Для быстрого переход на нажмите на название раздела.
Внимание — это способность любого человека воспринимать какую-то информацию, причем из огромного потока различных сигналов наш мозг отфильтровывает только самые значительные, важные именно ему.
Иными словами, такая функция человеческой мозговой деятельности как внимание является своеобразным фильтром, который пропускает нужное и удаляет лишнее.
Если такого не будет происходить, то мы просто устанем воспринимать и осмысливать все подряд, будем быстрее утомляться и в конце концов перестанем получать хоть какую-то информацию.
1.У всех людей внимание развито по-разному — кто-то может запомнить сразу лишь одно-два события, то есть его мозг акцентируется на чем-то одном, у кого-то этот показатель больше. То есть у внимания есть объем, и если он небольшой, то мы не можем сразу воспринять несколько различных ситуаций.
2. Кроме того, внимание должно быть устойчиво, т.е. в течение некоторого определенного времени оно не переключается на что-то другое, не утихает, но в то же время и свободно — по желанию должно переключиться на что-то иное. Бывает, что ребенок сидит, играет, и занять его чем-то другим, отвлечь очень сложно. Это как раз и есть такой случай.
3. И, наконец, третий показатель внимания — его избирательность, то есть способность из всего потока информации выбрать ту, которая на тот момент является самой важной.
Внимание следует развивать, тогда можно без труда делать сразу несколько дел, причем все они будут получаться. Какими же способами внимание ребенка можно развить, как можно активировать скрытые способности мозга ребенка на внимание?
Для этого необходимо усердно играть — тренироваться. Например, существует комплекс упражнений на развитие внимания, увеличение его объема, тренировку усидчивости, избирательности.
Существует множество игр, которые непременно заинтересуют вашего малыша.
Как развить внимание ребенка, интересно играя
Не стоит забывать, что внимание у детей дошкольного возраста непосредственно связано с игрой, пока ребенку интересно он будет играть и заниматься. Интерес пропал – игра закончилась.
С начало ребенок сосредоточено играет 10 минут, потом врем игры, постепенно увеличивается, вырастает до 2 часов. Самые юные дошкольники могут играть 20 – 40 минут, а вот дети старшего дошкольного возраста 1,5 часа, и даже делать перерывы в игре, и возможно на несколько дней.
Взрослый организует деятельность ребенка, старается вызвать интерес и поддержать его, так же взрослый показывает способы, как можно удержать внимание. Ребенок все впитывает в себя и со временем ребенок самостоятельно начинает управлять своим вниманием.
Развивающие игры на внимание
Игры на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания
1.Стоит найти два одинаковых изображения из множества похожих иллюстраций.
Выберете нужные Вам картинки
2.Найти и указать отличия на изображениях.
- Выбрать картинку и распечатать бесплатно
- Выбрать книгу найди отличия
- 3. Найти не парную картинку
4. Лабиринты, такие задания помогают развивать концентрацию внимания и пространственное мышление.
Лабиринты для развития внимания
Выбрать и распечатать бесплатно лабиринт бесплатно можно здесь «Лабиринты для детей распечатать»
5. Задания на развитие концентрации
внимания.
Выбрать и скачать бесплатно «Какие картинки ты видишь»
Развиваем внимание и память
6. Выполи по образцу или дорисуй узор.
«Повтори узор» или «Выполни по образцу» выбери свою картинку бесплатно
Дорисуй по образцу
Задания на развитие избирательности внимания
Надо найти и выделить различные группы предметов.
Раздели предметы на группы или объедини предметы в группы по определенному признаку.
Выбрать картинку для развивающей игры «Раздели предметы на группы»
Развиваем устойчивость и учимся переключать внимание.
Например: «Угадайка» Вы говорите слова ребенку, и просите его хлопать в ладоши, тогда когда тот услышит, например, растение.
Шкаф, кастрюля, стул, кошка, собака, вилка, ложка, мак () и т.п.
- Или предложите вставать тогда, когда ребенок услышит животное.
- Комод, береза, поле, машина, парта, конфета, лошадь ().
- А дальше, объедините эти два варианта, хлопать — когда растение, вставать – когда животное.
Автобус, сковорода, компот, мед, коробка, собака (встал), книга, телевизор, ель (хлопнул), заяц (встал) и т.п.
Очень интересно играть в такую игру, когда несколько детей, азарт и желание победить делают игру очень увлекательной.
- Если ребенок знает цифры, то отличная тренировка переключения внимания красно черные таблицы Шульте.
- Как заниматься
- — Найдите числа от 1 до 12
- -Найти числа в обратном порядке от 12 до 1
- — Ищите цифры по очереди сначала черные от 1 до 12, потом красного цвета от 1 до 12 и в обратном порядке.
Настольная развивающая игра «Внимание»
Повышаем уровень распределения внимания
Ребенку предложите рисовать круги на листе бумаги, и одновременно считать хлопки, которыми будут сопровождаться рисование. Ребенок рисует и считает, вы – хлопаете. Время упражнения -1 минута. По окончании задания, посчитайте количество кружков и сосчитанное количество ударов, чем больше кружков и правильно посчитано хлопков, тем лучше.
Рисуем двумя руками
Скачать и распечатать картинки для рисования двумя руками «Перейти и распечатать»
Формируем устойчивое внимание
- Игра «Данетка».
- Ведущий говорит: «К нам приехала барыня, и велела «да» и «нет» не говорить, черное с белым не носить»
- И задаете каверзные вопросы, чтобы отвечающий отвечал запрещенные слова.
-Вы поедете на бал?-Какого цвета наденете платье?-Я хочу надеть красное платье.-А разве красное вам к лицу?— Мне просто нравится красный цвет-Это будет бальное платье?-Бальное.
-Ваше бальное платье будет длинным?-Да (Проигрыш)
А перед этим конечно стоит ребенку показать на примере, как должна выглядеть игра.
Или еще вариант, — «Следи за тем, что говоришь». В ней ведущий (родитель) задает вопросы, а ребенок должен внимательно обдумывать свой ответ. В правилах заранее обговорите что нельзя — например, произносить цифры от 5 до 10, говорить да/нет, избегать в ответе какую-либо букву или что-то другое. Потом поменяйтесь местами, поддайтесь ребенку, чтоб он чувствовал и свои удачи.
Играя 10 минут в день вы отлично поддержите мозг ребенка в тонусе, а так же разовьете внимание и мышление ребенка!
- Такая тетрадь должна быть у каждого ребенка
- Учимся быть внимательными. Рабочая нейротетрадь
- Каждая книга серии «Рабочие нейротетради» — это уникальный сборник суперэффективных заданий, которые действительно развивают способности ребёнка и улучшают работу его головного мозга.
- Смотрите так же:
Источник: https://promany.ru/rubriki/kak-razvit-vnimanie-u-rebenka.html
Задачки для ума. Развиваем память и мышление детям 4,5,6 лет
Категория: Подготовка ребенка к школе
Цель этих дидактических игр — помочь взрослым — родителям или воспитателю — подготовить малыша к школьному обучению, развить у него память, внимание, мышление. На каждой страничке малышу предлагается выполнить задание, задания рассчитаны на детей 4,5,6 летнего возраста (дошкольников). Выполняя задания, детки научатся сравнивать и рассуждать, разовьют способность логически мыслить. Мы надеемся, что эти занимательные задачки для ума помогут вашему малышу стать более внимательным и сообразительным.
4-5 лет
На каждой картинке предложите ребенку подобрать по аналогии недостающий предмет, выбрав его из рамки внизу картинки.
Хорошо, если малыш самостоятельно объяснит свой выбор, например: «Колесо — это часть машины, а окно — это часть дома. Остальные предметы не подходят, потому что это не части дома».
Если ребенок затрудняется или дает неправильный ответ, подскажите ему, но не отвечайте полностью за него.
5-6 лет
На каждой картинке помещены 3 вида заданий. Читая с ребенком текст первого задания, постарайтесь подтолкнуть его к самостоятельности, к творческому подходу в решении.
- Выполняя второе задание, объясните малышу, что из определенного набора предметов нужно вычесть или добавить другие предметы и нарисовать получившийся ответ.
- При выполнении третьего задания ребенку предлагается установить закономерность и подобрать подходящую пару к предмету по аналогии.
Теперь задачки на развитие памяти. На каждой картинке малышу предлагается выполнить задание в верхней ее части. В нижней части листа нарисовано шесть ничем не связанных между собой предметов, их нужно запомнить, закрыть картинку и назвать все предметы.
Прошло 30 минут? Все, заканчиваем урок. С дошкольниками не стоит заниматься более 30 минут за одно занятие, они быстро утомляются. И не забывайте хвалить ребенка за правильно выполненные задания!
Рейтинг: 5 / 5
© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу — специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)
Источник: https://7gy.ru/rebenok/podgotovka-k-shkole/887-zadachki-dlya-uma-razvivaem-pamyat-i-myshlenie-detyam-4-5-6-let.html
Упражнения и игры на развитие памяти и внимания для детей 5-6 лет
Внимание – это элемент восприятия, мышления и памяти, благодаря которому человек может воспринимать информацию избирательно, концентрируясь на том, что ему сейчас важно и интересно. Без этой способности обучение было бы невозможным.
Но маленькие дети крайне неусидчивы, и порой добиться от них концентрации на каком-то одном занятии довольно трудно.
Расскажем о свойствах внимания и особенностях его формирования у дошкольников, а также о том, какие игры можно использовать для его развития.
Свойства внимания и особенности развития
Внимание бывает нескольких видов. Заметьте, что маленьким детям больше свойственно непроизвольное, или непреднамеренное, внимание.
- Непроизвольное — концентрация на заинтересовавшем объекте, например на ярком предмете.
- Произвольное – когда возникает необходимость сосредоточиться на чем-либо с определенной целью и требуются волевые усилия.
- Послепроизвольное – когда происходит снятие волевого напряжения и ребенок уже с интересом выполняет какую-либо деятельность.
Произвольное внимание у дошкольников развивается в основном благодаря усилиям взрослых. Родители дают понять ребенку, что нужно сделать, чтобы получить определенный результат.
Например, чтобы получить десерт, нужно помыть за собой посуду. Малыш прикладывает усилия, чтобы сосредоточиться на занятии, так как у него есть мотивация.
В процессе мытья ему может понравиться возиться с водой и тарелками, поэтому из произвольного его внимание переходит в послепроизвольное.
Также существует слуховое и зрительное внимание. Например, когда взрослый учит ребенка, переходя дорогу, смотреть по сторонам – он тренирует зрительное внимание. А когда учит различать сигналы автомобиля, гудок поезда или светофора – развивается слуховое.
У внимания есть свойства, на развитие которых и будут направлены упражнения.
- Объем – это количество информации, которое человек может удержать в сознании.
- Сосредоточенность – способность сконцентрироваться на чем-либо.
- Устойчивость – способность долго сохранять сосредоточенность.
- Переключаемость – умение переводить внимание между разными объектами.
- Распределение – способность уделять внимание одновременно нескольким делам или объектам.
У дошкольников эти свойства развиты слабо. Именно поэтому малыши не могут заниматься долго одним и тем же. Это объясняется особенностями детского развития: психика ребенка просто устает, так как воля еще только начинает формироваться и требуется много сил для того, чтобы сосредоточиться.
Для развития необходимо включать упражнения, начиная с более простых и постепенно усложняя задачи. Очень важно добавлять игры на развитие памяти, так как это позволит постепенно увеличивать объем воспринимаемой информации и разнообразить сами задания.
Иногда требуются вспомогательные препараты для концентрации внимания. Если вы заметили, что ваш малыш слишком рассеян или гиперактивен, обратитесь к своему педиатру, чтобы он выписал рецепт.
Примеры игр и упражнений
Чтобы правильно подобрать игры на развитие памяти и внимания, ориентируйтесь на следующие правила – так ребенку будет интересно и не слишком сложно.
- Для детей 5-6 лет лучше подобрать подвижные игры или с элементами творчества, позже – дидактические.
- Сначала старайтесь разделять упражнения, развивающие слуховое и зрительное внимание, иначе малыш запутается.
- Меняйте игру, как только заметили, что ребенок потерял к ней интерес или начал баловаться или уставать.
Существуют целые картотеки игр и пособия, где вы можете подобрать упражнения индивидуально под своего ребенка. Сейчас это все можно найти в форме презентации или видеоформате для вашего удобства.
Рассмотрим, какие можно использовать игры и как правильно усложнять их с возрастом.
Подвижные игры на развитие слухового внимания
Цель: научить ребенка концентрировать внимание на каком-либо звуке или слове и ориентироваться в пространстве.
- «Звон». Это игра напоминает «Прятки», только вы берете с собой погремушку или колокольчик, можно даже использовать хлопок в ладоши. Попросите малыша отвернуться к стене и досчитать до 5, а сами спрячьтесь в другой комнате. Когда ребенок скажет «Я иду искать!», хлопните 2 раза или позвоните. Он должен вас найти по звуку. Меняйтесь местами, чтобы малышу не надоедало.Есть и усложненный вариант. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, ориентируясь только на звук. Желательно не уходить в другую комнату, чтобы ребенок не ушибся и не споткнулся. Такое веселое упражнение хорошо проходит в компании детей.
- «Елки-палки», или «Елки-пеньки». Объясните малышу, что елки высокие, а пеньки низкие, поэтому когда он услышат слово «пеньки», ему нужно будет присесть, изобразив пенек, а при слове «елки» – встать и потянуть руки вверх. Ребенок будет ошибаться, что обычно сопровождается веселым смехом.Усложненный вариант. Теперь вы, говоря «елки», опускаете руки вниз и слегка присаживаетесь, чтобы запутать малыша, и наоборот. Объясните ему, что он должен концентрироваться только на том, что вы говорите. Сначала ваши движения будут сбивать его, а потом он научится избирать нужную информацию.
Подвижные игры на развитие зрительного внимания
Цель: научить концентрироваться на зрительном образе и тренировать память.
- «Что поменялось местами?» Расставьте предметы (желательно яркие и запоминающиеся) на столе, стуле, кресле и диване (4 предмета будет достаточно). Попросите малыша запомнить, какой предмет и где находится. Затем он должен отвернуться, а вы – поменять два предмета местами. Когда малыш повернется, ему нужно будет сказать, что изменилось и вернуть предметы в нужное положение. Усложненный вариант. Постепенно увеличивайте количество предметов и уже не просто меняйте их местами, а перекладывайте вещь вообще в другое место (например, на подоконник). А ребенок должен будет ее найти.
- «Дождик-солнышко». Нарисуйте на одной карточке дождь, а на другой солнце и скажите малышу, что когда пойдет дождь, нужно спрятаться под навес (стол, одеяло или зонт), а когда выглянет солнышко, нужно выбежать и танцевать. Показывайте ему ту или иную карточку.Усложненный вариант. Используйте картинки «лето», «зима», «осень», «весна» и следующие действия: если «зима» – нужно накинуть на себя куртку (или одеяло), если «весна» – надеть галоши. Если «осень», то схватить зонтик, а если «лето» – петь и танцевать.
Дидактические и командные игры
Игры в компании очень нравятся подросшим малышам. Можно использовать следующие варианты.
- «Ключики». Ключи вы можете нарисовать или использовать настоящие, среди них должны обязательно быть одинаковые пары. Попросите ребенка подобрать эти пары. Пусть внимательно рассматривает, совпадают ли ключи. Дальше усложняйте игру: нужно будет убрать ключ из одной пары, а ребенок должен определить, какого ключа не хватает.
- «Какая буква повторяется?» Эта игра подходит для старших дошкольников и детей младшего школьного возраста, так как ребенок должен хорошо знать алфавит. Необходимо повторять друг за другом слова, начинающиеся с одной буквы, а малыш должен сказать, что это за буква. В усложненном варианте нужно загадать слово, которое также ребенок должен разгадать по буквам. Буквы записывайте или складывайте из магнитов или карточек.
- «Скрытые картинки». За хаотичными линиями нарисован какой-либо предмет, который нужно назвать. Картинки можно распечатать или нарисовать самостоятельно. Упражнение подходит детям от 5 до 7 лет. Дошкольникам предлагайте картинки с одним скрытым предметом, а школьникам – с 2 и 3. Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть картинка.
- «Запрещенное слово». Игра хорошо проходит в команде, можно даже играть на выбывание или за очки. В этой игре можно использовать мяч. Выберите какое-то слово или фразу, например «зеленый», и скажите малышу, что если он услышит это слово, то мяч ловить нельзя, а если не услышит, то можно. И говорите ему: «На траве сидел кузнечик!» (ребенок ловит мяч и возвращает вам), «А трава была зеленой!» (малыш отбивает мяч).
- «Запомни цвет». Это командная игра для 3-4 человек, с возрастом можно увеличивать количество участников. Раздайте детям ленты разных цветов или платки, которые нужно будет повязать на шею. Попросите ребенка запомнить, у кого какая лента. Затем он должен отвернуться, а остальные участники – поменяться лентами. Ребенок должен будет вернуть ленты на место. Это упражнение хорошо тренирует память.
- «Запомни картинку». Покажите ребенку картинку, где изображено какое-то действие, и попросите запомнить изображение как можно подробнее. Давайте подсказки: во что одеты герои, чем занимаются, какая погода, какие это животные и т. п. Затем переверните картинку или уберите и задайте малышу несколько вопросов по ней. Вы также можете использовать небольшой мультфильм и составить вопросы по просмотренному сюжету.
Источник: https://Razvivashka.online/metodiki/igry-na-razvitie-vnimaniya
5 упражнений на развитие внимания у ребёнка 4–5 лет
Упражнение 1. Значки в фигурах
Подготовка
- Таблица 5х5, в произвольном порядке заполненная геометрическими фигурами:
- ромб;
- квадрат;
- треугольник;
- круг
- Образец заполнения:
- «+» в квадрате;
- «–» в круге;
- «v» в ромбе;
- «о» в треугольнике
Задание
- Внимательно посмотри на листок.
- Сколько фигур в каждой строчке?
- Сколько фигур в каждом столбике?
- Каким цветом нарисованы [квадраты | ромбы | треугольники | круги]?
- Возьми в руки карандаш и проставь в каждой фигуре значок, как в образце. Если ты забудешь, какой значок надо ставить, можно подсмотреть в образец.
Когда малыш справится с заданием упражнения, обсудите результаты. Посчитайте, сколько ошибок он допустил.
Игру можно сделать ещё интересней. За каждый правильно поставленный значок ребёнок зарабатывает 1 балл. Набрав 25 баллов, малыш получает маленький приз (небольшую игрушку, конфету, яблочко и пр). За каждую допущенную ошибку он должен выполнить 1 фант. Если упражнение выполняют несколько детей, победитель загадывает фанты проигравшим.
Упражнение 2. Исправь ошибку
В возрасте 4–5 лет малыши уже владеют грамматическим строем речи, а накопленный багаж знаний позволяет им находить логические несоответствия в предложениях. Используйте это, чтобы потренировать слуховое внимание ребёнка, поработать над его устойчивостью
Специальной подготовки данное упражнение не требует, но вы можете заблаговременно распечатать карточки с предложениями, в которых ребёнку надо будет искать ошибку. Если малыш уже научился читать сам, предложите ему самостоятельную работу с карточками. В противном случае зачитывайте текст, а карапуз пусть исправляет допущенные автором ошибки.
Например:
- На небо падает белый снег.
- Самолёт летит под лесом.
- Белое снежинка красиво кружится в воздухе.
- Вода замерзают и превращаются в лёд.
- Рядом с нашим домом построили старый детский сад.
Упражнение 3. Рисование по клеточкам
Отлично развивает внимательность рисование по клеточкам. В этом сегменте заданий можно подобрать вариант на любой уровень развития.
Малышей попросите продолжить строчку простейших узоров:
Если продолжение узора не вызывает затруднений, оформите задание в виде простого графического диктанта: ребёнку надо выполнить узор, ориентируясь на ваши словесные команды, без визуального образца. В таком формате упражнение прекрасно тренирует зрительную и слуховую внимательность, а также отлично развивает пространственное мышление.
Внимательным дошколятам предложите повторить рисунок по образцу:
Упражнение 4. «Картинка — слово»
Подготовка:
Несколько изображений. Вы можете подготовить произвольный набор картинок или использовать это упражнение для дополнительной отработки изучаемой лексической темы:
- зима;
- посуда;
- мебель;
- овощи и фрукты;
- домашние животные и пр.
Вы можете заменить картинки предметами: игрушками, спортивным инвентарём, предметами одежды и пр.
Задание
Вы показываете ребёнку картинку (предмет) и произносите слово. Если изображение и слово совпадают, малыш хлопает в ладоши, если нет — топает ногами.
Картинки можно показывать повторно.
Останавливайте игру, если заметили, что малыш потерял интерес или, напротив, чрезмерно возбудился (выкрикивает с места, не даёт вам договорить слово, стал суетлив и не собран).
Упражнение 5. Шпионские танцы
Развивать внимание можно по-разному. Например, во время весёлой детской дискотеки. Предложите ребёнку не обычные танцы, а шпионские. Договоритесь, что для танцевальных движений у вас будет свой шифр: каждое па кодируется какой-либо цифрой.
Например:
- 1 — два прыжка;
- 2 — покрутиться на месте;
- 3 — три хлопка.
А теперь включайте музыку и командуйте. Вероятно, сначала ребёнку будет непросто. В таком случае подключите к словесным командам показ соответствующих движений. Постепенно малыш запомнит ваш шифр, и тогда успешность выполнения задания будет зависеть исключительно от детской внимательности.
Советы «Эврики»:
- Значительное влияние на формирование внимательности в детском возрасте играет питание. Благоприятное воздействие на работу мозга оказывает молоко и молочные продукты, свежие фрукты, овощи, зелень.
- Важно соблюдать режим дня.
Активная работа (будь то работа физическая или умственная) должна чередоваться с отдыхом. Развивайте ребёнка, тренируйте его внимание и память, но только, пожалуйста, не переусердствуйте. Мозгу отдых требуется не меньше, чем мышцам.
- Для работоспособности детского организма необходим кислород. Регулярные прогулки на свежем воздухе помогут вам вырастить внимательного, собранного и усидчивого ребёнка, которому будет легко учиться в школе, выполнять задания учителя и осваивать новые для него науки.
Будьте внимательны к своему карапузу, наслаждайтесь родительством, и пусть оно будет счастливым.
Источник: http://nii-evrika.ru/5-uprazhnenij-na-razvitie-vnimaniya-u-rebyonka-4-5-let/
Развитие памяти у детей. Игры на развитие памяти детей младшего школьного возраста и дошкольников | Не для галочки, а для друзей
Для развития детской памяти есть ряд интересных и занимательных игр, пособий, техник. Известно, как дети хорошо вовлекаются в учебный и познавательный процесс в игре. Ниже, подборка игр, надеюсь вам понравится.
Что изменилось. Положить перед ребенком 5-6 игрушек и попросить его запомнить игрушки и их расположение, затем пусть он отвернется или закроет глаза.
Переставить или убрать 1-2 игрушки, ребенок должен отгадать. Затем поменяться местами. Со временем можно увеличить количество игрушек.Прочитать предложение, ребенок должен пересказать.
Прочитать второе предложение и так же пересказать.
“Снежный ком”. -Я собираюсь варить суп и в кастрюлю налью воду. – Я налью воду и положу мясо. – Я налью воду, положу мясо и картошку. И т. д.
Я поеду отдыхать и в чемодан положу халат. – Я в чемодан положу халат и тапочки. – Я в чемодан положу халат, тапочки и купальник. И т. д. У меня есть машина (кукла). У меня есть новая машина.
У меня есть новая красивая машина. И т. д.
“Пексессо”. Разложить парные карточки картинками вниз. Открывать по очереди по две карточки. Если они будут одинаковые, то берете их себе, если разные – кладете обратно. Карточки могут быть разного цвета, геометрические фигуры, буквы, цифры, изображения животных, абстрактные изображения, предметы…
Визуализация. Придя с прогулки пусть ребенок ответит на вопросы: какого цвета была проехавшая мимо машина, вывеска на магазине новая или старая и т.д.
Находясь в одной комнате вспомнить обстановку другой комнаты, какие там стены, пол, мебель и т.д. Специально разложить игрушки, позвать ребенка и не говорить ему, чтобы он посмотрел на игрушки, а сделать так, чтобы это произошло непроизвольно.
Затем уйти в другую комнату и только тогда спросить про игрушки, что там было, где они были, какого цвета…
“Ящик”. В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет.
Зрительную память детей 3-6 лет хорошо развивает игра (похожая на “Ящик”) под названием:
“Найди сам”. Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек , поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе l игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение.
На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит.
Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти) .
“Узнай предмет” .Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь.
После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку.
Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.Взять до 10 предметов, игрушек. Желательно, чтобы были похожие игрушки. Рассмотреть, подержать.
Затем ребенок закрывает глаза и ему в руки кладется один из предметов. Он должен его обследовать и после этого предмет возвращается к остальным. Открыв глаза ребенок должен найти предмет.
“Чудесный мешочек”. В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок.
И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания.
Детям постарше дают уже наполненные мешочки.
“Делай, как я”.
На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения.На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.
“Чудесные слова”. Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются.
Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.
“Магазин”(для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в “магазин” и “купить”… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.
“Нарисуй фигуру”. Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.
“Кто знает больше” также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, – 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!
«Жук» Поле, как для шахмат, но вначале можно сделать 10 клеток на 8. Одна игрушка ставится в любое место.
Вначале дается команда, только потом можно ходить, к примеру: 3 шага влево, 2 вниз. В дальнейшем можно брать 2, 3 игрушки. Для них дается команда и только потом можно передвигать игрушки.
Можно разделить, к примеру: зайчик ребенку, а динозавр – маме. Команды отдаем по очереди.
Коробочки. Для этой игры нужно несколько разных коробочек, не менее 6 штук. Подберите штук 10 разных мелких игрушек. В дальнейшем можно использовать буквы, цифры, картинки.
На глазах ребенка положите в несколько коробок игрушки, перемешайте коробки, надо отгадать, где что лежит. В дальнейшем можно положить игрушки во все коробки. Можно давать ребенку коробки в руки, чтобы он мог потрясти, наклонять их.
Ассоциативная память.
Надо взять несколько пар картинок, чем-то связанных между собой.
Например: цветная карточка и картинка такого же цвета, число и картинка с таким же количеством предметов, любые пары картинок, связанные между собой – школа и учитель, спортсмен и коньки… Вначале надо взять 5 пар и правильно положить, затем ребенок отворачивается или закрывает глаза, перемешиваем второй ряд, ребенку надо восстановить пары.
Рекомендую:
Что должен знать и уметь ребенок в 6 – 7 лет
Подготовка к школе. Занятия для дошкольников
Тестирование детей, идущих в первый класс
Тест для родителей дошкольников. Готов ли ребенок к школе?
Источник: https://klub-drug.ru/doshkolniki/razvitie-pamyati-u-detej.html
Развивающие игры для детей от 5 лет для развития внимания, памяти, логики, речи, слухового восприятия, умения воспринимать цвета. Игры на развитие математических навыков и творческого мышления. Игры для детей 5 лет для формирования положительной модели поведения. Активные игры для ребенка 5 лет
Статья поможет родителям подобрать полезные развивающие игры своим 5-летним малышам.
А знаете ли вы, что достаточно частое заблуждение родителей 5-летних детей – это мнение о том, что их чада еще слишком маленькие? Да, безусловно, возраст не солидный, однако и несмышленышами таких деток назвать уже не получается. Как-никак, в следующем году уже ждет школа! Предлагаем употребить оставшийся до «вгрызания в гранит» знаний год на пользу, играя с ребенком в развивающие игры.
Игры для детей 5 лет на развитие внимания
Будущему школьнику, несомненно, внимательность необходима. Какими же играми можно ее развить?
- «Хлопок и топот». Ребенку нужно предложить совершать какое-либо действие в момент произнесения взрослым слов. Но не наобум, а согласно определенному оговоренному заранее плану. К примеру, взрослый произносит несколько слов, среди которых имеется название растения. Услышав его, малыш должен топнуть. В другой раз при назывании животного ему следует хлопнуть. Затем можно объединить эти требования – тут уж ребенку придется подключить внимательность максимально!
ВАЖНО: Игра очень полезна – она не только развивает устойчивость и переключение внимания, но и способствует расширению кругозора.
Ребенок 5 лет в процессе игры должен внимательно слушать слова, топая при необходимости
- «Домики зверят». Необходимо заранее подготовить маленькие игрушки в виде зверей или вырезать их изображения из картона. Также нужно вырезать домики для них. К примеру, конуру для собачки, гнездо для птички и т.д. Затем ребенку необходимо предложить найти подходящее жилище для каждого персонажа.
- «На поиски буквы». Ребенок 5 лет уже отлично знает буквы и умеет читать. Поэтому вполне можно потренировать его внимательность, взяв это умение за основу. Например, вручив ему газетную заметку или книгу, нужно попросить простым карандашом обвести либо вычеркнуть какую-либо определенную букву. Можно делать это на время – тогда игра получится напряженной.
- «Верно и неверно». В эту игру можно играть где угодно – даже во время прогулки. Задача взрослого – произнести какое-нибудь утверждение. Задача малыша – сказать, верное оно или нет. К примеру, фраза о том, что в зимнее время распускаются розы, должна повлечь отрицательный ответ. А вот утверждение о том, что некоторые птицы улетают осенью на юг, явно верна.
ВАЖНО: Такая игра тренирует и внимание, и память. С ее помощью отлично можно проверить то, насколько хорошо усвоил дошкольник рассказанное накануне.
С помощью этой игры можно проверить, усвоил ли ребенок 5 лет прочитанное накануне
Игры для детей 5 лет на развитие памяти
Память, как и мышцы, важно тренировать всю жизнь. Особенно с детского возраста. Итак, игры для этого:
- «Фотоаппарат в голове». Игра очень проста: малышу демонстрируется карточка с каким-нибудь изображением, а затем убирается. Можно также продемонстрировать иллюстрацию из любимой ребенком книжки. Важный нюанс: смотреть на картинку разрешается не более 5 секунд. Пусть чадо запомнит изображение максимально отчетливо, будто фотографируя мысленно. Затем нужно попросить описать эту картинку. Чем больше деталей вспомнится – тем лучше.
- «Сыщики и разбойник». Это групповая игра, в которой один ребенок изображает разбойника, остальные – соответственно, сыщиков. Как водится, разбойнику необходимо скрываться от правосудия, и что лучше поможет, чем маскировка? Но для начала сыщики запоминают хорошенько, как разбойник выглядит. Затем он удаляется, каким-либо образом меняет внешность, входит в комнату – и остальные ребята должны рассказать о том, что поменялось. Изменения могут быть как хорошо заметными, так и незначительными.
Ребенок 5 лет в процессе игры может разукрасить лицо либо поменять прическу
Игры для детей 5 лет на развитие логики
Какие же игры научат 5-летних карапузов мыслить логически?
- «Сундук сокровищ». Такой сундук – мечта любого крохи, не так ли? Учитывая то, что дети обожают сюрпризы, в красивую сумочку или коробочку нужно положить какой-нибудь предмет. Любой. В задачу ребенка входит угадывание этого предмета. Инструменты угадывания – наводящие вопросы.
- «Исследователь». Еще одна страсть малышей – исследовать все изнутри. Этим также можно воспользоваться, задавая им вопросы о том, что находится внутри чего-нибудь. К примеру, внутри подушки находятся перья, а внутри речки водится рыба. Можно также меняться ролями – теперь пусть кроха назовет несколько понятий, а родитель своим примером продемонстрирует умение логично отвечать.
- «Логичная сказка». Для этой игры нужно запастись изрядным количеством карточек-картинок. Больше карточек – больше сказок. Взрослый придумывает историю, после чего дает ребенку карточки в хаотичном порядке и просит догадаться, как выглядит загаданная сказка. То есть разложить картинки в логичном порядке. Можно, кстати, использовать сюжеты известных сказок.
ВАЖНО: Эта игра может стать отличной групповой, если учитывать быстроту реакции. Первый угадавший ребенок получает приз.
Больше карточек для игры для ребенка 5 лет — больше сказок можно придумать
Игры для детей 5 лет на развитие речи
Для того, чтобы помочь развить речь любимого чада, можно предложить ему следующие игры:
- «Описываем предмет». Суть заключается в том, что участник должен описать все предметы, находящиеся в комнате, соответствующие определенному признаку. К примеру, только квадратные предметы. Но при этом он еще должен назвать другие особенности каждой вещи, помимо ее формы.
- «Загадочные картинки». В эту игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с большим количеством детей. Нужно лишь заготовить побольше карточек, изображающих одну вещь. Один человек достает наугад карточку и максимально точно пытается описать то, что на ней изображено. Остальные угадывают. Победит тот, кто угадает первым.
- «Рулетка с предлогами». Необходимо запастись ненужной тарелкой и фломастером. Тарелка фломастером разделяется по типу рулетки на секции, в каждом из которых пишутся слова. Далее ребенок бросает игровой кубик либо какой-нибудь другой предмет вместо него. Затем он должен посмотреть, на какую секцию упал кубик – что там написано? С этим словом и нужно составить предложение.
ВАЖНО: Пусть для начала предложение будет небольшим, а в дальнейшем можно усложнять задание.
Ребенок 5 лет должен уметь играть со словами
Игры для детей 5 лет на развитие слухового восприятия
Хорошее слуховое восприятие очень поможет будущему школьнику качественно усваивать материал. А для этого нужно познакомить его со следующими играми:
- «Хлопаем и топаем». Отличная игра на переключение внимания и развитие ритмичности. Взрослый вооружается бубном и договаривается о том, что тихий удар об инструмент должен сопровождаться хлопком, громкий – топотом.
- «Неуловимый колокольчик». Для игры требуются два человека. Ребенку завязываются глаза, а взрослый берет в руки колокольчик. Малыш должен по звуку понять, где находится напарник по развлечению – и поймать его. Звонить нужно постоянно, так как кроха должен научиться определять дальность воспроизводимых звуков.
- «Телефон». Эту игру многие из нас помнят еще со времен своего детства. Принцип следующий: участники становятся в ряд, и один из крайних загадывает слово. Слово должно быть максимально быстро сообщено на ухо соседу. Тот, в свою очередь, передает услышанное другому соседу – и так до конца ряда. Последний участник произносит то, что услышал сам, вслух, и сверяет с оригинальным словом.
ВАЖНО: Чем больше детей людей играет – тем лучше. Идеальный вариант для групповой детской игры.
Игра в телефон очень нравится детям 5 лет
Игры для детей 5 лет на развитие умения воспринимать цвета
Для того, чтобы кроха как следует научился различать оттенки, можно предложить ему следующие игры:
- «Касаемся цветов». Задача проста: нужно за определенное время коснуться как можно больше предметов определенного оттенка. Для того чтобы было веселее, можно предложить передвигаться прыжками.
- «Пуговки и ниточки». Если мама или бабушка любят рукодельничать, можно воспользоваться хобби вышивать для обучения ребенка цветам. Требуется лишь разложить перед малышом нитки и пуговички различной палитры. И попросить подобрать к, например, зеленой пуговице зеленую нить. Заодно отлично разрабатывается мелкая моторика рук.
- «Яркая аппликация». Дети очень любят возиться с цветной бумагой. Можно предложить крохе составить из нее какую-нибудь аппликацию в определенных тонах.
ВАЖНО: Для того, чтобы проверить знания ребенка, лучше не показать наглядно, как должна выглядеть аппликация в итоге, а рассказать о ней. К примеру, обозначить словесно, что заборчик должен быть коричневым, а облака – белыми.
Дети 5 лет с удовольствием поиграют в создание аппликаций
Игры для детей 5 лет на развитие математических навыков
Ребенка дошкольного возраста непременно нужно постепенно приучать к математике. Помогут следующие игры:
- «Собираем горох». Ребенку нужно выдать определенное количество горошин – к примеру, 10. Впрочем, можно использовать семечки тыквы, фасоль. Также перед ним нужно поставить емкость с широким горлышком. Малышу предлагается вытянуть руку на уровень груди и ронять по одной горошине в емкость. В конце игры нужно подсчитать, сколько зерен попало куда нужно, а сколько упало мимо.
- «По порядку рассчитайтесь!». Игра для большого количества детей. Они становятся в кружок, из которого выбывает каждый третий. Игра заканчивается тогда, когда остается пара человек.
- «Таинственный календарь». Понадобятся всего лишь календарь и листок плотной бумаги либо картона. Взрослый должен закрыть любое число и задать ребенку вопрос о том, какая же цифра скрыта.
ВАЖНО: Рекомендуется со временем усложнять игру, закрывая одновременно несколько цифр.
- «Сладкие счеты». В одну тарелку нужно насыпать орешки, виноград, конфеты. Малыша спрашивают о том, сколько же перед ним конфет, сколько виноградин и т.д.
Ребенок 5 лет с восторгом поиграет в игру, в которой нужно считать вкусные вещи
Игры для детей 5 лет, формирующие поведенческие модели
Ребенок должен развивать не только ум, но и привыкать находиться в социуме. Детские психологи утверждают, что без формирования положительных поведенческих моделей просто не обойтись! Мы же предложим некоторые игры для этого:
- «Самый аккуратный». Аккуратность будущему школьнику непременно пригодится, а потому нужно предложить ему сделать что-либо, требующее этого качества. К примеру, построить пирамидку, не уронив кубики, или довезти песок в кузове игрушечной машинки, не рассыпав его. Отлично развивает аккуратность также работа с раскрасками – не выйти за пределы границ порой очень сложно.
- «Несем яйцо». Реквизиты – это столовая ложка и заранее сваренное яйцо. Малышу нужно предложить донести яйцо от одной точки до другой так, чтобы оно не выпало из ложки. Благодаря такому развлечению отлично развивается ловкость!
- «Школа этикета». Очень интересная и крайне полезная игра. Малыш учит вместе со взрослым этикету любимую игрушку. К примеру, рассказываются правила поведения за столом, в общественных местах.
ВАЖНО: Обязательно стоит предложить крохе продемонстрировать игрушке выполнение правил этикета на своем примере. То есть, усаживаясь за стол, ребенок садит рядом куклу и старательно показывает ей, как нужно аккуратно кушать.
Ребенок 5 лет может научиться этикету, играя с куклой
Игры для детей 5 лет, формирующие творческое мышление
Как вырастить творческую личность? Нужно играть с малышом в соответствующие игры:
- «Юный архитектор». Ребенку выдаются спички и пластилин. В данном случае спички являются превосходной игрушкой, поскольку из них можно построить самые замысловатые домики! В качестве скрепляющего материала выступит, как можно догадаться, пластилин.
- «Необычный художник». Рисовать ребенок 5 лет уже умеет и любит. Но рукой. А что насчет ноги? Это забавное занятие наверняка придется по вкусу крохе, которая, зажав карандаш пальцами ног, будет усиленно пытаться изобразить на бумаге задуманное.
- «Чудо-гербарий». Прогуливаясь с ребенком, можно предложить ему насобирать самых красивых листьев, цветов. Из них потом будет составляться гербарий, который вполне украсят небольшие симпатичные камешки, кусочки цветного картона, старые пуговицы и т.д. В общем, малышу нужно дать полную свободу действий – пусть он составит свой уникальный чудо-гербарий в память о веселой прогулке.
ВАЖНО: Также крохе стоит предложить найти применение такому гербарию – к примеру, в качестве книжной закладки либо поздравительной открытки.
Обилие листьев в парке — повод предложить малышу 5 лет игру в создание гербария
Активные развивающие игры для детей 5 лет
Этот вид игр детям 5 лет тоже крайне необходим. Родители могут обратить внимание на следующие:
- «Иллюстрируем стихи». Дети часто рассказывают стихи – Деду Морозу, на уроках это тоже пригодится. Но что если визуализировать стих? Пусть ребенок изображает каждое слово по мере чтения произведения наизусть. Подобная игра и творческие навыки разовьет, и память, и послужит чудесной веселой зарядкой.
- «Баба-Яга». Групповая игра, в которой выбирается один человек для изображения Бабы Яги. Он выходит из комнаты и, пока отсутствует в ней, остальные дети прыгают, бегают. Затем Баба Яга должна зайти, приговаривая: «Баба Яга идет – всех, кто пляшет, уведет». Это значит, что дети должны замереть на месте. Тот, кто шелохнется, выбывает из игры.
- «Ручеек» — достаточно древняя групповая игра, которая подходит для любого возраста. В том числе и для 5-летних малышей. Дети разбиваются по парам, берутся за руки и поднимают их вверх. Пары становятся при этом друг за другом – образуется своеобразная арка. Один человек проходит под ней и наугад хватает кого-то за руку, продвигаясь к концу ручейка. Тот же, у кого забрали пару, занимает место входившего в ручеек.
ВАЖНО: В игре обязательно должно участвовать нечетное количество детей.
Игра в ручеек достаточно старая и обязательно понравится современным 5-летним детям
Детские психологи утверждают, что крохи в 5 лет чувствуют себя уже взрослыми, самостоятельными, умными. Они, как правило, уже имеют собственную точку зрения, готовы познавать окружающий мир и впитывают новую информацию как губки. Самое время для развивающих игр!
Предлагаем ознакомиться и со следующими развивающими играми для детей 5 лет:
Источник: https://heaclub.ru/razvivayushhie-igry-dlya-detej-ot-5-let-dlya-razvitiya-vnimaniya-pamyati-logiki-rechi-sluhovogo-vospriyatiya-umeniya-vosprinimat-cveta-igry-na-razvitie-matematicheskih-navykov-i-tvorcheskogo-mys