Игры по обж для учащихся 6 класса на тему «действия при пожаре»

Игры по ОБЖ для учащихся 6 класса на тему «Действия при пожаре» Описание слайда:

Кто хочет стать отличником? Итоговый урок-игра по ОБЖ 8 класс Учитель – Рожкова Раиса Халдаровна МКОУ Андреевкая СОШ Брединского района Челябинской области 5klass.net

Описание слайда:

Отборочный тур Расставьте в правильном порядке последовательность действия при пожаре на даче: Если пожар застал вас дома, и нет возможности выйти, то постарайтесь спуститься в подвал (если он есть). Плотно закройте люк и обложите щели одеждой.

Немедленно оповестите жителей близлежащих домов о пожаре криками Примите участие в тушении пожара, используя для этого ведра с водой, песком, а зимой – снег Сообщите о пожаре в пожарную охрану с ближайшего телефона по номеру 01 После ликвидации пожара привлеките внимание пожарных стуком или криком для освобождения вас из подвала.

Описание слайда:

Правила игры 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов 5+1 балл 5+2 балла 5+3 балла 5+4 балла 5+5 баллов 5+5+1 балл 5+5+2 балла 5+5+3 балла 5+5+4 балла 5+5+5 баллов

Описание слайда:

Подсказки Помощь зала 50 на 50 Помощь друга

Описание слайда:

Что означает ОБЖ? Цена вопроса – 1 балл Очень бабушку люблю Основы будущей жизни Основы безопасности жизнедеятельности Очень боюсь жить

Описание слайда:

Вы заработали — 1 балл

Описание слайда:

Производственные аварии и катастрофы относятся к: Цена вопроса – 2 балла ЧС экологического характера ЧС природного характера ЧС техногенного характера Стихийным бедствиям

Описание слайда:

Вы заработали — 2 балла

Описание слайда:

Что такое пожар? Цена вопроса – 3 балла Химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и света Неконтролируемое стихийно развивающееся горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровья людей Частный случай горения, протекающий мгновенно, с кратковременным выделением значительного количества тепла и света Большой огонь

Описание слайда:

Вы заработали — 3 балла

Описание слайда:

Придя вечером домой, вы почувствовали запах газа. Ваши действия: Цена вопроса – 4 балла Включите свет, позвоните по телефону «04» Сообщите соседям и от них позвоните в газовую службу Откроете окна, перекроете газ. Если запах газа не устранится, позвоните от соседей Откроете окна, при помощи свечи определите место утечки газа

Описание слайда:

Вы заработали — 4 балла

Описание слайда:

Что такое ДТП? Первая несгораемая сумма – 5 баллов Событие, возникшее а процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб Событие, возникшее а процессе движения по дороге пешехода и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб Не соблюдение правил дорожного движения Событие, возникшее а процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором не пострадали люди, но повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

Описание слайда:

Поздравляем! Вы заработали – 5 баллов

Описание слайда:

Процесс горения протекает при наличии: Цена вопроса – 6 баллов Возможности для теплообмена Горючего вещества, окислителя и источника воспламенения Горючего вещества и восстановителя Притока воздуха

Описание слайда:

Вы заработали – 6 баллов

Описание слайда:

Что такое взрыв? Цена вопроса – 7 баллов Неконтролируемое стихийно развивающееся горение Химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и свечением Частный случай горения, протекающий мгновенно, с кратковременным выделением значительного количества тепла и света Радиационное облучение

Описание слайда:

Вы заработали – 7 баллов

Описание слайда:

Находясь дома один, вы вдруг услышите прерывистые гудки предприятий и машин. Ваши действия: Цена вопроса – 8 баллов Немедленно покинете помещение и спуститесь в убежище Это сигнал «Радиоактивная опасность!». Вы плотно закроете все форточки и двери Это сигнал «Внимание всем!». Услышав его, вы немедленно включите телевизор, радиоприемник и будете слушать сообщение Позвоните 02

Описание слайда:

Вы заработали – 8 баллов

Описание слайда:

Отравление каким сильнодействующим ядовитым веществом произошло, если имеются следующие признаки: ощущение удушья, кашель, раздражение кожи, слезотечение, резь в глазах, насморк, боли в желудке? Цена вопроса – 9 баллов Аммиак Хлор Фосген Окись углерода

Описание слайда:

Вы заработали – 9 баллов

Описание слайда:

Систему, созданную в России для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, называют: Цена вопроса – 10 баллов. Вторая несгораемая сумма Система наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды Система сил и средств для ликвидации последствий ЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС Российская система предупреждения и ликвидации ЧС

Описание слайда:

Поздравляем! Вы заработали – 10 баллов

Описание слайда:

Выходя из зоны химического заражения следует: Цена вопроса – 11 баллов Перпендикулярно направлению ветра; По направлению ветра; Навстречу ветра. Под углом к направлению ветра

Описание слайда:

Вы заработали – 11 баллов

Описание слайда:

При отравлении угарным газом прежде всего необходимо: Цена вопроса – 12 баллов Согреть пострадавшего, при остановке или нарушении дыхания провести искусственную вентиляцию легких Вынести пострадавшего на свежий воздух и обеспечить доступ кислорода к дыхательным путям Дать понюхать с ватки нашатырный спирт, срочно доставить пострадавшего в лечебное учреждение Вынести пострадавшего на свежий воздух и напоить молоком

Описание слайда:

Вы заработали – 12 баллов

Описание слайда:

При аварии на химически опасном объекте произошла утечка хлора. Вы можете оказаться в зоне заражения, живете на первом этаже девятиэтажного дома. Как вы поступите? Цена вопроса – 13 баллов Останетесь в своей квартире Укроетесь в подвале здания Поднимитесь на девятый этаж дома Выполните герметизацию окон и дверей

Описание слайда:

Вы заработали – 13 баллов

Описание слайда:

Родон – это: Цена вопроса – 14 баллов Бесцветный газ с резким запахом, легче воздуха, горюч, с воздухом образует взрывоопасную смесь Серебристый жидкий металл плотностью 13,5 г/см, легко испаряется, токсичен Газ желто-зеленого цвета с резким раздражающим специфическим запахом, тяжелее воздуха примерно в 2,5 раза Газ без цвета, вкуса и запаха – один из продуктов распада урана-238

Описание слайда:

Вы заработали – 14 баллов

Описание слайда:

Мутагены способствуют: Цена вопроса – 15 баллов. Третья несгораемая сумма. Влиянию на клетки организма Образованию в организме свободных радикалов Укреплению иммунитета организма Образованию в организме раковых клеток

Описание слайда:

Поздравляем с победой

Источник: https://ppt4web.ru/obzh/igra-po-obzh.html

Действия при пожаре

  • Цель: создание условий для формирования
    представления о пожаре и его составляющих.
  • Задачи.
  • Образовательная: сформировать у обучающихся
    представления о процессе горения, условиях
    возникновения и прекращения горения, пожарах,
    причины и классификации пожаров и действия при
    пожарах.
  • Развивающая: научить определять и объяснять
    понятия, анализировать, осуществлять поиск
    необходимой информации.
  • Воспитательная: воспитывать
    самостоятельность, ответственность.
  • Тип занятия: интегрированный ОБЖ + химия.
  • Форма занятия: изучение нового материала.
  • Основные методические приемы: беседа с
    элементами рассказа, презентация, контроль с
    использованием ИКТ.
  • Оборудование: учебник, мультимедиапроектор,
    компьютерный класс.
  • План занятия: (занятие проводят учитель химии
    и ОБЖ. Данное занятие можно провести в 8 классе
    или как внеклассное мероприятие в 5-8 классах)
  • Организационный момент. (Учитель ОБЖ)
  • Изложение нового материала. (Учитель химии, учитель ОБЖ)
  • Контроль изученного материала. (Учитель ОБЖ)
  • Подведение итогов урока. (Учитель ОБЖ и химии)

II. Изучение нового материала (изложение
материала сопровождается показом презентации)

Огонь бывает разный: Бледно-жёлтый, ярко-красный, Синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

I. Организационный момент: представление и
приветствие присутствующих.

Учитель ОБЖ:

Ребята как вы можете охарактеризовать данное
четверостишие? В каких случаях огонь добрый? А в
каких злой? (Ответы учащихся)

  1. Учитель ОБЖ: Добрый, когда он помогает, а злой
    – вызывает пожары, повреждения людей и
    разрушение зданий.
  2. Учитель ОБЖ: А что такое пожары? (Ответы
    учащихся)
  3. Пожар — это неконтролируемый процесс горения,
    сопровождающийся уничтожением материальных
    ценностей и создающий опасность для жизни и
    здоровья людей.
  4. Учитель химии: Как вы думаете, что необходимо
    для возникновения горения?
  5. Для возникновения горения необходимы
    определенные условия, а именно – совмещение в
    одном месте в одно время трех основных
    составляющих:
  • горючего вещества в виде горючих материалов (дерева, бумаги, бензина, керосина, природного газа).
  • окислителя, в качестве которого при горении веществ чаще всего выступает кислород воздуха (02). Кроме кислорода окислителями могут быть химические соединения, содержащие кислород в составе молекул (селитры, перхлораты, азотная кислота, окислы азота), а также отдельные химические элементы (фтор, бром, хлор).
  • источника воспламенения, постоянно и в достаточном количестве поступающего в зону горения (искры или пламени спички, костра, горелки, непогашенного окурка).
  • Для прекращения горения необходимы условия
    противоположные условиям возникновения.
  • Задание для учащихся: Напишите условия,
    способствующие прекращению горения.
  • Прекратить доступ окислителя.
  • Удалить источник воспламенения.
  • Изолировать горючие вещества.

Пожары сопровождаются химическими и
физическими явлениями.

Химические – реакцией горения и продуктами сгорания (в большей степени отравляющие вещества)

Физические — деформация конструкций, вскипание и выброс веществ.

  1. Учитель ОБЖ:
  2. Пожары классифицируются:
  3. 1. По внешним признакам горения, (наружные,
    внутренние, наружные + внутренние, открытые,
    скрытые)
  4. 2. По месту возникновения, (в зданиях,
    сооружениях, на открытых площадках, на сгораемых
    массивах – лес, степь, торфяники)

3. По времени прибытия пожарной службы.
(Запущенные и незапущенные)

Учитель химии: Важной характеристикой,
определяющей вероятность возникновения пожара и
складывающуюся при пожаре обстановку
(интенсивность процесса горения, скорость
распространения огня и др.

), является огнестойкость
зданий и сооружений
.

В свою очередь, степень
огнестойкости зданий и сооружений определяется
минимальными пределами огнестойкости
строительных конструкций и возгораемостью
материалов
,
из которых состоят эти
конструкции.

Вопрос учащимся:

Как вы думаете, на какие группы делятся
строительные материалы по степени
возгораемости?

(Возможный ответ.) Все строительные материалы
и конструкции по данному признаку можно
разделить на три группы возгораемости: горючие,
трудногорючие и негорючие.

  • Группы возгораемости материалов:
  • Горючие – строительные материалы, которые
    под воздействием огня воспламеняются и тлеют и
    продолжают тлеть после удаления огня (древесина,
    целлюлоза, пластмасса, битум).
  • Трудногорючие – строительные материалы,
    которые под воздействием огня воспламеняются и
    тлеют или обугливаются, а после удаления огня
    горение и тление прекращаются
    (древесно-стружечные и древесноволокнистые
    плиты).
  • Негорючие – строительные материалы, которые
    под воздействием огня не воспламеняются, не
    тлеют и не обугливаются (кирпич, бетон, металл,
    гипс, гранит, мрамор).
  • Учитель химии: Задание для учащихся.

Даны строительные материалы:
древесноволокнистые плиты, битум, мрамор,
пластмасса, металл, древесина, кирпич,
древесно-стружечные плиты, бетон, целлюлоза,
рубероид, гипс. Распределение строительных
материалов по группам возгораемости и занесите
результат в таблицу.

Горючие Трудногорючие Негорючие

А теперь проверим: (презентация).

Горючие Трудногорючие Негорючие
Битум

  1. Пластмасса
  2. Древесина
  3. Целлюлоза
  4. Рубероид
Древесноволокнистые плитыДревесно-стружечные плиты Мрамор

  • Металл
  • Кирпич
  • Бетон
  • Гипс

Учитель ОБЖ: наибольшую опасность
представляют пожары, возникающие в жилище.
Перечислите причины таких пожаров.

Вот некоторые из них:

— оставленные включенными электроприборы (утюг,
электрический чайник, паяльник и т.д.)

  1. — включение в одну розетку одновременно
    несколько мощных потребителей электроэнергии, а
    также не перегружать розетку.
  2. — применение бенгальских огней, хлопушек, свечи
    и другие пиротехнические изделия в квартирах.
  3. — игры со спичками, не затушенными предметами и
    всеми легковоспламеняющимися веществами.
  4. — использование бензина для растопки печи.
  5. — неисправные печи, электроприборы
  6. Учитель ОБЖ:
  7. Чем опасен пожар?
  8. Если случился пожар, как надо себя вести?
  9. Опережающее задание (информация,
    подготовленная детьми).

1. На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма
и горячего воздуха. Порой хватает нескольких
глотков, чтобы потерять сознание или перестать
бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В
задымленном месте можно дышать только через
мокрую плотную материю, шарф, шапку.

2. Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в
горящую комнату, и в квартиру (пламя не только
уменьшится без кислорода, но может вовсе
погаснуть). Уходить из квартиры можно только,
зная, что там никого не осталось. Особенно надо
следить за маленькими детьми.

От дыма они
прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в
ванных комнатах и чаще всего не откликаются.
Двигаясь по задымленной квартире, можно
заблудиться и у себя дома — помни об этой
опасности.

По задымленным коридорам пробирайся
на четвереньках или ползком — внизу меньше дыма.

3. Если дым в подъезде, постарайся сначала
выяснить, что происходит. Однако делать это надо
осторожно: выйдя из квартиры, обязательно
прикрой за собой дверь, иначе квартира станет
огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не
пытайся спуститься ниже. Возвращайся в квартиру
и звони «01”.

Если ты живешь в современном доме,
закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни
вентиляционные отверстия и жди пожарных. Если в
квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и
жар, остается еще возможность выйти на балкон и
подавать знаки спасателям.

Читайте также:  Как организовать день рождения

(Можно использовать
другие примеры предложенные детьми при
подготовке домашнего задания)

III. Закрепление изученного материала.

Учитель ОБЖ и учитель химии: А теперь
закрепим то, что мы сегодня узнали. Ответьте на
вопросы:

Вопрос 1. Каковы должны быть ваши действия,
если из работающего телевизора или из какого-то
другого электроприбора пошёл дым?(Выдерну
вилку из сети и накину на телевизор влажное
одеяло.)

Вопрос 2. Чем нельзя тушить электропроводку
под напряжением? Почему?

(Нельзя тушить водой и пенными огнетушителями,
так как вода является проводником
электрического тока.)

Вопрос 3. Как быть, если загорелся пролитый
возле гаража бензин?(Затушить огнь
песком или землёй.)

Вопрос 4. Как правильно вызвать пожарную
команду? (При вызове «101” указать фамилию, улицу,
номер дома, этаж и номер телефона.)

Вопрос 5. Что делать при сильном задымлении
квартиры едким густым дымом? (Закрою органы
дыхания влажной тканью, и прижимаясь к полу,
осторожно покину квартиру)

Вопрос 6. Что необходимо предпринять, если
произошла утечка газа в квартире? (Перекрою газ,
проветрю квартиру и позвоню «04” для вызова
мастера.)

Вопрос 7. Каковы пути эвакуации из класса?
Допустим, мы находимся: 1) в столовой, 2) в кабинете
на втором этаже. (Учащиеся должны сказать план
эвакуации в данных ситуациях)

Вопрос 8. Что нужно сделать, если человек
оказался в зоне пожара, и на нём загорелась
одежда? (Нельзя бегать в горящей одежде, пламя от
этого только усиливается. Если горит небольшой
участок, одежду срывают и гасят вдали от
легковоспламеняющихся предметов.

Когда пламя
охватывает большую часть одежды, нужно принять
горизонтальное положение, чтобы огонь не
распространялся к голове, а затем тушить водой,
снегом, песком, жидкой грязью, огнегасительным
порошком, пенным огнетушителем. Пострадавший
должен при этом закрыть глаза.

)

Вопрос 9. Как оказать первую помощь человеку,
получившему термический ожог? (Различают четыре
степени ожога: 1- покраснение кожи, припухлость; 2 —
появление пузырей; 3 – в месте ожога образуется
струп; 4 – обугливание ткани.

Доврачебную помощь оказывают только при первой
степени ожога. Нужно обработать чистой мягкой
тканью, смоченной спиртом для обеззараживания и
уменьшения боли. На поражённое место можно
наложить повязку с фурациллином. Ожоги иных
степеней не обрабатывают, их защищают сухой
стерильной повязкой. Нельзя использовать жир или
вазелин, растворы «марганцовки” и «зелёнки”.)

IV. Итог занятия.

Учитель ОБЖ:

Огонек всегда такой – И хороший, и плохой. Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

Это все ведь вам знакомо, Эти истины не новы! Как вести себя с огнем,

Вам сейчас покажем.

То, что спички не игрушка Знает каждый, знают все. Не давайте спички детям,

А то быть большой беде.

Когда из дома ты выходишь, Не забудь проверить вновь, Все ли выключил приборы,

Не возникнет ли огонь.

Разводить костёр у дома Строго запрещается, Так как страшный тот огонь

Легко распространяется.

Захламлять подвал не надо Разными предметами, Чтоб пожар вдруг не случился,

Помните об этом!

Если вдруг увидишь дым, Что-то загорается, Позвони по 101,

Сразу все уладится.

Всем напомнить здесь уместно, Что с огнем шутить нельзя. Выполняйте повсеместно

Эти правила, друзья!

Источник: http://zvonoknaurok.ru/load/obzh/konspekty_urokov/dejstvija_pri_pozhare/33-1-0-1581

Презентация "Ваши действия при пожаре" 6 класс

Ваши действия при пожаре

  • Конкурс
  • Искорка
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • Огнетушитель
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • Огонёк
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • Если ты смотришь телевизор и вдруг видишь: он загорелся… Ваши действия?
  • Залить огонь водой
  • Быстро спрятаться в шкаф
  • Обесточить, накрыть влажной тканью, при необходимости позвонить «01» и вызвать пожарный наряд
  • Открыть окна и двери, выбежать на улицу
  • Если ты нашел спички… Действия?
  • Закурить
  • Разжечь костёр
  • Отдать взрослым
  • Поджечь траву
  • Если ты увидел, как маленькие дети играют со спичками… Действия?
  • Показать детям, как разжигают костёр
  • Прошёл бы мимо, не обратив внимание
  • Забрать и отдать взрослым
  • Забрать и оставить себе для использования по своему усмотрению
  • Можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара?
  • Да
  • Нет
  • Можно ли поджигать тополиный пух?
  • Да
  • Нет
  • Можно ли жечь листву и мусор возле дома или в огороде?
  • Да
  • Нет
  • Как правильно покинуть задымленное помещение?
  • Выбежать из помещения, вдыхая дым
  • Приложив к носу и рту влажную ткань, ползком
  • Выйти, как обычно
  • Что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя?
  • Документы
  • Себя
  • Деньги
  • Можно ли использовать лифт во время пожара в доме?
  • Нет
  • Да
  • Можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных?
  • Нет
  • Да
  • Можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери?
  • Нет
  • Да
  • Выберите возможные причины пожара.
  • Игра со спичками
  • Купание в водоёме
  • Короткое замыкание
  • Курение
  • Игра в шахматы
  • Использование неисправных электроприборов
  • Чтение книги
  • Удар молнии
  • Что нужно делать, если в доме запахло газом?
  • Немедленно сообщить взрослым
  • Оставаться в комнате до прихода взрослых
  • Позвонить от соседей в МЧС
  • Открыть окна
  • Включить телевизор
  • Не зажигать огонь, не включать свет
  • Закурить
  • Срочно покинуть помещение
  • От чего гибнут люди при пожаре?
  • От огня
  • От испуга
  • От дыма
  • От ядовитых газов
  • От солнечного света
  • От завалов
  • От наводнения
  • На сковороде загорелось масло… Действия?
  • Ждать, когда огонь погаснет
  • Отключить плиту, накинуть влажное полотенце
  • Спрятаться под столом
  • На тебе горит одежда… Действия?
  • Прыгать, размахивать руками
  • Упасть на пол(траву, землю, снег), накрыться влажной тканью
  • Бежать побыстрее, чтобы огонь затух
  • Увидел человека с горящей одеждой… Действия?
  • Пройти мимо, ничего не предприняв
  • Догнать, накрыть тканью, уронить на пол
  • Тушить огнетушителем
  • Увидел человека с горящей одеждой… Действия?

Если ожог незначительный, надо подставить пораженное место под струю холодной воды на 10-15 минут. Если ожог сильный, осложнен пузырями, им охвачена большая площадь, надо наложить стерильную салфетку, дать пострадавшему обезболивающее, доставить его в больницу.

?

http://yar-miel.ru/gogebif/primery-prezentaciy-powerpoint9266.jpg — искорка

http://ds19ishim.ru/media/cms_page_media/198/Firefighter.gif — пожарный

http://images.clipshrine.com/download/downloadpnglarge/idea-15037-large.png — огонёк

Интернет — источники

http://metodisty.ru/modules/boonex/photos/data/files/41645_m.jpg — фон

http://bay.ifas.ufl.edu/seagrant/files/2015/05/Safe-Boating-Week-Fire-Extingisher.png — огнетушитель

http://static.wixstatic.com/media/41c9c2_ed2d106dfe004db894087780d2bfaf34.png_256 — галочка

Источник: https://uchitelya.com/obzh/84021-prezentaciya-vashi-deystviya-pri-pozhare-6-klass.html

Действия при пожаре

Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет хотя бы малейшую лазейку. Это не выключенный вовремя электрический утюг или чайник, небрежно брошенный дымящийся окурок, непогашенная спичка, дефект, ветхость электропроводки, неисправность печи или дымохода и т. д.

Если пожар все-таки произошел, необходимо сделать все возможное, чтобы свести к минимуму гибель людей и материальный ущерб. Исход любого пожара во многом зависит от того, как своевременно была вызвана пожарная помощь и приняты безотлагательные меры к эвакуации людей из горящего здания.

Человек, заметивший пожар или загорание, должен незамедлительно вызвать пожарную помощь по телефону «01», и чем быстрее она прибудет, тем легче и успешнее будет ликвидирован пожар, оказана помощь людям, находящимся в опасности.

При передаче сообщения о пожаре необходимо назвать точный адрес — наименование улицы, номер дома, что горит и где, указать (по возможности) место возникновения пожара, внешние признаки пожара, существующая угроза людям, удобный проезд и, наконец, сообщить свою фамилию и, если есть, номер телефона.

Такое правильное и полное сообщение позволит пожарной охране предвидеть возможную обстановку и принять необходимые предварительные решения, дающие возможность в короткий срок сосредоточить у места пожара соответствующие силы и средства по его ликвидации.

Помимо вызова пожарной помощи необходимо организовать оповещение о пожаре всех находящихся в здании людей, независимо от размеров и места пожара или загорания, равно как и при обнаружении хотя бы малейших признаков горения (дыма, запаха гари).

По прибытию пожарных подразделений необходимо обеспечить их встречу. Встречающий должен четко проинформировать пожарных о сложившейся обстановке, сообщить, все ли люди эвакуированы из горящего дома, если там остались люди, сколько их и где они могут находиться. Кроме того, следует сказать, какие помещения охвачены огнем.

Если загорелся деревянный дом необходимо его покинуть немедленно. Так как деревянные конструкции не могут противостоять натиску огня, и в считанные минуты концентрация дыма станет смертельной. Главное, не тратьте драгоценные мгновения, пытаясь спасти свое имущество. На карту поставлены жизнь и здоровье Вас и Ваших близких. Убедитесь, что из дома вышли все люди.

Если дом кирпичный и очаг возгорания небольшой, попробуйте потушить пожар, используя подручные средства – воду, стиральный порошок, плотную ткань, землю из цветочного горшка, идеальный вариант – огнетушитель.

Горящие электроприборы или проводку под напряжением тушить водой нельзя, вода – хороший проводник электричества. Отключите электроэнергию и накройте электроприбор плотной тканью. Без доступа кислорода огонь погаснет.

Если справиться с огнем вы не можете, немедленно покиньте квартиру. При этом ни на секунду не отпускайте от себя детей. Держите их за руку или за плечи. В многоэтажном здании эвакуироваться можно по пожарным лестницам на балконах, по незадымляемым лестничным клеткам, а также из окон 1-го этажа, если на окнах не стоят глухие металлические решетки.

Покидая комнату или квартиру, закройте двери и окна – при дополнительном доступе кислорода огонь распространяется еще быстрее.

Пользоваться лифтом во время пожара категорически запрещается. Было немало трагических случаев, когда лифт с людьми останавливался между этажами, и люди оказывались в ловушке.

Не входите туда, где большая концентрация дыма! В современных зданиях очень много пластика, синтетики, которые при пожаре выделяют токсичные вещества. Достаточно сделать несколько вдохов — и Вы можете погибнуть.

Держитесь за стены, поручни, при этом дыша через влажный носовой платок или одежду. Если концентрация дыма увеличивается, то пригнитесь, либо передвигайтесь ползком. Если Вы чувствуете повышение температуры, значит, Вы приближаетесь к опасной зоне, и лучше всего повернуть обратно.

Если из-за густого дыма, повышенной температуры и огня Вы не сможете выйти на улицу, нужно немедленно вернуться в квартиру.

Плотно прикройте за собой дверь, дверные щели и вентиляционные отверстия заткните мокрыми тряпками. В кирпичном доме единственная возможность проникновения огня к Вам в квартиру – через деревянную дверь.

Если поливать ее обильно водой, натиск огня она может выдержать, по крайней мере, до приезда пожарных.

Только от Вашей сознательности и культуры безопасного поведения можно избежать огненной беды. Помните об этом и берегите себя! 

Источник: www.78.mchs.gov.ru

07.04.2014 18:16

Источник: http://www.obzh.ru/mchsnews/dejstviya-pri-pozhare-2.html

«Действия при пожаре в школе»

«Действия при пожаре в школе»

    Пожар в школе либо в другом общественном здании опасен не только большим скоплением людей. Опасность состоит и в том, что человек обычно недостаточно знает пути спасения в случае угрозы жизни.

Печальный опыт показывает, что большинство в экстремальной ситуации пытается спастись знакомым путем, поэтому люди зачастую бегут прямо в огонь.

Чтобы этого не произошло, каждый, находясь в любом помещении, должен узнать, где находятся аварийный или эвакуационный, основной и запасной выходы.

    Каждый учащийся должен правильно и без паники действовать при пожаре в школе. Школьник, заметивший задымление, загорание или уже большое пламя, обязан немедленно сообщить об этом учителю или дежурному МЧС, позвонив по телефону 101.

 При этом нужно сообщить точный адрес, назвать свою фамилию, номер телефона с которого вы звоните и сказать, что горит. Первоочередность этого действия очень важна, поскольку, чем быстрее прибудут спасатели, тем легче и успешнее будет ликвидирован пожар и оказана помощь людям.

Не надо тратить времени на выяснение причин задымления и поиск места возгорания, потому что пожар тем временем может охватить большую территорию. Этому будет способствовать нередко встречающаяся отделка учебных помещений деревом, пластмассами и другими горючими материалами.

Не надо забывать и об особой опасности мастерских, а также физических и химических лабораторий.

    После получения сообщения о пожаре все учащиеся и взрослые должны покинуть помещение через основные и запасные пути эвакуации. Эвакуация проводится немедленно, из всего здания, независимо от размеров пожара. Причем в первую очередь эвакуируются учащиеся из кабинетов, где создалась наибольшая угроза жизни.

    Каждое школьное здание имеет не менее двух эвакуационных выходов: в случае невозможности использовать один, отрезанный огнем, для спасения используется другой.

В каждой школе также имеется план эвакуации на случай пожара или другого чрезвычайного происшествия. Обязанность всех учеников – ознакомиться с его содержанием и определить место расположения своего класса и пути движения при эвакуации.

План вывешивается на хорошо видимых местах, примыкающих к путям эвакуации, чтобы каждый имел возможность его изучить.

    При неорганизованной эвакуации может возникнуть паника, что, в свою очередь, часто заканчивается трагически. Это объясняется тем, что эвакуация начинается практически одновременно со всех выходов и имеет четкую направленность.

Например, в классе все ученики одновременно встают со своих мест и также одновременно направляются к выходу. Вследствие ограниченной пропускной способности эвакуационных путей и выходов создается толчея, что значительно уменьшает скорость движения.

Это приводит к противоречию: чем быстрее люди стремятся покинуть помещение, тем больше времени они вынуждены затратить на это. Чтобы этого не произошло, очень важными при эвакуации являются собранность, дисциплинированность и четкое выполнение распоряжений учителя.

Передвижение должно осуществляться организованно и без паники. При необходимости нужно оказывать помощь другим учащимся, особенно школьникам младших классов.

    Эвакуируясь с верхних этажей, используйте лестничные клетки. Не забудьте закрыть двери помещений, откуда проникает дым! Если помещение задымлено, то двигайтесь, пригнувшись к полу.

    В случае невозможности эвакуации из помещения обычным путем нужно спасаться через окна, если класс находится на первом этаже.

    Если загорание небольшое и пожар не принял угрожающих размеров, необходимо до прибытия пожарных тушить огонь имеющимися первичными средствами пожаротушения: огнетушителями, песком, водой (в том числе из пожарных кранов), плотным материалом.

    После вызова службы МЧС необходимо не забывать и о встрече спасателей-пожарных. Встречающий должен проинформировать прибывшее подразделение о сложившейся обстановке: есть ли угроза людям, где они находятся и т.д.

    Для того чтобы действия учащихся при пожаре были обдуманными и слаженными, в каждой школе ежегодно проводится «День защиты детей».

На этом мероприятии отрабатываются в виде тренировок действия на случай  возникновения пожара в школе. Относиться к этому необходимо серьезно и ответственно.

От ваших знаний и умений, полученных на этих «малых учениях», в реальной ситуации может зависеть ваша жизнь.

    На пожар, возникший в школе, надо вызывать и «скорую помощь». До ее прибытия пострадавшим оказывается первая доврачебная помощь.

При отравлении дымом пострадавшего выносят на свежий воздух и делают искусственное дыхание до появления самостоятельного.

У многих после нахождения в задымленном помещении могут наступить головные боли, рвота и ухудшение состояния. В таких случаях после эвакуации надо обратиться за помощью к медработникам.

    Полученные вами навыки при практической отработке действий по условному сигналу «пожар» в школе, могут пригодиться и при нахождении в других общественных местах, где может возникнуть пожар. Поэтому эти навыки будут полезными не только сейчас, но и в будущем, когда вы уже будете взрослыми.

    УВАЖАЕМЫЕ ДЕТИ, ПОМНИТЕ! Нельзя шутить с вызовом по телефону 101. Сделав ложный вызов, вы задержите приезд спасателей к настоящему пожару. Помните, что эти опоздания часто стоят людям жизни.

    «Пресекайте детские игры с огнем…»

Все наверняка не раз слышали русскую по­словицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих по­колений наших предков. И вообще, каждый раз, когда приходится прочесть или услышать эту или иную подобную пословицу, мы поража­емся, с какой меткостью и остроумием излага­ются в ней важные, значительные выводы.

Но, к сожалению, многие люди в своей по­вседневной жизни не только не считаются с опы­том наших предшественников, но и совсем забы­вают о нем или, того хуже, — его высмеивают.

Мудрость народных пословиц нередко по­стигается только тогда, когда мы на собствен­ном горьком опыте убеждаемся в их право­те; конечно, личный опыт и практика тоже имеют немаловажное значение. «НЕ ИГРАЙТЕ С ОГНЁМ!» — эта истина нам известна с детства.

     Вероятно, многие по­мнят, как родители пре­достерегали нас от иг­ры с огнем, когда мы пытались взять в руки спички или тянулись к тлеющему огоньку. А достаточно ли мы разъ­ясняли и разъясняем детям, какую опасность таит в себе баловство с огнем? К сожалению, не все родители задумыва­ются над этим.

     Пожары наносят большой ущерб людям и всему государству в целом. Тот, кто хотя бы раз видел пожар, знает, какое это страшное бедствие. Он не только губит материальные ценности, но порой уносит самое дорогое — че­ловеческие жизни. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет хотя бы малейшую ла­зейку. Огонь жестоко расправляется с теми, кто к нему относится небрежно.

Статистика пожаров говорит о том, что при­мерно каждый восьмой пожар в нашей стране вспыхивает от шалости детей с огнем. Каждый пятый погибший на пожаре — ребенок, не до­стигший совершенно­летнего возраста. Спра­шивается, почему так много пожаров проис­ходит от шалости детей с огнем?

Это случается пото­му, что многие родите­ли, заботясь о жизни и здоровье своих чад, бы­вают в то же время не­внимательны к вопро­сам пожарной безопас­ности и не осуществля­ют должного контроля за играми детей.

Мы привыкли к при­мелькавшимся лозун­гам: «Спички — не иг­рушка», «Шалость с ог­нем опасна» и т.п. Но порой забываем, что за­претное вызывает инте­рес у ребят, тем более коробки спичек, пачки папирос с яркими, кра­сочными этикетками.

ВЗРОСЛЫЕ! Помните, что дети, предоставлен­ные самим себе, играя со спичками, являются невольными виновниками пожаров.

ХРАНИТЕ спички, папиросы, керосин в мес­тах, недоступных для малолетних детей. При­чем прятать это нужно так, чтобы у ребенка не возникло подозрения о наличии запретных вещей в доме, иначе любопытство может взять верх над запретами.

    Надо всегда помнить, что ребенок очень любознателен, он вниматель­но следит за действиями взрослых и в своих играх и забавах подражает им. Ребенок видит, как мать зажигает спички, газ, включает эле­ктронагревательные приборы. Ребенку всё это настолько интересно, что, оставшись дома один без присмотра, он попытается повторить то же самое.

   Или возьмем другой пример. Отец зажигает спичку и прикуривает, а за его действиями зорко следит сынишка. Он за­интересовался, как это отец умеет пускать дым, и хочет не­пременно попробовать сделать так же.

А разве не бывает так, что любящий отец разрешает сынишке или дочке зажечь спичку и поднести папе, чтобы тот прикурил? Казалось бы, это пустяк, но…

Спичечная коробка побы­вала в руках ребенка, так поче­му бы ему не взять ее еще раз, когда дома никого не будет?

Или такой пример. Родите­ли, играя с ребенком, строят домик из спичечных коробков, учат его на спичках считать. Ребенок усвоил, что спички — игрушки, не зная, какой опас­ности подвергают его любящие родители. Вряд ли задумыва­лись родители, к чему могут привести их необдуманные действия.

Часто бывает так: мамаша-домохозяйка отлучается из дому по делам, а ребенка ос­тавляет одного без присмотра взрослых, дав ему побольше игрушек. Даже не спрятав спички, она закрывает дверь на замок и уходит, не поду­мав о том, какой серьезной опасности подвергает жизнь ребенка, оставленного крытой     квартире, если воз­никнет пожар. 

Для любой матери всего до­роже здоровье и жизнь ее де­тей. Но не всегда родители по­ступают разумно. Порой они сами способствуют гибели сво­их малышей.

   У детей отсутствует защит­ная реакция на пожарную опасность, свойственная взрос­лым. Большинство из них не знает, что надо делать во вре­мя пожара, чтобы уцелеть. Они прячутся под кровать, под одеяло, в шкафу.

Отыскать их в задымленных помещениях очень трудно.

И большинство детей гибнет на пожарах не от высокой температуры, а от ды­ма, насыщенного ядовитыми продуктами горения привыч­ных и полезных в быту вещей (синтетические вещи, полиро­ванная мебель, лаки и т.д.).

   Подумайте, уважаемые роди­тели, все ли дети могут пра­вильно занять свое свободное время? Как часто можно уви­деть малышей, слоняющихся без дела! На улице от этого «не­чего делать» они разводят ко­стры, поджигают мусор. Осо­бенно мальчишки любят поиг­рать с огнем.

Анализируя пожары, про­исшедшие от шалости детей с огнем, можно сделать вывод, что в конечном итоге не дети, а взрослые виноваты, посколь­ку мало внимания уделяют ор­ганизации досуга детей.

А как часто мы, взрослые, спокойно проходим мимо, не обращая внимания на детей, играющих у костра! Дети раз­махивают горящими ветками, бросают в костер предметы, ко­торые взрываются в огне.

Взрослые считают это невин­ными забавами — мол, дети есть дети. Им всё надо знать, всё потро­гать своими руками, везде сунуть свой нос.

Ну и, конечно, всё за­претное оказывается для них самым инте­ресным.

Вернемся к тому, с чего начинали: особен­но их притягивают спички. А если спич­ки попадают в детские руки, то это, как пра­вило, приводит к по­жару.

Любое, даже неболь­шое загорание по вине детей, должно настораживать родителей и работников шко­лы. Но не ограничивайтесь только одними запретами, ста­райтесь ярко и убедительно объяснить детям, чем может закончиться игра с огнем. По­мните, что любая игра детей с огнем должна немедленно пре­секаться.

ИЗБЕГАЙТЕ, чтобы дети иг­рали в сараях, на чердаках, в подвалах домов, не поручайте им присмотр за электрически­ми и нагревательными прибо­рами и не оставляйте их дома одних. От шалости детей с огнем, прежде всего, страдают са­ми малыши.

Не разрешайте детям раз­водить костры и бросать в них огнеопасные предметы, иг­рать со спичками, самостоя­тельно включать электрона­гревательные приборы и те­левизоры.

Во избежание пожаров не разрешайте школьникам чи­нить электроприборы и вы­полнять другие электромон­тажные работы дома без учас­тия взрослых.

    ПОМНИТЕ! Здоровье ваших детей, сохранность личного и общественного имущества во многих случаях зависят от взрослых. Повседневно объясняйте детям, что спички – не игрушка, они приводят к несчастью, к трагическим случаям.

«Обезопасьте свою жизнь…»

    Значительную часть жизни человек проводит в своем доме, квартире, на даче. Кажется, это единственное место, где нам ничего не угрожает.

Однако, как показывает статистика, большая часть погибших в огне расстались с жизнью, находясь дома. Эти пожары были обнаружены соседями, случайными прохожими, когда вероятность спасения хозяев была уже невелика.

Как правило, случаи гибели происходят ночью, люди находятся в состоянии сна и получают отравление угарным газом.

    Как же вовремя почувствовать смертельную опасность?

    Единственным средством спасения жизни является автономный    пожарный  извещатель.

    Малогабаритный и недорогой прибор устанавливается в помещении жилого дома и не требует специальных навыков и дополнительных расходов по эксплуатации. При появлении в помещении дыма извещатель выдает очень громкий прерывистый звуковой сигнал тревоги, который тут же поднимет на ноги даже погруженного в самый глубокий сон человека.

     Установив автономный пожарный извещатель у себя в доме, вы защитите себя и своих близких от возможной беды.

      В случае пожара немедленно сообщайте об этом по телефону 101. При этом необходимо назвать адрес, место возникновения пожара, наличие в доме людей, а также сообщить свою фамилию. 

Источник: https://zabolot.schools.by/pages/dejstvija-pri-pozhare-v-shkole

Как провести урок пожарной безопасности

Рассмотрим структуру проведения урока по пожарной безопасности. Учитываются особенности школьников всех возрастов, предполагается самостоятельная исследовательская работа учащихся.

Рассматривается природа и свойства огня, причины пожаров, правила поведения при возгорании дома и в школе, а также отдельные ситуации, которые могут возникнуть при пожаре.

Вся информация несет практическую направленность и преподносится системно, доходчиво и детально.

Про пожарную безопасность говорят очень много, но зачастую оказывается, что детям не хватает конкретных практических знаний. В их понимании отсутствуют структура и четкие алгоритмы действий в случае пожара или задымления. Чтобы восполнить эти пробелы, в классах проводятся уроки пожарной безопасности. 

Главная цель учителя – это профилактика возгораний и пожаров, виной которых стали дети и подростки. А также сокращение количества травм, ожогов и смертей в чрезвычайных ситуациях.

Не так просто вызвать у детей интерес к теме и выработать у них привычку следовать требованиям пожарной безопасности.

Проводя такие уроки, я старалась сделать это интересно и ярко, чтобы ученики хорошо восприняли эти важные знания. Для этого использовала наглядные материалы, видеоролики и предлагала учащимся самостоятельно добывать знания.

Хорошо проходит в таких случаях работа в группах, а младшим школьникам очень нравится игровая форма занятий.

Организационный момент

Здесь важно сразу заинтересовать учащихся, чтобы тема их затянула. В младших классах можно начать с загадок или мультфильма, после которых логичным будет вопрос: «Дети, чем мы сегодня будем заниматься?»

Для средних и старших детей подойдет популярная сейчас социальная реклама по теме «Пожарная безопасность». Такие ролики в большом количестве есть на YouTube. 

Я с небольшой группой ребят ставила трех-пятиминутные агитбригады. Также можно за несколько недель до урока попросить инициативную группу написать сценарий и снять свою социальную рекламу.

Желательно под вашим контролем или с помощью кого-то из родителей. Дети сейчас легко обращаются с техникой, и многие из них умеют монтировать видео со своих мобильных.

Конечно, очень интересно начинать урок с такой творческой работы. 

Другой вариант начала – поделиться с ребятами статистикой за прошедший год, которую тоже легко можно найти в интернете. Вот универсальная схема, куда можно вставить сведения:

«В 20__ году в России произошло ____ пожаров. В огне погибло ____ человек. Ущерб составил ______ млн рублей».

Можно привести примеры и подробнее рассказать про случаи пожаров и о погибших от огня в вашем городе. Это вызовет эмоциональный отклик у детей.

Определение темы урока и постановка целей

Лучше не сообщать тему и цели заранее, а сформулировать их вместе с учащимися. Тему после вводной части определить будет несложно. А для определения целей можно задавать различные наводящие вопросы. Я начинала беседу так:

  • Что вам было бы полезно и интересно узнать о том, как обезопасить себя от пожаров?
  • Где и в каких обстоятельствах может начаться пожар?
  • Если бы сейчас в комнату повалил дым, смогли бы вы четко и без паники предпринять все необходимые действия?
  • Можете ли вы сейчас с ходу назвать 5 предметов, которые горят быстрее всего, и 5 предметов, которые почти не поддаются возгоранию?
  • Из-за чего пожар может начаться дома? Сможете ли вы при этом сохранить спокойствие и четко выполнить все необходимые действия для спасения себя и окружающих?

При ответе на эти вопросы будут возникать ответы, из которых легко можно сформировать цели. Среди целей могут быть:

  • понять природу и свойства огня,
  • изучить причины пожаров и научиться правильно действовать в различных ситуациях, связанных с огнем,
  • разобраться, как правильно обращаться с бытовыми приборами и открытым огнем, чтобы обезопасить себя,
  • изучить алгоритм действий при пожаре.

Огонь – друг и враг

Дети так привыкли к использованию огня в быту, что и не задумываются о его природе и свойствах. Можно обратить внимание учащихся на то, что огонь – одно из величайших чудес природы. 

С младшими и средними школьниками интересно будет совершить экскурс в первобытное прошлое и вспомнить, как добывали огонь наши предки и для чего использовали.

Затем интересно будет разобрать мифы, сказки или легенды об огне. Это могут быть короткие выступления детей, презентации, а самые творческие педагоги могут поставить двух-трехминутную сценку на основе одной из историй. 

Самый известный миф об огне – это миф о Прометее, который похитил огонь с Олимпа у самого Зевса. Он принес это чудо людям, чтобы сделать их жизнь проще. Так зародилась цивилизация. Но сам герой был в отместку прикован богами к скале, где ежедневно подвергался жестокому наказанию. 

Историческая справка

Со старшими и средними школьниками можно провести исторический экскурс. Подойдут короткие презентации и доклады учеников. В качестве тем можно раздать:

  • большой пожар в Лондоне 1666 года,
  • история о том, как Герострат сжег прекрасный храм богини Артемиды,
  • московский пожар 1470 года, когда осталось всего три двора на весь город,
  • великий пожар эпохи войны с Наполеоном, когда Москву сожгли намеренно,
  • пожар в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерове в 2018 г.

Как возникает горение?

Чтобы избежать пожара, важно понимать, как именно он может вспыхнуть. 

Эту часть урока можно начать с вопроса: «Что нужно для того, чтобы возникло пламя и началось горение? От каких составляющих это зависит?» 

Ответы детей можно объединить в следующую формулу: горючие материалы + воздух или другой окислитель + объект возгорания = пожар. Иногда добавляют четвертую составляющую – человек. Ведь больше чем девяносто процентов всех пожаров случается из-за неосторожных действий людей. 

Как скоро пожар распространится и нанесет ущерб? Нужно объяснить, что это зависит от того, насколько хорошо горят материалы там, где произошло возгорание. 

Разберите с детьми различные материалы на горючие и негорючие.

СОВЕТ: Можно провести эту работу с карточками. Написать на них разные материалы и попросить у детей самостоятельно выполнить разделение – у доски, по парам или в группах.

Или же разбить учащихся на три группы и попросить одну из них отобрать только горючие, другую – трудногорючие и третью – негорючие материалы.

Для меня самый быстрый и удобный вариант, когда один человек распределяет карточки с картинками у доски, а остальные работают в парах. Потом происходит сверка. 

1. ГОРЮЧИЕ

К этой группе относят те, что при возгорании легко воспламеняются, прогорают и тлеют. Например, древесина, уголь, картон, хлопок.

2. ТРУДНОГОРЮЧИЕ

Это те материалы, которые при воздействии огня  воспламеняются, но до конца не горят. Например, специальные строительные материалы – пенобетоны с наполнителем из полистирола. 

3. НЕГОРЮЧИЕ

Это те материалы, которые не возгораются. Они не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются. В качестве примера можно привести строительные материалы – песок, глину, цемент, кирпич.

Причины пожаров в зданиях

Далее можно перейти к причинам пожаров. Самое главное – разобрать пожароопасные ситуации в помещениях: дома, в гостях, в школе, в клубах, в кафе, на дискотеках. 

Начать хорошо с вопроса: «Как вы думаете, из-за чего чаще всего начинается пожар? Какие действия человека на это могут повлиять?»

Можно выписать ответы детей на доске, дополнив их при надобности.

Причины: 

  • спички лежат на видном месте, когда в доме есть маленькие дети,
  • работает тостер, и никто за ним не присматривает,
  • мусорное ведро заполнено и стоит недалеко от плиты,
  • сковородка повернута ручкой к зажженной конфорке,
  • одежда развешена над плитой или возле обогревателя,
  • в доме кто-то курит и не гасит за собой окурки,
  • шнуры для электроприборов повреждены, видны голые провода,
  • сушилка для посуды стоит над плитой,
  • лампа накрывается сверху тканью,
  • оконная занавеска висит недалеко от плиты или обогревателя,
  • любые электроприборы работают длительное время без контроля,
  • на елке не выключаются электрогирлянды и т. д.

С младшими школьниками можно нарисовать агитационные рисунки по теме предотвращения пожаров и развесить в классном уголке. Так информация будет восприниматься детьми эффективнее.

Что делать при пожаре? Исследовательская работа

Детям может казаться, что эта тема им прекрасно известна, потому что она на слуху. Но на деле знания учащихся могут быть очень поверхностными. Так что важно не просто проговорить правила, а привлечь внимание детей, чтобы они сами извлекли нужные знания. 

Например, можно дать работу в группах – составить алгоритм действий в разных ситуациях:

  • если в квартиру повалил дым,
  • если загорелся электроприбор,
  • если почувствовали запах гари,
  • если загорелась елка и т. д.

С младшими школьниками можно провести эту работу в игровой форме. Например, разыграть сценки «Действия при пожаре». 

Все алгоритмы действий, которые дети составят сами, следует обсудить в классе и дополнить. 

Со старшими и средними детьми работу в группах можно заменить на тематическое тестирование или викторину.

Что делать при пожаре? Правила поведения

В результате исследовательской работы дети сами вспомнят многие правила. Следующий этап – это свести всё в систему, составить общие алгоритмы для всех и дополнить недостающие звенья. 

  1.  При пожаре не паникуйте, возьмите себя в руки – это может спасти вам жизнь. Здраво оцените происходящее и продумайте план действий. Если рядом есть взрослые – найдите тех, кто может вам помочь. 
  2. Сразу же звоните в пожарную охрану. Стационарный телефон – «01». С мобильных устройств – «101» или «112».
  3. Покидая комнату с очагом возгорания, плотно закройте дверь. Тогда огонь не перейдет на остальное помещение. 
  4. Если выход заблокирован, попытайтесь выбраться через балкон. Если и это не представляется возможным, отгородитесь от горящей комнаты тряпками и тяжелыми предметами и ложитесь на пол. Дышите через смоченную ткань. Так можно продержаться некоторое время, пока подоспеют пожарные. 
  5. При сильном задымлении ползите к выходу по полу, дыша через мокрую тряпку. 
  6. Не старайтесь спасти свои любимые вещи, главное – позаботиться о себе и по возможности о других людях.
  7. Если есть такая возможность, постарайтесь вывести  детей и стариков, ведь сами они не смогут о себе позаботиться. Главное – увести их на безопасное расстояние от возгорания, с учетом, что может случиться взрыв. 
  8. Если вы покинули место пожара, предоставьте все необходимые сведения пожарным: где горит, что вы видели, где могут быть люди.

Экстренные ситуации

Не ограничивайтесь общими правилами, рассмотрите с ребятами различные ситуации, чтобы углубить материал. Вот ценные рекомендации, которые пригодятся ученикам в критической ситуации. 

  1. Если ваша одежда загорелась, не бегите – это еще больше усилит горение из-за взаимодействия с воздухом. Ваша цель – снять с себя всё, и чем быстрее, тем лучше. Хорошо, если рядом есть лужа или снег – ложитесь и начинайте кататься там. Если нет, катайтесь по земле. Также можно быстро завернуться в плотную ткань: покрывало или пальто. Но только не с головой – так можно задохнуться от дыма. Когда справитесь с огнем, не обдирайте сами лоскуты одежды с поврежденных частей кожи – предоставьте это врачу.  
  2. Если загорелся бытовой прибор, сразу же выдерните его из розетки, а потом вызывайте пожарных. Эвакуируясь из квартиры, где остался горящий прибор, затворите все окна. Воздух усиливает горение. 
  3. Если входная дверь горит, не открывайте ее, ведь тогда огонь попадет в коридор. Попытайтесь связаться с соседями по лестничной клетке или людьми на улице, чтобы потушили дверь снаружи. А вы в это время поливайте дверь из таза или ведра изнутри.
  4. При горении телевизора сразу же выдерните его из розетки или же вырубите электричество в квартире. Так как при таком пожаре выделяется много токсичных веществ, всем необходимо покинуть помещение. Сверху телевизора попробуйте накинуть плотную ткань. Если не помогает, залейте воду в отверстия сзади. Но стойте при этом подальше и сбоку: может произойти небольшой взрыв. 
  5. Если вы или кто-то рядом с вами получили ожог, подержите поврежденную часть тела в холодной воде. Потом аккуратно заверните ожог в сухую и чистую ткань или забинтуйте. Не пользуйтесь мазями и маслом – это может ухудшить ситуацию. Затем нужно выпить обезболивающее и ждать врача. При этом пить чай и быть завернутым во что-нибудь теплое.
  6. Если в подъезде случился пожар, не выходите туда. И не пытайтесь воспользоваться лифтом: он может остановиться, и вы застрянете. Закройтесь в квартире, обложив выход мокрыми полотенцами. Находитесь на балконе или у окна, кричите прохожим на улице, что вам нужна помощь.   

В любом случае при малейших признаках возгорания, задымления, запаха дыма нужно вызвать пожарную охрану. А также оповестить всех в здании. 

Можно предложить учащимся составить план эвакуации из своей квартиры. Нарисовать схему жилья – все комнаты вместе с мебелью. А затем разработать план действий в случае возгорания на кухне, в спальне и т. д.

Пожарная безопасность в здании школы

В школе дети зачастую проводят не меньше времени, чем дома. Поэтому важно четко запомнить правила эвакуации. Тем более, из-за большого количества людей в помещении покинуть его гораздо сложнее, и на это нужно больше времени. Если не действовать организованно, возникнет паника. 

  1. Закройте дверь комнаты, где горит огонь. Это помешает распространению дыма и не даст пожару быстро распространиться под влиянием воздуха.
  2. Поднимите тревогу – не стесняйтесь громко кричать о пожаре.
  3. Сообщите о возгорании учителям и работникам школы, чтобы они начали организованную эвакуацию из здания.
  4. Сообщите в пожарную охрану, указав этаж и место возгорания.
  5. Вспомните, как вы действовали при учебных эвакуациях. Слушайте указания учителя, встаньте в организованный строй, двигайтесь со всеми. Это поможет избежать паники.
  6. При задымлении закрывайте лицо мокрой тканью, передвигайтесь пригнувшись: внизу меньше всего дыма.
  7. На безопасном расстоянии от школы посчитайтесь и убедитесь, что все одноклассники на месте. Если кого-то не хватает, сообщите пожарным, указав схему вашего маршрута. 

Завершая урок, сделайте выводы. Спросите, что ребята сегодня узнали нового и как им это может пригодиться в жизни. Со старшими школьниками можно закончить работу тестированием с самопроверкой, с младшими – тематическими рисунками, играми или мультфильмом.

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/teacher/provedenie-uroka-pozharnoy-bezopasnosti/

Ссылка на основную публикацию