нужно?

• Читать книги.• Пользоваться словарями, справочниками.• Общаться с умными, образованными людьми.• Постоянно следить за своей речью.

V. Домашнее задание

  1. Написать мини-сочинение «Почему я должен говорить красиво, грамотно».
  2. Литература:

Формановская Н.И. «Речевой этикет и культура общения», М., 1989.Крысин Л. П.Язык в современном обществе : Книга для учащихся. — М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2008.

Источник: http://profmetodist.ru/145-prozhuy-i-skazhi-normalno.html

Классный час "Культура общения и речевой этикет» 7 класс

  • Курилкина Светлана Ивановна
  • учитель русского языка и литературы
  • МКОУ СОШ с. Владимиро-Александровское Партизанского района
  • Приморского края
  • Классный час.
  • 7 класс.
  • Тема «Культура общения и речевой этикет».
  • Тема «Культура общения и речевой этикет».
  • Цель: показать, что культура общения – очень важный момент в воспитании человека, в установлении и поддержке доброжелательного контакта с собеседником в разных условиях общения.
  • Ход мероприятия:

Классный руководитель: Друзья мои, я рада видеть Вас.

Надеюсь, что наша встреча сегодня будет для всех интересной и полезной, а вы с удовольствием примите участие в этом необычном разговоре.

  1. Обратимся к анкетам. Вам был предложен вопрос: «Как бы вы определили искусство общения?» Талант общения, дар общения что это такое, по-вашему? (вопросы необходимо было продумать до классного часа и попытаться сформулировать ответы).

Вывод: Вы почти все считаете, что искусство общения – это умение пользоваться речью. Видимо вы исходили из того, что язык-главное средство общения. И с этим нельзя не согласиться. Но дар общения – это не только владение речью.

Это прежде всего чуткое сердце – чуткость в восприятии состояния других людей, способность понять человека, умения проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе. НО вернемся к культуре речи, речевому этикету.

Помните строки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»:

В миг по речи распознали

Что царевну принимали?

А. С. Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рассказать по его речи. Об этом же говорил один из героев античной трагедии Еврипида:

Из уст безвластных и вельможных уст

Одна и та же речь звучит различно.

Действительно, можно изменить прическу, полностью обновить гардероб, и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами навсегда. Именно речь выдает нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте.

Но чтобы понять все это, давайте разберемся, что обозначает слово этикет. Оно пришло к нам из французского языка, где имеет значения «ярлык», «этикетка». А в свое время это слово появилось на основе греческого слова- «обычай», «характер». Следовательно, речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми.

Скажите, а для чего же нужны эти правила? (Чтобы поддерживать положительную тональность разговора)

А какие этикетные выражения мы слышим из уст культурного и вежливого человека? (Добро пожаловать, приятного аппетита, благодарю вас, будьте здоровы, извините меня, пожалуйста, добрый вечер)

  1. Игра «Словарь вежливых слов»

  2. Кл. руководитель: Насколько важен этикет говорили и осознавали еще в древности. Так, в «поучениях Владимира Мономаха читаем: « Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

  3. Ученики читают стихотворные отрывки В. Бокова и Л. Татьяничевой

  1. Друзья мои, внушайте Людям Веру
  2. И чаще говорите ‘Добрый день!’
  3. И следуйте хорошему примеру-

продляйте добрым словом жизнь Людей!!! /В. Боков/

  • Прекраснейшее слово «ДОРОГОЙ«
  • как много чувств оно вмещает,
  • И радостью нам душу освещает,

соперничая с радугой-дугой. / Л. Татьяничева/.

Какая мысль объединяет эти тексты? Согласны ли вы с этими высказываниями? (Такими словами, как добрый день, дорогой можно оживить людские сердца, продлить жизнь человека. Эти слова сравниваются с радугой. Из жизненного опыта мы знаем, сколько радости приносит нам радуга после дождя).

  1. Рассказ ученика о происхождении слова «Здравствуй». (Здравствуй – будь здоров. Приветствую!)

  1. Здравствуйте!
  2. Поклонившись, мы друг другу сказали,
  3. Хотя мы совсем не знакомы.
  4. Здравствуйте !
  5. Что особого в том мы друг другу сказали ?
  6. Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
  7. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире ?
  8. Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире ?
  9. Отчего же на капельку радостней сделалось в жизни ?»
  1. Чтение стихотворения В. Солоухина «Здравствуйте».

  2. Читается отрывок из книги «Домостой». Она была написана в 16 веке и представляла собой свод правил и наставлений, по которым жила средневековая Русь.

  3. А вот отрывок из пособия для обучения и воспитания детей дворян, составленного сподвижниками Петра I в 18 веке.

Читайте также:  Консультации для родителей в детском саду. изобразительная деятельность

« Когда родители или кто другие их спросят (позовут), то должны они к ним отозваться и отвечать тотчас, как голос послышат.

И потом сказать: «Что изволите, государь батюшка?», или «государыня матушка», или «Что мне прикажете, государь?», а не так: «Что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь?» И не дерзостно отвечать: «Да, так» — и ниже вдруг наотказ молвить: «Нет»; но сказать: «Так, мой государь, слышу, государь, учиню так, как вы, государь, приказали». 

Как вы думаете, можно ли рекомендовать эти правила общения между родителями и детьми в современном обществе?

  1. Предлагаем такие ситуации. Ответьте на вопросы.

  1. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли поздороваться тебе?

  2. С вами, наверное, такое бывало: встречаете человека часто, но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?

  3. Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»?

  4. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семенович!».

Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? А может быть, все в порядке?

Вывод: конечно, мнения ваши могут расходиться. А между тем, спорить не приходиться. Мы убеждаемся, что для подобных случаев существуют определенные правила поведения, которые называются красивым словом – ЭТИКЕТ.

  1. Вы знаете много пословиц, а знаете ли такие, которые отражают правила речевого этикета? (Сердечное слово до сердца доходит. Сперва подумай – потом говори. Много говоришь- голова заболит. Хорошее слово-половина счастья.)

Объясните, какие требования к речи выражает каждая пословица?

  1. Мы всегда должны помнить, что правильная речь – речь без ошибок, устная, удачная речь. Как смешно можно выглядеть, используя неуместные слова. Часто речевую культуру нарушают слова-пустышки. Они мешают четко информировать или что-то сообщить. Читается стихотворение «Как его зовут?» М. Червинского.

  • Друзья, вот вам на всякий случайСтихи о школьнике одном.Его зовут…а впрочем,
  • Мы лучше здесь его не назовём.
  • “Спасибо”, “здравствуйте”, “простите” —Произносить он не привык,Простого слова “извините”
  • Не одолел его язык.
  • Ему бывает часто леньСказать при встрече: “Добрый день”.Казалось бы, простое слово,А он стесняется, молчит,И в лучшем случае “здорово”
  • Он вместо “здравствуй” говорит.
  • А вместо слова “до свидания”Не говорит он ничего.Или заявит на прощанье:
  • “Ну я пошёл, пока, всего…”
  • Не скажет он друзьям по школеАлёша, Вася, Ваня, Оля.
  • Своих друзей зовет он только
  • Алешка, Васька, Ванька, Олька.
  • Ребята, мы не можем тут
  • Сказать вам, как его зовут.
  • Мы честно вас предупреждаем,
  • Что имени его не знаем.
  • Но может быть, он вам знаком
  • О каких нарушениях речевых норма говорится в этом стихотворении?
  1. Следует обратить внимание на то, что многое можно при общении передать, не произнося ни слова мимикой и жестами.

Что это такое?

Мимика и жесты тесно связаны со словом, но они не предупреждают слово, а могут заменить целую фразу. Цицерон говорил, что мимика и жесты выражают движения нашей души.

  1. Ученик рассказывает о языке жестов многих народов.

А где мы встречаемся с языком жестов и мимики? (В спорте, строительстве, морском деле, азбуке глухонемых, а в школе-подсказки).

Эти средства общения называются невербальными. Послушайте стихотворение:

Муравей сороконожке повстречался на дорожке:

-С добрым утром! Как дела? –

  1. Сорок лапок подала.
  2. И пока он лапки жал,
  3. Тут и вечер набежал.

Итак, вы поняли, что речь пойдет о жестах приветствия и прощания. Оказывается, существует этикет жеста. Русский писатель А. И. Куприн говорил, что по рукопожатию можно и не только узнать отношение человека к тебе, но и все о его характере.

Например, подать два пальца – высокомерное приветствие, протянуть руку лодочкой – человек смущен, долго жать руку – дружеский или фамильярный интерес к тебе. Но запомните, чем человек вежливее и воспитаннее, тем более сдержан у него жест.

  1. Давайте инсценируем несколько ситуаций встреч и прощаний.

Описывается ситуация, ребята разыгрывают, используя жесты и мимику.

  1. Встречаются два знакомых мальчика Как они приветствуют друг друга?

  2. Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?

И нельзя сказать об улыбке.

Какова ее роль в отношениях между людьми? Послушайте прекрасные слова поэта Солоухина:

А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, – все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна.

Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было просто, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет”.

Чтобы с нами этого не случилось, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

  1. Итог. Наши мимика и жесты, речь, поведение и общение не всегда таковы, как нам хотелось бы. Над многим надо еще работать. И если сегодняшний разговор заставил вас задуматься, я очень рада.

Звучит стихотворение «Пожелание друзьям».

Литература:

  1. Акишина А. А, Формановская Н. И. Русский речевой этикет.

  2. Горелов И.Н., Енгалычев В. А. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации.

  3. Гольдин В. Е. Речь и этикет.

  4. Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира.

  5. Матвеев В. Панов А. В мире вежливости.

Источник: https://globuss24.ru/doc/klassniy-chas-kulytura-obshteniya-i-rechevoy-etiket-7-klass

Русский речевой этикет: приветствие — pdf free download

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Картотека игр «Утро радостных встреч» Литература: 1. Крюкова С. В. «Здравствуй, я сам!» 2. Крюкова С. В. «Давайте жить дружно!». 3. Крюкова С. В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь») 4. Уханова

Подробнее

Речевой этикет 9 класс Пояснительная записка Курс дополнительного образования «Речевой этикет» предназначен для учащихся 9 классов и включает в себя материал сверх часов и сверх программы, предусмотренной

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика программы. Предлагаемая программа является первой попыткой организовать целенаправленную работу по обучению детей 6-7 лет общению. Хотя в дошкольных учреждениях

Подробнее

Министерство образования и науки Российской Федерации Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Магистерская программа Учебный модуль 1 «Этика и аксиология профессиональной

Подробнее

План урока. Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом. Задачи: показать детям, что тема, затронутая автором,

Подробнее

Урок риторики по теме «Простое слово «Извините»» Система: образовательная программа Школа-2100. Класс: 2 (1-4). Оборудование: призовые жетоны; два круга (желтый и зеленый) для определения групп; опорные

Подробнее

УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Средняя школа 2 с углубленным изучением предметов физико-математического цикла» от «30» июня 2016 г 260П Рабочая программа групповых занятий Речевой этикет 7 «Б» класс,

Подробнее

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Багинская О.О. Pечевой этикет является неотъемлемой частью национального языка и культуры. Невозможно говорить о высоком уровне владения иностранным языком, если это владение

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 13 «Катюша» Родительское собрание в форме разговора за круглым столом: «Культура общения» Подготовила: воспитатель

Подробнее

Тема: «История возникновения чисел. Загадочное число 3» Цели: 1. Развивать любознательность учащихся, творческие способности детей. 2. Формировать познавательный интерес учащихся. 3. Привлечь внимание

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/38323504-Russkiy-rechevoy-etiket-privetstvie.html

Классный час — "поговорим о культуре речи"

Сценарии мероприятий » Для учителя » Классный час » Классный час — «поговорим о культуре речи» РАЗРАБОТКИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ Все разработки рассчитаны на 2
— 3 классных часа.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ:

«ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ» (Для учащихся 12
— 13 лет)

Задачи: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения.

Ход подготовки: 1. Предложить учащимся выполнить следующие задания: подобрать меткие и образные высказывания о русском языке, пословицы, поговорки, афоризмы, подготовиться к конкурсу выразительного чтения. 2. С помощью учителя русского языка и литературы отобрать лучшие сочинения учащихся класса, выписать из неудачных сочинений смешные обороты речи, неправильные выражения; понаблюдать за тем, как говорят ученики, много ли слов-сорняков в их речи (подготовить на эту тему небольшую театрализованную сценку). 3. Написать плакат: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,
— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
И. С. Тургенев.
План-конспект занятия: 1. Вступительное слово классного руководителя (тезисы): Язык
— это наша история, наше богатство, культура, это язык А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определенным нормам (правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложении; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного.

  • Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».
  • Классный руководитель:
  • Классный руководитель:
Читайте также:  Выпускной во 2 классе. сценарий

2. «Как мы говорим». Театрализованная сценка, подготовленная учениками. 3. Культура речи, мышления, чувств. О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. Прослушайте, пожалуйста, выдержки из ваших сочинений и ответьте на вопросы: какое значение имеет четкость, последовательность, простота изложения мыслей в письменной и устной речи? Можно ли излагать материал четко и ясно, если он неглубоко усвоен? В. А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное
— приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни. Ответьте на вопросы: как связана культура речи с культурой чувств? По каким признакам можно судить об эмоциональной культуре человека? Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека? От чего зависит способность управлять своими чувствами? Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми? Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми? Назовите их (сдержанность, предупредительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять положительные эмоции, наличие чувства юмора и умение им пользоваться, доброжелательность и т. п. ). Как бы вы реагировали на слова товарища, поделившегося с вами своим горем (радостью)? (Рекомендации по развитию способности к сопереживанию, сочувствию, умению соотносить свои поступки с эмоциональным состоянием окружающих людей см.: Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. М.
— Л., 1967, с. 173; Добрович А. Общение: наука и искусство. М., 1978, с. 89; Леви В. Искусство быть собой. М., 1977, с. 43; Учитесь властвовать собою… М., 1975, с. 139). 4. Как повысить культуру речи. Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильными интонациями, полезно выполнять такие задания, как составление словесного портрета, театральная импровизация и др. 5. Как стать интересным собеседником. Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник? Легко ли вы находите контакт с людьми? Какие трудности испытываете вы в речевом общении? Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора? Затем он предлагает учащимся «проиграть» сценки разговора с товарищем или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей по дому и т. п. Школьников необходимо подвести к мысли, что глубина и душевность человеческих контактов зависит не только от правильности, уместности слов и выражений, но и от манеры обращения, интонации голоса, употребляемых жестов и мимики.

Можно рекомендовать учащимся книги по культуре речевого общения: Матвеев В. М., Панов А. Н. В мире вежливости. Изд. 2-е. М., 1976, с. 113; Казимирская И. И. Учись быть культурным. Минск, 1982, с. 24; Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 1975, с. 82; Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении).

М., 1982. 6. Учись искусству спорить, думать, обсуждать! Классный руководитель: Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды
— все это важные показатели речевой культуры. Придерживайтесь следующих правил: давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить себе мотивы поступка, причины, которые его вызвали. Подумайте, почему тот или иной поступок имел место, какие варианты поведения в данной ситуации явились бы более правильными, целесообразными, соответствующими нормам коммунистической морали Учащиеся анализируют конкретные жизненные ситуации.

Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: часто ли у вас вспыхивают ссоры с товарищами? В чем вы видите их причину? Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем?

Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте? Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека? Предложите свои рекомендации, как надо вести спор, чтобы он не превратился в ссору
Далее классный руководитель знакомит учащихся с правилами ведения разговора- настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности, уважительно относись к чужому мнению, будь тактичен с собеседником и т д 7. Подведение итогов занятия Классный руководитель вместе с учащимися обобщает требования, предъявляемые к культуре речи, и составляет памятку, которую можно повесить в классном уголке

План дальнейшей работы:

1. Провести беседы на темы — «С чего начинается вежливость?», «Искусство ведения переписки», «Что такое деликатность?», «Культура общения» и т д 2. Подготовить викторину на тему «Почему мы так говорим?» (См — Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. М, 1960; Вартаньян Э. Эти мудрые слова М., 1980; Мережинская Е. К. и др. Занимательная грамматика Киев, 1964, Полякова Е. Н. Из истории русских имей и фамилий М., 1975, Успенский Л. Ты и твое имя. Имя дома твоего Л, 1972)

Литература:

1.Головин Б. Н. Основы культуры речи: Учеб. пособие. М: Высшая школа, 1980 335 с 2.Гольдин В. Е. Речь и этикет — Кн. для внеклас. чтения уч-ся 7
— 8 кл М. Просвещение, 1983. 109 с. 3.Розенталь Д. Э. А как лучше сказать?: Кн. для внеклас. чтения (VIII
— Х кл) М.: Просвещение, 1979. 207 с, ил
4.Розенталь Д Э, Теленкова М А Словарь трудностей русского языка 3-е изд, испр М.: Рус. яз, 1981. 696 с.  

  • Классный час «Семья в моей жизни»
  • Беседа на тему: «От красоты познания к творчеству» (Для учащихся 15 — 16 лет)
  • Час театрального мастерства (Для учащихся 13 — 15 лет)
  • Устный журнал на тему: «Слава рукам золотым!» (Для учащихся 10 — 11 лет)
  • Практическое занятие на тему: «Поговорим о культуре речи» (Для учащихся 12 — 13 лет)
  • Практическое занятие на тему: «Учись видеть прекрасное в человеке» (Для учащихся 13 — 14 лет)
  • Беседа на тему «О красоте и мужестве» (Для учащихся 13 — 14 лет)
  • Беседа на тему «Музыка и мы» (Для учащихся 13 — 15 лет)
  • Беседа на тему: «Красота и труд вместе идут» (Для учащихся 15 — 17 лет)
  • Беседа на тему: «Чудо, имя которому — книга» (Для учащихся 11— 12 лет)
  • Устный журнал на тему: «Наш друг — кино» (Для учащихся 14— 15 лет)
  • «Огонек» на тему: «Искусство края моего» (Для учащихся 14 — 15 лет)
  • Классный час — Наркомания — что это?
  • Классный час «Деньги — плохой хозяин, или хороший слуга?”
  • Классный час на тему: «Здоровый образ жизни»
  • Классный час на тему Наркомания «Все в твоих руках»
  • Классный час «Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем»
  • Классный час в 5 классе «Символика России»
  • Классный час «О культуре поведения в школе»
  • Классный час «Я и мои друзья»
  • Классный час «Поздравление девочек с 8 марта»
  • Классный час Игра «Интеллектуальный ринг»
  • Классный час «Здоровье –бесценное богатство»
  • Классный час «Ты имеешь право… «
  • Классный час «А ну-ка, мальчики!» 23 февраля 6 класс
  • Классный час «Моя родословная»
  • Классный час «Экология»
  • Классный час «Курение — За и против»
  • Классный час «Путешествие в прошлое своей семьи»
  • Классный час на тему: «Права ребенка»
  • Классный час «Ты и твоя будущая профессия»
  • Классный час «О том, как властвовать собой»
  • Классный час на тему: «Что такое настоящая дружба?»
  • Классный час на тему: Курить или жить? 6-7 класс
  • Классный час «Как не надо себя вести»
  • Классный час «Нравственные приоритеты семьи» 7 — 8 класс
  • Классный час «Всего одна рюмка»
  • Классный час «Алкоголизм»
  • Классный час «Братковский язык»
  • Классный час «Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога»
  • Классный час «Все правила этикета»
  • Сценарий классного часа «Доброта в нас и вокруг нас.»
  • Классный час на тему: «Хлеб — всей жизни голова»
  • Методическое обоснование классного часа
  • Программа классного собрания на тему «Что такое сотрудничество?»
  • Цели, задачи и правила проведения классного собрания
  • Структура классного часа
  • Классный час «Я – гражданин России»
  • Классный час «Основы законодательства в области трудового права»
  • Анкеты и памятки к классному часу «Агрессия и насилие в мире взрослых и детей»
  • Урок внеклассного чтения «Сказки Ганса Христиана Андерсена»
  • Классный час для старшеклассников «Вирус сквернословия»
  • Классный час «Новогодний классный час»
  • Классный час «Что такое настоящая дружба»
  • Классный час «Александр Невский»
  • Классный час «Этот «безвредный» напиток…»
  • Классный час «Вместе — дружная семья»
  • Классный час «Дружба дороже богатства»
  • Классный час «Что такое этикет?»
  • Классный час Тематический вечер «О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ, О МАНЕРАХ НАДО ЗНАТЬ»
  • Классный час «ЧЕЛОВЕК И ЕГО МАНЕРЫ»
  • Классный час на тему «Я в ответе за себя и других»

  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Источник: http://anstars.ru/dlja-uchitelja/klassnyy_chas/2039-klassnyj-chas-pogovorim-o-kulture-rechi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector