Онлайн игра для закрепления темы твёрдые и мягкие согласные. Игра построена по типу раскраски.
Читать далее
Научитесь определять одушевленные и неодушевленные имена существительные с нашей игрой. Вам нужно перетащить слова в столбики «Кто?» или «Что». Игра подойдет и учащимся начальных классов, и в 5 классе в качестве повторения.
Читать далее
В этой игре мы потренируемся считать буквы и звуки, а заодно и слоги в словах. Это нам пригодится для фонетического разбора.
Читать далее
Учим, какие согласные парные по глухости-звонкости, по мягкости-твердости, а какие нет, тренируемся считать количество букв, звуков и слогов в словах, и т.д.
Читать далее
Изучаем гласные Ё и Ю. Учим, в каких случаях они обозначают мягкость согласного, а в каких состоят из двух звуков. В игре подробно описаны правила, а затем — викторина для закрепления знаний.
Читать далее
Игра поможет разобраться, когда гласные буквы «Я» и «Е» обозначают мягкость согласного, и состоят из одного звука — [а], или [э], а когда они обозначают два звука — [йа] или [йэ]. В игре подробные слайды с примерами, и викторина для закрепления материала.
Читать далее
Изучаем сонорные согласные Л и Р.Игра поможет выучить, когда они мягкие, когда твердые. Викторина в виде онлайн игры поможет закрепить знания.
Читать далее
Учим сонорные согласные М и Н. Игра поможет выучить, когда они бывают мягкие, а когда твердые. 4 обучающих слайда с правилами по каждому звуку, а затем — викторина в виде онлайн игры.
Читать далее
Игра поможет выучить, когда парные согласные в словах бывают твердые, а когда мягкие. В игре 4 слайда с правилами и три слайда «проверь себя» по типу раскраски. Картинки-таблицы из игры можно распечатать.
Читать далее
В этой игре три уровня. Первые два уровня — обучающие, в них есть подсказки — алфавит с выделенными первыми буквами слов. Третий уровень — тренировочный, для закрепления.
Читать далее
Источник: http://kid-mama.ru/category/russkij-yazyk/igry-po-russkomu-yazyku-dlya-1-4-klassa
Презентация на тему: Игры со словом
Презентация на тему: Игры со словом
Скачать эту презентацию
Получить код Наши баннеры
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Какое слово здесь зашифровано? Г Ы Р И
№ слайда 2
№ слайда 3
Описание слайда:
Ваня, Ваня – простота, Купил лошадь без хвоста. Сел задом наперёд И поехал в огород. Хватило ли вам воздуха?
№ слайда 4
Описание слайда:
Орфоэпическое и орфографическое проговаривание слов. Каждое слово в этой группе начинается с де-: дерево, дежурный, дешёвый, девочка.
№ слайда 5
Описание слайда:
2. У этих слов одна закономерность. Какая догадайтесь сами! Молоко, половик, золотой, головной. Слова с –оло-. Молоко, половик, золотой, головной.
№ слайда 6
Описание слайда:
3. Что связывает слова в группе: морозы, морозит, морозный, заморозок? Одинаковый корень.
№ слайда 7
Описание слайда:
Игры с перестановкой букв. С буквой К иду на покос, А без К тебя ужалю в нос! Коса – оса.
№ слайда 8
Описание слайда:
Добавьте букву – получите новое слово: нас + т = пол + е = наст поле
№ слайда 9
Описание слайда:
Отнимите букву – получите новое слово: устроить – с = гордиться – р = сумма – м = утроить годиться сума
№ слайда 10
Описание слайда:
Отнимите слог – получите новое слово: заявить – я = говорит – во = пока – ка = завить горит по
№ слайда 11
Описание слайда:
Отнимите две буквы в любом порядке – получите новое слово: седьмой – ьм = сначала – с – а = машина – ма = седой начал шина
№ слайда 12
Описание слайда:
Составьте свой словесный квадрат по образцу. Г О Р О Д О О В Ч О К Р Е Ч К А
№ слайда 13
Описание слайда:
Впишите в клетки названия предметов, из которых сделан снеговик, и вы узнаете, как называется первый месяц весны. М А Р Т О Р К О В Ь Ш А П К В Е Д О М Е Л А 1. 2. 3. 4.
№ слайда 14
Описание слайда:
Разгадайте кроссворд. Т У Л У П Д Б 1. 2. Длинная меховая шуба. Дерево, на котором растут жёлуди.
№ слайда 15
Описание слайда:
Впишите недостающие буквы в клеточки. П А М А П О К А К И К А Г И З А Л Ь Л Ь Л Ь Л Ь
№ слайда 16
Описание слайда:
Разгадайте ребусы. В И Г подвиг
№ слайда 17
Описание слайда:
Разгадайте ребусы. Ц Я заяц
№ слайда 18
Описание слайда:
Разгадайте ребусы. соль
№ слайда 19
Описание слайда:
Разгадайте ребусы. А Валя ля
№ слайда 20
Описание слайда:
Разгадайте ребусы. дерево 10” В
№ слайда 21
Описание слайда:
Мы сейчас бревно распилим: Раз-два, раз-два. Будут на зиму дрова. Весёлая минутка «Пильщики».
№ слайда 22
Описание слайда:
Рифма – созвучие концов стихотворных строк. Подберите рифмующиеся слова, например: еда, да-да, когда, беда; вода – бочка – почка, точка, мочка, кочка. Сочините стихотворение, используя следующие рифмы: солнце – оконце; привет – кабинет. Игра в рифму.
№ слайда 23
Описание слайда:
Источник: https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/igry-so-slovom.html
Словесные игры для первоклассников
Подробности Галина Категория: Речь
Рейтинг: 5 / 5
Но даже если вы принципиальный противник уроков на дом, это вовсе не значит, что с первоклассниками не надо заниматься. Ум ребёнка должен получать нагрузку и развиваться. Просто уроки пусть будут игровыми.
Обычно игра в представлении взрослых – это забава. Предлагаем словесные игры с применением учебных материалов и понятий. Поработаем с предложением.
Прислушайтесь к речи ученика: правильно ли он строит предложение? Нарушение связи слов (согласования) должно вас насторожить как предвестник безграмотного письма. Поиграйте в следующие игры.
Игры для первоклассников
Составь предложение
Смысл: из слов в начальной форме надо составить предложение. Задание в каком-то смысле диагностическое: вы сразу увидите речевые проблемы. Примеры заданий даны с усложнением.
Инструкция. Я назову слова, а ты составь из них предложение
- Корова, мычать;
- Самолёт, взлететь;
- Дождь, идти;
- Мальчик, закрывать, дверь;
- Девочка, пить, чай;
- Мама, печь, блинчики;
- Рисовать, краски, девочка;
- Мыши, ловить, кот;
- Учить, ученица, стихотворение;
- Учительница, дети, учить;
- Велосипед, Миша, на, кататься;
- Сидеть, птичка, ветка, на;
- Стучать, крыша, по, дождь;
- Соня, песня, петь, праздник, на;
- Кастрюля, в, вариться, суп;
- Яблоко, мама, дочка, давать;
- Конфета, бабушка, внучка, дать;
- Маша, сказка, рассказывать, сестра;
- Папа, сын, конструктор, купить;
- Лиза, идти, подружка, гости, в;
- Лёша, дать, Шарику, кость, большая;
- Дима, сушить, сено, кролики, для;
- Дети, для, грибы, засолка, собирать;
- Осень, дачники, копать, картошка, огород, на;
- Медведь, зима, спать, берлога, в, ложится;
Найди ошибку
Инструкция. Я буду читать предложения, а ты слушай. Если обнаружишь ошибки, попробуй их исправить.
Читаете предложение и спрашиваете: всё правильно? Получив отрицательный ответ, спросите: а как правильно?
- Ученица пишет ручкой.
- Собака вышла в конуру.
- Мама гладит утюг.
- Танк нарисован мальчик.
- Солнце жарко греется.
- Папа умывается лицо.
- Ветер разогнал на небе тучи.
- Ребятам идут по улице.
- Жуки-короеды едят ёлки.
- Дети зашли на прогулку.
- Маша причёсывается волосы.
- Леночкина семья отправляется на дачу.
- Бабушка купила большие груша.
- По озеру плывут лодка.
- Мама печёт пирог к празднику.
- Сладко спится медведь в берлоге.
Добавить в предложение предлог
Задание полезное, но трудноватое для первоклассника, поэтому оказывайте помощь. Она может быть:
- стимулирующая (неправильно, подумай ещё),
- задайте вопрос к пропущенному предлогу (наливает суп куда?)
Инструкция. В предложении, которое я прочту, пропущено слово. Постарайся догадаться, что это за слово и скажи предложение правильно.
- Листочки распустились … берёзках. (на)
- Мама наливает суп … тарелки. (в)
- Мыши убежали … нору. (в)
- Самолёт летит … городом. (над)
- Яблоко выпало … корзины. (из)
- Дождь полил … тучи. (из)
- Мячик катится … дороге. (по)
- Кошка забралась … крышу. (на)
- Снежинки полетели … неба. (с)
- Вася перепрыгнул … ручей. (через)
- Девочка стоит … входа в дом. (у)
- Дети собрались … школой. (перед)
- Щука плавает … водой. (под)
- Миша спрятался …забором. (за)
- Ребята убежали … собаки. (от)
- Озеро находится … лесом. (за)
Работа с предложением – полезный урок для первоклассников. Дети начинают чувствовать родную речь, становятся внимательнее к звучащему слову. Это положительно влияет на их умственное развитие. Сайт Нестандартные дети желает успехов в школе.
Источник: https://mama-pomogi.ru/sposobnosti/rech/slovesnye-igry-dlya-pervoklassnikov
Игры со словами для начальной школы: подборка игр для педагога и родителя
Игры со словами для детей 6-7 лет могут проводиться как с различными вспомогательными предметами (мяч, карандаш и бумага и прочее), так и без всякого «реквизита».
За победу в игре можно давать сувенир (например, наклейку), грамоту, а можно просто поаплодировать друг другу и сказать, что победила дружба, особенно если разница в достижениях невелика.
Проводя такие развлечения часто, лучше чередовать игры с материальным поощрением и без него.
Игры с мячом
Мяч или шарик используется для того, чтобы придать процессу различения звуков и т.п. более игровой, развлекательный характер. Кроме того, он позволяет удерживать внимание большого количества детей, поскольку никто не знает, кому из них в следующий раз бросят мяч. Из неспецифических навыков развивается также способность удерживать внимание, ловкость, наблюдательность, быстрота реакции.
«Назови слово»
Водящий бросает мяч игроку и называет звук (или, если это целесообразнее, букву). Ребенок, которому брошен мяч, должен назвать слово на эту букву (звук). Вариант: водящий называет слово, а ребенок — букву или звук (как договорились), на который оно начинается.
Эту игру можно использовать при изучении букв (скажем, изучено уже 5-6 букв, именно их вперемешку и называет ведущий); при изучении пар по глухости-звонкости и твердости-мягкости; как вариант — можно говорить просто «гласный» или «согласный». Сложность в этом случае заключается в том, что слово «Юля», например, начинается на СОГЛАСНЫЙ звук Й, так что такие слова или звуки есть смысл предлагать только в сильном классе.
«Белка – дятел»; «Роза – лилия»
Водящий бросает мяч игроку и называет слово, которое начинается на Б или Д (вариант: в котором есть такая буква). В первом случае игрок должен поймать мяч и сказать «Белка!», во втором — «Дятел!». Так же играют в игру «Роза – лилия», только слова называют с буквами Р или Л.
Эта игра направлена на предупреждение дисграфических ошибок и выявление детей, которым требуется помощь логопеда, так как они не различают фонемы Б – Д и Р – Л.
«Три стихии»
Ведущий называет одну из трех стихий: «Земля», «Воздух», «Вода». При этом он бросает мяч одному из игроков. Тот должен поймать мяч и быстро ответить.
Если было сказано «Земля», надо назвать зверя, если «Вода» — рыбу, «Воздух» — птицу.
Стоит договориться заранее, можно ли, например, называть насекомых («паук» к «Земле», «комар» — к «Воздуху») и других существ («спрут», «медуза» и прочее).
Тот, кто ошибся, отдает фант или выбывает.
«Ассоциации»
Ведущий бросает мяч игроку и называет любое существительное. Тот, поймав мяч, должен назвать другое существительное, связанное по ассоциации с первым. Игрок должен объяснить, как связаны эти существительные.
Например, ведущий говорит «Сумка». Игрок: «Учебник. Учебник лежит в сумке.» Или: «Магазин: туда ходят с сумкой». Или: «Кожа. Сумка из кожи». А ответы «Большая», «Потерялась» и т.п. не засчитываются, так как это не существительные. Не засчитываются ответы и в том случае, если ребенок не может объяснить, как связаны эти предметы.
Подробнее об играх с мячом на уроках.
«Глаголы»
Это, по сути, такая же игра, но игрок должен называть не существительные, а глаголы.
Например, «Книга» — «Лежит», «Птичка» — «Клюет», «Кошка» — «Спит» и т.д. Повторять одни и те же глаголы нельзя.
Игры с записью
«Составь слово»
Ведущий предлагает ребятам составить как можно больше слов из букв, которые содержатся в данном им длинном слове. Лучше играть командами, так как младшие школьники еще обладают недостаточным словарным запасом, чтобы придумать много слов самостоятельно.
«Третий лишний»
Логическую игру по поиску третьего лишнего понятия легко сделать «филологической». Например, учитель предлагает такой ряд: «слово, сдвинуть, здоровый».
Какое слово лишнее? Например, «здоровый», так как оно начинается на З, а остальные на С. Или «сдвинуть», так как в этом слове есть приставка, а в двух других нет.
Или «здоровый», так как в нем три слога, а в остальных словах два. Объяснение, почему это слово «лишнее», обязательно!
«Слово по буквам»
Учитель говорит: «Я загадал слово, а вы должны его отгадать. Пока я говорю, вы можете что-то для себя записывать, если хотите». Слово задается «по буквам».
Пример: «Первая буква в этом слове такая же, как первая буква в слове «курица»; вторая — такая же, как последняя буква в слове «окно»; третья — глухая пара звука «Д».
Какое слово я загадала?» Можно упростить задачу и называть слова на каждую из букв, например, в данном случае: «Курица, остров, тополь».
Игры без дополнительных предметов
«Я достаю из сундука…»
Старая игра, которая от времени не стала хуже. Развивает память и фантазию.
Первый игрок говорит: «Я достаю из бабушкиного сундука (любое существительное, допустим, мыло)».
Второй повторяет его фразу и добавляет еще одно существительное: «Я достаю из бабушкиного сундука мыло и кролика».
Третий опять все повторяет и добавляет еще одно слово: «Я достаю из бабушкиного сундука мыло, кролика и свечку». И так далее.
Очевидно, что играть лучше маленькой группой, иначе до последних очередь может уже и не дойти!
«Цепочка»
Игра по принципу «Городов»: каждый последующий игрок называет слово, начинающееся на ту букву, на которую окончилось слово, названное предыдущим игроком. Требование только одно: все слова должны быть существительными в именительном падеже единственного числа. Например, может получиться такая цепочка: «ЛеС — СорокА — АстероиД — ДуБ — БолотО — ОрдеН» и так далее.
«Дурацкие ответы»
Это игра больше развлекательная, но она помогает детям научиться ставить существительные в нужные падежи, а также формулировать вопросы.
Дети тянут жребий. Одному достается быть ведущим, остальным — какие-то слова. Ведущий должен задавать игрокам по очереди вопросы, а игроки отвечают только «своим» словом, при необходимости прибавляя предлог. Например, могут получиться такие диалоги:
- — Кто у тебя живет дома?
- — Крыша.
- — Как зовут твою кошку?
- — Чайник.
- — Что ты съел на завтрак?
- — Мешок.
- — С кем ты дружишь?
- — С вентилятором.
- Любые игры со словами развивают у учеников начальной школы и дошкольников так много ценных качеств, что они могут с успехом применяться почти на каждом уроке, во внеурочной деятельности, поднимая детям и учителю настроение и помогая лучше усвоить материал уроков русского языка.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник: http://pedsovet.su/ns/6675_igry_so_slovami_dlya_nachalnoy_shkoly
Речевые игры для младших школьников
Назови ласково
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий указывает на игрока и называет предмет, а игрок должен назвать этот предмет ласково. За каждое неправильно сказанное слово игрок отдает фант или сам становится ведущим.
Скажи наоборот
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий называет слово, а игроки должны назвать слова, противоположные по смыслу: большой – маленький, добрый – злой, умный – глупый, твердый – мягкий, черное – белое, зима – лето, день – ночь и т.д. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество противоположностей
Закончи предложение
- Количество игроков: любое
- Дополнительно: нет
- Ребенок должен закончить предложения:
Мама положила хлеб… куда? ( в хлебницу)
Брат насыпал сахар… куда? ( в сахарницу)
Бабушка сделала вкусный салат и положила его… куда? ( в салатницу)
Папа принёс конфеты и положил их … куда? (в конфетницу)
Марина не пошла сегодня в школу, потому что… ( заболела)
Мы включили обогреватели, потому что… (стало холодно)
Я не хочу спать, потому что… ( ещё рано)
Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода)
Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)
Кошка забралась на дерево, чтобы…(спастись то собаки)
Кому угощение?
Количество игроков: любое
Дополнительно: картинки с изображением животных
Ведущий говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
Назови три слова
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.
- Кто сделал меньше всего шагов, тот проиграл.
- Количество игроков: любое
- Дополнительно: игровые часы
- Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:
- 1. Внешний вид;
Зоопарк
2. Чем питается.
Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.
Что бывает… Какое бывает…
- Количество игроков: любое
- Дополнительно: мяч
- Начните игру словами:
- «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один).
«Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… » и так далее о других предметах или живых существах.
«А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?»
- Или так:
- Что бывает круглое?
- Что бывает острое?
- Что бывает жидкое?
- Что бывает длинное?
- Что бывает пушистое?
- Что бывает твердое?
- Что бывает квадратное?
- Что бывает ароматное?
- Что бывает синее? И так далее…
- Количество игроков: любое
- Дополнительно: нет
- Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка.
Один — много…
«Стол — столы, сковородка — сковородки, кот — коты, сын — сыновья, дом — …., рот — … и так далее».
- Вариант: «Стол — много столов, нос — много носов, дочь — много дочерей, …»
- Количество игроков: не более 15-20 человек
- Дополнительно: нет
Гонки скороговорок
Играющие выстраиваются в ряд. Ведущий распределяет между всеми играющими 5—10 скороговорок (примерно равной степени сложности) так, чтобы играющие, получившие разные скороговорки, чередовались.
Затем тот, на кого укажет ведущий, должен сделать шаг вперед и быстро, три раза подряд, сказать полученную им скороговорку.
Если задание выполнено хорошо, он остается впереди шеренги, если плохо — возвращается на свое место.
- Победителями считаются все те, кто окажется к концу игры впереди шеренги.
- Количество игроков: любое
- Дополнительно: нет
Кто кем был или что чем было
Игрокам задаются вопросы: кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?
Короткие и длинные слова
Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Игроки поочередно перебрасывают друг другу мяч, произнося короткие и длинные слова. После длинного слова обязательно должно следовать короткое и наоборот. Слова могут быть различаться или быть на определенную тему. Это также могут быть имена, клички для котенка или щенка.
Почтальон
- Количество игроков: любое
- Дополнительно: конверты с изображением животного или птицы
- Игра формирует навык употребления имен существительных в родительном и дательном падежах.
- Конверты с изображением животного или птицы, означают адресата (того, кому предназначено письмо) или адресанта (того, от кого это письмо).
- Например:
Письмо корове от курицы. Письмо лисе от мышки. Письмо бабочке от улитки.
Ведущий говорит: «Лесной почтальон Барсук попросил нас помочь ему разнести письма. Вы будете брать письмо, смотреть картинки и говорить, кому оно и от кого».
При затруднении ведущий оказывает помощь наводящими вопросами. Игра продолжается до тех пор, пока Барсук не разнесет все «письма».
Накорми птиц
- Количество игроков: любое
- Дополнительно: картинки с изображением кормушки, птиц; семена подсолнечника
- Игра упражняет в употреблении предлогов, падежных окончаний, расширяет словарный запас, развивает внимание, мелкую моторику.
На картинку, где изображена кормушка, кладутся семена подсолнечника. Затем ребенок берет птичку, сажает в кормушку и говорит кого кормит: «Кормлю синицу».
Ребенку предлагается посадить птиц на ветку дерева, на елку, в кормушку и т.п.
Ребенок самостоятельно рассаживает птиц, обозначая их расположение. Взрослый при этом контролирует правильность употребления предложно-падежных конструкций.
Когда все птицы побывают в «столовой», взрослый просит ребенка закрыть глаза и убирает какую-нибудь птицу. Затем просит сказать, кого нет.
Что внутри?
- Количество игроков: любое
- Дополнительно: нет
- Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.
- дом — стол,
- шкаф — свитер,
- холодильник — кефир,
- тумбочка — книжка,
- пузырек — лекарство,
- кастрюля — суп,
- дупло — белка,
- улей — пчелы,
- нора — лиса,
- автобус — пассажиры,
- корабль — матросы,
- больница — врачи,
- магазин — покупатели.
- Количество игроков: любое
- Дополнительно: нет
Что есть – чего нет
Ведущий называет предмет, который есть, а игроки отвечают, что у них нет данного предмета. Следите за тем, чтобы дети правильно употреблял грамматические формы.
У меня есть груша. У меня нет груши.
У меня есть груши. У меня нет груш.
У меня есть стол. У меня нет стола.
У меня есть столы. У меня нет столов.
У меня есть окно. У меня нет окна.
У меня есть окна. У меня нет окон.
У меня есть кот. У меня нет кота.
У меня есть коты. У меня нет котов.
У меня есть куртка. У меня нет куртки.
У меня есть куртки. У меня нет курток.
У меня есть нож. У меня нет ножа.
У меня есть ножи. У меня нет ножей.
У меня есть пирамида. У меня нет пирамиды.
У меня есть пирамиды. У меня нет пирамид.
Исправь меня
- Количество игроков: любое
- Дополнительно: нет
- Ведущий говорит с ошибками, а дети его должны исправить. Например:
- – Я иду по вода.
- – Заяц спит над снегом.
- – Цветы стоят на вазе.
- – Мальчик вышел за дома.
- – Дождик идет под лесом.
- – Рыбы плавают к реке.
- – Девочка съела два тарелки каши.
- – В магазине продают много хлеб.
- – У коты пушистые усы.
- – Курица зовет своих цыплятов.
- Количество игроков: любое
- Дополнительно: нет
- Ведущий называет существительное, а ребенок должен ответить местоимением.
- Машина – она;
- Потолок – он;
- Ножницы- они;
- Небо – оно.
Он-она-оно-они
и т.д.
Чьи хвосты, рога и ноги?
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Попросите ребенка ответить на вопросы со словом «чей?, чья? чьё? чьи?». Если ребенок говорит неправильно, просто повторите правильный вариант не заостряя на этом внимание.
Чей хвост у…
- — белки? (беличий)
- — собаки? (собачий)
- — лисы? (лисий)
- — воробья? (воробьиный)
- — петуха? (петушиный)
Чьи уши у…
- — медведя? (медвежьи)
- — обезьяны (обезьяньи)
- — кошки (кошачьи)
- — козы (козьи)
- — лошади (лошадиные)
Чья нога у….? Чьи рога у ….? Чьё сердце у…? и т.д.
- Для поддержания интереса можно рисовать животных или показывать картинки.
- Количество игроков: любое
- Дополнительно: мяч
- Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.
- Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу), дети отвечают на вопросы ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью.
- Примерные вопросы:
- • Что ты делал утром?
- • Что ты делал вечером?
- • Назови «соседей» утра.
- • Сначала вечер, а потом?
- • Назови пропущенное слово.
Утро, день, вечер, ночь
• Мы завтракаем утром, а обедаем…
Лови, бросай, дни недели называй
- Количество игроков: любое
- Дополнительно: мяч
- Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.
- Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого дня недели:
— Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда…
Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Усложнение. Дети и логопед встают в круг. Логопед называет дни недели, на каждое слово хлопая мячом об пол:
— Понедельник. Вторник…
Вместо следующего дня недели логопед называет имя ребенка:
— Саша!
Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.
Интервью
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игра направлена на то, чтобы обучить ребенка давать четкие развернутые ответы и строить правильные диалоги. С ее помощью можно научить малыша формулировать вопросы, выражая в них главную мысль.
Проводить игру можно с ребенком в возрасте от 4 лет. Взрослый должен быть известным человеком (врачом, писателем, музыкантом, актером), а ребенок — журналистом, который берет у него интервью. Перед началом игры следует вместе с малышом подготовить список вопросов. У ребенка следует спросить, что интересует именно его?
Во время упражнения развивается память, появляются социальные навыки, совершен-ствуется словарный запас и умение вести диалог. Ребенок должен научиться: задавать вопросы так, чтобы тот, у кого он берет интервью, давал ему развернутый полный ответ.
- Также можно поменяться с ребенком ролями и взять интервью у него.
- Количество игроков: любое
- Дополнительно: нет
Кто больше придумает
Игроки придумывают предложения со словами, котрые называет ведущий. Не повторять того, что уже сказали товарищи. Те, кто правильно придумает, получает фишку.
Например, ведущий говорит: «Весеннее солнце очень греет», «От весеннего солнышка бегут ручейки», «Весеннее солнце светит ясно, нагревает землю». Затем ведущий говорит: Весенние цветы», «Весенние птицы», «Зеленая трава». Можна придумывать про остальные времена года.
- Выигрывает тот, у кого будет наибольшее количество фишек.
- Количество игроков: любое
- Дополнительно: нет
Какой предмет?
Игроки делятся на команды. Ведущий называет какой-нибудь предмет, а участники команд по очереди называют его признаки.
Например: лес — большой, дремучий, чистый, березовый, еловый, красивый, чахлый, грибной, далекий, близкий, зеленый и т.д.
- Проигрывает та команда, которая не смогла назвать признак.
- Количество игроков: любое
- Дополнительно: нет
- Взрослый ставит задачу:
- — Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а вы называете предмет или животное, которое по размеру больше, чем я назвал.
Больше, чем… Меньше, чем
Например, муравей — коробок, слон — дом, мышка — кошка, карандаш — самовар. И так далее.
Или наоборот. Вы называете что-то, а дети подбирают предмет, который меньше названного.
Начало, середина, конец
Количество игроков: любое
Дополнительно: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, «м» — и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части (н — начало слова, с — середина, к — конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками
Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук «м»: в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки.
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rechevie_igri_dlya_mladshih_shkolnikov_104210.html
Методическая копилка
Игры со словами
Словесные игры – это особые игры. Они сделают значительно богаче словарный запас ребёнка, помогут ему быстро найти нужное слово. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее и убедительнее выражает он свою мысль.
«Хромое слово – кривая речь», – гласит мудрая русская народная пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное, увиденное, суметь точно рассказать об этом, нужно знать много слов, уметь каждое из них поставить на своё место, уметь с ними обращаться.
- Разнообразные игры со словами очень помогут вашим детям в этом!
- ◘ От «А» до «Я»
- ◘ От «Я» до «А»
- ◘ Игра «А-а-а!» («Испуганные слова»)
- ◘ Игра «О-о-о!» («Удивлённые слова»)
- ◘ СЛОВОпрятки
- ◘ Рогатые слова
- ◘ Квакушкины слова
- ◘ В каких словах ГАИ дежурит?
- ◘ Превратите мальчика в девочку
- ◘ Загадочные перевёртыши
- ◘ Летние анаграммы
- ◘ Загадочные анаграммы-рифмы «Где КЛОУН?»
- От «А» до «Я»
- Пользуясь подсказками, отгадайте слова, начинающиеся с буквы «А» и заканчивающиеся буквой «Я».
- ▪ А _ _ Я (часть музыкального произведения)
- ▪ А _ _ Я (самая большая часть света)
- ▪ А _ _ _ Я (вооружённая защитница страны)
- ▪ А _ _ _ Я (тенистое место для прогулок)
- ▪ А _ _ _ Я (ценная бумага)
- ▪ А _ _ _ _ Я (происшествие на дороге)
- ▪ А _ _ _ _ Я (европейская страна)
- ▪ А _ _ _ _ Я (дерево с душистыми цветами)
- ▪ А _ _ _ _ _ Я (горная страна)
- ▪ А _ _ _ _ _ Я (крылатое войско)
- ▪ А _ _ _ _ _ Я (кровеносный сосуд)
- ▪ А _ _ _ _ _ _ Я (заболевание от переедания вкусностей)
- ▪ А _ _ _ _ _ _ Я (и государство, и материк)
- ▪ А _ _ _ _ _ _ _ _ Я (наука о далёком прошлом)
- ▪ А _ _ _ _ _ _ _ _ Я (родственница экзамена)
- ▪ А _ _ _ _ _ _ _ _ _ Я (поделка из бумаги)
- (Ответы: ария, Азия, армия, аллея, акция, авария, Англия, акация, Армения, авиация, артерия, аллергия, Австралия, археология, аттестация, аппликация)
- Вверх
- От «Я» до «А»
- Пользуясь подсказками, отгадайте слова, начинающиеся с буквы «Я» и заканчивающиеся буквой «А».
- ▪ Я _ А (углубление в земле)
- ▪ Я _ А (злая сказочная старуха)
- ▪ Я _ _ А (прибытие к месту назначения)
- ▪ Я _ _ А (парусная лодка)
- ▪ Я _ _ А (плохая болячка)
- ▪ Я _ _ А (поделочный камень)
- ▪ Я _ _ _ А (плод с кустика)
- ▪ Я _ _ _ А (жалобщик)
- ▪ Я _ _ _ _ А (островное государство)
- ▪ Я _ _ _ _ А (дырочка в рыболовной сети)
- ▪ Я _ _ _ _ А (переносное жилище оленевода)
- ▪ Я _ _ _ _ _ А (праздничный базар)
- ▪ Я _ _ _ _ _ А (небольшое пресмыкающееся)
- (Ответы: яма, Яга, явка, яхта, язва, яшма, ягода, ябеда, Ямайка, ячейка, яранга, ярмарка, ящерица.)
- Вверх
- Игра «А-а-а!» («Испуганные слова»)
- Пользуясь подсказками, отгадайте слова, в которых нет других гласных, кроме «А».
- ▪ А _ А _ А (штурм женского рода)
- ▪ А _ А _ А _ (казачий начальник)
- ▪ А _ _ А _ А _ _ (аппарат для дыхания под водой)
- ▪ А _ А _ А _ (река и город в Хакасии, РФ)
- ▪ А _ _ А _ А (река в Сибири)
- ▪ _ А _ А _ А _ (цепочка из верблюдов)
- ▪ _ А _ А _ А _ (платье без рукавов)
- ▪ _ А _ А _ А _ (музыкальный инструмент)
- ▪ _ А _ А _ _ А _ (школьная принадлежность)
- ▪ _ А _ А _ А (загадка про слово)
- ▪ _ А _ А _ _ А (домик туриста)
- ▪ _ А _ _ А _ А (залеченная прореха в одежде)
- ▪ _ А _ А _ _ А (жилище военных)
- ▪ _ А _ _ _ А _ А (награда за труд)
- ▪ _ А _ _ А _ _ А (инструмент бродячего музыканта)
- ▪ _ _ А _ _ _ А _ А _ _ (плакат на ткани)
- ▪ _ А _ А _ А _ А _ (судно с двумя корпусами)
- (Ответы: атака, атаман, акваланг, Абакан, Ангара, караван, сарафан, барабан, карандаш, шарада, палатка, заплата, казарма, зарплата, шарманка, транспарант, катамаран.)
- Вверх
- Игра «О-о-о!» («Удивлённые слова»)
- Пользуясь подсказками, отгадайте слова, в которых нет других гласных, кроме «О».
- ▪ О _ О _ О (металл для игрушечных солдатиков)
- ▪ О _ _ О _ О _ (внезапная потеря сознания)
- ▪ О _ _ О _ О _ (отделение зерна от колоса)
- ▪ О _ О _ О _ (участок с овощными грядками)
- ▪ О _ _ О _ О _ (глупец, болван)
- ▪ О _ О _ О _ (процесс рождения поросят)
- ▪ О _ _ О _ О _ (часть разбитой вазы)
- ▪ О _ О _ О _ _ (сильный испуг)
- ▪ О _ _ О _ _ О _ (будущая ветка)
- ▪ О _ О _ О _ (украшение для волос)
- ▪ О _ О _ _ _ _ О (шалость, баловство)
- ▪ О _ _ _ О _ О _ (юморист)
- ▪ О _ _ О _ О _ О _ (эхо, отзвук)
- ▪ О _ _ О _ О _ О _ (ровесник)
- ▪ О _ _ О _ О _ _ О _ _ _ (предусмотрительность, бережное отношение)
- ▪ _ О _ О _ О (природный напиток)
- ▪ _ О _ О _ О (драгоценный металл)
- ▪ _ О _ О _ О (вязкий водоём)
- ▪ _ О _ О _ О (инструмент для обработки древесины)
- ▪ _ О _ О _ О _ (инструмент для забивания)
- ▪ _ О _ О _ О _ (изменение направления движения)
- ▪ _ О _ _ О _ _ О _ (между мальчиком и юношей)
- ▪ _ _ О _ О _ О _ (милицейский документ)
- ▪ _ _ О _ О _ О _ (русский народный «смехотворец»)
- ▪ _ О _ О _ _ О – (ткань, материал)
- ▪ _ О _ О _ О _ (антоним пола)
- ▪ _ О _ О _ _ О _ О _ (длинное устройство для доставки воды)
- ▪ _ _ О _ О О _ _ О _ (борец с молниями)
- ▪ О _ О _ О _ О _ _ О _ О _ _ О _ _ _ (готовность к отражению нападения)
- (Ответы: олово, обморок, обмолот, огород, остолоп, опорос, осколок, оторопь, отросток, ободок, озорство, острослов, отголосок, одногодок, осторожность, молоко, золото, болото, долото, молоток, поворот, подросток, протокол, скоморох, полотно, потолок, водопровод, громоотвод, обороноспособность.)
- Вверх
- СЛОВОпрятки
Не только дети Любят прятки, Играть умеют и слова: «Заря» — Упрятана в «ЗАРЯдке», А в «риСОВАльщике» — «Сова». Ты приглядись к словам немножко: В «дОСАде» Спряталась «оса». На дне «луКОШКА» Дремлет «кошка», А в «паЛИСАднике» — «Лиса». Из «гРЕЧКИ» Вытекают «речки», В «ЛЕЩИне» Плещутся «лещи». «Овечки» прячутся В «слОВЕЧКИ». А дальше…
- Дальше сам ищи!
- (А. Ерошин)
- Рогатые слова
Найдите в предложенном весёлом стихотворении все «рогатые» слова и пересчитайте их. Сколько получилось?
Точит буйвол на врага: Преогромные рога, А улитки-крошки – Ма-аленькие рожки… Не одни они рогаты, И в словах Найдешь рога ты. Вот, к примеру, пара фраз: Прогулялся как-то раз Недотрога За порог, И до судорог Продрог. Лучше пей горячий грог, Кушай с творогом пирог: Дальние дороги Не для недотроги. Я рекомендую вам Быть внимательней к словам. А для тех, кто грубы, Есть у слов
И зубы…
(А. Ерошин)
(Ответ: 14 . Вот «рогатые» слова: рога, рожки, рогаты, рога, прогулялся, недотрога, порог, судорог, продрог, грог, творогом, пирог, дороги, недотроги.)
- Вверх
- Квакушкины слова
- Попробуйте прочитать это весёлое стихотворение, заменяя пропуски в словах тремя любимыми буквами лягушки-квакушки: КВА.
Лягушке нравятся слова с ее любимым слогом «КВА», бу … льно каждое словцо, где слог любимый налицо: … ртал, э … тор, клю … , … с, в … ртире брю … (про запас) … ртет, а … риум,
Мос …
Бесспорно, славные слова — бу … рь, … дрига и … драт, но слышать я совсем не рад по триста тридцать раз на дню про а … рель и а … ланг, и анти … рную … шню! … к можно сутками в пруду такую … кать ерунду! Устав от … канья … кушки,
- я вставил в уши по заглушке.
- (А. Ерошин)
- В каких словах ГАИ дежурит?
- Пользуясь подсказками, отгадайте загаданные «ГАИшные»слова.
- ▪ ГА _ И _ _ (женское имя) ▪ ГАИ _ _ (тропический остров) ▪ ГА _ _ И _ (дополнение к мясному или рыбному блюду) ▪ Г _ А _ И _ (горная порода) ▪ ГА _ И _ _ (фасон военных брюк) ▪ ГА _ _ _ И _ (размер, величина предмета) ▪ ГА _ _ _ И _ (любимое занятие цыганки) ▪ ГА _ _ _ _ И _ _ (гигантская звёздная система) ▪ ГА _ И _ _ _ _ _ (шипучий напиток, любимый детворой) ▪ ГА _ _ И _ (жертвенное начало шахматной партии) ▪ ГА _ _ _ _ И _ (ручательство, ответственность) ▪ ГА _ _ И _ _ (оконная занавеска) ▪ ГА _ _ _ _ _ И _ _ (народный музыкант) ▪ ГА _ _ И _ _ _ (воинская часть в населенном пункте) ▪ ГА _ _ И _ _ _ (набор мебели) ▪ _ _ _ ГА _ И _ (растительный заменитель сливочного масла) ▪ _ _ ГА _ И _ (торговая точка)
- (Ответы: Галина, Гаити, гарнир, гранит, галифе, габарит, гадание, Галактика, газировка, гамбит, гарантия, гардина, гармонист, гарнизон, гарнитур, маргарин, магазин.)
- Вверх
- Превратите мальчика в девочку
- Превратите имя мальчика в имя девочки, заменив, убрав или добавив всего лишь одну букву.
- ▪ ТОЛЯ – _ _ _ , _ _ _ _ .
- ▪ ВАНЯ – _ _ _ , _ _ _ _ , _ _ _ _ .
- ▪ ДИМА – _ _ _ _ , _ _ _ _ .
- ▪ ГЕРА – _ _ _ _ .
- ▪ РОМА – _ _ _ _ .
- ▪ ПАША – _ _ _ _ , _ _ _ _ .
- ▪ ЯША – _ _ _ .
- ▪ ЮРА – _ _ _ _ .
- ▪ АДАМ – _ _ _ .
- ▪ СЕВА – _ _ _ .
- ▪ ГЕНА – _ _ _ _ .
- ▪ ВАСЯ – _ _ _ , _ _ _ _ , _ _ _ _ .
- ▪ СЛАВА – _ _ _ _ _ .
- ▪ АЛЁША – _ _ _ _ _ .
(Ответы: Толя – Оля, Поля. Ваня – Аня, Таня, Валя. Дима – Сима, Дина. Гера – Вера. Рома – Тома. Паша – Маша, Даша.
Яша – Яна. Юра – Нюра. Адам – Ада. Сева – Ева. Гена – Лена. Вася – Ася, Варя, Валя. Слава – Клава.
Алёша – Алёна.)
- Вверх
- Загадочные перевёртыши
- Попробуйте в предложенные фразы вставить такие имена девочек или мальчиков, чтобы получились предложения-перевёртыши (или палиндромы), которые читаются одинаково и слева направо, и справа налево (буквы «е» и «ё» считаются взаимозаменяемыми).
- Примеры перевёртышей (палиндромов):
- ШАЛАШ.
- ПОТОП.
- А ЛАМА МАЛА.
- ДОМ МОД.
- ХОРОШ ШОРОХ.
- АРБУЗ ЗУБРА.
- КОТУ ТАЩАТ УТОК.
- НА ДОМЕ ЧЕМОДАН.
- ЛЕЗУ НА САНУЗЕЛ.
- 1.
- _ _ _ _ , БАРАБАН НА!
- 2.
- _ _ _ , МОЛОКО ОКОЛО МЯСА.
- 3.
- А _ _ _ _ МАЗИЛА.
- 4.
- _ _ _ _ НА ПОЛКЕ КЛОПА НАШЁЛ.
- 5.
- ЛАЗИЛ _ _ _ _ , МЁД ЛИЗАЛ.
- 6.
- МОКНЕТ _ _ _ _ _ _ С КОТЁНКОМ.
- 7.
- У ЛИП _ _ _ НАШЁЛ ПИЛУ.
- 8.
- Я НЕ СТАР, БРАТ _ _ _ _ .
- (Ответы: 1 – Анна, 2 – Ася, 3 – Лиза, 4 – Лёша, 5 – Дёма, 6 – Оксана, 7 – Лёша, 8 –Сеня.)
- Летние анаграммы
- На радость душ,
- На радость тел
- В родной природе есть ОТЕЛ.
- Мы в это время
- Всякий раз
- Заполучаем свой РАГАЗ.
- В сады, леса коли пойдём —
- Там пчёлы собирают ДЁМ.
- И зреет ДОЛП,
- Дразня народ,
- ИЩОВО дарит огород.
- Не надо в школу
- Ни на час,
- И школа отдохнёт от нас.
- Такого ты давно хотел.
- Ура!
- Да здравствует, ОТЕЛ!
- (Л. Медведев)
- (Ответы: лето, загар, мёд, плод, овощи, лето.)
- Загадочные анаграммы-рифмы «Где КЛОУН?»
Ты с моим дружком знаком? Вот пять букв лежат рядком: КЛОУН – Мой веселый друг. Только что случилось вдруг? Пробежала мимо кошка, Буквы сдвинула немножко… Клоун! Клоун! Где же он? Вместо клоуна – _ _ _ _ _ ! Или друг играет в прятки, Или буквы не в порядке. Поменяю их местами.
Что же вышло – гляньте сами: Вместо клоуна – _ _ _ _ _. Славно спрятался шалун! Что ж, попробую опять: Раз-два-три-четыре-пять… Клоун, выйди на поклон! Вышел. Но не он – _ _ _ _ _ .
Ну, шутник! Имей в виду: Все равно тебя найду! Букву «У» возьму одну, Между «О» и «ЭН» воткну… КЛОУН! Я тебя нашел!
- Как же это хорошо!
- (Ответы: уклон, колун, кулон.)
- Вверх
Источник: http://zanimatika.narod.ru/Nachalka17.htm