Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в старшей — подготовительной группе

Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей, карточки для скачивания. познавательное видео для детей о живой и неживой природе.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в старшей - подготовительной группе

Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.

Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса «Растем с Родной тропинкой». Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.

Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем.

Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки  и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей».

И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.

  • В дидактических играх  не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.
  • В дидактических играх дети узнают о том, что  предметы вокруг них  бывают разные.
  • Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).

Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа. 

К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.

  • К неживой природе относятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы,  реки и моря.
  • К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.

К миру рукотворному относятся наша одежда  и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.

Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга? 

Очень хорошо объясняется детям, что такое природа  и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение».  Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.

  1. Из каких  царств состоит мир природы? 
  2. Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы»  по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств

А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим  и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.

Дидактическая игра 1.  «Живая и неживая природа»

Материал к игре

  • Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
  • Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
  • Две куклы или другие игрушки.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в старшей - подготовительной группе

 Ход игры

Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.

Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.

  • Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
  • А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы  закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
  • Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок  и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.

Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.

Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.

Скачать картинки к игре «Живое и неживое»

Скачать картинки к игре «Живая и неживая природа» бесплатно можно по этой ссылке.

 Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир

В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.

Материалы к игре

Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира  (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа,  и др.).

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в старшей - подготовительной группе

Ход игры

Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».

Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.

Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.

Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.

Примеры таких пар  в карточках к игре:

  • цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
  • солнце — лампочка,
  • ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
  • бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
  • планета Земля — игрушечный мячик,
  • паутина — рыболовные сети,
  • ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
  • клешни рака — клещи как инструмент человека,
  • снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
  • мышка живая — мышка компьютерная.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в старшей - подготовительной группе

Скачать картинки к игре

  • Картинки к игре «Природа и рукотворный мир», подготовленные Мариной Анатольевной, можно скачать  бесплатно по этой ссылке.
  • Интересные материалы — игры, рассказы в картинках, задания для детей по ознакомлению с окружающим миром — Вы найдете в рубрике «Мир вокруг нас». 
  • Популярные статьи:

— Какие бывают самолеты? Зачем нужны самолеты? Познавательная сказка в картинках, развивающие задания для детей. 

  1. — Грибы в познавательных сказках, рассказах, картинках и развивающих заданиях для детей. 
  2. — История утюга в загадках, картинках, стихах и видео для детей. 
  3. — Сказка о зимующих и перелетных птицах. 
  4. — Зимующие птицы в картинках, загадках, познавательных рассказах, играх, стихах и развивающих заданиях для детей.
  • Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
  • «Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
  • Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
  • Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
  • Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в старшей - подготовительной группе

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/priroda-i-rukotvornyj-mir-didakticheskie-igri-dlya-detej/

Картотека игр по ознакомлению с окружающим для детей 3 7 лет — PDF

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Вo второй младшей группе дидактические игры с природным материалом лучше всего вводить, иcпользуя уже знакомые детям овощи и фрукты. С помощью воспитателя дети овладеют умением различать предметы, выделять

Подробнее

Картотека дидактических игр по экологии в средней группе Подготовила: Чирикова Светлана Игоревна Сентябрь. «Что где растёт?» Цель: Формировать у детей элементарные представления о том, где растут овощи,

Подробнее

Картотека дидактических игр по формированию экологических представлений «Съедобное несъедобное» Цель: закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах. Оборудование: корзинка, предметные картинки с изображение

Подробнее

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного

Подробнее

Картотека игр с природным материалом СОДЕРЖАНИЕ 1. Игры с камешками, сухими веточками, каштанами, шишками и др. 1.1. Каждому камешку свой домик. 1.2. Помоги Золушке. 1.3. Выложи картинку. 1.4. Пройдем

Подробнее

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста Подготовила: Стрельцова. Г.В. Дошкольное детство — период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры,

Подробнее

Организуя игры детей второй младшей группы на распознавание деревьев и кустарников, воспитатель должен помнить, что малыши имеют представление только об отдельных частях этих растений, не знают их общего

Подробнее

Консультация для родителей: «Дидактические игры для ознакомления старших дошкольников с комнатными растениями» Составители: воспитатели подготовительной «Б» группы: Спиридонова С.А. Лукьянова Е.Ю. 1.Кто

Подробнее

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому

Подробнее

Картотека дидактических игр на тему «Фрукты и овощи» 1. Дидактическая игра «В борщ или в компот» Цель: учить классифицировать овощи и фрукты, знакомить со спецификой приготовления борща и компота. Развивать

Подробнее

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем

Подробнее

Дидактические игры по развитию временных представлений у дошкольников Игра «Назови пропущенное слово» Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток. Ход игры: Дети образуют полукруг.

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/50188749-Kartoteka-igr-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushchim-dlya-detey-3-7-let.html

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста

  • Дидактические игры по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста.
  • Какое это животное?
  • Цель: систематизировать знания детей о животных, описывая животных по наиболее типичным признакам.

Один из детей водящий.

Он загадывает животное и описывает его: «Это белое животное, у него 4 ноги, рога, коротенький хвост. Оно дает молоко». Остальные дети угадывают. Кто первый угадает, получает право загадывать.

  1. Найди деток.
  2. Цель: систематизировать знания детей о названиях детенышей животных.
  3. Пособия: картинки с изображением животных и их детенышей.

Ребенку дают картинку с изображением животного, а он должен найти картинку, на которой нарисован детеныш этого животного, и правильно его назвать. После этго можно предложить детям поделить животных на 2 группы: домашние животные и дикие.

Что растет в лесу?

Цель: систематизировать знания детей о лесных или садовых растениях.

Педагог выбирает троих детей и предлагает им назвать то, что растет в лесу. Например, один говорит «грибы», второй – «малина», третий – «ель», а потом опять продолжает первый. Педагог предупреждает.

Что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правило, то садятся на место и выбирают себе замену.

Новая тройка получает другое задание, например, перечислить, что растет в саду, либо кто живет в лесу, во дворе и т.д.

  • Садовник
  • Цель: обеспечить применение на практике умения определять характерные признаки фруктов, овощей, цветов.
  • Пособия: картинки с изображением цветов, овощей, фруктов.
Читайте также:  Новогодние стихи. новогодний хоровод

Дети садятся вокруг стола, на котором положены картинки рисунком вниз. Один ребенок – садовник. С лейкой или каким – нибудь другим типичным для садовника предметом он обходит детей и говорит: «У меня большой сад. Поди ко мне, Анечка, что – нибудь сорви».

Ребенок, которого садовник вызывает к столу, выбирает себе картинку, смотрит на нее и потом описывает так, чтобы дети угадали, какое растение сорвано. Затем вытянувший картинку ребенок становится садовником, и игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки.

  1. Овощи
  2. Цель: систематизировать знания детей о различных овощах.
  3. Пособия: картинки с изображением овощей, разрезанные на несколько частей.
  4. Дети складывают картинки из частей и говорят, как эти овощи называются, какого они цвета или вкуса, для чего используются.
  5. Фрукты и овощи.
  6. Цель: систематизировать представления детей о фруктах и овощах.
  7. Пособия: карточки с изображением фруктов и овощей.
  8. Педагог раскладывает на столе карточки, а дети должны их разделить на 2 группы: фрукты и овощи.

Педагог выбирает одну карточку и показывает детям. Дети должны сказать, что нарисовано на карточке и к какой группе ее следует отнести (например, груша — фрукт).

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhajuschij-mir/216220-didakticheskie-igry-po-oznakomleniju-s-okruzh

Дидактические игры по экологическому воспитанию в старшей группе

  • СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Экологическая игра «Детки с какой
    ветки?»
  • Цель:
    Дифференцировать отличительные признаки деревьев.

Дидактический материал:
карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.;
карточки деревьев.

Методика проведения:
На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них
кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с
изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети
разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.

СТАРШАЯ
ГРУППА

Экологическая игра «Найди такой же
цветок»

Цель: Упражнять
детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать
внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.

  1. Дидактический материал: настоящие
    комнатные цветы, к ним соответствующие карточки.
  2. Методика проведения:
    Детям раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти
    такой же в группе, показать и по возможности назвать.
  3. СТАРШАЯ
    ГРУППА
  4. Экологическая игра «Вершки –
    корешки»
  5. Цель:
    Учить детей составлять целое из частей.
  6. Дидактический материал:
    два обруча, картинки овощей.
  7. Методика проведения:

Вариант 1.
Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В
обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч
синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок
подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный
круг, объясняя, почему он положил овощ 
именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у
которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Вариант 2.
На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы:
вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу
все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!»

СТАРШАЯ
ГРУППА

Экологическая игра  «Воздух, земля, вода»

Цель:
Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание,
мышление, сообразительность.

Дидактический материал:
Мяч.

Методика проведения:

Вариант
1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например,
«сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово
«дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля» и т.д.

Вариант
2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать
птицу. На слово «земля» — животное, обитающие на земле; на слово «вода» —
обитателя рек, морей, озер и океанов.

  •  СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Экологическая игра «Природа и
    человек»
  • Цель: Закрепить
    и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку
    природа.
  • Дидактический материал:  Мяч.
  • Методика проведения:
    Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о
    том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в
    природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует
    в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что
сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что
создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети
ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

  1. СТАРШАЯ
    ГРУППА
  2. Экологическая игра  «Звери, птицы,
    рыбы »
  3. Цель:
    Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
  4. Дидактический материал:
    Мяч.
  5. Методика проведения:

Вариант 1:
Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и
передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»

Сосед
принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем
он передает вещь другому ребенку,  с
таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний
участников игры не будет исчерпан.

Так
же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя
нельзя).

Вариант 2:
Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший
мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч
обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.  Аналогично проводится игра со словами «звери»
и «рыбы».

  • СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Экологическая игра «Угадай, что где
    растет»
  • Цель:
    Уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать
    внимание, сообразительность, память.
  • Дидактический материал:
    Мяч.

Методика проведения:
Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает
кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение:
сад, огород, луг, поле, лес.

 

СТАРШАЯ
ГРУППА

Экологическая игра  «Сложи животное»

Цель: Закрепить
знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам.

Дидактический материал: картинки
с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).

Методика проведения: один
экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети
рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить
изображение животного, но без образца.

  1. СТАРШАЯ
    ГРУППА
  2. Экологическая
    игра 
    «Что
    из чего сделано?»
  3. Цель: Учить
    детей определять материал из которого сделан предмет.

Дидактический материал:
деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический
колокольчик., ключ и т.д.

  • Методика проведения:
    Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан
    каждый предмет.
  • СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Экологическая
    игра
     «Съедобное –
    несъедобное»
  • Цель:
    Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
  • Дидактический
    материал:
    Корзинка, предметные картинки с изображение
    съедобных и несъедобных грибов.
  • Методика
    проведения:
    На столе перед каждым ребенком лежат
    картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и
    кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку
  • СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Экологическая
    игра

    «Найди свой камешек»
  • Цель:
    Развивать тактильные ощущения, внимание, память.
  • Дидактический материал: Коллекция
    камней.

Методика проведения:
Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта
игра поводится на улице, то находит его), внимательно рассматривает, запоминает
цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и
примешивают. Задание – найти свой камень.

СТАРШАЯ
ГРУППА

Экологическая
игра 
«Цветочный
магазин»

Цель: Закреплять
умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди
других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые
букеты.

Дидактический материал:
лепестки, цветные картинки.

Методика проведения:

Вариант
1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают
понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий
выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант
2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать
выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант
3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний,
осенний. Можно использовать стихи о цветах.

  1. СТАРШАЯ
    ГРУППА
  2. Экологическая
    игра
      «Полезное–
    неполезное»
  3. Цель:
    Закрепить понятия полезные и вредные продукты.
  4. Дидактический материал: Карточки
    с изображением продуктов.
  5. Методика проведения:
    На один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные:
геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и
т.д.

Неполезные:
чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

  • СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Экологическая
    игра

    «Лекарственные растения»
  • Цель:
    Закрепить знания лекарственных растений.
  • Дидактический материал:
    Карточки с растениями.

Методика проведения:
Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила
игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь
растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где
растет (болото, луг, овраг).

  1. Например,
    ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики
    без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только
    вырастет (2-3 рассказа детей).
  2. СТАРШАЯ
    ГРУППА
  3. Экологическая
    игра
      «Что
    я за зверь?»

Цель:
Закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.

Методика проведения:

Вариант
1: В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе
есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается
и ждет, пока его не пригласят.  Группа
ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут .

Вариант
2: Нужно отвечать на вопросы ведущего. 
Итак, зверь загадан, участник приглашаются, игра начинается.

Участник
задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать?
прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.

Ребята
в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет».Так продолжается до тех пор,
пока игрок не отгадает зверя.

  • СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Экологическая
    игра
     «Назовите
    растение»
  • Цель:
    Уточнять знания о комнатных растениях.
  • Дидактический материал: Комнатные
    растения.

Методика проведения:
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и
т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель
обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.


Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно
ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?


На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

  1. СТАРШАЯ
    ГРУППА
  2. Экологическая
    игра
      «Кто
    где живёт»
  3. Цель:
    Закреплять знания о животных и местах их обитания.
  4. Дидактический материал:
    Карточки «Живтные», «Места обитания».

Методика проведения:
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями
мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.).
Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен
определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у
себя, показав карточку воспитателю.

  • СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Экологическая
    игра 
    «Летает,
    плавает, бегает, прыгает»
  • Цель:
    Закреплять знания об объектах живой природы.
  • Дидактический
    материал:
    Картинки с изображением разных животных.
  • Методика
    проведения:
Читайте также:  Экологическая сказка для 2 класса. сценарий

Вариант 1: Воспитатель показывает или называет детям
объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта.
Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при
слове «карась» — имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» — изображают
полёт птицы.

  1. Вариант 2: Дети классифицируют картинки – летающие,
    бегающие, прыгающие, плавающие.
  2. СТАРШАЯ
    ГРУППА
  3. Экологическая
    игра
     «Береги
    природу»
  4. Цель: Закреплять
    знания об охране объектов природы.
  5. Дидактический материал:
    Карточки с объектами живой и неживой природы.

Методика проведения:
На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей,
человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети
должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле
не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными
животными, с человеком, с растениями и т.д.

  • СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Экологическая игра  «Что
    было бы, если из леса исчезли…»
  • Цель:
    Закреплять знания о взаимосвязи в природе.
  • Дидактический
    материал:
    Карточки с объектами живой  природы.
  • Методика
    проведения:
     
    Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

— Что бы произошло с остальными жителями? А если бы
исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы
ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей
вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без
друга не смогут обходиться.

  1.  СТАРШАЯ
    ГРУППА
  2. Экологическая игра: «Польза- вред»
  3. Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни
    только необходимые
  4. .1 этап
  5. Первый вариант: «Польза –вред».
  6. (тема: живая природа) .

Дети должны встать в круг. Воспитатель задает
вопрос: «Какая польза от пчелы? », дети должны по очереди ответить на вопрос,
не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы? »
(так можно подбирать любые вопросы)

Второй вариант: «Нравится – не
нравится».

(тема: не живая природа) .

Принцип организации см. вариант
1.

Третий вариант: «Хорошо –
плохо».

(тема: времена года и 4 стихии:
вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.

2 этап

Воспитатель задает вопрос: «Что
случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все
окружающее стало бы хорошим? » (волк стал хорошим — перестал есть зайцев, зайцев
бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало
бы меньше и многим птицам негде было бы жить) .

  • Выясняется, что если от всего
    будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и
    даже может погибнуть.
  • В конце игры воспитатель должен
    сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего
    лишнего, всё необходимое.
  • СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Экологическая игра: «Звуки»
  • Цель: учить детей «слышать» природу,
    (на магнитофоне подобрать звуки природы…шум дождя, водопада, птиц…) .
  • Воспитатель даёт задание:

«Когда слышите какой-либо звук
– загните палец и т. д. Когда все пять пальцев будут загнуты – откройте глаза и
помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки
».

  1. Воспитатель задаёт детям
    вопросы типа:
  2. Какой звук больше всего
    понравился?
  3. Какой звук издала природа, а
    какой –человек, какой звук был самый громкий
     (тихий?)
  4. Издавал ли ветер какой-либо
    звук?
  5. В дальнейшем можно «слушать»
    природу двумя руками (использовать 10 пальцев)
  6. Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей.

Дети встают в круг. Первый
ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы,
предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий
ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное,
показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка,
называет своё животное и делает свой жест и т. д.

Основное правило: нельзя
повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно,
это даже сближает детей и делает игру интересней.

  • В игре участвуют 5-8 детей,
    затем можно увеличить количество игроков
  • СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Цель: воспитывать правильное отношение к природе, расширять понятие
    детей о правилах поведения в природе.
  • Суть игры заключается в том,
    что есть такой мальчик на свете, который всё делает наоборот, если слышит
    плохие советы.
  • Воспитатель даёт детям
    отрицательные и положительные правила поведения в природе, а дети должны
    сказать, как бы поступил этот мальчик в том или ином случае, и объяснить,
    почему.
  • СТАРШАЯ
    ГРУППА
  • Экологическая игра:«Вершки – корешки»
  • Цель: учить детей составлять целое из частей.

Источник: http://detipriroda.blogspot.com/p/blog-page_1.html

дидактические игры .подготовительная группа

  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
  • «С какого дерева листок»
  • Цель игры: закрепить названия деревьев русского леса.
  • Ход игры
  • Воспитатель предлагает детям рассмотреть листья с разных деревьев, это могут быть крупные картинки или гербарий.
  • — С какого дерева прилетел этот листок?

Дети отвечают: с дуба, березы, клена, рябины, каштана, орешника и т.д.

  1. «У кого какой домик»
  2. Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о жилищах диких животных, птиц, насекомых.
  3. Ход игры

За каждый правильный ответ воспитатель раздает детям фишки. В конце игры путем подсчета фишек определяется победитель.

  • Возможны два варианта игры.
  • Первый вариант: воспитатель называет животное, дети — его жилище.
  • Второй вариант: воспитатель называет жилище, дети — его хозяина.
  • Например:
  • У медведя — берлога,
  • у волка — логово,
  • у белки — дупло,
  • у ежика — нора,
  • у муравья — муравейник,
  • у птицы — гнездо,
  • у пчелы — улей,
  • у улитки — раковина.
  • И наоборот:

Кто живет в берлоге? Медведь! И т.д.

  1. «Чьи припасы»
  2. Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о том, чем питаются дикие животные.
  3. Ход игры
  4. За каждый правильный ответ воспитатель раздает детям фишки.
  5. В конце игры путем подсчета фишек определяется победитель.

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением орешков, грибов, яблок, бочки меда, малины, морковки, семечек. Предлагает отгадать, кто забыл свои припасы, и вернуть их хозяину. В случае правильного ответа рядом с картинкой с изображением припасов появляется картинка с изображением хозяина: белка, ежик, медведь, заяц, мышка.

  • «Чей хвост, чья голова»
  • Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о диких животных средней полосы.
  • Ход игры

Для игры необходимо предварительно разрезать картинки с изображением диких животных пополам. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие дикие животные живут в русском лесу.

Затем на наборное полотно выставляются в один ряд головы животных, в другой — хвосты. Детям предлагается назвать, чья это голова (зайца, медведя, белки и т.д.). Затем воспитатель предлагает найти зайчику его хвостик.

В результате две половинки соединяются, получается целый зайчик и т.д.

  1. «Что в лесу растет, кто в лесу живет»
  2. Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о растительном и животном мире русского леса.
  3. Ход игры

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Для игры понадобится мяч. Воспитатель задает вопрос: «Что в лесу растет?» — и бросает мяч одному из детей. Ребенок называет растение (дуб, фибы, ягоды и т.д.) и бросает мяч другому игроку. Когда варианты ответов исчерпаны, воспитатель снова задает вопрос: «Кто в лесу живет?» — и бросает мяч ребенку. Дети отвечают: «Волк, медведь, заяц и т.д.».

  • «Зеленая аптека»
  • Цель игры: закрепить названия лекарственных растений, их полезные свойства.
  • Ход игры
  • Дети делятся на две команды.
  • У одной команды — иллюстрации с изображением лекарственных
  • растений: подорожник, крапива, шалфей, ромашка, крапива, одуванчик, мята, лопух, облепиха.
  • У второй команды — картинки: порезанный палец, мальчик с перевязанным горлом, мальчик с градусником под мышкой, кружка с чаем, салат из одуванчиков, щи из крапивы, пузырек с облепиховым маслом.
  • По команде воспитателя дети из разных команд находят друг друга, соединяют картинки, потом объясняют свой выбор.
  • — Подорожник прикладывают к ранке.
  • — Из крапивы варят витаминные щи.
  • — Отваром шалфея и ромашки полощут горло при ангине.
  • — Из одуванчика делают полезный салат.
  • — Из мяты заваривают ароматный снотворный чай.
  • — Из облепихи делают масло для смазывания ссадин.
  • «Кто в какой стране живет»
  • Цель игры: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.
  • Ход игры

Воспитатель. Давайте вспомним жителей разных стран.

  1. Воспитатель задает вопрос, дети отвечают. На наборное плотно
  2. выставляется картинка с изображением ребенка, который держит
  3. в руках соответствующий национальный флаг
  4. Воспитатель.

Кто живет в Америке? — Американцы.

Кто живет в России? — Россияне.

Кто живет в Японии? — Японцы.

Кто живет в Китае? — Китайцы.

Кто живет в Украине? — Украинцы.

Кто живет в Грузии?- Грузины.

Кто живет в Англии? — Англичане.

Кто живет в Испании? — Испанцы.

Кто живет в Литве? — Литовцы.

Кто живет в Бразилии? — Бразильцы.

  • «Узнай наш флаг (герб)»
  • Цель игры: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.
  • Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг РФ, назвать, из полотен каких цветов он состоит. Затем на наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10).

Воспитатель предлагает детям найти российский флаг. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других.

Игра повторяется несколько раз.

  1. «Узнай по описанию»
  2. Цель игры: закрепить знания детей по определенной теме: о животных, временах года, овощах и фруктах, профессиях и др.
  3. Ход игры

Выбирается водящий и на время выходит из группы. Дети вместе с воспитателем договариваются, о чем будут рассказывать. Каждому ребенку поручается рассказать о каком-либо признаке предмета, не называя самого предмета вслух. Когда водящий возвращается, дети по очереди рассказывают о предмете, водящий должен догадаться, о чем идет речь.

  • Например, загадана профессия «врач».
  • — Это профессия.
  • — Ее могут получить и мужчины, и женщины.
  • — Человек этой профессии помогает другим людям.
  • — Эта профессия очень важна!
  • — Человек этой профессии носит белый халат.
  • — На шапочке красный крест.
  • — Сказочного героя этой профессии зовут Айболит.
  • — Человек этой профессии лечит людей.
  • Игра повторяется несколько раз.
  • «Иностранец»
  • Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о России,
  • о Москве.
  • Ход игры
  • Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к ним в гости придет

иностранец, который ничего не знает о нашей… (стране, столице).

Дети должны рассказать иностранцу самое главное. В роли иностранца выступает приглашенное лицо, незнакомое детям (например, воспитатель из другой фуппы с соответствующими атрибутами: фотоаппарат, очки, яркая одежда туриста, дорожная сумка).

  1. «Иностранец» с помощью наводящих вопросов побуждает детей
  2. рассказывать:
  3. О России: название нашей страны, столицы, особенности климата, растительного и животного мира, символическое значение цветов флага и герба, знаменитые россияне.
  4. О Москве: что такое столица, как называется столица России, чем
  5. она знаменита?
  6. В конце игры «иностранец» благодарит детей за рассказ и дарит
  7. сладкий приз. 
Читайте также:  Красивые стихи о родине для учащихся начальной школы

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/raznoe/didakticheskie-igry-podgotovitelnaya-gruppa.html

Картотека дидактических игр по ФЦКМ

  •                          Картотека дидактических игр
  •                  для  подготовительной к школе группы
  •                                               «ИГРА С МЯЧОМ»
  •    Дидактическая задача: развивать умение детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов.
  •    Игровое действие: разделение.
  •    Материал: мяч.
  •                                                  Ход игры

   Дети стоят в кругу. Ведущий называет предмет из прошлого и бросает мяч одному из игроков. Тот, кто поймал мяч, называет предмет настоящего времени, например:

  1.       Веник – пылесос,
  2.       Счеты – калькулятор,
  3.       Пишущая машинка – компьютер,

      Солнечные часы – механические часы и т.д.

                                           «НАЙДИ ПАРУ»

   Дидактическая задача: побуждать детей к сравнению предметов по функциям. Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира. Способствовать развитию внимания, логического мышления.

  •    Игровое действие: соединение.
  •    Материал: предметные карточки.
  •                                                Ход игры

   Ведущий предлагает игрокам взять на выбор любую предметную карточку. Перед тем, как выполнить задание, участники игры должны вспомнить историю создания предмета. Работая с карточкой, игрок объединяет в пару предметы, имеющие одну и ту же функцию. Например:

  1.    Счеты – калькулятор,
  2.    Свеча – электрическая лампочка,
  3.    Веник – пылесос,
  4.    Костер – электроплита,
  5.    Бревно – лодка,
  6.    Пещера – жилой дом,
  7.    Угольный утюг – электрический утюг,
  8.    Самовар – электрический чайник,
  9.    Терка – овощерезка.
  10. Выиграет тот игрок, кто первым выполнит задание.
  11.                                     «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН!»
  12.    Дидактическая задача: побуждать детей к сравнению предметов по их противоположному способу использования.
  13.    Игровое действие: сравнение.
  14.    Материал: картинки, карандаши, лист бумаги.
  15.                                                     Ход игры

Ведущий показывает игрокам конверт, в котором лежит письмо от Незнайки. Незнайка предлагает игрокам поиграть в интересную и занимательную игру «Будь внимателен!». На карточке, которая достается каждому игроку, нарисован предмет  рукотворного мира.  Каждый игрок определяет способ действия данного предмета и рядом в пустой квадрат рисует предмет, имеющий противоположный способ использования.

  •    Например,
  • Холодильник – электроплита,
  • Пароход – воздушный шар,
  • Шуба – вентилятор,
  • Кровать – будильник,
  • Ножницы – иголка и клей.
  •                                 «ЗНАЮ ВСЕ ПРОФЕССИИ»

   Дидактическая задача: формировать у детей умение группировать предметы по назначению, закрепить названия профессий. Способствовать развитию внимания, быстрого и увлекательного чтения.

  1.    Игровое действие: группирование.
  2.    Материал: карточки с названиями профессий, предметные карточки с изображением орудий труда.
  3.                                                   Ход игры
  4.                 (первый вариант игры для детей, умеющих читать)

    Ведущий предлагает игрокам карточки с названиями профессий. Игрок, прочитав название профессии на карточке, среди предметных картинок находит те орудия труда, которые необходимы для данной профессии.

  •                (второй вариант игры для детей, не умеющих читать)
  •    Ведущий загадывает загадку про человека той или иной профессии, а игроки, отгадав загадку, подбирают среди предметных картинок те орудия труда, которые необходимы для данной профессии.
  •    Загадки
  •    Скажи, кто так вкусно
  •    Готовит щи капустные,
  •    Пахучие котлеты,
  •    Салаты, винегреты,
  •    Все завтраки, обеды?  (Повар)
  •    Мы учим детишек
  •    Читать и писать,
  •    Природу любить,
  •    Стариков уважать.   (Учитель)
  •    Ты учишь буквы складывать, считать,
  •    Цветы растить и бабочек ловить,
  •    На все смотреть и все запоминать
  •    И все родное, русское любить.   (Воспитатель)
  •    Встаем мы очень рано,
  •    Ведь наша забота –
  •    Всех отвозить по утрам на работу.   (Водитель)
  •    С огнем бороться мы должны –
  •    Мы смелые работники,
  •    С водою мы напарники.
  •    Мы очень людям всем нужны,
  •    Так кто же мы?    (Пожарные)
  •    Кто у постели больного сидит?
  •    И как лечиться он всем говорит,
  •    Кто болен – он капли предложит принять,
  •    Тому, кто здоров, — разрешит погулять.    (Доктор)
  •                                  «УМНЫЕ МАШИНЫ»

   Дидактическая задача: закреплять умение детей ориентироваться в видах транспорта с помощью описания его признаков. Развивать наблюдательность, внимание.

  1.    Игровое действие: отгадывание.
  2.    Материал: предметные карточки с изображением транспорта.
  3.                                                      Ход игры

   Дети встают в круг, ведущий находится в центре круга. Ведущий загадывает игрокам загадку об «умных машинах», кто первым отгадает загадку, отправляется на поиски отгадки (предметной карточки с изображением транспорта) по групповой комнате. Победителем в игре считается тот, у кого окажется больше всех предметных карточек.

  •    Загадки
  •    Летит птица – небылица,
  •    А внутри народ сидит,
  •    Меж собою говорит.    (Самолет)
  •    Без разгона ввысь взлетает,
  •    Стрекозу напоминает,
  •    Отправляется в полет
  •    Наш Российский…     (Вертолет)
  •    Полотно, а не дорожка,
  •    Конь, не конь – сороконожка.
  •    По дороге той ползет,
  •    Весь обоз один везет.    (Тепловоз и вагоны)
  •    Чудо-птица, алый хвост,
  •    Прилетела в стаю звезд.     (Ракета)
  • Чудо-дворник перед нами
  • Загребущими руками
  • За одну минуту сгреб
  • Преогромнейший сугроб.    (Снегоуборочная машина)
  •    У песочных ям,
  •    У горы крутой
  •    Стоит великан
  •    С железной рукой.   (Экскаватор)
  •    Плывет белый гусь –
  •    Брюхо деревянное,
  •    Крыло полотняное.   (Яхта)
  •    Он идет, волну сечет,
  •    Из трубы зерно течет.    (Комбайн)
  •    Не летает, не жужжит,
  •    Жук по улице бежит.
  •    И горят в глазах жука
  •    Два блестящих огонька.    (Автомобиль)
  •    Я мчусь, держусь за провода,
  •    Не заблужусь я никогда.    (Троллейбус)
  •                                     «УГАДАЙ, ЧТО ЗАГАДАЛА»

   Дидактическая задача: побуждать детей определять материал по его свойствам.  Закреплять умение задавать вопросы.

  1.    Игровое действие: ловля мяча, загадывание, отгадывание.
  2.    Игровое правило: задать вопрос, после того как поймал мяч.
  3.                                                           Ход игры

   Дети стоят полукругом.  Напротив — воспитатель (позже ведущим может быть ребенок) с мячом. Ведущий загадывает материал и бросает мяч детям по очереди.  Тот, кому брошен мяч, должен задать о материале вопрос, предполагающий ответ «да» или «нет».  Выигрывает тот, кто первый определит загаданный материал.

  •                                                  «КТО ВПЕРЕД?»
  •    Дидактическая задача: закреплять умение детей объединять предметы по назначению, классифицировать по материалу, из которого они сделаны.
  •    Игровое действие: группирование.
  •    Материал: мяч.
  •                                                      Ход игры
  •    Все игроки стоят в одну линию.  Ведущий бросает мяч игроку и дает задание:
  • Назвать столярные инструменты,
  • Металлическую посуду,
  • Фарфоровую посуду,
  • Письменные принадлежности,
  • Изделия из хлопка,
  • Кожаные изделия,
  • Пластмассовую бижутерию и т.д.

   Если игрок дал правильный ответ, то он делает шаг вперед.  Если ответ неверный, то игрок остается на своем месте. Игра заканчивается, ведущий называет имя победителя.

                                  «ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ»

   Дидактическая задача: закреплять умение детей классифицировать объекты по назначению. Развивать интерес к окружающим предметам.

  1.    Игровое действие: классифицирование.
  2.    Материал: атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Шоферы», макеты.
  3.                                           Ход игры

   Ведущий предлагает игрокам отправиться на экскурсию по городу.  Во время экскурсии водитель останавливает «автобус» на остановках, а ведущий просит игроков объяснить, почему они так называются.

   Виды остановок: «Ветлечебница», «Ателье», «Аптека», «Парикмахерская», «Гастроном», «Стадион» и т.д.

   За правильный ответ игрок получает фишку. В конце экскурсии каждый игрок подсчитывает количество выигранных фишек.

  •                                              «НА ЧТО ПОХОЖЕ?»
  •    Дидактическая задача: подводить детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы, а элементы, которых нет в природе, человек придумал сам.
  •    Игровое действие: сравнение.

   Материал: предметные картинки с изображением объекта природы и предмета рукотворного мира. Фишки.

                                                      Ход игры

   Участникам игры предлагают две картинки. Ребенок должен сравнить изображения, найти сходства и различия. Например, на одной картинке изображен самолет, на другой – птица. Сходства – есть крылья, нос, хвост. Различия: птица – живая, самолет – неодушевленный предмет. Каждый дополнительный ответ оценивается фишкой. Выигрывает тот, кто набрал больше всего фишек.

  1.                                            «СОБЕРИ ПРЕДМЕТ»
  2.    Дидактическая задача: побуждать детей к нахождению недостающих деталей и пониманию, что отсутствие какой-либо части делает невозможным использования предмета.
  3.    Игровое действие: объединение.
  4.    Материал: картинки с изображением предметов рукотворного мира с недостающими деталями и картинки с изображением этих деталей.
  5.                                              Ход игры

   Каждый игрок получает конверт, в котором находятся разрезные картинки с изображением частей предмета. По команде ведущего дети собирают предмет из частей и называют его. Игра заканчивается тогда, когда собраны все предметы.

                                             «ЦЕПОЧКА СЛОВ»

   Дидактическая задача: помогать детям ориентироваться в разнообразии современных электроприборов и их назначении. Обогащать словарный запас.

  •    Игровое действие: группирование.
  •                                                  Ход игры
  •    Ведущий предлагает игрокам вспомнить все электрические приборы, помогающие человеку в быту:
  • Убирать квартиру,
  • Готовить пищу,
  • Стирать одежду,
  • Делать прическу и т.д.

   За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше всего фишек.

                                               «РЕКЛАМА»

   Дидактическая задача: закреплять знания о свойствах и качествах материалов (структура, температура поверхности, твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость и т.д.).

  1.    Игровое действие: рекламировать продукцию.
  2.    Игровое правило: при покупке товара покупатель должен объяснить, почему покупает.
  3.                                                    Ход игры

   Воспитатель организует магазин с разными отделами.  Дети – продавцы, прежде чем продать товар, должны рекламировать свою продукцию, т.е.

объяснить, почему необходимо его купить, именно из этого материала, каковы его достоинства.

После рекламы  дети – покупатели расходятся по отделам и при покупке должны пользоваться следующей речевой конструкцией: «Я возьму этот предмет, потому что мне нравится… Мне необходимо для…».

                                                «ПОКУПКИ»

   Дидактическая задача: показать детям богатство предметного мира. Закреплять способы использования предмета, его функциональные возможности.

  •    Игровое действие: группирование.
  •    Материал: карточки с изображенными предметами, которые могут продаваться в отделах магазина: музыка, художественный салон, изделия народно-прикладного искусства, эмблемы данных отделов, фишки.
  •                                                    Ход игры

   На столе перед детьми выложены карточки с изображением покупок.

По сигналу ведущего «покупки в магазин» каждый игрок берет карточку с изображенной покупкой, называет ее и относит в тот отдел магазина, где, по его мнению, может продаваться этот товар.

Затем, каждый ребенок рассказывает всем, почему его товар продается в данном отделе и зачем он нужен людям. За лучший ответ игрок получает фишку.

  1.    Например,
  2.    Музыка: ноты, пианино, скрипка, дудочка, магнитофон, барабан, музыкальный центр.
  3.    Художественный салон: кисти, бумага, краски, холст, палитра, картины.

   Изделия ДПИ (декоративно-прикладное искусство): гжельская посуда, дымковская игрушка,  филимоновская свистулька и т.д.

Источник: https://vospitatel4.ucoz.ru/publ/kartoteka_didakticheskikh_igr_po_fckm/1-1-0-8

Ссылка на основную публикацию