Игра по литературе 18 века, 9 класс

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • «ШАДЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
  • МАМАДЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Игра по литературе 18 века, 9 класс Игра по литературе 18 века, 9 класс

  1. Игра по литературе 18 века, 9 класс
  2. Интеллектуальная игра по литературе 18 века
  3. для старшеклассников.
  4. Составитель:
  5. учитель русского языка и литературы
  6. Ямалиева Далиля Шамиловна.
  • «Столетье безумно и мудро…»
  • (Интеллектуальная игра по литературе 18 века)
  • Форма проведения: командная игра.

Оформление: карточки с вопросами, доска и цветные мелки, карточки с кроссвордами, листы с отдельными явлениями из текста комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизина для «немой сцены», портреты Петра 1, Екатерины 11, Ломоносова М.В., Державина Г.Р., Фонвизина Д.И., Карамзина Н.М., Радищева А.Н., компьютер, дипломы победителям, подарки.

  1. Цели:
  2. воспитательные: формирование чувства ответственности, сопереживания и взаимопомощи в работе в командах; привитие интереса к русской литературе 18 века;
  3. развивающие: развитие внимания, логического и образного мышления, творческих способностей учащихся; совершенствование навыков устной речи; развитие сценических способностей учащихся;
  4. образовательные: повторение, обобщение и углубление знаний учащихся по курсу «Русская литература 18 века»; частичное знакомство с критико-литературным материалом по русской литературе 18 века; приобщение учащихся к культуре, литературе и искусству 18 столетия.
  5. Подготовительный этап: за 2 дня до игры вывешивается объявление о мероприятии; за это время учащиеся повторяют по своим учебным хрестоматиям изученные ими темы по литературе 18 века, придумывают названия и девизы своих команд.
  6. Ход мероприятия.

— Добрый день! Мы сегодня собрались на интеллектуально-познавательную игру «Столетье безумно и мудро…». И будем мы сегодня говорить о литературе 18 века.

В 18 столетии русская литература прошла большой и сложный путь ускоренного развития.

Она сохранила и умножила лучшие качества литературы предшествующих веков: патриотизм, народность, увеличенное внимание к человеческой личности, обличительность, сатирическое осмеяние общественных и человеческих пороков.

В это время русская литература вмешивалась в решение актуальных политических, социальных вопросов и стала мощным орудием роста национальной культуры и самосознания народа, важнейшим фактором воздействия на общество. Как писал Ю.М.

Лотман, жизненность путей, на которые встала Россия в 18 веке, подтверждается тем, что «прения об этой эпохе не кончились до сих пор… любой спор вокруг вопросов 18 века в России до сих пор немедленно приобретает актуальный характер». Это свидетельствует о том, что эпоха 18 века для нас ещё не закончилась, и мы смотрим на неё глазами заинтересованных современников.

Изучая литературу 18 века, необходимо осознавать, что это век Петра 1 и век стрелецких восстаний; с одной стороны, век Ломоносова и Державина, воспевавших государственную деятельность, с другой – век Радищева, который вскрыл пагубность самодержавия.

Не освоив смысл народных восстаний, мы не сможем приблизиться к пониманию этой эпохи. В 18 веке зародилась тема «Россия – Запад», которая актуальна и в 21 веке. Можно согласиться Ю.М.

Лотманом, что «в определённом смысле 18 век для русской культуры не ушёл в прошлое, он продолжает бурлить и вызывать страсти».

Ребята, сегодня перед вами стоит нелёгкая задача: ответить на большое количество разнообразных вопросов по литературе 18 века, по эпохе классицизма и сентиментализма. Но я уверена, что эти вопросы не окажутся для вас трудными, и вы легко и правильно ответите на них. Желаю вам успехов!

Правила игры.

В игре участвуют 2 команды. Игра проводится в три раунда: в первом раунде 24 вопроса, во втором тоже, а в третьем – только 6 вопросов. Вопросы разбиты на шесть категорий (в каждой по четыре).

В первом раунде их стоимость от 10 до 40 очков, во втором – от 20 до 80, в третьем раунде – от 30 до 70.

На игровом поле (2 стола) раскладываются карточки с вопросами по категориям. За правильный ответ игрок получает количество очков, равное стоимости вопроса; при неправильном ответе это количество вычитается. Перед началом игры у каждой команды 50 очков.

За исполнением правил игры следят члены жюри. Они же подсчитывают количество баллов.

  • 1 раунд.
  • Участники из каждой команды по очереди выбирают вопросы.
  • КЛАССИЦИЗМ

10 – Что означает понятие «говорящие имена» в драматургии классицизма? Приведите примеры. (Скотинин, Стародум, Правдин и др.)

20 – В эпоху правления какого правителя в России появилось художественное направление «классицизм»? (Петра 1)

30 – Что значит «иерархия жанров» в классицизме? («высокие», «средние», «низкие» жанры, которые выделил М.В.Ломоносов)

40 – Что такое «правило 3-х единств» в драматургии классицизма? (единство места, времени, действия)

М.В.ЛОМОНОСОВ

10 – Торжественное лирико-ораторское произведение, в котором поэт прославляет какое-нибудь событие, выдающегося деятеля, замечательное явление природы. (ода)

20 – В какой семье родился М.В.Ломоносов? (в семье крестьянина-помора)

30 – Полное название «Оды на день восшествия на престол …императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» — ? («Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»)

40 – Как называется первая научная грамматика русского языка, написанная М.В.Ломоносовым? («Российская грамматика», 1755)

Г.Р.ДЕРЖАВИН

10 – Где родился Г.Р.Державин? (д. Сокуры близ Казани)

20 – Почему Г.Р.Державин называет себя «татарским мурзой»? (старинный дворянский род Державиных восходит к татарскому мурзе Багриму, в 15 веке приехавшему из Большой Орды в Москву служить русскому царю)

30 – Какому городу посвящается стихотворение Г.Р.Державина «Арфа»? (Казани)

40 – Кто автор следующих строк:

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил? (А.С.Пушкин)

Д.И.ФОНВИЗИН

10 – Где родился Д.И.Фонвизин? ( в Москве)

20 – Назовите две комедии Д.И.Фонвизина. («Недоросль», «Бригадир»)

30 – Кого Д.И.Фонвизин сопровождает во время путешествия по России в 1767 году? (императрицу Екатерину 11)

  1. 40 – Кто автор следующих строк:
  2. Волшебный край! Там в стары годы,
  3. Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы? (А.С.Пушкин)

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

10 – Назовите двух представителей направления «сентиментализм». (Н.М.Карамзин, Ж.-Ж. Руссо, Л.Стерн, В.Гёте и др.)

20 – Что обозначает слово «сентиментализм» от франц. Sentiment ? («чувство», «чувствительность»)

30 – Кому принадлежат слова: «И крестьянки любить умеют»? (Н.М.Карамзин)

40 – Назовите основные жанры сентиментализма. (дневники, путевые заметки, письма, мемуары, элегические послания, повести, романы)

Н.М.КАРАМЗИН

10 – Как зовут возлюбленного Лизы из произведения «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина? (Эраст)

20 – Назовите жанр произведения «Бедная Лиза». (повесть)

30 – С названием какого монастыря в Москве связан сюжет произведения «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина? (Симонов монастырь)

40 – Кто автор следующего высказывания:

«Вопрос: чья проза лучшая в нашей литературе? – Ответил: Карамзина. Это ещё похвала небольшая»? (А.С.Пушкин)

Физкультминутка. Викторина для зрителей.

2 раунд.

Участники из каждой команды по очереди выбирают вопросы.

КОМЕДИЯ «НЕДОРОСЛЬ» Д.И.ФОНВИЗИНА

20 – Что означает имя «Митрофан» в переводе с греческого языка? («подобный своей матери»)

40 – Кого из своих героев Д.И.Фонвизин называет «презлой фурией»? (госпожу Простакову)

60 – Кто является героем-резонёром в комедии «Недоросль»? (Стародум)

80 – Кому принадлежит следующее высказывание:

«Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина»? (В.Г.Белинский)

ОДА «ФЕЛИЦА» Г.Р.ДЕРЖАВИНА

20 – Кому посвящена ода «Фелица»? (Екатерине 11)

40 – Откуда Г.Р.Державин взял образ Фелицы для своей оды? (из «Сказки о царевиче Хлоре» Екатерины 11)

60 – Какова тема оды «Фелица»? (воспевание просвещённого монарха)

80 – Что обозначает следующая строка, характеризующая Екатерину 11:

«Коня Парнасска не седлаешь…»? (т.е. не пишешь стихов)

ОДЫ М.В.ЛОМОНОСОВА

20 – В каком году написана «Ода на день восшествия на престол …императрицы Елисаветы Петровны…»? (1747)

40 – О чём поёт Анакреон в оде М.В.Ломоносова «Разговор с Анакреоном»? (о любви)

60 – «Случились вместе два астронома в пиру…». Кто эти астрономы? (Коперник и Птоломей)

  • 80 – Продолжите следующие строки из «Оды на день восшествия на престол …императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»:
  • Науки пользуют везде –
  • Среди народов и в пустыне…
  • (В градском шуму и наедине,
  • В покое сладки и в труде.)
  • УСТАРЕВШАЯ ЛЕКСИКА
  • 20 – Покажите свои очеса. (глаза)
  • 40 – Кто такой мурза? (татарский вельможа)
  • 60 – Кто такой недоросль? (молодой дворянин, не получивший документа об образовании и не поступивший на службу)
  • 80 – Покажите свою десницу. (правая рука)
  • УГАДАЙ НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ…
  • 20 – Из какого произведения эти строчки?
  • В сердечной простоте беседовать о Боге,
  • И истину царям с улыбкой говорить.

(Г.Р.Державин, «Памятник»)

  1. 40 – Из какого произведения эти строчки?
  2. Царей и царств земных отрада,
  3. Возлюбленная тишина,
  4. Блаженство сёл, градов ограда,
  5. Коль ты полезна и красна.

(М.В.Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол …императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»)

  • 60 – Из какого произведения эти строчки?
  • Восстал всевышний Бог да судит
  • Земных богов во сонме их.
  • Доколе рек, доколь вам будет
  • Щадить неправедных и злых?

(Г.Р.Державин, «Властителям и судиям»)

  1. 80 – Из какого произведения эти строчки?
  2. Хоть нежности сердечной
  3. В любви я не лишён,
  4. Героев славой вечной
  5. Я больше восхищён.

(Г.Р.Державин, «Разговор с Анакреоном»)

  • ВЕЛИКИЕ ИМЕНА
  • 20 – Кто такой Анакреон? (греческий поэт)
  • 40 – Кто такой Птоломей? (древнегреческий астроном)
  • 60 – Кто такой Платон? (древнегреческий философ)
  • 80 – Кто такой Зоил? (греческий критик, имя его стало нарицательным для обозначения недоброжелателя)
  • Физкультминутка.

Покажите «немую сцену» по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»:

1 команда – Д.1, явл. 2.

2 команда – Д.1, явл. 3. (См. Приложение 2)

3 раунд.

Каждая команда выбирает по 3 вопроса. На обсуждение даётся 1минута.

  1. 30 – Игра по литературе 18 века, 9 класс Кто это? (Пётр 1)
  2. 30 – Кто это? (Екатерина 11)

50 – Кто это? (Г.Р.Державин. Худ. И.Смирновский)

Игра по литературе 18 века, 9 класс50 –

Кто это? (Г.Р.Державин. Худ. А.А.Васильевский)

Читайте также:  Квн по русскому языку, 4 класс

70 – О ком идёт речь в следующих строчках из стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник»:

  • …Скоро сам узнаешь в школе,
  • Как архангельский мужик
  • По своей и божьей воле

Стал разумен и велик? (о М.В.Ломоносове)

70 – Кого В.Г.Белинский назвал «Петром Великим русской литературы»? (М.В.Ломоносова)

— Ребята, вы сегодня очень хорошо себя проявили в области литературы 18 века. Спасибо вам за активное участие в игре.

  1. Подсчитывается количество очков команд, объявляется победитель.
  2. Вручаются призы.
  3. Приложение 1.
  4. Викторина.
  1. Российский поэт, занимавший должность губернатора в двух российских губерниях.

  2. Поэт, драматург, получивший прозвание «отца русского театра».

  3. Древнеримский поэт, автор оды «К Мельпомене», переложение которой осуществили М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, А.С.Пушкин.

  4. Литературное направление, в рамках которого были созданы повести Н.М.Карамзина.

  5. Название оды Г.Р.Державина, прославляющей императрицу Екатерину 11.

  6. Русский писатель, политический деятель, автор стихотворения «Осьмнадцатое столетие», строки из которого составили название сегодняшней игры.

  7. «…Обнял все отрасли просвещения… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Фамилия человека, к которому относятся эти слова А.С.Пушкина.

  8. Ведущее направление в русской и зарубежной культуре 18 века.

Список использованной литературы.

  1. Учебная хрестоматия «Русская литература. 9 класс» (под ред. Ахметзянова М.Г.). – 2-е издание. – Казань: Магариф, 2003.

  2. Дериновская А.Г., Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О., Хабибуллина Г.Н. Литературные игры / Методические разработки. – Казань: ИПКРО РТ, 2003.

  3. Я иду на урок литературы: 9 класс: Книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2000.

  4. Мельников А. Г.Р.Державин (1743-1816). Юбилейный выпуск. – Казань, 2003.

  5. Литература в школе. — № 1, 2000.

  6. Литература в школе. — № 4, 2000.

  7. Литература в школе. — № 4, 2001.

  8. Литература в школе. — № 7, 2002.

  9. Литература в школе. — №4, 2003.

Источник: https://infourok.ru/intellektualnaya-igra-po-literature-veka-stolete-bezumno-i-mudro-klass-1116482.html

Зачетный урок по литературе в 9 классе на тему Литература 18 века

Автор публикации: Никитина А.А.

2016-10-25

Краткое описание:

Зачетная работа по разделу «Литература 18 века»

Вариант 1.

Часть 1. Теория литературы.

  1. Группа писателей, сходных по типу художественного мышления, называется

А) литературное течение В) литературный стиль

Б) литературное направление Г) художественный метод

  1. Направление, сформировавшееся во второй трети 18 века, называется:

А) реализм В) классицизм

Б) сентиментализм Г) романтизм

  1. Восприятие античного искусства как образца (как строгое следование разумным правилам, законам) – основная черта:

А) реализм В) классицизм

Б) сентиментализм Г) романтизм

  1. Основной конфликт классицистических произведений – это борьба героя между __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Кому принадлежит разработка системы литературных жанров?

А) М.В. Ломоносов В) Д.И. Фонвизин

Б) Г.Р. Державин Г) Н.М. Карамзин

  1. Трагедия, ода, эпическая поэма – жанры

А) высокого стиля Б) среднего стиля В) низкого стиля

  1. Малая лирическая форма, стихотворение отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержания – это

А) комедия В) ода

Б) поэма Г) басня

  1. Основные черты русского классицизма – это

  • А) чистота языка
  • Б) чистота жанра
  • В) в произведениях утверждаются положительные ценности и государственный идеал
  • Г) в произведениях утверждаются чувства, внутренний мир героя
  • Д) герои делятся на положительные и отрицательные
  • Е) герои в произведениях – обыкновенные люди
  1. Перечислите основные жанры сентиментализма:

А) ода В) повесть Д) роман

Б) басня Г) эпическая поэма Е) путевые заметки

  1. Назовите представителей русского классицизма ________________________________________

_____________________________________________________________________________

Часть 2. Жизнь и творчество замечательных людей.

  1. О каком выдающемся писателе идёт речь:

«В 1970 году скрыв крестьянское происхождение и выдав себя за холмогорского дворянина, он поступил в славяно-греко-латинскую академию…Добился открытия в Москве первого русского университета. Реформатор русского стихосложения».

А) М.В. Ломоносов В) Д.И. Фонвизин

Б) Г.Р. Державин Г) Н.М. Карамзин

  1. Чьему перу принадлежат следующие произведения: «Фелица», «Властителям и судиям», «Памятник»?

А) М.В. Ломоносов В) Д.И. Фонвизин

Б) Г.Р. Державин Г) Н.М. Карамзин

  1. Кому Пушкин дал определение «Сатиры смелый властелин»?

А) М.В. Ломоносов В) Д.И. Фонвизин

Б) Г.Р. Державин Г) Н.М. Карамзин

  1. О каком выдающемся писателе идёт речь:

«Его зовут «Колумбом Российской истории». В зените своей славы прекращает занятия художественной литературой, становится историографом Российской империи. Итогом многолетнего труда стали 12 томов «Истории государства Российского».

А) М.В. Ломоносов В) Д.И. Фонвизин

Б) Г.Р. Державин Г) Н.М. Карамзин

  1. Излюбленный жанр поэзии Ломоносова – это

А) комедия В) ода

Б) поэма Г) басня

Часть 3. Знание художественного текста.

  1. Из какого произведения взят следующий фрагмент? О ком эти строки?

  1. «Мурзам твоим не подражая, Не дорожа твоим покоем,
  2. Почасту ходишь ты пешком, Читаешь, пишешь пред налоем
  3. И пища самая простая И всем из твоего пера
  4. Бывает за твоим столом; Блаженство смертным проливаешь…»
  1. Из какого произведения взят следующий фрагмент? О ком эти строки?

  • «Когда на трон Она вступила,
  • Как Вышний подал ей венец,
  • Тебя в Россию возвратила,
  • Войне поставила конец…»
  1. Кого из героев «Недоросля» можно отнести к «положительным» и «отрицательным»?

Часть 4. Анализ художественного произведения.

  1. Тема и идея комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»: _________________________________________

______________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Тема, композиция оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны» ________________________________

  1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Зачетная работа по разделу «Литература 18 века»
  3. Вариант 2.

Часть 1. Теория литературы.

  1. Группа писателей, сходных по типу художественного мышления, называется

А) литературное течение В) литературный стиль

Б) литературное направление Г) художественный метод

  1. Направление, сформировавшееся во второй половин 18 века, называется:

А) реализм В) классицизм

Б) сентиментализм Г) романтизм

  1. Индивидуализация героя, изображение его внутреннего мира – основная черта:

А) реализм В) классицизм

Б) сентиментализм Г) романтизм

  1. Основной конфликт произведений сентиментализма – это борьба героя между __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кому принадлежит теория «трех штилей» М.В. Ломоносова.

А) М.В. Ломоносов В) Д.И. Фонвизин

Б) Г.Р. Державин Г) Н.М. Карамзин

  1. Комедия, сатира, басня – жанры

А) высокого стиля Б) среднего стиля В) низкого стиля

  1. Произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героя – это

А) комедия В) ода

Б) трагедия Г) басня

  1. Основные черты русского сентиментализма – это

  • А) чистота языка
  • Б) чистота жанра
  • В) в произведениях утверждаются положительные ценности и государственный идеал
  • Г) в произведениях утверждаются чувства, внутренний мир героя
  • Д) герои делятся на положительные и отрицательные
  • Е) герои в произведениях – обыкновенные люди
  1. Перечислите основные жанры сентиментализма:

А) ода В) повесть Д) роман

Б) басня Г) эпическая поэма Е) путевые заметки

  1. Назовите представителей русского классицизма ________________________________________

___________________________________________________________________________________

Часть 2. Жизнь и творчество замечательных людей.

  1. О каком выдающемся пистаеле идёт речь:

«Родился в небогатой дворянской семье. Будучи солдатом Преображенского полка участвовал в дворцовом перевороте 1762 г. Видный государственный деятель, личный секретарь Екатерины II ».

А) М.В. Ломоносов В) Д.И. Фонвизин

Б) Г.Р. Державин Г) Н.М. Карамзин

  1. Чьему перу принадлежат следующие произведения: «Недоросль», «Бригадир»?

А) М.В. Ломоносов В) Д.И. Фонвизин

Б) Г.Р. Державин Г) Н.М. Карамзин

  1. Кого называют «русским Молиером»?

А) М.В. Ломоносов В) Д.И. Фонвизин

Б) Г.Р. Державин Г) Н.М. Карамзин

  1. О каком выдающемся писателе идёт речь:

«Его зовут «Колумбом Российской истории». В зените своей славы прекращает занятия художественной литературой, становится историографом Российской империи. Итогом многолетнего труда стали 12 томов «Истории государства Российского».

А) М.В. Ломоносов В) Д.И. Фонвизин

Б) Г.Р. Державин Г) Н.М. Карамзин

  1. Излюбленный жанр поэзии Д.И. Фонвизина – это

А) комедия В) ода

Б) поэма Г) басня

Часть 3. Знание художественного текста.

  1. Из какого произведения взят следующий фрагмент? О ком эти строки?

  1. «Слух идет о твоих поступках, Что ты в напастях равнодушна
  2. Что ты нимало не горда; А в славе так великодушна
  3. Любезна и в делах и в шутках, Что отреклась и мудрой слыть».
  4. Приятна в дружбе и тверда,
  1. Из какого произведения взят следующий фрагмент? О ком эти строки?

  • «Молчите, пламенные звуки,
  • И колебать престаньте свет:
  • Здесь в мире расширять науки

Изволила ….» Кто?

  1. Кого из героев «Недоросля» можно отнести к «положительным» и «отрицательным»?

Часть 4. Анализ художественного произведения.

  1. Тема и идея повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»: _______________________________________

______________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Художественное своеобразие оды Г.Р. Державина «Фелица» _________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Читать полностью »

Источник: https://docbaza.ru/naurok/russkii_yazyk_literatura/text-99717549.html

Тестовые задания по литературе 18 века для 9 класса

  1. Носкова Ольга Петровна

  2. учитель русского языка и литературы

  3. МОАУ «СОШ №10» г. Бузулука

Тесты
по разделу «Литература
XVIII
века»

Вариант
1

1.
Чье творчество не относится к литературе
XVIII
века?

А)
М.В. Ломоносов

Б)
Ф. Прокопович

В)
А.Д. Кантемир

Г)
А.С.Грибоедов

2.
Хвалебная песнь, похвала царям, богам,
городам и т.п., разрабатываемая античной
риторикой и

достигшая
расцвета в
XVII
XVIII веках в качестве самостоятельного
литературного жанра, — это

  • А)
    Ода
  • Б)
    Поэма
  • В)
    Панегирик
  • Г)
    Баллада
  • 3.
    Трагедия, ода, эпопея – жанры
  • А)
    высокого «штиля»
  • Б)
    низкого «штиля»
  • В)
    «среднего штиля»
  • 4.
    Предвестником русского классицизма
    стал
  • А)
    М. Ломоносов
  • Б)
    Г. Державин
  • В)
    А. Кантемир
  • Г)
    Ф. Прокопович

5.
Трактат В.К. Тредиаковского назывался

  1. А)
    «Езда в остров любви»
  2. Б)
    «Письмо о правилах российского стихотворства»
  3. В)
    «Новый и краткий способ к сложению
    российских стихов»
  4. Г)
    «О размножении и сохранении российского
    народа»

6.
Стихотворение М. Ломоносова «Разговор
с Анакреоном» посвящено:

  • А)
    северному сиянию
  • Б)
    нетерпимости к гонителям наук
  • В)
    восхищению деятельностью императрицы
  • Г)
    заботе о порастающем поколении

7.
Кому А. Пушкин дал определение: «Сатиры
смелый властелин»?

Читайте также:  День космонавтики в начальной школе. сценарий

А)
Д.И. Фонвизину

  1. Б)
    М. Ломоносову
  2. В)
    А. Сумарокову
  3. Г)
    А. Кантемиру

8.
Что не является предметом изображения
в комедии Фонвизина «Недоросль»?

  • А)
    самодурство Простаковых
  • Б)
    неуважение к закону и правам других
    людей
  • В)
    самодовольное невежество
  • Г)
    несчастная любовь

9.
Кто не составляет группу положительных
персонажей в комедии «Недоросль»?

  1. А)
    Милон
  2. Б)
    господин Простаков
  3. В)
    Правдин
  4. Г)
    Стародум

10.
Кто автор слов: «Я царь – я раб – я червь
– я Бог!

  • А)
    Г. Державин
  • Б)
    Д. Фонвизин
  • В)
    М. Ломоносов
  • Г)
    А. Сумароков
  • 11.
    Главная мысль державинской оды «Вельможа»:
  • А)
    высмеивание образа жизни и правление
    императрицы
  • Б)
    гневное обличение екатерининских
    сановников
  • В)
    восхищение графом Потемкиным
  • Г)
    неприязнь к какому-то одному вельможе

12.
Что не составляет идейную суть
стихотворения Державина «Памятник»?

  1. А)
    бессмертным поэта делает его вдохновенное
    творчество
  2. Б)
    в чем заключается подлинное бессмертие
  3. В) только самодовольное самолюбование
    собственной персоной
  4. Г)
    умение «истину царям с улыбкой говорить»

13.
Что возмутило императрицу в книге А.Н.
Радищева «Путешествие из Петербурга в
Москву»?

  • А)
    наличие нецензурной лексики
  • Б)
    это была книга негодующая, протестующая,
    революционная
  • В) это была книга о личной жизни царей
  • Г) в книге говорилось о странностях жизни
    дворян в России

14.
Благодаря кому, по словам Г. Державина,
«русский язык вдруг получил свободу и
легкость…»?

  1. А)
    Шишкину
  2. Б)
    Карамзину
  3. В)
    Ломоносову
  4. Г) Капнисту

15.
Симонов монастырь, описанный в повести
Н. Карамзина «Бедная Лиза», находится
в:

  • А)
    Петербурге
  • Б)
    Новгороде
  • В)
    Москве
  • Г)
    Ярославле
  • 16.
    СЕНТИМЕНТАЛИЗМ____________________________________________
  • 17.
    Назовите родину
    классицизма_____________________________________
  • 18.
    Кому принадлежит «История государства
    Российского»____________
  • Контрольная
    работа по разделу «Литература
    XVIII
    века»
  • Вариант
    2

1.
Чье творчество не относится к литературе
XVIII
века?

А)
Д.И. Фонвизин

Б)
Г.Р. Державин

В)
К. Батюшков

Г)
В. Тредиаковский

2.
Жанр лирической поэзии, стихотворение
торжественного, приподнятого характера,
тематику которого составило прославление
Бога, отечества и его героев, мудрости
правителей и т.п., — это

  1. А)
    Панегирик
  2. Б)
    Ода
  3. В)
    Песнь
  4. Г)
    Сатира
  5. 3.
    Комедия, басня, сатира– жанры
  6. А)
    высокого «штиля»
  7. Б)
    низкого «штиля»
  8. В)
    «среднего штиля»
  9. 4.
    Признанным мастером сатирического
    жанра стал
  10. А)
    М. Ломоносов
  11. Б)
    А. Кантемир
  12. В)
    В. Тредиаковский
  13. Г)
    Ф. Прокопович

5.
Какое произведение не принадлежит М.
Ломоносову?

  • А)
    «На взятие Хотина»
  • Б)
    «Ода на день восшествия на Всероссийский
    престол ….»
  • В)
    «Новый и краткий способ к сложению
    российских стихов»
  • Г)
    «Разговор с Анакреоном»

6.
В каком произведении Сумарокова
воплотились его общественные взгляды?

  1. А)
    «Хорев»
  2. Б)
    «Синав и Трувор»
  3. В)
    «Дмитрий Самозванец»
  4. Г)
    «Рогоносец по воображению»

7.
Какая из комедий Фонвизина получает
признание на подмостках театров до сих
пор?

  • А)
    «Бригадир»
  • Б)
    «Всеобщая придворная грамматика»
  • В)
    «Недоросль»!
  • Г)
    «Выбор гувернера»
  • 8.
    Что не является предметом изображения
    в комедии Фонвизина «Недоросль»
  • А)
    упадок русского просвещения
  • Б)
    забвение дворянами главной почетной
    должности – службы отечеству
  • В)
    нравственное огрубение и падение
  • Г)
    сельскохозяйственные проблемы помещиков
    и крестьян

9.
Кто не составляет группу отрицательных
персонажей в комедии «Недоросль»?

  1. А)
    Тарас Скотинин
  2. Б)
    Митрофанушка
  3. В)
    Стародум
  4. Г)
    госпожа Простакова

10.
Кто из поэтов мог «В сердечной простоте
беседовать о Боге»?

  • А)
    В. Капнист
  • Б)
    Г. Державин
  • В)
    Я. Княжнин
  • Г)
    И. Хемцинер
  • 11.
    Главная мысль державинской оды «Фелица»:
  • А)
    высмеивает предшествующих царей
  • Б)
    торжественный случай из жизни императрицы
  • В)
    снижение образа императрицы, высмеивание
    ее поступков
  • Г)
    поэт говорит царице, какой она должна
    быть на самом деле

12.
Что составляет идейную суть стихотворения
Державина «Памятник»?

  1. А)
    нескромное перечисление своих заслуг
  2. Б)
    умение сказать о том, о чем все молчат
    или боятся сказать
  3. В)
    размышление о смерти, творчестве, которое
    все должны знать
  4. Г)
    подлинная слава – бессмертие, долгая
    жизнь поэзии и образа ее творца в народной
    памяти

13.
Кто является главным героем книги А.Н.
Радищева «Путешествие из Петербурга в
Москву»?

  • А)
    богатый человек, ничего не знающий о
    народе
  • Б)
    молодой человек, скучающий при виде
    унылых российских пейзажей
  • В)
    прозревший русский дворянин, сочувствующий
    страданиям других людей и готовый
    вступиться за их права
  • Г)
    старый вояка, не боящийся сразиться со
    всеми, кто претендует на его свободу

14.
Кого поэт Н.Языков называл «подвижником
на поле книжного труда»?

  1. А)
    А. Радищева
  2. Б)
    Н. Карамзина
  3. В)
    М.Ломоносова
  4. Г)
    Г. Державина

15.
Действие повести Н. Карамзина «Бедная
Лиза» происходит:

  • А)
    в Москве
  • Б)
    в Петербурге
  • В)
    в Новгороде
  • Г)
    в Кишиневе
  • 16.
    КЛАССИЦИЗМ –
    это____________________________________________

17.
Назовите родину
сентиментализма._________________________________

18.
Как называлось вольное литературное общество, созданное Н.М.
Карамзиным?_______________________________________________________

Ответы

вариант 1 вариант2
1 г в
2 в б
3 а б
4 г б
5 в в
6 б в
7 а в
8 г г
9 а в
10 а б
11 б г
12 в г
13 б в
14 б б
15 в а
16
17 Европа Европа
18 Карамзину «Арзамас»

Литература

  1. Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

  2. Репин А.В. Литература. 9 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007.

  3. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2010.

Источник: http://pedsovet.su/load/30-1-0-24017

Интеллектуальная игра по литературе 18 века в 9 классе

Разработка урока литературы в 9 классе «Литература 18 века. Урок-игра»

Учитель: Новикова М.В., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Мукучинская гимназия» Кобяйского улуса

В 9-м классе начинается изучение истории и теории литературы. Довольно много времени отводится на изучение литературы 18 века. Обычно этот литературный период считается неинтересным, трудным. Хочу поделиться своим опытом.

Уже не одно поколение выпускников знакомо с литературной игрой, проводимой мной после изучения большого материала. Суть игры одна – меняется только тема игры. О правилах игры расскажу позже.

Особенно эта интеллектуальная игра подходит в виде заключительного, обзорного завершения темы «Литература 18 века».

Впрочем, такую ж игру проводили и после изучения поэзии 18-19 века (9 класс), отлично прошел урок-повторение по творчеству А.С.Пушкина… Можно использовать и как материал для внеклассной работы.

Урок-игра «Литература 18 века» в 9 классе

Цели:

  1. Закрепить знания о жизни и творчестве писателей 18 века, повторить особенности классицизма, сентиментализма как литературных направлений;

  2. Показать связь литературы с историей, дать понять тонкую грань между литературным и историческим, расширить кругозор учащихся;

  3. Воспитать чувство команды, умение брать на себя ответственность при принятии решения.

  • Оборудование: проектор, ноутбук (слайд), карточки с изображением писателей (задание №1), распечатанная зашифрованная запись (задание №3); разноцветные жетоны, ручки, бумага для учащихся.
  • Тип урока: повторение, игра
  • Ход урока:

— Организ. момент: Класс делится на несколько команд. В каждой команде по 4-5 участников. Распределение на команды можно проводить по-разному. Обычно вызываю к доске более сильных учащихся, которые автоматически становятся командирами.

И они сами набирают команду.

В течение игры команды должны набрать максимальное количество жетонов: по количеству набранных жетонов в конце урока ставятся отметки, причем командир сам ставит нужные оценки по своему усмотрению, если количество жетонов не хватаем всем на «4» или «5».

Интеллектуальная игра «Литература 18 века»

1 этап. Разминка

— команды получают конверт, куда отдельно вложены портреты, полные имена и годы жизни пяти писателей этого периода: Ломоносов, Державин, Фонвизин, Карамзин, Радищев.

Задача команды – разложить эти данные по порядку: портрет, имя и годы жизни каждого писателя. За правильный ответ выдается 15 жетонов ( 5 писателей * 3 данных = 15 баллов).

Как показывает практика, редко здесь получают максимальный балл.

— по итогам игры раздаются жетоны, которые являются стартом для дальнейшей игры.

2 этап. Основной

— На экране предстает таблица с указанием имен писателей и с заданиями разного уровня, которые оценены по баллам. Сами задания откроются при выборе команды. Команды поочередно выбирают какого либо-писателя (тему) и задание с определенным баллом. Внимание! Если команда дает неверный ответ, то сумма, указанная в задании, снимается с команды, т.е. они теряют определенный балл.

Таким образом, есть некая доля риска и азарта. Можно приумножить стартовый капитал, а можно и потерять его. Поэтому доля ответственности лежит на командиров. Внимание! Заранее надо обговорить с классом такой момент: если команда дает неверный ответ, имеют ли право давать ответ другие команды и сколько они получат за верный ответ и потеряют ли баллы в случае неверного ответа.

Примерно так выглядит таблица с заданиями:

Ломоносов 2 3 4 5 6
Державин 2 3 4 5 6
Фонвизин 2 3 4 5 6
Карамзин 2 3 4 5 6
Радищев 2 3 4 5 6

А теперь сами задания:

Тема «М.В.Ломоносов»

  • В каком университете учился Ломоносов в Германии? (Маргбургский) – 2 балла
  • Как будет по-старославянски «дочь»? (дщерь) – 3 балла
  • Какому событию посвящена ода Ломоносова «Ода на день восшествия…» (5-летней годовщине правления Елизаветы Петровны) – 4 балла
  • Кто назвал Ломоносова «отцом» русской литературы, «ее Петром Великим»? (Белинский) – 5 баллов
  • Чьим покровительством пользуется Ломоносов? Кто он такой? (И.Шувалов, любимец государыни) – 6 баллов

Тема «Г.Р.Державин»

  • Кого «в гроб сходя, благословил старик Державин»? (А.Пушкина) – 2 балла
  • Что нового ввел Державин в жанр оды? (назвать 3 нововведения) – 3 балла
  • Что означает имя «Фелица»? (от латинского феликс – счастливый) – 4 балла
  • При каком императоре Державин занимал пост министра юстиции? (Александр 1) – 5 баллов
  • На какой литературный источник опирался Державин, создавая стихотворение «Памятник»? (Гораций, ода «К Мельпомене») – 6 баллов
Читайте также:  Классный час о доброте, 1-2 класс

Тема «Д.И.Фонвизин»

  • Какому персонажу комедии принадлежит реплика: «При твоих глазах мои ничего не видят»? (Простаков) – 2 балла
  • В России – Фонвизин, во Франции – фамилия? (Мольер) – 3 балла
  • Чьими словами заканчивается комедия? (Стародум: «Вот злонравия достойные плоды») – 4 балла
  • Чем еще, кроме писательства, известен (занимался) Фонвизин? (составил первый словарь синонимов) – 5 баллов
  • Кто и по какому поводу сказал следующие слова: «Умри, Денис, лучше не напишешь»? ( Григорий Потемкин о «Недоросле») – 6 баллов

Тема «Н.М.Карамзин»

  • Литературный жанр, в котором описываются дорожные встречи и разговоры в пути, разнообразные дорожные происшествия. Обычно написано в форме путевого дневника. (путешествие) – 2 балла
  • Кому принадлежат эти слова: «По уши влез в русскую историю, сплю и вижу Никона с Нестором»? (Карамзин) – 3 балла
  • Где была похоронена Лиза? (близ пруда у Симонова монастыря по Москвой) – 4 балла
  • Назовите город, где родились в разные годы историк Карамзин и будущий вождь революционеров, дедушка советских детей, В.Ленин? Причем укажите два названия этого города (Симбирск, Ульяновск) – 5 баллов
  • Издателем каких журналов был Карамзин? ( «Московский журнал», «Вестник Европы») – 6 баллов

Тема «А.Н.Радищев»

  • Из скольких глав состоит «Путешествие из Петербурга в Москву»? (25) – 2 балла
  • По какой схеме или системе названы главы «Путешествия»? (по названиям станций) – 3 балла
  • Как был наказан Радищев за публикацию «Путешествия»? (Петропавловская крепость – смертный приговор – ссылка в Сибирь) – 4 балла
  • Кто о каком произведении Радищева столь резко высказался: «Бунтовщик, хуже Пугачева!»? (Екатерина 2, «Путешествие..») – 5 баллов
  • Какому историческому событию посвящена ода Радищева «Вольность»? (война за независимость в Северной Америке и образование США) – 6 баллов

Как видно, вопросов много. Если времени мало, можно открыть не все. Если времени достаточно, можно открыть все ( тогда потребуется 2 урока).

К концу этого этапа у команд будет определенное количество жетонов. Бывают такие ситуации, когда у команды ноль на счету. Редко.

3 этап. Финал

— команды получают расшифрованное задание: приведено высказывание молодого Пушкина о творчестве одного из писателей 18 века ( «Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Коломбом»). Высказывание состоит из 8 зашифрованных слов, каждое слово оценено определенным баллом ( от 1 до 8).

  1. Примерно так выглядит запись ( знаки препинания тоже должны стоять):
  2. 7
  3. 5
  4. 1
  5. 4
  6. 8
  7. 6
  8. 2
  9. 3

Задача команды: расшифровать это высказывание, причем можно «открыть» любое слово или слова в обмен на жетоны. Иными словами, накопленные жетоны можно обменять на «открытие» нужного слова. Бывают такие ситуации, когда команда, открыв одно слово, дает верный ответ. Бывают такие ситуации, когда команда, имея много жетонов, «покупает» все слова.

4 этап. Выставление оценок

После финала идет подсчет оставшихся жетонов. По итогам набранных баллов командиры ставят оценки своим подопечным, исходя из суммы и учитывая работу каждого участника. Бывают такие ситуации, когда у команды не хватает баллов даже на «3», тогда другие команды делились своими «лишними» баллами. Всякое бывает.

После игры делается вывод. Обсуждаются трудные вопросы, оставшиеся без ответа. Учитель может дополнительно выставить свои оценки наиболее выделившимся учащимся.

Комментарий: конечно, содержание заданий идет из учебника, изученного материала. Их можно и нужно менять в зависимости от учебника, преследуемых целей и задач.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/intielliektual-naia-ighra-po-litieraturie-18-vieka.html

Урок –игра «Поле чудес» по литературе для 9 класса « Древнерусская литература и литература XVIII века» — презентация

  • 1
  • 2 Урок –игра «Поле чудес» по литературе для 9 класса « Древнерусская литература и литература XVIII века»
  • 3

4 1. Какие из перечисленных произведений можно отнести к «литературным памятникам»? А. «История государства Российского» Б.

«Слово о полку Игореве» В. «Песня о Соколе» 2. Что послужило исторической основой создания «Слова о полку Игореве»? А. Поход князя Владимира против половцев Б. Поход князя Игоря против половцев В. Поход князя Игоря против татар 3. Кто является автором «Слова о полку Игореве»? А. А.И.Мусин-Пушкин Б. Даниил Заточник В.

Автор неизвестен

5 А. Н.М Карамзина Б. Д.И.Фонвизина В. М.В.Ломоносова А. «Памятник» Б. История государства Российского» В. «Путешествие из Петербурга в Москву» Г. «Властителям и судиям» 1.

Какому литературному жанру соответствуют произведения возвышенного стиля, воспевающие кого-либо или что-либо? А. Оде Б. Поэме В. Песне Г. Былине 2. Кого назвал Пушкин «сатиры смелым властелином» и «другом свободы»? 3.

В каком произведении литературы XVIII века прозвучал открытый призыв к уничтожению крепостничества и самодержавия любыми средствами, включая всенародное восстание?

6 1. Кого из писателей принято считать главой русского сентиментализма? А. Лирике Б. Драме В. Эпосу А. М.В.Ломоносова Б. Н.М.Карамзина В. А.С.Пушкина 2. Каждому этапу отношений Лизы и Эраста в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» соответствует определенное состояние природы. Выбрать, какое из описаний природы соответствует «падению» Лизы. А.

Какое прекрасное утро! Как весело в поле! Никогда жаворонки так не певали, никогда солнце так не сияло, никогда цветы так не пахли! Б. Они обнимались, но целомудренная стыдливая Цинтия не скрывалась от них за облако, чисты и непорочны были их объятия. В. …Мрак вечера… Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков. 3.

Какому литературному роду соответствует форма сценического воплощения?

7 Правила игры Игра проходит в три раунда, в каждом из которых участвуют 3 игрока. Ведущий загадывает слово, указанное на табло. Игроки по очереди крутят барабан.

На барабане могут выпасть сектора с различным числом очков, которые игрок получит, если угадает букву, или специальные сектора: Приз игрок может выбрать: продолжить игру или выбыть из неё, но получить приз, спрятанный в чёрном ящике. Плюс игрок может открыть любую букву по счёту (если эта буква встречается несколько раз, то открываются все).

Шанс игрок может позвонить по телефону (номер даёт случайный зритель в студии) для получения ответа или подсказки. набранные очки не сгорают, но ход передаётся другому игроку. х 2 набранные игроком очки удваиваются, если он верно назовёт букву.

8 + 50 х Шанс Приз К К К Ф Ф А А Х Х В В Б Б Ц Ц Ч Ч Р Р Т Т С С Л Л Ю Ю Э Э Й Й Ь Ь З З Ы Ы Ж Ж Ъ Ъ Е Е Щ Щ Д Д Ш Ш Г Г Я Я И И У У П П О О Н Н М М ПЕРВАЯ ТРОЙКА ИГРОКОВ НАРА М ЗИ Проверь! Досрочный ответ

9 Данная работа представляет собой справочник по литературе XVIII века. Здесь вы найдете биографические статьи, посвященные поэтам и писателям, анализ художественных произведений и словарь литературоведческих терминов. Поскольку справочник адресован школьникам, то выбор авторов и художественных произведений обусловлен содержанием школьных программ по литературе.

10 + 50 х Шанс Приз Е Ф Ф А А Х Х В В Б Б Ц Ц Ч Ч Р Р Т Т С С Л Л Ю Ю К К Э Э Й Й Ь Ь З З Ы Ы Ж Ж Ъ Ъ Е Е Щ Щ Д Д Ш Ш Г Г Я Я И И У У П П О О Н Н М М ВТОРАЯ ТРОЙКА ИГРОКОВ РМО Л АЙ Проверь! Досрочный ответ

11 Большая детская энциклопедия. Литература позволит погрузиться в увлекательный мир науки о литературе. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, натурализм, конструктивизм, постмодернизм перестанут быть для читателя тайной за семью печатями.

12 + 50 х Шанс Приз Р Ф Ф А А Х Х В В Б Б Ц Ц Ч Ч Р Р Т Т С С Л Л Ю Ю К К Э Э Й Й Ь Ь З З Ы Ы Ж Ж Ъ Ъ Е Е Щ Щ Д Д Ш Ш Г Г Я Я И И У У П П О О Н Н М М ТРЕТЬЯ ТРОЙКА ИГРОКОВ АДИЩЕВ Проверь! Досрочный ответ

13 Это обновленное мультимедийное издание поможет школьникам и абитуриентам в изучении и повторении курса литературы, а также при подготовке как к выпускному школьному экзамену, так и к вступительному в вуз. Диск сочетает теоретические вопросы, примеры решения задач и систему контроля и учета знаний.

  1. 14 + 50 х Шанс Приз Ф Ф А А Х Х В В Б Б Ц Ц Ч Ч Р Р Т Т С С Л Л Ю Ю К К Э Э Й Й Ь Ь З З Ы Ы Ж Ж Ъ Ъ Е Е Щ Щ Д Д Ш Ш Г Г Я Я И И У У П П О О Н Н М М Ф И Н А Л ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ Проверь! Досрочный ответ
  2. 15 Ф Ф А А Х Х В В Б Б Ц Ц Ч Ч Р Р Т Т С С Л Л Ю Ю К К Э Э Й Й Ь Ь З З Ы Ы Ж Ж Ъ Ъ Е Е Щ Щ Д Д Ш Ш Г Г Я Я И И У У П П О О Н Н М М Л Ю БК АЛ БРОННИЦЫ ИН И Л Ю Б А Н К Л БРОННИЦЫ Проверь! Досрочный ответ СУПЕРИГРА
  3. 16 150 – Призы Количество очков
  4. 17 Всего вам доброго!

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1201174/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector