Классный час «конституция — основной закон государства», 3 класс

Классный час «Конституция - основной закон государства», 3 классОбычно каждое государство имеет свою Конституцию и на этой основе собственное конституционное устройство. «Уложениям Темура» Сахибкирана Амира Темура присущи свойства конституционного документа цивилизации Востока. Уложения Амира Темура оказали сильное влияние на народы Азии, в частности, Центральноазиатского региона.

Если обратиться к сложной, чрезвычайно важной и исторической летописи создания Конституции Республики Узбекистан, несомненно, можно убедиться, что Конституция Республики Узбекистан является логическим результатом движения нашего народа на пути к независимости. При создании Основного Закона учитывался почти трехтысячелетний опыт национальной государственности.

Как отмечал Президент нашей страны Шавкат Мирзиёев, история современного Узбекистана – это история чрезвычайно сложной и тяжелой борьбы нашего народа во главе с Исламом Каримовым за обретение подлинной независимости. Наш Великий лидер был основным автором Конституции Республики Узбекистан, полностью соответствующей демократическим требованиям и международным критериям.

Первым правовым шагом на пути к конституционной независимости стало присвоение узбекскому языку статуса государственного. В то время, являясь членом правительственной рабочей группы по изучению языковых проблем, я стал непосредственным участником исторических процессов, связанных с началом деятельности Ислама Каримова 23 июня 1989 года в качестве первого руководителя Узбекистана.

Классный час «Конституция - основной закон государства», 3 класс

21 октября 1989 года был принят и опубликован в печати Закон «О Государственном языке».

Закрепленные в законе важные правовые положения позже были определены в статье 4 Конституции Республики Узбекистан следующим образом: «Государственным языком Республики Узбекистан является узбекский язык.

Республика Узбекистан обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создание условий для их развития».

Второй правовой шаг на пути конституционной независимости связан с учреждением института Президентства. Это очень важное в жизни нашей страны историческое событие свершилось 24 марта 1990 года.

Еще до объявления независимости на первой сессии Верховного Совета двенадцатого созыва было принято решение об учреждении должности Президента Республики Узбекистан.

На этой сессии Ислам Каримов был избран первым Президентом Республики Узбекистан.

Идея создания первой Конституции независимого Узбекистана впервые была выдвинута на этой сессии. Учреждение института Президентства является настоящим образцом политического и духовного мужества на пути обретения Узбекистаном государственного суверенитета и независимости. Об этом свидетельствует и тот факт, что в нашей стране первой была учреждена должность Президента.

Третьим важным шагом на пути к конституционной независимости стало образование Комиссии конституционного контроля. В законопроекте о внесении изменений и дополнений в Конституцию, утвержденном на той же сессии, предусматривалось также образование Комиссии конституционного контроля.

При этом акцентировалось внимание депутатов на том, что этот высший государственный орган будет обеспечивать сбалансированность президентской власти.

Таким образом, уже накануне независимости была заложена основа еще одного конституционного института – действующего сегодня Конституционного суда Республики Узбекистан.

     Подписывайтесь на наш канал в Telegram! — @idum_uz

Источник: http://idum.uz/ru/archives/11923

Классный час (3 класс) на тему: Классный час «Конституция – основной закон государства ». | Социальная сеть работников образования

  •  Тема:    «Конституция – основной закон государства ».
  • Цели:
  • -дать первоначальные правовые знания;
  • — сформировать понятия «закон, порядок, права, обязанности»;
  • -познакомить с основным законом страны-с Конституцией РФ;
  • -познакомить с правами ребенка;
  • -формировать представления о правах и обязанностях школьника;
  • -воспитывать чувство гражданского долга и ответственности.
  •             Оборудование.
  • — Конституция РФ,
  • -рисунки-символы «Мои права в рисунках и знаках»,
  • -памятка «Права и обязанности школьника»,
  • -Презентация «Права ребенка в картинках»
  •                                  Ход классного часа.

1.      Организационный момент.

Звучит гимн России.

— Ребята, что сейчас мы прослушали?

 -Да, прозвучала самая главная и торжественная песня страны – гимн России. Вы уже поняли, что разговор у нас будет очень важный и серьезный.  

  1. Объявление темы и постановка цели занятия.
  2.  Начинаем классный час,
  3. Речь пойдёт здесь всё о нас.
  4. Постарайтесь всё понять,
  5. Что – то новое узнать… о правах, обязанностях и ответственности,  попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.

2.       Обзорное знакомство с конституцией.

Вступительное слово учителя.

 Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли вопросы: «Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?»

   Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. И когда нашли их, появились законы, помогающие навести порядок в государстве. Что же такое законы?

(Ответы детей)

Законы – это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство. Эти законы обязаны выполнять все граждане страны.

 Ведь народная мудрость недаром гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя».

     Так появилась Конституция – главный закон страны. Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан, есть права и обязанности.

     Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником — Днем Конституции РФ.

3.       Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»  

Сценка «Игра».  (Показывают дети)

Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.
Максим : Давайте поиграем в войну!
Рафаэль : Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Антон , милиционером.А ты, Рамазан , будешь бандитом
Рамазан : А я не хочу.
Максим : Чего не хочешь?
Рамазан : Играть в войну
Антон : Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.
Рамазан : Я не хочу.
Максим : Захочешь.
Рамазан : Что же вы меня заставите?
Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?

— Давайте поговорим. Как поступили мальчики? Почему они не правы? Прав ли Рамазан?   (Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем точки зрения.)

 — Права, обязанности и ответственность. Попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.

 Выясняется и обсуждается значение слова «право» —

1) совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, которые устанавливает и защищает государство;

2) охраняемая и узаконенная государством возможность что-то делать, осуществлять. Ученики называют права, которые должны, на их взгляд, иметь все дети, живущие на планете Земля. Учитель обобщает и дополняет высказывания ребят:

— Главнейшее право каждого человека — право на жизнь.

К сожалению, право на жизнь соблюдалось не всегда. Например, в древней Спарте, когда в семье рождался больной и слабый ребенок, его сбрасывали со скалы в пропасть.

В Европе родители, которым дети были в тягость, отдавали их бедным людям вместе с деньгами на содержание. В России же, наоборот, многие бедные семьи своих маленьких детей подбрасывали добрым людям.

Читайте также:  Игры для детей на новогоднем утреннике

Сегодня право детей на жизнь утверждено Конвенцией о правах ребенка.  

   Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций.

Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь.

Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

 К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

 Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

4. Презентация  «Права ребенка» с обсуждением. 

  • Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение) 
  •  Право на жизнь
  •  Право на имя при рождении
  •  Право на медицинскую помощь
  •  Право на образование
  •  Право на отдых и досуг
  •  Право иметь имущество
  •  Право свободно выражать свои взгляды
  •  Право на свободное перемещение
  •  Право на заботу и воспитание родителями
  •   Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
  •  Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».

Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

5. Обязанности ребёнка.

  Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

 Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

— Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

  1. — Какая самая главная обязанность у вас в семье?
  2. — А у вашего папы?
  3. — У кого больше всего обязанностей?
  4. — А какие обязанности существуют у учеников?
  5. — А откуда вы это знаете? (Устав школы)
  6. — Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!
  7. — А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:
  8.      Уважать права, честь и достоинство всех участников;
  9.      Прилежно учиться;
  10.      Иметь аккуратный вид;
  11.     Соблюдать правила техники безопасности;
  12.     Беречь школьное здание, оборудование;
  13.     Придерживаться общепринятых правил поведения;
  14.     Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.
  15. 6.  Анализ ситуаций:

1.Диана : Аксинья , ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Аксинья: Диана, не имеешь права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.

  • Кто прав?
  • 2.
  • Учитель: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

3.

Ведущий: (предварительно собрав перед занятием все телефоны и положив их на столе) Посмотрите, на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники.

Не нарушила ли я ваши права? (часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний.

Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны – обеспечиваем права остальных, а ребятам лишний раз напоминаем об их обязанностях).

Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

7. Подведение итогов.

1. Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.

  1. — Можно ли не допускать ссор?        
  2. В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?
  3. — Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы.

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Денис.

Сын:- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:- Дениска, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

  • Мать:- Помой посуду, сынок.
  • Сын:- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
  • Отец:- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
  • Сын:- Это проявление жестокости, папа.

  2. О каких правах и обязанностях сообщается в этих знаках?

(На плакатах нарисованы знаки.  Учащиеся должны догадаться,  о каких правах  или их нарушении идет речь в этих знаках. )

  1. Рисовать и петь, учиться,
  2. Если заболел, лечиться.
  3. Это разрешается.
  4. Эта грань обозначает:
  5. Мать с ребенком разлучают.
  6. Это запрещается.
  7. Вот в углу стоит мальчонка,
  8. Плачет, надрывается.
  9. Бить, наказывать ребенка
  10. Строго запрещается.
  11. Вот ребенок груз несет,
  12. Тащит, надрывается.
  13. В детстве тяжкая работа
  14. Строго запрещается.
  15. С мамой дети должны жить,
  16. Ей цветы всегда дарить.
  17. Это разрешается.
  18. Вместе дружно в мире жить,
  19. С разными людьми дружить.
  20. Это разрешается.
  21.  Посмотри на этот знак:
  22. Человечек поднял флаг.
  23. Свое мненье выражать-
  24. Это разрешается.

3. Заключительное слово. (Подготовленные учащиеся.)

  •  Мы знаем о законе мало,
  • Не больше всех иных.
  • Но знаем, делать нужно то,
  • Что благо для других.
  • Права свои нам  надо знать,
  • Не только знать, но соблюдать.
  • Тогда легко нам будет жить.
  • Играть, дружить и не тужить.

Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.

  1. Литература.
  2. 1.        Декларация прав человека
  3. 2.       Конвенция о правах ребенка

3.       Конституция РФ ( 1993 года.)

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/02/03/klassnyy-chas-konstitutsiya-osnovnoy-zakon

Классный час Конституция — основной закон государства

  • МКОУ «Скороднянская средняя общеобразовательная школа»
  • Классный час в 5 классе, посвящённый Дню Конституции
  • «Конституция – основной закон Российской Федерации»
  • Автор Нарыкова Екатерина Юрьевна,
  • учитель математики, классный руководитель
  • Классный час«Конституция основной закон РФ»
  • Цель:  
  • Познакомить учащихся с основным законом государства Конституцией России;
  • дать определение государственных символов — Герба, Флага, Гимна, способствующих  воспитанию патриотизма;
  • содействовать развитию познавательной активности учащихся;
  • формировать гуманизм, всесторонне развитую личность; 
  • воспитывать чувство гордости и уважения к Конституции.
  • Организационный этап:
  • Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества.
  •                                                С.Джонсон
Читайте также:  Конспект занятия в средней группе: безопасность в быту

-Как вы понимаете слова С.Джонсона? (Высказывания детей)

  1. -Законов много, а как называется основной закон нашего государства, Российской Федерации?
  2. -Конституция.
  3. -Попробуйте сформулировать тему классного часа.
  4. -Конституция – основной закон Российской Федерации
  5. Мотивация.
  6. Учитель: А сейчас послушайте, пожалуйста,  легенду.

«Давным–давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать — воруй, хочешь убивать — убивай, хочешь оскорблять — оскорбляй. Можно все. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе.

Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства5 Нельзя.

Что тут началось! В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи и государства Нельзя.

Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны».

Историческая справка

Учитель: Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы стали ее жители, почему они чувствуют себя в безопасности? (Жители стали жить по законам.)

  • Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними  появились главные вопросы:
  • — Что люди могут делать и что нельзя?
  • — Что они обязаны и что не обязаны?
  • — На что они имеют право и на что не имеют?

        Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров, и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках. В конце концов людям удалось решить Главные вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/klassnyj-chas/87356-klassnyj-chas-konstitucija-osnovnoj-zakon-gos

Классный час по теме "Конституция — основной Закон государства"(2-3классы)

Сценарий классного часа
Классный час во 2 – 3 классе «Конституция – основной закон
государства».
 Цель: гражданско­патриотическое воспитание.

Задачи: познакомить учащихся с Конституцией России; 
объяснить основные обществоведческие понятия; 
развивать познавательный интерес к своей Родине;
воспитывать уважительное отношение к символам своего государства;
воспитывать патриотические чувства;
формировать чувство гордости за свою страну.

 
Оборудование: презентационное оборудование; Конституция России,
выставка книг, фильм о Бежецке, карточки (с пословицами, с заданиями),
музыка.
Ход мероприятия.
I.
Вступительное слово учителя.
Учитель: Наша страна отмечает сегодня праздник – 20 лет Конституции 
России.

 Сегодня мы будем путешествовать по страницам истории  нашей 
России. Вы готовы к путешествию?  Итак, мы открываем  нашу книгу.
  II. Первая страница «История страны и её символы»
 (звучит музыка выходят чтецы)
1­ый чтец. Откуда появилось такое название – «Россия»?

2­ый чтец. В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как 
полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе 
реки, по которому она течёт меж берегов.
3­ый чтец. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, 
солнца добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они 
живут, ­ Россией.
1­ый чтец.

 За ясные зори, умытые росами,
                  За русое поле с колосьями рослыми,
                  За реки разливные в пламени синем 
                  Тебя по­славянски назвали Россия.
                 Россия…               
                 Россия…
                 Раздолье…
                 Равнины…
                 Берёзы босые, седые осины.

                Всё дорого с детства,
                Всё памятно с детства,
                И всё же не можем никак не наглядеться.
Учитель. Что по­вашему, объединяет нас всех присутствующих в классе?
Дети (хором) Все мы –россияне.
2­ый чтец: Все мы живем в замечательной стране – в России.

 (Слайды)
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля:
Это – русское раздолье,
Это – русская земля!
Вижу горы­исполины,
Вижу реки и моря:
Это – русские картины,
Это – родина моя!

Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья:
Это – русская сторонка,
Это – родина моя!
Звучит песня о России.
Учитель. Вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы.  
 Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.

Учитель:
Какие   вы   знаете   государственные   символы?   Догадайтесь,   о   каком
государственном символе идет речь.
Слайд 
Учитель зачитывает стихотворение С. Куприна:
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак­
Бело­сине­красный….

Учащиеся отвечают хором: флаг!
­О флаге нам расскажет …. (Слайд).

Ученик:
­Во все времена цвету придавали особое значение: белый означает мир и 
чистоту совести, синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу. 
Эти цвета чаще других используются в народных костюмах и декоративно­
прикладном искусстве.
Бело­синему флагу России уже более трёхсот лет.
Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные 
почести.

 Его использование с нарушением Федерального конституционного 
закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за 
собой ответственность в рамках действующего закона.
Практическое   задание. На   каждом   столе   (ученики   сидят   группами)
имеется картон и цветные полоски белого, красного, синего цветов.

Наклейте   на   картон   эти   полоски   так,   чтобы   получился   флаг   РФ.   Кто
выполнит, может подойти к доске и повесить.
Учитель:
Теперь перейдем к следующему символу.
­Давайте рассмотрим герб нашей страны. Герб – это отличительный знак 
государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Слово «герб» в 
переводе означает «наследство». В нём отражена история.

­ Что представляет собой Государственный герб России? (Слайд ).

1ученик:
­ Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как 
произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.
Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой 
двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама 
золотая птица–на солнце.

2ююученик:
­ Правой лапой сжимает орёл скипетр­жезл, украшенный резьбой, золотом и 
драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом 
наверху. Над головами орла мы видим короны.
В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти.

 
Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, 
символизируя единство и независимость нашего государства.
3 ученик:
­ На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это 
Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, 
которое помогло ему победить змея.

 
Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет

дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 
лет.
4 ученик. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали  своим  внукам
историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку. 
В некотором царстве, в некотором государстве  случилось великое несчастье
­  напал на него лютый змей. Поселился  он в тёмной пещере на берегу моря.

Огнём жёг он землю, разрушал дома .   Змей   потребовал   ,чтобы каждый
день кормили его досыта свежим мясом .Жители покорились. Но чудовище
было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз –
всё съел змей. 
Тогда   велел   змей   приводить   к   нему   каждый   день   человека   на   съеденье.
Бросили     жребий,   и   выпало   идти   царской     дочери.

  Привели   её   на   берег
морской и оставили там.      В это время проезжал мимо Егорий  Храбрый
на добром коне. Не мог   он оставить царевну в беде, сразился со змеем и
победил его.
Учитель:
­ Переходим к следующему государственному символу. Это гимн нашей 
страны.
1 ученик:
­ У каждого государства есть свой государственный гимн.

 Гимн – это 
торжественная песня или мелодия, посвящённая родине. Это символ, который
прославляет могущество и величие нашей огромной страны. 
2 ученик:
­Гимн исполняется в особо торжественных случаях во время подъёма 
государственного флага, во время национальных праздников, во время 
воинских ритуалов и спортивных соревнований.

3 ученик:
­При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, 
мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей 
гимн звучит.
(Слайд ).

Слушаем гимн России. 
Учитель:
­ О государственных символах России вы можете прочитать в этих книгах. 
(Учащимся показываются книги.)
Учитель:
­ Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова
гимна своей Родины.

 Отношение к символам – это отношение и к самому 
государству. Оскорбление государственных символов ­ это оскорбление 
государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в 
Конституции.
­ Что такое Конституция?
Слайд .
III.

 Вторая  страница «Конституция РФ»

Учитель:
­ Конституция – это основной закон государства.
­ В Конституции записаны основные правила, по которым мы живём. 
В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с 
заглавной буквы.
­ Какой праздник отмечается в нашей стране 12 декабря? 
(День Конституции.

 12 декабря 1993 года была прията Конституция,
по которой мы сейчас живём, Конституция Российской Федерации)
(Учащимся показывается Конституция).

Учитель:
­ Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живём
в России, а здесь написано Конституция Российской Федерации?
­ Наша страна называется Россия, но её полное название

Российская Федерация.
­ А что значит слово «федерация»?
Слайд .
­ Федерация – это договор, союз.
А почему наша страна названа  Российской Федерацией нам расскажет….
Ученик:
­ Наша страна называется Российской потому, что большинство её населения 
– русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русским на её 
землях живут и другие народы.

 У многих из них есть свои республики, свои 
национальные округа, но все они объединились в федерацию – союз 
равноправных народов нашей страны.
­ В нашей стране живут более 180 национальностей и народностей. Всех 
людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей 
стране равноправны.
Об этом записано в Конституции. 
Слайд.
В статье № 19 сказано:
1.

Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо 
от пола, национальности, происхождения.
3. Мужчины и женщины имеют равные права. 
Учитель:
­В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, более 
50 статей. 
­ Что такое право? (мнение учащихся). Обратимся к словарю Ефремовой.

­ Что такое обязанность? (мнение учащихся). Обратимся к словарю Ушакова.

­А как вы понимаете, в чём различие понятий права и обязанности?
(Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а 
обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству).
Беседа.

Учитель:
­Давайте посмотрим, о каких правах и обязанностях говорится в нашей 
Конституции.
­ Какими правами вы пользуетесь?
­ Какие обязанности возлагаются на вас? 
IV. Третья страница «Права и обязанности»
Более подробно о правах и обязанностях нам расскажет …
Слайд .

Права и свободы граждан
Обязанности граждан
Обязанность хорошо учиться
Обязанность защищать Родину
Обязанность соблюдать законы
Обязанность сохранять природу и 
окружающую среду
Обязанность платить налоги
Право на жизнь
Право на личную 
неприкосновенность
Право на свободное передвижение
Право на жилище и его 
неприкосновенность
Право на труд
Право на отдых
Право на образование
Право на охрану здоровья и

медицинскую помощь
Свобода мысли и слова
Свобода творчества
Свобода информации
Свобода совести, свобода 
вероисповеданий
Право на получение юридической 
помощи
Право на получение социальной 
помощи
Право избирать и быть избранным
Равенство прав и свобод
Учитель:
­ Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, 
а как немного обязанностей возлагает на нас Родина.
Еще раз повторить  некоторые  права  нам поможет народная мудрость ­
сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены
хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. 
Давайте   узнаем,   какие   герои   сказок   нарушают   права   других   героев,
уничтожают и обижают их.
Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.
В оп р о с ы учащимся:
1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за
рабстве? («Приключения
кукол
в
 
 
вознаграждение,
держал
Буратино».КарабасБарабас.)
 
 
2)   В   какой   сказке   «хлебобулочный»   герой   несколько   раз   подвергался
  угрозам   быть   съе
попыткам   посягательства   на   его   жизнь,
денным? («Колобок».)
3)   Кто   из   сказочных   женщин   пользовался   правом   на   свободное
перемещение на метле? (Баба Яга.)
На доске 3 листа:
1 Право на бесплатное образование.

2 Право на свободный труд, защита от безработицы.
3 Право на неприкосновенность жилища.
У ч и т е ль.

 Давайте разберемсяу героев сказки «Приключения Буратино
какие конституционные права  были нарушены в данной сказке:
1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то ка кое право
они   нарушили? (Дети   выбирают   из   3   листов   ответ   ­   №   3 право   на
неприкосновенность жилища.

)
2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он
не имел какого права? (Ответ­ № 2 защита от безработицы.)
3)   Буратино   продал   свою   азбуку,
  не   воспользовался   каким
правом? (Ответ ­ № 1 на бесплатное образование.

)
­Ребята, скажите, а кто является главой нашего государства? (Президент)
­ Кто знает, как его зовут? (Владимир Владимирович Путин)
Слайд . (портрет президента)
V Четвёртая страница «Наш президент»
Ученик 1
­ Слово «президент» в переводе означает «сидящий впереди». 
Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 
года. Он руководит нашей страной, издаёт указы и распоряжения, 
подписывает законы, ведёт международные переговоры, является 
Главнокомандующим нашей Армии.

В Конституции записаны права и обязанности Президента.
VI.Пятая страница «Столица России»
Учитель.

 В одной старинной летописи написано :«Князь великий Юрий 
Долгорукий взошёл на гору и обозрел с неё очами по обе стороны Москвы­
рекии за Неглинкою и возлюбил сёла оны, и поведал на месте том вскоре 
соделатималдеревян град, и прозвал его званием реки тоя – Москвы – град»
1­ый чтец.

Нет тебе на свете равных,
                  Стародавняя Москва!
                 Блеском дней, вовеки славных,
                 Будешь ты всегда жива!
2­ый чтецРасширяясь, возрастая,
                   Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
                   На своих семи холмах…(звучит песня О.Газманова «Москва, 
звонят колокола…»)

Практическое задание: из частей составить пословицы о Родине:
1. Всякому мила своя сторона.
2. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
3. Родина мать, умей за нее постоять.
4. Родина краше солнца, дороже золота.
После составления, громко прочитать пословицы и объяснить их смысл.

Ученик:
                                      ­ Живу в России, россиянин – я!
Я это сознаю, горжусь я этим!
Россия – это Родина моя!
Она милее мне всех стран на свете!
В России небо голубее, зеленей трава,
Здесь солнышко теплее греет!
У человека Родина всегда одна.
Поэтому и дорожим  мы ею!
VII. Шестая страница «Моя малая Родина»
Демонстрация фильма о Бежецке..
Рефлексия.

Наш разговор подходит к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы 
многое узнали о Конституции России, о правах и обязанностях граждан.
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и 
уметь.

Игра «Да! Нет!»
Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!  
А ваша главная обязанность, какая? (Хорошо учиться.)
Учитель. А право? (Бесплатно учиться.)
Учитель. Вот и молодцы! На этом наша беседа заканчивается.

 Спасибо за 
работу.
Использованная литература и интернет ­ источники:
Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб.уни.изд­во, 2007.
1. Классные часы: 2 класс/ Авт.­сост. Т.Н. Максимова. ­ М.:ВАКО, 2008.
2. Гребёнкина А.К., Жокина Н.А. и др. Сценарии классных часов. – М.: 
Центр «Педагогический поиск», 2003.
3.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной 
школе. – Ростов­на­Дону: Творческий центр «Учитель»,2000.
4. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: 
Учебное пособие. – М.: «ТИД» Русское слово – РС», 2002.
5. Синова И.В. Герб, гимн, флаг России. – Издательский дом «Литера», 
2006
6.

Степанова Е.Н., Александрова М.А. Классному руководителю о 
классном часе – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Павлова О.В. Тематические классные часы в начальной школе. – 
Волгоград: Учитель, 2007.
7. Ривина Е.К. Греб и флаг России. – М.6 АРКТИ, 2002.
http//festival. 1 september.ru/articles/410170/
privetse.narod.ru/poeziaorosii.html
8. www.

rossimvolika.ru

Источник: https://znanio.ru/media/klassnyj_chas_po_teme_konstitutsiya_osnovnoj_zakon_gosudarstva2_3klassy-23672/29004

Классный час на тему "Конституция – основной закон государства"

  • Классный час, посвящённый годовщине принятия Конституции Республики Крым
  • «Конституция – основной закон государства»
  • Цель: познакомить учащихся с Конституцией России и Конституцией Республики Крым, основными обществоведческими понятиями, рассказать об истории принятия Конституции; правах и обязанностях гражданина России, государственных символах Республики Крым;
  • развивать интерес к истории России, мышление, речь, память, расширять кругозор.
  • воспитывать уважение к Конституции, государственным символам, правам и обязанностям граждан; чувство патриотизма и гордости за свою страну.
  • Ход классного часа
  • Организационный момент.
  • Психологический настрой – игра «Волшебный клубочек».
  • 1 Учитель: — Что для человека ценней всего?
  • (учитель достает клубок шерстяных ниток)
Читайте также:  Консультация для родителей в детском саду на осеннюю тему

Дети: Жизнь, родные, друзья…..

1 Учитель: — Это волшебный клубочек. Он, разматываясь, связывает нас всех одной нитью. Эта нить – жизнь. Получая клубочек, нужно сказать одним-двумя словами, что для вас значит «жизнь».

— Нить жизни нужно беречь, не обрывать. Нить не должна запутываться. Жизнь нельзя прожить заново.

  1. (передавая друг другу клубок, и разматывая его, дети называют свои ассоциации)
  2. — Посмотрите, как богата и разнообразна жизнь.
  3. — Какой Великий Закон её охраняет? (Конституция)

2 Учитель: Сегодня наш классный час посвящен Конституции – основному закону государства. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже знаем.

  • – Как называется страна, в которой мы живём?
  • Дети:Наша страна называется – Россия. (слайд 1)
  • 2 Учитель: Как называют людей, живущих в России?

Дети:Людей, живущих в России, называют россиянами. А мы с вами – крымчане, ведь наша Малая Родина – Крым!

  1. Холматов Рустам
  2. По Мартыновке гордо мы шагаем:
  3. Кругом берёзки, клёны, тополя.
  4. Мы ничего прекраснее не знаем,
  5. Родная наша крымская земля.
  6. Идут года, а Мартыновка наша
  7. Растёт и хорошеет с каждым днём.
  8. И, кажется, что нет здесь места краше,
  9. Где мы работаем и где живём.
  10. Пусть солнечнее станет настроенье!
  11. Пусть будет ещё больше красоты!
  12. Посадим на всех улицах деревья,
  13. На всех газонах вырастим цветы.
  14. В поход пойдём мы по родному краю.
  15. Вокруг села – раздольные поля.
  16. И дружно воронцами расцветает
  17. Под мирным небом Родина моя.
  18. Гафаров Эдем
  19. Если долго-долго-долго
  20. В самолёте нам лететь,
  21. Если долго-долго-долго
  22. На Россию нам смотреть,
  23. То увидим мы тогда
  24. И леса, и города,
  25. Океанские просторы,
  26. Ленты рек, озёра, горы…
  27. Мы увидим даль без края,
  28. Тундру, где звенит весна,
  29. И поймём тогда, какая,
  30. Наша Родина большая,
  31. Необъятная страна.
  32. Иванченко Ангелина
  33. Родная земля!
  34. Холмы, перелески,
  35. Луга и поля —
  36. Родная, зелёная
  37. Наша земля.
  38. Земля, где я сделал
  39. Свой первый шажок,
  40. Где вышел когда-то
  41. К развилке дорог.
  42. И понял, что это
  43. Раздолье полей —
  44. Частица великой Отчизны моей.
  45. Число Даниил
  46. И красива и богата
  47. Наша Родина, ребята.
  48. Долго ехать от столицы
  49. До любой ее границы.
  50. Все вокруг свое, родное:
  51. Горы, степи и леса:
  52. Рек сверканье голубое,
  53. Голубые небеса.
  54. Каждый город
  55. Сердцу дорог,
  56. Дорог каждый сельский дом.
  57. Все в боях когда-то взято
  58. И упрочено трудом!
  59. Гончаренко Данил
  60. Что мы Родиной зовём?
  61. Дом, где мы с тобой живём,
  62. И берёзки, вдоль которых
  63. Рядом с мамой мы идём.
  64. Что мы Родиной зовём?
  65. Поле с тонким колоском,
  66. Наши праздники и песни,
  67. Тёплый вечер за окном.
  68. Что мы Родиной зовём?
  69. Всё, что в сердце бережём,
  70. И под небом синим-синим
  71. Флаг России над Кремлём.
  72. Гончаренко Ярослав
  73. Цветёт над тихой речкой яблоня.
  74. Сады, задумавшись, стоят.
  75. Какая Родина нарядная,
  76. Она сама как дивный сад!
  77. Играет речка перекатами,
  78. В ней рыба вся из серебра,
  79. Какая Родина богатая,
  80. Не сосчитать её добра!
  81. Бежит волна неторопливая,
  82. Простор полей ласкает глаз.
  83. Какая Родина счастливая,
  84. И это счастье всё для нас!
  85. Герасимчук Ярослав
  86. Утром солнышко встает,
  87. Нас на улицу зовёт.
  88. Выхожу из дома я:
  89. – Здравствуй, улица моя!
  90. Я пою и в тишине
  91. Подпевают птицы мне.
  92. Травы шепчут мне в пути:
  93. – Ты скорей, дружок, расти!
  94. Отвечаю травам я,
  95. Отвечаю ветру я,
  96. Отвечаю солнцу я:
  97. – Здравствуй, Родина моя!
  • 1 Учитель:
  • Почему к Москве у нас особое отношение?
  • Дети:
  • Москва – это столица нашей Родины. (слайд 2)
  1. Шалашова Наина
  2. В детском садике узнали
  3. Мы прекрасные слова.
  4. Их впервые прочитали:
  5. Мама, Родина, Москва.
  6. Исмаилова Элина
  7. Пролетят весна и лето.
  8. Станет солнечной листва.
  9. Озарятся новым светом
  10. Мама, Родина, Москва.
  11. Аблякимова Месуде
  12. Солнце ласково нам светит.
  13. Льется с неба синева.
  14. Пусть всегда живут на свете
  15. Мама, Родина, Москва!
  • 2 Учитель:
  • Какие символы государства вы знаете?
  • Дети:
  • Основные символы государства – это государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. (слайд 3)
  1. Абибулаева Найле
  2. Флаг Крыма поднимается
  3. Под гимн в родной стране.
  4. Три цвета развиваются
  5. На древке в вышине.
  6. Синей тонкой ленточкой
  7. Как моря полоса,
  8. Как юбочка у девочки
  9. Как мамины глаза.
  10. Под нею нежным облаком
  11. Чистейший белый цвет.
  12. Весну напоминает мне,
  13. Подснежников букет.
  14. А ниже – будто солнышко,
  15. Раскрасив небеса,
  16. Зарёю загорается
  17. На флаге полоса
  18. Флаг Крыма поднимается
  19. К небесной синеве,
  20. И солнце улыбается
  21. Над ним тебе и мне.

1 Учитель:

Правильно. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

– Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции. (слайд 4)

  • – А кто знает, что такое Конституция?
  • Дети:
  • Конституция – это основной закон государства.
  • 2 Учитель:
  • Верно. (слайд 5)

– В переводе с латинского языка слово «Конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы. (слайд 6)

— Сначала Конституцию придумали и записали ученые, потом граждане прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие – добавили, третьи – переписали по-другому. Так депутаты Государственного Совета Республики Крым 11 апреля 2014 года приняли Конституцию Республики Крым .

— Конституция – это основной закон государства, т.е. список самых главных правил, которые установили для себя граждане. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.

— В нашей Конституции сказано, во-первых, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и оказывать помощь любому человеку, даже если он не гражданин России. В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, т.е.

сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что нельзя.

1 Учитель:

Конституция Российской Федерации, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. (слайд 7)

– Мне бы хотелось немного обратиться к истории, думаю что вам это будет интересно. (слайд 8)

Источник: https://doc4web.ru/obschestvoznaniya/klassniy-chas-na-temu-konstituciya-osnovnoy-zakon-gosudarstva.html

Ссылка на основную публикацию