Андрей платонов «любовь к родине, или путешествие воробья» читать

Андрей Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» читать

Андрей Платонов.

Много ли было писателей, понимавших душу и тоску животных и растений ? – Пришвин? Лондон? Толстой? После прочтения “Холстомера”, Тургенев даже сказал, что Толстой в прошлой жизни был лошадью.

Кем в прошлой жизни был Платонов? Какая наивность, понимать душу, как нечто “круглое”, цельное, улетающее на небо ли, возвращающееся на землю ли, словно перелётные птицы, устав от света и тепла. Душа – каждый миг рождается в человеке, бьётся воробышком в груди, ветвится деревом, обнимая растения, животных, людей и облака..

Пробивается из земли ресницами травы ( словно живыми, медленными лучами неведомого солнца в земле) и внимательными, голубыми глазами цветов, неустанно перерабатывая ночь земного праха и смерть, в свет и жизнь.

В любви Платонова к животным есть что-то от любви к ним Есенина, которого он любил.

В истории на этот изумительный рассказ, с таким воробьино-непритязательным названием, хотелось бы косвенно очертить и другие моменты из романов и рассказов Платонова о животных.

Если бы Кафке приснились некоторые вещи Платонова, он бы проснулся в поту, быть может даже вскрикнув, что где-то на земле сбылся творческий ад его произведений, как-то мучительно сладко и темно смешавшись с возможностью рая : седой воробей, бегающий пешком по занесённой снегом земле, дабы не мучить уставшее тело рваными и тёмными ветрами ночи. Кафка просыпается, проводит рукой по холодным складкам простыни, словно по застывшей позёмке, чему-то грустно улыбается. Под свесившейся на пол белоснежной простынёй, попискивает мышка.. Вспоминается почти забавный анекдот про Хемингуэя, Платонова и Кафку ( анекдот в конце истории).

Ночь, улица, фонарь, разбитое стекло. За мальчиком бежит седой музыкант, окно которого, цветущее зимой райскими цветами и папоротниками, разбил этот мальчик. В холодной и пустой комнате, в сугробе простыней, умирает воробей.

Старый музыкант играл на скрипке у памятника Пушкину, играл для жизни и людей. Но однажды к нему стал прилетать воробей, и случалось, что он играл для него одного. Воробья, словно Элли из сказки, уносит странным ураганом в африканские, жаркие, райские страны.

Куда уносит душу, когда она слушает музыку и стихи ? Узоры музыки и стихов и сами похожи на заиндевевшие узоры на стекле искусства, на обещание рая. Стекло обращается в “тонкий лёд счастья”, покрытый паутинками трещин, и по нему, словно по водам, ходит душа. Но воробей тоскует в этом южном раю по музыканту и хлебу. Душа музыканта тоскует по воробью.

Жизнь тоскует по тому, о чём поёт музыка. Растения, животные ( иногда у Платонова кончающие с собой), люди и даже земля, ворочаются в тёмном бреду одиночества, словно бы томясь вспомнить что-то вечное, всеми забытое. Добрые, одинокие, грустные животные, словно сбывшиеся слова Христа о солнце, льющее свой свет на праведных и неправедных…

живыми, ласковыми лучами, льнут они к музыкантам, ворам, растениям, земле, то обнимая, согревая их бытие, то грустно отражаясь от них в ветер ночи.

Воробьи на проводах вдоль вечерних дорог, словно музыкальные знаки самой жизни…

Россия. Зима. Разбивший стекло мальчик убегает от разъяренного дворника.

Мальчик бежит и думает: «Нет, ну так решительно нельзя. Я из хорошей семьи, я хочу учиться, саморазвиваться. Хочу, в конце концов, быть, как мой любимый писатель Эрнест Хэмингуэй — мужественным, сильным… На пляжах Кубы ловить рыбу. А не от дворников в этом городе убегать».

Куба. Жара. Эрнест Хэмингуэй, действительно, мужественный и сильный, сидит на пляже и пьет из горла ром, окруженный жаркими кубинками. Хэмингуэй думает: «Нет, это — не жизнь. Никакого героизма тут нет.

Народу ничего не нужно, 24 часа в сутки жара, мозги плавятся, женщины толстые.

Вот бы сейчас в старушку Европу, к писателю Кафке, мы бы с ним выпили хорошего чешского пива, поговорили об отцах, Флобере, смысле жизни.

Прага. Моросит слепой дождь. Кафка сидит в тускло освещённой комнате. Смотрит в ночь окна : словно мыши в мокрой траве листвы, мечутся воробьи. Жизнь так абсурдна. Вот бы мне в Россию, – думает он – куда я уже давно хочу съездить, к близкому мне по-духу писателю Платонову, он бы меня понял, мы бы с ним поговорили о человеке и абсурде жизни.

Источник:

«Формула жизни» А. П. Платонова (анализ рассказов «Любовь к Родине, или путешествие воробья», «Неизвестный цветок»)

Андрей Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» читать
Тема: «Формула жизни» А.П. Платонова

(анализ рассказов «Любовь к Родине, или путешествие воробья», «Неизвестный цветок»)

Цель:

  • знакомство с жанром рассказа-притчи
  • знакомство с творчеством А.Платонова
  • помочь понять, какова формула жизни А.Платонова, что входит в ее слагаемые

Ход урока:

Мы с вами уже в течение нескольких уроков ведем разговор с понятием новеллы. Сегодня мы познакомимся с разновидностью рассказа, рассказ-притча. Итак, что же такое притча.

Притча.

  1. В старинной литературе иносказательный рассказ с нравоучением. Например, евангельская притча.
  2. Перен. О непонятном, труднообъяснимом явлении (разг.). Что за притча?
  3. Притча во языцех (шутл.) – предмет общих разговоров.
  • В каком значении сегодня мы с вами будем использовать это слово?
  • А прежде чем ответить на главный вопрос, мы поработаем с рассказами-притчами Платонова. Сегодня вы работаете в группах:
  • Задание для 1 группы:
  • – Перечитать эпизод «Скрипач и воробей»
  • – Ответить на вопросы:
  • Зачем скрипач ходил играть к памятнику Пушкина? Что хотел выразить музыкант, играя на скрипке?
  • Почему музыкант не берет денег за свое искусство?
  • Почему он играет именно у памятника Пушкину?
  • Почему скрипач так сильно полюбил воробья и каждый день носил для него хлеб?
  • Понимал воробей музыку? Что больше привлекало воробья: музыка или крошки хлеба?

Задание для 2 группы:

Перечитать эпизод «Воробей в райской стране» и ответить на вопросы:

  • Почему воробью стало печально на новой земле, почему он хочет улететь домой? Чего ему не хватает?
  • Кого он выбирает себе в друзья? Почему?
  • Где находит пристанище?
  • Что мучает воробья? О чем он мечтает в райской стране?

Задание для 3 группы:

Перечитать эпизод «Музыкант и черепаха» и ответить на вопросы:

  • Почему музыкант купил черепаху?
  • Что даст музыканту присутствие черепахи в доме?
  • Понимала ли черепаха настроение музыканта и его игру?
  • Что для Платонова ценно в человеке и во всяком живом существе?

Задание для 4 группы:

Перечитать эпизод «Воробей и ураган» и ответить на вопросы:

  • Как чувствует себя воробей в урагане?
  • Как он добывает себе корм? Трудно ли он ему достается?
  • Устраивает ли его жизнь в урагане?
  • Почему воробей, когда летел в урагане, забыл, как за ним ухаживал пенсионер?
  • О чем он только жалеет, чего ему не хватает в урагане?

Задание для 5 группы:

Перечитать эпизод «Новая встреча воробья и скрипача»

  • Почему сказочное происшествие – вопреки сказочной традиции – заканчивается трагически?
  • Почему воробей умирает?
  • Любил ли музыкант воробья, а воробей – музыканта?
  • Почему после смерти воробья в музыке недоставало полезного утешения?

(2 урок)

Итак, на прошлом уроке вы по группам работали с текстом рассказа-притчи А.Платонова «Любовь к родине, или Путешествие воробья». Сегодня мы попытаемся выявить формулу жизни А.Платонова.

  1. Слушаем выступления групп и записываем выводы после каждого выступления.
  2. Жизнь
  3. Материалы к изучению рассказа

Старик скрипач каждый вечер ходил на бульвар играть: «Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью».

Скрипач хотел дарить людям добро, потому что, видимо, делал это всю жизнь и не мог привыкнуть к мысли о своей бесполезности. Кроме того, он был одинок, а среди прохожих Тверского бульвара ему было уютнее и теплее, чем в пустой квартире; вокруг него собирались люди, и ему становилось легче и радостнее.

  • Бульвар расположен в самом центре Москвы, его окружают высокие дома, по заснеженным улицам спешат люди, здесь хорошо ощутим пульс большого города, живущего своей полнокровной жизнью. И на это смотрит с высоты наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, задумчивый и немного печальный…
  • И старику, и воробью, наверное, нравились высокие деревья на бульваре, большие дома, в которых жили люди (ведь именно к ним стремились герои 0 один, чтобы не быть одиноким и отдать им тепло своего сердца, другой, чтобы прокормиться возле них), звенящие трамваи и та полнота жизни, которая здесь, на бульваре, чувствовалась особенно остро…

Старик любил играть именно у памятника поэта. Почему? Может быть, сама фигура поэта, и его стихи, написанные на постаменте, вдохновляли старого музыканта пробуждать в людях «чувства добрые» своей нежной музыкой.

За свою музыку старик никогда не брал денег. Он играл не из-за денег, а просто для людей и считал, что искусство выше денег. Он бескорыстно отдавал людям свое душевное тепло, свое искусство, и ему было достаточно, что его слушали со слезами на глазах. Поэтому музыкант никогда не открывал крышку скрипичного футляра, пока на него не сел седой воробей.

Маленькая птичка заставила старика задуматься о трудной судьбе воробья, а рассмотрев его, поразился «спокойным, разумным глазам. Должно быть, этот воробей был очень стар или несчастен, потому что он успел уже нажить себе большой ум от горя, беды и долголетия». Ему стало жаль маленькую птичку, и на следующий день он уже не мог не думать о ней.

Со временем старик привязался к птичке. Он почувствовал в воробье что-то родственное: старость, одиночество, бесприютность; он понял, что птичка нуждается в заботе и любви, и с радостью стал отдавать ей это чувство. Он тосковал, когда воробей не прилетел.

Однажды после грозной вьюги воробей исчез. Его вихрем унесло в далекую южную страну. в тот день, когда это случилось, на окне старика «выросли» «замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны». Он «стал любоваться этой воодушевленной игрою природы», не подозревая о том, что именно в эту «волшебную страну» умчался воробей.

Платонов ярко описывает страну вечного лета, в которую попал воробей. Здесь было много пищи, невидимые, яркого оперения птицы пели долгие музыкальные песни. Вокруг густая трава, разнообразие цветов и трав, безветренное небо, дожди шли лишь по ночам, когда все спали, чтобы ненастье не портило никому настроение. Но воробей тоскует.

Это чужая страна, в которой воробей не встретил никого знакомого. Здесь много пищи, но все плоды были либо слишком сладкими, либо горькими.

И «замороженные леса и цветы» на окне старика казались прекрасными, но воробей, оказавшись среди этих трав и лесов, не получил никакого тепла и почувствовал себя несчастным вдали от родного Тверского бульвара.

Чаще всего воробей тосковал по привычной кислоте простого черного хлеба, который заботливо был накрошен для него в футляр стариком. Тем более, что доставался он ему в самое голодное и холодное время, и от этих черных крошек ему становилось тепло среди студеной метели, да та, что он мог пробормотать небольшую песню. А здесь, в вечной стране тепла и изобилия он не пел совсем.

Поэтому он поселился на берегу ручья, покрытого мелкими камнями, где ничего не росло. Это место напоминало о родине: ведь там никогда не было вечного лета, «сладости и обилия». А затем и вовсе перебрался на голую скалу. Он надеялся, что когда-нибудь настанет буря, сорвет со скалы и унесет обратно домой, на Тверской бульвар. И однажды его желание сбылось…

А стрик в это время грустил долгими зимними вечерами. Единственное утешение – замороженное окно. Душа его, наверное, тосковала по далекому несбыточному счастью и по маленькой серой птичке. Может быть, поэтому он и купил себе в зоологическом магазине черепаху, которая смотрела на него с кротким видом, когда он играл для нее на скрипке.

В это же самое время воробей в чужой стране смотрел в темные приветливые глаза змеи, с которой он подружился. И змея, и черепаха будто из одного мира – мира земли. На протяжении многих столетий эти существа считаются символами мудрости и знания.

Поэтому не удивительно, что старик проснулся в ту ночь, когда воробья несла буря домой и вспомнил о нем.

Но сказка, рассказанная Платоновым, отличается от народных. Воробей погиб. Очевидно, не перенес второго сложного путешествия, не хватило его немолодых сил. Но оставаться в чужой стране он не мог: слишком тоскливо ему было там, в стране вечного лета и обильной пищи.

А может, сердце не выдержало радости встречи с Родиной. Музыкант был потрясен смертью воробья. Он даже не смог идти на бульвар играть на скрипке, словно смерть маленькой птички унесла и часть его души. А потом он стал играть нежную счастливую мелодию.

Он хочет, что птичке снился вечный счастливый сон про родную землю но в сердце столько печали, что музыка не может утешить старика, потому что он понимает, что лишился друга, и это уже не поправить. От этого старику становится одиноко и тоскливо. Музыка не смогла вернуть ему гармонии: в ней «недоставало чего-то».

Она уже не могла обещать «счастье и славную жизнь», потому что никакое искусство не заменит настоящей жизни и настоящих друзей.

https://www.youtube.com/watch?v=x78FYVgPA_c

Музыка играет в рассказе важную роль.

Благодаря ей мы понимаем одинокую душу старика и его мечту о счастье общения, она помогает нам увидеть его бескорыстное служение искусству и стремление быть полезным своей родной земле, мы будто слышим его искусную игру на скрипке. В музыке человеческая душа обретает утешение и стремление «жить высшей, прекрасной жизнью». Музыка дает нам возможность ощутить всю полноту утраты старого человека.

Читайте также:  Деловая игра с родителями на родительском собрании в детском саду

Наверное, о таком музыканте написал песню Булат Окуджава. Она так и называется «Музыкант».

  1. Музыкант играл на скрипке – я в глаза ему глядел.
  2. Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел.
  3. Я не то чтобы от скуки – я надеялся понять,
  4. как умеют эти руки эти звуки извлекать
  5. из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил,
  6. из какой-то там фантазии, которой он служил?
  7. Да еще ведь надо в душу к нам проникнуть и зажечь…

А чего с ней церемониться? Чего ее беречь?Счастлив дом, где звуки скрипки наставляют нас на путь

  • и вселяют в нас надежды… Остальное как-нибудь.
  • Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
  • по чьему благословению я по небу лечу.
  • Счастлив он, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
  • музыкант, соорудивший из души моей костре.
  • А душа, уж это точно, ежели обожжена,
  • справедливей, милосерднее и праведней она.
  • Домашнее задание: «Неизвестный цветок» Платонова
  • Источник:

Андрей Платонов – Любовь к родине, или путешествие воробья

Андрей Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» читать

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

Источник: https://school-10.ru/klassika/analiz-rasskaza-lyubov-k-rodine-ili-puteshestvie-vorobya-platonova.html

Отзыв о рассказе А.Платонова «Любовь к родине или Путешествие воробья»

Андрей Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» читатьГлавные герои рассказа Андрея Платонова «Любовь к родине или Путешествие воробья» — пожилой скрипач и старый воробей. Скрипач жил в Москве и у него была привычка каждый день приходить к памятнику Пушкину и там играть для людей на скрипке. Старый скрипач играл не из-за денег, ему хватало пенсии. Но он считал, что должен делать что-то полезное для других людей.

Однажды осенью, когда скрипач играл у памятника, на футляр его скрипки сел старый воробей, который искал для себя корм. Он не нашел ничего съедобного и улетел. В следующий раз скрипач оставил футляр открытым, и внутри футляра лежал кусок черного хлеба. Воробей наелся хлебом досыта, и ускакал в кусты отдыхать.

Так старый скрипач стал подкармливать старого воробья хлебом. Но однажды воробей пропал, и скрипач, прождав его несколько дней, решил, что воробей погиб. Тогда скрипач купил себе черепашку, и стал дома играть для нее на скрипке.

А старый воробей был жив. Ураганный ветер унес его в далекую страну, где жилось тепло и сытно. Поначалу воробей радовался жизни в тепле и сытости, но со временем он начал тосковать по родным краям. Чересчур сытная пища теплой страны, которая была или сладкой или горькой, ему надоела, и больше всего воробью хотелось поклевать кислого черного хлеба.

Старый воробей нашел высокий камень, продуваемый ветрами, и стал ждать урагана, который унесет его домой. Его желание сбылось, однажды ночью ветер снова подхватил его и понес обратно, на родину. Ранней весной очутился воробей в родных краях.

В пути он сильно замерз, и в конце пути упал на одной из московских улиц. Замерзшую птицу подобрали двое мальчишек. Они решили продать свою находку. И так получилось, что воробья у них купил старый скрипач, который возвращался из керосинной лавки.

Скрипач положил воробья за пазуху, чтобы тот согрелся. Ночью воробей ожил и стал клевать скрипача под рубахой. Скрипач переложил его в коробку, где жила черепаха, и уснул.

Но утром скрипач обнаружил, что старый воробей умер. В тот день скрипач не пошел к памятнику Пушкину, а решил поиграть на скрипке дома. Но во время игры он понял, что в музыке чего-то недостает. Тогда скрипач отложил скрипку и заплакал.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Любовь к родине или Путешествие воробья» заключается в том, что самое дорогое для человека – это его Родина. Старый воробей, волей случая оказавшийся в теплой и сытной стране, не смог там прижиться и начал тосковать по родным краям, всей душой стремясь вернуться обратно.

Рассказ учит стремлению быть полезным обществу, окружающим людям. Старый скрипач был вполне обеспечен, и ему не было нужды зарабатывать себе на хлеб, но он каждый день приходил к памятнику Пушкину, чтобы исполнять для людей музыку.

Рассказ учит взвешивать все за и против, покидая Родину.

В рассказе мне понравился старый воробей, который любил свою Родину и который сумел вернуться в родные края, отказавшись от спокойной и сытной жизни в далекой стране.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Любовь к родине или Путешествие воробья»?

Там хорошо, где нас нет.
Где родился, там и пригодился.
По родимой стороне сердце ноет.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_platonov_lyubov_k_rodine/

Анализ рассказа Любовь к Родине или Путешествие воробья Платонова

Произведение глубоко затрагивает эмоциональную сферу человека. Призывает привлечь внимание к музыке как к чему-то более высокому. Прививает чувство сострадания и понимания, учит любить Родину, проявлять милосердие, любить все живое, развивает способность человека дарить добро.

Все это видно по сюжету произведения.

Постаревший музыкант скрипач задумался о своем бесполезном прозябании на земле. Решил, что будет каждый вечер приходить к памятнику Пушкину, расположенному в Москве в начале Тверского бульвара и играть свою любимую музыку.

Он очень любил играть на скрипке и делился своей любовью с людьми. Денег за свою игру он не брал. Потому как футляр от скрипки был всегда закрыт и в нем лежал кусочек хлеба и яблоко, на случай если захочется перекусить.

С наступлением сумерек старик поднимался на верхнюю ступеньку у пьедестала памятника и начинал играть. Солнце постепенно спускалось за горизонт, старику казалось, что под музыку у людей и вечер проходит веселее. Старик верил, звуки музыки, обязательно затронут хоть некоторых людей до глубины души, и унесут их в прекрасную высшую жизнь.

Однажды осенним вечером скрипач заметил воробья. Птица прыгала по футляру в поисках пищи. Несмотря на поздний вечер и ненастную осеннюю погоду, воробей все же пытался найти, что ни будь поесть. Деревья уже приготовились к зиме, насекомых нет, да и дующие ветры разгоняют какие-либо крошки.

В первый день своего посещения скрипача птица улетела ни с чем. На следующий день музыкант ждал воробья, он даже открыл свой футляр с кусочком хлеба. Но птица не прилетала еще почти четыре дня. Мысли музыканта были заняты маленькой птицей.

Он думал, где сегодня воробью пришлось отыскать пищу, и где он переночует в столь ненастную погоду.

На четвертый день воробей прилетел, и как ни в чем не бывало, с жадностью стал клевать приготовленный кусочек хлеба. Музыкант спустился вниз, чтобы лучше рассмотреть эту смелую птицу. Перья воробья были взъерошены, а в некоторых местах уже проглядывала седина.

Во время клевания воробей все же успевал поглядывать своими испуганными глазами по сторонам, а нет ли где опасности. Во взгляде птицы старик увидел мудрый ум, который он нажил себе, то ли от горя, то ли от тяжелой жизни.

Старик ждал теперь воробья каждый день, тосковал по нему, переживал за него.

С наступлением зимы музыкант все реже и реже приходил к памятнику, снег и метель не позволяли ему играть на скрипке.

Сидя дома и глядя в окно, старик думал, а вдруг сегодня воробей прилетит, а меня там нет, кто сможет его накормить и обогреть.

Однажды, играя свою последнюю мелодию, близко к полуночи началась поземка, воробья буквально занесло в футляр, где он долго не мог насытиться хлебными крошками. Затем вихрь подхватил птицу и унес далеко-далеко.

Через какое-то время воробей оказывается в «сказочной стране», где постоянно тепло, а еда лежит повсюду, стоит лишь протянуть клюв. Но этот чудесный и в то же время чужой край быстро наскучил воробью. Ему хотелось улететь в родные края, не взирая ни на что.

Каким-то чудом старик увидел именно этого воробья в руках у мальчишек, которые нашли его полузамерзшего на улице и предлагали купить за копейки. Старик был несказанно рад встрече с давним другом, он дал им денег и принес птицу к себе домой. Воробышек отогрелся на груди старика и даже немного поел.

Наутро старый музыкант обнаружил бездыханное тело птицы. Старик стал исполнять грустную мелодию. А про себя подумал: «Ты был далеко, видел много различных мест, а умирать прилетел на Родину!»

Вариант 2

Жизнь писателя Андрея Платонова нельзя назвать легкой. Он пережил много потерь и испытаний, был в немилости властей и поздно начал печатать свои произведения. В конце своей жизни он написал много рассказов притчей, больше похожие на сказки. В них много иносказательного и поучительного смысла. Рассказ «Любовь к Родине или путешествие воробья» яркий тому пример.

Его смело можно отнести к притчам или нравоучительным сказкам. Автор размышляет о вечных человеческих ценностях: дружбе, любви к родине, сострадании. Не обошел он в рассказе и тему одиночества.

Главные герои произведения: пожилой скрипач, играющий на улице не ради денег и потрепанный жизнью городской воробей.

Старый скрипач в русской литературе давно стал символом человеческого одиночества и грусти. Герой рассказа играет вечерами у памятника Пушкину на Тверской.

Футляр его скрипки всегда закрыт, деньги его не интересуют. Он играет для людей. Ему хочется донести до прохожих волшебные звуки музыки.

Он всегда играет до конца, даже если стоит и слушает всего один прохожий. В футляре он хранит немного хлеба и яблоко.

Однажды к памятнику прилетает старый седой воробей, который ищет что-то из еды. Старик начинает подкармливать птичку и постепенно привязывается к ней. Он находит в маленьком воробье некоторое сходство с собой. Седеющая голова и умные, наполненные жизненным опытом глаза.

Старый музыкант и старая птица становятся друзьями. Старик не уходит домой, не дождавшись своего пернатого друга. Наступившие холода разлучают друзей. Старик покупает себе черепаху и играет дома для нее. Выбирая животное, он рассуждает о долгожительстве.

Его выбор черепахи неслучайный, ведь они живут очень долго, и хоронить друга вряд ли придется.

Воробей, подхваченный ураганом, попадает в теплые страны. Но тепло и еда, доступная на каждом шагу не делают птицу счастливой.

В сытной благодати воробей скучает по кислому и черствому хлебу, которым угощал его старый скрипач. Он даже успевает подружиться со старой беззубой змеей. Однако жизнь на чужбине угнетает воробья.

Ему удается вернуться в Москву, но он замерзает почти до смерти, попав в морозную бурю.

Случайно старик покупает полуживую птичку у мальчишек и спасает его согрев у себя на груди. Однако к утру, оживший воробей умирает. Очень символично Платонов дает понять читателю, что предчувствие смерти возвращает птицу в родные места.

В очень простой и доступной даже для ребенка форме Платонов рассуждает об иммиграции. Как бы богато и сладко не было в далекой райской стране любое живое существо, пусть маленькая беззащитная птичка тоскует по своей Родине, забыв о тепле и достатке.

Писатель очень любил природу и животных. Он считал даже простейшие формы жизни равными человеку, разговаривал с деревьями и цветами. Образы природы, животных и растений можно часто встретить в его произведениях.

Любовь к Родине – самое главное чему учит автор читателя в своем рассказе, похожем на сказку. Сострадание и участие. Без этих вещей человеческая жизнь не имеет смысла. «Нужно научиться дарить добро, любить все живое на земле, жить для других, трудиться». Слова, которые автор поставил эпиграфом к своему произведению, как нельзя лучше показывают основный смысл рассказа.

← Анализ рассказа В прекрасном и яростном мире Платонова
← Добро и зло в сказке Снежная королева↑ ДругиеАнализ рассказа Платонова Июльская гроза →
Анализ рассказа Сухой хлеб Платонова →

Андрей Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» читать

  • Сочинение Пока жив язык — жив народ 6 класс рассуждение
    Что такое народ? Определенное скопление людей, проживающих на конкретной территории? Люди, которые объединены на законодательном уровне? Нет. Народ – это люди, которые имеют что-то общее
  • План рассказа Мафин и паук 2 класс (Энн Хогарт)
    Ослик Мафин проверял свой огород. За грядкой с огурцами он увидел огромного паука. Ему стало страшно, и он уже хотел убежать, но вдруг увидел на глазах паука слезы. Он спросил паука почему он такой печальный и плачет.
  • План сказки Волшебник изумрудного города (Волков 3 класс)
    Александр Волков написал интересную сказку, которая увлекла как детей, так и взрослых, когда началась Вторая мировая война. В центе сюжета история маленькой девочки по имени Элли.
  • Сочинение Анализ рассказа В аптеке Чехова
    Никто так явно не поднимал проблему равнодушия в окружающем мире, как Антон Павлович Чехов. Он известен читателям как автор космических рассказов, в которых не случайно за основу берутся жизненные случаи.
  • План рассказа Косцы Бунина
    С самого начала произведение знакомит нас с подробным описанием природы. Автор описывает поля, на фоне прекрасного захода солнца, которое аккуратно падает в красивые легкие облака. Кажется

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-rasskaza-lyubov-k-rodine-ili-puteshestvie-vorobya-platonova

Краткое содержание Платонов Любовь к Родине или Путешествие воробья

Постаревший музыкант приходил и исполнял классические мелодии на скрипке. Возле памятника скапливались люди, желающие насладиться трепетной музыкой. Все по-разному чувствовали её. При выполнении своей работы старик ощущал себя счастливым человеком.

Он хотел безвозмездно делиться частицами прекрасного — мелодичной музыкой.

Оставленные прохожими монеты он не брал, а высыпал на асфальт. Он покидал своё место поздно ночью, делясь мелодией даже с одним слушателем.

Однажды возле него присел воробушек, поклевав и не найдя зёрен, он схватил монетку и улетел прочь. Старик запомнил его крупную голову и поседевшие перья. С этих пор, старик стал приоткрывать крышку и насыпать куски хлеба для долгожданного гостя. Только на четвёртый вечер музыканту удалось его увидеть.

Изредка, на футляр с приготовленным кормом, прилетал воробей. Затем, куда — то исчез.

В один из зимних вечеров с самого утра разыгралась буря. И ветер затянул в круговорот снега нашего пернатого. Во время полёта наш герой не боялся. Спустя, пару дней он оказался в тёплом месте. Но, ему не хотелось здесь оставаться. Его звали и притягивали родные места.

Читайте также:  Конспект занятия в средней группе. человек - часть природы

И вот, однажды он снова попал в ветреный поток. И попал на то самое место, где старик исполнял музыкальные композиции.

Вначале он летел и ему было тепло. Затем он попал в холодные струи и стал замерзать.

Ребятишки нашли его и предложили купить за копейки, проходящего мимо старика. Когда он принёс домой, то понял, что это тот самый воробей. Он попытался отогреть его на груди. Воробей немного пошевелился и он поместил в коробе с черепахой.

Ранним утром там лежало мёртвое тело друга. Старик сел и стал исполнять грустную мелодию.

Старик стал плакать. А черепаха сочувственно вытянула шею.

Воробей прилетел, чтобы умереть на своей любимой Родине..

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Платонов. Все произведения

Любовь к Родине или Путешествие воробья. Картинка к рассказу

Андрей Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» читать

Сейчас читают

  • Краткое содержание Золя Нана
    Нана — повесть о второсортной актрисе, которая пользовалась очень большой популярностью у мужчин разного сословия и ранга. Будучи совсем молодой, она начала свою карьеру на сцене, но выступала очень робко и неубедительно
  • Шмелёв Иван
  • Краткое содержание Обезьяний язык Зощенко
    Один человек, который пришел на собрание и считал себя неграмотным и темным, называл русский язык трудным и непонятным. Причина, почему мужчина не мог полностью понимать говорящих рядом с ним людей
  • Краткое содержание Екимов Мальчик на велосипеде
    Главный герой Хурдин возвращается домой в хутор. Он не видел мать 5 лет и очень за неё беспокоился. По пути с вокзала он встретил старого школьного друга Ивана Ломтева на машине, направляющегося в их хутор
  • Краткое содержание Уайльд Идеальный муж
    Вся пьеса протекает в Лондоне в течении одних суток в 90-х годах 19 века в квартире у лорда Горинга и доме Чилтернов. Званый ужин в доме Чилтернов, все внимание знати переходит к новому лицу – миссис Чивли

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/platonov/lyubov-k-rodine-ili-puteshestvie-vorobya

Любовь к Родине, или Путешествие воробья — цитаты из произведения

У писателя Андрея Платонова была тяжелая и не продолжительная жизнь, но несмотря на это до конца он писал вдохновляющие рассказы. Сказка «Любовь к Родине или Путешествие воробья» глубоко затрагивает эмоции каждого из нас.

После прочтения хочется воспринимать музыку, как что-то глобальное и гениальное. Также пробуждается чувство патриотизма, сострадания, милосердия, любви ко всему живому. А у кого-то возможно просто возникнет желание творить добро.

История рассказывает о пожилом скрипаче, который не видит смысла в своей жизни. Он считает, что ничего не добился. Поэтому музыкант решил каждый вечер приходить на Тверской бульвар в Москве и играть на скрипке любимые сочинения под памятником Пушкину.

«Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь.»

Старик хотел делиться своей музыкой с окружающими, дарить им радость и наслаждение от прослушивания. Закрыв футляр от скрипки, он давал понять, что играет не ради денег, а просто получает удовольствие. А в закрытом футляре лежали «кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется»

Скрипач приходил, когда начинало темнеть. «Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней.» Он становился возле памятника и начинал играть.

Прекрасное звучание скрипки наполняло сердца, проходивших мимо людей чувством невесомости и спокойствия, каждая нотка была сыграна от чистого сердца и с любовью. Музыканту казалось, что его игра делает вечер людей приятным и радостным.

Он верил, что его музыка может унести душу человека в чудесный и волшебный мир. Это придавало сил.

И вот однажды, играя прекрасным осенним вечером, он увидел воробья, который прыгал по футляру в поисках еды.

Не найдя и крошки, воробей «пошевелил ножками денежные монеты, взял из них клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней неизвестно куда». Старику стало не по себе, ведь воробушек был голоден.

На следующий день он открыл футляр с кусочком хлеба, надеясь, что птица вернётся. Так прошло четыре дня. Воробей всё не прилетал.

Однако на четвёртый день птичка прилетела, и, увидев приготовленное лакомство, стала жадно клевать его. Музыкант осторожно приблизился и стал наблюдать.

«Воробей был взлохмаченный, головастый, и многие перья его поседели; время от времени он бдительно поглядывал по сторонам, чтобы с точностью видеть врага и друга, и музыкант удивился его спокойным, разумным глазам. Должно быть, этот воробей был очень стар или несчастен, потому что он успел уже нажить себе большой ум от горя, беды и долголетия.»

С тех пор старик ждал воробушка каждый день и «перед тем как идти на бульвар, ежедневно крошил в футляр скрипки мягкий теплый хлеб». Воробей занял место в его сердце и стал каким-то родным. Может быть, потому что во взгляде бедного существа он увидел самого себя. Когда наступила зима, старик стал выходить намного реже, ведь снег и мороз были беспощадны.

Но не стоит забывать это ведь сказка, а в сказке все может произойти. В один ненастный день придя к памятнику и не обнаружив там футляр с едой воробей стал летать вокруг и его «понесло вдаль, на большой пустой высоте».

Буря вынесла его в теплые края, где уже лето и зажил воробей, один, только скучал по скрипачу.

Он ложился спать на скале «надеялся, что когда-нибудь настанет буря и она сорвет его, спящего, с камня и унесет обратно домой, на Тверской бульвар».

Конец у истории грустный, но по-другому у Платонова бывает редко.

Рассказ был написан в 1936 году и скорее всего Платонов очень просто и доступно показывает нам проблемы иммигрантов, уехавших и мечтающих вернуться. Он пытается донести, что, несмотря на райскую жизнь в чужой стране, любой человек, каждое создание тоскует по своей Родине.

Писатель безумно любил природу и всё живое. Он считал, что все живые существа равны с человеком. Также он любил разговаривать с растениями. Он верил, что они слышат и слушают его. Практически в каждом его произведении можно встретить животный и растительный мир.

Рекомендую всем, хорошая, добрая и грустная сказка.

Источник: https://www.livelib.ru/work/1003046545/quotes-lyubov-k-rodine-ili-puteshestvie-vorobya-andrej-platonov

Андрей Платонов — Любовь к родине, или путешествие воробья

Воробья понесло вдаль, на большой пустой высоте. Здесь даже снега не было, а только голый чистый ветер, твердый от собственной сжатой силы. Воробей подумал, свернулся потеснее своим телом и заснул в этом урагане.

Выспавшись, он проснулся, но буря по-прежнему несла его.

Воробей уже немного освоился жить в урагане, ему было даже легче сейчас существовать, потому что он не чувствовал тяжести своего тела и не нужно было ни ходить, ни летать, ни заботиться о чем-либо.

Воробей огляделся в сумраке бури, ему хотелось понять, какое сейчас время: день или ночь. Но увидеть свет или тьму сквозь сумрак он не сумел и опять съежился и уснул, стараясь сберечь тепло хотя бы внутри себя, а перья и кожа пусть остывают.

Когда воробей проснулся во второй раз, его все еще несла буря. Он стал теперь уже привыкать к ней, только его брала забота о пище. Холода воробей сейчас не чувствовал, зато и тепла не было, — он лишь дрожал в этом сумраке и потоке пустого воздуха. Воробей снова сжался, стараясь не сознавать ничего, пока ураган не обойдется.

Проснулся воробей на земле, в чистой и теплой тишине. Он лежал на листьях большой зеленой травы. Неизвестные и невидимые птицы пели долгие, музыкальные песни, так что воробей удивился и послушал их некоторое время. Затем он убрал и почистил свои перья после вьюги и пошел кормиться.

Здесь, наверно, шло вечное лето, и пищи поэтому было много. Почти каждая трава имела на себе плоды. На стеблях меж листьями висели либо колосья с зернами, либо мягкие стручки с мелкими пряными лепешками, либо открыто росла крупная сытная ягода. Воробей клевал весь день, пока ему не стало стыдно и отвратительно; он опомнился и перестал есть, хотя мог бы покушать еще немного.

Проспав ночь на травяном стебле, воробей с утра опять начал питаться. Однако он съел теперь немного. Вчера от сильного голода он не заметил вкуса пищи, а сегодня почувствовал, что все плоды трав и кустарников были слишком сладкими либо, наоборот, горькими.

Но зато в плодах содержалась большая питательность, в виде густого, почти опьяняющего жира, и воробей на второй же день слегка пополнел и залоснился.

А ночью его стала мучить изжога, и тогда воробей затосковал по привычной кислоте простого черного хлеба; его мелкие кишки и желудок заскулили от ощущения теплой, темной мякоти в футляре музыканта у памятника Пушкину.

Вскоре воробей стал вовсе печальным на этой летней, мирной земле. Сладость и обилие пищи, свет воздуха и благоухание растений не привлекали его. Бродя в тени зарослей, воробей нигде не встретил ни знакомого, ни родственника: тут воробьи не жили.

Местные, тучные птицы имели разноцветные, красивые перья; они обыкновенно высоко сидели на древесных ветвях и пели оттуда прекрасные песни, словно из их горла происходил свет.

Ели эти птицы редко, потому что достаточно было склевать одну жирную ягодку в траве, чтобы насытиться на весь день и на всю ночь.

Воробей стал жить в одиночестве. Он постепенно облетал всю здешнюю страну, поднимаясь от земли чуть выше кустарника, и повсюду наблюдал густые рощи трав и цветов, толстые низкие деревья, поющих, гордых птиц и синее, безветренное небо. Даже дожди здесь шли только по ночам, когда все спали, чтобы ненастье не портило никому настроения.

Спустя время воробей нашел себе постоянное место для жизни. Это был берег ручья, покрытый мелкими камнями, где ничего не росло, где земля лежала более скудной и неудобной.

В береговой расщелине там еще жила одна змея, но у нее не было яда и зубов, она питалась тем, что глотала влажную почву, как червь, — и мелкие земляные животные оставались у нее внутри, а сжеванная земля исходила обратно прочь. Воробей подружился с этой змеей. Он часто являлся к ней и смотрел в ее темные, приветливые глаза, и змея тоже глядела на воробья. Затем воробей уходил, и ему становилось легче жить в одиночестве после свидания со змеей.

Вниз по течению ручья воробей увидел однажды довольно высокую, голую скалу. Он взлетел на нее и решил ночевать здесь, на возвышенном камне, каждую ночь.

Воробей надеялся, что когда-нибудь настанет буря и она сорвет его, спящего, с камня и унесет обратно домой, на Тверской бульвар.

Первую ночь спать на прохладной скале было неудобно, однако на вторую ночь воробей уже привык и спал на камне, глубоко, как в гнезде, согреваемый надеждой на бурю.

* * *

Старый музыкант понял, что седой, знакомый воробей погиб навсегда в зимнем урагане. Снегопад, холодные дни и вьюги часто не позволяли старику выходить на Тверской бульвар для игры на скрипке.

В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населенной, вероятно, одними поющими птицами.

Старый человек не мог предположить, что его воробей живет сейчас в теплом, цветущем краю и спит по ночам на высоком камне, подставив себя под ветер… В феврале месяце музыкант купил себе в зоологическом магазине на Арбате маленькую черепаху.

Он читал когда-то, что черепахи живут долго, а старик не хотел, чтобы то существо, к которому привыкнет его сердце, погибло раньше его. В старости душа не заживает, она долго мучается памятью, поэтому пусть черепаха переживет его смерть.

Живя вместе с черепахой, музыкант стал ходить к памятнику Пушкину совсем редко. Теперь он каждый вечер играл дома на скрипке, а черепаха медленно выходила на середину комнаты, вытягивала худую, длинную шею и слушала музыку.

Она поворачивала голову немного в сторону от человека, точно для того, чтобы лучше было слышать, и один ее черный глаз с кротким выражением смотрел на музыканта. Черепаха, наверно, боялась, что старик перестанет играть и ей опять станет скучно жить одной на голом полу.

Но музыкант играл для черепахи до поздней ночи, пока черепаха не клала свою маленькую голову на пол в усталости и во сне. Дождавшись, когда у черепахи закроются глаза морщинами век, старик прятал скрипку в футляр и сам тоже ложился на покой. Но музыкант спал худо.

В теле его то постреливало где-нибудь, то щемило, то заходилось сердце, и он часто вдруг просыпался в страхе, что умирает. Обыкновенно оказывалось, что он еще живой и за окном, в московском переулке, продолжалась спокойная ночь. В марте месяце, проснувшись от замирания сердца, старик услышал могучий ветер; стекло в окне оттаяло: ветер, наверно, дул с юга, с весенней стороны.

Читайте также:  Классный час на день святого валентина, 8 класс

И старый человек вспомнил про воробья и пожалел его, что он умер: скоро будет лето, на Тверском бульваре снова воскреснут деревья и воробей пожил бы еще на свете. А на зиму музыкант взял бы его к себе в комнату, воробей подружился бы с черепахой и свободно перенес зиму в тепле, как на пенсии… Старик опять уснул, успокоившись тем, что у него есть живая черепаха и этого достаточно.

Воробей тоже спал в эту ночь, хотя и летел в ураганном южном ветре. Он проснулся только на одно мгновение, когда удар урагана сорвал его с возвышенного камня, но, обрадовавшись, сейчас же уснул вновь, сжавшись потеплее своим телом. Проснулся воробей уже засветло; ветер нес его могучей силой в далекую сторону.

Воробей не боялся полета и высоты; он пошевелился внутри урагана, как в тяжелом, вязком тесте, проговорил сам для себя кое-что и почувствовал, что хочет есть. Воробей огляделся с осторожностью и заметил вокруг себя посторонние предметы.

Он их тщательно рассмотрел и узнал: то были отдельные тучные ягодки из теплой страны, зерна, стручки и целые колосья, а немного подальше от воробья летели даже целые кусты и древесные ветви. Значит, ветер взял с собою не одного его, воробья.

Маленькое зерно мчалось совсем рядом с воробьем, но схватить его было трудно, благодаря тягости ветра: воробей несколько раз высовывал клюв, а достать зерна не мог, потому что клюв упирался в бурю, как в камень.

Тогда воробей начал вращаться вокруг самого себя: он перевернулся ножками кверху, выпустил одно крыло, и ветер сразу снес его в сторону сначала к близкому зерну, и воробей враз склевал его, а потом воробей пробрался и к более дальним ягодам и колосьям.

Он накормил себя досыта и, кроме того, научился, как нужно передвигаться почти поперек бури. Покушав, воробей решил заснуть. Ему сейчас было хорошо: обильная пища летела рядом с ним, а холода или тепла среди урагана он не чувствовал. Воробей спал и просыпался, а проснувшись, опять ложился по ветру ножками кверху, чтобы дремать на покое.

В промежутках меж одним сном и другим он сытно кормился из окружающего воздуха; иногда какая-либо ягода или стручок со сладкой начинкой вплотную прибивались к телу воробья, и тогда ему оставалось только склевать и проглотить эту пищу.

Однако воробей побаивался, что ветер когда-нибудь перестанет дуть, а он уже привык жить в буре и обильно питаться из нее. Ему не хотелось больше добывать себе корм на бульварах постоянным хищничеством, зябнуть по зимам и бродить пешком по пустому асфальту, чтобы не тратить сил на полет против ветра. Он жалел только, что нет среди всего этого могучего ветра крошек кислого черного хлеба, — летит одна лишь сладость или горечь. К счастью для воробья, буря шла долго, и, просыпаясь, он снова чувствовал себя невесомым и пробовал напевать сам себе песню от удовлетворения жизнью.

Источник: https://nice-books.ru/books/proza/russkaja-klassicheskaja-proza/page-2-170250-andrei-platonov-lyubov-k-rodine-ili-puteshestvie.html

Андрей Платонов — Любовь к родине, или путешествие воробья

Здесь можно скачать бесплатно «Андрей Платонов — Любовь к родине, или путешествие воробья» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Любовь к родине, или путешествие воробья» читать бесплатно онлайн.

Платонов Андрей

Любовь к родине, или путешествие воробья

  • Андрей Платонович ПЛАТОНОВ
  • ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ВОРОБЬЯ
  • (Сказочное происшествие)

Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени.

Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, — и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь.

Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал, потому что получал от государства пенсию и кормился достаточно. Но старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар.

Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью.

Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным. Тогда люди клали гривенники и копейки на крышку футляра.

Однако старик не хотел прикрывать свою нужду за счет искусства музыки; пряча скрипку обратно в футляр, он осыпал с него деньги на землю, не обращая внимания на их ценность. Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким, и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку.

Но старик мог играть и для одного человека и доигрывал произведение до конца, пока слушатель не уходил, заплакав во тьме про себя. Может быть, у него было свое горе, встревоженное теперь песнью искусства, а может быть, ему стало совестно, что он живет неправильно, или просто он выпил вина…

В позднюю осень старик заметил, что на футляр, лежавший, как обычно, поодаль на земле, сел воробей. Музыкант удивился, что эта птичка еще не спит и даже в темноте вечера занята работой на свое пропитание.

Правда, за день сейчас трудно накормиться: все деревья уже уснули на зиму, насекомые умерли, земля в городе гола и голодна, потому что лошади ходят редко и дворники враз убирают за ними навоз.

Где, на самом деле, питаться в осень и в зиму воробью? Ведь и ветер в городе слаб и скуден меж домами, — он не держит воробья, когда тот простирает утомленные крылья, так что воробью приходится все время ими махать и трудиться.

Воробей, обследовав всю крышку футляра, ничего полезного на ней для себя не нашел. Тогда он пошевелил ножками денежные монеты, взял из них клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней неизвестно куда. Значит, он не даром прилетал — хоть что-нибудь, а взял! Пусть живет и заботится, ему тоже надо существовать.

На другой вечер старый скрипач открыл футляр — на тот случай, что если прилетит вчерашний воробей, так он может покормиться мякотью хлеба, который лежал на дне футляра. Однако воробей не явился, наверно, он наелся где-нибудь в другом месте, а копейка ему не годилась никуда.

Старик все же терпеливо ожидал воробья, и на четвертые сутки он опять увидел его. Воробей без помехи сел на хлеб в футляре и по-деловому начал клевать готовую пищу. Музыкант сошел с памятника, приблизился к футляру и тихо рассмотрел небольшую птичку.

Воробей был взлохмаченный, головастый, и многие перья его поседели; время от времени он бдительно поглядывал по сторонам, чтобы с точностью видеть врага и друга, и музыкант удивился его спокойным, разумным глазам.

Должно быть, этот воробей был очень стар или несчастен, потому что он успел уже нажить себе большой ум от горя, беды и долголетия.

Несколько дней воробей не появлялся на бульваре; тем временем выпал чистый снег и подморозило. Старик, перед тем как идти на бульвар, ежедневно крошил в футляр скрипки мягкий теплый хлеб.

Стоя на высоте подножия памятника, играя нежную мелодию, старик постоянно следил взором за своим открытым футляром, за ближними дорожками и умершими кустами цветов на летней клумбе.

Музыкант ожидал воробья и тосковал по нем: где он теперь сидит и согревается, что он ест на холодном снегу? Тихо и светло горели фонари вокруг памятника Пушкину, красивые чистые люди, освещенные электричеством и снегом, мягко проходили мимо памятника, удаляясь по своим важным и счастливым делам. Старик играл дальше, скрывая в себе жалкое чувство печали по небольшой усердной птичке, которая жила сейчас где-то и изнемогала.

Но прошло еще пять дней, а воробей все не прилетал гостить к памятнику Пушкину.

Старый скрипач по-прежнему оставлял для него открытый футляр с накрошенным хлебом, однако чувство музыканта уже затомилось от ожидания, и он стал забывать воробья.

Старику многое пришлось забыть в своей жизни безвозвратно. И скрипач перестал крошить хлеб, он теперь лежал в футляре целым куском, и только крышку музыкант оставлял открытой.

* * *

В глубине зимы, близ полуночи, началась однажды поземка. Старик играл последней вещью «Зимнюю дорогу» Шуберта и собирался затем уходить на покой. В тот час из середины ветра и снега появился знакомый седой воробей.

Он сел тонкими, ничтожными лапками на морозный снег; потом походил немного вокруг футляра, задуваемый по всему телу вихрями, но равнодушный к ним и безбоязненный, — и перелетел внутрь футляра. Там воробей начал клевать хлеб, почти зарывшись в его теплую мякоть.

Он ел долго, наверно целых полчаса времени; уже метель почти полностью засыпала снегом помещение футляра, а воробей все еще шевелился внутри снега, работая над своей пищей. Значит, он умел наедаться надолго. Старик подошел к футляру со скрипкой и смычком и долго ожидал среди вихря, когда воробей освободит футляр.

Наконец воробей выбрался наружу, почистился в маленьком снежном сугробе, кратко проговорил что-то и убежал пешком к себе на ночлег, не захотев лететь по холодному ветру, чтобы не тратить напрасно свою силу.

На следующий вечер тот же воробей опять прибыл к памятнику Пушкину; он сразу же опустился в футляр и стал клевать готовый хлеб.

Старик глядел на него с высоты подножия памятника, играл оттуда музыку на скрипке и чувствовал добро в своем сердце. В этот вечер погода стояла тихая, словно усталая после вчерашней едкой поземки.

Наевшись, воробей высоко взлетел из футляра и пробормотал в воздухе небольшую песню…

Утром долго не светало. Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. Морозный, жесткий снег несся по переулку и застил дневной свет.

На оконное стекло еще ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны.

Старик стал любоваться этой воодушевленной игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придется. Сегодня поет буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. Все же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошел по своему переулку к Тверскому бульвару.

Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нем летящего снега. Старик хотел положить хлебные комки на ступеньку памятника, но увидел, что это бесполезно: буря тотчас же унесет хлеб, и снег засыплет его.

Все равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача, а этого было мало, или душа его стала бедной от старости лет.

Он перестал играть. На улице шел поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. Старик подошел к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло.

Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?

* * *

Седой воробей не испугался снежного урагана. Только он не полетел на Тверской бульвар, а пошел пешком, потому что внизу было немного тише и можно укрываться за местными сугробами снега и разными попутными предметами.

Воробей тщательно обследовал всю окрестность вокруг памятника Пушкину и даже порылся ножками в снегу, где обыкновенно стоял открытый футляр с хлебом.

Несколько раз он пытался взлететь с подветренной стороны на голые, обдутые ступени памятника, чтобы поглядеть, не принес ли туда ураган каких-нибудь крошек или старых зерен; их можно было бы поймать и проглотить.

Однако буря сразу брала воробья, как только он отрывался он снега, и несла его прочь, пока он не ударялся о ствол дерева или трамвайную мачту, и тогда воробей поскорее падал и зарывался в снег, чтобы согреться и отдохнуть. Вскоре воробей перестал надеяться на пищу.

Он разгреб поглубже ямку в снегу, сжался в ней и задремал: лишь бы ему не замерзнуть и не умереть, а буря когда-нибудь кончится. Все-таки спал воробей осторожно, чутко, следя во сне за действием урагана. Среди сна и ночи воробей заметил, что снежный бугор, в котором он спал, пополз вместе с ним, а затем весь снег вокруг него обвалился, рассеялся, и воробей остался один в урагане.

Источник: https://www.libfox.ru/43151-andrey-platonov-lyubov-k-rodine-ili-puteshestvie-vorobya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector